Предлог НА – логопедическое занятие

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему «Предлог ЗА»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему «Предлог ЗА»

Автор-составитель:
Учитель-логопед
Филатова О.Н.

Цели:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи;
  • сформировать представление о смысловом значении предлога «ЗА», предлог как отдельное слово.

Задачи:

  • отработать понимание пространственного значения предлога ЗА;
  • работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
  • сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова;
  • развивать память, внимание, мышление;
  • расширять словарный запас;
  • совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.
  • воспитывать культуру коммуникации;
  • формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование:

  • таблица символов-предлогов;
  • предметные картинки;
  • сюжетные картинки;
  • наборы предлогов;
  • массажор «су-джок»

Ход занятия

Приветствие детей.

Логопед:

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пальчиковая гимнастика

(Работа с массажором « су-джок»)

Дети:

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

На доске герои из сказки «Репка»

Логопед:Дети, из какой сказки эти герои?

Расположите их по порядку.

Дети: Репка, за репкой дедка, за дедкой – бабка, за бабкой – внучка, за внучкой – жучка, за жучка – кошка, за кошкой – мышка.

Логопед: А какое маленькое слово Вам встречалось?

Логопед: (На доске несколько схем предлогов, дети должны выбрать нужную схему )

Дети, а какая схема предлога «За»?

Логопед: А когда употребляется предлог «За»

Дети: когда предмет находится позади чего-то.

Логопед: Дети, спрячьте руки за спинку, за голову, за ноги.

На доске картинки

Логопед: Дети, соедините картинки, используя предлог «За»

Физкультминутка:

(движения по тексту)

Хомка — хомка хомячок

Хомка рано встаёт, щёчки моет, ушки трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку,

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать.

Игра: «Подскажи словечко» (логопед произносит предложение, пропуская маленькое слово «ЗА»)

Дети идут_____ ягодами

Лиса гонится ____зайцем

Корова мычит _____ забором

Лиса спряталась_____ дерево

Девочка сидит ____ столом

Игра: «Кто за кем стоит»

Дети: по вопросу логопеда отвечают кто за кем стоит

Логопед: Дети на доске картинка, ответьте на мой вопрос

Где сидит девочка?

Где лежит буратино?

Куда положили куклу?

Где лежат книги?

Где стоит паровоз?

Где стоит лошадка?

Где лежат карандаши?

Где стоит цветок?

Дети (садятся за столы, открывают конверты с символами слов и предлогов)

Составление схемы предложения «МЯЧ ЗА ДИВАНОМ»

Итог занятия:

— О каком маленьком слове мы сегодня говорили.

Логопедическое занятие по теме “Предлоги”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи;
  • сформировать представление о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык предложного управления
  • образовательные:

  • отработать понимание пространственного значения предлогов В, НА, ИЗ, ПОД, К, ЗА;
  • работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
  • сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова;
  • дифференцировать предлоги противоположного значения;
  • подводить к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами.
  • развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление;
  • расширять словарный запас;
  • совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать монологическую речь;
  • учить детей правильно и логично излагать свои мысли;
  • развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.
  • воспитательные:

  • воспитывать культуру коммуникации;
  • формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.
  • коррекционная:

  • устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами.
  • Оборудование:

    • таблица символов-предлогов;
    • предметные картинки;
    • карточки для фронтальной работы;
    • сюжетные картинки;
    • наборы предлогов;
    • карточки с текстом;
    • мяч.

    I. Организационный момент.

    Логопед предлагает ученикам взять карточки лежащие на , в, под, перед коробкой, прочитать написанные на них слова и ответить на вопросы используя слова карточек

    (На столе, под столом, в столе, над столом). Слайд №2.

    – Я задам вам вопросы, ответить на которые помогут слова на карточках и картинка на доске.

    – Где стоит клетка?

    Дети отвечают полным предложением. Клетка стоит на столе.

    – Где лежат карандаши?

    – Где сидит мышка?

    – Где порхает бабочка?

    Параллельно логопед уточняет сколько слов сказал каждый ученик, какой предлог использовал в своём ответе.

    – Какие предлоги вы использовали в своих ответах?

    – Как предлоги пишутся со словами?

    II. Сообщение темы занятия.

    – Сегодня мы совершим прогулку по городу ПРЕДЛОГОВ. На нашем пути будет много интересных остановок. Подготовимся к дороге. Откроем тетради запишем дату и тему урока – ПРЕДЛОГИ.

