Альманах педагога
Автор: Захарова Елена Никитична
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “ДС 59 “Золушка”
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: “Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях логопункта ДОУ”
Дата публикации: 16.04.2016
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей
с речевыми нарушениями в условиях логопункта ДОУ».
Елена Никитична Захарова – учитель-логопед МБДОУ «ДС № 59 «Золушка» Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что нарушение речи в последнее время стало всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях организованы логопедические пункты. Однако, это имеет как положительную, (больший охват детей с нарушениями речи), так и отрицательную стороны (детям с тяжелыми нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких пунктах). А в связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических группах, общеразвивающие группы ДОУ посещают дети со сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопункта. В чём заключается специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий: 1. Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре значительно отличается от работы логопеда речевой группы. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых группах. 2. В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 25 человек; 3. В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.) 4. Логопед на логопункте работает по режиму отличающемуся от режима речевой группы. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения. 5. Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы. В нашем дошкольном учреждении несколько лет функционирует логопедический кабинет (логопункт), целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими и общими нарушениями речи. Деятельность логопункта направлена на решение трех основных задач: – выявление детей, имеющих речевые нарушения; – коррекция речевых нарушений; – профилактика возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы и объединения усилий в данном направлении, в нашем ДОУ выстраивается
модель
коррекционно-развивающей
деятельности
посредством: – создания команды сотрудничества, куда вошли учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, медсестра; – повышения профессионального уровня всех специалистов; -организации в группах коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка. При этом решаются следующие задачи: Своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями; Выстраивать механизм взаимодействия между специалистами: -учитель-логопед – педагог-психолог; -учитель-логопед – воспитатель; -учитель-логопед – инструктор по физической культуре; -учитель-логопед – музыкальный руководитель; Осуществлять тесное взаимодействие с родителями; Создать пространственно-речевую среду в ДОУ; Корректировать и предупреждать речевые нарушения во всех видах деятельности. Взаимодействие в работе начинается с психолого-медико-педагогического обследования, которое проводится учителем-логопедом совместно с психологом ДОУ. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. Результаты данного обследования показывают, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства детей нарушены в той или иной степени психические процессы памяти, внимания, мышления, навыки конструктивной деятельности и т.п. Успешной коррекционная работа в ДОУ может считаться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. И здесь основным принципом организации работы является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Поэтому, наиболее тесная связь в условиях логопункта осуществляется между
логопедом и психологом
, который, в первую очередь, проводит коррекционную работу по формированию психических процессов, стимулирует речевую активность и коммуникативные навыки у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Хотя в работе логопеда и психолога существуют закономерные различия функциональных обязанностей, однако в задачах их деятельности видна общая логика построения коррекционно- образовательного процесса. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Для этого ежегодно совместно с психологом составляются карты индивидуальной коррекционной работы по сопровождению детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях дошкольного логопедического пункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться. Расписание непосредственно образовательной деятельности ДОУ не включает специально отведенного для занятий с логопедом времени, на котором параллельно с исправлением нарушений звукопроизношения необходимо решать такие задачи как: – развитие артикуляционной моторики; – развитие мелкой моторики и координации движений; – формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; – обогащение словарного запаса; 2
– формирование грамматического строя речи; – формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой; Совершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии с
воспитателем,
который ежедневно и, достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса. Однако нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие у воспитателей достаточного объема коррекционно-педагогических знаний, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития) организовать ее на оптимальном уровне довольно сложно. Кроме того, следует учитывать, что воспитатели работают по всем разделам программы и часто испытывают трудности при планировании, организации и проведении коррекционных занятий с детьми. Вот почему так важна координация работы учителя- логопеда и воспитателя. Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. После ежегодного комплексного логопедического обследования детей, знакомлю воспитателей с его результатами, а затем размещаю их в «Экранах звукопроизношения», среди другой информации, в логопедических папках групп. В силу специфики работы ДОУ общеразвивающего вида воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы. Поэтому были заведены тетради взаимодействия, из которых воспитатели могут брать задания для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, оказывая, таким образом, коррекционную помощь логопеду по формированию разных сторон речи. Работа воспитателя в помощь логопеду становится направленной, конкретной и действенной. Опираясь на задания в тетради по индивидуальной работе, воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. В логопедических тетрадях находятся также различные задания для всех детей группы по совершенствованию фонематического слуха. Во второй половине дня дети могут заниматься штриховкой, обведением фигур по контуру, вырезыванием. Тем самым идет не только отработка общих задач группы по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно у детей с дизартрическим компонентом). Важное внимание уделяется профилактической работе в ДОУ. Основная цель этой работы – создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления. С этой целью во всех группах у нас созданы коррекционные, сенсорно-речевые уголки с разнообразным материалом. Здесь имеются дидактические игры, предметные и сюжетные картинки. Представлен широкий выбор пособий по развитию мелкой моторики: наборы мелких игрушек, фасоли, пуговиц для выкладывания узоров, круп в мешочках, трафареты, мозаики, различных размеров шары, суджоки, верёвочки, сухие бассейны и т.п. Логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению. В ДОУ накоплен опыт применения воспитателями пальчиковой гимнастики, многие используют её как физминутку в занятиях. Проводимая совместная работа воспитателей и логопеда показала, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного коррекционного воздействия на речь детей на логопункте общеразвивающего ДОУ, помогает в скорейшем решении задач коррекции речевых нарушений. Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем 3
положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи. Обсуждение путей решения коррекционно-речевых задач с
инструктором по
культуре
, привело к использованию им на занятиях логоритмических и кинезиологических упражнений, пальчиковой гимнастики. Дети, имеющие проблемы в развитии, по решению ПМПк охвачены дополнительными занятиями в секции по обучению плаванию в бассейне. Большое внимание инструктор по плаванию уделяет увеличению объёма лёгких, выработке правильного дыхания, необходимого детям для постановки звукопроизношения. Ещё нужно сказать о том, что детям с дизартрическим компонентом и тяжёлыми нарушениями речи назначался массаж, который проводила медсестра ДОУ. Так же ею проводилась лечебная гимнастика, занятия которой посещали дети с проблемами развития, в том числе и тяжёлыми речевыми нарушениями.
Музыкальные
руководители
также используют в различных частях своих занятиях логоритмические упражнения с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации. Используя в распевках слоговые цепочки, они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В песнях, музыкальных играх работают над музыкально-ритмическим рисунком, что в свою очередь влияет на развитие сукцессивных способностей, наличие которых необходимо для предупреждения нарушений чтения и письма при обучении в школе. Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Интересные формы работы в этом направлении использовала
руководитель
изостудии.
