План организационно-педагогической работы учителя-логопеда в средней группе

Перспективный план работы учителя-логопеда с детьми средней логопедической группы

Ольга Бердникова
Перспективный план работы учителя-логопеда с детьми средней логопедической группы

Задачи и содержание коррекционного обучения детей 5-го жизни с ОНР определяется с учетом потенциальных возможностей детей, выявленных при логопедическом обследовании, и соотносятся с общеобразовательными требованиями, представленными в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, / ФГОС

Организация коррекционно-воспитательной работы логопеда.

Основные направления коррекционного обучения в средней группе:

1. Развитие понимания речи;

2. Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи;

3. Формирование правильного звукопроизношения.

Данные направления реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Подгрупповые логопедические занятия в первом периоде обучения проводятся 3 раза в неделю:

(октябрь, ноябрь, декабрь)

2 занятия: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;

1 занятие: интегрированное с воспитателями или со специалистами на закрепление правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова.

Цель подгрупповых логопедических занятий в первом периоде обучения:

– развитие понимания речи;

– расширение объема словаря детей; работа над слоговой структурой слова;

– работа над структурой фразы, ее грамматическим и интонационным оформлением;

– научить детей слушать и понимать короткие рассказы, уметь отвечать на вопросы по содержанию (можно односложно или короткими предложениями).

Цель индивидуальных занятий в первом периоде обучения:

-развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;

-развитие мышления, памяти, внимания;

– фонетические упражнения для уточнения правильного произношения сохранных звуков; для постановки отсутствующих звуков

Подгрупповые логопедические занятия во втором и третьем периодах обучения проводятся 3раза в неделю:

(январь, февраль, март, апрель, май)

2 занятия: формирование лексико-гамматических средств языка и развитие связной речи;

1 занятие: интегрированное с воспитателями или со специалистами на закрепление правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова.

Цель подгрупповых логопедических занятий во втором и третьем периодах обучения:

– активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

– развитие самостоятельной фразовой речи;

– развитие произносительной стороны речи;

– работа над слоговой структурой слова;

Цель индивидуальных занятий во втором и третьем периодах обучения:

– развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;

– вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза);

– формировать слоговую структуру слова.

Работа с воспитателями

1. Работу в группе проводить в тесной взаимосвязи с воспитателями. С этой целью:

– совместно с воспитателями провести комплексное обследование умений и навыков детей;

– провести открытое логопедическое занятие для воспитателей;

– рассказать воспитателям о дефекте речи каждого ребенка;

– знакомить воспитателей с разными требованиями к речи детей на разных этапах работы;

– посещать занятия воспитателей с целью выработки единых требований к речи детей.

2. С воспитателями группы провести консультации на темы:

«Коррекция вторичных дефектов»

«Использование наглядных пособий на занятиях по заданию логопеда»

3. С педагогами ДОУ провести консультацию «Массаж и самомассаж для детей».

Работа с родителями

1. Регулярно вести пропаганду логопедической работы среди родителей.

2. Проводить пятиминутки, консультации по запросам родителей.

3. Наглядная агитация. Оформить стенд «Для вас, родители». Регулярно размещать консультативный материал, согласно плана работы с родителями.

4. Провести родительские собрания на темы:

«Характеристика речевого и общего развития детей»

«Итоги логопедической работы за год обучения»

Методическая работа. Повышение квалификации.

1. Регулярно посещать методические объединения.

2. Для педсовета подготовить просмотр презентации на тему: «Формирование речи дошкольников посредством дидактических игр»

3. Систематически изучать методическую литературу.

4. Подготовка к аттестации.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

1. Обследование состояния речи детей (сентябрь)

2. Обучение детей.

I период обучения

(октябрь, ноябрь, декабрь)

1. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.

3. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

4. Вырабатывать правильный темп речи.

5. Работать над четкостью дикции.

6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию, мимику, соответствующие интонации.

1. Уточнение произношения гласных: [а], [у], [о], [и], [э] (звукосочетаний [ау], [уа], [иа]).

2. Уточнение произношения наиболее легких согласных:

3. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков

3. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

3. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].

4. Начать упражнять детей в анализе на слух слияний гласных звуков [ау], [уа]

5. Учить слушать стихотворный текст, подбирать слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу (Игра «Подскажи словечко»

Лексические темы: «Игрушки». «Овощи». «Фрукты». «Деревья». «Осень». «Человек». «Одежда». «Обувь». «Посуда».

5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1. Практическое освоение существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом.

2. Практическое овладение существительными единственного и множественного числа в именительном падеже (игра «Один — много»).

3. Усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными мужского и женского рода (мой, моя шуба).

4. Употребление существительных в винительном, дательном, родительном, творительном, предложном падежах в единственном числе (с предлогами у, с и без предлогов)

5. Преобразование глаголов 3-го лица единственного числа в глаголы 3-го лица множественного числа настоящего времени. (Девочка идет. – Девочки идут. Самолет летит. – Самолеты летят.).

1. Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы логопеда предложениями из 2-3 слов.

2. Овладение навыком составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.

3. Составление простых предложений по картинке.

II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(январь, февраль, март)

1. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

1. Продолжать работу по воспитанию длительного выдоха (уп ражнения «Задуй упрямую свечу», «Снежинки летят» и т. п.). Дли тельность выдоха — на счет до 4.

2. Отработка слитности 2-3 гласных (упражнение «Потянем резиночки»: а-о, а-у, у-и).

3. Работа над силой выдоха (упражнения: «Мельница» (дуть на вертушку, «Забей мяч в ворота» (катание шарика по желобку).

4. Развитие силы голоса: громко, средне, тихо. Упражнения: «Гудок»: (у-у-у, «Эхо»: (ау-ау-ау).

1. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и речевых игр.

2. Уточнение произношения согласных звуков: [ф], [в], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ы].

3. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

1. Упражнять детей в различение слов близких по звуковому составу.

2. Учить детей выделять начальные ударные гласные [а], [у] в словах (Аня, аист, мак и т. д.).

Лексические темы: «Домашние животные». «Домашние животные и их детеныши». «Домашние птицы». «Дикие птицы (Зимующие)». «Профессии». «День защитника Отечества». «Транспорт». «Праздник 8 марта». «Семья». «Дом». «Мебель».

5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1. Практическое усвоение окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени (Таня слепила. Вова сле пил).

2. Образование существительных единственного и множествен ного числа с помощью суффиксов -онок, -енок, -ат, ят. (тема «Дикие и до машние животные и их детеныши») в именительном и родитель ном падежах (лисенок —лисенка, лисята — лисят).

3. Родительный падеж сушествительных с предлогом у (У лисы – лисенок, лисята.).

4. Творительный падеж сушествительных с предлогом с (Лиса с лисенком).

5. Закрепление и употребление в речи существительных в винительном падеже по теме «Профессии» (игра «Кому что нужно для работы?»).

6. Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, под, из, за.

1. Закрепление навыков построения предложения из 3—4 слов.

2. Составление описания предметов по об разцу, с опорой на схему.

3. Дословный пересказ небольших рассказов и сказок (с по мощью логопеда).

4. Заучивание простых стихотворений.

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(апрель, май, июнь)

1. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

1. Продолжать работу над сильным и длительным выдохом

(длительность выдоха на счет 4—5).

2. Начать работу над модуляцией голоса (повышение — понижение голоса).

Упражнения «Жук» (ж-ж-ж, «Кукушка» (ку-ку-ку).

3. Работа по воспитанию правильного темпа и ритма (используя ручные куклы бибабо, считалки и т. п.).

4. Воспитание интонационной выразительности речи (используя потешки, стихи, игры-драматизации).

1. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и речевых игр.

2. Уточнение произношения звуков: [c’], [c], [з’], [з] [ц]

3. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

1. Закреплять умение различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у]

2. Закрепление выделения гласных звуков из ряда звуков [ау], [иам], [оба]

3. Учить определять наличие звука в слове. Упражнение «Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове» (кот, мама,каша, дым)

Читайте также:  Групповое логопедическое занятие на тему: Работа с деформированными предложениями

4. Воспроизведение слоговых рядов

Лексические темы: «Весна», «Перелетные птицы», «Наш город», «Цветы», «Насекомые», «Лето».

5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе

(Небо какое? — Голубое.

Весна какая? Теплая.

Воздух какой?— Чистый).

2. Практическое употребление приставочных глаголов движения

(Птичка прилетела, залетела, вылетела, улетела).

3. Расширение знания значений предлогов в — из, под — на, за — перед.

4. Усвоение наиболее доступных антонимических отношен между словами

(высокий — низкий, толстый — тонкий, длинный – короткий, широкий – узкий,

добрый – злой, веселый – грустный).

1. Работать над диалогической речью (диалог со сверстниками)

2. Учить задавать вопросы и отвечать на них.

3. Пересказ небольших текстов.

4. Составление небольшого рассказа по образцам (об игрушке, предмете, картине — сначала предметной, затем сюжетной).

Конспект проведения совместной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы «Наша улица» Цель: коррекция нарушений развития речи детей при ознакомлении с правилами дорожного движения. Задачи: образовательная область «Речевое.

Летний план работы учителя-логопеда Цель: Укрепление психо-физического здоровья детей Задачи: Продолжить закреплять правильное речевое развитие путём чтения.

Материал для перспективного плана воспитателя. Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с детьми старшей группы с ОНР Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, звукопроизношению и развитию фонематического восприятия (старшая.

