Планирование по теме ‘Байкал жемчужина Сибири’

Календарное тематическое планирование ” Байкал- жемчужина Сибири”
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Материал будет полезен для воспитателей детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
4_ned_baykal_zhemchuzhina_sibiri.docx48.25 КБ

Предварительный просмотр:

  1. неделя. Тема «Байкал жемчужина Сибири».

Сроки реализации : с 25. 04- 29.04

Задачи : Формировать представления детей об удивительности озера, особенностях его воды. Познакомить детей с географической картой, животным и растительным миром Байкала ; расположением озера Байкал .Воспитывать желание беречь природу родного края.

Итоговое мероприятие : Викторина : « Что мы знаем о Байкале?»

Взаимодействие с родителями : привлечение родителей к изготовлению книжек –малышек совместно с детьми о Байкале, пополнение развивающей среды материалом( альбомы, журналы и др), привлечение родителей для изготовления макета «оз .Байкал»

Пальчиковая гимнастика : «Кораблик» по стих-ю С.Я.Маршака

Динамическая пауз а: Мы к Байкалу все спустились,

Наклонились и умылись:

1, 2,3, 4,- вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе- раз, это брасс,

Одной рукой- кроль.

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.

4 неделя. Тема «Байкал жемчужина Сибири» .Дата 25 апреля понедельник

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

9.00 – 9.20 коммуникативная деят-ть Развитие речи. Тема: . Составление описательного рассказа « Голомянка»( стр.66 Программа: «Я живу в Прибайкалье » Цел ь: Продолжать формировать умение составлять описательный рассказ, выделяя существенные признаки; развивать творческое воображение детей, при описании картины. Обогащать словарный запас определениями, развивать диалогическую речь, связную речь ,упражнять в образовании уменьшительно- ласкательных суффиксов.

9 .30-9.50Изобразительная деятельность . Лепка . тема «Нерпа с нерпенком » ( из соленого теста) Цель: . Продолжать знакомить детей с обитателями озера Байкал, закрепить навыки лепки фигурок животных соблюдать пропорции .Воспитывать бережное отношение ко всему живому. развивать мелкую моторику рук.

Т 15.30 – 15.55 Занятие по безопасности жизнедеятельности Тема: « Охрана природы. Экологическая зависимость человека от чистоты природы» Цель : закреплять знания об том, что нужно защищать природу. Подвести детей к пониманию того, что человек полностью зависит от чистоты природы, потому, что является частью природы .(«Пестрое лукошко» составитель Л.П.Куркова. стр 54)

1. Утренние беседы с детьми. Тема: «Почему Байкал называют жемчужиной Сибири?» Цель: продолжать знакомить детей с особенностями оз. Байкал, его месторасположением ,воспитывать гордость за свой родной край, беречь природу родного края.(«Программа: «Я живу в Прибайкалье» стр.63)

2.Чтение худ. лит. В.Галкина « Почему вода в Байкале чистая?» ( « Сибирячок» 1997г. №2) Задачи: воспитывать эмоционально- образное восприятие произведения, учить понимать образные выражения, подвести к пониманию жанровых особенностей рассказа

3.Дежурство по столовой .Закреплять умение детей сервировать стол.

4.ИМП « Водяной» развивать координацию движений, упражнять в умении действовать в быстром темпе.

Познавательная д-ть. 1.Д/и « Найди тень рыбы», «Геометрическая мозаика».( собираем Байкал из геометрических фигур)

Развивать мелкую моторику . «Выкладывание из крупы фигурок нерпы и рыб»

Игры по интересам.

« Байкал», рассматривание коллекции камней.

Прогулка: Наблюдение за небом и облаками. Цель :- закрепить знания , представления о весне. Обратить внимание на изменения, произошедшие с небом.

Чтение худ . Лит « Весна, весна, как воздух чист, как ясен небосклон!» Баратынский.

Загадки : « По синему небу белые гуси гуляют» ( облака)

Д/И «Какой?, Какая?, Какие?»- развивать умение подбирать определения.

П/и «Ручейки- озера» закрепить умение детей двигаться, по сигналу образовывать «Озера» ,развивать общую выносливость, умение действовать сообща.

Труд :собрать выносной материал

2 половина дня: Гимнастика после сна

Прогулка . Наблюдение за погодными явлениями. Рисование мелом на асфальте по желанию детей.

Д/и «На что похожи геометрические фигуры?» Задачи: продолжать закреплять знания о геометрических фигурах, развивать внимание .

П/и «Гуси- лебеди» Задачи: развивать навыки пространственной ориентации.

1..Игровая деятельность С/Р – « Выходной день на Байкале ». Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).

Трудовая деятельность : изготовление атрибутов к игре.

2.Заполняем календарь наблюдений: « Каких птиц видели на участке во время прогулки?» Задачи :закреплять умение детей работать с календарем природы, закреплять знания о птицах.

1.Работа по развитию мелкой моторики «Вырезаем рыбок омуля для коллажа»

2.Работа в тетрадях «Проведи дорогу до Байкала»- развитие мелкой моторики, закреплять умение работать в тетрадях, видеть строчку ( с Дашей, Миленой)

4 неделя. Тема «Байкал жемчужина Сибири» .Дата 26 апреля вторник

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

9.00-9.20 Познавательная деятельность тема Программные задачи

9.35-10.00 Двигательная деятельность ( физическая культура) по плану инструктора по физо.

15.30- 15.55 Игровая деятельность «Рыбалка на Байкале» продолжать развивать умение детей создавать игровую обстановку, развивать ролевой диалог,

1.Беседа с детьми « Рыбы – серебристое богатство Байкала» Задачи: уточнить и закрепить знания детей о рыбах Байкала, вспомнить их названия, внешний вид, особенности , повадки.( СТР 66)

2.Заучивание стихотворения « Голомянка» ( с опорой на мнемо таблицу)( «Я живу в Прибайкалье », стр.66

3. Речевые игры и упражнения: «Составь предложение»- закреплять умение составлять предложение с определенным словом, проговаривать какое первое, какое второе и тд. ,

« Назови ласково» « Чей малыш?» образование сущ-х с умен-о ласк-м суффиксом., « У кого кто?» – образование сущ-х в ед и мн числе.

4. Труд. д-ть Дежурство по столовой

1.Строительные игры( Илья, Дима) «Конструируем российский флаг»

2.Коммуникативное развитие «Расскажи какая рыбка?.» продолжать закреплять умение детей подбирать определения .(Захар, Кристина, Борис)

Игры по интересам .

Рассматривание журналов «Сибирячок»

Прогулка: Наблюдение за вороной и голубем. Сравнение по внешнему виду и повадках .П/И « Воробьи- вороны» умение действовать по сигналу. Трудовая деятельность: « Убираем мусор» Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно. . Индивидуальная работа .. «Учимся скакать на скакалке»

2 половина дня: Гимнастика после сна

Прогулка: Наблюдение за деревьями. Обратить внимание детей на то, что набухли почки на черемухе. Вспомнить и закрепить названия деревьев., внешний вид, строение. П/и « К дереву беги»

1. Творческая мастерская «Сочиняем сказки» изготовление Мини книжки. Задачи: самостоятельный выбор детей вида деятельности в процессе реализации общей цели- изготовление книги.

2.ИМП « Каких рыб поймал Сибирячок в Байкале?» закрепить названия рыб, обитающих в Байкале. Имитировать движения рыб.
3 .Декоративно- прикладная деятельность «Рисуем на камнях » З : Познакомить детей с техникой рисования «на камнях » , развивать умелость рук, фантазию.

1. «Работа в тетрадях»

2.И.Р.ОО ХЭР « Раскрасим любимые картинки». Продолжать упражнять в умении раскрашивать сюжетные картинки, не выходя за контур.

1.Игры по интересам

4 неделя. Тема «Байкал жемчужина Сибири». Дата 27 апреля среда

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

9.00 -9.25. Музыкальная деятельность по плану музыкального руководителя.

9.30 – 9.55 Коммуникативная деят-ть (грамота)» Согласный звук « П», «ПЬ», буква « П».

Цель: Уточнить и закрепить знания о звуке « П», «ПЬ», буква « П» .Продолжать учить представлять букву, соотносить ее с окружающими предметами; выделять звук « П» из неречевых звуков. Закрепить навык чтения , подбор слов на заданный звук. Развитие умения различать мягкость и твердость звучания звука. Определени е звука в слове при помощи ряда.(Л.Ю Бондарева « Упражн-я на каждый день» стр 122)

15.30-15.55 Изобразительная деятельность тема: Тема: «Природа Байкала » Цель: Познакомить с некоторыми работами шелеховских художников учить детей рисовать птиц, передавая характерные особенности зимующих птиц ( посадка головы, положение крыльев, хвоста); воспитывать бережное отношение к пернатым.

