Последовательность работы над предложением с детьми, имеющими ОНР 2 и 3 уровней

Задачи, этапы и методы логопедической работы при ОНР 2 уровня.

2 уровень речевого развития – ребенок понимает 50% простой, обиходной речи в простой знакомой ситуации, за пределом знакомой ситуации понимание речи ухудшается.
Лепет и звукоподражание исчезает из речи ребенка, но словарный запас беден, представлен в основном существительными, очень мало глаголов и др. частей речи, появляется простая, грубо аграмматичная фраза, дополняет свою речь жестами, мимикой. В речи могут присутствовать определенные штампы, т.е. на некоторые вопросы ребенок может ответить правильно. Звукопроизношение грубо нарушено.
Задачи коррекционной работы:

  1. Дальнейшее расширение (накопить чувственный опыт об окружающей действительности) и уточнение имеющегося словаря, словарь должен объединяться в лексические группы – по разным толкованиям:
    • По принадлежности к общему понятию
    • По тематической принадлежности
    • По принадлежности к определенной ситуации

Например, тема «Прогулка» Ситуация: одеваемся на прогулку. Это м.б. цепочки слов, объединенных по смыслу (глагольных слов, прилагательных). Например, машина едет, стоит, возит, ломается. Ее можно взять, поставить, вымыть.

  • Большая проблема с прилагательными. Предмет один и тот же, а признаки разные. Можно использовать описательные загадки: называются только признаки, а дети должны угадывать сам предмет.
  • Дальше мы знакомим детей с наречиями, суффиксами, приставками, предлогами.

 Переход пассивного словаря в активный: логопед говорит четко, вопросы носят подсказывающий характер: этот медведь большой или маленький?
Т.о. мы обогащаем словарь детей, увеличивая его за счет введения в речь детей приставок, предлогов, союзов и т.д. Допускаются определенные аграмматизмы, но они преодолеваются за счет накопления речевого опыта и утрированного произношения логопеда. Происходит увеличение словарного запаса, расширяется структура предложения и у ребенка появляется внимание к речи окружающих: надо вслушаться и услышать предлог. Сначала логопед помогает интонацией, утрированным словом.
Что должен уметь алалик со II уровнем развития

  • Должен владеть распространенным предложением.
  • Начинает пользоваться способами словообразования и словоизменения.
  • Ребенок должен уметь задавать простые вопросы
  • Уметь отвечать на простые вопросы
  • Устойчивей становится слоговая структура. Подражая взрослому, верно выделяет окончания.
  • Улучшается звукопроизношение. Исключение р-р’, л, аффикаты ч, ц.

При II уровне ОНР у ребенка достаточно словаря, для того, чтобы осуществить коррекцию звукопроизношения. При автоматизации звука берутся слова наиболее употребляемые по звуковому составу. Сопряженное и отраженное проговаривание. Целесообразно проводить эту работу в игровой форме, использовать занимательные приемы, на занятиях использовать большое количество наглядного материала, он не должен быть сумбурным, подчинять его одной теме: в рамках одной темы определяются валентные связи между словами.
Ребенок достигший 6-7 лет, может быть помещен в подготовительный класс специальной коррекционной школы для детей с т.н. речи, здесь же решаются проблемы ФФНР, т.е. ставятся основные звуки, развивается фонематический слух, обучается простым приемам звукового анализа. Ведется развитие лексико-грамматической стороны речи и подготовка детей к обучению грамоте.

32. Основные направления, содержание и методы логопедической работы при ОНР 3 уровня.

Характеристика речи ОНР, 3 уровень.

  • На фоне сравнительно развернутой речи отмечаются неточности в употреблении обиходной лексики. В активном словаре детей преобладают имена существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов на фоне отсутствия в речи их сложных видов.
  • Присутствует недостаточная сформированность грамматических форм языка: ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.
  • В активной речи употребляются преимущественно простые предложения без второстепенных членов. Имеются большие затруднения в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  • У большинства детей еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушение структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
  • Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами.

Задачи и содержание коррекционной работы:
Принцип работы с детьми данной группы такой же, как для I и II уровня, т. е. продолжается накопление и обогащение словаря (ведущая роль по расширению словаря на данном этапе отводится и воспитателю). Увеличивается объем и сложность речевого материала по каждому пункту подготовка детей к обучению грамоте. Детям дается понятие о слове как о лексической единице. Практически они работают над связью слов в предложении. Продолжается работа над структурой предложения и его грамматическим оформлением.
^ Основной задачей работы с детьми III уровня речевого развития является формирование связной речи.
Уточнение словаря ребенка.

  • Дальнейшее обогащение словаря ребенка за счет дифференцирования частей речи: прилагательные, наречие, местоимения, числительные, необходимо расширять семантическое поле ребенка, вводить новые валентные связи.
  • Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, в том числе за счет развития умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования.
  • Усвоение понятий “слово, обозначающее предмет”, “слово, обозначающее действие”, “слово, обозначающее признак предмета”
  1. Коррекция и дальнейшее развитие грамматического строя речи. Эта задача выполняется на основе исправления индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Коррекция звукопроизношения и фонематическогоо слуха.
  3. Обучение детей навыкам звукового анализа и синтеза.
  4. Развитие связной речи. Уточнение значений используемых синтаксических конструкций. Соединение слов в простое нераспространенное предложение. Формирование представлений о структуре, грамматическом и интонационном оформлении предложения.

Начинается работа над пересказом (подробного, выборочного, творческого). Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мысли. Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста. Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме.
Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть всеми причинно-следственными отношениями, без чего правильный пересказ невозможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения — это верхняя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируются наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном.
Наиболее легкой формой являются сочинения по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их по рассказу. Затем дети учатся составлению рассказов по сюжетной картинке с выделением основной идеи и выражением временной связи. Завершается работа над связной речью воспитанием у детей навыка рассказа на основании собственного опыта.
При ОНР III уровня ребенок поступает в 1 класс речевой школы. Пребывание в массовой школе – нецелесообразно – низкие речевые способности, нарушение письма и т.д. Попытки родственников оставить ребенка в массовой школе заканчиваются тем, что они возвращаются в речевую школу, но проблем уже становиться больше.

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 6020 | Нарушение авторских прав

Какие занятия нужно посещать для коррекции ОНР 2 степени?

