Постановка и автоматизация звука (Р)

Практический материал по автоматизации звука “р”

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями.

Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Творческое их использование педагогами и родителями приведет не только к устранению речевых недостатков, но и гармоничному развитию ребенка.

Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному. Мы предлагаем практический речевой материал по автоматизации звука р, который подобран на основе дидактических принципов последовательности, постепенности перехода от легкого к трудному, сознательности усвоения материала, доступности.

Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза.

В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделено развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствуют развитию творческой активности ребенка.

В работе обобщен как личный опыт работы с детьми дошкольного возраста по коррекции звукопроизношения и развитию речи, так и опыт других педагогов, изложенный в педагогической и коррекционной литературе.

Предложенная система карточек по автоматизации звука “р” способствует более эффективному процессу исправления нарушений звукопроизношения, обогащению словарного запаса, овладению грамматическими нормами родного языка, навыками языкового анализа и синтеза, а также по развитию связной речи. Представленный материал предназначен для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Карточка № 1

1. Артикуляционная гимнастика.
2. “Мотор” – произнести длительно звук р.
3. Повтори слоги:

ра
ро
ру
ры
рак
рок
рук
рык
рап
роп
руп
рып
рат
рот
рут
рыт
рав
ров
рув
рыв

4. Повтори слова:

рак
радио
радуга
радость
раковина
рот
роза
Рома
робот
Родина
ручка
русский
рысь
рынок
рыба

5. Повтори предложения.

Рак у воды.
Радио на кухне.
Радуга на небе.
Роза у мамы.
Рома у окна.
Рынок у дома.
Робот у Вани.
Рысь у Кати.
Рыба у Пети.
Ручка у Вики.

Карточка № 2

1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повтори слоги.

ра-ро
ро-ру
ру-ры
ры-ра
рак-рок
рок-рук
рук-рык
рык-рак
рам-ром
ром-рум
рум-рым
рым-рам

3. Повтори слова.

работа
ракета
ракушка
рассказ
расческа
рука
ручей
рукав
рубашка
рукавица
рыбак
рычаг
роса
родник
Россия

4. Повтори предложения.

Рысь роет ямку. Федя моет руки. На рынке много рыбы. У Вани ракета.

У Ромы на руке рана. Петя – рыбак. Рая видит рака. Папа идет на работу.

5. Изменяй предложения.

Я мою руки. Ты …Он…Она… Я поймаю рыбу. … Я найду рака. …

6. Учить: Ра-ра-ра, раки,раки-забияки.

Карточка № 3.

1. Повтори слоги.

ара
аро
ару
ары
ора
оро
ору
оры
ура
уро
уру
уры
ыра
ыро
ыру
ыры

2. Повтори слова.

гора
нора
дыра
баран
сарай
операция
перо
народ
пирог
сироп
сорока
ворона
оружие
Маруся
кенгуру
кукуруза
зарубка
нарыв

3. Повтори предложения.

У дома гора. У горы нора. На кофте дыра. У дома сарай.

У сарая баран. У Кати пирог. Тут Маруся. У Маруси ворона.

У Маруси кенгуру. У сороки перо. У Раи кукуруза. Сироп в банке.

4. Измени предложение.

Я ем пирог. Ты…он…она… Я ем кукурузу. …

Я найду нору. … Я найду ворону. …

5. Игра “Посчитай до 5”

1 пирог, 2…, 3…, 4…, 5…

1 баран, 2…, 3…, 4…, 5…

Ра-ра-ра – вот гора.

Ру-ру-ру – я иду на гору.

Ры-ры-ры – мы катаемся с горы.

Карточка № 4.

1. Повтори слоги.

кара
каро
кару
кары
мара
маро
мару
мары
пара
паро
пару
пары
вара
варо
вару
вары

2. Повтори слова.

фара
пещера
ураган
муравей
барабан
парашют
парус
поручение
карусель
подарок
паровоз
перышко
корыто
порыв
шары
дворы
топоры
уроки

3. Повтори предложения.

Перо у вороны. Подарок у Веры. Барабан у Юры. Паровоз у Ромы.

Парашют у Киры. Шары у Мары. Коробка у Раи. Сарафан у Маруси.

Топоры в сарае. Муравей у норы. Пещера у горы. Карусель у дороги.

4. Измени предложение.

Я ем макароны. Ты … Он… Она… Я учу уроки. …

Я работаю на огороде. … Я еду в гараж. …

5. Игра “Посчитай до 5”

1 коробка, 2…, 3…, 4…, 5…

1 барабан, 2…, 3…, 4…, 5…

1 ураган , 2…, 3…, 4…, 5…

Ары-ары-ары – парашют у Мары.

Ира-ира-ира – идет по дороге Кира.

Карточка № 5

1. Повтори слоги.

ра-ро-ру
ро-ру-ры
ру-ры-ра
ры-ра-ро
ара-ра
аро-ро
ару-ру
ары-ры

2. Повтори слова.

гараж
гитара
пирамида
корона
ворота
огород
воробей
макароны
карандаш
городок
старый
старая
старое
старые
серый
серая
серое
серые
дорогой
дорогая
дорогое
дорогие

3. Повтори предложения.

Ира собирает ракушки. Рома едет на пароходе. Корова подходит к воротам.

Серая ворона сидит в огороде. Веру ведут за руку. Маруся едет в гараж.

У Федора ракета и пирамидка. У Егора дорогой подарок.

4. Учить наизусть:

Этот робот заводной.
Робот машет нам рукой.
Робот топает ногой.
Он тогда такой смешной.

5. Игра”Назови ласково”

Дорога –…, подарок – …, пирамида –…, перо – …, сарафан –…, барабан –… .

6. Придумай предложение со словом: карандаши, ворота, пирамида, огород.

Карточка № 6

1. Повтори слоги.

ар
ор
ур
ыр
пар
пор
пур
пыр
тар
тор
тур
тыр
кар
кор
кур
кыр

2. Повтори слова.

пар
удар
загар
комар
повар
пожар
хор
бор
забор
мотор
топор
спор

3. Повтори предложения.

Ар-ар-ар – мне купили шар. Ар-ар-ар – мы купили самовар. Ор-ор-ор – сел петух на забор.

Ор-ор-ор – растет на грядке помидор. Ор-ор-ор – нам моргает светофор.

4. Измени предложения .

Я несу топор. Ты …Он… Она … Я ем помидор. … Я найду мухомор. …

Только выйдешь за забор,
Тут же входишь в темный бор.
А в бору, а в бору
Шишки, ягоды беру.

6. Пересказ: Тетя Вера работает поваром. Она готовит вкусный обед: рассольник, рыбу и макароны. Вот готов и пирог с творогом. Хорошая работа у тети Веры!

Карточка № 7.

1. Повтори слоги.

арпа
орпо
урпу
ырпы
арба
орбо
урбу
ырбы
арта
орто
урту
ырты
арда
ордо
урду
ырды
арва
орво
урву
ырвы

2. Повтори слова.

