План организационно-педагогической работы учителя-логопеда в средней группе

Перспективный план учителя-логопеда

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Цель: выявление и преодоление речевых нарушений, которые задерживают дальнейшее развитие ребёнка, создают трудности в общении; создание условий для формирования личности ребёнка и его успешной социализации.

1. Своевременно выявить речевые нарушения у детей, нуждающихся в логопедической помощи.

2. Определить уровень и характер речевых нарушений.

3. Разработать направление и содержание логопедической помощи каждому ребёнку.

4. Разъяснить среди педагогов и родителей детей специальных знаний по логопедии с целью профилактики речевых нарушений.

5. Вовлечь педагогов ДОУ и родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственный

I. Организация учебно–развивающей среды

1. Подготовка кабинета к новому учебному году

2. Изготовление наглядного и демонстрационного материала для логопедических занятий

Наглядный и демонстрационный материал

3. Изготовление и оформление дидактических игр и пособий для логопедического кабинета

Дидактические игры и пособия

4. Пополнение картотеки пальчиковых и речевых игр, логоритмических упражнений

Пальчиковые игры, речевые игры, логоритмические упражнения

5. Приобретение необходимой методической литературы

II. Диагностико–аналитическая деятельность

1. Диагностическое обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп

Журнал обследования речи детей

2. Диагностическое обследование речи детей средней группы

Журнал обследования речи детей

3. Обследование детей с тяжёлыми нарушениями речи

Подготовка документов на ПМПК

4. Зачисление воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи

Список детей, зачисленных на логопедические занятия

5. Изучение медицинских карт детей, зачисленных на логопедические занятия и заполнение медицинских карт

6. Заполнение речевых карт

7. Составление расписания логопедических занятий

Расписание логопедических занятий

8. Оформление документации учителя-логопеда

1) журнал учёта посещаемости логопедических занятий
2) журнал обследования речи детей

3) речевые карты на каждого ребёнка
4) список детей, зачисленных на логопедические занятия

5) экран звукопроизношения
6) перспективное планирование на учебный год

7) календарное планирование на учебный год

8) поурочное планирование коррекционной работы с детьми;
9) график и циклограмма работы учителя-логопеда
10) расписание логопедических занятий
11) индивидуальные тетради по коррекции звукопроизношения

12) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей

13) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и родителей

14) план по самообразованию

15) отчёт о проделанной работе за год, статистический и аналитический отчёт

16) паспорт кабинета

9. Анализ коррекционной работы

Статистический и аналитический отчёт

III. Коррекционно – развивающая работа

1. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени

с 15 сентября по 15 мая

Поурочные планы, индивидуальные тетради

2. Литературный вечер в средних группах «Ох, уж эти сказки!»

Проведение литературного вечера, конспект

3. Литературный вечер в старших группах «В гостях доктор Айболит»

Проведение литературного вечера, конспект

4. Литературный вечер в подготовительных группах «В стране Лукоморье»

Проведение литературного вечера, конспект

IV. Научно-методическая работа

1. Составление плана по самообразованию «Система работы с неговорящими детьми дошкольного возраста»

План по самообразованию

2. Выпуск буклетов для воспитателей и родителей:

– «Советы логопеда заботливым родителям»

– «Развитие речевого дыхания»
– «Артикуляционная гимнастика»

– «Играем пальчиками – развиваем речь»

– «Сказкотерапия – волшебный мир вокруг нас»

3. Участие в городских методических объединениях учителей-логопедов г.Нефтекамска

Заседание ГМО, посещение занятий коллег

4. Участие в семинарах, конференциях, совещаниях

5. Проведение открытых занятий для воспитателей

Самоанализ, анализ коллег

6. Научно-методическая помощь воспитателям по вопросам коррекции речи

V. Взаимосвязь со специалистами и воспитателями

1. Заседание психолого-медико-педагогического консилиума

2. Беседа с воспитателями старшей и подготовительной групп по результатам обследования речи детей

3. Беседа с воспитателями средней группы по результатам обследования речи детей

4. Консультации для воспитателей:

– «Профилактика речевых нарушений»

– «Театрализованная деятельность как средство профилактики речевых нарушений»

– «Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения»

– «Логоритмика в системе коррекционной работы с детьми по устранению различных видов речевых нарушений»

– «Методика проведения логоритмических упражнений в детском саду»

– «Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

– «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

– «Воспитание правильной и чистой речи у дошкольников»

– «Раннее обучение чтению детей с нарушениями речи: проблемы и трудности»

План работы учителя-логопеда с педагогами ДОУ

План работы

учителя-логопеда с педагогами ДОУ (воспитателями и специалистами)

Стимулирование речевого, познавательного и личностного развития ребенка;

-Формирование связи «логопед-педагог»;

-Логопедическое просвещение педагогов.

