Планирование работы логопедического кружка ‘Речевичок’

Программа логопедического кружка «Речевичок»

Ирина Синдицкая
Программа логопедического кружка «Речевичок»

«Детский сад № 66 «Белочка»

Программа кружка «Речевичок»

На 2015 – 2016 учебный год

Учитель – логопед Синдицкая И. М.

Пояснительная записка. Полноценным средством общения речь является лишь тогда, когда сохранны все ее структурные компоненты.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха — фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

К сожалению, у современных детей дошкольного возраста все чаще встречаются недостатки, как структурных компонентов, так и речи в целом, что мешает программному усвоению, а в дальнейшем затрудняет обучение в школе.

Поэтому одной из актуальных проблем в современном образовании является профилактика речевых нарушений, которая реализуется через следующие задачи:

1) развивать речевой аппарат;

2) формировать правильное речевое дыхание;

3) развивать голос и интонацию;

4) развивать фонематические процессы;

5) совершенствовать мелкую моторику;

6) Учить ориентации в пространстве;

7) развивать навыки творческого мышления.

Методы реализации данных задач:

1. Артикуляционные упражнения. Цель упражнений – развивать гибкость и подвижность речевого аппарата. В течение занятия детям предлагается не более 5 – 6 упражнений. Когда дети начнут выполнять эти упражнения четко, через 2 -3 занятия педагог знакомит их с другим упражнением. Затем постепенно добавляются следующее.

2. Дыхательные упражнения. Целесообразно проводить после артикуляционных упражнений. Цель упражнений – формировать навыки и умения правильного речевого дыхания; отрабатывать длительный выдох.

3. Развитие речевого голоса и интонации. Цель упражнений – научить детей пользоваться свойствами голоса и интонации, изменять тембр, темп, ритм речи, выделять ударные слоги.

4. Развитие фонематических процессов.

Цель упражнений – развитие слухового восприятия, фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематической памяти, внимания, способности к его переключению и. п.

5. Совершенствование мелкой моторики.

Цель упражнений – благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развитие координации движений, укрепление мелкой моторики.

6. Обучение ориентации в пространстве.

Цель упражнений – учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле, а также развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

7. Развитие навыков творческого и креативного мышления.

Цель упражнений – развитие зрительного внимания, памяти, формирование интеллектуальных умений, творческого мышления детей как необходимой работы по формированию предпосылок к обучению в школе, в т. ч. навыков развернутого высказывания.

Программа построена в соответствии с принципами:

1. Концентрическим – это означает, что ознакомление детей с определенной областью знаний от этапа к этапу усложняются, между разделами программы существуют тесные межпредметные связи;

2. Принцип единства диагностики коррекции развития неразрывности речевого и психологического развития ребенка.

Определяет тесную связь формирования и функционирования речевой деятельности со всей психикой ребенка, а именно состоянием эмоционально – волевой сферы, восприятием, памятью, мышлением, воображением. Коррекционное обучение предполагает развитие всех речевых компонентов, в работе это реализуется параллельным воздействием на словарь, фонематику, грамматический строй, так чтобы речь возможно быстрее становилась коммуникативным средством общения.

3. Дидактические принципы:

– принцип последовательности и системности в воспитании и развитии детей, в логике (от простого к сложному, от близкого к далекому, от хорошоизвестного к неизвестному);

– принцип индивидуализации и гуманизма.

4. Специфические принципы:

– принцип культурного обогащения содержания деятельности детей в соответствии с особенностями познавательного развития детей 5- 7 лет

– принцип взаимосвязи в логопедической деятельности с продуктивными видами деятельности;

– принцип интеграции различных видов деятельности с изобразительным искусством и художественной деятельностью;

– принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности, воспитание думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего человека;

– принцип обогащения сенсорного и сенсомоторного чувственного опыта.

улучшение произношения отдельных звуков,

дифференциация звуков речи,

различение звукового состава слов,

выделение ударного слога,

укрепление мелкой моторики,

развитие ориентации в пространстве, в собственном теле,

организация устных, по возможности, развернутых высказываний детей.

Структура и содержание занятий.

Каждое занятие состоит из двух частей.

I часть направлена на профилактику речевых нарушений, II часть – на формирование творческого мышления, развитие ориентации в пространстве, совершенствование мелкой моторики.

Общая продолжительность занятия – 30 минут.

I часть занятия состоит из следующих этапов (16 мин.):

упражнение для развития выразительности мимики, жестов, движений(2 мин.);

артикуляционные упражнения (4 мин.);

дыхательные упражнения (3 мин.);

развитие речевого голоса и интонации(3 мин.);

развитие фонематических процессов(4 мин.).

II часть занятия состоит из следующих этапов(14мин.):

совершенствование мелкой моторики(3мин.);

развитие ориентации в пространстве(4мин.);

развитие навыков творческого мышления(7мин.)

Поскольку любое занятие есть творчество педагога, то в данной работе мы ограничиваемся приведением кратких конспектов в соответствии с вышеизложенным содержанием занятий.

Все предлагаемые занятия направлены на развитие и реализацию возможностей каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала.