арбуз
артист
картина
форма
корка
корзина
арфа
парта
карман
горка
орден
георгин
марка
карта
фартук
норка
норма
тормоз

3. Повтори предложения.

На стене картина. На кофте карман. У Ромы новая форма. У Веры корзина.

В корзине арбуз. На стене карта. У Мары фартук. У дома горка.

В кабинете парта. У мышки корка. У Раи арфа. У Романа орден.

4. Измени предложение.

Я покупаю арбуз. Он …Она … Я несу картину. … Я беру форму. … Я иду на горку. …

Есть у Ромы огород. В нем морковка растет.
И горох, и помидоры. Рома фермер будет скоро.

Карточка № 8

1. Повтори слоги.

ра-арпа
ро-орпо
ру-урпу
ры-ырпы
ра-арпа
ро-орбо
ру-урбу
ры-ырбы
рпа-ра
рпо-ро
рпу-ру
рпы-ры

2. Повтори слова.

Бархат каркать гармонь март старт Марс барс карп горный

зоркий форточка спорт аккорд конверт дежурный ажурный

культурный мирный терка пятерка семерка сверток дергать

3. Измени предложения.

Я работаю поваром. …

Я каркаю, как ворона. …

Я разведу руки в стороны. …

Я порву старый билет. …

В яркой куртке мухомор гордо сел на косогор,
Нам не нужен мухомор, не пойдем на косогор.

Карточка № 9

1. Повтори слоги.

кра
кро
кру
кры
гра
гро
гру
гры
кра-гра
кро-гро
кру-гру
кры-гры

2. Повтори слова.

кран краска крапива кровь

крошка круг кружка крупа

крыжовник град градусник

графин граната гром гроза

группа груша грузовик грызун

3. Измени предложения. Я продаю продукты. …Я брошу пружину. …Я грызу грушу. …Я боюсь грозы и грома. …Я играю на траве с игрушками. …

Кроит из бархата портной
Роме куртку с бахромой.

Карточка № 10

1. Повтори слоги.

апра
опро
упру
ыпры
абра
обро
убру
ыбры
акра
окпо
укру
ыкры
агра
огро
угру
ыгры

2. Повтори слова.

направо напротив оправа запрос запруда упругий обрыв собрание

кобра образ зебра доброта икра микроб вокруг сокровище

укрытый мокрый игра фотограф фотография сугроб огрызок огромный

награда окрошка покраска украшение

3. Повтори предложение.

Зимой вокруг дома много сугробов.

На фотографии крапива и крыжовник. Дети играют с подъемным краном. Пруд зарос травой. Роман чинит пружину. Воробей прыгает по дороге. Брат работает строителем.

У Артема черные брови. Рая обрызгивает розы водой.

Храпит медведь в корнях ракиты.
К нему попробуй подойди ты.

Список литературы:

  1. БогомоловаА.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.,1994.
  2. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. – СПб., 1999.
  3. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми.– М., 2003.
  4. АлифановаЕ.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.

Упражнения для автоматизации звука Рь

Жайворонок О. Б., учитель-логопед

МАДОУ ЦРР – д/с №50 г. Тюмени

Характеристика звука [р’]

Согласный, ротовой, дрожащий, переднеязычный, сонорный, мягкий.

Описание правильной артикуляции.

• Губы находятся в положении следующего гласного.

• Кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.

• Средняя часть языка поднята к нёбу.

• Посередине языка идёт воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту.

• Воздушная струя идёт через рот.

• Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.

Звук [р’] в слогах, словах и фразах.

Задание. Чётко произносить обратные слоги:

арь – орь – урь – ырь

ярь – ёрь – юрь – ирь – ерь

арь – ярь – орь – ёрь

урь – юрь – ырь – ирь – ерь

Задание. Чётко произносить слова.

Жарь, букварь, дикарь, сухарь, фонарь, январь, янтарь, пескарь, пекарь, пахарь, аптекарь, корь, хорь, угорь, якорь, зорька, горький, борьба, Игорь, пузырь, богатырь, пустырь, дверь, зверь, теперь, поверь, перья, серьги, снегирь, панцирь, бурьян, звонарь, косарь, аптекарь, монастырь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Задание. Чётко произносить прямые слоги:

ря – рё – рю – ри – ре
рё – рю – ри – ре – ря
рю – ри – ре – ря – рё
ри – ре – ря – рё – рю
ре – ря – рё – рю – ри

Задание. Чётко произносить слова.

• С ударением на слоге:

ряд, рядом, рябь, ряса, заря, моря, горят, заряд, снаряд, моряк, наряд, нырять, терять, говорят, коряга, горячий, зарядка, корявый, дырявый, кудрявый, рядом, порядок, нарядный, рябчик;

берёт, зверёк, вперёд, поперёк, рёва, Ерёма, Серёжа, Бурёнка, берёза, верёвка, черёмуха, брёвна, козырёк, хорёк;

варю, сорю, урюк, говорю, рюмка;

рис, ирис, Рита, Римма, Ирина, Марина, варить, дарить, сорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, буквари, фонари, снегири, ринг, риск, ритм, рифма, старик, мандарин, ритмика, кипарис, парик;

репа, орех, рейка, речка, речь, ребус, редкий, борец, огурец, сирень, варенье, оперенье, деревня, черешня, скорей, редко, редька, резать, резвый, Андрей, скворец, коренья, карета, рейд, сирена, берет.

• Без ударения на слоге:

Боря, Варя, буря, гиря, варят, парят, рябина, рядовой;

верю, бирюза, рюкзак, корюшка;

двери, звери, шарик, варит, курица, рисунок, верить, комарик, топорик, фонарик, кудри, зори, гири, аквариум, риторика;

ребёнок, редис, резина, река, ремень, ремонт, ресницы, рецепт, решетка, решение, парень, море, горе, решето, репей, резеда, берег, дерево, ребята, кубарем, черепаха.

• Со стечением согласных:

прямо, зря, грядка, тряпка, тряска, трясина, грязь, грязный, пряник, прятать, прятки, крякать, кряква, прядь, пряха, пряжа, пряжка, скряга;

крюк, трюк, трюм, брюки, трюмо, крючок, Андрюша, трюфель, брюква, брюнет, брюшко, крюшон, севрюга;

крик, крикнуть, грива, гриб, грим, грипп, криво, пристань, привет, приманка, привыкать, привычка, причёска, примерить, три, прибавка, прибаутка, прибой, привкус, приём, приз, приказ, припев, бритва, брить, бричка, абрикос, кудри, ноздри, фабрика, кривизна, скрипка, хризантема;

крем, креветки, время, гречка, стремя, крепкий, крепость, гребень, греть, грек, гренки, гречка, пресный, треск, крест, трепет, тревога, треска, трезвон, трещина, древний, дремота, дремучий, вред, вредный, премия, прежний, предмет, прежде, бревно, брезент, среда, средний, зрение, погреб, погремушка, скрепка, фрегат, фреска, стрекоза, мудрец.

Задание. Чётко произносить чистоговорки.

