Предельная наполняемость групп на школьном логопункте

Предельная наполняемость групп на логопедических пунктах при общеобразовательных учреждениях, расположенных в городах

Перечень отчетной документации студента логопедической практики на школьном логопункте.

1. Дневник педагогической практики:

v Индивидуальный план с отметкой о его выполнении.

v Речевые карты (не менее 2).

v Планы коррекционной работы: индивидуальная коррекционная программа логопедической работы с двумя детьми, перспективный план занятий на основной этап логопедической практики в школе.

v Отчет об оказании помощи общеобразовательному учреждению (изготовление пособий, игрушек, атрибутов к играм, оформление помещения и др.)

v Отчет о прохождении практики (анализ профессионального становления, реализация задач

v педпрактики, самооценка выполнения различных видов деятельности).

v Характеристика студента-практика, с подробным анализом деловых, организаторских данных, уровень методической подготовки и владения практическими навыками коррекции речи, указывается, какой вклад внес студент в пропаганду дефектологических знаний, в создание предметно-развивающей и коррекционной среды. Характеристику составляет руководитель практики. Подписи руководителя учреждения и руководителя практики заверяются круглой печатью учреждения; прописью указывается оценка.

2. Конспекты 2 зачетных логопедических занятий по коррекции различных видам нарушений письменной речи (с приложением дидактического материала). Конспекты зачетных видов деятельности должны быть заверены групповым руководителем (без утверждения конспекта студент к зачетному занятию не допускается).

Форма аттестации

По итогам производственной логопедической практики студент получает дифференцированный зачет.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

а) предельная наполняемость речевых групп

Предельная наполняемость групп на логопедических пунктах при общеобразовательных учреждениях, расположенных в городах

Группы обучающихсяПредельная наполняемость (человек)
с общим недоразвитием речидо 4
с нерезко выраженным общим недоразвитием речидо 5
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонематическим недоразвитием речидо 6
с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речидо 4
с недостатками чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речидо 5
с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речидо 6
Заикающиесядо 4
с недостатками произношения отдельных звуковдо 7

Минимальная наполняемость группы 3 человека.

Занятия с обучающимися проводятся во внеурочное время с учетом режима работы образовательного учреждения.

Групповые занятия проводятся:

• с обучающимися, имеющими общие недоразвития речи, нарушения чтения и письма, обусловленные общими недоразвитием речи, – не менее 3 раз в неделю;

• с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи, – не менее 2-3 раз в неделю;

• с обучающимися, имеющими фонетический дефект – не менее 1- 2 раз в неделю;

• с заикающимися обучающимися – не менее 3 раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня, дефекты речи, обусловленные нарушением подвижности и строения органов речевого аппарата.

Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий – 20 минут. Между групповыми занятиями допускаются перерывы по 10-15 минут. Этовремя логопед может использовать для проверки письменных работ, учета и анализа ошибок и для другой работы по своему усмотрению. Логопедические занятия проводятся после уроков. Учеников, посещающих группы продленного дня, воспитатели направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Воспитатели групп, также как и учитель начальных классов не вправе задерживать ребенка или не пускать его на занятия к логопеду. Расписание должно находиться в каждой группе продленного дня. Оно составляется таким образом, чтобы каждая группа учеников 1-х классов занималась 3 раза в неделю, желательно в одно и то же время. Занятия с группами учащихся 2-х, 3-х, 4-х классов, имеющих нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематических процессов, можно проводить 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения проводится по усмотрению логопеда 1-3 раза в неделю в каждой подгруппе или с каждым учеником в зависимости от тяжести речевого дефекта.

МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.

Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико-грамматических категорий, либо сочетание этих нарушений. Нарушение произносительной стороны речи может проявиться в различной степени: единичные дефекты звукопроизношения (дислалия), массивные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но стойкие звуковые искажения (стертая дизартрия). Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия, при которой дефекты артикуляции и резкий назальный оттенок речи обусловлены анатомическими дефектами твердого и мягкого неба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются дефектами фонематических процессов (восприятия близких по акустико-артикуляторным признакам звуков, фонематического анализа и синтеза).

Нарушения лексико-грамматического строя проявляются в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудностей словообразования и словоизменения, в несформированности связной повествовательной речи (образование текста). Лексико-грамматические расстройства могут быть относительно самостоятельными, либо сочетаться с нарушениями фонетико-фонематического строя речи.

Основной причиной, по которой младшие школьники обращаются на логопункт при общеобразовательной школе, состоит в трудностях не устной, а письменной речи: нарушения чтения (дислексии) и письма (дисграфии и дизорфографии).

Обследование школьников с расстройствами чтения и письма предполагает подробное изучение устной речи (фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны), которая, как правило, имеет те или иные отклонения.

Дизорфография (патологическое усвоение орфографического навыка) выделилась в последние годы как самостоятельное расстройство, которое может сочетаться с дисграфией, а может проявиться и самостоятельно.

