Практические рекомендации для улучшения качества чтения.

10 правил эффективного чтения

  • Таблицы Шульте
  • Периферическое зрение (периферийное)
  • Скорочтение и развитие интеллекта
  • Скорочтение для детей
  • Поиск букв
  • Поиск цифр или чисел
  • Чтение пристрелкой
  • Боковое зрение
  • 10 правил эффективного чтения
  • Курсы скорочтения
  • 5 простых советов для работы с книгой
  • Школа скорочтения для взрослых и детей
  • Как научиться читать в 3 раза быстрее за 20 минут?
  • Скорочтение с отличным запоминанием
  • Как прочитать 10 книг за 2 дня без подготовки?
  • Скороговорки почему они так важны
  • Как читать со скоростью мысли?
  • Как читают успешные люди: 9 простых правил
  • Что такое скорочтение?
  • Как научиться быстро читать?
  • Как читают знаменитости

В статье я расскажу про 10 вещей, которые стоит делать, чтобы была польза от чтения книг. Вы научитесь выбирать книги для себя и запоминать прочитанное.

Очень важно уметь выбирать книги правильно, потому что чем интереснее для читателя книга, тем лучше он усвоит ее, запомнит содержание и поймет и не забудет главную мысль, которую автор хочет донести.

1. Планируйте чтение

Планировать чтение нужно с умом. Не покупайте никогда сразу много книг, потому что чем больше их скопится сразу, тем меньше желание читать, как правило. От одной до трех книг за раз будет достаточно, чтобы остальные не пылились в ожидании очереди.

Не приобретайте себе красивых книжек с картинками. Картинки отвлекают от процесса чтения и книги такие стоят намного дороже. Такая книжка станет отличным подарком для друга.

2. Не тратье время на скучные и неинтересные книги

Если книга на протяжении 4-5 десятков страниц вам интересна, то, скорее всего, будет интересной до конца. Не оправдывайте книгу и не думайте, что дальше будет точно лучше. Не теряйте зря времени, а лучше найдите что-то себе по душе.

Плохая книга – хорошее средство от бессонницы.

3. Смотрите на автора и тему книги

Прежде чем начать чтение, узнайте об авторе и смысле его книги. Так Вы будете знать заранее, подойдет она или нет.

Посмотрите рейтинг книги на известном сайте, как правило, из большого количества оценок формируется средняя, которая и натолкнет на правильное решение.

4. Книги – не единственный источник информации

Помимо книг существует много других источников информации. Научные статьи, статьи из повседневной жизни или с советами на множество тем; если нет желания читать – прослушайте аудиокнигу; подписывайтесь на рассылки познавательных сайтов; следите за новостями информационных порталов. Подписывайтесь на бесплатные рассылки, проходите развивающие курсы.

5. Полезный инструмент – карандаш

Карандаш – Ваш указатель и инструмент для создания заметок и выделения важной информации. Хорошая книга славится содержанием умных высказываний, советов, из нее можно черпать идеи, вот для этого и нужен карандаш.

А знаете ли Вы, что карандаш можно использовать как ускоритель чтения? Читайте о скорочтении и ускорении чтения в нашей статье: Как читать со скоростью мысли?

Не бойтесь исписать книгу. Это делает мудрее Вас и книгу Вашей.

6. 50 страниц каждый день

Если регулярно следовать правилу «50 страниц каждый день», то за год заметите разницу, а именно в мышлении, разговорах, эрудиции.

Прочитывая по 50 страниц за день, Вы будете прочитывать примерно сотню книг в год.

Осторожно, регулярное чтение вызывает развитие!

7. Включите в свой список книги разных жанров

Каждый человек отдает свое предпочтение одному или нескольким жанрам, но есть люди, читающие любых авторов и любые жанры. Лучше не зачитываться только одним направлением. Внесите разнообразие в чтение.

Читайте научные статьи, фантастику, втягивайтесь в чтение классических произведений (русских и зарубежных). Это послужит разностороннему развитию и расширению кругозора.

8. Пишите свое мнение о произведениях

Если вы читаете увлеченно и внимательно, вникая в суть и подробности книги, пишите о ней, пользуйтесь фразами героев, цитируйте автора. Все это подчеркнет вашу начитанность и развитие.

Оставляйте рецензии к книгам на сайтах, чтобы люди, не знающие о книге, могли определиться с выбором, понять стоит она их внимания или нет, интересна ли будет.

Чтение книг и использование цитат из них делает хорошим собеседником и даст возможность найти новых знакомых с легкостью.