Арь-арь-арь – у меня горит фонарь.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
Арь-арь-арь – Петя наш вратарь.
Орь-орь-орь – ты со мной не спорь.

Орь-орь-орь – у Марины корь.
Ырь-ырь-ырь – Витя – богатырь.
Ерь-ерь-ерь – мы чиним дверь.
Ерь-ерь-ерь – тигр – хищный зверь.
Ря-ря-ря – тащите пескаря.
Ря-ря-ря – синие моря.
Рю-рю-рю – я компот варю.
Рю-рю-рю – дали нам по сухарю.
Рю-рю-рю – как я много говорю.
Рю-рю-рю – говорю и говорю.
Ри-ри-ри – на ветках снегири.
Ри-ри-ри – от зари и до зари.
Ри-ри-ри – всю посуду убери.
Ре-ре-ре – стоит дуб на горе.
Ре-ре-ре – уху варим на костре.
Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.

Читайте также:  Педагогический проект: Игрушка, Игра, Социальный опыт

Задание. Чётко произносить словосочетания:

горькая редька
деревянная рейка
кудрявый парень
редкое решето
средний ряд
резной терем
варенье из ревеня
кривое дерево
горячие сухари
коричневая дверь
серебристый пескарь
утренняя зорька
интересный рисунок
брестская крепость

вредная привычка
резвый ребёнок
деревенская пристань
свирепый зверь

варёный рис
пареная репа
утренняя зарядка
нарядные ребята
беспорядок в передней
рюкзак туриста
жареные грибы
неприступная крепость
интересный букварь
старинный фонарь
горький перец
варёная репа
карельская берёза
капризный ребёнок

грецкий орех
кудрявая берёза
крепкая верёвка
грязная тряпка

Задание. Чётко произносить предложения.

У дома горит фонарь.

На секретере календарь.

На фабрике токарь.

На берегу моря янтарь.

Хорь унёс курицу.

Варя режет редиску.

Эта дверь скрипит.

Римма варит варенье.

Мама принесёт грецкие орехи.

У Риты варежки дырявые.

За рядом ряд идёт отряд.

На берегу реки пристань.

На реке ныряют и загорают ребята.

У реки корявое бревно.

Во дворе ребята играют в прятки.

Ребята во дворе порвали верёвку.

На грядке растёт репа, редька и редиска.

У Серёжи в ведре много грибов.

Андрюше примерим брюки.

Над дверью горит фонарь.

Курица сидит на заборе.

Боря будет моряком.

На дворе рябина.

Юра любит порядок.

Рита дарит Боре фонарик.

У Бори новый ремень.
Ирина моет репу и редиску.
Сережа несёт рюкзак.
Этот ребёнок – рёва.
Варя варит компот из урюка.
Сережа рисует берёзу.
Рита вытирает дверь тряпкой.
Марина покупает пряники.
Варя прекрасно рисует.
У Бори новые брюки.
На берегу крякают утки.
Григорий копает грядки.
Гриша умеет грести.

Ирина и Римма идут на утреннюю зарядку.

На берегу реки стоит старинная крепость.

Ребята бегут по бревну.

Ребята пускают пузыри.

Марина ест орехи.

Римма и Игорь рисуют берёзу.

Борис рисует рябину.

Моряки уходят в море.

Рита режет огурец.

На рябине снегири.

Марина варит уху из пескарей.

Ирина жарит грибы.

У Карины серёжки с бирюзой.

Римме подарили букет ирисов.

Моряки уходят в море.

У туристов за плечами рюкзаки.

Пекарь испёк бисквит с орехами.

Пескарь водится в реках.

Игорь ест сухарь.

Панцирь спасает черепаху в минуты опасности.

Ирина рисует ирисы.

Ребята пускают пузыри.

Перед окном стоит кудрявая береза.

Дети кушают горячий рисовый суп.

Сережа принёс букет сирени.

Ребята гурьбой бегут на пристань.

Бревно перекинуто через речку.

Ребята переходят речку по бревну.

Папа принёс решето абрикосов и черешен.

Весной на берёзах висят серёжки.

Весной ребята вешают на деревья скворечники.

Задание. Выучить наизусть. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

Скороговорки.

На горе, на горке ревёт Егорка.

Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.

В аквариуме у Харитона четыре рака и три тритона.

Арина грибы мариновала.

Боря Ире дал ириску, Ира Боре – барбариску.

Испекла Иришка куклам по коврижке. Нравятся коврижки Гришке и Маришке.

Три дерева, три тетерева, на каждом дереве по одному тетереву.

Нашего пономаря не перепономарить.

Ай, тари, тари, тари, куплю Маре янтари!

Ехал грека через реку. Видит грека – в реке рак.

Сунул грека руку в реку – рак за руку греку – цап!

Под деревом тетерев тетерева встретил.

Задание. Чётко произносить строки стихотворений, учить (на выбор).

Посмотрите на Иринку.
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку –
Бросит корочки в корзинку.

Про меня говорят,
Будто пячусь я назад.
Не назад, а вперёд –
Только задом наперёд.

У моей сестры Марины
Щёки словно мандарины.
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.

Табурет на табурет
Ставим осторожно.
Табурет на табурет –
Это очень сложно.
Табурет на табурет.
Лезу на кушетку
И ещё на табурет
Ставлю табуретку.
Табурет на табурет.
– Стойте! Передышка!

Табурет на табурет.
Вот и телевышка!

Подберёзовик,
Подберёзовик
Ловко спрятался
Под берёзою.
Да не прячься ты
Так старательно –
Я найду тебя
Обязательно.

У маленькой Мариночки

Соседи все встревожены,

Терпеть не расположены.

Однако делать нечего,

И слушают до вечера.

Пора уж спать Мариночке,

Сняла она ботиночки –
И прекратился скрип.

Купите мне фонарик
Купите мне фонарик!
Я буду им играть.
Купите мне фонарик!
Он будет всем мигать.
Купите мне фонарик!
Он будет, как маяк.
Купите мне фонарик!
Я буду, как моряк.

Кто у нас говорит
Кто у нас говорит, говорит?
Целый час говорит, говорит?
Целый день говорит, говорит?
Целый год говорит, говорит?
И когда стоит – говорит,
И когда сидит – говорит,
И когда лежит – говорит,
И когда бежит – говорит.
Даже если ест – говорит,
Даже если спит – говорит.
То не Петя говорит, говорит.
То не мальчик говорит, говорит.
То его язык говорит.
Длинный розовый язык говорит.
– Хоть болтать и не годится, – говорит,
не могу остановиться, – говорит.

Под каждым окошком,
У каждого тына
Рябины, рябины,
Рябины, рябины.
В дожди октября
И в дожди ноября
Наш сад полыхает,
Как в мае заря!

Добра сирень,
Щедра сирень,
Срывай, бери,
Другим дари!
А не раздаришь –
Через год
Сирень цветов
Не принесёт.

Задание. Чётко произносить тексты. Пересказывать (на выбор).