1Беседы, игровые ситуации безопасности детьми по Формировать представления детей о безопасном поведении на улице

4ИМП . «Море волнуется раз..» развивать умение самостоятельно организовывать игру, устанавливать правила

5.Речевые игры и упражнения « Сравни и назови по образцу» Задачи: образование сравнительной степени прилагательных.( стр. 42. «Лексические темы» Л.Н.Арефьева)

1.д/и – «Собери картинку»( с Дашей, Ильей, Никитой)

2.ООКР Игра: « Назови ласково» образование сущ-х с ум-о ласкательным суффиксом.( С Гошей Захаром

3. Развитие мелкой моторики «Обводим, закрашиваем, вырезаем» Дима, Маша,( Рита Б, Рита Т)

Игры по интересам

Прогулка: 1. Наблюдение за признаками весны. закрепить уже известные признаки весны на водоеме, вспомнить перелетных водоплавающих птиц.

П/и :» Охотники и утки» ( С мячом) Задачи: Закреплять умение детей выбивать мячом, играющих детей, развивать меткость .Для играющих детей –быстроту реакции.

Д/И « Придумай слово»- дети подбирают однокоренные слова, к предложенному вос-м.

Упражнения для развития мелкой моторики: « Составь узор из камешков»

2 половина дня: Гимнастика после сна

Прогулка . П/И « Гуси- лебеди» цель:развитие пространственной ориентации. « Удочка»- закреплять умения детей перепрыгивать через скакалку. Чтение худ.лит . А Плещеев « Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною…Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою…

1. . С/Р игра «Выходной день на Байкале» продолжать развивать умение детей создавать игровую обстановку, развивать ролевой диалог.

2. Инсценировка сказки «Байкальская сказка»

Задачи : закреплять умения детей правильно держать и водить игрушкой, выразительно озвучивать , передавая характер персонажа. Познакомить детей с озвучанием спектакля( шумовые эффекты)

3. ИМП « Кто ушел?» развивать внимание

1.ООПР Игры на развитие памяти

– «Послушай, запомни, повтори»

2.Игры на развитие мелкой моторики. «Мозаика» «Паззлы»

Игра: « Один- Много» образование множественного числа сущ-х в им. И род. падежах.( Кристина, Рита )

Игры по интересам

Предложить карандаши –раскрашивание

4 неделя. Тема «Байкал жемчужина Сибири » .Дата 28 апреля четверг

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

900-9.20 Конструирование Тема: «Нерпа»

Задачи: продолжать знакомить детей с техникой «оригами», конструирование из бумаги нерпы. Закреплять навык складывания квадратной заготовки и заглаживания углов. Развивать мелкую моторику рук.

9.35-10.00 Двигательная деятельность( физ.к.) по плану инструктора по физической культуре

15.30-15.55ОО Коммуникативная д-ть Чтение художественной литературы

1.Беседа с детьми: « Какую пользу приносит вода для человека и окружающей среды?», Чтение стихот-я Н.Рыжовой « Вы слыхали о воде?»( Т.М.Бондаренко « Ком. Зан.» Стр.96)

2. Те ма : «Загадки о Байкале и его обитателях» с помощью презентации.

2 . артик.гим-ка: упражнение 3.Пальчиковая гим-ка

4.Речев. игра « Веселый счет» закреплять умение детей образовывать сущ-е и прил-е множественного числа в им. И родит падеже.

«Скажи наоборот» подбор антонимов, развитие лексического строя речи.

1.И/У «Сосчитай» ( состав числа с помощью палочек Кюизенера)

– И/У «Дни недели » ( выявление временных представлений)

– с мелкими игрушками «Порядковый счёт»

, «Нарисуй по клеточкам»

Игры по интересам

Наблюдение за ветром .Дать знания о том, что в ветреную погоду птицы летают редко .Как вы думаете почему?Дать знания о том, что на Байкале есть ветра:Култук, Сарма, Баргузин

Трудовая деятельность : собрать выносной материал.

Подвижные игры «Третий лишний»,

Индивидуальная работа « Попади в цель» метание мяча, развитие глазомера.

2 половина дня: Гимнастика после сна

1 Экспериментирование: Фокусы с магнитами

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлический .стержнем ;миска с водой ,банка с вареньем ,и с горчицей ;деревянная палочка, с одного края кот. прикреплен магнит и сверху покрыт ватой ,а с другой—на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках ;коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной строны ; скрепки; магнит ,прикрепленный с помощью скотча к карандашу ;стакан с водой ,небольшие металлический стержень.

2.Игры с математическим содержанием ( в том числе логические) « Дорисуй геометрическую фигуру», « На что похоже?»

Настольно – печатные игры

– «Четвертый лишний» развивать внимание, логику.

Игры по интересам

4 неделя. Тема «Байкал жемчужина Сибири » .Дата 29 апреля пятница

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

9.00 – 9.20 Познавательная деятельность ( экология) Тема: «Кладовая Земли » Задачи: формировать первоначальные представления о внутреннем содержании Земли; развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам; воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам( В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова « Экология» стр.172).

15.30- 15.55 Двигательная деят-ть (физическая культура) на улице

Спортивная игра « Футбол», разминка бег вокруг игровой площадки.

1. Беседа по произведению С Алексеева «Снегирь» Подвести детей к пониманию того, что дикие птицы не могут жить в неволе. 2.артик.гим-ка: ) 3.Пальчиковая гим-ка:

2.заучивание чистоговорки « Птичка- синичка , воробью сестричка, воробей – воришка залез в домишко клевать просо тупым носом»

Коммуникативные игры «Угадай по голосу», «Кто ушел», «Я начну слово , а ты закончи»,

Речевые игры и упражнения «Опиши, я угадаю»

Игры по интересам игры с конструктором

Прогулка: наблюдение за птицами , прилетевшими на наш участок. вспомнить названия зимующих птиц, почему они так называются, вспомнить особенности внешнего вида.

Перспективное планирование работы с детьми 5-7 лет по образовательной области «Художественное творчество» (региональная модель) в соответствии с тематической неделей «Байкал – жемчужина Сибири»

Перспективное планирование работы с детьми 5-7 лет по образовательной области «Художественное творчество» (региональная модель) в соответствии с тематической неделей «Байкал – жемчужина Сибири».

Тема, цель, итоговое мероприятие по теме

Рекомендуемое время проведения, краткая информационная справка

Вид взросло-детской (партнерской) деятельности

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности

Предлагаемая самостоятельная деятельность детей

Взаимодействия с семьями детей.

«Байкал – жемчужина Сибири».

Цель: формирование экологической культуры дошкольников.

Познакомить детей с одним из уникальных озер мирового значения. Учить детей заботиться об окружающей среде, о родном крае. Воспитывать потребность общения с природой, интерес к познанию ее законов и явлений. Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности. Развитие свободного общения с взрослыми.

Справка: Байкал – сокровище и гордость нашего края, является озером по законам географии, у народов с древности населявшим его берега. Байкал всегда считался морем. В песне о Байкале поется: «Славное море, священный Байкал». О происхождении Байкала, есть разные версии.

1. Байкал – это Бай – Куль (Тюрк) – богатое озеро;

2.Байгаал – Далай (монг) – богатый огонь

3. Байгаал – Нуур (бур); 4. Бей – Хай (кит) – Северное море;

Возраст озера – 25-30 миллионов лет – древнее озеро.

Байкал содержит 1/5 часть всех запасов

пресной воды планеты (около 23-х тысяч кубических метров) – это единственный в мире открытый водоем с пресной водой, пригодной для разлива питьевой воды. В Байкале 2630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых обитают только в этом водоеме, т. е. являются эндемиками. Рыба голомянка, тело которой содержит 30% жира, она удивляет биологов ежедневными кормовыми миграциями из глубин мелководья. Из рыб в Байкале водятся омуль, сиг, налим, осетр, хариус.

1.«Д/и» «Четыре времени года» на Байкале.

2.Выкладывание из пуговиц Байкала (проектная деятельность, обозначение тканью глубины Байкала).

3.Беседа: «Байкал – жемчужина Сибири».

4.Оформление книжки-малютки о Байкале.

5.Народная игра «Городки».

1.Прослушание произведения «Океан – море синие» Н. Римский-Корсаков.

2.Игры на разных музыкальных инструментах.

3.Кукольная сказка «О Байкале».