9. Не забывайте про заметки

Создание заметок – верный шаг к развитию и хорошему пониманию содержания. В заметках фиксируйте интересные мысли из литературы, основные мысли произведений, цитаты.

Главное – не забывайте про заметки. Это Ваш друг и помощник, который позволит вспомнить содержание книги и восстановить в памяти утерянные цитаты, фразы, информацию.

10. Делитесь книгами с друзьями

Не забывайте делиться книгами и рассказами о них с друзьями и знакомыми! Заражайте их любовью к чтению, а они других людей!

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Проходите развивающие курсы

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Навыки эффективного чтения

Есть один старый анекдот о разговоре писателя с другом: «Я научился писать 100 слов за минуту! Правда, такая ерунда получается…». Похожая проблема бывает и по другую сторону баррикад, когда количество прочитанных книг растет, но почему-то слабо отражается на понимании предмета. Так вот, технология эффективного чтения — это не о скорости. Точнее, не только о скорости. Навык быстро читать страницу за страницей — безусловно, полезен, но лишь в комплекте с умением запоминать прочитанное.

Давай разделим эти два понятия:

  • Скорочтение — способность оперативно пробежать глазами текст и выхватить из него главное.
  • Эффективное чтение — навык читать так, чтобы информация встраивалась в уже существующие знания и запоминалась надолго.

Для результативной работы с текстом нужно и то, и другое. Обычно вначале стоит просмотреть материал и оценить его реальную пользу, а после вдумчиво заняться изучением.

Скорочтение – навык, который полезен всем.

Тренируйте память, концентрируйтесь на тексте, визуализируйте информацию – освоить скорочтение просто

До того, как взяться за новый материал, определи цель: ты хочешь лишь уловить суть и понять, насколько он полезен, или подробно в нем разобраться? В зависимости от цели нужны разные виды эффективного чтения.

Чтение для быстрого ознакомления с темой

Как важно в короткие сроки оценить полезность книги или статьи — лучше всего знают студенты. Но на деле это умение пригодится каждому. Итак, перед тобой большой незнакомый текст. Задача: за 5-10 минут оценить, стоит ли тратить на него время.

Эффективные методы и приемы чтения «за 5 минут»:

  • Посмотри аннотацию или предисловие — это не занимает много времени, но дает общее представление о книге. Длинные предисловия можешь не читать, в них редко бывает что-то полезное.
  • Загляни в содержание (оглавление) — это лучшая страница для быстрой оценки текста, ведь она рассказывает о его структуре. Если по оглавлению не совсем ясно, о чем произведение или статья, есть повод усомниться в их полезности. Возможно, материал подается слишком скомкано.
  • Обрати внимание на год издания и тираж — в научной литературе такие данные важны, чтобы понимать актуальность информации. Хорошо, если указано, что книга переиздавалась и дополнялась, выходила большим тиражом. Все это говорит о ее востребованности. Есть исключения: для узкоспециальных исследований и пособий характерны небольшие тиражи, но тогда автор должен пользоваться авторитетом в своей сфере.
  • Посмотри графики, диаграммы, иллюстрации — они в сжатом виде отражают тему и содержание текста, позволяя быстро разобраться в его сути. Хотя этот прием вряд ли поможет для изучения художественной литературы.

Наконец, после краткого просмотра содержания, года и аннотации можно прочитать несколько предложений с любой главы, чтобы понять стиль автора и его манеру изложения. Увы, иногда самые полезные вещи написаны ужасным языком. Еще бывает так, что текст перегружен терминологией и понятен только специалистам — если ты им не являешься, имеет смысл поискать что-то попроще.

Быстрое, или динамическое чтение можно тренировать везде.

Суть скорочтения в использовании большого зрительного поля для считывания текста.

Развитие навыков скорочтения

Тема скорочтения — отдельный вопрос, о котором сложно рассказать в двух словах. Здесь мы коснемся лишь того, что потребуется для быстрого ознакомления с материалом.

Читайте также:  Дифференциация звуков (б-п) в сильной позиции

Главный прием, позволяющий читать «по диагонали», состоит в охватывании одним взглядом как можно больших кусков текста. Первым делом нужно обращать внимание на заголовки, списки, выделенные слова. Это поможет уловить главное, а недостающие фрагменты наш мозг подставит сам, словно пазлы в незавершенной картинке. Мозг человека всегда так делает во время чтения про себя, если тема ему хоть немного знакома.

Специалисты также советуют не проговаривать мысленно слова — достаточно лишь улавливать их общий смысл. Но когда перед тобой сложная, малопонятная тема, поможет именно проговаривание, а лучше даже чтение вслух.