Для развития организационных умений детей и контроля ими своих действий на занятии используют песочные часы, что организует, направляет, стимулирует деятельность ребенка при выполнении каждого задания. (На данных занятиях рекомендуем использовать песочные часы на 10 мин, 2 мин, 1 мин.)

Полноценная реализация всего комплекса занятий возможна только при эффективном взаимодействии педагога и ребенка, которое должно быть положительно-стимулирующим зарядом эмоцио- нально-интеллектуальной сферы ребенка.

Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми.

На протяжении всех занятий педагог подбадривает детей, хвалит их, вселяет в них уверенность, радуется успехам каждого ребенка. Не забывает о словах-формулах этикета и учит этому детей.

«Детский сад № 66 «Белочка»

План работы кружка на 2014-2015 учебный год

Этап Мероприятия Сроки проведения

Диагностический 1. Проведение логопедической диагностики.

Первая неделя сентября

Последняя неделя мая

Прогностический 1. Определение целей и задач.

2. Разработка программы: содержания, плана работы, тем и конспектов занятий.

3. Прогнозирование результатов. Вторая неделя сентября

Практический 1. Проведение занятий.

2. Формирование методического комплекса.

3. Корректировка работы. С 15 сентября по 15 мая

Обобщающий 1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы.

3. Проведение итогового открытого занятия. Май

Внедренческий Распространение опыта работы:

1. Проведение открытого занятия для родителей.

2. Публикауия методических разработок, статей учителем – логопедом. 2015-2016 г.

«Детский сад № 66 «Белочка»

Календарно – тематическое планирование кружка на 2015-2016 учебный год

План работы логопедического кружка “Волшебные слова”

План работы логопедического кружка предназначен для учителей-логопедов дошкольных организаций. Предусматривает индивидуальные занятия с учителем-логопедом по коррекции нарушенных звуков у детей старшей и подготовительных групп. Кружок проводится раз в неделю длительностью 15 минут.

Просмотр содержимого документа
«План работы логопедического кружка “Волшебные слова”»

Учебно-тематический план работы логопедического кружка: «Волшебные слова»

(индивидуальные занятия с учителем-логопедом).

Тема коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Диагностический этап: Обследование речи, устойчивости внимания, работоспособности, наблюдательности, отношения к своему дефекту.

Подготовительный этап: Знакомство с органами артикуляции.

Закрепление знаний об органах артикуляции

Продолжать выполнять подготовительные артикуляционные упражнения

(создание артикуляционной базы звука). Вызывание звука по подражанию. Игры на развитие физиологического и речевого дыхания, мелкой

моторики, развитие мимики.

Основной коррекционный этап:

1. Артикуляционные упражнения

2. Дыхательная гимнастика.

3. Использование Су-Джок терапии

Подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ.

Выработать подвижность и активность губ и языка; вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка; вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Выполнение упражнений: «Заборчик», «Слоник», «Улыбочка», «Кто дальше загонит мяч?», «Месим тесто» и др.

Выработать, развить физиологическое и речевое дыхание

Знакомство детей с массажером, правила его использования.

Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

-Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

– Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать

– Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание.

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

2. Постановка звука «С, СЬ». Автоматизация звука в слогах.

Игра “Я мячом круги катаю”

4. Игра «Угадай на чём играют»

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ; выработать подвижность и активность губ; развить физиологическое и речевое дыхание

Автоматизация звука «С» в прямых и обратных слогах.

Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

-Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

– Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

– Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание.

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

2. Автоматизация звука «С, СЬ» в словах, словосочетаниях.

Игра “Я мячом круги катаю”

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ; продолжать вырабатывать подвижность и активность губ; развить физиологическое и речевое дыхание

Автоматизация звука «С» в словах и в словосочетаниях (в начале слова, в середине, в конце). Формирование понятия «место звука в слове».

Выделение первого и последнего хорошо

произносимого согласного звука в слове, умения

слышать звук «с» в начале и конце слова, обогащение словарного запаса словами со звуком

«с» проводится на каждом занятии.

– Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

2. Автоматизация звука «С, СЬ» в чистоговорках, предложениях, потешках, стихотворениях, в связном тексте.

3. Использование Су-Джок терапии

Цель: закрепить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ; продолжать вырабатывать подвижность и активность губ; развить физиологическое и речевое дыхание.

Автоматизация звука «С» с использованием картинок на заданный звук, использование серии сюжетных картинок. Выделение хорошо произносимого согласного

звука в начале, середине, в конце. Формирование и закрепление в речи простых и сложных предлогов.

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

2. Постановка звука «З, ЗЬ». Автоматизация звука в слогах, словах.

3. «Чей шарик подымиться выше?»

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ; выработать подвижность и активность губ; развить физиологическое и речевое дыхание

Обогащение словарного запаса словами со звуком

«З» проводится на каждом занятии.

Автоматизация звука «З» в прямых и обратных слогах, в словах (в начале слова, в середине, в конце).

Цель: развивать диафрагмальное дыхание.

Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание.

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Капитаны»

2. Автоматизация звука «З, ЗЬ» в чистоговорках, предложениях, потешках, стихотворениях, в связном тексте.

3. Массаж пальцев кистей рук эластичным кальцом.