    – Перед отправлением я хочу проверить все ли готовы к прогулке.

    Внимательно послушайте стихотворение и запишите все предлоги, которые вы услышите в нём.

    Логопед читает стихотворение, ребята записывают встретившиеся предлоги.

    Из калитки вышел,
    Постучал в окошко,
    Пробежал по крыше,
    Поиграл немного
    Ветками черёмух,
    Пожурил за что-то
    Воробьёв знакомых.

    – Ребята какие предлоги вы записали? Проверка выполнения задания. Слайд №3.

    III. Работа по теме занятия.

    Мы знаем, что каждый предлог можно зашифровать символом.

    Посмотрите на доску, расшифруйте символы. Слайд № 4.

    – Хорошо. А сейчас прочитаем предложения, записанные с помощью символов. Скажите с каким словом, связан по смыслу предлог.

    Дети самостоятельно делают выводы.

    – Запишите эту пару слов в тетрадь. Выделите предлог значком о.

    Учащиеся записывают в тетрадь словосочетания: в шкафу, по мосту, к морю, в лес, за ягодами.

    – Следующая остановка на улице СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

    – Прочитай слова, написанные на карточках. Слайд № 7.

    Река, мост, под; cтол, лампа, на; cтул, стол, у; едет, автобус, в; ползёт, по, лист.

    – Ребята, вам понятен смысл? Составь понятное по смыслу словосочетание. Сколько слов в словосочетании? Какое слово изменило своё окончание? Какой предлог?

    – Запишите словосочетание в тетрадь. Слайд № 8.

    – Ребята, со словосочетанием ползёт по листу составьте предложение.

    – Сколько слов в предложении? На каком месте стоит предлог?

    – Запишите предложение в тетрадь.

    – Вот мы с вами подъехали к самой длинной улице – улице ПРЕДЛОЖЕНИЙ, на которой будет несколько остановок.

    – Первая остановка покажет кто самый внимательный.

    – Ребята, послушайте предложения и скажите сколько в нём слов. Под дубом лежат жёлуди.

    – Какой предлог? На каком по счёту месте он стоит в предложении.

    Аналогичная работа проводится со следующими предложениями.

    Хитрая лиса подкралась к норе.
    Ученики ходили на экскурсию в музей.
    Пироги вынули из печи.
    На двери повесили замок.

    Мы продолжаем движение по улице предложений. Нас ждёт остановка Пропущенных предлогов.

    Ребята, прочитайте предлоги.

    Вы каждый предлог должны вернут “в своё” предложение “на своё место”.

    Ученики получают конверты с предлогами: в, за, из, с, к, у, на и карточку с предложениями.

    Юра зашёл О класс.

    Вынул О портфеля книги и положил

    Юра сидит О Катей.

    Учитель вызвал Юру О доске.

    Мальчик стоит О доски и отвечает урок.

    Ученики самостоятельно выполняют задание, после чего выполняется проверка задания. Слайд №10, слайд № 11.

    – Ребята, найдите предложение в котором есть два предлога и запишите его в тетрадь, выделив предлоги.

    Остановка на улице “АКТИВНАЯ”.

    Игра “Наоборот” с перекидыванием мяча. Логопед начинает фразу, а ученики заканчивают.

    Над окном – под окном
    Под землёй – над землёй
    К двери – от двери
    Перед уроком – после урока
    От дома – к дому
    В портфель – из портфеля
    Из школы – в школу
    На ветку – с ветки.
    Перед домом – за домом.

    – Продолжаем путь. ОСТАНОВКА СХЕМАТИЧЕСКАЯ.

    – Прочитайте слова, записанные на доске. Из данных слов вы должны составить предложения по вопросам и схемам.

    – Дайте ответ на вопрос: “Кто кружит над старым деревом?”

    Работа проводится с опорой на слайд № 12.

    – Внимательно послушайте мой второй вопрос.

    – Где кружит грач? Каким предложением мы ответим?

    Над старым деревом кружит грач. Работа по слайду № 13.

    – На каком месте стоит предлог в предложении? Запишите предложение в тетрадь, выделив предлог.

    – Последняя остановка нашего пути называется “Я САМ”.

    – Вы должны самостоятельно составить предложение используя слова, записанные на доске, правильно выбрав предлог из скобок. В помощь вам будет сюжетная картинка.

    Скала, поднимается, (в, с, на, из), альпинист.

