Постановка и автоматизация твердого звука (Л)

Постановка правильного звука «Л» у ребенка

Одним из самых поздних звуков, которые начинает произносить ребенок, является «Л». Иногда поставить его произношение получается только к 6 годам. Существует ряд упражнений, которые могут в этом помочь. Важно знать правильную методику их выполнения, чтобы не ухудшить ситуацию с артикуляцией. Постановка звука «Л» может занять много времени, поэтому важно не торопиться и последовательно выполнять тренировки.

Что такое ламбдацизм

Неправильное произношение «Л» и «Ль» имеет собственное название – ламбдацизм. Этот термин описывает не только неправильное воспроизведение звука, но и полный его пропуск. Ламбдацизм бывает нескольких типов:

  • двугубный: вместо правильного звука слышится «у» («уапата» вместо «лопата»);
  • носовой (на мягкое небо попадает корневая часть языка, из-за чего поток воздуха устремляется в нос, звук «л» меняется на «нг» — вместо слова луна может слышаться «нгуна»).
  • межзубный (в процессе речи кончик языка помещается в межзубное пространство);
  • Иногда звук не проговаривается вообще (вместо слова лук ребенок говорит «ук»).

Другой логопедический термин описывает состояние, когда ребенок заменяет правильный звук «л» на другие – параламбдацизм. Чаще на практике происходят такие замены «л»:

  • на Г – «стог» вместо «стол», вместо «полы» «погы»;
  • на В – вместо «лыжи» «выжи»;
  • на Ё – вместо слова «ложка» проговаривается «ёжка»:
  • на Д – слово «лошадь» произносится как «дошадь»;
  • на мягкий звук Л – «деля вместо «дела».

При правильном выполнении необходимых упражнений это можно исправить.

В чем причины неправильного произношения «Л»

Существует всего 3 причины, по которым ребенок может не научиться сразу правильно произносить «Л». Среди них:

  1. в процессе разговора «Л» не воспринимается ребенком фонематически;
  2. анатомически короткая подъязычная связка;
  3. слабость мышечных тканей языка.

Иногда также к причинам относят возраст малыша – если ребенок очень маленький (2-3 года), его ошибки в произношении «Л» можно считать нормой, так как звук формируется позднее – к 4-6 годам.

Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести «Л»

Произношение «Л», особенно если звук еще не получается, требует правильного расположения органов артикуляции. Нужно обратить внимание на следующие правила:

  • зубы из верхних и нижних рядов не должны смыкаться – лучше, если они будут находиться на небольшом удалении друг от друга;
  • чтобы не нарушить дыхание, важно следить за боковыми частями языка – они не должны примыкать к дальним зубам верхнего ряда;
  • кончик языка следует напрячь, он должен упираться в верхние зубы либо в десны над ними;
  • корневую часть языка важно приподнять;
  • чтобы в носовую полость проход был закрыт, нужно приподнять верхнее нёбо;
  • в области голосовых связок нужно создать вибрацию.

Положение губ может быть разным при произношении «Л» — всё зависит от букв, которые следуют в слове после.

Какие могут быть ошибки при попытке произнести «Л»

Существует несколько распространенных ошибок, которые возникают при попытке произнести «Л». При этом все способы постановки звука становятся неэффективными. Многие из ошибок вызваны неправильным расположением губ и языка, а потому их просто решить.

Звук «Л» может не получаться из-за того, что:

  • язык оттягивается во внутреннюю часть рта, из-за чего получается произносить «Ы» (вместо слова «лом» получается «ыом»);
  • губы располагаются неправильно, из-за чего слышатся не те звуки – например, сочетание «ува» (вместо «лопата» «увапата»);
  • производится резкий вдох в момент произношения – Л меняется на Ф, если участвуют щеки, и на Н, если поток воздуха проходит через нос.

Иногда дети заменяют звук «Л» на «Р» – особенно часто это происходит, если последний звук уже отработан, а первый – нет. Тогда ребенок может произносить «рук» вместо «лук».

Неправильная постановка губ

Если присутствует двугубный ламбдацизм, ошибки могут быть связаны с неправильной постановкой губ при произношении – например, если малыш их сильно вытягивает, вместо нужного звука получается «у» или «в».

Особенно здесь полезно упражнение «Улыбка»: зубы нужно сжать, а губы – сильно развести в улыбке. Такое положение следует сохранять, как можно дольше, а выполнять движение лучше под счет. Иногда взрослым даже приходится удерживать губы в такой улыбке вручную, чтобы избежать их вытягивания.

Чтобы малыш не напрягал губы при выполнении упражнений на «Л», можно сделать такие задания:

  • «Рыбка»: расслабить губы, а затем похлопать ими друг о друга, подобно аквариумным рыбкам.
  • «Усталость»: сделать глубокий вдох через нос, а выдох – через рот: губы при этом должны быть приоткрыты и расслаблены.
  • «Лошадка»: нужно сделать вдох через нос, а выдох через рот. Губы должны при этом быть расслаблены так, чтобы от потока воздуха началась их вибрация «прр».

Подготовка к упражнениям на постановку «Л»

Существует артикуляционная гимнастика, которая помогает поставить «Л» и облегчает процесс постановки звука впоследствии. В целом упражнения помогают повысить подвижность губ и языка:

  • «Гамак» — в передние резцы верхнего ряда упирается кончик языка. Он должен быть прогнут вниз так, чтобы по форме напоминать провисший вниз гамак. Каких-либо движений здесь выполнять не нужно — достаточно просто удерживать язык в таком положении некоторое время. Лучше делать упражнение на счёт.
  • «Вкусно» — язык нужно сделать широким, после чего облизывать им верхнюю губу сверху вниз. Важно, чтобы язык работал самостоятельно – нижняя губа не должна двигаться вверх, перемещая таким образом и язык. Так делать упражнение легче, но это неправильно.
  • «Индюк» — положение языка, как и выполняемые движение, совпадают с упражнением «Вкусно». При этом нужно значительно ускорить темп движений и добавить к этому произношение звука «бл-бл-бл» или похожих.
  • «Лошадка» (помогает, если сложно удерживать язык на весу, уперев его в передние зубы): язык нужно сделать широким, а затем пощелкать им по небу вблизи верхних передних зубов. Нижняя челюсть при этом никак не должна двигаться, а рот следует немного приоткрыть.
  • «Качели» — в широкой улыбке нужно приоткрыть рот. Упражнение выполняется по счету – на «раз» нужно упереть кончик языка в верхние зубы с внутренней стороны, на «два» — в нижние. Упражнение выполняется попеременно.
  • «Грибок» (помогает зафиксировать язык на нёбе, то есть в положении сверху): поверхность языка сверху нужно упереть в нёбо так, чтобы ощущалось натяжение языковой уздечки. Движения выполнять не нужно.

