Подгрупповая непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития

ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития в подготовительной группе

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Конспект НОД по речевому развитию «Буду в Армии служить» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 6–7 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №62» д.Старая Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста 6-7лет Тема.

Конспект экскурсии в мини-музей «Наши земляки — участники ВОВ» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Конспект экскурсии в мини-музей «Наши земляки – участники ВОВ» в подготовительной группе детей с ЗПР Разработчик Кириллова Тамара Николаевна.

ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития – Конспект утренней гимнастики для детей с ЗПР 5–6 лет

Публикация «Конспект утренней гимнастики для детей с ЗПР 5–6. » МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК») КОНСПЕКТ Утренней гимнастики Рязань 2017 План конспект утренней гимнастики детей старшей группы Место.

Фотоотчёт о проведении ООД по художественно-эстетическому развитию «Наша армия родная» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Фотоотчёт о проведении ООД по художественно-эстетическому развитию «Наша армия родная» в подготовительной группе детей с ЗПР Разработчик Кириллова.

Сюжетно-ролевая игра с детьми старшей подготовительной группы с умственной отсталостью. «Купание куклы» «Купание куклы» Цель: Формирование умений у детей выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий в совместной игре со взрослым. Учить детей купать кукол, выполнять последовательно цепочку игровых действий, сопровождать действия речью (мимикой, жестами, отвечать на вопросы.

Фотоотчёт о проведении ООД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Фотоотчёт о проведении ООД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПР Разработчик Кириллова Тамара.

ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития – Конспект ООД «Час мужества. Юный герой — антифашист Лёня Голиков» в подготовительной группе детей с ЗПР

Статья «Конспект ООД «Час мужества. Юный герой — антифашист Лёня Голиков» в. » Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Конспект ООД «Час мужества. Юный герой – антифашист Лёня Голиков» в подготовительной группе детей ЗПР Разработчик Кириллова Тамара Николаевна.

План-конспект образовательной деятельности по развитию речи детей с ЗПР старшей группы 5–6 лет «Зимушка — зима» Составила: учитель- дефектолог Тема « Зимушка – зима» Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Задачи: ОО «Речевое развитие» – учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; – обогащать словарь детей за счёт слов-определений.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему «Грибы, ягоды» ТЕМА: « Грибы, ягоды» конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Цель:- расширение и активизация словаря. Задачи Коррекционно-образовательные: образовывать множественное число существительных; учить.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с ЗПР ТЕМА: «Овощи» конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Цель:- расширение и активизация словаря. Задачи Коррекционно-образовательные: образовывать множественное число существительных; учить образовывать.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития

Светлана Чумакова
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития.

Образовательное направление: социально-коммуникативное развитие

Тема: «Большие права маленького ребенка»

Цель: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

– формировать у детей старшего дошкольного возраста познавательные интересы и элементарные представления о своих правах и свободах, их значимости.

Коррекционно-развивающие:

– развивать у детей представления об основах правового сознания, уважение и терпимость к другим людям и их правам;

Развивать у детей умение передавать свое эмоциональное состояние посредством речевой активности.

Коррекционно-воспитывающие:

– воспитывать уважение к правам человека;

– воспитывать в детях отзывчивость, сопереживание, желание совершать добрые поступки по отношению к другим людям, детям-инвалидам.

Оборудование:

Презентация, мяч, лепестки с картинками (правами), фартук, картинки членов семьи и их обязанности по дому, заготовки альбомных листов, цветные карандаши, лента атласная, большое сердце и маленькие сердечки, кисть, краски, лист бумаги, повязка на глаза, заготовки для открыток, наклейки, зернышки, сломанная игрушка, порванная книга, бант, заколка, лист бумаги и карандаш, грязная чашка)

1. Организационный момент.

В. Добрый день, добрый час!

Меня зовут Светлана Викторовна. У каждого из нас есть имя. Его дают родители после рождения. Сейчас вы маленькие – и имена у вас маленькие. А вы знаете, что имена растут вместе с вами? Вырастете – и имена ваши вырастут.

Поиграем в игру «Когда я вырасту»

Я буду бросать мяч, а вы будете называть свое полное имя. Молодцы.

2. Мотивационная часть

В. Дети, сегодня я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. (слайд презентации)

В этой стране все жили счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь. А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному цветку все жители относились по особому, берегли его, потому что это был «Цветок счастья». У него были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила

(права) и они всеми соблюдались.

Но однажды налетел ветер, и сорвал лепестки с цветка. Жизнь жителей страны превратилась в неразбериху, беспорядок. До сих пор жители страны ищут лепестки и надеются на то, что кто им поможет их отыскать.

Дети, по вашему мнению, нужно ли помогать людям, попавшим в беду?

(ответы детей). А мы сможем помочь? Поможем найти лепестки и узнаем права детей.

Чтобы найти первые лепестки, нужно разгадать секрет дружбы.

Первый секрет спрятан в песне «Дружба начинается с) – с чего?.

– С улыбки. Возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения (идут к столу с лепестками) .

В. Проходите пожалуйста (подводит детей к столу, где лежат лепестки с правами «На имя», «Право иметь семью», «Право на получение медицинской помощи»).

В. Название одного из прав детей спрятано в загадке. Попробуйте отгадать.

«Это слово каждый знает,

Ни за что не променяет!

К цифре 7 добавлю Я

Дети отвечают: Семья.

