План урока: Дифференциация (с)-(ц)

Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [с] — [ц]»

Марина Труфанова
Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [с] — [ц]»

Конспект НОД по звуковой культуре речи.

Тема: «Дифференциация звуков [с], [ц]».

1. Упражнять детей дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками.

2. Упражнять в определении позиции звука в слове.

3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.

4. Воспитывать внимание, активность

Оборудование: магнитная доска, наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, индивидуальные карточки,картинки: слон, цапля, стол, заяц; мешочек для игры,предметы: огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл.

Ход НОД:

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И гостям мы улыбнёмся!

2. Артикуляционная гимнастика

1) Упражнение «Улыбка».

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

1)Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

– С какого звука начинается слово «слон»? (с)

– А теперь произнесите звук с протяжно. На что похоже? (на звук сдувающегося шарика)

– Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с.

– Придумайте слова, в которых есть звук с. (называют)

(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)

– А теперь послушайте другую загадку:

2) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

– С какого звука начинается слово «цапля»? (ц)

– Попробуйте громко произнести звук ц. (Произносят)

– На что похож этот звук? (Как стрекочет кузнечик)

– Давайте все пострекочем, как кузнечики.

– Придумайте слова со звуком ц.

(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, цицарка, царь, цирк, скворец, конец, образец)

– А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц.

Са-са-са – в лесу живёт лиса.

– С каким звуком чистоговорка? (с)

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо

– С каким звуком чистоговорка? (ц)

(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)

5. Игра «Слушай – и не ошибись!»

– Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с – хлопают в ладоши девочки, на звук ц – топают ногами мальчики.

(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)

6. Работа с карточками (за столами)

Наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, картинка «стол».

Пальчиковая гимнастика «Ножницы».

– Наши пальцы превратились в ножницы. Пальцы левой и правой рук крепко сомкнуты, поочерёдно раздвигаем и сдвигаем каждый палец на руке – «разрезаем» бумагу, говорим «ножницы».

– Ребята, послушайте загадку.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки

– В слове стол где находится звук звук с? (в начале слова)

– Значит картинку ставим в какое окошко? (в первое)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

– Ребята, посмотрите, правильно ли Паша поставил картинку? Почему?

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

– В слове заяц где находится звук ц? (в конце слова)

– Значит картинку ставим в какое окошко? (в последнее)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

– Ребята, посмотрите, правильно ли Аня поставила картинку? Почему?

7. Физкультминутка.

Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)

Мы идём в осенний лес

Много в это время года

В том лесу чудес!

По тропинке мы шагаем –

Выше ноги поднимаем!

По листочкам – на носочках,

По кочкам – на пятках.

К солнцу руки протянули,

На пушиночку подули,

Листья пёстрые мелькают,

Словно бабочки летают,

И на землю опадают

8. Игра «Чудесный мешочек».

– А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек». У меня в мешочке разные предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц – слышится в слове.

(Огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл)

9. Продолжи предложение.

– Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц. Вы доскажете его сами.

К нам в оконце светит… солнце

Слышу, лиса, про твои…чудеса.

На болоте живёт длинноногая…цапля.

На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.

У машины четыре…колеса.

– Послушайте и повторите скороговорку:

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

– По одному (2-3 человека)

– Давайте повторим хором.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

– По одному (2-3 человека)

– Давайте повторим хором.

– С какими звуками мы сегодня работали?

– Что вам понравилось?

– Молодцы, ребята. На следующем занятии мы с вами познакомимся со звуком ш.

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе на октябрь 1. Тема недели:«Животный мир» 1 – е занятие:Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить выразительно пересказывать литературный текст;.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях

Продолжаю печатать занятия по звукопроизношению. Сегодня это будет “Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях”

Недостаточно поставить ребенку только звуков. Очень часто дети вроде правильно произносят тот или иной звук, но в обыденной речи путают его с другим, близко стоящим.

Данное занятие как раз направлено на то, чтобы показать отличия произношения звуков и потренироваться в правильном произношении. Занятие прислала учитель – логопед КОУ ОО Петропавловской (специальной) коррекционной общеобразовательной школы – интерната VIII вида c. Муромцево Омской области Кухмистрова Галина Михайловна . Занятие для детей 5 класса коррекционной школы. Но если ваш ребенок уже умеет читать, то можете смело его использовать в домашних занятиях. К конспекту прилагается слайдовая презентация.

Однако и дома, Вы можете использовать это занятие, чтобы по практиковать детей в правильном произношении звука “Ш”.

Тема: Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях.

Цель : Вырабатывать четкую дифференциацию звуков Ч-Ц, опираясь на зрительные, слуховые, оральные ощущения.

Задачи:

  1. Добиваться правильного произношения звуков [Ц] и [Ч] в словах, предложениях;
  2. Формировать умение соотносить данные звуки с буквами Ч и Ц;
  3. Развивать слуховое и речевое внимание, фонематический анализ, речеслуховую память;
  4. Воспитывать у детей самоконтроль за речью; аккуратность при написании слов;
  5. Корригировать слуховое внимание путем выполнения заданий.
  6. Воспитывать положительную учебную мотивацию.

Оборудование : предметные картинки со звуками [Ц] – [Ч], мультимедийная презентация.

Речевой материал: Квочка – курица, жонглировать.

Ход занятия.

1. Организационный момент. ( Слайд 1)

2. Актуализация знаний. Дыхательная гимнастика.

– Здравствуйте, ребята и наши гости. В начале нашего логопедического занятия проведем дыхательную гимнастику. Сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! И еще раз – вдох и выдох. Молодцы. С хорошим настроением приступаем к нашему занятию

– Какие картинки вы видите на экране? (Слайд 3)

– Поднимите руки, те у кого – картинка цепь, поднимите руки у кого – картинка часы .

– Какой звук вы слышите в начале слова цепь ? Какой звук слышите в начале слова часы?

