Почему ребенок отказывается заниматься с логопедом?

Почему ребенок отказывается заниматься с логопедом?

«Мой сын не хочет заниматься, не обращает внимания на логопеда, рвется к своим игрушкам. Я это терпела месяц, пока отложила занятия на время отпуска. Занятия не дешевые. Что вы мне посоветуете?» С такой ситуацией знаком каждый логопед, работающий частным образом. Я думаю, что будет действительно ценным, если и родители, и специалисты сделают сдвиг в своем мышлении, переходя от вопроса: «Почему ребенок не хочет заниматься?» к вопросу: «Что МНЕ нужно сделать, чтобы ребенок захотел заниматься?» Откровенно говоря, дети делают только то, чему мы, взрослые, научили их САМИ в прошлом. Возможно, случайно. Если ребенок «случайно» залезал под стол на занятии с логопедом, сбрасывал на пол игрушки, и родители уводят его домой, то малыш «случайно» узнает, как выйти из ситуации обучения. Если ребенок имеет много опыта в учебных ситуациях, заканчивающихся «провалом» педагога, то не удивительно, что он будет мотивирован, чтобы снова и снова избежать обучения. Таким образом, если наш малыш был замечен в попытках бегства от занятий или от любой учебной ситуации, то мы должны сделать две вещи: Во-первых, мы не должны допустить, чтобы ребенок снова отказался заниматься. Как? Встать на место ребенка. Как это сделать? Вот с этого места о важном: прежде чем начать любое взаимодействие с ребенком, мы должны выСЛУШАТЬ родителей. Что ребенок любит, что ему интересно, что привлекает его внимание? Для начала мы должны узнать как можно больше о тех вещах, которые любит малыш, которые его мотивируют. Может быть, он обожает Человека Паука. Или любит смотреть Улицу Сезам, знает там всех героев по именам. А, может быть, перед вами – любитель конструктора Лего? Узнав о таких моментах, любой логопед сможет легко найти контакт с любым ребенком. Кроме того, эти вещи, которые любит ребенок, которыми он наслаждается, и будут выступать в качестве потенциального подкрепления во время логопедического занятия. Ведь мотивация является важной частью обучения новому навыку. Если ребенок не мотивирован на что-нибудь, у нас нет ничего, чтобы закрепить новые умения. Если мы не понимаем друг друга, мы ничему не сможем научить. Дети должны чувствовать, что они могут доверять логопеду, что они могут быть успешными, и их успех подкрепляется ценными для них вещами. Во-вторых, подумайте, как ребенок может быть успешным? Как поставить его в ситуацию успеха? Как человеческие существа, мы, вообще, как правило, любим делать все, что у нас получается хорошо и не стремимся делать то, что не очень хорошо выходит. Когда ребенок приближается к учебной ситуации, предъявляйте сначала небольшие, несложные требования, которые ребенку легко выполнить. Важно дать понять малышу, что он способен довести дело до конца. И это позитивно подкрепляется окружающими. Мы же хотим, чтобы ребенок подумал: «А ведь хорошие вещи происходят, если я делаю то, что ожидают от меня взрослые. Значит, мне не выгодно убегать отсюда.» Каждый ребенок уникален и частью процесса оценки является определение того, что ребенок может уже делают успешно. Так мы постепенно получаем перечень умений, которые ребенок уже способен выполнять правильно. Эти маленькие успехи становятся нашими «строительными блоками», чтобы начать формирование правильной и красивой речи у ребенка. Например, если ребенок уже может пить через соломинку, мы могли бы использовать этот навык, чтобы помочь закрепить навык округления губ для гласных. В моей практике совсем недавно был ребенок, который мог производить «м», но все его взрывные звуки были гортанные. Держа нос мы просили, чтобы он сказал звук «м». В результате получили звук «б». Это забавная часть логопедической практики! Итак, мы выясняем, что ребенок уже может делать хорошо и как мы можем использовать эти умения, чтобы научить новым навыкам. В-третьих, еще одна загадка состоит в определении того, какой тип подачи материала использовать. На что данный ребенок реагирует лучше всего? Есть много различных методик, но после 20 лет практики, я могу честно сказать, что ни одна из них не работает для всех детей все время. Это важно для профессионалов, чтобы не быть приверженцем одной и той же стратегии, которую они будут использовать с любым ребенком. Некоторые дети могут реагировать лучше на визуальные подсказки для звуков. Другие могут реагировать лучше на тактильную опору. Третьи реагируют лучше на слуховые подсказки. Другие — на комбинированную подачу информации. Важно оставаться гибким в выборе коррекционной стратегии. Наконец, в — четвертых, помните об обратной связи! Да, важно поощрять малейшее достижение ребенка. Но в то же время не забывайте подмечать, с достаточной ли скоростью идет обучение. Выходит ли ребенок на свой оптимальный уровень, или предъявляемые требования слишком просты для него? Если в какой-то момент прогресс замедляется, мы должны проанализировать наши методики обучения, чтобы убедиться, что мы делаем все возможное для увеличения скорости обучения.

Итак, когда логопед в своей практике испытывает трудности с вовлечением ребенка в работу, мы смотрим на следующее:

1. Используем ли мы достаточно мощное подкрепление? Без мотивации мы не научим. Нам нужно найти несколько таких вещей, которые ребенок любит и награждать его за те выполнение тех задач, которые мы перед ним ставим.

2. Как часто мы награждаем ребенка? Для некоторых детей, мы должны начать с подкрепления каждой попытки, которую они совершают на логопедическом занятии. Может быть, мы наградим просто за усиление движения губами или даже за размещение языка в правильное место. Как только навыки становятся легко выполнимыми для ребенка, мы награждаем его все реже.

3. Все ли навыки, которым мы обучаем, возможны для ребенка? Часто это большая проблема для детей с апраксией. Мы просим ребенка правильно произнести слово, тогда как он просто не имеет двигательных навыков для осуществления этого. Частые неудачи при попытках повторить образец логопеда приводят к тому, что ребенок всеми способами стремится избежать занятий. Чтобы такого не случилось, мы, например, могли бы начать с простого движения, с гласного звука, или с отработки одного слога … Важно, чтобы ребенок начинал с успешных ситуаций, и только затем мы сможем постепенно научить комбинированным движениям.