Правильно дети. Вот это право ребенка. Право ребенка иметь семью, право на любовь и заботу. Ведь права не нужно покупать, зарабатывать. Они принадлежат вам просто потому, что вы люди (дети) и имеете право на Жизнь.

– Вот это право ребенка «Иметь семью» (показывает лепесток с правом.)

Дети, вы любите своих близких, свою семью? (ответы детей)

В. – Я не сомневалась в этом. Посмотрите, пожалуйста на картинки и скажите, из кого состоит семья. Давайте разделимся на подгруппы. Ваша подгруппа будет находить картинки с изображением мамы и папы и их обязанностями, а ваша задача найти картинки бабушек и дедушек и определить их обязанности. Как вы думаете в какой из этих карманов будете складывать вы, а в какой карман нужно сложить вам свои картинки.

(на фартуке по двум карманам дети распределяют членов семьи и их обязанности в семье).

Упражнение – игра «Семья и обязанности».

В. Молодцы. Вы можете объяснить свой выбор? (ответы детей).

Человек не может быть совершенно свободен. Он постоянно исполняет различные обязанности. Права и обязанности неразрывно связаны между собой.

Игра «Что мы делаем, не скажем

Что мы делаем – покажем».

Хотите поиграть в игру «Что мы делали, не скажем, что мы делаем – покажем». У нас уже есть две команды, как назовем их, придумайте названия своих команд? (ответы детей)

В. «Добрые» и «Умелые». Ваша команда загадывает обязанности, и показывает другой команде, а другая команда старается отгадать, а затем наоборот.

В. Вы умеете выполнять обязанности и помогать своим близким. Вы добрые и умелые помощники в своей семье.

В. За ваши добрые поступки мы сможем найти и другие лепестки цветка, посмотрите на эти стрелки, куда они ведут нас? (ответы детей) – стрелки ведут к столам.

Рисование автопортрета.

В. Все дети имеют право учиться (показывает лепесток с правом на образование). Это право на образование. Поэтому я предлагаю вам поучиться сегодня рисовать свой портрет. Проходите, присаживайтесь.

Лицо человека состоит из элементов, каких, что находится на лице человека? (ответы детей).

В. Правильно. Поставьте пальчик себе на нос. Нос находится посередине лица. Поэтому найдите середину и поставьте точку – это будет нос. Повыше находятся глаза. Они расположены – слева и справа, овальной формы. Над ними нарисуйте брови. А ниже носа – посередине у человека рот. Молодцы, все справились, и у нас получился ваш групповой альбом. Для этого мы соберем все портреты и объединим их (поочередно складывает автопортреты и шнурует их тесьмой).

Да, дети в большой семье много помощников и любви должно быть много. Посмотрите на это большое сердце семьи, а у меня есть для вас маленькие сердечки.

Предлагаю вам продолжить мое предложение:

«Человеку нужна семья, чтобы, «Я люблю свою семью за …»

Вы будете говорить хорошие, добрые слова о своей семье и крепить свои сердечки к большому сердцу в знак любви и благодарности своей семье.

В. Сейчас вы живёте с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от неприятностей, лечат, когда вы болеете. Им в этом помогают врачи. Есть такое право у детей –

Право на медицинский уход (обращает внимание на лепесток цветка с этим правом).

В. Посмотрите дети на лепестки. Они одинаковые по цвету или нет?

(ответы детей). Помните сказку о девочке, у которой был цветок с разноцветными лепестками. Как называется сказка?

В. Цветик – семицветик был волшебным и мог исполнять любые желания, если произнести заветные слова. Вы их помните? (вспомним их вместе)

Лети, лети, лепесток,

Через запад и восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели!

В. Дети, какое последнее желание загадала девочка Женя?

(ответы детей) – помочь мальчику- инвалиду.

В. Закройте, пожалуйста уши. Поделитесь пожалуйста своими ощущениями. Что вы почувствовали при этом? Вам было неуютно, беззвучно, тихо?

В. Сложно так жить. Давайте кто-то из вас попробует с закрытыми глазами нарисовать любой предмет круглой формы.

Упражнение «Рисование вслепую»

(на столе приготовлены альбомный лист, стакан с кистью, краски, повязка для глаз) ребенку необходимо с закрытыми глазами нарисовать круглую форму). По окончании работы спрашивает у ребенка про его ощущения при рисовании вслепую.

В. Нелегко было рисовать, ничего не видя, это тяжело, сложно. Тебе хотелось видеть? (ответ ребенка)

В. Больному ребенку должны быть доступны все радости, все хорошее, что есть у здоровых детей. Покажите, пожалуйста, это право на лепестке цветка. На каком из них изображено право больного ребенка на обеспечение достойной жизни (дети показывают, затем приносят лепесток к предыдущим для составления цветка).

В. Во всем мире взрослые люди проявляют заботу о детях-инвалидах. Вы хотели бы сделать таким детям подарок? (ответы детей).

В. Тогда мы можем приготовить им открытки, ведь больные дети есть и в нашем городе, я смогла бы передать им ваши подарки. Проходите и выбирайте заготовки для открытки и наклейки для оформления их.

Изготовление открыток с помощью наклеек.

В. Молодцы дети, все открытки получились радостными. Детям будет приятно получить такой подарок. Продолжим делать добрые дела.

Упражнение «Урок доброты»

В. Посмотрите ребята, у меня здесь разные предметы (показывает зернышки, сломанную игрушку, порванную книжку, бант или заколку, листок бумаги и карандаш, грязную чашку).