Одной из задач является диагностика сложных пограничных на­рушений, когда имеет место снижение интеллектуальной деятельности в разной степени (умственная отсталость, задержка психического развития, нижняя граница нормы). Интеллектуальное снижение может сочетаться и с сенсорной недостаточностью (нарушения слуха или зрения).

В таких случаях речевые нарушения входят в синдром основного нервно-психического заболевания. Задача логопеда – определить степень речевых расстройств и характер их в каждом из таких синдромов. Так, характерным для школьников является достаточно равномерное нарушение и фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи, обусловленные основным заболеванием (умственная отсталость). Речь детей школьного возраста с задержкой психического развития или с социально-педагогической запущенностью сопровождается характерными особенностями лексико-грамматического строя (трудности словообразования, подбора антонимов и синонимов, затруднений в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточной сформированностью связной речи).

Логомаг

Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда

Положение о логопедических группах → Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда

Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ

Положение о логопедической группе

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;.

1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы дошкольного образовательного учреждения города _____ № _____ (далее ДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Уставом ДОУ, положения ДОУ «О нормативно-правовой организации логопедического сопровождения»

1.3. Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении – детском саду компенсирующего или комбинированного вида при наличии условий для функционирования с целью

1.4 Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

1.5 Основные задачи логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения №____:

– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

– активизация познавательной деятельности детей;

– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

1.6. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя ДОУ.

2. Организация логопедической работы

2.1. Логопедические группы в дошкольном образовательном учреждении открываются на основании приказа департамента образования и науки администрации города____ и комплектуются в соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении

2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:

– общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;

– фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);

– фонетическое недоразвитие (ФН);

2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября ежегодно. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речи, регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки.

2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.

2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с трех-пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2-3 года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.

2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один – два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 15 человек.

2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:

– недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

– деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;

– грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

– нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

– задержку психического развития;

– фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждений;

– заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.

2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.

2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:

– с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;

– с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.

2.14. Подгрупповые занятия проводятся:

– с детьми, имеющими общее недоразвитие речи – не менее трех раз в неделю;

– с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю;

2.15. Продолжительность группового логопедического занятия:

– в старшей группе – 20-25 минут;

– в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.

2.17. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями – 5-10 минут.

2.18. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда

2.19. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

2.20. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию города___.

2.21. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением.

3. Руководство логопедическим пунктом

3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Заведующая ДОУ:

– обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

– подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

– обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой

3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет методист-логопед ___________

3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.

4. Права и обязанности учителя-логопеда

4.1. В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.

4.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».

4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.

– обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;

– обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;

Читайте также:  Организация ННОД учителем-логопедом в условиях реализации ФГТ

– комплектует группы детей для занятий в логопедическом пункте;

– проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;

– готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической консультации с целью определения в специальные группы;

– осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;

– представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и методисту-логопеду ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;

– поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;

– информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедического пункта;

– ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;

– участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения муниципального дошкольного образовательного учреждения;

– повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

4.7. Учитель-логопед логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.

4.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в логопедическом пункте муниципального дошкольного образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультативной работы).

4.9. Учитель-логопед ведёт документацию:

– журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки;

– перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФН;

– журнал учета детей, зачисленных на логопункт;

– индивидуальные тетради для занятий с детьми;

– отчет логопеда за год.

5. Материально-техническое и финансовое обеспечение

5.1 Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения.

5.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

5.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.

5.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.

5.5. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.

5.6. Оплата труда учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в диапазоне 8-14 разрядов Единой тарифной сетки, в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

5.7. Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

5.8. Оплата труда воспитателей, работающих в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю.

5.9. Воспитателям, младшим воспитателям (помощникам воспитателей) работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

5.10. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 20% за часы занятий, которые они ведут в логопедических группах.

5.11. Врачам, младшему медицинскому персоналу, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 15% за работу с детьми, посещающими логопедические группы.

5.12. Заведующим муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, создавшим необходимые условия для функционирования логопедических групп, производится повышение должностных окладов в размере в зависимости от количества групп:

–>Современный детский сад –>

Каталог статей

Фрагмент дистанционного блиц-семинара 12 октября 2016 года к.п.н., профессора Института детства ФГБОУ ВО МПГУ. Блиц-семинар прошел в рамках работы научно-методического объединения “Современный детский сад: психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ” кафедры дошкольной дефектологии Института детства. Электронный адрес: https://www.facebook.com/events/221024438316734/

Про контингент

Семенова Светлана Викторовна 16:06

Подскажите пожалуйста документ, регламентирующий количество воспитанников в кабинете коррекции речи или такой формы работы вообще не существует?

Фадеева Татьяна Юрьевна 16:16

какой документ определяет количество детей на дошкольном логопункте?

Серебрякова Светлана Николаевна 16:42

в каком документе прописано , что в течении месяца логопед занимается с 15 детьми, у нас заставляют брать 25 человек

Инструктивное письмо от 14.12.2000 N 2 ” Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения” Министерства образования РФ: “Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек”.