Эффективные приемы чтения для глубокой проработки

Мы разобрались, как быстро изучить материал, а теперь посмотрим, как это сделать вдумчиво. На самом деле навыки работы с информацией — часть школьной программы, но осознание, насколько они важны, может прийти намного позже. Речь идет о конспектировании, пересказе, записи тезисов и других банальных вещах, с которыми каждый сталкивался на уроках. Формирование эффективного чтения — всего лишь оттачивание таких навыков.

Основные правила для усвоения материала:

  • Длинный текст раздели мысленно на куски или смысловые единицы, чтобы каждую из них проработать отдельно.
  • По возможности делай пометки на полях, подчеркивай важные мысли, цитаты (если, конечно, книга — твоя собственная).
  • Рисуй схемы и графики, чтобы запомнить логику повествования, связать воедино разные факты.
  • Прочитав книгу или отдельную главу, запиши по памяти тезисы. Если не получается это сделать — значит, материал плохо усвоен, есть повод перечитать.
  • Учись конспектировать и выделять факты, отбрасывая «лирику» (повторы, отступления, метафоры и т.д.).
  • Сразу выясняй значение незнакомых слов и терминов — иначе часть текста останется непонятой, а это отразиться на усвоении в целом.
  • Перескажи прочитанное кому-то из друзей или просто самому себе, но обязательно вслух — ты сразу заметишь пробелы в понимании.
  • Подумай, как материал перекликается с твоим опытом. Лучше всего мы запоминаем те вещи, которые можем проассоциировать с собой.

Почему важно записывать тезисы и конспекты, а не просто составлять их в уме? Все просто: во время письма мы задействуем не только зрительную, но также мышечную память. Создаются новые нейронные связи, которые помогают обучению.

Если нужно подробно изучить какую-то тему, пригодятся навыки реферирования. Сравни 3-4 источника, выдели общие мысли, а после проанализируй, в чем авторы не согласны друг с другом. Составление реферата — это синтез всего прочитанного и лучший метод для усвоения материала. Такая работа помогает увидеть одну и ту же проблему с разных сторон, надежно впечатывая в память новые знания.

Книги об эффективном чтении

  1. «Как читать книги», Мортимер Адлер — американский педагог, писатель и философ рассказывает о том, что литература может приносить не только пользу, но и удовольствие.
  2. «Не надейтесь избавиться от книг!», соавторы Умберто Эко и Жан-Клод Карьер — диалог писателя и драматурга о месте литературы в нашем изменчивом мире. Что интересно, в произведении много историй из жизни, отступлений на тему науки и философии, поэтому читатель вряд ли заскучает.
  3. «Техника быстрого чтения», О. Кузнецов, Л. Хромов, О. Андреев — подробный разбор приемов скорочтения, советы по тренировке внимания и долговременной памяти. Отличный учебник для тех, кто хочет читать больше и быстрее.
  4. «Как писать книги», Стивен Кинг — казалось бы, речь совсем о другом, но знаменитый фантаст заодно рассказывает о собственном опыте изучения чужих произведений.
  5. «Искусство чтения», Томас Фостер — книга об умении анализировать художественный текст, видеть в нем скрытые смыслы, понимать метафоры и все, что автор хотел спрятать «между строк».

Рекомендации для педагогов по повышению и сохранению высокого уровня успеваемости учащихся

Рекомендации для педагогов по повышению и сохранению высокого уровня успеваемости учащихся.

1. Поддерживать благоприятный эмоциональный настрой на уроке через снятие провоцирующих факторов чрезмерного поведения уча­щихся, распознание педагогом собственных негативных эмоциональ­ных состояний.

2. Учитывать возрастные психологические особенности учащихся.

3.Создавать ситуации успешности обучения, верить в возмож­ность эффективного развития каждого учащегося.

4. Придерживаться адекватной педагогической оценки, которая формирует знание учащегося о самом себе, влияет на его самооценку и, как следствие, на отношение к учебному предмету и учебе вообще.

5. Избегать травмирующих ситуаций при выставлении отметки через использование развернутой оценки с обоснованием эффективности работы учащегося, его конкретных знаний и умений.

6. Необходимо оказывать помощь в развитии способностей учащихся через индивидуальные или групповые творческие задания, подготовку сообщений, рефератов, т. к. неудовлетворенность познавательных потребностей приводит к переживанию «школьной скуки».

7. Важно особое внимание уделять профилактике формализма в усвоении знаний. Прежде всего, необходимо ориентировать учащихся не на заучивание, а на понимание содержания, сути учебного материала.

