Положительный эмоциональный фон как основа успеха в реабилитации речевой деятельности

Развитие социально-эмоциональной адаптивности и компетентности у детей с нарушениями речи как основы эмоциональной культуры

Татьяна Еремина
Развитие социально-эмоциональной адаптивности и компетентности у детей с нарушениями речи как основы эмоциональной культуры

В своей книге «Развитие эмоций дошкольников» Минаева В. М., написала, что «мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа проблемных семей, а как следствие, появлению детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали мало общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает эмоциональную культуру и чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они сложнее адаптируются в новых коллективах сверстников.» Еще Л. С. Выготский в свое время писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства, которое наблюдается у современников. Причина данного феномена была в особенностях воспитания, направленного на логизированное и интеллектуализированное поведение. На фоне прогрессивных изменений современные ученые говорят и пишут о том, что развитию эмоциональной культуры ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Эмоциональная культура понимается нами как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования, что способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмоциональной эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим. Иными словами, эмоциональная культура – область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие личности.

Эмоциональная культура включает эмоциональную компетентность, эмоциональную грамотность, которые в полной мере влияют на социальную адаптацию ребенка. Последнее особенно важно, так как социальная адаптация – это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого ребенок овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Взаимное проникновение ребёнка и социума, приводящие к адаптации, индивидуализации и интеграции определяют сущность социализации личности и выражаются в гармоничном существовании ребёнка в социуме и в удовлетворённости социума поведенческими реакциями, ценностными установками и ориентирами детей.

Социальное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи, заключающееся в усвоении социального опыта и социальных связей, определяется социальной средой, её качественными и количественными характеристиками. Ограниченные возможности здоровья оказывают влияние на разные компоненты социально- эмоционального развития детей. Общая закономерность развития детей с речевой дефицитарностью заключается в затруднениях взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи используют и понимают более «простые» средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды, характерные для детей более раннего развития. В репертуаре невербальной коммуникации у них превалируют мимика и визуальное взаимодействие (взгляды).

Таким образом, в период подготовки таких детей к школе актуальным становится создание коррекционно-педагогических условий для полноценного развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Особое значение для формирования социально – психологической готовности к школе детей с нарушениями речи имеет развитие эмоциональной культуры.

Всё выше сказанное обусловлено тем, что до поступления в школу ребенок интенсивно усваивает представления об общественно – значимых нормах, целях и идеалах. Он приобретает собственный эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определенное отношение к самому себе. Эмоции помогают ребенку приспосабливаться к той или иной ситуации.

Эмоции ребенка, его эмоциональная культура – это “послание” окружающим его взрослым, о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Детские эмоции влияют на будущее поведение ребенка, способствуют социальному и нравственному развитию и являются источником радости и страдания.

Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной культуры, очень актуальна и важна. Для достижения поставленной цели свои усилия мы сосредоточили на:

– создании оптимальных условий, для полноценного развития эмоциональной культуры ребенка, как основы дальнейшей социальной адаптированности и социально- эмоциональной компетентности дошкольников,

– индивидуальном становлении личности,

– создании педагогического пространства активного взаимодействия взрослых и детей, в котором ребенок получает опыт активного освоения мира в процессе различных видов деятельности.

С учетом требований ФГТ, где в содержании образовательной области “Социализация” даны рекомендации о включении детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности детей и приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

Реализуя данные рекомендации, мы определили следующие задачи:

1. Освоить социальные нормы и правила поведения в обществе;

2. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

3. Формировать коммуникативные навыки в обращении «ребенок – ребенок»;

4. Обогащать качественно и количественно словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

5. Научить слушать себя и других, управлять своим поведением, развивать произвольность и самостоятельность.

Для успеха нашей работы по развитию эмоциональной культуры у детей мы четко следовали следующим принципам:

– позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

– безусловное принятие ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;

– индивидуальный подход (максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);

развитие и саморазвитие личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию);

– демократизм в объединении взрослого и ребенка, соблюдении равноправия;

– поощрение достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности.

Определяя содержание нашей работы, мы учитывали не только возрастные особенности детей, но и различные формы взаимодействия с ними в течение года. Наши встречи проводились два раза в месяц, во вторую половину дня.

Каждое занятие имеет определенную тему и свои задачи:

«Рисуем настроение» – cоздание в группе эмоционально-благоприятного фона:

– знакомство детей с разными чувствами;

– умение соотносить цветовую гамму с образом;

«Я радуюсь когда…» – снятие психического напряжения:

– учить художественным приемам, изображать и определять эмоцию “радости”;

«Встреча с другом» – снятие психического напряжения:

– учить изображать художественными приемами эмоцию “удивления”;

«Это – я, когда…» – снятие эмоционального напряжения:

– учить изображать и определять состояние “интерес”;

«Ты – лев» – создание положительного эмоционального фона:

– учить определять и изображать эмоцию “гордость”;

«Я заболел…» – снятие психического напряжения:

– учить изображать и определять эмоции “страдание” и “печаль”;

– отличать “печаль” от “страдания”;

«Поссорились-помирились» – снятие психического напряжения:

– содействовать доброжелательной обстановке в группе;

– изучить чувство “обиды”;

«Грязь» – снятие двигательной расторможенности, негативизма:

– учить распознавать и изображать эмоцию “отвращения”;

«Испорченный телефон» – учить распознавать и изображать “гнев”:

– активизировать ассоциации детей;

«Я больше не буду…» – снятие мышечного напряжения:

-учить изображать и распознавать чувство “вины” и “стыда”;

«Когда я злюсь, то…» – снятие психического напряжения:

– учить распознавать и изображать “обиду” и “злость”;

– учить самоконтролю эмоциональных проявлений;

«Чаша доброты» – умение адекватно выражать свои эмоции:

– повышать уверенность в себе;

– познакомить с понятиями; настроение, доброта;

«Отдать приказ» – умение детей правильно выбирать правильный тон в разговоре:

развивать умение договариваться;

– устанавливать доброжелательные взаимоотношения;

«Я тебе доверяю, а ты?» – способствовать сплочению группы:

развивать межличностное ”доверие ”;

развивать невербальные средства общения;

«Все вместе» – Способствовать сплочению группы:

-учить преодолевать давление из вне и не бояться трудностей;

– учить изображать эмоцию “страха”;

«Браво» – умение распознавать чувства и эмоции:

– стимулировать их появление;

развивать наблюдательность и активность.