Читайте также:  Опыт применения личностно-ориентированных технологий учителем-логопедом

В. Как вы думаете, какие добрые дела мы можем сделать, глядя на эти предметы? (ответы детей).

-зернышки – покормить птиц; сломанную игрушку – наладить и поделиться ею с другом, малышом; книгу – нужно заклеить, чашку – надо помыть, бант или заколку – можно подарить сестренке, на листе бумаги – нарисовать подарок).

В Дети вы очень добрые и дружные. Это хорошие качества человека. Ведь мы все люди и должны бережно друг к другу относиться, не обижать никого. Вот и на этих лепестках указаны эти права. А ещё существует книга о правах детей (показ на слайде).

В. Мне понравилось у вас в гостях. Мы сумели помочь жителям отыскать все разлетевшиеся лепестки. Вот этот «Цветок счастья» (показывает на составленный цветок). Я предлагаю вам дружбу в знак того, что мне понравились ваши рассуждения и желание придти на помощь другим людям (раскрывает ладонь и вытягивает ее вперед).

А чем вам сегодня понравилось заниматься?

Упражнение «Пирамида добра» Присоединяйтесь ко мне, положите свою ладошку на мою и скажите,что понравилось вам сегодня на занятии (дети поочередно говорят и складывают ладони друг на друга). Как вы думаете, вам пригодятся эти знания о правах? Посмотрите на экран и вспомните, о каких правах мы говорили сегодня (слайд с изображением лепестков-прав).

Интегрированное занятие в компенсирующей группе для детей с задержкой психического развития «На поиски радуги» Открытое итоговое интегрированное занятие в компенсирующей группе для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Конспект комбинированного занятия для детей с задержкой психического развития Цели: Развитие и активизация воображения, а также социальных эмоций и чувств, при использовании эмоционально близких ребенку фактов и явлений;.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с задержкой психического развития «Рыбы» Цель: формировать у детей представление о рыбах. Задачи: 1. Коррекционно-развивающие: -Развивать умение наблюдать, анализировать, делать.

Конспект опытно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 103 компенсирующего вида Невского района г. Санкт-Петербурга.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы с задержкой психического развития «Лето в деревне» Цель занятия: уточнение, обобщение и расширение знаний у детей по лексической теме «Здравствуй, лето». Задачи занятия: Коррекционные: •.

Конспект занятия по окружающему миру в смешанной группе детей с задержкой психического развития на тему «Ягоды» Цель: формирование окружающего мира, уточнение и закрепление обобщающего положительного отношения к природе, через взаимодействие с объектами.

Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития. Говоря об особенностях памяти у детей с ЗПР следует подчеркнуть,.

Развлечение «Зимующие и домашние птицы» в разновозрастной группе для детей с задержкой психического развития Развлечение в разновозрастной группе для детей с задержкой психического развития на тему: «Зимующие и домашние птицы». Задачи: • расширять.

Состояние игровой деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития СОСТОЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Изучение проблемы состояния и особенностей.

Учебный план для групп компенсирующей направленности (ЗПР)

Заведующий МБДОУ «Детский сад №27»

Учебный план организованной образовательной деятельности для группы
компенсирующей направленности (ЗПР), в соответствии с требованиями
САНПИН 2.4.3049-13, от 15.05.2013г. и ФГОС ДО, от 01.01.2014г. и «Подготовкой к школе детей с задержкой психического развития», С.Г.Шевченко,2004г

МБДОУ «Детский сад №27 «Капелька» на 2014-2015г.

Виды организованной деятельности

Группа разновозрастная

Старшая группа

Подготовительная

группа

Физическое развитие

Познавательное развитие

Ребенок и мир природы

Ребенок и социальный мир

Формирования элементарных математических представлений

Речевое развитие.

Развитие речевого(фонематического) восприятия

Подготовка к обучению грамоте.

Художественно-эстетическое развитие.

Музыка.

Количество НОД в неделю.

Продолжительность.

Продолжительность НОД в неделю.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

ДЛЯ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

(ЗПР)

на 2014-2015 учебный год

В группах компенсирующей направленности (ЗПР) осуществляется квалифицированная коррекционно-педагогическая работа и дошкольное образование в соответствии с Образовательной программой ДОУ, самостоятельно разработанной педагогическим коллективом на основе федеральных, государственных требований к структуре и условиям ее реализации, и с учетом особенности психофизического развития детей. Содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста с нарушениями речи направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Педагоги ДОУ при работе основываются на ФГОС ДО от01.01.2014г. и «Подготовки к школе детей с задержкой психического развития», под ред.С.Г.Шевченко2004г.

Реализация задач программы ДОУ и специальных коррекционных программ осуществляется учителем-дефектологом и воспитателями на специальных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, в совместной деятельности взрослых и ребенка, самостоятельной деятельности детей и при проведении режимных моментов.

Воспитательно – образовательный процесс построен на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей. Ведущим видом образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является игра.

В соответствии с СанПиН в старших группах ( возраст детей 5-6 лет) продолжительность занятия 20-25мин. ограничены в пределах 6 часов 15 минут в неделю. Перерыв между занятиями не менее 10 минут.

В подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет) продолжительность занятия не более 30минут.ограничены в пределах 8 часов 30 минут в неделю. Перерыв между занятиями не менее 10 минут.

Непосредственно-образовательная деятельность с воспитателем проводится по подгруппам.