Пальчиковая игра “Раз-два-три-четыри-пять”

Цель: закрепить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ; продолжать вырабатывать подвижность и активность губ; Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Автоматизация звука «З» с использованием картинок на заданный звук, использование серии сюжетных картинок. Выделение хорошо произносимого согласного

звука в начале, середине, в конце. Формирование и закрепление в речи простых и сложных предлогов.

-Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика«Кораблик».

2. Постановка звука «Ц». Автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях.

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ; выработать подвижность и активность губ; развить физиологическое и речевое дыхание, учить чередованию сильного и длительного плавного выдоха.

Обогащение словарного запаса словами со звуком

«Ц» проводится на каждом занятии.

Автоматизация звука «Ц» в прямых и обратных слогах, в словах (в начале слова, в середине, в конце). Учить слышать звук «ц» среди других звуков, в

Читайте также:  Составление творческого рассказа: Что можно сделать для нашего аула для его процветания?

слогах, в словах. Определять место его в словах.

Цель: формировать элементарные математические представления в знакомстве с геометрическими фигурами, цветом. Развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры.

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Кораблик».

2. Автоматизация звука «Ц» в чистоговорках, предложениях, потешках, стихотворениях, в связном тексте.

3. Игра «Слушай и выбирай»

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ; выработать подвижность и активность губ; развить физиологическое и речевое дыхание, учить чередованию сильного и длительного плавного выдоха.

Автоматизация звука «Ц» с использованием картинок на заданный звук, использование серии сюжетных картинок. Выделение хорошо произносимого согласного

звука в начале, середине, в конце. Формирование и закрепление в речи простых и сложных предлогов.

Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание.

1. Вызывание звука «Ш, Ж» по подражанию. Постановка звука

2. Автоматизация звука «Ш, Ж» в слогах, словах

Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».

Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги ( 3 x 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2 – 3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

Обогащение словарного запаса словами со звуком

«Ш, Ж» проводится на каждом занятии.

Автоматизация звука «Ш, Ж» в прямых и обратных слогах, в словах (в начале слова, в середине, в конце). Учить слышать звук «Ш, Ж» среди других звуков, в

слогах, в словах. Определять место его в словах.

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Кораблик»

2. Автоматизация звука «Ш, Ж» в чистоговорках, предложениях, потешках, стихотворениях, в связном тексте.

3. Дифференциация звуков Ш-Ж.

Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков, активизация губ; выработать подвижность и активность губ; развить физиологическое и речевое дыхание, учить чередованию сильного и длительного плавного выдоха.

Автоматизация звука «Ш, Ж» с использованием картинок на заданный звук, использование серии сюжетных картинок. Выделение хорошо произносимого согласного

звука в начале, середине, в конце. Определение последовательности звуков в слове:

какой по счету, за каким звуком стоит.

Дифференцировать звуки на слух среди других

звуков в слогах, словах, предложениях, связной

Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание.

1. Вызывание звука «Ч, Щ» по подражанию. Постановка звука

2. Автоматизация звука «Ч, Щ» в слогах, словах, словосочетаниях.

4. Игра «правильно-неправильно»

Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».

Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги ( 3 x 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2 – 3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

Обогащение словарного запаса словами со звуком

«Ч, Щ» проводится на каждом занятии.

Автоматизация звука «Ч, Щ» в прямых и обратных слогах, в словах (в начале слова, в середине, в конце). Учить слышать звук «Ч, Щ» среди других звуков, в

слогах, в словах. Определять место его в словах.

Цель: празвитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание.

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Кораблик»

2. Автоматизация звука «Ч,Щ» в чистоговорках, предложениях, потешках, стихотворениях, в связном тексте.

3. Дифференциация звуков Ш-Щ; Щ-С; Ч-Ц.

4. Игра «Слушай и выбирай»

Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков, активизация губ; выработать подвижность и активность губ; развить физиологическое и речевое дыхание, учить чередованию сильного и длительного плавного выдоха.

Автоматизация звука «Ч, Щ» с использованием картинок на заданный звук, использование серии сюжетных картинок. Выделение хорошо произносимого согласного

звука в начале, середине, в конце. Определение последовательности звуков в слове:

какой по счету, за каким звуком стоит.

Дифференцировать звуки на слух среди других

звуков в слогах, словах, предложениях, связной

Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание.

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

2. Вызывание звука «Р, Рь» по подражанию. Постановка звука

«Р» с механической помощью.

3. Автоматизация звука «Р, Рь» в слогах, словах.

4. Игра «Какое слово отличается?»

Игра “построй заборчик”

Упражнения: «Маляр» Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [ р ], [ л ], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба;

«Горка» Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх. Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки». «Снег идёт» Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

«Барабанщик», «Заведи моторчик». Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка. «Дятел» Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р].

Обогащение словарного запаса словами со звуком

«Р, Рь» проводится на каждом занятии.

Автоматизация звука «Р, Рь» в прямых и обратных слогах, в словах (в начале слова, в середине, в конце). Учить слышать звук «Р, Рь» среди других звуков, в

слогах, в словах. Определять место его в словах.

Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание.

Задачи: развитие мелкой моторики (тонких движений рук) и речевое развитие ребенка взаимосвязаны

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

2. Автоматизация звука «Р, Рь» в чистоговорках, предложениях, потешках, стихотворениях, в связном тексте.