II. Основная часть.

– Сегодня на занятии мы будем различать звуки [Ц] – [Ч] в словах, предложениях. Повторим артикуляцию этих звуков. Будем добиваться правильного произношения этих звуков в словах, предложениях. И, в дальнейшем будем стараться правильно произносить эти звуки в словах. (Слайд 4)

2. Артикуляция звуков [Ц] – [Ч]

ü Сравнение звуков ] и [Ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т’] + [ш’]; (Слайд 5)

По таблице рассказать различие в артикуляции звуков. (Слайд 6)

– Назвать буквами эти звуки: [Ц] – буква цэ , [Ч] – буква че . Звуки – согласные.

3. Отгадать загадки. (Слайд 7)

Весь день гостей встречают

Медом угощают. (Цветы)

Вырос молодец на грядке

Зеленый, длинный, сладкий. (Огурец)

На дереве, в лукошке

Подрастают крошки. (Птенцы)

Ходят возле квочки.

– Как вы понимаете слово – квочка?

Мы, когда идем, стоим

А стоять умеем лежа.

Даже, если убежим.

Мы не двигаемся тоже. (Часы)

Кто за печкой поет

Спать мне ночью не дает? (Сверчок)

В нем водичку вскипячу. (Чайник)

Круглый, гладкий, без углов

Целый день скакать готов. (Мяч)

3. Работа с зашифрованными скороговорками.

– В конвертах разрезанные карточки, нужно последовательно сложить скороговорку.

– Прочитать скороговорки со звуком [Ц], затем скороговорки со звуком [Ч], изменяя темп речи, сначала тихо, затем громче.

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол.

Рано утром пели птицы для царя и для царицы

Цыпленок и курица пьют воду на улице.

У царя и у царицы жили во дворце жар—птицы.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

У девочки было колечко, упало в речку колечко.

Есть у овечки колечки, колечки не падают в речку.

– Прочитать скороговорки со звуком [Ц], затем скороговорки со звуком [Ч], изменяя темп речи, сначала тихо, затем громче. (Слайд 8)

4. Веселые задания

– Каким словом жонглирует клоун?

– Как объясните значение слова жонглирует?

(Подбрасывать и ловить на лету одновременно несколько предметов).

– Какой шарик принадлежит цыпленку, а какой цапле?

(Слайд 9)

  • Зачеркни буквы, встречающиеся два раза. Из оставшихся составь слово. И тогда узнаешь, что пьет заяц.
  • Реши примеры.

(Слайд 10)

5. Работа со стихотворением. (Слайд 11)

Листьям – время опадать,

Пти-ам – время улетать.

Нам с тобой – идти у-иться.

– О каком времени года говорится в этом стихотворении?

– Списать, вставляя пропущенные буквы Ц или Ч в стихотворения, подчеркнуть Ц одной чертой, а Ч- двумя чертами.

Проверь себя.

6. Динамическая пауза. (Слайд 13)

Листочки (координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи)

Дует, дует ветер, дует, задувает.

Покачивание поднятыми вверх руками из стороны в стороны.

Желтые листочки с дерева срывает.

Дети кружатся на месте.

И летят листочки,

Кружат по дорожке.

На носочках бегут по кругу.

Прямо нам под ножки.

Дети, повернувшись вокруг себя, приседают

7. Работа в парах. Чтение слов с буквами Ч и Ц.

Задание: учащиеся, сидящие за первой партой находят и подчеркивают слова с буквой Ч одной чертой, учащиеся, сидящие за второй партой – с буквой Ц, подчеркивают двумя чертами.

Бочка, печка, цапля, царевна, дочка, чайка, цветок, улица.

(Слайд 14)

9. Зрительная гимнастика

(Слайды 16,17,18,19, 20,21)

9. Договаривание слов: (Слайд 22)

10. Отгадать загадку

Солнышко не хочет землю согревать. Листья пожелтели, стали опадать. Часто дождик льется, птицы улетают. Урожай в саду и в поле убирают. Кто из вас ребята, знает, когда это бывает? (Осенью)

(Слайд 23)

11. Рассказать стихотворения на тему «Осень»

III. Заключительная часть

1. Подведение итогов занятия.

  1. Какие звуки учились различать?
  2. Какие буквы?
  3. Кому еще трудно, кто еще допускает ошибки?
  4. Какое задание было вам наиболее интересным?
Читайте также:  Взаимодействие педагогов группы в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ

( Слайд 29)

2. Сегодня на занятии вы хорошо работали, правильно выговаривали звуки и, хочется надеяться, что вы всегда будете стараться правильно произносить звуки в речи

(Слайд 30)

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Конспекты логопедических занятий “ЗВУК Ц” (постановка, автоматизация, дифференциация)

  • ОБСЛЕДОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (11)
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ (28)
  • ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА (7)
  • ПРЕЗЕНТАЦИИ (16)

Конспекты логопедических занятий “ЗВУК Ц” (постановка, автоматизация, дифференциация)

Звук Ц

(постановка)

Занятие № 1

1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

  • Специальные упражнения

Упражнение «Наказать непослушный язык»

Упражнение «Сделай язык широким»

Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»

Упражнение «Почистим зубы»

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Загнать мяч в ворота»

  1. Объявление темы

– Послушай стихотворение: Дети клумбу поливали,

Дети слезы проливали –

Не растут никак цветы,

Можешь им поможешь ты?

– На какой звук начинается слово ЦВЕТЫ?

  1. Постановка звука

-Быстро и без перерыва произнеси звуки Т и С. Зубы при этом сомкнуты, губы в улыбке. Струя воздуха вырывается толчком. Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.

5.Анализ артикуляции

  • Зубы сомкнуты.
  • Губы в улыбке.
  • Кончик языка упирается в передние нижние зубы
  • Язык распластан, а его боковые края напряжены
  • Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается
  • Струя воздуха вырывается толчком.
  • Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

-Когда воспитатель хочет, чтобы в группе стало тихо, то он говорит: Ц-Ц-Ц

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

-Подними букву Ц, если услышишь звук Ц:

А П Ц Т И М Ц С Д Ж Ц З

  • Опознание из слогов

– Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ц:

  • Опознание из слов

-Подпрыгни, если услышишь звук Ц:

  • Опознание из предложений

– Сосчитай, сколько раз тебе встретится звук Ц в каждом предложении:

В цирке медведица бросала кольцо.

