Постановка и автоматизация звука (Л) в речи ребенка

Постановка и автоматизация звука [Л] в речи ребенка

Практический материал по преодолению ламбдацизма у детей дошкольного и школьного возраста и предназанчена для логопедов, логопедов-дефектологов. В ней представлены инновационные разработки, которые создавались годами. Аналогов данного материала нет ни в интернете,ни в пособиях. Данная методика поможет как начинающим логопедам,так и людям со стажем. Также она будет полезна и родителям, которым небезразлична речь их детей.

Постановка и автоматизация звука [Л] в речи ребенка — материал для работы логопеда-дефектолога.

Произношение звука «Л» чаще всего бывает нарушено в речи детей и в норме появляется примерно к 5 годам.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Л»

1) Упражнение «Заборчик-трубочка»

Цель: Это упражнение необходимо для правильной артикуляции звуков таких как: ОЛ, УЛ, ИЛ и т.д.

Инструкция: Просим ребенка сомкнуть зубы и улыбнуться, а после вытянуть губы «трубочкой». Чередуем «улыбку» и «трубочку» несколько раз подряд. Я рисую детям забор, и они закрашивают за одно выполненное упражнение одну доску забора. Часто дети не понимают, как это вытянуть губы «трубочкой», поэтому не могут правильно выполнить задание. В таком случае можно спросить ребёнка: «Покажи, как ты целуешь маму, папу и т.д.».

2) «Покусать яблочко»

Цель: выработка и закрепление правильного положения языка в ротовой полости.

Инструкция: Просим ребенка чуть-чуть покусать самый кончик языка передними резцами. Один раз равен десяти повторам.

Для улучшения мелкой моторики можно после каждого раза предлагать ребенку закрасить нарисованное яблочко.

3) «Качели».

Цель: Умение чередовать определенные артикуляционные положения языка.

Инструкция: Спрашиваем ребёнка: «А ты качался когда-нибудь на качелях?», «Тебе понравилось?» «Давай покачаемся вместе и выполним упражнение?»

«Большие качели»

Просим ребенка поднять язычок и подержать сначала на верхней губе, а после дотянуться язычком до своего подбородка.

«Маленькие качели»

Просим ребёнка поднять и упереть язычок сначала в верхние резцы и подержать его, а после в нижние резцы.

Чередуем упражнения несколько раз подряд.

4) «Индюк».

Цель: Вырабатывает правильный подъём кончика языка, развивает его подвижность.

Инструкция: Спросить ребёнка: «Как говорит индюк?» «Правильно, он болбочет. Так давай и мы попробуем»

Попросить ребёнка широко открыть рот и широким кончиком языка, задевая верхнюю губу произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл». Постепенно ускоряйте темп.

5) «Чистим зубы».

Цель: Выработка и закрепление умения удерживать язык в верхнем положении.

Инструкция: «Ты же каждый день чистишь зубки? Так давай, и сейчас почистим» От чего мы будем чистить зубы?
Что ты любишь кушать?» (ребёнок называет любой фрукт, овощ или его любимое блюдо). Дальше «чистим» зубы, например, от яблока.

Просим ребенка улыбнуться, поднять язык наверх и широким кончиком языка провести из стороны в сторону сначала по внешней поверхности зубов, а потом по внутренней («почистить» зубы внутри и снаружи). Повторяйте упражнение 5-10 раз, после можно предложить ребёнку закрасить нарисованную зубную щётку.

6) «Иголочка».

Цель: Укрепление мышц языка, выработка умения удерживать язык напряженным, в статичной позиции.

Инструкция: Просим ребенка открыть ротик и высунуть язычок, сделать его похожим на «иголочку» или «жало» (как у пчёлки). Удерживать язык в таком статичном положении 10 секунд, после расслабление и снова повтор упражнения. Выполнять задание 3-4 раза.

7) «Лошадка».

Цель: Выработка верхнего положения языка, растягивание подъязычной связки, укрепление мышцы языка.

Инструкция: «Ты видел (а) когда-нибудь лошадку? А знаешь, как она скачет? Давай и мы попробуем поскакать как она?»

Просим ребёнка «поцокать» кончиком язычка. Показываем сначала сами, а уже после просим повторить ребёнка. Выполняем упражнение вместе с ребёнком 5-7 раз.

Постановка звука «Л»

Твёрдый звук «Л» можно поставить ребёнку, попросив его закусить кончик языка передними резцами и длительно произнести звук «лллллл…л». Если этого сделать у малыша не получается, тогда можно заменить длительное произношение звука «лллл…л» на звук «ыыыы…ы».

Чтобы ребёнку было не скучно вырабатывать правильное положение языка в ротовой полости и закреплять этот навык, возможны разные игры.

Например: Нарисуйте пароход и остров, на который пароход должен приплыть. Просим ребёнка произнести длительный звук «ыыыы…ыы» и при этом вести линию до острова.

Инструкция: «Пароход гудит «ыыыы..ыы». Давай поможем пароходу приплыть на остров. Проведи линию от парохода до острова и «погуди» вместе с ним».

После того, как у ребёнка стало немного получаться правильно выгибать спинку языка, удерживая такое положение, и при этом произносить звук «л» можно переходить к следующему этапу – «Автоматизации звука»

Автоматизация звука «Л» (АЛ)

Инструкция для логопеда: Просим ребёнка широко открыть рот на звук «А» и закрыть, закусив кончик языка, на звук «Л». Проговаривайте одно предложение, после ребёнок закрашивает одну картинку. В распечатке картинки рассчитаны как на урок, так и на домашнее задание. Я провожу черту, отделяя одни картинки в строке от других, и говорю: «Вот это мы сделаем сейчас, а вот это ты сделаешь дома с мамой, папой и т.д.»

1) АЛ-АЛ-АЛ — дождь из тучки капал.

2) АЛ-АЛ-АЛ — Я песок насыпал.

3) АЛ-АЛ-АЛ — Я землю копал.

4) АЛ-АЛ-АЛ — Я поехал на вокзал.

5) АЛ-АЛ-АЛ — К нам приехал самосвал.

6) АЛ-АЛ-АЛ – Я с полки взял бокал.

7) АЛ-АЛ-АЛ – Я рисовал овал.

8) АЛ-АЛ-АЛ – Я букву «Л» писал.

9) АЛ-АЛ-АЛ – Я рисовал и устал.

10) АЛ-АЛ-АЛ – Павел крепко спал.

11) АЛ-АЛ-АЛ – Вандал разбил бокал.

12) АЛ-АЛ-АЛ – Павел взял пенал

13) АЛ-АЛ-АЛ – Я пошел в подвал и картошку взял.

14) АЛ-АЛ-АЛ – Лист с дерева падал.

15) АЛ-АЛ-АЛ – Павел мяч кидал.

16) АЛ-АЛ-АЛ – Мила поехала на бал.

17) АЛ-АЛ-АЛ – Лада искала квартал.

18) АЛ-АЛ-АЛ – Павел порвал журнал.

19) АЛ-АЛ-АЛ – Я держал штурвал.

20) АЛ-АЛ-АЛ – Я высыпал крахмал.

21) АЛ-АЛ-АЛ – Малыш украшал зал.

22) АЛ-АЛ-АЛ — Николай подал сигнал.

23) АЛ-АЛ-АЛ – Он догнал самосвал.

24) АЛ-АЛ-АЛ — Я достал коралл.

25) АЛ-АЛ-АЛ — Павел опоздал на вокзал.

26) АЛ-АЛ-АЛ — Адмирал зевал.

27) АЛ-АЛ-АЛ – Мы пошли на карнавал.

28) АЛ-АЛ-АЛ – Генерал устроил скандал

29) АЛ-АЛ-АЛ – Для ритуала нужен кристалл.