Эффективны такие упражнения при любых типах ламбдацизма. До начала тренировки непосредственно «Л», эти упражнения нужно выполнять не менее 14 дней (иногда подобную тренировку продолжают и в течение целого месяца). После этого можно начать делать логопедические упражнения на звук, который необходим.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с артикуляционной гимнастикой для звука «Л» более подробно.

Тренировка звука «Л» по подражанию

Если ребенок никак не произносит звук, поставить его будет проще, потому что при замене правильного звука неправильным формируется привычка, а ее исправить может быть гораздо сложнее.

Научить говорить твердый и мягкий «Л» можно посредством подражания правильному звуку. При этом нужно показать ребенку, как правильно располагать артикуляционные органы, чтобы получилось произнести «Л». Делают это перед зеркалом – логопед или родитель садится к нему с ребенком и на своем примере показывает правильное расположение губ и языка при произношении «Л».

На словах объяснить это можно так: язык нужно максимально расширить, и кончик прижать к основанию верхних передних зубов. Среднюю часть языка нужно прогнуть вниз, подобно гамаку, а корень, наоборот, приподнять. Боковые части языка важно не поднимать вверх, так как иначе поток воздуха не устремится в нужное направление – к щекам (они вибрируют, если во время проговаривания звука к ним прикоснуться).

Такая постановка звука «Л» от демонстрации своего примера эффективна, но дети, ввиду своего малого возраста, не всегда могут его понять и повторить. Тогда можно подобрать более простые задания – например, рассказывать ребенку сказки, тренирующие необходимые звуки (в них обычно нужно протягивать эти звуки, например, если сказка про пароходы, можно имитировать издаваемые ими звуки «ЛЛЛ»).

Ребенок может не сразу научиться правильно произносить «Л», но после нескольких тренировок нужный звук должен получиться. Для звука «Л» артикуляционная гимнастика проводится как посредством упражнений для языка, так и с помощью произношения слогов и слов.

Когда удастся натренировать «Л», можно попытаться сочетать его с гласными и проговаривать уже слоги – Ло, Ла, Лэ и другие. Если с такими сочетаниями у малыша возникли трудности, можно начать с обратных – Ол, Ал, Ул.

Как сделать правильное произношение автоматическим

Постановка и автоматизация звука «Л» в домашних условиях может быть очень сложной. Это длительный процесс, поэтому ребенка лучше не перегружать – достаточно заниматься по несколько минут 2 раза в день (не дольше получаса). Лучше тренировки проводить в игровой форме.

Мягкий «Л»

Даже если ребенок научился говорить сам звук «Л», а также слоги с его участием, в словах он по-прежнему может его упускать. Тогда лучше начать с тренировки мягкого звука «Ль». Здесь тоже тренироваться следует начать со слогов – Ля, Лю, Ли и других аналогичных. Когда слоги начнут получаться, можно попытаться перейти и ко словам:

Постановка звука «Ль» в отдельных словах можно закреплять чистоговорками:

  1. Ля-ля-ля — холодная земля.
  2. Лю-лю-лю — печку затоплю.
  3. Ли-ли-ли — мы грибы нашли.

Скороговорки тоже пригодятся. Например, для постановки звука «Л» можно использовать такие:

  • Лала ела халву под покрывалом.
  • У тёплой плиты Толя плетёт лапти.
  • Люба любит лютики, а Поля — мультики.
  • Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
  • Великану малы Валины валенки.

Если в слогах прямого типа артикуляция звука «л» мягкого начала получаться, можно перейти к обратным. Слоги произносятся такие: Аль, Ель, Оль, Яль, Уль и др. После их постановки можно перейти и на соответствующие слова – например, тюль, тополь, моль, тюльпан, стульчик.

Звукосочетания можно усложнить, добавив дополнительные согласные – К, П, Ф, Г, С (Слю, Сля, Сли и др.). Слова для постановки таких звуков подобрать несложно – слива, клюква, слякоть, глюкоза, флюс, слюда, плюс и другие).

Закрепить навык помогут следующие упражнения для постановки Л:

  • ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на дворе капель.
  • ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: полетела моль.
  • ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: ладонь скорей намыль.
  • УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.

На этом этапе все еще нужно контролировать правильность расположения языка во рту.

Твердый «Л»

Сложнее научиться проговаривать «Л» твердый. Методика здесь аналогична той, которая используется, когда ставится артикуляция звука «Ль», но повторений может потребоваться гораздо больше.

Начать лучше с твердых слогов – Ла, Ло, Лу, Лы, Лэ. Когда удастся поставить их, можно перейти ко словам:

  • Ло: лодка, локоть, лоб;
  • Ла: лампа, лавка, лак;
  • Лы: лыжи, полы, столы;
  • Лу: луна, луг, лук.

Для закрепления результата подойдут такие чистоговорки и скороговорки:

  • Ла-ла-ла — мусор убрала,
  • Лу-лу-лу — подмету золу,
  • Ло-ло-ло — лопнуло стекло.
  1. В лодке Володька.
  2. Клади в угол уголь.
  3. Около Лондона — логово колдуна.

При постановке «Л» твердого и мягкого лучше избегать слов или слогов с «Р». Звуки «Л» и «Р» являются особенно трудными для ребенка, поэтому их лучше не путать между собой. Постановка звука «Р» требуется позже, чем «Л».

Звук «Л» — один из самых сложных звуков, который может сформироваться в некоторых случаях только к 6 годам. Чтобы поставить его максимально быстро и эффективно, лучше проконсультироваться с логопедом. Можно попытаться справиться и в домашних условиях с помощью упражнений.

