Посуда, предлог ‘из’ – конспект интегрированного логопедического занятия

Забавные приключения, конспект интегрированного логопедического занятия

Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи и ознакомлению с родной природой для старшего дошкольного возраста (старшая – подготовительная группа), тема: «Забавные приключения»

Автор занятия: Горохова Татьяна Николаевна, учитель-логопед, с. Зелёное Усть-Абаканский район, Хакасия.

Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная: формировать представление о роли леса в жизни человека; закрепить знания детей о весенних явлениях природы; познакомить детей с причинами возникновения ветра.
2. Коррекционно-развивающая: развивать связную речь, навыки чтения; активизировать словарь по теме «Весна».
3. Коррекционно-воспитательная: приучать детей откликаться на просьбу о помощи.

Оборудование:

Дидактические средства: маски «Лесовичок«, «Медвежонок«, дорожка знаний, вопросы на карточках, набор букв, набор фишек для звуко-буквенного анализа, карточки со словами, записи весенних звуков, цветы из цветной бумаги. Посуда с водой, плавающие предметы, свеча, сюрпризы.

Ход занятия:

Пальчиковая речевая игра «Здравствуй»

(по стихотворению Т.Сикачёвой)

Я здороваюсь везде –
Дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседской…

. курице (Дети показывают «крылышки»)
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»)
Здравствуй, Утро! (Жест вправо)
Здравствуй, День! (Жест влево)
Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)

Ребята, как замечательно у нас с вами получилось!
Понравилось вам здороваться стихами? (Ответы детей).
А с кем мы ещё не поздоровались? (Ответы детей).
И с нашими пальчиками мы ещё не поздоровались.
А ведь они у нас хоть ещё и маленькие, но уже ловкие да умелые.
Пальчики у нас все разные, и у каждого свой характер.

Пальчиковая речевая игра «Утречко»

Музыкальный руководитель и дети:

Утро настало, солнышко встало. (Показывают «солнышко»)

Эй, братец, Федя,
Разбуди соседей.
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Серёдка!
Вставай, Сиротка!
И, крошка Митрошка!
Привет, Ладошка!

Ну вот, правую ладошку и пальчики мы разбудили, а теперь надо и левую разбудить да и поздороваться!
(Игра проводится ещё раз с пальцами левой руки).

Наши пальчики проснулись,
Потянулись, потянулись,
И друг другу улыбнулись.

Пальчиковая речевая попевка «Сова»

(Сл. народные, муз. И.Бодраченко)

Наши пальчики играли,
И гуляли, и плясали.
А теперь мы, детвора,
В лес отправимся!

Только вот молва идёт:
Птица в том лесу живёт.
Птица вот какая:
Днём на дереве сидит,
То ли дремлет, то ли спит,
Ночью по лесу летает,
Малых детушек пугает.
Всё головушкой вертит,
Во все стороны глядит,
Во-о-от такая голова.
Что за птица-то?

А вы совушку боитесь?

И назад не воротитесь?

Что ж, тогда пойдём гулять,
Сову-совушку встречать.

Музыкальный руководитель и дети:

В лесу темно
все спят давно.
Одна Сова не спит,
на суку сидит
да как полети – ит!

Летела Сова –
Большая голова.
Как она летела –
Во все стороны глядела.
Глядь, навстречу…

Вы узнаете кто, если отгадаете загадку:

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

Настя первая отгадала загадку, она и будет сегодня медвежонком.
(Надевается маска «медведя»).
Наш Медвежонок решил проведать своего братца, который жил на другом краю дремучего леса, и отправился в путь. Вдруг ему навстречу хозяин леса — Лесовичок.

Зачем ты сюда пришёл? Это мой лес. Захочу и не пропущу тебя!
(Логопед предлагает детям попросить от имени Медвежонка пропустить его).

Хорошо, я пропущу Медвежонка, если вы поможете ему пойти по дорожке знаний.
(Дети сами зачитывают вопросы и отвечают на них).

Что такое лес?
Как начинается весна в природе?
Какие птицы прилетают первыми?
Пословицы и поговорки о весне.

Я очень доволен вашими ответами и разрешаю Медвежонку пройти через лес.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём!

Идёт Медвежонок дальше, красотой леса любуется, но и о цели своего путешествия не забывает. Вдруг путь ему преградила глубокая и быстрая река.
Задумался он: как она образуется? Что такое вода?
(Опыты с водой. Свойства: прозрачная, без цвета, без запаха и вкуса, растворяет вещества).
Как Медвежонку перебраться через реку?
(Дети предлагают варианты, пробуют предметы на плавучесть: металл, дерево, пластмасса и т. п.).
Пока Медвежонок переправлялся через реку, поднялся ветер, который мешал ему двигаться. Ребята, давайте поговорим о ветре. Какой бывает ветер?
(Сильный, слабый, приятный, ласковый, нежный, освежающий, колючий. )
Что умеет делать ветер?
(Гудеть, свистеть, завывать, поднимать пыль, срывать с головы. )
А вы знаете, как ветер приходит к нам в комнату?