    V. Подведение итогов занятия. Оценивание работы детей.

    1. Чему мы учились на занятии?
    2. Что такое предлоги?
    3. Какие бывают предлоги?
    4. Для чего они нужны?
    5. Что показалось трудным
    6. Какие задания были интересны?

    Логопед оценивает работу детей и делает итоговый вывод самое главное не забывайте, что предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на место нахождение предметов. Слайд №15.

    Логопедическое занятие «Предлоги»

    Светлана Ходаковская
    Логопедическое занятие «Предлоги»

    ТЕМА: ПРЕДЛОГИ

    сформировать представление о смысловой значимости предлогов;

    сформировать представление о предлоге, как об отдельном слове;

    сформировать навык грамматического значения предлога;

    учить детей правильно произносить и писать предлоги;

    уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами.

    Оборудование: раздаточные карточки с заданиями, мяч схемы предлогов.

    Ход занятия:

    Орг. момент. Ответить на вопросы логопеда.

    ЗА КЕМ ТЫ СТОИШЬ? ПЕРЕД КЕМ ТЫ СТОИШЬ?

    МЕЖДУ КЕМ ТЫ СТОИШЬ? ВПЕРЕДИ КОГО ТЫ СТОИШЬ?

    ПОЗАДИ КОГО ТЫ СТОИШЬ? РЯДОМ С КЕМ ТЫ СТОИШЬ?

    Сделать вывод о пространственных значениях предлога.

    Задание 1. Прочитать слова.

    В ШКОЛЕ, К ДОМУ, ИЗ ШКАФА, У СТОЛА, БЕЗ ШАПКИ, С КНИГОЙ, ПОД ЕЛКОЙ, ЗА ПАРТОЙ, ИЗ ЖУРНАЛА, ПОД ЛЕСОМ, ПО ДОРОГЕ …

    Маленькие слова: в, на, под, у, о, об, от, к, из, с, для – ПРЕДЛОГИ. Они пишутся отдельно с другими словами, служат для связки слов в предложениях.

    Составить предложения с данными предлогами и словами, с которыми они «дружат».

    Пример: В ШКОЛЕ СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК.

    Прослушайте предложения. Назовите предлоги и слова, с которыми они

    ДИМА ВОШЕЛ В КЛАСС.

    МАЛЬЧИК СЕЛ ЗА ПАРТУ.

    ДИМА СИДИТ С ГАЛЕЙ.

    ОН ВЫНУЛ ИЗ РАНЦА ТЕТРАДИ.

    ПОЛОЖИЛ ИХ НА ПАРТУ.

    УЧИТЕЛЬ ВЫЗВАЛ ДИМУ К ДОСКЕ.

    УЧЕНИК СТОИТ У ДОСКИ.

    ТРОПИНКА ВЕЛА ОТ ЛЕСА К ДОМУ.

    ОТ МАМЫ ПАВЛИК ПОШЕЛ К СЕСТРЕ.

    ВОРОБЕЙ ОТ МОРЖА ПОЛЕТЕЛ К СЛОНУ.

    У ЛЕНЫ ЕСТЬ МНОГО ФАНТИКОВ ОТ КОНФЕТ.

    Списать, изменяя данные в скобках слова – существительные, выбирая подходящий предлог. Выделить предлог и слово, с которым он «дружит».

    Мы повесили карту – (стена). Мама положила фрукты – (ваза). Зонт висит – (вешалка). Кошка спряталась – (кровать). Дети вернулись – (школа). Моя мама работает – (библиотека). – (стол) упала тарелка. – (крыша) каркает ворона. На лыжах ходят – (снег). На коньках бегают – (лед). На лодке плавают – (вода). Белка прыгает – (дерево). Поезд едет – (рельсы).

    Прослушать стихотворение и запомнить.

    ИЗ ЛЕСА, К ЛУГУ, НА ПОЛЯНКУ,

    У КУСТИКА, С ТРОПИНКИ, В ЯМКУ,

    ОТ РЕЧКИ, ОКОЛО ДОРОГИ –

    ПИШИ ОТДЕЛЬНО ВСЕ ПРЕДЛОГИ!

    Задание 4. Составьте предложения из данных слов.

    Обобщите, как же пишутся предлоги.

    РЕБЯТА, РЕЧКЕ, В, КУПАЮТСЯ.

    КОШКА, КОМНАТЫ, ИЗ, ВЫСКОЧИЛА.