Постановка и автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, артикуляционная гимнастика для звука Л

Неправильное произношение звуков “л” и “р” режет слух и взрослым, и детям. Своевременная логопедическая коррекция — исправление произношения в лёгкой игровой форме, пока у ребёнка не снизилась самооценка из-за насмешек детей. Постановка звука “л” происходит легко и быстро при условии, что проблема выявлена своевременно и родители понимают, насколько важна правильная артикуляция звука “л” и для формирования речи, и для уверенности малыша.

Варианты неправильного произношения звука

Есть несколько версий того, как искажается буква “л” при говорении:

  • вместо согласной буквы “л” выговаривается гласная: «ыожка» – «ложка», «ыпша» – «лапша»;
  • заменяют «л» на «ува»: «хотеува» – «хотела», «еува» – «ела»;
  • меняют на «р»: «рапша» – «лапша», «рокоть» – «локоть»;
  • вместо “л” на быстром выдохе с надуванием щёк слышится «ф», с выходом через нос – «н».

Ребёнок не выговаривает этот звук по разным причинам. И по манере произношения можно понять, в чём причина того, почему ему трудно говорить «л», не получается произносить букву.

Причины нарушения произношения звука л

Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:

  • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
  • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
  • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;
Читайте также:  Коррекция письма (несколько приемов из опыта работы учителя-логопеда)

В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:

  • образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
  • кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
  • середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.

Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает артикуляционная гимнастика для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

  • звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;

  • звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

  • звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;

  • в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед”.

читать/повторять уже более сложные предложения.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

Игры на закрепление произношения

Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:

  • «Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.

  • «Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет — она его съедает.

  • «Предметные картинки»: готовят картинки со словами с л и предлагают малышу назвать изображение, а затем найти необходимый предмет. Например: покажи стул, покажи яблоко.

Структура индивидуального логопедического занятия

Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений — залог быстрого освоения звука Л. Важное условие — чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:

  1. Гимнастика для артикуляционного аппарата — не больше 7 минут.
  2. Постановка звука и автоматизация — 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
  3. Фонематическая работа по закреплению — 10 минут.

С малышами 4-5 лет нужно заниматься до 20 минут ежедневно. С детьми постарше — полчаса.

Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие — хотеть заниматься дольше. Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой.

Как научить ребенка выговаривать букву «Л»

Одной из проблем при развитии речи ребенка является постановка звука Л. Для выработки правильного произношения разработано много упражнений. Выполнять их лучше под контролем логопеда. Когда будет выработан навык произношения, его нужно автоматизировать. Тренировки могут занять много времени.

Что такое ламбдацизм и его разновидности

Ламбдацизмом принято называть неправильное произношение звука Л или же его полное выпадение в речи.

Различают несколько видов этого нарушения:

  1. Носовой — поток воздуха при выдохе идет через нос. Причина такого произношения в том, что мягкое небо соприкасается с корнем языка. Вместо «лампа» получается «нгампа».
  2. Двугубный — при произношении напрягаются губные мышцы, вместо нужного звука ребенок произносит «у» — «уапата» вместо слова «лопата».
  3. Межзубный — кончик язычка выпадает между зубами.
  4. Нижний — язык ложится на нижние зубы. Эту разновидность труднее всего корректировать.
  5. Фрикативный — вместо нужного звука получается смягченный («украинский») Г.

Замена звука Л на другие называется параламбдацизмом.

Наиболее частые разновидности замены:

  • В — «вук» вместо «лук»;
  • Д — «дожка» вместо ложка;
  • Й — «йампа» вместо «лампа»;
  • мягкий Л — «плет» вместо «плот».

У части детей наблюдается полное выпадение звука Л. Вместо слова «лиса» произносится «иса».

В чем причины неправильного произношения Л

До 4 лет речевой аппарат не приспособлен к выговариванию этого звука, поэтому ламбдацизм в этом возрасте считается вариантом нормы.

Описано несколько причин, почему ребенок разговаривает неверно:

  1. Неправильное дыхание в процессе речи.
  2. Нарушения развития речевого слуха — ребенок плохо слышит речь других людей и плохо воспринимает смысл.
  3. Недостаточное развитие артикуляционного аппарата, слабость мимической мускулатуры и языка. Эти мышцы играют ведущую роль в произношении звуков.
  4. Отклонения в строении подъязычной связки (уздечки) — нарушения речи возможны, если связка короткая.

Неправильное дыхание может быть связано с несколькими факторами:

  1. У ребенка уменьшен объем легких.
  2. Дыхательная мускулатура слабая, поэтому ребенок не может громко говорить.
  3. При выдохе воздушная струя выходит рывками, поэтому становится трудно закончить длинное предложение.
  4. Неправильное распределение воздуха, в результате вдох начинается посередине слова.

Как нужно расположить язык и губы

У большинства детей ламбдацизм связан не с анатомическими нарушениями речевого аппарата, а с неправильной постановкой губ и языка.

Чтобы добиться правильного произношения, нужно соблюдать следующие правила:

  1. Следить, чтобы верхние зубы не смыкались с нижними. Между ними должно сохраняться узкое пространство.
  2. Боковые части языка не должны примыкать к верхним коренным зубам. Это обеспечит правильное дыхание.
  3. Кончик должен быть твердым и упираться в верхние зубы или сразу над ними.
  4. Область у корня должна быть слегка приподнята.
  5. Верхнее небо слегка приподнимается, чтобы воздух при выдохе не мог попадать в носовую полость.
  6. Голосовые связки вибрируют и создают голосовое звучание.

Положение детских губ зависит то того, какой звук следует за Л.

Какие могут быть ошибки при попытке произнести Л

Если ребенок пытается произнести звук Л, возможны следующие ошибки:

  1. Язык уходит в глубину ротовой полости, его кончик не соприкасается с верхними зубами или деснами. Вместо нужного звука у ребенка получается Ы («лодка» — «ыодка»).
  2. Резкий вдох в момент, когда нужно сказать нужный звук. Если в процессе участвуют мышцы щек — получается фонема Ф.
  3. Воздушный поток проходит в нос, поэтому получается Н.

