Помощь родственникам больных с утратой речи в следствии ОНМК в организации логопедических занятий

Восстановление речи после перенесенного инсульта

Инсульт – это нарушение мозгового кровообращения, связанное с закупоркой или разрывом сосудов. Состояние представляет опасность для жизни человека, прогноз восстановления зависит от скорости оказания неотложной помощи, вида патологии и других факторов.

  • Характеристики нарушения
  • Механизм потери речи
  • Терапия речевого расстройства
  • Медикаментозная терапия
  • Сеансы массажа
  • Лечение ишемии стволовыми клетками
  • Можно ли помочь народными средствами
  • Рекомендации для родственников
  • Заключение

Статистика неумолима: до 80% людей остаются инвалидами после перенесенного ОНМК, человека может парализовать. Восстановление речи после инсульта – задача непростая, требующая срочного принятия комплексных мер.

Характеристики нарушения

Риск развития инсульта возрастает прямо пропорционально возрасту человека. Но также могут оказывать негативное влияние хронические заболевания и генетическая предрасположенность к сердечно-сосудистым патологиям. Сроки, в течение которых взрослые люди могут восстанавливаться после приступа, индивидуальны. Но прямое влияние оказывает скорость обращения в клинику за медицинской помощью. Также играет роль наличие или отсутствие парализации стороны тела.

Наиболее опасным является инсульт с кровоизлиянием, при котором образуется гематома, то есть геморрагический. По мере ее распространения сдавливаются окружающие ткани, что отражается на функциях головного мозга. В результате происходит патологическое нарушение речи, парезы, нарушение дыхания и работы сердца. При ишемическом типе не происходит разрыва сосуда, только его закупорка. Прогноз для жизни человека в таком случае более благоприятный.

Виды инсульта по характеру повреждения сосудов:

  1. Субарахноидальный тип – чаще возникает на фоне черепно-мозговой травмы, разрыва аневризмы. Область кровоизлияния локализуется между мягкой и паутинной оболочками мозга.
  2. Геморрагический инсульт заканчивается летальным исходом в 33% случаев. Является следствием разрыва сосуда и кровоизлияния в мозг. Гематома образуется в желудочках, полушариях мозга или под его оболочками. Высокая степень инвалидности, состояние человека быстро ухудшается, возможно мгновенное развитие комы.
  3. Ишемический инсульт развивается на фоне сужения или закупорки сосуда. Причиной может являться также атеросклероз, хроническое нервное перенапряжение. Встречается наиболее часто. Степень смертности достигает 15%. При своевременном обращении за медицинской помощью и госпитализации в больницу прогноз на восстановление положительный. Инсульт может развиваться несколько дней.

Также выделяют «микроинсульт», его спинальную форму, отличающиеся между собой по степени поражения и локализации.

Факторы риска нарушения кровообращения сосудов головного мозга:

  • зрелый возраст;
  • заболевания сердца и сосудов;
  • хроническое нервное перенапряжение;
  • вредные привычки;
  • избыточный вес;
  • сахарный диабет;
  • генетическая предрасположенность.

Степень нарушения речи после перенесенного инсульта зависит от скорости оказания неотложной помощи.

По статистике, лишь в 30% случаев люди обращаются к специалистам сразу после возникновения симптомов патологии. Если вовремя начать замедлять развитие инсульта, шансы на полное выздоровление достаточно велики.

Поражение речевого центра приводит к потере речи: афазии или дизартрии. В первом случае больной не может произносить даже простые фразы. Он теряет способность распознавания речи, понимая только отдельные звуки. При дизартрии отмечаются изменения фонематического произношения слов и звуков. Человек понимает, о чем говорят окружающие люди, но не может правильно сказать или прочитать текст. Это происходит из-за поражения мышечной ткани артикуляционного аппарата. Необходимо составить план с комплексом мероприятий, которые нужно делать, чтобы максимально быстро вернуть человеку качество полноценной жизни.

Механизм потери речи

Приступ ишемии вызывает прекращение доступа крови к церебральным структурам, в результате чего погибают клетки мозга. После распространения очага на речевые центры нарушается дикция или человек полностью перестает говорить. Паралич мышц лица также приводит к нарушению воспроизведения речи. Тип афазии зависит от локализации нарушений:

  • тотальная – полная потеря понимания речи и ее произношения, спутанное сознание, амнезия;
  • сенсорная – характерна при поражении зоны Вернике, частично сохраняется способность к разговору, непонимание смысла слов;
  • моторная – характеризуется нарушением воспроизведения звуков и слов, их заменой из-за невозможности найти нужный артикуляционный уклад;
  • амнестическая − при этой форме пострадавшие не могут вспомнить названия предметов;
  • семантическому типу свойственно непонимание людьми длинных и сложных фраз.

План лечения составляется в соответствии с видом афазии. К примеру, последствия моторной формы устранить легче, сенсорномоторная требует более сложной программы реабилитации и редко бывает успешной.

Коррекционное лечение нарушения речи после ишемии начинают с первого дня, при мозговом кровоизлиянии − на 5-7 сутки. Своевременно начатая терапия увеличивает шансы больного на возвращение качества жизни. В раннем реабилитационном периоде проводят медикаментозное лечение, массаж, логопедические занятия. Программа восстановления начинается в условиях стационара и продолжается на дому.

Терапия речевого расстройства

При поражении левой стороны тела шансы человека на восстановление выше. Параличу с правой стороны тела часто сопутствует нарушение речи. Соответственно, прогноз неблагоприятный.

Можно ли восстановить функцию речи, зависит от степени поражения тканей мозга, локализации источника кровоизлияния. Также отмечается прямая взаимосвязь процесса реабилитации со временем начала терапии. Исправлять последствия инсульта – задача широкого круга медицинских специалистов. Логопедические упражнения начинают выполнять через 1-3 недели после начала болезни. До этого назначают медикаментозную терапию.

Способы восстановления речи:

  • Логопедические упражнения, основанные на артикуляционной гимнастике, обучению тактике дыхания. Для активизации работы правого полушария головного мозга специалист использует мелодическую интонацию. Последствия дизартрии купируют с помощью специальной гимнастики для разработки мышц рта и глотки.
  • Медикаментозная терапия.
  • Оперативное вмешательство для восстановления деятельности речевых зон направлено на восстановление циркуляции крови. Это приводит к стабилизации нейронов.
  • Физиотерапия применяется при моторной афазии. Одной из нетрадиционных методик терапии является иглорефлексотерапия.

Нарушение речи после инсульта может происходить из-за снижения тонуса мышечной ткани. Задача логопеда не ограничивается только восстановлением функций речи. Иногда инсульт вызывает спазмы мышечной мускулатуры. Может неметь язык, следственно, человек не понимает, как он расположен в ротовой полости и не может исправить ситуацию.