Последнее время у малышей часто проявляется недоразвитие речи. Оно может проходить по-разному и в различных стадиях. В любом случае, необходима коррекционная работа с детьми, которая заключается в индивидуальной и групповой работе с детьми. Одной из самых опасных стадий является ОНР 2 уровня. Как распознать у ребенка это заболевание?

Симптомы

1 и 2 степени ОНР считаются самыми тяжелыми. В целом нарушения речи проявляются в несогласованности слов, порой отсутствию звуков и смыслов речи. Впоследствии недостатки устной речи будут проявляться в дисграфии и дислексии в школе.

Недоразвитие речи 2 степени проявляется следующими симптомами:

  • жесты, лепет;
  • порой появляются простые предложения;
  • бедность словаря, причем слова, которые знает ребенок, очень похожи по смыслу;
  • трудности с согласованностью речи, часто отсутствуют множественное число, падежи;
  • звукопроизношение искажено, ребенок подменивает звуки, нечетко их произносит.

Что может ребенок, у которого диагностируется недоразвитие речи 2 степени?

  • произносит простые слова, похожие по смыслу (муха жук, насекомые; туфи туфли, кеды, сапоги и др.), т.е. одним словом объединяются несколько понятий;
  • с трудом называет части тела, предметов, посуду, слова с уменьшительно-ласкательным значением (чаще всего такие слова отсутствуют или присутствуют в ограниченном количестве);
  • с трудом определяет признаки предмета (из чего сделан, цвет, вкус, запах);
  • составляет рассказ или пересказывает только после наводящих вопросов взрослого;
  • высказывания мало понятны, звуки искажены.

Характеристика ОНР заставляет задуматься о том, почему возникают такие нарушения. Причины, как правило, лежат в физиологической сфере и не всегда зависят от матери или ее ребенка:

  • гипоксия во время беременности или родов;
  • асфиксия;
  • конфликт резусов;
  • травмы головы.

Коррекционная работа, предстоящая логопеду и родителям малыша, очень кропотливая. Предстоит практически с нуля формировать речь по образцу. Как проводятся коррекционные занятия?

Работа с логопедом

Если к 3-4 годам речь у ребенка не формируется, необходимо посетить логопеда и невропатолога. Диагностика и характеристика ОНР проводится несколькими специалистами.

Невропатолог поможет определить причину. Если нужно лечение или дополнительная витаминизация, врач назначит препараты для стимуляции речевых центров и нервной системы в целом. Чтобы определить, какие препараты могут понадобиться малышу, необходимо будет сделать МРТ головного мозга. Однако такой анализ требуется не всегда. Порой невропатологу после беседы с мамой бывает вполне ясно, почему речь не развивается, и как можно помочь ребенку и его семье справиться с недугом.

После визита к невропатологу необходима консультация в логопедом. Если есть возможность, занятия стоит продолжать индивидуально или в специальных группах по коррекции речи. Чем будет заниматься педагог с малышом?

Общее направление будет состоять в развитии активности речи и ее понимания, формировании фраз, звукопроизношения, уточнения, как произносятся слова, употреблении лексико-грамматических форм.

Логопеду может потребоваться помощь семьи, ведь нескольких занятий в неделю может быть недостаточно для формирования речи. Логопед может продемонстрировать маме направление работы в семейном кругу. Например, для коррекции звукопроизношения нужно будет постоянно просить ребенка произнести слово нараспев, при этом все в доме должны говорить так же.

Если говорить более подробно, коррекционная работа будет состоять в следующих упражнениях:

  • Произнесение труднопроизносимых слов нараспев, протяжно, чтобы ребенок слышал все звуки и мог их повторить. Желательно, чтобы все в окружении малыша, а не только на занятиях, разговаривали именно в такой манере. Это позволит ребенку лучше улавливать звуковой состав слов.
  • Изучение слов по тематическим группам на основе изображений. Например, логопед показывает ребенку картинки домашних животных и четко их называет, заставляя малыша повторять названия. Так ребенок постепенно начинает систематизировать явления и предметы окружающего мира.
  • Сравнение одинаковых грамматических форм разных слов, принадлежащих одной части речи. Например, мы катались: на санках, на машине, на горке и т.д.
  • То же самое производится с формами глаголов: Коля писал – Коля пишет – Коля напишет.
  • Отработка изменений существительных по числам. Педагог показывает изображения предметов в единственном и множественном числах, называет их и просит малыша показать.
  • Отдельно проводится работа с предлогами. Логопед подставляет их в похожие по строению фразы, например: идет в лес, в гости, в гору и т.д.
  • Работа по различению звонких и глухих звуков, различению их в речи.
  • Определение звука в слове на слух для развития фонематического слуха.

Известно, что ребенок совершенно по-разному общается со взрослыми и со своими сверстниками. С последними он ощущает себя свободнее, у него совпадают с ними интересы. Если ваш малыш с ОНР не посещает детский сад, причина неразвитости речи может крыться в том числе в недостатке общения. Постарайтесь записать ребенка в группу развития, детский клуб, где стараются всесторонне развивать детей. Здесь появится круг общения, а художественное восприятие мира, песни, физические нагрузки создадут оптимальную среду для совершенствования речи.

Прогноз

Спрогнозировать, как пойдет развитие речи у малыша, очень сложно. Многое зависит от степени развития болезни и причины, которая ее спровоцировала.

Начинать работу надо как можно раньше. Уже в три года, если малыш не говорит, или произносит нечленораздельные звуки, родителям должно быть ясно, что надо отправляться на прием к невропатологу. Без конкретного диагноза и медикаментозного лечения даже интенсивные занятия с логопедом могут быть бессильными.

Если все необходимые меры приняты, и ОНР не запущено, есть надежда, ребенок начнет говорить. Однако дальнейшее его обучение в массовой школе становится невозможным. Родителям придется либо обучать его на дому, либо отдавать в специализированное учебное заведение для деток с проблемами речи.

Многое зависит от темперамента и общительности малыша. Во многом они определяют, насколько он приживется в школьном коллективе, найдет общий язык со сверстниками, как к нему будут относиться учителя.

Коррекционная работа с детьми, имеющими недоразвитие речи 2 степени, должна производиться исключительно специалистом. Родителям не нужно вмешиваться в процесс или пытаться решить проблему самостоятельно. Тем более страшно пускать проблем на самотек. Малышу необходима квалифицированная помощь, иначе в будущем у него будут проблемы с контактами.

