Подгрупповое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по теме Транспорт

Публикации по логопедии

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе по лексической теме «Транспорт». (Приложения)

расширение и закрепление представлений о транспорте, закрепление навыка звуко-слогового анализа и синтеза, совершенствование грамматического строя речи.

Развитие зрительного внимания и восприятия, зрительного анализа и синтеза, развитие пространственных представлений, развитие фонематического слуха, слухоречевой памяти, развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, сенсорно-двигательной координации, развитие интонационной выразительности..

Формирование внимания и наблюдательности к языковым явлениям, самостоятельности, инициативности.

Оборудование:
коврограф, предметные картинки и их теневые изображения, картинки транспорта, сложенные из букв, вагончики, буквы для работы на коврографе, элементы для составления букв, кот Леопольд (мягкая игрушка), схематичные изображения клоунов с выражением грусти, радости и удивления.

Ход занятия:
1. Звучит песня «Вместе весело шагать по просторам»
Логопед: Прозвучала песня о том, как весело путешествовать вместе со своими друзьями. А на чем можно путешествовать?
–На самолете, машине.
–Верно. А как все это можно назвать одним общим словом?
– Транспорт.
2. Загадка:
Вот стальная птица в небеса стремится,
А везет ее пилот. Что же это? (самолет)

Придумайте предложение со словом «самолет».
«Самолет летит».
Сколько слов в этом предложении?
А как бы это предложение произнес наш друг клоун? (Дети произносят предложение (в соответствии с предложенным изображением клоунов) грустно, удивленно, радостно. Вот в таком прекрасном настроении присядем каждый на свое место и начнем наше путешествие.

2.Пальчиковая гимнастика. (Дети заканчивают фразы приставочными глаголами).
Ехали мы, ехали и наконец . (приехали)
Мы летели, мы летели, наконец мы . (прилетели).
Мы плыли, плыли, плыли и, наконец… (приплыли).

3. Теневые картинки.
– Дальше в пути мы встретили грустные картинки. А грустные они оттого, что потеряли свое место. Остались только тени.
(на доске теневые изображения предметов, сами картинки раздаются детям)

– Поможем картинкам? Чья картинка и что на ней изображено?
(Дети отвечают на вопрос: это моя ваза, это мой корабль, это мое облако. ). Картинки совмещаются с их теневыми изображениями.
Чтобы картинка хорошо закрепилась на своем месте, поделим каждое слово по слогам. ( дети хором проговаривают слова по слогам).
Украсим каждую картинку красивым словом (подбирают определения к словам: дом деревянный, кораблик маленький, ракета быстрая, облако пушистое, машина синяя).

4.Назвать и показать буквы, из которых составлены картинки. (Изографы)
– На чем продолжим путешествие?
Выставляется картинка ракеты и самолета, составленные из разных букв. Предлагается назвать все буквы, обвести их пальчиком.

5. Разминка.
Мы с друзьями едем, едем, едем на велосипеде,
Ну а если захотим, в самолете полетим,
Набирает быстрый ход белоснежный пароход.

Логопед называет воздушный вид транспорта – дети поднимают руки вверх,
Наземный вид транспорта – круговые движения рук перед собой,
Водный вид транспорта – приседают.
Машинка заводит моторчик (р– р– р-), сели на места.

6. Загадка о поезде.
«В поле лестница бежит, дом по лестнице бежит».

На коврографе выставляется веселый поезд (звучит мелодия «Голубой вагон»).
Вам нравится этот поезд? Он очень нарядный, красивый, веселый!

1) Расположение на коврографе предметов по инструкции логопеда.
Дети располагают на картине облако, солнце, самолет, вертолет (под облаком, над облаком, правый верхний угол, левый верхний угол)

2) Определение букв закрытыми глазами. (А, М, К, П,О,С)
Буквы выставляются на крыши вагонов.

3) Распределение картинок-«пассажиров поезда» по вагонам в соответствии с первым звуком в слове.
(А-аист, М-мышка, К-кот, П-попугай, О-ослик, С-слон).

7. Разминка для глаз.
«Закрываем мы глаза. Вот какие чудеса!
Глазки наши отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем .Через речку мост построим
(пальчики «рисуют» мост, глазами следим за кончиками пальцев),
Нарисуем букву «О». Получается легко!
Вверх посмотрим, вниз посмотрим,
Вправо, влево повернем.
И закроем, и откроем.
Заниматься вновь начнем.»

8. Помощь коту Леопольду.

1) Достраивание букв.
Кот здоровается с детьми.
– Я слышал, что вы знаете много разных букв. Я тоже дружу с буквами.
(Чихает).
Мы с друзьями буквами ехали по дороге.
Снега было много – промочили ноги
А потом случайно все мы заплутали
И дорогу к дому долго мы искали.
Буковки расклеились. Не узнать друг друга.
Помогите, ребятишки, всем моим подругам.