Упражнения: «Маляр» Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [ р ], [ л ], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба; «Парус поднимается» Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [ р ], [ л ].

«Горка» Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх. Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки». «Снег идёт» Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Автоматизация звука «Р, Рь» с использованием картинок на заданный звук, использование серии сюжетных картинок. Выделение хорошо произносимого согласного

звука в начале, середине, в конце. Определение последовательности звуков в слове:

какой по счету, за каким звуком стоит.

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц

Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание.

1. Артикуляционная гимнастика «Пароход»

«Пароход гудит», «Приклей конфетку»

2. Вызывание звука «Л, Ль» по подражанию. Постановка звука

«Л, Ль» с механической помощью.

3. Автоматизация звука «Л, Ль» в слогах, словах, словосочетаниях.

4. Игра «Доскажи словечко», «Звук заблудился»

Цель: подготовка артикуляции для звука [ л ].

Цель: вызвать звук [ л ] смешанным способом.

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Обогащение словарного запаса словами со звуком

«Л, Ль» проводится на каждом занятии.

Автоматизация звука «Л, Ль» в прямых и обратных слогах, в словах (в начале слова, в середине, в конце). Учить слышать звук «Л, Ль» среди других звуков, в

слогах, в словах. Определять место его в словах.

Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание.

1. Автоматизация звука «Л,Ль» в чистоговорках, предложениях, потешках, стихотворениях, в связном тексте.

3. Дифференциация артикуляции

Автоматизация звука «Р, Рь» с использованием картинок на заданный звук, использование серии сюжетных картинок. Выделение хорошо произносимого согласного

звука в начале, середине, в конце. Определение последовательности звуков в слове:

какой по счету, за каким звуком стоит.

Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание.

Дифференцировать эти звуки на слух, определять

их место в слове.

Проведение мониторинга. Оценка динамики работы с логопедом.

Рабочая программа дополнительного образования по формированию логопедических навыков “Речевичок”

Разделы: Логопедия

Данная рабочая программа является бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения.

Занимательный подбор тем в игровой форме делает дополнительные логопедические занятия увлекательными, весёлыми, высокоэффективными. Комплексный подход в процессе коррекции звуков позволяет развивать навыки фонетического анализа и синтеза, укреплять психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

Кружковая логопедическая работа облегчает учителю-логопеду подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Дополнительная коррекционная работа помогает легко овладеть методами и приёмами звукопроизношения, родителям и детям, нуждающихся в логопедической помощи.

Основной целью рабочей программы является развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

Рабочая программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, при активном участии родителей.

Цели рабочей программы:

  • формировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов;
  • применять современные, инновационные технологии в работе с детьми-логопатами по коррекции нарушений речи;
  • автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
  • Задачи рабочей программы способствуют:

  • совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движению общей и мелкой моторике рук ребёнка, развитию внимания и наблюдательности, памяти и самостоятельного мышления, пространственной ориентации;
  • развитию фонематического восприятия детей, навыков правильного дыхания, эмоционально-мимических навыков, смены темпа и ритма речи.
  • Структура и формирование дополнительного образования в рамках логопедического кружка “Речевичок”:

    • продолжительность занятий – 25 минут;
    • периодичность занятий – 1 раз в неделю;
    • схема организации занятий.

    Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое строится по схеме:

    • дидактическая игра, создающая мотивацию (3-5 мин.);
    • затруднения в игровой ситуации (1-3 мин.);
    • открытие нового знаний и умений (5-7 мин.);
    • воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.);
    • повторение и развивающее задание (3-4 мин.);
    • итог занятия (2 мин.)

    Контроль учёт знаний и умений. Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:

    • чистота звукопроизношения;
    • автоматизация звуков в речи;
    • умение строить предложения;
    • умение произносить монолог, чётко высказываться;
    • умение вступать в диалог.

    Виды контроля и мониторинг:

    Вводный – проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГТ);

    Текущий – проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;

    Итоговый – проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.

    Ожидаемые результаты освоения рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков:

    Продуктивная деятельность организации детей:

    • пальчиковый театр,
    • развлечение с родителями “Мой весёлый язычок”,
    • игра-инсценировка “Кто лишний и почему?”,
    • открытый показ кружкового занятия по теме “Слова синонимы, антонимы”,
    • конкурс чтецов,
    • выступление – рассказывание по ролям,
    • концерт для работников детского сада и родителей.

    Диагностика уровня коррекционно-логопедических навыков у детей старшей группы в рамках дополнительного образования.

    Ключевые речевые качества:

    • чистота звукопроизношения,
    • автоматизация звуков в речи,
    • умение строить предложение,
    • умение произносить монолог, чётко высказываться,
    • умение вступать в диалог.

    Результаты обследования ключевых речевых качеств до начала занятий и после окончания занятий в рамках дополнительного образования:

    Календарно-тематическое планирование рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков “Речевичок”.

    Читайте также:  Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (Р) в начале слога и слова
    Месяц, тема.Содержание.Контроль и учёт коррекционного воздействия.
    Сентябрь.

    Мелкая моторика.-Запомнить названия пальцев рук.