РАЗЪЯСНЕНИЯ Департамента образования г. Москвы по организации работы учителя-логопеда в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования (Инструктивное письмо № 2-34-20 от 11.08.2005): “Количество детей, с которыми проводит занятия учитель-логопед в течение месяца, составляет 15 человек”

Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп (утверждено на заседании актива дефектологов г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24 февраля 2000 г): “Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 16 детей, от 20 до 25 детей в течение года”.

Людмила Редикульцева 16:46

На какое основание ссылаться, чтобы руководству показать норму зачисления 15 детей на логопункте. В данное время зачисляют 25 и почти все ОНР 4 уровня. Очень не просто. Да ещё и всех детей сада обследовать, направлять на ПМПК , готовить документы. и в это же время параллельно ты должен умудриться вести занятия с 25 детьми

Нормой является 25 детей в год. Они могут быть зачислены в течение года (основание такой неодновременной записи есть в следующем документе: Инструктивное письмо от 14.12.2000 N 2 ” Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения” Министерства образования РФ. “Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года”).

Однако если в регионе есть более поздние документы на уровне приказов, а не инструктивных писем, то можно ориентироваться на них. В частности,

Приказ Департамента Образования г.Москвы № 2-34-20 от 11.08.2005 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования» указывает, что в месяц логопед занимается с 15 обучающимися. Остальные – до 25 человек – могут зачисляться на логопункт в течение года.

Лидия Агафонцева 16:12

Скажите пожалуйста! Может ли более 25 человек превышать на логопункте?

К сожалению, практика показывает, что может: предельная наполняемость должна быть установлена в “Положении о логопункте”, утвержденным локальным актом организации на основе соответствующих федеральных и региональных документов. Однако на данный момент они чаще всего носят не распорядительный, а рекомендательный характер (представлены в виде инструктивных писем, а не приказов). Соответственно, рекомендуемая норма в 25 человек иногда применяется не к учебному году, а к семестру (полугодию) в тексте такого “Положения. “. В итоге будете работать с 50 обучающимися в год.

Фадеева Татьяна Юрьевна 16:15

из 25 детей сколько должно быть с ОНР?

Нет таких правоустанавливающих документов. Есть расчеты, опирающиеся на ОКВЭД и Ведомственный перечень образовательных услуг при формировании государственного задания и финансового плана на год. Если ориентироваться на них, то дети с ОНР просчитываются по услуге 138 (индивидуальная работа) и 139 (групповая работа) по 18 и 36 часов на человека в год. Соответственно, при равном соотношении групповой и индивидуальной нагрузки, достаточно 14 человек для перекрытия ставки в 720 часов в год.

Татьяна Рыбаченко 16:17

Сколько детей должно быть на ставку логопеда на группе? и на логопункте д.с?

Все зависит от норматива подушевого финансирования на одного нормально развивающегося ребенка в год и от того, какие коэффициенты используются регионом для увеличения оплаты дето-часа или ученико-часа при работе с ребенком с ТНР (для работе в компенсирующей группе) или низкой речевой и языковой нормой, ФФН и ФФНР (для работы на логопункте). В Московском регионе получается, что для логопеда компенсирующей группы достаточно 14 человек, логопункта – 17 человек.

Примерно этот же норматив закреплен в Приказе Департамента образования города Москвы «Об утверждении методических рекомендаций по составлению штатных расписаний ГОУ, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы» от 01.03.2011 №166, в котором говорится, что “должность учителя-логопеда устанавливается при наличии в учреждении специальной логопедической группы из расчета 1 единица на группу в 15-20 обучающихся, имеющих нарушения речи” (.п.16).

Корниенко Елена Валерьевна 16:19

На школьном логопункте предельная наполняемость 25 человек. А что делать с остальными учащимися?

Ставить в резерв, активизируя его во время болезни и непосещений занятий со стороны зачисленных детей, и частично расформировывая подгруппы в следующем полугодии, выпуская с логопункта детей с хорошей динамикой речевого и языкового развития.

Что делать с теми, до кого такая очередь не доходит, – решать ППК организации: на основании результатов вашего обследования и ходатайства ППК руководитель учреждения принимает решение о выделении дополнительной ставки учителя-логопеда (в такой очереди должно быть не менее 25 обучающихся).

Логинова Надежда Александровна 16:23

Здравствуйте! В общеобразовательной школе есть классы 7 вида (с 1-го по 9й), введены 1,5-ставки логопеда для работы в классах коррекции. Сколько человек должно быть набрано? Какие документы регламентируют количество учащихся с ЗПР в общеобр. школе?

По этому поводу действующим документом является ПИСЬМО Министерства образования от 20 июня 2002 года N 29/2194-6 “О Рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида”. Это то, что связано с работой в условиях классов коррекции. Однако действующей нормы по количеству обучающихся в нем не зафиксировано.

Если такие классы функционируют при общеобразовательной школе и дети находятся в условиях частичной или полной интеграции, то такая норма появляется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (с изменениями и дополнениями), “32. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: . учителя-логопеда на каждые 6 – 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья”.