Для реализации поставленных задач мы использовали различные упражнения: “Гномы”, “Зеркало”, “Повтори позу”, “Фокус”, “Путаница”, ”Море волнуется”, “Гусеничка”, “Забавные человечки”, “Будь внимателен!”, “Соленый чай”, “Грязная бумажка”, ”Провинился”, “Тень”, “Мусорное ведро”, “Опаздывающее зеркало”.

Игры: “ Четыре стихии”, “Кто быстрее рассмешит Царевну Несмеяну”, “Льдинка”, “Фотография”, “Отгадай, кто мы?”, “Кто пришел?”, “Узнай по голосу”, ”Кто больше назовет?”, ”Ручеек”, ”Повтори позу”.

Рисование: Рисование пальчиками рук различных эмоций.

Этюды: “Собачка принюхивается”, “Лисичка прислушивается”, “Писк гуся”, “Царевна лягушка”, “Снег” с музыкальным сопровождением, аутотренинг-расслабление, “На зеленной траве” под музыку, “Ой-ой! Живот болит”, аутотренинг-расслабление под музыку “Отдых на берегу моря”, “Гневная гиена”, “Хмурый орел”, “Провинился”, “Стыдно”, ”Один дома”, ”Встреча с другом”.

Таким образом, благодаря организованной комплексной работе ребенок имеет полезный опыт взаимоотношений, и это социальное сотрудничество происходит не путем пассивной адаптации к требованиям социальной среды, а происходит в активной форме, в процессе деятельности, которую ребенок осуществляет, сотрудничая и общаясь с другими людьми – взрослыми и сверстниками.

Достаточно сформированная эмоциональная культура поможет нашим детям наладить социальное сотрудничество в разнообразной образовательной среде – школе, кружках, различных секциях.

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. С-Пб. ,1997.

2. Ильина В. Н. Развитие личности ребенка. Е-г, 2004.

3. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. М. ,2006.

4. Котова Е. В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей. М. ,2008.

5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Е-г, 2004.

6. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. М. ,1999

7. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников. М. ,2008

8. Юрчук Е. Н Эмоциональное развитие дошкольников. М. ,2008

Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников в условиях социально-одобряемого поведенияМы.

Из опыта работы кружка «Веселые узелки» “Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Сила ума крепнет по мере того, как совершенствуется мастерство руки. И чем раньше.

СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

учитель начальных классов МБ НОУ «Гимназия № 62»

РФ, г. Новокузнецк

Эмоции в жизни человека играют большую роль. Стоит ли говорить, что мотивация к учебной деятельности у ребенка напрямую зависит от его эмоционального состояния, психологического комфорта в школе?

Для продуктивной деятельности учащихся необходимо, чтобы они были положительно настроены. Необходимо создать такие условия, чтобы образовательный процесс для детей проходил на фоне их пози­тивного настроения, дарил детям ощущение радости.

Высшие отделы мозга приходят в активное состояние, когда человек находится в положительном эмоциональном состоянии. Благодаря этому у учащихся повышается работоспособность, улучшается память и укрепляется психическое здоровье. Если эмоциональный настрой ребенка будет отрицательным, то и его активность пойдет на спад.

Создание положительного эмоционального фона на уроках, занятиях, позитивного настроя к учебной деятельности, благоприятной атмосферы в школе зависит от многих условий. Ребенок получает поло­жительный или отрицательный психологический настрой, начиная со школьного порога. Отношение ребят к учителю – это самый важный фактор психологического комфорта детей в школьной жизни. Отношение учителя к своей работе, владение культурой речи с учащимися, с их родителями, коллегами, умение радоваться успехам своих учеников, корректное выражение своих эмоций – эти и многие другие моменты оказывают влияние на психику учащихся и форми­рует отношение детей к школе и жизни в ней.

Существует множество причин для создания положительного эмоционального фона, которые зависят от самого учителя, его личности и поведения. Учителю нужно входить в класс с хорошим бодрым настроем; доброжелательно обращаться к детям; искренне интересоваться жизнью, проблемами учащихся; помогать им советами; проявлять к детям участие, сопереживание; шутить; посещать сов­местно с учащимися различные не школьные мероприятия; агитировать детей своим примером на активную жизненную позицию и прочее. Все эти советы помогают сблизиться, сплотиться, что влияет на доверие детей, их желание идти в школу, встретиться с учителем.

Также преподаватель должен грамотно владеть разными видами воздействия на чувства – ободрением, одобрением, укором. Ободряя, педагог укрепляет в сознании учащихся уверенность в своих действиях, силах. Для этого достаточно сказать на уроке несложные фразы: «Смелей!», «Активней!», «Веселей!». Одобряя, педагог обращается напрямую к личности ребенка, его чувствам, эмоциям. Для детей необходима положительная оценка их действий, подтверждение правиль­ности их поведения, работы. Педагогу помогут фразы: «Замечательно!», «Молодец!», «Продолжай в том же духе!», «Как здорово у тебя это получается!» и прочие. С помощью укора же, наоборот, ребенок осознает неверный выбор поведения. Если учитель грамотно использует этот вид воздействия, то учащийся непременно исправит линию поведения, будет стараться стать лучше.

Читайте также:  Звук и буква С - конспект ООД в старшей логопедической группе

Существует множество педагогических и психологических приемов создания благоприятной эмоциональной атмосферы на уроках.

