Пособие ‘Домик буквы’

Мастер-класс «Звуковые домики»

Людмила Макарова
Мастер-класс «Звуковые домики»

Наглядно-дидактическое пособие «Звуковой домик» предназначено для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми 5 -7 лет; направлено на развитие фонетико-фонематических представлений у дошкольников.

Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.

С помощью этого пособия решаются следующие задачи:

1. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, их графическими символами, условными обозначениями гласных и согласных звуков.

2. Сформировать у дошкольников «предпосылки к учебной деятельности» (ФГОС ДО, способствуя:

• овладению мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, классификацией;

• формированию понятий о механизме образования звука и его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умению выделять звук в слове;

• овладению и использованию устной речи для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения;

• развитию способности к проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

• развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

3. Оказать практическую помощь педагогам, родителям в освоении детьми

фонетико-фонематической стороной речи.

Звуковой домик изготовлен из листа толстого картона, оклеен цветной бумагой.

Цветовая гамма звуковых домиков сделана в соответствии с общепринятыми условными обозначениями гласных и согласных звуков (гласные звуки обозначаем красным цветом, согласные твердые – синим цветом, согласные мягкие – зеленым цветом).

На домик наклеены пластмассовые уголки, благодаря которым картинки хорошо держатся на пособии.

Изображения одинаковых домиков привлекает внимание детей, заставляет быть внимательным, рассматривая его и видеть, чем они отличаются друг от друга (на изображении дыма нарисована буква).

Для выполнения задания подобраны картинки с соответствующим звуком. Обязательное условие: звук должен быть под ударением.

Детям раздаются домики. Педагог сначала сам проговаривает слово, утрируя звук, чтобы дети его услышали. На последующих занятиях дети сами подбирают картинки к своему домику – звуку. Игра «Какой звук потерялся «Рассели картинки по своим домикам», «Расскажи, кто поселился у тебя в домике и т. д.

Спасибо за знакомство с моей работой.

Числовые домики Чтобы помочь ребёнку старшего дошкольного возраста усвоить состав числа первого десятка, многие воспитатели используют так называемые «числовые.

Дидактическая игра на развитие звуковой культуры речи «Звуковые шашки» Дидактическая игра на развитие звуковой культуры речи «Звуковые шашки» (для детей 6-7 лет)Цель: научить детей выделять начальный звук в.

Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Звуковые стульчики» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» г. Переславль-Залесский автор: воспитатель Петухова В. В.

Дидактическое пособие «Звуковые совята» Современная школа предъявляет к будущим первоклассникам ряд требований, одной из главных является сформированность навыков чтения. Чтение.

Использование дидактической игры «Звуковые подарки» на логопедических занятиях Пояснительная записка. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные.

«Звуковые шапочки». Картотека игр по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги. Ход: В игре принимают участие 2.

Мастер-класс «Поделка «Домики к сказке «Три поросенка» для группы «особый ребенок» Мастер класс «Поделка домики к сказке «Три поросенка» из пластиковых бутылок для инсценировки сказки» Работа не сложная, но потратить 1,5-2.

Методическая разработка к дидактическому пособию «Звуковые сенсорные дорожки» Методическая разработка к дидактическому пособию «Звуковые сенсорные дорожки» Краткая аннотация пособия. Дидактическое пособие «Звуковые.

Дидактические пособия «Математические кармашки», «Звуковые кубики», балансир «Чудо-досочка» Дидактическое пособие «Математические кармашки» Возраст: с 4 лет Материал: 1) 3 кармашка из ткани, соединенных между собой.

Пособие «Звуковые часы» Для того, чтобы сделать такое пособие понадобятся самые простые материалы:картон, цветная бумага, канцелярская кнопка, ножницы, двойной.

Дидактические игровые пособия для знакомства со звуками речи и буквами русского языка «Звуковые замки», «Домики букв»

Виктория Павленко
Дидактические игровые пособия для знакомства со звуками речи и буквами русского языка «Звуковые замки», «Домики букв»

Данные игровые пособия предназначены для знакомства детей со звуками речи и буквами русского языка.

Например:

Мы познакомимся, с волшебным сказочным городом. В нём звукам дружно всем живётся.

«Звукоград» его мы назовём. В «Звукоград» скорей войди сказка ждёт нас впереди.

