Подвижные игры на логопедических занятиях

Интересные подвижные логопедические игры для детей

Подвижные игры для детей с ОНР (общим недоразвитием речи)

  • «Колокольчик».

Ведущий берет в руки колокольчик. Задача детей присесть на корточки, когда колокольчик будет звенеть тихо, если же он будет звенеть – громко, карапузы должны встать на цыпочки.

  • «Музыкальные инструменты».

Участники становятся в круг и начинают идти друг за другом. В развлечении используются несколько видов музыкальных инструментов. Ведущий заранее рассказывает детишкам, какие движения они должны выполнить при разных звуках. Например, когда учитель заиграет в дудочку – малыши поднимают руки вверх, если зазвенит колокольчик – участники дотрагиваются мочек своих ушей и т.д.

  • «Поймай мячик».

Ведущий берет 2 мяча разных цветов и кидает какой-нибудь из них любому участнику. Если мяч желтый – малыш, после того, как поймает его, должен назвать любое слово с твердым звуком, если мяч зелёный – слово с мягким звуком. Задачу можно изменять, например, называть слова, начинающие на согласные или на гласные, называть съедобное или несъедобное и т.д.

  • «Кубики».

Участники делятся на команды. Каждая команда становится возле своего стола. Ведущий показывает игрокам картинку с изображением того или иного предмета. Малыши должны собрать при помощи кубиков это слово. Та команда, которая сделает быстрее и правильно будет победителем.

  • «Мама и малыш».

Каждому малышу даётся листок с изображением взрослого животного или его детёныша. Можно использовать вместо картинок маски на голову. По команде ведущего дети должны найти себе пару. Под звуки музыки малыши танцуют, как только мелодия заканчивается, участники разбегаются в разные стороны. По сигналу учителя, взрослые «животные» ищут своих «детенышей», воспроизводя соответствующие звуки. «Свинка» делает «хрю-хрю», а поросенок отзывается в ответ «хрю-хрю» и т.д. Участники снова становятся в пару.

Подвижные логопедические игры для детей

  • «Передай мяч – назови слово».

Малыши становятся в круг. По сигналу ведущего передают мяч друг другу, произнося при этом название того или иного животного, или используя слова по предложенной ведущим тематике. Например, при более усложненной версии необходимо назвать слова антонимы или синонимы, города, предметы быта и т.д. Учитель также может произнести слово, а игрок должен подобрать к нему подходящий по смыслу глагол. Например, «дождь» – «капает», «снег» – идет», «солнце» – «светит» и т. д. Такие подвижные игры со словами для детей очень полезны как для общего развития, так и для коррекции речевых проблем.

  • «Множественное число».

Дети становятся в круг. Водящий прыгает по кругу на одной ноге. Когда малыш останавливается, он тут же называет слово. Тот участник, возле которого вода остановился, должен назвать это же слово, но уже во множественном числе.

  • «В поисках пары».

Дети образуют две шеренги, которые располагаются напротив друг друга. Каждому малышу выдают картинку с изображением. По команде учителя, дети должны найти себе пару: того участника, у которого название изображения будет созвучным со словом, обозначающим другую картинку. Например, «коза» – «коса», «росы»– «розы», «зуб» – «суп» и т.д.

  • «Я знаю пять слов».

Карапузы берут по очереди мяч и кидают его на пол, отбивая при этом рукой. Малышу нужно назвать пять слов по теме, которую даст учитель, при этом приговаривать: «я знаю пять женских имен» или «я знаю пять фруктов» и т.д. Важно произносить эти слова, одновременно постукивая по мячу.

  • «Попади в кольцо».

Учитель держит обруч, участники становятся на определенное расстояние от него. Их задача по команде ведущего попасть мячом в обруч, при этом назвать прилагательное, которое может характеризовать тот или иной заданный предмет. Например, «снег» – «холодный», «солнце» – «яркое», «подушка» – «мягкая» и т.д.

Подвижные игры на развитие монологической речи

  • «Кот».

Игроки становятся в круг, начинают водить хоровод, взявшись за руки и дружно произнося стихотворение. Пока оно звучит, заранее выбранный водящий изображает спящего «кота»: лежит на скамейке, закрыв глаза. Как только стихотворение заканчивается, участники («воробушки» или «мышки») разбегаются в разные стороны. Задача «кота» поймать любого из них. Как только это произошло, пойманный игрок становится «котом».

Интересные подвижные игры для детей 1 класса

В этой статье вы узнаете, какие подвижные игры для детей 1 класса можно провести на уроках физкультуры в спортивном зале или на стадионе, как организовать полезные развлечения для учеников начальной школы.

Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии с дошкольниками с ЗПР

«Морское путешествие»

Цель: коррекция недостатков в личностной и эмоционально — волевой сферах.

1. Развивать стереогнозис и навыки конструктивного праксиса.
2. Развивать зрительную память, наглядно-образное мышление.
3. Закреплять в речи употребление относительных прилагательных.
4. Согласовывать числительное с существительными в родительном падеже.
5. Учить детей производить звуко-буквенный анализ прямых открытых слогов.
6. Развивать графо-моторные навыки.

Оборудование: мешочек с предметами (шишка, карандаш, кубик, машинка, грибок, пуговица); счетные палочки, бусины, кассета с легкой музыкой, игра «Цветочная поляна», кассы с буквами, фишки, рукавички с орнаментом, цветные карандаши, дерево, одежда.

1. Игра «Волшебный мешочек»

а) активизировать внимание детей.
б) развивать стереогнозис.
в) закреплять в речи употребление относительных прилагательных.

Дефектолог: — Ребята давайте поиграем в игру: «Чудесный мешочек». Здесь разные предметы, нужно ощупать и назвать их. (дети выполняют задание)

Дефектолог: — Какое время года наступило? (зима), назовите месяц. Какое время года прошло? (осень), назовите осенние месяцы. А перед осенью, какое время года было? (лето). Давайте вспомним, как хорошо было летом, как вы купались и загорали. Сядем на лодочку и поплывем по морю. Но для начала разомнем наши руки и вспомним стихотворение «Мои умелые руки».

2. Стихотворение «Мои умелые руки» (по методике — «Расскажи стихи руками»)

Мои руки — это волны
Ветер гонит их вперед.
Мои руки — крылья чаек.
Небо их к себе зовет.
Мои руки — рыбки в море.
Плавают туда-сюда.
Мои руки — это крабы.
Разбежались кто куда.

