Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха

Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Болгова Татьяна
Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

1. Дифференциация правильно произносимых звуков звуков [к] – [т] на слух и в произношении. Сравнение артикуляции звуков, их характеристика.

2. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых согласных и разных гласных. Развитие навыков употребления в речи вопросительной и повествовательной интонации при воспроизведении слоговых сочетаний со звуками [к], [т].

3. Развитие чувства ритма, ритмического слуха. Учить детей удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из трёх элементов с выделением ударных слогов.

4. Развитие фонематического слуха: учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Появление двух крокодильчиков – Татоши и Кокоши.

Л: Наши друзья всё время спорят между собой – у кого лучше имя? Послушайте как звучат их имена и скажите какой звук повторяется в имени Какоша? (к) А в имени Татоша? (т)

Л: Верно, потому у Татоши любимый звук – [т], а у Какоши – звук [к]. Татоша любит слова со звуком [т], а Какоша со звуком [к].Какоша любит спрашивать: как – как – как?А Татоша любит отвечать: так – так – так.

2. Произнесение предложенных на слух слоговых сочетаний

– Давайте поиграем в игру «Повтори за Татошей и Кокошей». Они будут спрашивать,а вы отвечайте:

ТА – ТО – ТУ? ТА – ТО – ТУ. КЫ – КЫ – КА? КЫ – КЫ – КА.

ТУ – ТУ – ТЫ? ТУ – ТУ – ТЫ. КА – КО – КО? КА – КО – КО.

КА – КО – КО? КА – КО – КО. ТА – ТО – ША? ТА – ТО – ША

КА – КО – ША? КА – КО – ША

3. Сравнение артикуляции звуков

Л:Давайте произнесём несколько раз подряд звук [т]. Что делает язычок, когда мы произносим звук [т]? (Кончик языка «стучит» за верхними зубками. Что делает язык, когда мы произносим звук [к]?Посмотрите в зеркало: вы увидели, что язычок «убежал» далеко от зубов? Можно потянуть так же, как гласные звуки или звук звучит коротко, отрывисто? Скажите ребята, а звуки [к] и [т] – это гласные или согласные? Язычок создаёт преграду воздуху, когда произносит звуки [т] и [к], значит это согласные звуки. Обнимите горлышко и проверьте – есть ли голос при произнесении звука? (нет) Звонкий или глухой звук[т]? (глухой) Аналогичные вопросы логопед задаёт по звуку [к].

4. Дифференциация на слух коротких и длинных слов

Л:Татоша и Кокоша спрашивают вас: любите ли вы играть в слова? Тогда давайте поиграем. Сейчас я вам раздам полосочки – длинную и короткую. Если Татоша с Кокошей назовут короткое слово, то поставьте фишку на короткую полоску. А если вы услышите длинное слово, то ставьте фишку на полоску длинную. Логопед произнося слово «шагает» по модели – лесенке поднимаясь на каждый слог на одну из ступенек, что позволяет детям наглядно увидеть длину каждого слова (чем выше поднялся по ступенькам – тем длиннее слово)

(Слова: велосипед, дом, стрекоза, черепаха, дым, лось, мухомор, пень, ежевика, сковорода)

5. Договаривание слов со слогами КА – ТА

Л: К сожалению, наши друзья часто ссорятся,вот и сейчас они никак не могут поделить картинки: кому какую.Давайте им поможем: Я буду называть слова, но последний слог добавляйте вы. Это будут слоги ТА или КА. : капус – ТА,хлопуш -КА, конфе – ТА, редис – КА, раке – ТА реп – КА, коф – ТА, сум – КА, лен – ТА

– Ну вот, теперь вы не будете ссориться?

6. Воспроизведение различных ритмов с выделением ударных слогов

Татоша и Кокоша очень рады и от радости захотели поиграть для вас на барабанах. Внимательно послушайте и повторите ритмический рисунок, отхлопывая его ритм. (логопед напоминает детям, что при прохлопывании ритма ребёнок должен работать только кистями рук. Сильный хлопок – ладони ударяют друг о друга, слабый хлопок – пальцы кисти правой руки ударяют по ладони левой)

• ТА ТА та та ТА та ТА та ТА ТА ТА ка ка КЫ ка ка КЫ

• КО – ко – ко – КО – КО та – ТА – та – та – ТА – та та – та – ТА -ТА

– У каждого из вас в конвертах находятся картинки двух человечков. Покажите весёлого человечка, если вам на занятии было всё понятно и понравились задания наших гостей – Татоши и Кокоши. Если задания показались вам слишком сложными – покажите грустного человечка.

Наше занятие окончено. Спасибо вам за хорошую работу.