4. Используем ли мы эффективные методы преподнесения материала? Различные дети лучше усваивают материал в разных репрезентативных системах. Некоторые из них работают эффективнее с визуальным подсказками, таких как ручные сигналы или изображения. Другие лучше обучаются на тактильной опоре. Третьи работают лучше с музыкой или слуховыми подсказками. Все это нужно выяснить опытным путем для каждого конкретного ребенка.

5. Работаем ли мы в команде вместе с родителями? Родители должны знать о важности выполнения ребенком любого задания до конца и придерживаться этого правила дома. Родители должны также поощрять каждое достижение малыша, особенно поначалу. Важно, чтобы ребенок понял, что заниматься «выгодно», и не стоит убегать от логопеда. Самое главное, и логопед, и родители должны помнить, что когда ребенок не хочет заниматься, проблема заключается совсем не в ребенке.

«ПОЧЕМУ ДЕТИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ РАБОТАТЬ С ЛОГОПЕДОМ?»
консультация по логопедии (старшая группа)

Консультация учителя-логопеда для родителей

«ПОЧЕМУ ДЕТИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ РАБОТАТЬ С ЛОГОПЕДОМ?»

Скачать:

ВложениеРазмер
pochemu_rebenok_ne_hochet_zanimatsya.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей

«ПОЧЕМУ ДЕТИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ РАБОТАТЬ С ЛОГОПЕДОМ?»

Часто специалисты и родители сталкиваются с проблемой – ребенок не хочет заниматься. К данной проблеме нужно подойти как можно быстрее и решить ее. Здесь виновник не специалист, а что-то происходит с ребенком. А чаще это что-то показал когда-то родитель.

Для начала – Родители сделайте сдвиг в своем мышлении, переходя от вопроса: «Почему ребенок не хочет заниматься?» к вопросу: «Что МНЕ нужно сделать, чтобы ребенок захотел заниматься?».

Откровенно говоря, дети делают только то, чему мы, взрослые, научили их САМИ в прошлом. Возможно, случайно. Если ребенок «случайно» залезал под стол на занятии с логопедом, сбрасывал на пол игрушки, и родители уводят его домой, то малыш «случайно» узнает, как выйти из ситуации обучения. Если ребенок имеет много опыта в учебных ситуациях, заканчивающихся «провалом» педагога, то не удивительно, что он будет мотивирован, чтобы снова и снова избежать обучения. Таким образом, если наш малыш был замечен в попытках бегства от занятий или от любой учебной ситуации, то мы должны сделать две вещи :

* Во-первых, мы не должны допустить, чтобы ребенок снова отказался заниматься. Как? Встать на место ребенка. Как это сделать? Вот с этого места о важном: прежде чем начать любое взаимодействие с ребенком, мы должны выСЛУШАТЬ родителей. Что ребенок любит, что ему интересно, что привлекает его внимание? Для начала мы должны узнать, как можно больше о тех вещах, которые любит малыш, которые его мотивируют. Может быть, он обожает Человека Паука. Или любит смотреть Улицу Сезам, знает там всех героев по именам. А, может быть, перед вами – любитель конструктора Лего? Узнав о таких моментах, любой логопед сможет легко найти контакт с любым ребенком. Кроме того, эти вещи, которые любит ребенок, которыми он наслаждается, и будут выступать в качестве потенциального подкрепления во время логопедического занятия. Ведь мотивация является важной частью обучения новому навыку. Если ребенок не мотивирован на что-нибудь, у нас нет ничего, чтобы закрепить новые умения. Если мы не понимаем друг друга, мы ничему не сможем научить. Дети должны чувствовать, что они могут доверять логопеду, что они могут быть успешными, и их успех подкрепляется ценными для них вещами.

* Во-вторых, подумайте, как ребенок может быть успешным? Как поставить его в ситуацию успеха? Как человеческие существа, мы, вообще, как правило, любим делать все, что у нас получается хорошо и не стремимся делать то, что не очень хорошо выходит. Когда ребенок приближается к учебной ситуации, предъявляйте сначала небольшие, несложные требования, которые ребенку легко выполнить. Важно дать понять малышу, что он способен довести дело до конца. И это позитивно подкрепляется окружающими. Мы же хотим, чтобы ребенок подумал: «А ведь хорошие вещи происходят, если я делаю то, что ожидают от меня взрослые. Значит, мне не выгодно убегать отсюда.» Каждый ребенок уникален и частью процесса оценки является определение того, что ребенок может уже делают успешно. Так мы постепенно получаем перечень умений, которые ребенок уже способен выполнять правильно. Эти маленькие успехи становятся нашими «строительными блоками», чтобы начать формирование правильной и красивой речи у ребенка. Например, если ребенок уже может пить через соломинку, мы могли бы использовать этот навык, чтобы помочь закрепить навык округления губ для гласных. В моей практике совсем недавно был ребенок, который мог производить «м», но все его взрывные звуки были гортанные. Держа нос мы просили, чтобы он сказал звук «м». В результате получили звук «б». Это забавная часть логопедической практики! Итак, мы выясняем, что ребенок уже может делать хорошо и как мы можем использовать эти умения, чтобы научить новым навыкам.

* В-третьих, еще одна загадка состоит в определении того, какой тип подачи материала использовать. На что данный ребенок реагирует лучше всего? Есть много различных методик, но после 20 лет практики, я могу честно сказать, что ни одна из них не работает для всех детей все время. Это важно для профессионалов, чтобы не быть приверженцем одной и той же стратегии, которую они будут использовать с любым ребенком. Некоторые дети могут реагировать лучше на визуальные подсказки для звуков. Другие могут реагировать лучше на тактильную опору. Третьи реагируют лучше на слуховые подсказки. Другие — на комбинированную подачу информации. Важно оставаться гибким в выборе коррекционной стратегии. Наконец, в — четвертых, помните об обратной связи! Да, важно поощрять малейшее достижение ребенка. Но в то же время не забывайте подмечать, с достаточной ли скоростью идет обучение. Выходит, ли ребенок на свой оптимальный уровень, или предъявляемые требования слишком просты для него? Если в какой-то момент прогресс замедляется, мы должны проанализировать наши методики обучения, чтобы убедиться, что мы делаем все возможное для увеличения скорости обучения.