При наличии 9 классов на них предполагается 54 часа мониторинга нарушений устной и письменной речи. В неделю по 3 часа – на консультационную работу в соответствии с нагрузкой в 1,5 ставки (30 часов), значит за 36 недель уйдет 108 часов. Из 1080 часов на 1,5 ставки в год (36 недель) на перечисленное уйдет 162 часа и останется 918 часов.

Далее просчитываем групповую и индивидуальную работу. Нормативы расчета одинаковые для ЗПР и ТНР – 18 часов на индивидуальные и по 36 часов на групповые формы работы. То есть по 54 часа на одного ребенка. Получается 17 обучающихся в семестр или в год, в зависимости от вашего Положения (в нем должен быть прописан при этом норматив в 12 детей на 1 ставку, в соответствии с вышеупомянутым документом).

На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.

Логинова Надежда Александровна 17:16

В ПОЛОЖЕНИИ О КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. МОСКВЫ Утвержденным приказом Московского департамента образования Правительства Москвы от 29.05.95 г. 217 указано количество 15-20 учащихся на ставку логопеда. Есть ли другие положения? Можно ли работать, исходя из данного положения?

Документ ссылается на Типовое положение, которое отменено, и на региональную программу “Столичное образование”, которая в то время функционировала. Поэтому не советовала бы им пользоваться.

Ориентируйтесь на Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (с изменениями и дополнениями) и на Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях “Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10”, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 85 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2011 г., регистрационный N 22637) и от 25 декабря 2013 г. N 72 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2014 г., регистрационный N 31751).

Ирина Креховецкая 16:38

SOS. работаю в ДОУ на логопункте, дети с диагнозами ФФНР стертая диз. 7 чел. остальные ОНР с 4 по 1 уровень речевого развития из них 4 ЗПР. Как добиться “порядочной” комплектации. Сложных детей просто не куда отправлять, все коррекционные группы переполнены.

7 детей с ФФНР идут по нормативу индивидуальной работы, в соответствии с Ведомственным перечнем образовательным услуг. Например, по Москве – по 9 часов на ребенка в год. Это 63 часа.

4 ЗПР и оставшиеся 14 ОНР финансируются одинаково: по 54 часа на ребенка. Выходит – 972 часа.

Итого у вас 1035 часов, то есть почти 1,5 ставки. Перебор в 315 часов. Это часы – накладки индивидуальных форм работы на подгрупповые. Значит, нужно вводить совместно-индивидуальные занятия в парах и тройках по сходству нарушений звукопроизношения (вводя их для “лишних” по нагрузке 6 человек в месяц и меняя контингент детей каждые 2 месяца) и организовать 3 подгруппы по 9 человек.

Виталий Додонов 16:50

Читайте также:  Конспект подгруппового занятия с использованием ЭОР в старшей логопедической группе

Лариса Додонова. Не будет ли нарушением прав ребенка занятия на логопункте с ОНР? Ведь не все условия выполняются. И воспитатели не занимаются и логопеду на занятия отдают неохотно.

Все зависит от конкретных условий реализации индивидуального образовательного маршрута и запросов родителей. Нужно работать, в первую очередь, с ними.

Наталья Викторовна, в логопункт ДОУ зачислены 25 детей (9 детей – ОНР III уровня (ТНР). Дизартрия и 16 – ФФНР. Дизартрия. Вот и получатся 25 детей ежемесячно.

Не могу сказать, что это единственный вариант организации вашей работы в данных условиях. Вы можете гибко менять состав подгрупп в течение полугодия и года. С кем-то – заниматься в первую очередь, с кем-то – во вторую и третью. Потом делать перестановки и менять приоритеты.

Бабушкина Татьяна Григорьевна 16:54

Я работаю с детьми 1-7 классов в коррекционной школе 8 вида. В данный момент при нагрузке 21 час у меня 52 ребёнка. Только в 1классе – 12 детей, которым рекомендована логопедическая помощь, в 4 классе 11детей со сложной структурой дефекта, почти все безречевые (с-м Дауна, аутисты, алалики) А у меня ещё 6 классов. Как работать?

Я не могу сделать просчет рабочей нагрузки, так как данные неполные. Однако даже из того, что вы изложили, видно, что это нелегкий труд. Для безречевых детей, обучающихся со сложной структурой дефекта нужно требовать выделение на каждые 6 человек ставки тьютора (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (с изменениями и дополнениями)). Этот человек будет обеспечивать индивидуальную поддержку ребенка в совместно-индивидуальных формах работы с обучающимися. Кроме того, стоит задуматься о том, чтобы подключать к своей работе других специалистов: учителей музыки, рисования и т.д., – вводя практику бинарных уроков (внакладку с их уроками) и организуя с ними разные формы внеклассной работы и обучая приемам совершенствования и закрепления речевых и языковых навыков.

Школьный логопункт
материал на тему

ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ

Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения

Письмо Минобразования России

от 14 декабря 2000 г. №2

Скачать:

ВложениеРазмер
shkolnyy_logopunkt.docx56.31 КБ

Предварительный просмотр:

Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения

Письмо Минобразования России

от 14 декабря 2000 г. №2

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Основными задачами логопедического пункта являются:

– коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

– своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

– разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения – – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения.

