Практические рекомендации для улучшения качества чтения.

Рекомендации по улучшению техники чтения
статья на тему

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач обучения. Для нас важны следующие показатели: овладение навыками чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
rekomendatsii_po_uluchsheniyu_tehniki_chteniya.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по улучшению техники чтения

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач обучения. Для нас важны следующие показатели: овладение навыками чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.

1. Обратить внимание на эмоциональность чтения.

2.Использовать на уроках систему тренировочных упражнений по формированию навыка чтения:

– Дыхательная гимнастика. Ряд учёных на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика». Формировать навык владения дыханием и голосом предлагается с помощью следующих упражнений.

Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Выдох со счетом.

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Мам, молока б нам.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, затем с девятого на первый.

– Отработка дикции . Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендуется лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:

С енька с С анькой вёз С оньку на с анках.

Ш ла Саша по ш оссе и сосала су ш ку.

Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

Считается полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста.

– Интонационные разминки. Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» – многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. Считается, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.

· Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.

· Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).

· Ставить логическое ударение в предложении.

Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Например,

– Подай мне деревянную ложку!

Выделите голосом сначала слово деревянную, затем – мне, потом – подай.

Как меняется смысл предложения?

Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, «логически ударное» слово уточняет смысл всего предложения.

– Метод многократного чтения . Проводится это так. Учащийся читает текст в течение одной минуты. После этого отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше / на 2 слова, на 5, а то и на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка, ему хочется читать еще раз.

– Развитие поля зрения. Учёные доказали, что при чтении глаза находятся в одном из двух состояний: остановки или движения. Восприятие текста (чтение) происходит только в момент остановки глаз. Во время движения глаз текст не воспринимается. Оказывается: скорость движения глаз от одной остановки до другой и продолжительность остановки движения глаз у всех взрослых читателей почти одинакова, но одни читают быстро, а другие медленно. Темп чтения ребёнка во многом зависит от величины поля зрения, т. е. от количества слов, воспринимаемых им во время одной остановки глаз и числом остановок. Таким образом, можно сделать вывод: быстрее читать – значит «шире глядеть», т. е. захватывать в поле зрения как можно больше слов.

– Использование таблицы Шульте. Засекается время (30 секунд), а ребенок ведет счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1
Таблица Шульте

15 книг по психологии, которые перевернут ваши знания о себе и окружающих

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Когда кажется, что все идет под откос — в отношениях, на работе или в целом во взаимодействии с окружающими, первое, что приходит в голову, — записаться на прием к психологу. Или же поделиться своими страхами с друзьями. Но зачастую проблемы лежат совсем на поверхности и решить их можно самостоятельно, прочитав специальную литературу.

AdMe.ru составил список книг, которые помогут вам лучше понять себя, окружающих и направить свою жизнь в нужное русло.

Роберт Чалдини

Психология влияния

Отличная книга из серии обязательных к прочтению. Хоть и написана давно, актуальности не теряет. Простым языком автор рассказывает об основных поведенческих особенностях человека, дает советы, как влиять на людей и оградить себя от действия чужого влияния.

«Психология влияния» рекомендована маркетологам, менеджерам и всем, кто в своей работе контактирует с людьми. Также книга будет полезна широкому кругу читателей: вы узнаете, какие психологические уловки используют работники сферы услуг, научитесь им сопротивляться и выбирать действительно нужные вещи.

Стивен Р. Кови

7 навыков высокоэффективных людей

Эта книга – мировой бестселлер № 1 по теме личностного роста и саморазвития. Она уже помогла миллионам людей (в их числе Стивен Форбс и Ларри Кинг). Автор легко и увлекательно рассказывает, как понять себя, правильно сформулировать свои цели и достичь их.

Здесь не будет простых решений и мгновенных результатов – все это требует определенных усилий и времени. Для людей, которые стремятся стать лучше, управлять своей жизнью, воплотить в реальность заложенные в них возможности, книга обязательно станет настольной библией.

Келли Макгонигал

Сила воли. Как развить и укрепить

Книга для всех — от домохозяек до бизнесменов. Автор — преподаватель Стэнфорда — дает простые техники и доступно объясняет, как работают наш мозг и психика. И, что самое важное, книга основана на научных исследованиях, а не только на опыте и мнении автора.

Вы узнаете, из чего на самом деле состоит сила воли, как строится ваше поведение и поведение ваших близких в разных ситуациях и как на это можно повлиять. Книга идеально подойдет тем, кому не хватает мотивации, усидчивости, кто хочет изменить свое мышление и добиться поставленных целей.

Михаил Лабковский

Хочу и буду

Современный и, пожалуй, самый известный и обсуждаемый российский психолог Михаил Лабковский уверен: каждый человек может стать счастливым. Его книга рассказывает о том, как понять себя, свои желания и научиться радоваться жизни.

