Подгрупповая непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития

Конспект НОД «Скоро в школу!»

Подгрупповая непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития (с использованием современных технологий обучения детей — компьютерные обучающие игры).

Тема: «Скоро в школу!»

– Уточнить знания детей о школе, закрепить названия и назначение школьных принадлежностей.

– Расширять словарный запас детей по данной теме. Формировать навыки учебной деятельности.

– Развивать умение обобщать и классифицировать предметы; зрительное внимание, восприятие и память; логическое мышление; навыки складывания и чтения слов, учебную мотивацию.

– Воспитывать интерес к школе и желание учиться.

Просмотр иллюстративного материала, чтение художественной литературы, беседы, экскурсии в школу, дидактические игры, изобразительная деятельность, просмотр презентаций, разучивание стихотворений наизусть.

Словарь: школа, школьные принадлежности, ученик, школьник, учитель, урок, перемена, звонок, класс, парта, портфель.

Материал к непосредственно-образовательной деятельности:

Демонстрационный материал — дневник, тетради, линейки, краски, кисточки, цветная бумага, клей, цветные карандаши, альбомы для рисования); колокольчик, магнитофон, музыкальное произведение, мнемотаблицы, ноутбук, обучающий диск, фотовыставка, призы для детей.

Раздаточный материал — предметы школьных принадлежностей, портфели, карточки для заданий, объемные модули с буквами, звездочки (для баллов).

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

На фланелеграфе расположены картинки: ранец, пенал, ручка, карандаш, ластик, учебники, дневник, тетради, линейки, краски, кисточки, цветная бумага, клей, цветные карандаши, альбомы для рисования.

Педагог обращает внимание детей на картинки.

– Как называются все эти предметы? (школьные принадлежности)

– Кому нужны школьные принадлежности? (ученику, школьнику)

– Для чего они нужны? ( чтобы учиться, писать, читать, считать и т.д.)

– Кто учит детей в школе? (учитель)

– А вы хотите в школу?

– Я предлагаю вам отправиться в школу. Но сначала нужно собрать портфель.

Игра «Собери портфель» — из предметов надо выбрать и положить в портфель только школьные принадлежности. Далее педагог с детьми проверяют правильность выполнения задания.

– Теперь вы готовы идти в школу.

Дети закрывают глаза, звучит произведение В. Шаинского «Учат в школе».

– Представьте, что мы сейчас окажемся в школе.

– Вот мы и в школе. Где проводятся уроки? ( в классе)

– Скажите, как ученики узнают, что начинается урок? (звенит звонок, он дает сигнал о начале урока)

– А если звонок звенит в конце урока? ( это значит, что урок окончен и начинается перемена)

– Итак, мы находимся в школе, у вас будет два урока.

Звенит звонок (колокольчик), ребята садятся за стол (парты), педагог напоминает правила посадки за партой.

– Итак, начинаем первый урок-конкурс «Самый- самый». За каждое правильно выполненное задание вы получаете баллы- звездочки.

1 задание — (по карточкам):

«Найди противоположности»- найди предмет, противоположный по своему назначению к предмету в рамке.

«Пара к паре»- найди предмет, который подходит к предмету со стрелкой (по аналогии).

2 задание- «Прятки»(на ноутбуке): найти 5 разных букв, спрятавшихся на картинке.

3 задание- «Расшифруй и сложи слово»( по карточке-шифровке из объемных модулей с буквами):по карточке-шифровке с буквами нужно разложить по порядку модули с буквами и прочитать слово.
Звенит звонок (колокольчик).

– Звонок дает сигнал о том, что урок закончен. Сейчас будет перемена и мы поиграем в игру «Море волнуется».

Игра «Море волнуется» — педагог называет буквы, дети их изображают (по одному и в паре).

Звенит звонок (колокольчик).

– Перемена закончилась, начинается второй урок — «Литературный конкурс».

– Я предлагаю вам выбрать таблицу к стихотворениям и прочитать его.

Дети выбирают мнемотаблицу (наугад) и по ней читают стихотворение о школе.

1. В ранце все лежит в порядке
Книги, краски и тетрадки.
И карандаши в пенале,
Чтобы ими рисовали.

2. Куклу, мишку и лисицу
Не кладу с утра в рюкзак.
В школу ходим мы учиться –
Там играть нельзя никак.

– Это было последнее конкурсное задание.

– Давайте подведем итоги конкурса — подсчитаем баллы.

За участие в конкурсе детям вручаются призы.

– Ребята, что вам понравилось на нашем конкурсе? Что получалось? Были ли какие-то трудности? (ответы детей).

Звенит звонок (колокольчик).

– Урок окончен. Сейчас перемена.

– Ребята, я вас приглашаю на фотовыставку «Школьные годы чудесные» (школьные годы родителей, родственников, воспитателей группы, учителя-дефектолога).

Чвирова Виорика Николаевна,
учитель-дефектолог,
МБДОУ детский сад комбинированного вида
«Колокольчик», ЯНАО, Тюменская обл., г.Ноябрьск

«Обучение грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе»

Долгих Любовь Александровна , учитель-дефектолог
Костромская область, г. Кострома

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Костромы «Детский сад № 53»

Почтовая ул., 10 г. Кострома, Костромская обл.,156022.