3. Складывание фигуры из палочек «Лодка с парусом»

Дефектолог: — А сейчас выложим из палочек лодочку. Сначала выполню я, а потом вы — по памяти. Будьте внимательны. (педагог выкладывает сначала сам, затем дети по памяти)

а) Развивать умение внимательно слушать, начинать и заканчивать действия по команде педагога.
б) Развивать навыки конструктивного праксиса.
в) Развивать зрительную память, наглядно-образное мышление.

Дефектолог: Мы с вами приплыли на берег, а там много жемчужин. Давайте наденем жемчужины на нитку и получатся жемчужные бусы.

4. Игра «Жемчужные бусы»

а) Развивать игровые навыки
б) Формировать правильный захват тремя основными пальцами.
в) Развивать умения соотносить свои движения со словами стихотворения.

Мы шли, шли, шли,
И жемчужинки нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы искать.

5. Динамическая пауза «Путешествие на разноцветную лужайку»

а) Закреплять основные цвета (красный, синий, зеленый, белый, фиолетовый, желтый).
б) Активизировать словарь признаков.
в) Развивать умение согласовывать свои движения с музыкальным сопровождением.
г) Развивать самостоятельность и умение импровизировать.

Дефектолог: — Ребята, посмотрите какая разноцветная полянка. Подберем по цвету лепестки.
(дети выполняют задание)

Дефектолог: — Я нашла волшебную палочку, она превращает вас в бабочек, стрекоз. Сегодня на лужайке танцы. Если вы услышите тихую музыку, то будете летать медленно, плавно, как бабочки, а если услышите марш, то будете маршировать, как муравьи.

Раз, два, три, повернись –
Бабочкой, муравьем обернись.
(дети играют в игру)

6. Игра «Тихий ветерок»

Дефектолог: — Тут подул ветерок, да так тихо, что его песенку совсем не слышно. Послушайте какую песенку поет ветерок (педагог беззвучно произносит гласные звуки — А, О, У.) Назовите звуки, какие это звуки (гласные, поются, тянутся, обозначаем фишкой красного цвета).

Положите перед собой букву -С-, какие звуки обозначает эта буква — [с,сь]. А сейчас поиграем с буквами. К букве -С- пришла буква -А-, сколько звуков, какой 1, 2 звук, назовите гласный, какой фишкой обозначили (красной), почему? Какой 2-ой звук, какой фишкой его обозначили, почему? (аналогично игра продолжается с буквами О, У).

7. Игра «Чудо-дерево»

а) Учить согласовывать числительное с существительным в родительном падеже.
б) Развитие внимания, зрительной памяти.

Дефектолог: — Волшебная палочка привела нас к «Чуду -дереву».

А у наших ворот
Чудо-дерево растет,
И на ветках зреют в срок
Много платьев и сапог,
Зреют кофты, туфли, брюки,
Подставляйте, дети, руки!

(дети хором считают «плоды» и проговаривают словосочетания (числительное в именительном падеже).

Педагог предлагает закрыть глаза. Он убирает одну картинку. Дети, открыв глаза должны сказать, чего нет на дереве? — на дереве нет трех шуб, двух сапог, одной рукавицы и т.д.).

8. Игра «Рукавички»

Дефектолог: — Ребята, а на дереве для вас подарки — рукавички. Посмотрите, и найдите каждый свою пару. Нужно раскрасить свои рукавицы одинаково. (дети выполняют задание).

Дефектолог: — Ну вот, и закончилось наше путешествие. Нам пора в детский сад. Раз два, три — повернись в детском саду — очутись. Где мы с вами были, на чем плавали, что собирали на берегу, в кого вы превращались, какое дерево нам встретилось на пути, что мы получили от дерева в подарок, и т. д.

Никитина Светлана Юрьевна,
учитель-дефектолог

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.

Скачать:

ВложениеРазмер
korrektsionno_razvivayushchie_zanyatie.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия

для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития.

Образовательные – активизировать познавательные психические процессы: зрительную память и восприятие, слуховое внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;

Развивающие – развивать речь и фонематический слух, быстроту реакции, мелкую моторику рук;

Воспитательные – воспитывать у детей чувство сопереживания, доброжелательного отношения к другим.

Оборудование и материалы: игрушка Утёнок, мольберт и карточки с фигурами, краски, разрезные картинки, бусинки и проволока.

Цель. Создавать положительный эмоциональный настрой, способствовать мышечному раскрепощению.

Дети в кругу здороваются. «Хорошее настроение». Дефектолог пожимает руку в кругу первому и передает хорошее настроение по кругу.

Дефектолог (выставляет игрушечного утенка). – К нам в гости пришел утенок, давайте с ним поздороваемся.

– Он, кажется, плачет. Давайте спросим, что у него случилось.

– Что с тобой, утенок?

Утенок (за него говорит Дефектолог). Дело в том, что злая волшебница заколдовала меня, и я теперь ничего не помню: как меня зовут, где я живу, сколько мне лет, есть ли у меня друзья. Но волшебница сказала, что вы поможете мне, если выполните ее задания.

Дефектолог : Поможем утенку? Давайте прочитаем письмо. Волшебница пишет: «Если вы выполните мое первое задание, утенок вспомнит, как его зовут». Попробуем выполнить задание? (Да).

Цель: Активизировать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, развивать речь, мелкую моторику рук.

Цель: развивать зрительную память.

Материал: листы белой бумаги, карандаши.

Дефектолог рисует на листе бумаги ломаную линию, демонстрирует в течение 1 – 2 минут и предлагает детям запомнить его. Затем переворачивает лист бумаги. Дети воспроизводят узор по памяти. Постепенно узоры усложняются.

Проверка: 1. Ребенок сам проверяет правильность выполнения задания

3. Дефектолог показывает: «У всех, ребята, получился такой рисунок?»

4. «Из каких фигур состоит наш узор? Сколько их?»

Утенок . Я вспомнил, меня зовут Кряка!

Дефектолог (читает письмо дальше). «Если вы выполните второе задание, утенок вспомнит, где он живет».

Цель : развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Дефектолог читает стихотворение, намеренно изменяя слова. Дети называют правильные слова. Называют, чего не бывает.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами».

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Эй! Не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не миска (киска)!

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Теплая весна сейчас –

Виноград созрел у нас.

Утенок. Вспомнил: я живу в чудесном и красивом месте у острова Фантазий.

Двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться».

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны)

Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова (вращение головой в стороны).

Раз – два –три – четыре – пять,

Ноги нам пора размять (приседания).

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте (ходьба на месте).

От разминки польза есть?

Что ж пора на место сесть. (дети садятся).