На самый сложный вопрос дается понятный каждому ответ. Советы психолога изначально кажутся чересчур радикальными и с первого взгляда могут даже шокировать. Главный посыл автора — «Делай то, что хочешь» — большинство понимает слишком буквально. Речь в книге все же идет о здоровых желаниях здорового человека. А цель автора — показать, что изменить жизнь и себя самого вполне реально, если есть на то искреннее желание.

Чарлз Дахигг

Власть привычки. Почему мы живем именно так, а не иначе

В книге описаны последние научные открытия на тему того, как формируются наши привычки, как от них можно избавиться или чем заменить плохие.

Вы узнаете, что стоит за тем, как мы едим, спим и ходим по магазинам и почему находимся под такой властью привычек. Выполнение на практике рекомендаций автора однозначно пустит вашу жизнь в нужное русло и изменит ее к лучшему.

Колин Типпинг

Радикальное прощение

Эта книга — отличный помощник, чтобы обрести гармонию, любовь и счастье. Если вы хотите разобраться в происходящих в вашей жизни событиях, понять причины повторяющихся неудач и любых жизненных происшествий — книга точно для вас.

Она поможет вам изменить свои взгляды на прошлое и настоящее. Вы полностью избавитесь от переживаний прошлого, откажетесь от роли жертвы и с благодарностью начнете принимать все, что преподносит жизнь.

Джен Синсеро

НИ СЫ

Джен Синсеро — автор, которая действительно разобралась со своими проблемами, любит жизнь, радуется каждому моменту и делится этой радостью с окружающими.

В ее книге написаны вроде бы очевидные вещи, которые почему-то забываются. Книга легко читается, воодушевляет и мотивирует встать с дивана и начать двигаться к жизни своей мечты.

Эрик Берн

Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры

Из книги вы узнаете, как наладить отношения в семье, понять мотивы своих и чужих поступков, научиться избегать конфликтов с окружающими. Также работа помогает пересмотреть свое поведение и поведение людей вокруг, учит не играть в отношениях с самим собой и другими.

Недаром книга считается одним из основополагающих трудов по психологии взаимоотношений. Читается не так просто, но если вникнуть, понять суть, то книга избавит от многих настоящих и будущих проблем. Решать их можно будет просто и быстро.

Гэри Чепмен

Пять языков любви

Эта книга о том, как выразить любовь к мужу/жене, молодому человеку/девушке. Независимо от того, в браке вы или нет, мужчина или женщина, — знание «языка» другого человека поможет в отношениях с близкими.

Вероятно, если бы люди, находящиеся в кризисных отношениях с супругом, познакомились с «Пятью языками любви» — разводов и расставаний было бы меньше. Как говорят те, кто прочитал книгу, ее нужно выдавать в загсе вместе со свидетельством о браке для изучения.

Автор помогает понять другого человека и свои ошибки, показывает, что нельзя всех мерить по себе. Дает практические рекомендации и советы, как разобраться в отношениях с партнером, родителями, ребенком.

Катерина Ленгольд

Просто космос. Практикуем по Agile-жизни, наполненной смыслом и энергией

В своей книге Катерина Ленгольд делится простыми рекомендациями, которые использует сама и которые помогли ей самой добиться успеха.

Читатель узнает, где и как искать мотивацию и энергию, как получать удовольствие, ставить правильные цели, пробовать новое, а главное — что всегда можно изменить свою жизнь, если что-то в ней не устраивает.

Джозеф Халлинан

Почему мы ошибаемся. Ловушки мышления в действии

Книга для тех, кто интересуется процессом мышления, кто хочет смотреть вглубь своих проблем и понять причины их возникновения. В легкой и увлекательной форме автор рассказывает об ошибках, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни. Дает подсказку, как не переоценить свои способности, не мыслить стереотипами.

Любая ситуация объясняется на примерах, даются рекомендации. Используя методики из книги, вы начнете более осознанно подходить к принятию решений и извлекать уроки из своих прошлых ошибок.

Юрий Вагин

Доктор, я счастлив? Небанальные советы психотерапевта

Психотерапевт Юрий Вагин за свою многолетнюю практику выслушал более 30 тыс. жизненных историй и на их основе создал свою методику достижения счастья. Его книга подойдет абсолютно всем, а главное, тем, кто находится в непростой жизненной ситуации, кто любит заниматься самокопанием.

Автор с юмором раскладывает все по полочкам, объясняет сложнейшие вещи об устройстве психики и взаимодействии с окружающими. После прочтения вы поймете, что нужно делать, чтобы чувствовать себя счастливым каждый день.

Дэниел Пинк

Тайм-хакинг. Как наука помогает нам делать все вовремя

Главный посыл книги: продуктивным может стать любой человек, главное — следовать своим естественным биоритмам. Автор рассказывает, как правильно сформировать свой график, чтобы вовремя завершать все поставленные задачи и при этом успевать общаться с близкими и посвящать время себе. Ведь многим не хватает времени на эти необходимые сферы жизни.

