Предлоги – конспект занятия

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему «Предлог ЗА»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему «Предлог ЗА»

Автор-составитель:
Учитель-логопед
Филатова О.Н.

Цели:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи;
  • сформировать представление о смысловом значении предлога «ЗА», предлог как отдельное слово.

Задачи:

  • отработать понимание пространственного значения предлога ЗА;
  • работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
  • сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова;
  • развивать память, внимание, мышление;
  • расширять словарный запас;
  • совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.
  • воспитывать культуру коммуникации;
  • формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование:

  • таблица символов-предлогов;
  • предметные картинки;
  • сюжетные картинки;
  • наборы предлогов;
  • массажор «су-джок»

Ход занятия

Приветствие детей.

Логопед:

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пальчиковая гимнастика

(Работа с массажором « су-джок»)

Дети:

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

На доске герои из сказки «Репка»

Логопед:Дети, из какой сказки эти герои?

Расположите их по порядку.

Дети: Репка, за репкой дедка, за дедкой – бабка, за бабкой – внучка, за внучкой – жучка, за жучка – кошка, за кошкой – мышка.

Логопед: А какое маленькое слово Вам встречалось?

Логопед: (На доске несколько схем предлогов, дети должны выбрать нужную схему )

Дети, а какая схема предлога «За»?

Логопед: А когда употребляется предлог «За»

Дети: когда предмет находится позади чего-то.

Логопед: Дети, спрячьте руки за спинку, за голову, за ноги.

На доске картинки

Логопед: Дети, соедините картинки, используя предлог «За»

Физкультминутка:

(движения по тексту)

Хомка — хомка хомячок

Хомка рано встаёт, щёчки моет, ушки трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку,

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать.

Игра: «Подскажи словечко» (логопед произносит предложение, пропуская маленькое слово «ЗА»)

Дети идут_____ ягодами

Лиса гонится ____зайцем

Корова мычит _____ забором

Лиса спряталась_____ дерево

Девочка сидит ____ столом

Игра: «Кто за кем стоит»

Дети: по вопросу логопеда отвечают кто за кем стоит

Логопед: Дети на доске картинка, ответьте на мой вопрос

Где сидит девочка?

Где лежит буратино?

Куда положили куклу?

Где лежат книги?

Где стоит паровоз?

Где стоит лошадка?

Где лежат карандаши?

Где стоит цветок?

Дети (садятся за столы, открывают конверты с символами слов и предлогов)

Составление схемы предложения «МЯЧ ЗА ДИВАНОМ»

Итог занятия:

— О каком маленьком слове мы сегодня говорили.

Логопедическое занятие по теме “Предлоги”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи;
  • сформировать представление о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык предложного управления
  • образовательные:

  • отработать понимание пространственного значения предлогов В, НА, ИЗ, ПОД, К, ЗА;
  • работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
  • сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова;
  • дифференцировать предлоги противоположного значения;
  • подводить к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами.
  • развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление;
  • расширять словарный запас;
  • совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать монологическую речь;
  • учить детей правильно и логично излагать свои мысли;
  • развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.
  • воспитательные:

  • воспитывать культуру коммуникации;
  • формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.
  • коррекционная:

  • устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами.
  • Оборудование:

    • таблица символов-предлогов;
    • предметные картинки;
    • карточки для фронтальной работы;
    • сюжетные картинки;
    • наборы предлогов;
    • карточки с текстом;
    • мяч.

    I. Организационный момент.

    Логопед предлагает ученикам взять карточки лежащие на , в, под, перед коробкой, прочитать написанные на них слова и ответить на вопросы используя слова карточек

    (На столе, под столом, в столе, над столом). Слайд №2.

    – Я задам вам вопросы, ответить на которые помогут слова на карточках и картинка на доске.

    – Где стоит клетка?

    Дети отвечают полным предложением. Клетка стоит на столе.

    – Где лежат карандаши?

    – Где сидит мышка?

    – Где порхает бабочка?

    Параллельно логопед уточняет сколько слов сказал каждый ученик, какой предлог использовал в своём ответе.

    – Какие предлоги вы использовали в своих ответах?

    – Как предлоги пишутся со словами?