    ПТИЦЫ, НАД, ЛЕТАЮТ, ДЕРЕВЬЯМИ.

    МУРАВЕЙ, ГРИБОМ, ПОД, ПОЛЗЕТ.

    МАРИНА, С, ДРУЖИТ, ВИКОЙ.

    УЗКАЯ, ДОМУ, ТРОПИНКА, К, ВЕСТИ.

    ВЫГЛЯНУЛО, ТУЧ, СОЛНЫШКО, ИЗ-ЗА.

    Физ. минутка. Игра с мячом «Наоборот».

    Передавая мяч, назови противоположный предлог.

    Образец ответа: В ШКОЛУ – ИЗ ШКОЛЫ, В СУМКУ – ИЗ СУМКИ….

    НАД ОКНОМ –, К ДОМУ – ….

    ПЕРЕД УРОКОМ – …., К ДВЕРИ – …

    НАД ДИВАНОМ – …., ПЕРЕД БОЕМ – ….

    ДО ГОРОДА –, ДО ПОВОРОТА – …

    Задание 5. Графический диктант.

    Проверить навык раздельного написания предлогов с существительными.

    Образец: ЛАСТОЧКА С ЮГА ВЕРНУЛАСЬ НА РОДИНУ.

    ___ __ ___ ___ ___ ___ .

    В УГЛУ ЗА ШКАФОМ СПИТ ЩЕНОК.

    ПЧЕЛЫ ЛЕТАЮТ С ЯБЛОНИ НА ЯБЛОНЮ.

    ВОЛНЫ С ШУМОМ БИЛИСЬ О БЕРЕГ. В ЛЕСУ ПОД ДЕРЕВЬЯМИ ЛЕЖИТ СНЕГ. НА ЦВЕТОК СЕЛА БАБОЧКА. ИЗ-ЗА КУСТОВ ПОКАЗАЛАСЬ КУРИЦА. ПЛАЩ ВИСИТ НА ВЕШАЛКЕ В КОРИДОРЕ. ДЕТИ ВЫШЛИ ИЗ ЛЕСА НА БОЛЬШУЮ ПОЛЯНУ.

    Задание 6. Составить предложения из данных слов, изменяя слова по смыслу. Предлоги выделить.

    Птицы, над, кружатся, деревьями.

    Марина, вика, с, дружат.

    Кошка, комнаты, выскочила, из.

    С, взял, Степан, полки, журнал.

    Налить, стакан, полки, молоко.

    Узкая, дом, тропинка, вести.

    Сосна, Зоя, стоять, под.

    Куст, заяц, из-под, выпрыгнул.

    Машина, поворота, из-за, выехала.

    Птицы, над, летают, деревьями.

    Дети, мокрая, бежали, по, трава.

    Муравей, грибом, сидит, под.

    Остановились, озера, у, туристы.

    Смеялся, радости, от, Вова.

    Лида, боли, от, заплакала.

    Итог занятия.

    Отметить работу детей, подвести итог.

    Для чего нужны предлоги? Можно ли обойтись без них?

    Фронтальное логопедическое занятие «Звуки [В]-[Ф], [В’]-[Ф’]» Задачи: o формирование мотивации учебной мотивации; o развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления; o формирование.

    Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [р]» МБДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида» Непосредственная образовательная деятельность Индивидуальное логопедическое занятие «Звук.

    Конспект логопедического занятия в старшей группе «Предлоги» Цель: Учить детей определять пространственное расположение предметов; познакомить детей со значением предлогов «В, НА, ПОД, С»; упражнять.

    Конспект занятия на тему «Звук ш в словах, фразах, текстах» (логопедическое занятие в подготовительной группе детей с ФФН) Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ФФН Тема: «Звук ш в словах, фразах, текстах». Цели: 1. Автоматизация.

    Конспект занятия «Предлоги и приставки» Грамматическая тема: Предлоги и приставки. Лексическая тема: «Инструменты» Цели: Учить дифференцировать предлоги и приставки. Задачи: 1. Познакомить.

    Логопедическое занятие «Цирковая премьера» ТЕМА: «Цирковая премьера» Цели: – научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью гласных 2 ряда; – формировать умение различать.

    Логопедическое занятие на тему «Зимующие птицы» для детей с ОНР (старшая группа) Программное содержание: • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление.

    Логопедическое занятие «Различаем [П]-[Т]» ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ П п – Т т ЗАДАЧА: Формирование умения различать буквы близкие по способу написания. ЦЕЛЬ: Образовательная:.