В волшебном «Звукограде» живёт удивительный народ звуки.

В красном замке живут гласные «голосистые» звуки они поются

Гласные звуки тянуться песенкой звонкой ….И-и-и-и

Могут заплакать …. О-о-о- и застонать ….у-у-у

Могут качать в колыбели Алёнку…. А-а-а-а

Могут, как эхо в лесу закричать…. Ау-ау-ау

Легко летят они в высоту ….И-а-о-у

Гласные звуки (от слов глас, голос) поются, потому что когда мы их произносим воздушная струйка спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. Мы будем обозначать их красными фишками.

В синем замке живут старшие братцы твёрдые согласные.

Звуки согласные петь не умеют. А только рычат Р-р-р, мычат М-м-м, пыхтят П-п-п, звенят З-з-з, свистят С-с-с, стучат Д-д-д и т. д. препятствий почувствуешь много. Будут мешать зубки, губки или язычок. Когда называем имя старшего брата твёрдого звука, то произносим его твёрдо. Мы будем обозначать твёрдые согласные звуки синими фишками.

В зелёном замке живут младшие братцы мягкие согласные. Когда называем имя младшего зелёного братишки, мягкого звука– произносим его мягко с улыбкой. Мы будем обозначать мягкие согласные звуки зелёными фишками.

Для связи звука и буквы применяются «Домики для букв».Знакомство с буквами даёт возможность детям использовать сохранный зрительный анализатор. При этом проводится только знакомство с буквами без установки на запоминание. Представляется полезным связать зрительный образ буквы с артикуляцией соответствующего звука. Например, при произнесении звука «У» губы вытянуты трубочкой (маленький круг,при произнесение звука “А “-рот широко открыт (большой круг) и т. д.

Дидактические игры и пособия по развитию речи детей дошкольного возраста Настольно-дидактические игры и пособия по развитию речи детей дошкольного возраста Звуковые сказки Игра предназначена для детей 4-7 лет.

Игровые пособия для дыхательной гимнастики Дыхательная гимнастика — это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных.

Игровые пособия по математике. В работе с детьми по математике успешно применяю игровые пособия, которые сшила сама. В пособии «Волшебный математический мешочек» внутри.

Дидактические игры и пособия по развитию речи Игры и пособия по развитию речи и активизации лексического запаса были изготовлены для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности.

Как мы говорим (о нормах современного русского языка) Мы учимся языку всю жизнь. Даже в самом раннем детстве мы усваиваем нормы литературного языка, воспринимая от окружающих звучащую речь и.

Консультация для родителей, подзабывших теорию русского языка УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ! В русском языке 10 гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю, 21 согласная буква (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М,.

Консультация-практикум для родителей «Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами» Всем известно, что дети дошкольного возраста гораздо быстрее усваивают любой материал в игровой занимательной форме. С помощью игры они.

Методический семинар «Развитие устной и письменной речи русского языка» Проблема ;Наши учащиеся все еще недостаточно овладевают русским языком, затрудняются свободно вести разговор на русском языке. Поэтому нужно.

Работаем над изолированными сложными звуками — игровые упражнения на начальную автоматизацию. Ребенок пошел к логопеду, ему поставили звуки и ребенку сразу трудно включить их в слоги, слова и тем более предложения. НА начальных этапах.

Урок русского языка в 3 классе «Части речи. Закрепление» Тема: Части речи. Закрепление Особенности урока: • Наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих.

Пособие Домик
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме

«Домик букв и звуков»- большой помощник на занятиях,

вызывающий интерес у детей и

повышающий мотивацию к учебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Дидактическое пособие1.25 МБ
Методическое указание54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Домик букв и звуков» Учитель-логопед Имашева Айгуль Жумабековна НРМ ДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

К.Д. Ушинский отмечал, что « сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова » .

ЗАДАЧИ: Закрепить понятия звук и буква. Повысить интерес детей на этапе дифференциации звуков. Развивать фонематическое восприятие. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Формировать лексико-грамматический строй. Развивать познавательные процессы. Развивать мелкую моторику.

Работа с гласными и согласными звуками Знакомство с буквами

Звукослоговой анализ, определение места звука в слове Работа со слоговыми схемами Формирование лексико-граматического строя

Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души. Анатолий Александрович Гин

Предварительный просмотр:

Для повышения результативности коррекционно- образовательной работы с детьми, имеющими нарушение речи мною было изготовленно дидактическое пособие, способствующее развитию звукопроизношения, фонематических процессов, мелкой моторики, а также ВПФ.