Что можно сделать с точки зрения психологии:

· Ситуация успеха. Любой ребенок хочет, чтобы у него полу­чалось то, что он делает. Не всегда слабый ученик может справиться со всеми задачами, которые перед ним ставит учитель. Для этого необходимо с помощью дифференцированных заданий помочь ученику выбрать верную, успешную для него траекторию.

· Авансирование. Учителю необходимо показать ребенку, что он верит в его силу, достижения, способности. Учитель оглашает достоинства ребенка, которые он может проявить в будущем.

· Вытеснение. Учитель переключает внимание ребенка для отвлечения от неприятного состояния к положительным моментам.

· Концентрация на положительный настрой. Под руководством учителя учащиеся сосредотачиваются на положительных, позитивных моментах школьной жизни. При этом у них формируется саморегу­ляция, самоконтроль.

· Подкрепление положительного настроя. Учитель целенаправ­ленно использует приемы для удовлетворения учащихся выполненной работой. Приемы для этого воздействия: положительная оценка, возло­жение новых обязанностей, поощрение, предоставление новых прав и пр. Учитель может использовать мимическое подкрепление (взгляд, добрая улыбка), пластическое подкрепление (восторженный взмах руки, дружеские жесты), вербальное подкрепление (комплименты, приятные слова, похвала), предметное подкрепление (вручение грамоты, медали за преодоление трудностей), действенное подкрепление (помощь);

· Релаксация. Благодаря этому психологическому приему учащиеся могут расслабиться и снизить тонус мышц, вследствие тяжелой умственной деятельности. Упражнения для релаксации помогут не только отдохнуть и снять напряжение, но и вызовут приятные эмоции, что улучшит понимание дальнейшего материала на уроке;

· Шутка. Улыбка продлевает жизнь. Смех всегда снимает напря­жение, подчеркивает доброжелательность в отношениях, приносит радость. Вовремя сказанная шутка активизирует детей, поможет им отвлечься, расслабит, вызовет эмпатию.

Необходимо помнить, что дети постоянно нуждаются в ласке, заботе, любви. Таких выражений чувств не может быть много для ребенка. Детская психика нуждается во внимании, нежности, хорошем отношении, похвале, признании достоинств.

Проводя урок, необходимо учитывать психологические аспекты:

· соотношение положительного стимулирования, побуждения учащихся к деятельности (слова, вызывающие позитивные эмоции о проделанной работе, нацеливание, поощряющее интерес к выпол­няемым заданиям, волевые усилия к преодолению сложностей и т. д.) и отрицательного стимулирования, принуждения (нотации, напоминание об отметке, замечания);

· психологическая атмосфера на занятиях (поддержание фона позитивного, доверительного общения, доброжелательность, деловой контакт);

· положительная эмоциональность в изложении материала (половину информации может донести только интонация).

Педагогические советы для создания позитивной атмосферы в школе:

· Включать задания, которые повышают эмоциональный настрой на учебную деятельность (если вы правильно выполнили все задание, то погладьте себя по голове, если допустили ошибку, то потрите ладони, для более активной работы; сделайте комплимент соседу по парте; пожелайте всем, кто находится вокруг Вас хорошего дня; улыбнитесь друг другу и пр.);

· Проводить энергичный орг. момент занятия. Начало занятия задает настроение и психологический настрой на весь урок. Детям необходимо понять с самого начала урока, что им учитель рад, их ждали, с ними хотят работать. Правильно составленный орг. момент фор­мирует у ребят благоприятную рабочую атмосферу. В этом учителям окажет помощь утренняя зарядка, точечные массажи лица, метод «Ассоциации», педагогические приемы: противоречие информации, эффекты неожиданности, удивления.

· Рационально применять смену деятельности учащихся. Выполнение монотонной, однообразной работы навевает на детей скуку, негативно сказывается на настроении учащихся и снижает их работоспособность.

· Использовать упражнения для рефлексии. Они помогут не только в построении индивидуальной траектории обучения каждого ребенка, но и благополучно повлияют на эмоциональный настрой при оценивании собственной работы, придадут уверенности в своих силах.

· Оптимизировать на занятиях взаимодействие взрослого и ребенка. Такая оптимизация увеличит позитивные эмоции, ослабит не только физическое, но и психоэмоциональное состояние школьников, улучшит умственную и физическую деятельность в школьном режиме учащегося;

· Использовать приемы для переключения внимания. Эти приемы необходимо планировать целенаправленно, они помогают формировать эмоциональную регуляцию. Переключить внимание уча­щихся помогут задания на быстрое реагирование, игровые ситуации, задания со сменой деятельности, звуковые или жестовые сигналы, музыка, включение в работу предметов, наглядных пособий, физкульт­минутки, крылатые фразы, мудрые мысли, кричалки, юмористические или поучительные картинки и пр.

Благодаря созданию благоприятного эмоционального фона и психологического комфорта учащихся в школе, с одной стороны, решается задача предупреждения утомления детей, с другой – у ребят появляется огромное желание учиться, идти в школу.

Только в заботливых руках неравнодушного педагога имеется возможность создать в школе такой эмоциональный фон, настрой, в котором дети будут чувствовать себя «как дома», а может и даже лучше.

Положительный эмоциональный фон как основа успеха в реабилитации речевой деятельности

Заикание существенно отражается на формировании личности. При хронификации этой речевой патологии часто наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации.

По мнению В.Н. Мясищева (1960), личность раскрывается как сложная система отношений, она развивается в процессе ее деятельности и общения с другими людьми. Речь наиболее тесным образом связана с личностью человека, так как важнейшим проявлением языка является его коммуникативная функция, чаще всего реализуемая в процессе диалогического взаимодействия. Нарушение общения, которое наблюдается при заикании, меняет условия формирования личности, ее сознание и самосознание.

У детей с невротической формой заикания общественные отношения (с родителями и сверстниками) нарушаются постепенно по мере хронификации речевой патологии и осложнений ее вторичными явлениями. При неврозоподобной форме заикания развитие общественных отношений существенно отстает в своем развитии от нормы.