Иногда ребенку сначала ставят Р, а затем Л. В такой ситуации второй звук может заменять первый («руна» вместо «луна»)

Неправильная постановка губ

Если выявлен двугубный ламбдацизм, ребенок неправильно располагает губы и неверно выговаривает Л. Вместо того, чтобы расслабить их, ребенок вытягивает трубочкой. В результате у него получается звук У или В. При этом в произношении ведущую роль играет не язык, а губы. Кончик языка опускается и ложится на дно ротовой полости.

Подготовка к упражнениям

Прежде чем начать тренировку, ребенку показывают, как должен правильно звучать Л. Произносят несколько слов с отчетливой артикуляцией. Ребенок должен увидеть, как располагаются губы и язык. Называют несколько слов, где есть эта буква, и просят определить на слух, в какой части слова она стоит.

Чтобы сформировать правильное прохождение воздуха, делают дыхательную гимнастику.

Затем ребенку предлагают выполнить подготовительные упражнения:

  1. «Гамак».
    Кончик языка упирается в верхние передние зубы. Выгнуть язык, чтобы он стал похож на гамак, и некоторое время удержать в таком состоянии. Можно выполнять на счет.
  2. «Вкуснятина».
    Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна двигаться.
  3. «Индюк».
    Упражнение похоже на предыдущее, но несколько сложнее. Его выполняют с большей скоростью. Можно добавить произношение сочетаний «бл-бл-бл».
  4. «Лошадка».
    Язык делают широким, поднимают и щелкают им по небу. Рот немного приоткрыт, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Такое упражнение полезно делать, когда ребенку трудно удерживать язык на весу и упираться кончиком в верхние зубы.
  5. «Качели».
    Рот приоткрывается, нужно широко улыбнуться. Кончик языка должен быть твердым. Дальше упражнение делается по счету. На «раз» язык поднимается, кончик упирается в верхний зубной ряд (заднюю поверхность резцов). На счет «два» кончик упирается в нижние зубы. Упражнение повторяют несколько раз.
  6. «Грибок».
    Спинку языка прижимают к твердому небу, она становится похожей на шляпку гриба. Зафиксировать в таком положении и удержать 5-10 секунд. Уздечка должна быть слегка натянута.

Этот комплекс выполняется не меньше 2 недель до начала постановки звука.

Как постановить звук Л

После завершения подготовительного этапа переходят к основным упражнениям.

Постановка Л проводится:

  • по подражанию;
  • на вдохе;
  • механическими способами.

Когда ребенок начнет произносить букву правильно, необходимо закрепить этот навык и довести его до автоматизма. Вначале ребенка нужно научить мягкому звуку, затем твердому.

По подражанию

Самый распространенный метод обучения — посредством подражания взрослому. Вначале родитель или логопед показывает, как правильно расположить язык и губы.

Чтобы ребенку было понятнее, можно предварительно объяснить ему на словах:

  1. Язык нужно сделать широким.
  2. Кончик прижимается к верхним передним зубам или деснам.
  3. Середину языка прогибают книзу, а корень приподнимается.
  4. Боковые части не поднимать, чтобы между ними и щеками проходил воздух.
Читайте также:  Задания по лексической теме ‘Мебель’ для 3-4 класса

Для проверки правильности прикасаются к щекам, пока ребенок произносит Л. Если все сделано верно, мышцы щек слегка вибрируют.

Заниматься лучше перед зеркалом. Вначале взрослый несколько раз говорит правильно сам, потом просит повторить ребенка.

На вдохе

Упражнения на развитие правильной артикуляции сочетают с дыхательной гимнастикой. Ставить Л желательно на вдохе.

Перед началом тренировки делают несколько дыхательных движений:

  1. Вдох быстрый — 1 секунда.
  2. Выдох плавный и медленный — до 5 секунд.

Затем можно усложнить упражнение, преподнести его в форме игры. Соотношение вдоха и выдоха при этом должно сохраняться.

Комплекс для каждого ребенка подбирается индивидуальный и может включать следующие упражнения:

  1. Подуть на вертушку и понаблюдать, как она крутится.
  2. «Остановить бегущую лошадку». Делается вдох, губы расслабляются. Воздух выдыхается так чтобы получился звук «прррр».
  3. Ребенок ложится на спину на ровную поверхность (пол или жесткая кушетка). Рука кладется на живот. Делается вдох и надувается живот. Рука должна ощущать, как на вдохе «мячик надувается», а на выдохе «сдувается».
  4. Можно попросить ребенка закрыть глаза и угадать по запаху фрукты или другие предметы. На вдохе нужно нюхать фрукт, втягивая воздух через нос. На выдохе произносится название предмета.

С механической помощью

Чтобы правильно поставить звук, можно воспользоваться механическими приспособлениями:

  • шпателем;
  • специальными зондами;
  • деревянной палочкой от мороженого;
  • черенком ложки и пр.

Если дома нет подходящих предметов, можно помочь ребенку пальцами рук. Основная задача такой работы — зафиксировать орган или мышцу в правильном положении.

С помощью подручных средств делают следующие упражнения:

  1. Деревянную палочку кладут поперек языка. Таким способом создается пространство между верхними коренными зубами и боковыми частями языка. Формируется правильное прохождение воздуха через ротовую полость.
  2. Постановка твердого звука от мягкого проводится с помощью большого пальца руки. Для этого подушечку пальца кладут в ямку под подбородок. Слегка нажимают на эту область, и звук рефлекторно становится твердым.
  3. Научиться произносить твердую фонему можно, если прижать к нижней части подбородка тыльную сторону кисти.
  4. Если ребенок излишне напряжен, можно немного расслабить мимические мышцы, помассировав их кончиками пальцев.
  5. Для коррекции двугубного ламбдацизма уголки губ растягиваются до положения улыбки и в таком состоянии удерживаются указательными пальцами.

Снять напряжение можно, пошлепав губами, выдохнув полным ртом через сомкнутые зубы -«уфф», пофыркав.

Как сделать правильное произношение автоматическим

После того как правильное произношение было поставлено, его нужно закрепить. Это процесс для детей сложный и занимает много времени. В домашних условиях достаточно заниматься несколько минут в день утром и вечером. Будет лучше, если уроки будут проходить в форме игры.