ОНР 2 уровня

Общее недоразвитие речи 2 уровня – это грубая форма нарушения речи у детей, для которой характерны низкие возможности самостоятельной речевой продукции. Ребенок изъясняется простой фразой, но допускает множество вербальных ошибок, аграмматизмов. Словарный запас беден, не сформированы навыки словоизменения и словообразования, тяжело нарушены звукопроизношение и фонематические операции. Степень ОНР определяется с помощью психолого-логопедического обследования. Основные приоритеты коррекционной работы: совершенствование восприятия речи, расширение лексики, формирование распространенной фразы, развитие грамматических языковых навыков.

МКБ-10

Общие сведения

Учение об уровнях речи у детей с логопатологией было выдвинуто в 50-60 г.г. прошлого столетия профессором логопедии Р. Е. Левиной. Она выделила три уровня речевого недоразвития: 1– безречье, 2 – появление общеупотребительной речи, 3 – развернутая фразовая речь с лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Т.о., второй уровень речевого развития отличается более высокими языковыми способностями по сравнению с ОНР 1 уровня. Однако низкая степень владения речевыми средствами (грамматическими, лексическими, фонетическими, фонематическими) требует их дальнейшего развития методами специального коррекционного обучения. Позднее к этой классификации был добавлен 4-ый уровень речевого развития, характеризующийся остаточными признаками ФФ и ЛГ недоразвития.

Читайте также:  Домашние задания логопеда по лексической теме Новый год

Причины ОНР 2 уровня

Грубые дефекты речи имеют полиэтиологическую природу. Главную роль в их возникновении играют биологические факторы: осложнения беременности (гестозы, иммунологический конфликт, внутриутробная гипоксия), последствия тяжелых родов (асфиксия новорожденного, родовые травмы), заболевания раннего детства (инфекции, протекающие с нейротоксикозом, ЧМТ). Дети с ОНР 2 уровня часто наблюдаются у невролога по поводу перинатальной энцефалопатии, в возрасте 2-3-х лет им выставляется задержка речевого развития. Логопедическое заключение может звучать как алалия, дизартрия, афазия, ринолалия.

В некоторых случаях тяжелые речевые проблемы не связаны с ранним органическим поражением ЦНС. У этой группы плохо говорящих детей могут обнаруживаться недостатки воспитания (дефицит общения, педагогическая запущенность), наследственная предрасположенность к позднему возникновению речи, синдром госпитализма и другие биосоциальные предпосылки. Часто ОНР становится следствием комплекса различных факторов, когда имеют место и церебральные нарушения, и неблагоприятные условия развития ребенка.

Патогенез

При ОНР 2 уровня отмечается низкая степень сформированности всех подсистем языка. На лексическом плане выявляется недостаточная словарная база, что обусловливает трудности выражения мыслей, выстраивания синтаксической структуры предложений и грамотного изложения. Фонетико-фонематическое недоразвитие выражается искажением звуко-слоговой схемы слов, неготовностью дошкольника к звуковому анализу и синтезу. Конкретные механизмы речевого недоразвития зависят от этиологических факторов. Так, при перинатальных органических поражениях мозга речевой дефицит может быть связан с непониманием речи или невозможностью ее моторной реализации. В случае пороков развития периферических органов речи первично нарушается собственная речевая активность, вторично – фонематические процессы.

Симптомы ОНР 2 уровня

Речь развивается с опозданием, первые самостоятельные фразы появляются к 3-4 годам или позднее. Предложения короткие, простые, состоят из 2-3 слов, чаще обозначающих обиходные предметы и действия. Союзы, предлоги, прилагательные при построении высказывания употребляются редко. Наряду с фразой ребенок продолжает пользоваться жестами и аморфными словами. Существенно улучшается понимание речи. Словарь становится более разнообразным, но по-прежнему отстает от возрастной нормы. При ОНР 2-го уровня дети не знают названий частей тела, цветов, деталей предметов, обобщающих понятий. Навык словообразования и словоизменения не сформирован, падежные формы употребляются неправильно, отсутствует согласованность членов предложения, не дифференцируется единственное и множественное число.

Нарушен слоговой образ слова: наблюдается перестановка и сокращение слогов, элизии согласных при их стечении. Недостаточность фонематического восприятия проявляется неспособностью ребенка выделить нужный звук и определить его позицию в слове, подобрать слово с заданным звуком. В спонтанной речи имеются многочисленные звукопроизносительные дефекты: смешения, искажения фонем, замены согласных (аффрикат, мягких/твердых, глухих/звонких, шипящих/свистящих). Изолированный звук при этом может произноситься нормативно. Таким образом, при второй степени ОНР используемые речевые средства остаются значительно искаженными.

Дети с речевым недоразвитием, как правило, имеют некоторые отклонения в моторной и психической сферах. У них часто выявляется несформированный пальцевый праксис, неуклюжесть движений, плохая координация. Возможны нарушения речевой моторики вследствие недифференцированности артикуляционных поз и изменений тонуса мускулатуры органов речи. Особенности протекания психических процессов заключаются в снижении слухо-речевой памяти, слабости внимания, недостаточном развитии вербально-логического мышления. Из-за этого дети неохотно вовлекаются в игровую и учебную деятельность, часто отвлекаются, быстро утомляются, делают массу ошибок при выполнении разного рода заданий.

Осложнения

Без целенаправленного обучения дети с ОНР 2 уровня испытывают выраженные трудности в освоении школьной программы. На фоне недоразвития языковых компонентов формируются специфические расстройства школьных навыков – аграмматическая дисграфия и дислексия. Вследствие плохого владения фразовой речью ребенок не может полноценно общаться со сверстниками и утвердиться в детском коллективе. Дети с ограниченной речевой активностью осознают и тяжело переживают свой дефект, что негативно отражается на их личностном и психическом развитии. Несмотря на первичную сохранность интеллекта, при отсутствии своевременной коррекции ОНР может возникнуть пограничная интеллектуальная недостаточность.