Итак, когда логопед в своей практике испытывает трудности с вовлечением ребенка в работу, мы смотрим на следующее:

1. Используем ли мы достаточно мощное подкрепление? Без мотивации мы не научим. Нам нужно найти несколько таких вещей, которые ребенок любит и награждать его за те выполнение тех задач, которые мы перед ним ставим.

2. Как часто мы награждаем ребенка? Для некоторых детей, мы должны начать с подкрепления каждой попытки, которую они совершают на логопедическом занятии. Может быть, мы наградим просто за усиление движения губами или даже за размещение языка в правильное место. Как только навыки становятся легко выполнимыми для ребенка, мы награждаем его все реже.

3. Все ли навыки, которым мы обучаем, возможны для ребенка? Часто это большая проблема для детей с апраксией. Мы просим ребенка правильно произнести слово, тогда как он просто не имеет двигательных навыков для осуществления этого. Частые неудачи при попытках повторить образец логопеда приводят к тому, что ребенок всеми способами стремится избежать занятий. Чтобы такого не случилось, мы, например, могли бы начать с простого движения, с гласного звука, или с отработки одного слога … Важно, чтобы ребенок начинал с успешных ситуаций, и только затем мы сможем постепенно научить комбинированным движениям.

4. Используем ли мы эффективные методы преподнесения материала? Различные дети лучше усваивают материал в разных репрезентативных системах. Некоторые из них работают эффективнее с визуальным подсказками, таких как ручные сигналы или изображения. Другие лучше обучаются на тактильной опоре. Третьи работают лучше с музыкой или слуховыми подсказками. Все это нужно выяснить опытным путем для каждого конкретного ребенка.

5. Работаем ли мы в команде вместе с родителями? Родители должны знать о важности выполнения ребенком любого задания до конца и придерживаться этого правила дома. Родители должны также поощрять каждое достижение малыша, особенно поначалу. Важно, чтобы ребенок понял, что заниматься «выгодно», и не стоит убегать от логопеда. Самое главное, и логопед, и родители должны помнить, что, когда ребенок не хочет заниматься, проблема заключается совсем не в ребенке.

Использованные источники:

Как уговорить ребенка делать логопедические упражнения?

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь. Как стать трастовым.

Т.к. тема является архивной.

Мой дома убегает сразу, со словами – “Хватит меня мучать . “.
У логопеда лениться, капризничает и упрямиться.
Что делать не знаю. Нам 4 года.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Логопед – это понятно. Но вот именно сейчас, не полугодом позже? (все-таки к 4 годам чаще отпускает)

Банальный подкуп? Ну или подкуп “красивый” – типа, выполненное упражнение – звездочка, наберешь столько-то, получишь то-то.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Это не фамилия, это трехлетка 🙂

Ну какие-то желания есть у ребенка? Например, наш любит лего и в принципе, при необходимости, его можно “купить” за наборчик.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

gallery87478?MFID=777989&IID=19233665
там внутри кармашки, туда помещаю карточки для гимнастики, и каждый день дети сами хотят это зеркало))) они сами его открывают вынимают карточку – делают упражнение – убирают и закрывают. Карточки стараюсь менять, такой эффект сюрприза не большой, могу в кармашек игрушку посадить)) С малышами прячемся вместе с ним, где нибудь, закрываемся этим зеркалом, а можем и на пол положить))
Может тоже попробовать как то так?

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

«Ребенок не говорит? Мама, расслабьтесь!» Логопед и невролог – о том, почему не надо слушать советчиков из интернета

На волнующие родителей вопросы отвечают Ольга Азова, директор медицинского центра «Логомед Прогноз», кандидат педагогических наук, и Анна Яблонская, врач-невролог центра, кандидат медицинских наук.

– Когда у ребенка возникают проблемы с речью, часто советуют совместный прием невролога и логопеда. Почему? Что видит невролог и что логопед?

Анна Яблонская: Невролог – это специалист, который определяет тип речевых нарушений, оценивает причину, определяет степень их выраженности. Выделяют первичные речевые нарушения, которые возникают при нормальном слухе, зрении и интеллекте. А также – вторичные как один из симптомов основного заболевания при аутизме, эпилепсии, умственной отсталости.

На неврологическом осмотре оценивают факторы риска, которые могут привести к речевой патологии, выясняют у мамы, были ли проблемы во время беременности, принимала ли она такие препараты, как вальпроевая кислота, психостимуляторы, как проходили роды, есть ли наследственность, отягощенная по речевым нарушениям. Факторы риска – это сигнал к речевым проблемам. По данным статистики, многие дети с нарушениями речи имеют и иные неврологические проблемы – связанные с нарушением поведения, с эмоциональной лабильностью, с астеническим синдромом.

Также невролог оценивает речевую функцию – понимание речи, словарь, звукопроизношение, связную речь.

Задача невролога – установить первичность или вторичность речевых нарушений, постараться выявить их причину через изучение анамнеза, осмотр и с помощью дополнительных методов обследования, таких как электроэнцефалография, МРТ головного мозга, УЗИ сосудов головы и шеи, а детям постарше – методика вызванных потенциалов.

После дообследования невролог анализирует результаты обследования, назначает лечение и реабилитационные мероприятия.

Ольга Азова: Сегодня при подготовке специалистов существует некая разобщенность: отдельно в медвузах готовят неврологов, отдельно в педвузах – логопедов. Нет междисциплинарного подхода.

Но если логопедам во время учебы дается много медицинских знаний, включая и невропатологию, то неврологам речевые нарушения даются с точки зрения медицинского аспекта – лечение лекарствами, тогда как спектр помощи и коррекции гораздо шире. Поэтому важно, в каком формате существует сотрудничество невролога и логопеда. Лучший формат – это совместная консультация невролога и логопеда, чтобы картина была более полной. В идеале, кроме неврологических проблем, невролог должен видеть и речевые, а логопед, кроме речевых, оценивать и неврологию.

