Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха

Методическая разработка логопедического занятия по развитию фонематического слуха
методическая разработка по логопедии на тему

Конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха

Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов, развитие речевого дыхания.

Оборудование: Магнитная доска, звуковые схемы слов, предметные картинки со звуком «С» , магнитные буквы, листы для индивидуальной работы, цветные карандаши, картонная Волшебная Снежинка.

Логопед говорит: «Ребята, я назову сейчас много разных слов, а вы догадайтесь, какой звук придёт сегодня к нам в гости на занятие?»

Логопед произносит ряд слов со звуком «С» : сок, санки, сабля, самолёт, Соня, Саша, оса, лиса, ананас, нос, квас, коса, … и т.д.

Дети угадывают и отвечают, что это звук «С» . На магнитной доске появляется буква «С» , открываются предметные картинки на звук «С» .

Введение в тему занятия

Логопед говорит: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить всё, что мы про звук «С» уже знаем».

Этап повторения пройденного материала

Логопед говорит: «Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «С» ?

В царстве гласных или согласных звуков?»

Дети отвечают, что это звук «С» – согласный.

Логопед: «Ребята, звук «С» умеет «шипеть» или «свистеть»?»

Дети отвечают, что это свистящий звук.

Логопед: «А где в слове может находиться (прятаться) звук «С» ?»

Дети отвечают: «В начале, в середине, в конце слова».

На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.

Логопед говорит: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук «С» стоит (прячется):

– в начале слова ( санки, сумка );

– в середине слова ( носки, лиса );

– в конце слова ( ананас, автобус )».

Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске закрепляются соответствующие звуковые схемы слов.

Обучающий этап. Развитие фонематического восприятия

Логопед говорит: «Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш звук «С» ».

  1. Развитие слухового внимания.

а). Воспроизведение слоговых рядов и цепочек.

Логопед: «Послушайте очень внимательно цепочку слогов со звуком «С» , запомните её и повторите за мной в таком же порядке (работа за экраном):

са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс са – ша – са – са

сэ – со – са – су эс – ос – ус – ас су – шу – су – су

сы – са – сэ – су ыс – эс – ос – ас ша – са – ща – ща

со – су – са – сы ос – ас – ыс – ус зо – со – зо – со

б). Запоминание слов на заданный звук.

Логопед: «Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова со звуком «С» :

Солнце село за селом;

Спят синицы, сойки спят,

Спит в воде усатый сом,

Видит сладкий, сладкий сон.

Спит лиса и зайка спит,

Ветер лишь один свистит».

2. Дифференциация похожих по звучанию звуков: С – З, С – Ш, С – Щ, С – Ц .

Логопед говорит: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук С » и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук «С» . Постарайтесь не перепутать наш звук «С» с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру: щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум, …».

А сегодня у зимы новоселье,

Пригласила она на веселье.

Дом построен из сугроба,

А какой он вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога,

А какой он ширины?

Вот такой ширины.

VI. Этап закрепления полученных на занятии навыков.

1. Развитие слухового внимания.

Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С» . У ворот сказочной страны нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок ».

2. Различение сходных по звучанию звуков.

Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите

на них и назовите только те слова, в которых есть звук «С» ».

Дети отвечают: « Сова, ананас, шесть, штангист ».

3. Развитие речевого дыхания и слухового восприятия.

Логопед: «Послушайте внимательно скороговорку и повторите её все вместе:

На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.

А кокосы высоко, а кокосы далеко».

VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент.

Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?»

Дети отвечают: «Согласный звук «С» ».

Логопед: «Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали!

Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок со снежинками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития.

занятия по логопедии.

Упражнения для развития фонематического слуха у детей.

Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха.

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему “Зимующие птицы&quot.

Памятка для родителей с играми для детей на развитие фонематического слуха.

Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха

Логопедическое занятие по развитию фонематического слуха никак не может носить разовый характер.

Нарушение фонематического слуха представляется мне очень серьезной проблемой речевых детей, что идеальным вариантом будет включение игр и заданий на развитие фонематического слуха в конспект каждого логопедического задания вплоть до поступления в школу.

Что же такое этот загадочный фонематический слух – приходится повторять родителям снова и снова.

Фонематический слух – это…

Существует физический слух, музыкальный и фонематический. Последний – это способность человека слышать и различать фонемы.

При несформированности подобного звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а нечто приблизительное. В самом сложном случае – лишь интонационную мелодику высказывания. А следовательно, и запомнит, повторит, а потом и напишет то, что услышал, с большими или меньшими ошибками.

В ситуации нарушенного фонематического слуха ребенок – немного иностранец, который не поймет высказывание на языке, пусть даже учит его, если оно произнесено быстро и невыразительно.

Из этого объяснения и рождается самое первое правило для родителей речевых детей – говорить медленно, четко, даже утрированно! Как для иностранца или инопланетянина…

Чаще всего нарушение фонематического слуха ярко проявляется по отношению к определенным звукам: С-Ц, С-Ш, Ш-Ж, но сейчас все чаще стали нарушаться и звуки раннего онтогенеза:, путаться и взаимозаменяться – Т-К, М-Н, В-Ф, Ф-С и т.д.

Развитие фонематического слуха у дошкольников – ювелирная работа и проводится поэтапно.

Формирование фонематического слуха

I этап. Неречевые звуки.

Начинают с неречевых звуков: дети учатся узнавать игрушки , предметы и музыкальные инструменты по звучанию.

II этап. Направление, сила и тембр голоса.

Усложняя задания, просят детей определить направление звука, его силу и тембр. На практике это не трудно.