Диагностика

Логопедическое обследование включает изучение медицинского анамнеза, оценку состояния всех компонентов устной речи. На первой встрече с ребенком и родителями логопеду необходимо выяснить вероятные причины речевого недоразвития, степень понимания и владения ребенком речью, особенности моторного и психического развития. Диагностика устной речи включает изучение уровня сформированности:

  • Связной речи. Ребенка просят пересказать прослушанный текст, составить рассказ по наглядным пособиям, ответить на вопросы. При этом выявляются семантические и синтаксические ошибки, неправильный порядок и связь слов в предложении, нарушение логики и последовательности изложения. Даже с помощью наводящих вопросов, подсказок логопеда ребенок не способен точно передать содержание рассказа.
  • Лексико- грамматических процессов. При выполнении заданий заметны трудности в подборе нужных слов, незнание геометрических формы, цветов, обобщающих категорий, синонимов и антонимов. Одним и тем же аморфным словом ребенок может обозначать целый ряд предметов, близких по назначению или функции. Фраза строится аграмматично, с нарушениями согласования, неправильным изменением слов по числам и падежам.
  • Слоговой структуры и фонетико-фонематических процессов. Сложные по звуконаполняемости и слоговому составу слова произносятся искаженно. Количество слогов сокращается до двух-трех. Высказывания малопонятны из-за множественных дефектов звукопроизношения. У детей с ОНР 2 уровня может быть нарушено до 15-20 звуков практически всех групп. Задания на звуковой анализ и синтез ребенку недоступны.

Второй уровень развития речи дифференцируют с другими степенями речевой недостаточности (ОНР 1 и ОНР 3 уровня), а также тугоухостью, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении. При проведении диагностики важно понять, какая именно речевая патология лежит в основе ОНР – от этого будут зависеть формы и приемы коррекционного процесса.

Коррекция ОНР 2 уровня

Логопедическая работа должна строиться в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. В связи с основным неврологическим нарушением ребенок должен получать курсы медикаментозной терапии, лечебного массажа, физиотерапии. При открытой ринолалии выполняется хирургическая коррекция деформаций лица («волчьей пасти», «заячьей губы»). С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. За это время речь ребенка должна стать грамматически и фонетически правильной и приблизиться к возрастной норме. Содержание работы включает:

  • Активизацию и наращивания словаря. В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. Ребенка учат называть предметы, признаки и действия, понимать обобщающие слова, пространственные взаимоотношения между предметами.
  • Развитие лексико-грамматических средств. В рамках направления ведется работа по выработке навыков словообразования, словоизменения, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж, род. К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др.
  • Формирование фразовой и связной речи. Закрепляются навыки построения простых предложений, формируются умения составления коротких рассказов. С ребенком разучиваются потешки и двустишья. Его учат адекватно и полно отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их формулировать.
  • Совершенствование произносительных умений. На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции. При дизартрии, ринолалии показан логопедический массаж. После уточнения правильности произношения сохранных фонем начинается работа над постановкой звуков в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация проводится по общепринятым правилам.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев речевой прогноз при ОНР 2 уровня благоприятный. В процессе коррекционного обучения происходит постепенное расширение вербальной активности и повышение уровня развития речи. При переходе в начальную школу дети должны продолжать заниматься на школьном логопункте, т. к. они составляют группу риска по формированию нарушений письма и чтения. Первичная профилактика ОНР заключается в предупреждении ранних повреждений речевых центров и органов, приводящих к тяжелой логопатологии. С целью предотвращения учебных трудностей и отставания в когнитивном развитии необходимо своевременное выявление тяжелых речевых дефектов и их коррекция.

Индивидуальный план работы с ребенком, имеющим ОНР 1–2 уровня, моторную алалию

Елена Токарчук
Индивидуальный план работы с ребенком, имеющим ОНР 1–2 уровня, моторную алалию

Направления работы 1-й период

(сентябрь-ноябрь) 2-й период

(декабрь-февраль) 3-й период

Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения игровых упражнений по подражанию (сказка о «Веселом язычке», «Обезьянка» и др.).

Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка ле- тит» и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, 3) Развитие силы голоса (тихо — громко) и модуляций голоса (высоко — низко); правильного умеренного темпа речи.

Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения игровых упражнений по подражанию (сказка о «Веселом язычке», «Обезьянка» и др.).

Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка ле- тит» и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, 3) Развитие силы голоса (тихо — громко) и модуляций голоса (высоко — низко); правильного умеренного темпа речи.

Постановка и автоматизация шипящих звуков.

Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка ле- тит» и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, 3) Развитие силы голоса (тихо — громко) и модуляций голоса (высоко — низко); правильного умеренного темпа речи.

Развитие словаря Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).

Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности.

Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).

Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой – моя» и их согласованию с существительными.

Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка).

Учить называть части предмета для определения целого (спинка – стул, ветки – дерево, стрелки – часы).

Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки – зима, корабль – море).

Учить подбирать существительные к названию действия (кататься – велосипед, летать – самолет, варить – суп, резать – хлеб). Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.

Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).

Развитие звукового анализа Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.

Выделение ударного гласного в начале слова.

Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА.

Придумывание слов с заданным звуком

Определение места заданного звука в слове.

Звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков).

Звуковой анализ прямого слога.

Звуковой анализ слов типа: дом, мак.

Формирование грамматического строя речи Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.).

Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.

Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой – моя» и их согласованию с существительными.

Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.

Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).

Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

Совершенствование моторного развития и графических навыков руки. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:

шнуровки, мозаики, застежки. Развитие зрительно-моторных координаций:

работа по зрительно-двигательным траекториям;

-рисование по точкам. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки: то же с усложнением

-штриховка в разных направлениях, раскрашивание;

-обведение по контуру.

Развитие связной речи Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»

Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки.

Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты).

# существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».

Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:

существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»;

Составление рассказа-описания по плану. Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:

Читайте также:  Рабочая программа 'Учимся читать, играя'

существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».

Составление рассказа-описания по плану.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком ОНР 3 уровня речевого развития Коррекционно-образовательные: – уточнить артикуляцию и характеристику звука (л); – автоматизировать звук (л) в слогах, в словах; – расширять,.

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции речевых нарушений Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции речевых нарушений Старшая группа, Дата рождения ___ Индивидуальный.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2017–2018 учебный год Ф. И. ребенка: Голубенко Андрей Психологическое заключение: Гиперактивность синдром дефицита внимания, ЗРР. Вид коррекционной работы: Укрепление.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога Индивидуальный план повышения профессионального уровня Шияповой Диляры Насимовны на 2013-2018 гг. 1.1. Фамилия Шияпова 1.2. Имя Диляра 1.3.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-логопеда Володина Светлана Александровна Должность, по которой аттестуется работник: Учитель-логопед Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное.

Индивидуальный план работы по самообразования «Движения в развитии ребенка» МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» Согласовано: Ст. воспитатель ___ Индивидуальный план работы.