    Подгрупповое логопедическое занятие «9 мая» (с презентацией) 1 слайд. Название занятия. Ход занятия 2 слайд Организационный момент Звучит песня «День Победы». Дети заходят в кабинет. 3 слайд Логопед.

    Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространстве

    Наталья Постаногова
    Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространстве

    Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.

    Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

    О. В. Правдина считает, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.

    Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, И. Н. Садовникова также относит к аграмматизмам.

    Р. И. Лалаева указывает, что в работе по устранению оптической дислексии следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т. е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения.

    Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

    пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

    замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).

    неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

    неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

    Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется мной в процессе развития понимания речи, уточнения словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.

    Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции провела обследование.

    Обследование велось в двух направлениях.

    Выявление понимания значения предлогов.

    Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.

    Обследование, показало, что в особенности, если дефект включает дизартрический компонент – дети испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.

    Основная форма моей работы — логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально.

    Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В своей работе придерживаюсь следующих этапов:

    Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.

    Дифференциация предлогов в устной речи детей.

    Формирование звуковых грамматических обобщений.

    Осознание словесного состава предложения.

    В работе над предлогами формирую у детей:

    представления о смысловой значимости предлогов;

    навык правильного употребления предлогов;

    представления о предлоге как отдельном слове.

    В работе над смысловым значением предлогов развиваю у детей:

    пространственные представления;

    умение определять расположение предмета (его изображения,

    умение определять расположение предмета относительно другого;

    умение узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры;

    использование графических схем и графического изображения предлогов.

    В работе с детьми уделяю внимание вопросу о представлении о предлоге как отдельном слове.

    При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и правильно их употреблять, в задания постепенно включается другой предлог, ранее не изучавшийся.

    При определении последовательности работы над предложными конструкциями учитываю последовательность их появления в онтогенезе у ребёнка, поэтому сначала знакомлю и отрабатываю предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным содержанием, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ИЗ – ЗА, ИЗ – ПОД, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др. (по Р. И. Лалаевой).

    Разнообразные игры и игровые задания с предлогами помогают сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.

    В своей практике я использую уже знакомые, а также разработанные мной различные игры которыми хотелось бы поделиться.

    Задачи: уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное определённым предлогом; учить выделять предлоги в предложении и составлять предложения с этими предлогами; закрепление понимания и употребления предлогов и предлогов-наречий.

    Игра «Солнечный зайчик»

    Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами.

    Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение- считалку про солнечный зайчик.

    Скачет зайчик по стене

    И подмигивает мне.

    Перепрыгнул на картинку,

    Задержался на ботинке,

    Поплясал на потолке,

    Притаился в уголке.

    Вот он спрятался в кроватке,

    С нами он играет в прятки.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Мы идем его искать.

    Логопед говорит детям: «Ищите зайчика, а найдете – ответьте, куда он спрятался». Образец ответа: «Зайчик на потолке. Зайчик в углу»

    Цель: наглядная демонстрация значения предлогов, закрепление предлогов и предложно-падежных конструкций в речи.

    Карточки – схемы предлогов

    Играли долго малыши. Никто и не заметил, Как скоро вечер наступил, и солнышко не светит.

    Огляделись малыши – страшно и обидно: Тишина в лесной глуши, домиков не видно.

    Куда же им теперь идти и как дома свои найти? И где же будут спаленки для зверяток маленьких?

    Но тут в лесу зверюшки увидели избушку!

    Ночь пришла, зверята спят, только носики сопят.

    Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,

    Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.

    И уснула белочка, притаясь за печкою.

    Утром лучик солнца заглянул в оконце.

    Просыпаются зверятки, поднимаются с кроваток:

    С коврика вскочил лисёнок,

    Из корзиночки – ежонок,

    Рыженькая белочка вышла из-за печки,

    А мишутка маленький выбрался из валенка

    Поглядели из окошка и увидели дорожку.

    К своим домикам зверюшки побежали из избушки

    И, увидев своих мам, разбежались по домам!

    Деток мамы обнимали, но немножко поругали:

    Всем ребяткам нужно знать – допоздна нельзя гулять!»

    Игра «Весёлый поезд»

    Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов.

    Оборудование: макет поезда; вагончики над каждым из которых изображена схема предлога; сюжетные картинки.

    Детям предлагается распределить картинки в соответствии со схемой предлога.