На коврографе достраиваются буквы с помощью недостающих элементов.

2) Продолжение стихотворных строк.
Кот благодарит детей за помощь в восстановлении букв.
– С помощью букв я записываю слова, а с помощью слов – свои стихи.

Кот начинает читать стихотворные строки , а дети заканчивают фразу подходящим словом:

Поставлю новые я шины на свою красную . (машину).
Быстро по морю плывет белоснежный. (пароход).
Унесет меня в полет очень быстрый . (самолет).
Дальше солнца, ярче света летит блестящая. (ракета).

9. Итог занятия. Оценка работы детей.
Подарки от кота Леопольда.

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР на тему «Транспорт»

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР по теме: «Транспорт»

Конспект данного занятия предназначен для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие направлено на расширение и активизацию словаря. Большое внимание уделяется формированию грамматических категорий языка ребёнка. В ходе занятия развиваются психические процессы детей с общим недоразвитием речи.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательная задача: совершенствовать грамматический строй речи (упражнение в составлении предложений с предлогами «в», «на», используя схемы; развитие способности моделировать слоговой состав слова; упражнение в согласовании числительных и существительных); активизировать и расширить словарь по теме «Транспорт».

Коррекционно-развивающая задача: развивать общую и мелкую моторику, воображение, слуховое внимание, память.

Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к занятию; учить детей быть осторожными на дорогах города.

Оборудование: фрагмент видеофильма «Старик Хоттабыч», макет «Гараж», пальчиковые фигурки, манка, мяч, шляпа Незнайки.

Ходзанятия

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

Мы за парту дружно сели,

На друг друга поглядели.

Дети улыбнулись друг другу, поздоровались.

  1. Введение в тему.

Просмотр фрагмента видеофильма «Старик Хоттабыч».

Логопед. Назовите транспортное средство, которым пользовался старик Хоттабыч?

Дети. Ковёр-самолёт.

Логопед. Какие ещё сказочные транспортные средства вы знаете?

Дети. Ступа, сапоги-скороходы.

Логопед. На чём люди передвигаются в нашем городе?

Заслушиваются ответы детей.

Логопед. Каким одним словом можно назвать автобус, троллейбус, трамвай?

Дети. Транспорт.

  1. Сообщение темы.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о транспорте.

  1. Изложение нового материала.
  • Игра «Гараж».

Логопед. Ребята такой транспорт, как автобус, автомобиль, грузовик, ставят в гараж. Сейчас мы поиграем в игру «Гараж». Перед вами на столах игрушечные гаражи, дороги, машины. На дорогу выезжает столько машин, сколько слогов в моём слове. Внимательно слушайте и считайте — «кабина». Сколько машин выехало из гаража?

Дети. Три, потому что в слове «кабина» три слога.

Логопед предлагает проверить ответ с помощью хлопков в ладоши.

Логопед. Машины возвращаются в гараж. Следующее слово «фары». Сколько машин выехало?

Дети. Две, потому что в слове «фары» два слога.

Аналогичная работа со словами: дорога, шофёр, самолёт.

Логопед. Ребята, вы внимательно слушали слова, поэтому каждая машина выезжала вовремя.

  • Игра «Заколдованные картинки».

Логопед. Вот картинки, которые заколдовал старик Хоттабыч. Чтобы их расколдовать – увидеть, что на них изображено, их надо посыпать манкой.

Каждый ребёнок берёт картинку, аккуратно посыпает её манкой, на картинке появляется очертание транспорта.

Логопед. Что ты расколдовал?

Дети. Я расколдовал теплоход.

Логопед. Что ты расколдовал?

Дети. Я расколдовал вертолёт.

Аналогичная работа с другими картинками

Дети. Я расколдовал самолёт.

Логопед предлагает отдохнуть.

Логопед. Самолёты загудели. Вращение перед грудью

согнутыми в локтях

Дети. У-У-У-У. (Громко)

Логопед. Самолёты полетели. Руки в стороны, поочерёдно

Наклоны влево, вправо

Дети. У-У-У-У. (Громко)

Логопед. На полянку тихо сели. Присесть, руки к коленям.

Логопед. Да и снова полетели. Встать, согнуть руки в

Дети. У-У-У-У. (Громко)

Логопед переводит внимание детей на пальчиковые фигурки-транспорт. Предлагает детям взять пальчиковые фигурки, соответствующие расколдованному транспорту.

Логопед. Наденьте фигурки на пальчики. Посчитайте, сколько фигурок у вас.

Дети считают самостоятельно.