Ведь обучение детей ручному труду (вышивание, бисероплетение, изготовление простых игрушек и т.д.) обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Дополнительные занятия в её кружке в первую очередь посещали дети с нарушением развития мелкой моторики рук. На занятиях по рисованию планировались включения рисования штрихом, графические росчерки. Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является
работа с родителями
потому, что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Неоспорима важность привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Изначально родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед разъясняет родителям, как важно правильно формировать речь детей и показывает им в чем состоит логопедическая работа, подчеркивая полезность разумных требований к ребенку и необходимость закрепления достигнутого в детском саду. В своей работе использую разнообразные формы: родительские собрания, проведение открытых индивидуальных занятий, консультации, написание домашних заданий для совместной работы ребёнка с родителями по закреплению достигнутых результатов. Кроме заданий на закрепление звукопроизношения, звуко-слогового анализа, грамматического строя, дети так же выполняют задания по развитию графомоторных навыков. В каждой группе, с которой работаю, созданы родительские логопедические уголки. Родители других групп также получают логопедическую информацию о речевом развитии детей через родительские уголки. По желанию родителей провожу индивидуальное обследование детей с трёх лет для определения речевого развития ребёнка и своевременного выявления детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Один день в неделю в графике логопеда и психолога вечерний, совместный приём родителей. В это время мы имеем возможность знакомить родителей с заключениями ПМПК, оказывать консультативную помощь родителям детей из любой группы сада по их обращению. Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к оказанию помощи своим детям по закреплению навыков звукопроизношения. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать 4
устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению. Таким образом, взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно- речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно- педагогического воздействия, повысить эффективность работы логопункта, увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением, повысить качество образовательного процесса. Список использованной литературы. 1. Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ. Логопед, 2004. 2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань»,2003. 3. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. М.: «ТЦ Сфера», 2008. 4. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000г. 5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985. 6. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений Под ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. 7. Подобед С.О. Детский сад: или – как им управлять. Красноярск, 2003 8. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 9. ПоваляеваМ.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 10. Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн.: «Аверсэв», 2005. 11. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003. 12. Трошин О.В., Жулин Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: «ТЦ Сфера», 2005 5
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Татьяна Леонидовна Онегова Учитель-логопед ГБДОУ 17 Наталья. – презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАлександр Поршнев
Похожие презентации
Презентация на тему: ” ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Татьяна Леонидовна Онегова Учитель-логопед ГБДОУ 17 Наталья.” — Транскрипт:
1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Татьяна Леонидовна Онегова Учитель-логопед ГБДОУ 17 Наталья Анатольевна Казова Учитель-логопед ГБДОУ 17 Петродворцового района Санкт Петербурга
2 Общие задачи педагогов и специалистов Коррекция недоразвития всех компонентов речи Коррекция недоразвития неречевых психических функций Коррекция особенностей и отклонений в эмоционально-личностной сфере
3 Основные коррекционные задачи воспитателя Развитие неречевых психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики Закрепление произношения поставленных логопедом звуков Расширение и активизация словаря по лексической теме Отработка правильного употребления сформированных грамматических категорий Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза Формирование связной речи Закрепление навыков чтение и письма Коррекция эмоционально-личностных особенностей детей
4 Взаимопосещение занятий Формы взаимодействия Интегрированные занятия, логопедические досуги для детей Консультации, круглые столы, мастер-классы для педагогов Семинары, конференции, конкурсы для педагогов Работа с родителями Развивающая среда Коррекционный уголок Индивидуальная работа по тетради взаимодействия Планирование содержания работы по лексической теме Тематическое планирование Обследование детей
5 КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ детский сад 17 Петродворцового района Санкт-Петербурга Ф.И.О. ребёнка _____________________________________________________ Дата рождения ___________________ Дата поступления в ДОУ ________________ Учебный год: __________ Возраст на _________ Группа __________________ Воспитатели ______________________ Учебный год: __________ Возраст на _________ Группа __________________ Воспитатели Рекомендации по заполнению карты: Данная карта ведётся в течение всего срока пребывания ребёнка в ДОУ. Контрольный срез динамики развития проводится не менее 2 раз и не более 3 раз в год. Воспитатель отмечает результаты развития (динамики), все достижения ребёнка по сравнению с самим собой: чему научился, что узнал и освоил нового. Определяется зона ближайшего развития ребёнка (Учитывается при планировании). Направления, подлежащие непосредственной оценке педагога, должны соответствовать рекомендациям программы воспитания и обучения, реализуемой в ДОУ.
6 СЕНТЯБРЬ Социально-коммуникативное развитие игровая деятельностькоммуникативная деятельность элементарная трудовая деятельность Познавательное развитие познавательно-исследовательская деятельность развитие элементарных математических представлений экологическое воспитание конструирование Физическое развитие двигательная деятельность (инструктор по ФК)КГН Художественно-эстетическое развитие восприятие художественной литературы и фольклора музыкальная деятельность (музыкальный руководитель) изобразительная деятельность Речевое развитие словарный запасЗКР, фонематический слух грамматический строй речи, словотворчество пересказсоставление рассказа (все виды) разучивание стихотворений и интонационная сторона речи Учебный год: __________ Возраст на _________ Группа __________________ Воспитатели ______________________
7 Учебный год ГруппаВывод и рекомендации
9 Совместное календарно-тематическое планирование
10 Познавател ьная часть Активизаци я словаря Грамматиче ский строй речи Развитие связной речи Мелкая моторика Коорд речи с движением Разучивани е стихов Чтение худ литературы – Обобщающе е понятие «Зимующие птицы» – Названия зимующих птиц -Названия частей тела – Формироват ь представлен ия о повадках, внешних признаках и образе жизни – Как помочь птицам пережить холодную зиму Сущ-е: ворона, сорока… туловище, крыло…корм, зерно, семечки, сало; Прил-е: голодные, шустрый, быстрый, юркий,… желтогрудая, красногруды й. Глаголы: чирикает, каркает… подлетел, перелетел, залетел… Наречия: Холодно, голодно… Антонимы: 1.«Один- много» 2.«Сосчита й, сколько» (1-5) 3. «Доскажи словечко »подлете л, перелете л,вылете л. 4. «Какая? Какой?» 5. «Кто как подает голос?» 6. «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Образование притяжат ельных прилагате льных. 1 Составление предложени й с предлогами Ответь на вопросы по картине «Кто на ветке?» «Кто под кормушкой? » 2 Составление загадок- описаний по алгоритму: внешние признаки, повадки 3 Составление связного рассказа по серии сюж. картин «Как дети помогали птицам» 1. Мелкая моторика «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?» 2. «Коорд. речи с движением» «Снегири» 3. Дид. игра «4 лишний» 4. Дид. игра «Кого не стало?» 5. «Что изменилось? » 6. «Кто, что любит?» 1.«Синица» Н. Григорье ва Постучит синица Утром мне в окно….. 2. Скребицк ий «Появились синички» 3. Рассказы о снегире и воробье (Кузнецова, Тихонова «Развитие и Коррекция речи детей 5- 6 лет») 4.Отгадыва ние загадок