    В 1-й вагончик – картинки с предлогом в;

    Во 2-й вагончик- картинки с предлогом на;

    В 3-й вагончик – картинки с предлогом под;

    В 4-й вагончик – картинки с предлогом над.

    Игра «забавные круги»

    Игра «Найди нужный предлог»

    Цель: уточнить пространственное расположение предметов выраженное предлогами. Например: НА,ПОД,С/СО,ИЗ-ЗА, ПОД, В и др.

    Оборудование: карточки с сюжетными картинками (по 4-5 сюжета) на каждой из которых изображено по два предмета с различным пространственным расположением, карточки – схемы предлогов.

    Нужно расположить карточки – схемы предлогов в соответствии с картинкой.

    Игра «Зашифруй предложение»

    Цель: закреплять умение графически составлять схему предложения с предлогом.

    Оборудование: карточки с сюжетными картинками предложений, набор карточек – схем предлогов, набор фигур для составления схемы предложения.

    Дети составляют предложения вместо треугольника подставляют предлог .

    Игра «Угадай, что изменилось?»

    Цель: закрепление использования предлогов, предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади.

    Оборудование: карточки с сюжетными картинками предложений, набор карточек – схем предлогов,

    Предлагается сюжетная картинка. Логопед задает вопросы о расположении в ней различных предметов по отношению к друг другу.

    Затем картинка меняется: тот же набор предметов, но расположение их по отношению друг к другу другое.

    Игры с кинетическим песком и предметами – игрушками.

    Цель: упражнять детей в умении определять пространственное расположение предметов выраженное предлогами.

    Оборудование: лоток (контейнер) с кинетическим песком; разнообразный игровой материал (формочки, ракушки, камешки марблс, игрушки – киндеры др.);

    1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) – Спб, 1999.

    2. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. – М., 1981.

    3. Соколова Н. В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. // Дефектология. №1. !999

    4. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка. /Под ред. Власенко И. Т. //Методы обследования речи у детей. – М., 1992.

    5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 1997.

    6. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб, 1999.

    7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: формирование лексико-грамматических представлений. – СПб, 1999.

    8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М., 1989.

    9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.

    10. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2000.

    Использование нетрадиционных материалов на занятиях по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста «Лошадка» Материал и оборудование: белый картон с контурным изображением лошадки, вата (ватные диски, белые шерстяные нитки (для хвоста, накладные.

    Нетрадиционные приемы для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

    Детский оркестр. как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста Контрольная работа Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно.

    Дыхательные упражнения на логопедических занятиях как профилактическая работа по обеспечению ЗОЖ дошкольника Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное.

    Презентация «Логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста» В 2-3 года у детей происходит формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3 годам ребенок уже знает от 300.

    Использование сказочных сюжетов на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс – одна из самых актуальных проблем в современной отечественной дошкольной педагогике.

    Кружковая работа по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Юные экологи» СОДЕРЖАНИЕ: 1. Паспорт программы…. Стр. 3 2. Пояснительная записка…. Стр. 4 3. Цель и задачи программы….

    Макет «Затонувший корабль» для использования детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по финансовой грамотности Для обогащения предметно-пространственной развивающей среды в рамках проекта “Финансовая грамотность дошкольников” в нашей группе «Почемучки».

    Применение криотерапии на логопедических занятиях с детьми 5–6 лет Я уже рассказывала об использовании криотерапии в работе с детьми с речевыми нарушениями, но не могу, не поделится нашим занятием, которое.

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Тема занятия : предлоги В, НА, ПОД.

    1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.

    2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.

    3.Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.

    4.Закрепить правильное употребление в речи приставочных глаголов.

    5.Развитие слухового внимания и памяти.

    схемы предлогов, изображение Карлсона, игрушки (кукольная мебель и посуда, птичка, коробка и т.д.), предметные и сюжетные картинки, сюжетная картина «Лес».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    logopedicheskoe_zanyatie_po_teme_predlogi.docx16.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»

    Тема занятия : предлоги В, НА, ПОД.

    1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.

    2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.

    3.Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.

    4.Закрепить правильное употребление в речи приставочных глаголов.

    5.Развитие слухового внимания и памяти.

    схемы предлогов, изображение Карлсона, игрушки (кукольная мебель и посуда, птичка, коробка и т.д.), предметные и сюжетные картинки, сюжетная картина «Лес».

    Логопед читает детям загадку и просит найти и запомнить маленькие слова в стихотворении:

    На пригорке и под горкой

    Под берёзкой и под ёлкой

    Хороводами и в ряд

    В шляпках молодцы стоят.