Берут, скажем, две игрушки – большого и маленького мишек. И ребенок, отвернувшись, должен угадать какой медвежонок его звал – грубым голосом большой или тоненьким – маленький.

Ролевые сказки, такие как Колобок или Теремок тоже можно использовать в этих же целях, прося ребят угадать по голосу – кто из героев говорит.

III этап. Формирование слухового внимания.

Здесь обычно используют игру «Правильно-неправильно», обучая детей реагировать на чужие ошибки.

Логопед называет слова правильно и с заменой некоторых звуков, дети подают любой знак – хлопают, топают, если правильно:

тапки-папки-лапки-тапки-запки-сапки-тапки и т.д.

IV этап. Формирование фонематического слуха с опорой на гласные звуки.

Тщательным образом объясняется артикуляция каждого звука, к каждому звуку подбирается и закрепляется картинка-символ, например: У – поезд гудит, И – мышка пищит.

Я привожу пример видео задания на различение гласных И- Ы в словах. Использую и картинки-символы, и буквы для зрительного анализатора. Ребенок показывает нужную картинку и букву, в зависимости от услышанного звука.

V этап. Формирование фонематического слуха с опорой на согласные звуки.

Опять видео пример. Так наглядней и для детей, и для взрослых. По моим роликам родители с удовольствием закрепляют дифференциацию звуков дома.

Понятно, что я перечисляю в статье эти этапы коротко. Подробно развитие фонематического слуха могло бы вылиться в целый сайт или курс на эту тему.

Итак, после работы с согласными развитие фонематического слуха плавно переходит в развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Игры на развитие фонематического слуха на данном этапе могут быть такими:

1. Определение наличия выбранного для работы звука в слове.

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

6. Определение места выбранного звука в слове: начало, середина, конец.

– различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

– построение моделей (схем).

Данные схемы полностью моделируют процессы, необходимые для письма – услышать, распознать все звуки в слове в определенной последовательности и зашифровать их в другом виде. В схемах – в виде специальных обозначений, а при письме шифровка заключается в переводе звука в его графический эквивалент – букву!

Вообще, развитие фонематического слуха так важно, что обязательно должны быть консультации для родителей, где бы проблема доносилась до понимания взрослых. Ведь, ощущение, что правильное звукопроизношение – это достаточная причина логопеда больше не посещать – обманчиво. В школьной жизни нарушенный фонематический слух послужит возникновению ошибок чтения и письма, которые можно предотвратить в дошкольном возрасте.

Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха у детей старшей группы с использованием театрализованной деятельности
Тема: «Путешествие с колобком»

К.о.з.: вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждая эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание сказки и принимать участие в ней.

К.р.з.: активизация речевой деятельности. Развитие фонематического слуха, тонкой и общей моторики, слухового внимания, зрительного внимания, творческого воображения, подражательности.

К.в.з.: формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.

Материал к занятию: ёлочки разной высоты, комочки ваты, бумажные снежинки.

Игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

Мультимедийное устройство показ на нём силуэтов животных: зайца, волка, медведя, лисы и лошади. Показ картинок: лес, ветер, снег, сова, синичка, воробей, ворона, волк.

Предметы: зонтик, ленточка, варежки, мелки.

Коврики для выполнения релаксации, игрушечные резиновые ёжики для выполнения массажа кистей рук.

Магнитофон, кассета с записью звуков природы.

Ход занятия:

Организационный момент.

– Дети, я очень рада вас видеть.

Приветствие.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю я вам « Привет!».

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

(Дети садятся на стулья, поставленные в ряд.)

Педагог: – Дети, вы любите путешествовать? (Да, любим.)

– А сказки любите? (Да.)

– Тогда давайте отправимся в путешествие в сказочный зимний лес, нас там ждёт очень знакомый вам, герой. Он приглашает нас в свою сказку. Нам надо на чём – то путешествовать. А давайте поедем на волшебном паровозике? Согласны? (Да.)

Приготовьте руки, сделайте их хоботком. Вероника, ты будешь машинистом, объявляй:

Машинист: – Осторожно, двери закрываются.( ууууу… не громко, без напряжения)

Педагог: – И закрутились колёса (Руки согнуты в локтях, круговые движения руками в такт словам.).

Поезд мчится и шипит

И колёсами стучит.

Дети: – Чух – чу, чух – чу.

Я лечу, лечу, лечу.

Я качу,качу, качу.

Педагог: – Ну, вот мы и подьехали к лесу. (Дети садятся на стулья.)

– Какой красивый зимний лес. Всё покрыто снегом, снег искрится на солнышке. Зелёные ёлочки стоят в снегу. А это, кто лежит под ёлочкой? (Колобок.)

– Дети, поздоровайтесь с колобком (здравствуй колобок).

Педагог: – Дети, колобок очень весёлый, любит задавать вопросы и отвечать на них, но он может ошибаться, поэтому вы, будьте внимательны и если колобок ошибётся, вам нужно помочь ему, исправить его ошибки. Хорошо? (Да.)

И так, испекла бабушка колобок и поставила его студить на окошко. Полежал колобок, полежал, выпрыгнул в форточку и покатился по снежной дорожке. И прикатился колобок в лес, на снежную полянку. Остановился и слушает. Давайте поможем колобку, расскажем какие звуки можно услышать в лесу.

– Как шумит лес? (шшш…)

– Как свистит ветер? (ссссс)

– Как скрипит снег под ногами? (сссс)

– Как ухает сова? (ууууу)

– Как поёт синичка? (зинь – зинь – тан – 2 раза)

– Как чирикает воробей? (чик – чирик)

– Как каркает ворона (кар – кар)

– Как воет волк? (ууу)

– Дети, давайте поиграем в игру: «Испечём колобок».