Девица вышла на крыльцо накормить цыплят.

  • Опознание из текста

-Запомни слова, в которых услышишь звук Ц:

У нее есть спицы, пяльцы и цветные нитки.

Она пришивает пуговицу к платьицу куклы.

8.Закрепление звука в слогах

-Произноси обратные слоги, правильно говоря звук:

9.Закрепление звука в словах

-Назови, что ты видишь на картинке:

10. Закрепление звука в предложении

-Повторяй за мной предложения:

Во дворе вырыли глубокий колодец.

Мама положила в салат перец.

К скворечнику прилетел скворец.

В гнезде сидел птенец.

По дороге бежал заяц.

11.Итог

  • -Какой звук отрабатывали на занятии?
  • Анализ основных положений артикуляции
  • Заключительное проговаривание

Подарил нам леденец!

Наш отец – молодец,

Удалец и пловец!

12.Домашнее задание

  • Придумать слова, начинающиеся на звук Ц
  • Звуковой анализ слова ЦАПЛЯ
  • Закончить каждую строчку и проговаривать ее четко:

ЦО-ЦО-ЦО – снесла курица…

ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ- мои братья…

ЦА-ЦА-ЦА – у крыльца стоит …

Звук Ц

(постановка)

Занятие № 2

1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

  • Специальные упражнения

Упражнение «Наказать непослушный язык»

Упражнение «Сделай язык широким»

Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»

Упражнение «Почистим зубы»

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Загнать мяч в ворота»

  1. Объявление темы

Любит стоять на одной ноге и ловить лягушат.

– На какой звук начинается слово ЦАПЛЯ?

  1. Постановка звука

-Быстро и без перерыва произнеси звуки Т и С. Зубы при этом сомкнуты, губы в улыбке. Струя воздуха вырывается толчком. Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.

5.Анализ артикуляции

  • Зубы сомкнуты.
  • Губы в улыбке.
  • Кончик языка упирается в передние нижние зубы
  • Язык распластан, а его боковые края напряжены
  • Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается
  • Струя воздуха вырывается толчком.
  • Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

-Когда воспитатель хочет, чтобы в группе стало тихо, то он говорит: Ц-Ц-Ц

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

-Подними букву Ц, если услышишь звук Ц:

А П Ц Т И М Ц С Д Ж Ц З

  • Опознание из слогов

– Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ц:

  • Опознание из слов

-Подпрыгни, если услышишь звук Ц:

  • Опознание из предложений

– Сосчитай, сколько раз тебе встретится звук Ц в каждом предложении:

Зайцы летом серые.

Курица вышла на улицу.

Курица кормит цыплят.

У пастуха много овец..

  • Опознание из текста

-Запомни слова, в которых услышишь звук Ц:

Курица гуляла с цыплятами.

Она нашла в траве кольцо.

Курица положила кольцо на крыльцо.

Бабушка одела кольцо на палец.

8.Закрепление звука в слогах

-Произноси слоги, правильно говоря звук:

  1. Закрепление звука в словах

-Назови все предметы , нарисованные на этой картинке, которые содержат звук Ц::

10. Закрепление звука в предложении

-Повторяй за мной предложения:

Цапля нацепила на голову цепочку.

На болотной кочке сидит красавица – птица.

Царь и царевна жили во дворце.

Солнце разбудило красавицу – весну.

11.Итог

  • -Какой звук отрабатывали на занятии?
  • Анализ основных положений артикуляции
  • Заключительное проговаривание

– Четко проговаривай за мной по строчкам:

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается

Почему ж никто не радуется?

12.Домашнее задание

  • Придумать слова, имеющие в середине звук Ц
  • Звуковой анализ слова ЦЫГАН
  • От каждого слова образовать такое однородное слово, чтобы в нем содержался звук Ц:

Звук Ц

(автоматизация)

Занятие № 3

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Наказать непослушный язык»

Упражнение «Сделай язык широким»

Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»

Упражнение «Почистим зубы»

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Загнать мяч в ворота»

  1. Объявление темы
  • Отгадай загадку:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (ЦАПЛЯ)

  1. Произношение изолированного звука

– Какой звук издает воспитательница, если хочет, чтобы вы вели себя тихо? (Ц – Ц- Ц)

  1. Анализ артикуляции по плану
    • Зубы сомкнуты.
    • Губы в улыбке.
    • Кончик языка упирается в передние нижние зубы
    • Язык распластан, а его боковые края напряжены
    • Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается
    • Струя воздуха вырывается толчком.
    • Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.
  2. Характеристика звука
  • Зубы сомкнуты.
  • Губы в улыбке.
  • Кончик языка упирается в передние нижние зубы
  • Язык распластан, а его боковые края напряжены
  • Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается
  • Струя воздуха вырывается толчком.
  • Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.

Ц – согласный, всегда твердый.

– Какие еще согласные звуки ты знаешь?

  1. Связь звука с буквой

– Посмотри на букву Ц. На что она похожа?

– Напиши букву Ц в воздухе.

– Нарисуй в тетради точку. Давай превратим ее в букву Ц.

– Зачеркни на доске те буквы, которые написаны неправильно.

  1. Развитие фонематического слуха

Конспект урока “Дифференциация звуков [с] – [з], букв С, З.”

Дифференциация звуков [с] – [з], букв С, З.

Содержимое разработки

Тема. Звуки [с], [з]. Буквы С – З.

Цель:закрепление знаний о звуках и буквах с-з.

Задачи:Коррекционно-образовательные – различение звуков [с]-[з] на слух, в произношении и на письме в словах, словосочетаниях и предложениях;

– дифференциация звуков по звонкости – глухости;

– закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие – развитие мелкой моторики, согласования движений и речи;

– развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления;

– развитие фонематических процессов.