«ПРАВИЛА ТЕХНИКИ ОЦЕНОЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

1. Не бей «лежачего»!

2. Двойка, а для кого-то тройка — достаточное наказание, не стоит дважды наказывать ребенка за одни и те же ошибки. Не требуйте от родителей наказания, дома ребенок должен получить спокойную помощь.

3. Выберите из множества недостатков, недочетов, промахов ребенка только тот, который сейчас особенно непереносим, работайте сначала только над ним.

4. Хвалить надо исполнительность, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать — безлично.

5. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами.

6. Не скупитесь на похвалу! Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить.

7. Ставьте перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.

Придерживаясь и руководствуясь предложенными рекомендацими, своим педагогическим опытом и интуицией, мы окажем большую помощь и поддержку нашим ученикам.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, как фактор нарушения поведения детей младшего школьного возраста

Советы родителям:

Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входят спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возмож­ность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела». Скажите себе: «Четкий распорядок дня» постарайтесь сами стать более организованными.

Воспользуйтесь следующими правилами:

• Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойню. Этим вы добьетесь только одного — снижение самооценки у него, чувство вины, что он «неправильный» и не может угодить маме с папой.

• Научить ребенка управлять собой — ваша первоочередная задача.. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у ваше ребенка. Скажите ему: «Хочешь бить — бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)». Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногам Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите е это делать.

• В воспитании необходимо избегать двух крайностей — проявления чрезмерной мягкости и предъявления детям завышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Од­нако количество запретов и ограничений следует свести к разумно­му минимуму.

• Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно, распределять силы.

• Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).

• В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

• «Движение — это жизнь», недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдержи­вать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

• Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоот­ветствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.

• Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильно­му питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэле­ментов. Гиперактивному малышу больше, чем другим детям необходи­мо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного, свежих овощей и фруктов. Если ребенок не хочет есть — не заставляйте его!

• Подготовьте своему непоседе «поле для маневров»: активные виды спорта для него — просто панацея.

• Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним («Тебе интересно это, давай посмотрим. »), но после удовлетворения интереса постарайтесь воз­вратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

• Научите малыша расслабляться. Возможно ваш с ним «ре­цепт» обретения внутренней гармонии — это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог под­скажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

• И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите. Как готовить домашнее задание (памятка для ребенка):

1. Проветри комнату.

2. Выключи телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

3. Сотри со стола пыль, убери лишние игрушки и все, что не относится к школе.

4. Проверь, достаточно ли света, если нет — позаботься о на­ стольной лампе.

5. Сходи в туалет, помой руки, утоли жажду.

6. Помни, за уроки нужно садиться сытым, чтобы не отвлекаться.

7. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

8. Приготовь письменные принадлежности, необходимые для занятий.

9. Учебники, тетради и дневник положи слева от себя. Заканчивая урок, откладывай все справа от себя.

Читайте также:  Логопедия - компьютерные игры

10. Пришло время начинать работу. Сядь на стуле удобно. На­стройся на работу.

11. Ты имеешь право на отдых в течение 10 минут через каждые
40 минут. Но лучше отдыхать после каждого предмета. Чтобы контролировать время отдыха — сверяйся по часам.

«Повышение качества чтения и письма у младших школьников»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

районной творческой группы

учителей 2-х классов по теме:

«Повышение качества чтения и письма

у младших школьников»

Руководитель:

учитель начальных классов

МОУ «Школа №111 г.Донецка»

Шалимова Инна Александровна

Донецк, 2020г.

Состав творческой группы

ФИО учителя

Название МОУ

Инна Александровна

МОУ «Школа №111 г.Донецка»

Ирина Юрьевна

МОУ «Школа №106 г.Донецка»

Виктория Николаевна

МОУ «Школа с углублённым изучением отдельных предметов №114 г.Донецка»

МОУ «Школа №110 г.Донецка»

План работы

районной творческой группы

учителей 2-х классов по теме:

«Повышение качества чтения и письма у младших школьников»

Мероприятия

Ответственные

Вступительное заседание творческой группы. Обсуждение темы. Составление плана работы. Распределение заданий между членами группы.

Август

2019г.

Шалимова И.А.

Изучение проблемы, подбор материалов соответственно заданной теме, рекомендаций.

Октябрь-ноябрь

2019 г.

Кобзарь И. Ю.,

учителя

Практическое занятие. Рассмотрение подготовленного материала членами группы.

Январь

2020 г.

Самофалова Н. В.,

учителя

Итоговое занятие. Анализ работы творческой группы.

2020 г.