Пособие представляет собой плоский красочный домик, изготовленный из листа фанеры, с цветной крышей, прозрачными кармашками в виде окон и балконов. В нижней части дома находятся деревянные крючки и вдиваемые на них деревянные цветные шарики, которые хранятся в специальном кармашке. К домику также прикреплены 3 горловые части пластиковых бутылок на которые закручиваются крышки красного, зеленого и синего цвета. Для работы с пособием используются предметные картинки на каждый изучаемый звук, карточки-символы звонких-глухих, твердых-мягких согласных звуков, карточки с буквами.

Цветовая палитра «Волшебного домика» представлена тремя основными цветами, используемыми при выполнении звукового анализа- красным, синим и зеленым.

Символы гласных звуков выполненые красным цветом на синей крыше являются зрительной опорой при изучении гласных звуков, а также используютя при выполнении анализа звукосочетаний типа Ау, Ао, Ауи и в сочетении с согласными звуками типа: Ап, Па и т.д.

Кармашек в виде окна служит для предметных картинок, карточек с буквами. Карман в виде удлиненного балкона используется для составления слов из букв, схем слогового состава слова, а также при дифференциации звуков.

Деревянные крючки с цветными шариками красного, синего и зеленого цвета позволяют в игровой форме выполнить достаточно сложные задания по звуковому анализу: уметь определять линейную последовательность звуков в слове; осознавать или подсчитывать количество звуков в слове, видеть наличие гласных и согласных звуков в слове.

Умению определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу способствуют цветные закручивающиеся крышки от пластиковых бутылок, которые одновременно развивают мелкую моторику дошкольников.

«Волшебный домик»- многофункциональное пособие для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, которое может быть использованно при проведении дидактических игр, направленных на развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия. Данное пособие предназначено для логопедов и воспитателей.

«Домик букв и звуков»

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Четко произносить все звуки, слышать каждый отдельный звук в слове, отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для успешного обучения в школе.

Подготовка к обучению грамоте (формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза)- процесс достаточно сложный для детей с нарушениями речи, требующий достаточной концентрации внимания и заинтересованности. Большую помощь в работе оказывает дидактическое пособие «Домик букв и звуков».

Цель. Повышение результативности коррекционно- образовательной работы с детьми на этапе подготовки к обучению грамоте.

Активизация речевых навыков, формирование у дошкольников положительной мотивации для успешного преодоления трудностей на этапе подготовки к обучению грамоте.

  • Закрепить понятия звук и буква.
  • Повысить интерес детей на этапе дифференциации звуков.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
  • Формировать лексико-грамматический строй.
  • Развивать познавательные процессы.
  • Развивать мелкую моторику.

По первому направлению коррекционной работы – совершенствование фонематических процессов, мы рекомендуем использовать следующие методические приемы:

1 . при закреплении понятия «гласные звуки»:

-упражнение в пропевании звуков. Логопед показывает символ гласного звука и просит ребенка пропеть хорошо знакомую песенку на этот гласный звук;

-выделение гласного в начале слова, в конце слова, в середине односложных слов;

-игра «Разберем картинки». Логопед выдает ребенку картинки (аист, утка, арбуз, апельсин, удочка, улитка, автобус), символы гласных звуков А и У и просит ребенка разложить картинки;

– анализ сочетаний гласных звуков.

Сказка о звуке И

Жил-был звук И. Рот у этого интересного звука И всегда очень широко улыбался. Песни этого звука звучали игриво: «И, И, И». Звук И был гласным звуком и дружил с другими гласными звуками: А и У. Иногда они пели вместе веселые песенки: «АИ, ИА, ИУ, УИ, АУИ».

Игра «Прочитай». Логопед показывает символы (3 символа) и просит ребенка назвать звуки. Затем просит назвать первый (последний) звук;

– «Разберем картинки» (звук А), «Найди ошибки у Незнайки». Логопед дает ребенку картинки (игрушки, индюк, иголка, лук), просит убрать лишнюю картинку и объяснить почему.

– «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз).

-подбор слов на гласные звуки.