Пальчиковая гимнастика.

1. Покажем, как бабушка собирала муку для колобка (широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак).

2. Месим тесто – дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке.

3. Раскатываем тесто – трут ладошкой о ладошку.

4. Лепим колобок – кладут ладонь на ладонь и сжимают их, меняя при этом положение рук, накладывая сверху, то правую, то левую руку.

Молодцы, ребята, колобку понравилась игра.

– А теперь, колобок просит вас догадаться, каких зверей он вам покажет . Силуэты: волк, лиса, заяц, медведь, лошадь – показ на экране.

Педагог: – Колобок говорит, что всех этих зверей он встретил в сказке. Правильно? (Нет.)

А, кто лишний? (Лошадка.)

Дети, вспомните, кого повстречал колобок первым? (Зайчика.)

Правильно, зайчика. А вот и зайчик, давайте поздороваемся с зайчиком. (Здравствуй, зайка.)

– Ребята, зайчик какой – то грустный, видимо что – то случилось, давайте спросим?

Дети: – Что с тобой зайка?

Педагог: – Ой, дети, он оказывается простудился, ел снег. Давайте оденем зайку, чтобы он согрелся. (Педагог надевает зайке шубку.)

Дети хором: – Шубка – шубейка, зайку согрей – ка.

Педагог: – Ну, вот зайка согрелся и говорит вам, спасибо. А мы, давайте скажем зайке, чтобы не простужался.

Ребёнок: – Зайчик – побегайчик, больше по сугробам не бегай, снег не ешь. Дети хором: – До свиданья, зайка.

Педагог: – Покатился колобок дальше, а навстречу ему серый волк. Покажите, какой он страшный (дети показывают). Волк спрашивает у вас, какой первый звук в его имени (звук – в).

Массаж кистей рук (самомассаж с помощью резинового ёжика)

– Дети, потрогаем колючки у ёжика. Возьмите сначала одной рукой, потом второй, вот так – показывает педагог (дети попеременно, то правой, то левой рукой сжимают резинового ёжика).

Катится колобок и видит кого – то: большой, неуклюжий, в берлоге сидит. Колобок говорит, что это заяц. Правильно он описал зайца? (Нет, это медведь.)

Педагог: – Наших ребят не проведёшь, они знают, что это медведь. Давайте поздороваемся с мишкой (здравствуй, мишка).

– Медведь говорит, что он очень проголодался и с удовольствием съел бы колобка. Давайте попросим медведя:

Дети: – Не ешь мишка колобка, лучше давай мы тебе чем-нибудь поможем.

А, пока мишка придумывает нам задание, мы немножко отдохнём.

Физкультминутка.

Игровое упражнение «Повторяйте»

Дети, давайте сделаем колобок, он у нас весёлый, любит катиться по дорожке. Возьмитесь за руки и покатимся по дорожке.

1. Колобок встретил зайку, он мягкий и любит прыгать (прыгают).

2. Колобок встретил волка, а волк злой и любит бегать (дети бегут друг за другом).

3. А теперь идёт медведь, он большой и неуклюжий (ходят – руки в стороны).

4. А лиса хитрая, рыжая, ходит на носочках (идут на носочках).

Педагог: – Ну, мишка придумал для нас задание? Ты, что такой растерянный? Ребята, оказывается у него в стихах перепутались звуки, давайте поможем ему. Я буду читать стихи, а вы будете подсказывать, какой нужно поставить звук, чтобы было правильно.

1.Ой! Кричат вокруг хозяйки, в огород забрались шайки (нет зайки).

2. Здесь хорошее местечко, протекает рядом печка (нет речка).

3. Слёзы льются у Оксанки, у неё пропали банки (нет санки).

4. Мишка спрятался под горку и грызёт тихонько норку (нет корку).

5. Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки (нет лапки).

– Дети, мишка благодарит вас за помощь, теперь он будет спокойно спать.

Дети: – До свиданья, мишка.

Педагог: – Покатился колобок дальше, вдруг видит кто – то тихонько крадётся, к земле пригибается, а сама пушистая, золотистая, на груди жилет, на шее белый галстучек. Кто это, ребята? (Лисичка.)

– Правильно, лисичка. А какой характер у лисы? (Хитрая, злая, коварная.)

– Лисичка хочет съесть колобка.

Дети: – Не ешь, лисичка, колобка.

Педагог: – Дети, лисичка не будет есть колобка, если вы скажите с какого звука начинается её имя. (Со звука-ль.)

Педагог: – Дети, в русской народной сказке лиса съела колобка, а у нас сказка со счастливым концом, потому что вы, помогли колобку. Давайте на прощанье подарим зверюшкам, подарки. Смотрите, что у меня есть (показывает).

Дети выбирают предметы, название которых начинается с такого же звука, как и имя героя.

Педагог: – А лесные зверюшки и колобок, вам тоже передают кое – что. Смотрите, это вкусные лесные орешки.

Дети: – Спасибо! До свидания!

Педагог: – Нам пора возвращаться домой.

И закрутились колёса (руки согнуты в локтях, круговые движения руками в такт словам).

Поезд мчится и шипит

И колёсами стучит

Я лечу, лечу,лечу.

Я качу, качу, качу

Вот , мы и дома. Дети, вам понравилось наше путешествие? (Да.)

– Что, мы делали? (Мы думали, мы говорили, мы играли.)

– Дети, вы молодцы.

Релаксация.