Индивидуальная, подгрупповая,коррекционная непосредственно- образовательная деятельность проводится ежедневно.

При организации образовательной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития детей, состояние их здоровья. В течение дня предусмотрено сбалансированное чередование специально организованных занятий, индивидуальные занятия с психологом , свободного времени и отдыха.

При построении образовательного процесса в ДОУ соблюдаются гигиенические требования к учебной нагрузке воспитанников в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке дошкольников в организованных формах обучения».

Подгрупповая непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития

Особую актуальность проблема формирования сотрудничества в учебно-познавательной деятельности приобретает в отношении дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Способность детей сотрудничать в ходе учения и познания позволяет реализовать в работе с ними базовый принцип эффективной коррекционно-развивающей работы – ориентацию на зону ближайшего развития ребенка.

Многочисленные исследования разных аспектов коммуникативно-личностного развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) доказывают наличие у них значительных потенциальных возможностей в овладении навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками (О.Н. Богомягкова, О.В. Вольская, Е.Е. Дмитриева, Т.О. Журавлева, Е.В. Локтева и др.). К сожалению, работ, посвященных изучению и формированию сотрудничества в учебно-познавательной деятельности у старших дошкольников с ЗПР, нами обнаружено не было.

Целью экспериментального исследования было формирование основ учебного сотрудничества со взрослым и сверстниками у старших дошкольников с ЗПР. Основой для построения коррекционной психолого-педагогической программы развития учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками у старших дошкольников с ЗПР явились:

  • фундаментальные теоретические положения культурно-исторической парадигмы Л.С.Выготского;
  • концептуальные подходы к пониманию роли деятельности в развитии личности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);
  • результаты психолого-педагогических исследований коллективно-распределенной формы учебной деятельности и учебного сотрудничества (В.В.Давыдов, К.А.Поливанова, В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.);
  • положение об особенностях смены ведущих деятельностей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту (В.В.Давыдов, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.);
  • психологические исследования общения детей дошкольного возраста в аспекте коммуникативной готовности к школьному обучению (М.И.Лисина, Г.И.Капчеля, Е.Е.Кравцова, Е.О.Смирнова и др.);
  • психолого-педагогические исследования специфики формирования общения старших дошкольников с ЗПР со взрослыми и сверстниками (Е.Е.Дмитриева, О.Н.Богомягкова, О.В.Вольская, Е.С.Слепович и др.).

Данные теоретические положения позволили сформулировать основные принципы построения коррекционно-развивающих занятий со старшим дошкольниками с ЗПР.

1. Принцип учета актуальной и ближайшей зоны развития детей. Построение коррекционно-развивающей программы осуществлялось с учетом полученных в констатирующем эксперименте данных об особенностях развития учебного сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР. Используемая в диагностической работе критериально-ориентированная методика позволила эффективно наметить зону ближайшего развития учебного сотрудничества детей, участвующих в эксперименте.

2. Принцип создания положительного эмоционального фона отношений участников учебного взаимодействия. Результаты исследований Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева показывают, что эмоции сопровождают весь процесс психического развития ребенка и во многом определяют его личностное развитие. В переходном от дошкольного к младшему школьному возрасту эмоции активно регулируют возможность полноценного перехода ребенка к опосредованным социально выработанным нормам и способам действий.

3. Принцип личностно ориентированного взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками. Реализация данного принципа опиралась на субъект-субъектную коммуникативную парадигму, построенную на работах представителей гуманистической психологической традиции (К. Роджерс, Г. Лэндрет, В. Экслайн и др.). Такой подход позволял эффективно развивать диалогические формы взаимодействия детей со взрослым и сверстниками, позволяющие демонстрировать принятие и уважение индивидуальности каждого участника сотрудничества.

4. Принцип актуализации учебно-познавательной деятельности. Использование данного принципа в коррекционно-развивающей работе позволяло дать детям представление о специфике учебно-познавательной деятельности и ее отличии от привычной им игровой. Усвоение и осознание алгоритма учебно-познавательной деятельности способствовало более эффективному формированию у детей учебного сотрудничества.

5. Принцип осуществления учебного сотрудничества на основе индивидуализированного подхода к детям. Такой подход реализовывал одну из важнейших идей Л.В. Выготского и его последователей об ориентации в психолого-педагогической работе на личность ребенка как субъекта собственной деятельности. Учет прошлого опыта ребенка, специфика его мотивационной сферы, ценностных ориентаций, целей и интересов позволяли создать необходимые психолого-педагогические условия для полноценной реализации возможностей в сфере развития учебного сотрудничества у каждого ребенка.

Программа коррекции и развития учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками включала в себя два основных направления: развитие учебного сотрудничества со взрослым и развитие учебного сотрудничества со сверстниками. Психолого-педагогическая работа строилась по трем основным этапам. Первый, так называемый подготовительный этап, позволял создать у детей необходимую мотивационную и эмоциональную основу для проведения последующих этапов коррекционно-развивающей работы. Второй этап был направлен на освоение дошкольниками доступных их возрасту, моделей сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Содержание третьего завершающего этапа программы включало в себя отработку с детьми представленных им моделей сотрудничества на дидактическом материале большинства видов образовательной деятельности, включенных в коррекционно-образовательный процесс специализированного дошкольного образовательного учреждения. Таким образом, коррекционно-развивающая работа по формированию учебного сотрудничества осуществлялась в течение всего учебного года.