4.Танец «Водные красавицы.

П/и «Мы водные жители».

Аппликация + оригами «Рыбы Байкала».

(нетрадиционная техника, рисование водорослей на стекле – это озеро Байкал).

П/и «Караси и щуки».

1.Гимнастика оздоровительная «Рыбки».

3.»ЧХЛ» сказки «Ангарские бусы», Василий Стародумов.

4.Изготовление масок для драматизации сказки «Ангарские бусы».

5.Раскрашивание масок в цвете.

6.С/р игра «Школа Кайтбординга на Байкале».

7.ФЭМП. Счет рыбок до 10 (индивид. Сашей, Олей, Дашей).

Игры с водой (пускание корабликов).

Рисование на камнях рыбок.

Игры по интересам детей.

Опыт: «Очистка грязной воды».

Семейный макет Байкала.

Выпуск журнала «Сибирячок»,

старшая группа «Елочка» детский сад «Сказка» г. Тайшет Иркутская область, посвященный теме: «Байкал – жемчужина Сибири».

Познакомить детей с маленькой подводной лодкой «Пайсис». Исследование – это изучение дна Байкала с 1977-1991г. позволило получить новые данные в геологическом строении Байкальской впадины. Развитие детского творчества. Использование художественного произведения для формирования первичных ценностных представлений об озере Байкал.

Эмоционально откликаться на содержание произведений искусства, картины, карты технологические.

Знакомить детей со свойствами воды, обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного.

Путешествие в глубины Байкала на подводном обитаемом аппарате «Пайсис» – это подводная лодка. Может погрузиться на глубину до 2-х километров. В нем можно находиться до 10-12 часов. Экипаж состоит из 3-х гидронавтов. Команда: наблюдатель, исследователь, гидропилот, бортинженер. Снабжена лодка гидрокомпасом, гидроакустическим телефоном и др.

Знание свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде.

2.П/и «Найди сокровище» с опорой на карту.

Отметить и закрепить на контурной карте озеро Байкал (раскрасить в цвете).

3. Д/и «Географические карты».

4.Моделирование правил поведения во время путешествий на водных судах, на воде.

5.»ЧХЛ» стихотворение «Байкал» В. Киселев.

Беседа: «Путешествие в подводное царство Байкала»

+ (работа с технологическими картами).

1.Рассматривание картины «Байкал летом» Отметить красоту пейзажных изображений Байкала. Ситуативный разговор и ситуативные ситуации. Объясните, «Рыбы – дети воды: где вода, там и рыба».

2.С/р «Подводное плавание на Байкале.

3.Работа с технологическими картами по теме: «Байкал».

«В гостях у Нептуна» (в бассейне).

1.Оздоровительные упражнения в воде.

2. Плавание на надувных рыбах.

3.Составление из пазл картины «Водное царство» (пазлы водонепроницаемые).

4.Игры с надувными мячами в воде.

1.Оздоровительная гимнастика «Вода», пальчиковая гимнастика «Рыбки плавают, резвятся».

2.Опыты с водой (вода прозрачная, нет вкуса, нет запаха, жидкая, может течь, бывает теплая, холодная.

3.Задание с индивидуальными карточками. Раскрасить только водные растения.

4.Работа с трафаретами «Рыбы».

5.С/р «Подводное плавание» (дайвинг)

Изготовление корабликов из бумаги.

Действие с водой (подкрашивание или подсаливание), пускание корабликов.

Разыгрывание сюжета «Приключение на озере Байкал».

Рисование детского фотоальбома «Любимые места моей семьи».

Коллекцию марок рыбок собрать в альбом.

«Растительный мир Прибайкалья».

Развивать познавательную активность в процессе формирования представления о лекарственных растениях.

Знакомить детей с техникой монотопии. Раскрыть связи растений со средой обитания.

Учить детей запоминать цвета спектра.

Показать приспособления растений к среде обитания.

Объем представлений у детей: узнавать и называть растения сибирского лога: одуванчик лекарственный, ромашка, герань луговая, клевер, незабудка, тысячелистник, валериана.

2.П/и «1,2,3 к дереву беги».

4.Составление гербария «Лекарственные растения».

5. Беседа: «Что такое лекарственные растения?» (их использование, место произрастания).

Познание (ФЭМП) «Семь цветов радуги».

1.»Сказка о семи цветах радуги».

2.Счет полосок радуги.

3.Дидактическая игра «Назови по цвету радуги цветы лекарственные» (ноготки – оранжевые и др.)

4. Д/и «Выложи квадраты по цвету спектра».

5. П/и «Беги к своему цветку».

6. Зачитать отрывок из сказки «Цветик – семицветик».

7.Выложить из карандашей цветик-семицветик по цветам спектра.

Интегрированно – оздоровительная игра «Лесная аптека» (драматизация, оздоровительные упражнения, пение песен, аэробика и др.).

Художественное творчество. Рисование «Расцвели красивые цветы» (монотопия).

1.гимнастика после сна пальчиковая «Наши цветы».

3.Д/и «Что было бы, если бы исчезли растения?»

4.Беседа: «Лекарственные растения – средства оздоравливания организма человека».

5.Изготовление из гофрированной бумаги цветов.

6.Чтение стихотворений о цветах.

Просмотр альбомов, энциклопедий о лекарственных растениях.

Настольная игра «Цветы – садовые, лесные».

Оригами «Цветы» (на выбор детей).

Изготовление родителями мини-альбома «Лекарственные растения в нашем доме» (стихи, рассказы собственного сочинения, загадки, зарисовки растений лекарственных, фотографии цветов).

«Животный мир Приангарья».

Уточнить представления детей об образе жизни животных. Формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных. Знакомить детей с приемом аппликации – выклеивание силуэта мелконарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерсти». Учить наносить клей на основу равномерно тонким слоем.

Показать необходимость существования на Земле все видов животных, независимо от наших симпатий и антипатий. Избавить детей от неверных стереотипов отношения ко многим из них.

Направлять детей на поиск способов создания фантастических животных. Развивать воображение и умение переносить знакомые способы и приемы работы в новую творческую мастерскую.

1.Беседа: «Дикие домашние животные»

2.С/р игра «Ветеринарная больница»

3.Д/и «Кто где живет?»

4.Рассматривание картинок «Животные Приангарья». Найди ошибки художника в изображении.

5.Игры – перевоплощения «Если бы ты был животным?»

6.»Кто как кричит?» игра музыкальная.

Чтение художественной литературы «Животные Приангарья»

1.Чтение рассказа «Животные Приангарья».

2.Загадки о животных.

4.П/и «Зайцы в лесу».

5.Гимнастика «Веселая минутка».

6.Коллективное панно «Зайчиха с зайчатами» (выклеивание силуэтов мелконарезанными нитями).

Художественное творчество. Рисование.

1.Экскурсия на Чудо Остров.

2.»Несуществующее животное» (дорисовывание, выклеивание силуэта).

3.Д/и «Разрезные картинки животных», Д/и «Лото» (животные).

4.Оформление газеты «Фантастические животные».

5. Моделирование. Правила поведения в лесу при встрече диких животных.

1.Гимнастика для глаз «Медведь».

2.Разгадывание кроссворда о животных.

3.»Лабиринты» – игровые задания по ОБЖ.

4.С/р игра «Байкальские сувениры».

Изготовление игры «Разрезные картинки» (животные Приангарья)

Игра «Строительство зоопарка» (строительные наборы, конструктор «Лего» и наборы пластмассовых животных).

Игры по интересам.

Дидактическая игра «Лото» (животные).

Изготовление родителями из бересты

Животных Приангарья (в дальнейшем, настольный театр для разных сказок).

«Млекопитающее – нерпа – чудо Байкала».

Цель: Познакомить с жизнью нерпы – млекопитающее чудо Байкала.

Закреплять у детей умение вырезать из поролона образ нерпы; из пенопласта вырезать льдины. Развивать воображение и умение переносить знакомые способы и приемы работы в новую творческую мастерскую «Гнездо для нерпят».

Рассказать, как люди заботятся о Байкале. Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказать ей посильную помощь.

Праздник «Байкал – жемчужина Сибири».

Закрепить правила поведения на природе и знакомить детей с заповедниками, памятниками природы. Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Иркутской области, побуждать желание побывать в этих местах.

Существует несколько гипотез о появлении нерпы в Байкале:

1. : Нерпа проникла в Байкал из Северного Ледовитого океана, в ледниковую эпоху через Енисей и Ангару.

По другой гипотезе, байкальская нерпа более древний, доледниковый житель Сибири.