Содержание

Состав творческой группы

План работы творческой группы

Пояснительная записка

Этапы педагогической деятельности педагога

1 этап – организационный

2этап- подготовительный

-3 этап – основной

-4 этап – заключительный

Игры со звуками

Упражнения для дисграфиков и дислексиков.

Упражнения для повышения качества чтения и письма у младших школьников.

Упражнения и игры на уроках письма и русского языка.

Несколько советов родителям.

Пояснительная записка

Ещё В. А. Сухомлинский говорил, что «нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, – чтение один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного и речевого развития учащихся. Всё вышесказанное подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно.

Несформированность представлений о звуковом составе слова приводит не только к специфическим нарушениям письма, но и к своеобразным нарушениям чтения, которые, в свою очередь, распространяются как на способы овладения чтением, так и на его темп.

Недостатки в овладении техникой чтения влияют и на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой.

«Будет ли понятно данное слово, — пишет Д.Б. Эльконин, — зависит от того, связана ли его звуковая форма со значением. Если эта связь имеется, возникает понимание; если такой связи нет, то слово может быть правильно прочитано, но не понято.»

Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более 100 лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением (Бельгия-5%, Британия-4%, Греция-5%, Финляндия-10%).

Современные знания о дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения) в нашей стране связаны, главным образом с идеями В.И. Лурия, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, В.Н. Винарской, Н.А. Никашиной, которые более чем полвека лежат в основе отечественной теории и практики изучения нарушений письма и чтения у детей и взрослых, сохраняя своё значение и теперь.

В настоящее время проблемой нарушения чтения и письма занимаются Р.И. Лалаева, В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева, А.Н. Корнев, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определить причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.

Почти каждый учитель начальной школы сталкивался, сталкивается и будет сталкиваться с ошибками при овладении письмом. Некоторые считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумение слушать объяснение учителя, невнимательность при письме, небрежным отношением к работе и другие. На самом деле основными симптомами являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребёнка. Основываясь на статистических данных письменных работ учащихся начальных классов, полагают возможным введение профилактической работы по предупреждению ошибок и повышению качества письма на уроках.

Данная подборка занимательных заданий по чтению и письму рекомендована учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.

Этапы педагогической деятельности педагога

1 этап – организационный

Выявление детей с различными речевыми расстройствами

Проведение дифференциальной диагностики по определению симптоматики механизмов вида дислексий и степени их выраженности(проводится совместно с логопедом)

Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение

Эффективные рекомендации и способы развития внимания

Существует три вида внимания:

  • Произвольное. Когда человек самостоятельное пытается сосредоточиться на определенном процессе.
  • Непроизвольное. Обусловлено безусловными рефлексами и появляется вне зависимости от желания человека, в основном, на неожиданные раздражители.
  • Послепроизвольное. Суть данного вида в том, что произвольное внимание постепенно превращается в непроизвольное.

Большинство способов для развития внимания направлены на ускорение наступления послепроизвольного внимания, а также на умение быстро концентрироваться. Разнообразные игры и методики от BrainApps станут наилучшими помощниками при развитии внимательности.

Общие рекомендации по улучшению внимания

  • Проведение досуга за разгадыванием головоломок, решением логических задачек, а еще лучше, игрой в шахматы – отличный способ развивать внимательность. Однако существует один нюанс – такие занятия должны быть интересны вам и приносить удовольствие.
  • Чтение – хороший помощник в улучшении навыков внимания, однако недостаточно просто много читать. Наиболее полезным является научно-популярный жанр, а также произведения про странствия.
  • Смена деятельности при жизненных застоях – один из приемов восстановления снизившейся внимательности.
  • Любое занятие должно сопровождаться тишиной или тихой музыкой (для тех, кого напрягает полная звуковая изоляция), чтобы внимание было направлено лишь на объект деятельности.
  • Эффективность концентрации и ее длительность имеет большую зависимость от обогащения мозга кислородом. Поэтому полезными будут прогулки или перерывы между работой на свежем воздухе.
  • Устранение вредных привычек помогает достичь больших результатов в развитии внимания.
  • Достаточный, крепкий сон помогает мозгу восстанавливаться, что сказывается на внимательности и степени сосредоточенности.

Эти простые правила не только помогут сохранить показатели внимания на исходном уровне, но и будут способствовать его развитию.

Способы определения внимания

Прежде, чем использовать различные способы развития внимания, следует хотя бы примерно определиться с фронтом работ. Для хороших показателей концентрации и внимательности будут нужны сложные задания, а для тех, у кого с данным процессом явные проблемы, подойдут более простые упражнения.