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Фотоотчёт о проведении занятия по познавательному развитию «Натюрморт», с детьми старшего дошкольного возраста Ко дню натюрмортов на МААМ. Цель: создание условий для приобщения детей к миру изобразительного искусства. Задачи: • Закрепить знания детей.

Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию «Православный праздник «Крещение.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный нам охота окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного.

Конспект подгруппового занятия для детей с ФФНР.

Содержимое публикации

Цель: Познакомить детей со звуком О.

Оборудование: Сюжетная картинка «Девочка охает» для звукоподражания, схема для характеристики звуков и составления схем, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем ,зеркала по количеству детей, предметные картинки со звуком О в начале слова: окна, осы, обруч, осень, ослик, очки, огурец, осьминог, дом, дождь, ботинки, чеснок, зонт.

Картинки овощей: картофель, морковь, лук, помидор, свекла, кабачок.

Картинки фруктов: апельсин, ананас, персик, лимон, яблоко, груша, слива.

Предметные картинки: Окунь (окунь живёт в воде), облако (облако белого цвета), осень (Какая погода осенью? Осенью холодная погода), бабушка в очках (Что носит бабушка? Бабушка носит очки), Осы, сидящие на цветах (Кто сидит на цветах?) На цветах сидят осы.

Картинки: сом в реке, горох в огороде, бегемот в зоопарке, мальчик пьёт сок.

Картинка буквы О.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Перед детьми картинки с овощами и фруктами. Сядет тот, у кого фрукт. Сядет тот, у кого овощ. Дети по очереди называют фрукт или овощ.

2. Объявление темы занятия.

– Ребята, посмотрите, Оля заболела и охает: «О-о-о». Какой звук она произносит? (Звук О). Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком О.

3. Основная часть. Артикуляция звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука О, с соблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы вытянуты вперёд, воздух выходит свободно, не встречает преграду.

– Звук О – гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

4. Развитие артикуляционной моторики.

– Ребята, давайте возьмем зеркала и послушаем сказку о веселом язычке.

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок – это нёбо. Просим погладить нёбо языком)

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.

5. Развитие фонематического слуха.

Дети называют картинки, которые выставлены на доске. После этого часть детей поочерёдно выходят к доске и выбирают только картинки, в названии которых звук О находится в начале слова. Если ответ правильный, ребёнок забирает картинку и возвращается на своё место.

6. Закрепление звука О в слогах. Логопед утрированно произносит слог Оп и вместе с детьми проводит его анализ.

– Сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук. (О). О – это какой звук? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета). Назовите второй звук. (П). А звук П – какой? (Согласный, обозначаем фишкой синего цвета).

– Выложите из фишек слог ОП (дети выкладывают схему слога ОП). Покажите пальчиком звук О на схеме. Покажите пальчиком звук П на схеме. Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один). Сколько согласных звуков? (Один). Аналогично проводится анализ звукосочетаний Оу, Оа.

7. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

8. Закрепление звука О в словах. Дети, у которых на столах картинки со звуком О в начале слова, меняются ими с товарищами. Дети по очереди называют картинки и говорят, в какой позиции находится звук О. (Окунь. Звук О находится в начале слова окунь).

9. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений по предметным картинкам. Дети отвечают на вопросы логопеда: «Где живёт окунь?» (Окунь живёт в воде). Какого цвета облако? Что собирают в огороде? Кто плачет от боли?

10. Закрепление звука О в тексте. (По сюжетным картинкам).

Ом-ом-ом- плывёт по реке сом.

Ок-ок-ок- выпил Ваня вкусный сок.

От-от-от- в зоопарке бегемот.

Ох-ох-ох- вырос на грядке горох.

11.Связь звука и буквы. Дети рассказывают, на что похожа буква О.

Складывание буквы О из пальцев. Сложить большой и средний пальцы.

12. На дом. Раскрашивание буквы О красным цветом.

13. Итог занятия: Как охала Оля? (о-о-о). Какой это звук? Какой звук О? Каким цветом он обозначается? Назовите слова, которые начинаются на звук О.

– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо занимались на занятии. До свидания!

Конспект логопедического занятия «Формирование фонематического восприятия на материале неречевых звуков»

автор: Антонова Дина Юрьевна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №42», г. Коммунар, Ленинградской области, Гатчинский район

Конспект логопедического занятия «Формирование фонематического восприятия на материале неречевых звуков»

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по формированию фонематического восприятия «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»

Цель: Развивать слуховое внимание и восприятие на материале неречевых звуков.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • формирование у детей восприятия речи на материале неречевых звуков;
  • Активизация словаря по теме « Осень»

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие речи, внимания и памяти детей;
  • развитие слухового внимания; фонематического восприятия детей;
  • развитие общей и мелкой моторики у детей;
  • развитие мимической, лицевой мускулатуры;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям; доброжелательное отношение друг к другу; чувство ответственности, инициативности; навыки сотрудничества; аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом; прививать чувство товарищества и доброты.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  • следить за правильной посадкой детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

Музыкальные инструменты, шумовые коробочки, счётные палочки, листики с разных деревьев, магнитола.