30) АЛ-АЛ-АЛ – У Лады прекрасный вокал.

31) АЛ-АЛ-АЛ – У шакала страшный оскал.

32) АЛ-АЛ-АЛ – Генерал встал на причал.

33) АЛ-АЛ-АЛ – Адмирал встал на пьедестал.

34) АЛ-АЛ-АЛ – Для кинжала нужен материал.

35) АЛ-АЛ-АЛ – Галка на палке.

36) АЛ-АЛ-АЛ – Фиалка на балконе.

37) АЛ-АЛ-АЛ — Мальчик ел халву.

38) АЛ-АЛ-АЛ – Кто мал да удал?!

Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

Постановка и автоматизация звука (Л) в речи ребенка

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: В статье вы узнаете, почему ребенок не выговаривает Л и что предпринять для исправления.

Статья:

До 4 лет неправильное произношение звуков считается нормой. К 6 годам артикуляционный аппарат должен быть сформирован. Но не всегда картина благоприятная. Частое явление — нарушение выговаривания Л или ее отсутствие в речи. В логопедии это называется ламбдацизмом. Если поставлен такой диагноз, то нужна правильная постановка у логопеда. В статье вы узнаете, почему ребенок не выговаривает Л и что предпринять для исправления.

Произношение Л: норма и отклонения

Для правильной артикуляции необходимо, чтобы зубы были не сжаты, и между ними оставался промежуток. Кончик языка слегка напряжен и касается десен у верхних передних зубов, в середине и по бокам он опущен, а у основания немного приподнят. Струя воздуха идет с обеих сторон между языком и щеками. Задействуются голосовые связки, которые дают звуку звонкость.

Неправильное произношение возможно, когда нарушается положение речевых органов:

  • язык уходит слишком глубоко в полость рта, и его кончик не задевает десна и верхние зубы. Вместо Л получается Ы («лопата» — «ыопата»);
  • в момент произношения происходит резкий вдох и в процессе задействуются щеки — получается Ф;
  • нижняя губа приближена к верхним зубам, кончик языка лежит в нижней части рта. Получается звук В («пришла» — «пришва»);
  • поток воздуха при выдохе идет через нос. Выходит звук, похожий на «нг» («лампа» — «нгампа»);
  • губные мышцы напрягаются вместо языковых — двугубное произношение. Получается У вместо Л («лодка» — «уодка»);
  • отмечается межзубный звук. Слышится почти таким же как обычный Л, но кончик языка располагается между зубами, а не за верхними резцами.

Также возможны замены Л на Д, Й, мягкий Л( «класс» — «клясс») или полное выпадение звука («лиса» — «иса»). В некоторых случаях сначала ставят Р, а затем — тогда ребенок говорит вместо «луна» — «руна», а потом уже ставят Л.

Причины нарушений

Возможных провоцирующих факторов много:

  1. Нарушение дыхания в процессе речи, например, при такой патологии, как уменьшение объема легких или слабости дыхательных мышц;
  2. Проблемы с речевым слухом (ребенок плохо воспринимает речь);
  3. Слабость мимики и языковых мышц;
  4. Неправильное строение уздечки под языком.

Нередко родовые травмы, задержка психического и моторного развития в младенческом и дошкольном возрасте приводят к проблемам в артикуляции. Важно своевременно обратиться к логопеду, чтобы исправить ситуацию.

Этапы постановки звука Л — это подготовка, непосредственно коррекция и закрепление. Важно все делать поэтапно, отрабатывая каждый шаг.

Подготовка в постановке Л

Перед началом занятий продемонстрируйте ребенку правильное звучание Л. Отчетливо произнесите несколько слов, чтобы было видно, как располагаются язык и губы. Назовите несколько слов со звуком Л и попросите ученика определить, в какой части слова есть нужная фонема.

Неотъемлемый элемент занятий по постановке Л — подготовительные упражнения:

  • «гамак». Кончик языка упирается в передние зубы, а сам язык выгибается подобно гамаку. Нужно удержать мышцы несколько секунд в этом положении;
  • «леденец». Широким языком нужно сверху вниз облизать верхнюю губу, при этом нижняя губа неподвижна. Скорость постепенно наращивайте и просите ребенка добавлять при выполнении техники звуки «бл-бл-бл»;
  • «лошадка». Это любимый всеми детьми игровой способ постановки Л. Широкий язык поднимается и цокает по небу. Рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна;
  • «качели». Попросите подопечного широко улыбнуться с открытым ртом и упереться твердым кончиком языка сначала в заднюю поверхность верхних передних зубов, а потом — нижних. Необходимо 5 – 10 повторов;
  • «грибок». Спинку нужно прижать к верхнему небу, чтобы уздечка немного натянулась. Фиксируем положение на 5 – 10 секунд.

Стоит добавить и общеукрепляющие упражнения — сворачивать язык в трубочку, «чистить» им зубы, попеременно касаться щек. Весь комплекс нужно выполнять не менее 14 дней до начала постановки Л с логопедом.

Методы постановки

Сначала оттачивают артикуляцию мягкого звука, а затем твердого. Используют различные способы постановки: по подражанию, механические, от других звуков, а также дыхательную и артикуляционную гимнастику. Индивидуальная постановка всегда эффективнее, чем работа в группе.

По подражанию

Это наиболее распространенный и простой прием постановки — его можно выполнять дома. Нужно несколько раз показать, как правильно располагать язык и губы при правильном произношении Л. Затем ребенок повторяет. Для контроля прикасаются к щекам — они должны слегка вибрировать.

При такой постановке Л ребенку предлагают ощутить теплую волну воздуха на ладошке при звукопроизношении. Полезны картинки с изображением самой буквы и техники артикуляции — визуальный образ помогает быстрее освоить навык.

Механический способ

Это широко используемый метод. Механическая постановка подразумевает использование вспомогательных средств — пальцев рук, шпателя, зонда, деревянной палочки или черенка чайной ложки для фиксации речевых органов в правильном положении.

Возможные варианты коррекции:

  1. Создать необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхними зубами для правильного направления струи воздуха можно с помощью деревянной палочки, положенной поперек языка;
  2. Придерживание пальцами губ в положении улыбки поможет исправить У на Л при двугубном произношении;
  3. Надавливание подушечкой большого пальца или тыльной стороной кисти на ямочку под подбородком позволяет получить твердый звук при произношении мягкого.

С помощью легкого массажа кончиками пальцев легко расслабить мимические мышцы.

От других звуков

В логопедии есть способ постановки от А. Ребенок тянет гласный и выдвигает язык между зубами, затем прикусывает его посредине. Звучание А переходит в твердый звук Л.

Возможна постановка твердого звука Л через Ы. Нужно слегка прикусить кончик языка и протянуть звук Ы. Если все выполнено правильно, то будет слышен Л.

Есть более сложная вариация. Язык лежит до середины между зубами. Нужно начать с силой выдыхать воздух. Сначала выполняем беззвучно, потом подключаем голос. Слышим шумный твердый звук Л, который со временем становится чистым и отчетливым.

Артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений для постановки включает задания, похожие на те, что были в подготовительном этапе, но они несколько усложнены:

  1. «Окошко». Рот широко распахнут, зубы слегка приоткрыты, а язык лежит на дне рта. Челюсти неподвижны и немного напряжены. Положение удерживается до 5 – 10 секунд;
  2. «Ковш». Язык высовывается наружу, а его кончик загибается подобно ковшу. Средняя часть языка не задевает верхние зубы. Положение фиксируется на несколько секунд, затем язык расслабляется и убирается в рот. Нужно сделать несколько повторов;
  3. «Метелка». Загнутым и напряженным кончиком языка нужно водить по небу в разном темпе, постепенно подключая голос. Челюсть не двигается, зубы видны;
  4. «Чашка». Язык делаем «метелкой», как в предыдущем упражнении, достаем небо загнутым кончиком у альвеол. Губы принимают овальную форму;
  5. «Гармошка». Язык прикладывается к небу, после чего рот нужно открывать и закрывать, хорошо растягивая связки.