Мягкий Л

Ребенок часто упускает мягкий Л и даже целые слоги с его участием. Поэтому логопедические упражнения на звук лучше начинать с этого момента.

Для начала закрепляется произношение слогов. Дальше можно переходить к словам. Отдельные слоги можно закрепить с помощью специальных скороговорок.

Примеры приведены в таблице

Слоги простыеСлоги сложныеПримеры словСкороговорки
ЛяСля, кля, пля, фля, гляПоля, Коля, Толя, тополяЛя-ля-ля — холодная земля
ЛюСлю, клю, плю, флю, глюЛюся, лютик, люкЛю-лю-лю — печь топлю
ЛиСли, кли, пли, фли, глиЛида, липа, лиса, лимонЛи-ли-ли — лимон нашли
ЛеСле, кле, пле, фле, глеЛена, лень, лесЛе-ле-ле — все в золе
ЛеСле, кле, пле, фле, глеЛен, легкий, кулек

Когда у ребенка начнут получаться прямые слоги, можно переходить к обратным. Вначале прорабатываются отдельные звукосочетания, потом переходят к целым словам и скороговоркам.

Простые слогиПримеры словСкороговорки
АльПальто, калька
ЕльКапель, кисельЕль-ель — за окном капель
ОльМоль, сольОль-оль — залетела моль
УльКуль, буль-бульУль-уль — повесили тюль
ЫльПыль, намыльЫль-ыль — ладони намыль
ЮльИюль, тюль

Твердый Л

Несколько сложнее научить ребенка говорить твердый Л. Для автоматизации звука используются те же приемы, что и для мягкого. Но времени на закрепление может понадобиться больше.

Осваивать правильную речь нужно поэтапно:

  1. Вначале малыш учится говорить слоги — Лэ, Ло, Лы, Ла, Лу.
  2. Потом сочетания можно усложнить другими согласными — Сла, Флы, Кло, Глу, Плэ и пр.
  3. После прямых слогов переходят к обратным — Ал, Ол, Ул, Ыл, Эл.
  4. Когда сочетания букв будут прочно закреплены, переходят к целым словам — лодка, лампа, лыжи, луна.

Детям можно предложить чистоговорки и скороговорки:

  • лу-лу-лу — лужа на полу;
  • ла-ла-ла — мусор подмела;
  • ло-ло-ло — стояло помело;
  • около Лондона — логово колдуна;
  • клади уголь в угол.

При тренировке желательно избегать сочетаний с буквой Р. Эти буквы детям особенно трудно произносить, они часто путаются.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Чтобы развить речевой слух, логопеды рекомендуют играть с ребенком в игры:

  1. Предлагают говорить слова сначала тихо, потом со средней силой, потом громко. Можно показать игрушки и давать задания — маленькая игрушка говорит тихо, большая громко, потом наоборот.
  2. Читают по ролям сказки, где герои говорят разными голосами — тихо или громко, низким или высоким голосом.
  3. Ребенку показывают картинки и называют их. В некоторых названиях делаются ошибки. Если играющий замечает ошибку, он поднимает руку или хлопает в ладоши.
  4. Взрослый показывает картину и произносит несколько похожих слов. Среди них нужно выбрать одно правильное (лук — луг — люк).
  5. Родитель или воспитатель называет обобщающее слово. Детей просят назвать примеры слов из названной группы. В них должна встречаться буква Л (фрукты — лимоны, яблоки, деревья — клен, липа и т.д.).

Тренировки нужно проводить систематически. Игровые занятия можно дополнить музыкальным сопровождением.

Постановка и автоматизация твердого звука (Л)

  • Прикусывая кончик языка, произносить «Песенку девочки»:« ЛА – ЛА – ЛА …»;
    • Прикусить кончик языка и длительно тянуть: «Ы – ы – ы». При правильном выполнении данного упражнения слышится звук [л].
  1. Автоматизация звука [л] в прямых слогах (прикусывать кончик языка)
  1. Автоматизация звука [л] в обратных слогах (прикусывать кончик языка)
  1. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)
  1. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)
  1. Автоматизация звука [л] в прямых слогах со стечением согласных (прикусывать кончик языка)
  1. Автоматизация звука [л] в словах, звук в начале слова
  1. Автоматизация звука [л] в словах, звук в середине слова
  1. Автоматизация звука [л] в словах, звук в конце слова
  1. Автоматизация звука [л] в словах, звук со стечением согласных
  1. Автоматизация звука [л] в словах с двумя этими звуками
  1. Автоматизация звука [л] в словосочетаниях
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 3 слов
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 4 слов
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 5 слов
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 6 слов
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 7 слов
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 8 – 9 слов
  1. Автоматизация звука [л] в чистоговорках
  1. Автоматизация звука [л] в пословицах и поговорках
  1. Автоматизация звука [л] в стихах
  1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. – 80 с. (В помощь логопеду)
  2. Сахарова И. И. Чистоговорки в картинках. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 32с. (Конфетка)
  3. Спивак Е . Н. Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал по автоматизации для дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 88 с.
  4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. Для учащихся. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.: ил.
  5. Картинка «Пароход» http://www.maminpapin.ru/components/com_virtuemart/shop_image/product/02.jpg4e2d5f3be74d5.jpg

Автор: Татьяна Алексеевна Дубинина на 22:20

Действия:

21 комментарий:

Спасибо огромное за информацию!! Очень пригодилось.

Всегда рада, когда материал востребован и полезен! Удачи!

Спасибо! Очень пригодились чистоговорки.

Материал очень хороший)спасибо!

Спасибо вам. Каждый день говорил эти слоги,слова,скороговорки,чистоговорки,стихи и рассказы и уже за неделю могу многие слова с Л говорить не стесняясь и хорошо получается,надеюсь посожет мне полностью автоматизировать звук!

Очень желаю Вам успехов в автоматизации звука [Л]!

Как поставить звук Ль

Звук Ль относится к сонорной группе и появляется в речи ребенка ближе к 4-5 годам.

Обычно малыш овладевает его правильным произношением раньше, чем Л. Но бывает и так, что звук отсутствует или заменяется на другие, или искажается. Тогда нужна помощь логопеда, который составит коррекционную программу по постановке Ль.