Вес нерпы средний 50 килограмм. Самец – максимальный вес 130 – 150кг.,длина до 1,8м. самки – меньше по размеру. Скорость движения нерпы – 20-25 км/час (уходит от опасности). В спокойной обстановке, 10-15 км/час. Нерпа ныряет на глубина 200 метров. нерпа в феврале – марте рождает нерпёнка (вес до 4-х кг. белого цвета). Питается нерпёнок молочком матери, а в дальнейшем, самостоятельно рыбой. Мех линяет, становится серебристо-серым, затем буро-коричневым, как у взрослых нерп.

Заповедники – это острова спасения для растений и животных. В этом храме природы живут и работают ученые-биологи, лесники, лаборанты. Они следят за жизнью природы, познают ее тайны, изучают законы и стараются помочь ей уцелеть.

Календарный план воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе «Уникальность озера Байкал»

Вера Олейникова
Календарный план воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе «Уникальность озера Байкал»

Календарный план воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе. Тема: «Уникальность озера Байкал»

Тема: «Уникальность озера Байкал» (вода и ветры)

Цель: расширять знания детей об озере Байкал. Рассказать о Байкальских ветрах. Познакомить с легендами и сказками. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Итоговое мероприятие: игра-путешествие «По Байкалу вместе с Сибирячком»

Понедельник 14 октября Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Образовательная деятельность Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимные моменты

8.20-8.30 Утренняя гимнастика (инструктор физо)

Тема: «Озеро Байкал – жемчужина Сибири»

– развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал. (Беседы об озере Байкал, его обитателях, рассматривание иллюстраций и фотографий.)

Изобразительная деятельность (рисование)

Тема: Рисование пастелью (пейзаж) «»Разговорчивый родник»

– ознакомление с изобразительными возможностями нового художественного материала – пастели. Освоение приёмов работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушёвка)

(И. А. Лыкова ИЗОдеятельность в дс) стр. 90

(физ. культ.) по плану инструктора по физо.

Подготовка ко сну: прослушивание аудио сказок

15.00-15.15 Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна, комплекс №2 сентябрь, хождение по массажным дорожкам, умывание прохладной водой лица, шеи, рук.

Индивидуальная работа по развитию речи.

– упражнять детей в подборе антонимов, расширять словарь. (ветер сильный-тихий, вода тйплая-холодная, погода ясная-хмурая и тд.)

(Вадим, Дима Я, Яна.)

Подвижная игра «Поймай мяч»

-развивать координацию движений, ловкость, крупную моторику рук, подвижность суставов.

(Матвей, Ираклий, Илья) Утро

Работа в уголке природы: наблюдение за растениями.

– поддерживать интерес детей к наблюдениям за растениями, учить определять по виду растений, чего им не хватает (вянут, опускаются листья – недостаточно воды; листья бледнеют – не хватает света.

Воспитание культурно-гигиенических навыков: правила поведения за столом.

– учить детей соблюдать правила этикета во время еды, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Рассматриание книги «Баргузинской заповедник»

– увидеть через фотографии в книге, всю красоту и величие озера Байкал.

Прогулка № 10 октябрь картотека

– упражнять детей в различении предметов по материалу, из которого он изготовлен. Учить определять их свойства: твердый, мягкий, плотный, гладкий, шероховатый, блестящий, матовый. Самостоятельная двигательная деятельность.

– учить детей выступать в роли организаторов игры, капитанов, судей, обсуждать и уточнять правила игрового взаимодействия, оценивать соответствие действий игроков правилам игры.

Настольно-печатные игры «По морям, по волнам», «Ветер по морю гуляет», «Подбери пару», «Пазлы»

Обновление информации в родительском уголке по теме недели.

Объявить родителям о конкурсе «Мир театра»

Пригласить на мастер-класс «Мы покажем вам театр»

– познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, которые они могут применить в игре с детьми дома и предложить изготовить театральную игрушку самостоятельно.

Вторник 15 октября

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Образовательная деятельность Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимные моменты

8.20-8.30 утренняя гимнастика комплекс № 4 (с предметами)

– учить понимать отношение между числами, выполнять учебную задачу самостоятельно;

-закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой

(Е. В. Колесникова Математика для детей 6-7 лет, стр 30)

Лепка сюжетная (коллективная композиция на зеркале или фальге)

– совершенствование техники скульптурной лепки. Воспитание интереса к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве

(И. А. Лыкова ИЗОдеятельность в дс) стр. 56

Музыкальная деятельность (музыка) по плану специалист

Подготовка ко сну: прослушивание аудио сказок

15.00-15.15 Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна, комплекс № 1 октябрь, хождение по массажным дорожкам, умывание прохладной водой лица, шеи, рук.

Индивидуальная работа по развитию речи.

– упражнять детей в образовании прилагательных от существительных (лист клена – кленовый, липы – липовый, дуба – дубовый); учить работать в парах; тактично исправлять ошибки партнера; предлагать свои варианты, используя конструкции предположения.

(Вадим, Ангелина, Савелий)

Индивидуальная работа с Матвеем.

Логопедичнское упражнения для правильного произношения звука Ш. Утро

Д/и «Нарисуй столько же».

– закреплять у детей умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; закреплять понятия «столько же», «равное количество».

Игровое упражнение «Угадай сказку».

– развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл

Прогулка № 11 октябрь картотека

Кружковая работа «Живой алфавит»

– создать условий для ознакомления детей с алфавитом через художественно-эстетического развитие детей и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Самостоятельная игровая деятельность детей в книжном уголке.

– приучать детей самостоятельно находить себе занятия по интересам, определять какие книги необходимы для осуществления задуманного.

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»: сюжет «Маникюр».

– предложить детям поиграть в СРИ, обыграть новые атрибуты. Учить детей согласовывать тему игры, распределять роли, до-говариваться о последовательности совместных действий, использовать новые атрибуты, вести ролевые диалоги.

Напомнить родителям о проведении общеродительского собрания в ДОУ

Напомнить родителям о конкурсе портфолио.

Среда 16 октября Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимные моменты

8.20 – 8.30 Утренняя гимнастика (по плану инструктора ФИЗО)

Коммуникативная деятельность

Тема: Описание пейзажной картины

-формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, и передавать его словами

(О. С. Ушакова Занятия по развитию речи, стр. 197)

Конструирование (открытое занятие)

Тема: «Батискаф – подводная исследовательская станция»

Конструирование из конструкторов типо lego

– развивать навыки работы с конст руктором lego; учить выполнять постройку по образцу или чертежу; развивать умение анализировать постройку.

(О. А. Скоролупова завнятия с детьми старшего дош. возр. по теме «Вода», стр. 58)

Подготовка ко сну: прослушивание аудио сказок

15.00-15.15 Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна, комплекс № 1 октябрь, хождение по массажным дорожкам, умывание прохладной водой лица, шеи, рук.

«Графический диктант» – упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку. Умение выполнять рисунок по клеткам, ориентируясь на образец.

Д/и «Найди, где спрятано»– ориентировка в пространстве, умение анализировать информацию, быстро реагировать на сообщение. Развивать произвольное внимание, логическое мышление.

(Серей, Ангелина) Утро

Беседа «Приключение Ангары»

– формировать представление о направлениях ветров Байкала

Самообслуживание: упражнение «Аккуратный шкафчик».

– учить детей раздеваться в правильной последовательности (снимать обувь, шапку, шарф, затем куртку, брюки, кофточку). Аккуратно складывать вещи в шкафчик. Провести конкурс на самый аккуратный шкафчик.

Беседа экологического характера «Природа Байкала»

воспитывать бережное отношение детей к родной природе.

Прогулка № 12 октябрь картотека

Ознакомление с изобразительным искусством: рассматривание репродукции И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору».

– учить детей понимать содержание произведения, выделять средства выразительности – цвет, композицию. Формировать эстетические представления о природе, интерес к живописи.

Игровая деятельность по интересам детей.

– развивать у детей самостоятельность, активность, формиро-вать умение интересно и с пользой проводить досуг.

Работа в уголке физического воспитания.

