Помощь родственникам больных с утратой речи в следствии ОНМК в организации логопедических занятий

Потеря речи после инсульта

Ч то делать, если после инсульта произошла потеря речи или речь существенно ухудшилась? Почему происходит такое речевое нарушение? Ответ прост. Если произошло острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) или речевые зоны коры головного мозга подверглись иному травмирующему влиянию, и это влияние затронула речевые зоны головного мозга, речь оказывается травмированной и неполноценной. В результате ставится диагноз афазия и следует срочно обратиться к логопеду.

Другого мнения быть не может, уважаемые читатели моего сайта ЛогопедРунет — занятия с логопедом необходимо начинать сразу после выписки пациента домой (а еще лучше – прямо в больнице), так как при таком речевом нарушении нельзя упускать время. Чем позже начнутся занятия по восстановлению речевых функций, тем меньше будет их продуктивность и ниже результат. По прошествии полугода — года после возникновения афазии компенсаторные механизмы очень сильно ослабевают, а часто и вообще – «сходят на нет», речевая реабилитация затрудняется.

Важным условием восстановительного процесса для русскоязычных пациентов с афазией, проживающих в других странах, является проведение восстановительных логопедических занятий на русском языке, если именно русский язык был основным (человек родился и жил в России во взрослом возрасте). Ведь именно русская речь, в таком случае, была автоматизирована настолько, что ее следы не могут быть тотально стерты даже при довольно сильном воздействии вредоносного фактора, а значит – начинать восстановление речи придется именно с родного, русского языка. А вот вновь приобретенная речь (второй язык, освоенный во взрослом возрасте), будет менее стойкой и на ее основе заниматься восстановлением речевых функций невозможно. Поэтому, если Вы или Ваш русскоязычный родственник, страдающий афазией, проживает за пределами России , необходимо найти русскоязычного логопеда. Очень желательно, чтобы такой логопед имел знания и опыт работы с русскоязычными пациентами с афазией. Также Вы можете организовать онлайн консультацию с логопедом-афазиологом по Скайпу.

В силах ли родственники помочь родному человеку восстановить речь? Уверяю Вас, это возможно и просто необходимо! Важные составляющие успеха: своевременная консультация логопеда (который проведет обследование, диагностирует форму афазии и определит пути коррекции с учетом причин заболевания и индивидуальных особенностей пациента), своевременное начало занятий по восстановлению речи и желание самого больного работать над речевой реабилитацией.

Если же нет возможности пригласить логопеда-афазиолога, либо приходится долго ждать помощи профессионала. так как специалист занят и не имеет времени на посещение, следует самостоятельно начать домашние занятия по восстановлению речи. В этом Вам поможет мой Видеокурс «Восстановление речи при грубой афазии». Воспользовавшись этим видеокурсом Вы сразу же сможете начать домашние занятия по восстановлению речи, не теряя драгоценного времени и сил на поиски нужной информации в интернете. Все необходимое Вы найдете в видеокурсе: урок по точной диагностике формы афазии, четкую и понятную программу упражнений и занятий при каждой форме афазии и множество полезных практических пособий, а также мои авторские интерактивные пособия для эффективных занятий.

Задача близких – вселить больному родственнику с афазией веру в свои силы и вовремя оказать помощь в таком благодарном деле, как помощь в восстановлении речи и возможности общаться.

Подробнее о системе работы по каждой форме афазии вы можете прочесть в моих статьях в рубрике Потеря речи, а так же посмотреть видеоуроки «Формы афазии и методы восстановления речи» по данной теме.

Наталья Игоревна Кулакова

Логопед-дефектолог

Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного

После перенесенного инсульта у больного наблюдается расстройство речи или даже полная ее потеря.

Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, необходимо провести комплекс реабилитационных мероприятий, который следует начинать в самые короткие сроки.

Восстановление речи после инсульта – едва ли не самое главное в комплексе реабилитационных мероприятий.

Почему нарушается речь после инсульта

Привычные функции организма после инсульта перестают выполняться из-за отсутствия питания мозга, спровоцированного нарушением кровоснабжения.

Если кровь перестает поступать в зоны, управляющие речевой функцией, то происходит атрофия клеток мозга с нарушением этой функции. Таких зон в мозге имеется две – моторная и сенсорная.

Моторная зона отвечает за:

  • правильное воспроизведение речи, независимо от того – устной или письменной;
  • управление мышцами, формирующими условия для правильного произношения звуков.

Сенсорная зона связана с функциями восприятия звуков, с памятью и с распознаванием образов.

Ответственность этой зоны:

  1. связь отдельных слов в осмысленные предложения;
  2. сохранение в памяти информации, делающей произносимое внятным и понятным.

На нарушения речевой функции влияют еще две зоны мозга – зрительная кора, благодаря которой человек может читать, и слуховая, благодаря которой человек воспринимает звуки и может их распознавать. При кровоизлияниях в мозг могут быть поражены несколько участков, управляющих этой функцией.

Виды мозгового инсульта

Главная опасность заключается в атрофии клеток, поскольку этот процесс необратимый. Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный и требует упорного труда не только неврологов, логопедов, родственников, но и самого больного.

Разновидности речевых расстройств

Нарушение нормального кровообращения может оказать негативное воздействие на речевые центры коры головного мозга.

Тогда у человека возникают коммуникационные проблемы различной степени тяжести – в зависимости от величины области поражения.

Могут возникнуть проблемы с произношением не только предложений, но и отдельных слов и звуков. Возникают сложности с формированием слов, мыслей.

Различают такие виды нарушений речи после инсульта:

  • дизартрия – нарушена подвижность лицевых мышц, управляющих артикуляцией, в результате чего речь становится невнятной;
  • афазия – полная или частичная потеря способности говорить;
  • диспраксия – мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но движение этих мышц и координация расстроены, произношение невнятное.

Несмотря на все сложности, восстановление речи у больных после инсульта возможно, и современные методики и лечение достигают хороших результатов.

Как восстанавливать речевую функцию

Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный, требующий значительных усилий как со стороны медиков, так и со стороны родственников и – это самое главное – от самого пациента.

Чтобы речевые функции восстановились, нужно добиться того, чтобы здоровые участки мозга перестроились и взяли на себя выполнение функций пораженных участков.

Оценка речевых способностей после перенесенного инсульта

Возможно восстановление речи после инсульта в домашних условиях. В комплекс реабилитационных мероприятий входят:

  1. занятия с врачом-логопедом;
  2. различные физиологические процедуры;
  3. лечение медикаментами;
  4. регулярные физические нагрузки;
  5. интенсивные дыхательные упражнения;
  6. работа с нарисованными буквами, словами, предложениями.

Кроме перечисленного, восстановление речи после инсульта сейчас достаточно успешно производится лечением стволовыми клетками.

Препараты для восстановления речи после инсульта при медикаментозном лечении назначаются невропатологом и способствуют нормализации процессов в головном мозге, поддержанию психического равновесия.