Психолог (читает письмо дальше). «Если вы немного пофантазируете, выполняя следующее задание, утенок вспомнит свой возраст».

Цель : развивать воображение.

Материал : листы белой бумаги, кисточки, краски.

– Ребята, возьмите краски, кисти и воду для рисования и поставьте на столы.

Дефектолог просит каждого ребенка взять на кисточку немного краски того цвета, который ему нравится. Затем предлагает стряхнуть с кисти на бумагу краску, сложить лист, вдвое и пригладить его. Далее дети разворачивают свои листы и рассказывают, на что или на кого похож получившийся рисунок.

Утенок. Ребята, мне столько же лет, сколько и вам, -шесть!

Психолог (читает письмо дальше). «Вы поможете утенку вспомнить его друзей, если соберете из разных частей их портреты».

Цель : развивать мышление, восприятие.

Материал: разрезные картинки из 6-ти частей.

Раз – два! Делимся по два! Каждая пара получает конверт с разрезными картинками.

Дети составляют картинки. У них получаются портреты разных животных.

Называют полным предложением: У Утенка друг – зайчик.

Утенок . Это мои друзья: мишка, зайка и ежик.

Дефектолог (читает письмо дальше), «Если вы будете внимательны, Кряка вспомнит, что он любит».

Цель: развивать переключение внимания, быстроту реакции, расширение кругозора.

Звери – хлопок в ладоши (белка, лошадь, волк, лев, баран, еж)

Птицы – поднимаю руки вверх (грач, голубь, орел, синица, аист, снегирь)

Рыбы – приседают (карась, щука, сом, окунь, налим)

Утенок . Я вспомнил, что люблю конфеты и мороженое, и еще мне нравится заниматься спортом и играть. Но больше всего я люблю украшения!

Дефектолог (шепотом). Давайте сделаем бусы и подарим их Кряке. Я думаю, он будет очень рад.

6.«Бусы для утенка»

Цель: развивать мелкую моторику рук

Материал: бусины, проволока.

Каждый ребенок собирает бусы и одевает их Утенку на шею, произносит своё пожелание. «Кряка, эти бусы я хочу тебе подарить, чтобы ты всегда помнил о нас – твоих друзьях».

Дети нанизывают бусины на проволоку и надевают бусы на игрушку.

Утенок. Спасибо большое за помощь и за подарки! Мне пора домой к озеру Фантазий. До новых встреч.

Дефектолог убирает игрушку.

Цель: учить анализировать полученный опыт, поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Рефлексия. Дети называют имя нового друга, с которым познакомились на занятии, и рассказывают, как удалось его расколдовать.

Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Дети встают вкруг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, представляя себя теплым солнечным лучиком.

Молодцы, ребята. На этом занятие окончено. До свидания.

Самоанализ коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя»

Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного развития.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

– активизировать познавательные психические процессы: зрительная память и восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение;

– развивать быстроту реакции и мелкую моторику рук ребенка;

– развивать речь и фонематический слух;

– воспитывать у детей чувство сопереживания, доброжелательного отношения к другим.

Содержание занятия строится на идеях развивающего обучения с учетом возрастных особенностей и зоны ближайшего развития детей. При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания.

Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Старалась подходить к работе творчески, подбирая задания, требующие от детей умения мыслить.

В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Хорошее настроение», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой. Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – появление игрушечного героя Утенка.

Упражнение «Запомни узор» способствовало развитию у детей зрительной памяти и зрительного внимания, умения правильно оценить свою работу, работу друга.

Выполнение следующего задания «Исправь ошибку» способствовало развитию слухового внимания и фонематического слуха.

Для развития речи и в качестве смены вида деятельности была проведена двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться». Подвижная игра «Земля – воздух – вода» также способствовала оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции, расширению кругозора.

Упражнение «Кляксы» способствовало у детей развитию воображения, снятию скованности и эмоционального напряжения.

Использовала приём социо-игровой технологии: в упражнении «Разрезные картинки» дети делились на пары, показывая своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.

В качестве продуктивной деятельности дети приготовили своему другу Утенку подарок – бусы. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук.

В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, с кем они сегодня подружились и как помогли своему новому другу.

В качестве ритуала окончания занятия использовала ритуал «Солнечные лучики», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.

На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.

План-конспект интерактивного подгруппового занятия «В гостях у Маши и Медведя» по развитию речи дошкольников с ЗПР

Елизавета Ладонкина
План-конспект интерактивного подгруппового занятия «В гостях у Маши и Медведя» по развитию речи дошкольников с ЗПР

Данный конспект был написан для создания урока в программе Smart notebook, чтобы проводить занятие с использованием Smart стола и Smart доски.

Тема: “В гостях у Маши и Медведя”.

Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи, закрепление знаний по лексической теме “Мебель”.

Задачи:

1) Расширять словарный запас по заданной лексической теме.

2) Научить согласовывать существительные с числительными.

3) Развивать связную речь.

4) Развивать внимание, мышление.

5)Учить образовывать прилагательные от существительных.

7) Улучшать мелкую моторику.

Предварительная работа на индивидуальных занятиях: рассматривание и называние предметных картинок по теме «Мебель».

Ход занятия:

Организационный момент:[/b]

1. Приветствие, актуализация темы занятия:

«Здравствуйте, ребята! Сегодня вас к себе в гости приглашает Маша и Медведь».

2. Составление рассказа по серии сюжетных картин:

Сначала логопед рассказывает по картинкам сюжет: «Кажется, мы пришли немного раньше, смотрите, Мишка решил украсить дом к нашему приходу и вешает рамку. Маша хочет ему помочь, но все уронила и теперь у них дома беспорядок. Пришлось Мишке все убрать, но мебель испортилась, нужно идти в магазин за новой мебелью.

Затем картинки на доске перемешиваются, и логопед просит детей расставить картинки по порядку и рассказать, что случилось.

Основной этап:

Инструкция: «Пока Миша наводит порядок, мы с Машей пришли в магазин, но тут продается не только мебель, но и другие товары. Помогите Маше выбрать только мебель».

Дети подходят по очереди к smart доске, называют предмет мебели и дают предмет Маше. Если предмет выбран правильно, он исчезает.

4. «Загадки».

Инструкция: «Давайте посмотрим, что мы купили. Слушайте загадки, если отгадаете, то предмет появится на доске».

Логопед загадывает загадки, дети отгадывают и по очереди подходят к доске, нажимают на экран и появляются предметы мебели.