Название публикации: «Обучение грамоте детей с ЗПР в подготовительной к школе группе»

Автор: Любовь Александровна Долгих, учитель-дефектолог первой квалификационной категории, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №53» города Костромы

Аннотация: В данной статье рассматривается процесс обучения детей с ЗПР подготовительной к школе группы по разделу «Обучение грамоте», раскрываются цели и задачи по коррекционной деятельности , а также мероприятия, способствующие реализации данных задач и коррекции недостатков в развитии.

Ключевые слова: задержка психического развития, обучение грамоте

В настоящее время увеличилось число детей имеющих задержку психического развития (ЗПР), по сравнению с предыдущими годами. Что же такое ЗПР? Рассмотрим подробнее. Данное понятие подразумевает под собой особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом. В чем же это проявляется? А вот в чем. У таких детей быстрая истощаемость, недостаточная познавательная активность, незрелая эмоционально-волевая сфера, не сформирована произвольная регуляция поведения, нет мотивации к учению. Все это обуславливает создание специальных условий и коррекционных мероприятий, направленных на преодоление имеющихся трудностей. А в подготовительной к школе группе основной целью работы специалиста становится подготовка детей к дальнейшему обучению в школе и оказание всей необходимой помощи их родителям.

Моя работа, как учителя-дефектолога, работающего с детьми с ЗПР в подготовительной к школе группе складывается из различных направлений, но сегодня я хочу рассказать о том, как я организую деятельность с детьми по разделу программы «Подготовка к обучению грамоте».

Впервые взяв на себя ответственность проводить занятия с детьми с ЗПР в подготовительной к школе группе по обучению грамоте, я начала с определения цели и задач работы. Свою рабочую программу я составила на основании программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» авторов Г.М. Капустиной, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер.

Я определила цель работы: подготовка детей с ЗПР подготовительной группы к обучению грамоте с использованием разнообразных средств, методов и приемов.

Для решения которой, поставила следующие задачи:

Развитие слухового восприятия.

Формирование представлений о звуке, букве, ее образе.

Закрепление полученных знаний о букве, звуке, с помощью различных приемов.

Развитие психических процессов: внимание, памяти, мышления, восприятия, воображения.

Воспитание положительного отношения к занятиям.

Воспитание дружелюбия, стремления доводить начатое дело до конца и добиваться поставленной цели.

Профилактика переутомления путем использования физминуток, пальчиковых гимнастик и гимнастик для глаз

Поскольку в старшей группе наши дети уже усвоили некоторые гласные и согласные звуки и буквы, мне предстояло продолжать работу по ознакомлению детей со звуками и буквами алфавита, совершенствованию слухового восприятия.

Свою работу строю из нескольких этапов:

– развитие слухового восприятия

– знакомство с буквой

– знакомство со слогом

– знакомство со словом

– знакомство с предложением

Для обозначения звука я изготовила фишки – квадраты трех цветов: красный (для обозначения гласного), синий и зеленый (для обозначения твердого и мягкого согласного), а также карточки схемы прямоугольной формы, на которых нарисованы 2,3,4 и 5 клеточек. Данные карточки мы используем для обозначения фишками слога (с двумя клеточками), слова из трех букв, четырех букв и пяти букв. Такая система детям понятна для использования и легка для усвоения. Эти карточки я использую как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Опираясь на особенности и возможности наших детей я поняла, что этого недостаточно для полного усвоения материала и чтобы разнообразить деятельность по усвоению непростого материала изготовила несколько игр, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Цель: Закрепление образа изучаемой буквы, расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики.

Описание игры: на каждой части разрезной буквы нарисован предмет, название которого начинается с данной буквы. Буквы отличаются по цвету: красные – гласные, синие – согласные

Ребенку предлагается буква, разрезанная на части и задание соединить части так, чтобы получилась буква. После того, как ребенок собрал букву, предлагается назвать каждую картинку на букве и первый звук.

Также ребенку можно предложить составить предложение с любой понравившейся картинкой.

Цель игры: расширение знаний детей об образе букв, слов, закрепление умения соотносить слово с картинкой, закрепление знаний о составе слова, о звуках и их обозначении цветными фишками.

Описание игры: Игра представляет собой цветные картинки с изображенными на них предметами и разрезанными на определенное количество частей: три, четыре, пять. Внизу каждой картинки написано название, число букв соответствует количеству частей, на которые разрезана картинка. Например, картинка ДОМ, разрезана на три части по вертикали, внизу каждой части одна из букв от названия картинки. Таким образом, когда ребенок собирает картинку, в результате получается целостное изображение и слово.

Ход игры: ребенку предлагается собрать картинку, назвать буквы, сосчитать количество, определить их место расположения. Далее предлагаю взять карточку-схему прямоугольной формы с соответствующим количеством клеточек. Если три буквы, то три клеточки и т.д. Затем с помощью цветных фишек мы обозначаем звуки.

Таким образом решается множество задач и более основательно закрепляются знания о букве, звуке и слове.

«Подбери картинку к букве»

Цель игры: Закрепление навыка соотнесения буквы и картинки, название которой начинается с данной буквы.