Цель зарядки или упражнений в стимулировании работы речевых зон. Также логопед может назначить специальный массаж, систематическое проведение которого позволит пациенту быстрее реабилитироваться. Приблизительный комплекс гимнастических упражнений:

  • С интервалом в 2 секунды поочередно сворачивать губы в форму трубочки и расслаблять.
  • Прикусывать поочередно верхнюю и нижнюю губу.
  • Высовывая язык, удержать его 3 секунды и расслабить мышцы.
  • Облизывать губы по часовой и против часовой стрелки.
  • Высунуть язык и задержав на 3 секунды, свернуть его в виде трубочки и расслабить. Через 3 секунды повторить упражнение.
  • Напряженным кончиком языка дотянуться до неба и расслабиться.

Еще можно надувать и сдувать щеки, отрабатывать симметричную улыбку и др. Урок обучения не должен длиться слишком долго, чтобы не утомить больного. Начинать выполнение логопедических упражнений необходимо с 5-10 раз. Хороших результатов удается добиться с помощью пения. Разминку нужно делать перед логопедическими упражнениями для разогрева мышц. Попросите больного подпевать его любимые песни, это не только тренирует произношение, но и интонационные возможности. Проговаривание скороговорок способствует более быстрой реабилитации после перенесенного инсульта, тренировке памяти.

Медикаментозная терапия

С целью восстановления речевых функций и предупреждения распространения очага поражения, улучшения трофики нервной ткани врачи назначают больному следующие группы медикаментов:

  • ноотропы для регенерации клеток мозга;
  • нейропротекторы;
  • гипотензивные средства (симптоматически при перепадах артериального давления);
  • препараты для разжижения крови;
  • мочегонные (кроме снижения отека способствуют предупреждению гипертонии).

Возможны дополнительные назначения лекарств в соответствии с общим состоянием человека, перенесшего инсульт. Только в результате сочетания медикаментозного метода и альтернативных способов можно добиться восстановления речевой функции.

Несмотря на все старания специалистов, положительная динамика может отсутствовать долгое время из-за негативного эмоционального настроя пострадавшего. На сроки исправления последствий приступа влияют и другие факторы. Иногда не удается помочь пациенту практически ничем.

Сеансы массажа

Этот способ терапии улучшает тонус мышц, тренирует мимику лица. Массаж помогает бороться с обвисанием щек и уголков рта, дизартрией из-за паралича гортани. Его проводят путем поглаживания бровей, растирания щек, лба и подбородка. Стимулирующий массаж мышц необходим при потере тонуса мускулатуры и проводится движениями от центра к периферии. Делают по 8-10 повторений.

Также еще одним приемом является вибрация для увеличения упругости тканей, улучшения их питания. Не делают такой массаж при эписиндроме. Для расслабления мышц показаны спокойные повороты головы, похлопывание шеи, мускулатуры языка, губ. При параличе лицевой мускулатуры с образованием асимметрии упор делают на коррекцию пораженной стороны. Нельзя проводить сеансы в период острых инфекционных заболеваний, при герпесе на губах, стоматите, конъюнктивите.

Наиболее важными зонами акупунктурного массажа после ишемического или геморрагического ОНМК считаются область предплечья, шеи, стопы, а также надчревная зона. Пример техники процедуры:

  • Начать с места под нижней челюстью, где хорошо прощупывается пульс. Во время процедуры он должен оставаться умеренным.
  • Найти расположение трахеи и надавить на точку слева от нее, сосчитав до 10. Через 5-10 секунд повторить еще два раза. То же самое проделать с правой стороны шеи. Таким образом воздействуют на скопление нервов, участвующих в передаче импульсов в головной мозг.
  • Средними пальцами рук надавить на точки над затылком и под ним по 10 секунд. Повторять три раза, с интервалом 5-10 секунд. Сила воздействия с каждой процедурой должна быть больше.
  • Прорабатывание шейных выемок сзади, слева и справа от позвоночника делают двумя руками одновременно. Движения выполняют снизу вверх, точно так же считаем до 10 во время выполнения, воздействие делают три раза.

Не стоит забывать о стопах, разминая и надавливая на точки на них. Массаж должен делать квалифицированный специалист с медицинским образованием. Самостоятельное лечение на дому допустимо только после улучшения состояния больного и под руководством медработника.

Лечение ишемии стволовыми клетками

В процессе терапии восстанавливают и обновляют поврежденные в результате инсульта сосуды, ткани. Стволовые клетки распознают проблемные участки, заменяют погибшие нейроны здоровыми клетками. Лечебные мероприятия проводятся один раз в два месяца. Это также оказывает общее положительное влияние на организм в целом, укрепляет иммунитет человека.

Можно ли помочь народными средствами

Восстановление речи после ОНМК в домашних условиях может проводиться с помощью средств альтернативной медицины. Помните о предварительной консультации с лечащим врачом, не занимайтесь самолечением.

Рецепты нетрадиционной медицины:

  • Принимать мумие в течение двух недель на ночь по 2 мг. Требуется несколько курсов с перерывами.
  • Хвойные ванны способствуют восстановлению положительного эмоционального настроя. Эфирные масла растения обладают седативным эффектом.
  • Для укрепления тканей головного мозга готовят отвар или настойку из шишек сосны, кедра или елки.

Лечение необходимо начинать с малых доз, постепенно увеличивая их до терапевтических, чтобы проследить за реакцией организма на отдельные растительные компоненты. Полезным будет чай из мяты, шалфея с добавлением лимона. Выпитый на ночь стакан теплого молока успокоит перевозбужденную нервную систему. Если больной в состоянии передвигаться, ежедневно перед сном совершайте пешие прогулки, чтобы восстанавливать прежние условия жизни.

Кроме того, в народной медицине рекомендуют принимать отвары из сосны, можжевельника, красной калины, лекарственного шалфея и полевого чабреца. Сборы готовят как однокомпонентные, так и сложные. Можно чередовать напитки на основе зверобоя, подорожника и тысячелистника; земляники, скорлупы грецкого ореха и очанки; шиповника, репешка, календулы аптечной. Разумеется, предварительно проконсультировавшись с врачом.

Рекомендации для родственников

Кроме занятий с логопедом, родственникам нужно общаться с человеком. Важное значение для реабилитации речи и общего состояния играет эмоциональный настрой больного. Необходимо всячески поддерживать его, оказывая моральную помощь. Запаситесь терпением, сроки восстановления индивидуальны для каждого человека. Не обращайтесь с родственником, как с больным, будьте внимательными. Избегайте лишнего шума, не допускайте раздражения и переутомления.

  • Постепенно усложняйте упражнения, не торопитесь.
  • Хвалите, не критикуйте, это придаст уверенности больному.
  • Не допускайте переутомления, меняйте виды деятельности, чтобы разнообразить его досуг.