  • Способ Мюнстерберга. Методика заключается в том, что человеку дается текст, состоящий из сплошного набора буков, в котором зашифрованы слова в количестве 23 штук. Испытуемому нужно менее чем за 2 минуты отыскать все слова, что свидетельствует о хороших навыках внимательности и концентрации.
  • Таблицы Шульте. Для проведения данного метода используются пятиячеечные квадраты, в которых в произвольном порядке расположены цифры. Нужно быстро расположить их в правильном порядке по возрастанию. Хорошим результатом считается выполнение задания за 40 секунд и меньше.
  • 10 слов. Данный способ оценивает не только внимание, но и кратковременную память. Человек читает словесный ряд один раз, а затем пытается повторить их наизусть. Более 8 слов является показателем высокой степени внимательности.
  • Поиск отличий на картинках. Широко известная методика также выполняется с учетом времени.

Каждый из этих способов можно использовать для развития внимания, а не только для его оценки. Важно помнить, что в каждом из методов следует избегать повторов. Слова должны быть другими, порядок цифр отличаться от предыдущего, как и порядок букв в сплошном тексте. Эффект появится лишь при регулярных тренировках.

Эффективный и быстрый способ развития внимания

Суть метода заключается в двухминутной концентрации внимания на движении секундной стрелки в часах. На протяжении двух оборотов следует все свои мысли направить на слежение за стрелкой, а малейшее отвлечение должно служить сигналом повтора методики заново.

Для усложнения задачи можно проводить упражнение не в тишине, а при работающем телевизоре или в другом шумном помещении. Также можно разделять внимание между двумя объектами, например, стрелкой и руками. Главное, чтобы ни один из объектов не выделялся больше, чем второй.

Регулярные повторы и усложнения подобной техники, помогут быстро увеличить внимательность и улучшить навыки концентрации.

Коллективные способы развития внимания

  • Для улучшения способностей запутывания собеседника, а также для повышения внимательности применяется методика ответов и вопросов, когда заранее установлены слова, которые произносить запрещено. Один человек непрерывно задает вопросы, а второй должен отвечать, избегая стоп-слов. Запретными могут быть не только слова, но и буквы, что немного усложняет задачу.
  • Для одновременного развития и внимания, и памяти, можно использовать методики, при которых человеку нужно отгадать слово по буквам или фразу по ее частям. При этом, улучшается внимательность и усиленно работает память, так как человеку нужно запоминать ответы других участников и сопоставлять их.
  • Широко известен способ, при котором используются мелкие предметы от 15 до 30, которые раскладываются на поверхности. Человек смотрит и оценивает их расположение в течение половины минуты, после чего отворачивается, пока его помощник переложит какие-то детали или уберет их, или добавит.
  • Распределение внимания можно тренировать таким способом: одновременно произносится набор слов и выстукивается ритм. Человек должен запомнить все слова (что также развивает память) в правильном порядке и посчитать число ударов в ритме.
  • Отличным способом развития внимания и памяти является повтор слов. Участники начинают с одного любого слова, с каждым разом добавляя еще одно. Прежде чем добавить новое слово, нужно повторить все предыдущие в правильном порядке.
Читайте также:  Скороговорка как фонетическое средство развития подвижности артикуляционного аппарата при дизартрии

Регулярные тренировки, а лучше их комбинирование с играми от BrainApps помогут добиться отличных результатов в развитии внимательности и концентрационной способности.

Конспект индивидуального лексико-грамматического занятия

Конспект индивидуального лексико-грамматического занятия.

Ф. И. ребёнка ______________________________(старшая группа).

  • ОНР 3 уровень.
  • Содружественное сходящееся косоглазие. Гиперметропия средней степени OD, высокой степени OS. Сложный миопический астигматизм.

Второй этап лечения. Окклюзия.

Тема: «Овощи – фрукты».

  • Дифференциация овощей и фруктов.
  1. Уточнение и активизация словаря по теме «Овощи и фрукты».
  2. Развитие навыков словообразования прилагательных от существительных.
  3. Развитие навыков изменения существительных в Р.п. в ед.и мн. ч.
  4. Закрепление умения согласовывать числительные с существительными.
  5. Развитие фонематического анализа.
  6. Развитие логического мышления, внимания.
  • ноутбук, компьютерные изображения: герой мультфильма Копатыч, изображения сада, огорода, изображения овощей и фруктов, погреба; в конвертах: картинки 2-х банок с фруктами и 2-х банок с овощами, цветные круги (кочки); коробочка с фруктовой карамелью, на этикетке изображен фрукт; конверт с открыткой для письма Копатычу; фигурка Смешарика.