Первый этап программы имел своей целью создание у дошкольников эмоционально-положительной установки на учебное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

Работа проводилась на занятиях образовательной деятельностью (чтение художественной литературы), а также в ходе образовательной деятельности в режиме дня (дидактические игры). Формы организации психолого-педагогической работы были различными. Занятия, посвященные чтению художественной литературы, проводились в подгрупповой форме, что позволяло более эффективно проводить с дошкольниками обсуждение прочитанных произведений. Настольно-печатные дидактические игры чаще всего организовывались как парное взаимодействие взрослого и ребенка, для проведения дидактических игр познавательного характера (игры-поручения, игры-загадки, игры путешествия и т.д.) привлекалось не более трех-четырех детей.

Для развития у дошкольников интереса к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками были подобраны художественные произведения детской литературы, рекомендованные для использования в образовательном процессе детского сада (В.А. Осеева «Синие листья», «Все вместе»; Е.А. Пермяк «Торопливый ножик»; В.Г. Сутеев «Кораблик», «Разные колеса»). Параллельно с обсуждением художественной литературы дошкольники по инициативе взрослого включались в интеллектуальные дидактические игры, требующие активного взаимодействия. Для формирования представления об учебном сотрудничестве со взрослым использовались настольно-печатные дидактические игры, например, «Лабиринт», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм» и др.

Для формирования интереса и положительного эмоционального отношения к сверстнику в учебно-познавательной деятельности использовались авторские дидактические игры Л.В. Артемовой [1], например, «Собери букет», «Что кому надо для совместной работы?», «Как поступить?», «Куда пойдем?» и другие. В ходе проведения данного этапа работы отмечалась значительная положительная динамика интереса детей к ситуации учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Дети с нетерпением ждали того времени в режиме дня, когда педагог обычно проводил с ними игры или читал художественные произведения. Если по какой-либо причине данные мероприятия не проводились, дети высказывали сожаление и интересовались, когда с ними будут заниматься.

Важным итогом данного этапа программы стало появление у детей желания взаимодействовать в процессе учебно-познавательной деятельности и проявление попыток увидеть взрослого или сверстника как партнера по деятельности.

Цель второго этапа программы определялась как формирование операционального компонента учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Читайте также:  Консультация для родителей, чьи дети обучаются по программе 8 вида

Логика психолого-педагогической работы заключалась в последовательном, постепенном переводе дошкольников от более простых моделей учебного взаимодействия со взрослым и сверстникам к более сложным. На основе результатов исследований В.В. Кисовой [2, 8], Е.Е. Кравцовой [3], В.Я. Ляудис [4, 5], И.П. Негурэ [4], В.П. Панюшкина [6], Л.С. Римашевской [7], С.Н. Сорокоумовой [8] и других исследователей, нами были обозначены такие модели учебного сотрудничества дошкольников как:

  • индивидуально-кооперативная модель учебного сотрудничества с предварительным распределением функций между участниками;
  • кооперативная модель учебного сотрудничества с предварительным распределением функций между участниками;
  • кооперативная модель учебного сотрудничества без предварительного распределения функций между участниками.

Начальная работа строилась на основе индивидуально-кооперативной модели учебного сотрудничества с предварительным распределением функций между участниками. Суть такой формы учебного взаимодействия заключалась в научении детей принятию общей цели совместной работы, на основе которой, каждый из участников индивидуально выполнял определенную для него правилами часть задания. Полученный каждым из партнеров результат становился частью общего результата, что отражалось в совместной оценке качества работы и вклада в нее каждого участника. Основываясь на концепции развития учебного сотрудничества Г.А. Цукерман, знакомство детей с каждой моделью взаимодействия происходило на основе работы детей в группе сверстников.

Кооперативная модель учебного сотрудничества с предварительным распределением функций между участниками также предполагала принятие дошкольниками общей цели деятельности. Усложнение учебного сотрудничества заключалось в последовательном выполнении каждым участником действий, результат которых становился основой выполнения задания для следующего партнера. Таким образом, результат общей работы складывался не из индивидуальных независимых друг от друга итогов выполнения определенной части задания каждым участником, а формировался в зависимости от качества действий каждого ребенка уже в процессе учебно-познавательной деятельности. Подобное построение учебного сотрудничества требовало от партнеров взаимной координированности действий и взаимоконтроля на всем протяжении выполнения задания.

Формирование кооперативной модели учебного сотрудничества без предварительного распределения функций между участниками предполагало освоение детьми инициативных совместных действий со взрослым и сверстниками на всех этапах учебно-познавательной деятельности. Этот вариант учебного сотрудничества основывался на наличии у детей определенного опыта взаимодействия в учебно-познавательной деятельности: умении принять общую цель работы, осуществлении координации своих действий с учетом позиции партнера, наличии навыков совместной оценки общего результата. Центральным моментом научения данной модели сотрудничества явилось освоение дошкольниками этапа совместного планирования предстоящей деятельности. В первую очередь это касалось выделения этапов работы с последующим распределением функций между партнеров.