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование электронных образовательных ресурсов» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №156» Индивидуальный план работы по самообразованию.

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с ребенком 5–6 лет, имеющим тяжелые нарушения речи Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов. Задачи: – развитие произвольности познавательной деятельности;.

Приемы работы с детьми, имеющими ОНР 1 уровня. Видеоматериал, представляющий опыт работы Работа с детьми, имеющими первый уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности. В связи с тем, что уровень речевого.

Выступление на городском методическом объединении коррекционного направления «Приемы работы с детьми с ОНР 1 уровня» В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, то есть с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное.

РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР Пенюшкина О.В.

Детский сад №18 г. Иркутска

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

предложение, словарь, связь слов в предложении, мысль, суждение, the offer, the dictionary, communication of words in the offer, thought, judgment

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

В статье содержится учебно-методический и практический материал, предназначенный для формирования умений и навыков построения предложений т.к. развитие речи, становится все более актуальной проблемой в нашем обществе в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования дети должны овладеть устной речью, научиться выражать свои мысли, испытывать желания в ситуации общения, у детей складываются предпосылки грамотности.

Текст научной статьи

Развитие устной речи, связного высказывания является на первейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы, на сложные вопросы школьной программы. Последовательно, полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества.Связность высказывания зависит от уровня владения умением построения отдельного предложения, от программирования высказывания в самых различных ситуациях, от умения связывать отдельные предложения в единое целое. Слова и словосочетания, соединяясь между собой с помощью грамматических средств, образуют предложение. Связная речь состоит из группы связанных между собой предложений. В потоке монологической речи предложения тесно связаны между собой и, обычно, предыдущее предложение обуславливают структуру последующего. У детей с ОНР появляется речевая несостоятельность, как в невозможности оперирования языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими и грамматическими), так и в явно выраженных недостатках восприятия речи ( Р.Е. Левина, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева) отмечают трудности в построении предложения у детей с ОНР: нарушение структуры предложения, порядка слов, незаконченностью предложений, недостатки в грамматическом оформлении предложений [5, 150]. Предложения характеризуются бедностью и однообразием языковых средств, лексическими затруднениями, смешением значений слов. В спонтанной речи дети преимущественно используют простые, малоинформативные предложения, не умеют распространять предложения. Одной из важнейших задач является учить конструированию предложений, распространять их, сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения, о смысловых и грамматических связях между словами. Учить правильно использовать лексику, разные способы сочетания слов в предложении, интонационно оформлять предложение. Данная работа содержит учебно-методический и практический материал, предназначенный для формирования умений и навыков построения предложений. Предполагаемые методические рекомендации являются результатом отбора известных и практикуемых в дошкольных учреждениях методических приемов и игр, апробируемых в логопедической работе с детьми. Использован опыт работы Филичевой Т.Б., Селиверстова В.И., Ушаковой О.С, Ефименковой Л.Н., Нищевой Н.Е., Козыревой И.В., А.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Воробьёва В.К. В содержание многих методических приемов, игр внесены изменения с целью использования в логопедической работе [3,55; 4,137;7,100;11,64]. Начинаем работу с закрепления понятия «слово». Необходимо научить ребенка находить точные слова, расширять объем словаря. В связи с работой по ознакомлению с окружающим расширять ориентировки в окружающем мире. Упражняем быстро и точно находить слова для обозначения предметов, действий, признаков. Используем игры «Кто больше назовет окружающих предметов» (птиц, игрушек) и т.д. Учим отвечать на вопросы по действию и сюжетной картине (Кто это? Что это? Что он, она делает?). «Кто быстрее принесет картинку». Картинки с изображением действий (девочка читает и т.п.) Участвуют двое детей, логопед говорит кому какую картинку принести. Научить детей подбирать название предметов к названиям действий: Идет кто? Идет мама, папа, бабушка. Идет что? Снег, дождь Стоит что? Стол и т.п. На картинке нарисована читающая женщина. Логопед просит отобрать на картинке предметы, которые умеют читать. Кошка, собака, бабушка, мальчик. «Исправь ошибку» собака рисует. Найти в комнате что висит, что стоит, а что лежит; Посмотрите на улицу и скажите кто идет? Кто едет? А кто бежит? Необходимо вводить в речи слова-антонимы, синонимы, многозначные слова. Формирование двухсоставного простого предложения. Дать понятие детям о предложении, используем игрушки, картинки. Логопед задает вопросы: Кто это? Что делает? Девочка рисует. Мы составили предложение. Сколько слов в предложении. Логопед сообщает что про каждый предмет мы составляем предложение. Составляют несколько простых предложений про игрушки, про детей. Называют 1-ое и 2-е слово. Делаем вывод: предложения построены из слов, которые располагаются по порядку.Заменить первое слово «девочка» картинкой, а «рисует» заменим полоски считают сколько в нем слов и выкладывают нужное ой. Что мы узнали о девочке? «Девочка рисует». Слова дружат они помогают нам что-то узнать, о чем-то сообщается. В предложении может быть 2,3,4 и больше слов. Логопед называет предложение, дети считают сколько в нем слов и выкладывают нужное количество полосок. Переходим к составлению простых предложений из 3-5 слов методом распространения начальной структуры с опорой на сюжетную картинку. Используем постановку вопросов к картине и образец ответа. Начинаем конструирование предложений с прямым дополнением, стоящим в дательном падеже, в родительном и творительном падеже. Работаем над анализом предложения. Используем прием моделирования (полоски, вагончики). У детей короткие и длинные полоски. Логопед называет предложение «Девочка лепит вазу». Дети выкладывают длинные полоски. Логопед: Почему положили длинную полоску? Дети: это предложение. Логопед: А теперь под длинную полоску положим столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Дети выкладывают три короткие полоски. Логопед: Сколько коротких полосок вы положили? Почему? Дети: три полоски. В предложении три слова. Логопед: Какое первое, второе, третье слово? Далее дети составляют предложение из 3-х слов, выкладывают схему из полосок, соотносят количество слов в предложении с количеством полосок. Прием моделирования наглядно показывает детям способы построения предложений, в них добавляется такое количество слов, которое дети способны удержать в памяти. Используем прием распространения предложения по данной схеме. Логопед называет исходное предложение, дети определяют в нем количество слов. Выстраивается схема предложения из полосок, с помощью наводящих вопросов, дети подбирают новые слова, подходящие по смыслу и месту и вставляют в схему новые полоски. Или логопед сам вставляет в схему новые полоски, дети подбирают слова. Закрепляем работу над осознанием детьми структуры предложения, слова располагаются по порядку, в определенной последовательности, по смыслу. Игра «Живое предложение». Логопед предлагает предложение, детям даются слова, из которых они выстраивают предложения в ряд. Какое первое слово? А какое потом? А какое слово после слова и т.