Дети сидят на ковриках скрестив ноги, закрыв глаза и слушают звуки природы.

Дети, пройдите и сядьте на коврики, закройте глаза и послушайте звуки природы.

Откройте глаза. Медленно встаньте. Глубоко вдохните и выдохните.

Педагог говорит слова, а дети выполняют действия, согласно текста.

Вместе хлопнули в ладоши, (хлопают)

Дружно топнули ногой. (топают)

Всё, во что мы, здесь играли (слушают)

Мы запомнили с тобой. (слушают)

До свиданья всем сказали (говорят: «До свиданья»)

Конспект занятия по формирования фонематического слуха в средней группе на тему: «Путешествие в город гласных»

Конспект занятия по формирования фонематического слуха в средней группе на тему: «Путешествие в город гласных».

– Закрепить навыки правильного произношения звуков А, У, И.

– Закрепить понятие «гласный» звук.

– Дифференцировать звуки А, У, И.

– Совершенствовать навыки слияния гласных.

– Формировать подвижность и координацию движений органов артикуляции.

– Учить владеть своим голосом.

– Развивать фонематическое восприятие.

– Развивать общую и мелкую моторику.

– Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности.

Оборудование: Карточки-символы к гласным звукам (большой кружок (А), маленький кружок (У), горизонтальный узкий овал (И),шарики СУ Джок, картинки (арбуз, уточка, индюк, автобус, иголка, улитка, апельсин), 3 красных домика, 5 карточек с символами двух гласных звуков, картинки (птичка, жеребенок, ослик девочка кричит Ау, малыш плачет) .

Логопед: К нам пришла кукла Аля. Она приглашает нас в гости к гласным. Ребята, давайте расскажем кукле Але, какие гласные звуки мы с вами знаем (А, У, И).

Путешествие наше долгое, но прежде чем отправиться в гости, мы потренируем наши язычки. Сели тихо все за столы, взяли в руку зеркало и приготовились выполнять упражнения. А кукла Аля будет за нами наблюдать.

2. Артикуляционная гимнастика.

«Бегемотик» – широко открыть рот и закрыть (Шире ротик открываем в бегемотиков играем…)

«Лягушка» – улыбаться, не показывая зубов. (Тянем губки прямо к ушкам, как веселые лягушки…)

«Заборчик» – улыбаться, показывая сомкнутые зубы.

«Слоник» – сомкнутые губы вытянуть трубочкой. (Подражаю я слону, губы хоботом тяну…)

3. «Путешествие в город гласных».

Логопед: Теперь мы готовы отправиться в гости к гласным звукам, и с собой возьмем подарки. (Логопед берет конверт с картинками: апельсин, арбуз, уточка, улитка, иголка, индюк). Чтобы быстрее добраться до города гласных мы все встанем и произнесем волшебные слова. (Логопед показывает как действовать).

Вокруг себя покружись

И в городке окажись.

А теперь вместе со мной:

(Дети встают в круг и произносят волшебные слова вместе с логопедом).

Логопед: Вот мы и очутились в городе гласных звуков. Посмотрите, тут все дома красные, как думаете, почему?

Дети: Потому что гласные звуки обозначаются красным цветом.

Логопед: Давайте мы посадим куклу Алю рядом с домиком и внимательно посмотрим, какие звуки живут в домиках и кто там выглядывает из окон. (Логопед предлагает рассмотреть изображения и угадать, какой звук произносит каждый из них, как кого зовут и объяснить свой ответ). – Как вы думаете, какой звук живет в первом домике? Правильно – это звук А. Давайте вместе произнесем ААААА. И так с каждым звуком.

Логопед: В страну гласных звуков мы приехали с подарками. Надо внимательно посмотреть на картинку и подарить ее тому гласному с которого начинается название картинки. Например, у меня на картинке нарисован автобус. Слово автобус начинается со звука [а]. Эту картинку я поставлю рядом с домиком А.

(Дети дарят подарки, затем идет разбор о правильности подарка того или иного ребенка). Мы с вами молодцы – у домика со звуком [а] стоят картинки, которые начинаются со звука [а]. У домика со звуком [у] – картинки, начинающиеся со звука [у]. У домика со звуком [и] – картинки, начинающиеся со звука [и].

А теперь мы немного поиграем. Вот стоит красивая коробочка, а в ней шарики. Они тоже красного цвета. Возьмите по одному шарику и встаньте в круг.

4. Упражнения с СУ – Джок шариками.

Логопед: (Выполняются движения в соответствии с текстом)

Это шарик не простой, (любуемся шариком на левой руке)

Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем (шарик катаем вертикально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем (шарик катаем горизонтально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

В ручку правую возьмем,

В кулачок его сожмем.

Раз сжимаем, два сжимаем,

Шарик мы не выпускаем. (то же самое с левой рукой)

Мы положим шар в коробку

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясем свои ладошки

И немножко отдохнем.

5. Упражнение «Прочти и назови».

Логопед: Гласные звуки приготовили вам игру. Она называется «Кто как кричит». На столе лежат карточки с двумя символами гласных. На доске картинки. Вы должны прочитать эти карточки и угадать, кто как голос подает.

Например: Карточка с большим и маленьким кругом читается как «АУ! » – это девочка в лесу кричит.

Карточка с узким овалом и маленьким кругом ИУ – это птичка поет.

Карточка с двумя узкими овалами ИИ – жеребенок голос подает.

Карточка с узким овалом и большим кружком ИА – ослик кричит.

Карточка с маленьким и большим кружочком УА – малыш плачет.

6. Фоноритмика на гласные звуки.