Положительная динамика развития учебного сотрудничества в процессе работы на втором этапе программы особенно ощутимо прослеживалась при внедрении наиболее простых моделей взаимодействия. Несмотря на определенные затруднения в принятии взрослого и сверстников как партнеров учебно-познавательной, а не игровой деятельности, большинство дошкольников, участвующих в эксперименте, смогли в той или иной степени освоить функциональную роль сотрудника. Как и ожидалось, более легко это произошло в отношении сверстников, чем взрослого. Определенную проблему составили появившиеся у детей антикооперативные, конфликтные проявления учебного сотрудничества со сверстниками. Однако, на наш взгляд, это следует рассматривать как некий прогресс в формировании учебного взаимодействия, т.к. ранее дети были индифферентны как к самой ситуации, так и к партнерам.

Наибольшие затруднения в освоении вызвала у детей модель учебного сотрудничества без предварительного распределения функций. В этом случае наиболее продуктивно осуществлялось деловое взаимодействие дошкольников со взрослым. Наличие в учебно-познавательной ситуации образца действий взрослого эффективно стимулировало детей на ответные инициативные реакции, существенно облегчало им ориентировку в деятельности, позволяло пережить успех в значимой для них ситуации.

Большую роль в развитии всех моделей учебного сотрудничества играла эффективная позиция педагога, которая варьировалась от непосредственно-обучающей до опосредованно-поддерживающей. Количество и содержание психолого-педагогической помощи определялось с учетом индивидуальных и индивидуально-типических особенностей дошкольников экспериментальной группы.

Цель третьего этапа программы заключалась в закреплении у дошкольников навыков учебного сотрудничества со взрослым и сверстниками и стимулировании его использования в вариативных условиях учебно-познавательной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа реализовывалась на таких занятиях образовательной деятельностью как формирование элементарных математических представлений, развитие речи, подготовка к обучению грамоте, формирование целостной картины мира. Все специалисты, работающие с детьми экспериментальной группы, ориентировались на учебное сотрудничество как основную форму организации учебно-познавательной деятельности дошкольников в рамках занятий. Этому способствовало специально организованное психологическое сопровождение педагогов, направленное на совершенствование их профессиональной компетентности.

На протяжении всего третьего этапа реализации программы по развитию учебного сотрудничества у детей с ЗПР наблюдалась положительная динамика. Прежде всего, это выражалось в том, что большинство дошкольников стало воспринимать саму ситуацию учебного взаимодействия со взрослым и сверстниками как привычную и необходимую. Дети получали эмоциональное удовлетворение от процесса делового общения, а также от его результата. Следует отметить, что дошкольники стали проявлять больше познавательной инициативности не только по отношению к сверстникам, но и по отношению к взрослому. Это выражалось в стремлении задавать педагогам и психологам познавательные вопросы, в попытках детей решать учебные задачи с обучающей помощью взрослого.

Наибольшую проблему при формировании у детей доступных их возрасту навыков учебного сотрудничества составил этап предварительного планирования самой деятельности и на его основе распределение функциональных ролей между участниками совместной работы. К сожалению, в некоторых случаях дети не могли самостоятельно справиться с этим этапом учебного взаимодействия, особенно в ситуации сотрудничества со сверстниками. Дошкольники затруднялись в выделении этапов предстоящей деятельности и, столкнувшись с данной проблемой, либо теряли инициативу в отношении дальнейших действий, либо могли демонстрировать агрессивные проявления по отношению к партнерам. На наш взгляд, проявление таких особенностей сотрудничества у дошкольников с ЗПР является закономерным, так как предварительное планирование объективно вызывает у них затруднения в силу особенностей строения дефекта при данном виде дизонтогенеза и возрастной специфики развития.

Представленная коррекционно-развивающая программа продемонстрировала свою эффективность и может быть рекомендована для практического внедрения в работу специализированных детских садов для детей с ЗПР.

Рецензенты:

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., доцент, профессор ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород;

Суворова О.В., д.псх.н., доцент, доцент кафедры психологии, общеправовых и гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Институт государственного управления права и инновационных технологий» (филиал в г. Н. Новгороде), г. Нижний Новгород.

Рабочая программа подготовительной к школе группы №11 для детей с задержкой психического развития

НазваниеРабочая программа подготовительной к школе группы №11 для детей с задержкой психического развития
страница1/5
ТипРабочая программа

rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №84 «Серебряное копытце»

на педагогическом совете Заведующий МБДОУ №84

МБДОУ №84 «Серебряное копытце» ___________ Назаренко И.А.

от «___»________ 2014г. протокол №___ «____» ____________ 2014г.
Эшләү программасы

подготовительной к школе группы №11

для детей с задержкой психического развития

на 2014/2015 учебный год

Батршина Фануза Ахматзиевна

Несмеянова Валерия Эдуардовна

1.1. Пояснительная записка …………………………………………….……2

1.2. Возрастные особенности детей 6-7 лет………………………………………………………………………………4

2.1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении…………………………………………………………………….6

2.2. Режим дня подготовительной группы № 11. 7

Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям……………………………………………………………………….9

3.1. Образовательная область “Здоровье”. 9

3.2. Образовательная область “Социализация”. 12

3.3. Образовательная область “Труд”. 18

3.4. Образовательная область “Художественное творчество”. 22

3.5. Образовательная область «Безопасность»…………………………….26

4.1. Перспективный план по национально-региональному компоненту…………………………………………………………………. 29

4.2. Комплесно-тематическое планирование психолого-педагогической

работы в подготовительной группе. 35

5.1. Перспективный план по взаимодействию с родителями…………………………………………………………………. 45

6.1.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы по образовательным областям …………. 48

1. Общие сведения.

В ДОУ функционируют: физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет татарского языка, кабинет психолога, методический кабинет, медицинский блок.