Знакомство с коррекционными программами дошкольного обучения, с содержанием и направлениями работы совместно с воспитателями, психологом, музыкальным руководителем.

Посещение медицинской сестры.

Изучение диагнозов детей. Совместно вырабатывается оптимальный режим проведения занятий с учётом лечебно – восстановительной работы.

Консультации на темы “Результаты первичной логопедической, педагогической, психологической диагностики детей. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей. ” для всех специалистов.

Ознакомление педагогов с задачами, стоящими перед всеми участниками образовательного процесса по развитию речи детей 5-7 лет

Участие в ПМПк №1

Подготовка документации к консилиуму, выступление на заседании.

Ведение журнала взаимодействия воспитателей и учителя-логопеда «Говори правильно»

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами.

Подготовка к проведению осеннего праздника. Совместное с музыкальным руководителем составление сценария, подготовка к празднику.

Распределение речевого материала с учётом произносительных возможностей детей

Семинар – практикум «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников

Познакомить воспитателей с играми на развитие дыхания

Проведение консультации для музыкального руководителя по теме “Логоритмика в системе коррекции речи детей»

Познакомить муз. руководителя с логоритмическими упражнениями.

Мастер-класс: «Фонематический слух – основа правильной речи»

Познакомить воспитателей с методами и приемами для развития фонематического слуха.

Подготовка к новогоднему празднику. Составление и обсуждение сценария праздника с воспитателями и музыкальным руководителем..

Распределение речевого материала с учётом произносительных возможностей детей

Посещение занятий воспитателей по развитию речи в старших группах.

Наблюдение за проводимой речевой работой, за точностью даваемых воспитателями инструкций и образцов правильной речи.

Консультация «Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи.»

Познакомить воспитателей с методами и приемами, развивающими речь ребенка.

Участие в заседании №2 ПМПк

Совместная с воспитателями и специалистами ДОУ подготовка документации к консилиуму, выступление на заседании.

Выступление на педсовете «Система взаимодействия специалистов в ДОУ»

Рассказать о новых формах взаимодействия учителя-логопеда и специалистов в ДОУ

Подготовка к проведению праздника, посвященного дню 8 марта

Обсуждение сценария праздника с воспитателями и музыкальным руководителем. Распределение речевого материала с учётом произносительных возможностей детей.

Консультация психологу «Взаимосвязь логопедической и психокоррекционой работы с детьми в условиях ДОУ»

Описание значимости совместной работы по предупреждению речевых нарушений.

Обмен мнениями педагогов об общем развитии и состоянии речи каждого ребёнка, имеющего нарушение речи. Возможное внесение дополнений и изменений в дальнейшую коррекционную работу .

Консультация «Обогащение словаря и развитие понятийного мышления.»

Познакомить воспитателей с методами и приемами, развивающими речь ребенка.

Подготовка к проведению выпускного праздника с детьми подготовительных групп.

Обсуждение сценария праздника с воспитателями и музыкальным руководителем. Распределение речевого материала с учётом произносительных возможностей детей. Репетиции собственного участия в празднике.

Проведение открытого занятия по автоматизации звуков «День рождения у Жирафа»

Продолжать знакомить воспитателей с методами и приёмами работы при коррекции звукопроизношения : закрепление артикуляционных укладов, произношения звуков в словах и словосочетаниях, формирования навыка словообразования, выработки чётких координированных движений пальцев и кистей рук в сочетании с речью.

Семинар-практикум «Использование дидактического материала на занятиях для развития лексико-грамматического строя.»

Дать рекомендации по использованию дидактического материала

Выступление на педсовете «Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Рассказать о способах использования предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе

Родительский клуб «Скоро в школу»

Совместное выступление перед родителями о психологической готовности детей к школе, результатах диагностики

Участие в заседании №3 ПМПк.