Ход занятия.

— Ребята, отгадайте загадку.

Мы слышим их ушами,

Не видим их глазами.

Повсюду окружают нас

И в тишине звучат.

— Правильно, это звуки. Звуки окружают нас повсюду. А какие звуки мы можем услышать?

— Ребята, я приготовила для вас коробочки. Возьмите каждый по одной. Потрясите поочереди коробочку.

Читайте также:  Конспект занятия в подготовительной логопедической группе: Куда уходит старый год

— Некоторые коробочки звучат по-разному, а некоторые одинаково.

— Я предлагаю вам найти пару.

— Молодцы, слушали внимательно.

— Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку, а куда мы пойдём, догадайтесь сами.

— Правильно, в парк.

-А как вы догадались, что это парк, а не лес?

— А можем ли мы догадаться какое время года? Как вы догадались?

— Я предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру «Осень»

Осень, осень, — трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, — трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, — движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, — по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, — разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, — скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: — похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. — кулак, ребро, ладонь

— А теперь идём в парк

— Закройте глаза, давайте прислушаемся.

-А вы узнали, что это?

— Правильно, мы повсюду можем слышать звуки и на слух определить что звучит.

Вдруг появляется Незнайка.

— Ребята, здравствуйте! Вы узнали кто я?

— Мы вчера с малышами и малышками гуляли в парке, а Гусля забыл где-то тут свои музыкальные инструменты. Он взял их с собой, чтоб нам было веселей гулять. Но мы никак не можем их найти. Вы не видели?

— А вот они. Хотите посмотреть какие у Гусли инструменты?

— Ребята,музыкальные инструменты тоже издают звуки. Давайте, поиграем. Я сейчас за ширмой, чтоб вы не видели, буду играть на музыкальном инструменте, а вы попробуете на слух отгадать, что это за инструмент.

— Молодцы, вы были внимательными.

— Ребята, с вами очень интересно, но мне пора, Гусля заждался. До свидания, может ещё увидимся с вами.

— А мы продолжаем нашу прогулку по парку.

— Ребята, посмотрите под ноги, что это лежит на дорожках.

— А как называется природное явление, когда опадают листья?

— Я вам предлагаю поиграть в игру: « Листопад»

— Посмотрите, на дорожке лежат листья. Возьмите каждый по одному листочку в правую руку.

— Когда вы услышите звук ветра, вы возьмёте по одному листочку и пока слышен звук, ваши листочки будут лететь. А как только звук ветра стихнет, листочки упадут.

— Ребята, давайте рассмотрим с каких деревьев упали листочки.

Листик с берёзы, листик какой? Листик с клёна, листик какой? Листик с рябины, листик какой? Листик с осины, листик какой? Листик с дуба, листик какой? Листик с тополя, листик какой?

-А сейчас мы из палочек соберём листик. Вы узнали, с какого дерева этот листик?

Что мы сегодня слушали?

— Какие звуки мы слышали?

— Звуки мы слышим или видим?

— А что помогает человеку слышать звуки?

— Что вам больше всего понравилось на занятии?

— Молодцы, вы были внимательными.

— Сейчас мы будем выходить из кабинета под звук бубна.

Дети дают ответ.

Дети дают ответы (стук в дверь, звук шагов, звук дождя и т.д.)

Дети ищут коробочки, звучащие одинаково и становятся парами.

Дети рассматривают слайд. Предположения детей.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Осень»

Дети становятся парами, идут. Потом останавливаются и прислушиваются.

Ответы детей (шум листьев, птицы поют, звук ручейка)

Дети встают парами, идут.

Звучат звуки природы.

Дети отвечают (шум листьев, звук ручейка, пение птиц)

Незнайка ищет и находит мешок с инструментами.

Незнайка достаёт инструмент играет на нём и называет неправильно, а дети поправляют Незнайку.

Дети слушают и отгадывают.

Дети прощаются с незнайкой.

дети встают парами и идут по дорожкам

Играют в игру «Листопад»

Дети бегут с листочками по кругу

Дети собирают из палочек кленовый листик по образцу.

Дети дают ответы.

    1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника.
    2. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. СПб, 1994.
  1. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, Мю, 1996.
  2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 1995.

Занятия по развитию фонематического восприятия

Занятия по развитию фонематического восприятия

I этап — узнавание неречевых звуков.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап — различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап — дифференциация слогов.