Опыт со свечой

В комнате у нас живет тёплый воздух. Он лёгкий, Любит путешествовать по всей комнате и убегать через щели вверх. (Поднесём горячую свечу к приоткрытой двери сверху, пламя отклоняется в сторону улицы.) С улицы к нам вползает холодный воздух, он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый, любит находиться у земли. (Поднесём свечу к низу двери, пламя отклоняется в сторону комнаты.) Там, где двигаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.

Хоть бескрылый, он летает,
Безголосый, а свистит.
Хоть безрукий, а бывает
Груши с веток оббивает,
Сосны с корнем вырывает
Так порою он сердит!
Только что он был везде,
Миг – нет его нигде.

Ветер успокоился, можно продолжать наш путь.

Мы дорожками идём,
Мы тропинками идём,
Мы с лукошками идём,
Мы с корзинками идём.

Ручеёк на пути, как же нам перейти. А вот и мостик кто-то сделал.
А мостик не простой. Чтобы его перейти, нужно мальчикам пройти по согласным, а девочкам по гласным.

Ручеёк по жёрдочке перешли
И полянку светлую мы нашли.

(Звучит музыка А.Вивальди «Весна»).

А сейчас мы разделимся на группы. (Логопед раздаёт буквы. В первой группе те, у кого буква «а», во второй – «и», в третьей – «у». На «полянке» лежат цветы с аналогичными буквами).

Выросли цветы на поляне,
Утром весенним раскрыв лепестки.
Что под цветами, узнаете сами,
Нужно лишь свой вам найти.

(Под каждым цветком лежат слова).

Составьте предложения из данных слов. А теперь проверьте друг у друга, правильно ли составлены предложения. Скажите одним словом, о чём эти предложения? (О весне.)
Составьте рассказ из этих предложений. Прочитайте.
Как вы понимаете словосочетание «раскисли дороги»? Что произошло с ними?
А если слово «раскис» отнести к живому существу («Я раскис».), как изменится его значение? Придумайте своё предложение.

Возьмите каждый по слову, фишки и составьте схему своего слова.

А вон и домик братца Медвежонка. Как вы думаете, о чём Медвежонок расскажет своему братцу? Я думаю, теперь Медвежонок без нашей помощи дойдёт.

Спасибо, ребята, что помогли мне добраться до моего братца. За это я вас угощу. (Даёт корзинку с угощениями).

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в логопедической группе «Посуда»

Программные задачи:

  • Развивать связную речь.
  • Познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком, активизировать познавательную деятельность.
  • Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров; учить выделять элементы узора; понимать закономерности сочетания форм, технику выполнения. Закреплять умение составлять целое из частей, ритмично располагая его элементы.

Предварительная работа:

  • Рассматривание предметных картинок с изображением посуды.
  • Оформление мини-музея с предметами посуды (гжельская, хохломская посуда, железная)
  • Дифференциация посуды по принадлежности (кухонная, столовая, чайная, кофейная).
  • Рассматривание предметов посуды с хохломской росписью.
  • Прорисовывание элементов росписи.

Оборудование и материал: предметы посуды – столовой, кухонной, чайной; декоративная тарелка с хохломской росписью; бумажные формы посуды, гуашь, кисти.

Ход занятия

Логопед: Дети, послушайте и отгадайте:

А ударь – разобьюсь?»

Как вы думаете, что это?

(Звучит музыка – звон колокольчиков.)

Логопед: «Что за звон – перезвон

Слышится со всех сторон:

И стеклянный, и хрустальный,

Это с выставки посуды.

Поспешим скорей туда!

Настоящее ждет чудо

(Автор Печерская С.М.)

— Ребята я приглашаю вас в наш мини музей, над созданием которого мы трудились целую неделю.

— А кто помогал нам в создании музея? — ………..

-какие предметы посуды представлены на выставке? — ……..

— А вы знаете, что тарелки не всегда были такими, какими мы сейчас их привыкли видеть. Давайте присядем, и я вам расскажу интересную историю.

— Раньше, давным-давно люди клали пищу на листья, упавшие с дерева. Это было очень неудобно. Почему, как вы думаете?

— И тогда человек решил сделать тарелку из камня. Но каменные тарелки тоже оказались очень неудобными. Почему?

— Человек думал, думал и решил сделать тарелку из дерева. Ему стало приятнее и удобнее есть. Почему?

(Тарелка из дерева прочнее и в то же время легкая.)

— У деревянной тарелки появилось много подружек из глины, стекла, пластмассы. Тарелки делают даже из золота и серебра. Люди стали украшать посуду различными узорами. и она стала служить не только для принятия и приготовления пищи, но и для украшения дома.

— Подойдите поближе к музейной выставке.

— Как вы думаете в нашем музее представлена обычная посуда из которой мы пьём, едим, готовим пищу?……..

— Да ребята в нашем музее необычная посуда, её можно назвать старинная. Это посуда в основном декоративная и служит украшением дома.

Читайте также:  Ребусы для профилактики ошибок на письме

— Какая посуда находится на верхней полке? (Гжельская)

— Почему вы так думаете? (в гжельской росписи присутствуют только 2 цвета на белом фоне – синий и голубой)

Что мы видим 2-й полке (хохломская посуда)

— Чем она отличается от гжельской? (узорами их в росписи 4 цвета)

А чем ещё отличаются эти изделия? (гжельская из глины, а хохломская из дерева)

— Что мы можем сказать про посуду из глины, какая она? (хрупкая, глиняная)

А из дерева? (более прочная, деревянная)

Давайте обратим внимание на следующий стенд нашего музея.