11 Содержание работыВедущая роль Введение в тему. Познавательная часть. Расширение и активизация словаря по лексической теме. Воспитатель Логопед Контроль над четким произношением поставленных звуков, звуконаполняемостью и слоговой структурой слов Логопед Воспитатель Формирование, отработка лексико-грамматических категорий; формирование и отработка фонематического восприятия Логопед Воспитатель Развитие связной речи. Логопед Воспитатель Чтение художественной литературы, заучивание стихов Воспитатель Логопед Продуктивная деятельность по теме: рисование, лепка, аппликация, конструирование Воспитатель Экспериментальная деятельностьВоспитатель Экскурсии, целевые прогулки по лексическим темамЛогопед Воспитатель РАЗГРАНИЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ
12 Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя Методические материалы Практические приложения Система символов для обозначения содержания индивидуальной работы
13 Методические материалы для воспитателя Советы воспитателю по созданию эмоционального благополучия каждого воспитанника Задачи, содержание и особенности деятельности воспитателя в группе для детей с ОНР Методические принципы планирования и проведения занятий воспитателя по развитию речи Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме
14 Практические приложения Общий комплекс артикуляционной гимнастики Комплексы для свистящих, шипящих и сонорных звуков Экран состояния звукопроизношения. Комплекс упражнений для развития мелкой моторики Комплекс упражнений для развития общих речевых навыков Игры, упражнения и задания для развития фонематических процессов Игры, упражнения и задания для развития слоговой структуры слова Игры, упражнения и задания для развития лексико- грамматических категорий
15 Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми логопедических групп Основные направления работыСимволы Неречевые психические функции Слуховое внимание и память Зрительное внимание и память Зрительно-пространственный гнозис и праксис Сенсорные эталоны: цвет, форма, величина Пространственные представления Временные представления Моторная сфера. Произносительные компоненты речи Мелкая моторика Артикуляционная моторика Коррекция звукопроизношения Общие речевые навыки. Просодика Речевые психические функции Обогащение лексики Формирование грамматического строя речи Фонематическое восприятие Фонематический анализ Фонематический синтез Фонематические представления Слоговая структура слова Развитие связной речи: Составление предложений Пересказ Рассказ по схеме Рассказ по серии сюжетных картин Рассказ по сюжетной картине Творческое рассказывание Обучение элементам грамоты Развитие графомоторных навыков. Печатание букв, слов. Слоговое чтение
16 Основные направления работыСимволы Неречевые психические функции Слуховое внимание и память Зрительное внимание и память Зрительно-пространственный гнозис и праксис Сенсорные эталоны: цвет, форма, величина Пространственные представления Временные представления
17 Содержание коррекционного уголка Сменный иллюстративный материал и пособия по лексической теме Дидактические игры по лексической теме Иллюстративный материал для закрепления по предыдущей лексической теме Пальчиковые игры, обводки, штриховки, пособия для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса Настольные игры и иллюстративный материал для автоматизации и дифференциации звуков Схемы, модели и алгоритмы для заучивания стихов и составления пересказов и рассказов Игры для звукового и слогового анализа слов и предложений Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи
18 Совместное проведение интегрированных занятий и логопедических досугов
19 Консультации, круглые столы и мастер-классы педагогов Требования к речи воспитателя коррекционной группы Рекомендации по созданию предметно- развивающей среды в группе Основные виды нарушений звукопроизношения и пути их коррекции Этапы развития фонематического восприятия и формирования навыков фонематического анализа и синтеза Использование схем и алгоритмов для развития связной речи и т. д.
20 Совместная подготовка и участие в профессиональных конкурсах, семинарах и конференциях
21 Мероприятия и консультативно – информационная работа с родителями Родительские собрания Досуги, тематические праздники, экскурсии Оформление информационных стендов Ведение сайта ДОУ: размещение методических и практических материалов, индивидуальных заданий для занятий с детьми
22 Уважаемые коллеги! Желаем вам больших успехов в осуществлении взаимодействия между воспитателями, логопедами и другими специалистами ! Спасибо за внимание!
Урок на тему «Автоматизация звука [Щ] в слогах, словах и предложениях»
Тема: звук [Щ].
Цель: автоматизация звука [Щ] в слогах, словах и предложениях.
Материалы и оборудование: картинка на звук [Щ], картинка с большими часами и маленькими, песочница, цветные карандаши, ворота, мячик.
Время: 20-30 минут .
1. Приветствие.
2. Мимическое настроение. Развитие эмоциональной сферы
Изобрази как ты ешь:
3. Артикуляционная гимнастика
Общие артикуляционные упражнения.
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
«Язык здоровается с подбородком».
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
«Язык здоровается с верхней губой».
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
Ребенок в спокойном темпе поочередно надувает правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.
Сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося : «Пых!».
Специальные артикуляционные движения.
Тянем губы мы к ушам,
А потом тяни вперед,
Как у слоненка хоботок.
Рот окрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
Ах, как это вкусно,
Ах, как это сладко.
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять –
Гриб мне надо удержать.
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
Упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.
Ребенок изображает как «бьют» большие часы, маленькие часы.
«Забей мяч в ворота».
Ребенок берет ватный мячик, кладет перед футбольными воротами, забивает мяч сначала плавной струей воздуха, а затем резкой отрывистой.
4. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
(Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести
Раз щелчок, два щелчок.
Каждый пальчик прыгнуть смог.
5. Формулировка темы. Знакомство с изучаемым звуком.
Буква Щ – зубная Щетка,
Непоседа и трещотка.
Никак на месте не сидит,
Зубы чистить всем велит.
6. Закрепление изолированного звука.
Многократное произнесение изолированного звука Щ-Щ-Щ-Щ
Звук [Щ] – согласный, глухой, всегда мягкий.
Во время правильного произнесения звука [ C ’] органы речи принимают следующее положение:
– губы слегка выдвинуты вперед и округлены;
– кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка поднята;
– голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
7. Игры в песочнице. Развитие мелкой моторики.
Буква ж спряталась в песке. Найди и произнеси звук [Щ].
Нарисуй букву [Щ]на песке.
Выложи из палочек на песке букву Щ.
8. Развитие фонематического слуха.