    -Освоить различные движения пальцами рук.

    -Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т.Ткаченко, И.Лопухина)Пальчиковая игра “Это я, большой пальчик:”.

    Игра “Собери бусинки в нужные коробочки”.

    Пальчиковый театр.Октябрь.

    Артикуляционный аппарат.-Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

    -Уметь расслаблять язык.

    -Чередовать движения губ и языка.

    -Отрабатывать активные, чёткие движения губ и языка.Комплекс артикуляционной гимнастики “Волк”.

    Сказка “Как язычок ходил гулять в лес”.

    Развлечение с родителями “Мой весёлый язычок”.Ноябрь.

    Речевое дыхание.-Учиться правильному речевому дыханию, вдох(носом), выдох(ртом).

    -Отрабатывать силу голоса.

    -Формировать целенаправленную и сильную воздушную струю.Игры для развития дыхания “Ветерок”, “Загони ватный шарик в ворота”.

    Игра “Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков”.

    Упражнения: подуй в пустой бутылёк, поиграй на губной гармошке.

    Слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховая память.-Выполнение различных словесных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых) инструкций.

    -Угадывание предметов по загадке-описанию.

    -Выполнение действий только при определённом, заданном условии.Игра “Подбери словечко” (завершение стиха в рифму).

    Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово).

    Игра с правилами – просьба, покажи, бывает не бывает.Январь.

    Фонематический слух.-Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.

    -Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.

    -Повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение.Игра “Повтори сочетание звуков, при их чёткой артикуляции”.

    Развлечение “Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки,рифмовки-трудноговорки”

    Игра “Запомни и повтори”.Февраль.

    Словарный запас.-Уточнение лексических тем, предлагаемых программой Васильевой “Воспитание и обучение в детском саду”

    -Уточнение названий геометрических фигур и цвета.

    -Обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое.Игра-инсценировка “Кто лишний и почему”. Беседа с демонстрацией картинок по теме.

    Аппликация с геометрическими фигурами.

    Открытый показ кружкового занятия по теме “Слова синонимы, антонимы”.

    Связная речь.-Составление рассказа-описания по наглядному образцу.

    -Составление рассказа по сюжетной картине.

    -Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.

    -Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.

    -Составление рассказа на материале собственного опыта.Индивидуальное рассказывание, описание картин.

    Рассказывание по ролям.

    Прослушивание сказок и текстов.

    Прослушивание рассказов.Апрель

    Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи.Правильное проговаривание звуков:

    -В слогах (прямых, обратных, стечениях);

    -В предложениях, скороговорках;

    -В стихотворных текстах;

    -В связной речи.Игра “Повтори правильно звук”.

    Запомни и повтори ряд слогов.

    Задание – подбери к заданным словам картинки и скажи правильно.

    Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок.

    Календарно-тематическое планирование логопедического кружка «Речевичок»

    логопедического кружка «Речевичок»

    для детей подготовительной группы

    Развитие лексико-грамматических категорий

    1-я неделя октября

    Формирование номинативного словаря (существительных) по теме. Упражнения: «Подбери предметы к признакам», «Подбери действие», «Подбери признак».

    Периоды осени. Осенние месяцы. Обучение детей задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

    Упражнения «Что на чём растёт?» (согласование слов в предложении)

    Упражнения «Найди причину» (анализ причинно – следственных зависимостей), «Скажи наоборот»

    Формировать навыки словоизменения

    Формировать умение образовывать прилагательные от существительных Преобразование существительных ед.ч. И.п. в форму мн. числа. Упражнения: «Какой?» (согласование существительных с прилагательными, составление словосочетаний)

    Упражнение «Найди слово» (образование родственных слов) Упражнение «Один -много» (образование мн. ч. сущ.) Упражнение «Помоги Незнайке» (правильное употребление в речи предлогов)

    3-я неделя октября

    Труд взрослых на полях и огородах.

    Формировать и расширять словарь детей по теме «Овощи» Расширение знаний детей об особенностях различных овощей.

    Игры «Вершки и корешки»,

    «Назови ласково», «Что приготовить», «Закончи предложение».

    Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида единственного числа настоящего времен и.

    4-я неделя октября

    Формировать умение употреблять имена существительные множественного числа в родительном падеже.

    Расширять словарь по теме «Фрукты»

    Формирование навыков словообразования. Игры «Магазин соков», «1,3,5», «Кто больше назовёт блюд».

    1-я неделя ноября

    Закрепление употребления имён существительных в родительном падеже (пчелы, стрекозы, паука)

    Упражнения «Узнай, чьё крылышко», «Сосчитай 1,3,5», «Подбери признак», «Четвёртый лишний».

    Особенности строения тела насекомого. Расширение и активизация словаря по теме.

    2-я неделя ноября

    Формирование навыков словообразования (короткохвостая , длинноклювый , чёрноголовая)

    Образование и практическое усвоение приставочных глаголов (прилетела, залетела, подлетела.)

    Упр. «Выделение четвёртого лишнего», «Птицы улетели», «Скажи наоборот».

    Особенности строения тела птиц. Образование уменьшительно-ласкательной формы имён существительных.