Медикаментозное восстановление речи после ишемического инсульта отличается препаратами от лечения после инсульта геморрагического.

Для предотвращения склеивания тромбоцитов назначаются тиклид и аспирин, для восстановления кровообращения – церебролизин, глицин, для восстановления метаболических функций – финилин, гепарин.

Для восстановления психического равновесия назначаются антидепрессанты, снотворные, успокоительные препараты – адаптол, феназепам, валериана, персен.

Занятия с врачом-логопедом

Методика восстановления речи после инсульта выбирается коллегиально неврологом и логопедом в зависимости от того, насколько велика степень нарушения речевой функции, и от общего состояния пациента. Занятия для восстановления речи после инсульта с логопедом начинаются в стационаре.

Занятия с врачом логопедом — для восстановления речи после инсульта

Общими для всех методик являются следующие приемы:

  • пение для завершения предложений;
  • при сенсорных расстройствах использовать наглядный материал для восприятия – рисунки, жесты;
  • произносить окончания предложений вместе с пациентом;
  • подтверждение пациентом слова, соответствующего картинке;
  • повторение пациентом самых обиходных бытовых фраз;
  • демонстрация врачом правильных движений губ и языка;
  • поиск пациентом рифмованных слов, комментирование картинок;
  • чтение скороговорок;
  • заучивание отрывков стихотворений.

Домашние упражнения в реабилитационный период

После выписки из больницы восстановление речи после инсульта в домашних условиях проводят родственники и врачи, навещающие больного.

Врачи, осматривая пациента, беседуя с ним, с родственниками, дают рекомендации по проведению дальнейших реабилитационных мероприятий.

В этот период родственникам рекомендуется:

  1. разговаривать с больным медленно, не повышая голоса;
  2. по возможности кто-то должен постоянно находиться в поле зрения больного;
  3. не торопить больного с ответом, чтобы не вызвать нервного срыва;
  4. не поправлять сказанное больным, если он сам об этом не просит.

Восстановление речи после инсульта – процесс длительный, растянутый во времени.

Логопедический массаж для восстановления речи в домашних условиях

Все это время родные и близкие должны понимать, что нарушена у больного только речевая функция, но интеллект его не пострадал.

Поэтому в общении с больным следует:

  • разговаривать с больным короткими предложениями;
  • формулировать вопросы так, чтобы можно было ответить «да» или «нет»;
  • не перескакивать с одной темы на другую;
  • если не поняли сказанное, лучше переспросить, чем притвориться, что поняли;
  • для облегчения понимания использовать вспомогательные предметы – карандаш, блокнот, компьютер, телефон;
  • убрать отвлекающие раздражители – яркий свет, музыку, телевизор.

Помогут в восстановлении речи после инсульта упражнения лечебной физкультуры, игра в шахматы, пение, дыхательная гимнастика и др.

Возможные проблемы при реабилитации

В процессе реабилитации могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с привычками больного до инсультного периода.

Особенно это касается курильщиков. Категорически запрещается курение как самому больному, так и близким в его присутствии.

Это же относится к алкогольным напиткам, включая пиво. И постараться оградить больного от негативной информации.

Заключение

В процессе реабилитации нужно проявить максимум понимания и запастись терпением.

Не указывать на ошибки, но поощрять даже самый незначительный успех. Только так можно добиться максимально возможной реабилитации человека.

Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт Текст научной статьи по специальности « Клиническая медицина»

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Белоусова В.А.

В связи с увеличением числа инсультов , а также понижением физического возраста больных настоящая тема является актуальной. Цель коррекционная психолого-логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт . Метод: Доречевая подготовка. Растормаживание экспрессивной речи. Выработка правильного речевого дыхания. Выработка мелодико-интонационных характеристик речи. Результат: восстановление или частичное восстановление речи и ( или) других утраченных вследствие болезни высших психических функций. Выводы: При одинаковых формах дизартрии клиническая картина нарушений неодинакова, поэтому и коррекционный план в каждом конкретном случае будет индивидуальным. Психолого логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, разнопланова и требует систематических занятий со специалистами и выполнения домашних упражнений, а также большого количества времени и последовательного применения системы специальных упражнений.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Белоусова В.А.

Текст научной работы на тему «Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

Руководитель центра «Логодоктор» г. Москва, РФ.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ, ПЕРЕНЕСШИМИ ИНСУЛЬТ

В связи с увеличением числа инсультов, а также понижением физического возраста больных настоящая тема является актуальной. Цель – коррекционная психолого-логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт.

Растормаживание экспрессивной речи.

Выработка правильного речевого дыхания.

Выработка мелодико-интонационных характеристик речи.

восстановление или частичное восстановление речи и ( или) других утраченных вследствие болезни высших психических функций.

При одинаковых формах дизартрии клиническая картина нарушений неодинакова, поэтому и коррекционный план в каждом конкретном случае будет индивидуальным. Психолого – логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, разнопланова и требует систематических занятий со специалистами и выполнения домашних упражнений, а также большого количества времени и последовательного применения системы специальных упражнений.

Ключевые слова Инсульт, восстановление речи, коррекция, логопедическая работа.

Инсульт – это острое нарушение мозгового кровообращения. Существуют две разновидности этого заболевания – ишемический и геморрагический инсульт. Примерно 80% всех случаев инсульта приходится на ишемическую форму. Механизм развития этой формы инсульта таков: блокируется кровоснабжение, в результате в головной мозг начинает поступать меньшее количество крови. Оставшиеся 20 процентов случаев – это геморрагический инсульт, который происходит иначе: стенка сосуда разрывается, кровь изливается в ткань мозга либо в прилегающие ткани. Инсульты приводят к дефектам в виде мышечной слабости, нарушения координации, афазии или дизартрии.

Формы расстройств речи, их тяжесть и динамика восстановления при афазии или дизартрии сосудистого происхождения зависят не только от характера нарушения мозгового кровообращения (кровоизлияние или ишемия), состояния кровоснабжения поврежденной области, локализации и размера очага повреждения, но и от компенсаторных возможностей не затронутых отделов мозга. Чаще всего инсульт затрагивает не все полушарие, а только небольшую область в нем, и хотя очаг поражения может быть совсем невелик, его последствия оказываются зачастую невосполнимыми. Ведь мозг – это не просто огромное число нервных клеток, а совокупность зон, отвечающих за те или иные функции организма, поэтому потери зависят от топографической значимости пораженного участка.