    II. Сообщение темы занятия.

    – Сегодня мы совершим прогулку по городу ПРЕДЛОГОВ. На нашем пути будет много интересных остановок. Подготовимся к дороге. Откроем тетради запишем дату и тему урока – ПРЕДЛОГИ.

    – Перед отправлением я хочу проверить все ли готовы к прогулке.

    Внимательно послушайте стихотворение и запишите все предлоги, которые вы услышите в нём.

    Логопед читает стихотворение, ребята записывают встретившиеся предлоги.

    Из калитки вышел,
    Постучал в окошко,
    Пробежал по крыше,
    Поиграл немного
    Ветками черёмух,
    Пожурил за что-то
    Воробьёв знакомых.

    – Ребята какие предлоги вы записали? Проверка выполнения задания. Слайд №3.

    III. Работа по теме занятия.

    Мы знаем, что каждый предлог можно зашифровать символом.

    Посмотрите на доску, расшифруйте символы. Слайд № 4.

    – Хорошо. А сейчас прочитаем предложения, записанные с помощью символов. Скажите с каким словом, связан по смыслу предлог.

    Дети самостоятельно делают выводы.

    – Запишите эту пару слов в тетрадь. Выделите предлог значком о.

    Учащиеся записывают в тетрадь словосочетания: в шкафу, по мосту, к морю, в лес, за ягодами.

    – Следующая остановка на улице СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

    – Прочитай слова, написанные на карточках. Слайд № 7.

    Река, мост, под; cтол, лампа, на; cтул, стол, у; едет, автобус, в; ползёт, по, лист.

    – Ребята, вам понятен смысл? Составь понятное по смыслу словосочетание. Сколько слов в словосочетании? Какое слово изменило своё окончание? Какой предлог?

    – Запишите словосочетание в тетрадь. Слайд № 8.

    – Ребята, со словосочетанием ползёт по листу составьте предложение.

    – Сколько слов в предложении? На каком месте стоит предлог?

    – Запишите предложение в тетрадь.

    – Вот мы с вами подъехали к самой длинной улице – улице ПРЕДЛОЖЕНИЙ, на которой будет несколько остановок.

    – Первая остановка покажет кто самый внимательный.

    – Ребята, послушайте предложения и скажите сколько в нём слов. Под дубом лежат жёлуди.

    – Какой предлог? На каком по счёту месте он стоит в предложении.

    Аналогичная работа проводится со следующими предложениями.

    Хитрая лиса подкралась к норе.
    Ученики ходили на экскурсию в музей.
    Пироги вынули из печи.
    На двери повесили замок.

    Мы продолжаем движение по улице предложений. Нас ждёт остановка Пропущенных предлогов.

    Ребята, прочитайте предлоги.

    Вы каждый предлог должны вернут “в своё” предложение “на своё место”.

    Ученики получают конверты с предлогами: в, за, из, с, к, у, на и карточку с предложениями.

    Юра зашёл О класс.

    Вынул О портфеля книги и положил

    Юра сидит О Катей.

    Учитель вызвал Юру О доске.

    Мальчик стоит О доски и отвечает урок.

    Ученики самостоятельно выполняют задание, после чего выполняется проверка задания. Слайд №10, слайд № 11.

    – Ребята, найдите предложение в котором есть два предлога и запишите его в тетрадь, выделив предлоги.

    Остановка на улице “АКТИВНАЯ”.

    Игра “Наоборот” с перекидыванием мяча. Логопед начинает фразу, а ученики заканчивают.

    Над окном – под окном
    Под землёй – над землёй
    К двери – от двери
    Перед уроком – после урока
    От дома – к дому
    В портфель – из портфеля
    Из школы – в школу
    На ветку – с ветки.
    Перед домом – за домом.

    – Продолжаем путь. ОСТАНОВКА СХЕМАТИЧЕСКАЯ.

    – Прочитайте слова, записанные на доске. Из данных слов вы должны составить предложения по вопросам и схемам.

    – Дайте ответ на вопрос: “Кто кружит над старым деревом?”

    Работа проводится с опорой на слайд № 12.

    – Внимательно послушайте мой второй вопрос.

    – Где кружит грач? Каким предложением мы ответим?

    Над старым деревом кружит грач. Работа по слайду № 13.

    – На каком месте стоит предлог в предложении? Запишите предложение в тетрадь, выделив предлог.

    – Последняя остановка нашего пути называется “Я САМ”.