Логопед. Сколько у тебя самолётов?

Дети. 1 самолёт, 2 самолёта, 3 самолёта………5 самолётов.

Логопед. Сколько у тебя троллейбусов?

Дети. 1 троллейбус, 2 троллейбуса ……………5 троллейбусов.

Аналогичная работа со словами грузовик, теплоход, автобус.

Логопед. Как много у вас транспорта! При счёте из вас никто не ошибся!

Логопед предлагает отгадать загадку:

Мчат колёса по дороге,

Читайте также:  Мониторинг речевого развития детей с ОНР

Над дорогой мчатся ноги.

Это еду я бегом,

Это я бегу верхом.

Детям предлагается встать в круг, ведущий – логопед, игра проводится с мячом.

Велосипедист ездит на велосипеде.

Мотоциклист ездит на … .

Водитель троллейбуса водит … .

Логопед. Каким одним словом можно объединить слова мотоцикл, самолёт, вертолёт, троллейбус?

Дети. Все перечисленные слова обозначают транспорт.

  • Составление предложений с использованием схем предлогов в, на.

(Слова для составления предложений берутся из предыдущего упражнения).

Логопед. Сейчас мы будем составлять предложения со словами, обозначающими транспорт, используя при этом схемы предлогов. Схемы каких предлогов вы видите на доске?

Дети. Это схемы предлогов в и на.

Логопед. Составьте предложение с предлогом в.

Дети. В троллейбус сел дедушка.

Дети. В вертолёте летели военные.

Аналогичная работа с предлогом на.

Логопед. Молодцы! Вы грамотно построили предложения!

Раздался скрип двери, в приоткрывшейся двери появилась шляпа Незнайки. Ребята узнали его, предложили войти в кабинет. В руках он держал дорожные знаки. Поприветствовали друг друга. Незнайка обратился за помощью.

Незнайка. Ребята, вспомните, что обозначают эти дорожные знаки.

1-й ребёнок. Это знак «Остановка».

2-й ребёнок. Это знак «Пешеходный переход».

3-й ребёнок. Это знак «Подземный переход».

Незнайка. Я благодарен вам за помощь, рад, что вы знаете дорожные знаки,надеюсь, что вы всегда будете помнить о них. А для чего они нужны?

Дети. Дорожные знаки нужны для того, чтобы на дорогах было безопасно.

  1. Закрепление.
  • Игра «Моя новая машина».

Предлагаем детям пофантазировать.

Логопед. Придумайте такой вид транспорта, с которым было бы безопасно на дорогах.

Детали машин – кусочки липучей ленты, отличающиеся цветом, формой, величиной. В построении машин активное участие принимает Незнайка.

  • Составление предложений с использованием схем предлогов.

Логопед. Составьте старику Хоттабычу предложение о вашей новой машине. Не забудьте о схемах предлогов!

Заслушивание ответов детей.

Логопед. Мы много фантазировали, когда вы будете взрослыми, кто-нибудь из вас станет инженером и изобретёт настоящую новую машину.

  1. Итог. Оценка деятельности детей.

Подгрупповое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по теме Транспорт

первой квалификационной категории

МБДОУ Детский сад «Санаторный» г. Абакан, республики Хакасия

Шишлянникова Наталья Валерьевна

Цель: формирование интереса к логопедическим занятиям через использование игрового метода и метода моделирования.

I. Образовательные задачи:

1. Закрепить знания детей о транспорте.

2. Уточнить понятия: транспорт, виды транспорта: воздушный, водный, наземный.

3. Учить согласовывать числительные с существительными.

4. Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения.

II. Развивающие задачи:

1. Активизировать и обогащать словарный запас по теме.

2. Развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение.

3. Развивать у детей смекалку, сообразительность.

III. Воспитательные задачи:

1.Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.

2.Воспитывать интерес к познавательным знаниям.

– на музыкальных занятиях (прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте, музыкальные игры «Летим-Плывем-Едем»);

-на занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);

-наглядные (картинка с изображением поезда, предметные картинки, опорная схема с обозначением видов транспорта: водный

-словесные (беседа, вопросы, загадки,);

-практические (массаж языка «Поезд», подвижные игры «Едем-Летим-Плывем-Гудим», «Светофор», упражнение «Собери из частей»).

Оборудование: столы стулья по количеству детей, картинка с изображением поезда, картинки с разными видами транспорта, опорная схема с обозначением видов транспорта, опорных схем «глаза», «человек разрезной конструктор из картона «Собери машину из частей», для игры «Светофор» 1 красный, 1 желтый, 1 зеленый круг, набор крупных цифр от 1-10.

– Ребята, вы любите путешествовать?

– Кто такие путешественники?