Зимой лиса часто ходит в деревню. Заберётся в курятник и утащит курицу. Прибежит лиса к норе, а лисята её уже дожидаются. Кинет она им курицу, сядет рядом и смотрит, как они едят.

Марина и Андрюша отдыхают на море. Они резвятся на берегу, ищут кусочки янтаря, рисуют на песке. Мама угощает их мандариновым соком и черешней. Вечером Андрюша подарил Марине янтарик.

Боря живёт на берегу моря. Он, как и папа, любит море. Папа у него моряк. Боря тоже будет моряком и, как папа, тоже будет ходить в море. У него уже есть морские брюки, ремень и бескозырка.

Андрей и Рита играли на берегу реки. Они построили из песка теремок. Потом Андрей и Рита стали лепить разных зверей. Андрей вылепил черепаху, а Рита – стрекозу. Но тут подул ветер -и смыло водой теремок.

Утка на пруду ныряет, купается, свои перышки клювом перебирает. Перышко к перышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет вот до чего хороша! И закрякает: «Кря-кря-кря-кря!»

Пузырь, соломинка и лапоть

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли они до реки и не знают, как перейти реку.

Лапоть говорит пузырю:

– Пузырь, давай на тебе переплывём!

– Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдём.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошёл по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

Сценарий логопедического развлечения в старшей группе для детей с ОНР «Сказочное приключение Колобка»

Сценарий логопедического развлечения в старшей группе для детей с ОНР «Сказочное приключение Колобка».

  1. Уточнить пространственное расположение предметов, выраженное предлогами НА, ПОД, В. Закрепить их правильное употребление в активном словаре.
  2. Упражнять в различении предлогов с помощью метода наглядного моделирования.
  3. Закрепить логоритмические навыки детей. Показать взаимосвязь музыки, речи, движения.
  4. Побуждать к активности и речевой инициативе, развивать интонационную выразительность речи.
  5. Оживить в памяти события знакомой сказки, воспитывать интерес и доброе отношение к героям.
  • панно с изображением лесной поляны, морковки, «письмо», схемы предлогов НА, В, ПОД, игрушки, раздаточный материал к игре «Кто где живёт?», избушка, ключ, костюмы.

Ход развлечения

Дети входят в зал.

Логопед: Мы сегодня отправимся в сказку. А про кого эта сказка, угадайте сами.

Убежал от бабки с дедом,
Все остались без обеда…
Ты узнал его дружок,
Это самый добродушный,
Интересный, непослушный,
И румяный…(Колобок)

Правильно. Посмотрите, а вот и изба, в которой живут дед и баба. Послушайте отрывок из сказки.

Дети садятся на стулья. По ходу прочтения, дети в костюмах персонажей показывают, о чём говорится в сказке.

Логопед: Старушка набрала две горсти муки, замесила тесто на сметане, скатала Колобок, изжарила его в масле и положила на окошко остыть под полотенцем.

С какими маленькими словечками мы встретились в сказке? (В, НА, ПОД).

Что они обозначают? (Маленькое слово НА появляется тогда, когда предмет находится наверху. Маленькое слово ПОД появляется тогда, когда предмет находится внизу. Маленькое слово В появляется тогда, когда предмет находится внутри).

Молодцы, а теперь давайте вспомним, что же случилось с Колобком дальше. Входит Колобок (переодетый ребёнок):

Я Колобок, Колобок,
У меня румяный бок.
Не хочу я, чтобы дед
Съел меня бы на десерт.
Покачусь-ка в лес скорей,
И быстрей, быстрей, быстрей.

Убегает по дорожке. Выходит Заяц (переодетый ребёнок).

Заяц: Колобок, Колобок,

Я очень голоден, дружок.
Чтобы не было проблем,
Я тебя, наверно, съем.
Колобок: Чтобы съеденным не стать,
Нужно с Зайцем поиграть.

Заяц: Это хорошая идея. Ну-ка, Колобок, найди все морковки, которые я спрятал на лесной поляне (демонстрационное панно).

Логопед: Давайте поможем Колобку. Посмотрите, на полянке спрятаны морковки. Вы будете по одному их брать и называть, где вы нашли морковку. (Я нашёл морковку под ёлкой. Я нашёл морковку на пеньке…)

Заяц: Ну, спасибо. Так и быть, катись, Колобок, дальше.

Появляется Волк (переодетый ребёнок).

Колобок, Колобок,
Помоги ты мне, дружок,
Здесь в конверте есть письмо,
Очень странное оно.
Я читал, читал, читал,
Ничего не разобрал.

Колобок: Как же я тебе помогу, читать-то я не умею.

Логопед: Давайте посмотрим, что же в этом письме такого странного.

Логопед берёт у волка письмо и читает по одному предложению и предлагает детям найти и исправить ошибки.

Дед в печи, дрова на печи.
На столе кошки, под столом ложки.
Под кроватью Натка, а на кровати тапки.

Волк: Спасибо за помощь. Доброго пути, Колобок.

Волк уходит, появляется Медведь (переодетый ребёнок).

Медведь: Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.
Я брожу здесь без ключей,
Помоги ты мне скорей.

Колобок: А где же я найду тебе ключи? Дети, вы не видели ключи от Мишкиной берлоги?

Логопед: Поможем Колобку. Выходите, становитесь в круг. Проводится игра по методике Карла Орфа «Кто взял ключи от берлоги?»

Логопед: Кто взял ключи от берлоги? Рита, это ты?

Дети хором: Да, ты!

Дети хором: А кто?

Рита: Это Владик… и т.д.

Игра проводится со всеми детьми, последним называется Колобок.

Колобок: Кто я? Ой, и, правда, я совсем забыл про них. Вот они, Мишка, бери.

Отдаёт ключи медведю.

Медведь: Спасибо, выручили косолапого. Теперь можно и поиграть.

Логопед: Мишка, а ребята знают очень интересную игру, которая называется «Медвежата в лесу жили»:

Медвежата в лесу жили,
Вперевалочку ходили.

Как я, как я, вперевалочку ходили (идут вперевалочку друг за другом по кругу).

Медвежата мёд искали,
Головой своей качали.

Как я, как я, головой своей качали (качают головой из стороны в сторону).

Медвежата в речке были,
Лапки там свои помыли.

Как я, как я, лапки там свои помыли (наклоны вниз и движения руками вправо-влево)

А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.

Как я, как я, выше лапы поднимали (поднимание рук вверх, плясовые движения).

Медведь: Весело с вами было играть, спасибо вам за ключ, а теперь мне пора уходить. До свидания.

Медведь уходит, появляется Лиса (переодетый ребёнок).

Колобок, Колобок,
Ты румяный пирожок,
И, не пойманный никем,
Я тебя, конечно, съем.

Да, конечно, съешь меня,
Только немного погодя.
Дай я песенку свою
Для тебя, лиса, спою.

Ничегошеньки не слышу,
Пой погромче, а не тише.
Сядь на носик, мой дружок
И пропой ещё разок.

А зачем на нос, подружка?
Носик дышит. Слышит ушко.