Дэниэл Пинк дает практические советы, как использовать время во благо себе. Вы сможете точно определять, когда нужно приступить к делу, узнаете о своих внутренних часах и научитесь управлять настроением для повышения работоспособности. Применяя рекомендации автора, вы легко будете все успевать и достигать в жизни гораздо большего.

Даниэль Канеман

Думай медленно. Решай быстро

Из книги вы узнаете, что у нас есть две системы мышления. Быстрое мышление (автоматическое) — легко обучаемая система, мы его называем интуицией. Второе, медленное (разумное) — не любящее работу, но способное научить первую различным вещам, позволяет решать сложные жизненные ситуации, с которыми не справляется интуиция.

Автор книги, кстати нобелевский лауреат, доходчиво объясняет, как мы принимаем решения, верные и неверные, посредством работы одной из этих систем мышления. Канеман на примерах показывает, как эти системы взаимодействуют друг с другом и определяют поведение человека. Осознав это, вы точно разберетесь со своей жизнью и решите все свои основные проблемы.

Виктор Франкл

Сказать жизни «да!». Психолог в концлагере

Сильная книга о сильных людях. Ее автор, психолог Виктор Франкл, во время войны оказался в концлагере. Он описывает собственные наблюдения о том, что происходит с человеком, которому приходится преодолевать большие трудности и выживать.

Книгу необходимо прочитать, если кажется, что нет сил бороться, нет понимания, куда двигаться дальше. После прочтения многое встанет на свои места, придет понимание, что любое препятствие зачем-то дано, любое страдание не бессмысленно.

А что вы читали из психологии и как на вас это повлияло? Или, может, вы выбираете поход к специалисту?

Как улучшить свой опыт чтения

Было ли с вами такое, что после прочтения хорошей книги, через какое-то время она напрочь вылетала из головы? Конечно, предприняв усилия, вы могли вспомнить суть и некоторые мысли из нее, однако она не оставила заметный след в вашей памяти (чего бы очень хотелось и что казалось неизбежным во время прочтения). Что делать, чтобы избежать этого? Нужно улучшать свой опыт чтения.

Это значит, что недостаточно просто взять и прочесть книгу от корки до корки. Нужно подходить к этому процессу взвешенно: работать над книгой до и после ее прочтения. Очень важно отслеживать то, что вы читаете — анализировать, делать выводы, узнавать новую, дополнительную информацию. Все это в сумме дает прекрасные результаты и позволяет лучше запомнить книгу. Вот несколько советов о том, как улучшить свой опыт чтения.

Заведите журнал книг

Самый простой способ отслеживания того, что вы читаете — завести журнал прочитанных книг.

Каждый раз, когда вы читаете книгу, записывайте следующие данные:

  • Название книги и автор.
  • Дата публикации.
  • Длина.
  • Жанр.
  • День, когда вы начали читать книгу.
  • День, когда вы ее закончили.

Добавьте систему оценки

В дополнение к информации, приведенной выше, вы можете добавить систему рейтинга, чтобы отслеживать, насколько книга вам понравилась или не понравилась. Можете оценивать книги по шкале от 1 до 5 (или от 1 до 100).

Если хотите сделать еще один шаг, оцените книгу по разным элементам. Вот некоторые примеры:

  • Оцените развитие персонажей
  • Оцените качество текста
  • Оцените темп
  • Оцените качество письма
  • Оцените сюжет
  • Оцените удовольствие, которое вы получили от прочтения

Добавьте дополнительную информацию

Наряду с основной информацией вы можете добавить дополнительные данные о каждой прочитанной вами книге, например:

  • Почему вы решили прочесть книгу?
  • Где вы были, когда читали ее?
  • Хотели бы прочесть больше книг того же автора? Если да, то какие?
  • Книга вдохновила вас узнать больше о конкретной теме?
  • Вы знаете кого-либо, кто любит эту книгу?
  • Какова национальность автора?
  • На каком языке написана книга?
  • Получила ли она какие-то награды?

Резюмируйте книгу

Другой вариант — написать резюме каждой прочитанной книги. Когда вы закончите читать книгу, закройте ее и запишите, что помните. Вы можете включить описание сюжета, что-то о персонажах и фоне происходящего (так называемый сеттинг), а также записать свое мнение о книге. Попробуйте дать себе лимит слов, например, 400 или 750 слов.

Заведите журнал цитат из книг

Всякий раз, когда вы находите крайне интересную фразу или абзац в книге, которую читаете, добавьте ее в свой журнал цитат из книг. Пожалуй, делать это лучше всего в электронном виде: через какое-то время вы сможете сортировать все цитаты по определенным категориям.

Попробуйте себя в литературной критике

Используйте блокнот не только для того, чтобы следить за тем, что вы читали, но и заострить свои навыки литературной критики, написав углубленные обзоры книг. Зачем это нужно? Затем, чтобы лучше понимать и ценить книги, которые читаете.