Коррекционно-воспитательные –создание ситуации успеха; стимулирование речевой активности.

Ход занятия

I. Организационный момент. Психогимнастика.

Здравствуйте, ребята и гости! Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и друг другу. Сегодня здесь с нами гости. Они приветливы и добры, а мы спокойны и сосредоточены. Мы все здоровы!

Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что Вы вдыхаете всю свежесть и доброту. Теперь выдохните. Еще раз – вдох и выдох. Молодцы. Начнем наше занятие.

Все мы с детства любим книжки
Про забавных коротышек
Гуслю, Пончика и Знайку
Кто есть кто – ты отгадай-ка!
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.( Незнайка)

– Посмотрите на лица героев этой сказки, назовите их эмоциональное состояние. Попробуйте их изобразить.

– Звёздочка удивлена, Пончик напуган, Знайка задумчив, Незнайка– рад.

– Незнайка весёлый и добрый персонаж.Давайте как Незнайка улыбнёмся и скажем: «Слушаю, думаю и не ленюсь, красиво и грамотно говорить учусь!»

II. Актуализация знаний. Формулирование темы занятия.

– Послушайте и назовите звук, который повторяется:

Был курносым Санин нос.

Саня вырос – нос подрос!

Замело везде пути –

Ни заехать, ни зайти.

III. Характеристика звуков [с-з].

– Ребята, предположите, как сегодня будет звучать тема нашего урока?

– Сегодня на уроке вы будете сравнивать звуки [с] и [з] и буквы С и З между собой, находить их сходства и отличия.

– Чем звуки обозначаются на письме? ( звуки на письме обозначаются буквами С и З.)

IV. Дидактическая игра «Дежурные буквы».

– Ребята, Стекляшкин принёс карточки, в которых он не может разобраться. Поможем ему! Рассмотрите их. Cреди крючочков, палочек и разных букв есть дежурные буквы, которые мы обведём карандашом и посчитаем.

-Запишите в тетрадь заглавных и строчных букв столько, сколько их в карточке.

V. Дидактическая игра «На приёме у Доктора Пилюлькина».

– Представьте, что вы пришли на приём к доктору Пилюлькину. Сейчас он проверит, как хорошо слышат ваши уши. Я буду доктором Пилюлькиным, а вы мои пациенты/ Я назову слово, а вы, как только услышите звук [з] позвените колокольчиками, а если звук[с] поднимите наушники.

Пароход, салют, калоши, газон, насос, космос, заяц, самокат, бизон, зонт, лампа, карта, заколка, занавес, фартук, шишка, ласка, ваза, дорога, азбука, страна, статуя, порт, навес, страус, роза

VI.Игра «Чудесный мешочек»

Хорошо слышат ваши ушки!

Вот незадача! Пилюлькин расстроен, к нему забегал Незнайка и перепутал все предметы, которые лежали в своих коробочках. Давайте поможем ему!

Предметы: сахар, сок, сухари, бусы, часы, носок, крыса, компас, зонт, заколка, закладка, ваза, азбука, мозаика

VII.Гимнастика для глаз.

VIII.Д/игра «Найди лишний предмет».

– Ромашка и Звёздочка уже приготовили нам новые карточки. Подумайте, как они связаны с нашим уроком? Какое задание вам приготовили сказочные герои?

На карточках изображены предметы: собака, слон, самолет, сапоги, бизон, забор, коза, шарф, одежная щётка, жираф.

IX. Физминутка «Незнайка на зарядке».

– Мы хорошо поработали и нам пора немного отдохнуть!

Я – «Незнайка», буду проводить гимнастику. Слушайте внимательно и выполняйте только те движения, которые я назову.

Проблемный момент: Незнайка постоянно ошибается и делает всё наоборот.

Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква “С” свернусь.

И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу…
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь!

X. Д/игра «Шифровальщики»

– Авоська с Небоськой зашифровали предложения, а ключ от шифра потеряли. В каждом предложении слова будут начинаться с одинаковой буквы:

Звери, со, стащить, зябко, собака, стол, зимой, сосиски.

Зябко зверям зимой.

Читайте также:  Игры-эксперименты на логопедических занятиях

Собака стащила сосиски со стола.

– Замечательно, вы настоящие шифровальщики!

XI. Д/игра «Измени слово».

– Знайка очень любит интересные, трудные задания и предлагает нам поиграть со словами. Самостоятельно измените одну букву и получится новое слово. Запишите слова в тетрадь.

Что получилось? Прочитайте вслух (по очереди) слова парами. Какие слова вызвали у вас трудности? Почему? Чем эти слова похожи, а чем – отличаются? Устно составьте словосочетания только с теми словами, которые вы изменили.

Суп горячий (вкусный, картофельный…)

коза вредная (упрямая, белая…)

роза цветущая (колючая, прекрасная…)

сайка румяная (ароматная, вкусная…)

XII. Итог занятия

– Ребята, понравилось вам занятие? Чему вы научились сами и научили сказочных героев?

(сравнивать, находить сходства и отличие согласных звуков [с], [з], букв С и З, отличать звук от буквы.

Знайка предлагает оценить свою работу на уроке, он поставил свою фишку вверху. Незнайка поставил свою фишку в середине, он говорит, что ничего не знал, но благодаря ребятам многому научился.

Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОВЗ “Домашние и дикие животные

Автор: Чернова Марина Александровна

    ЛогопедияКонспекты 22-12-2018 1118

Тема: «Домашние и дикие животные»

Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие

Вид занятия: обучающее

Форма проведения: фронтально- подгрупповое

Возрастная группа: 2-й год обучения детей с задержкой психического развития, подготовительная группа

Время проведения: 25 минут

Цель: Закрепление знаний детей о жизни домашних и диких животных через развитие психических процессов с элементами ИКТ

-Формировать у детей понятие о жизни домашних и диких животных, умение сравнивать их жизненные условия.