— Какую посуду вы видите здесь? (железная кружка и миска)

— Да, вы правильно определили, посуда металлическая.

— Посуда на первом и втором стенде служит в основном украшением дома и является декоративной.

— А где можно использовать эту посуду? (в походе, у костра, на даче)

— Почему мы можем ей пользоваться на природе? (она не бьётся, значит она прочная)

— А, вы знаете, ребята, что во время войны солдаты носили такую посуду в своих вещевых мешках и в перерыве между боями, готовили себе еду в таких же металлических котелках. Вот такую миску и кружку в наш музей принесла В.В. из деревни, она сохранилась у неё с давних пор!

-Ой, а это что за кувшин?

Посмотрите он совсем старый и разбитый. У вас есть предположения откуда он взялся в нашем музее?………

Эта посуда очень старая, а у нас музей старинной посуды, такую посуду находят в земле, во время раскопок.

Кто занимается раскопками? (Археологи) – положим слово в наш словарный сундучок.

Чаще всего из-за давности лет, при раскопках встречаются черепки – осколки.

— Скажите, а можно восстановить такую посуду? Как?

Кто этим занимается?

Есть такая профессия реставраторы, (художники – реставраторы). Они восстанавливают предметы посуды, что бы люди могли видеть, какой посудой пользовались наши предки. ( – положим слово в словарный сундучок.)

А вы хотите побыть реставраторами?

Я приглашаю вас в мастерскую, но перед тем как приступить к работе, давайте отдохнём и выполним Физ. Мин.

П Е Р Е М Е Н А

Представьте, что перед вами, части старинных предметов посуды, обнаруженные во время раскопок, которые нужно отреставрировать.

Что нам понадобиться для работы. (клей – карандаш, салфетки, клеёнки)

— Вам предстоит собрать предмет приклеив его на картонной основе.

Сначала сложите на цветном фоне, что бы мы убедились в правильности выполненной работы.

-Вопросы по ходу выполнения:

Что ты взял, Ваня?

Что ты сейчас делаешь?

Чем намазываешь часть изделия?

Для чего тебе салфетка?

— Ребята, посмотрите, какие аккуратные работы у вас получились.

— А чтобы они были ещё красивее, вы продолжите работу над ними в роли художников — оформителей, на коррекционном часе с воспитателем.

— Посмотрите, как можно украсить свои работы. ( показ цветных изображений)

— Затем вы пополните ими наш музей и пригласите своих мам полюбоваться своими работами.

Автор: Беляева Ирина Александровна, учитель-логопед ДОУ №114 города Липецка, Российская Федерация.

Статья размещена в авторской редакции

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме «Посуда»

1. Организационный момент.
Логопед приветствует детей, просит их встать вокруг него и предлагает поиграть в игру «Волшебный мешочек».
Логопед. Ребята, сейчас вы будите по очереди опускать руку в мешочек, ощуповать один из предметов который там находится, и отгадывать его название. Скажите, по каким признакам вы догадались об этом. Когда вы назовете все предметы, мы узнаем, о чем сегодня будем говорить на занятии.
Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают по каким признакам они узнали, что это за предмет.
Ребёнок.Я нащупал половник. Он круглый. У него есть длинная ручка.
Ребёнок.Я нащупал кастрюлю. Она круглая. У нее есть две ручки.
Ребёнок.Я нащупал чашку. Она круглая. У нее есть одна ручка.
Ребёнок.Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка.
Логопед. Молодцы, ребята, вы отлично угадали все предметы и подробно рассказали, как это сделали. Подумайте, как называются все эти предметы одним словом?
Дети. Посуда.
Логопед. Правильно. А зачем людям нужна посуда?
Дети. Из нее едят еду, пьют и в ней готовят.
Логопед. Хорошо. Сегодня мы поговорим о материалах из которых сделана посуда, о частях из которых она состоит и о её назначении.
А теперь пройдите к магнитной доске и сядьте на свои места.

2. Игра «Магазин».
Логопед. Представьте, что мы пришли с вами в магазин, где продается посуда. Перед нами три полки. Какую вы видите посуду на верхней полке?
Ребёнок. Я вижу на верхней полке ковш, кастрюлю, сковороду и дуршлаг.
Логопед. Правильно. Эта посуда нужна на кухне. С её помощью готовят пищу. Называют её кухонная посуда. Повторите её название.
Дети. Кухонная посуда.
Логопед. Теперь перечислите посуду, стоящую на второй средней полке.