Совместная с воспитателями и специалистами ДОУ подготовка документации к консилиуму, выступление на заседании.

Практические и теоретические рекомендации по осуществлению коррекционно- логопедических мероприятий в летний период.

Дать практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий для детей в летний период.

Отчет о результатах коррекционной работы

Подведение итогов коррекционно – воспитательной работы . Определение путей дальнейшего сотрудничества.

Итоговое занятие «Тимоша идет в школу»

Демонстрация знаний и умений, полученных в результате коррекционно-воспитательной

работы

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Перспективный план работы учителя-логопеда

Цель: выявление и преодоление речевых нарушений, которые задерживают дальнейшее развитие ребёнка, создают трудности в общении; создание условий для формирования личности ребёнка и его успешной социализации.

1. Своевременно выявить речевые нарушения у детей, нуждающихся в логопедической помощи.

2. Определить уровень и характер речевых нарушений.

3. Разработать направление и содержание логопедической помощи каждому ребёнку.

4. Разъяснить среди педагогов и родителей детей специальных знаний по логопедии с целью профилактики речевых нарушений.

5. Вовлечь педагогов ДОУ и родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Содержание работы

Читайте также:  Проект для старшей группы: Улицы нашего города

Сроки проведения

Ответственный

I . Организация учебно–развивающей среды

1. Подготовка кабинета к новому учебному году

2. Изготовление наглядного и демонстрационного материала для логопедических занятий

Наглядный и демонстрационный материал

3. Изготовление и оформление дидактических игр и пособий для логопедического кабинета

Дидактические игры и пособия

4. Пополнение картотеки пальчиковых и речевых игр, логоритмических упражнений

Пальчиковые игры, речевые игры, логоритмические упражнения

5. Приобретение необходимой методической литературы

II. Диагностико–аналитическая деятельность

1. Диагностическое обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп

Журнал обследования речи детей

2. Диагностическое обследование речи детей средней группы

Журнал обследования речи детей

3. Обследование детей с тяжёлыми нарушениями речи

Подготовка документов на ПМПК

4. Зачисление воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи

Список детей, зачисленных на логопедические занятия

5. Изучение медицинских карт детей, зачисленных на логопедические занятия и заполнение медицинских карт

6. Заполнение речевых карт

7. Составление расписания логопедических занятий

Расписание логопедических занятий

8. Оформление документации учителя-логопеда

1) журнал учёта посещаемости логопедических занятий
2) журнал обследования речи детей

3) речевые карты на каждого ребёнка
4) список детей, зачисленных на логопедические занятия

5) экран звукопроизношения
6) перспективное планирование на учебный год

7) календарное планирование на учебный год

8) поурочное планирование коррекционной работы с детьми;
9) график и циклограмма работы учителя-логопеда
10) расписание логопедических занятий
11) индивидуальные тетради по коррекции звукопроизношения

12) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей

13) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и родителей

14) план по самообразованию

15) отчёт о проделанной работе за год, статистический и аналитический отчёт

16) паспорт кабинета

9. Анализ коррекционной работы

Статистический и аналитический отчёт

III. Коррекционно – развивающая работа

1. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени

с 15 сентября по 15 мая

Поурочные планы, индивидуальные тетради

2. Литературный вечер в средних группах «Ох, уж эти сказки!»

Проведение литературного вечера, конспект

3. Литературный вечер в старших группах «В гостях доктор Айболит»

Проведение литературного вечера, конспект

4. Литературный вечер в подготовительных группах «В стране Лукоморье»

Проведение литературного вечера, конспект

IV . Научно-методическая работа

1. Составление плана по самообразованию «Система работы с неговорящими детьми дошкольного возраста»

План по самообразованию

2. Выпуск буклетов для воспитателей и родителей:

– «Советы логопеда заботливым родителям»

– «Развитие речевого дыхания»
– «Артикуляционная гимнастика»

– «Играем пальчиками – развиваем речь»

– «Сказкотерапия – волшебный мир вокруг нас»

3. Участие в городских методических объединениях учителей-логопедов г.Нефтекамска