Дополнительные образовательные услуги: кружки «Юный риторик», «Развивай-ка»

Деятельность МБДОУ осуществляется на основе документов:

1. ФЗ РФ «Об образовании» от 1.09.2013

2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.10.2011г. №2562).

3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ № 65/23-16 от 14.03.00г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

4. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 29.05.2013 № 28564 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

    1. Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ – в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
  2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
  4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения художественной литературы).
  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Таблица 1
Социальный паспорт группы №11

№ П/пФ.И. ребенкаФ.И.О. родителейСтатус семьиОбразование родителейДети-инвалидыРодители-инвалиды
1Ахтямов АльфредАхтямов И.В.полнаяСреднее техническое
Ахтямова И.Ф.Среднее техническое
2Борисов ДмитрийнеполнаяБорисов Дмитрий
Борисова Г.А.высшее
3Букина ЕваБукин М.И.полная многодетнаяСреднее профессиональноеБукина Ева
Букина И.Г.Высшее
4Кудинов Сергейнеполная
Васильева Н.П.Среднее
5Мишагин ЕгорМишагин С.В.полнаяСреднееМишагин Егор
Мишагина Т.А.Среднее специальное
6Нагаевский АртурНагаевский А.В.полнаяСреднее специальное
Нагаевская З.Ф.Высшее
7Нафиков РинатНафиков И.Ф.полная многодетнаяВысшееНафиков Ринат
Нафикова К.И.Высшее
8Сизяков ИгорьСизяков С.Л.полнаяВысшееСизяков Игорь
Сизякова И.Г.Среднее специальное
9Цымбалистый ПавелЦымбалистый В.П.полная многодетнаяСреднее техническое
Цымбалистая О.И.Среднее техническое
10Шпаков РоманШпаков Р.И.неполная

(развод)

Высшее
Киселева А.С.Высшее
11Яруллин НиязЯруллин М.М.полнаяВысшееЯруллин Нияз
Яруллина В.Р.Высшее
Всего 11Полная 8

Неполная 3

Многодетные 3Высшее 11

Среднее 2

Дети инвалиды 6

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.,

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют конструктивные основные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

Официальный сайт МАДОУ детский сад 1 г. Балаково Саратовской области

Содержание

1. Общие положения.

2. Порядок направления и приема детей с ЗПР в дошкольные группы компенсирующей направленности.

3. Организация коррекционно -педагогической, образовательной работы.

4. Руководство дошкольными группами коррекционно – развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР, основные права и обязанности работника.

1. Общие положения

  1. 1. Дошкольные группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР организуются с целью общественного воспитания детей в возрасте от 5 до 7 лет. Дошкольные группы совместно с семьей осуществляет всестороннее развитие, коррекцию негативных тенденций психического развития детей, восстановительное лечение, а также формирование общих способностей к учению и подготовку к началу обучения в общеобразовательной школе или в специальной (коррекционной) школе для детей с задержкой психического развития.
  2. 2. Дошкольные группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР в своей работе руководствуются Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, настоящим Положением, программно-методическими и инструктивными документами, утвержденными Министерством образования РФ, Минздравом РФ, а также Комитетом образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, уставом МАДОУ.
  3. 3. Дошкольные группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР создаются на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 1» г. Балаково Саратовской области, которое располагает соответствующей материальной базой, специально подготовленными педагогическими кадрами.

2. Порядок направления и приема детей с ЗПР в дошкольные группы компенсирующей направленности.

  1. 1. Решение о направлении или об отказе в направлении ребенка в дошкольную группу МАДОУ детский сад № 1 выносится кустовой психолого-медико-педагогической комиссией г. Балаково. На основании представленных документов (медицинской карты ребенка для образовательных орагнизаций, характеристики из дошкольной организации, если ребенок его посещал), беседы с родителями и обследования ребенка оформляется заключение.
  2. 2. Приему в дошкольные группы МАДОУ детский сад № 1 подлежат дети с задержкой психического развития соматогенного, психогенного, конституционального и церебрально-органического происхождения, которая проявляется в замедленном темпе психического развития вследствие функциональной и органической ослабленности нервной системы. Приему также подлежат дети с явлениями социально-педагогической запущенности, с явными дезадаптационными проявлениями, отражающимися на темпе их психического развития и затрудняющими нормальный процесс психического и личностного развития ребенка.
  3. 3. В тех случаях, когда заключение может быть установлено в процессе длительного наблюдения, ребенок принимается в группу условно на 6-9 месяцев. При необходимости для воспитанников старшей группы этот срок может быть продлен психолого-медико-педагогическим консилиумом МАДОУ детский сад № 1.
  4. 4. Зачисление ребенка в группу компенсирующей направленности осуществляется с согласия родителей (законных представителей) при представлении соответствующих документов:

заключения кустовой ПМПК с рекомендациями о посещении группы и указанием необходимого срока пребывания в ней ребенка

– свидетельства о рождении ребенка

2.5. Не подлежат приему в дошкольные группы МАДОУ детский сад № 1 дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний:

– органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие;

-выраженные нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;

-выраженные нарушения речи: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание;

-шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы;

-выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы;

-частые судорожные параксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога;

-стойкий энурез, энкопрез;

-хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации

2.6.Если в период пребывания ребенка в дошкольной группе для детей с ЗПР выявятся отклонения в развитии, перечисленные в пункте 2.5, ребенок подлежит отчислению или переводу в оргванизации соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается на основании заключения кустовой психолого-медико-педагогической комиссии г. Балаково.