При подборе скороговорок также руководствуются принципом от простого к сложному: постепенно добавляют по 1-2 звука. В противном случае возникнет перегрузка речевого аппарата.

Для тренировки работы губ наиболее подходят скороговорки со звуками «Б», «П», а для языка – «Л» и «В».

  • «Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела — белой даже не была».
  • «Пошла Поля полоть в поле».
  • «Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели».

Также можно читать детские стихотворения, прибаутки, считалки. Перед началом терапии нарушений речи при инсульте логопед оценивает состояние больного, определяя степень речевой дисфункции. Возможны групповые и индивидуальные занятия со специалистом. Дополнительно для восстановления речи могут использоваться специальные программы, установленные на телефон или компьютер с понятным интерфейсом.

Физиотерапевтические методы заключаются в электростимуляции речевых мышечных тканей. Чаще применяются при моторном типе афазии. Иглорефлексотерапия восстанавливает артикуляцию. Функциональное биоуправление визуально воздействует на речевую мускулатуру. Не рекомендуется применять больным с дезориентацией и другими психическими отклонениями.

Также следует обратить внимание на режим дня больного, рацион его питания. Если человек не встает с постели, следует регулярно заниматься с ним лечебной физкультурой. Чтобы избежать осложнения простудных заболеваний, потребуется выполнение дыхательной гимнастики для улучшения работы органов дыхательной системы. Возможно, потребуется приобрести противопролежневый матрас.

Читайте также:  Перспективный план работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ

Заключение

Из приведенной выше информации понятно, что на скорость восстановления речи влияют несколько факторов: нарушение артикуляции, тип афазии, вид инсульта, участие родственников. В среднем, это может занять от нескольких месяцев до года. При моторной афазии прогноз благоприятный. В пожилом возрасте в связи с замедленным метаболизмом мимика не восстановится полностью, может остаться умеренная шепелявость, нечеткое произношение некоторых звуков.

В случае тотальной афазии речь часто не удается восстановить из-за спутанности сознания. Амнестическая и сенсорная форма поддаются лечению ограниченно: инсультник будет узнавать близких, воспринимать информацию, но словарный запас его ограничен. Аналогичным образом больной с семантическим нарушением речи сможет общаться только простыми фразами.

Первые 6 месяцев после инсульта считают наиболее благоприятным и плодотворным периодом для восстановления речи больного с помощью логопедической коррекции. На начальном этапе занятия должны проходить ежедневно, в дальнейшем, при положительных изменениях, кратность можно сократить до нескольких раз в неделю.

Вернуться к полноценной жизни после перенесенного инсульта – задача сложная, но выполнимая. Необходимо соблюдать все рекомендации, данные специалистами. Сроки восстановления индивидуальны, потребуются терпение и положительный настрой как со стороны больного, так и его родственников.

Как проходят занятия логопеда с больным после инсульта?

После перенесённого инсульта у человека возникают нарушения речи. Но для комфортной жизни в социуме это необходимы навык. Поэтому, вернуть речь нужно как можно скорее. У одних пациентов это занимает всего несколько недель, у других, около года и чтобы ускорить этот процесс, нужно непрерывно заниматься.

  1. Удар и его последствия
  2. Виды нарушений речи
  3. Помощь специалиста
  4. Методы при моторной форме
  5. Метод при динамической форме
  6. Метод при сенсорной форме
  7. Методика при акустико-мнестической форме
  8. При семантической форме
  9. При амнестической форме
  10. Сложные случаи в логопедической практике
  11. Полезное видео
  12. Прогноз на восстановление речи

Удар и его последствия

Инсульт – нарушение кровообращения головного мозга и отмирание нейронов. Когда кровообращение нарушается, погибают участки мозга, отвечающие за определённые функции организма. То, на сколько сильно будет поражён речевой аппарат и как скоро заговорит пациент зависит от:

  1. степени поражения;
  2. своевременности реабилитационных мероприятий;
  3. какой центр речи поражён.

ВАЖНО! Полностью восстановить функции речи у взрослого человека возможно даже при полной её утрате.

Виды нарушений речи

Утрата речи после инсульта называется афазией и возникает вследствие отмирания центра речи.

Это осложнение встречается как после геморрагического, так и ишемического инсульта.

Виды нарушения речи:

  1. Сенсорное – поражение центра Вернике. Он расположен между теменной и височной долями головного мозга. В этом случае, человек полностью утрачивает возможность воспринимать речь. Воспроизведение отдельных слов под силу, а смысловая нагрузка отсутствует, и речь не контролируется пациентом. Способность к чтению сохраняется, но пациент не понимает смысла написанного. Навык письменности также отсутствует;
  2. Моторное – поражение центра Брока. Располагается между лобной и височными долями. Способность воспринимать речь на слух полностью сохраняется. Пациент предпринимает попытки в общении, ответах на вопросы, но ничего не выходит. Способность читать и писать практически полностью утрачивается;
  3. Семантическое – поражение задне-центральной и теменной областей коры. Человек способен воспринимать и воспроизводить несложные речевые конструкции. Сложные диалоги он поддержать не способен. Логические связи в речи больного практически отсутствуют;
  4. Акустико-мнестическое – поражение среднего отдела височной коры мозга, а именно, 2-ой височной извилины. По признакам схожее с семантическим поражение. Пациент может говорить несложные предложения из 3-4 слов. Навыки чтения и письменности сохранены в малом объёме;
  5. Оптико-мнестическое – поражение нижневисочно-затылочного отдела. Способность к восприятию речи сохранена в большей степени. Больному тяжело опознавать предметы, он вечно находится в поиске нужного слова. Речь иногда не связана, но в меньшей степени в сравнении с остальными видами;
  6. Динамическая – пре-моторная зона. Нарушена функция активной речи. Пациент может повторить сказанное предложение, но сам не в силах сконструировать сложные речевые обороты. Из речи часто выпадают глаголы. Ответы на вопросы – односложные. Часто повторение последнего слова собеседника.

СПРАВКА! «Чистые» степени афазий встречаются крайне редко, обычно это комбинация нескольких с преобладанием одной над другими.

Помощь специалиста

Логопед – обязательная ступень на пути пациента к выздоровлению и не стоит самому пытаться научить говорить больного.

Не редко из-за неправильных действий, речь так и остаётся не полностью восстановленной.

Важно вовремя начать процесс реабилитации.

Установлено, что наибольшего прогресса можно достичь в первые 3 месяца после поражения. В дальнейшем результаты будут менее стремительные. Методы работы разнятся от состояния пациентов: от относительно не сильного поражения, когда сохранены некоторые речевые функции, до полного её отсутствия. Для начала, врачом-неврологом определяется степень поражения и на основании его прогноза, логопед начинает работу.

Логопедические занятия проводятся в домашних условиях, для больного эта обстановка комфортная, а значит он сможет полностью сосредоточиться на упражнениях.