д. Сколько слов в предложении? Дети называют одновременно каждый свое слово. Логопед: «Вы поняли, о чем говорится в предложении? Нужно каждое слово называть последовательно по порядку одно за другим». При последовательном назывании всех слов каждый ребенок берет за руку того, кто исполняет роль следующего слова. В предложение добавляются новые слова, дети-слова находят и занимают свое место в предложении среди других слов. Закрепляем навыки составления и распространения предложений, используем следующие приемы: 1) Игра «Какое слово заблудилось?». Восстановить смысл, правильный порядок слов. «Кошка двери около лежит». Слова заблудились, встали не по порядку. 2) Дано предложение: «Деревья покрыты снегом». Дети выстраивают предложение. Логопед переставляет слова в предложении: «Снегом покрыты деревья». Дети-слова перестраиваются в нужном порядке (2-3 раза переставить слова). 3) Игра «Путаница». Заменить в нелепых фразах слова, построить высказывания правильно и понятно. 4) Упражнять детей в последовательной замене всех слов в предложении. «Птицы поют весело». Заменяем первое слово «птицы» на «дети», затем слово «поют» на «играют» и т.д. 5) Перестановка слов из одного предложения в другое. «Дедушка ловит рыбу. Мальчик рисует цветок» 6) Угадать название одного слова, два других им были известны. Составление предложений: по синтаксическим вопросам – по сюжетной картине (с опорой). Логопед, воспитатель, не предлагая никакого сюжета, последовательно по-одному задает детям вопросы. Дети отвечают на них, ориентируясь на смысл получившегося предложения. Логопед активно помогает детям подбирать слова, активизируя и уточняя при этом их словарный запас. 2. по вопросам и опорным словам. 3. Дается набор слов, стоящих в начальной форме. «Ласточка, птенцы, червячок». Сначала можно провести небольшую беседу о связях между этими животными. Какое отношение имеет ласточка к птенцам и червячкам, и птенцы к ласточке и червячкам и т.д. Затем логопед ставит вопросы: Кто? Что сделал? Кому? Кого? Просит составить предложение и его схему. Логопед задает дополнительные вопросы. 4. По предметным картинкам (из набора слов). Логопед ставит на доску несколько картинок с изображениями предметов, которые можно объединить в одном предложении. Например, лес, медведь, лапа, ветка. 5. На основе заданного количества слов. Логопед предлагает сюжетную картинку или задает тему, например, «лесная поляна» и называет количество слов, которое должно быть в предложении. 6. Придумать и сказать 2-3 слова про какой-нибудь предмет. Придумать предложение из 3 слов, про предмет, который не называется, а лишь указываются некоторые его свойства (круглый предмет). 7. Из данных словосочетаний. Дается набор словосочетаний: медведь, ловил, медведь белый, ловил рыбу, ловил рыбу подо льдом рыбу. 8. Работа с деформированным предложением. В начале предлагается 4-5 слов без предлогов. Постепенно количество слов увеличивается, появляются предлоги. 10. Исправление неверно составленного предложения. Детям предлагается неправильно построенное предложение. «Румяный веселую зайцу поет Колобок песню». Составляем предложения со словами близкими или противоположными по смыслу, многозначными словами, образными выражениями: придумать предложение со словосочетаниями: холодный, морозный день; маленький, крошечный щенок. 11. Составление сложных предложений с союзом если бы, потому что…….. Игра «А если бы…», «Почемучка», «Какое предложение правильное?». Кате подарили куклу, потому что у нее день рождения. У Кати день рождения, потому что ей подарили куклу. 12. Составление сложносочиненных предложений с союзом: а, и «Закончи предложение», «Магазин», «Кто что делает?». Составление предложений, сравнивая предметы по форме, вкусу, действию, величине и т.д. («Какой заяц зимой, какой летом; когда идет снег, когда идет дождь») Упражняя детей в составлении предложении, необходимо развивать ориентировку в логических элементах упражнения, вычленять в нем предмет сообщения и того, что сообщается т.к. в предложении заключено суждение. Обычно в процессе обучения используем вопросы синтаксического плана: кто? Что делает? Необходимо ставить вопросы о ком, о чем сообщается, говорится в предложении и что говорится? Это нацеливает детей не на слова, а на структурные компоненты мысли, можно использовать предметно – графическую схему предложения. Логопед предлагает записать предложение не словами, а картинками. Первый квадрат в схеме-слово. Далее-стрелка, это тоже слово-действие. Второй квадрат-еще одно слово. Вместе составляем целое предложение. Логопед спрашивает: О ком говорится в предложении? И показывает на первый квадрат («О детях») – «Посмотрите, что говорится о детях?» (дети пошли в лес) Логопед предлагает составить второе предложение по схеме, чтобы в нем продолжить то, о чем говорится в предложении. Дети находят картинки и подставляют в схему (картинки: лес и ежик). Таким образом, устанавливаем определенную цепочку смысловых связей двух предложении, через единство предметных обозначений. В результате проведенной работы у детей с ОНР формируются навыки построения предложений разных типов, навыки правильного употребления порядка слов, согласование слов в предложении, подбор и использование необходимой лексики. В соответствии с общеобразовательной программой дети успешнее овладевают устной связной речью, учатся выражать свои мысли в ситуации общения.

Читайте также:  Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками

§ 2. Логопедическая работа с детьми второго уровня речевого развития

За последнее время все большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией. В работах Л.С.Выготского, ТАВласовой, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовского, Н.Г.Морозовой, В.И.Селиверстова, Ю.Б.Разенковой, Е.А.Стребелевой ЮФ.Гаркуши и др. указывается на необходимость раннего начала коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, и использования сензитивного периода развития, т.к. каждый возраст ребенка обусловливает как текущую его деятельность, так и закладывает основы для его дальнейшего развития.