V этап — дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

I ЭТАП: На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.

Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Фонематическое восприятие

I ЭТАП

Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, сильно, и. как маленький — тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

Фонематическое восприятие

II ЭТАП

Различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова .

Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).

Фонематическое восприятие

II ЭТАП

Логопед выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

Детям раздают картинки с изображениями домашних животных — взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т.д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

Фонематическое восприятие

Различение слов, близких по звуковому составу. Вначале проводится такая игра.

Логопед называет детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т.д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Фонематическое восприятие

2. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем он называет 3 — 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик — в зависимости от инструкции логопеда).

Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плётка моток марка

Фонематическое восприятие

3. Игра “Доскажи словечко” . Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка –
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его. (белка).

Ты не бойся – это гусь,
Я сама его. (боюсь).
Грязнулю всегда
Выручает. (вода).
В дом войти боится вол:
– Подо мной прогнется. (пол).
Свистнул чижик:
– Фью, фью, фью!
Я с утра росинки. (пью!)

Учить р азличать слоги

1. Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

2. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так: Ребенок. Па. Логопед. Па. Ребенок. Па. Логопед. Ба. Ребенок. Ка. Логопед. Га. Ребенок. Фа. Логопед. Ва. И т. д.

3. Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
Ба-бо-ба – у дороги два стол. (ба).
За-зу-за – уходи домой, ко. (за).
Ти-ди-ти – на Луну ле. (ти).
Де-де-те – сядем в темно. (те).
Лю-лу-лю – лук зеленый я по. (лю).
Фе-ве-фе – посижу я на со. (фе).

Фонематическое восприятие

V ЭТАП Учить р азличать фонемы родного языка . Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.

Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры:1) логопед произносит звуки кратко;2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый — звуку и, зеленый — звуку у;

3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, а, на которые дети не должны реагировать.

4.) Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает. (а-у-И…)

V ЭТАП Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

5. Игра “Звук заблудился”. Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).
Шаг шестой:
Слушаем и анализируем

VI ЭТАП Фор мирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Далее проводится анализ гласных звуков.

1. Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например a, ay, uoy и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый — звук у, зеленый — звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ay, yu, ya, аи, затем по три: ауи, аиу, уча, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

Читайте также:  НОД коррекционно-развивающего направления для детей младшего возраста с нарушениями речи

Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

3. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение.

Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.

На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук и т. д.

4. дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук г, а в другой — на звук к;

5. логопед показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: “Тан., пау., вени.” и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед

Игры на развитие фонематического слуха для дошкольников 5-6-7 лет

Дидактические игры для дошкольников для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. Представленные в статье задания и упражнения подойдут для копилки воспитателей, логопедов, родителей. Перед тем, как дать практический совет об играх на развитие слухового восприятия речи, поговорим о том, что такое фонема, и как фонематически слух связан с уровнем обучаемости детей.

Фонема

С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.

Например, в слове ДОМ три фонемы , , . Не путайте фонематические единицы со звуком, это не одно и тоже. Понять, почему так происходит, можно на простом примере: в слове ЯГОДА 5 фонем , , , , , но 6 звуков [Й], [А], [Г], [А], [Д], [А].

Одна буква или звук могут выражаться разными фонемами, например, на севере Г произносится как взрывной, а на юге — фрикативно с призвуком Х, но оба варианта артикуляции представлены в виде фонемы .

Многие преподаватели считают, что практической пользы от этих знаний для детей школьного и детсадовского возраста нет, но эту точку зрения нельзя назвать однозначно верной. В первом классе от детей требуется навыка различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Основы данного навыка закладываются в раннем возрасте, когда дети на слух различают слова мама – Маша, зима – Сима и т.д. Для анализа услышанной речи нужно уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.

На заметку! Игры на развитие фонематического слуха родители проводят с детьми с самого рождения, сами того не осознавая. Разговоры, песни, сказки, шумные игрушки подготавливают малыша к собственной речи, восприятию чужих высказываний и анализу отдельных звуков, слогов.

Фонематический слух

Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.

При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:

  • путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
  • совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
  • пропускает слоги в словах;
  • не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
  • не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).

В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:

  • дисграфия;
  • дислексия;
  • низкая скорость чтения, письма.
  • ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.

Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.

На заметку! Игры для развития фонематического слуха у дошкольников эффективнее проводить в возрасте 5-6 лет. Этот период, по мнению психологов и педагогов, наиболее благоприятен для коррекции слухового восприятия речи.

Простые и интересные игры для развития фонематического слуха не утруждают детей. Используйте любые из перечисленных игр упражнений ежедневно. Уже через месяц результаты работы будут заметны родителям, окружающим.