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся:

– с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;

– с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;

– с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;

– с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;

г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме.

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием.

к письму Минобразования России

от 14 декабря 2000 г. № 2

Список обучающихся, имеющих нарушенияв развитии устной и письменной речи

Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР

Конспект № 1 логопедического подгруппового занятия для детей ФФНР (6-7 лет)

Тема: Звуки С-Ш

Лексическая тема: «Одежда, обувь»

Коррекционно – развивающие задачи:

1. Выполнение, развитие артикуляционных движений

2. Развитие речевого дыхания

3. Вырабатывать четкое произношение слогов, слов, словосочетаний;

4. Работать над эмоциональной выразительностью речи;

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Развитие связной речи.

Коррекционно — воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей бережное отношение к одежде, обуви;

Материал к занятию: картинки с изображением предметов одежды со звуками (с), (ш); игрушки котенок, мышонок; вертушки на дыхание; скрепки, пуговицы;

Ход занятия:

I. Организационный момент.

– Ребята, встаньте в круг. Поиграем в игру «Хорошее настроение»

Покажите свое настроение соседу слева, соседу справа.

– Хорошее у вас настроение?

Мы веселые ребята.
Будем весело шагать (шагаем на месте, высоко поднимая ноги)
Подниматься на носочки (подняться на носочки)
И на пяточках стоять (встать на пятки)
Повернемся влево, вправо (руки на пояс, повернуть туловище влево, вправо)
Покиваем головой (сделать кивок головой влево, вправо)
И похлопаем в ладоши (встать прямо)
Раз, два, три, четыре, пять (проговорить 1 -2- 3- 4 — 5)

Упражнение настроения

Покажем «тучку» — нахмурим бровки и «Веселое солнышко» — улыбнулись.

– Ребята, когда показываем тучку, что делаем?

Дети. Нахмуриваем бровки.

– Ребята, а когда показываем солнышко?

Дети выполняют упражнение перед зеркалом.

– Ребята, покажем ветерок – слабый ветерок, сильный ветерок. Подуем на вертушку.

– Надуем шарик, сдулся шарик (вдох носом – выдох носом, вдох носом – выдох ртом)

II. Тема занятия звуки (с), (ш)

– Возьмемся, ребята, за руки, встанем в круг, поиграем

Присели, произносим звук (с — с – с)

Встали, руки вверх: длительно проговорим – (Ш – Ш – Ш)

1. Упражнения с колечками

– Ребята, проговорим слоги с колечками:

Дети одевают поочередно колечки на пальцы, начиная с большого пальца, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Проговариваем: са – са – са – са – са

Снимаем поочередно колечки: обратные слоги – ас – ас – ас – ас — ас

Колечки поочередно одеваем и проговариваем: ша – ша – ша – ша – ша

Затем снимаем, называем обратные слоги: аш – аш – аш – аш – ащ

2. В гостях у нас сегодня мышонок Тишка и котенок Киска.

Мышонок любит слова со звуком (ш), котенок Киска – со звуком (с).

Детям даются предметные картинки «Одежда и обувь».

Дети подбирают картинки со звуком (Ш) – шапка, шарф, штанишки, шубка, рубашка, шнурки.

Котенку картинки со звуком (с) – сарафан, носочки, свитер, кроссовки, сапоги, сандалии.

3. — Ребята, проговорите звуки (с), (ш) в словах

– Поиграем со словами: придумаем слова к словам мышонок, киска.

Шустрый мышонок, шумный мышонок, смелый мышонок;

Пушистая киска, пушистая шерстка, серая шерстка, быстрая кошка.

4. Пальчиковая гимнастика.

– Ребята, поиграем с пальчиками: выполним упражнения:

У кошки – царапки

Мягкие лапки (показ «царапки», «мягкие лапки»)

У мышонка Тишки – острые зубки «показ – пальцами одновременно стучим по столу пальцами»

5. «Угостим Тишку» Развеселим Тишку и Киску.

– Послушайте чистоговорку, затем проговорите.

Мышонок Тишка любит сушки.

В каких словах вы слышите звуки (с), (ш)

Дети. В слове сушки звуки (с), (ш)

– Еще послушаем чистоговорку:

Кошка Киска любит есть из миски и греться на солнышке.

– Назовите слова со звуками (с).

– Чем мы угощали Тишку?

– Что любит Киска?

Дети. Киска любит есть из миски.

Дети проговаривают чистоговорки: кто лучше проговорит?

6. Сегодня, ребята, мы будем делать шерстку кошке из скрепок.

Детям даются скрепки и они их прикрепляют к трафарету.

III. Ребята, что вы узнали на занятии?

Конспект №2 подгруппового логопедического занятия для детей 6-7 лет с ФФНР

Тема: Звуки «с — ш»

Лексическая тема: «Ткани»

Коррекционно – развивающие задачи:

1. Формирование фонематического слуха

2. Развитие артикуляционных движений

3. Развитие сенсорики.