Задайте себе следующие вопросы:

  • Каков сюжет?
  • Как главный герой эволюционирует во время истории?
  • Что такого уникального в главном персонаже?
  • В чем его главный недостаток?
  • Каковы проблемы, с которыми сталкивается главный герой?
  • Есть ли антагонист?
  • Каковы второстепенные персонажи? Помните, что они необязательно являются живыми существами.
  • Насколько актуальна окружающая обстановка? Как она влияет на тему или настроения в книге? Определяет ли обстановка эмоциональное состояние персонажей?
  • Каков главный конфликт в истории? Как он развивается? Каков кульминационный момент? Как разрешается конфликт?
  • Какой точки зрения придерживается автор?
  • Какая главная тема? Есть ли другие темы?
  • Использует ли автор символизм?
  • Использует ли автор аллегории и метафоры?

Проведите исследование по книге и автору

В большинстве случаев жизненный опыт автора оказывает важное влияние на его работу. Поэтому, в то время как вы отслеживаете и анализируете книгу, которую прочитали, неплохо провести исследование автора.

Ведите список книг, которые хотите прочесть

На последних страницах вашего книжного журнала или записной книжки сохраните список книг, которые вы хотите прочитать. Каждый раз, когда вы слышите об интересной книге, добавьте ее в свой список. Теперь вы больше не будете блуждать по просторам Сети, задаваясь вопросом: «Что же читать дальше?».

10 правил эффективного чтения

Как эффективно читать книги? Как понять, что книга заслуживает вашего внимания? Как на долгое время запомнить то, что прочитали? Редактор сервиса Smart Reading, на котором собраны саммари книг нон-фикшн, делится с нами советами, как читать эффективно.

1. Список книг

Большинство людей испытывают к книгам странную смесь жадности и апатии. Мы любим покупать книги, копим их на полках, но читаем не всегда. Объёмный список непрочитанного демотивирует.

Не покупайте книги впрок. Вам достаточно одной или двух. Все остальные дождутся своего часа в списке на прочтение. И старайтесь покупать поменьше дорогих иллюстрированных изданий — это хороший подарок, но только не самому себе.

2. Правило 50 страниц

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на неинтересные книги.

Старайтесь побыстрее отсеять скучное и бесполезное. Для этого достаточно прочитать первые 50 страниц книги. Если она увлечёт за 50 страниц, то не разочарует до последней. Если нет — се ля ви.

Старайтесь не давать плохим книгам второго шанса. Ежегодно вокруг вас издаются сотни, тысячи новых и интересных.

3. Кто пишет и о чём

Перед чтением познакомьтесь с книгой: прочитайте об авторе и книге, изучите содержание. Так вы зададите правильный вектор вашего чтения.

Кроме того, перед чтением спросите себя: что вы хотите узнать о книге, какие проблемы она поможет вам решить? Это поможет во время чтения зацепиться за темы, полезные именно вам.

4. Альтернативные форматы

На книгах мир клином не сошёлся. В современном мире хватает форматов: статьи, аудиокниги и подкасты, инфографики и лонгриды, дайджесты и рассылки.

Если книги кажутся вам длинными и скучными, значит, так оно и есть. Переключитесь на другие форматы, нащупайте свой.

5. Читайте с карандашом

Никогда не читайте книгу без карандаша. Если нет возможности сделать заметку или выделить цитату, то чтение оказывается бесполезным.

Книга — это просто гора словесной руды, из которой вам нужно добыть крупицы смысла. Если нет возможности отделить породу от самородков, то зачем читать?

Смело подчёркивайте, выделяйте, пишите в заметках свои мысли и идеи. Превращайте книгу в нечто большее, чем стопка подшитой бумаги. После такого осмысленного чтения книга становится по-настоящему вашей.

6. Не менее 30 страниц в день

У всех людей свой ритм чтения. «Марафонцы» читают по месяцу, отщипывая от издания по крошке. «Спринтеры» пробегают книгу целиком за пару дней. Однако есть простая и универсальная формула чтения. Она поможет читать и дочитывать до конца раньше, чем вас оставят интерес и силы.

Старайтесь читать не меньше часа в день и не менее 30 страниц в сутки. Так вы сможете проходить по книге в неделю. Это 60 книг в год — отличный результат!

7. Смешиваем жанры

У каждого есть любимые жанры. Однако если слишком углубиться в детективные романы или бизнес-литературу, то наступит перенасыщение. Даже классные книги перестанут радовать.

В таком случае полезно сменить жанр. Перемешивайте книги словно ингредиенты коктейля. После нон-фикшн прочитайте томик русской классики. После неё — фантастику, а затем книгу по переговорам.

Умение чередовать литературные жанры — это отличный способ быть в тонусе и развивать свой читательский кругозор.

8. Пишите о прочитанном

Если вы читаете эффективно, то у вас будут накапливаться цитаты, отрывки и мысли о прочитанном. Это ценная информация, настоящий книжный концентрат. Жалко хранить это в сундуке.

Заведите свой книжный блог. Пишите рецензии на прочитанное, делитесь цитатами. Опубликуйте список чтения, ругайте плохие издания и хвалите хорошие. Для этого подойдёт даже Facebook, никаких специальных писательских умений не потребуется.