5. «Посчитаем»

Инструкция: «Маша купила много мебели, давайте ее посчитаем, вдруг она что-то забыла».

На экране разное количество изображений мебели, дети называют количество и согласовывают его с существительным по примеру логопеда: «Один стул, два стула, пять стульев» и т. д.

6. «Собери из частей».

Инструкция: «А теперь мебель нужно собрать, поможем Мишке».

Дети по очереди выходят к доске и собирают картинки с мебелью из 3-4 частей, затем называют получившийся предмет.

7. «Артикуляционная гимнастика».

Инструкция: «Ребята, давайте с вами отдохнем и сделаем вместе с Машей упражнения».

На экране картинки из мультфильма про Машу с символами артикуляционных упражнений – расческа, зубная щетка, чашечка, варенье.

8. «Расставь по комнатам».

Инструкция: «Мебель нужно правильно расставить по комнатам».

Дети по очереди выходят к доске и двигают на экране мебель к нужным комнатам. При этом, проговаривают предложения: диван стоит в гостиной, шкаф стоит в спальне.

9. «Какая бывает мебель».

Инструкция: «Ребята, на картинке нарисованы разные столы. Давайте посмотрим, чем они отличаются – за этим столом обедают, значит он какой? За этим столом пишут, значит, стол какой? Расскажите, какие столы вы видите на экране».

Каждый ребенок по очереди сам или с помощью педагога образовывает прилагательные от существительных.

10. Пальчиковая гимнастика «Мебель».

На кроватке мы поспали (руки под щеку)

Вещи в шкаф уже убрали (свободно двигать руками – убирать вещи)

Мы на стуле посидели (сделать из рук стул – одна рука сжата в кулак, вторая раскрытой ладонью кладется сверху).

И за столиком поели (вращательные движения рукой с воображаемой ложкой).

11. «Что из чего».

Инструкция: «Мебель бывает сделана из разных материалов. На экране изображено стекло, дерево и пластик. Разложите мебель по материалу, из которого она сделана и назовите, какая это мебель. Например, стол из стекла, значит, он какой? – стеклянный».

Дети по одному выходят к доске, называют предмет, из чего он сделан, образовывают прилагательное и сортируют картинки

12. «Аналогии».

Инструкция: «Мебель собрана и стоит правильно, осталось разложить вещи. Отгадайте, что к чему подходит».

Детям нужно рассортировать предметы на экране по их назначению – подушку на диван, чашку на стол, книги в шкаф.

Заключительный эт ап:

Логопед: «Сегодня мы с вами побывали в гостях у Маши и Миши. Что мы помогли им собрать? Какую мебель вы знаете? Молодцы, Маша и Миша очень вам благодарны, а теперь пора обратно в группу».

Конспект НОД во второй младшей группе с использованием лэпбука на тему «В гостях у Маши и Медведя» Подготовил воспитатель 1 категории Кочиева Мария Нугзаровна. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов.

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Дикие животные наших лесов» Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Дикие животные наших лесов» для детей подготовительной.

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи для детей с ОНР на логопункте «Дикие и домашние животные» Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о домашних животных и диких, их внешнем виде, образе жизни. Уточнение и расширение.

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР III уровня «Рукавичка» Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня № 2 Тема: «Рукавичка» Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием ИКТ «В гости к сказке «Три медведя» Цель: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности и приобщения к устному народному творчеству. Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием ИКТ «В гости к сказке «Три медведя» Цель: создать условия для развития речи детей посредством приобщения к устному народному творчеству. Задачи: – закрепить знание детьми.

Конспект занятия «В гостях у куклы Маши и Мишутки» по речевому развитию в средней группе Тема: «В гостях у куклы Маши и Мишутки» Программное содержание: Словарь: активизировать словарь признаков, продолжать учить подбирать качественные.

Конспект индивидуального занятия по сенсорному развитию «Миша в гостях у Маши» с ребенком с синдромом Даун Цель: формировать сенсорно – моторную активность,учить сжимать и разжимать игрушки,учить отталкивать мяч. Вызывать положительные эмоции.

Конспект занятия «Три медведя» по развитию речи с элементами сенсорного воспитания Конспект занятия В гости к сказке «Три медведя» Цель: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности и приобщения к устному.

Сценарий утренника, посвящённого 8 марта в средней группе «В гостях у Маши и Медведя» Сценарий утренника, посвящённого 8 марта в средней группе «В гостях у Маши и Медведя» Дети под веселую музыку входят в зал, встают полукругом.

Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии “Морское путешествие”

В последнее время в специальном дошкольном образовании заметно усилился интерес к использованию различных нетрадиционных методов при коррекции с дошкольниками, имеющие различные нарушения в развитии.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике. Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий. Кроме того, методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

Анализ литературы показывает, что использование элементов различных нетрадиционных методов коррекции представляют для педагогов не часть содержания коррекционного воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции нарушений в развитии ребенка.

Перед собой мы ставили цель — создание условий для развития и коррекции познавательной и личностной сфер дошкольников с проблемами развития в коррекционно-развивающем процессе с использованием нетрадиционных методов обучения.

С этой целью мы ставили следующие задачи:

1. Коррекция недостатков в личностной и эмоциональных сферах:

  • формирование у детей волевых качеств;
  • устранение и предупреждение качеств характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство и др.);
  • формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками;
  • коррекция психоэмоциональных нарушений путем использования приемов массажа, пластических этюдов, мимических и релаксационных упражнений.

2. Преодоление недостатков в речевом общении:

  • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • формирование навыков и умений связного высказывания;
  • формирование первоначального навыка письма и чтения.

3. Формирование психических предпосылок для развития высших психических функций:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие графо-моторных навыков;
  • формирование чувства ритма.

4. Формирование высших психических функций:

  • развитие способностей к концентрации, распределению внимания;
  • развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;
  • развитие творческих способностей: воображения, фантазии.

5. Формирование ведущих видов деятельности:

  • развитие сюжетно-ролевой игры;
  • подготовка к овладению учебными видами деятельности.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, и эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния детей.

Практический опыт коррекционной работы различными нетрадиционными методами, показывает ее большой эффект в работе с детьми, имеющие различные нарушения в развитии.

Поподробнее остановимся на некоторых из них.

Наиболее распространен в коррекционной работе с дошкольниками — метод воздействия средствами изобразительного искусства (изотерапия — рисование, лепка), который применяется при наличии психосоматических и личностных нарушений (переживаний чувств, одиночества, повышенная тревожность, низкая самооценка).