Читайте также:  Тематическое планирование коррекционной работы с учащимися 1-2 классов с НВОНР

Медицинская, психологическая, логопедическая реабилитация таких больных представляет известные трудности и требует упорной работы как специалистов по восстановлению и коррекции, так и самих

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

пациентов. Первоочередной задачей является определение маршрута восстановления нарушенных функций речи у пациентов при острых нарушениях мозгового кровообращения, содержание коррекционной работы определяется локализацией и тяжестью поражения головного мозга. Часто наряду с афазией и дизартрией соседствуют нарушения движений, неспособность ориентировки в пространстве, расстройства памяти, мышления, внимания. Работа логопеда в этом случае требует особой квалификации и подготовки, ведь восстановлению подлежит не только речь, но и другие высшие психические функции. Специалист должен обладать глубокими знаниями в области неврологии, лингвистики и психологии. Восстановление речи взрослого человека отличается от помощи в овладении речью или исправлении её дефектов у ребёнка. Родственникам пациента необходимо ориентироваться на специализированную логопедическую помощь для взрослых пациентов.

«Следует учитывать, что разные больные, с одной и той же формой заболевания, могут различаться по степени активности, так как мозг разных больных по – своему реагирует на повреждение.» <3>Именно поэтому, перед началом занятий необходимо ознакомиться с историй болезни, провести диагностику высших психических функций – памяти, мышления и внимания. Для этого могут быть использованы такие методики как: таблицы Шульте (буквенные и цифровые), корректурные пробы, методики обобщения понятий, специальные карточки с предметами для запоминания («Нарисуй, что запомнил») и т.д. Следующим этапом работы будет определение мозговой локализации поражения, формы речевого расстройства и его вида. Не менее важно для дальнейшей работы обследовать эмоционально – интеллектуальную сферу больного, ее особенности, выяснить его отношение к болезни, а также компенсаторные возможности. Следует заметить, что мотивация больного к коррекционной работе является важным фактором для успешной совместной работы специалиста и пациента.

На данный момент универсальной методики речевой реабилитации не существует. Как правило, проблемы с речью после инсульта проявляются в виде афазий или дизартрий.

В этой работе подробно будет рассмотрена непосредственно дизартрия и этапы психолого-логопедической коррекционной работы с больными-дизартриками.

«Дизартрия это нарушение произносительной стороны речи, вызванное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается именно двигательный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звуко-произносительной стороны речи и просодики, нарушения речевого дыхания, артикуляционной моторики и голоса.» <1>Речь при дизартрии смазанная, нечеткая, разборчивость речи нарушена.

Основными нарушениями при дизартрии являются:

1. «Нарушение тонуса мышц лица, языка, губ, мягкого нёба в виде спастичности, гипотонии или дистонии.» <2>Спастичностъ – повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, шеи и лица. При спастичности мышцы напряжены. Гипотония – снижение тонуса мышц речевого аппарата. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, при этом губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот больного часто полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация. Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса, в состоянии покоя часто может отмечаться низкий мышечный тонус, а при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает.

2. Нарушения речевого дыхания.

3. Нарушения голоса. Чаще всего отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий) и отклонения тембра голоса.

4. Нарушения просодики речи – мелодичность, прерывистость, ритмика, интонация, громкость.

5. Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.

6. Нарушение акта приема пиши.

7. Наличие непроизвольных сопутствующих движений при выполнении произвольных артикуляционных движений.

8. Повышение глоточного рефлекса.

9. Нарушение координации движений.

Таким образом, исходя из структуры дефекта, можно сказать, что основная логопедическая работа

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

будет выстраиваться по следующим основным направлениям:

1. Доречевая подготовка.

2. Растормаживание экспрессивной речи.

3. Выработка правильного речевого дыхания.

4. Выработка мелодико-интонационных характеристик речи.

Рассмотрим подробнее содержание каждого этапа.

Доречевая подготовка – подготовка, к овладению звуковой стороной родного языка, непосредственно к речи. Сюда относится выкладывание мозаики, составление узоров из кубиков, элементы рисования (штриховка, соединение по точкам, рисование по клеточкам, дорисовывание картинок по шаблону). Упражнения для развития мелкой моторики – лепка из пластилина или марципана, складывание паззлов, плетение из цветной (шенильной) проволоки, массаж ладоней и пальцев рук с помощью специального жесткого коврика или мячика. Широко используются также специальные приспособления – деревянные фигуры, сортеры, шнуровки, работа с деревянными бусинами, сортировка мелких предметов (пуговиц, кофейных зерен, фасоли и т.д.)

В плане коррекционных мероприятий к доречевой подготовке также относятся артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики подбирается индивидуально, исходя из структуры дефекта. Упражнения выполняются пациентом перед зеркалом, так как больному сложно координировать движения губ или языка без визуального контроля. В артикуляционной гимнастике, при возможности, используется упражнение «Зеркало», когда логопед просит пациента повторять за ним движения, то есть побыть его «зеркалом» – нахмуриться, поднять брови, растянуть губы в улыбке или сложить в трубочку и т.д.

Артикуляционная гимнастика выполняется пациентом самостоятельно, длительность гимнастики около 15 минут, по возможности 2-3 раза в день. Произнесение звуков речи обеспечивается скоординированной работой губ, языка, нижней челюсти, гортани, глотки и легких. Все эти органы находятся под контролем моторных зон речи в коре головного мозга. Нарушения в строении артикуляционного аппарата, такие как повышение тонуса речевой мускулатуры, недостаточная или неправильная ее иннервация, являются причинами неправильного формирования звукопроизношения. При дизартрии особенно страдает звук, темп, выразительность речи, ее модуляция. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, голосовую и дыхательную гимнастику. Правильный подбор комплекса массажных упражнений способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует восстановлению произносительной стороны речи. Приемы логопедического массажа варьируются в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при речевых нарушениях. Возможно использование дополнительных средств массажа- логопедических зондов, шпателей и т.д. Целью логопедического массажа является устранение или уменьшение патологической симптоматики речевого аппарата. Выделяют основные задачи логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии:

• нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо- или гипертонуса в артикуляционной и мимической мускулатуре;

• устранение или уменьшение патологической симптоматики;

• улучшение качеств точности, объёма, переключаемости артикуляционных движений;

• увеличение силы мышечных сокращений;

• активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции или восстановления звукопроизношения.

Массаж оказывает непосредственное и рефлекторное воздействие на различные системы организма. Значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи, позволяет применение логопедического массажа. В том случае, если пациент имеет выраженную неврологическую симптоматику, использование только логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить устойчивый положительный эффект.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

Растормаживание экспрессивной речи: пение знакомых песен, договаривание пословиц («готовь сани летом, а телегу?», «куй железо, пока?»), продолжение фраз – «Зимой холодно, а летом. Небо голубое, а трава. ), называние предметов по картинкам и т.д.

Выработка правильного дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта (или носа) наружу. Речевое дыхание является произвольным, в отличие от неречевого, которое осуществляется человеком автоматически. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, соблюдения речевых пауз, интонационной выразительности и сохранения плавности речи . Люди, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать, не умеют рационально распределить выдох, не полностью возобновляют запас воздуха в легких и т. д. Контролю над правильным дыханием способствуют такие упражнения, как: направлять поток воздуха на ватку, на полоски бумаги и т. д. Можно использовать следующие игровые упражнения: предлагаем пациенту «погреть ручки» – вдыхать воздух через нос и с удлиненным выдохом беззвучного звука «а» «греть» руки.