Но дальше пути специалистов расходятся. Невролог составляет свою часть реабилитационной программы, дает медикаментозную поддержку, логопед – свою, оценивает коррекционные возможности. Один не заменяет другого.

– Есть мнение, что неврологам лишь бы таблеточки повыписывать, когда надо и не надо. В каких случаях назначение медикаментозных препаратов помогает с решением речевых проблем?

Анна Яблонская : Любая медикаментозная терапия назначается при наличии показаний. Для детей с нарушениями речи – речевая патология, которая не компенсируется только лишь занятиями с логопедом. Медикаментозная терапия необходима как помощь для логопеда, так и для решения других неврологических проблем. У детей с речевыми проблемами во многих случаях отмечаются нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы. Если эти нарушения снижают качество жизни ребенка, мешают ему в развитии, то назначается медикаментозная терапия.

В неврологии есть клинические руководства, по которым с учетом возраста курсами рекомендовано назначение ноотропной терапии. Хорошо себя зарекомендовали такие препараты, как «Кортексин», «Церебролизин», «Пантогам», «Энцефабол».

И все-таки я – сторонник комплексного подхода в лечении и назначаю препараты как дополнительную помощь специалистам и реабилитологам.

Ольга Азова : Здесь как раз нужна комбинаторика профессиональных подходов. Я апологет мирового опыта решения речевых и поведенческих проблем (например, Израиля, Японии, Китая, США), который старается свести употребление препаратов к минимуму. Надо узнавать, оценивать то, что предлагают в мире, и вписывать эти знания в наш профессиональный ландшафт.

«Мама, расслабьтесь!»

– В родительских группах регулярно появляется вопрос: «У меня сын не говорит, ему два года. Мне беспокоиться?» И на это появляются традиционные ответы: «Нет, это же мальчик. Они сначала молчат, а потом как заговорят! Мама, расслабьтесь». Про то, что мальчики начинают говорить позднее – правда? И стоит ли расслабиться?

Анна Яблонская: То, что порой мальчики начинают позже говорить, связано с тремя факторами. Первый – биологический: функциональная межполушарная асимметрия. Второй – отличие гормонального фона у мальчиков и у девочек. И третий – это средовой. Игровая деятельность у девочек одна, у мальчиков другая, вербальное общение с родителями – тоже.

По данным исследований, понимание речи возникает одновременно как у мальчиков, так и у девочек. Единственное, что в овладении фразой девочки несколько опережают мальчиков.

Маме расслабляться не надо – существуют возрастные этапы формирования речи, динамичное наблюдение ребенка у невролога, внимательное отношение мамы позволит отследить специалисту, есть ли задержка речевого развития или это просто индивидуальный путь развития ребенка.

Ольга Азова: Нейрофизиологи нам говорят о том, что существуют два разных типа нервной системы. У мальчиков и девочек несколько разное восприятие мира, тип мышления. Например, время для вхождения в урок зависит от пола. На занятии девочки сразу включаются в работу, они быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, им можно объяснять новый материал в начале урока, тогда как мальчикам требуется время на раскачку, – достать учебник, переложить ручки, но вот они достигли пика работоспособности, а девочки уже начали уставать.

Учитель заметил это, потому что девочки обращают свои лица в его сторону, тогда как мальчики смотрят в другой плоскости, например, на парту, а не в лицо педагогу. Учитель снижает нагрузку, а мальчикам именно сейчас нужно было дать ключевой материал. Самое важное прошло мимо, мальчики или пропустили, или не поняли, так как в нужный момент уровень их работоспособности был низким.

Нейрофизиологи также говорят, что мальчиков природа «не бережет». По статистике, травмы у мальчиков 7-15 лет в два раза чаще, чем у девочек. Мальчишки скорее, чем девчонки, будут засовывать пальцы в розетку, изобретать порох, и в этом они более уязвимы. Разброс врожденных признаков у мужского пола больше, как врожденных мутаций (генетических отклонений). Так, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении чаще встречаются у мужчин. Среди детей с дислексией, заиканием, алалией и другими речевыми нарушениями значительно больше мальчиков. Особенно это было заметно раньше, когда стабильно работали логопедические группы, там было больше мальчиков.

Девочки более зрелые, как бы «забивают» мальчиков в речевом плане и оттесняют физически. Но ответы девочек более однообразны, тогда как мальчики предлагают более оригинальные версии, они интересно мыслят, но их внутренний мир может быть скрыт от нас – они не раскрывают его в словах.

Мальчики – первопроходцы, изобретатели, девочки всё доводят до автоматизма, их не так тяготит рутина.

Вот учитель спросил: «Что можно сделать из кирпича?» Ответ на поверхности: «Построить дом», и дальше лес рук девочек: «здание», «детский сад», «поликлинику», «сарай», когда всё построили и версии иссякли, то поднимается рука мальчика: «солить капусту, используя, как груз» и опять девочки солят овощи, пока все не перечислят. Опять исчерпали тему, и снова мальчик: «Можно обложить клумбу» и так далее.

То есть немного разные миры, разное восприятие, но совсем не повод родителям расслабляться. Существуют общие нормы развития, но норма – это не точка, а достаточно широкий отрезок. Мы даем фору развитию ребенка, но лучше, чтобы за динамикой все-таки наблюдал специалист.

– Проблема выявлена, родители начали заниматься, ездят к профессионалам. Но многое остается на работу дома, а логопедические занятия, логопедическая гимнастика и прочее – тяжелая, нудная для дошкольника работа. Как его мотивировать?

Анна Яблонская : Да, успех занятий во многом зависит от родителей. Если родители мотивированы, то и ребенку легче. В большинстве случаев отсутствие мотивации у ребенка связано с нарушением эмоционально-волевой сферы. Тут с диагностикой и коррекцией поможет психолог.

Ольга Азова: Любое дело, как и аудитория, держится на интересе. Нужно искать то, чем можно мотивировать ребенка.

Если ребенок рисует, то нужно идти через это. Так, у нас на занятия ходит мальчик, который любит грузовичок по имени Лёва. Все занятие пока строится на путешествии этого грузовичка. Логопед рисует – ребенок занимается. Если человеку неинтересно, занятия переходят в рутину, то вполне логично, что ребенок начинает отказываться: не хочу, не буду. А если родитель вместе с педагогом подойдут к этому процессу творчески, тогда все получится. Да, это энергозатратно и времязатратно, зато – продуктивно.