Описание игры: Игра представляет собой карточки-половинки. С одной стороны буква, с другой – картинка.

Ход игры: ребенку предлагается найти картинку, которая начинается с данной буквы, или наоборот подобрать букву к картинке.

Также наши дети с удовольствием выкладывают буквы из фасоли, счетных палочек, мелких предметов, дорисовывают буквы мелом на доске, дописывают недостающую часть буквы, находят домик для буквы и т.д.

Только тогда, когда работа по усвоению материала ведется всесторонне это создает устойчивую «почву» для закрепления полученных знаний и дальнейшего их использования по мере необходимости.

Игры могут быть разнообразны, главное, чтобы они соответствовали возрасту наших детей их возможностям и создавались условия для расширения и пополнения знаний. А когда эти игры сделаны вашими руками с доброжелательностью и любовью к детям они становятся вдвое ценнее.

1. Верещагина Н.В. «Особый ребенок в детском саду»: Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г.

2.Программы подготовки к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 ∕Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003г.;

3. Программы подготовки к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий ∕Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004г.

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития

Тема: «Путешествие со звуком С, Сь буквой С»

Цель: Ознакомление со звуком С, Сь буквой С.

1. Пополнить знания о звуках С – Сь, букве С, ее зрительном образе.

2. Закрепить умение соотносить звук с буквой;

4. Закрепить умение составлять предложения;

5. Совершенствование звукобуквенного анализа и синтеза слогов;

1 Развивать фонематическое восприятие путем определения звука в слове и его твердости и мягкости.

2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление

3. Пополнять словарный запас детей.

Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.

Воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию.

Формировать доброжелательное отношение к друзьям.

1. Следить за правильной осанкой

2. Создавать условия для успешной деятельности детей путем физминутки, гимнастики для глаз и разнообразных заданий и упражнений сменяющих друг друга.

Оборудование: магнитная доска, разрезные буквы, карандаши, образец буквы С,

Технические средства: музыкальный центр.

Интегрируемые области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Методы и приемы:

Словесные: рассказ, объяснение, вопросы, инструкция.

Нагдядные: демонстрация дидактического материала, рассматривание образца буквы.

Практические: собирание разрезной буквы, письмо в тетрадях.

Игровые: сюрпризный момент, игры и упражнения.

Здравствуйте ребята ,сегодня мы отправимся в путешествие по планете Сатурн, на которой нам предстоит посетить станции и выполнить задания, только тогда мы сможем завести мотор у нашего самолета-ракеты, чтобы отправиться на нашу планету Земля. Каждая станция волшебная она начинается со звука С.

Читайте также:  Развитие зрительного восприятия образа буквы А

– Вы готовы отправиться в полет? Тогда заводим мотор, произнося звук «С», закрываем глаза и полетели. (Фон: звук полета ракеты)

– Открывайте глаза. Мы приземлились на планету Сатурн. Посмотрите, как здесь красиво! Голубое небо, птицы поют, солнышко светит, а какие здесь красивые деревья и цветы….

А вот и первая станция. Она называется «Словарик»

Что за буква светитсяСтарым ясным месяцем?Полумесяц в небе темномБуквой С повис над домом

На этой станции мы познакомимся со звуком «С» и буквой С и Сь.

Буква С согласная, бывает твердая и мягкая. А выглядит буква С так: (рисую букву на доске)

Каким цветом мы ее будем выделять?

– Верно синим – твердую С, зеленым мягкую С

Давайте сейчас нарисуем ее в воздухе.

А вот и первое задание. Нам нужно отгадать какое слово на звук С спрятано в описании. Готовы?

(Слива)Это фрукт, растет в саду на дереве, овальной формы внутри есть косточка

(Сапоги). Это обувь. Бывают мужские и женские, одеваем зимой, весной или осенью, бывают с молнией.

(Светофор). 3 «глаза»: желтый, зеленый, красный.

Молодцы, ребята. Мы справились, теперь можем отправляться на следующую станцию. (встаем у стульчиков и имитируем движение ходьбы)

Вот и следующая станция. «Скороговорушка»

Нам нужно проговорить правильно скороговорки.

– У Сени и Сани в сетях сом с усами.

– Синичка – воробью сестричка.

– Сеня сено в сени нес, щекотало сено нос.

– У Степана есть сметана – семь копеек туесок.

Молодцы все справились. Отправляемся дальше.

Здесь нам нужно собрать разрезную букву С. (дети собирают разрезную букву. Если испытывают затруднения, то выставляю образец на доску)

А теперь надо назвать предметы на эту букву которые нарисованы на ней.

Молодцы, отправляемся дальше.

Гимнастика для глаз.

На доске нарисована буква С и три дорожки от нее перепутаны. В конце одной дорожки домик для буквы.

Буква потерялась и не знает по какой дорожке идти. Ребята, нужно найти глазками дорожку которая приведет букву домой. Без вашей помощи ей не справиться.

– Молодцы все справились.

Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте), В космос мы летим опять ( соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли( подпрыгнуть)Долетаю до луны(руки в стороны покружиться)На орбите повисим (покачать руками вперед – назад)И опять домой спешим (ходьба на месте)

Следующая станция «Самостоятельная»

Здесь нам нужно обвести и прописать букву С в прописи.