«Ветер в трубе». Пациенту предлагается представить, как ветер дует в трубе долго и протяжно. Нужно как можно дольше протянуть без участия голоса звук У. Вдох осуществляется через нос.

«Футбол» – пациенту предлагается с помощью воздушной струи попасть небольшим кусочком смятой бумаги в «ворота», сделанные из проволоки или картона.

Выработка мелодико-интонационных характеристик речи.

Характерной чертой дизартрии является нарушение голосового звукообразования за счет нарушений иннервации мышц гортани. Голос при дизартрии обычно слабый с нарушением модуляции. При слабости мышц голосового аппарата нарушается вибрация голосовых связок, поэтому сила голоса становится минимальной. В этом случае подходят упражнения такие как рассказывание историй от лица персонажей -мышки и медведя, маленького щенка и большой собаки, с повышением и понижением голоса. Произнесение слов шепотом и в полный голос, напевание знакомых мелодий.

Таким образом, даже при одинаковых формах дизартрии клиническая картина нарушений неодинакова, поэтому и коррекционный план в каждом конкретном случае будет индивидуальным. Психолого – логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, разнопланова и требует систематических занятий со специалистами и выполнения домашних упражнений, а также большого количества времени и последовательного применения системы специальных упражнений.

Список использованной литературы

1. Т.Г. Визель «Как вернуть речь» М.: В. Секачев, 1998.

2. М.А.Поваляева «Справочник логопеда» М.: Феникс, 2002

3. В.В. Ткачева «Технологии психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии» М.: Аст, 2007.

© Белоусова В.А., 2017

аспирант, 3 курс факультет психологии Таврической академии ФГАОУ ВО “Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского”, г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация

ВНЕШНЯЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ И АТРИБУТИВНЫЙ СТИЛЬ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается взаимосвязь последовательной внешней религиозности и соответствующего

Как быстро восстановить речь после инсульта в домашних условиях

Инсульт – патология, при которой нарушается мозговое кровообращение за достаточно короткий период времени: от 2-3 минут до нескольких часов. В таком случае клетки мозга погибают, что влечет за собой различные осложнения, среди которых – нарушение речевой функции.

Восстановление речи после инсульта предполагает прием специальных препаратов, посещение логопеда и выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях не обойтись без оперативного вмешательства.

Общие правила и рекомендации

Чтобы снизить выраженность негативных последствий инсульта, важно правильно оказать первую помощь. Если удалось обнаружить первые признаки нарушения мозгового кровообращения, следует немедленно вызвать первую помощь. Это – внезапно возникшая острая головная боль, повышение артериального давления, онемение одной части лица, рвота, кровоизлияние в сетчатке глаза.

Первая помощь заключается в следующем:

  1. Запрещается давать человеку еду и питье. В противном случае можно вызвать паралич органов, ответственных за глотание.
  2. Если возникла рвота, голову пострадавшего поворачивают на бок, что позволяет избежать попадания массы в дыхательные пути.
  3. Человеку, находящемуся в стадии приступа, запрещается делать резкие движения.
  4. С больного снимают сдавливающие элементы одежды: ослабляют воротник, ремень, галстук.
  5. Если, измерив давление, удалось выявить его повышение, разрешается дать человеку соответствующую таблетку.

При потере сознания, аритмичности дыхания и пульса проводят сердечно-легочные реанимационные мероприятия.

Восстановление больных, перенесших инсульт, — достаточно длительный и поэтапный процесс, который проводится в несколько стадий. Сразу после оказания первой помощи человека помещают в реанимационное отделение, где проводят контроль состояния здоровья и проводят необходимые лечебные мероприятия. Далее больного переводят в неврологический стационар, где врачи борются за восстановление пораженных мозговых клеток.

После выписки из стационарного отделения восстановление нарушенных функций ложится на плечи родственников. Вернуть речь можно только немедикаментозным способом, ведь мозговые клетки уже разрушены и не поддаются коррекции лекарственными препаратами.

Однако, можно максимально приспособить человека к жизни за счет иных нейронов, которые не были повреждены в процессе острого нарушения кровообращения. Как можно восстановить речь после инсульта в каждом конкретном случае, зависит от степени поражения головного мозга. К общепризнанным методам реабилитации относят занятия с логопедом.

Классификация и симптомы речевых нарушений

Проблемы с речью, возникшие после инсульта, могут быть разных видов. Некоторые люди и вовсе утрачивают возможность говорить, но мыслительный процесс при этом не нарушается. В таком случае задействуют невербальную методику общения.

Многие люди, перенесшие инсульт, попросту, стесняются разговаривать и плохо идут на контакт с окружающими, включая родственников. Однако, родным не стоит опускать руки, а нужно всеми возможными способами пытаться вернуть пострадавшего к нормальной жизни.

Степени дизартрии

Нарушение речи (дизартрия) может иметь различную степень выраженности, которую логопеды определяют с учетом выраженности клинических проявлений и уровня внятности речи больного, понятной для окружающих.

Исходя из этого, дизартрию можно разделить по следующим степеням:

  1. Начальная степень – первая имеет название стертой дизартрии. Клинические проявления слабо выражены. Их сможет выявить только логопед. Среди характерных симптомов – редкое проглатывание слогов, невыразительная речь.
  2. Вторая степень – типичная. В таком случае изменения речи более заметны, но она понятна для окружающих. Сравнить изменения, присущи 3 степени, можно с невнятной речью пьяного человека.
  3. Третья степень – выраженная. Наблюдается существенное нарушение речевой функции. Понять, о чем говорит больной, могут только родственники.
  4. Четвертая степень – полное искажение речи или ее отсутствие.
Читайте также:  Обследование мышц артикуляционного аппарата

Восстановить речевую функцию полностью возможно при нарушении 1 степени, тогда как 4 степень практически не поддается коррекции.

Виды афазии

Потеря речи после инсульта протекает по типу афазии – системного нарушения, вызванного локальными патологическими изменениями в коре головного мозга. Афазия, в свою очередь, подразделяется на несколько видов:

  • Тотальная. Возникает в первые дни после приступа. Человек не говорит вообще, не распознает обращенную речь.
  • Моторная. Следующая стадия, которая последует после тотальной афазии – моторная. Выражается в отсутствии речевой функции. Несмотря на трудности общения, человек узнает родственников и понимает обращения.
  • Сенсорная. Человек не понимает обращенную речь, что вызвано органическим поражением центра, отвечающего за звуковые анализы устной речи.
  • Семантическая. Больной понимает простые обращения и высказывания, однако остаются трудности с понимаем сложных речей.
  • Амнестическая. Человеку трудно называть предметы, однако повторные, диалогические, спонтанные речевые функции не нарушены.