Хлопни в ладоши когда услышишь звук [Щ]
– а, ж, щ, л, ж, щ, у, р, л…
– нос, ищу, жук, каша, волк, щель…
9. Автоматизация звука [Щ] в слогах .
Слоговая ритмика (каждый слог проговорить по 10 раз):
а) с изменением ритмического рисунка:
ща-ща – ща-ща-ща ща-ща-ща – ща-ща
щё-щё – щё-щё-щё щё-щё-щё – щё-щё
щу-щу – щу-щу-жу щу-щу-щу – щу-щу
ще-ще – ще-ще-ще ще-ще-ще – ще-ще
б) с изменением ударения:
10. Динамическая пауза. Развитие общей моторики, силы голоса.
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.
Щука плавает кругами.
Щука щёлкает зубами.
Ну и зубы – как пила!
Где такие ты взяла?
11. Автоматизация звука [Щ ] в словах.
1. Повтори слоги и слова (2-3 раза)
Будем мы готовить борщ.
Нету свеклы для борща.
Приготовим-ка мы щи.
Я капусту поищу.
Не клади в кастрюлю хвощ!
Я морковку поищу.
Брат принес домой леща.
Поедим сначала щи.
2. Замени в слове первый звук на звук [щ]:
Кепка – . (щепка), кит -…(щит), мель -…(щель), тётка -…(щётка), река -…(щека), венок -…(щенок), детина -…(щетина), полка -…(щёлка), тучка -…(щучка).
Замени в слове последний слог на слог – щи:
Плати -…(плащи), лети – …(лещи), пили -…(пищи), розы – …(рощи), веки -…(вещи), чаши – …(чащи).
12. Автоматизация звука [Щ] в предложениях.
Сварщик тащит ящик. Щенок пищит в ящике Щи из щавеля. Мамины вещи в ящике. Площадь вымощена дощечками. Щётки в дощатом ящике. Щербатый мужчина весь в щетине. Дом из щитов щитовой. Кощей угощал щедро. Овощи тащи – будут щи. Щегол щеголял на площади. В ящике щенок. На ощупь чищу леща. Щенок пищит и тащит щётку. Желающих угощают щавелевыми щами. Ваня поищи щенка в ящике. Щурёнок щекотал щуку. Катя ищет щётки в ящике. В щах щепотка щавеля. Ваня угощает овощными щами Нату. Мойщик ящиков щурился. Тощий Кощей полощет вещи. Фонарщик освещает дощатую площадь. Каменщик и бетонщик тащат ящик щебня. Без овощей не бывает щей. В щите щель. Какие глазища, усища, когтища у этого котищи!
13 . Звуковой анализ. Развитие логического мышления, внимания и памяти.
1. Запомни и назови слова со звуком [Щ] которые встретятся в тексте.
Два товарища пошли гулять в рощу. Они взяли с собой щенка. Шли товарищи через цветущий луг. Там они собирали щавель. Щенок гонялся за летающими бабочками. Пришли они в рощу. Хорошо в роще! Щебечут птицы, поют щеглы, пищат птенчики. Около пня товарищи увидели убегающую ящерицу. Побегали дети в роще, поиграли со щенком. Хотели они пойти еще в лес, в чащу. Один из товарищей говорит: «Не пойдем туда, там волки рыщут, пищу ищут». Засмеялись товарищи шутке и решили, что пора возвращаться. Довольные, шли они домой. Мальчики несли щавель, а щенок тащил щепку. Домой они вернулись к обеду и с аппетитом ели щи, жареную щуку и овощи .
Найди и раскрась все буквы Щ.
14. Подведение итогов занятия.
15. Оценка работы ребенка на занятии.
Конспект логопедического занятия на тему: “Автоматизация звука Щ”
план-конспект занятия по логопедии (1, 2 класс) на тему
Конспект логопедического занятия на тему: “Автоматизация звука Щ”.
В материале представлен конспект, презентация для работы на занятии, задания для детей, домашнее задание отдельным документом и кртинки для наглядности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya.docx | 13.47 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 1.74 МБ |
domashnee_zadanie.docx | 10.8 КБ |
avtomatizatsiya_zvuka_shch.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Аща Ущу Еще Ищи
Ща-щу-ща Щу-ща-щу Ще-щи-ще Щи-ще-щи
о во щи при щеп ка щел кун чик я ще ри ца пло щадь пе ще ра хищ ник ще ти на рас ще ли на то ва ри щи ба ра бан щик дрес си ров щик
У гномика глазки, а у великана -глазища,
у гномика – носик, а у великана -_____________________,
у гномика – ротик, а у великана -_____________________,
у гномика – ручки, а у великана -_____________________,
у гномика – ножки, а у великана -_____________________,
у гномика – домик, а у великана – _____________________,
у гномика – столик, а у великана – ____________________,
у гномика – сапожки, а у великана – __________________.
Как у нашей дочки розовые…
Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал…
У рыбака не дрогнет рука и ему попалась…
Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит…
Из душистых овощей мы наварим вкусных .
По утрам и вечерам чистит зубы пастой нам…
(щёчки) (щенок) (щука) (плащ) (щей) (щётка)
У Васи жил щенок. Он всегда боялся щётки. Однажды щенок грыз щепку около ящика с овощами. А за ящиком стояла щётка. Щенок, играя, подкинул щепку и сдвинул ящик, а ящик – щётку. Щётка упала и щёлкнула щенка по носу. С тех пор щенок боится щётки.
Наш кот Котище – настоящий хищник. У него острые когтищи, длинные усищи и зелёные глазищи. Мышки в ужасе пищат, когда видят нашего Котищу. Мышки для него – любимая пища. У нашего Котище есть товарищ – соседский щенок. Только он не боится нашего Котищу и весело играет с ним.
Катя обещала маме помыть овощи. А щенок хотел угощения и пищал. Катя угостила щенка и посадила его в ящик. Но щенок попытался вылезти. Ящик упал и щенок оказался под ним. Пищит щенок, зовет Катю на помощь. Катя вытащила щенка из-под ящика и сказала: ” Я домою овощи, ведь обещания надо выполнять, а потом мы погуляем”.
Под одним плащом.
Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошёл его товарищ Митя. У него плащ.— Давай накинем плащ и пойдем вместе, — сказал Митя. Товарищи вышли. Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблагодарил за помощь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1, 2, 3, 4 – вдох 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 – выдох
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ЛЯГУШКА-ХОБОТОК
ДВА ЩЕНКА, ЩЕКА К ЩЕКЕ, ЩИПЛЮТ ЩЁТКУ В УГОЛКЕ.
Щ – играющий щенок. Кверху лапками он лёг.