Методы при моторной форме

В этом случае, нужно преодолеть неспособность пациента перейти со слога на слог, что напоминает заикание. Специалист медленно, протяжно напевает цифры от 1 до 10, бытовые фразы, дни недели. Это делается для того, что бы пациенту было легче уловить все звуки в словах:

  1. Проговариваются пословицы без последнего слова, что бы пациент пытался его сказать;
  2. Игры в шахматы, лото, карты, сборка конструкторов;
  3. Методы выделения элементов речи, например, выделить число при счёте;
  4. Метод противопоставления – логопед говорит одно слово «чёрный», пациент должен ответить «белый».

Пациент должен стараться проговаривать все выполняемые им действия, когда речь начинает формироваться.

Метод при динамической форме

Нужно восстановить структурированные высказывания, актуализировать глаголы.

Для реабилитации логопедом используются приёмы:

  1. Начать разговор с пациентом на тему, острую для него;
  2. Прослушать ситуативный текст, на который нужно дать простые ответы «Да, нет»;
  3. Задавать вопросы, добиваясь получения ответа с минимальным использованием слов из вопроса;
  4. Чтение слов, которые хорошо знакомы пациенту;
  5. Раскладывать картинки, создавая сюжет и попросить пациента рассказать этот сюжет;
  6. Составление поздравлений, писем;
  7. Сконструировать беседу по ролям.

Метод при сенсорной форме

Задачей является восстановление контроля над речевым аппаратом и восприятия устной речи пациентом. Так как любые попытки устного общения будут бесполезны, лечение начинается с картинок:

  1. Демонстрация картинок с объектам или действиями;
  2. Демонстрация изображений по категориям;
  3. Демонстрация изображений частей тела;
  4. Попросить пациента выбрать верное название предмета и действия среди нескольких изображений;
  5. Задавать вопросы и попросить больного отвечать жестами или односложными «да, нет»;
  6. Раскладывание карточек со словами под соответствующим изображением;
  7. Односложные ответы на вопросы при помощи зрительного восприятия;
  8. Чтение слогов, букв и слов, вслух;
  9. Менять ритм и длину слов;
  10. Заполнение пробелов во фразах;
  11. Прослушивать тексты и отвечать на вопросы касательно них;
  12. Пересказы текстов;
  13. Чтение более сложных, развёрнутых текстов.

Методика при акустико-мнестической форме

Следует увеличить объём воспринимаемой информации, и увеличить связь предметов со словами.

  1. Показывать изображения по категориям;
  2. Выполнять построение несложных речевых конструкций;
  3. Прослушивать тексты и отвечать на них максимально развёрнуто;
  4. Письмо под диктовку с постепенным усложнением речевых оборотов;
  5. Чтение рассказов с последующим пересказом;
  6. Повторные показы картинок с интервалом в 1 минуту;
  7. Самостоятельная классификация слов одним обобщающим словом;
  8. Пересказ текстов по плану, потом без него;
  9. Объёмные беседы на бытовые темы.

При семантической форме

Нужно восстановить восприятие предметов в пространстве.

  1. Показывать изображения планировки комнаты;
  2. Работа с географическими картами, механическими часами;
  3. Заполнение пропущенных элементов во фразе;
  4. Конструирование фраз пространственного значения;
  5. Импровизированный рассказ предоставленную тему;
  6. Разбор сложных по смысловой нагрузке слов.

При амнестической форме

Задачей является расширение словарного запаса, восстановление функции восприятия образов. Способы реабилитации:

  1. Выявление существенных признаков различных объектов;
  2. Демонстрация предметов и частей тела в соответствии с их названиями;
  3. Самостоятельное рисование предметов с подписями;
  4. Самостоятельная классификация и подбором обобщающего слова.

Важно! Что касается продолжительности занятий, то на начальных этапах длительность не превышает 5 минут и к середине курса доходит до 20 минут.

Сложные случаи в логопедической практике

Наиболее сложными пациентами для логопеда являются те, кто начал позднее лечение.

Эти люди уже с головой погрузились в своё состояние.

Вера в восстановление отсутствует, состояние подавленное.

В работе с такими людьми нужно постараться дать результат уже после первых занятий, что бы у больного появился стимул.

Ещё одним сложным случаем считаются люди, которые самостоятельно научились произносить некоторые слова или даже предложения, но делают они это не правильно. Выкидывают буквы из слов, проглатывают звуки, часто повторяют одно и то же слово. Сложность в том, что куда проще научить чему-то новому, чем переучивать на новый лад.

Полезное видео

Предлагаем вам посмотреть интересное видео по теме:

Прогноз на восстановление речи

Восстановить речевые функции до уровня, на котором они были до инсульта – более чем реально. Однако, чем старше человек, тем труднее это сделать. На скорость восстановления также влияют индивидуальный настрой пациента и своевременно начатый процесс реабилитации. По заверениям врачей, начинать этот процесс лучше в первую неделю после перенесённого инсульта.

В заключении, если кто-то из близких оказался в подобной ситуации, не нужно самим пытаться обучить его. Даже, подробно расписанные инструкции в интернете не могут заменить специалиста. Стоит проконсультироваться с врачом и как можно быстрее найти логопеда, способного вернуть родственнику возможность общаться. В этот момент пациенту нужно особое внимание, с ним надо постоянно разговаривать, всячески поощрять попытки заговорить и подталкивать к этому.

Методическая разработка: Конспект открытого занятия по теме «Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш»

Конспект интегрированного занятия. Тема: Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. Интеграция: логопедия, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация. Цель: закрепить правильное произношение звука Ш слогах, словах предложениях, развивать связную речь детей.

Конспект открытого занятия. Тема: Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. Логопедическое занятие.

Тема: звук Ш, дифференциация звуков С-Ш.

  • закрепить правильное произношение звука Ш слогах, словах предложениях, развивать связную речь детей.
  • познакомить с ненецкой народной сказкой «Кукушка»;
  • познакомить с особенностями быта ненцев;
  • закрепить знания о кукушке;
  • развивать логическое мышление, воображение.
  • закрепить произношение звука Ш, дифференциация звуков С-Ш в словах;
  • учить разгадывать загадки;
  • активизировать и обогащать словарь детей новыми словами(чум, малица, тундра);
  • продолжать совершенствовать умение образовывать мн.число существительных, согласовывать существительные с прилагательными; образовывать существительные множественного числа;
  • развивать фонематическое восприятие и слух.
  • продолжать формировать способы установления теплых отношений с членами семьи, проявления заботы, помощи, уважения;
  • развивать умение оценивать поступки других людей с позиции морали, давать объективную оценку своим и чужим поступкам.
  1. Хрестоматия для детей старшего возраста: Книга для воспитателей детского сада. Составитель З.Я.Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. Москва. Просвещение. 1990
  2. Энциклопедия «Живой мир». Москва. Росмен. 2001
  3. Презентация.
  4. Мультимедийное оборудование.
  1. Беседа на тему «Наши мамы».
  2. Чтение и обсуждение русских народных сказок, нанайской сказки «Айога».
  3. Беседы о кукушке.
  4. Просмотр познавательного фильма «Кукушка».
  • видеоролик «Песня змеи». Овчинникова Т.С., Макаренко И.В., Федорович Л.А.
  • мультипликационный фильм «Северная сказка». «Экран».
  • чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Я здороваюсь везде:
Дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседней курице.
Здравствуй, небо, голубое!
Здравствуй, солнце, золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!