Применение в работе методами средств изобразительного искусства с дошкольниками позволяет получить положительные результаты:

  • создаются благоприятные условия для развития замкнутых детей;
  • оказывается влияния на осознание ребенком своих переживаний, уверенности в себе за счет признания ценности продукта, созданного ребенком.

На занятиях мы читаем детям художественные произведения, учим слушать, понимать тексты и эмоционально откликаться на воображаемые события.

Стараемся создавать условия для эмоционального и творческого самовыражения посредством создания художественного образа. Формируем оценочное отношение к результату и добиваемся речевой активности детей.

Реализовать эти задачи помогает проведение занятий, типа «Домик для лесовичков», а также другие занятия, которые стимулируют развитие навыков совместной коллективной деятельности («Волшебное дерево», «Разноцветная мастерская»).

По ходу занятий необходимо развивать дружеские взаимоотношения, чувство доверия к товарищам по группе, а также активизировать творческое мышление детей, вызывать у них интерес к совместному творчеству.

Занятие-игра средствами изобразительного искусства

1) «Домик для лесовичков»

  • сплочение группы и активизация взаимодействия между ее участниками с помощью решения общей проблемы;
  • развивать коммуникативные качества личности: внимание, чуткое отношение к чужим проблемам, стремление заботиться о других;
  • стимулировать речевые комментарии к продукту изобразительной деятельности со стороны детей;
  • развивать мелкую моторику.

Другим видом, дающим положительные результаты в коррекционной работе с дошкольниками, является метод воздействия через восприятие музыки (музыкотерапия). Она применяется для коррекции психоэмоциональных состояний (у детей, имеющих невысокую самооценку, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы).

В процессе музыкальных упражнений формируется музыкально-образное мышление, музыкальный слух, поддерживается желание слушать музыку, рассказывать о ней.

На занятиях используем следующие приемы:

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • ритмические движения под музыку;
  • сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса;
  • пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Воздействие через восприятие музыки способствует:

  • улучшению общего эмоционального состояния детей;
  • улучшению исполнения качества движений;
  • коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Игры-упражнения через восприятие музыки

1. «Музыка и эмоции»

  • учить передавать эмоциональное состояние;
  • развивать образное мышление;
  • развивать слуховое внимание и восприятие;
  • обогащать словарь качественными прилагательными.

Описание: Дети слушают музыкальный отрывок и описывают настроение музыки – «веселая», «грустная», «сердитая», «довольная» и т.д.

2. «Танец игрушек в магазине»

  • снять мышечные зажимы;
  • активизировать творческое мышление и воображение;
  • производить коррекцию застенчивости, робости, негативизма.

Описание: Дети – «игрушки» в магазине. Педагог дотрагивается до «игрушки», она оживает и исполняет свой танец. «Игрушку», исполнившую свой лучший танец, педагог покупает.

3. «Огуречик»

  • развивать чувства темпа и ритма;
  • развивать выразительное интонирование.

Описание: Из детей выбирается «Ловишка», садится на стул. Остальные дети продвигаются к «Ловишке», грозят пальцем,проговаривают стихи. Затем «Ловищка» догоняет детей.

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы и психомоторики дошкольников с нарушениями развития осуществляется в таком методе, как метод коррекции с использованием танцевальных движений (кинезитерапия). Она способствует чувству ритма, снижает скованность, напряжение, формирует плавность, пластичность, умение владеть своим телом. Включает в себя — упражнения с элементами танца, коррекционную ритмику, психогимнастику.

Образно-ритмические и танцевально-двигательные упражнения формируют целостность движения детей. Положительный эмоциональный фон создает «ситуацию успеха», благоприятную для формирования личностных качеств, уверенности в себе, активности, инициативы. Шильдер писал: «Между последовательностью мышечных усилий и психическими установками имеется столь тесная связь, что не только психические установки влияют на состояние мышц, но и любая последовательность мышечных сокращений особым образом сказывается на психике. ».

Игры-упражнения с использованием элемента танца

1. «Разминка»

  • закрепить умения детей соотносить предлоги — НА, ПОД, с движениями в процессе игры;
  • снять телесные зажимы;
  • эмоционально сблизить детей.

Описание: Дети двигаются под музыку, держа в руках схемы предлогов — НА, ПОД. Педагог хлопает один раз, дети останавливаются и показывают схему предлога — НА, два раза — схему предлога — ПОД.

2. «Гусеничка»

  • закреплять эмоциональные контакты;
  • стимулировать моторно-эмоциональное выражение;
  • развивать чувства ритма.

Описание: Дети с педагогом встают друг за другом, руки на поясе другого ребенка. Выполняют танцевальные движения. Главное, не выбиться из ритма, не разорвать цепочку.

3. «Поймай-ка»

  • развивать общую моторику;
  • развивать интонированное произношение стихотворения;
  • развивать чувство ритма.

Описание: Дети стоят в кругу, один в центре — он «Зайка». За кругом стоит «охотник». Дети проговаривают стихотворение:

Скачет зайка маленький
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.

Ребенок «Зайка» скачет между детьми, ребенок «Охотник» догоняет его по следу.

Коррекционная ритмика широко используется на занятиях при коррекции психомоторного развития, чувства ритма. Она осуществляется на занятиях в виде ритмических игр, дыхательной гимнастики, воспроизведением заданого ритма. Для детей наиболее важным являются тренировка наблюдательности и развитие чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии.

Упражнения с использованием коррекционной ритмики

1. «Я движенья покажу, а что значит – не скажу»

Цель: развивать у детей зрительное и слуховое внимание.

Описание: Дети имитируют действия: умывание, игра с мяч, укачивание куклы.

2. «Конь»

Цель: развивать у детей чувство ритма.

Описание: Дети по тексту стихотворения выполняют движения — бьют ногой по полу, кивают головой, пружинят ногами, машут рукой.

В коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями в развитии используется психогимнастика. Она включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья ребенка с проблемами или коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На занятиях дошкольники обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.

Упражнения с использованием психогимнастики

  1. «Сьешь кислый лимон» (морщат нос);
  2. «Увидели драчуна» (нахмурили брови);
  3. «Увидели красивый цветок» (улыбнулись);
  4. «Толстячки-худышки» (надувать и втягивать щеки);
  5. «Посмотрите, что в кастрюле?» (повернуть голову вправо-влево, произнести звуки — А, Э).

На занятиях учитывается как физическое, так и эмоциональное состояние детей; с целью его регуляции упражнения сочетаются с минирелаксационными упражнениями.