Известно, что в дошкольном возрасте многие заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность, мнительность, боязливость и пр. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, а позже развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности заикающихся приводят к нарушению социальной адаптации.

Следовательно, реабилитационные воздействия на заикающегося не могут ограничиваться только воспитанием плавной речи. Значительную роль играет воспитание личности.

Целью этого направления реабилитационной работы является развитие у заикающихся социальных взаимоотношений. Для детей дошкольного возраста это направление важно как подготовка к обучению и взаимодействию с учителем и соучениками, к активной общественной деятельности в школе. У подростков и взрослых — это воспитание адекватного отношения к себе, окружающим их лицам, и взаимоотношений с ними.

Работа в данном направлении осуществляется с помощью различных психологических, психотерапевтических и коррекционных педагогических воздействий.

Психотерапевтическое направление реабилитационной работы складывается из общей, частной и специальной психотерапии. Психотерапевтические методы воздействия применяются дифференцировано, в зависимости от формы заикания и этапа реабилитационной работы.

Общая психотерапия предполагает создание особого положительного эмоционального фона окружающей обстановки, что является благоприятной почвой для использования приемов частной психотерапии.

К частной психотерапии относится рациональная, суггестивная, тренировочная психотерапия и трудотерапия. Рациональная психотерапия состоит в доступном разъяснении заикающимся сущности его страдания, в воспитании адекватного отношения к речевому дефекту, в возможности его излечения. Рациональная психотерапия проводится индивидуально и коллективно и направляется главным образом на переориентацию личности заикающегося по отношению к своему речевому дефекту, как главному фактору, тормозящему реализацию жизненных планов.

Суггестивная психотерапия (термин “суггестия” означает внушение) может проводиться в бодрствующем состоянии или в состоянии дремоты. В процессе данного вида психотерапии заикающимся внушаются мысли о выздоровлении, о возможности плавной речи в любой ситуации и т.п.

Одним из ведущих методов суггестивной психотерапии является аутогенная тренировка, которая направлена на обучение заикающихся навыкам саморегуляции.

Среди методов психотерапии важное место в работе с заикающимися занимает коллективная психотерапия. Этот вид психотерапии предусматривает лечебное влияние коллектива на каждого члена группы. Она включает проведение специальной работы по устранению отрицательного влияния пациентов друг на друга, оказание помощи заикающимся в утверждении своей роли в коллективе, умении согласовывать свои желания с требованиями коллектива, что в конечном счете ведет к адаптации их к обычным жизненным условиям. Коллективная психотерапия воплощается в таких видах работы, как библиотерапия, трудотерапия, организация соревнований логопедических групп заикающихся по всем разделам обучения и т.п.

Для заикающихся дошкольного возраста наибольшее значение имеет общая психотерапия.

Этот вид психотерапии предполагает создание особой атмосферы взаимоотношений как в детском саду, так и в семье. Такие условия достигаются за счет осуществления всеми сотрудниками воспитательного учреждения и родными ребенка единых требований к поведению ребенка, выполнению им режимных моментов и речевого поведения в соответствии с этапом коррекционной работы.

Обстановка, окружающая заикающегося ребенка, должна быть доброжелательной и спокойной. Речь всех окружающих ребенка лиц должна быть негромкой, спокойной, размеренной. Для заикающегося дошкольника, в особенности, если он впервые поступает в детский сад, важны ласковые интонации в голосе персонала и улыбающиеся приветливые лица. Следует как можно чаще ребенка поощрять, особенно при проявлении им инициативы, четкого выполнения правил поведения и т.д. Положительный эмоциональный климат воспитательного учреждения и семьи способствует развитию у ребенка чувства уверенности в себе, повышает его самооценку.

На логопедических занятиях с заикающимися дошкольниками необходимо также поощрять даже незначительные достижения ребенка, воспитывая уверенность в своих силах.

Психологическое воздействие на заикающихся дошкольников осуществляется в основном в игровой деятельности как ведущей деятельности этого возраста.

Учитывая то, что эволюционное заикание начинается в дошкольном возрасте, коррекционно-воспитательный процесс по формированию личности заикающихся должен начинаться одновременно с логопедическими воздействиями.

Игра используется как средство воспитания заикающихся детей и коррекции личностных отклонений. Специалист должен отчетливо представлять разницу между игровыми упражнениями (которые широко используются в логопедической работе с заикающимися) и игровой деятельностью.

Игровая деятельность, в отличие от игровых упражнений, предполагает определенную систему взаимоотношений играющих, где имеется ролевое распределение, развитие и завершение игры, а также оценка исполнения роли каждого играющего. Характер игры, ролевое распределение, речевая активность детей, степень самостоятельности зависит от возраста детей, психофизических возможностей и этапа логопедической работы. При этом следует учитывать основные дидактические принципы педагогики воспитания: постепенное усложнение сюжета игры, речевого материала и методики проведения. Для боепитания заикающихся детей особое значение имеют игры, которые формируют активное поведение детей, их общение со сверстниками и взрослыми.

Используя игровую деятельность в коррекционных целях, необходимо помнить, что перенос реальности в игру, а затем перенос игры в реальность позволяет ребенку вживаться в роль и вести себя соответственно этой роли. Это позволяет ребенку приобретать умение менять свое поведение в зависимости от ситуации, ориентироваться в поведении партнеров, гибко использовать как средства вербального, так и невербального общения. Игровая деятельность, применяемая в коррекционных методиках воспитания личности, позволяет заикающемуся идентифицировать себя с положительным героем, занимать активную позицию, позволяющую ему самовыражаться.

В ролевой игре важное значение имеет взаимопонимание ребенка с логопедом, создание логопедом модели общения в игровой ситуации. Эта модель общения в дальнейшем постепенно должна становиться образцом для подражания в общении в повседневной жизни.

В ролевой игре логопед показывает модели решения конфликтных ситуаций, что позволяет постепенно воспитывать адаптивные черты поведения заикающихся (Е.Ю. Pay, 1992 и др.).