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а на чем, вы угадаете, если разгадаете мою загадку.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит (поезд).

– Демонстрация картинки поезда с вагончиками.

II. Основная часть.

– Поезд готов к отправлению?

– А вы готовы к путешествию? Давайте подготовим наш язычок к путешествию. Массаж языка «Поезд»

Едем мы по рельсам

(провести верхними зубами от спинки к кончику 3-5 раз),

Едем мы по шпалам,

(Покусать верхними зубами язык от спинки к кончику),

Едет поезд скорый,

(Провести верхней губой от спинки к кончику языка 3-5 раз).

Первая станция “Загадай-ка”.

Загадки о транспорте.

Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Носит обувь из резины,

А питается бензином. ( автобус)

Полный и пузатый,

Люди в нем сидят,

Смотрят и стоят. (троллейбус)

Шуршат четыре шины

В дороге у … (машины).

– Как назвать все слова-отгадки одним словом? (транспорт)

– Наш поезд отправляется в путь и следующая станция «Называй-ка»

Мы с вами говорили, что транспорт бывает, какой? (воздушный, водный, наземный, специального назначения). Показ опорной схемы с обозначением видов транспорта.

– У вас в руках картинки, назовите, что на ней нарисовано и прикрепите к подходящей схеме.

Дети называют транспорт и соотносят со схемой.

– Мы продолжаем путешествие и прямо на нашем пути станция «Собирай-ка».

– Посмотрите у вас в конвертах разные части транспорта, вырезанные из картона. Ваша задача, прикладывая разные элементы, собрать и назвать, что у вас получилось и из каких частей. (Например, это машина, у неё есть кабина, колеса, фары).

– Наш поезд приближается к станции «Отдыхай-ка».

– Ребята выходите из поезда поиграть на полянке. Если на картинке воздушный транспорт изобразите, как летим, водный – плывем, наземный – едем, специального назначения – сигналим: «у-у-у». Примерный набор картинок: машина, самолёт, пожарная машина, корабль, ракета, электричка, скорая помощь, троллейбус, поезд.

– Ребята, сейчас на светофоре будут зажигаться огоньки, давайте поиграем и повторим правила дорожного движения. Красный цвет – стоим, желтый – готовимся (хлопаем), зеленый – идем (шаг на месте).

– Садимся в вагончики, едем дальше, следующая станция «Посчитай-ка».

– Нужно выбрать и посчитать от 1 до 10 любой транспорт, следите за окончаниями (с использованием модели см. рис. 1).

Например, одна лодка, нет лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка.

– Веселое путешествие продолжается, на пути станция «Подбирай-ка».

– Посмотрите на картинки и подберите, что к чему подходит.

– Будьте внимательны, поезд приближается к станции «Исключай-ка».

Ди «Четвертый лишний» (по картинкам).

Автобус, грузовик, самолет, машина.

Лодка, пароход, ледоход, корабль.

Ракета, самолет, воздушный шар, вертолет.

– Наше путешествие продолжается, мы на станции «Шутил-ка».

– Здесь жители все перепутали, исправьте ошибки.

1)Транспорт воздушный мы полюбили,

2)Птиц всех быстрее автомобили.

3)На работу всех с утра нас развозят доктора.

4)К морю Черному мы в мае полетели на трамвае.

– Наше путешествие подошло к концу. Конечная остановка город Абакан, детский сад «Санаторный».

– Поделитесь впечатлениями, что вы увидели, о чем узнали. Демонстрация опорных схем «глаза», «человек».

Конспекты логопедических занятий.

Конспект подгруппового логопедического занятия “Транспорт” в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития с использованием ИКТ.

Рубцова Р.И., учитель-логопед Структурного подразделения (детский сад) ГБОУ СОШ № 887.

«Конспект занятия с презентацией Транспорт.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Тема: Транспорт (заключительное занятие)

– Расширение и закрепление представлений о транспорте на основе систематизации и обобщении ранее сформированных представлений.

– Формирование обобщающего понятия грузовой, пассажирский и специальный транспорт.

-Закрепление представлений о видах транспорта (дорожный, железнодорожный, водный, воздушный, подземный).

– Развитие зрительного внимания и восприятия.

-Развитие речевого слуха, фонематического представления.

-Развитие графо-моторных навыков.

-Развитие координации речи с движением.

-Формирование навыков сотрудничества, взаимоуважения при работе в коллективе.

Предметные картинки с изображением транспорта, игровое поле “виды транспорта”, презентация “Виды транспорта”, мяч, презентация “На заправочной станции”, карточки с заданием и изображением транспорта, контейнер с карандашами (по кол-ву детей).