4. Развитие мелкой моторики

5. Развитие речевого выдоха

  • воспитывать бережное отношение к вещам

Предварительная работа: нарисовать, написать скороговорки со звуками «с», «ш»

Материал: различная ткань, воздушные шарики; тетради, ручки;

Ход занятия:

I. Круг приветствия:

– Ребята, давайте посмотрим, кто –то прислал нам корзиночку.

Давайте посмотрим что же в корзиночке?

– Давайте надуем шарики!

– Вот какие чудесные шары!

– Как мы надували шарики?

– Как сдулся шарик?

– Проговорим вместе: с — с – с — ш – ш – ш

– Какое у вас настроение?

Дети: — Веселое, радостное!

– Ребята, назовите цвета шариков!

Дети. Красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий

– Давайте скажем цвета настроения:

II. Одежда

1. Посмотрим, что же еще в корзиночке?

– Посмотрим что это за ткань? Потрогаем ручками.

– Легкая, тонкая, прозрачная, цветная, полосатая, однотонная, ворсистая

Дети трогают ткань руками.

– Для чего нужна ткань?

Дети. Из ткани делают одежду.

«Назовите действие» Что делают с одеждой?

Дети. — Стирают, сушат, гладят, складывают, вешают, зашивают, одевают, носят;

2. «Скажи наоборот»

3. — Посмотрите, ребята, какое письмо прислал нам почтальон?

– Что – то здесь написано.

– Кто сможет прочитать?

– Давайте будем учиться читать слоги

– Пойди Саша, найди букву занятия «песенку водички» звук «С»

– Звук «С» — согласный, твердый, глухой

– А, О, У, Ы – гласные

Читаем слоги: СА СО СУ СЫ

4. Работа в тетради: запишите слоги:

Дети записывают в тетрадь: са со су сы ас ос ус ыс

Назовите букву: показ буквы (Ш)

– звук (Ш) – твердый согласный, глухой;

– Составьте слоги с гласными: А У О Ы

– Чтение слогов: ША ШУ ШО ШИ

– Запишите в тетрадь слоги: ша шу шо ши аш ош уш ыш

5. К вам пришел Петрушка. Будем заучивать скороговорки:

У Саньки новые сапоги.

– Какой звук спрятался в скороговорке?

– Давайте проговорим. Какой звук я проговариваю длительно?

– Все вместе проговорим, выделяя звук (С)

– Кто проговорит четко, громко, тот и молодец!

– О чем говорится в скороговорке?

Дети. О Саньке. Что у Саньки новые сапоги.

– Еще одна скороговорка.

Логопед. Достает из конверта скороговорку.

Шила шубку, сшила юбку

Шила шапку, сшила шлепку!

Хороша швея Наташа!

– Проговорим, ребята, скороговорку.

– Какие звуки мы проговаривали длительно?

Логопед. Говорим медленно, четко проговариваем звуки (С — Ш)

Логопед. Сейчас проговорим быстро. Затем еще быстрее.

Логопед. Кто, ребята, расскажет Петрушке скороговорку?

Петрушка – веселый сказочный герой. Как мы будем проговаривать скороговорку?

Дети. Будем говорить весело.

III. Коврик из кусочков ткани.

Посмотрите, ребята, какой коврик.

Сегодня мы с вами будем делать коврик из кусочков ткани.

Будем вырезать геометрические фигуры.

Затем выкладывать узор. Приклеивать ткань.

Дети называют виды ткани и вырезывают нужные фигуры.

IV. Оценка работ учеников.

– Что делали на занятии?

Верхозина Валентина Ивановна,
учитель-логопед

Конспект индивидуального занятия по логопедии “Дифференциация звуков С-Ш”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Занимательный конспект поможет вам провести итересное, нескучное занятие с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
s-sh.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш].

Цель : дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.

коррекционно-образовательные : закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш]; дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах, предложениях; определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.

коррекционно-развивающие : развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и слухового внимания, совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса ребенка и стимулирование его к полным речевым высказываниям посредством различных тренировочных упражнений и обучающих игр.

коррекционно-воспитательные : воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда; формирование контроля за собственной речью, воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование : фигурка человечка Саши, пронумерованные карточки с заданиями – «осколки» статуэтки, зеркало.

Ι. Организационный момент

Логопед: Я прочту тебе стихотворения, а ты слушай меня внимательно и определи, какой звук чаще всех повторяется:

Пишет школьник Паша

Шапка, шайба, каша

Мышка, мошка, шутка,

А теперь в другом стихотворении:

Самолет построим сам,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Ребенок: определяет звуки Ш, С.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Прежде, чем приступить к заданиям, нам необходимо сделать артикуляционную гимнастику, чтобы правильно произносить эти звуки.

Начинаем нашу зарядку для языка и губ:

  1. «Заборчик».
  2. «Блинчик».
  3. «Чистим зубки».
  4. «Чашечка».
  5. «Вкусное варенье».
  6. «Маляр».
  7. «Лошадка».
  8. «Грибок».

Ребенок делает артикуляционную гимнастику.

Логопед: Вспомним, как получаются эти звуки.

Течет вода из крана – С С С.