Заседание ГМО, посещение занятий коллег

4. Участие в семинарах, конференциях, совещаниях

5. Проведение открытых занятий для воспитателей

Самоанализ, анализ коллег

6. Научно-методическая помощь воспитателям по вопросам коррекции речи

V . Взаимосвязь со специалистами и воспитателями

1. Заседание психолого-медико-педагогического консилиума

2. Беседа с воспитателями старшей и подготовительной групп по результатам обследования речи детей

3. Беседа с воспитателями средней группы по результатам обследования речи детей

4. Консультации для воспитателей:

– «Профилактика речевых нарушений»

– «Театрализованная деятельность как средство профилактики речевых нарушений»

– «Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения»

– «Логоритмика в системе коррекционной работы с детьми по устранению различных видов речевых нарушений»

– «Методика проведения логоритмических упражнений в детском саду»

– «Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

– «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

– «Воспитание правильной и чистой речи у дошкольников»

– «Раннее обучение чтению детей с нарушениями речи: проблемы и трудности»

Алгоритм написания годового плана организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ

Основные направленияСодержаниеСроки
I Работа с детьми: 1.1. Диагностическое направление 1.2. Коррекционно-развивающее направлениеü Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии (выявления уровня актуального речевого развития – для детей подготовительных групп/ранее занимавшихся на логопункте), комплектация подгрупп ü Обследование детей массовых групп с целью выявления речевой патологии (комплектация логопедических групп/зачисление на логопункт) ü Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников логогруппы/занимающихся на логопункте); отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми ü Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование ü Объективное логопедическое заключение и составление групповых, подгрупповых и индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на учебный год, составление циклограммы деятельности ü Проведение фронтальных (подгрупповых) логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи; по формированию правильного произношения, по коррекции заикания, подготовка к обучению грамоте.1-15 сентября В течение года по запросам педагогов, специалистов родителей Январь-февраль, Май – для детей средней, старшей групп. Февраль-март III неделя сентября С 16 сентября по 30 мая согласно сетке занятий и периоду обучения
II Работа с педагогами Консультативное направлениеü Критический анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия.(ПМПК) ü Планирование коррекционной и образовательной работы с учетом результатов обследования ü Консультация для воспитателей: Ø Ø ü Семинары: Ø Ø ü Практикумы: Ø Ø ü Наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группах с их последующим анализом ü Участие в проведении городских методических объединений ü Качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия (проведение ПМПк), определение общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школьного обучения ü Анализ проведенного психолого-педагогического и логопедического воздействия на дошкольников в течение всего учебного года, оценка качества коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов, работающих с детьми логопедической группы, подготовка рекомендаций учителям начальных классов по работе с детьми выпускных групп, нуждающихся в особых условиях обучения (итоговый педсовет)Плановые ПМПК ДОУ Апрель Май
III Работа с родителямиü Консультирование родителей адаптационных групп ü Анкетирование родителей ü Индивидуальное консультирование (анализ результатов психолого-педагогического обследования) ü Проведение консультаций на родительских собраниях: Ø Ø ü Проведение индивидуальных занятий по звукопроизношению, фронтальных занятий: «День открытых дверей» ü «Логопедические уголки» на тему: Ø Ø ü Информационные стенды: Ø Ø ü Тематические выставки книг ü Папки-передвижкиВ часы консультаций для родителей по циклограмме деятельности В течение учебного года
IV Работа по повышению квалификацииü Изучение новинок методической литературы ü Участие в проведении методических объединений ü Прохождение курсов повышения квалификации ü Аттестация на квалификационную категорию ü Разработка новых методических пособий ü Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете/ группеВ течение учебного года

«Утверждаю»

Заведующая МДОУ № ______

___________________________

*График работы учителя-логопеда

Дни неделиВремя работыЗанятия учителя-логопеда с детьмиОрганизационная работаВсего часов в неделю
Индивидуально-подгрупповыеФронтальные
Понедельникс ____ до _______ ч _____ мин___ ч _____ мин___ ч _____ мин4 ч
Вторникс ____ до _______ ч _____ мин___ ч _____ мин___ ч _____ мин4 ч
Средас ____ до _______ ч _____ мин___ ч _____ мин___ ч _____ мин4 ч
Четвергс ____ до _______ ч _____ мин___ ч _____ мин___ ч _____ мин4 ч
Пятницас ____ до _______ ч _____ мин___ ч _____ мин___ ч _____ мин4 ч
Всего:20 ч___ ч _____ мин___ ч _____ мин___ ч _____ мин20 ч