    – Вы должны самостоятельно составить предложение используя слова, записанные на доске, правильно выбрав предлог из скобок. В помощь вам будет сюжетная картинка.

    Скала, поднимается, (в, с, на, из), альпинист.

    V. Подведение итогов занятия. Оценивание работы детей.

    1. Чему мы учились на занятии?
    2. Что такое предлоги?
    3. Какие бывают предлоги?
    4. Для чего они нужны?
    5. Что показалось трудным
    6. Какие задания были интересны?

    Логопед оценивает работу детей и делает итоговый вывод самое главное не забывайте, что предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на место нахождение предметов. Слайд №15.

    Логопедическое занятие “Предлоги”

    Конспект фронтального логопедического занятия “Предлоги “в”, “на”.

    Цель: на практическом уровне познакомить детей с предлогами (маленькими словами);

    развитие и уточнение пространственных представлений, их вербальное

    выражение посредством данной категории служебных слов;

    преодоление аграмматизма как в импрессивной, так экспрессивной

    формирование представления о смысловом (семантическом) значении

    предлога, о предлоге, как об отдельном слове;

    уточнение конкретно-пространственных значений предлогов;

    знакомство с графическими схемами предлогов;

    уточнение и закрепление временных представлений;

    научить детей выделять предлоги, составлять с ними предложения;

    развивать логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику, речедвигательный анализатор;

    развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

    картинки с изображением овощей, сада, огорода, деда в печи;

    карточки с предлогами, с деформированными предложениями;

    мешочек с буквами; карточки с улыбающейся рожицей.

    План и ход урока.

    1 Организационный момент Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем их!

    Психологический настрой Каждый день – всегда, везде

    На занятиях, в игре

    Смело, четко говорим

    И тихонечко сидим.

    2 Повторение пройденного материала О чем мы с вами говорили на прошлом занятии?

    Что нам помогают понять эти маленькие слова?

    Проверим, на самом ли деле? Возьмите ручку, положите её в пенал. Какое маленькое слово помогло?

    Положите ручку под пенал. Какое маленькое слово помогло?

    Смогли без маленького слова понять, куда надо положить ручку?—- Нет

    Вспомните, как пишутся маленькие слова с другими словами?—- Отдельно

    Ориентировка в пространстве

    Скажите, какое сейчас время года?

    Какое время года будет после зимы?

    Какое время года было перед зимой?

    Осень обычно собирают урожай. И я тоже собрала. Посмотрите на доску (картинки с изображением овощей). Каким одним словом мы можем назвать: помидор, огурец, свеклу, лук?

    Какой овощ находится между помидором и свеклой?

    Какой овощ находится перед огурцом?

    Какой после свеклы?

    Какой перед луком?

    Ребята, скажите, где растут овощи? —В огороде

    А фрукты? В саду

    (Иллюстрации с изображением сада и огорода.) Посмотрите, кто работает в саду и огороде? —-Дети

    3 Сообщение темы занятия

    Разгадав ребусы, вы сможете узнать имена мальчика и девочки, которые собирают урожай вывешиваются ребусы). Как зовут мальчика и девочку? Ваня, Надя

    4 Изучение нового материала Какие маленькие слова помогли вам отгадать ребусы? в, на

    Правильно. Сегодня на занятии мы будем работать с этими маленькими словами: в, на (на доске схемы предлогов, где предлог маленький человечек).

    Где находится маленький человечек (В кубике)

    Где находится маленький человечек?( На кубике)

    А теперь с помощью этих маленьких слов расскажите и покажите, где растут овощи, на земле или в земле (на доске изображение грядки, дети прикрепляют овощи.)

    Свекла растет в земле, помидор на земле

    Поиграем с пальчиками (карточка“Зайчик”). Какое упражнение

    Зайка взял свой барабан

    И ударил трам-трам-трам.

    Работа с карточками

    Теперь с помощью карточек

    выберите подходящее маленькое слово (в, на).

    Щи варят . кастрюле.

    Морковь натерли . тёрке.

    Картошку собрали . ведро.

    Огурцы закрыли . банку.

    Помидоры лежат . тарелке.

    Капусту нарезали . доске.

    Овощи продают . магазине.

    Игра “Путаница”. Откройте тетради, запишите число.