Ход занятия.

Организационный момент.

Л.: На электронную почту пришло письмо. Посмотрим от кого оно?

Логопед на ноутбуке открывает первую страницу письма (изображение Копатыча).

Л.: Кто это? Ты узнал его?

Л.: Интересно, что он нам написал? Откроем?

(Слайд 1- текст на компьютере).

Я передаю вам большой привет от всех Смешариков. Высылаю фотографии и игры для Вас и ваших ребят.

Л.: Как интересно, откроем дальше.

Основная часть.

(Слайд 2- изображения фруктов и овощей).

1.​ Л.: Что мы видим?

Красный лимон, оранжевую капусту, круглую морковь, квадратное яблоко, синий огурец. Копатыч пошутил, таких фруктов и овощей не бывает. Давай исправим ошибки.

Р.: Жёлтый лимон, зелёная капуста, треугольная морковь, круглое яблоко, зелёный огурец.

Л.: Ну вот, теперь правильно. Копатыч любит трудиться в саду и в огороде. Что может он выращивает в саду?

Р.: В саду растут фрукты.

Л.: А что в огороде?

Р.: В огороде — овощи.

Л.: Молодец, откроем следующую страницу письма. (Слайд 3- изображение сада Копатыча).

Л.: Чего много выросло в саду?

Р.: Много слив, яблок, груш.

(Слайд 4 – изображение огорода).

Л.: А на следующей странице фотография огорода. Чего много в огороде, на грядах?

Р.: Много огурцов, моркови, помидор, тыкв, лука.

Зрительная пауза: закрываем глаза и открываем, можно веки прижать пальчиком.

(Слайд 5 – картинка погреба).

2.​ Л.: У Копатыча всегда богатый урожай овощей и фруктов. И его нужно сохранить. Хранит он весь урожай в погребе. На полках стоят банки с компотом, с соком, с вареньем, банки с огурцами, помидорами, в корзинах хранится картофель, капуста, лук, морковь.

– Копатыч прислал нам 2 банки с фруктовым компотом. Посмотрим, из каких фруктов приготовлен он.

Конверт с вырезанными предметными картинками: 2 банки с фруктами и 2 банки с овощами.

(Логопед даёт образец ответа).

Л.: В этой банке 5 слив, 5 яблок, 4 груши. 3 вишни. А в другой?

Р.: А в этой банке 5 вишен, 2 яблока,3 груши, 4 сливы.

Л.: Ещё 2 банки с овощами. Какие же овощи в банках? В этой банке 1 луковица, а в другой банке сколько луковиц?

Р.: В этой банке 2 луковицы.

Л.:В этой банке 4 помидора, а в другой банке сколько помидор?

Р.: В этой банке 5 помидор и т.д. (2 перца-3 перца, 5 огурцов-3 огурца).

Игра «Овощи-фрукты». Движения: и. п.- руки вдоль туловища, «фрукты» — руки вверх, «овощи» — руки на пояс.

Л.: огурец, кабачок, мандарин, банан, перец, ананас, баклажан.

3.​ Л.: Следующая игра от Копатыча называется «Дорожка слоговая».

Конверт с большими кругами (кочки), картинки с изображением вишни, груши, кабачка и репы, фигурка Смешарика.

Из кругов выложить дорожку.

Л.: Тебе нужно делить слово на слоги и двигаться по кругам-кочкам, один слог – один шаг. Если ты правильно разделишь все слова, то остановишься перед фигуркой Смешарика.

Р.: Виш-ня, гру-ша, ка-ба-чок, ре-па.

4.​ Л.: Молодец! Давай, мы с тобой тоже напишем письмо Копатычу и вышлем ему и его друзьям угощение, конфеты с фруктовой начинкой.

– Смотри, какая начинка в этой конфете (обратить внимание на этикетку конфеты, где нарисован какой-либо фрукт, логопед даёт образец ответа. Нарисован апельсин — конфета апельсиновая).

Р.: апельсин — апельсиновая, лимон — лимонная, яблоко — яблочная, банан — банановая. Мы с тобой положим эти конфеты в коробку, напишем письмо и отправим эту посылку Копатычу и его друзьям. Я думаю, он будет рад. Что напишем?

Ребёнок и педагог вместе придумывают текст письма. (Здравствуй, Копатыч. Спасибо за интересные игры, мы с радостью поиграли. Высылаем тебе и твоим друзьям фруктовые конфеты к чаю. Приятного чаепития.)

Итог занятия.