Этапы

Содержание

Орг. момент

Логопед приглашает детей, приветствует. Предлагает встать около своих стульчиков. На столе перед каждым ребенком лежит картинка с изображением разного вида транспорта в разном количестве.

-Посмотрите на картинки, сосчитайте количество изображенных предметов на них. Поиграем в игру “У меня есть, у меня нет”:

Дети по очереди:

1 ребенок: – У меня есть один автобус. (Садится)

2 ребенок: – У меня нет одного автобуса, у меня есть два трактора. (Садится)

3 ребенок: – У меня нет двух тракторов, у меня есть четыре самолета. (Садится)

Читайте также:  Замена звука С на Ф - коррекционная работа

И так далее.

Закрепление пройденного материала

-Как назвать одним словом все изображения на ваших картинках? (транспорт)

-Какие виды транспорта вы уже знаете? (дорожный, железнодорожный, водный, воздушный, подземный)

-Посмотрите на доску. Вы видите картину. Что на ней изображено? (На доске плакат с изображением автомобильной дороги, железной дороги, водного пути (море) и воздушного пути (небо).

-Подумайте, какой вид транспорта лежит у вас на парте, и поместите его на большой картине.

Дети по очереди подходят к доске и крепят свои картинки на плакат с помощью магнитов, объясняя выбор:

– Я ставлю два трактора на автомобильную дорогу, потому что это дорожный транспорт.

– Я ставлю четыре самолета в воздушный путь, потому что это воздушный транспорт.

И так далее.

Объяснение новой темы (презентация)

-Поверните свои стульчики к экрану, сядьте поудобнее.

– Сегодня мы узнаем, каким еще может быть транспорт.

Слайд: (троллейбус, автобус, маршрутное такси, легковые автомобили, мотоцикл, поезд, самолет)

-Назовите транспорт, изображенный на экране.

-Подумайте, как одним словом можно назвать этот транспорт? (пассажирский)

-Это пассажирский транспорт. Почему его так называют? (Перевозит пассажиров)

-Какой еще пассажирский транспорт вы знаете?

Слайд: (грузовик, самосвал, фургон, цистерна, грузовой самолет, платформа)

-Назовите транспорт, изображенный на экране.

-Подумайте, как одним словом можно назвать этот транспорт? (грузовой)

-Это грузовой транспорт. Почему его так называют?

-Какие грузы перевозит грузовой транспорт?

-Какой еще грузовой транспорт вы знаете?

Слайд: (мусоросборник, снегоуборочная машина, трактор, бульдозер)

-Назовите транспорт, изображенный на экране.

-Подумайте, как одним словом можно назвать этот транспорт? (специальный)

-Это специальный транспорт или специальная техника. Почему его так называют? (Выполняет особую, специальную работу).

-Какую работу выполняет специальный транспорт?

-Какой еще специальный транспорт вы знаете?

Динамическая пауза

Подвижная игра “Машины”

Логопед приглашает детей пройти на ковер и поиграть.

На улице нашей, машины, машины…

(дети бегут по кругу друг за другом, держат перед собой воображаемые рули)

Машины малютки (передвигаются на корточках)

Машины большие (руки вверх, идут на носочках)

Спешат грузовые (бегут, руки в стороны)

Фырчат легковые (бегут, руки скрещены на груди)

Торопятся, мчатся, как будто живые.

(Останавливаются, лицом в круг, проговаривают):

-Эй, машины, полный ход,

Я – примерный пешеход:

Торопиться не люблю, вам дорогу уступлю.

(Я. Тайц)

Игра с мячом “Что делает?”

Дети остаются стоять в кругу. Логопед берет мяч.

-Я буду бросать мяч и называть транспорт, а вы возвращать мне мяч и говорить, что этот транспорт делает.

(автобус, мусоросборник, снегоуборочная машина, трамвай, фургон, грузовик)

Игра “На заправочной станции”

Логопед предлагает детям занять свои места у экрана.

-Посмотрите на экран. Машины приехали на заправочную станцию. Это станция заправит машины, в названии которых есть звук “С”.

Слайд: (трактор, самосвал, автобус, троллейбус)

-Какие машины приехали на заправочную станцию со звуком “С”? Какие машины здесь заправят?

Слайд: (фургон, трактор, такси, кран)

-Какие машины приехали на заправочную станцию со звуком “Р”? Какие машины здесь заправят?

Слайд: (самосвал, мотоцикл, экскаватор, мусоровоз)

-Какие машины приехали на заправочную станцию со звуком “М”? Какие машины здесь заправят?

Завершить показ слайдов.

Работа с карточками.

– Поставьте стульчики к столу и сядьте ровно.

-Возьмите из контейнера карточку. Здесь зашифровано название машины. ( У каждого ребенка свое название транспорта).