Упражнения направлены на увеличение двигательной активности языка, отработки нужного положения, повышения тонуса и улучшение эластичности подъязычной связки.

Дыхательная гимнастика

Упражнения для постановки Л сочетают с дыхательными техниками для усиления эффекта:

  1. Быстрый вдох и плавный медленный выдох;
  2. Дуем на вертушку как можно дольше;
  3. Останавливаем бегущую лошадку: делаем вдох, расслабляем губы, выдыхаем воздух, чтобы получился звук «прр»;
  4. Надуваем «мячик»: лежа на спине на вдохе сильно выпячиваем живот, на выдохе «сдуваем».

Можно поиграть в «угадайку» — попросить малыша с закрытыми глазами угадать фрукты или другие предметы по запаху. Для правильной постановки все задания выполняют на вдохе

Автоматизация звука

Звук после его логопедической постановки важно ввести в повседневную речь. Закрепите Л сначала в самостоятельном звучании, а потом в слогах и в словах. Секрет постановки в максимально комфортном и интересном формате — с использованием игр, скороговорок, стишков, загадок, содержащих слова с нужным твердым и мягким звуком.

Примеры использования Л в слогах, словах, скороговорках:

  • слоги: ля, кля, лю, флю, ли, гли, ле, пле, оль, ель;
  • слова: поля, лиса, лень, лодка, ложка, капель;
  • скороговорки: «Ля-ля-ля — холодная земля», «Ель-ель — за окном капель».

Автоматизация звука выполняется поэтапно. Постепенно приводите ребенка к составлению рассказов на основе картинок или собственных воспоминаний.

Занятия по постановке — это не конечный этап. Важно, чтобы ребенок отличал Л от близких по звучанию фонем. Л дифференцируют отдельно, а также в словах и предложениях.

Предлагаем следующие варианты игр и занятий для индивидуальной постановки:

  1. «Запомни и повтори». Ребенку предлагаются карточки, где напечатаны слоги с буквами Л, Р, В: ра-ла, ру-лу, ал-ар, ул-ур, ла-ва, ул-ув и т.д. Постепенно добавляются карточки со словами и предложениями;
  2. «Найди слова на картинке». Малыш называет слова с буквами В, Р, Л, например, «арбуз», «ложка», «сыр», «ведро»;
  3. «Вставь пропущенные слоги и слова». Ребенку предлагают текст с готовыми стихами и пословицами, где намеренно пропущены слоги с Л, Р, В в составе.
Читайте также:  Конспект по развитию речи: Магазины города, речевой этикет

Дифференциация «л» и «ль» выполняется по тому же принципу — ребенок учится различать слова с мягким и твердым звуком. Например, «лодка-лето», «моль — мел».

Улучшение речевого слуха

Правильная постановка Л невозможна без комплексного развития. Для улучшения речевого слуха рекомендованы упражнения:

  1. Произнесение слов с разной громкостью — от тихого к громкому и обратно. Можно показывать при этом игрушки, объясняя, что маленькая говорит тихо, а большая громко, потом наоборот;
  2. Чтение сказок по ролям с озвучкой героев разным голосом — громким и тихим, низким и высоким;
  3. Показ картинок и намеренные ошибки в названии слов. Ребенок должен «подловить» вас и определить неправильно обозначенные слова;
  4. Работа с картинками, на которых изображены несколько похожих по произношению слов. Малыш должен правильно их назвать. Например, «лук-люк-луг».

Проводите тренировки регулярно, дополняя их играми под музыку. Важный элемент успеха — дисциплина. Приучайте ребенка не пропускать занятия, настойчиво трудиться. Продумайте мотивацию — расскажите о радостях общения при правильной речи. Будьте терпеливы и тактичны, не критикуйте за промахи и неудачи. Все получится!

Постановка и автоматизация звука [Л] в речи ребенка
консультация по логопедии на тему

Практический материал по преодолению ламбдацизма у детей дошкольного и школьного возраста и предназанчена для логопедов, логопедов-дефектологов. В ней представлены инновационные разработки, которые создавались годами. Аналогов данного материала нет ни в интернете,ни в пособиях. Данная методика поможет как начинающим логопедам,так и людям со стажем. Также она будет полезна и родителям, которым небезразлична речь их детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
postanovka_i_avtomatizatsiya_zvuka_l_v_rechi_rebenka.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Кондратенко Н.В., учитель- логопед

Консультация для воспитателей и родителей

Постановка и автоматизация звука [Л] в речи ребенка — материал для работы логопеда-дефектолога.

Произношение звука «Л» чаще всего бывает нарушено в речи детей и в норме появляется примерно к 5 годам.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Л»

1) Упражнение «Заборчик-трубочка»

Цель: Это упражнение необходимо для правильной артикуляции звуков таких как: ОЛ, УЛ, ИЛ и т.д.

Инструкция: Просим ребенка сомкнуть зубы и улыбнуться, а после вытянуть губы «трубочкой». Чередуем «улыбку» и «трубочку» несколько раз подряд. Я рисую детям забор, и они закрашивают за одно выполненное упражнение одну доску забора. Часто дети не понимают, как это вытянуть губы «трубочкой», поэтому не могут правильно выполнить задание. В таком случае можно спросить ребёнка: «Покажи, как ты целуешь маму, папу и т.д.».

2) «Покусать яблочко»

Цель: выработка и закрепление правильного положения языка в ротовой полости.

Инструкция: Просим ребенка чуть-чуть покусать самый кончик языка передними резцами. Один раз равен десяти повторам.

Для улучшения мелкой моторики можно после каждого раза предлагать ребенку закрасить нарисованное яблочко.

Цель: Умение чередовать определенные артикуляционные положения языка.

Инструкция: Спрашиваем ребёнка: «А ты качался когда-нибудь на качелях?», «Тебе понравилось?» «Давай покачаемся вместе и выполним упражнение?»

Просим ребенка поднять язычок и подержать сначала на верхней губе, а после дотянуться язычком до своего подбородка.

Просим ребёнка поднять и упереть язычок сначала в верхние резцы и подержать его, а после в нижние резцы.

Чередуем упражнения несколько раз подряд.

Цель: Вырабатывает правильный подъём кончика языка, развивает его подвижность.

Инструкция: Спросить ребёнка: «Как говорит индюк?» «Правильно, он болбочет. Так давай и мы попробуем»

Попросить ребёнка широко открыть рот и широким кончиком языка, задевая верхнюю губу произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл». Постепенно ускоряйте темп.

Цель: Выработка и закрепление умения удерживать язык в верхнем положении.

Инструкция: «Ты же каждый день чистишь зубки? Так давай, и сейчас почистим» От чего мы будем чистить зубы?

Что ты любишь кушать?» (ребёнок называет любой фрукт, овощ или его любимое блюдо). Дальше «чистим» зубы, например, от яблока.

Просим ребенка улыбнуться, поднять язык наверх и широким кончиком языка провести из стороны в сторону сначала по внешней поверхности зубов, а потом по внутренней («почистить» зубы внутри и снаружи). Повторяйте упражнение 5-10 раз, после можно предложить ребёнку закрасить нарисованную зубную щётку.

Цель: Укрепление мышц языка, выработка умения удерживать язык напряженным, в статичной позиции.