На первом этапе логопедической работы, когда осуществляется “щадящий речевой режим”, используются игры, направленные на развитие невербальных форм общения. На этом этапе могут допускаться односложные ответы (“Да”, “Нет”), а через некоторое время шепотная речь. Для реализации этих задач логопед словесно рисует занимательный игровой сюжет, в котором дети принимают участие, выполняя соответствующую сюжету роль с помощью движений, жестов и мимики.

Игра: “Зайцы и лиса”.

Логопед: Наступило утро, все зайчики проснулись, потянулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно. и т.д.

Соответственно тексту и инструкциям логопеда или воспитателя дети выполняют соответствующие движения. Вначале это происходит по образцу, который показывает специалист, а затем и самостоятельно, соответственно инструкции.

При проведении таких игр внимание специалиста должно быть направлено на развитие выразительности движений и мимики. Постепенно должны вводиться игры, включающие общение персонажей между собой, например: “Дедка и репка”, “Курочка ряба” и пр. В процессе игровой деятельности у детей с невротической формой заикания снимается эмоциональное напряжение, снижается фиксация на дефекте. Обогащаются и становятся свободнее возможности невербального общения. Дети этой труппы с удовольствием имитируют особенности поведения разных животных и их общение между собой.

У детей с неврозоподобной формой заикания с помощью невербальных игр создаются условия для развитая выразительности жестикуляции и мимики. Постепенно у них формируются умения использовать эти навыки для общения.

Невербальные игры, проводимые на этом этапе, способствуют формированию коллективной деятельности детей , умению подчинять свое поведение общим целям коллектива.

Читайте также:  Профессиональная подготовка логопеда к использованию компьютерных технологий в работе с детьми с речевыми нарушениями

При переходе на облегченные формы речи (сопряженная, отраженная, вопросно-ответная) воспитательная роль игры усложняется. С помощью игры воспитывается возможность произвольного поведения. Дети учатся выполнять требования, которые исходят не только от взрослого, но и от сверстника.

На этом этапе выбирается водящий в играх с помощью считалок (ритмизированная речь в сочетании с движением руки). В этот период приобретают актуальность игры-драматизации, настольный и кукольный театр и т.п., в которых используются облегченные формы речи.

Абилитация и реабилитация

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодолению патологических состояний, которые могут привести к потере трудоспособности. Это лечебно-педагогическая коррекция двигательной, речевой и психической сфер.

Абилитация актуальна в случаях возникновении патологии в раннем детстве, когда еще не развиты речевые и познавательные способности, мелкая моторика и артикуляция, навыки самообслуживания и жизни в социуме.

Реабилитация показана тогда, когда человек имел, но по каким-либо причинам утратил навыки общественно полезной деятельности. Ее цель – восстановить трудовые способности у детей старшего возраста и взрослых.

К патологическим состояниям, вызывающим необходимость абилитации и реабилитации, чаще всего приводят родовые травмы (черепно-мозговые травмы, внутриутробные поражения нервной системы).

Если говорить о реабилитации у детей страшего возраста, она показана при таких поражениях нервной системы, к которым приводят травмы головного и спинного мозга, инфекционные заболевания (энцефалит, арахноидит, менингит, полиомиелит), патологии нервной системы. У взрослых патологические состояния могут быть вызваны сосудистыми заболеваниями и нарушениями мозгового кровообращения.

Абилитация у детей в раннем возрасте чаще всего вызвана поражениями нервной системы, приводящих к формированию синдромов детского церебрального паралича. В таких случаях важны комплексность и поэтапность лечебно-педагогичеких мер: массаж, ЛФК, грамотно подобранные медикаментозные средства, физиотерапевтические и ортопедические процедуры, логопедическая квалифицированная помощь и коррекционно-воспитательная работа. Такая терапия – длительный и трудоемкий процесс, требующий своевременного начала и задействования всех вышеперечисленных механизмов.

Роль педагога-дефектолог и/или логопеда в абилитации и реабилитации

Педагог-дефектолог и логопед работают с речевой и психической сферой ребенка – ключевыми составляющими нервной системы. Логопедическая терапия заключается в применении специальных упражнений и логопедического массажа для развития артикулляции, в обучении зрительной фиксации, в тренировке подвижности глазных яблок.

Специалист проводит и воспитательную работу, в процессе которой не только тренируется память и внимание, но и навыки восприятия и способность работать в коллективе.

Таким образом, работа педагога-дефектолога и/или логопеда обеспечивает комплексность терапии и позволяет добиться максимального эффекта в преодолении социально-педагогической запущенности ребенка.

Резервные возможности мозга

Резервные возможности мозга – это тот потенциал, который сохранился при поражении функций и анализаторов нервной системы. Важно учитывать, во-первых, тот факт, что у ребенка резервный потенциал мозга особенно высок, что повышает шансы успешности абилитации. Во-вторых, при лечении чрезвычайно важны компенсаторные возможности мозга, которые позволяют использовать сохранные анализаторы при поражении какого-либо одного. Так, к примеру, при слепоте ребенка его обучение и социальная адаптация наиболее эффективно происходит через активное задействование слухового механизма. А если у ребенка поражены и зрение, и слух, в обучении широко используются возможности осязания.

При патологиях зрения

Как было сказано выше, одним из самых эффективных методов абилитационной и реабилитационной терапии является интенсивное использование функций сохранных анализаторов: при полной или частичной потере зрения это совершенствование слуха и кожного восприятия. Например, применяется обучение грамоте с помощью специального точечного шрифта Луи Брайля. Через тактильное восприятие больной получает представление о характеристиках предметов (форма, величина, качество), а педагог сопровождает этот познавательный процесс словесными описаниями.

В процессе терапии чрезвычайно значимо социальное взаимодействие: речь других людей совершенствуют процесс познавательной деятельности слабовидящих и слепых, а выработка навыков совместного труда помогают им стать полноценными членами общества.