    На карточках все слова в предложениях перепутались. Поставьте слова на место. Запишите предложение в тетрадь. Начертите его схему. Проверяем схемы предложений на доске. Сколько слов в предложении?

    Эй, ребята, что вы спите?!

    На зарядку становитесь!

    Вправо. Влево головою!

    Руки вверх! Перед собою!

    Повернись скорее к другу.

    Правую дай другу руку.

    Влево. Вправо головою!

    Руки вверх! Перед собою!

    Повернись скорее к другу.

    Левую дай другу руку

    Игра “Чудесный мешочек”

    В мешочке буквы, которые вы должны угадать на ощупь. Из этих букв составьте название овоща. —-Картошка

    А теперь скажите, это правда или шутка? (На доске картинка).

    “Дед в печи, картошка на печи”. —Это шутка

    С какими маленькими словами мы сегодня работали —– в, на

    Как они пишутся с другими словами?—–Отдельно

    Вы сегодня хорошо занимались ,и поэтому я вам вручаю улыбающиеся наклейки!

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Тема занятия : предлоги В, НА, ПОД.

    1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.

    2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.

    3.Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.

    4.Закрепить правильное употребление в речи приставочных глаголов.

    5.Развитие слухового внимания и памяти.

    схемы предлогов, изображение Карлсона, игрушки (кукольная мебель и посуда, птичка, коробка и т.д.), предметные и сюжетные картинки, сюжетная картина «Лес».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    logopedicheskoe_zanyatie_po_teme_predlogi.docx16.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»

    Тема занятия : предлоги В, НА, ПОД.

    1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.

    2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.

    3.Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.

    4.Закрепить правильное употребление в речи приставочных глаголов.

    5.Развитие слухового внимания и памяти.

    схемы предлогов, изображение Карлсона, игрушки (кукольная мебель и посуда, птичка, коробка и т.д.), предметные и сюжетные картинки, сюжетная картина «Лес».

    Логопед читает детям загадку и просит найти и запомнить маленькие слова в стихотворении:

    На пригорке и под горкой

    Под берёзкой и под ёлкой

    Хороводами и в ряд

    В шляпках молодцы стоят.

    1. Уточнение пространственных значений предлогов,

    Знакомство с понятием «предлог».

    На доске выставлены схемы предлогов В, НА, ПОД.

    -Когда мы говорим эти маленькие слова? –

    В: когда предмет находиться внутри

    НА: когда предмет находиться сверху

    Под: если предмет внизу.

    -Вы выросли, многому научились, скоро пойдете в школу, поэтому пора называть маленькие слова более точно – предлоги .

    2. Игра «Найди предлог».

    Логопед на столе производит действия с игрушками, перекладывая их НА,ПОД и В разные предметы (используется кукольная мебель и посуда, птичка, бабочка, коробочка).

    – Посмотрите на схемы и составьте с каждым предлогом предложение.

    3. Анализ рассказа.

    Логопед выставляет картинки на панно и рассказывает:

    Однажды осенью во двор вышли погулять Маша, щенок Джерри и петушок Гоша . Вдруг набежала туча, закрыла солнце, и пошел дождь. Машенька и Джерри спрятались в доме, а Гоша взлетел на забор и закричал «Я удалец!Я молодец!Я ничего не боюсь!». Вышли тут мама и папа Маши и сказали: « под дождем можно только под зонтиком быть, тогда дождь не страшен». Вскоре дождик закончился, на небе засияло солнышко, и только на дорожке остались лужи.

    Закончив рассказ, логопед просит найти в тексте предложения с предлогами НА, ПОД, В.

    Детально анализируются предложения со словами «вышли, вдруг, набежала, взлетел», поясняется, что начальные звуки (слоги, приставки) не являются предлогами, это часть слова.

    4. Физминутка. «Слушай, повторяй, делай».

    На горе растут дубы,

    Под горой растут грибы,

    Мы в корзинки их собрали,

    Быстро к дому подбежали.

    Пальчиковая гимнастика «Дом»(Ткаченко Т.А.):

    На поляне дом стоит,

    Ну а к дому путь закрыт.

    Мы ворота открываем,

    И в наш домик приглашаем.

    В доме стол на тонкой ножке,

    Рядом стульчик у окошка,

    Два бочонка под столом.

    Вот какой я видел дом!