Мне здороваться не лень!

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы закрепим звуки [c], [ш].

3. Игра «Поймай звук».

– Я вам сейчас раздам геометрические фигуры и буду произносить разные слова. Если вы услышите в слове звук “С”, то поднимите круг, если в слове есть звук “Ш” — треугольник. Звук может быть в начале, середине или конце слова. Победит тот, кто меньше ошибётся.

Слова: шуба, сапоги, коса, лиса, лапша, посуда, шарф, машина, класс, брошь.

4. Изолированное произношение звуков:

– Р., Вы любите кататься на велосипеде? Представьте, что мы выехали на велосипедную прогулку. Вдруг у нас стало спускаться колесо.

– Какой звук мы услышим? (Ш-Ш-Ш) (слайд 10)

– Достанем насос и накачаем колесо! (С-С-С) (Слайд 11)

– Но колесо снова спустилось. Какой звук услышали? (Ш-Ш-Ш) (Слайд 12)

– Но мы не расстроились, а заклеили колесо и снова накачали насосом! Как это мы сделали? (С-С-С) (Слайд 13)

5. Логоритмика.

– На дороге мы увидели змею. Как шипит змея? (Ш-Ш-Ш) (Слайд 14)

– Но она нас не испугала, ведь мы знаем песенку змеи? Давайте её споем!

(«Песня змеи» Овчинникова Т.С., Макаренко И.В., Федорович Л.А.)

Шуршит змея -ш-ш-ш, шипит змея — ш-ш-ш
Ползет, ползет старается — ш-ш-ш.
Опасная — ш-ш-ш, ужасная ш-ш-ш
Пружиной извивается.
Обманчив тихий шорох и покой,
Напасть она готова в миг любой.
Не принимай змеиный комплимент,
Змея тебя предаст в любой момент.

Читайте также:  Макет артикуляционного аппарата
6. Чтение слогов. Игра «Построй башню».
7. Игра «Составь слово».
8. Игра «Один — много».
9. Игра «Четвертый лишний».
10. Игра «Отгадай загадку».

Кто на ёлке, на суку
Счёт ведет ку-ку, ку-ку?
(Кукушка.)

11. Скороговорка.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушонок в капюшоне смешон.

12. Знакомство с ненецкой народной сказкой «Кукушка».

– Сегодня я хочу познакомить вас с новой сказкой «Кукушка». Написал ее ненецкий народ. Есть такая национальность на севере. Мы уже знакомились с другим народом севере. Кто вспомнит о каком народе я говорю и какую сказку этого северного народа мы читали?

– Ненцы, как и нанайцы, тоже живут на севере. Они живут в тундре. Это огромное море льда льда и снега. В тундре очень длинная полярная ночь, и короткое лето, когда солнце светит круглые сутки. Летом снег и лед тают и вырастают растения. Сегодня мы прочитаем сказку «Кукушка»и узнаем о том , как живет ненецкий народ. Сейчас я буду читать сказку, а вы внимательно слушайте и, если встретятся незнакомые слова запомните их, потом мы узнаем их значение.

– Какие незнакомые слова встретились в этой сказке?

– Что обозначают слова «чум», «малица»?

– Эти слова характеризуют быт народа, который и сочинил сказку. Какой народ ее сочинил?

– О ком эта сказка?

– Почему сказка называется «Кукушка?» Что это за птица? (Птица, которая никогда не ухаживает за своим потомством. Подбрасывает свои яйца в другие гнезда.)

– Почему мама стала кукушкой?

– Вспомните сказку и закончите предложение.

13. Игра «Закончи предложение».

– Что делали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?

– Почему по тундре красный мох стелется?

– А сейчас, ребята, посмотрим отрывок из мультфильма «Северная сказка», созданного по мотивам ненецкой народной сказки «Кукушка».

– Что вы можете сказать о детях, какие они?

– Как надо относиться к маме?

14.- Давайте встанем в круг и поиграем.

(Игра с мячом) Расскажите мне о том, какая ваша мама.

15. Итог занятия. Рефлексия.

Презентация к занятию:

Никонюк Светлана Анатольевна,
учитель-логопед,
детский сад №104 ОАО»РЖД»,
г. Поворино Воронежская обл.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков (С-Ш)»

галина кузина
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков (С-Ш)»

ЦЕЛЬ. Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков (С, (Ш) в слогах, в словах, во фразах.

• развитие фонематического восприятия;

• развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания;

активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления;

• формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью;

• формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

• стимулирование детей к речевым высказыванием;

• воспитание доброго отношения друг к другу.

Оборудование: игрушки (кошка, собачка, картинки со звуками (С-Ш, пособия для дыхательной гимнастики

Ход занятия.

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

(Дети поднимают руки).

Подул теплый ветерок : Ш-Ш-Ш, зашелестели листочки.

(Дети быстро- быстро сгибают и разгибают пальчики)

Подул холодный ветер : С-С-С, закачались сосны

(Дети покачиваются и машут руками.)

Ветер затих – не шелестят больше ни листочки, ни ветки.

(Дети расслабляются)

Снова подул ветер.

(Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются)

2. Сообщение темы занятия.

Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-Ш-Ш)

Как подул холодный ветер? (С-С-С)

Сегодня мы будем повторять звуки С-Ш. К нам пришли гости,отгадайте кто:

«В дом чужого не пущу, без хозяина грущу» (Собачка)

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет.» (Кошка)

Есть в этих словах звуки (С) и (Ш) и где они находятся? (Ответы детей)

Собачка и кошка хотят с вами поиграть. Давайте разомнемся.

В доме ротике живет.

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

Свою лошадь запрягать.

Затем увидел маляра.

Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Приустали и присели,

Покататься на качели.

Индюки ходили мимо

Рядом дятел дерево долбил.

Он жуков там находил.

Язычок наш погулял.

Много нового узнал.

Он немного претомился.

К себе в домик воротился.

4. Дыхательная гимнастика

Игра “Греем руки”: дуть на ладошки, меняя силу выдоха.

Игра “Дышим носом”: поочерёдное вдыхание и выдыхание воздуха, то правой, то левой ноздрёй.

5. Произношение звуков С-Ш в слогах.