-Закреплять умения детей давать характеристику домашним и диким животным и их детенышам

-Активизировать словарь по теме

-Закреплять употребление притяжательных прилагательных

-Развивать пространственные представления, тактильные ощущения, внимание, зрительную память и восприятие, наглядно- образное мышление, воображение

-Развивать общую, мелкую моторику

-Воспитывать у детей трепетное отношение к животным, к природе

-Воспитывать умение слушать и уважать друг друга

Беседа о жизни домашних и диких животных и их детенышах, их особенностях, внешнем виде. Чтение рассказов о домашних животных и животных наших лесов , например: «Хвосты» , «Лиса и волк» , Л. Толстой «Зайцы» , К. Чуковский «Топтыгин и лиса» , заучивание стихов, загадок, рассматривание иллюстраций о животных , проведение различных дидактических игр, например: «Кто где живет?» , «Собери семью» , «Кто лишний?» , «Слова наоборот» , «Скажи, какой?» , «Чей хвост, чья голова?» , «Бегает, летает, плавает» , словесная игра «Угадай-ка» , где дети или взрослый загадывает животного и с помощью вопросов отгадывается задуманное, беседа с детьми о домашних и животных леса , рисование на тему «Зоопарк» .

Материалы и оборудование:

Планшет, настенная доска

Демонстрационный материал: картинки с изображением диких и домашних животных и их детенышей; разрезные картинки домашних и диких животных, зашумованные картинки домашних и диких животных; теневые и контурные изображения животных; игра «Угадай, чей хвост?»; игры в планшете: «Голоса животных», «Животные», «Слева справа», «Сравнения», «Игры на память (изображения животных)»

Дети стоят в кругу, педагог кидает им по очереди мяч и спрашивает: «Кто как голос подает?» (кошка- мяу- мяукает; медведь- р -р- р- рычит). Когда ребенок отвечает, педагог включает запись в планшете «Голоса животных», и вместе с детьми сверяют, правильно ответил ребенок или нет. После этого ребенок кидает педагогу мяч назад и садится на место.

Слова: Кошка, собака, медведь, ежик, корова, волк, лиса, овца, лошадь

2. Основная часть. Беседа по демонстрационному материалу

На столе выставлены фигурки диких и домашних животных вперемешку, педагог предлагает закрепить знания о домашних и диких животных

-«Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с домашними и дикими животными. Давайте вспомним, кто такие домашние животные? Почему они называются домашними? Каких домашних животных вы знаете?

Далее ответы детей

-«Правильно, ребята! Домашние животные так называются, потому что они живут рядом с человеком, в его жилище. Это корова, овца, коза, кошка, собака, свинья, лошадь, кролики и другие. Человек заботится о животных и их детенышах. За это домашние животные приносят человеку пользу..а вот какую пользу приносят домашние животные вы мне сами расскажите! (Далее ответы детей)

-«Корова дает молоко и мясо; коза- молоко, мясо и шерсть; свинья- мясо и сало; кролики- мясо и мех»

-«Ребята, все эти животные живут на скотном дворе»

-«А где живут дикие животные?»

-«А почему они называются дикими?»

-«Потому, что им приходится самим заботиться о себе и своих детенышах, добывать самим себе еду и строить жилища»

–«Ребята, назовите мне диких животных, которых вы знаете?»

-«Волк, лиса, медведь, заяц, ежик, кабан, белка»

Педагог предлагает детям разделить животных на две группы: диких и домашних»

-«Молодцы ребята, вы все правильно сделали!

3. Игра «Четвертый лишний»

Цель игры: Развитие мыслительных процессов

Детям предлагается выбрать лишнюю фигурку из ряда домашних и диких животных, и объяснить свой выбор

Лиса , коза, свинья, корова

Медведь, свинья, волк, лиса

Корова, бык, коза, медведь

Лиса, волк, медведь, коза

Кошка, собака, лиса, коза

Медведь, волк, кабан, собака

-«Молодцы ребята! А сейчас мы поиграем с планшетом»

Цель игры: Развитие мыслительных процессов, классификации, зрительной памяти

Детям предлагается показать в планшете всех диких животных.

На следующем этапе дети должны найти всех одинаковых животных, путем запоминания

5. Игра в планшете «Справа- слева»»

Цель: Развитие пространственных представлений у детей

Первый этап игры: Детям предлагается показать: Что слева от курицы? Что справа от белки? Что слева от собаки? Что справа от мышки?

Второй этап игры: Детям предлагается показать, кто за забором, перед клумбой

Третий этап игры: Показать Кто ближе? Кто дальше? Кто над скамейкой?

Четвертый этап игры включает в себя вопросы: Покажи, кто слева от белки? Кто справа от волка? Кто перед лисой? Кто за зайцем? Кто между белкой и медведем? Кто ближе белка или лиса? Кто дальше волк или медведь?

Цель: Развитие общей моторики, воображения

Педагог предлагает детям изобразить домашних и диких животных:

Голодного рыскающего злого волка

Корову, жующую траву на полянке

Сердитого рычащего медведя

Хитрую воображулистую лису

Злую собаку, охраняющую дом хозяина

Маленького напуганного зайчика, который убегает от волка

7.Игровое упражнение «Зашумованные картинки»

Цель: Развитие внимания, наглядно- образного мышления, зрительного восприятия

Детям предлагается показать всех животных, которых они найдут на картинке

8.Игровое упражнение: «Найди тень»

Цель: Развитие внимания, наглядно- образного мышления, зрительного восприятия

Цель: Развивать умение дифференцировать понятия «Больше, чуть меньше, еще меньше»

Ребенку предлагается в планшете собрать всех животных по росту, от самого высокого, к самому низкому; от самого большого, к самому маленькому, от самого длинного, к самому короткому

10.Игровое упражнение: «Найди отражение животного по контуру»

Цель: Развитие внимания, наглядно- образного мышления, зрительного восприятия

11. Игра «Чей хвост?»