    Внимательно послушать и выполнить задание, затем повторить из предложения только предлог:

    Встань на ковер

    Подойди к стульчику

    Встань на носочки

    Поднять левую над головой

    Положить левую ладонь под правую

    5. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

    У детей на столах – индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложения и назвать один из предлогов: В,НА,ПОД.

    6. Исправь ошибки в рассказе Карлсона.

    – Все вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Однажды ему надоело летать по городу, и Карлсон отправился вместе с друзьями погулять в лесу. Прогулка была просто замечательной! И Карлсон решил придумать рассказ про лес для Малыша. Но вот беда – он совершенно не знает предлогов, поэтому рассказ получился неправильный, некрасивый. Помогите Карлсону исправить ошибки!

    Вчера я гулял (В) замечательном лесу. Стояла тихая осенняя погода, листочки (НА) деревьях были желтые, красные, оранжевые. Сухие листья лежали у нас (ПОД) ногами. Мы собрали кленовые, березовые и рябиновые листочки. Какие красивые осенние букеты несли мы домой (В) руках! Много грибов выросло (ПОД) деревьями.

    7. Итог занятия, оценка деятельности детей

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального открытого логопедического занятия по совершенствованию лексико – грамматических представлений на тему “Дифференциация предлогов К – ОТ”.

    Данный конспект дополняет серию конспектов по методике Ткаченко Т.А. по коррекии общего недоразвития речи у детей 6 лет.

    Конспект занятия по развитию лексики , грамматики и связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста .

    Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по теме “Предлог В”. Данное занятие является закрепляющим. Предназначено для детей с общим недоразвитием речи, обучающихся в средней логопедической группе.

    Уважаемые родители, мы пригласили вас принять активное участие в коррекционной работе с вашими детьми на занятие на тему «Кошкин дом». Используемые игры и упражнения помогают развивать у ваших д.

    С использованием мультимедийного проектора.

    Конспект занятия «Предлоги «В», «На», «Под» — старшая группа

    Ирина Лукьянова
    Конспект занятия «Предлоги «В», «На», «Под» — старшая группа

    Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами «в», «на», «под»

    Закрепить правильное употребление этих предлогов с существительными в разных падежах

    Закрепить умение детей составлять предложения по схеме и картинке

    Закрепить навык составление предложений с заданным словом- предлогом

    Развивать общую и мелкую моторику

    Развивать внимание, память, мышление

    Материал: магнитная доска, корзина, кукла, сумочка, мяч, мягкая игрушка котенок, конверт, схемы предлогов 2 комплекта, картинки для составления словосочетаний, раскраска, игрушечная мебель: кровать, постельные принадлежности, коврик, сок, молоко, блюдце, стаканчик

    Логопед с детьми заходит в помещение. Предлагает сесть за стол и рассказывает:

    Жила-была девочка. (достает куклу)И был у нее… Кто у нее был?

    Серый, Усатый, Весь полосатый. Кто это такой? Котенок.

    (показывает игрушку котенка)

    Стала девочка котенка спать укладывать. –

    Вот тебе под спинку Мягкую перинку. (достает из коробки, а дети раскладывают постельные принадлежности в нужном порядке)

    Сверху на перинку Чистую простынку.

    Вот тебе под ушки Белые подушки.

    Одеяльце на пуху И платочек наверху.

    Уложила котенка, а сама пошла ужинать.

    Приходит назад, – что такое? (логопед перекладывает котенка)

    Хвостик – Дети: на подушке,

    На простынке – Дети: ушки.

    Разве так спят? Перевернула она котенка, уложила, как надо:

    Под спинку – Перинку. На перинку – Простынку.

    Под ушки – Подушки.

    Вопросы: Где лежали: перинка, простынка, подушка?

    Что положили на кроватку?

    Что положили под спинку?

    [ Под спинку- перинку. ]

    Что положили на перинку?

    [ На перинку – простынку ]

    Что положили под ушки?

    [ Под ушки – подушку ]

    Логопед: Котенок маленький, подвижный. Стал он с предметами играть:

    Мяч загнал под стул. Запрыгнул он на стол. Лежали карандаши на столе и попали котенку в лапы. Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал как мышку. И давай катать- под стул, под кровать. Вот какой озорной котенок.

    Куда котенок закатил мяч? Подо что закатил карандаши?

    Логопед: как можно успокоить котенка?