Скорректировать подобные нарушения функции речи, которые пропадают после инсульта, можно специальными реабилитационными мероприятиями: педагогическими, психологическими, социальными.

Причины нарушения речи при инсульте

Расстройство речи после приступа (инсульта) обусловлено поражением соответствующих областей головного мозга. Например, если произошел ишемический инсульт, нарушается кровообращение в органе, а при геморрагическом возникает локальное кровоизлияние.

Подобные патологические изменения вызывают гибель клеток в речевом центре или прекращение передачи нервных импульсов от коры органа к голосовому аппарату. Насколько выраженными будут речевые изменения, зависит от отдела и обширности поражения головного мозга.

Как восстановить речь после инсульта

Перед тем, как восстанавливать речь после ишемического или геморрагического инсульта, врач проводит комплексную диагностику, по результатам которой оценивает состояние компонентов речи больного:

  • определяет, насколько человек понимает обращения окружающих, включая сложные лексико-грамматические конструкции, каков объем восприятия слов на слух;
  • насколько правильно больной строит свои высказывания;
  • имеются или отсутствуют дефекты внутренней речи, трудности в формулировке высказываний;
  • насколько полно человек контролирует свою речь.

По результатам проведенной диагностики врач определяет методику коррекции нарушений, например, с помощью логопедических занятий или практических упражнений. Не нужно надеяться, что добиться восстановления речи можно будет за короткий срок. В большинстве случаев требуется комплексная терапия с применением нескольких методов.

Лекарственные средства

Геморрагический, ишемический инсульт требуют не только проведения логопедических и психологических занятий для коррекции нарушений, но и приема определенных препаратов, которые назначают на любом этапе восстановления:

  • дегидратационных;
  • нейрометаболических церебропротекторов;
  • с рассасывающим действием;
  • ангиопротекторов;
  • витаминных средств;
  • противосудорожных;
  • гепатопротекторов;
  • препаратов для регуляции эмоционального и поведенческого состояния.

Любое лекарственное средство назначают в индивидуальном порядке, с учетом особенностей нарушения речевой функции и степени изменений.

Занятия с логопедом

Что делать при потере речи после инсульта, подскажет логопед во время урока. В первую очередь врач определяет особенности нарушения функции, по которым в индивидуальном порядке составляет этапы восстановления. Логопедические упражнения в 30% случаев позволяют скорректировать выраженные расстройства уже к стадии выписки из отделения.

Далее занятия продолжают проводить в домашних условиях, но время от времени (каждый месяц или неделю) посещают специалиста для определения уровня восстановления речи. Достичь возвращения правильной речи можно, соблюдая следующие принципы реабилитации:

  • систематическое наблюдение за реакцией на громкие и тихие звуки, голоса;
  • постепенное повышение речевой нагрузки в процессе уроков;
  • обучение произношению, наблюдая за тем, как человек понимает смысл произносимых речевых конструкций;
  • больший уклон на то, что интересно больному, учет его пожеланий;
  • использование музыкальных приемов, например, изучение названий, слов во время подпевания любимой песни;
  • сочетание устной речи с рисованием: при невозможности произнести какое-либо слово, больной может нарисовать, что оно означает.

После того, как человек будет в состоянии произносить отдельные слова, хотя бы минимальный объем, можно изучать скороговорки для развития речи.

Специальные упражнения

Чтобы нормализовать разговорную функцию, родным рекомендуется проводить с больным упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях. Сразу нужно понимать, что входящие в комплекс упражнения для человека, перенесшего инсульт, будут даваться очень сложно.

Итак, примерный комплекс речевой гимнастики, которая поможет восстановить речь у взрослого:

  • сложить губы в трубочку, после вернув в исходную позу, стараться удержаться в обоих положениях по 5 секунд;
  • верхней губой захватить нижнюю, удержаться 5 секунд, после вернувшись в исходную позу (то же самое проделать с нижней губой, стараясь захватить верхнюю);
  • высунуть язык как можно дальше, удержаться в такой позе 3 секунды;
  • облизать верхнюю и нижнюю губу, двигаясь справа налево, потом наоборот;
  • язык сложить в трубочку, высунуть и удержаться в такой позе 3 секунды.

В комплексе с речевыми нагрузками проводят тренировку письма.

Дополнительные методы восстановления

Назначают физиотерапевтические процедуры, среди которых – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, магнитотерапия, лазеротерапия, грязелечение, мануальная терапия.

Человеку, перенесшему инсульт, показано правильное питание с включением в рацион растительного масла, морепродуктов, овощей и фруктов, которые включают клетчатку и фолиевую кислоту. Важно урегулировать питьевой режим, выпивая в день не меньше 2 л. жидкости.

Из рациона убирают животный жир, копчености, острую, жареную, маринованную, кондитерскую пищу. Ограничивают до минимума соль, крепкий чай и кофе. Под запретом – спиртное.

Не менее эффективна народная медицина. Например, для приготовления отваров и настоев можно задействовать зверобой, чабрец, землянику, календулу, можжевельник. Такие средства помогают повысить защитную функцию организма, нормализовать деятельность сосудов в головном мозге.

Оперативное вмешательство

Полностью восстановить речь методом оперативного вмешательства невозможно, хоть и существует методика, которую используют крайне редко и при неэффективности иных способов лечения. Это – операция, в ходе которой нейрохирург создает мост, соединяющий речевую область и область, которая не повредилась во время приступа.

Терапевтический эффект от операции имеет слабую выраженность, речь может восстановиться не в полном объеме и, поэтому, ее назначают не часто.

Массаж

Нарушение речи после инсульта можно восстановить методом массажа. Применяют поглаживания, растирания, разминания, легкие постукивания, поколачивания. Начинают манипуляции с шейного отдела, постепенно двигаясь к нижним конечностям.

Прохождение систематических курсов массажа помогает устранить мышечное напряжение, нормализовать кровообращение. Важно довериться в данном вопросе квалифицированному врачу.

Лечение стволовыми клетками

Вернуть речь после инсульта помогает терапия стволовыми клетками. Важно начать таковую как можно раньше. Сразу после стабилизации состояния (в течение первого месяца после приступа) у человека берут образец жировой ткани для выделения и выращивания клеток. Период выращивания – 1-1,5 месяца.

По истечении данного времени больному вливают в кровь полученную суспензию методом капельного введения. Первые положительные изменения можно наблюдать по истечении 2 месяцев.

Роботизированные манипуляторы

В последние годы хорошо зарекомендовали себя роботизированные манипуляторы – специально созданные приспособления, которые помогают ускорить восстановление и устранить нарушения после инсульта. Один из таковых – робо-рука, построенная по принципу экзоскелета.

Особенности работы всех робо-рук одинаковый: при невозможности человеком выполнять определенные движения, автоматически подключается электропривод робо-руки, которая помогает дотянуть конечность больного до определенного предмета.