Цель: Развитие мышления, мелкой моторики, закрепление употребления притяжательных прилагательных

Перед детьми лежат фигурки животных без хвостиков, и, отдельно хвостики.

Детям предлагается правильно подобрать животному его хвост и проговорить: «Это лисий хвост»

12.Игра «Разрезные картинки»

Цель: Развитие мелкой моторики, наглядно- образного мышления, воображения

Детям предлагается собрать картинки животных из 5, 6, 7, 8, 9 частей

-«Ребята вам понравилось наше занятие?»

-«Что нового для себя узнали?»

-«Что было не понятно?»

– «Какие у вас есть вопросы?»

Дети отвечают на вопросы

-«Ребята! Любите и защищайте животных и природу. И они вас отблагодарят тоже своей любовью! До свидания!»

План-конспект фронтального занятия по развитию лексика-грамматических компонентов речевой системы с детьми старшей группы ОНР II уровня с использованием личностно-ориентированной технологии

План-конспект фронтального занятия по развитию лексика-грамматических компонентов речевой системы с детьми старшей группы ОНР II уровня с использованием личностно-ориентированной технологии.

Тема: Домашние и дикие животные

Цель: создать условия для обобщения и уточнения знаний детей о домашних и диких животных

1. Учить словообразованию уменьшительн-ласкательных форм существительных

2. Актуализация и активизация словаря по теме «Домашние и дикие животные». Животные — лошадь, конь, корова, лиса, заяц, кролик, кот. Коза, козлята, свинья, поросёнок. Части тела у животных: грива, копыта, морда, туловище, лапы, хобот, хвост, уши, усы, когти.

3. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление притяжательных и относительных прилагательных через работу над сказкой).

4. Учить детей самоконтролю при произношении звуков родного языка.

5. Обобщить и систематизировать знания детей о домашних и диких животных, их внешнем виде.

1.Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха, зрительного внимания и восприятия, памяти, логического мышления, артикуляционной и общей моторики.

  • Воспитывать устойчивый интерес к занятиям через гармонизацию эмоциональной сферы, стремление к активной деятельности, внимание к собственной речи, любовь и бережное отношение к животным.
  • сказкотерапия;
  • драмотерапия
  • телесно — ориентированная терапия;
  • психогимнастика;
  • игротерапия
  • Компьютер, проектор
  • свеча, спички, фотография, коробочка с «волшебными предметами»: палочка, клубочек, зеркальце, камешек;
  • стол, три стула: большой, средний, маленький; три чашки, три ложки; бочонок с еловым квасом, банка с малиновым вареньем, грибная похлёбка;
  • «кочки болотные» — напольные подушки:
  • изображение необычного животного, изображения диких животных наших лесов, картины с изображением сказок «Всё наоборот»

Ход занятия

I. Opганизационный момент.

Использование личностно-ориентированной технологии. Предложить «робким» детям принять участие, привлечь внимание детей.

1. Вводная часть.

Ритуал «входа» в сказку «Волшебная свеча»

Дети стоят по кругу. Воспитатель вносит зажженную свечу и предлагает посмотреть на неё: «Алёша, какие чувства вызывает у тебя огонь? Подойди ближе.

– Какое чувство вызывает у вас огонь?

Сердечность, теплоту, красоту, восторг, удивление, нежность …

Предлагает взяться за руки и передать друг другу теплоту и хорошее настроение.

Займите, пожалуйста, удобное место. (Дети рассаживаются на стульчики)

II. Основная часть

1. Д/и «Прошлое, настоящее, будущее»

(работа с фотографией) — приём по отработке в назывании имён и отчеств людей и употреблении уменьшительно — ласкательных форм существительных.

Логопед показывает портрет с детской фотографией: «Рассмотрите внимательно фотографию. Кто здесь изображён?» Девочка, ребенок.

Сообщаю, что на фотографии Людмила Владимировна, когда была ещё совсем маленькой. Как вы думаете, как меня называли в детстве? Люда, Людмила, Людочка.

Использование личностно – ориентированной технологии – индивидуальные ответы детей с сенсо – моторной алалией. Похвала, спокойный, медленный голос логопеда. Молодец Алёша, Света!

Как у Кати зовут маму по имени отчеству? А когда она была маленькой, как её называли? Женя, Женечки. Опрашиваются 2-3 ребёнка.

2. Д/И «Волшебная коробочка»

– Когда я была маленькая, у меня была вот такая коробочка. Я складывала туда, как мне казалось, волшебные предметы.

Логопед достает зеркальце.

Я смотрела в зеркало и представляла себя сказочным персонажем, то одним, то другим.

3. Артикуляционная гимнастика.

Использование личностно-ориентированной технологии. Привлекать «сильного» и «слабого» ребёнка, работа в паре.
Например – « Кошечка» — упражнение «Кошечка подняла спинку». «Слон» — упражнение «Хоботок». «Лошадка» — упражнение «Лошадка» (цокать язычком медленно). «Индюк» — упражнение «Индюк».

Затем достает «волшебный клубочек»

А вот это у меня был «волшебный клубочек». Если пойдёшь за ним, он сможет провести нас по своим любимым сказкам. Пойдём за ним?

4. Д/И «Чья еда?»

Работа над относительными прилагательными (относящихся к продуктам питания)

Логопед с детьми, вслед за «волшебным клубочком» отправляются к декорации «Три медведя»

Использование личностно – ориентированной технологии (ответы индивидуальные « сильный» – «слабый» ребёнок)

Попробуйте угадать, в какой сказке мы очутились?

(Стоят три стула — большой, средний, маленький), стол, на нём три чашки, три ложки/

«Три медведя», верно. Как вы угадали?

Как зовут главу семейства в этой сказке?

Медведь Михайло Потапыч.

Медведица Настасья Петровна.

– Если это семья медведей, как её можно назвать по-другому?

– Варенье из малины… Как по-другому можно назвать?

Читайте также:  Годовой план работы логопеда

– Похлебка с грибами …

Ребята, нам пора. Медведи — то голодные придут из леса. Мало ли что. Нас другая сказка ждёт.