    [Погладить, посадить на колени. ]

    Предлагаю дать ему молока.

    Котенка положим на коврик. Молоко нальем в блюдце.

    Девочку посадим на стул и нальем ей сок.

    Во что налили молоко? Сок?

    Логопед: Котенок насытился и уснул.

    Логопед: Послушайте меня.

    Мяч под кроватью. Карандаш под столом. Подушка под одеялом.

    Какое маленькое слово вы услышали?

    Простынка на перинке. Девочка на стуле. Котенок на коврике. Какое маленькое слово вы услышали?

    Яблоко в корзине. Сок в стакане. Молоко в миске. Какое маленькое слово вы услышали?

    -Теперь давайте расскажем девочке, что обозначает каждое маленькое слово

    Ребенок достает карточки, на которых изображены схемы предлогов.

    [Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА» ]

    [Когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово «под» ]

    [Когда предмет находится внутри чего – то, мы говорим «в» ]

    Разместим схемы на доске.

    -посмотрите внимательно на девочку. Что у нее в руках?

    [ У девочки сумочка. ]

    Посмотрите, что в сумочке. – [В сумочке- картинки. ]

    Давайте составим предложение по каждой картинке и поместим ее под нужную схему

    Дети берут картинки, составляют предложения, выделяют предлог и прикрепляют картинку к доске.

    [Кот лежит на кровати. Кот лежит под кроватью. Птичка в гнезде ]

    Упражнение «Послушай и покажи»

    (логопед раздает детям схемы предлогов)

    Я говорю предложение, а вы показываете схему того маленького слова, которое услышите:

    Яблоки лежат в корзине.

    Мальчик идет в магазин.

    Бабочка села на цветок.

    Муравей спрятался под гриб.

    Мы играем на гармошке

    Громко хлопаем в ладошки

    Головой слегка качаем

    Руки к верху поднимаем

    Под музыку вы танцуете. Как только музыка останавливается вам нужно или сесть на стул, или спрятаться в чем-нибудь, или встать под что-нибудь. – (зрительный сигнал- Схема предлога-дети садятся или на пол или на стул; встают в мешок или в обруч, под зонтик)

    Логопед: У девочки и котенка есть друзья. Послушайте о них историю. По ходу рассказа логопед выставляет картинки.

    На полянке гуляли зайчонок, мышонок и щенок. Вдруг на солнце набежала туча, и пошёл дождь. Зайчонок спрятался под ёлкой. Мышонок спрятался под грибок. А щенок спрятался в конуру.

    – Вспомним предложения со словом НА.

    – Вспомним предложения со словом ПОД.

    – Вспомним предложения со словом В

    – Кто расскажет весь рассказ?

    Девочка приготовила для вас подарки. Это раскраска.

    Дети благодарят девочку и прощаются

    Конспект логопедического занятия для средней группы для детей с ФФН «Обувь, гласные звуки, предлоги в, из» «Обувь, гласные звуки, предлоги В, ИЗ» Цели:1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. 2. Развитие слухового внимания 3. развитие фонематического.

    Конспект логопедического занятия в старшей группе «Предлоги» Цель: Учить детей определять пространственное расположение предметов; познакомить детей со значением предлогов «В, НА, ПОД, С»; упражнять.

    Конспект подгруппового занятия детей 5–6 лет с ОНР по теме «Предлоги в, на, под. Зимующие птицы» Тема: Предлоги в, на, под. Зимующие птицы. Цель: Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы». Закреплять у детей правильное.

    Конспект занятия «Ай, да, Масленица» старшая разновозрастная группа .

    Конспект занятия «Осень на пороге» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 24 г. Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский.

    Конспект занятия по ФЭМП (старшая группа) Задачи: Закрепление в игровой форме пройденного материала: – порядковый и обратный счет, ориентировку во времени и пространстве, составление.

    Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [л], [л’]. Буква Л. Предлоги» Цели занятия: познакомить детей с буквой Л; формировать навыки сознательного чтения; способство- вать развитию связной речи; учить правиль.

    Конспект занятия «Путешествие в зимний лес» (старшая группа) Цель: закрепить представления детей о жизни в природных условиях диких животных: как они передвигаются, чем питаются, как приспосабливаются.

    Конспект занятия по ФЭМП «В лесу» (старшая группа) Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Программное содержание: – Совершенствовать навыки счета по образцу.