Перспективный план работы с детьми средней группы «Памяти героев посвящается» Познавательная деятельность•Слушание рассказа «Вечный огонь», «Памятники воинской славы». •Занятия «Защитники Отечества», «Наша армия».

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями Сентябрь: Проведение родительского собрания: Итоги логопедической диагностики, индивидуальная коррекционная программа. Рекомендации для.

Перспективный план работы учителя-логопеда с воспитателями Сентябрь Семинар: «Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями дошкольного учреждения на логопункте». Октябрь Консультация:.

План работы по самообразованию учителя-логопеда Тема: «Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Цель: повышение своего теоретического.

План работы учителя-логопеда с родителями Месяц Содержание работы Сентябрь Родительское собрание «Результаты обследования речи детей» Родительское собрание «Выполнение домашних заданий».

План работы учителя-логопеда с родителями Сентябрь 2 неделя – Индивидуальные беседы с родителями по итогам и результатам обследования и дальнейшей коррекционной работе с детьми.

План работы учителя-логопеда с родителями на учебный год План работы учителя-логопеда с родителями на 2014 – 2015 учебный год. Месяц Название мероприятия Задачи Группы – участники Дата проведения.

Годовой план организационно-педагогической работы учителя – логопеда

В годовом плане отражены основные организационно-методические формы работы учителя логопеда на целый год. В приложении отражены темы консультаций логопеда к специалистам ДОУ и родителям. Данным материал будет полезен учителям -логопедам, психологам ДОУ.

Содержимое разработки

организационно-педагогической работы учителя – логопеда

МАДОУ МО “Детский сад № 221”

на 2014-2015 учебный год

Цель:
Предупреждение, выявление и устранение речевых нарушений.

Задачи:
1. Организовать работу по диагностике уровней развития речевой деятельности.

2. Реализовать индивидуально-ориентировочные программы развития детей с учетом структуры речевого дефекта.

3. Оказывать всестороннюю помощь семье в воспитании и обучении ребенка с нарушением речи.

4. Вести пропаганду логопедических знаний среди населения.

5. Осуществлять тесную взаимосвязь в коррекционно-воспитательной работе со всеми педагогами ДОУ.

Формы и содержание

1. Комплексное педагогическое и логопедическое обследование детей с ЗПР (группа №. 8)

2. Объективное логопедическое заключение и составление подгрупповых и индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на учебный год.

3. Составление циклограммы рабочей деятельности.

4. Анализ проведенного психолого-педагогического и логопедического воздействия на детей с ЗПР в течение всего года.

Точное установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в речевом развитии.

Создание оптимальных условий коррекционно-образовательного процесса.

Определение оптимального рабочего графика.

Выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого воспитанников; Отражение результатов динамики в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Оценка качества коррекционной деятельности всех специалистов, работающих с детьми с ЗПР.

Речевые карты, папка «Мониторинг речевого развития детей с ЗПР».

Речевые карты, перспективный план коррекционнопедагогической работы, календарно-тематические план.

Папка «Мониторинг речевого развития детей с ЗПР», речевые карты, индивидуальные логопедические программы, индивидуальные тетради.

Отчет об эффективности коррекционной работы с детьми, аналитические справки.

1.Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование дошкольников

2. Посещение занятий в группах ДОУ.

Выявление нуждающихся в коррекционной помощи.

Наблюдение за детьми в учебном процессе, выявление состояния их устной речи; рекомендации педагогу.

Отчет о профилактической работе.

по запросам педагогов и специалистов.

Взаимодействие с родителями группы № 8.

1. Проведение индивидуальных бесед с родителями логопедической группы:

– для сбора данных о раннем речевом развитии детей;

– по результатам комплексного психолого-логопедического обследования детей;

– о необходимости выполнения артикуляционной гимнастики, развития мелкой моторики, формирования навыков звукового анализа и синтеза, автоматизации поставленных звуков, развития лексико-грамматического строя речи, профилактики дисграфии;

– о необходимости проведения медикаментозного лечения ребенка.

2. Индивидуальные практикумы для родителей группы по выполнению с детьми звукового анализа и синтеза слов, анализа предложения, знакомство с графическими обозначениями.

1)Результаты обследования детей.

2)Результаты работы за первое полугодие

3) Результаты работы за второе полугодие

4)Итоги работы за год.

4. Посещение родителями логопедических занятий.

5. Показ открытых логопедических занятий.

6. Консультации для родителей

Пропаганда логопедических знаний среди родителей.

Изучение уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества в процессе коррекционной работы, понимание ее важности и необходимости.

Выработка методов дифференцированной помощи родителям по обучению их совместным формам деятельности с детьми, носящих коррекционную направленность.

Стенд, папки с печатными материаламибуклеты.

Перспективный план работы воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями.

1. Знакомство воспитателей с речевой характеристикой группы.

2. Совместное составление с воспитателями группы плана по взаимодействию в коррекционно-образовательном процессе.