– предложить детям придумать игры с атрибутами физкультурного уголка. Повышать двигательную активность детей, развивать само-стоятельность, творческие способности. Фотоотчёт на сайте группы: «Интересные странички жизни в детском саду» и

консультация на тему: «Театрализованная деятельность дома»

Четверг 17 октября

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимные моменты

8.20- 8.30 Утренняя гимнастика комплекс № 4

Коммуникативная деятельность

Тема: Игра-занятие «В гостях у АБВГДейки»

-закреплять ранее изученные буквы и звуки, умение отличать гласные звуки от согласных, звука от букв; развивать интеллект, логическое мышление, зрительную ориентацию (Н. М. Сертакова, Программа подготовки к обучению грамоте, стр. 32

– развивать умение сравнивать;

Развивать умение кодировать информацию о свойствах; развивать умение разбивать множество по двум совместным свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

(Н. И. Захарова Играем с логическими блоками Дьёныша 6-7 лет) стр. 6

Музыкальная деятельность (музыка)

Подготовка ко сну: прослушивание аудио сказок

15.00-15.15 Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна, комплекс № 1 октябрь, хождение по массажным дорожкам, умывание прохладной водой лица, шеи, рук.

Настольно-печатная игра «Найди лишний предмет»,

– учить детей классифицировать предметы по разным признакам, на основе этого выделять лишний предмет, пояснять свой выбор. Развивать логическое мышление, внимание.

Индивидуальное задание ребёнку «Повтори за мной»

– учить правильно, проговаривать слова.

(Ангелина, Дима Я.) Утро

«Мозговой штурм», или «Создание корзины идей»(поговорим о воде)

– сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

Воспитание культуры поведения: учимся общаться со сверстниками.

– обогащать опыт общения детей, знакомить с различными моделями поведения. Предложить вниманию детей различные ситуации, об-судить, как нужно себя вести в каждой из них.

Работа в уголке книги: организация выставки книг о воде, ветре, природе, Байкале.

– вовлечь детей в работу по организации выставки, учить отби-рать книги на предложенную тематику, воспитывать самостоятельность.

Прогулка № 13 октябрь картотек

«Са-Фи Дансе» инструктор по ФИЗО

Работа в уголке сенсорного воспитания.

– продолжать знакомить детей со свойствами воды, с ее различными состояниями. Самостоятельная игровая деятельность детей.

– формировать у детей организаторские умения, учить распределять роли с учетом возможностей и желания каждого участника, при-слушиваться к мнению товарищей, устанавливать правила и четко выполнять их.

Песенно-танцевальная деятельность детей.

– предложить детям исполнить танцевальные движения с атрибутами (ленточки, султанучики и тд.)

Мастер-класс «Мы покажем вам театр»

– познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, которые они могут применить в игре с детьми дома и предложить изготовить театральную игрушку самостоятельно.

Пятница 18 октября Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Образовательная деятельность Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимные моменты

8.20-8.30 Утренняя гимнастика комплекс № 4

Чтение художественной литературы

Тема: Чтение сказки «Богатырь Байкал»

– учить воспринимать художественную литературу, расширять лексический запас и развивать образность речи детей, умение подбирать определение – описание к сказочному персонажу.

(физ. культ. на площадке)

Подготовка ко сну: прослушивание аудио сказок

15.00-15.15 Постепенный подъем.

Гимнастика после сна, комплекс №1 октябрь, хождение по массажным дорожкам, умывание прохладной водой лица, шеи, рук.

Индивидуальная работа по ФЭМП.

Дидактическая игра «Подбери по форме».

– формировать у детей умение сопоставлять предметы по форме с геометрическими фигурами, правильно назвать форму предметов. Развивать внимание, связную речь.

(Ваня, Дима Б., Валерия)

Звуковая культура речи: упражнение «Разные предметы».

– учить детей различать звучание предметов, изготовленных из разных материалов (стеклянная банка, деревянная шкатулка, пластмассовый стаканчик и т. п., воспроизводить соответствующие звуки, давать им

(Ангелина, Дима Р.) Утро

Беседа на тему «На реке Ангаре».

– актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей об реке Ангаре, где она берёт своё начало и куда протекает. В каких городах течёт.

Подвижная игра с султанчиками «Листья и ветер»

– развивать у детей двигательную активность; развивать умение взаимодействовать друг с другом.

Просмотр мультфильма «Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей. Байкал»

– закрепить полученные знания по теме Бакал при просмотре мультфильма.

Прогулка № 14 октябрь картотека

Игра – драматизация «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем»

– развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Сюжетно – ролевая игра «Отважные мореплаватели» сюжет «Погружение на батискафе в озеро Байкал»

– развитие у детей социальных навыков: умение договариваться, распределять роли, находить адекватный выход из конфликтной ситуации.

– координация речи с движением.

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

– стимулировать у детей стремление участвовать в соревнованиях. Учить детей находить игры по интересам, правильно действовать в спорных ситуациях.

Игры со строительным материалам: «Корабли».

– расширять представления детей о разных видах судов, их назначении; учить выполнять постройку по графической инструкции, по соб-ственной задумке. Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие.

Индивидуальные беседы по интересующим вопросам родителей «Мой ребёнок»

Подведение итогов конкурса

«Портфолио воспитанника подготовительной группы»

Тема: «Уникальность озера Байкал» (вода и ветры)

14 октября – 18октября

Цель: расширять знания детей об озере Байкал. Рассказать о Байкальских ветрах. Познакомить с легендами и сказками. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Итоговое мероприятие: игра-путешествие «По Байкалу вместе с Сибирячком»

Календарный план воспитательно-образовательной работы на год ПЛАН воспитательно-образовательной работы II младшей группы № 2 на 2018-19 учебный год Утро Образовательная деятельность Прогулка Вечер.

Календарный план воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе «Цветочная поляна» с 1–5 июля Тема недели: «Цветочная поляна» Цель: Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование.

Календарный план воспитательно-образовательной работы «Игрушки» второй младшей группы с 16–20 сентября Тема недели: «Игрушки» Цель: Формировать представление об игрушках. Познакомить детей с предметами ближайшего окружения.

Календарный план воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе на неделю «Лето красное пришло» Тема недели: «Лето красное пришло» с 3–7 июня Цель: Создание условий для формирования у детей и педагогов полезных навыков здорового образа.

Календарный план воспитательно-образовательной работы для 1 младшей группы Календарный план образовательной деятельности на 3 дня с 11 по 13 ноября I младшая группа Дни недели I занятие Прогулка II занятие Прогулка.

Календарный план воспитательно-образовательной работы для разных возрастных групп Календарный план[/b] воспитательно-образовательной работы для разных возрастных групп 3дняКалендарный план образовательной деятельности.

Календарный план воспитательно-образовательной работы в ДОУ Задание № 12. Календарный план в средней группе ДОУ. Календарный план (средняя группа) 13.03 Понедельник Утро Самостоятельная деятельность.

План-конспект урока географии по теме “Байкал – жемчужина Сибири”. 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8

Цель урока: В результате изучения темы “Байкал – жемчужина Сибири”, учащиеся усвоят знания об особенностях природы озера Байкал, научатся их объяснять, выявят экологические проблемы озера, их причины и определят возможные пути решения этих проблем.

Задачи:

  • образовательные: создать условия для успешного усвоения учащимися знаний о природе озера Байкал, экологических проблемах уникального водоёма, их причинах и возможных путях решения этих проблем, понимания мирового значения Байкала и необходимости его сохранения для потомков;
  • развивающие: совершенствовать умения школьников работать с различными источниками информации, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;
  • воспитательные: содействовать формированию коммуникативных навыков (умения работать в группах, слушать других), развитию экологического мышления и воспитанию любви к Родине.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, настенная карта, атласы, учебники, справочная и научно-популярная литература.

Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

ЭОР № 1

Этап урокаНазвание используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий С ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученикаВремя
(в мин.)
Мотивационно-ориентированный компонент
1Организационный этапОбеспечивает комфортную психологическую обстановку и настраивает на продуктивную работуНастраиваются на работу1
2Актуализация опорных знанийУчитель предлагает учащимся вспомнить по каким признакам отличаются озёраУчащиеся вспоминают признаки, по которым различаются озёра, типы озёр по происхождению, приводят примеры показывают их на карте5
3Этап мотивации (определение совместной цели деятельности)ЭОР №21.Звучит тихая музыка, сопровождающая показ слайдов, стихотворение о Байкале Марка Сергеева.