Но сначала поиграем с пальчиками

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

(Тянем кисти в стороны.)

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

Предлагаю поиграть, игра называется «Найди звук С». Я буду называть слова, а вы должны определить где он находится в начале, середине или в конце.

Слова: солнце, космос, мороз, сено, силос, барбос, матрос, стоп, колбаса.

Молодцы. Мы прошли все станции и теперь нам можно заводить мотор нашего самолета – ракеты, закрыть глаза и полететь. Вперед, ребята!

Вот мы и вернулись домой Какую букву мы сегодня изучали?

Что вам запомнилось больше всего? Что понравилось? Вы все настоящие космонавты. За это вы получаете космические награды – медали.

Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ – “Время Знаний”
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.01.2021

Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Организация коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).

С позиции наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляется на поведенческом уровне и лишь впоследствии – при выполнении заданий учебного типа.

К старшему дошкольному возрасту становится очевидными трудностями в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

На основе личностно-ориентированного подхода образовательная система предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений. Необходимо создать все условия для постоянного совершенствования системы образования, основным звеном которого является дошкольное воспитание.

Без квалифицированной педагогической помощи, как показывает опыт, дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к шести годам, но и к семи годам. По данным дефектологов, более 50% неуспевающих учащихся младших классов составляют дети с ЗПР, начинающейся в раннем и дошкольном детстве. Проведенное массовое обследование шестилетних детей (около 3000 человек) – воспитанников подготовительных групп детских садов – показало, что менее 30 % из них испытывает затруднения в усвоении программы дошкольного учреждения.

Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной программой, за последние 20 лет возросло в 2-2.5 раза. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития.

Каждый период дошкольного возраста столь значим, что пропуск одного года, одного месяца в развитии ребенка может привести к серьезным затруднениям на следующем этапе – систематического обучения в школе. От того, что будет заложено в содержании дошкольного воспитания, зависит качество умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического развития ребенка, т.е. судьба, будущее страны.

Разработка научно-обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития может рассматриваться как одно из приоритетных направлений педагогики.

Очевидно, что основным фактором, обуславливающим развитие психики ребенка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является организованное в сенситивный период коррекционное воздействие.

При подготовке детей с ЗПР к школьному обучению используются различные специальные программы коррекционного обучения. Цель данных программ состоит в эффективности разработанного комплекса занятий, направленных на формирование школьной готовности в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Задачи данных программ состоят из нескольких взаимосвязанных звеньев:

  • Развитие интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.
  • Развитие волевой готовности.
  • Развитие мотивационной готовности.
  • Развитие коммуникативных умений детей.
  • Включенное наблюдение за поведением детей.

При проведении занятий используются следующие приёмы:

1. Организация совместной деятельности воспитателя и ребёнка на занятии.
2. Создание игровых ситуаций.
3. Упражнение – основной приём формирования интеллектуальных умений.
4. Повторение инструкции ребёнку несколько раз, чтобы затем ребёнок сам мог повторить её.
5. Побуждение ребёнка к проговариванию того, что он делает или собирается делать.
6. Поощрение ребёнка за его успехи. [1]

При подготовке детей к школе детей с ЗПР, важное место занимают специальные занятия «Ознакомления с окружающим миром и развитие речи». Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием, у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.

Занятия должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.

Воспитательно-образовательная работа, направленная на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни природы и общества, осуществляется в повседневной жизни педагогом.

В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы и общества дети должны овладеть в течение двух лет следующими умениями и навыками:

  • проводить наблюдения за изучаемыми объектами;
  • осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета;
  • сравнивать два предмета по цвету, форме, размеру, назначению;
  • распределять практически и «в уме» предметы (их изображения) на руппы по родовому признаку;
  • называть группы однородных предметов (их изображений) точными обобщающими словами;
  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи в наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью педагогов.

Важную роль в формировании у детей этих умений играют дидактические игры. Так, для развития ориентировки в свойствах предметов целесообразно использовать дидактические игры и упражнения «Уточним цвет предмета», «Подбери чашки к блюдцам», «Составь букет».

Словесные дидактические игры (типа игры «Угадай по описанию») позволяют ребенку услышать от педагога образец описания предмета и способствуют не только формированию отчетливых представлений о нем, но и обогащению словаря детей.

Дети учатся отнесению конкретных предметов к обобщающим словам с помощью настольно-печатных игр «Зоологическое лото», «Парные картинки». Посредством дидактических игр и заданий «4-й лишний», «Путаница» происходит обучение детей группировке предметов по родовому признаку.
Систематически выполняя указанные задания, дети, учатся пользоваться приобретенными знаниями, т. е. отбирать из всех своих знаний о предмете или явлении в каждом случае те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи. [2]

Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это предметно-операционная деятельность и затем сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать учить и воспитывать детей с задержкой психического развития следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.