«Песенка змеи» – Ш Ш Ш.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришел вот такой замечательный мальчик. Его зовут Саша. Хочешь узнать какой у Саши характер?

Ребенок: Да, хочу.

Логопед: Ты очень умная девочка, и я думаю, легко сама догадаешься.

2. Игра «Противоположности»

Логопед: Заяц трусливый, а Саша …(смелый)

Миша грустный, а Саша…(веселый)

Улитка слабая, а Саша…(сильный)

Черепаха медлительная, а Саша…(шустрый)

Девочка послушная, а Саша…(шалун)

Ребенок подбирает слова, отвечает полным ответом.

Логопед: Правильно, Саша очень любит шалить. А это иногда плохо заканчивается. Как-то мальчик играл мячом дома и разбил любимую мамину статуэтку. Она упала и разлетелась на несколько осколков. Нам необходимо помочь Саше и склеить статуэтку. Поможем?

Осколок 1. Игра ”Старый и молодой попугай” .

Логопед: повторяй за мной как попугай:

Логопед : Из тебя получился замечательный молодой попугайчик!

Логопед: Постарайся повторить за мной:

СА-СА-СА – под сосной живет лиса.

ША-ША-ША – мы шагаем не спеша.

СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

СО-СО-СО – у машины колесо.

ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.

СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы осы.

Ты отлично справилась!

Осколок 3. «Птица машет крыльями»

Логопед: Если я скажу слово со звуком [c], ты должна опустить руки вниз, а если я скажу слово со звуком [ш], ты поднимаешь руки вверх:

СОК, ШУМ, КОСА, ПУШОК, ШАГ, СОМ, СУП, ШИНА.

Ребенок поднимает, опускает руки.

Логопед: Ты очень внимательная! Умница!

Осколок 4. Игра «Закончи слово»

Логопед: попробуй закончить слово, добавив слог СА или ША:

ли-…, ка-. ко-. су-. кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

Ребенок выполняет задание.

Логопед: Отлично справилась!

Осколок 5. «Рифмовки-путаницы»:

Логопед: Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Танцует Миша в «машке»

Конфету дали «маске».

Ребенок исправляет и собирает статуэтку до конца.

Логопед: У тебя все получилось! Молодец!

ΙΙΙ. Итог занятия.

Логопед: Какие звуки мы сегодня различали? Какая игра тебе понравилась больше? Как ты оцениваешь свою работу (если все получилось – подними правую руку вверх, если не все – правую руку на уровень груди, ничего не получилось – правую руку опусти вниз).

Ребенок оценивает себя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект индивидуального занятия на звук С.

Индивидуальное логопедическое занятие по теме: “Автоматизация звуков в словах и фразах” Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] по мотивам сказки “Золушка” . Подразумевает использование компьютера.

Конспект логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука С.

Индивидуальное занятие: “Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях. “Цирковое представление”.

В данном конспекте представлены игры и упражнения по закреплению четкого произношения звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях с использованием сенсомоторных тренажеров.

Закрепление у детей правильного произношения звука “Л” в словах и предложениях в индивидуальной форме.

Конспект занятия по дифференциации звуков [С] — [Ш] во фразовой речи для детей с ФФНР «Разноцветное путешествие»

Татьяна Петрова
Конспект занятия по дифференциации звуков [С] — [Ш] во фразовой речи для детей с ФФНР «Разноцветное путешествие»

Цель: дифференциация звуков [С] – [Ш] во фразовой речи.

1) упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде;

2) совершенствовать зрительно-пространственное восприятие, закреплять понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз»;

3) упражнять в звуковом анализе;

1) развивать навык самоконтроля за правильным произношением;

2) развивать фонематический слух;

3) развивать связную речь.

1) продолжать отрабатывать правильное произношение звуков [С], [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, фразовой речи;

2) закреплять умение дифференцировать звуки [С], [Ш].

Оборудование: мнемотаблицы «Звук [С]», «Звук [Ш]», мнемосхема к рассказу «Шарик и Барбос», дидактические игры «Нарядим ёлку», «Разноцветное путешествие», «Дождик», кусочек меха, «Чудесный мешочек», лист с изображением наложенных друг на друга контуров ёлки, собаки, облака, приглашение.

Ход занятия:

1 Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте ребята. Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А «чудесный мешочек» поможет нам узнать, к кому мы сегодня пойдем в гости.

2. Сообщение темы и цели занятия.

Логопед. Во время путешествия вам нужно будет правильно и четко произносить звуки [С] и [Ш], давайте вспомним о них.

2. Автоматизация звука [С]:

а) характеристика звука [С]: согласный, твердый, обозначаем синим кружком;

б) анализ артикуляции по мнемотаблице

Дети. Зубы «заборчиком со щелочкой», губы улыбаются, язык упирается в нижние зубы, воздух холодный, свистит.

Дети. Выполняют упражнение «Насос»:

Наш насос, наш насос

Надувает колесо: С-С-С-С-С

Логопед называет гласный, дети составляют слоги сначала открытые, затем закрытые.