Если проблемы вернулись

– Понятно, что чем раньше выявить речевые проблемы и начинать их исправлять, тем лучше. Но вот родители упустили время, думали, что-то из серии «это мальчик, значит заговорит», и обратились за помощью, когда ребенку было пять лет. Можно исправить ситуацию к школе (понятно, что речь не о ситуации, когда проблемы с речью – лишь симптом, как в случае с тем же аутизмом)?

Анна Яблонская : В первую очередь важно понимать суть речевой проблемы и ее выраженность, а также иные неврологические проявления у ребенка. Изолированный речевой дефект вполне возможно скорректировать до школы. На более выраженные речевые нарушения, отягченные нарушением поведения, потребуется больше времени для коррекции.

Ольга Азова : Я всегда говорю, что неинформированность – это социальная проблема. Необходимо общественное оповещение – донести до широкой аудитории, что для устранения речевых проблем чем раньше, тем лучше. Не нужно загонять их в угол, чтобы потом напряженно и экстренно из этого угла выкарабкиваться.

Второй момент – чем легче степень нарушения, тем речевые проблемы лучше поддаются коррекции.

Если ребенок долго не говорил, к специалистам обратились только перед школой, то как итог – всё скорректировать просто не успели. В школе придется продолжать – и параллельно проводить занятия по коррекции устной и письменной речи. Как следствие больше нагрузки на ребенка, но другого выхода нет, иначе ситуация может ухудшиться, проблемы с учебой будут нарастать, как снежный ком. В очередной раз – это подтверждение в пользу ранней коррекции.

– Если проблемы были скорректированы в дошкольном возрасте, в школе тоже ребенок занимался со специалистом, ситуация наладилась, а затем – какой-то стресс: переход в новую школу, в пятый класс или еще что-то, и ребенок вновь пропускает буквы. Что делать?

Анна Яблонская : Возобновить занятия со специалистом. «Откат» возможен, потому что любой стресс и проблемы в школе срывают резервные возможности и так ослабленного ребенка. У ребенка с речевыми нарушениями часто отмечаются и эмоциональные проблемы, клинические нарушения.

Кроме того, если большая нагрузка помимо школы, то ее нужно уменьшить, пожертвовать какими-то кружками, секциями. Также – минимизировать использование гаджетов, создать охранительный режим, чтобы ребенок вернулся на прежние позиции.

Ольга Азова : Чего не стоит делать, так это паниковать. Родители уже владеют информацией, полученной ранее, знают, к кому обращаться. Нужен анализ – что получится устранить, а какие проблемы убрать не в силах и просто расслабиться. Например, ребенок не зачитал так, как бы нам этого хотелось. Печально, но от этого не умирают, и мир не рушится. Далее оценить возможности ребенка, насколько можно вытянуть его на прежний уровень или помочь подняться на более высокий.

А еще мы все время сбрасываем со счетов: нынешние дети – другие, чем были, скажем, мы.

Мы уже не отменим современный мир с его скоростями, технологическими изменениями. Как можно изолировать ребенка от гаджетов, если мы сами в этих гаджетах сидим?

Да, они часто не запоминают и гуглят. И будут гуглить, что бы мы по этому поводу ни говорили. Значит, мы должны быть гибче и вариативнее. Помогать, где можем, и не мешать, где нет такой возможности, при этом оставаться наставниками и обязательно учиться самим.

– Вопрос про инклюзию. Родители нередко боятся, что если, допустим, к их говорящим детям подселят детей не говорящих, например, с аутизмом, то они перестанут говорить. Или, наоборот, нормотипичные дети помогут сделать шаг особым детям?

Анна Яблонская : Бояться инклюзии не надо. Мы живем в мире разнообразия: разные люди, разные нации, разные дети. Инклюзия – определенный опыт для родителей и детей. К уже сформированным навыкам добавится более важный навык – уметь принимать людей, отличающихся от нас.

Ольга Азова : Процесс развития инклюзии уже не остановить. В мире есть разные люди и разные дети, и это – нормально. Особенным детям можно помогать и развивать свои лучшие душевные качества.

Когда модель инклюзии не функционирует нормально, то это вопрос ко взрослым – значит, что-то пошло не так и нужно искать причину: чего не хватает – финансов, знаний или административных ресурсов. Процесс обучения двусторонний – необходимо помогать детям с проблемами и не мешать обычным детям. Нужны не только программы и условия, но и качественное обучение кадров – тьюторов, помощников воспитателей, учителей, администрации. Популяризация темы: аутизм, СДВГ – это не заразно, у всех должна быть достойная жизнь и жизненные пути неисповедимы.

Нужно с молодости иметь хорошую память – только небольшое число людей уходит легко, все остальные – с проблемами и с болезнями. Если вы сейчас боитесь инклюзии, то на что вы рассчитываете потом?

– Родителю, а особенно ребенка с логопедическими проблемами, так важно слышать поддерживающие слова. Но часто он слышит в школе лишь негативное в его адрес, и это усложняет ситуацию. Вот как здесь родителю суметь поддержать ребенка?

Анна Яблонская : Тут в приоритете выбор школы и учителя. Учителя, работающие с нормотипичными и беспроблемными детьми, «наших» детей воспринимают с дискомфортом. Значит, нужно помогать учителю, создавать условия и учить, как принять ребенка. Мы в центре работаем со сложными проблемами и любые, даже самые маленькие, достижения детей воспринимаем, как победу.

Параллельно нужна помощь профильных специалистов и родителей, и если есть возможность, то детей с речевыми проблемами отдавать в школу годам к восьми.

Ольга Азова : Нужно помогать всем – и ребенку, и учителю, и родителю. Если ребенку трудно, то нужно привлекать специалистов, которые могут помочь: нейропсихолог, психолог, логопед.