Ах, какой ты хитрый, Колобок.

Логопед: Да, лиса, наш Колобок не только хитрый, он ещё и умный.

Лиса: А вот это мы сейчас проверим. Вот тут есть разные предметы (показывает на столы), а что с ним делать я не знаю. Может, ты мне подскажешь.

Колобок: Да. Задала ты мне задачу. Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Логопед: Дети, посмотрите, на каждом столе по два предмета. Нужно расположить их, используя схему.

Вопросы: Что у тебя? Куда ты положишь?

Лиса: Быстро вы справились с этой задачей. А у меня есть ещё одно задание для вас. Нужно провести стрелки от животного к домику, в котором он живёт.

Читайте также:  Использование монофонов при восстановлении речи

На столах лежат листы бумаги, на которых нарисованы животные и их жилища. Дети «дорожками» соединяют животных с их домиком.

Вопросы: Где живёт Лиса? Где живёт заяц?

Лиса: Я теперь знаю, почему, ты Колобок, такой умный. У тебя такие замечательные друзья.

Звучит музыка. Входят все участники сказки. Дети вместе с ними заводят хоровод вокруг Колобка. Пришло время прощаться со сказкой. До свидания, друзья.

Логопедическое развлечение «Веселые ладошки»

Логопедическое развлечение «Веселые ладошки» для детей с ОНР в старшей группе прислала Винограденко Ирина Михайловна – учитель-логопед высшей категории ДОУ №18 “Ивушка”, Украина, Луганская область, город Краснодон.

Логопедическое развлечение «Веселые ладошки» может быть проведено в старшей группе детей с общим недоразвитием речи, в качестве зрителей привлекаются родители или дети средней и младшей групп. В процессе проведения решается ряд задач: развитие мелкой моторики, координации движений, речи и музыки; развитие чувства ритма, памяти и внимания. В развлечении использованы нетрадиционные методы и приемы развития мелкой моторики, а также нестандартное оборудование (пластиковые решетки для раковин, губки, шнурки, конфетные обертки, мячики-попрыгунчики, шторные прищепки, прищепки для белья, венки с пристегивающимися на пуговицы цветами из ткани).

Звучит музыка, входят дети, их встречает бабушка c игрушечной кошкой.

-Здравствуйте, мои дорогие внучки и внучата, очень рада вас видеть, проходите, садитесь (дети садятся за столы). Я вам сейчас интересную историю расскажу про мою кошку. Жила кошка в большой, светлой, современной квартире, решила она как-то сделать ремонт.

-А мы покажем, как кошка делала ремонт (на столах решетки для раковин).

Дети выполняют пальчиковую гимнастику с помощью решеток.

Раз, два, три, четыре, (пальчики «шагают» по окошкам решетки)

Провела ремонт в квартире, (пальчики «шагают» по окошкам решетки)

Я пилила, (ребром ладони правой руки «пилят» по ладони левой руки)

Я строгала, (кулаком правой руки производят строгающие движения по ладони левой руки и наоборот)

Кирпичи я ровно клала, (ладонь правой руки накрывает тыльную сторону

левой и наоборот)

Я зову своих друзей, (пальчики «шагают» по окошкам решетки) Приходите поскорей. (пальчики «шагают» по окошкам решетки)

-Не успела кошка это сказать, а гости уже у ворот.

Звучит музыка, логопед поочередно выставляет на стол игрушки, а дети выполняют статические позы, изображающие этих персонажей, из пальцев

Лягушка (рука лежит на столе, большой, средний и безымянный пальцы соединены вместе подушечками, указательный и

Пчелка (рука стоит на локте, указательный палец вытянут вперед, остальные сжаты в кулак).

Жучок (рука свободно над столом, указательный и мизинец вытянуты вверх и немного в стороны, большой палец прижимает к ладони указательный и средний).

Паучок (ладонь правой руки накрывает тыльную сторону левой накрест, пальцы обеих рук расставлены в стороны).

Улитка (на ладонь левой руки кладется правая таким образом: указательный и средний пальцы вытянуты вверх и немного в стороны, большой палец прижимает безымянный и мизинец).

Собачка (ладонь правой руки параллельно столу, большой палец вытянут вверх, указательный согнут, средний и безымянный прижаты друг к другу, мизинец отведен вниз).

Бабушка с кошкой:

-А давайте устроим необычный праздник- праздник ладошек!

Покажите, крошки, мне свои ладошки (дети показывают)

Если вспомним песню.

Звучит музыка, дети ритмично выполняют движения с пением.

«Песня веселых ладошек» (на музыку Е.Макшанцевой «Дождик»)

Две ладошки у меня, (поочередные повороты ладошек, от себя, к себе)

Мы с ладошками родня, (хлопки)

Будем с ними мы играть, (сжимание и разжимание кулачков)

Будем пальчики считать, (пальцы обеих рук соединяются подушечками)

Раз, два, три, четыре, пять, (поочередное загибание пальцев)

Вместе весело играть. (хлопки)

Лягушка – попрыгушка очень любит играть с попрыгунчиками. Она их с собой принесла, давайте и мы с ними поиграем.

Дети берут мячи – «попрыгунчики» , левой ладошкой прижимают к столу.

Девочки и мальчики, (ладошка левой руки катает мяч по столу круговыми

движениями; затем перекатывает его к правой)

Очень любят мячики, (то же правой ладошкой)

По дорожкам их катают, (перекатывают мячик то к левой, то правой

Дружно деточки играют. (катают мяч между ладошками)

-Пчелка и паучок предлагают поиграть в «Летающие шарики» .

Логопед и бабушка растягивают веревку, на ней на ниточках висят небольшие пластиковые шарики, нужно назвать слово о том, какие бывают ладошки и щелкнуть по шарику пальцами.

Дети поочередно подходят, щелкают по шарикам, называют слова: ладошки мягкие, ласковые, нежные, маленькие, большие, бархатные, гладкие, теплые, холодные, веселые, чистые, грязные.

-Улитка-художница, принесла свой портрет.

Логопед выставляет портрет, на котором ярко выделена спираль улитки .

-Посмотрите, какая красивая спираль на ее ракушке, давайте мы попробуем выложить спираль улитки с помощью вот таких красивых шнурков.

Дети берут уменьшенные копии портрета и шнурки, звучит музыка, выкладывают шнурок по контуру.

-Собачка и жучок занимаются в музыкальной школе, они играют на необычных музыкальных инструментах и вам предлагают сыграть на волшебных пианино .

Дети берут поролоновые губки с приклеенными на них пуговицами, нажимают на них поочередно пальцами левой и правой рук, как на клавиши пианино, пропевают чистоговорки.

Я с букашками дружу.

-Вы, ребята, молодцы, чудесно играете!

Бабушка с кошкой:

-Кошка – хорошая хозяюшка, ремонт сделала, белье постирала, гостей принимала. Да вот остались у нее кирпичики после ремонта, не успела их сложить, давайте ей поможем.

Подвижная игра: «Кирпичи».

Выставляются две емкости с бутафорскими кирпичами.