Прочитайте: Ща Ащ Аща Ща-щу-ща Щу Ущ Ущу Щу-ща-щу Ще Ещ Еще Ще-щи-ще Щи Ищ Ищи Щи-ще-щи
Правило ЩА-ЩУ: И щу та щу ро ща пи ща та щу пи щу уго щу наве щу щу ка ща вель
ГНОМИК И ВЕЛИКАН глазки- носик- ротик- ручки- ножки- домик- столик- глазищи носище ротище ручища ножища домище столище сапожищи сапожки-
ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Как у нашей дочки розовые…щёчки. Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал…щенок. У рыбака не дрогнет рука и ему попалась…щука. Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит…плащ. Из душистых овощей мы наварим вкусных…щей. По утрам и вечерам чистит зубы пастой нам – щётка.
Предварительный просмотр:
Выделите в рассказе слова со звуком [щ]:
У Алеши был щенок. Щенок был маленький и все время пищал. Дома был ящик. В нем лежали разные вещи: обувь, щетки. Вася положил щенка в ящик. Щенок уснул.
Выделите в рассказе слова со звуком [щ]:
У Алеши был щенок. Щенок был маленький и все время пищал. Дома был ящик. В нем лежали разные вещи: обувь, щетки. Вася положил щенка в ящик. Щенок уснул.
Выделите в рассказе слова со звуком [щ]:
У Алеши был щенок. Щенок был маленький и все время пищал. Дома был ящик. В нем лежали разные вещи: обувь, щетки. Вася положил щенка в ящик. Щенок уснул.
Выделите в рассказе слова со звуком [щ]:
У Алеши был щенок. Щенок был маленький и все время пищал. Дома был ящик. В нем лежали разные вещи: обувь, щетки. Вася положил щенка в ящик. Щенок уснул.
Предварительный просмотр:
Автоматизация звука [щ].
- закрепление правописания правила ЩА-ЩУ, развитие функции словоизменения;
- уточнить артикуляцию звука [щ], ориентиры для письма;
- формирование связной речи.
- развивать фонематическое восприятие, анализ, синтез и фонематические представления;
- развивать мелкую моторику;
- развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление.
- воспитание навыка внимательного и уважительного слушания своих товарищей;
- формирование навыка самоконтроля.
Оборудование: картинки: щука, щенок, овощи, плащ, борщ, ящик, прищепка, щётка, щелкунчик; зеркала; таблицы с буквой; картинки ассоциации буквы; схемы к словам: лещ, щука, щенок, щипцы, овощи; два гнома; бумажная бабочка; бумажные цветы: красного, синего, жёлтого цвета; карточки с рассказом и картинкой щенка по количеству детей.
1. Организационный момент.
Дыхательная гимнастика.(2 слайд)
«Шарик» – Дети, представьте, что вы воздушные шарики. На счёт 1,2,3,4 – сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счёт 1-8 выдохнуть.
2. Артикуляционная гимнастика.
ЛЯГУШКА – ХОБОТОК. (3 слайд) 1) Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти. 2) Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.
ЛОПАТОЧКА. (4 слайд) Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.
НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК. (5 слайд) Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
ЧАШЕЧКА. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать в таком положении на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ. (6 слайд) 1)Улыбнуться, открыть рот. Сделать ЛОПАТОЧКУ.
2) Сделать ЧАШЕЧКУ
3) Поднять язык к верхней губе
4) Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.
3. Объявление темы занятия. (7 слайд)
– Дети, повторите за мной чистоговорку:
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.
– Какой звук чаще других вы слышите? (звук [щ]). Сегодня мы с вами будем учиться правильно произносить этот звук, не путать с другими звуками. Узнаем, какой буквой на письме обозначается звук [щ].
4. Произношение изолированного звука.
Посмотрите в зеркало и чётко произнесите звук [щ].
5. Анализ артикуляции. (8 слайд)
Щ-щ-щ. Итак, звук [щ] –
губы… (губы в лёгкой улыбке, зубы видны),
кончик языка… (широкий кончик языка приподнят альвеолам или переднему краю твердого нёба и образует с ними щель),
выдыхаемый воздух… (посередине языка идёт тёплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту),
мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот, голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
4. Характеристика звука (гласный/согласный, звонкий/глухой, твердый/мягкий шипящий, долгий/короткий) .
Согласный, глухой, всегда мягкий, шипящий, долгий.
5. Связь звука с буквой. (9 слайд)
1. – Какой буквой на письме мы обозначаем звук [щ]? (Буквой Ща) (вывешивается таблица буквы). На что похожа буква Щ?
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
– запись буквы заглавной и строчной в тетради.
6. Развитие фонематического слуха. (10 слайд)
– Назовите мне слова, в названии которых встречается звук [щ] (картинки: щука, щенок, овощи, плащ, борщ, ящик, прищепка, щётка, щелкунчик – выделить позицию звука в слове).
7. Закрепление звука в слогах. (11 слайд)
Чтение слоговой таблицы
Аща Ущу Еще Ищи
Ща-щу-ща Щу-ща-щу Ще-щи-ще Щи-ще-щи
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
(Руки сложить ладонями друг к другу – к правой, затем к левой щеке.)
А у щетки половой
Палка есть над головой.
(Руки поднимать вверх и соединить над головой.)
Палка – щелк щенков сплеча!
(Хлопок по плечам.)
Два щенка ушли, пища.
(Обойти вокруг парты и сесть на место.)
9. Закрепление звука в слогах .
Прочитайте слоги. Прочитайте только те слоги, в которых есть звук [щ].
Составьте слово из слогов: о, во, щи; при, щеп, ка; щел, кун, чик; я, ще, ри, ца; пло, щадь; пе, ще, ра; хищ, ник; ще, ти, на; рас, ще, ли, на; то, ва, ри, щи; ба, ра, бан, щик; дрес, си, ров, щик.
Сколько звуков в словах?
Подберите схему к каждому слову.
10. Закрепление звука в словах (12 слайд)
А теперь вам такое задание: из начальных звуков слов – названий картинок, составьте новое слово: роза, облако, щука, автобус (холодильник, велосипед, окно, щука), (колодец, лопата, ель, щётка), (платье, лук, юбка, щётка). Какое слово получилось? (роща) (13 слайд), (хвощ) (14 слайд), (клещ) (15 слайд), (плющ) (16 слайд). Сколько звуков в слове, сколько слогов? Какое правило встретилось в слове?
Повторение правила Ща-Щу. (17 слайд)
Чтение слов: ищу, тащу, роща, пища, тащу, пищу, угощу, навещу, щука, щавель.
Запишите слово, обозначьте.
Образование существительных с помощью суффикса -ищ. (18 слайд)
– Ребята, посмотрите, у гномика Васи есть друг великан – Степа.