2. при работе над согласными звуками :

-выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина слова);

-характеристики звуков гласный-согласный, мягкие-твердые, звонкие-глухие,

– дифференциация звуков игра «Разложи по полочкам». Логопед выдает ребенку картинки, содержащие оппозиционные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости, и просит ребенка «разложить картинки по полочкам»;

– игра «Составь слово». Предлагаем детям карточки типа: с обака- о блако- м ак

Знакомство с буквами

3. при закреплении понятий «слог», «слово»,

– Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами;

-Определения количества слогов в слове.

-Работа со схемами Логопед просит ребенка придумать слово к схеме, отобрать картинки, нарисовать предметы, названия которых соответствуют схеме;

Упражнение «Придумай слово» к схеме (схемы односложных, двусложных).

4. полный звукокослоговой анализ односложных и двусложных слов

-схемы слоговые, звуковые

Анализ со стечением согласных

5. Формирование ЛГНР

6. Составление предложений

Озеро, медведь, карандаш

7.Формирование познавательных процессов

Что лишнее? Что изменилось?

Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.

Ход игры: логопед прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. дети должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ребенок получает игровой жетон Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр) : к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот) : м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша) : р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак)

2. Упражнения на выявление недостатков звукобуквенного анализа. а) Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определённый звук, например, на звук «с», но чтобы после него стоял бы гласный звук «а».

б) «Склеенное» слово (выделение отдельных слов из квазислова)

Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:

так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие.

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

• умение определять линейную последовательность звуков в слове;

• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

• осознание или подсчет количества звуков в слове.

Позже Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:

1. выяснение порядка следования фонем в слове;

2. установление различительной функции фонем;

3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

4. Роль фонематических процессов в развитии речи

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.

По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Вывод: Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

По первому направлению коррекционной работы – совершенствование фонематических процессов, мы рекомендуем использовать следующие методические приемы:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели: формировть умение определять наличие заданного звука в слове, расположение звука в слове в разных позициях, закреплять представление о соотношении звука и его символа (буквы).Данное пособие можн.

презентация, фото “Домик признаков”.

Для работы с детьми. имеюшими речевые нарушения, необходим постоянный поиск эффективных методов и пособий, способствующиховладению нормативным звукопроизношением. Чтобы повысить и поддержать интерес д.

Данное дидактическое пособие в занимательной форме познакомит ребёнка с органами артикуляции, устройством ротовой полости, где живёт Веселый язычок.Пособие-тренажёр поможет ребёнку быстрее запомнить и.

Слоги с буквами К, П, Т, М, Н по программе средней группы для детей с ТНР.

Многофункциональное пособие: «Домик с разноцветными окошками» Цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и координацию движения рук.

Отдел образования администрации города Рассказово

Звуковой домик

Участник выставки

Медведева Таисия Ивановна

Воспитатель:
Медведева Таисия Ивановна

МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик»
Дидактическое пособие «Звуковой домик»

ФОТОГРАФИИ РАБОТ

Медведева Таисия Ивановна

Дидактическое пособие
«Звуковой домик»

Дидактическое пособие «Звуковой домик»

Данное дидактическое пособие предназначено для детей 5-6 лет.

Цель:

Развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в звуковой системе языка.

Задачи:

  • Обучать звуковому анализу слов;
  • Устанавливать последовательность звуков в слове;
  • Дать понятие о звуках гласных и согласных, об отличии их друг от

друга по произношению;

  • Научить различать твёрдые и мягкие согласные на слух и по
  • Привить навык обозначения звуков условными значками;
  • Развивать связную речь, обогащать словарь.

Описание пособия

Пособие «Звуковой домик» изготовлено из плотного картона, оно легко переноситься в удобное место для работы с ним. Его можно поставить, положить, повесить. Жители данного домика – звуки.

На крыше домика помещаются картинки с изображением предмета, название которого состоит из трёх, четырёх, пяти звуков и которое ребёнок должен проанализировать. Картинки меняются и фиксируются с помощью зажимов.

На стенке располагаются окошки-клеточки. Их количество соответствует количеству звуков в слове, обозначающем название предмета на картинке.

К домику прикрепляется леска для подвешивания на неё окошек-клеточек. В каждое окошко поселяется один звук. Он обозначается фишкой-карточкой:

гласный звук – красная фишка – карточка;

согласный твёрдый звук – синяя фишка – карточка;

согласный мягкий звук – зелёная фишка – карточка.