Упражнения с использованием минирелаксации

1. «Сон на траве»

Цель: научить детей снимать накопившуюся усталость и напряжение.

Описание: Дети под спокойную музыку закрывают глаза, раслабляются и слушают педагога.

2) «Кулачок»

  • помочь осознать эффективные формы поведения;
  • учить детей мышечной релаксации.

Описание: Детям предлагается сжать кулачки, подержать какое-то время, а затем раскрыть и расслабить их. Педагог объясняет, что когда злишься, то становишься похожим на кулачок, а когда весело — то тело расслаблено, нам хорошо.

В группе с детьми с ЗПР используем дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Особенно эффективны эти упражнения для детей с синдромом дефецита внимания и гиперактивности (СДВГ). Гимнастику мы включаем в коррекционные занятия, а также в режимные моменты. Упражнения активно включают в работу все части тела, и повышает общую физиологическую реакцию всего организма.

При развитии ручного праксиса, мы используем:

  • игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками;
  • специальные упражнения без речевого сопровождения;
  • игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, зерен; нанизывание бус, колечек на нитку, игры с мозайкой.

Среди многочисленных заданий занимают игры с мячом. Мы используем комплекс «Разминка», в который входят элементы массажа. Этот комплекс мы проводим в начале каждого занятия.

Работая в этом направлении, сделали следующие выводы:

  • игры с мячом помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;
  • развивают крупную и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
  • помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;
  • развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что важно для гипервозбудимых детей.

На следующем этапе работа направлена на развитии эмоционально-эстетических, нравственных качеств личности, это осуществляется с помощью метода воздействия через образ, театрализацию (имаготерапия), который мы проводим с помощью куклы. Детям показываются кукольные представления, просмотр и обсуждение которых способствует анализировать свои поступки и поступки других. На занятиях знакомим детей с эмоциями человека, которые учат распознавать разницу между чувствами и поступками, позволяют учить детей распознавать эмоциональные состояния по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации).

Игры с куклами (пальчиковые, перчаточные) активизируют воображение и увлекают ребенка. В то же время она является для него психически безопасным видом деятельности. Кроме того, педагог получает возможность взаимодействия с ребенком посредством куклы, особенно с замкнутыми, стеснительными детьми, испытывающими трудности в общении.

С помощью куклы осуществляется коррекционная работа по преодолению страхов, агрессивности, негативных черт характера. В занятия включаются игры и различные сценки-этюды.

Сценки-этюды на преодоление выражение страха, агрессивного поведения

1. «Бабка-ежка»

Цель: борьба со страхами и боязнью сказочных персонажей.

Описание: Дети встают в круг, выбирается «Бабка-ежка». Дети раскручивают ее под стихотворение:

Бабка-ежка костяная ножка,
Кашку варила, детей ловила.

«Бабка-ежка» ловит детей и отводит в свою «избушку».

2. «Детский футбол»

  • стимулировать эмоции и выражать их посредством прямого высвобождения;
  • снять мышечное напряжение;
  • добиваться эмоциональной разрядки.

Описание: Дети играют в футбол маленькой подушкой, в игре могут использоваться руки и ноги. Педагог контролирует ход игры.

Поскольку любое занятие есть творчество самого педагога, то мы ограничиваемся 2 выборочными развернутыми планами-конспектами комбинированных занятий по развитию личности и речи с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (приложение).

В процессе коррекционно-развивающей работы, включающей нетрадиционные методы воздействия, создаются возможности не только для художественного развития, но и создаются благоприятные условия для коррекции речевой, мыслительной сфер ребенка с нарушениями развития, а также формирования предпосылок к учебным видам деятельности.

Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии с дошкольниками с ЗПР

241-024-060
Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии

«Морское путешествие»
Цель: Коррекция недостатков в личностной и эмоционально – волевой сферах.

1. Развивать стереогнозис и навыки конструктивного праксиса;

2. Развивать зрительную память, наглядно-образное мышление;

3. Закреплять в речи употребление относительных прилагательных;

4. Согласовывать числительное с существительными в родительном падеже;

5. Учить детей производить звуко-буквенный анализ прямых открытых слогов;

6. Развивать графо-моторные навыки.

Оборудование: мешочек с предметами (шишка, карандаш, кубик, машинка, грибок, пуговица); счетные палочки, бусины, кассета с легкой музыкой, игра «Цветочная поляна», кассы с буквами, фишки, рукавички с орнаментом, цветные карандаши, дерево, одежда.

Ход занятия:

1. Игра «Волшебный мешочек»

Цели: а) активизировать внимание детей.

б) развивать стереогнозис.

в) закреплять в речи употребление относительных прилагательных.

Деф: – Ребята давайте поиграем в игру: «Чудесный мешочек». Здесь разные предметы, нужно ощупать и назвать их.

(дети выполняют задание)

Деф: – Какое время года наступило? (зима), назовите месяц. Какое время года прошло? (осень), назовите осенние месяцы. А перед осенью, какое время года было? (лето). Давайте вспомним, как хорошо было летом, как вы купались и загорали. Сядем на лодочку и поплывем по морю. Но для начала разомнем наши руки и вспомним стихотворение «Мои умелые руки».

  1. Стихотворение «Мои умелые руки» (по методике – «Расскажи стихи руками»)

Мои руки — это волны

Ветер гонит их вперед.

Мои руки — крылья чаек.

Небо их к себе зовет.

Мои руки — рыбки в море.

Мои руки — это крабы.

Разбежались кто куда.

3. Складывание фигуры из палочек «Лодка с парусом»

Деф: – А сейчас выложим из палочек лодочку. Сначала выполню я, а потом вы – по памяти. Будьте внимательны.

(педагог выкладывает сначала сам, затем дети по памяти)

Цель: а) развивать умение внимательно слушать, начинать и заканчивать действия по команде педагога.

б) Развивать навыки конструктивного праксиса.

в) Развивать зрительную память, наглядно-образное мышление.

Деф: Мы с вами приплыли на берег, а там много жемчужин. Давайте наденем жемчужины на нитку и получатся жемчужные бусы.

4. Игра «Жемчужные бусы»

Цель: а) Развивать игровые навыки

б) Формировать правильный захват тремя основными пальцами.

в) Развивать умения соотносить свои движения со словами стихотворения.

И жемчужинки нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы искать.

5. Динамическая пауза «Путешествие на разноцветную лужайку»

Цели: а) Закреплять основные цвета (красный, синий, зеленый, белый, фиолетовый, желтый).

б) Активизировать словарь признаков.