Бабушка с кошкой:

-Ребята, будем переносить кирпичики весело, разделимся на две команды, носить по – одному, брать и нести кирпич нужно только двумя пальцами

(звучит музыка, дети играют).

-Белье кошка постирала, но развесить его не успела, будем помогать? Кто это сделает быстрее?

Подвижная игра: «Белье» .

Выбираются два ребенка, логопед и бабушка растягивают веревку, выносят два таза с бельем и прищепки, звучит музыка, дети вешают белье.

-Сейчас модно украшать двери своего дома различными венками, их изготавливают из колосков, травы, веточек сосны или ели, а мы с вами сделаем веночки для украшения кошкиной квартиры из цветов, кто быстрее справится?

Игра: «Веночек».

Логопед и бабушка выносят на 2-х столах венки с пришитыми пуговицами и цветы из ткани с прорезными петлями на них.

-Ребята, кто же самый ловкий? Нужно пристегнуть цветы к венкам.

Звучит музыка, дети пристегивают цветы к основе венков.

-А в это время проплывала по небу веселая тучка .

Бабушка выносит большую картонную тучу.

-Я тучка непростая, волшебная, ой, а где же мои разноцветные дождинки?

Помогите мне, ребята, найдите мои дождинки.

Дети подходят к столу, берут разноцветные веревочки-дождинки со шторными прищепками и прищепляют их к тучке.

-Ой, какой разноцветный дождик начался!

Чтоб не мокнуть под дождем,

В руки зонтики возьмем.

Звучит музыка, дети танцуют танец с зонтами.

-Ой, ребята, а дождик-то и вправду необычный – конфетный! Посмотрите, сколько конфет с неба упало! (на столах лежат цветные кусочки поролона и конфетные обертки).

-Давайте сделаем их красивыми и подарим кошке и ее друзьям.

Дети садятся за столы и заворачивают кусочки поролона в обертки.

Учитель-логопед: (сопровождает действия детей словами)

-А давайте, мои детки,

Дружно сделаем конфетки .

В руки фантики возьмем,

И закрутим крепко ушки,

Вот конфетки для лягушки,

Для собачки и жучка.

Для улитки, паучка,

А для пчелки леденцы,

Вы, ребята, молодцы!

Дети берут конфеты и относят кошке.

Бабушка с кошкой:

Дети стоят возле бабушки.

-Ну что же, ладошки,

Вы, ребята, отдыхайте

И ладошки подставляйте!

Звучит музыка, дети выставляют вперед ладошки, бабушка подходит к каждому ребенку.

Кошка (бабушка) поет:

-Что в ладошку положу,

Никому я не скажу,

Это будет наш секрет

И от кошечки привет!

Кошка (бабушка) кладет в руки детям настоящие конфеты.

Дети благодарят бабушку и кошку.

-Что ж, ребята, до свиданья,

Помашите мне ладошкой на прощанье!

Дети уходят, машут бабушке ладошками.

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

«Космическое путешествие». Конспект логопедического развлечения с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Алевтина Корочкова
«Космическое путешествие». Конспект логопедического развлечения с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Конспект логопедического развлечения с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Предмет: Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Тип совместной деятельности педагога с детьми – логопедическое развлечение.

Тема: «Космическое путешествие»

Продолжительность: 1 занятие (25 мин)

Группа: старшая группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Технологии: мультимедийная установка, электронная презентация «Космическое путешествие»

Аннотация: Данный конспект логопедического развлечения для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи представляет собой вариант обобщения представлений у детей о Космосе, формирования коммуникативных навыков и социализации воспитанников. В методической разработке использованы различные словесные и дидактические игры, игры для развития координации, согласования речи с движением. Особое место в совместной деятельности занимает электронная презентация, иллюстрирующая сложные для восприятия детьми понятия «космическое пространство», «невесомость», «космическая станция», «скафандр» и т. д.

Программное содержание:

Образовательные задачи: Расширять и уточнять представления детей по лексической теме «Космос». Учить детей выражать свои мысли в грамматически правильной форме, отвечать полными предложениями.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, стимулировать познавательную активность. Актуализировать словарный запас по теме (планета, метеорит, космос, ракета, спутник, скафандр, невесомость, кислород и т. д.). Закрепить правильное употребление имен прилагательных (стремительная, быстрая, надежная, смелый, отважный, умный и т. п., предлогов (в, на, над, под, вокруг, около, из).

Воспитательные задачи: создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым (не перебивать отвечающего, вежливо обращаться с просьбой и т. д.).

Оборудование и материал: мультимедийная установка, электронная презентация «Космическое путешествие», тантамарески «Ракета», «Космонавт»; карточки «Кто внимательный», маркеры (по количеству детей, серебристые звезды (10 шт. разного размера,

Методические приемы:

1 Организационный момент.

2. Чтение стихотворения. Зрительное упражнение «Астроном»

3. Словесная игра «Космонавт – ракета»

4. Упражнение на развитие координации речи с движением «Полёт»

5. Упражнение, регулирующее мышечный тонус «На ракете»

6. Демонстрация видеоролика «Что видят космонавты в Космосе»

7. Дидактическая игра на развитие внимание «Посчитай»

8. Коммуникативная игра «В открытом космосе»

9. Песня «Поскорей бы подрасти» (муз. М. Магиденко, сл. Н. Найденовой)

10. Игра «Звездочки»

Ход

1 Организационный момент.

Дети входят в зал под «космическую» музыку в исполнении ансамбля «Спейс» («Волшебный полёт») и садятся на места перед экраном.

2. Чтение стихотворения. Зрительное упражнение «Астроном»

Учитель-логопед: демонстрирует слайд презентации, читает стихотворение В. Степанова

Астроном наморщил лоб,

Он на звезды в телескоп

Смотрит ночью темной.

Далеко они от дома,

К ним лететь сто тысяч лет.

Есть там люди или нет?

Логопед предлагает детям «сделать» руками подзорную трубу и рассмотреть звезды, которыми украшен зал.

Логопед: Совсем недавно Россия и весь мир праздновали День космонавтики. Ребята, вы помните, что это за праздник?

Правильно, праздник посвящен первому полету человека в космос. Этим героем стал Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 он первым из людей побывал в космическом пространстве, облетев вокруг нашей планеты Земля.

Ребята, а давайте и мы отправимся в космическое путешествие!

3. Словесная игра «Космонавт – ракета»

Логопед: Дети, подскажите, как называется человек, который совершает полет в космос? (космонавт). А как называется транспортное средство, на котором летит космонавт? (ракета).

Давайте поиграем в игру «Космонавт – ракета». Ракетой будет (имя ребенка, а космонавтом (имя ребенка).

(логопед дает названным ребятам тантамарески – фигуры, вырезанные из ПВХ-пластика с прорезями для лица).

Ракета и космонавт находятся в разных концах зала. Чтобы они оказались на месте старта (сигнальный конус, мы с вами будем по очереди называть их качества. На каждое правильное слово «ракета»/ «космонавт» делают один шаг к старту (навстречу друг другу). Итак, ракета какая? (и т. д.)