Соответствующие исследования подтвердили, что за счет применения роботизированной руки большинству больных удалось восстановить и пораженную область мозга, которая ответственна за речевую функцию.

Сколько восстанавливается речь

Насколько быстро можно будет восстановить функцию, и каков прогноз потери речи, зависит от уровня патологических изменений в головном мозге. На период выздоровления влияет и быстрота обучения, особенности реабилитационного периода.

Примерные сроки восстановления можно пометить в таблицу:

Вид приступа и наличие последствийСрок выздоровления
По ишемическому типу: минимальные неврологические дефекты, включая изменения в речевой функцииПолная реабилитация спустя 2-3 месяца
По ишемическому или геморрагическому типу: выраженные неврологические изменения, стойкий дефицит речевой функцииПолная реабилитация спустя несколько лет, а иногда и больше

По ишемическому или геморрагическому типу: тяжелые неврологические изменения, полная потеря речи, паралич одной стороны туловищаПолная реабилитация невозможна

По статистике, чаще возможно полное восстановление речи при ишемическом инсульте. Более длительное восстановление функции наблюдается у лиц, перенесших геморрагический приступ.

Если не удалось избежать инсульта, не нужно отчаиваться и опускать руки. Большое значение в выздоровлении имеет настрой человека. Научно доказано, что положительное отношение к проблеме и желание вернуть утраченные функции в разы быстрее помогает полностью выздороветь.

Видео инструкция по восстановлению речи

Методы восстановления речи после инсульта и прогноз лечебных мероприятий

При ОНМК почти всегда затрагиваются речевые центры. Повреждения бывают разными: у одних больных лишь незначительно страдает дикция, другие – полностью теряют возможность выговаривать слова. Восстановление речи после инсульта начинают на ранних этапах лечения, чтобы предотвратить стойкие речевые нарушения.

Почему пропадает способность разговаривать

При инсультном приступе прекращается доступ крови к церебральным структурам, и мозговые клетки погибают. Когда очаг поражения затрагивает речевые центры, то развивается нарушения дикции или развивается афазия, когда человек полностью теряет способность разговаривать.

Второй, менее опасной причиной, является паралич лицевой мускулатуры. Люди утрачивают способность нормально говорить из-за того, что половина языка «не слушается» и не получается полноценной артикуляции.

По характеру возникших нарушений выделяют несколько видов афазии:

  • Тотальная. Инсультники не говорят и не понимают обращенные к ним слова. Сознание спутано, возможна полная амнезия.
  • Сенсорная. Развивается при поражении височных долей (центр Верники). Человек может частично разговаривать, но не понимают значение слов.
  • Моторная. Мозговые центры не нарушены, проблемы с артикуляцией появились из-за паралича языка и лица.
  • Амнестическая. Похожа по проявлениям на сенсорную, но больные теряют способность распознавать названия предметов.
  • Семантическая. Люди не могут понять сложные предложения и общаются с помощью коротких простых фраз.

Методика восстановления речи после инсульта подбирается с учетом механизма нарушения. Моторная афазия устраняется легко, а вот тотальная потеря речи требует сложной программы реабилитации и редко бывает успешной.

Методы восстановления нарушенных речевых функций

При афазии после инсульта лечебные мероприятия начинают, когда исчезает угроза для жизни и состояние пациента становится стабильным. При ишемическом приступе, если появились нарушения речи, лечение проводят с 1-3 дня, а когда произошло мозговое кровоизлияние – на 5-7 сутки.

Раннее начало занятий поможет быстро вернуть речь и сохранить больному способность полноценно общаться.

Методика восстановления подбирается индивидуально, с учетом механизма афазии и очага поражения мозговых структур.

Методы восстановления речи после инсульта зависят от стадии постинсультного периода. На раннем этапе проводится:

  • медикаментозная терапия;
  • массаж;
  • занятия с логопедом.

Но в стационаре только намечают пути восстановления, а дальнейшие лечебные мероприятия будут проводиться дома. Родственникам пациента подробно рассказывают: что делать, чтобы вернуть речь.

Можно ли восстановить речевые функции полностью?

В момент выписки точный прогноз неврологи дать не могут. Успех восстановительных мероприятий, проводимых в домашних условиях, зависит не только от тяжести мозговых повреждений, но и от регулярности проводимых занятий. Немаловажную роль играет и психологический настрой пациента – нужно помочь человеку поверить, что он снова сможет нормально разговаривать.

Медикаментозная терапия

Препараты для восстановления речи после инсульта на ранней стадии применяют для ограничения очага поражения и улучшения питания нервной ткани. Пациентам назначают:

  • ноотропы (стимулируют регенерацию и помогают восстановить функции мозговых клеток);
  • гипотензивные средства (необходимы при критических подъемах АД);
  • кроворазжижающие препараты (уменьшение вязкости крови позволяет улучшить церебральное кровообращение);
  • диуретики (применяются для снижения отечности мозговой ткани).

Дополнительно, для стимуляции восстановительных процессов, могут применяться:

Медикаменты позволяют снизить тяжесть мозговых нарушений, но одних лекарств для восстановления речевой функции недостаточно.

Упражнения для улучшения дикции

Прежде чем проводить упражнения для восстановления речи, следует запомнить несколько правил:

  1. От простого к сложному. Не нужно форсировать события, начинать надо с простых движений губами и языком.
  2. Хвалить за малейший успех. Если инсультник поверит в свои силы, то восстановление речи будет более успешным.
  3. Избегать переутомления. Если человек устал или утратил интерес, то лучше отложить занятие.

Первые упражнения для развития речи проходят под наблюдением логопеда в стационарных условиях. В этом периоде оценивается характер возникших отклонений, подбираются эффективные упражнения, которые необходимо выполнять в домашних условиях. Но не следует увлекаться: для достижения успеха достаточно ежедневно делать предлагаемые движения по 5-10 раз.

Рекомендованные ниже практические упражнения помогут восстановить артикуляцию и улучшить работу лицевой мускулатуры. Вот несколько движений из предлагаемых рекомендаций, как вернуть речь:

  • Сложить губы трубочкой и выдохнуть воздух, издавая звук «У».
  • Покусывать зубами сначала нижнюю, а затем верхнюю губу. Поможет восстановить тактильные ощущения. Кусать слегка, не повреждая ткани. При сильном расстройстве чувствительности на лице упражнение делать не рекомендуется.
  • Улыбаться, стараясь, чтобы уголки рта приподнимались симметрично.
  • Высовывать свернутый в трубочку язык
  • Почмокать губами.
  • Водить языком по зубам и мягкому небу, облизывать губы.
  • Медленно надувать и сдувать щеки, стараясь, удерживать воздух парализованной и здоровой частью губ.

Гимнастику рекомендуется делать перед тем, как начинать логопедические упражнения. Разминка лицевых мышц поможет улучшить артикуляцию и повысить качество занятий.