Ребенок же не хочет быть с СДВГ, он понимает, что на него валятся все шишки, у него и здесь не получается, и здесь. Важно помнить про ценность личности – упор делать на то, что у ребенка получается хорошо. Делаем ставку на талант, исключительность, способность, которые обязательно найдутся у каждого ребенка. Одна наша бывшая пациентка, у которой была диагностирована задержка психического развития, к концу школы так выправилась, что не только занимала первые места в школьных конкурсах песни, но и написала лучшее в городе сочинение.

– Можно ли говорить о том, что какие-то травмы, полученные в детстве, могут привести к речевым проблемам?

Анна Яблонская : Да, факторами риска развития речевых нарушений являются черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания. Задача невролога, сурдолога и других специалистов – выявить нарушение, его причину и назначить адекватную коррекцию.

Ольга Азова : Очень много травм родом именно из детства. Знакомый нейрохирург говорит: «Две вещи я бы отменил в жизни – это качели и ванные комнаты со стиральными машинами вместо пеленального столика». Поскольку отменить это невозможно, надо быть предельно внимательными к детям и уходу за ними. Ребенок на горку – и вы, он с горы – и вы рядом.

4mama

Когда же до трех лет дочь на все старания мамы-филолога и отсутствие пороков развития не могла говорить так, чтобы кто-то, кроме меня ее понял, – стало очевидно, что без логопеда никак не обойтись.

Автор материала – Наталка Шаманова

Мы оформились в логопедический детский сад, нашли логопеда в частном детском центре и начали усиленно заниматься. До 7 лет речь ребенка пришла в норму. Наш случай не уникален, – сейчас почти половина дошкольников имеет те или иные проблемы с речью. Большинство из них – не приговор и при правильной и своевременной коррекции исчезают до 7-8 лет.

Что должны знать родители о развитии речи ребенка и когда следует обращаться к специалистам – об этом расскажу в статье, на основе консультаций логопеда-дефектолога Оксаны Иллюк и собственного опыта.

Когда следует вести ребенка к логопеду?

Впервые желательно сходить, когда ребенку исполнится два года. Хотя, до трех лет логопед не ставит диагнозов и не берется за коррекцию речи, считается, что в этот период мозг ребенка активно развивается, вызревают языковые центры и отсутствие связной речи или звука «р» – не проблема. Вместе с тем, существуют определенные устоявшиеся нормы развития речи.

  • 1 год – гуление, 2-3 лепетных слова. Малыш начинает понимать отдельные слова и может сопоставить их с конкретными предметами, понимает просьбы, сопровождающиеся жестами («Дай ручку», «Помаши: «Привет! »,«Нельзя! »).
  • От 1 до 2 лет – короткие слова типа мама-папа-баба, дай, на, топ-топ, ням, подражания речи животных. Постепенно появляются словосочетания из двух слов, затем – короткие предложения. Логопед-дефектолог уже в этом возрасте может понять, насколько правильно ребенок произносит звуки «п», «б», «ф», «в».
  • В 3-4 года закрепляется умение складывать слова в предложения, рассказывать стишки, рассказывать истории. В этом возрасте малыш должен научиться правильно произносить звуки «с», «з», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ».
  • В 5-6 лет – у ребенка должна быть полностью сформирована речь.

Если на каком из этих этапов у ребенка произошел сбой, стоит посетить логопеда, не дожидаясь трехлетнего возраста. Если ребенок от рождения имеет диагнозы, которые предполагают задержку речевого развития (ДЦП, СМА, генетические нарушения), надо тщательно заниматься с самого рождения.

Также, если ребенок заикается, говорит слишком медленно или наоборот быстро, путает слова или переставляет местами слоги в длинных словах, это тоже повод обратиться к логопеду.

Как понять, почему ребенок не говорит?

Причины могут быть разными. Тяжелый токсикоз во время беременности, сложные роды, болезни нервной системы, травмы головы, наследственность, анатомические особенности (неправильная форма челюсти, короткая подъязычная уздечка и т.д.). Иногда причины молчания вообще банальны – с ребенком мало говорят дома, не читают сказок, не поют колыбельных, или же понимают без слов и выполняют все желания.

При нормальных условиях малыш учится говорить в первые годы жизни, благодаря слуху и способности к подражанию. Если ребенок плохо слышит, это также может быть причиной задержки речевого развития. В любом случае, стоит обследоваться у ЛОРа, невролога, детского психиатра. Также хорошо будет сделать энцефалограмму головного мозга. Хотя бы раз в жизни для собственного спокойствия сделать МРТ. Так вы точно поймете реальную картину состояния здоровья.

После обследований вам могут назначить занятия с логопедом, дефектологом, массаж, лекарственные препараты для стимуляции мозговой деятельности, при необходимости занятия с психологом. Не стоит бояться диагнозов – даже если сегодня малышу поставили «Общее недоразвитие речи 1 степени», то это отнюдь не приговор. Уже через полгода-год его могут снять.

Важно! Вы можете прийти к врачу, а ребенок будет в плохом настроении, или стесняться незнакомого человека и не продемонстрирует даже того, что умеет. Извинитесь и придите в другой раз, или найдите другого специалиста. Вы же не хотите, чтобы вам поставили неверный диагноз только потому, что не поверили на слово, что дома малыш и «мама-папа» говорит и предметов составляет, и просьба: «Положи мячик в корзину» выполняет? Ищите врача, который сможет установить контакт с вашим ребенком и максимально точно поставить диагноз.

Правда ли, что мальчики начинают говорить позже девочек?

Да. Ученые объясняют это тем, что у мальчиков пучок нервных волокон соединяющий два полушария головного мозга тоньше, чем у девочек и развивается медленнее. Это не патология, просто такими их создала природа, поэтому мальчикам бывает труднее разговориться, (хотя говорить они начинают позже девочек где-то на 4-6 месяца, а не на несколько лет). По моим наблюдениям, в группах логопедического сада девочек обычно двое-трое, при общей численности до 12 детей. Мальчики действительно чаще девочек имеют проблемы с речью, но в старшем возрасте эта разница исчезает.

Почему ребенок все слышит, понимает, но молчит?