    Упр. «Назови ласково»,

    3-я неделя ноября

    Гласные звуки и буквы

    Согласование имён существительных с числительными.

    Упр. «Посчитай 1,3,5»,

    Образование прилагательных от существительных .

    4-я неделя ноября

    Домашние животные и их детеныши.

    Закрепление и расширение знаний детей по теме.

    Образование сложных прилагательных (длиннохвостая, остророгая, длинноухий )

    Игры: «Кто у кого», «Четвёртый лишний», «Кого нет?», «Назови ласково».

    Место обитания домашних животных (собачья конура, овечья кошара ).

    Образование существительных с помощью суффикса –ищ-

    ( носище, когтище) Закрепление знаний по теме.

    Игра « Кто где живёт?».

    5-я неделя ноября – 1-я неделя декабря

    Дикие животные и их детеныши.

    Образование существительных множественного числа и их практическое употребление в речи (много телят, ягнят) и образование сложных прилагательных (длиннохвостая).

    Игры: «Правильно назови детёнышей животных», «Угадай по описанию», «Кого нет?», «Составь длинное слово».

    Практическое усвоение и закрепление в речи детей имён существительных и притяжательных прилагательных по теме.

    Игра: «Назови, чья морда ?»

    2-я неделя декабря

    Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

    Дифференциация типов одежды по сезонам.

    Игры: «Остановка», «Пересчитай предметы», «Посчитай парами».

    Образование относительных прилагательных.

    Игры: «Что из чего?», «Исправь ошибку».

    3-я неделя декабря

    Развитие семантического поля слова «снег».

    Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. Игры: «Что сегодня, а что вчера?»

    Зимние месяцы. Уточнение и

    расширение словаря по теме.

    Расширение предикативного словаря.

    4-я неделя декабря

    Дикие животные зимой.

    Практическое закрепление в речи детей употребления имён существительных в различных падежах.

    Словообразование притяжательных прилагательных на –ий,-ье,-ья,-ьи. Предлоги за, из, из-за .

    Игры: «Чей хвост длиннее», «Чья лапа больше», «Звери играют в прятки»

    5-я неделя декабря

    Формировать навыки словоизменения

    Закрепление употребления имён существительных в творительном падеже.

    1-я неделя января – каникулы

    2-я неделя января

    Расширение знания значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи.

    Закрепление предложно- падежных конструкций.

    3-я неделя января

    Формирование словаря прилагательных.

    Образование относительных прилагательных.

    Словообразование существительных женского рода ( хлеб- хлебница, конфетница).

    Игра:«Ты- да, а я-нет»

    Развитие навыка словообразования

    4-я неделя января

    Животные жарких стран

    Формировать навыки словообразования.

    Формировать словарь антонимов

    Закрепление употребления имён существительных множественного числа в родительном падеже.

    5-я неделя января –

    1-я неделя февраля

    Формировать адъективный и номинативный словарь

    Словообразование притяжательных прилагательных.

    2-я неделя февраля

    Формировать предикативный и адъективный словарь

    Закрепление употребления имён существительных в творительном падеже (топором, иглой, лопатой..)

    Формирование словаря глаголов.

    3-я неделя февраля

    Морские речные и аквариумные обитатели.

    Формировать адъективный словарь и навыки словоизменения

    Образование притяжательных прилагательных (у щуки- щучий, щучья; акулья).

    Формирование словаря глаголов.

    4-я неделя февраля

    День защитников Отечества

    Формировать навыки словообразования.

    Формировать адъективный и

    Расширение словаря по теме:

    Формирование глагольного словаря по теме

    5-я неделя февраля- 1-я неделя марта

    Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками.

    Дифференциация транспорта по видам. Усвоение предлогов за, из-за, из-под, между, через

    2-я неделя марта

    Формировать навыки словоизменения.

    Формировать словарь прилагательных

    3-я неделя марта

    Формировать предикативную функцию речи и «семантическое поле» слова «жук».

    Формировать навыки словоизменения.

    Формировать словарь прилагательных

    4-я неделя марта

    Формировать адъективный и

    Расширение словаря по теме: «Комнатные растения»

    Перелетные птицы весной.

    Формирование и расширение

    глагольного словаря по теме.

    5-я неделя марта

    Растения и животные весной.

    Формировать словарь по теме «Растения и животные весной».

    Словообразование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательными суффиксами – ец,-иц,–ц-

    1-я неделя апреля

    Формировать и расширять словарный запас. Упражнение в образовании синонимических рядов.

    2-я неделя апреля

    Формировать навыки словообразования

    Расширение словаря по теме.

    Образование существительных мужского рода (танцевать -танцор, певец, глупец, удалец, борец).

    3-я неделя апреля

    Формировать навыки словообразования.

    Формировать словарь прилагательных , номинативный и адъективный словарь

    4-я неделя апреля

    Сад – огород – лес

    Формировать навыки связной речи

    Разграничение понятий по теме.

    Формировать номинативный и

    предикативный словарь Расширение словаря по теме.

    Словообразование отчеств мужского рода. (У Ивана сын Иванович) Упражнение «назови отчество сына» Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов.

    Формировать и расширять у детей предикативный словарь.

    Развивать грамматический строй речи.