Напишите в геометрических фигурах, какая это машина и прочитайте.

-Переверните карточку. Посмотрите, правильно вы расшифровали? (на обороте карточки пунктирное изображение той машины, название которой было зашифровано).

Логопед по очереди спрашивает детей, какая у каждого машина и просит поделить на слоги название машины.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему “Транспорт”

Формирование лексико-грамматических средств языка и лексико-грамматического развития детей

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему “Транспорт”»

Интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с ОНР

ЦЕЛИ: формирование лексико-грамматических средств языка и логико-математического развития у детей

Закреплять формирование обобщающих понятий по лексической теме;

Упражнять детей в практическом употреблении существительных в родительном падеже множественного числа существительных;

Уточнять понимание и практическое употребление приставочных глаголов и предлогов в речи, упражнять в подборе существительных к глаголам;

Учить согласованию имен существительных с количественными числительными, с прилагательными в роде, числе, падеже.

Развивать связную речь

Развивать умение понимать обращенную речь;

Развивать слуховое восприятие и внимание;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

Развивать общую и мелкую моторику;

Развивать координацию речи с движением.

Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;

Воспитать навыки сотрудничества в игре и на занятиях, самостоятельности, активности и ответственности.

Орг. Момент. (Дети находятся полукругом на ковре)

1) Артикуляционная гимнастика (Развитие артикуляционного праксиса)

Логопед: – На доске вы видите картинки, как думаете, о чем мы будем говорить? Догадались? (Ответы детей)

2) Игра «Внимательные ушки» (Развитие фонематического восприятия у детей)

Включаются разные звуки транспорта дети должны угадать какому транспорту принадлежит звук.

Ввод в тему занятия

(Закреплять формирование обобщающих понятий по теме «Транспорт»)

3) Логопед: – Скажите, ребята, а на чем вы добираетесь до детского сада? (Ответы детей)

– Какой еще вы видели транспорт в городе? (Ответы детей)

– Вы уже знаете, что транспорт можно разделить на наземный, воздушный, водный, железнодорожный. (Ответы детей)

Пальчиковая гимнастика (Развитие мелкой моторики)

“Транспорт”
Будем пальчики сгибать –
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.

Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали. (загибание каждого пальчика по тексту)

4) Игра «Найди гараж»

Логопед: – На доске изображены картинки разного транспорта, детям нужно определить его в свой гараж (Переместить транспорт прикасаясь к каждой картинке)

(Наземный, водный, воздушный)

Игра «Поиграй с предлогами» (Дети выстраиваются полукругом перед доской)

(Уточнять понимание и практическое употребление приставочных глаголов и предлогов в речи;)

На Интерактивной появляется доске картинка с полянкой.

-Что находится на поляне? (Это дом, мост, река, гараж)

-Как вы думаете где может стоять машина? – Машина стоит в гараже. А теперь покажите действие, которое я покажу

-Машина выезжает из гаража.

Машина объехала вокруг дома.

Машина подъехала к мосту.

Машина заехала на мост.

Машина едет по мосту.

Машина съехала с моста.

Машина отъехала от моста.

Машина подъехала к гаражу.

Машина заехала в гараж.

7) Физкультминутка (дети переходят на ковер и выполняют движения)

Проснулись, потянулись. (Наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз.
Руки вверх-в стороны, голову поднять – прогнуться – глубокий вдох)

Заводим мотор. (Ноги врозь, руки – в стороны. Поворот туловища влево-вправо с

вращательными движениями кистей рук перед грудью.)
Проверяем ремни безопасности. (Ноги врозь, руки вдоль туловища. Наклоны влево-вправо, руки

скользят вдоль туловища.)
Проверяем тормоза. (Руки за спиной, вращательные движения стопой левой-правой ноги поочередно.)
Поехали. (Ходьба на месте, переходящая в бег.)

8) Игра «Посчитай-ка» (дети становятся перед доской)

на доске по одному появляются картинки транспорта

(Продолжать учить согласованию количественных числительных с существительными)

– Одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин

– Одна скорая помощь….

9)Игра «Кто чем управляет» (дети встают на ковер полукругом)

– Ребята мы сегодня много говорили о транспорте, но так и не сказали кто же им управляет

10) Упражнение «Машинка» (дети садятся за столы)

Детям предлагается вырезанный транспорт они обводят и раскрашивают.

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Транспорт»

Мелихова Екатерина
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Транспорт»

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе

для детей с общим недоразвитием речи.

Тема «Транспорт»

Образовательные области: социально-коммуникативное, физическое, речевое, познавательное развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, коррекционно-развивающая.

Цель: Обогащение и расширение словарного запаса по теме транспорт.

– Формирование представлений о транспорте и его назначении.

– Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций).