Массаж

Когда нарушена речь после инсульта, у больного отмечаются дополнительные расстройства:

  • слюнотечение;
  • «обвисание» щеки и уголка рта;
  • проблемы с принятием пищи (во время пережевывания еда вываливается изо рта).

Массажные процедуры помогут улучшить мышечный тонус и восстановить нарушенную мимику. После снижения тяжести пареза инсультнику станет легче выговаривать слова.

Массажируют точки на лице и языке (расположение надо уточнить у специалиста), проводится мягкое поглаживание и растирание щек, лба и подбородка.


  • Скороговорки для восстановления речи

    Родители помнят, что детям с невнятной речью подбирали скороговорки, позволяющие улучшить артикуляцию звука. Восстановление дикции взрослых проводится по аналогичной схеме. Подбирая скороговорки для восстановления речи после инсульта, надо руководствоваться следующими правилами:

    1. Начинать с простых. Сначала выбирать короткие, из 1-3 предложений, вызывающие умеренное затруднение в произношении.
    2. Добавлять буквы постепенно. Сначала надо добиться артикуляции 1-2 звуков, а затем добавить следующие. Большая логопедическая нагрузка вызовет у взрослого перенапряжение речевого аппарата.
    3. Добавить в занятия элемент игры. Механическое произношение слов поможет меньше, чем совместное разучивание скороговорок. Если в семье есть маленький ребенок, плохо выговаривающий слова, то хорошим вариантом станут одновременные учить рифмы с малышом и с родственником, перенесшим инсульт.

    Обратите внимание! Для тренировки работы губ наиболее подходят скороговорки со звуками “Б”, “П”, а для языка – “Л” и “В”. Примеры приведены ниже.

    • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
    • Пошла Поля полоть в поле.
    • Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
    • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
    • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
    • Вавилу ветрило промоклосквозило.
    • Не видно – ликвидны акции или не ликвидны.

    Помимо рифмовок для развития речи, рекомендуется использовать детские стишки и считалки. Занимаясь в домашних условиях, надо заинтересовать больного, помочь поверить в успех.

    Проблемы с речью после инсульта исчезнут скорее, если человек будет время от времени произносить стишки или считалки. По мере тренировки артикуляции у человека появится правильная речь, улучшится мимика, появится уверенность в собственных силах.

    Применение народных средств

    В дополнение к массажу и логопедической гимнастике врачи рекомендуют использовать фитотерапию. Хорошо помогут отвары и настои из следующих растений:

    • шишки сосны;
    • калина;
    • чабрец;
    • можжевельник;
    • шиповник;
    • земляника;
    • календула.

    Общеукрепляющее действие оказывают хвойные ванны. Содержащиеся в хвое эфирные масла улучшают мышечную подвижность и улучшают позитивный настрой. Если есть противопоказания для принятия общей ванны, можно делать ванночки для ног.

    Помощь логопеда после инсульта

    Работа логопеда после мозгового удара заключается в следующем:

    • оценка речевых нарушений;
    • подбор тактики для устранения речевых отклонений;
    • коррекция упражнений с учетом прогресса в восстановлении речи.

    Логопед после инсульта с речевыми нарушениями становится одним из важных врачей для обеспечения полноценной реабилитации.

    Занятие с логопедом для лежачих больных проводится дома, а пациентам, способным передвигаться, рекомендуется посещение поликлиники. В большинстве специализированных учреждений есть логопед для взрослых, помогающий устранить речевые отклонения. Дополнительным плюсом инсультнику станет смена впечатлений и возможное участие в групповых занятиях с «товарищами по несчастью».

    Логопед для взрослых после инсульта нужен, чтобы избежать стойких речевых расстройств. Чем раньше начнутся восстановительные мероприятия, тем больше шансов у пациента начать нормально разговаривать.

    Вспомогательные инструменты

    На сегодняшний день существуют приложения для смартфонов и планшетов, способные помочь людям, чья речь мало понятна или тем, кто не может говорить вовсе.

    Как пример, приложение “Пойми меня”. Интерфейс программы состоит из интуитивно понятных пиктограмм с подписью на русском языке. С их помощью можно формировать понятные короткие предложения. На видео ниже показан принцип работы с приложением.

  • Программа предлагается в двух версиях: бесплатная и платная. Скачать и установить приложение для Android можно с Google Play по ссылкам ниже:

    Бесплатная версия программы сильно ограничена в функционале. Но с помощью нее можно сделать вывод: подходит она вам или нет.

    Цена платной версии довольно символическая. На данный момент она составляет всего 51 руб.

    Сколько ждать восстановление речи

    Сказать, через какое время восстановится речь после инсульта невозможно. На скорость восстановления влияет:

    • Сохранение способности к артикуляции. Когда пропала речь и человек издает лишь мычащие звуки, то научить говорить снова сложно.
    • Характер афазии. Когда причиной стало нарушение функционирования мимических мышц, то обучение полноценному произношению звуков проходит легче. Пациентов, которые не могут вспомнить, как называется предмет или действие, приходится заново учить словам, объяснять, как строить фразы для выражения мыслей.
    • Особенности ОНМК. Восстановление речи у пациентов после ишемического инсульта происходит быстрее, чем у лиц после мозгового кровоизлияния.
    • Забота близких. Родственники, регулярно делающие с инсультником речевые упражнения и подбадривающие человека при небольших успехах, помогут лучше, чем занятия с логопедом после инсульта. Врач только поможет составить и постепенно корректировать программу реабилитации.

    Даже учитывая все факторы, трудно определить: через сколько восстанавливается речь после инсульта. Родственников пациента предупреждают, что речевые функции придется тренировать долго: от нескольких месяцев до года и неизвестно, через сколько времени инсультник полноценно заговорит. В медицине известны случаи, когда больные учились разговаривать в течение нескольких лет, пока не достигли успеха.

    Кроме того, неврологи и логопеды сразу предупреждают, что 100% гарантии восстановительные мероприятия не дают. Восстанавливается ли речь, прежде всего зависит от вида поражений речевых центров, а затем уже от качества проводимого лечения.

    Прогноз лечения

    При моторной афазии, когда трудно разговаривать из-за пареза лицевых мышц, прогноз благоприятен. Если лечение и логопедические занятия начаты сразу, то у большинства пациентов полностью восстанавливается способность говорить.

    У пожилых людей из-за возрастного замедления метаболизма, мимика не всегда восстанавливается полностью, поэтому сохраняются незначительные нарушения речи: шепелявость, нечеткое произношение некоторых звуков. Но эти отклонения умеренные и человек может полноценно общаться с родными и друзьями.

    Тотальная афазия, когда появляется спутанность сознания и отсутствие речи неизлечима. Такие пациенты не узнают близких, не в состоянии проводить логопедические тренировки.