в) Развивать умение согласовывать свои движения с музыкальным сопровождением.

г) Развивать самостоятельность и умение импровизировать.

Деф: – Ребята, посмотрите какая разноцветная полянка. Подберем по цвету лепестки.

(дети выполняют задание)

Деф: – Я нашла волшебную палочку, она превращает вас в бабочек, стрекоз. Сегодня на лужайке танцы. Если вы услышите тихую музыку, то будете летать медленно, плавно, как бабочки, а если услышите марш, то будете маршировать, как муравьи.

Раз, два, три, повернись –

Бабочкой, муравьем обернись.

(дети играют в игру)

6. Игра «Тихий ветерок»

Деф: – Тут подул ветерок, да так тихо, что его песенку совсем не слышно. Послушайте какую песенку поет ветерок (педагог беззвучно произносит гласные звуки — А, О, У.) Назовите звуки, какие это звуки (гласные, поются, тянутся, обозначаем фишкой красного цвета).

Положите перед собой букву -С-, какие звуки обозначает эта буква — с,сь. А сейчас поиграем с буквами. К букве -С- пришла буква -А-, сколько звуков, какой 1, 2 звук, назовите гласный, какой фишкой обозначили (красной), почему? Какой 2-ой звук, какой фишкой его обозначили, почему?

(аналогично игра продолжается с буквами О, У)

7. Игра «Чудо-дерево»

Цель: а) Учить согласовывать числительное с существительным в родительном падеже.

б) Развитие внимания, зрительной памяти.

Деф: – Волшебная палочка привела нас к «Чуду -дереву»

А у наших ворот

И на ветках зреют в срок

Много платьев и сапог,

Зреют кофты, туфли, брюки,

Подставляйте, дети, руки!

(дети хором считают «плоды» и проговаривают словосочетания (числительное в именительном падеже. Педагог предлагает закрыть глаза. Он убирает одну картинку. Дети, открыв глаза должны сказать, чего нет на дереве? – на дереве не трех шуб, двух сапог, одной рукавицы и т.д.)

8. Игра «Рукавички»

Деф: – Ребята, а на дереве для вас подарки — рукавички. Посмотрите, и найдите каждый свою пару. Нужно раскрасить свои рукавицы одинаково.

(дети выполняют задание)

Деф: – Ну вот, и закончилось наше путешествие. Нам пора в детский сад. Раз два, три — повернись в детском саду — очутись. Где мы с вами были, на чем плавали, что собирали на берегу, в кого вы превращались, какое дерево нам встретилось на пути, что мы получили от дерева в подарок, и т. д.

Конспект занятия-игры по развитию личности и речи с использованием сказкотерапии и кинезитерапии

«Волшебные острова»
Цель: Коррекция недостатков в личностной и эмоционально – волевой сферах.

1. Развивать совместную, игровую деятельность детей;

2. Развивать общую и мелкую моторику, используя элементы массажа и самомассажа;

3. Развивать память, логическое мышление, фонематический слух;

4. развивать актерские способности, навыки самоконтроля и саморегуляции;

5. Развивать пластику, гибкость, артистизм, стимулировать эмоциональное самовыражение;

6. Развивать коммуникативную функцию речи.

Оборудование:

Каучуковые большие и маленькие мячи по количеству детей; 3 больших обруча, столы; макет автобуса; мешочки с различными мелкими предметами (шишки, карандаши, камушки, кубик, мячик); коробочки из-под «Киндер-сюрприза»; деревянные грибочки; картина; мольберт; декорации к «Островам».

Ход занятия:

1. Оргмомент «Разминка»

Цель: Развивать у детей сосредоточенность и внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Деф: – Ребята, сегодня мы отправимся в кругосветное путешествие.

– На чем можно путешествовать? На каких видах транспорта? (ответы детей)

-У меня есть для вас загадка: без разгона ввысь взмываю,

Отправляюсь я в полет.

Что же это. (вертолет)

– Приготовили руки, полетели на вертолете.

Вверх, взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот.

(четыре пальца обеих рук, кроме большого, сжаты в кулачки; большим пальцем выполнять круговые движения)

2. Игра «Остров волшебных мячей»

Цель: развивать мелкую моторику, умению действовать согласованно со словами текста стихотворения; активизировать моторику стоп, используя элементы массажа.

Деф: – Молодцы, ребята! Посмотрите, на какой красивый остров мы прилетели, давайте поиграем с мячиками.

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

(сжимать мячик в ладони)

Здравствую, мой любимый мячик!

Скажет утром каждый пальчик.

(сжимать мячик поочередно: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем)

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю

(катать мячик по столу круговыми движениями)

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево – как хочу.

(катать мячик по столу взад-вперед, вправо-влево)

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

(прокатывать каждый палец по мячу поочередно правой рукой)

Поиграю я в футбол,

И забью ладошкой гол.

(катать мяч между ладонями)

Деф: – Посмотрите, здесь и большие мячи. Разомнем теперь и ножки.

(Комплекс упражнений для ног с элементами массажа)

Разомнем мы ноги сами,

Покатаем мяч ногами.

Правой ногой туда и сюда-

Левая все, повторяет всегда.

(дети прокатывают мячи стопой правой и левой ноги поочередно)

Обе ноги мы на мячик поставим,

Взад и вперед покататься заставим.

(дети катают мяч одновременно ногами вперед-назад)

Круг на полу нарисуем мячом,

Только ногами – ни лбом, ни плечом.

(«рисуют» ногами круг мячом)

Деф: – Хорошо, молодцы! Отправляемся дальше. А на чем, угадайте!

3. Логоритмическое упражнение «Автобус»

Цель: развивать силу, быстроту, точность и координацию движений, внимания и ритма.

Деф: – Что за чудо – едет дом, окна светлые кругом,

Носит обувь из резины и питается бензином… (автобус)

Мы в автобус гурьбой сели прокатиться

Наш автобус по дороге мчится.

(дети стучат кулачками по ножкам)

Би-би-би, би-би-би, по дороге мчится.

(скользящие хлопки ладонями)

Хорошо в машине ехать

(поглаживание ног ладонями)

Солнце ярко светит

(поднять руки вверх, пальцы в стороны)

С нами маленький медведь на прогулку едет.

(постукивание по спине ребром ладони)

Би-би-би, би-би-би-, на прогулку едет.

(скользящие хлопки ладонями)

4. Игра «Город – загадок и отгадок»

Цель: Развивать тактильные ощущения, обоняние детей.