Инструкция: Просим ребенка открыть ротик и высунуть язычок, сделать его похожим на «иголочку» или «жало» (как у пчёлки). Удерживать язык в таком статичном положении 10 секунд, после расслабление и снова повтор упражнения. Выполнять задание 3-4 раза.

Цель: Выработка верхнего положения языка, растягивание подъязычной связки, укрепление мышцы языка.

Инструкция: «Ты видел (а) когда-нибудь лошадку? А знаешь, как она скачет? Давай и мы попробуем поскакать как она?»

Просим ребёнка «поцокать» кончиком язычка. Показываем сначала сами, а уже после просим повторить ребёнка. Выполняем упражнение вместе с ребёнком 5-7 раз.

Постановка звука «Л»

Твёрдый звук «Л» можно поставить ребёнку, попросив его закусить кончик языка передними резцами и длительно произнести звук «лллллл…л». Если этого сделать у малыша не получается, тогда можно заменить длительное произношение звука «лллл…л» на звук «ыыыы…ы».

Чтобы ребёнку было не скучно вырабатывать правильное положение языка в ротовой полости и закреплять этот навык, возможны разные игры.

Например: Нарисуйте пароход и остров, на который пароход должен приплыть. Просим ребёнка произнести длительный звук «ыыыы…ыы» и при этом вести линию до острова.

Инструкция: «Пароход гудит «ыыыы..ыы». Давай поможем пароходу приплыть на остров. Проведи линию от парохода до острова и «погуди» вместе с ним».

После того, как у ребёнка стало немного получаться правильно выгибать спинку языка, удерживая такое положение, и при этом произносить звук «л» можно переходить к следующему этапу – «Автоматизации звука»

Автоматизация звука «Л» (АЛ)

Инструкция для логопеда: Просим ребёнка широко открыть рот на звук «А» и закрыть, закусив кончик языка, на звук «Л». Проговаривайте одно предложение, после ребёнок закрашивает одну картинку. В распечатке картинки рассчитаны как на урок, так и на домашнее задание. Я провожу черту, отделяя одни картинки в строке от других, и говорю: «Вот это мы сделаем сейчас, а вот это ты сделаешь дома с мамой, папой и т.д.»

1) АЛ-АЛ-АЛ — дождь из тучки капал.

2) АЛ-АЛ-АЛ — Я песок насыпал.

3) АЛ-АЛ-АЛ — Я землю копал.

4) АЛ-АЛ-АЛ — Я поехал на вокзал.

5) АЛ-АЛ-АЛ — К нам приехал самосвал.

6) АЛ-АЛ-АЛ – Я с полки взял бокал.

7) АЛ-АЛ-АЛ – Я рисовал овал.

8) АЛ-АЛ-АЛ – Я букву «Л» писал.

9) АЛ-АЛ-АЛ – Я рисовал и устал.

10) АЛ-АЛ-АЛ – Павел крепко спал.

11) АЛ-АЛ-АЛ – Вандал разбил бокал.

12) АЛ-АЛ-АЛ – Павел взял пенал

13) АЛ-АЛ-АЛ – Я пошел в подвал и картошку взял.

14) АЛ-АЛ-АЛ – Лист с дерева падал.

15) АЛ-АЛ-АЛ – Павел мяч кидал.

16) АЛ-АЛ-АЛ – Мила поехала на бал.

17) АЛ-АЛ-АЛ – Лада искала квартал.

18) АЛ-АЛ-АЛ – Павел порвал журнал.

19) АЛ-АЛ-АЛ – Я держал штурвал.

20) АЛ-АЛ-АЛ – Я высыпал крахмал.

21) АЛ-АЛ-АЛ – Малыш украшал зал.

22) АЛ-АЛ-АЛ — Николай подал сигнал.

23) АЛ-АЛ-АЛ – Он догнал самосвал.

24) АЛ-АЛ-АЛ — Я достал коралл.

25) АЛ-АЛ-АЛ — Павел опоздал на вокзал.

26) АЛ-АЛ-АЛ — Адмирал зевал.

27) АЛ-АЛ-АЛ – Мы пошли на карнавал.

28) АЛ-АЛ-АЛ – Генерал устроил скандал

29) АЛ-АЛ-АЛ – Для ритуала нужен кристалл.

30) АЛ-АЛ-АЛ – У Лады прекрасный вокал.

31) АЛ-АЛ-АЛ – У шакала страшный оскал.

32) АЛ-АЛ-АЛ – Генерал встал на причал.

33) АЛ-АЛ-АЛ – Адмирал встал на пьедестал.

34) АЛ-АЛ-АЛ – Для кинжала нужен материал.

35) АЛ-АЛ-АЛ – Галка на палке.

36) АЛ-АЛ-АЛ – Фиалка на балконе.

37) АЛ-АЛ-АЛ — Мальчик ел халву.

38) АЛ-АЛ-АЛ – Кто мал да удал?!

Веник пол подметал,

Веник очень устал,

Он чихнул, он зевнул,

И тихонько лег под стул.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [.

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями начиная понимать свой недостаток становя.

Довольно часто начинающие логопеды испытывают трудность в постановке и автоматизации звука [к]. Подборка данного материала поможет им в этой работе.

В помощь родителям.

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та.

Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с.

Артикуляционная гимнастика для звука Л: упражнения для детей и взрослых

Постановка звука «Л» в логопедии — это один из этапов последовательной работы над его произношением. Как правило, к шести годам этот звук уже находится в числе освоенных и выговариваемых ребенком букв алфавита. Если к этому возрасту его произношение оставляет желать лучшего, целесообразно, чтобы процесс постановки происходил поэтапно у логопеда.

Как научить ребенка говорить букву «Л», как научиться выговаривать ее взрослому человеку, что собой представляет автоматизация звука «Л» рассказывает наша статья.

Правильная артикуляция звука «Л»

Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:

  • Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
  • Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
  • Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
  • Голосовые связки создают звучание голоса.

А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:

Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.

Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?

Виды искаженного произношения «Л»

Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:

  1. Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок — уисток, лопата — уапата).
  2. Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа — нгапа, лук — нгук).
  3. Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
  4. Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето — ето, лодка — одка).

Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.

Здесь тоже есть несколько вариантов замены:

  • на «Г» (ложка — гожка, положить — погожить);
  • на «В» (вилка — вивка, луна — вуна);
  • на «Й» (лыжи — йыжи, лампа — йампа);
  • на «Д» (колбаса — кадбаса, колобок — кодобок);
  • на «Ль» (мало — маля, клоп — клеп).

Нарушения произношения звука Л

Вам интересно, как называется дефект, когда не выговариваешь «Л»? Это картавость. А людей, произносящих нечисто «Л», дразнят картавыми.

Причиной неправильного произношения «Л» могут быть слабые мышцы языка, который в артикуляции этого звука играет основную роль. Это также может быть неправильное анатомическое строение уздечки языка, которая не дает дотянуться до основания верхних зубов. А при неправильном фонематическом восприятии, если оно имеет место, воспроизвести «Л», как и любой другой звук, проблематично.

Как выглядит алгоритм работы со звуком «Л»?

Чтобы научиться правильно произносить букву «Л», надо последовательно пройти все этапы работы над ее звукопроизношением, не торопясь и не перескакивая с одной ступеньки на другую.

Только закрепив навык на одном этапе, можно переходить к следующему. Это значительно сократит время и даст устойчивый ожидаемый результат.

Как поставить звук «Л» у взрослого? Процесс коррекции ничем не отличается от того, что предусмотрено в логопедии для детей дошкольного возраста и школьников. Другой может быть форма — без игровых элементов, если это очень серьезный взрослый.

А теперь рассмотрим подробно, какие упражнения выполняются на индивидуальных и групповых занятиях каждой стадии коррекционного процесса.