Ребёнок. На средней полке я вижу тарелки, ложки, вилки, хлебницу.
Логопед. Правильно. Эта посуда нужна во время обеда, ей пользуются за столом. Называют её столовая посуда. Повторите её название.
Дети. Столовая посуда.
Логопед. И, наконец, Назовите посуду, которая стоит на нижней полке нашего магазина.
Ребёнок. Чашка, Чайник, сахарница, блюдце.
Логопед. Да, верно. Как вы думаете, зачем нужна эта посуда?
Дети. Чтобы пить чай.
Логопед. Правильно! Она называется чайная посуда. Повторите её название.
Дети. Чайная посуда.
Логопед. Дети, чайная посуда сделана из фарфора. Значит она какая?
Дети. Фарфоровая.
Логопед. Напомните, какая посуда стоит на верхней полке?
Дети. Кухонная.
Логопед. Кухонная посуда сделана из металла, значит она какая?
Дети. Металлическая.
Логопед. Теперь скажите, какая посуда стоит на средней полке?
Дети. Столовая.
Логопед. Хлебница из пластмассы какая?
Дети. Пластмассовая.
(Тарелка из фарфора-фарфоровая,
Вилка и ложка из металла-металлические.)

3. Логопед. А сейчас давайте поиграем в игру «Что изменилось?»
Логопед или убирает, или заменяет предметы посуды на полках, дети объясняют, что изменилось.
(Не стало кастрюли, исчезла красная чашка, вместо неё появилась синяя чашка и т.д.)

4. Физкультминутка.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику, ритмично соприкасая каждый пальчик, начиная с указательного, по очереди с большим пальцем на обеих руках.

Мама варит вкусный суп,
Мама варит каш-ку,
Быстро съем я свой обед,
Дайте мне ещё конфет!

5. Логопед. Приглашаю вас, дети, подойти к зеркалу и выполнить с помощью рук весёлую гимнастику для язычка и губ.
(«Заборчик» – «Трубочка», «Лопата» – «Блинчик», «Чашечка»).
А теперь, поставьте язычок в форме «чашечки» за верхние зубы так, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам, губки вытяните вперёд и сильно подуйте на язычок: ШШШ…Так шипит змея. Если сейчас запеть песенку змеи звонко, то у нас получится другая песенка: ЖЖЖ…(Дети пробуют сказать красиво звук Ж).
Кто так поет?
(Жук).
Да, это песенка жука. Давайте попробуем её спеть ещё. Положите тыльную сторону ладони на шею и пошипите как змея: Ш…, а теперь добавьте голос: Ж….
Логопед начинает автоматизацию звука Ж в открытых слогах Жа, Жо, Жу, Жи. Затем автоматизация проходит в цепочке слогов со сменой ударения Жа-Жа-Жа, Жа-Жа-Жа, Жа-Жа-Жа и т.д.

6. Игра «Собери картинку».
Логопед приглашает детей удобно сесть на ковре и раздает им конверты с разрезанными картинками предметов посуды, предлагая им «склеить» разбившуюся посуду.
Логопед. Назовите посуду, которую вы «склеили», определите первый звук и назовите количество слогов в слове.
Ребёнок. У меня ТАРЕЛКА. Первый звук Т, в этом слове три слога.
Ребёнок. У меня ЧАШКА. Первый звук Ч, в этом слове два слога.
Ребёнок. У меня КАСТРЮЛЯ. Первый звук К, в этом слове три слога.
Ребёнок. У меня СТАКАН. Первый звук С, в этом слове два слога.

7. Логопед. Осталось последнее задание-сварить кисель.
Дети берут пластмассовые кастрюльки с водичкой, мешая её соломинкой для коктейля приговаривают:
Я варю кисель, кисель.
Будет вкусным он поверь,
Он из клюковки с песком,
Угощу всех киселём!
Логопед. Молодцы, ребята, давайте покажем, как кипит кисель.
Дети дуют в соломенку не раздувая щек, чтобы «кисель» в кастрюльке «закипел». (3-4 раза)

8. Окончание занятия.
Логопед оценивает работу детей, предлагает им вспомнить, чем занимались на занятии.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в логопедической группе на тему: «Посуда»

(Для детей 6-7 лет)

– Развивать связную речь, учить образовывать имена существительные во множественном числе родительного падежа; понимать предлоги: на, в, за, с, под. Составлять сравнительные рассказы.

– Познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком, активизировать познавательную деятельность.

– Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров; учить выделять элементы узора; понимать закономерности сочетания форм, технику выполнения. Закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его элементы.

– Рассматривание предметных картинок с изображением посуды.

– Дифференциация посуды по принадлежности (кухонная, столовая, чайная, кофейная).

– Рассматривание предметов посуды с хохломской росписью.

– Прорисовывание элементов росписи.

Оборудование и материал: предметы посуды – столовой, кухонной, чайной; декоративная тарелка с хохломской росписью; бумажные формы посуды, гуашь, кисти.

Воспитатель: Дети, послушайте внимательно:

А ударь – разобьюсь?»

Как вы думаете, что это?

Дети: Это посуда.

(Звучит музыка – звон колокольчиков.)

Воспитатель: «Что за звон – перезвон

Читайте также:  Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп

Слышится со всех сторон:

И стеклянный, и хрустальный,

Это с выставки посуды.

Поспешим скорей туда!

Настоящее ждет чудо

(Автор Печерская С.М.)

Подходят к столу, на котором выставлена посуда.

Воспитатель: Вот это выставка. Рассмотрите всё внимательно и назовите предметы кухонной посуды.