А теперь споем песенки звуков. Встаньте удобно, на расстоянии друг от друга.

«Ааа-аа! » – солнцу рады мы всегда! (дети на уровне плеч разводят руки в

«Уу-ууу! » – по дорожке вдаль бегу! (делают руками дорожку вперед)

«Ии-ии! » – вверх по лестнице беги! (руки вверх, сжав кулаки и выставив

Логопед: Жители остались очень довольные тем, как хорошо вы их знаете и благодарят вас.

Теперь пора нам возвращаться в Д/С, а кукла Аля еще хочет погостить у своих друзей.

(Логопед вместе с детьми произносят волшебные слова и возвращаются в детский сад.

Вокруг себя покружись

И в детском садике окажись.

Логопед: Понравилось вам наше путешествие?

А хотели бы вы ещё раз побывать в гостях у гласных звуков?

С какими гласными мы с вами сегодня встречались?

комплекс занятий по развитию фонематического слуха в средней группе

Занятие 1

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. У каждого ребенка бабочка из гуммированной бумаги (диаметр — 3см) на нитке длиной в 8см; картинка, в названии которой есть звук «с» или «сь»; фланелеграф; синий и зеленый кружки.

Ход занятия

Упражнение «Подуем на бабочку»

Воспитатель дает каждому ребенку по одной бабочке. Предлагает взять нитку в руки, приблизить бабочку к губам и подуть: «Ф-у-у-у». Упражнение повторить с перерывом 4—5раз.

Игра «Насос» (в кругу)

Воспитатель. Большой насос надувает большой мяч: «С-с-с»; маленький насос надувает маленький мяч: «Сь-сь-сь». Давайте надувать большой мяч (дети имитируют работу насоса, произносят:«С-с-с» и делают большой круг), маленький мяч (произносят: «Сь-сь-сь» и уменьшают круг).

Упражнение «Какой звук в слове?»

Воспитатель. Мы пели песенки большого и маленького насосов. Их песенки похожи на звуки в словах: «с» — большой братец, «сь» — маленький братец.

Детям раздают картинки (примерный их перечень: сумка, лист, снеговик, самолет, синица, капуста, санки, василек, сирень, поросенок, гусь, лисенок, велосипед, месяц…).

Воспитатель. В названии ваших предметов есть звуки «с» или «сь». Послушайте, как я назову предметы: «Ссссоба-ка — звук «с», «сссиничка» — звук «сь».

— Теперь вы будете называть свои предметы и говорить, какой звук есть в этом слове.

Дети по очереди выходят к доске, называют предмет, определяют наличие того или иного звука и ставят картинку на фланелеграф после синего (звук «с») или после зеленого (звук «сь») кружка.

Затем один ребенок называет все слова со звуком «с», другой — со звуком «сь».

Занятие 3

Программное содержание. Развивать речевое внимание и фонематический слух детей.

Материал. Большой и маленький кружки любого цвета; фланелеграф исиний и зеленый кружки; картинки, изображающие зайца, корзину, забор, землянику, козу, розу, зебру, зеркало, зонт.

Ход занятия

Игра «Колокольчики»

Дети делятся на две группы — большие и маленькие колокольчики. Онвстают друг против друга.

Воспитатель. Большие колокольчики звенят: «Дзззынь-дзззынь-дзззынь»; маленькие звенят: «Дззззинь-дззззинь-дззззинь» (дети повторяют звукосочетания). Если я покажу большой кружок, запоют большие колокольчики, маленький — запоют маленькие колокольчики.

Воспитатель в произвольном порядке показывает кружки, а дети имитируют игру на колокольчиках и поют соответствующие песенки по 3 раза. Затем меняются ролями, и игра повторяется.

Упражнение «Какой колокольчик звенит?»

Воспитатель. Когда вы пели песенки больших колокольчиков, то долго произносили звук «з» — «дзззынь», когда пели песенки маленьких колокольчиков, то долго произносили звук «зь» — «дззззинь». Звуки «з» и «зь» — братцы. «3» — большой братец, а «зь» — маленький братец.

— У меня на фланелеграфе картинки, в их названиях есть эти звуки. Послушайте, как я буду произносить слова, чтобы вы отчетливо слышали песенки колокольчиков: зззайка. Какой звук я в слове долго тянула? («3».) Это большой или маленький братец? (Большой.) Я поставлю картинку после синего кружка (дети повторяют слово с выделением звука). Слушайте: «Корзззина». Какой звук я долго тянула? («Зь»; дети повторяют слово, и воспитатель ставит картинку после зеленого кружка.)

Затем по очереди вызываются дети, они называют предметы с выделением этих звуков, характеризуют их — большой или маленький братец, ставят после соответствующих кружков.

Один ребенок называет все слова со звуком «з», другой — со звуком «зь».

Занятие 5

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат детей.

Материал . Мяч; фланелеграф и картинка (по одной на каждого ребенка), в названии которых есть звуки «л» и «ль»; синий и зеленый кружки.

Ход занятия

Упражнение «Сделай желобок»

Порядок выполнения упражнения указан в конспекте занятия 20 (для средней группы).

Упражнение нужно повторить с перерывами 5—6 раз.

«Скажи, как я» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2—3 раза с выделением звука.

Упражнение «Найди братца»

Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.

Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» — маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет),теперь со звуком «ль» (проверяет).

Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль».

Занятие 7

Программное содержание . Развивать фонематический слух и речевое дыхание, речевой аппарат детей.

Материал . Фланелеграф и картинки: мышка, самолет, матрешка, ромашка, дом, мячик, змея, помидор зеленый и синий кружки; фишки-игрушки (30—40 шт.).