    1. Уточнение пространственных значений предлогов,

    Знакомство с понятием «предлог».

    На доске выставлены схемы предлогов В, НА, ПОД.

    -Когда мы говорим эти маленькие слова? –

    В: когда предмет находиться внутри

    НА: когда предмет находиться сверху

    Под: если предмет внизу.

    -Вы выросли, многому научились, скоро пойдете в школу, поэтому пора называть маленькие слова более точно – предлоги .

    2. Игра «Найди предлог».

    Логопед на столе производит действия с игрушками, перекладывая их НА,ПОД и В разные предметы (используется кукольная мебель и посуда, птичка, бабочка, коробочка).

    – Посмотрите на схемы и составьте с каждым предлогом предложение.

    3. Анализ рассказа.

    Логопед выставляет картинки на панно и рассказывает:

    Однажды осенью во двор вышли погулять Маша, щенок Джерри и петушок Гоша . Вдруг набежала туча, закрыла солнце, и пошел дождь. Машенька и Джерри спрятались в доме, а Гоша взлетел на забор и закричал «Я удалец!Я молодец!Я ничего не боюсь!». Вышли тут мама и папа Маши и сказали: « под дождем можно только под зонтиком быть, тогда дождь не страшен». Вскоре дождик закончился, на небе засияло солнышко, и только на дорожке остались лужи.

    Закончив рассказ, логопед просит найти в тексте предложения с предлогами НА, ПОД, В.

    Детально анализируются предложения со словами «вышли, вдруг, набежала, взлетел», поясняется, что начальные звуки (слоги, приставки) не являются предлогами, это часть слова.

    4. Физминутка. «Слушай, повторяй, делай».

    На горе растут дубы,

    Под горой растут грибы,

    Мы в корзинки их собрали,

    Быстро к дому подбежали.

    Пальчиковая гимнастика «Дом»(Ткаченко Т.А.):

    На поляне дом стоит,

    Ну а к дому путь закрыт.

    Мы ворота открываем,

    И в наш домик приглашаем.

    В доме стол на тонкой ножке,

    Рядом стульчик у окошка,

    Два бочонка под столом.

    Вот какой я видел дом!

    Внимательно послушать и выполнить задание, затем повторить из предложения только предлог:

    Встань на ковер

    Подойди к стульчику

    Встань на носочки

    Поднять левую над головой

    Положить левую ладонь под правую

    5. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

    У детей на столах – индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложения и назвать один из предлогов: В,НА,ПОД.

    6. Исправь ошибки в рассказе Карлсона.

    – Все вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Однажды ему надоело летать по городу, и Карлсон отправился вместе с друзьями погулять в лесу. Прогулка была просто замечательной! И Карлсон решил придумать рассказ про лес для Малыша. Но вот беда – он совершенно не знает предлогов, поэтому рассказ получился неправильный, некрасивый. Помогите Карлсону исправить ошибки!

    Вчера я гулял (В) замечательном лесу. Стояла тихая осенняя погода, листочки (НА) деревьях были желтые, красные, оранжевые. Сухие листья лежали у нас (ПОД) ногами. Мы собрали кленовые, березовые и рябиновые листочки. Какие красивые осенние букеты несли мы домой (В) руках! Много грибов выросло (ПОД) деревьями.

    7. Итог занятия, оценка деятельности детей

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального открытого логопедического занятия по совершенствованию лексико – грамматических представлений на тему “Дифференциация предлогов К – ОТ”.

    Данный конспект дополняет серию конспектов по методике Ткаченко Т.А. по коррекии общего недоразвития речи у детей 6 лет.

    Конспект занятия по развитию лексики , грамматики и связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста .

    Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по теме “Предлог В”. Данное занятие является закрепляющим. Предназначено для детей с общим недоразвитием речи, обучающихся в средней логопедической группе.

    Уважаемые родители, мы пригласили вас принять активное участие в коррекционной работе с вашими детьми на занятие на тему «Кошкин дом». Используемые игры и упражнения помогают развивать у ваших д.

    С использованием мультимедийного проектора.

    Логопедическое занятие “Предлоги”

    Конспект фронтального логопедического занятия “Предлоги “в”, “на”.