Стоит сказать и об использовании резервных возможностей – сохранившихся зрительных способностей. У слабовидящих необходимо развивать оптическое внимание – постоянно вводить новые предметы в обстановку помещения, акцентировать внимание на деталях рисунка, давать задание воспроизвести детали и их последовательность по памяти. То же касается производимых движений: для ребенка полезно обозначать действия словами, фиксировать последовательность движений (например, чертить маршрут, по которому он прошел).

Важно! Потеря зрения нередко сопровождается нарушениями нервной системы, поэтому специалист должен дозировать нагрузки и проводить параллельно психотерапию, которая позволит выйти из депрессии и преодолеть трудности, неизбежные на начальном этапе.

При патологиях слуха

Абилитация и реабилитация глухих или слабослышащих детей основана на тех же принципах – использовании сохранных функций и резервных возможностей мозга.

Так, в процессе познавательной деятельности слабослышащих детей главными точками опоры становятся зрение, осязание и вибрационные ощущения. Для родных и специалистов важно понимать, что патологии слуха тормозят развитие речемыслительных способностей и направлять все усилия на развитие речи.

В начале терапии интенсивно применяется речь посредством жестов и мимики: так ребёнок приобретает базовые знания о мире и навыки общения с людьми. Затем педагог работатет над оформлением произношения: для того, чтобы ребёнок научился «читать по губам», в его мозгу должен закрепиться артикуляционный образ слов. Одновременно ребенок овладевает пальцевой речью; этот язык основан на том, что каждой букве соответствует определенное положение пальцев.

Использование остаточного слуха осуществляется с помощью звукоусиливающей аппаратуры.

При детских церебральных параличах

Ключевым в преодолении данного вида паралича является подавление влияния лабиринтных и шейных тонических рефлексов. Эти рефлексы являются деструктивными, потому что приводят к развитию патологических поз, препятствует моторной активности ребёнка и нормальному развитию двигательной и речевой систем.

Основой терапии, цель которой – устранить эти «неправильные» рефлексы, является расслабление мышц и устранение патологической рефлекторной активности с помощью массажа, ЛФК, физиотерапии, ортопедии и некоторых лекарств. Педагог-дефектолог и невролог подбирают индивидуальный комплекс положений и поз, минимизирующих влияние патологических рефлексов. Именно в этих положениях проводятся все лечебные упражнения. Эти упражнения могут быть с использованием специального оборудования (мяч, коляска и др.) и направлены на разработку выпрямительных рефлексов туловища: способность поднимать голову, разгибать кисти, пальцы и руки в плечевых суставах, опираться на руки.

Огромную роль в процессе восстановительного лечения играет речевое и психическое развитие ребенка, его интеллектуальная деятельность и взаимодействие с другими людьми. Необходимы интересные занятия, активирующие мозговую деятельность, подвижные и настольные игры (с картинками, кубиками, конструкторами и т.д.). Такая деятельноcть не только развивает двигательные функции рук и моторику, но зрительное восприятие, наблюдательность, навыки самообслуживания.

Специалист-дефектолог также применяет музыкально-ритмическую терапию, которая позволяет разнообразить процесс занятий, расширить словарный запас ребёнка, нормализовать эмоциональный фон и речевую активность, характеристики голоса, дыхание и координацию движений.

При задержке речевого развития

Читайте о признаках задержки речевого развития по ссылке.

Речевые патологии чаще всего связаны со сбоями в работе нервной системы. Поэтому речевая терапия должна проходить в максимально комфортных для больного психологических условиях – необходимо его хорошее настроение и заинтересованность – и в союзе с другими лечебно-восстановительными мерами.

Педагогическая терапия сочетает в себе работу над формированием речи (регуляция голосообразования и дыхания, постановку по отдельности смешиваемых звуков – шипящих, свистящих, губных; развитие фонематического слуха и способности воспроизводить речевой материал) и восстановлением и совершенствованием двигательно-манипулятивной деятельности рук, мелкой моторики.

Особенно важно речевое и интеллектуальное развитие при выраженных двигательных нарушениях (см. выше параграф о церебральном параличе: даже если такого диагноза нет, принцип один и тот же). Нарушение каких-либо двигательных рефлексов может быть препятствием для нормального дыхательного процесса, а вместе с ним голосообразования и развития речевой мускулатуры.

В своей работе логопед-дефектолог учитывает разницу в развитии речи и моторики и оптимизирует нагрузку.

Самое главное в реабилитации при заикании – своевременность начала восстановительного процесса: сразу после появления дефекта. Не менее важна комплексность терапии, то есть сочетание работы логопеда, психо- и физиотерапевта и врача. В этом процессе большую роль играет взаимодействие ребёнка с окружающими (поэтому показана педагогическая работа с родственниками) и лечебные физические нагрузки (ЛФК).

Заикание, тесно связанное с нарушениями работы нервной системы, требует комфортной для ребенка психологической атмосферы. Не в коем случае нельзя акцентировать внимание на речевом дефекте ребёнка – в противном случае у него может выработаться страх к любому виду терапии и заикание только усилится.

Читайте о заикании здесь.

Работа логопеда основана на поэтапном развитии речи. В первую очередь специалист провоцирует речь в условиях наглядной ситуации (с помощью жестов, движения, мимики, интонации) и контекста высказывания. Таким образом ребёнок учится самостоятельно строить фразы, отвечать на вопросы и задавать их.

Трудотерапия в реабилитации: как это работает

Ценность трудотерапии заключается в том, что ребёнок видит положительный результат своей деятельности, испытавает радость творчества, в следствие чего повышается общий эмоциональный фон и появляется воля к выздоровлению.

В реабилитации используются общеукрепляющая, восстановительная и ориентировочная трудотерапия.

При общеукрепляющей трудотерапии главной целью является переключение внимания ребёнка с болезни на легкие и полезные занятия: лепка, вырезание, нанизывание бус, помощь в быту. В результате повышается общий тонус организма, настроение, моторика и ловкость.