Упражнение «Прокати снежный ком»

Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 6.

Упражнение «Индюк дразнится»

Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 10.

Упражнение «Найди братия»

Воспитатель (выставляя на фланелеграфе картинки). В названии этих предметов есть звуки-братки «м» и «мь».

По очереди дети называют предмет, произнося слово с выделением одного из заданных звуков, и ставят картинку после синего («м») или зеленого («мь») кружков.

Один ребенок называет все слова со звуком «м», другой — со звуком «мь». Картинки убираются.

Игра «Назови слова»

Воспитатель предлагает детям назвать слова со звуком «мь», затем со звуком «м» (за каждое слово дается фишка-игрушка). В конце игры определяется победитель.

Занятие 9

Программное содержание . Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевой аппарат детей.

Материал. Мяч.

Ход занятия

Упражнение «Маятник»

Упражнение дано в занятии 18 (младшая группа). Его следует выполнить 4-5 раз, а после короткого отдыха еще 4—5 раз.

Игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют последнее слово в каждое предложение.

Я хотел устроить бал

И гостей к себе… (позвал).

Я взял муку и взял творог,

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не… (идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек… (откусил).

Потом придвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту…(съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек не… (нашли).

Игра «Назови братца» (в кругу с мячам),

Воспитатель. Вы знаете, что у звуков есть братцы: у большого братца — звука «р» — маленький братец — звук «рь», у большого братца — звука «б» — маленький братец — звук «бь». Я буду вам бросать мяч и называть большого братца, а вы назовете маленького братца и перебросите мяч мне.

В случае затруднения воспитатель сам называет маленького братца, а ребенку дает новое задание.

В игре должны принять участие вес дети.

Занятие 11

Программное содержание . Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевой аппарат и дикцию детей.

Материал. Мяч; фишки-игрушки (30-40 шт.).

Ход занятия

Упражнение «Оближем губы»

Упражнение выполняется с приоткрытым и достаточно широко раскрытым ртом. Повторить по 5—6 раз.

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на одном выдохе.

Еле-еле Лена ела,

Есть от лени не хотела.

Воспитатель говорит, что сегодня скороговорку про Лену будут читать на одном выдохе.

Дети хором вместе с воспитателем читают скороговорку два раза, затем ее индивидуально читают 5—6 детей.

Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово.

В игре должны принять участие все дети.

Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет), его ловить нельзя.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 детей-победителей.

Игра «Назови слова»

Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «ж» (за каждое слово дается фишка). В конце игры определяется победитель.

Занятие 13

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, речевой аппарат и дикцию ребенка.

Материал . Фланелеграф и картинки: барабан, белка, волк, вилка, гитара, гриб, дом, девочка, зонт, зеркало, кукла, кит.

Ход занятия

Упражнение «Индюк дразнится»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 10 (для средней группы). Упражнение выполнить 3-6 раз.

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох.

Дай дойти до дому

Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2—3 ребенка индивидуально.

Упражнение «Назови первый звук слова»

Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

Занятие 15

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. По одной картинке на ребенка: картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; столько же картинок, названия которых начинаются с мягкого согласного.

Ход занятия

Упражнение «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям «понюхать» цветок — вдох через нос, выдох через рот; на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х-х».

Упражнение повторить 5—6 раз. Потом сначала тихо, затем громче и громче дети вместе с воспитателем говорят: «Как хорошо пахнет цветок — ах!»

Чтение чистоговорки

Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдоха (по две строки на выдох).

Чок, чок, каблучок

Наступил на сучок,

Чок, чок, каблучок.

Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.

Игра «Найди братца»

Воспитатель раздает детям картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; на ковре или столе выкладывает картинки, названия которых начинаются с парного — мягкого согласного.

Воспитатель. Посмотрите, что у вас нарисовано. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово. Ваши маленькие братцы гуляют на поляне(показывает на ковер). Найдите их.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети самостоятельно или с помощью воспитателя не найдут нужную картинку. Ребенок, который первым подберет пару, выигрывает

Занятие 17

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и дикцию детей.

Материал . Мяч.

Ход занятия

Чтение чистоговорки

Дети выучивают скороговорки и затем читают их на два выдоха.

Ручеек, ручеек, дай водички на чаек.

Мы чаек горячий будем пить на даче.

Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет согласный звук (твердый или мягкий), ребенок называет его пару и перебрасывает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.

Звуки-товарищи «Г» и «К» (рассказ «Как кукушка голос потеряла»)

Воспитатель читает детям рассказ «Как кукушка голос потеряла»:

«Пошел Ваня в лес послушать, как поет кукушка. Идет по лесу, слушает, а кукушка все не поет.

«На высоком на суку, где ты прячешься?» — спрашивает мальчик. Кукушка отвечает издалека: «Ку-ку, ку-ку».

Ваня спрашивает: «Кукушка, кукушка, ты что так тихо поешь?» Кукушка подлетела поближе и запела громче: «Ку-ку, ку-ку».

А Ваня шутит: «Все равно не слышу». Тогда кукушка как запоет звонко, громко: «Гу-гу, гу-гу».

Услыхал такую песенку мальчик и засмеялся».

Воспитатель. Почему он засмеялся? (Дети отвечают, что кукушка пела не свою песенку.) Кукушка перепутала в песенках звуки «к» и «г». «Г» произносится с голосом, звонко (дети проверяют); «к» произносится без голоса, не звонко (дети проверяют). Звуки «г» и «к» — товарищи. Какие еще звуки-товарищи вы знаете? («Ж» и «ш».)