2.Учитель, предлагает сформулировать тему и цель урока;

3.Уточняет формулировки темы и цели урока, предложенных учениками

1.Ученик читает стихотворение Марка Сергеева “Байкал”

2.Предполагается, что учащиеся назовут тему урока – озеро Байкал, цель – изучение природных особенностей озера

5
Операционно-исполнительный компонент
4Изучение нового материала – работа в группахОрганизует работу учащихся по учебному материалу в группах: геологи, гидрологи, историки, биологи, климатологи, экологи1.Работают в группах по заданным направлениям (геологи, гидрологи историки, биологи, климатологи, историки)

2.Отчёт групп

15-20
Рефлексивно-оценочный компонент
5Первичный контрольЭОР № 3Предлагает ответить на вопросы видео-викторины о БайкалеОтвечают на вопросы видео-викторины5-6
6Подведение итогов, рефлексияПредлагает учащимся сделать выводы (что же нового узнали о Байкале) и написать синквейн “Байкал”Делают выводы об уникальности природы озера Байкал, важности его сохранения, пишут синквейны, зачитывают их5-7
7Подача домашнего заданияОбъявляет домашнее задание, включающее и творческие работы по выбору учащихсяЗаписывают домашнее задание, задают вопросы1

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА

Название ресурсаТип, вид ресурсаФорма предъявления информацииГиперссылка на ресурс
1ЭОР № 1ИнформационныйДинамическая иллюстрацияhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b26ff7c-1a13-4ad6-9684-d8d0a1fed20c/008.swf

Происхождение озёр2ЭОР № 2ИнформационныйИллюстрация Карта РФhttp://www.fcior.edu.ru/card/6309/obekty-vsemirnogo-naslediya-yunesko-v-rossii.html

Объекты Всемирного наследия3ЭОР № 3КонтрольныйВидеовикторинаhttp://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB

Озёра. Контрольные задания

Цель урока: В результате изучения темы “Байкал – жемчужина Сибири”, учащиеся усвоят знания об особенностях природы озера Байкал, научатся их объяснять, выявят экологические проблемы озера, их причины и определят возможные пути решения этих проблем.

Задачи:

  • образовательные: создать условия для успешного усвоения учащимися знаний о природе озера Байкал, экологических проблемах уникального водоёма, их причинах и возможных путях решения этих проблем, понимания мирового значения Байкала и необходимости его сохранения для потомков;
  • развивающие: совершенствовать умения школьников работать с различными источниками информации, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;
  • воспитательные: содействовать формированию коммуникативных навыков (умения работать в группах, слушать других), развитию экологического мышления и воспитанию любви к Родине.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, настенная карта, атласы, учебники, справочная и научно-популярная литература.

Структура и ход урока

1. Организационный момент: учитель обеспечивает комфортную психологическую обстановку, настраивает учащихся на продуктивную работу.

2. Актуализация опорных знаний: учащимся предлагается вспомнить о том, что называется озером, по каким признакам озёра различается между собой. Показать озёра России на карте. Акцентируется внимание на различии по происхождению озёрных котловин (демонстрируется ЭОР № 1).

3. Этап мотивации: на фоне слайдов о Байкале в музыкальном сопровождении и ЭОР №2 ученик читает стихотворение “Байкал” Марка Сергеева:

– Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом.
И небо, павшее в Байкал,
И сам он величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь до капельки родной.
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
В этом без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима Россия,
И ты немыслима, Сибирь.

– учитель предлагает школьникам сформулировать тему и цель урока, при необходимости уточняет предложения учащихся.

4. Изучение нового материала: изучение нового материала проводится в форме групповой работы.Учащиеся разбиваются на группы: группа №1 – геологи, Группа № 2 – гидрологи, группа № 3 – историки, группа № 4 – биологи, группа № 5 – климатологи, группа № 6 – экологи. Каждая группа получает карточки с заданием (вопросами, на которые надо найти ответы). Используя материал учебника и дополнительной литературы учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы:

– геологи отвечают на следующие вопросы: Определить возраст котловины озера Байкал. Какие очертания имеет озеро и почему? Почему озеро является самым глубоким? Каков характер берегов озера? Какими породами сложены берега? Какие острова находятся в озере?

– гидрологи: В чем уникальность воды Байкала? Прозрачность воды. Химический состав воды. Реки, впадающие в озеро. Реки, вытекающие из озера. Ледовый режим, температуры воды Движение воды.

– историки: Как называют Байкал буряты – коренное население побережья озера? Когда впервые на берегах озера появились русские? Что такое “ Житие протопопа Аввакума?” Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов? Кто из ученых занимался изучением Байкала? Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время?

– биологи: В чем уникальность фауны озера Байкал? Какую роль играет планктон озера? Чем уникальна рыбка голомянка? Назовите представителей фауны озера? Какие животные имеют промысловое значение? Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала. Каков тип растительности Прибайкалья? В чем значение озера для человека и для природы?

– экологи: Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения? В чем причины изменения природы озера Байкал? Каковы пути решения проблем Байкала? Байкал – объект Всемирного наследия.

– климатологи: Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом. Какие местные ветры возникают на озере? В чем их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)?

5. Первичный контроль знаний: используется ЭОР № 3 и видео-викторина – учащиеся отвечают на вопросы.

6. Подведение итогов, рефлексия: учащиеся делают вывод о том, что нового узнали об озере Байкал, об уникальности озера и важности его сохранения для потомков, пишут синквейны, зачитывают их.

7. Подача домашнего задания: параграф 39, творческие работы (по выбору учащихся)

Планирование по теме ‘Байкал жемчужина Сибири’

Задачи: формировать знания о географическом положении и складчато-глыбовом рельефе Урала, об особенностях климата и размещением речной сети и озер на Урале; развивать знания о при­чинно-следственных связях в природе; закрепить и обобщить зна­ния о закономерностях размещения полезных ископаемых на Ура­ле; совершенствовать умения учащихся самостоятельно объяснять особенности рельефа и размещение полезных ископаемых.

I. Проверка знаний и умений по теме «Пояс гор Южной Си­бири».

Определения можно зачитывать в следующей последователь­ности:

1) Опущенный участок земной коры, ограниченный с обеих сторон сбросами.

2) Обширная, высокоприподнятая горная область, в которой отдельные хребты и горы чередуются с плоскогорьями.

3) Участок территории, на котором сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.

4) Внедрение магмы в толщу горных пород земной коры.

5) Процесс разрушения и изменения горных пород под дейст­вием внешних сил.

6) Светлые лиственничные леса с зарослями кустарников и ши­рокими полянами луговой растительности.

7) Крупнозернистый уплотненный лед, расположенный выше снеговой линии в горах.

8) Единица измерения силы землетрясения.

9) Плосковершинные горы с большими пятнами снега, не стаи­вающего в горах почти все лето.

10) Место на земной поверхности над расположенным в недрах Земли очагом землетрясения.

11) Темная густая тайга из пихты и ели с примесью кедра.

12) Вершины горных хребтов, постоянно покрытые снегом (Алтай, Саяны).

I вариант – 8, 7, 9, 11, 10, 4, 12, 6, 2, 5, 3, 1.

II вариант – 5, 6,4,2, 3,9, 1,7, 11, 8, 10, 12.

II. Получение новых знаний.

Данный урок проводится в форме семинара. Вопросы для об­суждения были даны учащимся, как опережающее домашнее зада­ние (см. урок № 48).

1. Местоположение Байкала. Красота озера и прибрежных ландшафтов. «Поющие» пески и другие достопримечательности прибайкальских ландшафтов.

2. История формирования Байкала. Происхождение его котло­вины. Гипотеза о древней связи Байкала с Северным Ледовитым океаном.

3. Вода Байкала – объем, качество, цвет, прозрачность, темпе­ратура, мягкость (низкая минерализация). Реки, питающие Байкал.

4. Особенности климата. Высокая ионизация воздуха.

5. Природный комплекс Байкала. Богатство и эндемичность животного мира. Рачок эпишура – естественный фильтратор воды. Донные обитатели. Чувствительность обитателей озера к чистоте воды.

6. Животные ресурсы Байкала – нерпа, омуль, сиг.

7. Байкал – национальное достояние; его научное значение. За­поведники на Байкале.

8. Что угрожает Байкалу? (Строительство и работа предприятий цветной металлургии, химии, энергетики, целлюлозно-бумажной промышленности. Сброс сточных вод в Байкал. Загрязнение атмо­сферы. Гибель лесов. Загрязнение берегов, их разрушение вследст­вие добычи песка и гравия).

9. Что сделано для защиты Байкала? (Сокращение сброса сточ­ных вод, закрытие особо опасных производств, запрещение моле­вого сплава по рекам, перевозки нефтепродуктов, отказ от разра­ботки новых месторождений на берегах озера, запрещение сброса бытовых стоков и др.)

10. Экономическая оценка природопользования Байкала. (Унич­тожение пастбищ омуля в связи с поднятием плотиной уровня Анга­ры; уменьшение популяции эпишуры, низших животных – пищи омуля из-за загрязнения воды; снижение численности нерпы).