    Закреплять знания о домашних животных

    Формировать навыки словообразования.

    Формировать номинативный словарь

    Расширение словаря по теме.

    Формировать словарь Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени.

    Безопасность на водоеме

    Формирование и расширение глагольного словаря по теме.

    Программа логопедического кружка для детей логопедической подготовительной группы детского сада

    Программа предназначена для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп. данный материал поможет сформировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов.

    «Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
    Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить”
    К.С. Станиславский

    Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
    В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
    Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
    Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи.
    В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.
    Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
    Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
    В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип, осуществляется закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
    Работа кружка состоит в формировании правильного произношения звуков:
    -развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
    – усвоение фонетической системы родного языка;
    -предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
    Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения в условиях дошкольного учреждения.
    Задачи:
    o Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое внимание и восприятие, дыхание, фонематический слух в процес¬се систематических тренировок;
    o Повысить эффективность коррекции звукопроизношения у детей средствами здоровьесберегающих технологий.
    o Формировать умения регулировать силу голоса и правильного звукопроизношения;
    o Развивать интонационную выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

    Ожидаемые результаты:
    o У детей сохранится и укрепится психофизиологическое здоровье;
    o Разовьется общая, мелкая и артикуляционная моторика, речевое дыхание, интонационная выразительность речи, просодическая сторона речи;
    o Повысится коррекция звукопроизношения;
    o Дети научатся выразительно читать стихи, соблюдая интонацию, выразительность речи;
    o Формируется слоговая структура слова.
    Периодичность: 1 раз в неделю, во второй половине дня (вторник).
    Продолжительность: 30 минут.
    Форма организации детей: фронтальная.
    Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей –кукла Речевичок.
    Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
    Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
    В содержание занятий включены следующие виды работы:

    Главный герой занятий – Речевичок.

    Тематическое планирование

    Сентябрь
    1 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
    2 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
    3 неделя: Тема: «Как язычок пил чай с друзьями». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 6-7).
    4 неделя: Тема: «Артикуляционный массаж по В. В. Емельянову». Цель: развитие артикуляционного аппарата.

    Октябрь
    1 неделя: Тема: «Как язычок навещал любимых питомцев». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 11-12).
    2 неделя: Тема: «Утро с котиком Музиком» (речевая гимнастика). Цель: развитие артикуляционного аппарата.
    3 неделя: Тема: «Как язычок нашел друга». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 19-20).
    4 неделя: Тема: Как Мишка искал мед». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова
    стр 22-24).

    Ноябрь
    1 неделя: Тема: «Как язычок гулял в лесу» Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 24-25).
    2 неделя: Тема: «Угадайка». Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения (сухой бассейн).
    3 неделя: Тема: «Как язычок катался на велосипеде». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 30-31).
    4 неделя: Тема: «Как язычок строил дом». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 37-39).
    Декабрь

    1 неделя: Тема: «Как язычок отмечал день рождения». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.6-7).
    2 неделя: Тема: «Как язычок ходил в гости к белочке». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.8-9).
    3 неделя: Тема: «Как язычок варил грибной суп». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.10-11).
    4 неделя: Тема: «Как язычок играл с друзьями зимой». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.12-13).

    Январь
    1 неделя: Каникулы.
    2 неделя: Каникулы.
    3 неделя: Тема: «Как язычок спас ворону от кошки». Цель: развитие артикуляционного аппарата.
    (Н.В.Рыжова стр 40-41).
    4 неделя: Тема: «Звуки [м]-[м`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 42-43.)

    Февраль
    1 неделя:Тема: Мой мишка». Цель: развитие памяти, ритма, силы голоса, выразительности при разучивании стихотворения по мнемотаблице (З. Александрова).
    2 неделя: Тема: Звуки [п], [п`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 44-45).
    3 неделя: Тема: «Озорные мишки». Цель: развитие памяти, мышц лица при самомассаже. (конспект).
    4 неделя: Тема: Звуки [б], [б`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 46-47).

    Март
    1 неделя: Тема: «Точечный массаж по А.А.Уманской». Цель: развитие памяти, умения делать самостоятельно точечный массаж.
    2 неделя: Тема: Звуки [д], [д`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр. 49).
    3 неделя: Тема: «Настроение Антошки». Цель: развитие моторики, памяти, внимания, мимических мышц лица. (театр варежковых кукол).
    4 неделя: Тема: Звуки [н], [н`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр. 50-51).

    Апрель
    1 неделя: Тема: «Ежик и море». Цель: развитие внимания, общей моторики, мелкой моторики, памяти, воображения (сказкотерапия по сказке С. Козлова).
    2 неделя: Тема: Звуки [к], [к`]. Цель: развитие правильного произношения звуков (Н.В.Рыжова стр. 52-53).
    3 неделя: Тема «Путешествия Речевичка». Цель: развитие общей моторики, воображения, фантазии при составлении рассказов о герое.
    4 неделя: Тема: «Резонаторный массаж по В. В. Емельянову». Цель: развитие внимания, голоса при самостоятельном выполнении массажа.

    Май
    1 неделя: Тема: «Буквы». Цель: развитие мелкой моторики, памяти при печатании букв. (крупотерапия).
    2 неделя: Тема: «Закаливающее дыхание по А. Уманской и К. Динейки. Алфавит телодвижений». Цель: развитие дыхательных органов, пластики, общей моторики (конспект).
    3 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
    4 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.