Занятие 19

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал . Картинки, подобранные так, чтобы можно было составить пару предметов, которые начинаются с одинаковых звуков (сумка — солнце, бегемот — белка, вилка — вишня, воробей — волк, груша — гриб, лебедь — лиса).

Ход занятия

Игра «Найди пару»

Одну из пары картинок воспитатель дает ребенку, другую кладет на стол или ковер.

Воспитатель. Вы должны найти предмет, название которого начинается с того же звука, что и ваше слово.

По сигналу «Найди пару» дети находят пару к своей картинке.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, отмечает победителей — тех, кто быстрее выполнил задание.

«Что случилось с погремушкой?» (звуки-товарищи «3» и «О»)

Воспитатель. Послушайте, что однажды произошло. Играла девочка в погремушку. «З-з-з», — пела погремушка (дети повторяют). Но вдруг она упала и разбилась. Девочка начала в нее играть, а погремушка поет: «С-с-с» — потеряла голос.

Когда погремушка была целой, она пела звонкую песенку. Проверьте.

Когда она разбилась, то как она пела? Звонко? Проверьте.

Звуки «з» и «с» — звуки-товарищи. «3» произносится звонко, с голосом, а «с» — не звонко, без голоса.

Какие еще звуки-товарищи вы знаете? («Ж» — «ш»; «г» — «к»).

Занятие 21

Программное содержание. Развивать фонематический слух детей, работать над темпом речи.

Ход занятия

Игра «Карусель» (в кругу)

Воспитатель произносит текст, дети совершают указанные в нем действия.

«Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели (дети бегут по кругу).

А потом быстрей, быстрей, все быстрей, быстрей, быстрей (темп ускоряется).

Тише. Тише, тише, тише (темп замедляется).

Карусель остановите (дети останавливаются).

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра (дети качают руками вниз-вверх и опускают их)».

Игра повторяется 2 раза.

Звуки-товарищи «В» и «Ф» (рассказ «Валя-Валюша»)

Воспитатель рассказывает детям историю:

«У Вали рос фикус. Она ухаживала за ним, поливала водой. Но однажды она забыла полить фикус, и ей приснился сон, что фикус завял и говорит ей: «Фалечка, Фалечка, полей меня фодичкой». Проснулась Валюта, подошла к окну и полила фикус. Больше она не забывала его поливать».

Воспитатель. Почему фикус называл девочку Фалечкой и попросил полить его фодичкой? (Если дети не смогут ответить, что фикус потерял силу, перепутал звуки, это объясняет воспитатель).

У него не было сил, голоса, поэтому он вместо звонкого звука «в» говорил не звонкое «ф» (дети проверяют). Звуки «в» и «ф» — товарищи, «в» — звонкий звук, произносится с голосом, а «ф» — не звонкий звук, произносится без голоса.

варищи. («Ж» — «ш»; «з» — «с»; «г» — «к».)

Занятие 23

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое дыхание и речевой аппарат детей.

Ход занятия

Упражнение «Болтушка»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 12 (для средней группы). Повторить 5—6 раз.

Чтение считалочки

Смотри предыдущее занятие.

Звуки-товарищи «Б» и «П» (сказка «Ягненок и котенок»)

Воспитатель рассказывает детям историю:

«Пошел ягненок гулять, звонко поет свою песенку: “Бе-бе-бе-бе…”. Встретил он маленького котенка. Очень котенку понравилась песенка ягненка. Захотел он так же спеть, но у него получалось: “Пе-пе-пе”.

Игры на развитие фонематического слуха для дошкольников 5-6-7 лет

Дидактические игры для дошкольников для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. Представленные в статье задания и упражнения подойдут для копилки воспитателей, логопедов, родителей. Перед тем, как дать практический совет об играх на развитие слухового восприятия речи, поговорим о том, что такое фонема, и как фонематически слух связан с уровнем обучаемости детей.

Фонема

С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.

Например, в слове ДОМ три фонемы , , . Не путайте фонематические единицы со звуком, это не одно и тоже. Понять, почему так происходит, можно на простом примере: в слове ЯГОДА 5 фонем , , , , , но 6 звуков [Й], [А], [Г], [А], [Д], [А].

Одна буква или звук могут выражаться разными фонемами, например, на севере Г произносится как взрывной, а на юге — фрикативно с призвуком Х, но оба варианта артикуляции представлены в виде фонемы .

Многие преподаватели считают, что практической пользы от этих знаний для детей школьного и детсадовского возраста нет, но эту точку зрения нельзя назвать однозначно верной. В первом классе от детей требуется навыка различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Основы данного навыка закладываются в раннем возрасте, когда дети на слух различают слова мама – Маша, зима – Сима и т.д. Для анализа услышанной речи нужно уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.

На заметку! Игры на развитие фонематического слуха родители проводят с детьми с самого рождения, сами того не осознавая. Разговоры, песни, сказки, шумные игрушки подготавливают малыша к собственной речи, восприятию чужих высказываний и анализу отдельных звуков, слогов.

Фонематический слух

Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.

При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:

  • путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
  • совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
  • пропускает слоги в словах;
  • не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
  • не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).

В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:

  • дисграфия;
  • дислексия;
  • низкая скорость чтения, письма.
  • ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.

Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.

На заметку! Игры для развития фонематического слуха у дошкольников эффективнее проводить в возрасте 5-6 лет. Этот период, по мнению психологов и педагогов, наиболее благоприятен для коррекции слухового восприятия речи.

Простые и интересные игры для развития фонематического слуха не утруждают детей. Используйте любые из перечисленных игр упражнений ежедневно. Уже через месяц результаты работы будут заметны родителям, окружающим.