Так у вас появится место для хранения цитат и отрывков, а у ваших друзей — пара поводов любить вас ещё больше.

9. Перечитывайте заметки

Заведите привычку перечитывать свои книжные заметки. Если вы «пережмёте» книгу в несколько страниц, то вам хватит полчаса времени на перебор своих книжных запасов.

Знания любят повторение. Так ключевые идеи всегда будут на расстоянии руки от их практического применения.

10. Презентация о прочитанном

Чтобы не забыть прочитанное в книге, расскажите об этом своим друзьям.

Многие клиенты Smart Reading проводят внутренние семинары, на которых сотрудники делятся книжными находками и рассказывают истории. Подобные семинары можно проводить среди своих друзей или даже членов семьи.

Итак, если написать небольшое саммари на наши советы, то получится следующее:

  • Не копите книги, читайте их ежедневно по 30 страниц минимум.
  • Судите о книге по первым 50 страницам.
  • Не стесняйтесь пробовать разные жанры и альтернативные форматы.
  • Обязательно выписывайте цитаты и делайте заметки.
  • Делитесь ими в блоге и делайте презентации для коллег и друзей.

Навыки эффективного чтения

Есть один старый анекдот о разговоре писателя с другом: «Я научился писать 100 слов за минуту! Правда, такая ерунда получается…». Похожая проблема бывает и по другую сторону баррикад, когда количество прочитанных книг растет, но почему-то слабо отражается на понимании предмета. Так вот, технология эффективного чтения — это не о скорости. Точнее, не только о скорости. Навык быстро читать страницу за страницей — безусловно, полезен, но лишь в комплекте с умением запоминать прочитанное.

Давай разделим эти два понятия:

  • Скорочтение — способность оперативно пробежать глазами текст и выхватить из него главное.
  • Эффективное чтение — навык читать так, чтобы информация встраивалась в уже существующие знания и запоминалась надолго.

Для результативной работы с текстом нужно и то, и другое. Обычно вначале стоит просмотреть материал и оценить его реальную пользу, а после вдумчиво заняться изучением.

Скорочтение – навык, который полезен всем.

Тренируйте память, концентрируйтесь на тексте, визуализируйте информацию – освоить скорочтение просто

До того, как взяться за новый материал, определи цель: ты хочешь лишь уловить суть и понять, насколько он полезен, или подробно в нем разобраться? В зависимости от цели нужны разные виды эффективного чтения.

Чтение для быстрого ознакомления с темой

Как важно в короткие сроки оценить полезность книги или статьи — лучше всего знают студенты. Но на деле это умение пригодится каждому. Итак, перед тобой большой незнакомый текст. Задача: за 5-10 минут оценить, стоит ли тратить на него время.

Эффективные методы и приемы чтения «за 5 минут»:

  • Посмотри аннотацию или предисловие — это не занимает много времени, но дает общее представление о книге. Длинные предисловия можешь не читать, в них редко бывает что-то полезное.
  • Загляни в содержание (оглавление) — это лучшая страница для быстрой оценки текста, ведь она рассказывает о его структуре. Если по оглавлению не совсем ясно, о чем произведение или статья, есть повод усомниться в их полезности. Возможно, материал подается слишком скомкано.
  • Обрати внимание на год издания и тираж — в научной литературе такие данные важны, чтобы понимать актуальность информации. Хорошо, если указано, что книга переиздавалась и дополнялась, выходила большим тиражом. Все это говорит о ее востребованности. Есть исключения: для узкоспециальных исследований и пособий характерны небольшие тиражи, но тогда автор должен пользоваться авторитетом в своей сфере.
  • Посмотри графики, диаграммы, иллюстрации — они в сжатом виде отражают тему и содержание текста, позволяя быстро разобраться в его сути. Хотя этот прием вряд ли поможет для изучения художественной литературы.

Наконец, после краткого просмотра содержания, года и аннотации можно прочитать несколько предложений с любой главы, чтобы понять стиль автора и его манеру изложения. Увы, иногда самые полезные вещи написаны ужасным языком. Еще бывает так, что текст перегружен терминологией и понятен только специалистам — если ты им не являешься, имеет смысл поискать что-то попроще.

Быстрое, или динамическое чтение можно тренировать везде.

Суть скорочтения в использовании большого зрительного поля для считывания текста.

Развитие навыков скорочтения

Тема скорочтения — отдельный вопрос, о котором сложно рассказать в двух словах. Здесь мы коснемся лишь того, что потребуется для быстрого ознакомления с материалом.

Главный прием, позволяющий читать «по диагонали», состоит в охватывании одним взглядом как можно больших кусков текста. Первым делом нужно обращать внимание на заголовки, списки, выделенные слова. Это поможет уловить главное, а недостающие фрагменты наш мозг подставит сам, словно пазлы в незавершенной картинке. Мозг человека всегда так делает во время чтения про себя, если тема ему хоть немного знакома.