Причину можно понять только после тщательного обследования, но если ребенок контактный выражает эмоции, понимает речь, может показать то, что его просят, различает цвета, выполняет простые просьбы, рисует, складывает пазлы, обладает навыками самообслуживания, следовательно, его психическое развитие в норме и успешно формируется пассивный словарный запас, который некогда и станет активным. Надо уделить внимание упражнениям для стимуляции мозговой деятельности, чтобы ребенок заговорил.

Где и с кем лучше заниматься?

Если вы уже обследовали ребенка, дальше возникает вопрос, где лучше заниматься.

Сад с логопедическими группами.

Плюсы таких групп – коллектив до 12 человек, (в обычные группы столичных государственных садиков набирают до 30 детей), несколько раз в неделю с ребенком будет заниматься логопед, как индивидуально, так и в группе. Занятия бесплатные. Но, вместе с тем, есть и обратная сторона медали: когда ребенка окружают такие же как он, дети с нарушениями речи, не за кем тянуться. Иногда ребенок, играя, может начать копировать чье-то неправильное произношение. Вы не можете выбирать логопеда, работать нужно с тем, кого назначат. Нелишне выяснить, есть ли у садового логопеда соответствующий диплом и стаж работы по специальности. Дело в том, что в государственных садах порой не хватает кадров и логопедом может быть обычный воспитатель, который учится на логопеда заочно и не имеет нужного опыта работы, поэтому вам все равно придется искать другого специалиста.

Обычная садовая группа и частные занятия логопеда

Если у ребенка незначительные языковые недостатки – вариант частного логопеда подходит отлично. Если же ему трудно найти друзей для игры, ровесники его не понимают, а воспитатели не представляет, как работать, чтобы чему-то научить, то лучше воздержаться от такого коллектива, прогресса не будет, но могут сформироваться комплексы.

С логопедом можно заниматься в частном порядке. Вы сами выбираете время, место, специалиста. Можете несколько вариантов, побыть на занятии с ребенком. Также можно проходить реабилитацию в стационаре в Языковых центрах – как государственных, так и частных. Там, правда, гигантские очереди и записываться надо за несколько месяцев, но после трех недель ежедневной терапии у многих детей наблюдается прорыв в речи.

Занятия дома

Если ваш ребенок застенчив, ему не комфортно в среде малознакомых людей, о садике вы даже не думали никогда, можно найти логопеда который будет приходить к вам домой. Но для него нужно будет оборудовать рабочий уголок со столом, зеркалом, и т.д.

Где бы вы ни занимались – логопед будет давать вам различные задания и упражнения для ежедневного повторения дома, без этого эффекта не будет. Но, если вы занимаетесь 3-4 месяца, а прогресса нет вообще никакого, то стоит проконсультироваться с врачами и, возможно, вам назначат какие-то процедуры, а, возможно, стоит сменить логопеда.

Также очень важный момент – речь. Язык занятий логопеда должен совпадать с той, которую ребенок слышит дома от родителей. Детям до 5 лет трудно переводить слова в уме.

А может и сам как-то заговорит?

Каждая мама ребенка с логопедическими проблемами хоть раз и слышала: «А он у кумы троюродной сестры сын до 5 лет молчал, а потом сразу заговорил предложениями». Такие случаи тоже иногда бывают. Бывают дети, в которых сначала формируется пассивный словарный запас, а потом неожиданно наступает прорыв. Иногда языковые центры мозга вызревают не плавно и равномерно, а «скачками». Но в любом случае, это не повод сидеть и ждать, что ребенок заговорит и без посторонней помощи. Лучше перестраховаться, чем потом корить себя, что пропустил удобное для обучения момент.

А если логопед не поможет?

Конечно, все очень индивидуально и зависит от диагноза, своевременного обращения родителей к специалистам, но за несколько лет наблюдений за детьми с диагнозом «Задержка речевого развития» логопедических садовых групп могу сказать, что прогрессируют абсолютно все, хотя и в разном темпе. Кто-то за месяц-два начинает произносить слова и предложения. Кто-то после года-двух занятий по запуску связной речи имеет лишь незначительные фонетические недостатки, которые уже легче устранить логопеду. Множество детей, в 3 года не могли 2-3 слова связать в предложение, в 6-7 говорят, рассказывают стихи, поют, рассказывают сказки, поступают в школу и учатся наравне с детьми, не имели речевых нарушений. Главное родителям вовремя начать заниматься и запастись терпением, тогда результат обязательно будет!

Консультация логопеда: почему у вашего ребенка проблемы с речью

В современном мире проблемы с речью у детей — очень распространенный фактор. Их можно обнаружить у каждого второго: один буквы нормально не выговаривает, второй окончания все время путает, а третий вообще молчун, предпочитающий жесты словам. Неудивительно, что логопед — самый востребованный детский специалист. К самым известным из них родители готовы выстоять многомесячные очереди ради диагностики и занятий.

Одна из них, логопед развивающего центра «Бэби Клаб» Лариса Латыпова, рассказала, что может вызвать проблемы с речью у детей и что могут исправить сами родители при небольшой поддержке специалиста…

www.mamamoldova.com

1. Родители мало разговаривают с ребенком

Ребенок подражает маме с папой. И если те в общении с ребенком активны, общительны и используют много слов, то и малыш, скорее всего, заговорит вовремя и хорошо. Если же ему досталась мама-молчун, то малышу и подражать на первом-втором году жизни в речевом развитии некому. Таким образом, из-за речевой ситуации в семье формируется дефицит личного общения у ребенка. Ведь не секрет, что нередко клиентами логопедов становится семьи, в которых не принято подолгу болтать. А ребенку это, оказывается, очень надо.

2. Гаджеты и телевизор

Это раньше, чтобы отвлечь маленького ребенка от мамы, приходилось придумывать что-то невероятное. Сейчас, чтобы мама поговорила по телефону или попила кофе, достаточно включить ребенку мультики. Малыш «залипает» у экрана, и вот они — 15 минут свободы! Увы, многие родители так часто пользуются этим приемом, убеждая себя и окружающих, что ничего вредного в нем нет, что у ребенка перевозбуждается нервная система и тормозится речевое развитие. Внимание, мамы! Чашка кофе в тишине — это прекрасно, но не стоит злоупотреблять этим методом успокоения детей.