У гномика глазки, а у великана -глазища,
у гномика – носик, а у великана – …,
у гномика – ротик, а у великана – …,
у гномика – ручки, а у великана – …,
у гномика – ножки, а у великана – …,
у гномика – домик, а у великана – …,
у гномика – столик, а у великана – …,
у гномика – сапожки, а у великана – …
11. Закрепление звука в предложении. (19 слайд)
Как у нашей дочки розовые… (щёчки).
Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал… (щенок).
У рыбака не дрогнет рука и ему попалась… (щука).
Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит… (плащ).
Из душистых овощей мы наварим вкусных . (щей).
По утрам и вечерам чистит зубы пастой нам… (щётка.)
12. Закрепление звука в тексте.
У каждого из вас есть карточка с текстом, прочитайте его внимательно, потом перескажете его.
У Васи жил щенок. Он всегда боялся щётки. Однажды щенок грыз щепку около ящика с овощами. А за ящиком стояла щётка. Щенок, играя, подкинул щепку и сдвинул ящик, а ящик – щётку. Щётка упала и щёлкнула щенка по носу. С тех пор щенок боится щётки.
Наш кот Котище – настоящий хищник. У него острые когтищи, длинные усищи и зелёные глазищи. Мышки в ужасе пищат, когда видят нашего Котищу. Мышки для него – любимая пища. У нашего Котище есть товарищ – соседский щенок. Только он не боится нашего Котищу и весело играет с ним.
Катя обещала маме помыть овощи. А щенок хотел угощения и пищал. Катя угостила щенка и посадила его в ящик. Но щенок попытался вылезти. Ящик упал и щенок оказался под ним. Пищит щенок, зовет Катю на помощь. Катя вытащила щенка из-под ящика и сказала: ” Я домою овощи, ведь обещания надо выполнять, а потом мы погуляем”.
Под одним плащом.
Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошёл его товарищ Митя. У него плащ.— Давай накинем плащ и пойдем вместе, — сказал Митя. Товарищи вышли. Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблагодарил за помощь.
13. Итог занятия.
– С каким звуком мы сегодня работали? Какой буквой на письме обозначаем звук [щ]?
14. Оценка работы на занятии, использование метода рефлексии.
Перед вами полянка из разноцветных цветов. У каждого из вас в руках бабочка. Вы должны положить свою бабочку на цветочки:
Если вы довольны собой и считаете, что у вас все получилось, положите бабочку на синий цветок.
Если вы считаете, что получилось не все, и вы можете лучше – положите на жёлтый цветок.
Если считаете, что вы плохо занимались, и у вас ничего не получилось – на красный цветок.
Спасибо, ребята! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха.
Конспект логопедического занятия на тему “Автоматизация звука Р в словах предложениях” для учащихся 1 класса с ФФНР.
Индивидульное логопедическое занятие с ученицей 1 класса с ОВЗ.
Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 2-3 классов.
Цели занятия:Автоматизировать четкое произношение и различение звука [ Р] в слогах, словах и предложениях; упражнять в определении количества слогов в слове.Развивать фонематический слух, память, вним.
Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 1,2 классов с умственной отсталостью по теме: “Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах".
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:Автоматизация звука [с] в слогах, словах, предложениях. Также к этому занятию есть презентация для артикуляционной гимнастики.
Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука [Щ]
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Щ].
- Создать условия для формирования умения четко произносить звук [щ].
- Уточнить артикуляцию звука [щ].
- Развивать силу голоса, дыхания, мелкую моторику.
- Активизировать лексический материал по теме существительные.
- Воспитывать желание правильно и красиво говорить.
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- умение задавать вопросы;
- умение использовать язык для решения учебных задач;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.
- умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы;
- умение правильно произносить звуки речи;
- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово;
- способность контролировать свои действия;
- умение проводить звуковой анализ;
- умение правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов;
- умение ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные;
- умение отвечать на вопросы.
Ход занятия
Организационный момент.
– Чему учимся на занятиях?
– что помогает нам правильно и красиво говорить?
II. Подготовительный этап.
– Ребята, посмотрите на доску, много снеговичков с разным настроением, давайте вместе с ними погрустим, повеселимся, удивимся.
Развитие силы голоса.
– Будем учиться говорить громко и тихо.
– Поднимаясь на горку будем произносить А, спускаясь с горки произносим У.
– Будем правильно дышать.
– У вас на столах у всех лежать облако со снежинками. Нам нужно чтобы пошел слабый снежок. Делаем вдох через нос, чтобы наши плечики не поднимаем. Выдох через рот.
– Ребята, вам необходимо взять ленточку и протянуть ее в дырочки.
5) Артикуляционная гимнастика.
– Подготовим с вами органы артикуляции к занятию.
- Маляр.
- Блинчик.
- Трубочка.
- Улыбка.
- Вкусное варенье.
III. Основная часть.
– Ребята, сегодня на занятие к вам пришел Незнайка. И ему очень хочется посмотреть, как вы работаете на занятии. А еще Незнайка принес нам дежурный звук, а чтобы узнать какой необходимо отгадать загадку.
Непогода нас застала.
Обувь грязная вся стала,
У порога встала робко.
Ей пришла на помощь … (Щетка).
– На какой звук начинается это слово.
– Вы догадались, какой звук у нас будет дежурным?
2) Работа с профилем.
– Возьмите зеркала и произнесите звук Щ. Назовите что делают органы артикуляции при произношении звука щ.
– Давайте дадим характеристику по профилю.
3) Характеристика звука.
Щ — мягкий — согласный — шипящий.
– Какому звуку мы давали сейчас характеристику?
4) Развитие фонематического слуха.
– Ребята, сейчас я буду называть звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук щ.
С, щ, ш, з, с, щ, м, ш, м, р, щ, с, ж, ш, Щ.
– Среди чего выделяли звук?
– Теперь будем выделять звук среди слогов.
Ша, ща, щу, се, со, що, щи, ша, щу, жо.
– Среди чего выделяли звук?
Шкаф, овощ, роща, пожар, ящик, щавель.
– Среди чего выделяли звук?
5) Чтение слогов.
Ща, ащ, ощ, що, щу, ущ, ящ, щи.
6) Работа над лексическим материалом.
роща, овощ, плащ, щенок, щеки, ящик, щавель, прищепки.
– Назовите слова. Ребята, что общего у этих слов?
– Давайте распределим картинки каждый в свой домик.
Наш Емеля без забот.
Пусть хоть полный дом работ!
Для него всё это – скука.
Выручит Емелю … (ЩУКА).
– Произнесите все слово «щука».
– Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение?
Выложим сигналами слово.
Рано утром в парк ходили.
Там снеговика лепили.
А потом с горы катились.
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком.