3. Автоматизация звука [Ш]:

а) характеристика звука [Ш]: согласный, твердый, обозначаем синим кружком;

б)анализ артикуляции по мнемотаблице:

Дети. Зубы «заборчиком», губы круглые, язык вверх, воздух теплый, шипит.

Дети выполняют упражнение «Змейка»:

Логопед называет гласный звук, дети составляют слоги сначала открытые, затем закрытые.

4. Дифференциация [С] – [Ш]:

Дети произносят по-одному отраженно за логопедом:

Логопед. А теперь пора узнать, к кому мы пойдем в гости.

Дети достают из мешочка кусочек меха, трогают, подбирают признаки, какой на ощупь.

Логопед. Рассмотрите кусочек меха. Придумайте одно слово-признак, со звуками [С], [Ш], какой мех. (Пушистый).

г) в словосочетаниях

Детям предлагается картинка с наложенными контурами предметов.

Логопед. Здесь спрятались предметы, о которых можно сказать «пушистый», назовите их. (Пушистая ёлка, пушистый пёс, пушистое облако).

Логопед. К ним мы и пойдем в гости. Сейчас мы отправимся в путешествие с помощью карты (игра «Разноцветное путешествие» – квадрат 99, каждый квадрат которого окрашен в определенный цвет)

Покажите левый верхний угол. Какой цветом квадрат? Поставьте палец на этот цвет. Сделайте два шага вправо, один шаг вниз, один шаг влево. На каком квадрате мы оказались?

Логопед. Значит, к какому предмету мы пришли в гости?

Дети. К белому облаку.

Логопед. Сегодня белое облако загрустило, и пошел дождь. В каждой капельке спряталось слово. Если капля упадет вниз, вы придумаете слово со звуком [С], если капля упадет выше, вы придумаете слово со звуком [Ш].

Дети подходят по очереди к облаку, достают из прорези капельки на коротких и длинных нитках, опускают вниз, придумывают слово.

Логопед. Какой сильный дождь прошел, все капельки упали на землю.

Дети выполняют массаж спины с произнесением стихотворения:

Дождик бегает по крыше –

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинам друг друга).

По веселой звонкой крыше –

(Постукивают пальчиками).

– Дома, дома посидите,–

(Поколачивают кулачками).

Никуда не выходите,–

Растирают рёбрами ладоней.

(Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями).

А уйду – тогда гуляйте…

(Поглаживают ладонями)

Затем поворачиваются на 180 и повторяют массаж, садятся на стульчики

Логопед. Скажем белому облаку «до свидания» и продолжим наше путешествие. Вернемся к нашей карте.

Дети двигают пальчиком по клеткам по указанию логопеда.

Логопед. На какой клетке вы остановились?

Дети. На зелёной.

Логопед. К какому предмету мы пришли в гости?

Дети. К зеленой елке.

Проводится игра «Нарядим елку». К ёлке прикреплены 3 ряда ниточек (гирлянды).

У каждого ребенка набор картинок со звуком [С] или [Ш] в названии.

Логопед. На нижнюю гирлянду повешаем картинки со звуком [С] в последовательности звук [С] в начале [С] в середине[С] в конце.

Дети отбирают картинки со звуком [С] в названии, определяют, где находится звук [С], подходят к ёлке и вешают картинки.

Аналогично выполняют действия с картинками на звук [Ш].

Логопед. Расскажите стихотворение «Елка».

6. Логоритмическое упражнение «Елка».

На ёлочке нашей смешные игрушки:

Смешные ежи и смешные лягушки,

Смешные медведи, смешные олени,

Смешные моржи и сметные тюлени!

На каждое слово дети изображают соответствующее движение. Садятся на место.

Логопед. Продолжаем путешествие.

Дети шагают по клеткам по указанию логопеда, приходят к коричневому цвету.

Логопед. К кому пришли в гости?

Дети. К коричневому псу.

д) во фразовой речи

Логопед. Я знаю историю о коричневом псе, которого зовут Шарик и его друге Барбосе. Послушайте её.

На доску выставляется мнемосхема

Логопед читает рассказ.

В нашем доме живут собаки Шарик и Барбос. Шарик похож на медвежонка – большой, мохнатый. Барбос поменьше. Зимой собаки катают детей на санках. Однажды, когда собаки везли Костю и Сашу, из-за дома выбежали две кошки. Собаки понеслись за ними. Санки упали в снег, а кошки убежали.

Логопед. Какие слова со звуком [С] вы запомнили? Со звуком [Ш]?

Дети по цепочке пересказывают рассказ, опираясь на мнемосхему.

7. Итог. Оценка деятельности детей.

Логопед. Вам понравилось путешествие? У кого в гостях мы сегодня были? Какое задание понравилось выполнять?

Анимация «Символы гласных звуков» Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,.

НОД «Закрепление знаний о звуках [Р], [Р’], [Л], [Л’] и соответствующих буквах. Дифференциация звуков Р-Л.» Цель:Закрепить знания детей о звуках [Р],[Рь][Л],[Ль] и соответствующих буквах. Дифференциация звуков Р-Л. Закрепить умение правильно произносить.

Ссылка на основную публикацию