Как в норме произносят Ль

Во многом артикуляция Л и Ль похожа, поэтому если в детской речи есть один из этих звуков, то с постановкой другого будет проще. Во время проговаривания мягкого варианта губы находятся в улыбке, а зубы слегка разомкнуты. Кончик языка приподнят чуть выше, чем нужно для произнесения Л и упирается в зубные альвеолы.

Вся остальная часть языка не только приподнята, но и выдвинута вперед. Это и дает смягчение звуку. Воздушная струя выходит через щель, образованную между зубами и боковыми краями языка. Голосовые связки работают, поэтому Ль − звонкий.

Варианты патологии

Искаженное произношение Ль называется ламбдацизмом. Причиной этого нарушения является неправильное положение органов артикуляции во время произношения звука. Кроме того, могут быть замены одной фонемы на другую − параламбдацизмы. Чаще всего ребенок выбирает звук с более простой артикуляцией. Также Л в речи может просто отсутствовать − малыш не искажает и не заменяет на другую фонему.

  • двугубный − в речи слышится Ю вместо Ль из-за того, что язык не поднят и ребенок произносит звук при помощи губ;
  • носовой − во время артикуляции язык задевает мягкое небо, поэтому часть воздушной струи проходит через нос, это добавляет Ль назального звучания;
  • межзубный − кончик языка проходит между зубами.
  • замена на йотированные гласные (Ё, Е, Ю, И);
  • на Вь.

Чаще всего встречаются замены Л на Ль, потому что артикуляция последнего проще. Но иногда происходит нарушение произношения мягкого звука. Правильно подобранные упражнения помогают исправить этот дефект.

Этиология нарушений

Неправильное произношение может быть признаком как дислалии (простого речевого нарушения), так и более серьезных речевых расстройств. Возникновение ламбдацизмов и параламбдацизмов обусловлено следующими причинами:

  • нарушением мышечного тонуса языка;
  • несформированностью органов артикуляции;
  • нарушением фонематического слуха;
  • неправильной речевой средой, в которой растет ребенок.

Причину логопед определяет во время диагностики, которую он проводит перед началом занятий. И уже исходя из результатов специалист выбирает комплекс подходящих коррекционных упражнений.

Логопедическая диагностика

Прежде чем начинать заниматься с дошкольником логопед проводит диагностику, чтобы определить речевое расстройство и механизмы нарушения. Он проверяет состояние моторной сферы. Особое внимание уделяет артикуляционному аппарату: его анатомическим особенностям и моторике. Ребенку предлагают выполнить статические и динамические упражнения.

Также специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи. Диагностика включает в себя проверку:

  • произношения всех фонем;
  • темпо-ритмической составляющей;
  • слоговой структуры.

Проверять звуки логопед начинает с изолированного произношения, затем в слогах и словах. Также специалист обращает внимание на то, как малыш произносит фонемы в обычной речи. Затем логопед смотрит на сформированность фонетико-фонематических процессов. Проверка этого блока включает в себя:

  • оценку фонематического слуха (узнавание и различение звука в речевом потоке);
  • сформированность звуко-буквенного анализа;
  • работу со словами-паронимами.

Логопед обязательно проверяет импрессивный и экспрессивный словарь − понимание речи, словарный запас и как он использует его в своей речи. Затем сформированность грамматического строя и связную речь.

Логопед подбирает речевой материал для диагностики в соответствии с возрастом ребенка. Также родителям не стоит сильно переживать, если малыш в возрасте 3-х лет не выговаривает звук Ль. Сонорная группа формируется ближе к 4-5 годам, но стоит обратить особое внимание на подъем языка.

Своевременная логопедическая диагностика позволит выявить возможные проблемы, из-за которых может появиться искажение звукопроизношения. Логопед подберет упражнения, подготавливающие органы артикуляции к произношению звука Ль.

Комплекс артикуляционных упражнений

Перед постановкой Ль необходимо провести подготовительный этап. Он включает в себя подготовку органов артикуляции, нормализацию их мышечного тонуса и формирование психологической базы речи. В гимнастике для органов артикуляции основной упор делается на формирование подъема языка.

  • Базовое упражнение «Улыбочка». Дошкольника просят улыбнуться и зафиксировать губы в такой позиции.
  • Учатделать язык узким. Воспитанник улыбается, делает язык узким и пытается вытянуть как можно дальше. Это упражнение относится к статическим.
  • Также нужно воспитать умение делать язык широким. Нужно улыбнуться, язык поместить на нижнюю губу, делая его широким. Данное задание является также статическим.
  • Базовое задание для формирования подъема языка – «Качели». Губы в улыбке, язык узкий нужно поднимать−опускать.
  • В этот перечень стоит включить базовое упражнение для шипящих – «Чашечку». Рот открыт, язык − широкий. Его поднимают так, чтобы по форме он был похож на чашечку.
  • Чтобы сформировать умение поднимать заднюю спинку языка, произносят Ы как можно дольше, держа рот открытым.
  • Еще одно задание на выработку подъема языка –«Индюшка». Рот нужно приоткрыть, широкий язык помещают на верхнюю губу. Не отрывая его от губы, нужно выполнять движения вперед−назад. Сначала медленно, потом ускоряя темп, добавить голос. Должно получиться БЛ-БЛ (лопотание индюшки).
  • Самое известное упражнение – «Лошадь». С добавлением голосовых связок, затем малышу можно предложить поцокать беззвучно.
Читайте также:  Домашние задания логопеда по автоматизации звука (С)

При правильном произнесении Ль воздушная струя должна проходить через боковые края. При носовом ламбдацизме нужно сформировать правильный выдох. Губы зафиксированы в улыбке, рот чуть приоткрыт. Кончик языка чуть прикусить передними резцами и подуть. Воздушная струя должна проходить не по центру, а по боковым краям.

Для нормализации мышечного тонуса органов артикуляции логопед назначает специальный массаж (при сложных речевых нарушениях) или малыш может делать самомассаж (похлопывание и покусывание языка). Подготовительный этап занимает несколько занятий, чтобы сформировать нужный артикуляционный уклад.