Специалисты также советуют не проговаривать мысленно слова — достаточно лишь улавливать их общий смысл. Но когда перед тобой сложная, малопонятная тема, поможет именно проговаривание, а лучше даже чтение вслух.

Эффективные приемы чтения для глубокой проработки

Мы разобрались, как быстро изучить материал, а теперь посмотрим, как это сделать вдумчиво. На самом деле навыки работы с информацией — часть школьной программы, но осознание, насколько они важны, может прийти намного позже. Речь идет о конспектировании, пересказе, записи тезисов и других банальных вещах, с которыми каждый сталкивался на уроках. Формирование эффективного чтения — всего лишь оттачивание таких навыков.

Основные правила для усвоения материала:

  • Длинный текст раздели мысленно на куски или смысловые единицы, чтобы каждую из них проработать отдельно.
  • По возможности делай пометки на полях, подчеркивай важные мысли, цитаты (если, конечно, книга — твоя собственная).
  • Рисуй схемы и графики, чтобы запомнить логику повествования, связать воедино разные факты.
  • Прочитав книгу или отдельную главу, запиши по памяти тезисы. Если не получается это сделать — значит, материал плохо усвоен, есть повод перечитать.
  • Учись конспектировать и выделять факты, отбрасывая «лирику» (повторы, отступления, метафоры и т.д.).
  • Сразу выясняй значение незнакомых слов и терминов — иначе часть текста останется непонятой, а это отразиться на усвоении в целом.
  • Перескажи прочитанное кому-то из друзей или просто самому себе, но обязательно вслух — ты сразу заметишь пробелы в понимании.
  • Подумай, как материал перекликается с твоим опытом. Лучше всего мы запоминаем те вещи, которые можем проассоциировать с собой.

Почему важно записывать тезисы и конспекты, а не просто составлять их в уме? Все просто: во время письма мы задействуем не только зрительную, но также мышечную память. Создаются новые нейронные связи, которые помогают обучению.

Если нужно подробно изучить какую-то тему, пригодятся навыки реферирования. Сравни 3-4 источника, выдели общие мысли, а после проанализируй, в чем авторы не согласны друг с другом. Составление реферата — это синтез всего прочитанного и лучший метод для усвоения материала. Такая работа помогает увидеть одну и ту же проблему с разных сторон, надежно впечатывая в память новые знания.

Книги об эффективном чтении

  1. «Как читать книги», Мортимер Адлер — американский педагог, писатель и философ рассказывает о том, что литература может приносить не только пользу, но и удовольствие.
  2. «Не надейтесь избавиться от книг!», соавторы Умберто Эко и Жан-Клод Карьер — диалог писателя и драматурга о месте литературы в нашем изменчивом мире. Что интересно, в произведении много историй из жизни, отступлений на тему науки и философии, поэтому читатель вряд ли заскучает.
  3. «Техника быстрого чтения», О. Кузнецов, Л. Хромов, О. Андреев — подробный разбор приемов скорочтения, советы по тренировке внимания и долговременной памяти. Отличный учебник для тех, кто хочет читать больше и быстрее.
  4. «Как писать книги», Стивен Кинг — казалось бы, речь совсем о другом, но знаменитый фантаст заодно рассказывает о собственном опыте изучения чужих произведений.
  5. «Искусство чтения», Томас Фостер — книга об умении анализировать художественный текст, видеть в нем скрытые смыслы, понимать метафоры и все, что автор хотел спрятать «между строк».


«Трудности обучения чтению и письму». Практические рекомендации для родителей и педагогов

Елена Тельминова
«Трудности обучения чтению и письму». Практические рекомендации для родителей и педагогов

ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ

практические рекомендации для родителей и педагогов

Упражнения, направленные на закрепление образа буквы.

1. Возьмите объемные или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигурки различной формы: звездочку, кружок, квадрат, треугольник; буквы. Нарисуйте такие же фигурки и буквы на листе бумаги. Предложите ребенку с закрытыми глазами ощупать фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из ряда нарисованных; попросите ребенка наощупь узнать и назвать фигурку или букву; сравнить наощупь две похожие буквы и определить, чем они отличаются; узнать наощупь фигурку или букву среди других. Предложите выполнить это задание сначала правой, а затем левой рукой. Попросите ребенка ощупать фигурку (букву) одной рукой, а затем нарисовать ее в воздухе или на столе сначала той же. А потом другой рукой.

2. Нарисуйте на спине или ладони ребенка одну из знакомых ему фигурок или букв. Попросите его определить, какая фигурка (буква) нарисована. Если ребенок затрудняется, попробуйте упростить задачу: нарисуйте прямую линию и попросите его изобразить на стене или листе бумаги, что за линию вы нарисовали (горизонтальную, вертикальную, наклонную(.

3. Дайте ребенку в обе руки по мелку и предложите правой рукой нарисовать на стене линию сверху вниз. Попросите тоже самое сделать левой рукой. Затем обеими руками одновременно. Теперь предложите ему одновременно нарисовать правой рукой линию сверху вниз, а левой рукой снизу вверх. Попросите ребенка нарисовать на доске букву мелом (это касается в первую очередь наиболее трудноусваиваемых букв) и тут же пальцем стереть по контуру несколько раз подряд.