Дети: Кастрюля, сковорода, чайник, миска, сито.

Воспитатель: Из чего сделана кухонная посуда?

Дети: Из металла.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что в кухонной посуде варят, жарят, готовят еду, и она должна быть прочной.

Воспитатель: Назовите предметы столовой посуды.

Дети: Глубокая тарелка, мелкая тарелка, салатник.

Воспитатель: Из чего сделана столовая посуда?

Дети: Столовая посуда сделана из фарфора.

Воспитатель: Назовите предметы чайной посуды?

Дети: Чайник для заварки, чашка, блюдце, молочник, сахарница.

Воспитатель: А теперь давайте сравним миску и тарелку.

(Ребенок составляет сравнительный рассказ).

Воспитатель: А теперь чашку и стакан.

(Другой ребенок составляет сравнительный рассказ.)

Воспитатель: Придумайте о посуде описательные загадки.

(По выбору детей две загадки о любой посуде.)

Дети, давайте покажем, как движениями можно изобразить посуду.

  1. Чашка (улыбнуться).
  2. Миска (покачать головой).
  3. Сахарница (облизать губы и кивнуть).
  4. Чайник для заварки (надуть щёки и с силой выпустить воздух).
  5. Кофейник («налить» – наклоны в стороны).

Воспитатель: Ребята, а мы ещё с вами не назвали интересные предметы посуды, которые находятся на этой выставке. Я буду называть продукт, а вы скажите куда его кладут.

Сухари кладут – (в сухарницу).

Хлеб кладут – (в хлебницу).

Селёдку кладут – (в селёдочницу).

Конфеты кладут – (в конфетницу).

Соль насыпают – (в солонку).

Перец насыпают – (в перечницу).

Воспитатель: Давайте приготовим посуду для чая.

– Поставь на середину подноса чайник для заварки.

– Справа от чайника для заварки поставь чайную чашку. (Выполняет другой ребенок.)

– Куда ты поставил чайную чашку? (Ответ ребенка.)

– Поставь чайное блюдце под чайную чашку. (Выполняет другой ребенок.)

– Куда поставила блюдце? (Ответ ребенка.)

– Поставь молочник за сахарницу. (Выполняет другой ребенок.)

– Куда ты поставил молочник? (Ответ ребенка.)

– Положи чайную ложку в чашку. (Выполняет другой ребенок.)

– Куда ты положил чайную ложку? (Ответ ребенка.)

В выполнении задания принимают участие все дети.

Воспитатель: Дети, а какой посуды на выставке много?

Дети: Много чашек. Много ложек. Много тарелок.

Воспитатель: А вы знаете, что тарелки не всегда были такими, какими мы сейчас их привыкли видеть. Давайте присядем и я вам расскажу интересную историю.

Раньше, давным-давно люди клали пищу на листья, упавшие с дерева. Это было очень неудобно. Почему, как вы думаете?

И тогда человек решил сделать тарелку из камня. Но каменные тарелки тоже оказались очень неудобными. Почему?

Человек думал, думал и решил сделать тарелку из дерева. Ему стало приятнее и удобнее есть. Почему?

(Тарелка из дерева прочнее и в то же время легкая.)

У деревянной тарелки появилось много подружек из глины, стекла, пластмассы. Тарелки делают даже из золота и серебра.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какую красивую тарелку я вам принесла.

(Декоративная тарелка с хохломской росписью.)

– Как вы думаете, из этой тарелки едят? (Ответы детей.)

– Такая тарелка называется декоративной, и её сделали для украшения дома.

– Как называется роспись на этой тарелке? (Хохломская.)

– Почему вы так думаете? (Фон черный и роспись выполнена тремя цветами: золотистый, красный и зеленый.)

– А как называются основные элементы хохломской росписи? (Завиток.)

– На что он похож? (На изогнутую веточку.)

– Ещё какие элементы используют в хохломской росписи? (Ягоды.)

– Какие ягоды? (Клубника, рябина, вишня, брусника, крыжовник.)

– Как называются листья в росписи? (Кудрина.)

– Очень красивые изделия хохломских мастеров. А вы хотите стать мастерами хохломской росписи? Садитесь, пожалуйста, за столы. Перед тем как приступить к работе, разогреем наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика:

«Ручка в зеркало глядит,

Ручка пальчикам велит:

Вместе в горстку собирайтесь.

В кулачок теперь сожмитесь.

Кулачок – на кулачок,

И ладошки на бочок.

А теперь лежат ладошки,

Отдохнут они немножко.

На бочок, опять на стол.

И конец игре пришел».

(Автор Лопухина И.С.)

Воспитатель: Вот и подготовили пальчики. Что будет расписывать Саша? А Женя? И т.д.

(Дети выбирают бумажные формы посуды для росписи.)

– Возьмите правильно кисти, покажите, как вы их держите. Не забывайте, что рисовать надо концом кисти. Приступайте к работе.

Дети расписывают тонированные формы.

– Какие красивые работы у вас получились. А как же мы назовём нашу выставку?

(«Золотая хохлома», «Сказочная хохлома», «Солнечная хохлома».)

– Ваши работы получились яркими, как будто солнышко играет на вашей посуде.