3. Чрезмерная опека ребенка и отсутствие у него мотивации к разговору

Знаете, почему некоторые дети молчат и совершенно не хотят говорить дома, но в детском саду начинают без умолку болтать? Потому что в садике их не понимают! При отсутствии мотивации ребенок не будет стараться говорить раньше. А зачем? Если его и так дома очень хорошо понимают, все ему подают-приносят и задают десятки уточняющих вопросов, чего бы ему хотелось, что малышу остается только отвечать «да» или «нет». Провоцируйте ваше чадо на диалог — и он вам ответит тем же!

www.first-service.com.ua

4. Особенности нервной системы ребенка

Давно замечено, что имеющие проблемы с речью дети более возбудимы, у них слабее нервная система. Соответственно, им больше требуется успокаивающих факторов, для них особенно важны режим дня, прогулки и максимальный доступ свежего воздуха в квартиру, ритуалы и правильное питание. Ведь речь — лишь одно из направлений развития ребенка. А как известно, как кости и мышцы растут одновременно, так и нервная система и речевая деятельность напрямую часто бывают взаимосвязаны.

Впрочем, специалисты к неврологическим вопросам в отношении вопросов речевого развития относятся с осторожностью. Они могут быть не только причиной, но и следствием проблем с речью. Ведь ребенок, который пытается донести свои мысли, но которого не понимают взрослые и сверстники, может становиться обидчивым и раздражительным.

5. Отсутствие детских книг

Мы очень мало читаем своим детям. А между тем, ритмичные прибаутки и потешки, занимательные стишки и нежные колыбельные тоже прекрасно откладываются «на подкорке» у малыша и стимулируют его развитие речи в дальнейшем. Введите в повседневные дела чтение детских книг вместе с малышом, проговаривайте ему стишки во время игр, пойте колыбельные, укладывая его спать — и вы только поспособствуете его благоприятному нервному и речевому развитию.

6. Слабые мышцы, гипоксия в родах и другие физиологические причины

Не будем обманываться. Далеко не все причины слабого развития речи у детей напрямую зависят от родителей и поддаются их корректировке без серьезных занятий со специалистом, а порой и без хирургического вмешательства. Бывает, необходимо подрезать уздечку или помочь разработать мышцы языка; проблемы с речью могут быть взаимосвязаны с проблемами со слухом (как банальной тугоухостью, так и особенностями фоносинтаксического восприятия) или другими врожденными особенностями.

Свою роль играют и наследственность, и течение беременности у мамы, и возможная гипоксия в родах, и общие проблемы со здоровьем у ребенка. Замечено, что часто болеющие малыши, или те, кто имеет проблемы общего развития, часто запаздывают и с речью.

Что делать? Обращаться за помощью и консультацией к специалистам, если вы сами не уверены, что ваш малыш развивается согласно общепринятым нормам. Врачи и логопеды помогут обнаружить причину проблем с речью у вашего ребенка или, напротив, успокоят маму, рассказав, что ее малыш развивается совершенно нормально.

mdclinic.com.ua

Когда надо обращаться к логопеду?

— Когда угодно, — утверждает Лариса Латыпова. — На консультации в «Бэби-Клаб» часто приходят и родители с детьми 1 года, и те, у кого детки 3−4 лет. Чем раньше будет замечена та или иная речевая проблема, тем проще ее будет исправить. Некоторые речевые нарушения уже позже влияют на грамотность, способность к обучению и общее развитие ребенка. Поэтому сквозь пальцы смотреть на речь и ждать, что ребенка «прорвет» в 4 года, не стоит. Может «прорвет», а может, и нет. Логопед поможет объективно оценить активный и пассивный словарный запас ребенка и его возможности. Более позднее, чем у сверстников, речевое развитие может привести к проблемам с качеством речи, — и это тоже очень часто встречается.

Очень важным показателем является время построения звуков у детей. Так, шипящие и свистящие должны быть правильно поставлены между 3 и 4 годами. И не всегда родитель может увидеть или поставить их сам, а специалист несоответствие произношения услышит сразу.

Могут ли родители сами заниматься с ребенком дома? Конечно! И это замечательно! Артикуляционная гимнастика, занятия по общеразвивающим книгам, общение и познание мира — все это замечательно и очень важно. Но, увы, не заменит работу со специалистом.

Многие родители не знают, например, как правильно поставить вопрос, чтобы получить верный ответ с правильными окончаниями и предлогами. А это тоже крайне важный и имеющий прямое отношение к логопедии аспект в отношении 3−4-летних детей. Или, например, малыши могут отказаться заниматься, делать какие-то упражнения с родителями, а пойти на контакт с логопедом. Старательные мамы, много времени уделяющие развитию своих детей, частенько перебарщивают с различными занятиями, превращая общение с маленьким ребенком в настоящую рутинную школу. А главный вид деятельности у малыша — игра, и все речевые упражнения надо также подавать в игровой форме, чтобы ребенку было интересно.

Технология обучения детей составлению загадок

Мария Иванова
Технология обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников или же путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Алла Александровной Нестеренко были разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Какой? Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

– Какой самовар по цвету? – Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

– Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

– Какой он по форме? – круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детейдать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же?

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки “Как” или “Но не”.

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: “Блестящий, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз”.

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели “Какой – что бывает таким же” на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе “занижения” свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их “завышения” (самовар блестящий, как начищенная монета).

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает? Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

– Что делает ежик?

– Пыхтит, собирает, семенит.

– Пыхтит как кто или что?

– Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на “завышение”).

– Пыхтит как старый чайник (сравнение на “занижение”).

– Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на “завышение”).

– Собирает как жадина (сравнение на “занижение”).

– Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на “завышение”).

– Семенит как старый дедушка (сравнение на “занижение”).

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки “Как”, “Но не”.

ПР: Составление загадки про ежика с приемом “завышение”: “Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить”.

ПР: Составление загадки про ежика с приемом “занижение”: “Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном”.

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже? Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

– На что похож гриб? – На мужичка.

– А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.

– Еще на что похож? – На дом, но без окон.

– А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: “Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке”.

Читайте также:  Самоанализ фронтального логопедического занятия
Ссылка на основную публикацию