2.7.После пребывания ребенка в дошкольной группе для детей с ЗПР МАДОУ детский сад № 1, на основании решения заключения кустовой психолого-медико-педагогической комиссией г. Балаково, решается вопрос о переводе его в общеобразовательную школу или в специальную (коррекционную) школу для детей с ЗПР.

2.8. Группы комплектуются с учетом возраста детей: старшая группа – детьми в возрасте от 5 лет (на 1 сентября нового учебного года).

2.9. Наполняемость дошкольных групп составляет 10 человек.

З.Организация коррекционно -педагогической, образовательной работы

3.1. Воспитание и коррекционно-развивающее обучение осуществляется по Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и Программе «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией Шевченко С.Г.

3.2.Дошкольные группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР работают круглый год. Комплектование групп производится с 1 сентября, коррекционно-развивающее обучение осуществляется круглогодично. В летний период коррекционная работа проводится индивидуально.

З.З.Обучение и воспитание в дошкольных группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР в МАДОУ детский сад № 1 ведется на русском языке.

  1. 4. МАДОУ детский сад № 1 самостоятелен в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определенных Федеральным законом «Об образовании в РФ».
  2. 5. МАДОУ детский сад № 1 устанавливает максимальный объем нагрузки детей во время НОД, соответствующий Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и гигиеническим требованиям к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.
  3. 6. Режим работы дошкольных групп для детей с ЗПР МАДОУ детский сад №1 устанавливается исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования и является следующим:

– пятидневная рабочая неделя;

– длительность работы дошкольной группы – 10 часов.

3.7. Режим работы дошкольных групп согласуется с общим режимом работы детского

3.8.Медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей медицинского персонала МАДОУ детский сад № 1 оказываются бесплатно.

4. Руководство дошкольными группами компенсирующей направленности для детей с ЗПР, основные права и обязанности работника.

4.1. Общее руководство и контроль за организацией коррекционно-педагогической работы осуществляется Комитетом образования администрации Балаковского муниципального района.

4.2. Руководство всей деятельностью дошкольных групп осуществляется заведующим МАДОУ детский сад № 1.

Заведующий несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, за правильную постановку воспитания и коррекционно-развивающей работы, за подготовку детей к школе, за четкую организацию работы педагогического, медицинского, обслуживающего персонала, за работу учреждения в целом. Заведующий обеспечивает своевременное комплектование групп в соответствии с решением психолого- медико -педагогического консилиума организации, ПМПК; совместно с коллективом создает климат психологического комфорта, формирует развивающую предметно-пространственную среду.

4.3. 3аместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе обеспечивает программное и методическое оснащение МАДОУ детский сад № 1 с учетом дифференцированного подхода к детям, оказывает непосредственную помощь воспитателям, учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогу-психологу, музыкальным руководителям и обеспечивает общее руководство коррекционно-педагогической работой коллектива; осуществляет преемственность в работе учителей-дефектологов, воспитателей, учителей-логопедов, педагога-психолога, семьи; организует проверку и систематическое обсуждение эффективности работы, организует динамическое наблюдение за продвижением детей через систему консилиумов (начальный, промежуточный, итогов).

4.4. Учитель-дефектолог отвечает за коррекционно-развивающую работу в целом, проводит с детьми групповые и индивидуальные занятия. В обязанности учителя-дефектолога входят: динамическое изучение ребёнка; выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания; осуществление преемственности в работе с воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом и др.; осуществление контакта с врачом; взаимосвязь с родителями; осуществление преемственности в работе со школой.

Учитель-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка, фиксирует в дневниках индивидуального сопровождения результаты обследования детей.

  1. 5. Воспитатель проводит общегрупповую или подгрупповую непосредственно образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование, лепка, аппликация), познавательному развитию, организует наблюдения за природными и общественными объектами в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и Программой «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией Шевченко С.Г., занимается коррекционно-воспитательной работой на непосредственно образовательной деятельности и в режимные моменты, осуществляет дифференцированный подход к воспитанию детей с учетом их индивидуальных, физиологических, психических и возрастных особенностей, рекомендаций психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, принимает активное участие в обследовании детей, который выявляет уровень освоения программы по художественно-эстетическому развитию, познавательному развитию, в игре на основе требований в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и Программой «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией Шевченко С.Г.
  2. 6. Учитель-логопед всесторонне изучает речь детей, проводит индивидуально-
    подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми, которые имеют задержку психического развития, осложненную нарушением звукопроизношения, фонетико- фонематическим недоразвитием речи и элементами общего недоразвития речи, оказывает методическую помощь воспитателям по преодолению нерезко выраженных нарушений речи у детей.
  1. 7. Педагог-психолог проводит углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; проводит индивидуальные и групповые занятия, направленные на нормализацию эмоционально-личностной сферы, повышение умственного развития и адаптивных возможностей ребенка; оказывает консультативную помощь дефектологам и воспитателям в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка.
  2. 8. Музыкальный руководитель организует работу по музыкальному воспитанию детей с учетом их индивидуальных, возрастных, психических особенностей в тесном контакте с воспитателями и дефектологом, способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в дошкольной организации.

Читайте также:  Где получить специальность логопед, профессию логопеда
Ссылка на основную публикацию