Релаксация «Солнечные лучики».

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне. Положите свои ладошки на мою ладонь. Чувствуете тепло? Закройте глаза, представьте, что вы – «солнечные лучики». Солнышко ласковое, доброе и своё тепло и доброту оно передает своим лучикам, а вы поделитесь этой добротой и теплом друг с другом и с теми, кто вас окружает. Откройте глаза. Обнимитесь. Вы у меня просто молодцы!

Образцы посуды с хохломской росписью

(Фотоматериалы из личного архива Печерской С.М.)

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе по теме «Посуда»

Наталья Куликова
Интегрированное занятие в старшей логопедической группе по теме «Посуда»

учитель-логопед Куликова Наталья Владимировна

воспитатель Забальская Оксана Борисовна

Т е м а: Посуда

Ц е л ь: Расширять представления детей об окружающем мире, его взаимосвязи с человеком.

Коррекционно-образовательные: Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, материалах, из которых она сделана; закрепление понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Совершенствование грамматического строя речи:

Коррекционно-развивающие: развитие связного речевого высказывания, зрительного восприятия и внимания, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, воспитание бережного отношения к посуде.

Демонстрационный материал: предметы посуды.

Раздаточный материал: пластиковые тарелки, салфетки, клей, кисти для клея, декоративные украшения (бисер, блестки).

Ход занятия

ЛОГОПЕД

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, на занятиях мы с вами говорили о посуде.

Логопед: Назовите, какие предметы посуды вы знаете.

Логопед: А для чего нужна посуда?

2. Игра «Какой, какая, какое»

Игра с мячом (каждому ребенку бросаю массажный мяч и задаю вопрос)

Логопед: Посуды много разной. Каждая посуда сделана из определенного материал.

Логопед: Мы с вами поиграем в игру с мячом «Какой, какая, какое»

Чашка из фарфора, какая? – фарфоровая чашка

Бокал из стекла, какой? – стеклянный бокал

Ложка из дерева, какая? – деревянная ложка

Вилка из металла, какая? – металлическая вилка

Нож из стали, какой? – стальной нож

Тарелка из пластмассы, какая? – пластмассовая тарелка

Сервиз из серебра, какой? – серебряный сервиз

Блюдце из керамики, какое? – керамическое блюдце

Кувшин из глины, какой? – глиняный кувшин

Сковорода из чугуна, какая? – чугунная сковорода

Тарелка из картона, какая? – картонная тарелка

Самовар из железа, какой? – железный самовар

Миска из алюминия, какая? – аллюминевая миска

Ковш из металла, какой? – металлический ковш

Блюдо из серебра, какое? – серебряное блюдо

3. Игра «Составь предложение»

Составление предложений по демонстрации действий. Ответы – полные предложения.

(На подносе стоят предметы посуды, логопед ставит чашку перед сахарницей и задает вопрос детям; и т. д.)

Логопед: Перед чем стоит чашка? (Чашка стоит перед сахарницей)

За чем стоит сахарница?

На чем стоит кофейник?

4. Игра «Где живут продукты»

Логопед: А для чего нужна посуда?

Логопед: Класть продукты. Так у каждого продукта есть свой домик. Как называются эти дома?

(отвечая на вопрос ребенок выбирает соответствующую картинку из лежащих на столе и вешает ее на доску)

Сахар живет в … (сахарнице).

Соль живет в … (солонке).

Сухари живут в … (сухарнице).

Масло живет в … (масленке).

Перец живет в … (перечнице).

Чай живет в … (чайнике).

Кофе живет в … (кофейнике).

Селедка живет в … (селедочнице).

Конфеты живут в … (конфетнице).

Салат живет в … (салатнице).

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Приседают, одна рука на поясе.

Кружатся, рисуя руками круг.

Потягиваются, поднятые вверх руки смыкаются над головой.

Ложатся на пол, вытягиваются.

6. Игра «Посчитай посуду»

Раздаточный материл – предметы посуды и цифры. За столами стоя.

Логопед: Какие сказки о посуде вы знаете?

Логопед: В сказке про Сашу было много разной посуды. Вот и мы с вами сейчас посчитаем посуду.

Логопед показывает цифру и какой-либо предмет посуды.

Логопед: Сколько ложек? (супниц, молочников, чайников и т. д.)

Логопед: Молодцы, помогли Саше посчитать посуду.

7. Сюрпризный момент.

Входит воспитатель с почтовым ящиком.

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, почтальон принес посылку от мальчика Саши.

Воспитатель: Хотите узнать, что в ящике?

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Выполните задания от бабушки Федоры: 1. Собери картинку. 2. Найди лишнюю картинку. 3. Укрась тарелку.»

Собирают разрезанные картинки с изображением посуды.

Воспитатель: Назовите, к какой посуде относится ваш предмет (чайная, кофейная, столовая и т. д.)

Воспитатель: Вспомните, а какая еще бывает посуда по материалу изготовления?

Воспитатель: А если посуда сделана из бумаги, пластика?

Воспитатель: первое задание от Саши выполнили. Второе – надо найти лишнюю картинку.

Читайте также:  Основные направления профилактики речевых нарушений

Воспитатель: Со вторым заданием сравились.