Игра «Запомни и повтори»

СА-СА-ША СО-СО-ШО АША – АСА- АША

ШИ-СЫ-ШИ СУ-ШУ-СУ АШИ-АСЫ-АСЫ

АШ-АШ-АС УС-УШ-УС АШ-АС-АС

6. Произношение звуков С-Ш в словах

Игра «Наоборот»

САШКА-ШАШКА ШОК-СОК ШУТ-СУД

ШУТКИ-СУТКИ ВАШ – ВАС УШИ-УСЫ

ПОШЕЛ – ПОСОЛ ШИФОН-СИФОН ШКАЛА-СКАЛА

КАШКА-КАСКА МИШКА-МИСКА БАСНЯ-БАШНЯ

Игра «Подарим картинки собачке и кошке»

(Набор картинок со звуками (С) (Ш).)

7. Физминутка «Кошка»

«Вот окошко распахнулось, вышла кошка на карниз

Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась, проводила взглядом мух.

Улыбнулась, потянулась и присела на карниз»

8. Произношение звуков в чистоговорках

Давайте вспомним чистоговорку про кошку.

«Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.

А ваша маленькая смешная кошка ушла с окошка»

А сегодня мы выучим новую чистоговорку

«Мы купили кошке к празднику сапожки,

Причесали ей усы, сшили новые штаны»

9. Словообразование. Рифмовки-путаницы.

Собачка захотела с вами поиграть в игру – путаницу, заменяя «путанные» звуки и слова на правильные.

Кошка ловит «миску», Пожарный носит «кашку»,

Мама моет «мышку». Саша ела «каску»

На виду у детворы Танцует Миша в «машке»

«Крысу» красят маляры. Конфету дали «маске»

10 Произношение звуков с, ш в предложениях.

Ответьте на вопросы. Определите наличие и место звуков в словах.

1. Кто ведёт поезд? машинист

2. Что светит днём? солнышко

3. Как называется человек, который пасёт стадо? пастушок

4. Чем покрыто тело кошки, собаки? шерстью

5. Каким другим словом можно назвать маленькие баранки? сушки

6. Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? смешной

7. Как называются маленькие крапинки на лице? веснушки

8. Как называется дорога, по которой едут машины? шоссе

11. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук»

Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук (С, поднимите руку, если услышите звук (Ш).

Называются слова: мишка, маска, сын, сабля. машина, сапоги, Миша, Маша, соль, санки, шапка, шуба, автобус, стол, шашки, шишки

12 Итог занятия

Ребята, кошке и собачке очень понравилось, как вы с ними играли, они еще придут к вам в гости. А вам в какие игры понравилось играть? (Ответы детей)

Вы сегодня проговаривали слоги и слова, подбирали подходящие слова к стихотворениям, учили чистоговорки, играли в разные игры.

Зачем мы это всё делали?

Дети: «Мы учились различать звуки С и Ш

Все молодцы, очень постарались.

Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха для детей 5–7 лет. Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха. Занимаясь проблемой развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Развивающая игра «Чудесный мешочек» Цели: Автоматизация звуков, находящихся в словах в разных позициях; Формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью; Развитие.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]- [ш]

Содержимое публикации

Конспект открытого занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш]

Конспект занятия по дифференциации звуков С-Ш

– закрепление знаний о механизме образования звуков [С]–[Ш] и их акустических особенностях;

– установление отличительных признаков в механизме организации звуков и их акустических особенностей.

– закрепление сформированных условно-рефлекторных связей на заменяемый звук ;

– уточнение артикуляционных и акустических особенностей заменяемого звука ;

– закрепление отличительных дифференцировок артикуляционных и акустических признаков этих звуков ;

– развитие фонематического слуха и закрепление его на данные акустические образы;

– формирование навыков звукового анализа ;

– закрепление дифференцированного произношения звуков [С] и [Ш] в самостоятельном произношении ребенка.

3. Воспитательные : формирование целеустремленности, аккуратности, желания красиво и правильно говорить.

Оборудование : ПК, зеркало, пособия для развития воздушной струи, схема-таблица артикуляции звуков [С]–[Ш] , буквы, картинки, слова-домики для графического анализа предложений.

1. Организационный момент

1) Всю ночь летает –

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

– С какого звука начинается слово сова? (Со звука [С])

2) Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф)

– Назовите первый звук в слове шарф .

– Итак, сегодня мы будем учиться различать звуки [С] и [Ш] . Но сначала выполним зарядку для язычка.

2. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом).

1. «Улыбка»«Бублик»

3. «Вкусное варенье»

4. «Почистим зубки»

3. Упражнение для развития воздушной струи : подуть в колпачок.

4. Проговаривание изолированного звука

– Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем еще насосом : с-с-с. (Дети, имитируя накачивание насоса,длительно произносят: ссс) .

– Хорошо накачали шины, только слышишь, воздух шипит. Оказалось, что в шине есть маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Слышишь? ш-ш-ш. Как воздух шипит, когда выходит из шины? Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. Вот теперь можно кататься на велосипедах.

– Помните, как воздух шипел, когда выходил из шины? (картинку с изображением шины

– А как воздух свистел, когда выходил из насоса? (картинка с изображением насоса)

– А теперь будь внимательными, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны посвистеть «ссс» , а если с изображением шины – пошипеть «шшш» .

5. Анализ артикуляции Вывешиваются схемы-таблицы :

– Я нарисовала таблицу, но запуталась какая из них относится к звуку [С] , а какая к звуку [Ш] .

6. Характеристика звуков

– Как ты думаешь : звук [С] гласный или согласный? Почему согласный? А звук [Ш] ? Скажи, звук [С] глухой или звонкий? А звук [Ш] ?

7. Связь звуков и букв :

– На что похожа буква С; Раскрась букву С

– На что похожа буква Ш; Раскрась букву Ш

8. Развитие фонематического слуха:

Посмотри сколько у меня есть разных картинок. Вот тебе 2 корзинки, в первую выбирай картинки в которых есть звук [ c ], а во вторую, звук [ш].

9. Дифференциация в слогах – Посмотри , сколько цветов выросло на поляне.

Предлагается прочитать слоги, написанные на цветках, вначале слоги со звуками , которые не получились :

Затем со звуком , на который заменялся :

Теперь с сопоставлением : са-ша, су-шу, со-шо.

10.Физминутка

кто у нас живет в квартире?

(Дети топают на месте)

их могу я посчитать.

(ритмично хлопают в ладоши)

Мама, папа, брат, сестренка,

(ставят руки на пояс и выполняют наклоны вперед)

кошка Мурка, три котенка,

(наклоняются вправо – влево)

мой щенок, хомяк и я —

(делают повороты туловища в стороны)

это вся моя семья.

(широко расставляют руки).

11. Дифференциация звука в словах

– А теперь посмотри на эти картинки с изображением мишки и миски.