Дверь домика служит карманом, в котором находятся все фишки – карточки.

Играя с жильцами домика, дети учатся слышать звук. Они устанавливают последовательность и количество звуков в данном слове, дают им полную характеристику, называют по имени звук в указанном окошке, производят слияние звуков, определяют позицию звука в слове, «вселяют» звуки только в своё окошко и «выселяют» по команде играющих, считают каких звуков больше или меньше, производят замену одного звука на другой.

Данное пособие совершенствует слуховое восприятие ребёнка и обучает проводить звуковой анализ слов.

Публикации по логопедии

Дидактическая игра «Домики с буквами» (для детей 5-7 лет)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 57 комбинированного вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Дидактическая игра «Домики с буквами»

(для детей 5-7 лет)

Цель игры: Развитие звуко-буквенного анализа у детей дошкольного возраста. (5 – 7 лет)

Описание пособия.
Удобным пособием для звуко-буквенного анализа на протяжении всего периода обучения грамоте, в моей работе, является изображение домов. Но дома эти сказочные, в нем живут
не люди, а звуки и буквы.

«Домики для звуков и букв»

«Хозяйками домиков» являются неваляшки (неваляшки разноцветные, каждая неваляшка отвечает за свои звуки). Они помогают ребёнку запомнить, что согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, что йотированные гласные смягчают согласные звуки. Также они помогают усвоить звуковые схемы, выполнять фонематический анализ и синтез слов.
Каждая неваляшка имеет определённый цвет, соответствующий характеру звуков и у каждой имеется карман (для дополнительного обозначения: звонких, глухих, йотированных звуков):

Красная неваляшка: одна, с карманом без обозначения, отвечает за гласные первого ряда (А, У, О, Э, Ы) ,
другая , со звёздочкой на кармане, отвечает за гласные второго ряда (Я, Ю, Ё, Е, И).
Гласные второго ряда представляем ребёнку как буквы-волшебницы. Так как они смягчают предшествующие согласные (МЯ. и т.д.)
Синяя неваляшка: одна, с карманом без обозначения, отвечает за твёрдые глухие согласные звуки, другая– на кармане с колокольчиком – за твёрдые звонкие согласные звуки.
Зелёная неваляшка: одна, с карманом без обозначения, отвечает за мягкие глухие согласные звуки, другая– на кармане с колокольчиком – за мягкие звонкие согласные звуки.
Знакомить детей с буквой можно только после того, как они познакомятся со звуками:
–научатся выделять изучаемый из ряда предложенных звуков и слогов,
–находить этот звук в слове,
–определять его место (начало, середина, конец слова),
–с помощью звукового анализа определять характеристику звука (гласный или согласный; если согласный, то какой: твёрдый или мягкий, звонкий или глухой).
В своей практической деятельности, как логопед, заметила, такой глубокий анализ характеристики звука в дальнейшем поможет ребёнку правильно прочитывать и писать букву, обозначающую этот звук, и слово в целом.

Игра: «Найти квартиру для буквы в домике»

Цели:
Закрепить знания об изученных звуках и буквах.
Учить определять левую и правую сторону предмета (выбор левого и правого «парадного» домика), отсчитывать этажи (счёт по порядку, начиная снизу), объяснять выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.

Ход игры:
Логопед показывает детям карточку с чёрным изображением изучаемой буквы. Дети ищут в домике её квартиру. Но в квартиру нельзя попасть без помощи неваляшки. Дети подбирают неваляшку, объясняя все свои действия. (Почему выбран именно этот подъезд? Почему эта неваляшка? Почему передний или задний карман?). После объяснения дети открывают выбранную квартиру и проверяют свой выбор.

Игра: «Назови соседей буквы в домике».

Цели:
Закрепить знания о звуке и букве.
Учить детей понимать и правильно употреблять слова и словосочетания, обозначающие местоположение: над, под, слева от, справа от, между.
Учить понимать сходство и различие парных согласных (они одинаковы по артикуляции, но звонкие произносятся с участием голоса, а глухие – без голоса).
Развивать наблюдательность.