Подготовительный этап

Ребенку объясняют, как выговаривать букву «Л», показывают, как она должна звучать. Для развития фонематического восприятия называют слова и просят определить ее на слух.

Затем выполняют дыхательную гимнастику для формирования целенаправленной воздушной струи.

Например, игра в настольный футбол с поролоновым мячиком или упражнение «Бегемотик», как на картинке.

На этом этапе должное внимание уделяется артикуляционной разминке.

Этап постановки звука

Для постановки звука «Л» применяют несколько способов:

Постановка звука «Л» по подражанию

На логопедическом занятии ребенку перед зеркалом демонстрируют, как расположить язычок, губы; каким образом через такую конструкцию проходит воздух; обращают его внимание на легкую вибрацию щек. Малыш повторяет за взрослым. Если возникают трудности, на помощь приходят игровые приемы с элементами звукоподражания, например, вой полицейской сирены «Лллл».

При этом способе постановки широко используют иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука. Чтобы поставить звук и сформировать его кинестетический образ, малышу предлагают ощутить теплую воздушную струю на своей ладошке при звукопроизношении.

Постановка звука «Л» механическим способом

Этим методом постановки звука предусмотрено применение вспомогательных средств.

С помощью пальцев рук, а также шпателя, зонда, безопасных предметов домашнего обихода, если вы практикуете этот способ постановки в домашних условиях, речевые органы фиксируются в правильном положении.

Например, если положить поперек языка деревянную палочку, то создается необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхним рядом зубов для правильного направления воздушной струи.

При двугубном дефекте, когда губки самопроизвольно вытягиваются в трубочку, их придерживают пальцами в положении улыбки.

Постановка «Л» от других звуков

«Л» в твердом звучании можно успешно поставить через «Ы» следующим образом:

  1. Кончик языка прикусывается и протяжно тянется «Ы». При такой артикуляции должен зазвучать желаемый «Л».
  2. То же самое можно проделать несколько иначе. Язык до середины лежит между зубами, и воздух выдыхается так, чтобы двигались щеки. Сначала нужно проделать это беззвучно, а потом подключить голос. Услышится шумный «Л», который постепенно станет чистым.
  3. При отчетливом звучании язык перемещается за верхние зубы.

Постановку «Л» выполняют также от мягкого «Ль»: большой палец помещают в ямку под подбородком, слегка нажимают, рефлекторно получается твердый «Л». Такого же эффекта можно добиться, если тыльной стороной ладони подпереть подбородок снизу во время произнесения мягкого «Ль».

Для снятия излишнего напряжения во время постановки звука можно помассировать лицевые мышцы подушечками пальцев. А также пофыркать, как лошадка; пошлепать губами, как рыбка; изобразить усталость, выдохнув «уфф».

Артикуляционная гимнастика для звука «Л»

Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя веселые подражательные игры для язычка.

Благодаря им увеличивается его двигательная активность («Индюк»), отрабатывается нужное расположение («Парус»), повышается тонус («Качели»), улучшается эластичность подъязычной связки («Лошадка», «Гармошка»).

А вот и упражнения!

Автоматизация «Л»

Когда звук удалось поставить, его нужно вводить в свою повседневную речь.

Поэтому на этапе автоматизации происходит его закрепление сначала в изолированном звучании, затем в слогах и словах, потом в словосочетаниях и предложениях.

Каким образом? С помощью игровых упражнений, повторения слов, разучивания стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок.

Картотека заданий для автоматизации «Л»

Научи самолетик правильно говорить букву «Л», повторяя слоги:

А сейчас — автоматизация звука «Л» в словах: назови предметы и подумай, где спрятался звук «Л», в начале слова, середине или, может быть, в конце?

Вот еще слова с «Л» для автоматизации звука — упражняйся:

Повтори словосочетания со звуком «Л» и попробуй составить из них предложения:

Давай поиграем! Это игровая дорожка, называй слова и двигайся сверху вниз к нашему «Л»:

А эта веселая улитка ждет тебя, чтобы ты отгадал все слова и добрался до «Л»:

Автоматизация звука «Л» в стихах — развлекательное занятие для дошкольников и взрослых.

Выучи стишок про букву «Л» и расскажи друзьям:

Повторяя чистоговорки на звук «Л», ты еще лучше научишься его произносить:

Подумай хорошенько и отгадай загадку про букву «Л» с первого, ну, или со второго, раза:

А вот задание потруднее. Попробуй выговорить и не запнуться:

Речевой материал для автоматизации «Л» в связной речи:

Для автоматизации звука «Л» составь рассказы на темы:

  • «Как мама мыла посуду», используя слова ложка, вилка, тарелка, кастрюля.
  • «В лесу» со словами лиса, ель, белка, волнушка, волк.

Этап дифференциации звука «Л»

На этапе дифференциации, когда проблемный звук получилось поставить и закрепить, его учат отличать от близких по звучанию. Что это значит? Видеть различия в артикуляции, в восприятии на слух, выявлять местоположение в составе слова.

Звук «Л» дифференцируют попарно с «Р», «В», «Ль» в изолированном произношении, а также в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «Л» и «Р»

Как звучит «Л» и «Р» по отдельности?

Повтори слоги, где есть буквы «Л» и «Р»:

Назови слова и помоги обезьянке разложить продукты по разным коробкам:

Вставь правильно буквы в слова и прочти стихотворение:

Дифференциация звуков «Л» и «В»

Произнеси сначала «Л», а потом — «В». Повтори слоги с этими звуками:

Назови слова и сгруппируй их в трех колонках:

Прослушай или прочти предложения, постарайся произносить отчетливо буквы «Л» и «В»:

Дифференциация звуков «Л» и «Ль»

Произнеси «Л» и «Ль», определи на слух их различие в звучании. Прочитай слоги с этими звуками:

Назови слова на картинке с твердым «Л» и мягким «Ль»:

Пословицы и чистоговорки помогут тебе сделать произношение четким:

Дисциплина и мотивация — гарантированный результат

В работе над звукопроизношением для успешного результата необходима дисциплина.

  • Чтобы не пропускать занятия, а заниматься систематически.
  • Чтобы настойчиво трудиться и выполнять задания поэтапно.
  • Чтобы следить за своим произношением в свободное от уроков время.

А еще важна мотивация. Научиться выговаривать непослушные звуки, чтобы общение приносило радость.

Поддержите своего малыша, уделяя время, проявляя терпение, побуждая к маленьким победам. Результатом станет не только правильная речь, но и лидерские качества характера.

Постановка и автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, артикуляционная гимнастика для звука Л

Неправильное произношение звуков “л” и “р” режет слух и взрослым, и детям. Своевременная логопедическая коррекция — исправление произношения в лёгкой игровой форме, пока у ребёнка не снизилась самооценка из-за насмешек детей. Постановка звука “л” происходит легко и быстро при условии, что проблема выявлена своевременно и родители понимают, насколько важна правильная артикуляция звука “л” и для формирования речи, и для уверенности малыша.

Варианты неправильного произношения звука

Есть несколько версий того, как искажается буква “л” при говорении:

  • вместо согласной буквы “л” выговаривается гласная: «ыожка» – «ложка», «ыпша» – «лапша»;
  • заменяют «л» на «ува»: «хотеува» – «хотела», «еува» – «ела»;
  • меняют на «р»: «рапша» – «лапша», «рокоть» – «локоть»;
  • вместо “л” на быстром выдохе с надуванием щёк слышится «ф», с выходом через нос – «н».

Ребёнок не выговаривает этот звук по разным причинам. И по манере произношения можно понять, в чём причина того, почему ему трудно говорить «л», не получается произносить букву.