Л.: Тебе понравилось сегодня наше занятие? Что запомнилось больше всего?

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Овощи»

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Овощи» для детей с ОНР(III)уровнем речевого развития

расширение и активизация словаря по теме овощи;

– закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

– обучение образованию относительных прилагательных;

обучать образованию множественного числа существительных;

обучение образованию уменьшительно-ласкательных существительных;

-развитие навыков связного высказывания;

-развитие памяти, концентрации и устойчивости внимания, словесно-логического мышления с использованием загадок;

-развитие мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики «Готовим капусту».

Оборудование: картинный материал(овощи, грядки на огороде),гном

Лексический материал:

словарь предметов : овощи, морковь, капуста, редиска, картофель, огурец, помидор(томат), баклажан, горох, кабачок, тыква, лук, чеснок, сок, суп, каша, земля ;

словарь признаков : оранжевая, длинная, сладкая, круглые, сырой, соленый, сочные, красная, крупные, желтая, зеленый, большой, маленький

словарь действий: растут, цветёт, созревают копается, зеленеют, краснеют, приготовить, варить, жарить, собирать, срывают, срезают, выкапывают, выдёргивают, нарубили, перетерли, посолили

1. Организационный момент

Ребята , к нам в гости пришел гномик и он хочет загадать вам загадки, послушайте внимательно и отгадайте загадки:

Расту в земле на грядке я, Оранжевая, длинная, сладкая.

Ребята,а какая морковь? А теперь ответим красиво, начиная со слова морковь…(Морковь длинная, оранжевая)

Как на нашей грядке
Выросли загадки:
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. ( помидоры )

Помидор еще называют томат. В русском языке существуют такие слова как синонимы, т.е, слова, которые совершенно различные по звучанию, но обозначают один и тот же предмет . Помидор и томат –это одно и тоже. Когда созревают помидоры? А теперь ответим красиво, начиная со слова помидоры… (Помидоры созревают осенью)

Круглый бок, жёлтый бок,

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(огурец)

Ребята,а какой огурец? А теперь ответим красиво, начиная со слова огурец …( Огурец длинный, зеленый.)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи- меня ищи.

Ребята,а какая капуста?(Капуста большая, белая)

Щеки красные, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
( редиска )

В темноте, значит в земле, редиска растет в земле.

Кругла, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная.

Как можно приготовить картошку? А теперь ответим красиво, начиная со слова

(Картошку можно варить, жарить, тушить.)

2.Основная часть

Ребята, а вы знаете как морковь, лук, баклажан, огурец, помидор , горох назвать одним словом(Овощи). Овощи растут в огороде на грядках. Одни овощи растут на земле, к ним относятся помидоры, огурцы, капуста. Посмотрите на картинки и назовите, а какие еще овощи растут под землей? Некоторые овощи растут в земле, к ним относятся картофель, морковь, редиска. Вы знаете какие еще овощи растут в земле, назовите их.
Когда овощи созревают, их надо собрать. овощи, которые растут на земле срывают, срезают. Овощи, которые растут в земле выкапывают, выдёргивают.

3. Игра “Один- много”

Инструкция: Давайте поиграем в игру, я буду назвать один овощ, а вы мне много.

Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны

Инструкция: Ребята, а вы помогаете маме дома? (Да). Тогда давайте сейчас поможем маме заготовить капусту на зиму? Смотрите внимательно, сейчас я покажу, как заготавливать капусту ( педагог показывает выполнение упражнений). Ребята, а теперь давайте все вместе заготовим капусту.

Ребята, давайте заготовим капусту на зиму.
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Перетерли,
Посолили (Указательный и средний пальцы трутся о большой)
И набили плотно в кадку.
и теперь у нас все в порядке. (Отряхивают руки.)

Игра “Назови сок, салат”.

Инструкция: Ребята, а что можно приготовить из овощей? А сок можно приготовить? Какой сок можно приготовить из…?

Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный

Игра “Большой- маленький”

Инструкция: Ребята наш гномик, живет в стране, где все маленькое: маленькие домики, маленькие огороды, маленькие овощи, поэтому там все называют ласково. Давайте подумаем как в стране гномика будут называть…?
Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка

Цель: повторение и обобщение материала , с которым дети познакомились на занятии.

Ребята, давайте еще раз повторим, что изображено на картинках. Педагог по очереди показывает на картинке, а дети называют. Как мы можем назвать одним словом все эти картинки? Где растут овощи? Какие овощи растут на земле, а какие под землей? Что можно приготовить из овощей? Молодцы ребята! Сегодня все старались!

Ссылка на основную публикацию