11. Как лучше использовать природный комплекс Байкала? Об­суждение проектов учащихся:

А. Проект «Мировой научно-исследовательский центр». Уче­ные всего мира изучают уникальный природный комплекс Байкал. Страны-учредители и участники помогают создать экологическую защиту озера, установив на предприятиях оборудование для обо­ротного водоснабжения, очистки стоков, улавливания пылевых вы­бросов и т. д.

Б. Проект «Национальный парк». Территория Байкала – нацио­нальный парк. Оборудованы места для организованного посещения интересных природных объектов и отдыха, наблюдений в природе, экологические тропы.

В. Проект «Туристский центр» предполагает разработку систе­мы международного туристского центра, а также отдыха и оздо­ровления граждан России.

Учитель направляет обсуждение в русло реальных экологиче­ских проблем. Подводя итоги обсуждения, учащиеся делают вывод, что одним из оптимальных решений проблем Байкала может быть объявление его заповедной зоной.

При подготовке к данному уроку учитель и учащиеся могут ис­пользовать следующие материалы:

Происхождение названия озера Байкал

«Эвенки называли его Лама (эвенк, лама – «море»). Якуты в обиход вводят название Байкал (якутское байкуль – т. е. бай – бога­тый, куль (коль) – озеро, «Богатое озеро»; байхал, бай-гал – «боль­шой водоем», «множество воды», «обширный бассейн», «большая глубокая вода», «море»).

Вот какая легенда существует о названии Байкал. Русские дав­но слыхали, что где-то посреди Сибири есть огромное озеро. Но, как оно называется, никто про то не знал. Когда русские купцы, а потом казаки за Урал пришли и стали к большим рекам Оби и Ени­сею подходить, они узнали, что около озера, которое день и ночь кипит, люди живут. Узнали те русские, что озеро богато рыбой, а по берегам разные звери ходят, да такие дорогие, которых в свете больше нигде нету. Стали казаки и купцы ториться к тому морю- озеру. Шли не спали, коней не кормили, не знали, когда день кон­чается и когда ночь начинается. Каждый хотел к озеру первым по­пасть и посмотреть, какое оно есть, почему оно кипит без отдыху. Шли те купцы и казаки к морю долго – несколько лет, много их дорогой умерло, но живые все-таки дошли и видят перед собой Шаманский камень. Он им дорогу перегородил, свет закрыл. Ни вправо, ни влево от него отвернуть нельзя, кругом такие горы, что поднимешь голову – шапка слетает, а вершины не видно.

Долго ли им тут пришлось жить, но тут на их счастье подошел к ним неведомый человек и назвался бурятом. Русские начали его просить, чтобы провел он их на берег, обвел вокруг моря и показал им дорогу на землю, где они еще не были. Ничего бурят им не ска­зал, он сложил свои ладони, потом поднес их к лицу и пошел в лес. Русские не стали его задерживать и отпустили.

Снова стали думать купцы с казаками, как же дальше быть. Так жили они долго ли, мало ли, никто ни дня ни месяца не считал. Хо­тели они уже с последними силами собраться и назад идти, но тут снова пришел тот же бурят и сына своего привел, сказав: «Не обой­ти мне с вами Байкал, стар я стал – годы давно уже ушли, берите сына, у него глаза светлее, а ноги оленьи».

Ушел старик в тайгу, а сын повел русских новой дорогой, вы­вел их на берег моря и сказал: «Байкал».

Русские спросили его, что это такое, он им ответил:

«По-нашему, значит огненное место, здесь раньше сплошной огонь был, потом земля провалилась и стало море. С тех пор мы зовем наше море Байкалом». Русским это название понравилось, и они стали называть это море Байкалом».

«Славится Байкал и своеобразным животным и растительным миром, населяющим толщу воды и дно озера. Из обитающих здесь 2630 видов и разновидностей животных и растений около 2/3 встречаются только в этом озере. За длительную историю развития Байкала, возникшего много миллионов лет назад, эти живые орга­низмы, приспосабливаясь к особым условиям жизни в озере, силь­но отклонились в своих признаках от далеких предков.

Одних водорослей в Байкале насчитывается до 800 видов. Сре­ди них встречаются целые рощи байкальских губок с ветвями вы­сотой до 60 – 70 см или шаровидной формы.

На рыбных богатствах Байкала издавна развит рыболовный промысел, играющий существенную роль в хозяйстве. Из самых распространенных рыб промыслового значения называют хариуса, сига, налима и, наконец, знаменитого байкальского омуля.

Около 70 % всей вылавливаемой рыбы приходится на омуля. Размеры этой рыбы невелики: длина – 30 – 40 см и вес – 2 – 4 кг.

В Байкале живет живородящая рыбка голомянка. Эта глубоко­водная рыба спускается на глубину 1000 м, но предпочитает пла­вать на глубинах 250 – 500 м, ночью поднимаясь всего лишь до 50 – 100 м. Внешний вид ее необычен: тело рыбы голое, не имеет чешуи, белого цвета с розовым оттенком. Она полупрозрачна, а большие бесцветные плавники голомянки похожи на крылья стре­козы. Длина рыбки 18-20 см. Голомянка содержит настолько мно­го жира, что мертвая не тонет, а плавает на поверхности воды. Вы­брошенная волной на берег в теплое время года, она под лучами солнца тает, оставляя на земле жирное пятно. В прошлом жители собирали мертвую голомянку, вытапливали из нее жир, который использовался для освещения и в лечебных целях».

(Г. Карпов, А. Соловьев.)

Острова на озере Байкал

«Байкал протянулся в длину на 636 км, а ширина озера колеб­лется от 25 до 79 км. На этом огромном пространстве кое-где воз­вышаются над водной гладью озера небольшие островки. На мел­комасштабных картах эти островки даже не удается нанести. Есть только два больших острова – Ольхон и Большой Ушканий.

Остров Ольхон вытянулся в длину на 71 км при ширине 8-15 км. Остров расположен ближе к западному побережью. На нем почти нет растительности. Лишь местами встречаются одинокие или рас­тущие небольшими группами деревья. Размываемые прибоем бере­га острова, в особенности восточные, круто обрываются к урезу воды. У подножия скал волны сверлят пещеры и ущелья, отчленя­ют большие глыбы, принимающие порой фантастические очерта­ния, напоминающие фигуры людей или животных. Такая разруши­тельная работа волн в конце концов приведет к полному исчезно­вению острова.

Почему же Ольхон безлесен, тогда как близлежащее побережье покрыто тайгой? Объясняется это постоянными сильными ветрами, мешающими деревьям заселить остров. Теперь на острове есть ры­боловецкий поселок Хужир с собственной электростанцией, хоро­шей школой и другими культурными и хозяйственными учрежде­ниями.

Другой остров – Большой Ушканий – имеет гораздо меньшие размеры. Здесь много выпадает осадков, и остров покрыт густой лиственничной тайгой. Особый колорит лесу придают своеобраз­ные – «ушканьи» – стройные осины, кудрявые березы с корой тем­ного цвета и сосны, также отличающиеся от тех, что растут на ма­терике. А лиственницы здесь удивительно прямолинейны; возраст их превышает 300 лет. »

Конспект урока на тему “Озеро Байкал – жемчужина Сибири”

Конспект урока по географии в 8 классе”Байкал жемчужина Сибири” соответсвует требованиям ФГОС Работа направлена на получение новых знаний.

  • Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал.определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;
  • формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;
  • вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, экологического сознания, интереса к предмету.

В процессе проведения урока необходимо аудиозапись – шум моря В процессе работы ребята составляют план, схемы, работают с картой, разгадывают кроссворд, находять 10 соответсвий в тексте

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему “Озеро Байкал – жемчужина Сибири”»

Урок географии – 8 класс

“Байкал — жемчужина Сибири”

Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал. определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;

формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;

вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, экологического сознания, интереса к предмету.

Требования ФГОС ООО (предполагаемые результаты обучения)

личностные раскрыть значимость знаний об озере Байкал

метапредметные Вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью Самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой, и с дополнительными источниками литературы

предметные Уметь работать с картой, составлять схемы, анализировать рисунки, выполнять практические задания, работать с текстом.

Оборудование:
физическая карта России, учебники, энциклопедии, атласы

Сегодня я приглашаю вас в виртуальное путешествие. А вот куда? Послушайте легенду “ Посмотрел господь: неласкова вышла земля… Как бы не стала она на него обижаться.

И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него”.

Такова легенда о происхождении “жемчужины Сибири”, “чуда природы во всех отношениях”. Что это за географический объект?