    Конспект логопедического занятия «Предлоги на-под-над. Зимующие птицы» Цель: закрепление навыка дифференциации и практического употребления в речи предлогов «на», «под», «над». Задачи: 1. Активизировать словарь.

    Конспект логопедического занятия Предлоги В, ПОД, НА, ЗА

    Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе компенсирующей группе для детей с ОНР

    Хрипунова Л.В. ,

    учитель-логопед высшей кв. кат.

    МДОУ № 85, г. Северодвинск

    ТЕМА: «ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, ЗА»

    Путешествие в страну маленьких слов

    ЦЕЛИ:

    Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА; упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.

    Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.

    Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.

    Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    1. Организационный момент.

    Логопед обращается к детям:

    Надо вам свободней встать

    И спокойнее дышать.

    Выполняются упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п» с одновременным произнесением «маленьких слов» – предлогов: в, на, за, под.

    Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые получились при выполнении упражнений.

    2. Сообщение цели занятия. (Игровая мотивация)

    Логопед: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. Давайте послушаем звуковое письмо» (вкл. магнитофон).

    Игра «Незнайкино письмо». Дети слушают магнитофонную запись: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под) нашем городе новые дома. (За) улицах ходят нарядные жители. (Под) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»

    Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки. (Выставляется плоскостное изображение Незнайки)

    3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.

    Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

    «Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри;

    НА – когда предмет находится сверху;

    ПОД – когда предмет находится внизу;

    ЗА – когда предмет находится сзади.

    Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».

    4. Пальчиковое упражнение «Предлоги» (по демонстрационной таблице-схеме, авторская разработка)

    5. Составление предложений с предлогами (по картинке).

    Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

    Дидактическое упражнение «Составь предложение». Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с мячом)

    Мяч лови, и мяч бросай,

    На коврофоне – совместное составление схемы предложения (Например, Шустрик уснул под комодом), его анализ.

    Какой полоской обозначаем предложение?

    Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»?

    Что поставим в конце предложения?

    Сколько слов в предложении?

    Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое).

    Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?

    (Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку)

    Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.

    6. Динамическая пауза.

    «Незнайкина зарядка»

    (Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

    Вот Незнайкина зарядка –

    Выполняйте по порядку.

    Быстро встаньте, улыбнитесь,

    Выше, выше потянитесь.

    Ну-ка, плечи распрямите,

    Влево, вправо повернитесь,

    Рук коленями коснитесь.

    Вы, надеюсь, не устали?

    7. Выделение предлогов из стихотворных текстов.

    Логопед: «Синеглазка сочинила стихи и хочет, чтобы вы их повторили». (Выставляется плоскостное изображение Синеглазки)

    Дети прокатывают каучуковый шарик по дорожкам усложненный конфигурации, сопровождая движения стихотворениями. После воспроизведения стихотворных строк логопед предлагает ребенку назвать предлоги, которые есть в тексте:

    Солнечный лучик упал на волну,

    Солнечный лучик попал в глубину.

    На горе, на горке,

    на крутом пригорке

    будто на картинке.

    Стройная береза выросла в лесу,

    Зоя под березой поймала стрекозу.

    На Незнайкиной подушке вышита кукушка..

    Длинноухий заяц мчится,

    за ним гонится лисица.

    Если хочет Тюбик спать,

    Он приляжет на кровать.

    Знайка в комнату вошел

    и поставил сок на стол.

    Синеглазка под диван.

    8. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

    Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка (выставляется плоскостное изображение) же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)

    Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогом в, на, под, за.

    Котенок закатил резиновый мячик под диван.

    Незнайка увидел машинку под шкафом.

    В комоде лежали платья Синеглазки.

    Логопед направляет фантазию детей при составлении предложений, поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов, признаков предметов.

    9. Итог занятия, оценка деятельности детей.

    Логопед включает магнитофонную запись: «Спасибо, ребята, за то, что вы научили Незнайку правильно использовать предлоги, составлять предложения. В благодарность Вам за ваши знания, за старания мы дарим на память свои фотографии».

    Логопед раздает «фотографии» маленьких человечков каждому ребенку, при этом оценивая его деятельность на занятии.

    Рекомендую прочесть:

    Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

    Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

    Читайте также:  Начальные этапы коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми
    Ссылка на основную публикацию