В Вову кинули снежком.
В Мишку кинули снежком.
Получился снежный ком.
Холодно гулять зимой. (кивки головой)
Побежим скорей домой.
9) Будем составлять словосочетания.
10) Будем составлять предложения.
– Щенок какой? Что делает?
IV. Итог занятия. Рефлексия.
– Ребята, какой у нас на занятии был дежурный звук?
– Что было для вас трудно?
– Незнайке очень понравилось, как вы работали.
Троянова Наталья Александровна,
студентка 4 курса педагогического
колледжа города Зернограда
Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе детей с ОНР «Автоматизация звука [Щ]»
Глушкова Екатерина
Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе детей с ОНР «Автоматизация звука [Щ]»
Глушкова Екатерина Андреевна
Конспект открытого индивидуального занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР «Автоматизация звука Щ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 68 «Золотой петушок» г. Йошкар-Ола
Подготовила: Глушкова Е. А. ,
Тема: Автоматизация звука «Щ».
Цель: закреплять навык автоматизации звука [щ] в слогах, словах, предложениях и текстах.
Коррекционно-образовательные задачи:
Закреплять навык правильного произношения звука «Щ».
Формировать навык чтения.
Формировать умение составлять предложения с опорой на картинку.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев рук, подвижность артикуляционного аппарата, речевое дыхание, фонематический слух, фонематическое восприятие, мышление, воображение.
Коррекционно-воспитывающая задача:
Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям.
Оборудование: игрушка щенок Гонщик из мультфильма «Щенячий патруль», щетка для одежды, домик с тремя окошками – схема положения звука в слове; ящики с символами звуков (красные, синие и зеленые кружки) карточки с артикуляционной гимнастикой; дыхательные тренажёры «Сдуй листочек с рукавицы», «Осенние качели»; картинки для составления предложений, планшетка достижений на липучке «Осенние листочки», медаль – звезда «Я подружилась со звуком Щ».
Ход занятия:
1. Организационный момен т.
Учитель-логопед: -Здравствуй, Тамара!
Учитель-логопед: Сегодня к нам на занятия пришли гости, поздоровайся с ними. Присаживайся за стол.
Ребенок: Присаживается за стол.
Учитель-логопед: К нам на занятие пришёл щенок из команды «Щенячий патруль». Его зовут Гонщик. Послушай стихотворение, которое тебе расскажет Гонщик и добавь подходящее слово в рифму:
Непогода нас застала.
Обувь грязная вся стала,
У порога встала робко,
Ей пришла на помощь…
Учитель-логопед: -Правильно щётка. Посмотри какая у меня щётка. Посмотри, сколько у нее щетинок, потрогай, какие они упругие, колючие.
Ребенок: Ощупывает щетку.
Учитель-логопед: – Какой первый звук в слове «щётка»?
Ребенок: Первый звук в слове щетка «Щ».
Учитель-логопед: -Что ты знаешь о звуке «Щ»?
Ребенок: Звук Щ всегда мягкий, согласный, глухой, шипящий.
Учитель-логопед: Верно. Сегодня на занятии мы будем правильно произносить слова со звуком «Щ» и помнить, что при произнесении звука «Щ» губы в улыбке, видны зубы, а язык поднят за верхние зубы, воздушная струя – тёплая.
Учитель-логопед: -Сегодня за каждое правильно выполненное задание, мы будем прикреплять осенний листок на планшетку. Забирай первый листок.
Ребенок: Спасибо! Прикрепляет на планшетку.
2. Артикуляционная гимнасти ка.
Учитель-логопед: – Гонщик принес для тебя цифру. Назови её.
Ребенок: Это цифра 5.
Учитель-логопед: – Правильно, сегодня упражнения для язычка мы будем выполнять по 5 раз или удерживать до 5. «Бегемот», «Улыбочка».
«Вкусное варенье», «Индюк», «Чашечка».
Ребенок: Выполняет артикуляционную гимнастику под счет.
3. Массаж пальцев р ук.
Ребенок: Гонщик подкатил к тебе мячик (учитель-логопед подкатывает игрушкой массажный шарик «Су-джок»). Давай поиграем с ним. «Я мячом круги катаю»
Ребенок: Выполняет массаж, проговаривая стихотворение:
– Я мячом круги катаю, (круговые движения между ладоней)
Взад-вперёд его гоняю, (движения вверх-вниз от основания ладони к кончикам пальцев и обратно)
Им поглажу я ладошки, (берем мяч в одну руку «сметаем крошки» с другой руки)
Со стола сметаем крошки. (меняем руки)
Каждым пальчиком прижму (мяч на ладони правой руки, прижимаем пальчики поочередно к колючкам)
И с другой руки начну. (мяч на ладони левой руки, прижимаем пальчики поочередно к колючкам)
А теперь последний трюк –
Мяч летаем между рук. (перекидываем мяч с одной руки на другую)
– Хорошо. Лови второй листок.
Ребенок: Прикрепляет листок на планшетку.
4. Упражнения на развитие речевого дыха ния
Учитель-логопед: – Давай встанем и подойдем к столу. Перед тобой рукавичка на которой лежит листочек. Как будешь дуть?
Ребенок: Выдох долгий, плавный, щеки не надуваются.
Учитель-логопед: Правильно. Сдуй листочек с рукавицы.
Ребенок: Выполняет дыхательную гимнастику.
Учитель-логопед: Хорошо получается. Теперь посмотри это «Осенние качели». Кто качается на этих качелях?
Ребенок: Осенние листочки.
Учитель-логопед: Как ты догадалась?
Ребенок: Листочки оранжевого и желтого цвета.
Учитель-логопед: Правильно. Давай раскачаем их. Как будем качать?
Ребенок: Будем дуть.
Учитель-логопед: Напомни, как будешь дуть?
Ребенок: Выдох долгий, плавный, щеки не надуваются.
Учитель-логопед: – Замечательно. Лови третий листок. Присаживайся к зеркалу.
Ребенок: Прикрепляет на планшетку третий листочек.
5. Автоматизация звука «Щ» в слог ах.
Учитель-логопед: Игра «Ромашка».
Почитай слоги, на которые упали листочки.
Ребенок: Читает слоги: ща, ще, щу, ащ, ощ, ущ, ищ, ещ, и др.
6. Автоматизация звука «Щ» в сло вах.
Учитель-логопед: «Запутанные картинки»
– Щенок приготовил для тебя задание. Посмотри на картинку и найди слова, которые на ней спрятались.
Ребенок: Щенок, щука, ящерица, клещи, ящик, плащ, щетка.
7. Развитие фонематического слуха. Автоматизация звука «Щ» в словах и предложени ях.
Учитель-логопед: Упражнение «Найди место в домике для слов».