На заметку! В качестве контроля эффективности занятий на формирование фонематического слуха у ребенка после месяца тренировок проведите с дошкольником такой тест: говорите некоторые известные ему слова неверно. При слабо развитом речевом слухе ребенок не обратит на вашу ошибку внимание. Если исправит ваше высказывание, сделает замечание, можете поставить ему и педагогу “5”за качественный труд.

Тишина

Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.

Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.

Лови звук

Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет.

Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

Хлопай-топай

Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш] дошкольник топает, а на звук [ж] хлопает в ладоши.

Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать телодвижениями.

Поймай слог

Игра на развитие фонематического слуха, переключаемости внимания у детей 5-6 лет. Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧУ. Педагог произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог ЧУ.

Лови слово

Упражнение формирует высокий уровень внимания, развивает умение различать слоги и звуки изолированно, в окружении других фонем.

Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда дошкольник слышат нужное слово, хлопает в ладоши.

Эту игру на развитие фонематического слуха можно проводить с несколькими детьми в возрасте средней группы ДОУ. Сначала расскажите воспитанникам, что такое эхо, как оно “работает”. Потренируйтесь вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах.

Когда роли распределены, оставьте детей играть самостоятельно, без ваших подсказок. Путник говорит простые слова, слоги, а “эхо” повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.

Поймай песенку

Игра подходит для детей с недоразвитием внимания, со слабым навыком слышать звуки в составе слога, слова. Педагог задает проблемный для воспитанника звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные.

Возьмем для примера, фонему Б. Педагог должен называть ряд слов с заданным звуком и без него: банка, шубка, соска, папка, барабан, пулька, булька и так далее. Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, если услышал нужный звук.

Громко-тихо

Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.

На заметку! Дифференцированные движения и музыкальную композицию рекомендуется менять на каждом занятии.

Высоко-низко

Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан или тромбон, дети приседают. На громких звуках — двигаются на цыпочках.

Скажи, как я

Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют.

На заметку! Для упражнения “Скажи, как я!” выбирайте слова и звуки, с произношением которых у детей наибольшие трудности.

Разложи правильно

Приготовьте карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. И в дополнении к этой картотеке распечатайте изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Ребенок должен их соотнести. Например, приложить к изображения зонта карточку с буквой З, к слону — С. В результате получится несколько кучек карточек.

Через 2-3 занятия с карточками предложите детям раскладывать картинки по другим принципам:

  • находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова;
  • классифицировать слова по количеству слогов;
  • самим придумывать слова на заданную букву, например, устно разложить названия всех предметов, которые находятся в комнате.




Звуковое лото

Игра проводится в группе ( не менее 2 человек и ведущий). Подходит для детей ужу знакомых с буквами, или может сочетаться с занятиями по изучению азбуки.
Для игры нужно подготовить:

  • Лото с картинками (звери, птицы, предметы).
  • Пустые карточки.

Сначала проведите подготовительную работу. Выясните, какие буквы знакомы дошкольникам, объясните, что согласные звуки могут быть мягкими-твердыми, глухими-звонкими, покажите, как правильно их произносить. Потом раздайте детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек.

Называйте любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спросите, у кога в названия нарисованных предметов есть такой звук. Дети поднимают руки и повторяют: “У меня з-з-зебра!”. И закрывают правильную картинку пустой карточкой. Победит тот, кто быстрее заполнить поле.

Важно! Следите, как дети проговаривают слова, отдельный звуки. Сочетайте игру с артикуляционной тренировкой и коррекцией произношения.



Слоговой поезд

Задание на развитие умения делить слова на слоги. Приготовьте карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Для дошкольников 5-6 лет берите слова из 2-3 слогов, для школьников 6-7 лет — из 3-4.

Путаница

Дети с дефектом фонематического слуха в речи путают звуки, игра путаница поможет справиться с этим недостатком. Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом.

Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным:

Мы пришли кататься на большую Корку.
На болоте много скользких Мочек.
Иван построил новый Том.

По возможности сопровождайте занятия с запутанными словами картинками, сюжетными иллюстрациями.

Испорченный телефон

Играть нужно в компании, соберите групп из 5-8 детей. Первый участник загадывает слово, сначала из 2-3 слогов, и невнятно произносит его на ушко соседу. Следующий пытается понять, что услышал и передает слово сидящему рядом. И так по цепочке. Последний ребенок говорит понятое громко вслух. Дети сравнивают начальный и итоговый результат, разбирая, что в нем изменилось.

Договори слог или слово

Упражнение подходит для детей старшего дошкольного возраста и учеников начальной школы. В детском саду используйте простые задания, где нужно подставить 1 слог к слову:

Мы продолжили иг… (ру).
Дом стоит на го… (ре).
Кипит наш самов… (ар).
У меня вед …(ро).