4. Упражнение на развитие координации речи с движением «Полёт»

Логопед предлагает рассказать и показать стихотворение про полёт в космос.

На корабле воздушном, (руки вверх, соединить ладони, выполнять

Космическом, послушном, наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Мы, обгоняя ветер, (крутить «мотор» перед собой, покружиться

Несёмся на ракете. вокруг себя)

Планета голубая, («нарисовать» круг двумя руками перед собой)

Любимая, родная, (прижать ладони к сердцу)

Она твоя, она моя, (левую руку – выставить влево, правую – вправо)

И называется земля. (соединить руки над головой, изображая круг

5. Упражнение, регулирующее мышечный тонус «На ракете»

Логопед: Теперь, можно я буду управлять ракетой? Постройтесь за мной, держите друг друга за плечи и – полетели (ходьба змейкой по залу). Ребята, в космическом пространстве много разных космических тел: планеты, спутники, метеориты. Столкновение с метеоритом очень опасно, он может повредить нашу ракету, поэтому на мой сигнал «метеорит», нужно дружно присесть, на сигнал «полёт» – аккуратно встать, не разрывая цепи, и двигаться дальше.

Читайте также:  Логопедическая дидактическая игра на словообразование (Собери слово)

6. Демонстрация видеоролика «Что видят космонавты в Космосе»

7. Дидактическая игра на развитие внимание «Посчитай»

Логопед: Космонавты, летая в космической ракете постоянно работают, проводят исследования, наблюдают за космическими телами, делают фотографии Космоса. Мы тоже немного поработаем. Садитесь за столы. Вот вам космическое задание на внимание.

Посмотрите на экран. Посчитайте все предметы и напишите нужное число в окошках (педагог раздает карточки и маркеры). Нужно выполнить задание правильно и быстро.

8. Коммуникативная игра «В открытом космосе»

Логопед: Космонавты часто выходят в открытый космос. Это очень опасно. Почему? (ответы детей). Правильно, потому что в космосе нет кислорода, которым мы дышим на Земле. Что защищает космонавта от вредного воздействия космоса? (ответы детей). Космонавты надевают специальные защитные скафандры. Они могут летать вокруг ракеты (космического корабля, станции). Давайте поиграем:

Наши космонавт и ракета будут за ширмой. Вы по очереди будете называть, где находится космонавт, а ребята постараются правильно выполнить ваше задание. Потом мы уберем ширму и проверим, справились ли ребята.

Например: космонавт сидит в ракете.

– космонавт остановился над ракетой,

– космонавт пролетел под ракетой,

– космонавт зашел в ракету,

– космонавт облетел вокруг ракеты.

9. Песня «Поскорей бы подрасти» (муз. М. Магиденко, сл. Н. Найденовой)

10. Игра «Звездочки»

(Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – С. 188)

Слова и музыка М. Картушиной.

Дети встают в 2 круга, взявшись за руки, идут по кругу под песню.

1. В небе звездочки блестят, Дети идут по кругу, соединив

Весело сверкают, правые руки.

И с ребятами они

2. Ну-ка, звездочки, светлей Кружась, расходятся по всему залу.

В небе засияйте,

В небе начинайте.

Раз-два-раз! Раз-два-раз Хлопают в ладоши у правой щеки

и у левой щеки (по 3 р)

Созвездие найдем сейчас. Прыгают на месте.

Дети быстро встают на свои места и образуют «звездочку». Побеждает команда, первой выполнившая задание.

11. Рефлексия

Логопед: Ребята нам пора возвращаться из космического путешествия в детский сад. Вам было интересно сегодня? Что особенно понравилось? А какие задания показались вам трудными? В какие игры вы хотели бы поиграть снова?

Мне тоже очень понравилось играть с вами. Садимся в ракету и отправляемся обратно на нашу планету Земля.

(под «космическую» музыку в исполнении ансамбля «Спейс»)

Прикреплённые файлы:
kosmos_tsb8q.pptx | 14360,32 Кб

Интегрированное развлечение «Космическое путешествие» для старшего дошкольного возраста Цель: формирование уважительного отношения ко всем людям, имеющим отношение к ракетно – космической отрасли России, желание быть похожими.

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Весна пришла, птиц созвала» МДОУ Пильнинский детский сад №3 «Буратино» Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР тема «Весна.

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста ОНР «Путешествие на весеннюю полянку» Образовательная область: Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Цель: Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”.

Конспект НОД по окружающему миру «Космическое путешествие» для группы старшего дошкольного возраста ЦЕЛЬ: Развитие познавательной активности детей. ЗАДАЧИ: 1. Закреплять и систематизировать знания о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной.

Конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Ступеньки общения» Конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Ступеньки общения» Цель: Расширение опыта позитивного взаимодействия детей.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в картину» Конспект занятия с детьми старшего возраста «Путешествие в картину» Цель: Развитие интереса у детей к рассматриванию картин обогащения.

Конспект занятия в логопедической группе для детей с ОНР старшего дошкольного возраста «Путешествие мышонка Тишки. Звук [Ш]» Тема: «Путешествие мышонка Тишки» Цель: закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи. Задачи: образовательная – вырабатывать.

Квест-игра «Космическое путешествие» для старшего дошкольного возраста Методическая разработка Старшего воспитателя «Юрлинского детского сада № 3» Жикиной Надежды Васильевны Квест-игра «Космическое путешествие».

«Весна пришла, птиц созвала». Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР МДОУ Пильнинский детский сад №3 «Буратино» Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР тема «Весна.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в зоопарк» Цель. Развитие у детей познавательных интересов и компонентов устной речи с активизацией межполушарных связей. Образовательные задачи.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Логопедический досуг-развлечение “Незнайка и вещи” в старшей группе для детей с ОНР.

Логопедический досуг-развлечение “Незнайка и вещи” в старшей группе для детей с ОНР.

Чернова О.С., Лагута И.А. , учителя-логопеды ГБОУ гимназия №1576 СПд детский сад 831.

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и закрепление словаря по темам: “Одежда. Обувь. Головные уборы”. Закрепление обобщающих понятий по данным темам. Учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе, падеже. Учить согласовывать имена существительные с местоимениями (мой, моя, мои). Учить образовывать притяжательные прилагательные. Закрепить употребление предлогов: в, на, из. Упражнять в образовании слов-антонимов. Учить отвечать на заданный вопрос полным предложением.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления, общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, инициативности, доброжелательности.

Оборудование: костюм Незнайки (для взрослого);мяч; сумка, детская одежда, обувь; разрезные картинки (по теме), картинки: шуба, пальто, платье, шорты, футболка; вешалка; картинки для игры “Без чего?”, флажки, сюрпризы.

(Зал (группа) оформлен в виде магазина одежды ).

Ведущий : Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в магазин, где вы сможете увидеть много красивой одежды, обуви и головных уборов.

(Вдруг раздается крик, шум, стук и появляется Незнайка с сумками).