– Положи красную фишку, где мишка, а синюю – где миска. Назови первую картинку, а теперь вторую картинку.

– Скажи, чем слова мишка, миска, похожи друг на друга? Чем они отличаются?

– Давай попробуем составить составить предложения с этими словами?

(По лесу идет. (мишка) . Кашу едят из. (миски) . На столе стоит. (миска) . В берлоге спит. (мишка) .

12. Звуко-слоговой анализ

– Сколько частей в слове миска? (2) .

– Определи место звука [С] в слове .

– Сколько частей в слове мишка? (2).

– Определи место звука [Ш] в слове.

13. Домашнее задание

1. Придумать по 5 слов со звуком [С] и со звуком [Ш] .

2. Выучить стихотворение :

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

14. Итог занятия

– Какие звуки мы учились различать?

– Расскажи все, что ты знает о звуке [С] ?

– А о звуке [Ш] ?

– Какие слова ты запомнил со звуком [С] ? А со звуком [Ш] ?

– Что больше всего понравилось на занятии ?

Конспект занятия по логопедии. Тема: Дифференциация звуков [с] – [ш].
план-конспект

Конспект открытого логопедического занятия “Дифференциация звуков с-ш”. Самоанализ открытого логопедического занятия “Дифференциация звуков с-ш”.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_i_samoanaliz_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya_differentsiatsiya_zvukov_s-sh_uchitel_-_logoped_kuleshova_v.v.zip45.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по логопедии

Тема: Дифференциация звуков [с] – [ш].

Цель : закреплять знания учащихся о согласных звуках и буквах с-ш.

Образовательные: научить различать звуки [с], [ш] на слух в слогах, словах, во фразе, читать слова с этими звуками, закрепить правильный артикуляционный уклад звуков [с] – [ш].

Коррекционно – развивающие : развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, фонематический слух, связную речь, развивать навыки словообразования.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на занятии, бережное отношение к дидактическому материалу, воспитывать интерес к занятию.

1. Орг. момент. (0,5 мин)

2. Сообщение темы. (0,5 мин)

3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. (5 мин)

4. Сравнение артикуляции звуков. (2 мин).

Характеристика звуков. (3 мин)

5. Игра «Выложи букву» – выкладывание букв из фасоли (развитие мелкой моторики). (2 мин)

6. Игра «Топни-хлопни» (упражнение направлено на развитие фонематического слуха). (3 мин)

7. Игра «Собери слово» – образование слова из слогов (развитие фонематического синтеза). (2 мин)

8. Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах (словообразование). (2 мин)

9. Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках (упражнение на развитие связной речи). (0,5 мин)

10. Игра «Разложи вещи» (упражнение направлено на развитие связной речи) (2 мин)

11. Физкультминутка (упражнение направлено на развитие общей моторики).

12. Работа с карточками. (2 мин)

13. Подведение итогов. (1 мин)

Регламент занятия 25 минут.

Оборудование: комплекс артикуляционной гимнастики, ворота, пенопластовый шарик, снежинки из бумаги, буквы «С», «Ш», фасоль, слоги для образования слова «Страшила», картинка Страшилы, картинки «шкаф», «сумка», наборы картинок на звуки С, Ш; ручки, карточки с заданием.

Логопед: «Представьте дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья».

Дети поднимают руки.

Логопед: «подул теплый ветерок ш-ш-ш, зашелестели листья».

Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.

Логопед: «Подул холодный ветер с-с-с, закачались сосны».

Дети покачиваются и машут руками.

Логопед: «Ветер затих – не шевелятся ни листочки, ни ветки».

Логопед: «А теперь тихонечко сели».

2. Сообщение темы:

Логопед: «Как шумела листва от теплого ветерка?»

Логопед: «Как подул холодный ветер?»

Логопед: «Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш]».

3. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: «А теперь мы с вами выполним упражнения для губ и язычка».

По устной инструкции и показу логопеда дети выполняют артикуляционную гимнастику «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Качели».

Дыхательная гимнастика : «Загони мяч в ворота», «Снежинка».

4. Сравнение артикуляции звуков:

Логопед: «Давайте вспомним, как правильно произнести звук [с]. Нужно улыбнуться. Широкий кончик языка упереть в нижние зубы. Поднесите ладонь ко рту, должна выходить холодная струя воздуха».

Дети произносят звук [с].

Логопед: «А теперь произнесем звук [ш], для этого нужно открыть рот, округлить губки и слегка вытянуть их вперед, поднять широкий язычок и сделать «чашечку», произнести звук [ш]. Поднесите ладонь ко рту, должна выходить теплая струя воздуха».

Дети произносят звук [ш].

Логопед: «Давайте вспомним звук [с] какой»?

Дети: «Он согласный, т.к. выдыхаемый воздух во рту встречает преграду; глухой. Он может быть твёрдым и мягким».

Логопед: «Молодцы! А звук [ш]»?

Дети: «Он согласный, т.к. выдыхаемый воздух встречает во рту преграду; глухой, он всегда твёрдый».

-Что общего в звуках с-ш? Они согласные, глухие.

-Чем они отличаются?

-При произношении звука с губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы; воздушная струя холодная. При произношении звука ш губы выдвинуты вперёд трубочкой, язык поднят к нёбу чашечкой; выдыхаемая струя воздуха тёплая

5. Игра «Выложи букву» – выкладывание букв из фасоли (развитие мелкой моторики).

Логопед: «Какой буквой обозначается звук [с]?»

Логопед: «Какой буквой обозначается звук [ш]?

Буквы вывешены на доску.

Логопед: «Давайте выложим их из фасоли».

Учащиеся выкладывают буквы.

6. Игра «Топни-хлопни » (упражнение направлено на развитие фонематического слуха).

Логопед: «Дети, а сейчас поиграем в игру «Топни-хлопни», если я произнесу звук [с] будете хлопать, если звук [ш] – топать. Я буду называть сначала слоги, а затем слова. Слоги: ша, са, ус, шу, со, аш. Слова: сила, мешок, сила, нос, мышь, усы, уши».

Дети выполняют задание.

7. Игра «Собери слово» – образование слова из слогов (развитие фонематического синтеза).

Логопед: «Сегодня к нам на занятие пришёл гость, а кто – это вы узнаете, когда переставите слоги так, чтобы получилось имя».

Когда учащиеся справляются с заданием, выставляется картинка Страшилы.

8. Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах (словообразование).

Логопед: «У Страшилы в голове все звуки перепутались, поэтому он расстроен. Послушайте, что он сказал:

«Кошка ловит миску , мама моет мышку .

Пожарный носит кашку , Саша ела каску .

Танцует Мишка в Машке , конфету дали маске ».

Чтобы у Страшилы поднялось настроение и он вернул звуки [с] и [ш] на место, давайте образуем для него добрые слова от слов, которые я сейчас назову: ласка… (ласковый), слава. (славный), послушание… (послушный), смелость… (смелый). Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки на место и отгадал правильные слова.