Примечание. Организационная работа учителя-логопеда предполагает:

ü проветривание помещения

ü смену дидактического материала

ü сопровождение детей из кабинета в группу

ü работу с документацией

ü консультацию воспитателей по организации и проведению коррекционной работы с детьми

ü работу с родителями (консультации, беседы, сбор информации о ребенке)

*2.1. Документация диагностического блока

Дата добавления: 2015-05-09 ; Просмотров: 978 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Конспект логопедического индивидуального занятия [Дифференциация звуков, букв С-Ц в словах, словосочетаниях]

Конспект логопедического индивидуального занятия с ученицей 5 класса
«Дифференциация звуков, букв С-Ц в словах, словосочетаниях»

I. Организационный момент.

– Можем ли мы увидеть, написать или прочитать звук?
(Нет. Звуки мы слышим и произносим.)

– Какое сегодня число, месяц, день недели, время года?
(Сегодня 17 февраля, вторник, время года зима)

– К кому ты пришла на занятие?
(Я пришла на занятие к логопеду)

– Что ты будешь делать на занятии у логопеда? (возможно использование
карточки-подсказки)

– Я буду делать гимнастику.
– Буду слушать и различать звуки и слова речи.
-Говорить правильно, четко, чисто.
-Думать и играть.
-Писать и читать.

1. Гимнастика для губ, языка, щек.

Заборчик — зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем. Тянуть губы прямо к ушкам, очень нравиться лягушкам.

Хоботок — подражаю я слону. Губы хоботом тяну. Буду долго так держать, свои губы укреплять. А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Читайте также:  Занятие по теме Насекомые

Блинчик — домик открывается, язычок появляется. Язык блинчиком положи и спокойно поддержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать. 1,2,3,4,5 язык можно убирать.

Иголочка — язык в иголку превращаем, напрягаем и сужаем. 1,2,3,4,5 язык умеешь ты держать.

Часики — влево вправо, влево вправо, твой язык скользит лукаво. Словно маятник часов, покачаться он готов.

Качели — на качелях я качаюсь, вверх, вниз; вверх вниз я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Почистим зубки — чищу зубы, чищу зубы и снаружи и внутри, не болели, не темнели, не желтели, чтоб они.

Горка — а язык у нас сильно в зубы упирается, сильно напрягается, горкой выгибается.

2. Работа над дыханием.

Правильно будем дышать, воздушной струей управлять.

1. Вдох и выдох через рот.
2. Вдох и выдох через нос
3. Вдох ртом, выдох носом.

4. Вдох носом, выдох ртом.

3. Голосовые упражнения.

А теперь гимнастика другая — голосовая.
Гласные звуки очень важны в громкости, внятности твоей речи помогут они.
Только губы, язык, челюсти правильно держи.

1. а-о, у-а, ы-у, и-э.
2. аоуи; а, о, у, ы.

4. Гимнастика для неба.

Витамины в виде сока, очень нам полезны.

1. Глотание сока мелкими глотками.

2. Чистая водица горлышко прочистит, (полоскание горла)

II. Знакомство с темой занятия.

– Читай слова (коса, цвет)

– Назови свистящие в этих словах? (С-Ц)

– Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях.

Это тема нашего занятия.

III. Основная часть.

l.- Дай характеристику звукам (С-Ц).

– Скажи что у них общее?

– Чем они похожи? (согласные, свистящие, глухие).

– Чем они отличаются?

Когда произносим звук Ц — язык горкой, кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края языка
плотно прижаты к корневым зубам, спинка выгибается и образует смычку с небом, воздушная струя сильная
пробивает смычку.

Когда произносим звук С — язык блинчиком за нижними зубами, воздушная струя идет по середине языка.

2. Речевая зарядочка и с языком все в порядке.
Говори не торопись и смотри не ошибись.

Пусть метет метелица
Легким снегом стелиться.
Зайцы бегали в лесу, там заметили лису.
А зайцы лисицы не бояться под снегом танцуют, веселятся.

3. — Слушай и замени звук С на Ц и наоборот в словах, которые я скажу. (Держу карточку и читаю поочередно).