Научные исследования и практика показывают, что в условиях задержки психического развития наблюдается специфика в формировании и смене ведущей деятельности. Ни один из них не достигает уровня развития, соответствующего возрастным возможностям, и фактически не выполняет функций ведущей деятельности. Отсюда вытекает необходимость целенаправленного педагогического воздействия, обеспечения условий для формирования предметной и игровой деятельности, а позднее предпосылок к овладению учебной деятельностью.

В условиях задержки психического развития затруднен процесс формирования ребенка как субъекта деятельности, что проявляется в несформированности всех ее структурных компонентов: мотивационного, ориентировочного, регуляционного. Каждый из этих компонентов требует внимания педагога во всех ситуациях общения с ребенком и совместной работе при выполнении заданий учебного типа.

Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения с взрослыми и со сверстниками.[3]
Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиций индивидуального дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны необходимо учитывать индивидуально типологические особенности каждого ребенка, с другой – особенности группы в целом. Педагог-дефектолог должен быть готов к конструированию “уровневых” программ с учетом названных особенностей.

Итак, основные задачи, которые предстоит решать педагогическому коллективу, работающему с детьми с задержкой психического развития, представляют широкий спектр: углубленное, всестороннее изучение детей, воспитание, обучение и коррекционно-развивающее воздействие. Важнейшим аспектом является лечебно-профилактическая работа.

Разрабатывая планирование коррекционной работы с детьми, педагогам следует ориентироваться на следующие направления работы:

1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.

2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.

3. Педагогическая работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка предполагает решение следующих задач:

А) Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:

  • Обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
  • Коррекция недостатков в двигательной сфере;
  • Развитие общей и мелкой моторики ;
  • Формирование чувства ритма;
  • Создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.

Б) Целенаправленное формирование высших психических функций:

  • Развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
  • Формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);
  • Развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  • Развитие творческих способностей.

4. Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:

  • Всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
  • Целенаправленное формирование игровой деятельности;
  • Ориентация на формирование основных компонентов психологической готовности к школьному обучению.
Читайте также:  Примерное тематическое планирование логопедической работы в подготовительной группе (ОНР, ФФНР)

5. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:

  • Формирование способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  • Преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, аутистических проявлений, отклонений в поведении.

6. Преодоление недостатков в речевом развитии:

  • Целенаправленное формирование функций речи;
  • Особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с ЗПР, формированию механизмов, необходимых для овладения связной речью;
  • Создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;
  • Формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения.

7. Формирование коммуникативной деятельности:

  • Обеспечение полноценных эмоциональных и “деловых” контактов со взрослыми и сверстниками;
  • Формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей. [1]

Выше перечисленные направления требуют конкретизации и решения широкого спектра задач.
Учитывая сложную психологическую структуру задержки психического развития, педагоги должны быть, подготовлены к творческой деятельности, предполагающей изучение специальной научной и методической литературы, готовность к экспериментированию, выбору наиболее адекватных методов работы с детьми, отбору содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Список литературы:

1. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития М. 1994
2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
3. Астапов В.С. Дети с нарушением развития. М., 1995.
4. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000.
5. Гонеев А.В. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.
6. Дробинская А.О. Ребенок с ЗПР. Москва, Школьная пресса, 2005.
7. Исканова С. Как планировать коррекционную-воспитательную работу. «Дошкольное воспитание». – 1999,с.66
8. Костенкова Ю.А. Дети с задержкой психического развития. М. 2004
9. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.,1994.
10. Марковская Ф. Задержка психического развития. М., 1993.
11. Мастюкова Е.М. Ребенок в отклонении в развитии. М., 1992.
12. Назарова Н.И. Специальная педагогика. М., 1999.
13. Пузанов Б.Н. Коррекционная педагогика. М., 1999.

Конспект подгруппового комплексного занятия в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития с применением артпедагогических методов

Структурного подразделения (детский сад) ГБОУ СОШ № 000

Конспект подгруппового комплексного занятия в подготовительной к школе группе

для детей с задержкой психического развития с применением артпедагогических методов

Тема занятия: ЦВЕТЫ

  1. Коррекиионно-образователъная: закрепить знание детей о цветах; познакомить со способами изготовления оригинальных цветов из фольги и бумаги.
  2. Коррекционно-развивающая: нормализация мышечного тонуса, развития мелкой моторики с помощью логопедического массажа с применением нетрадиционного материала (фольга, декоративные камни), складывания цветов способом оригами, развитие связной речи
  3. Коррекиионно-воспитательная: воспитывать бережное отношение к живой природе (сохранение видов цветов) с помощью беседы.
  • Фольга, цветная бумага, декоративные камни (5 цветов)
  • Мольберт
  • Цветок, сложенный способом оригами, клей, ножницы, иглы для шитья, ватные палочки, салфетки, кисти для клея.
  • Ватман (цветочное поле)
  • Схематический план описательного рассказа.

Предварительная работа: разучивание детьми стихотворений о цветах: «Колокольчики», «Ромашки», «Одуванчик» Е. Серовой.

Логопед встречает детей с букетом искусственных цветов и предлагает выбрать каждому тот цветок, стихотворение о котором ребенок выучил.

-Расскажите стихотворение о цветах, старайтесь правильно произносить звуки, говорить четко и выразительно.

Дети по очереди рассказывают стихи.