Способы постановки

Ль легко поставить по звукоподражанию, если в речи ребенка есть Л. Взрослый объясняет и показывает правильную артикуляцию, акцентируя внимание на правильном положении органов речевого аппарата.

Если в речи ребенка отсутствует Л, то его необходимо поставить. Иначе мягкий вариант поставить не получится. А если вы поставите сначала мягкий вариант произношения фонемы, то ребенок может заменять им Л.

  • Поставить твердый Л можно от сочетания ЫА. Но гласный нужно произносить кратко, напрягая органы артикуляции. Далее ребенок делает язык широким и помещает на нижнюю губу. Затем слегка прикусывает зубами и произносит ЫА. Когда начнет слышаться Л, язык нужно убрать за альвеолы. После того как у ребенка получился нужный звук, начинают автоматизацию в слоге ЛЫ.
  • Механическим способом. Для этого используют шпатель. Обычно этот вариант используют при межзубном ламбдацизме. Шпателем поднимают язык за верхние зубы и тренируют произношение Л, пока у ребенка это положение не зафиксируется.
  • Если дошкольник заменяет Л звуком Й, здесь также используют механический способ постановки. Взрослый просит произнести фонему, держа рот открытым. Посередине языка нужно положить круглую трубочку или палочку, а шпателем поднять кончик языка за верхние зубы.
  • Один из самых простых способов − произнося А, ребенок аккуратно прикусывает язык. Получается сочетание АЛ. Постепенно язык поднимают за верхние зубы.
  • От упражнения «Индюшка». Во время его выполнения ребенок произносит сочетание БЛ. Взрослый при помощи ватной палочки отодвигает язык вглубь ротовой полости. Когда язык будет поглаживать альвеолы, в речи ребенка появится Л.

После того как малыш научился произносить твердый вариант фонемы, постановка Ль уже делается по звукоподражанию. Логопед произносит слоги ЛИ перед зеркалом и объясняет артикуляцию Ль. Он делает акцент на положении губ в улыбке, зубы должны быть видны, а кончик языка при произношении упирается в альвеолы. После того как у малыша стало получаться произносить звук в этом слоге, можно переходить к сочетанию Ль с йотированными гласными.

Автоматизацию фонемы начинают с закрепления четкого произношения в слогах. Занятия по постановке должны быть индивидуальными, а по автоматизации − групповыми. Во время постановки и автоматизации обязательно нужно проговаривать правильное положение органов артикуляции − так ребенок быстрее освоит правильное произношение.

Существенной разницы в способах постановки Ль у взрослых и детей нет. На занятиях со взрослыми не нужно использовать наглядный материал − уроки строят по типу беседы. Также с ними легче поставить Ль по звукоподражанию.

Если в речи отсутствует Л и Ль, постановку обязательно нужно начинать с твердого варианта. Так как у мягкой фонемы артикуляция проще и малыш начнет заменять ей Л. Поэтому логопед обязательно делает акцент на различии в артикуляционных укладах этих фонем. Работу с сонорными звуками стоит начинать именно с пары Л-Ль, потому что их артикуляция проще.

Самый оптимальный способ постановки звука Л: как пароходик подружился с индюшонком


Приветствую вас, дорогие читатели и подписчики моего блога!
Угадайте, какая связь между пароходом, парусом и индюком? У парохода есть парус и он перевозит индюка? Не совсем так, хотя наверняка именно на таких судах к нам завезли из Нового Света этих домашних птиц. Разгадка поможет раскрыть все способы и приемы постановки звука Л.

В этой статье я спешу продолжить тему, начатую ранее. И, прочитав статью до конца, вы найдете ответ на этот и другие вопросы, но обо всем по порядку. В начале своей работы над звуком логопед выясняет, каким образом он нарушен и какие проблемы с его произношением существуют у ребенка.

Есть ли у него дизартрия? Увеличены ли аденоиды? Все ли у него хорошо с органами ЛОР, дыханием, голосом? Звук Л — твердый и сонорный. После диагностики и во время подготовительных занятий можно уже определиться с методами и способами коррекции ламбдацизма. И какие инструменты и вспомогательные материалы могут пригодиться на этом этапе.

Приемы и упражнения

Выстраиваем тактику и стратегию в зависимости от особенностей артикуляционного аппарата детей. Какие есть способы ? Мы рассмотрим следующие:

  • по подражанию
  • постановка от мягкого звука ЛЬ
  • с помощью “болтушки” (“индюк”)
  • от паруса
  • с механической поддержкой (использование шпателя, чайной ложки, зонда “восьмерка”, ватной палочки)
  • от “парохода”

По подражанию

Сказка про маленький пароходик.

Жил на свете маленький пароходик Микки, который не хотел гудеть.
Мама ему говорила, как это нехорошо, воспитанные суденышки всегда гудят, если встретят другие кораблики на своем пути.
Папа говорил: “Ты такой маленький, тебя в тумане могут и не заметить.”
Однажды случилась такая история: Микки заблудился. Заигрался он с веселыми разноцветными рыбками, которые выпрыгивали из воды. Не заметил, как поднялся туман. Хотел он загудеть, а у него не получилось. Давай покажем ему, как надо гудеть.

Покажите, как широкий язык (Я) поднять за верхние зубы(З).
Если не получается — сесть перед зеркалом вместе с малышом и показать,.
Показать на руках — сложить ладонь чашечкой, как будто хотите зачерпнуть воду (это Я) и упереть в другую ладонь, стоящую ребром (зубы).

Пароход гудит

Не получилось у пароходика загудеть. Ветра нет, полный штиль, парус не надувается. Не беда, попробую погрести веслами. Весла широкие (“лопата”- широкий язык лежит на нижней расслабленной губе). Весла шлепают по воде (пя-пя-пя и тя-тя-тя)

Самый простой и надежный способ, если нет осложнений в виде дизартрии и аденоидита. Зажимаем широкий Я между З и пытаемся произнести звуки Ы либо Л. Иногда получается сразу. Но порой приходится делать подготовку:

  • лопатка (блинчик) — держа широкий Я на свободной нижней губе — “блинчик на тарелочке”, плавно сдвигаем его в рот, останавливая между зубов
  • “месим тесто” — шлепаем по Я губами “пя-пя-пя” и зубами “тя-тя-тя”, потом “тя-тя-тя”либо “та-та-та” (что получается) переводим в лалала или ляляля соответственно, постукивая, прижимаем язык зубами и тянем “ЛЛЛЛЛ” и “ЛЬЛЬЛЬ”

Парус

После того, как межзубное Л закрепится, произношение станет стабильным, надо поднимать Я за З и переходить к способу постановки от “паруса”.
При межзубном произношении Л язык надо сразу поднимать вверх.