Соискателем выбран именно четырехлетний возраст, так как в 2 г. 5 мес – 3 г. 5 мес. года дети с тяжелым речевым недоразвитием получают помощь в специальных логопедических яслях в системе здравоохранения. В системе образования находятся

детские сады и специальные группы для детей с общим недоразвитием речи с 4-х лет. Исследование и направлено на обучение именно этих дошкольников. г При разработке путей формирования речи у детей, имеющих второй уровень речевого развития, соискатель исходил из результатов многолетнего, лично проведенного исследования, направленного на изучение этой аномалии у детей, экспериментального их обучения, а также опирался на основополагающие данные других ученых в области изучения нормального развития речи в процессе онтогенеза

(Е.А. Аркин, А.Н.Гвоздев, Н.Х.Швачкин, ГЛ. Розенгард-Пупко, М.Е.Хватцев, Д.Б.Эльконин и др.).

Отдавая приоритет детям 4-х летнего возраста со вторым уровнем развития, соискатель использовал в работе теорию компенсации дефекта в наиболее ранний период развития ребенка.

Для определения методики коррекционно-воспитательного воздействия при общем недоразвитии речи второго уровня на протяжении пяти лет проводился обучающий эксперимент, разработанный в соответствии с теоретическими положениями о взаимосвязанном формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.

Развитие понимания речи, фонематического слуха,

смысловых и звуковых дифференциаций выдвигалось в

качестве основных направлений в методике коррекционного воздействия. Наличие взаимосвязи между

ними не исключало специфических задач для каждого из этапов логопедической работы.

Наряду с различными недостатками в развитии речи результаты обследования позволили выявить имеющиеся у детей потенциальные возможности.

Сопоставляя эти данные с развитием речи в онтогенезе с нормативными требованиями,, представленными в Программе массового детского сада, было определено содержание коррекционной работы на логопедических занятиях, разработана методика их проведения в средней группе специального детского сада.

В связи с этим выдвинуты задачи, предусматривающие развитие:

-. фонетического строя языка и слоговой структуры слов;

– формирования двусоставного предложения и предложения из нескольких слов;

Остановимся на реализации каждой из указанных задач коррекционно-развивающего обучения.

Развитие понимания речи

Сначала ребенок учится понимать речь окружающих, связывать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами и только потом начинает говорить. Поэтому начальным, «пусковым» периодом является развитие у детей понимания речи. Причем при определении содержания речевого общения с детьми наиболее ранней, а, следовательно, и наиболее простой и доступной для них является ситуационная речь (С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, А.М.Леушина). Ее доступность объясняется тем, что наглядная, конкретная ситуация значительно облегчает понимание речи детьми, называние окружающих предметов, производимых действий. В условиях наглядной ‘ситуации ребенок, не знающий то или иное слово, может воспользоваться жестом, указывающим на предмет или действие, местоимением (эта, этот, такое и т.д.). При этом интонация и мимика логопеда также будут способствовать наиболее точному пониманию всех его вопросов, указаний, обращений.

В этот же период развития понимания речи в условиях наглядной ситуации полезно использовать для занятий многие режимные и игровые моменты: сборы на прогулку, подготовку к занятиям, уборку в кукольном уголке, дежурство по группе, приготовление к обеду, сну и т.д. Во всех указанных конкретны» ситуациях наглядным

материалом, облегчающим понимание речи детей, служат одежда детей или кукол, раздаваемые для занятий необходимые предметы, пособия, приводимые в порядок игрурки, личные вещи детей и т.п. Начинать надо с обучения пониманию некоторых обращений в повелительной форме.

Пользуясь словами покажи, положи, принеси, дай, отнеси, возьми и т.п., можно научить ребенка понимать названия очень многих окружающих его предметов.

Постепенно фразы-обращения логопеда должны расширяться: «Покажи, где красный карандаш, покажи, где большой резиновый мяч и т.п.» Очень важно при этом неоднократно повторять упражнения в различных наглядных ситуациях так, чтобы ребенок мог достаточно точно понять значение слов *i условия их употребления.

Весьма продуктивными оказываются «занятия, проводимые логопедом в различные режимные моменты. Например, во время сборов на прогулку логопед приходит с детьми в раздевалку и, обращаясь к ним с фразами-инструкциями, регулирует весь процесс одевания. Например: «Сначала снимите тапочки, теперь наденьте сапожки, потом нужно надеть пальто, теперь можно надеть шапку, повязать шарф, а теперь достаньте варежки и т.д.».

Постепенно вопросы-обращения логопеда становятся более разнообразными, более сложными. Но дети пока еще отвечаЬт только действиями. Например: «.Поднимите руки, кто уже надел сапожки» или«Покажите, кто уже надел шубку?» или «завязал шарф», «Подойдите ко мне, кто уже полностью оделся» и т.д.

Для закрепления усвоенных названий предметов и действий подобные занятия проводятся изо дня в день. Для более полного успеха подключаются и воспитатели, которые проводят аналогичные занятия в группе, на прогулке и т.д.

Следует учить детей различать:

– действия, близкие по ситуации (вяжет – шьет, купается – моется, спит – лежит, покупает – продает, несет -везет, прыгает – бежит, шьет – вышивает и т.д.). Сначала дети отвечают показом соответствующей картинки, но постепенно начинают пытаться самостоятельно называть нужное слово, причем допускается любое, даже самое искаженное его воспроизведение. Логопед же правильно повторяет данное слово вслед за ребенком;

– действия и признаки, противоположные по значению (надень пальто – сними, налей – вылей, завяжи бант – развяжи, открой дверь – закрой; большой -маленький, толстый – тонкий, широкий – узкий, высокий -низкий);

– действия, выраженные личными и возвратными глаголами (купает – купается, моет – моется, одевает –

одевается, катает – катается, причесывает причесывается).

Используя парные сюжетные картинки, дети учатся различать: .

– действия, выраженные глаголами единственного и множественного числа (плывет – плывут, поет – поют, пьет – пьют, идет – идут, спит – спят, ест – едят, висит – висят);

– действия, выраженные глаголами .прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода: Валя пел – Валя пела; Валя мыл – Валя мыла; Валя пил сок – Валя пила сок; Валя ел суп – Валя ела суп.

– падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу; где волк ловит зайца; где заяц ловит волка; где мама кормит дочку; где дочка кормит маму);

притяжательные местоимения (дай маме карандаш, дай мамин карандаш):

пространственные отношения предметов, выраженные предлогами (в, на, под, из, около).

Развитие фонематического слуха

На игровых коррекционных занятиях детей учат сначала различать неречевые звуки и их направление: постукивание; похлопывание; шуршание бумаги; скрип

двери; звуки бубна; звуки металлофона; звуки рояля; звуки гармошки и т.д.