Ой, что это? Болото! Как же нам его перейти? Ах, да, «волшебная палочка» нам поможет!

(Логопед достает из своей коробочки «волшебную палочку»)

Я сейчас превращу вас в «лягушат»

Физминутка «Лягушата» — координация речи с движением, развитие общей моторики.

Использование личностно – ориентированной технологии. Привлекать «застенчивых» ребят к игре и взаимодействию друг с другом.

Лягушата встали, спинки показали (гладят снизу вверх, сверху вниз)
Вот какие спинки, спинки — тростинки.
Лягушата встали, ладошками стучали (похлопывание ладонями по спине друг другу)
Вот какие спинки, спинки — тростинки.
Лягушата встали, кулачки стучали (постучать кулачками по спине друг другу) Вот какие спинки, спинки — тростинки.
Лягушата встали, пальчики бежали, (перебирают пальцами по спине друг другу)
Вот какие спинки, спинки — тростинки.
Увидали комара и сказали: «Ква!»

5. Д/И «Чудо – Юдо» — работа над притяжательными прилагательными

Использование личностно – ориентированной технологии. Индивидуальные ответы детей. Отвечают «сильные», затем «слабые» дети.

А это, что за Чудо — Юдо?

Выставляется изображение необычного животного, рядом находят записку: «Помогите! Нас заколдовал злой колдун. Если вы назовёте правильно части тела животных, колдовству придёт конец»

Дети называют части тела животных, отвечая на вопросы воспитателя:

Чья голова?
Чей хвост?
Чьи лапы?

У этого животного голова заячья.

У «Чуда-Юда» лисий хвост и т.д.

Ребята, мы расколдовали животных!

(Выставляются картинки с животными)

Теперь понятно, что это за животные были. Как их можно назвать одним словом? (Животные)

Какие это животные?

Они вам очень благодарны, большое спасибо! Нам пора!

6. Д/И «Всё наоборот» — узнавание сказок и сказочных персонажей.

Использование личностно – ориентированной технологии. Привлекать «слабых» детей с сенсо – моторной алалией к ответам и просмотру необычных слайдов.

Просмотр необычных слайдов

Что такое’? Что — то я таких сказок не знаю…

Слайд 1. «Собака и семеро оленят»

И здесь колдун постарался.

Слайд 2.«Кроличья избушка».

Слайд 3. «Три кабанёнка».

Слайд 4.«Гадкий воронёнок».

Слайд 5. «Тигр в сапогах» Что здесь не так? Колдун превратил диких животных в домашних, а домашних в диких.

III. Заключительная часть

Итог занятия.

Ритуал выхода из сказки.

Какие мы молодцы, ребята, побывали в сказках, где не только встретились со сказочными персонажами, но и помогли им выйти из трудной ситуации. У меня есть ещё один предмет в коробочке, любимый с детства — «волшебный камешек».

Если я хотела, чтобы он мне в чём-нибудь помог, я ему это потихонечку шептала. Ведь камни обладают такой большой силой, что как только коснутся ваших ладоней, то обязательно постараются исполнить ваше желание.

(Дети шепчут камешку свои пожелания и предают друг другу)

Предлагаю вам дома смастерить свою «волшебную коробочку» и помещать туда свои необычные предметы.

Ритуал «выхода» из сказки «Волшебная свеча»

А сейчас нам пора возвращаться из сказки.

(логопед с зажженной свечой покидают учебную зону)

Составитель:
учитель-логопед
Исаева Людмила Владимировна

Занятие «Дикие и домашние животные»

Тема : Дикие и домашние животные.

Цель: Закрепит знания детей о диких и домашних животных.

Отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних, сравнивать диких и домашних животных.

Развивать и корректировать мышление, память, речь.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Ход занятия

I . Организационный момент

– Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим

И тихонечко сидим.

– Сегодня мы с вами будем, говорит о животных. И тема нашего занятия «Дикие и домашние животные»

– И наше занятие мы начнем с отгадывания загадок. Слушаем внимательно, не выкрикиваем, а поднимаем руки и отвечаем.

1. Отворилась тихо дверь
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко.
И умылся серой лапкой. (кошка)
2. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (собака)
3. Маленькая, белая,
Пугливая, несмелая.
Шерсть дает своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки. (овца)
4. Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует.
Ведь траву не так легко
Переделать молоко. (корова)

5. Быстрее ветра я скачу,
”Цок-цок,” – копытами стучу,
Я громко ”иго-го” кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадка)

– Как всех можно назвать, одним словом?

– А какие это животные? (Домашние)

– Почему их называют домашними животными?

Без человека они могут погибнуть: их кормит, поит, лечит человек. Заготавливает корм, строит жилища, в котором они могут спрятаться от ветра, холода и дождя.

– Каких еще домашних животных вы знаете?

– Какие еще животные есть? Давайте их тоже назовем.

1. Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб, то острый нож! (волк)
2 . Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (медведь)
3. Белым был зимою снежной,

Летом он сменил одежду:

Серым стал косой зверёк.

Кто узнал, пусть назовёт. (заяц)
4. По деревьям, по кустам

Скачет рыжий шарик сам.

Он орешки собирает

И грибочки запасает.

Он живёт в лесу густом,

Дом его зовут дуплом. (белка)
5. Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней. (лиса)

– Как можно, назвать, одним словом этих животных? (Дикие)

– Почему они дикие?

– Нужна ли диким животным забота человека?

– Как их еще можно называть? (Звери)

II . Словарная работа

Дикие животные (звери) – это животные, которые живут в лесу.

Домашние животные – это животные, которые живут рядом с человеком. Нуждаются в заботе человека.

III . Физминутка

IV . Основная часть

– Вот мы и вспомнили многих животных.

– А теперь скажите, чем отличаются домашние животные от диких ?

– Домашние животные живут рядом с человеком, которые заботятся о них, а дикие самостоятельно добывают себе пищу, строят жилища.

– Зачем люди разводят домашних животных?