А теперь поможем Страшиле вернуть звуки [с] и [ш] на место. Послушайте, внимательно фразы и исправьте ошибки:

Логопед: «Кошка ловит миску , мама моет мышку .

Дети: «Кошка ловит мышку , мама моет миску ».

Логопед: «Пожарный носит кашку , Саша ела каску” .

Дети: « Пожарный носит каску , Саша ела кашку ».

Логопед: «Танцует Мишка в Машке , конфету дали маске» .

Дети: «Танцует Мишка в маске , конфету дали Машке ».

Молодцы! Вы помогли Страшиле вернуть «перепутанные» звуки на место и отгадать правильные слова.

9. Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках (упражнение на развитие связной речи) .

Логопед: «Страшила так развеселился, что придумал чистоговорки- небылицы. Давайте вместе их проговорим».

Лон-лон-лон, на лопате едет слон.

Са-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ».

Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.

10. Игра «Разложи вещи» (упражнение направлено на развитие связной речи).

На парте – две картинки: шкаф и сумка.

Логопед: «Страшила придумал ещё одно задание. Возьмите картинки, которые лежат у вас на столе. Если в названии вашей картинки есть звук [с], вы кладете этот предмет в сумку, а если звук [ш] – в шкаф. Например, я положу мишку в шкаф».

Дети выполняют задание.

Логопед: «Давайте поблагодарим Страшилу за интересные задания»!

11. Физкультминутка (упражнение направлено на развитие общей моторики).

На полочке нашей смешные игрушки,

(стоя, руки на поясе)

Смешные ежи и смешные лягушки.

(ходьба на месте, прыжки на месте)

Смешные медведи, смешные олени,

(ходьба боком, руками показываем рога оленя)

Смешные моржи и смешные тюлени.

(прыжки в стороны).

12. Работа с карточками.

На карточках напечатаны слова с пропущенными буквами С и Ш:

«стол, шапка, носок, мышка, дедушка, шуба, сказка, лес, капуста, лягушка».

Задание: вписать пропущенные буквы и прочитать.

Логопед: «О каких звуках мы сегодня говорили? Дайте характеристику этим звукам. Вам понравилось занятие?».

Учитель – логопед: Кулешова В.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект индивидуального занятия для ребенка с дизартрией и моторной алалией.

Занятие по логопедии в коррекционной школе 8 вида. Вид занятия: повторение.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе.

Конспект занятия по логопедииТема : «Деление слов на слоги. Цели: Образовательные: формирование навыков деления слов на слоги.Коррекционно-развивающие: развитие дыхания, мелкой моторики, психичес.

для учащихся 1 класса.

Занятие направлено на различение звуков с-з в устной и письменной речи.

Конспект занятия НОД на тему: «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в предложении» поможет вам в сказочной, интересной форме провести работу по дифференциации звуков [С] и [Ш] в пред.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме “Дифференциация звуков и букв С-Ш”

Разделы: Логопедия

  • Коррекционно-образовательные:
    • формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;
    • активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;
    • упражнять в согласовании прилагательных с существительными с существительными в роде;
    • составлять предложения с данными словосочетаниями.

  • Коррекционно-развивающие:
    • совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов;
    • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
    • закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;
    • улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.

  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим

Оборудование: кукла, таблицы с буквами, автобус (игрушка), таблицы со стрелочками, игрушки на звук ш, с, на большом листе бумаги картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка, шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, карандаши, карточки с лов с пропущенными буквами (. апка, . ипы, ква. насо. , . анки, . ина, . уба, шала. . утки, . ова, . ода, . умка), картинки (шут, сук, мышка, маска, каска, кашка), сушки.

I. Организационный момент.

Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша.

Здравствуйте, дети! Я тоже хочу с вами заниматься.

– Меня зовут Фафа.

– Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?

– Я не умею произносить только некоторые звуки.

– Но как мы узнаем твоё имя?

– Я спрятала буквы своего имени среди этих букв. Найдите их и прочитайте имя.

II. Сообщение темы занятия.

– Как зовут нашу гостью? Саша.

– Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?

– Сегодня на занятии мы с вами будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирайте транспорт со звуками С или Ш.

– Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать

Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш – ш – ш.

– Сели в автобус. Садитесь на стульчики.

Мы в автобусе сидим
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам с вами говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков.

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.

– Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.

Логопед: Произнесите звук С. Где находится язычок? (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый).

Как ещё можно назвать звук С? (свистящий) Звук С – согласный, твёрдый, глухой.

Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук Ш? (шипящий)

Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка

2. Характеристика звуков. Дадим характеристику этим звукам.

Звук Ш тоже согласный, твёрдый, глухой.

Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, Твёрдые.)

Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Произношением)

Какая разница в произношении звуков С и Ш?

3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:

Первая остановка «Чистоговоркино»

Повторяйте за мной.

Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,
Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.

са—шаса шосошо
ус—уш—ус аш—ос—уш
Ша-ша-ша
мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са
в лесу бегает лиса.
Со-со-со
у Вовы колесо.

4. Дифференциация звуков С и Ш в словах.

Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы в названии которых есть звук Ш опускайте пальчики вниз, если увидите предметы в со звуком С – поднимайте вверх.

Показываю картинки в окошечке (лиса, карандаш, краски, шуба, бабушка, бусы, чашка, сумка, санки, автобус, груша, уши, коляска, шляпа, сундук, душ).

– Говорите, что вы видите.

5. Дидактическая игра «Измени слово»:

Следующая остановка «Заменяй-ка».

– Замените звук С на звук Ш.

Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах где есть звук Ш. Исправьте Сашу.

мискамишка

каскакашка

кассакаша

маскаМашка

6. Нахождение предметов со звуками С и Ш.

Остановка «Магазин. Покупай-ка».

Мы остановились у магазина. Выходите из автобуса. Пока звучит музыка вы можете купить одну игрушку со звуком С, другую – со звуком Ш. (звучит музыка).

Похвалитесь своими покупками Саше. («Я купила мишку и стул»).

– Отнесите свои покупки к себе на место. Садитесь.

7. Подбор предметов к признакам.

Дидактическая игра «Про что можно сказать?»:

Дети, посмотрите на витрины магазина какие интересные предметы здесь продаются. Про что можно сказать большой? (-ая, -ой, -ые) Шкаф, слон, кувшин, самолёт, сапоги, санки.

Про что можно сказать пушистый? (-ая, -ой -ые,) Кашка, снег, шарф, шапка, носки

А смешной? (-ая, -ые, -ой) Малыш, маска, усы.

Составьте с этими словами предложения.

Послушайте слова-действия. (идёт, стоит). К каждому из них подберите название картинки. Составьте предложения.

Ссылка на основную публикацию