    Цель: на практическом уровне познакомить детей с предлогами (маленькими словами);

    развитие и уточнение пространственных представлений, их вербальное

    выражение посредством данной категории служебных слов;

    преодоление аграмматизма как в импрессивной, так экспрессивной

    формирование представления о смысловом (семантическом) значении

    предлога, о предлоге, как об отдельном слове;

    уточнение конкретно-пространственных значений предлогов;

    знакомство с графическими схемами предлогов;

    уточнение и закрепление временных представлений;

    научить детей выделять предлоги, составлять с ними предложения;

    развивать логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику, речедвигательный анализатор;

    развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

    картинки с изображением овощей, сада, огорода, деда в печи;

    карточки с предлогами, с деформированными предложениями;

    мешочек с буквами; карточки с улыбающейся рожицей.

    План и ход урока.

    1 Организационный момент Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем их!

    Психологический настрой Каждый день – всегда, везде

    На занятиях, в игре

    Смело, четко говорим

    И тихонечко сидим.

    2 Повторение пройденного материала О чем мы с вами говорили на прошлом занятии?

    Что нам помогают понять эти маленькие слова?

    Проверим, на самом ли деле? Возьмите ручку, положите её в пенал. Какое маленькое слово помогло?

    Положите ручку под пенал. Какое маленькое слово помогло?

    Смогли без маленького слова понять, куда надо положить ручку?—- Нет

    Вспомните, как пишутся маленькие слова с другими словами?—- Отдельно

    Ориентировка в пространстве

    Скажите, какое сейчас время года?

    Какое время года будет после зимы?

    Какое время года было перед зимой?

    Осень обычно собирают урожай. И я тоже собрала. Посмотрите на доску (картинки с изображением овощей). Каким одним словом мы можем назвать: помидор, огурец, свеклу, лук?

    Какой овощ находится между помидором и свеклой?

    Какой овощ находится перед огурцом?

    Какой после свеклы?

    Какой перед луком?

    Ребята, скажите, где растут овощи? —В огороде

    А фрукты? В саду

    (Иллюстрации с изображением сада и огорода.) Посмотрите, кто работает в саду и огороде? —-Дети

    3 Сообщение темы занятия

    Разгадав ребусы, вы сможете узнать имена мальчика и девочки, которые собирают урожай вывешиваются ребусы). Как зовут мальчика и девочку? Ваня, Надя

    4 Изучение нового материала Какие маленькие слова помогли вам отгадать ребусы? в, на

    Правильно. Сегодня на занятии мы будем работать с этими маленькими словами: в, на (на доске схемы предлогов, где предлог маленький человечек).

    Где находится маленький человечек (В кубике)

    Где находится маленький человечек?( На кубике)

    А теперь с помощью этих маленьких слов расскажите и покажите, где растут овощи, на земле или в земле (на доске изображение грядки, дети прикрепляют овощи.)

    Свекла растет в земле, помидор на земле

    Поиграем с пальчиками (карточка“Зайчик”). Какое упражнение

    Зайка взял свой барабан

    И ударил трам-трам-трам.

    Работа с карточками

    Теперь с помощью карточек

    выберите подходящее маленькое слово (в, на).

    Щи варят . кастрюле.

    Морковь натерли . тёрке.

    Картошку собрали . ведро.

    Огурцы закрыли . банку.

    Помидоры лежат . тарелке.

    Капусту нарезали . доске.

    Овощи продают . магазине.

    Игра “Путаница”. Откройте тетради, запишите число.

    На карточках все слова в предложениях перепутались. Поставьте слова на место. Запишите предложение в тетрадь. Начертите его схему. Проверяем схемы предложений на доске. Сколько слов в предложении?

    Эй, ребята, что вы спите?!

    На зарядку становитесь!

    Вправо. Влево головою!

    Руки вверх! Перед собою!

    Повернись скорее к другу.

    Правую дай другу руку.

    Влево. Вправо головою!

    Руки вверх! Перед собою!

    Повернись скорее к другу.

    Левую дай другу руку

    Игра “Чудесный мешочек”

    В мешочке буквы, которые вы должны угадать на ощупь. Из этих букв составьте название овоща. —-Картошка

    А теперь скажите, это правда или шутка? (На доске картинка).

    “Дед в печи, картошка на печи”. —Это шутка

    С какими маленькими словами мы сегодня работали —– в, на

    Как они пишутся с другими словами?—–Отдельно

    Вы сегодня хорошо занимались ,и поэтому я вам вручаю улыбающиеся наклейки!

    Читайте также:  Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР - мастер-класс
    Ссылка на основную публикацию