– Чем же так полезны домашние животные?
– Корова – Что корова нам дает? (Молоко)

– Что можно сделать из молока? (Сметану, кефир, сливки, ряженку, сыр, творог, масло.
– Овца, чем полезна она? (Шерсть) Можно связать шарф, кофту.

– Почему нам нужна собака? Сторожит дом.

– Кошка? Защищает жилища человека от грызунов.

– А где домашние животные живут? Дома вместе с человеком? Нет, у них свои дома.

– А как называется дом собаки? Конура.

– Где живут корова, лошадь, свинья, овца, как их дом называется? Сарай.

Домашние животные живут рядом с человеком.

– А где живут дикие животные? (в лесу)

– В лесу есть дома?

– Человек строит дом в лесу для диких животных?

– У каждого животного есть дом в лесу. Только все эти дома, как вы знаете разные.

– Посмотрите, кто на картинке? (Медведь)

– Где живет это животные?
Медведь – в берлоге. На зиму медведи укладываются туда спать. Вход в берлогу заваливается ветками и землей, а зимой присыпается снегом.

Лиса живет в норе . У него есть несколько входов и выходов, чтобы она могла легко убежать от врагов.

Ёжик – тоже живет в норе.
Белка
– в дупле. Она устилает его мягким пухом, шерстью, перьями птиц и листьями.

А у зайца нет своего жилища. Он спит под кустиками. Там же он может спрятаться от ветра, от дождя и от хищников.

Жилище волка называется – логово .

– Что нужно для того, чтобы жить любому животному? Еда

– Дикие животные сами добывают себе еду?

– Да правильно дикие животные сами себе добывают пищу.
Лиса ловит мышей и рыбу.
Белка собирает орешки и грибы, питается семенами сосны и ели. Любит белочка и ягоды.
Заяц ест капусту и морковку.
Медведь питается рыбой, грибами и ягодами.
– А чем питаются домашние животные?

– Домашние животные сами добывают себе еду? Нет. Правильно, их кормит человек.
Корова ест сено и траву.
Лошадь ест овес.
Собака грызет косточки и ест мясо.
Кошка пьет молоко.
– Дикие животные сами добывают себе пищу, а домашних кормит человек, у которого они живут.

– Все мы знаем, что животные не могут разговаривать, но они могут издавать различные звуки. Давайте вспомним какие.

– Разделимся на две группы мальчики и девочки.

(А как хрюкает поросенок: хрю-хрю. У поросенка, голос какой? Тонкий)

Мальчики
Свинка хрюкает: (хрю-хрю)
Блеет козочка: (Мээ-Мээ)
Кот мяукал: (мяу- мяу)
Пес залаял: (гав-гав-гав)
Ржет лошадка: (И-го-го)
Замычит корова: (му-у-у)

– Мы с вами вспомнили голоса домашних животных, а теперь послушаем, какие же голоса издают дикие животные (звери).

– Как вы думаете, кто это был? Да правильно это волк.

– А это кто Медведь, лиса.

V . Закрепление материала

1. Сейчас вы должны догадаться, о ком вы рассказывается. Внимательно слушайте и думайте.

Игра называется «Какое это животное?»

Умная, сторожевая, злая, лает, живет в конуре – собака.

Рыжая, пушистая. Прыгает, грызет орешки. Живет в дупле – белка.

Белая, пугливая, блеет, живет в сарае (шерсть) – овца.

Злой, зубастый. Ищет, воет, рычит. Он всегда голодный. Хищник – волк.

Большая, пёстрая, мычит, живет в сарае, дает молоко – корова.

Хитрая, нарядная. Бегает, ищет, хитрит, тявкает. Она живёт в норе.

Красавица – лиса.

Большая, рыжая, быстрая, ржёт, живет в сарае – лошадь.

Косолапый, лохматый. Спит, зевает, рычит, сосёт лапу. Он спит в берлоге. Хозяин леса – медведь.

Пушистая, ласковая, играет, бегает, мурлычет – кошка.

Длинноухий, белый. Дрожит, скачет, прячется. Он живёт под кустом – заяц.

– Вам понравилось играть? Молодцы ребята!

2. Давайте еще раз проверим, как вы делите животных на диких и домашних. На доске картинки с изображением домика и леса, а на столе карточки с изображением животных, а у некоторых названия животных.

– Каждый из вас берет карточку и крепит ее либо к домику, если это домашнее животное или к лесу, если это дикое животное.

– Пожалуйста, прочитай, что у тебя написано на карточке?

– Найди мне здесь кошку. А куда мы его поставим? Правильно ли он (она) поставила?

3. Используя разные цвета карандаша, соедините маму со своим детёнышем.

– Давайте проверим, что у вас получилось. Все ли правильно соединили?

– Как называют детёныша кошки? Котенок. У коровы – (теленок), у собаки – (щенок), у волка – (волчонок), у зайца – (зайчонок), у лисы – (лисенок), у белки – (бельчонок), у лошади – (жеребенок).

4. Сейчас я буду называть различных животных. Если вы услышите название домашнего животного – хлопайте в ладоши, а если дикого животного – топайте ногами.

Корова, медведь, лиса, кошка, лошадь, ежик, волк … .

5. Игра «Собери животного»

– Я вам раздаю конверты с разрезными картинками животных. Вы должны собирать картинку и назвать животного.

– Это домашнее животное или дикое?

VI . Подведение итогов

– О чем мы с вами сегодня беседовали на занятие?

– Каких животных мы называем домашними?

– Каких животных мы называем дикими?

– Какая разница между дикими и домашними животными?

Домашние животные живут около человека, человек их кормит, строит им жильё. Дикие животные живут в лесу, они сами ищут еду, сами строят жильё.

– Что вам понравилось на занятие больше всего? Что не понравилось?

– Ребята вот и закончилось наше занятие, мне очень понравилось, как вы работали, отвечали на вопросы. А теперь давайте попрощаться с нашими гостями. До свидания.

Ссылка на основную публикацию