Покажите его на карте. «Кто в Сибири не бывал, тот Байкала не видал», – говорят сибиряки. А Лев Семенович Берг сказал: «Байкал – чудо природы во всех отношениях» Кто этот человек? (откройте стр 146)

А еще Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – это чудо природы и неповторимое чудо света, гордость нашей страны

В процессе путешествия мы выясним, правда ли это и про какие отношения говорил Лев Семенович Берг. Девизом путешествия возьмем слова ученого.

Что бы вы хотели узнать об этом озере? Составим план изучения Байкала?

Запись плана на доске

Итак в путь! (магнитофонная запись шума воды)

Записывают в тетрадь девиз.

Животный и растительный мир

Мы с вами далеко от дома С помощью физической карты атласа помогите мне написать письмо домой.

«Пишу письмо с далеких краев России. Байкал лежит на юге ____ и простирается с ____ на _____ на 620 км. в длину и от 24 до 79 км. в ширину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более ____ м. над его водной поверхностью. На северном побережье это ______, а с юга в чистейшие воды смотрятся __________. В центральной части Байкала находится остров ______________. Высшая точка которого гора Жима. Напротив нее, в 8-10 км. от берега мы определили самую большую глубину _________. Воистину Байкал – самое глубокое озеро планеты.»

Работая с атласом, учащиеся вставляют слова в текст

Сибири, с юго- запада на северо-восток

Какой пункт плана мы описали в письме? (географическое положение)

Итак поясните слова Берга «Байкал чудо природы в отношении …….. (глубины)

Заполняют схему в тетради

Байкал –чудо природы

самое глубокое озеро

В чем причина такой глубины? Какой картой воспользуемся, чтобы узнать возраст территории?

Анализ тектонической карты

Однако котловина озера появилась 15-20 млн лет назад. Это одно из древнейших озер мира. Его происхождение вызывает споры

(прочитайте 1 абзац стр 227)

Какую версию иллюстрируют схемы (рис 79, стр 226)

Таким образом, Байкал – чудо природы в отношении ….. (происхождения)

Записи в тетради на схеме – самое древнее озеро

Третью особенность Байкала мы почувствуем выйдя в море (звучит шум воды)

Озеро спокойно. Дует не то знаменитый баргузин, не то какой то другой ветер. Их здесь насчитывается более 13- верховик, низовик, сивер, култур, бережник, полуденик, и самый жуткий сарма.

Почему озеро богато ветрами? Подсказку найдете на стр 227.

В какое время Байкал спокоен и ласков, а когда неприступен? Прочитайте задание (стр 227)Какие показатели вы должны определить?

Таким образом Байкал – чудо природы в отношении …………….( климата и ветров)

Температуру, осадки Выполняют задание по атласу

Записи в тетради на схеме –самый мягкий и ветренный климат в Сибири

Байкал называют «колодцем планеты» Что это значит?

Соленость воды Байкала 0,01 промиле, если опустить в воду Байкала белый диск его будет видно на глубине 40 метров. Закупкой воды из Байкала интересуются фирмы из Великобритании, Франции, Японии и других стран. Продавая эту воду мы получали бы прибыль в несколько миллиардов долларов.

В Байкале вмещается:

5 американских озер

2 раза озеро Танганьика

90 раз Азовское море

На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет. Все реки земли должны течь 300 дней, чтобы наполнить Байкал. Ангара осушит Байкал за 400 лет.

Каковы источники ее пополнения? Подсказку найдете на стр 225

Таким образом Байкал – чудо природы в отношении …. (воды)

Запись в тетради на схеме- колодец планеты, вода чистая, не иссякает

Но чистая вода обеспечивается биологическими особенностями озера.

Как называют редкие виды животного и растительного мира?

Кого же мы встречаем в водах Байкала.

Учитель раздает кроссворд (приложение 1)

Отгадки поможет найти учебник стр 225

Учащиеся дают самостоятельное определение нового понятия из словаря (эндемики)

Запись в тетради на схеме- музей живых экспонатов

Итак продолжите слова Берга «Байкал – чудо природы в отношении …….

Я рада, что не зря взяла вас в виртуальное путешествие на Байкал. У Байкала уникально многое. Красотою озера любуются даже космонавты. В штиль при солнце его поверхность лазурна, а при других погодах выглядит серо – стальной.

Глубины, происхождения, климата, животного мира

Домашнее задание. Стр 228 Заполнить схему «Проблемы Байкала и пути их решения»

Найти в тексте (приложение2 ) 10 несоответствий используя текст учебника и дополнительный материал.

1.Организмы, обитающие только на одной территории
2. Байкальский тюлень
3. Промысловая рыба.
4. Чего нет у голомянки?
5. Нежная и приятная на вкус рыба

6. Наиболее интересный эндемик

7. Живородящая рыба

(Эндемики, Нерпа, омуль , чешуи, осетр , бычки, голомянка)

Решаемая учебная задача: найти в тексте 10 несоответствий

Байкал – настолько уникальное явление, что его даже включили в список природного наследия ЮНЕСКО. Но не все знают о причинах, пробудивших признать озеро чудом природы. А их множество.

Байкал занимает первое место в мире по глубине и шестое по площади среди озер планеты. Размеры этого водоема позволяют сосредоточить в себе до 10 процентов всех запасов пресной воды Земли. С огромной территории собирается вода в Байкал, куда несут ее около трёхсот рек, речушек и ручьев. Вытекают же из него всего две реки – Лена и Ангара.

Больших городов на берегу Байкала нет, а поэтому и природа почти нетронутая. Более двух тысяч видов животных и тысяча видов растений обитают в самом озере и вокруг него, даже несмотря на низкую температуру воды летом (около +8…+9 0 С) и толстый слой прозрачного льда, сковывающего Байкал с ноября по май.

Считается, что около 60 процентов животных и 40 процентов растений – здешние эндемики. Именно поэтому на берегах Байкала учреждены три заповедника, два национальных парка и несколько заказников. Самый известный здешний заповедник – Баргузинский. Именно он позволил сохранить байкальскую нерпу – тюленя, давным-давно перебравшегося сюда из арктических морей. Интересно, что и самая крупная здешняя рыба- байкальский омуль – тоже изначально является морским обитателем. Это лосось, сохранивший свои привычки и, как из моря, уходящий из Байкала на нерест вверх по речкам. Впрочем, местные жители называют Байкал не озером, а морем. «Славное море, священный Байкал». Это и понятно, ведь, например, волны во время весенних и осенних штормов здесь достигают истинно морских размеров – до 5-6 метров!

Вообще же Байкал населяет более пятидесяти видов рыб: хариус, сиг, осётр, налим, таймень, щука, вобла, карась, окунь, сом, множество видов бычков и прочие… Но самая известная и самая редкая – это живородящая рыба байкальская голомянка. В её теле такое огромное количества жира, что сквозь рыбу даже можно читать книгу. Это небольшая, обычно до 20 сантиметров длиной, рыбка, стаи которой бороздят озеро на глубинах от 200 до 500 метров. Голомянка – главная пища нерпы и омуля. Людям же она неинтересна, её даже не пожаришь: растекается по сковородке, только кожа и кости остаются!

Полно в Байкале всяких беспозвоночных: моллюсков, плоских и малощетинковых червей, губок, коловраток, различных ракообразных. Но всех перещеголял в количественном отношении ветвистоусый рачок эпишура байкальская, тоже местный эндемик Он составляет до 80 процентов биомассы планктона Байкала, хотя сам по себе невелик – около миллиметра.

Живописны берега Байкала, на которых произрастает около двух тысяч видов растений. Здесь соседствуют береза и лиственница, осина и кедровая сосна, рябина, черемуха, а на сопках ярко синеют цветы даурского филодендрона, а попросту – знаменитого сибирского багульника.

Байкал – жемчужина не только Сибири, но и всей нашей планеты.

1. В Байкале сосредоточено не 10 процентов запасов пресной воды а около 20 процентов.

2. Из Байкала вытекает только одна река Ангара

3. Байкал покрывается льдом не в ноябре, а в январе и вскрывается в мае

4. Баргузинский заповедник охраняет не нерпу, а соболя

5. самая крупная рыба не омуль, а байкальский осетр

6. Байкальская голомянка не самая редкая а самая распространенная

7. Голомянка не образует стай и скоплений, а ведет одиночный образ жизни.

8. Эпишура байкальская относится не к ветвистоусым рачкам, а к веслоногим.

9. Сибирский багульник это не филодендрон, а рододендрон

10 Сибирский багульник имеет цветы не ярко-синего цвета, а розово-фиолетового.

Читайте также:  Программа внеурочной деятельности по логопедии
Ссылка на основную публикацию