8. Рассказ о декупаже

Воспитатель: Ребята, в посылке еще есть тарелки. Как мы называем такие тарелки.

А здесь еще есть салфетки.

Воспитатель: Давайте сделаем подарок Саше. Украсим пластиковую тарелку.

Воспитатель: Украшать мы её будем не обычным способом, а с помощью салфеток.

Воспитатель: Эта техника украшения называется «декупаж». Давайте это слово повторим все вместе «декупаж»(повторяем 2 раза)

Воспитатель: Декупаж – это французское слово и означает оно вырезать. Декупаж – это техника украшения, аппликация с помощью бумажных рисунков.

Воспитатель: Украшают ткани, посуду, мебель.

Воспитатель: Самый популярный материал в наше время для декупажа- это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название – салфеточная техника (показ салфеток с рисунками)

Показ шара, доски

9. Пальчиковая гимнастика о теме «Посуда»

Воспитатель: Прежде, чем украсить разомнём пальчики

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали –

Так мы маме помогали.

Ударяют кулаками друг о друга.

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Загибают поочередно пальцы.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальцы по одному.

Ударяют кулаками друг о друга.

10. Аппликация – декупаж.

Воспитатель: Пройдите за свои рабочие места.

Воспитатель: Посмотрите у вас лежат на столе салфетки, они уже с рисунком. Давайте повторим последовательность работы. Надо аккуратно оборвать элемент из большой салфетки. Вырывать элементы лучше, чем вырезать, так как при наклеивании граница вырванного элемента не видна. Вырванный элемент надо расслоить и оставить только верхнюю часть с рисунком. Салфетка получилась очень легкая и тоненькая. Самым крупным рисунком мы заполняем средину и приклеиваем. Вырываем остальные элементы и также приклеиваем на края своей посуды. Придерживаем элементы салфетки пальцами и промазываем клеем.

Во время работы звучит музыка. Дети садятся за столы.

Дети выполнить аппликацию:

Обрывают; расслаивают элемент салфетки;приклеивают салфетку

11. Заключительная часть – итог занятия.

Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня делали? Для кого? Зачем?

Воспитатель: Какое новое слово вы узнали? Что оно обозначает?

Воспитатель: Вам нравятся ваши поделки?

Воспитатель: Пусть они сохнут. Потом мы их соберем и отправим мальчику Саше.

Интегрированное занятие в логопедической группе «Перелётные птицы» Дети сидят на стульчиках. В центре зала ширма, декорированная веточками. Звучит мелодия весны. Птичьи голоса. Сценка «Грач и воробей».

Итоговое занятие для второй младшей группы по теме «Посуда» Конспект занятия по развитию речи для второй младшей группы. Тема: «Посуда» Цели: Систематизировать знания детей по теме; развивать навыки.

Календарный план в старшей логопедической группе по теме «Посуда» Посуда. Дата: 20.11. – 24.11. 2017г. День недели Режим Образовательная деятельность в режимных моментах Создание образовательной среды.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Посуда» Ирина Сергеевна Чугунова Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Посуда» Цели: – познакомить детей с классификацией.

Логоритмическое занятие в средней логопедической группе по теме «Зимние забавы» Логоритмическое занятие в средней логопедической группе по теме «Зимние забавы» Цель: Закрепление приобретенных навыков произношения путем.

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе «Береза — символ России» цель: совершенствовать навыки рисования нетрадиционными техниками. Развивать умение рисовать березу, передавая ее особенности строения путем.

Открытое интегрированное занятие в логопедической подготовительной группе «Зима. Зимние узоры» Программное содержание. 1. Закреплять знания детей по лексической теме «Зима»; расширить представления детей о явлениях зимней природы.

Конспект занятия по составлению рассказа по лексической теме «Посуда» в старшей группе комбинированной направленности Составление рассказа по лексической теме “Посуда” в старшей группе комбинированной направленности. Конспект образовательной деятельности.

Совместное занятие родителей и детей старшей логопедической группы по теме «Артикуляционная гимнастика дома» Совместное занятие родителей и детей старшей логопедической группы № 9 по теме: «Артикуляционная гимнастика дома» МБДОУ детский сад № 7.

Занятие в старшей логопедической группе по теме: «Детеныши домашних животных» Задачи: Учить правильно называть детенышей домашних животных, закреплять знания о домашних животных, активизировать словарь, упражнять в.

Конспекты логопедических занятий.

Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Сивцова В.А., учитель – логопед МБДОУ “Детского сада комбинированного вида № 18” г.о. Самара.

Цель. Обогащение словаря детей на тему “Посуда”.

1) коррекционно-образовательные задачи:

– обогащать знания детей по теме “Посуда”;

– продолжать учить детей отвечать предложением;

– продолжать учить детей образовывать слова неморфологическим способом;

– формировать умение образовывать относительные прилагательные;

– упражнять детей в практическом использовании данных существительных в винительном, родительном, предложном падежах;

– продолжать учить детей согласовывать движения с текстом;

– формировать учебные навыки;

2) коррекционно-развивающие задачи:

– обогащать словарь детей по теме “Посуда”;

– развивать грамматический строй речи;

– развивать произвольность внимания;

– развивать зрительную и опосредованную память;

– развивать наглядно-образное мышление;

– развивать зрительное восприятие;

– развивать тактильное восприятие;

– совершенствовать общую моторику;

– обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

3) коррекционно-воспитательные задачи:

– воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

– воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность).