Деф: – Мы приехали на другой конец острова, а город этот называется городом «Загадок и отгадок». Жители этого города приготовили для нас интересные задания. Посмотрите, какие здесь красивые пакеты и мешочки, надо угадать на ощупь, что же находится в этих мешочках (в мешках – шишки, горох, желуди).

– Проверим, угадаете ли вы.

(в коробочках из – под «Киндер-сюрприза» лежат корки апельсина, лимона, лука, чеснока; дети по запаху определяют, что находится в этих коробочках)

Деф: – Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями. Продолжаем наше путешествие. На чем мы дальше отправимся, отгадайте.

5. Танец «Пароход» (танцетарапия)

Цель: Развивать умения исполнять элементы танца; воспитания статики движений, выполнение упражнений без показа, с опорой на собственные кинестетические ощущения.

Деф: – Паровоз без колес! Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли я сошел – прямо по морю пошел. (пароход)

(дети исполняют танец под мелодию «Яблочко»)

6. Игра «Обезьянки идут за грибами»

Цель: Обучать детей биологическому активному массажу пальцев стоп ног.

Деф: – А вот и остров обезьян. На нем живет семейство веселых мартышек – быстрых и ловких. Пальцы на задних лапах у них такие же ловкие, как на передних. Игры у мартышек особые – не ручные, а ножные. Давайте попробуем поиграть.

(на ковре разбросаны деревянные грибочки, дети ногами «собирают» грибы в корзинку)

Деф: – Молодцы, ребята! А за то, что вы такие ловкие и умелые, мартышки вам приготовили «райское наслаждение», эти вкусные и сладкие бананы.

Деф: – А сейчас вспомним, где мы сегодня побывали, на чем мы с вами передвигались? (ответы детей)

Счастье не действительность, а только воспоминание: счастливыми кажутся нам наши минувшие годы, когда мы могли жить лучше, чем жилось, и жилось лучше, чем живется в минуту воспоминаний. Василий Ключевский
ещё >>

Изотерапия – нетрадиционная форма работы с детьми ЗПР

«Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…»

Лепехина Ольга Николаевна
воспитатель
МДОУ «Детский сад№65 «Калинка»
г. Волжский Волгоградской области»

Арт-терапия является наиболее мягким, но эффективным методом работы не только психологов, но конечно же педагогов ДОУ. И так арт-терапию можно интерпретировать как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье ребенка средствами художественной деятельности. Арт-терапия помогает в моей работе, устанавливать взаимоотношения между детьми. В работе с детьми ЗПР мною было выбрано такое направление, как изотерапия.

Почему так необходима изотерапия для детей ЗПР и что это? Прежде чем мы будем отвечать на эти вопросы, сначала перечислим характерные особенности детей с ЗПР.

Характерные особенности детей с ЗПР

  • Снижение работоспособности;
  • Более низкий уровень развития внимания;
  • Отставание в развитии всех психических процессов;
  • Своеобразное поведение больше всего демонстративное;
  • Бедный словарный запас, дефекты в произношении;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений.

Изотерапия– это терапия с использованием методов изобразительного искусства.

При работе с данной терапией ставятся следующие цели:

  • Терапия позволяет эмоционально разгрузится и избавится от отрицательных эмоций, позволяет избежать агрессию со стороны ребенка;
  • Понять душевное состояния ребенка его переживания;
  • Вывести ребенка на контакт;
  • Повышение самооценки;
  • Научить усидчивости, вниманию, терпению и аккуратности.

Занятия проводятся как индивидуально, так и по подгруппам. В своей работе использую:

  • Краски.
  • Карандаши.
  • Фломастеры.
  • Нитки.
  • Крупы.
  • Мелки.
  • Природный материал.
  • Монотопия. Это рисование на гладкой специально предназначенной поверхности. В работе можно использовать доску, плотную пленку, оргстекло и т.д. Используя акварельные краски и гуашь, с последующим отпечатыванием на простую бумагу. Монотопия может быть предметной-это когда складываем лист бумаги пополам, внутри одной из половин рисуем красками. Затем лист проглаживаем и делаем отпечаток, чтоб рисунок получился симетричный.
  • Рисование пальцами, ладошками. Рисование ладошкой и пальцем – представляет некую игру для детей. Это приятная и увлекательная работа с ручками, где оставляют отпечаток на листе бумаги. Эмоциональное состояние детей меняется на протяжении всего занятия.
  • Рисование по мокрому листу. Такой способ позволяет получить легкие, и красивые цвета, где ребенок может узнавать оттенки. Фантазия ребенка позволяет снять стрессовую ситуацию если она возникла. Такой прием использую всегда в работе.
  • Рисование сухими листьями и крупами. В работе используется отпечаток. На лист наносится краска со стороны прожилок и накладывается на чистый лист бумаги. Крупой рисуем- на заданный трафарет мы на носим клей и крупу.
  • Кляксография. Нетрадиционная техника-выдувание трубочкой для создания необыкновенной картинки. Здесь необходима бумага, трубочка, акварель и кисть чтоб можно было дорисовать недостающие детали.

Все занятия по изотерапии позволяют решать педагогические задачи:

  • Воспитательные. Работа строится таким образом, чтобы дети учились и общаться со сверстниками, сопереживать, а также складывались доверительные отношения с педагогом.
  • Коррекционные. Исчезают неадекватные формы поведения, налаживается взаимодействие с детьми.
  • Развивающие. Благодаря приемам изотерапии ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией.
  • Диагностические. Помогает получить сведения о развитии индивидуальных особенностях ребенка. Это наилучший способ понаблюдать за ними в самостоятельной деятельности. Позволяет заглянуть в внутренний мир ребенка.

Занятия с изотерапии проводим в 4 этапа:

  1. Орг. момент – подготовка детей к работе, а также создание благоприятной атмосферы. Вспоминаем правила поведения на занятии. Проводится беседа на заданную тему.
  2. Продуктивная деятельность.

Представление и разработка изодеятельности.

  1. Обсуждение. Комментарии о проделанной работе и ее результаты.
  2. Подведение итогов. Здесь предполагается выведение детей на положительные эмоции.

Занятия с использованием изотерапевтических приемов изображения детьми ЗПР, не утомляет их, а, наоборот, у детей сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия – они становятся активнее и внимательнее. Нетрадиционная техника позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с ЗПР.

Приемы терапии позволяют нормализовать эмоциональное состояние детей группы, развивать коммуникативные навыки, что повышает социальную адаптацию в окружающем мире.

Читайте также:  Конспект коррекционного часа в подготовительной логопедической группе
Ссылка на основную публикацию