    Литература:
    1. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Самомассаж кистей и пальцев рук.
    2. Емельянов В. В. Артикуляционный массаж.
    3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сборник программ по сказкотерапии. Тренинг по сказкотерапии. С-П, 2004.
    4. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика, -М, 2013.
    5. Уманская А., Динейки К. Закаливающее дыхание.
    6. Уманская А. А. Точечный массаж.

    Вестник Педагога

    Автор: Ратушняк Татьяна Владимировна
    Должность: учитель-логопед
    Учебное заведение: МБДОУ №3 “Березка” г.Армянска
    Населённый пункт: Республика Крым
    Наименование материала: Рабочая программа
    Тема: Программа логопедического кружка “Обучалочка” для детей 5-6 лет.
    Дата публикации: 24.10.2017
    Раздел: дошкольное образование

    №3 «Березка» г.Армянска

    ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6ЛЕТ

    НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

    №3 «Березка» г. Армянска

    Ратушняк Татьяна Владимировна

    Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования

    чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с

    окружающим миром. Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством

    общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых

    Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является

    врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При

    нормальном развитии ребенка, формирование правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам.

    Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.

    В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми

    нарушениями. У многих детей в старшем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития

    речи: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, наблюдается не

    умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке. Опасаясь насмешек, дети начинают

    стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут

    за собой отставание в развитии.

    Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И,

    как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на

    логопедический пункт в первую очередь зачисляются дети подготовительной группы, возникает

    необходимость оказывать помощь детям старшего возраста в форме кружка. Кружковая

    логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения,

    даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей,

    потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его

    внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

    Для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним

    1. Артикуляционная гимнастика – она является основой формирования речевых звуков (фонем)

    и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

    Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление

    мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов,

    принимающих участие в речи.

    Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными

    теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова,

    С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).

    2. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук:

    Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

    сформированности тонких движений пальцев рук.

    Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие

    ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является

    важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению

    артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным

    средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие

    3. Формирование правильного речевого дыхания:

    Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем,

    что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество

    выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное

    голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

    4. Развитие фонематического слуха:

    Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При

    несформированности речевого звукоразличения, ребенок воспринимает (запоминает, повторяет,

    пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.

    Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и

    чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения

    Данная программа логопедического кружка позволяет оказать специализированную логопедическую

    помощь детям 5-6 лет, которые не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия,

    подготовить их к дальнейшей коррекционной работе.

    Программа содержит описание организации дополнительной коррекционной работы с детьми

    старшего возраста с ОНР в соответствии с Федеральным государственным образовательным

    стандартом дошкольного образования.

    Тематика кружка направлена на развитие звуковой культуры речи – формирование правильного

    произношение звуков, развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, артикуляционного

    аппарата; развитие связной речи ребенка, творческого мышления, памяти, координации движений и

    мелкой моторики рук

    При составлении программы были использованы методические разработки Нищевой Н.В., Карельской

    Е.Г., Черенковой Е.Ф., Фомичовой М.Ф. и других авторов.

    Цель программы – развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание

    оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением

    1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции, укреплять

    мышцы артикуляционного аппарата.

    3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для

    основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .

    4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

    5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

    6. Развивать фонематические представления и навыки.

    7.Формировать умение правильно употреблять лексико-грамматические категории;

    При планировании коррекционной работы кружка учитывались:

    – индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных

    – положительная мотивация выполнения заданий;

    – чередование различных видов деятельности.

    В работе кружка учитывается интеграция следующих областей: коммуникация,

    социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.

    1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать

    2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания

    3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности

    (стихи, потешки, сказки)

    4. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со

    сверстниками и взрослыми

    5. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения,

    физминутки, самомассаж. для укрепления физического здоровья детей

    Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных

    технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики,

    обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки,

    положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

    Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое включает в

    себя следующие виды работы:

    2.Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.

    3. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и

    пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д., сухой бассейн и др.)

    4. Дыхательные упражнения.

    6. Упражнения для формирования связной речи.

    При разработке и проведении занятий кружка учитываются эффективные методы, приемы и формы

    работы для того, чтобы учебный материал был доступен и понятен детям.

    Срок реализации программы кружка: 1год

    Форма проведения занятий: групповая

    Количество занятий: 30 занятий

    Периодичность занятий: 1раз в неделю, занятия проводятся во вторую половину дня.

    Продолжительность занятий: 30 минут

    Количество детей: 15 человек

    Возраст воспитанников: 5-6лет

    Ожидаемые результаты освоения программы логопедического кружка:

    Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

    Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими

    Формирование фонетико-фонематических процессов.

    Правильное употребление грамматических категорий.

    Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном

    Формирование связной речи.

    СПИСОК ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖОК « ОБУЧАЛОЧКА»

    НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

    ГРАФИК РАБОТЫ КРУЖКА «ОБУЧАЛОЧКА» НА 2017-2018 ГОД

    Ссылка на основную публикацию