– Гонщик предлагает тебе поиграть в игру.
Назови картинки, выделяя звук Щ.
Ребенок: – Барабанщик, щека, щит, лещ, плющ, ящик.
Учитель-логопед: – Найди слова, в которых звук Щ находится в начале (в середине, в конце).
Ребенок: Выкладывает фишки в соответствующие окошки: в первом окошке – щека, щит; во втором окошке – ящик; в третьем – плющ, лещ.
Учитель-логопед: – Составь предложение с каждым словом – названием картинки.
Ребенок: Составляет предложения.
Учитель-логопед: – Придумай свои примеры слов для каждой схемы.
Ребенок: Придумывает примеры слов.
8. Автоматизация звука «Щ» во фразовой ре чи.
Учитель-логопед: Игра «Закончи предложение».
– Я буду говорить предложения, а ты закончи подходящим по смыслу словом. Рядом с собакой сидит маленький…
Учитель-логопед: Мальчик чистит ботинки…
Учитель-логопед: На камне на солнце пригрелась…
Учитель-логопед: Осенью с огорода собирают
Учитель-логопед: Перед отъездом в чемодан складывают разные
Учитель-логопед: На улице идет дождь, поэтому папа надел.
Учитель-логопед: Мама с капустой и свёклой сварила вкусный
Учитель-логопед: – Прекрасно, получай четвёртый листочек.
Ребенок: Прикрепляет на планшетку.
9. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация звука «Щ» в текс те.
Учитель-логопед: – Гонщик притащил палочки и просит, чтобы ты сделала для него щётку. А пока ты будешь выкладывать щетку из счетных палочек, послушай стихотворение и повтори, четко выделяя звук «Щ»
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Все три щётки мне нужны.
Ребенок: Проговаривает стихотворение и выкладывает из счетных палочек щетку.
Учитель-логопед: – Получилось! Пятый листок летит к тебе.
Ребенок: Спасибо. Прикрепляет листочек на планшетку.
10. Заключительная час ть.
Учитель-логопед: – Наше занятие подошло к концу. Какой звук ты произносила правильно?
Учитель-логопед: Что тебе больше понравилось?
Ребенок: Отвечает на вопрос.
Учитель-логопед: Ты молодец, подружилась со звуком «Щ». – Держи приз! Это медаль «Я подружилась со звуком «Щ». До новых встреч! Попрощайся с гостями.
Ребенок: Спасибо. До свидания.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении звука [ш].
Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях и тексте. Задачи: Коррекционно – образовательные: – Закреплять правильный.
Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]» «Автоматизация звука «Ш». Цель: автоматизация звука «Ш» в предложениях. Задачи. Коррекционно-образовательные: • закреплять умение правильно.
План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]» Цель занятия: автоматизация звука «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: – закрепление правильного произношения.
Автоматизация звука (Щ) – конспект
Разработала учитель – логопед
Некрасова Надежда Павловна
1. Изолированно произносить звук [Щ]:
Губы округлены и вытянуты вперед, широкий кончик языка прижат к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята, язык напряжен. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.
Подражание дворнику, который чистит дорожку около дома.
2. Автоматизация в слогах:
При произнесении слогов выделяем звук [Щ], произносим его более длительно.
3. Автоматизация в сочетаниях слогов:
При произнесении выделяем звук [Щ], произносим его более длительно.
Ща – що – щу – щи – ще
Щи – ща – що – щу – ще
Що – ща – щу – щи – ще
Ще – ща – що – щи – щу
Щу – ща – що – щи – ще
4. Проговаривать слова, выделяя звук [Щ]:
Щи: щи, щит; щипцы, щипать, щиток.
Ще: щебет, щепка, щебень; щенок, щетина, щека, щебетать, щекотать, щегол.
5. Проговаривать слова, выделяя звук [Щ] :
Ща: пищать, угощать, помещать, извещать, обобщать, вещать, замещать, обещать, дощатый, восхищаться; пища, пуща, гуща.
Щу: ищу, тащу, угощу, пищу; ищут, наощупь.
Щи: пищит, защита; вещи, ящик, овощи.
Ще: кощей, помещение, угощение, ищейка, ущелье, освещение.
Хищник, хищный, мощный, изящный, овощной.
6. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:
Мощь, овощ, хвощ, немощь, помощь, вещь, лещ, клещ, плющ, плащ.
7. Игра на автоматизацию звука [Щ] в словах:
Инструкция: фишка стоит на букве Щ; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо. какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Щ].
8. Образовать существительное, обозначающее профессию (по образцу):
9. Образовать существительное с увеличительным значением (по образцу):
13. ДИ «Волшебный куб»:
В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Щ]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Щ] в названии выпавшей картинки.
15. ДИ «Ромашка»:
Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Щ].
10. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Щ]:
11. ДИ «Сосчитай до 5»:
12. Проговаривать предложения:
Дима тащит щуку. Щенок щиплет щетку. В ящике пищит щенок. Лена посолила овощные щи. Дом из щитов – щитовой. Зубы чистят зубной щеткой. Мамины вещи лежат в ящике. В ящике спит мохнатый щенок. Щенок пищит и тащит щетку. Щетки надо найти в ящике. Бабушка угощала нас овощными щами. У Пети книга о хищных щуках. У Сони щетки, а у Феди щит.
13. Проговаривать тексты:
Щеглёнок и щенок.
У Ани – щеглёнок и щенок. Любит щеглёнок щипать щенка за ухо. Щенку щекотно, но он не пищит. Щенок понимает: щеглёнок ещё маленький.
Ваня с папой идут к водоёму. Там клюют щуки и лещи. Глядя на текущую вдаль воду, Ваня думает о том, как вытащит щуку без папиной помощи.
14. Проговаривать чистоговорки:
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Мы купили овощей
И для супа, и для щей.
Ты нас, мама, не ищи –
Щиплем щавель мы на щи!
Ищут Катя с Таней вещи:
Ищут щётки, ищут клещи,
Плащ, ботинки, ящик, лейку.
Папа купит им ищейку.
Щенок в ящике лежит,
Щенок к ящику бежит.
Он ищет её тщательно
И стащит обязательно.
Пёс тащит щётку,
Щенок тащит щепку.
Пока и щётка велика.
Щуку щами с овощами
Ведь хищная щука
Не будет есть щи.
Щегол в гнезде щеглят считал,
Щегол считалку щебетал:
«Щеглёнок – раз, щеглёнок – два.
Счастливей в роще нет щегла».
Над рекою тучи гуще,
Дождик хлещет пуще, пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.
- Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.
- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.
- Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. – М., 2008.
- Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. – М., 1999.
- Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
- Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М., 2011.
- Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1995.