Оборудование: 1) доска; 2) предметные картинки с посудой: стакан, сковорода, чашка, блюдце, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, чайник, сахарница, солонка, перечница; 3) картинки с недорисованными изображениями предметов посуды; 4) изображения нескольких наложенных друг на друга предметов; 5) мяч; 6) пластиковые стаканы и ложки; 7) игрушечные предметы посуды; 8) мешочек.

– слова: названия предметов посуды, столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, деревянный, стеклянный, глиняный, металлический, хрустальный, пластмассовый;

– тексты: стихотворение “Правило поведения на занятии”; стихотворение к физминутке.

I. Вводная часть.

Логопед приветствует детей, дает установку на активную работу.

Логопед – Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Дети называют известные им предметы посуды и садятся.

Логопед – Сядет тот, кто назовет предмет посуды.

= Индивидуальные ответы детей. =

Дети хором повторяют правило поведения на занятии:

Другим не мешай!

Когда тебя спросят,

Логопед – Ребята! У нас сегодня будет очень интересное занятие. Только сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии.

II. Основная часть.

1. Активизация знаний по теме. Сообщение темы занятия.

Л. – Для чего нужна посуда?

Дети – Посуда нужна для приготовления и употребления пищи.

Л. – Какая бывает посуда?

Д. – Посуда бывает столовая, кухонная, чайная.

Л. – Ребята, из чего может быть сделана посуда?

Д. – Посуда может быть сделана из фарфора, стекла, дерева, глины.

Л. – Молодцы! Для приготовления каких блюд используется сковорода?

Д. – На сковороде можно жарить блины, сырники, котлеты, мясо, рыбу, птицу.

Л. – А для приготовления каких блюд используется кастрюля?

Д. – В кастрюле можно сварить суп, борщ, щи, компот, кисель, потушить овощи, приготовить солянку.

Л. – Молодцы! Где хранят посуду?

Д. – Посуду хранят на кухне в шкафу, буфете, серванте.

Л. – Замечательно! Тема нашего занятия “Посуда”.

2. Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра “Что нарисовано?”.

Детям предлагаются изображения нескольких наложенных друг на друга предметов. Ребенок должен назвать каждый предмет и его обобщенное значение.

Например: “Это тарелка — столовая посуда”; “Это чашка — чайная посуда”.

= Индивидуальная оценка детей. =

3. Образование относительных прилагательных. Дидактическая игра “Из чего сделана посуда?”.

= Индивидуальная оценка детей. =

4. Употребление существительных единственного числа в предложном падеже. Дидактическая игра “Разложи продукты по своим местам”.

= Индивидуальная оценка детей. =

5. Употребление существительных единственного числа в родительном падеже. Развитие зрительного анализа. Дидактическая игра “Чего не хватает?”.

Л. – Ребята, игра “Чего не хватает?”. Незнайка нарисовал для нас различные предметы посуды. Но кое-что он все-таки забыл. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, чего не хватает.

Логопед демонстрирует картинки.

Образец ответа: У чайника не хватает носика.

Цель. Развитие умения координировать речь с движением, делить слова на слоги.

Речевая подвижная игра. Дети прыгают на каждый слог называемого слова (словарь по изучаемой теме).

Мы попрыгаем немножко,

Пусть слова разделят ножки!

7. Постановка серии репродуктивных вопросов. Игра “Ложки и стаканы”.

Каждому ребенку логопед выдает пластиковый стакан и ложку.

Дети комментируют действия логопеда.

Логопед демонстрирует действие и обращается к одному из детей: “Что я сделала?”

Первый ребенок – Вы положили ложку в стакан.

Логопед демонстрирует новое действие и обращается к следующему ребенку: “Что я сделала?”

Второй ребенок – Вы достали ложку из стакана.

Дети друг другу демонстрируют действия и комментируют их.

Первый ребенок демонстрирует какое-либо действие и спрашивает сидящего рядом: “Что я сделал?”

Второй ребенок отвечает: “Ты положил ложку под стакан”. Затем он, в свою очередь, демонстрирует новое действие и обращается к следующему ребенку: “Что я сделал? ”.

Третий ребенок: “Ты положил ложку на стакан”. “Что я сделал?” и т.д.

8.Развитие тактильного восприятия. Употребление существительных единственного числа в форме винительного падежа. Игра “Волшебный мешочек”.

Логопед показывает детям мешочек, в котором лежат игрушечные предметы посуды. Логопед подносит мешочек к ребенку и просит на ощупь найти какой-либо предмет посуды и достать его. Перед тем, как достать предмет ребенок произносит: “Сейчас я достану тарелку и т.д.”

III. Заключительная часть.

– Назовите тему нашего занятия.

– Для чего нужна посуда?

– Какая бывает посуда?

– Из чего может быть сделана посуда?

– Вам понравилось занятие? Почему?

2. Индивидуальная оценка деятельности детей.

Ссылка на основную публикацию