Восстановительная трудотерапия связана с восстановлением двигательных функций и тренировкой мышц. Основная цель – развитие основных двигательных умений и активизация сохранных органов и мышц для того, чтобы в будущем больной мог полноценно работать в своей профессиональной области. В таком лечении особенно важно, чтобы ребёнок видел, что результат его труда ценят окружающие: например, можно устраивать выставки работ и дарить родным и друзьям поделки и рисунки.

Ориентировочная трудотерапия направлена на определение будущих профессиональных склонностей ребёнка. Исходя из общего состояния организма, анализа нервной и двигательной системы, педагог-дефектолог и врач определают возможности и способности ребёнка. Для наибольшей эффективности терапии рекомендуются занятия в творческих кружках.

в нашем Центре Вы найдете услуги логопеда, невролога, психолога для абилитации и реабилитации ребенка при заикании, нарушениях слуха и зрения, задержках речевого развития, ДЦП и других проблемах. Закажите обратный звонок через форму – мы проконсультируем Вас и при необходимости запишем на прием.

© « Центр коррекции речи Анны Белик »

Санкт-Петербург , пр. Просвещения, 15 ; пр. Сизова, 25 .
Часы работы: Пн-Пт 10-20, Сб-Вс 10-16 .
Т. +7(921) 995-61-57 , +7(911) 093-83-09, logoped@belikcenter.ru , Skype: Beliklogocenter

Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях

Дата публикации: 11.12.2016 2016-12-11

Статья просмотрена: 946 раз

Библиографическое описание:

Колпакова Е. В. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 680-683. — URL https://moluch.ru/archive/131/36516/ (дата обращения: 28.02.2020).

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач, стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.

Какие же задачи стоят перед учителем-логопедом? А именно:

  1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;
  2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;
  3. Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;
  4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;
  5. Пропагандировать здоровый образ жизни.

На логопедических занятиях используются следующие здоровьесберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

Читайте также:  Конспект НОД: Дифференциация звуков (Щ) - (СЬ)

Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

‒ насыщение организма кислородом;

‒ улучшение обменных процессов;

‒ нормализация психоэмоционального состояния;

Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.

Гимнастика для глаз

Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:

‒ развивают концентрацию внимания;

‒ обеспечивают межполушарное взаимодействие;

‒ развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями;

Такие упражнения как “Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики” и др. во время выполнения письменных заданий, после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой для отдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи — развитию оптико-пространственных представлений.

Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика)

Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга, следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Что немаловажно, не только на логопедических занятиях, но и в самостоятельной деятельности эти упражнения, подготавливает руку к письму, помогает снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивает ручную умелость.

На логопедических занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.

При работе над просодической стороной речи, диалогической формой связной речи, целесообразно применение небольших пальчиковых игрушек, которые создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют речевую активность, внося в занятие элементы театрализованной деятельности.

Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия)

Эффективно использование в коррекционной работе элементов сказкотерапии (облачение занятия сказочным сюжетом; использование отрывков из сказок; введение в занятие сказочного героя; сочинение сказок). Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Введение сказочного героя, который появляется на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта). Широко использую в логопедической работе рисунки, т. к. рисование — один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый логопедом материал, преодолеть речевое нарушение. Использование музыкального сопровождения стимулирует двигательные, речевые функций, способствует снятию напряжения, тревожности. Вся логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью. Основным средством психотерапевтического воздействия является слово. В процессе коррекционной работы провожу беседы, даю разъяснения, убеждаю, внушаю им уверенность в собственные силы, желание и стремление работать над своей речью, возможность преодоления дефекта.

Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности (Б. Г. Ананьев).

Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.). Они одинаково хорошо подходят как для работы с детьми-логопатами, так и с детьми без речевых нарушений, так как решают ряд важнейших задач:

‒ развитие специализации полушарий головного мозга;

‒ синхронизация полушарий головного мозга;

‒ развитие мышления, памяти, внимания;

‒ развитие способности к произвольному контролю;

‒ снятие психоэмоционального напряжения.

Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности.

У детей с ОНР достаточно часто определяется недостаточное развитие пространственного гнозиса, в этом случае, данные упражнения включаются в план индивидуальной работы с такими детьми и даются для закрепления в группе с воспитателем.

Основные отличительные особенности здоровьесберегающих и педагогических технологий заключаются в следующем:

  1. На одном занятии активизируются разные виды восприятии ребенка — зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, пространственное, а также обоняние и вкус. Обогащается сенсомоторный опыт детей, совершенствуются сенсомоторные координации (зрительно-, слухо-, вестибуломоторная).
  2. При проведении занятий используются предметы, изготовленные из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера. Это также способствует обогащению сенсомоторной сферы детей.
  3. Дети постоянно пребывают в движение, исключается статичная форма проведения занятий. Проводятся физкультурные паузы и динамические развивающие игры, которые связаны с сюжетом, тематикой и содержанием занятия.
  4. В течение всего занятия дети активно перемещаются в трехмерном пространстве по разным ориентирам — слуховым (на источник звука) и зрительным — предметным и знаково-символическим (в старшем дошкольном возрасте).
  5. Все занятия предусматривают проведение предварительной и последующей работы.

Таким образом, раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. По мнению большинства исследователей, упражнения игрового характера оказывают благоприятное влияние на организм детей: на общий тонус, моторику, способствует тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают внимание и память, создают положительный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Занятия проходят в режиме игры и коллективного сотрудничества. Такое построение занятий позволяет добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия, способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, помогает достигать максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей. Оптимизация процесса коррекции речи способствует оздоровлению всего организма ребенка.