На заметку! В качестве контроля эффективности занятий на формирование фонематического слуха у ребенка после месяца тренировок проведите с дошкольником такой тест: говорите некоторые известные ему слова неверно. При слабо развитом речевом слухе ребенок не обратит на вашу ошибку внимание. Если исправит ваше высказывание, сделает замечание, можете поставить ему и педагогу “5”за качественный труд.

Тишина

Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.

Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.

Лови звук

Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет.

Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

Хлопай-топай

Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш] дошкольник топает, а на звук [ж] хлопает в ладоши.

Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать телодвижениями.

Поймай слог

Игра на развитие фонематического слуха, переключаемости внимания у детей 5-6 лет. Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧУ. Педагог произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог ЧУ.

Лови слово

Упражнение формирует высокий уровень внимания, развивает умение различать слоги и звуки изолированно, в окружении других фонем.

Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда дошкольник слышат нужное слово, хлопает в ладоши.

Эту игру на развитие фонематического слуха можно проводить с несколькими детьми в возрасте средней группы ДОУ. Сначала расскажите воспитанникам, что такое эхо, как оно “работает”. Потренируйтесь вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах.

Когда роли распределены, оставьте детей играть самостоятельно, без ваших подсказок. Путник говорит простые слова, слоги, а “эхо” повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.

Поймай песенку

Игра подходит для детей с недоразвитием внимания, со слабым навыком слышать звуки в составе слога, слова. Педагог задает проблемный для воспитанника звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные.

Возьмем для примера, фонему Б. Педагог должен называть ряд слов с заданным звуком и без него: банка, шубка, соска, папка, барабан, пулька, булька и так далее. Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, если услышал нужный звук.

Громко-тихо

Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.

На заметку! Дифференцированные движения и музыкальную композицию рекомендуется менять на каждом занятии.

Высоко-низко

Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан или тромбон, дети приседают. На громких звуках — двигаются на цыпочках.

Скажи, как я

Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют.

На заметку! Для упражнения “Скажи, как я!” выбирайте слова и звуки, с произношением которых у детей наибольшие трудности.

Разложи правильно

Приготовьте карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. И в дополнении к этой картотеке распечатайте изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Ребенок должен их соотнести. Например, приложить к изображения зонта карточку с буквой З, к слону — С. В результате получится несколько кучек карточек.

Через 2-3 занятия с карточками предложите детям раскладывать картинки по другим принципам:

  • находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова;
  • классифицировать слова по количеству слогов;
  • самим придумывать слова на заданную букву, например, устно разложить названия всех предметов, которые находятся в комнате.




Звуковое лото

Игра проводится в группе ( не менее 2 человек и ведущий). Подходит для детей ужу знакомых с буквами, или может сочетаться с занятиями по изучению азбуки.
Для игры нужно подготовить:

  • Лото с картинками (звери, птицы, предметы).
  • Пустые карточки.

Сначала проведите подготовительную работу. Выясните, какие буквы знакомы дошкольникам, объясните, что согласные звуки могут быть мягкими-твердыми, глухими-звонкими, покажите, как правильно их произносить. Потом раздайте детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек.

Называйте любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спросите, у кога в названия нарисованных предметов есть такой звук. Дети поднимают руки и повторяют: “У меня з-з-зебра!”. И закрывают правильную картинку пустой карточкой. Победит тот, кто быстрее заполнить поле.

Важно! Следите, как дети проговаривают слова, отдельный звуки. Сочетайте игру с артикуляционной тренировкой и коррекцией произношения.



Слоговой поезд

Задание на развитие умения делить слова на слоги. Приготовьте карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Для дошкольников 5-6 лет берите слова из 2-3 слогов, для школьников 6-7 лет — из 3-4.

Путаница

Дети с дефектом фонематического слуха в речи путают звуки, игра путаница поможет справиться с этим недостатком. Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом.

Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным:

Мы пришли кататься на большую Корку.
На болоте много скользких Мочек.
Иван построил новый Том.

По возможности сопровождайте занятия с запутанными словами картинками, сюжетными иллюстрациями.

Испорченный телефон

Играть нужно в компании, соберите групп из 5-8 детей. Первый участник загадывает слово, сначала из 2-3 слогов, и невнятно произносит его на ушко соседу. Следующий пытается понять, что услышал и передает слово сидящему рядом. И так по цепочке. Последний ребенок говорит понятое громко вслух. Дети сравнивают начальный и итоговый результат, разбирая, что в нем изменилось.

Договори слог или слово

Упражнение подходит для детей старшего дошкольного возраста и учеников начальной школы. В детском саду используйте простые задания, где нужно подставить 1 слог к слову:

Мы продолжили иг… (ру).
Дом стоит на го… (ре).
Кипит наш самов… (ар).
У меня вед …(ро).

Для младших школьников выбирайте задания потруднее. Просите добавить 2 слога к начатому слову и целое слово по смыслу:

Я в зеленку угодил – плачет бедный кро… (кодил).
Мишенька играл в футбол и забил ребятам…(гол).

Игра “Договори…” развивает слуховое внимание, сообразительность, расширяет словарный запас.

Самое важное, не превращать игру в урок со строгими правилами. Выбирайте такие упражнения, который доставят ребенку радость от общения с вами, сверстниками и одновременно будут развивать в комплексе не только фонематический слух, но и память, внимание, мышление, красивую и правильную речь.

Читайте также:  Методическая разработка игрового часа для детей и родителей 'Будьте здоровы!'
Ссылка на основную публикацию