    Амнестическая и сенсорная афазии требуют долгой работы. Инсультника учат сначала узнавать слова или предметы, дополнительно работая над артикуляцией. Полное восстановление при этих видах почти не бывает – после долгих занятий удается научить человека воспринимать слова и узнавать родных. Чаще всего словарный запас у этой группы лиц ограничен, а обучение новым понятиям происходит тяжело.

    При семантической афазии удается лишь улучшить дикцию и уменьшить парез лицевых мышц. Из-за поражения мозговых структур такие люди смогут общаться только простыми фразами.

    После инсульта восстановление не всегда возможно, но это не значит, что нужно отказываться от посещения логопеда или не делать речевую гимнастику. В раннем восстановительном периоде, если пациент находится в сознании и способен выполнять упражнения – заниматься нужно. Даже если дикция не восстановится полностью, улучшение артикуляции и уменьшение тяжести пареза поможет при последующей реабилитации.

    Как восстановить речь после инсульта

    Нарушение речи при инсульте любой этиологии требует от пациента значительных усилий для ее восстановления. Но как бы не старался сам больной, какие бы усилия не прилагали родные или специалисты-логопеды, все силы могут быть потрачены впустую, если не брать во внимание степень поражения мозговых клеток. Так же очень важна регулярная медикаментозная терапия после острого периода. Комплекс упражнений, направленный на восстановление речи после инсульта, необходимо начинать только после острого периода, когда исчезнет риск рецидива.

    Некоторые источники утверждают обратное, но этим можно лишь навредить пациенту. В первую неделю после приступа, необходимо направить все силы лишь на поддержание жизненных сил. При ишемическом инсульте очень велик процент смертности, почти половина случаев имеет летальный исход. Восстанавливать способность разговора больному нужно начинать по приезду домой, наряду с иными методами реабилитации.

    Разновидности афазии

    Афазия или потеря речи после инсульта, развивается в случае поражения речевых центров головного мозга. Чаще всего причиной афазии становятся сосудистые заболевания головного мозга – геморрагический и ишемический инсульт.

    Потеря речи после перенесенного инсульта может быть различной степени:

    • Тотальная. Полная потеря речи. Часто сопутствует не восприятие реальности, нарушение в узнавании близких.
    • Сенсорная. Нарушается восприятие устной речи на родном языке.
    • Моторная. Нарушается воспроизведение речи пациентом, при сохранении понимания и реагирования на чужую речь.
    • Амнестическая. Теряется связь между окружающими предметами и описывающими их словами.
    • Семантическая. Теряется восприятие сложно построенных предложений, сравнений, синонимов. Воспринимаются только простые предложения.

    Программа по восстановлению речи разрабатывается в индивидуальном порядке исходя из степени нарушения.

    Восстановительные занятия в домашних условиях

    Помощь в восстановлении речи больного может оказать специалист-логопед. Проводить занятия предпочтительнее в домашних условиях. Пациент дома не чувствует себя скованным и легче включится в процесс, не отвлекаясь на сторонние объекты.

    Большую роль в реабилитации играет поддержка родственников. Очень важно не обсуждать его заболевание, помогать пациенту двигаться к новым достижениям, радоваться небольшим успехам.

    Любые занятия логопед начинает с разговора с пациентом, чтобы понять, насколько нарушена речь и ее восприятие. После этого разрабатывается индивидуальная программа упражнений. Для восстановления речи имеет большое значение возобновление способности к произношению звуков. Возможно, пациент психологически может произносить слова, но из-за длительного нарушения снабжения мимических и жевательных мышц нервами происходит их специфическое одеревенение.

    В этом случае их необходимо заставить работать, выполняя несложные упражнения для мышц лица после инсульта:

    • Сворачивание губ в трубочку;
    • Оскаливание зубов;
    • Максимальное вытягивание языка вперед;
    • Легкое поочередное прикусывание зубами верхней и нижней губы;
    • Облизывание губ языком в обоих направлениях (слева-направо и наоборот).

    На первом занятии больной не должен перенапрягаться. Выполняя только не сложные для него речевые упражнения, пациент приобретет уверенность в своих силах. И в дальнейшем будет сотрудничать с логопедом в достижении новых результатов.

    По мере проведения занятий, добавляются более сложные упражнения. Хороший эффект даст не просто вопрос о названиях предметов, а полноценный диалог, побуждающий к размышлениям. Если у человека была тяга к пению, эту способность можно применить при реабилитации, что позволит быстрейшему восстановлению речи. Необходимо подбирать знакомый репертуар.

    Комплекс упражнений для речи при инсульте не должны быть дольше получаса, так как пациенты быстро устают. И при переутомлении, физическом или моральном, можно потерять полученные результаты.

    Помощь в реабилитации

    Членам семьи не нужно вмешиваться в процесс реабилитации без согласования со специалистом — логопедом. Зачастую, пытаясь ускорить получение результата, они настаивают на выполнении дополнительных логопедических упражнений. Чтобы не отвлекать пациента, во время занятий, присутствие родственников нежелательно. Люди, которые перенесли ишемический инсульт, зачастую становятся эмоционально неустойчивыми. Упражнения для восстановления речи выполнять им сложно, поэтому не нужно настаивать на выполнении.

    Лучшая помощь логопеду от родственников пациента — выполнение его предписаний. Родным необходимо проверять своевременность приема лекарственных препаратов, корректно организовать распорядок выздоравливающего после обширного инсульта. Например, ограничить просмотр телепередач двумя часами. Иначе больной получит переутомление, что негативно скажется на его выздоровлении.

    Восстановление речи после инсульта происходит не так быстро, как двигательных способностей. Этот процесс может занять несколько лет. Поэтому занятия следует продолжать довольно продолжительное время, даже если общее состояние человека уже удовлетворительное.

    Добиться успеха можно лишь при большом желании выздоровления, даже если длительное время не видно явного результата. Со временем, все усилия будут вознаграждены.

    Для каждого пациента, логопед разрабатывает индивидуальную программу для восстановления речи после инсульта

    Рекомендации по поводу упражнений по восстановлению речи довольно четкие. Основной их уклон – подключение соседних нервных клеток, находящихся вблизи пораженного речевого центра, к исполнению утраченной ими функции. Для этого необходимы регулярные тренировки речевой функции и слуха.

    Пациент после инсульта намного быстрее восстановит свою способность к разговору, если будет постоянно слышать обращенную к себе речь. Если в случае инсульта была полностью утрачена речевая способность, то для восстановления способности произносить слова необходимо начинать с произношения отдельных звуков и слогов. Слыша часть слова или фразы, человек должен их закончить. Со временем объем проговариваемых слов будет расти, вплоть до повторения небольших стихов и скороговорок. Так же необходимы регулярные прогулки, правильное питание.

    Необходимо помнить один основной момент, что помочь пациенту в реабилитации после ишемического инсульта можно только совместными усилиями. Поэтому торопить события нельзя, а нужно запастись терпением и любовью.

    Читайте также:  Педагогическая программа Символ-помощник
  • Ссылка на основную публикацию