– Развитие диалогической речи, зрительного внимания, фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, развитие речевого дыхания.

– Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативы при выполнении предложенных заданий.

Читайте также:  Задания логопеда по теме (Осень)

-Развитие коммуникативности и умения работать в группе.

Формы организации совместной деятельности:

Беседа, обсуждение, физкультминутка, пополнение словарного запаса.

Словарная работа: транспорт, наземный, подземный, водный, воздушный, грузовой, пассажирский.

Активизация детской деятельности: беседа, демонстрация наглядного материала.

Мотивация и поддержание интереса: использование музыки, физкультминутки, компьютерной игры на развитие речевого дыхания, смена видов деятельности.

Методы и приемы:

Предварительная работа: Беседа о транспорте и его назначении, правила поведения на улице и в общественном транспорте, заучивание физкультминутки «Самолет», выполнение пальчиковой гимнастики «Шла машина», выполнение артикуляционных упражнений и упражнений на развитие речевого дыхания.

Оборудование и материалы:

– коробка («шкатулка») с кодовым замком на четыре цифры;

– слайд-презентация на тему транспорт;

– компьютер, интерактивная доска, проектор;

– конверты с заданиями;

– компьютерная игра «Заведи вертолёт» и артикуляционная гимнастика (программно-дидактический комплекс «Логомер»);

– шарик с шипами «Ёжик», колечко-пружинка для пальчиковой гимнастики;

– сюрпризный момент (сладости, конфеты).

Содержание организованной образовательной деятельности детей

I. Вводная часть.

1. Организационный момент:

Дети входят в кабинет, на столе стоит коробка («шкатулка», закрытая на кодовый замок.

Логопед: Ребята, что это за коробка? Чья она? Твоя? (спрашивает у детей) А может твоя? Откуда она взялась? Кто её оставил? Посмотрите, а тут и письмо есть.

2. Введение сюрпризного момента

(Логопед читает письмо)

«Я прилетал к вам в гости, а вас никого не было. Мне было очень скучно, пока я вас ждал и поэтому решил немного пошалить. Оставил вам подарок.

Но что бы открыть замок, нужно выполнить мои задания, которые я от вас спрятал».

Логопед: – Ребята, вы догадались, кто оставил коробку? (ответы детей – Карлсон) Читаем письмо дальше. Где же спрятал Карлсон задания.

1-й конверт с заданием находится за шкафом. (Дети ищут) (на каждом найденном конверте написано, где спрятан следующий)

Во время выполнения задания, логопед обращает внимание на то, где спрятан конверт и откуда взяли конверт, тем самым отрабатывает употребление предложно падежных конструкций (за шкафом, из-за шкафа, под стулом, из-под стула, за зеркалом, из-за зеркала, под столом, из-под стола)

На 4-м конверте написано: «Молодцы, вы справились с моим первым заданием, все конверты, которые я от вас спрятал, нашли!

А теперь приступайте к выполнению моих заданий. Если вы все верно сделаете, то сможете, открыть замок.

Даю вам маленькую подсказку. Все задания связанны с транспортом».

II. Основная часть.

Логопед: Что бы хорошо выполнить все задания Карлсона, нам нужно сделать разминку.

1. Артикуляционная гимнастика.

Использование программно-дидактического комплекса «Логомер», раздел артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Трубочка»«Улыбочка»«Заборчик»; «Иголочка»«Лопатка»«Чашечка»; «Часики»«Качели»«Чистим зубки».

2. Дыхательная гимнастика «Вертолет» (программно-дидактический комплекс «Логомер», раздел «Дыхание, воздушная струя»)

3. Пальчиковая гимнастика «Шла по улице машина» с колечками-пружинками и шаром «Ежик»

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина.

Шла машина без шофера,

Без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная,

(На каждую строчку прокатывать колечко-пружинку по пальцу, начиная с мизинца)

Шла машина заводная.

(Круговые вращения шарика между ладонями).

(Повторить, прокатывая колечко-пружинку по пальцам другой руки).

Открываем первый конверт (задание написано на одной из 4-х частей разрезной картинки)

4. Задание «Доскажи словечко»

Логопед: (читает задание) (По мере отгадывания загадок, на экране появляются картинки с изображением транспорта).

– Поиграем в игру с вами, я начну, а вы закончите стихотворение.

– Слово спряталось куда-то.

Слово спряталось и ждёт.

«Пусть найдут меня ребята

Ну-ка кто меня найдёт?»