Причины нарушения произношения звука л

Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:

  • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
  • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
  • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;

В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:

  • образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
  • кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
  • середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.

Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает артикуляционная гимнастика для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

  • звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;

  • звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

  • звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;

  • в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед”.

читать/повторять уже более сложные предложения.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

Игры на закрепление произношения

Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:

  • «Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.

  • «Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет — она его съедает.

  • «Предметные картинки»: готовят картинки со словами с л и предлагают малышу назвать изображение, а затем найти необходимый предмет. Например: покажи стул, покажи яблоко.

Структура индивидуального логопедического занятия

Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений — залог быстрого освоения звука Л. Важное условие — чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:

  1. Гимнастика для артикуляционного аппарата — не больше 7 минут.
  2. Постановка звука и автоматизация — 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
  3. Фонематическая работа по закреплению — 10 минут.

С малышами 4-5 лет нужно заниматься до 20 минут ежедневно. С детьми постарше — полчаса.

Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие — хотеть заниматься дольше. Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой.

Постановка звука [л] у детей с помощью логопедических упражнений

Маленькие дети часто искажают слова при разговоре, и некоторые звуки даются им особенно трудно. Что делать, если малыш не произносит звук [л]? Логопед определит причину речевого дефекта, назначит комплекс упражнений для его устранения. Но прежде чем идти к специалисту, родители могут попробовать самостоятельно позаниматься с ребенком. Не исключено, что уроков на дому будет достаточно.

Буква или звук?

Перед первым логопедическим занятием тщательно изучите теоретический материал, ознакомьтесь с основными предпосылками возникновения дефекта, методиками постановки звука и видами упражнений для закрепления успеха.

Пробелы в знаниях родителей – основная причина неэффективности занятий. В первую очередь, запомните, что логопед учит выговаривать не букву а звук [л]. Звуки речи на письме обозначаются буквами. Букву можно лишь написать, но не произнести или услышать. Несколько различных звуков могут обозначаться одной буквой при написании. В русском языке звуков больше, чем букв. Называя звук буквой, вы даете ребенку неправильное представление о русской фонетической базе.

Причины неправильного произношения

Врачи выделяют три основные причины, по которым у малыша возникают проблемы с произношением звука [л]:

  1. [л] не воспринимается ребенком на слух;
  2. имеется дефект в ротовой полости;
  3. недоразвитость мышечной ткани языка.

Часто родители чрезмерно требовательны к крохам. В 2-3 года ошибки при произношении слов с буквой Л логопеды считают нормальным явлением. Если в 4-6 лет проблема не исчезла сама по себе, есть смысл задуматься о коррекционных занятиях.

Правильное положение речевого аппарата

Правильного положения органов артикуляции можно добиться следующим образом:

  • зубы не смыкаются;
  • боковые части языка не прилегают к коренным зубам верхнего ряда;
  • кончик языка находится в напряжении, он делает упор в основания передних зубов верхней челюсти или в десны над ними;
  • корень языка приподнят;
  • верхнее небо расположено так, что оно перекрывает отверстия носоглотки;
  • голосовые связки вибрируют.

Распространенные ошибки артикуляции

Ребенок произносит [л] неправильно, если он:

  • втягивает язык во внутреннюю часть ротовой полости. Так появляется звук [ы] – например, [ыотка] вместо [лотка] в слове «лодка»;
  • неверно располагая губы, ребенок говорит [в] вместо [л] – [увошать] вместо [лошать] в слове «лошадь»;
  • неправильно пропускает поток воздуха – [фук] вместо [лук], [уныпка] вместо [улыпка] в слове «улыбка».

Дети часто неосознанно заменяют ранее освоенный звук [р] на [л]. Во избежание новых проблем с артикуляцией перед отработкой звука [р], потренируйте звук [л].

Подготовительные упражнения перед постановкой звука

Прежде чем переходить к основной части занятия, необходимо выполнить небольшую артикуляционную разминку. Она состоит из пяти упражнений.

  1. «Ням-ням». Язык в форме лопатки, высунут наружу, губы неподвижны. Облизывайте верхнюю губу сверху вниз.
  2. «Индюшонок». Исходное положение речевого аппарата то же. Облизывая в быстром темпе верхнюю губу, пытайтесь произнести «бл-бл-бл».
  3. «Лошадка». Упражнение направлено на укрепление мышц ротовой полости. Имитируйте цокот копыт, пощелкивая языком возле передних зубов верхней челюсти.
  4. «Качели». Широко улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Попеременно упирайтесь кончиком языка в нижние и верхние зубы.
  5. «Гриб». Натяните языковую уздечку, упершись языком в небо. Зафиксируйте ненадолго положение.

Постановка звука [л]

В логопедии опираются на два основных способа постановки звука [л].

  1. Попробуйте вместе произнести [ы] – весело, протяжно, нараспев и т. д. Далее попросите повторить за вами короткие слова со слогом -лы-: клыки, лыжи, лыко, улыбка, слышать и т. д. В один прекрасный момент малышу удастся поймать межзубное положение языка, и он произнесет слово правильно. Когда это случится, заострите его внимание на том, куда должен упираться кончик язычка.
  2. Упражнение также выполняется совместно. Откройте рот так широко, чтобы были видны все зубы. Высуньте язык между зубами и произнесите [а]. Параллельно слегка сомкните челюсть, прижав кончик языка. Должен получится слог –ла-. Когда ребенок начнет чисто произносить [л], предложите ему переместить язык в верное положение.

Не забывайте, что перед вами еще маленький ребенок. Лучшие методы обучения для него – повторение действий взрослого и игра. Не стоит наседать, если кроха не в настроении для занятий. Подогревайте интерес к урокам, объясняйте, что вы делаете и зачем. Начните с 1-2 занятий в день по 3 повтора.

Автоматизация звука

Доведение чистого произношения звука [л] до автоматизма – сложный и трудоемкий процесс тренировок. Когда звук поставлен, ребенок может успешно произносить его отдельно, но и пропускать в словах или слогах. Лучше начать с отработки мягкого звука [л’], а именно – слогов -лю-, -ля-, -ли-, -ле-. Как только слоги будут даваться ребенку легко, переходите к словам с этими слогами, например: олень, лиса, поля и т. д.

После словесной тренировки переходите к чистоговоркам, таким как:

  • ля-ля-ля – летние поля;
  • лю-лю-лю – молока налью;
  • ли-ли-ли – мы лису нашли.

Чистоговорки сменяются скороговорками.

  • Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
  • Великану малы Валины валенки.

Затем начинайте осваивать артикуляцию обратного типа: слоги –аль-, -яль-, -ель- и т. д. Схема тренировки остается прежней за одним исключением: на этом этапе нужно тщательно контролировать положение языка на деснах или зубах.

Твердый звук [л] дается детками сложнее. Методика ничем не отличается от той, что используется с мягким звуком, но количество подходов и повторений логопедических упражнений придется увеличить в несколько раз.

Правила проведения упражнений

Для того чтобы ваши занятия соответствовали методическим и врачебным требованиям, необходимо соблюдать несколько правил.

  • Занятия проводятся ежедневно для успешного перехода полученного умения в навык.
  • Нельзя выполнять более 5 упражнений за занятие.
  • При подборе заданий нужно руководствоваться принципом «от простого к сложному».
  • Занятия проводят в форме игры.
  • Из 5 упражнений лишь одно должно быть новым для малыша. 4 остальных ему знакомы по предыдущим занятиям.
  • Занятие проводится только в сидячем положении.
  • Ребенок хорошо видит и свое лицо, и лицо взрослого, чтобы контролировать правильность выполнения задания. Лучше расположиться рядом с большим зеркалом.
  • Взрослый должен контролировать правильность выполнения упражнения.
  • Занятие проводится в непринужденной обстановке с позитивным настроем малыша.
  • Выделять и хвалить любые успехи малыша.