  1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С.21–28.
  2. С. В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  3. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М., 2000.
  4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. -М., 200
  5. Ткачева В. И. Играем каждый день //Методические рекомендации. — Мн.: НИО, 2001

Электронная книга: Коллектив авторов «Нейропсихолог в реабилитации и образовании»

В книгу вошли материалы разнообразной тематики, и это прямое следствие междисциплинарного характера проблем, которыми занималась нейропсихолог А.А. Цыганок. К первому разделу отнесены работы в области афазиологии, посвященные когнитивно-личностным изменениям при поражениях мозга и методам реабилитации речи при афазии. В статьях второго раздела рассматривается широкий круг вопросов помощи детям с нарушениями развития и их семьям, отражающий интересы и направления практической деятельности А.А. Цыганок в период с 1989 по 2007 год. В третьем разделе помещен список основных публикаций.Книгу завершают воспоминания родных, друзей, коллег, которым выпало счастье тесно общаться с Антониной Андреевной Цыганок. Книга адресована широкому кругу читателей, в особенности она будет интересна психологам, педагогам, дефектологам.

Издательство: “Интермедиатор” (2015)

Другие книги автора:

КнигаОписаниеГодЦенаТип книги
Инновации на финансовых рынкахВ коллективной монографии кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ представлены результаты научных исследований по развитию инновационных процессов нафинансовых рынках. В работе… — Высшая Школа Экономики (ВШЭ), электронная книга Подробнее.2013231электронная книга
Изменение глобального экономического ландшафта. Проблемы и поиск решенийВ монографии, подготовленной ведущими специалистами кафедры мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, впервые в отечественной научной литературе всесторонне… — Высшая Школа Экономики (ВШЭ), электронная книга Подробнее.2011165электронная книга
Коммунальная страна в фотографиях и воспоминаниях«Эта коммунальная квартира, эта коммунальная страна…» Для многих читателей сегодня это всего лишь строки из популярной песни. И хотя в нашей необъятной стране есть люди, все еще проживающие в… — Этерна, Проект «Семейные архивы» электронная книга Подробнее.2009790электронная книга
Adobe Photoshop CCЭто официальный учебный курс по программе Adobe Photoshop CС, входящий в знаменитую серию «Classroom in a Book». Книга предназначена как начинающим, так и опытным пользователям, желающим получить от… — Эксмо, Официальный учебный курс (ДМК) электронная книга Подробнее.2013849электронная книга
Ишрак. Ежегодник исламской философии №2, 2011 / Ishraq. Islamic Philosophy Yearbook №2, 2011Второй выпуск ежегодника исламской философии «Ишрак» («Озарение») содержит более 30 статей на русском, английском и французском языках, посвященных широкому спектру актуальных проблем исламской… — Садра, Ишрак. Ежегодник исламской философии электронная книга Подробнее.2011169электронная книга
Ишрак. Ежегодник исламской философии №3, 2012 / Ishraq. Islamic Philosophy Yearbook №3, 2012Третий выпуск ежегодника исламской философии «Ишрак» («Озарение») содержит около 40 статей на русском, английском и французском языках, посвященных широкому спектру актуальных проблем исламской… — Садра, Ишрак. Ежегодник исламской философии электронная книга Подробнее.2012169электронная книга
Коран и пророк Мухаммед в русской классической поэзииСборник «Коран и пророк Мухаммед в русской классической поэзии» включает публикации параллельно стихотворений русских поэтов, в которых ярко отразились мотивы арабо-мусульманской культуры, и их… — Садра, электронная книга Подробнее.201159.9электронная книга
Планета ЗемляКнига открывает перед юным читателем удивительный мир географии – науки о Земле. В ней рассказывается об известных мореплавателях и путешественниках, о строении Земли и минералах, о том, почему… — Росмэн, Детская энциклопедия Росмэн электронная книга Подробнее.201499.9электронная книга
75лучших рассказов / 75 Best Short Stories«Иностранный язык: учимся у классиков» – это только оригинальные тексты лучших произведений мировой литературы. Эти книги станут эффективным и увлекательным пособием для изучающих иностранный язык на… — Эксмо, Иностранный язык: учимся у классиков электронная книга Подробнее.2014159электронная книга
Внедрение новых технологий в медицинских организациях. Зарубежный опыт и российская практикаКаковы особенности распространения новых медицинских технологий? В какой степени они зависят от институциональных условий, а в какой – от специфики медицинских организаций? Влияет ли форма… — Высшая Школа Экономики (ВШЭ), электронная книга Подробнее.2013187электронная книга
Петр I. Начало преобразований. 1682–1699 гг.Книга «Петр I. Начало преобразований. 1682–1699 гг.» продолжает серию книг «Россия – путь сквозь века». Имя Петра I – царя, который за время своего правления (1682–1725 гг.)превратил Россию в… — Просвещение, Россия – путь сквозь века электронная книга Подробнее.201081.82электронная книга
Александр I – победитель Наполеона. 1801–1825 гг.Александр I был десятым императором России, и в годы его правления Российская держава выдержала грозное нашествие покорившего почти всю Европу Наполеона. И не только выдержала, но и разгромила… — Просвещение, Россия – путь сквозь века электронная книга Подробнее.201081.82электронная книга
Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг.Книга «Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг.» продолжает серию «Россия – путь сквозь века». В ней рассказывается о событиях, происходивших в Российской империи во времена царствования… — Просвещение, Россия – путь сквозь века электронная книга Подробнее.201081.82электронная книга
Время Ивана Грозного. XVI в.Книга «Время Ивана Грозного (ХVI век)» продолжает серию «Россия – путь сквозь века». В ней рассказывается о событиях, происходивших в Московском государстве в течение бурного ХVI века. В это время в… — Просвещение, Россия – путь сквозь века электронная книга Подробнее.201081.82электронная книга
Воцарение Романовых. XVII вКнига «Воцарение Романовых. XVII в.» продолжает серию книг «Россия – путь сквозь века». Романовы – старинный русский дворянский род, династия русских царей и императоров. Благодаря браку Ивана IV… — Просвещение, Россия – путь сквозь века электронная книга Подробнее.201081.82электронная книга

Коллектив авторов

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ см. Авт. коллектив.

Ссылка на основную публикацию