-Вы замечательно читали стихи. Сегодня мы будем говорить о цветах, о месте их произрастания, об их назначении. Садитесь на стульчики.

Стихи рассказывают 3-4 ребенка

2. Рассматривание предметных картинок с изображением цветов. Беседа.

Логопед помещает на мольберт альбом «Живая природа». «В мире растений»

-Рассмотрите и назовите нарисованные здесь цветы (василек, незабудка, клевер, лютик, одуванчик, ромашка)

-Постарайтесь описать цветок по плану.

Дети по очереди описывают, выбранный ими цветок, используя схему описания. Логопед помогает.

-Подумайте, зачем нужны природе цветы?

-Почему они так ярко выглядят?

-Можно ли срывать цветы? Почему?

Описательные рассказы составляют все дети группы.

3. Логопедический массаж с помощью декоративных камней и фольги

Перед вами в лоточках лежат декоративные камни. Возьмите по одному камню каждого цвета.

Покатаем камешки между ладошками.

Зажали камни в правой ладошке. Удержали. Зажали камни в левой ладошке. Удержали.

Пересыпаем камни из одной ладони в другую.

Разложите камни по лоткам, по цветам.

Возьмите листочки фольги. Положите перед собой. Скатывает фольгу в жгутик. Подняли фольгу, катаем жгутик между ладошками.

Логопед демонстрирует действия. Воспитатель оказывает помощь детям по необходимости.

4. Изготовление цветов

Воспитатель предлагает детям изготовить красивые цветы и разместить их на общем поле (размещенное на общем столе)

-Сначала изготовим цветок – василек из бумаги способом оригами.

-Какого цвета бумага нам понадобится?

-Приготовились. Положите бумагу перед собой, как я.

-Используйте декоративные камни, чтобы украсить цветы. Приклейте их с помощью ватных палочек на ваш цветок.

-Отложили готовые цветы.

-Возьмите жгутики из фольги. Сейчас мы из них тоже скрутим красивые, волшебные цветочки. Нам понадобятся швейные иглы и нитки, чтобы сшить между собой детали.

Дети по показу скручивают из жгутиков детали цветка и сшивают их между собой с помощью педагогов.

-Все готово. Приведите в порядок свое рабочее место.

Воспитатель напоминает детям правила работы с ножницами. Демонстрирует на доске способ сложения.

Логопед помогает детям.

Воспитатель напоминает детям правила работы с колющими предметами.

Логопед предлагает детям взять готовые цветы и подойти к столу, где находится поляна для цветов.

-Давайте украсим нашу поляну цветами. Возьмите кисточки и клей и приклейте свои цветы.

-Какая красивая поляна у нас получилась.

-Как называется такая поляна с цветами? (Цветочная)

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР
статья по логопедии на тему

В настоящее время заключение «общее недоразвитие речи» (ОНР) получает довольно большое количество детей. Проблема помощи таким детям с целью коррекции имеющихся нарушений и подготовки их к успешному обучению в школе остро стоит перед учителями-логопедами и воспитателями. Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Глобальная информатизация общества становится одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная, среда обитания и жизнедеятельности современного человека. Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, пришли к выводу, что освоение мультимедийных технологий – жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГТ. Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательно-воспитательного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяют средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. Одним из необходимых условий речевого развития ребенка является создание мотивации общения. В процессе занятий необходимо создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. В основе высказываний ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив. Из многолетнего опыта работы становится ясно, для того чтобы обучение ребёнка проходило успешно, необходимо чтобы сам ребёнок был в этом заинтересован. Отсюда следует, что выбор технологических средств работы с детьми должен осуществляться с таким расчетом, чтобы они в первую очередь способствовали возникновению интереса и внимания к происходящему на занятиях. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентации. Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать речь детей, все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др., что, бесспорно, необходимо и очень актуально в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. Мультимедийные презентации позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Применение на логопедических занятиях презентаций тематического характера (авторских) позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда. Содержание тематических презентаций направлено на обогащение и пополнение словарного запаса детей, на формирование грамматических категорий, что способствует быстрому освоению словаря за счёт зрительного восприятия. Тематика компьютерных презентаций может быть разнообразна, но обязательно обусловлена требованиями программы и календарно-тематическим планом. Согласно тематическому планированию нашего сада, я разработала и составила занятия с использованием мультимедийных презентаций. На данный момент собран банк презентаций по лексическим темам, в дальнейшем планирую составить банк презентаций по обучению грамоте рассчитанный на детей старшей и подготовительной группы Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо знать, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически. Конечно же, логопедическая работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. В связи с ведущими тенденциями модернизации общего образования и его базовой – дошкольной – ступени поиск эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы и помощи родителям актуален. Именно с помощью ИКТ качественнее и легче реализуется задача – повышения педагогической компетенции родителей, а также предоставляется возможность родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками коррекционно-развивающего процесса. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью традиционных и нетрадиционных форм работы. Удобную форму работы по закреплению изученного на фронтальных и подгрупповых занятиях материала представляет тетрадь взаимосвязи между логопедом, родителями и детьми. За три года мною создана в электронном варианте, картотека домашних заданий, каждое задание строится по определённой структуре. Таким образом, при условии систематического использования в обучающем процессе информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения эффективность работы по развитию речи детей с ОНР значительно повышается. Однако нужно отметить, что использование мультимедийных презентаций не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка и его наставника, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
stendovyy_doklad_-_kopiya.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Буданцева Алла Сергеевна

МКДОУ детский сад “Огонёк”

НСО Искитимский район р.п. Линёво

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР

В настоящее время заключение «общее недоразвитие речи» (ОНР) получает довольно большое количество детей. Проблема помощи таким детям с целью коррекции имеющихся нарушений и подготовки их к успешному обучению в школе остро стоит перед учителями-логопедами и воспитателями.

Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Глобальная информатизация общества становится одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная, среда обитания и жизнедеятельности современного человека. Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, пришли к выводу, что освоение мультимедийных технологий – жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.

Задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГТ.

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательно-воспитательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяют средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

Одним из необходимых условий речевого развития ребенка является создание мотивации общения. В процессе занятий необходимо создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. В основе высказываний ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив.

Из многолетнего опыта работы становится ясно, для того чтобы обучение ребёнка проходило успешно, необходимо чтобы сам ребёнок был в этом заинтересован. Отсюда следует, что выбор технологических средств работы с детьми должен осуществляться с таким расчетом, чтобы они в первую очередь способствовали возникновению интереса и внимания к происходящему на занятиях.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентации.

Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать речь детей, все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др., что, бесспорно, необходимо и очень актуально в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. Мультимедийные презентации позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Применение на логопедических занятиях презентаций тематического характера (авторских) позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда.

Содержание тематических презентаций направлено на обогащение и пополнение словарного запаса детей, на формирование грамматических категорий, что способствует быстрому освоению словаря за счёт зрительного восприятия.

Тематика компьютерных презентаций может быть разнообразна, но обязательно обусловлена требованиями программы и календарно-тематическим планом.

Согласно тематическому планированию нашего сада, я разработала и составила занятия с использованием мультимедийных презентаций. На данный момент собран банк презентаций по лексическим темам, в дальнейшем планирую составить банк презентаций по обучению грамоте рассчитанный на детей старшей и подготовительной группы

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо знать, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически.

Конечно же, логопедическая работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. В связи с ведущими тенденциями модернизации общего образования и его базовой – дошкольной – ступени поиск эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы и помощи родителям актуален.

Именно с помощью ИКТ качественнее и легче реализуется задача – повышения педагогической компетенции родителей, а также предоставляется возможность родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками коррекционно-развивающего процесса.

В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью традиционных и нетрадиционных форм работы.

Удобную форму работы по закреплению изученного на фронтальных и подгрупповых занятиях материала представляет тетрадь взаимосвязи между логопедом, родителями и детьми.

За три года мною создана в электронном варианте, картотека домашних заданий, каждое задание строится по определённой структуре.

Таким образом, при условии систематического использования в обучающем процессе информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения эффективность работы по развитию речи детей с ОНР значительно повышается.

Однако нужно отметить, что использование мультимедийных презентаций не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка и его наставника, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Применение икт в коррекционной работе (логопедия)

В современных условиях логопеды активно осваивают и используют информационно – коммуникационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционно – развивающего обучения детей со сложными речевыми нарушениями. Использование информационно – коммуникационных технологий открывает широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно – развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Для работы используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media. Логопедические кабинеты оснащены компьютерами, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также созданных логопедами нашего учреждения:

– текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);

– табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);

– графическая (речевые профили, графики обследования, диагностический материал);

– звуковая (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);

– видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);

– слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения);

– логопедические программы «Игры для тигры», «Подготовка к школе» с Лунтиком и др.

Занятия с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационно – коммуникационных технологий, длительность занятий 5 – 10 минут (в зависимости от возраста и особенностей нервной системы ребенка, но не более 2 раз в неделю). На индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, уточняются, формируются и закрепляются зрительно – пространственные ориентировки – презентация «Шалунишка», «Где спрятался?», «Где находится?», «Звездочет». В работе над звукопроизношением используются видеофильмы с артикуляционной гимнастикой, схемы и модели, презентации «Пение гласных», «Согласные согласились», «Звукарики». Все это помогает приучить детей к наблюдениям за языком, повышает интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память, способствует формированию правильных артикуляционных укладов. Правильная организация занятия вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы. На первых занятиях ребенку предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание, комментируя детально каждое выполняемое действие. После этого ребенку предлагается совместная работа по выполнению заданий. Логопед объясняет и показывает приемы работы с мышкой, контролирует движения пальцев рук ребенка, побуждая к совместной деятельности словами: «Будем работать вместе, помогать друг другу!». Затем ребенок самостоятельно осуществляет программные задания.

На занятии первоначально отрабатывается слоговая структура хорошо известных и знакомых слов, затем малоизвестных и неизвестных слов ребенку. Используются следующие виды работ:

Упражнения на выполнение заданий с минимальным выбором;

Упражнения на выполнение заданий с усложнением (выбор 1 из 10 с изменением последовательности);

Упражнения на составление фразы по образцу;

Самостоятельное составление фразы.