Затем дети различают:

– существительные, названия которых отличаются одним звуком. Они показывают названные логопедом картинки: мышка – миска; Машка – маска; дочка – точка; бочка – почка; киска – миска; крыша – крыса;

– существительные, по звучанию отличающиеся несколькими звуками: осел – козел; ослик – козлик; газон -вагон; змея – земля; воз – нос;

– глаголы, сходные по звучанию: кто катает – кто

купает; кто купает – кто покупает; кого пасут – кого несут; кто стоит – кто строит; кто везет – кто несет.

Далее, используя игровые ситуации «Укачивание куклы (а-а-а-а)», «Больное ушко (о-о-о-о)», «Эхо» (заблудились в лесу – ау), «Плаксивый малыш» (уа-уа), учат детей на слух различать эти звуковые комплексы среди других сочетаний.

Формирование словарного запаса

Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы: «Игрушки», «Продукты питания», «Одежда», «Дом», «Мебель», «Транспорт», «Овощи и фрукты» и т.д. Закрепляется умение детей называть:

– имена друзей, кукол, окружающих взрослых (в

первую очередь двухсложные слова с ударением на первом слоге: Катя, Толя. Нина, Валя);

– односложные слова типа: кот, нос, мяч, стул, рот, дом, мак, лоб, таз, лапа, киса:

– двусложные слова с ударением на первом слоге (санки, шуба, муха, уха, каша, ноги), на втором (рука, лиса, коза, нога, шары, грибы, пила);

– трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, ворона, машина, лопата), на первом (кубики, яблоки, мячики), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон).

Широко используется прием наращивания к части слова одного и того же слога: дедуш-ка, бабуш-ка, доч-ка, мис-ка, ватруш-ка, боч-ка, подуш-ка, май-ка, мыш-ка, пуш­ка.

Усвоение первоначальных навыков словообразования предполагает различение на слух, а затем и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых ребенку слов с уменьшительным значением (с суффиксом «- ик» – домик, лобик; с суффиксом «к» – ручка, ножка).

В связи с этим на логопедических занятиях детям предлагается сопоставлять на слух разное звучание названий одних и тех же предметов, отличающихся своим размером (шар-ик, хвост-ик, рот-ик, шарф-ик, ковер-коврик, дом – домик; лапа – лапка, шуба – шубка, гора –

горка, трава – травка, чашка – чашечка, ложка – ложечка, миска – мисочка).

f Учитывая, что практическое овладение значением слова не может быть осуществлено вне связной речи, детям следует давать упражнения, где они сами дополняли бы предложения, употребляя в зависимости от смысла обычную или ласкательную форму слова: «Лене завязали большой красный бант, а Леночке – маленький красненький бантик. Мама надела меховую шубу, а Танюша – маленькую меховую шубку.

Приведём фрагмент занятия на развитие понимания и закрепление навыков практического употребления уменьшительно-ласкательных существительных.

Дети приходят в магазин игрушек и выбирают самую большую куклу. Рассматривая её, показывают, где глаза, уши, нос, лоб, губы, рот и т.д. Далее показывают эти части тела на себе и друг на друге. «Прилетает» Карлсон. Он дарит маленькую Дюймовочку, у которой те же части тела называются в уменьшительно-ласкательной форме и произносятся с другой интонацией (глазки, ушки, носик, лобик, губки, ротик и т.д.) Дети хором произносят эти слова, подражая интонации логопеда. Карлсон раздаёт детям по два картонных силуэта – куклы и куколки. Логопед называет части тела большой куклы – дети поднимают её изображение, если маленькой – показывают

изображение куколки Дюймовочки. Затем они вспоминают и повторно называют части тела Дюймовочки.

Приходит художник (воспитатель или ребёнок) с незаконченными портретами мамы и малыша. Он просит детей подсказать, что надо дорисовать на портретах, у мамы – глаза, рот, губы и т.д., а у малыша $ глазки, губки, ротик.

Вариант задания. Выбираются самые большие и маленькие дети, они встают парами. Первый ребёнок называет какую-либо часть тела, а второй – эту же часть тела, но маленького размера (глаза-глазки; рука – ручка; нога – ножка; голова – головка и т.д.)

В качестве поощрения дети получают контуры кукол и куколок, набор изображений их частей тела. Они заканчивают оформление кукол, находя и прикрепляя отсутствующие детали.

Используя специальные дидактические игры, детей можно учить различать действия, сходные по внешним признакам. Для этой цели, в первую очередь, следует подбирать те действия, которые легко демонстрируются: пришел – ушел; приносит – относит; наливает – выливает; открывает – закрывает и т.д..

При этом нужно наглядно показать, как изменяется значение слова, обозначающее действие, в связи с изменением звучания его начальной части (подпрыгни -спрыгни – перепрыгни – прыгает и т.д.).

Формирование грамматического строя языка

Упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления .этих форм в самостоятельной речи. Прежде всего необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием. Поэтому сначала закрепляют навыки употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени. Затем формируются навыки практического употребления в речи:

– категории числа существительных;

Последовательность употребления падежных конструкций ориентирована на закономерности их усвоения при нормальном речевом развитии (винительный падеж, родительный, дательный, творительный, предложный). На этом этапе обучения можно постепенно переходить к формированию умений слышать, узнавать и называть предлог во фразах, используя прием грамматического сопоставления (мяч лежит столе – мяч лежит на столе; кот сидит столом – кот сидит под столом). Важно как можно больше давать ребенку одни и те же слова в разнообразных сочетаниях, закреплять обобщающее значение слов (На чем еще может лежать мяч?).

Основное содержание логопедических занятий по развитию связной речи включает упражнения в употреблении различных структур предложений. Постепенное возрастание их сложности опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме. Формирование навыков составления 2-х, а затем 3-х словных предложений становится возможным при определенном объеме понимания речи: «Кто? Что делает? Кто? Что делает? Что?»

Используя демонстрацию действий, сюжетные картинки, фланелеграф, дети учатся слушать вопросы, соотносить их с окончаниями глаголов, составлять предложения. В качестве действующих лиц могут выступать куклы, любимые персонажи, сами дети. В первую очередь, в предложения включаются действия, которые хорошо знакомые, часто встречающиеся в повседневной ситуации. Примерный набор предложений следующий:

Ссылка на основную публикацию