Дом на рельсах тут как тут

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай-

– Не поедет без бензина

Ни автобус, ни … (Машина)

-Едет он на двух колёсах,

Не буксует на откосах,

И бензина в баке нет –

Это мой … (Велосипед)

-Без разгона ввысь взлетает,

Отправляется в полёт

-Мимо рощи, мимо сада,

Мчит без дыма и без пара

Кто такая? … (Электричка)

– По волнам бежит отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно,

Что такое? … (Пароход)

5. Беседа по теме транспорт.

Логопед: Как одним словом можно назвать: трамвай, машину, велосипед, вертолёт, электричку, пароход? Слайд 1 (Ответы детей – транспорт)

Логопед: – Транспорт, который едет по земле (по дорогам, по рельсам) – называется НАЗЕМНЫМ ТРАНСПОРТОМ. Слайд 2

Это – машины, мотоциклы, трамвай, троллейбус, автобус, поезд, электричка.

Транспорт, который передвигается по воде – это ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ. Слайд 3.

Это – лодка, яхта, катер, баржа, пароход, корабль.

Транспорт, который передвигается по воздуху – это ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ. Слайд 4.

Это – самолёт, вертолёт, воздушный шар, дельтаплан.

Транспорт, который передвигается под землёй – это ПОДЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ. Слайд 5.

Транспорт, который перевозит людей – называется – ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ. Слайд 6.

Это – автобус, такси, трамвай, троллейбус, метро, самолёт, поезд.

Транспорт, который перевозит грузы, называется ГРУЗОВЫМ ТРАНСПОРТОМ. Слайд 7.

Это – грузовики, самосвалы, грузовой поезд, грузовой самолёт.

6. Дидактическая игра «Где поедем, поплывем и полетим?»

Открывают второй конверт с заданием. Задание написано на 2-й части разрезной картинки. Логопед раздает детям картинки с изображением транспорта (автомобиль, самолёт, поезд, корабль)

На экране изображение: неба, моря, дороги и рельс. Слайд 8.

Ответы детей: – Моя машина поедет по дороге, потому что это наземный транспорт.

– Мой самолёт полетит по небу, потому что это воздушный транспорт.

– Мой поезд поедет по рельсам, потому что это наземный транспорт.

– Мой корабль поплывёт по морю, потому что это водный транспорт.

7. Физкультминутка «Самолёт»

Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны)

Появился самолёт. (Полетели как самолёты)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо)

Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо)

Раз и два! Раз и два! (Хлопать в ладоши)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо)

Раз и два! Раз и два! (Прыжки на месте)

Опустили руки вниз, (Опустить руки)

И на место все садись! (Сесть на стулья)

8. Дидактическая игра «Управляет чем?»

Открывают 3-й конверт с заданием. Задание написано на 3-й части разрезной картинки.

Составить предложения к данной схеме (__ __ .) по картинкам.

– Машинист управляет чем? (Машинист управляет трамваем)

– Летчик управляет чем? (Летчик управляет самолётом)

– Водитель управляет чем? (Водитель управляет автомобилем)

– Капитан управляет чем? (Капитан управляет кораблём)

– Машинист управляет чем? (Машинист управляет поездом)

9. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Открывают 4-й конверт с заданием, которое написано на 4-й части разрезной картинки.

На экране изображение ряда предметов. Дети должны назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

Слайд 9. Корабль, лодка, парусник, грузовик.

Лишний – грузовик. Корабль, лодка, парусник – водный транспорт, а грузовик – наземный.

Слайд 10. Самолёт, вертолёт, поезд, воздушный шар.

Лишний – поезд. Самолёт, вертолёт, воздушный шар – воздушный транспорт, а поезд – наземный.

Слайд 11. Троллейбус, трамвай, автобус, самосвал.

Лишний – самосвал. Троллейбус, автобус, трамвай – это пассажирский транспорт, а самосвал – это грузовой транспорт.

Слайд 12. Метро, автобус, поезд, автомобиль.

Лишнее – метро. Автобус, поезд, автомобиль – это наземный транспорт, а метро – подземный транспорт.

III. Заключительная часть.

Логопед: – Ребята, вот мы с вами и выполнили все задания Карлсона. Но как же нам открыть замок? Мы же не знает код. А посмотрите, все задания он написал на картинке, которую нужно собрать. И может на ней мы и найдем код к замку?

1. Собрать разрезную картинку.

Собираю разрезную картинку, на которой изображен автомобиль. Дети догадываются, что номер машины, это и есть код к замку.

2. Итог занятия.

Дети подбирают код и открывают замок. В коробке («шкатулке») угощения и записка.

«Ребята, если вы открыли замок, значит, вы справились со всеми заданиями правильно! Вы молодцы! Угощайтесь!

Карлсон, который живёт на крыше».

Логопед: – Дети вам было интересно? Кто нам оставил задания? На какую тему были все задания Карлсона? (О машинах, о транспорте)

Ссылка на основную публикацию