Для младших школьников выбирайте задания потруднее. Просите добавить 2 слога к начатому слову и целое слово по смыслу:

Я в зеленку угодил – плачет бедный кро… (кодил).
Мишенька играл в футбол и забил ребятам…(гол).

Игра “Договори…” развивает слуховое внимание, сообразительность, расширяет словарный запас.

Самое важное, не превращать игру в урок со строгими правилами. Выбирайте такие упражнения, который доставят ребенку радость от общения с вами, сверстниками и одновременно будут развивать в комплексе не только фонематический слух, но и память, внимание, мышление, красивую и правильную речь.

Конспект занятия «Одежда» для детей раннего возраста

Игровое занятие для детей раннего возраста (3-го года жизни), тема: «Одежда»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Расширить знания детей об одежде.
Обогатить словарь детей по теме.
Учить детей классифицировать одежду по заданному признаку (зимняя или летняя, женская или мужская).
Познакомить с профессией «швея» и некоторыми инструментами, используемыми ею для работы.
Закрепить понятия о цвете, величине, форме, количестве.
Познакомить с музыкальным произведением С. Рахманинова «Полька».
Продолжать учить детей рисовать пальчиками, лепить и наклеивать.
Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику.
Развивать дифференциацию слухового и зрительного восприятия.

Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Посуда для детей старшей логопедической группы

Оборудование:

Картинки с изображением различной одежды.
Куклы в различной одежде, коробка.
Трафареты различной одежды, вырезанные из белого картона, аналогичного размера кусочки ткани.
Разрезные картинки одежды.
Демонстрационная картинка «швея», игрушечная швейная машинка, игла, ножницы.
Вырезанные картинки с изображением мальчика и девочки, различной одежды, прямоугольники розового и голубого цветов.
Разноцветные прищепки, силуэтные изображения платьев из картона желтого, зеленого, красного и синего цветов.
Картинки, изображающие одежу разного цвета, с «дырками» в виде геометрических фигур; аналогичные геометрические фигуры.
Картинки «Что перепутал художник?»
Картинки «Найди лишний предмет».
Рисунок-раскраска различных видов одежды, пальчиковые краски, влажные салфетки.
Карандаши. Картинки для штриховки с изображением одежды.
Ленты разной длины.
Вырезанные из цветного неглянцевого картона силуэты одежды, вырезанные из бумаги карманы, клеящие карандаши, пластилин, пуговицы.
Различное оборудование для динамической паузы: скамейки, туннель, дуги, дорожки, пеньки и т.п.
Аудиозапись: «Полька» С. Рахманинова, музыка для динамической паузы.

Ход занятия:

Приветствие «Все захлопали в ладоши»

Все захлопали в ладоши,
Дружно, веселее!
Застучали наши ножки,
Громче и быстрее!
По коленочкам ударим.
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем,
Выше, выше, выше!
Завертелись наши ручки.
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились.

Сюрпризный момент «Едут куклы»

Трынди-брынди, балалайки,
Едут куклы в таратайке.
Эй, ребята, не зевайте,
Себе куклу выбирайте!

Воспитатель вывозит коробку с куклами, дети выбирают себе по одной кукле.

Дидактическое упражнение «Назови одежду и ее детали»

Воспитатель обращает внимание детей на одежду куклы, аналогичную одежду детей, просит назвать детали (воротник, карман, капюшон, пуговицы и т.п.)

Дидактическая игра «Подбери заплатку»

Нужно подобрать кусочек-заплатку, подходящей формы и цвета, чтобы зашить дырки в одежде.

Изобразительная деятельность «Одежда с карманами и пуговицами»

Вы можете сами выбрать себе одежду, которую сейчас будете украшать.

Дети выбирают цветные силуэты пальто, комбинезонов, плащей и наклеивают на них карманы. Затем лепят из пластилина небольшие шарики, прижимают к одежде и сверху прикладывают и прижимают пуговицы.

Дидактическое упражнение «Найди половину одежды»

Вот вам, ребята, половинки разной одежды, найдите к ним вторые половинки, чтобы из двух частей-половинок получилось целое.

После выполнения задания ребенком, воспитатель спрашивает его о том, какая именно одежда у него получилась.

Слушание музыки «Полька» С. Рахманинова

Дети слушают первую часть музыкальной композиции, а во время прослушивания второй части подыгрывают музыкальными молоточками.

Игра с прищепками «Платье»

Давайте с помощью прищепок сделаем платью длинные рукава и оборки внизу.
Можете подбирать прищепки такого же цвета, как платье, можете чередовать их, а можете сделать разноцветным.
В ходе работы детей, воспитатель интересуется у них, какого цвета прищепки они использовали.