цел — сел цвет — свет
цок — сок цапля — сабля
цена — сено цветит — светит
бац — бас цвет — свет
цели — сели

– Прочитай слова парами, четко произнося звуки в словах.

(Отдаю карточку для чтения слов).

4. А сейчас фонематическая зарядочка, чтобы со слухом было все в порядочке.

Говори не торопись и смотри не ошибись. Сокол это? (птица). Назови слово сокол по звукам, скажи его по слогам, выделяя голосом ударный гласный.

Назови слово птица по звукам, на каком месте звук Ц в слове, в каком слоге?

На каком месте звук Ц в слоге?

Есть у нас игра такая, мы замочки открываем.

5. Работа со словами. (Карточки слова замки. Игровое упражнение)

Пользуясь цифрами подсказками, впиши буквы в нужные клеточки.

Замок откроется тогда, когда составишь ты слова.

4 3 5 2
Метелица снегопад гололедица-10 снегирь-7

– О каком времени года говорят эти слова? (о зиме)

– Поставь вопросы к словам. К какой части речи относятся слова?

– Этим эти сова похожи друг на друга.

– А чем они отличаются?

■ Буквами С и Ц в словах.
В словах метелица, гололедица буква ЦЕ, а в словах снегирь и снегопад буква ЭС.
■ Количеством слогов.
Читай слова по увеличению количества слогов, и говори сколько слогов в слове. ( в слове снегирь два слога).
■ Смысловым значением.
Говори, что называют слова? (слово снегирь называет живой предмет, а слова метелица, гололедица, снегопад называют явления природы)

– Правильно. Эти слова отличаются буквами, количеством слогов и смысловым значением.

5. А сейчас мы так играем, мы слова соединяем или сочетаем.

– Соединяй слово цвет с другими словами, (карточка — цвет — красный цвет)
– Соединяй слово коса с другими словами (- карточка)
– Слова коса и цвет соединялись с разными словами, это значит, что эти соединения слов не постоянные, они меняются.

А есть постоянные соединения слов в поговорках, пословицах, загадках.

поговоркиБолтлива какКогда так можно сказать человеку?-Так можно сказать человеку, который много и бездела говорит, когда нужно молчать.
Труслив как….Когда так можно сказать человеку или о человеке?
Так можно сказать человеку, который не может совершить смелый поступок.
пословииаУмелые руки не знают скуки.Когда так можно сказать человеку или о человеке?
Так можно сказать человеку, который постоянно
загадкаБез рук, без ног, а рисовать умеет.МорОЗ

– Используй в речи поговорки, половицы и загадки, т.е. постоянные словосочетания и твоя речь будет красочной и выразительной.

7. Работа в тетради.

А сейчас пальчиковая гимнастика: Дружат в нашем классе девочки и мальчики А сейчас подружим мы маленькие пальчики 1,2,3,4,5 будем пальчики сжимать.

Возьми тетрадь, ручку запиши число и словосочетания, подчеркни в них букву С (эс) 1 чертой, букву Це/двумя чертами.

Занятие наше заканчивается. Сегодня на занятии присутствовали гости, мы их ждали и очень старались работать хорошо.

– Что ты делала на занятии?
Я делала гимнастику, слушала и различала звуки (С-Ц) и слова с ними. Старалась говорить правильно, четко, чисто, думала и играла, писала и читала.

– Света, ты молодец, хотя тебе еще трудно, но ты очень старалась и у тебя хорошо получилось. А это тебе поощрительный приз (мягкая игрушка). Надеюсь, что в дальнейшем ты будешь следить за своей речью и не только на логопедических занятиях.

Сорокина Н. И., учитель-логопед
высшей квалификационной категории

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков «[С] — [Ц]»

Елена Берёзова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков «[С] — [Ц]»

Уточнение и закрепление кинестетических образов звуков «с», «ц»

Формирование навыков акустико – артикуляционной характеристики изучаемых звуков.

Упражнение в подборе родственных слов. Закрепление представлений о птицах.

Формирование навыка различения и четкого произнесения звуков «с», «ц» в слогах, словах, фразах;

умения понимать смысл и отгадывать загадки.

Совершенствование навыков звуко- слогового анализа слова.

Развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, фонематических представлений, зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-слухового внимания, памяти, логического мышления, общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

Профилактика нарушения зрения, активизация работы мышц глаз.

Воспитание любви к природе, бережного отношения к птицам, самоконтроля.

Оборудоование. Музыка для релаксации, фонограмма «Голоса птиц», профили звуков «с», «з»; массажные лапки, магнитная доска, цветные магниты, предметные картинки с изображением птиц, дорожка с пуговицами, компьютер, компьютерная дидактическая игра «Разложи картинки».

Ход занятия.

1. Сегодня я предлагаю тебе отправиться на прогулку в весенний сад. (Звучит музыка.)

Слова сопровождаем движениями по тексту.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в саду.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

2. Какие птицы могут прилететь в сад? (Ответ). Я загадаю тебе загадки о птицах, а ты найди отгадки среди картинок на мониторе.

У нее глаза, как плошки,

В темноте горят огнем.

Ночью видит, словно кошка,

Но зато не видит днем.

У меня ходули – не страшит болото.

Лягушат найду -ли – вот моя забота.

(Цапля) .3. Подумай, можно ли этих птиц встретить в саду? Почему? (Ответы ребенка). Назови первые звуки в названиях этих птиц. (В слове «сова»звук «с», в слове «цапля»звук «ц»). Чем похожи эти звуки? (Они согласные, глухие, твердые). А чем они различаются? (Положением языка) .

4. Пока мы говорили о звуках, заблудились в саду. Повторяй за мной. Вдох носом, выдох ртом.

– Заблудились мы в саду и кричим ау-ау-ау….

5. Чтобы нам найти дорожку, поиграем мы немножко. Будем проговаривать цепочки слогови шагать по массажным лапкам:

ца – ца – са ца – с а – са са – са – ца

ас – ас – ац ас – ац – ац ац – ас – ац

6. Игра «Замени звук – назови слово»

Цок –сок; лица – лиса; бас – бац; свет – цвет.

7. Подбери родственные слова к словам

Свет (светлый, светить, светло, светильник и др.) .

Цвет (цветной, цветик, цвести, цветок и др.) 8. Компьютерная дидактическая игра «Разложи картинки».

Читайте также:  План–конспект непосредственно–образовательной деятельности (К нам в гости Веснянка пришла)

Под изображением совы надо расположить картинки, в названии которых слышится звук «с», а под изображением цапли – картинки со звуком «ц» в названии.

(Сова: сумка, нос,маска Цапля: кольцо, огурец, цепь)

Определи место звука «с» («ц») в каждом слове.

9.Посмотри внимательно: на дерево под окном села птица, а зовут ее? (Синица).

А высоко в небе летит скворец!

10. Пальчиковая гимнастика

Весна пришла красная, Вращать кисти рук.

Пришла весна ясная.

Птицы громко поют, Четыре пальца плотно сжаты и хлопают по большому.

Людям спать не дают. Сложить ладони и положить под щеку.

11. Послушаем, как поют птицы в саду. (Массаж ушных раковин под фонограмму «Голоса птиц») .

12. Найди картинку с изображением скворца, прикрепи на магнитную доску. Давай сделаем звуко – слоговой анализ слова «скворец», составим схему.

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его скворец.

14. Кого поедают птицы в саду? (В саду птицы поедают гусениц) .

Повторяй: «Скворцы и синицы – полезные птицы!»

15. Что интересного было на нашей прогулке?

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р’]-[Л]-[Л’]» по теме «Дикие животные» Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р*]-[Л]-[Л*] «по теме «Дикие животные» Цель: Учить дифференцировать.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Ход занятия. 1. Организационный момент. Дети стоят в кругу, логопед загадывает загадки: Красотка, звезда, И совсем не свинюша! Узнали.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» Тема: Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах, словах, фразах и предложениях Цель: Закрепление навыков дифференциации звуков [с] – [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]» Тема «Автоматизация звука (ль, дифференциация звуков (ль) – (й)». Цель: закрепить правильное произношение звука (ль) в словах, предложениях,.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы «Дифференциация звуков [С]-[Ш]. Прогулка в лес» Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [С]-[Ш]. Прогулка в лес». Составила:.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдостимягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]» Анастасия Стрельникова Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]». 1. Цель: – Воспитание самоконтроля.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» 1. Организационный момент Артикуляционная гимнастика «Улыбка – окошечко – трубочка» «Часики» «Чашечка» «Чистим верхние зубки» «Маляр» «Грибок».