Другие способы развития речевого аппарата

Доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкую моторику рук, расположены по соседству. Между задержкой речевого развития и плохой координацией детских пальчиков наблюдается прямая зависимость. Развивая речь ребенка, вы стимулируете механизмы развития мелкой моторики, и наоборот. Таким образом, для устранения трудностей в артикуляции звуков необходимо играть с малышом в пальчиковые игры. Методические пособия богаты примерами домашних заданий по логопедии на основе пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста:

  • лепка из пластилина или глины;
  • рисование, разукрашивание, творческая работа с рисунками;
  • игры с камешками, бусинами, шариками;
  • нанизывание бусин или пуговиц на нитку;
  • завязывание узлов на веревке;
  • застегивание пуговиц, крючков, молний;
  • конструирование;
  • собирание паззлов;
  • складывание кубиков и пирамидок;
  • игры с водой и песком;
  • аппликация.

Подобные игры имеют свои особенности проведения.

  • Сочетание игр и упражнений для развития речи. Игры не проводятся молча. Каждое действие озвучивается и проговаривается.
  • Регулярные тренировки. Пальчиковым играм должно быть отведено отдельное время в распорядке дня ребенка.
  • Важна энергичность движений и максимальная двигательная нагрузка на детские пальчики.
  • Непродолжительность занятий.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, также помогают детям научиться понимать содержание стихов, различать ритм речи. Формирование тонких движений детских пальчиков способствует созреванию зрительно-моторной координации, готовности руки к письму.

Занятия не будут иметь успеха без максимального включения родителей в процесс обучения. Научитесь заново вместе с ребенком произносить сложные звуки. Подключите фантазию, чтобы заинтересовать его. Превратите обычное упражнение в веселую забаву, и результат не заставит долго ждать!

Как научить ребенка выговаривать букву «Л»

Одной из проблем при развитии речи ребенка является постановка звука Л. Для выработки правильного произношения разработано много упражнений. Выполнять их лучше под контролем логопеда. Когда будет выработан навык произношения, его нужно автоматизировать. Тренировки могут занять много времени.

Что такое ламбдацизм и его разновидности

Ламбдацизмом принято называть неправильное произношение звука Л или же его полное выпадение в речи.

Различают несколько видов этого нарушения:

  1. Носовой — поток воздуха при выдохе идет через нос. Причина такого произношения в том, что мягкое небо соприкасается с корнем языка. Вместо «лампа» получается «нгампа».
  2. Двугубный — при произношении напрягаются губные мышцы, вместо нужного звука ребенок произносит «у» — «уапата» вместо слова «лопата».
  3. Межзубный — кончик язычка выпадает между зубами.
  4. Нижний — язык ложится на нижние зубы. Эту разновидность труднее всего корректировать.
  5. Фрикативный — вместо нужного звука получается смягченный («украинский») Г.

Замена звука Л на другие называется параламбдацизмом.

Наиболее частые разновидности замены:

  • В — «вук» вместо «лук»;
  • Д — «дожка» вместо ложка;
  • Й — «йампа» вместо «лампа»;
  • мягкий Л — «плет» вместо «плот».

У части детей наблюдается полное выпадение звука Л. Вместо слова «лиса» произносится «иса».

В чем причины неправильного произношения Л

До 4 лет речевой аппарат не приспособлен к выговариванию этого звука, поэтому ламбдацизм в этом возрасте считается вариантом нормы.

Описано несколько причин, почему ребенок разговаривает неверно:

  1. Неправильное дыхание в процессе речи.
  2. Нарушения развития речевого слуха — ребенок плохо слышит речь других людей и плохо воспринимает смысл.
  3. Недостаточное развитие артикуляционного аппарата, слабость мимической мускулатуры и языка. Эти мышцы играют ведущую роль в произношении звуков.
  4. Отклонения в строении подъязычной связки (уздечки) — нарушения речи возможны, если связка короткая.

Неправильное дыхание может быть связано с несколькими факторами:

  1. У ребенка уменьшен объем легких.
  2. Дыхательная мускулатура слабая, поэтому ребенок не может громко говорить.
  3. При выдохе воздушная струя выходит рывками, поэтому становится трудно закончить длинное предложение.
  4. Неправильное распределение воздуха, в результате вдох начинается посередине слова.

Как нужно расположить язык и губы

У большинства детей ламбдацизм связан не с анатомическими нарушениями речевого аппарата, а с неправильной постановкой губ и языка.

Чтобы добиться правильного произношения, нужно соблюдать следующие правила:

  1. Следить, чтобы верхние зубы не смыкались с нижними. Между ними должно сохраняться узкое пространство.
  2. Боковые части языка не должны примыкать к верхним коренным зубам. Это обеспечит правильное дыхание.
  3. Кончик должен быть твердым и упираться в верхние зубы или сразу над ними.
  4. Область у корня должна быть слегка приподнята.
  5. Верхнее небо слегка приподнимается, чтобы воздух при выдохе не мог попадать в носовую полость.
  6. Голосовые связки вибрируют и создают голосовое звучание.

Положение детских губ зависит то того, какой звук следует за Л.

Какие могут быть ошибки при попытке произнести Л

Если ребенок пытается произнести звук Л, возможны следующие ошибки:

  1. Язык уходит в глубину ротовой полости, его кончик не соприкасается с верхними зубами или деснами. Вместо нужного звука у ребенка получается Ы («лодка» — «ыодка»).
  2. Резкий вдох в момент, когда нужно сказать нужный звук. Если в процессе участвуют мышцы щек — получается фонема Ф.
  3. Воздушный поток проходит в нос, поэтому получается Н.

Иногда ребенку сначала ставят Р, а затем Л. В такой ситуации второй звук может заменять первый («руна» вместо «луна»)

Неправильная постановка губ

Если выявлен двугубный ламбдацизм, ребенок неправильно располагает губы и неверно выговаривает Л. Вместо того, чтобы расслабить их, ребенок вытягивает трубочкой. В результате у него получается звук У или В. При этом в произношении ведущую роль играет не язык, а губы. Кончик языка опускается и ложится на дно ротовой полости.

Подготовка к упражнениям

Прежде чем начать тренировку, ребенку показывают, как должен правильно звучать Л. Произносят несколько слов с отчетливой артикуляцией. Ребенок должен увидеть, как располагаются губы и язык. Называют несколько слов, где есть эта буква, и просят определить на слух, в какой части слова она стоит.

Чтобы сформировать правильное прохождение воздуха, делают дыхательную гимнастику.

Затем ребенку предлагают выполнить подготовительные упражнения:

  1. «Гамак».
    Кончик языка упирается в верхние передние зубы. Выгнуть язык, чтобы он стал похож на гамак, и некоторое время удержать в таком состоянии. Можно выполнять на счет.
  2. «Вкуснятина».
    Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна двигаться.
  3. «Индюк».
    Упражнение похоже на предыдущее, но несколько сложнее. Его выполняют с большей скоростью. Можно добавить произношение сочетаний «бл-бл-бл».
  4. «Лошадка».
    Язык делают широким, поднимают и щелкают им по небу. Рот немного приоткрыт, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Такое упражнение полезно делать, когда ребенку трудно удерживать язык на весу и упираться кончиком в верхние зубы.
  5. «Качели».
    Рот приоткрывается, нужно широко улыбнуться. Кончик языка должен быть твердым. Дальше упражнение делается по счету. На «раз» язык поднимается, кончик упирается в верхний зубной ряд (заднюю поверхность резцов). На счет «два» кончик упирается в нижние зубы. Упражнение повторяют несколько раз.
  6. «Грибок».
    Спинку языка прижимают к твердому небу, она становится похожей на шляпку гриба. Зафиксировать в таком положении и удержать 5-10 секунд. Уздечка должна быть слегка натянута.