4. Предложите ребенку написать букву в воздухе правой и левой рукой.

5. Дайте ребенку спички или счетные палочки и попросите из них сложить печатную букву. Затем путем перекладывания нескольких элементов превратить ее в другую букву.

6. Попросите ребенка сделать букву из проволоки, слепить из пластилина, смастерить из других подручных материалов.

7. Дайте ребенку небольшой текст, напечатанный на листке бумаги. Попросите его найти в этом тексте все нужные буквы (например Т) и подчеркнуть или вычеркнуть их.

8. Предложите найти среди окружающих ребенка предметов похожие по форме на разные буквы. Выбрать из похожих на данную букву предметов те, в названии которых есть эта буква.

9. Напишите букву и зачеркните. Попросите ребенка отгадать, какая буква была написана. Нарисуйте несколько букв одну поверх другой. Попросите ребенка определить, какие буквы нарисованы.

10. Предложите ребенку недорисованную букву (слово). Попросите его сначала определить, что за буква (слово) недорисована, а затем дописать ее.

11. Предложите ребенку рисунок с написанными разным шрифтом и по разному повернутыми буквами и попросите ответить, что за буквы нарисованы.

В работе с трудноразличимыми иежду собой буквами хорошо использовать картинки с изображенными на них предметами. Ребенку можно предложить задания следующего типа: рассортировать картинки, на которых изображены флаг, хлеб, фотоаппарат, хомяк, халат, хвост, фонарь на две группы, одна из которых обозначена буквой Х, а другая буквой Ф.

2) Упражнения, направленные на развитие звукоразличения.

Эти задания было решено выделить в особый раздел, так как недостаточно хорошее звукоразличение является одной из основных причин нарушений чтения и письма. Обычно детьми плохо различаются звуки, схожие по звучанию и произношению (например Т-Д). Также одной из распространенных ошибок, связанных с трудностями звукоразличения, является пропуск букв при письме.

Тренировка в четком произношении звуков. Задания выполняются с использованием зеркала. Ребенок четко произносит наиболее часто смешиваемые им звуки и одновременно смотрит на себя в зеркало. Обратите его внимание на различия в произношении сходных звуков. Например, чтобы произнести звук П, достаточно резко вытолкнуть воздух через сомкнутые губы, а для того, чтобы произнести сходный по звучанию звук Б, надо обязательно еще использовать голос. Хорошо, если при произношении ребенок одновременно ощупает соответствующую букву, вырезанную из бархатной бумаги и нарисует ее.

2. Работа с магнитофоном:

– Прослушивание собственной речи.

– Прослушивание собственного чтения.

– Прослушивание записи четкого, правильного, художественного чтения с одновременным прослеживанием по тексту (можно использовать записи актеров, читающих стихи Пушкина, например).

Запись текста (диктант) под собственный голос с кассеты.

– Повторение заученного стихотворения перед зеркалом под запись этого стихотворения.

Назовите ребенку несколько слов. Предложите ему поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале слова, в конце слова, в середине.

Назовите ребенку слово. Попросите его посчитать, сколько букв в этом слове. Начните м простых, коротких слов, не содержащих непроизносимые звуки (к примеру, не стоит использовать такие слова как ПРАЗДНИК, в котором есть непроизносимая буква Д).

Произнесите какое-нибудь слово по буквам. Попросите ребенка ответить, какое слово вы произнесли. Затем можно ребенку предложить задать Вам аналогичное задание. Если ребенку трудно, то можно попросить его произнести Вами заданное слово по буквам.

Придумайте для ребенка простой кроссворд из 4-5 слов. Попросите его заполнить клеточки ответами на ваши вопросы. Предложите ему выполнить придумать кроссворд для вас.

Напишите на бумаге слово, в котором буквы перепутаны местами. Попросите ребенка расставить буквы по местам и сказать, какое слово «рассыпалось». Игра в «города». Назовите ребенку слово и попросите его придумать другое слово, которое начинается на последнюю букву вашего (СТОЛ – ЛОДКА – АРБУЗ – ЗУБЫ и т. д.)

14. Предложите ребенку из букв одного длинного слова составить как можно больше других слов. Например из слова ГОСУДАРСТВО можно составить такие слова как ГОРА, ГОРОД, РОТ, ДАР, ДУГА и множество других.

Попросите ребенка написать в скобках буквы так, чтобы они стали концом первого слова и началом второго: МЕ(.)ОЛАД (ответ: ШОК, БАР(.)НО (ответ: СУК, НО(.)ОЛ (ответ: СОК, ПОРЯ(.) ТОР (ответ: ДОК, ПО(.)ОТ (ответ: ТОП).