Незнайка: Здравствуйте, ребята я к вам пришел снова в гости, как и обещал, я очень торопился!

Ведущий : Здравствуй Незнайка, да мы видим, что ты торопился. Как то ты уж очень странно одет!

Незнайка : Почему странно? Я всегда так одеваюсь!

Ведущий : Ребята, посмотрите внимательно на Незнайку. Что на нем одето и как?

(Дети отвечают, что платок одет на ноге, а должен быть на голове; рубашку одевают на туловище, а не на ноги, на руке должна быть варежка, а не носок; жилетка одета наоборот; на одной ноге кроссовок, а на другой сапог).

Незнайка : Я всё исправлю. Я когда шёл к вам в детский сад встретил платье, шорты, футболку, пальто и шубу. Смотрел на них и не мог понять: почему платье, шорты и футболка ёжатся от холода, а шуба и пальто прекрасно себя чувствуют.

Ведущий : Дети, давайте поможем Незнайке разобраться. Почему замёрзли футболка, платье и шорты? ( дети отвечают, что это летняя одежда, а сейчас зима) Почему пальто и шуба чувствуют себя прекрасно? ( это зимняя одежда).

Давайте поиграем в игру “Продолжи ряд”.

(Ведущий бросает мяч, ребёнок ловит и называет предметы).

Одежда- это…..(пальто, платье….)

Головные уборы- это…(шапка, кепка,…).

Незнайка : А, ну теперь все понятно. А я вот тут ещё и чьи-то вещи принёс.

(Незнайка достаёт из сумки одежду детей)

Незнайка : Это чьи штаны? Это чья шапка? Это чей шарф? Это чья кофта? Это чьи варежки? Это чьи носки? Это чьи ботинки? Это чьи чешки?

Дети : Это Сашины штаны. Это Мишины носки. Это Верин шарф.

Незнайка : А у меня в сумке есть свёрток.

Ведущий: Что это за свёрток? Что в нём?

Незнайка : Здесь картинки с какой-то странной одеждой и обувью. Я ничего не могу понять. Помогите мне.

( Дети называют предмет, изображенный на картинке и ту деталь, которой у этого предмета не хватает).

Дети : Это туфель, он без каблука. Это пальто, оно без воротника . Это пиджак, он без рукава.

Незнайка: Какие вы молодцы, все детали назвали, теперь все стало понятно.

Ведущий: Незнайка, хочешь с нами поиграть? Игра называется “Найди пару”. Мы тебе дадим туфель, а ты должен среди обуви найти ей пару.

(Дети делятся на команды, выигрывает та команда, кто быстрее найдёт пару для своей обуви)

Ведущий : Все были молодцы, быстро и правильно нашли свои пары! Предлагаю вам поиграть ещё в одну игру “Собери картинку”

(Дети командой собирают разрезные картинки (одежда, обувь, головной убор) и называют их).

Ведущий : Вы снова все справились, молодцы! А теперь давай те вместе с Незнайкой отправимся в наш магазин и купим одежду, обувь или головной убор.

(Дети выбирают предметы одежды, обуви, головные уборы).

Дети: Я купила в магазине зимнюю шапку. Я купил в магазине шерстяную кофту. Я купила в магазине спортивные чешки.

Ведущий: Много вы вещей купили, а теперь нужно их разложить по местам.

(Дети вешают одежду, кладут головные уборы, ставят обувь).

Дети: Я повесила на вешалку рубашку. Я положил на верхнюю полку шапку. Я поставил ботинки на нижнюю полку.

Ведущий : Теперь все вещи на своих местах.

Незнайка : Как много интересного я сегодня узнал, спасибо вам ребята, а вот вам маленькие сюрпризы.

Ведущий : Спасибо Незнайка, приходи к нам ещё.

План-конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР – III уровня
Тема «Посуда»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по лексической теме.

  • Активизировать у детей предметный, глагольный словарь, словарь признаков и обобщающих понятий по теме «Посуда»;
  • Развивать умения образовывать относительные прилагательные;
  • Закрепить навык образования имён существительных ед.ч. с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чк- ;
  • Развивать умение образовывать существительные мн.ч., Р.п.
  • Развивать зрительное внимание (игра «Где какая?»);
  • Развивать умение координировать речь с движениями;
  • Развивать общую моторику.
  • Формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
  • Прививать бережное отношение к посуде.

Оборудование: картинка Федоры, картинки посуды на магнитах, медали для детей, картинки “один-много”.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришла Федора. Посмотрите, какая она грустная, что же у неё случилось, как вы думаете?

Дети: от неё сбежала посуда

Логопед: верно! От неё сбежала вся посуда, а почему?

Дети: потому что она её не мыла.

Логопед: правильно, она за ней не ухаживала, не мыла. А как мы должны ухаживать за посудой?

Дети: мыть, протирать и складывать в шкаф.

Логопед: правильно ребята, поможем с вами Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? Тогда напомните ей, какая бывает посуда? Если посуду используем для чаепития, то она какая?

Дети: чайная.

Логопед: а как называется посуда, в которой мы готовим?

Дети: кухонная.

Логопед: молодцы, а из какой посуды мы с вами едим?

Дети: столовая.

Логопед: верно, вот сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру.

1.1. Игра «Где какая?»

(Дети поочереди подходят к столу и распределяют картинки посуды на соответствующую полку.)

Логопед: ребята, а посуда сделана вся из одного материала?

Дети: нет

Логопед: верно, посуда может быть из разных материалов, например чашка из фарфора, какая чашка? – фарфоровая.

(Проводится игра “Что из чего”.)

1.2. Игра «Что из чего?»

Тарелка из дерева (какая тарелка?) – деревянная;

Стакан из стекла (какой стакан?) – стеклянный;

Кувшин из глины (какой кувшин?) – глиняный;

Тарелка из пластмассы (какая тарелка?) – пластмассовая;

Кружка из керамики (какая кружка?) – керамическая;

Кастрюля из метала (какая кастрюля) – металлическая.

Логопед: молодцы ребята! Давайте мы с вами отдохнём вставайте в круг. (Выполняют движения по тексту.)

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке,

Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Логопед: молодцы! Мы с вами научили Федору как надо любить посуду и теперь она её ласково называет. Кружку она называет кружечка, а вы как назовёте ласково?

1.4. Игра «Назови ласково»

Логопед: молодцы ребята! А если к Федоре мы придём в гости, ей понадобится много посуды, например, одна чашка, а много будет чего?

Дети: чашек

1.5. Игра «Один-много»

Одна тарелка – много тарелок;

Один чайник – много чайников;

Одна кастрюля – много кастрюль;

Одна сковородка – много сковородок;

Один стакан – много стаканов;

Одна ложка – много ложек;

Одна кружка – много кружек.

III. Итог занятия

Логопед: ой ребята, посмотрите какая Федора стала весёлая, добрая. К ней вернулась вся посуда, теперь она будет её любить и ухаживать. Тётушка Федора благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие красивые медали.

Ссылка на основную публикацию