Ход игры.
Логопед показывает чёрно-белое изображение буквы. Дети ищут нужную квартиру для буквы, объясняя по ходу выполнения задания свои действия, далее они должны назвать соседей заданной буквы и объяснить, почему именно они будут её соседями.
Возможны другие варианты игр:
• Назови букву, над которой живёт буква –, а слева от которой находится буква –. (Ответ: буква: –).
• Какая буква живёт между буквой – и буквой –? (Ответ: буква –).

Игра: «Составь разноцветные слова».

Цели:
Закрепить знания детей о звуко-буквенном анализе и синтезе слогов и слов.
Закрепить знания детей о звонких и глухих звуках, твёрдых и мягких согласных звуках, о смягчении согласных звуках гласными – «волшебницами».

Предварительная работа.
Для того чтобы написать слово, ребёнок должен проделать несколько операций: разобрать слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой.
Начинать эту игру следует с более простого варианта – звуко-буквенного анализа и синтеза слогов. А далее усложнять – вводить в игру слова.

Ход игры.
Перед детьми логопед раскладывает разноцветные неваляшки и цветные буквы.
Детям предлагают выложить предложенные слова из цветных букв. При этом каждый ребёнок должен объяснить, почему взята буква такого цвета, почему он искал букву именно у этой неваляшки.
Более усложнённым вариантом игры будет написание детьми слов разноцветными карандашами с объяснением выбора цвета букв.

Можно сделать заключение, что анализ результатов работы с детьми, с пособием «Домики для букв», позволяет сказать об эффективности разработанной и апробированной системы работы по обучению дошкольников грамоте.

Список литературы
1.Журова Л. Е. “Обучение грамоте в детском саду” Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. 2.Гордеева С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения
Издательство: ТЦ Сфера, 2011 г.
3.Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2006 г.

Данное пособие для игр изготовлено автором.

Логопедическая азбука: готовим наглядные пособия своими руками

Новые формы и приемы взаимодействия с детьми. Опыт педагогов

Преодоление различных видов речевых нарушений — процесс долгий, трудоемкий, требующий от ребенка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это дается очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приемы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм — создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной и подгрупповой логопедической работы.

При подборе материалов для оформления кабинетов специалисты обычно сталкиваются с двумя основными проблемами:

1) небольшая площадь кабинета (как правило, не более 20 кв. м);

2) отсутствие в продаже готовых пособий для кабинетов специалистов ДОО, отвечающих основным требованиям, предъявляемым к наглядным пособиям для детского сада:

  • материалы должны быть понятными и доступными, соответствовать возрастной категории воспитанников;
  • информация должна соответствовать действительности и не идти вразрез с окружающими нас реалиями;
  • наглядные пособия должны быть оформлены красиво и красочно, детям должна быть интересна информация, представленная в пособии, а яркие картинки — помогать максимально сфокусировать внимание на материале.

Таким образом, выходом из создавшейся ситуации может быть изготовление пособий для кабинета своими руками. При этом учителя-логопеды детских садов руководствуются не только нормами и стандартами. Каждый педагог старается внести в оформление своего рабочего места что-то особенное, необычное и, безусловно, интересное и полезное детям. Хочу представить несколько пособий, используемых для обучения дошкольников грамоте, развитию фонематического восприятия, способствующих овладению детьми звукобуквенным анализом и синтезом. Все пособия выполнены в одном стиле, на пенопластовых квадратных плитках размером 50х50 см. Законченный, яркий и эстетичный вид придает используемая для оформления разноцветная бумажная лента.

Пособие «Логопедическая азбука»

Пособие «Логопедическая азбука» — самое большое настенное пособие. Оно предназначено для наглядного ознакомления дошкольников с артикуляционными и акустическими характеристиками звуков родного языка в процессе изучения алфавита. Для каждой буквы, помимо артикуляционного профиля, подобраны яркие картинки, название которых начинается с изучаемой буквы, дается символ графического обозначения звука. Пособие используется и на индивидуальных, и на подгрупповых занятиях.

Пособие «Звуковые часы»

Пособие предназначено для развития слухового восприятия, внимания детей к звуковому составу слова, умения подбирать слова, сходные по звучанию, сравнивать и анализировать эти слова, определяя звук, которым они отличаются. Учителем-логопедом организуются игры на определение первого или последнего звука в словах, наличия заданного звука в слове, подбор слов с парными по глухостизвонкости звуками (трава — дрова, катушка — кадушка, козы — косы) и т.д. Кроме этого, дети с интересом выполняют разнообразные упражнения, направленные на изучение слогового состава слова, учатся сравнивать слова по длине (короткая стрелка — короткое слово, длинная — длинное), подбирают слова из двух, трех слогов. Пособие размещено на доступной детям высоте. Картинки легко меняются в зависимости из целей, задач и периода обучения.