Предложите ребенку исключить из ряда слов то, которое не подходит к остальным словам. Например: белый, белок, белка, отбеливатель. Попросите его объяснить, почему он исключил именно это слово («белок» и «отбеливатель» произошли от слова «белый», а «белка» нет).

Попросите ребенка подобрать к заданному вами слову родственные (например к слову ПЫЛЬ: ПЫЛЬНЫЙ, ПЫЛИНКА, ПЫЛЕСОС и т. д.)

15. Когда ребенок будет легко справляться с подбором родственных слов (однокоренных слов к данному, предложите ему задание на проверку написания безударных гласных в слове. Это значит, что ребенку нужно подобрать к слову, содержащему безударную гласную такое родственное слово, в котором эта гласная стояла бы под ударением (сторона – стороны, сторонка). То же самое упражнение подходит и для проверки написания согласной в конце слова (сад – садик).

3. Упражнения, направленные на составление слогов из букв, закрепление образа слога и вычленение его из слова.

1. Возьмите две буквы – гласную и согласную (например А и М). Попросите ребенка назвать эти буквы. Теперь составьте из этих букв слог МА и прочитайте его ребенку. Попросите его повторить. Теперь замените согласную на любую другую и спросите ребенка, что получилось. Если он не смог ответить, напомните ему, что получилось в предыдущий раз и попросите сделать то же самое с новой буквой. Если это не поможет, то назовите ребенку новый слог. Таким же образом составьте вместе с ребенком еще несколько слогов с той же гласной А, но с разными согласными.

2. Когда ребенок поймет правила игры, возьмите уже знакомый ему слог МА, попросите его прочитать, а затем замените гласную на любую из гласных первого ряда (О, У, Ы, Э) и предложите подумать как теперь будет читаться новый слог. Если это задание окажется трудным, повторите схему, предложенную в первом упражнении.

4. Напишите на бумаге вразброс несколько слогов и попросите ребенка найти среди них названный вами. Попросите ребенка прочитать эти слоги.

5. Попросите ребенка найти в тексте (в слове) названный вами слог и подчеркнуть его.

6. Если ребенок легко справляется с этими заданиями, попробуйте перейти к слогам, содержащим гласные второго ряда (Я, Е, Е, Ю, И). Проделайте с этими слогами все предыдущие упражнения.

7. Когда ребенок с этим освоится, последовательно переходите к обратным слогам (АМ, ОР и т. д., к закрытым слогам и простым трехбуквенным словам (НОС, КОТ, САМ и др., к слогам и простым словам со стечением согласных (ПРО, КТО, СЛОН, СТОЛ).

8. Попросите ребенка придумать несколько слов, начинающихся на предложенный вами слог. Предложите ему задать вам такое же задание и затем проверить правильность выполнения (при этом вы можете намеренно ошибиться).

9. Предложите ребенку придумать слова, которые заканчиваются на данный слог или содержащий данный слог (например, слог НА: ВОРОНА, КАРТИНА, ФОНАРИК).

10. Составьте список слов, которые содержат и не содержат нужный слог, и прочитайте его ребенку. Попросите его хлопком выделять слова, в которых есть данный слог.

4. Упражнения, направленные на развитие зрительного узнавания слога и на увеличение объема зрительного восприятия в процессе чтения.

1. Слоговые таблицы. Методика состоит из нескольких таблиц, которые отличаются по объему и по сложности входящих в них слогов. Слоги в каждой таблице должны отличаться не только принципиально (например МА, РЕ). В таблице должны присутствовать слоги слаборазличимые (похожие по звучанию и по внешнему виду): по признакам твердости – мягкости (ТА-ТЯ, глухости – звонкости (ТА-ДА0 и по пространственному признаку (ТА-АТ). Обратные слоги со звонким согласным на конце (если есть парный глухой) использовать не следует, так как звонкий согласный на конце слога оглушается.

Должно быть несколько вариантов каждой таблицы с разными слогами. К каждому варианту таблицы составьте 3 списка слогов (в разнобой). Зачитывайте ребенку слоги по списку, а он должен найти их в таблице.

Если ребенок проходит таблицу достаточно быстро (для 36-слоговой таблицы – 1,5 минуты) и не ошибается, Вы можете переходить к следующей таблице.

2. Возьмите любые картинки с изображенными на них предметами. Напишите на отдельных карточках названия этих предметов. Положите перед ребенком несколько карточек с изображенными на них предметами, предложите ему рассмотреть их и назвать. После этого положите перед ребенком на короткое время карточку с названием одного из этих предметов. Попросите его показать на картинке этот предмет. Затем наоборот положите перед ребенком несколько карточек с названиями предметов. Потом положите перед ним картинку и попросите показать карточку с соответствующим названием. Начинайте с предметов, имеющих простые, короткие названия. Постепенно переходите к все более сложным.

«Мастерская букв». Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти.

Буквенный конструктор Предлагаю вашему вниманию пособие «Буквенный конструктор». Я использую его на занятиях по обучению грамоте для закрепления образа буквы.

Читайте также:  Урок - Деление слов на слоги
Ссылка на основную публикацию