Для формирования словообразовательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи используются презентации, слайд – шоу и компьютерные игры, которые применяются в коррекционной работе для моделирования ситуаций общения, предоставляют возможность создавать собственные сценарии мультфильмов, сказок. Главное в этом методе работы – сопровождающая роль логопеда, который должен ввести ребенка в игровую ситуацию, обсудить совершенные в игре действия, предложить как собственные незаконченные темы, которые дети должны продолжить, так и темы для создания сказочных и реальных историй. Использование этих программ способствует повышению эффективности обучения, формированию учебной мотивации, развитию интеллектуальных и творческих возможностей.

Важным моментом в работе логопедов стало применение компьютерной диагностики, которое позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных, построение графиков и создания речевого профиля. Используя стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, можно разработать тетради на печатной основе для уроков произношения. Благодаря их применению увеличится плотность урока, повысится эффективность формирования, закрепления речевых, а также общих учебных умений и навыков.

Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий для логопедической практики является:

– использование игровой формы обучения;

– полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;

– дифференцированный подхода к обучению;

– объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;

– формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

– повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);

– формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом, педагогами и родителями;

– активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно – развивающем процессе;

– экономия временных ресурсов.

Ресурсы, предоставляемые информационно – коммуникационными технологиями, создают условия для профессионального саморазвития: это возможность использования в логопедической практике электронных учебников, статей, изучение результатов логопедических исследований ученых России, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет – конференциях, семинарах и конкурсах.

Специфика коррекционной работы с детьми с ОНР в условиях логопункта

Работая на логопункте в детском саду (логопедический пункт – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу), все чаще приходится наблюдать детей, имеющих заключение ОНР. Коррекционная работа с детьми с ОНР на логопункте имеет свои особенности. Прежде всего хотелось бы отметить, что на логопункте в отличие от логопедической группы занимаются дети с различными речевыми нарушениями. Если в логогруппу зачисляются дети с одинаковыми речевыми нарушениями(ОНР, ФФН, …), то на логопункт согласно Положению о логопедическом пункте, зачисляются дети с нормальным слухом и интеллектом со следующими логопедическими заключениями:

– Нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, или стертой формой дизартрии) — ФНР

– фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией или стертой формой дизартрии) — ФФНР

– НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи у детей с дислалией или стертой формой дизартрии.

– ОНР (общее недоразвитие речи) третьего уровня.

Дети с заключением ОНР должны заниматься в логопедическом саду или логопедической группе по специальной программе. Но такая возможность есть не всегда, т.к. либо группы для детей с ОНР уже полностью укомлектованы, либо родители категорически против того, чтобы их ребенок посещал сад для «таких»детей. Кроме того, согласно Закону об образовании РФ, дети имеющие ТНР (тяжелые нарушения речи), к которым как раз и относится ОНР, имеют полное право обучаться в детском саду по АОП (адаптированной образовательной программе).Поэтому дети с ОНР оказываются в числе детей посещающих логопункт. И здесь очень важно сделать так, чтобы коррекционная работа по преодолению ОНР оказалась максимально эффективной.

Особенность работы с детьми с ОНР в условиях логопункта заключается как раз в том, чтобы основываясь на программу Филичевой Т.Б, Чиркиной Г.В.«Коррекция нарушений речи» (которая рассчитана на 1 год), реализовать ее в данных условиях. И если по программе для детей подготовительной группы предусмотрены фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия , а также задания с воспитателем во второй половине дня по закреплению материала, то в условиях логопункта естественно не все условия могут быть выполнены. Во-первых, ввиду ограниченного количества времени (дети на логопункте занимаются 2 раза в неделю, и это с учетом того, что проводятся и подгрупповые и индивидуальные занятия), а во-вторых воспитатели в саду, где есть логопункт, не имеют соответствующей логопедической подготовки, чтобы правильно выполнять артикуляционные упражнения и автоматизировать звуки.

Так как ОНР есть нарушение всех компонентов речевой системы, соответственно работа должна проводится по всем направлениям (формирование правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи, мелкой моторики, и т.д.) Поэтому, учитывая ограниченное количество занятий на логопункте , целесообразным будет сделать занятие комплексным и скомпоновать тот материал, который по программе рассчитан на каждодневные занятия в логогруппе на те 2 раза в неделю, которые предусмотрены на логопункте.

Важную роль в коррекции ОНР играют родители, а в условиях логопункта это является необходимым условием в преодолении нарушений речи. Логопед знакомит родителей с тем, что такое ОНР о том, что это за нарушение, разъясняет им план коррекционной работы и дальнейшую тактику по преодолению данного нарушения. Также как и в логопедическом саду (логогруппе) специалист дает задание по закреплению материала на дом, так и на логопункте логопед пишет задания в тетрадь для родителей на дом. Тесное взаимодействие специалиста и родителей должны стать неотъемлимой частью коррекционного процесса.

Таким образом, работа с детьми с ОНР в условиях логопункта имеет свою специфику. Но только благодаря совместным усилиям специалиста и родителей возможно достигнуть положительного результата.

Ссылка на основную публикацию