Этот комплекс выполняется не меньше 2 недель до начала постановки звука.

Как постановить звук Л

После завершения подготовительного этапа переходят к основным упражнениям.

Постановка Л проводится:

  • по подражанию;
  • на вдохе;
  • механическими способами.

Когда ребенок начнет произносить букву правильно, необходимо закрепить этот навык и довести его до автоматизма. Вначале ребенка нужно научить мягкому звуку, затем твердому.

По подражанию

Самый распространенный метод обучения — посредством подражания взрослому. Вначале родитель или логопед показывает, как правильно расположить язык и губы.

Чтобы ребенку было понятнее, можно предварительно объяснить ему на словах:

  1. Язык нужно сделать широким.
  2. Кончик прижимается к верхним передним зубам или деснам.
  3. Середину языка прогибают книзу, а корень приподнимается.
  4. Боковые части не поднимать, чтобы между ними и щеками проходил воздух.

Для проверки правильности прикасаются к щекам, пока ребенок произносит Л. Если все сделано верно, мышцы щек слегка вибрируют.

Заниматься лучше перед зеркалом. Вначале взрослый несколько раз говорит правильно сам, потом просит повторить ребенка.

На вдохе

Упражнения на развитие правильной артикуляции сочетают с дыхательной гимнастикой. Ставить Л желательно на вдохе.

Перед началом тренировки делают несколько дыхательных движений:

  1. Вдох быстрый — 1 секунда.
  2. Выдох плавный и медленный — до 5 секунд.

Затем можно усложнить упражнение, преподнести его в форме игры. Соотношение вдоха и выдоха при этом должно сохраняться.

Комплекс для каждого ребенка подбирается индивидуальный и может включать следующие упражнения:

  1. Подуть на вертушку и понаблюдать, как она крутится.
  2. «Остановить бегущую лошадку». Делается вдох, губы расслабляются. Воздух выдыхается так чтобы получился звук «прррр».
  3. Ребенок ложится на спину на ровную поверхность (пол или жесткая кушетка). Рука кладется на живот. Делается вдох и надувается живот. Рука должна ощущать, как на вдохе «мячик надувается», а на выдохе «сдувается».
  4. Можно попросить ребенка закрыть глаза и угадать по запаху фрукты или другие предметы. На вдохе нужно нюхать фрукт, втягивая воздух через нос. На выдохе произносится название предмета.

С механической помощью

Чтобы правильно поставить звук, можно воспользоваться механическими приспособлениями:

  • шпателем;
  • специальными зондами;
  • деревянной палочкой от мороженого;
  • черенком ложки и пр.

Если дома нет подходящих предметов, можно помочь ребенку пальцами рук. Основная задача такой работы — зафиксировать орган или мышцу в правильном положении.

С помощью подручных средств делают следующие упражнения:

  1. Деревянную палочку кладут поперек языка. Таким способом создается пространство между верхними коренными зубами и боковыми частями языка. Формируется правильное прохождение воздуха через ротовую полость.
  2. Постановка твердого звука от мягкого проводится с помощью большого пальца руки. Для этого подушечку пальца кладут в ямку под подбородок. Слегка нажимают на эту область, и звук рефлекторно становится твердым.
  3. Научиться произносить твердую фонему можно, если прижать к нижней части подбородка тыльную сторону кисти.
  4. Если ребенок излишне напряжен, можно немного расслабить мимические мышцы, помассировав их кончиками пальцев.
  5. Для коррекции двугубного ламбдацизма уголки губ растягиваются до положения улыбки и в таком состоянии удерживаются указательными пальцами.

Снять напряжение можно, пошлепав губами, выдохнув полным ртом через сомкнутые зубы -«уфф», пофыркав.

Как сделать правильное произношение автоматическим

После того как правильное произношение было поставлено, его нужно закрепить. Это процесс для детей сложный и занимает много времени. В домашних условиях достаточно заниматься несколько минут в день утром и вечером. Будет лучше, если уроки будут проходить в форме игры.

Мягкий Л

Ребенок часто упускает мягкий Л и даже целые слоги с его участием. Поэтому логопедические упражнения на звук лучше начинать с этого момента.

Для начала закрепляется произношение слогов. Дальше можно переходить к словам. Отдельные слоги можно закрепить с помощью специальных скороговорок.

Примеры приведены в таблице

Слоги простыеСлоги сложныеПримеры словСкороговорки
ЛяСля, кля, пля, фля, гляПоля, Коля, Толя, тополяЛя-ля-ля — холодная земля
ЛюСлю, клю, плю, флю, глюЛюся, лютик, люкЛю-лю-лю — печь топлю
ЛиСли, кли, пли, фли, глиЛида, липа, лиса, лимонЛи-ли-ли — лимон нашли
ЛеСле, кле, пле, фле, глеЛена, лень, лесЛе-ле-ле — все в золе
ЛеСле, кле, пле, фле, глеЛен, легкий, кулек

Когда у ребенка начнут получаться прямые слоги, можно переходить к обратным. Вначале прорабатываются отдельные звукосочетания, потом переходят к целым словам и скороговоркам.

Простые слогиПримеры словСкороговорки
АльПальто, калька
ЕльКапель, кисельЕль-ель — за окном капель
ОльМоль, сольОль-оль — залетела моль
УльКуль, буль-бульУль-уль — повесили тюль
ЫльПыль, намыльЫль-ыль — ладони намыль
ЮльИюль, тюль

Твердый Л

Несколько сложнее научить ребенка говорить твердый Л. Для автоматизации звука используются те же приемы, что и для мягкого. Но времени на закрепление может понадобиться больше.

Осваивать правильную речь нужно поэтапно:

  1. Вначале малыш учится говорить слоги — Лэ, Ло, Лы, Ла, Лу.
  2. Потом сочетания можно усложнить другими согласными — Сла, Флы, Кло, Глу, Плэ и пр.
  3. После прямых слогов переходят к обратным — Ал, Ол, Ул, Ыл, Эл.
  4. Когда сочетания букв будут прочно закреплены, переходят к целым словам — лодка, лампа, лыжи, луна.

Детям можно предложить чистоговорки и скороговорки:

  • лу-лу-лу — лужа на полу;
  • ла-ла-ла — мусор подмела;
  • ло-ло-ло — стояло помело;
  • около Лондона — логово колдуна;
  • клади уголь в угол.

При тренировке желательно избегать сочетаний с буквой Р. Эти буквы детям особенно трудно произносить, они часто путаются.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Чтобы развить речевой слух, логопеды рекомендуют играть с ребенком в игры:

  1. Предлагают говорить слова сначала тихо, потом со средней силой, потом громко. Можно показать игрушки и давать задания — маленькая игрушка говорит тихо, большая громко, потом наоборот.
  2. Читают по ролям сказки, где герои говорят разными голосами — тихо или громко, низким или высоким голосом.
  3. Ребенку показывают картинки и называют их. В некоторых названиях делаются ошибки. Если играющий замечает ошибку, он поднимает руку или хлопает в ладоши.
  4. Взрослый показывает картину и произносит несколько похожих слов. Среди них нужно выбрать одно правильное (лук — луг — люк).
  5. Родитель или воспитатель называет обобщающее слово. Детей просят назвать примеры слов из названной группы. В них должна встречаться буква Л (фрукты — лимоны, яблоки, деревья — клен, липа и т.д.).

Тренировки нужно проводить систематически. Игровые занятия можно дополнить музыкальным сопровождением.

Ссылка на основную публикацию