Дидактическая игра «Одежда для мальчика и девочки»

Мама выстирала одежду сыну и дочери и попросила их разложить аккуратно свою одежду в шкафы. Покажите сына, дочь. У девочки шкаф розового цвета — вот такой, а у мальчика — голубого цвета, вот такой. Помогите детям разложить одежду правильно, по своим шкафам.

Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет»

Перед вами на картинке разная одежда, но один предмет — не одежда. Накройте этот лишний предмет ладонью. Что вы накрыли? Почему? Чайник (мячик) — не одежда.

Лист разрезается на две части по горизонтали и раздаётся детям.

Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

Посмотрите на картинку. Что перепутал художник? Какую одежду носят летов в теплую погоду? Какую одежду носят зимой, когда холодно?

Динамическая пауза «Путешествие»

Дети под музыку передвигаются по периметру комнаты, преодолевая различные препятствия.

Дидактическое упражнение «Длинные-короткие ленты»

Перед вами лежат ленты. Давайте их сосчитаем. Сколько лент? Три ленты. Можно сказать. Что эти ленты одинаковые? Нет, эти ленты разные. У них разный цвет и длина. Покажите самую длинную ленту. Какого она цвета? Покажите самую короткую ленту? Какого она цвета? Какую ленту вы не показали?

Рассматривание картины «Швея»

Сегодня мы видели много разной одежды, а кто же ее делает? Вы знаете, кто шьет одежду? Посмотрите, на этой картинке нарисована швея — так называют человека, который шьет. Вот эта швея шьет юбку. Другая швея сшила мое платье. Еще другие швеи сшили вашу одежду.
А какими инструментами пользуется швея? Иголка, ножницы, швейная машинка.

Упражнение «Подбери ткань для одежды»

Вы уже знаете, какая бывает одежда, кто ее шьет, чем одежду шьют. А из чего шьют одежду? Одежду шьют из ткани. Вот перед вами кусочки различных тканей. Расстелите их ровненько перед собой и сверху наложите трафарет. Что получилось? Попробуйте поменять ткань. Теперь поменяйте трафарет. Покажите мне тот трафарет на ткани, который кажется вам самым красивым.

Пальчиковая гимнастика «Стирка»

Постираю чисто с толком
(Движения кулачками, имитация стирки)

Рубашку, кофту и футболку,
(Поочередное потирание всех пальцев)

Свитерок и брюки —
Устали мои руки.
(Встряхивание кистей рук)

Упражнение «Штриховка»

Возьмите карандаши и нарисуйте полоски на одежде.

Пальчиковое рисование «Раскрась одежду»

Детям предлагается самостоятельно выбрать себе модель одежды и раскрасить ее с помощью пальчиковых красок.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект открытого занятия “Одежда”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель: уточнение знаний по теме «одежда»; активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-упражнять детей в образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, в согласование прилагательных с существительными;

-совершенствовать умение в образование относительных прилагательных;

Коррекционно-развивающие:

– развивать словарь по теме «Одежда»;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать речевое дыхание;

-развивать диалогическую речь;

-развивать память, мышление, воображения;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам одежды, доброжелательность.

Оборудование: письмо с изображением Маши, Маша нарисованная, картинный материал «Как появилась одежда», картинка «хлопка» для развития речевого дыхания, картинный материал «Одежда», картинный материал «Антонимы», рисунки одежды для раскрашивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_odezhda.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи

Дата проведения: 15.12.2015 г.

Цель: уточнение знаний по теме «одежда»; активизировать словарь по данной теме.

-упражнять детей в образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, в согласование прилагательных с существительными;

-совершенствовать умение в образование относительных прилагательных;

– развивать словарь по теме «Одежда»;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать речевое дыхание;

-развивать диалогическую речь;

-развивать память, мышление, воображения;

-воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам одежды, доброжелательность.

Оборудование: письмо с изображением Маши, Маша нарисованная, картинный материал «Как появилась одежда», картинка «хлопка» для развития речевого дыхания, картинный материал «Одежда», картинный материал «Антонимы», рисунки одежды для раскрашивания.

– Здравствуйте, ребята! Посмотрите-ка, кто-то бросил нам в окно необычное письмо. Может это воробьишко пролетал и обронил. Может, кто письмо как мышку на окошко заманил? Интересно, кто же нам прислал письмо? ( показываю письмо на котором изображена Маша из мультфильма «Маша и Медведь»

«Здравствуйте ребята! Вы же знаете, какая я модница! Так вот, решила я открыть магазин и продавать одежду, но оказывается, так много нужно знать о ней, вы мне поможете узнать? Если да закрывайте скорее глаза!»

(Появляется персонаж Маша (нарисованная)).

-А вот и Маша, поздоровайтесь!