Подул ветерок, парус стал подниматься.

Способ тоже простой, но подходит только если язык широкий и удерживается в верхней позиции. Я поднять вверх за З и гудеть Л или ЛЬ. Совершенно не подходит, если замена Л на Г или НГ. Чтоб “парус” был менее выпуклый, можно слегка подталкивать его ватной палочкой или зондом. Лучше всего сочетать парус и пароход. Погудеть, затем сказать:”А теперь сделай тоже самое, но с парусом”, помочь палочкой и следить, чтобы рот не закрывался, можно держать зонд ”саночки” между боковых зубов.

С помощью механической поддержки

Но вдруг мачта сломалась, парус не поднимается, давай поможем.

Если парус не получается никак, но нет замены заднеязычный Г , и получается пароход, то просим малыша поднять Я за верхние З и гудеть как пароход. Можно использовать зонд, ватную или хлебную палочку, ручку чайной ложки или зубной щетки, все должно быть чистым, стерилизованным. Этот способ хорош при дизартрии, когда Я плохо управляем из-за нарушения иннервации, плохо удерживается или уходит в сторону.

Болтушка, индюк балаболит

Этот способ хорошо подходит, когда замена «Л» на «Г» (НГН). А также для маленьких детей в возрасте до 5 лет, так как звук Л сложный для постановки и требует некоторых волевых усилий и сознательных, произвольных действий.

Быстро водим Я вперед — назад кончиком по верхней губе, губы в улыбке, рот открыт, звук “блблбл”, постепенно замедляем движение, произнося “л-л-л” или ”ль-ль-ль”, затем задерживаем Я подольше за верхними З в положении “парус” , язык гладит верхние передние зубы изнутри, произнося “ЛЛЛЛ” или “ЛЬЛЬЛЬ”, затем падает на губу в положении “блинчик”, произнося “А” или “Э”. Я должен падать на губу, а не уходить в глубь рта.

Проплывает Микки, а на берегу индюк стоит. Приветствует его, балаболит. Побежал индюк навстречу. Посмотрел пароходик на индюка и стал веслом загребать.

От мягкого “ЛЬ”

Стоят рядом индюк и индюшонок. Папа говорит “ЛЛЛЛ”, а сын “ЛЬЛЬЛЬ”.
“Хочу как ты, папа”. Отец отвечает: “Хорошо, я тебя научу, но давай пригласим кораблик в гости, он наверно долго плыл.
Погода плохая, он замерз. Давай его напоим чаем”
Налили чай в чашечку.
Угостили его сладкими трубочками.
Индюшонок рассказал, как месил тесто для трубочек — «пя-пя-пя» и «тя-тя-тя» и сворачивал его.
А Микки показал, как он поднимает свой парус.
И покатал индюшонка на волнах вверх-вниз.(качели)

Очень часто звук ЛЬ уже имеется у детей или ставится первым. Происходит замена в речи Л на ЛЬ. Это бывает оттого, что у мягких звуков наблюдается палатализация, смычка неба не с кончиком Я, а с спинкой, Я при этом имеет неправильный тонус, а его кончик не выражен. Следовательно, надо делать массаж языка, чтоб он был более широкий, а также показаны упражнения:

Просим малыша прикусить легко кончик языка, “поцарапать” его ногтем, чтобы он понимал, каким местом нужно упираться в нёбо (и за зубы). Делаем “качели”, чтобы ощущалась разница между выпуклым и вогнутым положением языка во рту.

Индюшонок помог поставить парус, постучал своим клювом «ДДДД»
“Папа, у меня не получается как у тебя. Я хочу показать Микки как гудеть.”
Отец помог индюшонку, поддержал его крылом

  1. Поставить палец в подбородочную ямку. Малыш произносит “ЛЬЛЬЛЬ”, надо нащупать ямку снизу, слегка надавить, если нет отклонения Я в сторону от средней линии и проблем с прикусом, то рефлекторно получится твердая фонема.
  2. Ладонью давить на подбородок снизу. При произношении “ЛЬ” подпереть тыльной стороной ладони подбородок. Когда произношение Л станет стабильным, пациент сам может держать свою руку.

От звука А

Подходит для детей старше 6 лет и взрослых.
Широко открыть рот и тянуть ”АААА”, затем быстро поднять язык и упереться за верхние зубы. Можно помочь шпателем, зондом или пальцем. Очень важно, чтоб воздушная струя шла на кончик языка, поэтому надо этот момент отработать, иначе получится носовой звук «НГ».

Поможем Микки прогудеть, чтобы мама и папа его услышали. Давайте будем вместе по команде поднимать парус, я скажу АААА, затем быстро поднимем его вверх. Нужна подпорка.

От “заборчика”

Иногда достаточно отработать положение губ в улыбке, не смыкая при “пароходе” или “парусе”. Если смыкаются губы и слышится «В», то надо раздвигать губы пальцами либо все время напоминать о ”заборчике”. Хорошо, если клиент все время смотрит на положение своих органов речи в зеркале, так как зрительный контроль помогает понять, при каком положении звук произносить легче и четче.

И обязательно нужно улыбаться. Хорошее настроение залог успеха. И вот наконец-то Микки удалось загудеть. Его родители услышали и прогудели в ответ. Обрадовался маленький кораблик, помахал индюкам на прощание веслом, поблагодарил их за помощь и поплыл домой радостный и довольный.

После того, как звук Л поставлен, надо переходить к автоматизации его в слогах, словах и предложениях. Об этом читайте следующие статьи, следите за обновлениями блога. Желаю вам всего хорошего, до встречи!

Ссылка на основную публикацию