Пособие «Грамотей»

Данное пособие является самым любимым у детей, которые уже научились читать. Оно состоит из планшета с тремя прозрачными карманами и набора карточек с ребусами, заданиями и играми с буквами и словами. Игры доступны старшим дошкольникам, они с удовольствием выполняют задания, любят самостоятельно выбирать карточки себе и друг другу.

Пособие «Твердый-мягкий»

Это пособие — подсказка для детей, помогающая им научиться различать твердые и мягкие согласные звуки. Оно помогает усвоить простое правило обозначения мягкости согласных на письме: если после согласного в слове стоит буква А, О, Э, Ы или У, то этот согласный звук — твердый, как кирпич. Если после согласного в слове стоит буква Я, Ё, Е, И или Ю, то этот звук — мягкий, как подушка. Дети активно пользуются этой подсказкой при выполнении заданий на звукобуквенный анализ слов.

Пособие «Домик для букв»

«Домик для букв» — подвесное пособие, изготовленное из пенопластовой плитки и пенопластовых потолочных бордюров. Стиль оформления — единый с
настенными пособиями. К вращающейся легкой крыше прикреплены большие печатные буквы из двустороннего гофрированного картона. Набор букв может меняться частично или целиком по мере необходимости. Данное пособие успешно используется на всех этапах занятий. Оно позволяет проводить различные игры и упражнения. Например:

Назови и сосчитай все гласные (согласные) буквы.

  • Придумай слова из трех (четырех, пяти) букв, используя только буквы из домика.
  • Назови слова, которые начинаются с буквы Р (М, С, К, Н и т.д.), используя только буквы из домика.
  • Назови слова, которые заканчиваются на букву Р (М, С, К, Н и т.д.), используя только буквы из домика.
  • Составь слово из букв желтого и красного цветов (любые другие цвета).
  • Догадайся, какая буква появилась в домике сегодня, и т.д.

Бордюр «Веселые буквы»

Две стены кабинета оформлены ярким бордюром из карточек со стилизованным изображением букв. Каждая картинка сопровождается коротким образным стихотворением. Карточки взяты из пособия Е. В. Колесниковой «От звука к букве» и напечатаны на цветной бумаге. Стихи легко запоминаются, а вместе с ними дети быстро и непринужденно запоминают все 33 буквы алфавита.

Во всей нашей огромной стране вы не найдете двух одинаковых кабинетов учителя-логопеда. Оформление кабинета — творческий процесс, в который педагог вкладывает все свои знания и умения. Часто хорошее оформление кабинета не требует значительных материальных средств. Достаточно богатой фантазии и большого желания!

Логопедическая азбука: готовим наглядные пособия своими руками

Новые формы и приемы взаимодействия с детьми. Опыт педагогов

Преодоление различных видов речевых нарушений — процесс долгий, трудоемкий, требующий от ребенка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это дается очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приемы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм — создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной и подгрупповой логопедической работы.

При подборе материалов для оформления кабинетов специалисты обычно сталкиваются с двумя основными проблемами:

1) небольшая площадь кабинета (как правило, не более 20 кв. м);

2) отсутствие в продаже готовых пособий для кабинетов специалистов ДОО, отвечающих основным требованиям, предъявляемым к наглядным пособиям для детского сада:

  • материалы должны быть понятными и доступными, соответствовать возрастной категории воспитанников;
  • информация должна соответствовать действительности и не идти вразрез с окружающими нас реалиями;
  • наглядные пособия должны быть оформлены красиво и красочно, детям должна быть интересна информация, представленная в пособии, а яркие картинки — помогать максимально сфокусировать внимание на материале.