-Ребята, а вы знаете как появилась одежда?

-Молодцы! Давайте внимательно посмотрим и послушаем!

Одежда появилась в глубокой древности. С её помощью человек спасался от холода, палящего солнца и дождя! Первые предметы одежды он делали из шкур животных, на которых охотились. Позже люди научились создавать самые различные ткани: хлопок, шерсть, шелк…Хлопок получается из растений, шерсть – от домашних животных. Эти и другие ткани широко используют для пошива одежды. Предметы одежды делятся на женские, мужские и детские. Одежду, которую мы покупаем в магазинах шьют на фабриках. Чтобы превратить куски ткани и кожи в предметы одежды нужно потрудиться. В этом человеку помогает огромное количество разных умных машин и механизмов.

Люди носят одежду, что бы чувствовать себя комфортно: сохранить тепло своего тела в мороз, или наоборот защититься от летнего зноя. Какую одежду надеть, зависит от погоды, и от того, что человек собирается делать!

-Посмотрите! Маша принесла нам хлопок. Он вырос в далекой стране Индии. Там очень часто дует теплый ветер. (раздаются картинки с хлопком). Давайте подуем на хлопок теплым воздухом, а теперь прохладным.

-Молодцы! Ну вот вы и Маша узнали как появилась одежда!

-Ребята, Маша спрашивает, какую одежду можно продавать! Давайте ей расскажем и покажем! (логопед показывает картинки и развешивает их в три столбика «летняя», «зимняя», «осенняя и весенняя» (демисезонная)).

Летняя Зимняя Осенняя, весенняя

Платье Шуба Куртка

Сарафан Свитер Плащ

Шорты Варежки Пальто

– Посмотрите-ка, как я их разместила! Как вы думаете почему?

– Правильно! Потому что одежда бывает летняя зимняя, осенняя, весенняя. (Еще раз называют предметы одежды по сезонам)

– Посмотрите на картинки и скажите одежда какая?

Шуба из меха, какая? ………..(меховая)

Футболка из хлопка, какая. (хлопковая)

Варежки из шерсти, какие. (шерстяные)

Куртка из кожи, какая. (кожаная)

Платье из шелка, какое. (шелковое)

– Ребята, давайте вместе с Машей отдохнем!

Вот заходит Мойдодыр,

(ходьба на месте)

У меня с ним только мир.

(сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит

(руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита.

(сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)

Он пальцем больше не грозит,

(грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит.

(руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат

(загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят.

(поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет –

(поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет.

(голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

– Молодцы, а сейчас сыграем в игру «Скажи наоборот» , я говорю слово, а вы наоборот.

(застегнуть – расстегнуть, гладить – мять, повесить – снять, обуваться – разуваться).

– Ребята, Маша затрудняется и не знает как назвать одежду ласково.

Давайте поиграем в « Назови ласково».

На Машу мы оденем платье, а на Машеньку ……….(платьице)

На Машу мы оденем сарафан, а на Машеньку ……….(сарафанчик)

На Машу мы оденем юбку, а на Машеньку ……….(юбочку)

На Машу мы оденем шорты, а на Машеньку ……….(шортики)

На Машу мы оденем куртку, а на Машеньку ……….(курточку)

На Машу мы оденем шубу, а на Машеньку ……….(шубку)

На Машу мы оденем майку, а на Машеньку ……….(маячку)

– А теперь давайте поиграем с пальчиками!

Вышивает, шьет иголка,

К девочке на пальчик

А колоться ты не смей!

– Ребята, Маша хотела оформить журнал «Модная одежда». Она нарисовала модели одежды, но так торопилась к нам, что не успела их раскрасить. Поможем!? Выбирайте, что вы будете раскрашивать и каким цветом!

-Молодцы ребята! Маша очень рада за оказанную вами помощь!

– Маша, очень спешит, хочет быстрее заняться делом. Давайте скажем ей до свидание! А теперь положите ручки на стол, закройте глазки, опустите головки послушайте тишину. А теперь откройте глазки, поднимите головки! Скажите, о чем мы сегодня говорили ? Что нового узнали? Что понравилось больше всего?

– Мы сегодня много говорили об одежде. Когда человек красиво и опрятно одет, на него приятно смотреть. Когда нам очень нравится на ком – то одежда мы говорим комплименты или хвалим его. Мне нравится, как сегодня одет Антон. Я ему делаю комплимент. Антон, какая у тебя красивая рубашка! Посмотрите друг на друга. Сделайте комплимент кому вы хотите.
– Молодцы, спасибо! До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров.

Цель: Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть.

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. .

Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям – логопедам, воспитателям дошкольных обра.

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям.

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич.

Ссылка на основную публикацию