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» с использованием нетрадиционных технологий МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №37 Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей.

НОД индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]» НОД индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» Цель: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» Задачи: учить дифференцировать.

Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  • Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ц].
  • Дифференцировать звуки [С] – [Ц] в слогах, словах и предложениях, выделять звуки в начале, середине и конце слова.
  • Уточнять и обогащать словарь детей, упражнять в подборе родственных слов.
  • Упражнять детей в умении работать с таблицами.
  • Упражнять в умении составлять предложения.
  • Развивать речевой слух, психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: соговые таблицы (демонстрационные), зеркала (индивидуальные), грамматические карточки, предметные картинки, карточки со слогами, карточки со схемой слова (начало, середина, конец слова), карточки с буквами.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [С] и одно слово со звуком [Ц].

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

б) «Киска сердится»

Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

в) «Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

г) «Заморозим подбородок»

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)

3. Уточнение артикуляции звуков.

– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)

(При работе используются индивидуальные зеркала.)

Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.

4. Игра «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов)

Игра проводится устно. Логопед называет слоговой ряд, ребёнок отвечает (стоя, с закрытыми глазами). Затем называются чистоговорки, дети повторяют хором.

АС-АС-АЦ УЦ-УЦ-УС УС-УС-УЦ
ЦИ-ЦИ-СИ СУ-СУ-ЦУ СО-ЦО-ЦО
АЦ-АЦ-АС СЕ-ЦЕ-СЕ ЦА-ЦА-СА

ЦА-ЦА-ЦА – Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.

5. «Прочитай слово»

Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.

(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)

6. Игра «Отгадай загадку»

Детям раздаются карточки со схемой слова и карточки с буквами [С], [Ц].

– Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках выделите звуки [С] и [Ц] и покажите место их расположения в слове с помощью предложенных вам карточек и букв.

1) Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Коса.)

2) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ту-у». (Пылесос.)

3) Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)

4) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

5) На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (Скворец.)

6) Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос –
Это друг наш верный… (пёс.)

7) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыплёнок.)

8) Белая бочка, нет в ней
Ни сучочка. (Яйцо.)

7. Физминутка

Раз – подняться, подтянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

8. Грамматические карточки

Детям раздаются карточки, на которых написаны однокоренные слова двух групп (свет, цвет). Логопед показывает первую карточку-корень. Дети должны по очереди выкладывать карточки с однокоренными словами, называя слово и объясняя его значение. Когда заканчиваются карточки на этот корень, берётся второе слово-корень. Игра продолжается до последней карточки. Тот, у кого останется карточка, считается проигравшим.

СВЕТ – освещать, светлый, световой, засветить, освещение, свеча, рассветает, просвещать.
ЦВЕТ – цветущий, цветник, расцветать, цветочный, цветной, отцветать, цветок, цветастый.

9. Игра «Добавь нужный слог»

Детям предлагаются две таблицы. Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова.

(Лицо, колесо, яйцо, просо, кольцо; село, цена, целый, серебро, серый, сено, цепи)

В конце работы проводится проверка. Дети по цепочке читают записанные ими слова и по ходу чтения показывают карточку с нужным слогом (СО или ЦО, СЕ или ЦЕ).

10. Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»

Дети, сидя за партами, напевают мотив знакомой песни с помощью слогов (например, са-са-са-са…). При этом пальцами имитируют игру на музыкальных инструментах (фортепиано, дудочка, барабан, гармошка и другие).

11. Игра «Составь предложение»

Каждому ребёнку даются две карточки с картинками. Они составляют по ним одно предложение, называют его и записывают в тетрадях.

ОСЫ – ЦВЕТЫ ЯЙЦО – ПТЕНЦЫ
СУМКА – ОГУРЦЫ СОВА – ЦАПЛЯ
КУРИЦА – ЦЫПЛЁНОК КОЛЬЦО – БУСЫ

12. Итог

– О каких звуках мы говорили на занятии?
– Что вы можете сказать о них?
– Что вам больше всего понравилось?

Ссылка на основную публикацию