Таким образом, выходом из создавшейся ситуации может быть изготовление пособий для кабинета своими руками. При этом учителя-логопеды детских садов руководствуются не только нормами и стандартами. Каждый педагог старается внести в оформление своего рабочего места что-то особенное, необычное и, безусловно, интересное и полезное детям. Хочу представить несколько пособий, используемых для обучения дошкольников грамоте, развитию фонематического восприятия, способствующих овладению детьми звукобуквенным анализом и синтезом. Все пособия выполнены в одном стиле, на пенопластовых квадратных плитках размером 50х50 см. Законченный, яркий и эстетичный вид придает используемая для оформления разноцветная бумажная лента.

Пособие «Логопедическая азбука»

Пособие «Логопедическая азбука» — самое большое настенное пособие. Оно предназначено для наглядного ознакомления дошкольников с артикуляционными и акустическими характеристиками звуков родного языка в процессе изучения алфавита. Для каждой буквы, помимо артикуляционного профиля, подобраны яркие картинки, название которых начинается с изучаемой буквы, дается символ графического обозначения звука. Пособие используется и на индивидуальных, и на подгрупповых занятиях.

Пособие «Звуковые часы»

Пособие предназначено для развития слухового восприятия, внимания детей к звуковому составу слова, умения подбирать слова, сходные по звучанию, сравнивать и анализировать эти слова, определяя звук, которым они отличаются. Учителем-логопедом организуются игры на определение первого или последнего звука в словах, наличия заданного звука в слове, подбор слов с парными по глухостизвонкости звуками (трава — дрова, катушка — кадушка, козы — косы) и т.д. Кроме этого, дети с интересом выполняют разнообразные упражнения, направленные на изучение слогового состава слова, учатся сравнивать слова по длине (короткая стрелка — короткое слово, длинная — длинное), подбирают слова из двух, трех слогов. Пособие размещено на доступной детям высоте. Картинки легко меняются в зависимости из целей, задач и периода обучения.

Пособие «Грамотей»

Данное пособие является самым любимым у детей, которые уже научились читать. Оно состоит из планшета с тремя прозрачными карманами и набора карточек с ребусами, заданиями и играми с буквами и словами. Игры доступны старшим дошкольникам, они с удовольствием выполняют задания, любят самостоятельно выбирать карточки себе и друг другу.

Пособие «Твердый-мягкий»

Это пособие — подсказка для детей, помогающая им научиться различать твердые и мягкие согласные звуки. Оно помогает усвоить простое правило обозначения мягкости согласных на письме: если после согласного в слове стоит буква А, О, Э, Ы или У, то этот согласный звук — твердый, как кирпич. Если после согласного в слове стоит буква Я, Ё, Е, И или Ю, то этот звук — мягкий, как подушка. Дети активно пользуются этой подсказкой при выполнении заданий на звукобуквенный анализ слов.

Пособие «Домик для букв»

«Домик для букв» — подвесное пособие, изготовленное из пенопластовой плитки и пенопластовых потолочных бордюров. Стиль оформления — единый с
настенными пособиями. К вращающейся легкой крыше прикреплены большие печатные буквы из двустороннего гофрированного картона. Набор букв может меняться частично или целиком по мере необходимости. Данное пособие успешно используется на всех этапах занятий. Оно позволяет проводить различные игры и упражнения. Например:

Назови и сосчитай все гласные (согласные) буквы.

  • Придумай слова из трех (четырех, пяти) букв, используя только буквы из домика.
  • Назови слова, которые начинаются с буквы Р (М, С, К, Н и т.д.), используя только буквы из домика.
  • Назови слова, которые заканчиваются на букву Р (М, С, К, Н и т.д.), используя только буквы из домика.
  • Составь слово из букв желтого и красного цветов (любые другие цвета).
  • Догадайся, какая буква появилась в домике сегодня, и т.д.

Бордюр «Веселые буквы»

Две стены кабинета оформлены ярким бордюром из карточек со стилизованным изображением букв. Каждая картинка сопровождается коротким образным стихотворением. Карточки взяты из пособия Е. В. Колесниковой «От звука к букве» и напечатаны на цветной бумаге. Стихи легко запоминаются, а вместе с ними дети быстро и непринужденно запоминают все 33 буквы алфавита.

Во всей нашей огромной стране вы не найдете двух одинаковых кабинетов учителя-логопеда. Оформление кабинета — творческий процесс, в который педагог вкладывает все свои знания и умения. Часто хорошее оформление кабинета не требует значительных материальных средств. Достаточно богатой фантазии и большого желания!

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии
Ссылка на основную публикацию