3. Собеседования с воспитателями подготовительной логопедической группы по поводу индивидуальной работы с детьми.

4. Консультации для воспитателей

Взаимодействие с воспитателями и родителями групп ДОУ.

1. Консультации для воспитателей младшей группы

Взаимодействие с другими специалистами.

1. Проведение совместного обследования психомоторного состояния детей.

2. Совместное составление с музыкальным руководителем плана по взаимодействию в коррекционно-образовательном процессе.

3. Подбор музыкального репертуара и речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей; совместная подготовка к утренникам.

Преемственность работы учителя – логопеда и воспитателей.

Пропаганда логопедических знаний среди воспитателей.

Пропаганда логопедических знаний среди родителей.

Преемственность работы учителя – логопеда и специалистов подготовительной логопедической группы.

Пропаганда логопедических знаний среди специалистов.

Папки с печатными материалами.

перспективный план работы музыкального руководителя, папка «Мониторинг речевого развития детей с ЗПР». Папки с печатными материалами.

Еженедельно в течение года.

1. Проведение подгрупповых, индивидуальных занятий.

2. Ведение документации.

3. Участие в работе ПМПК консилиумах.

4. Участие в педагогических советах.

5. Структурирование и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и в свободной деятельности.

6. Систематизация учебно-методического материала.

Компенсация и коррекция нарушений речевой деятельности воспитанников.

Обеспечение диагностико -коррекционного сопровождения детей с ЗПР.

Совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям.

Папка «Мониторинг речевого развития детей с ЗПР».

январь, май 2015.

Повышение собственной квалификации.

1. Участие в педагогических советах.

2. Участие в МО учителей – логопедов.

3.Самообразование: «Развитие контекстной формы речи детей с моторной алалией».

5. Изучение новинок методической литературы.

6. Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете и группе.

тетрадь по самообразованию.

1. Оформление документации учителя – логопеда.

2. Составление расписания логопедических занятий.

3. Планирование и разработка индивидуальных логопедических программ.

4. Самоанализ работы.

5. Составление ежегодного аналитического отчета.

Годовой план организационно-методической работы. на учебный год. учителя-логопеда Пановой H.JI.

    Таисия Чемоданова 3 лет назад Просмотров:

1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад 38» комбинированного вида Утверждаю: МБДОУ 38.А. Епифанцева/ Годовой план организационно-методической работы на учебный год учителя-логопеда Пановой H.JI. Петропавловск-Камчатский

2 пп Содержание работы Сроки Примечание I. Диагностическая работа Логопедическое обследование детей, раннее выявление детей с проблемами в речевом развитии. Логопедическое обследование детей, для прохождения ПМПК, с целью зачисления на логопункт. Комплектование групп для занятий итогам заключения ПМПК) (по До 14 сентября 2015г; с 2 по 13 мая Сентябрь, в 15 сентября, в 4. Составление годового плана работы с детьми Сентябрь 5. Составление перспективного планирования коррекционной работы на учебный год. Сентябрь Мониторинг, отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Вывод детей из состава логопункта. 7. Обследование детей средних групп с целью выявления речевой патологии Индивидуально обследование воспитанников с речевыми нарушениями. 9. Анализ коррекционной работы за период обучения. Определение задач на новый учебный год. Октябрь, Январь, Апрельмай В Заполнение пакета документов (с согласия родителя), проведение заочного Заполнение речевых карт, составления плана индивидуальных и подгрупповых занятий. Перспективный план фронтальных занятий, Заполнение «журнала динамического наблюдения. Г одовой отчет о проделанной работе за год.

Читайте также:  Формы работы учителя-логопеда с родителями в условиях школьного логопункта

3 П.Организационная работа 1. Оформление документации: Составление перспективного плана коррекционной работы; Составление списка детей, зачисленных на логопункт; Составление графика работы; обследования речи детей; Заполнение речевых карт; Составление расписания занятий (подгрупповых и индивидуальных); Внесение изменений в планы коррекционнно-развивающего обучения по результатам промежуточного обследования; Ведение журнала учета посещаемости детей; _Составление отчета о проделанной логопедической работы. Октябрь 2015г, май Ш.Работа с педагогами 1. Доведение до сведения воспитателей и До 15 специалистов результатов логопедического сентября Ознакомление воспитателей О А1 201ЭГ. со списками детей, зачисленных на логопункт, а также с расписанием занятий. 2. Консультативно-методическая работа для В педагогов МБДОУ. Консультации для педагогов: 1. Понятие звуковой культуры речи; 2. Взаимосвязь логопеда и воспитателя в Март коррекционной работе 3. Индивидуальное консультирование. В 4. Посещение открытых занятий воспитателей по развитию речи. 5. Ведение листка взаимосвязи учителялогопеда и воспитателей. В года по плану. 6. Обсуждение рабочих моментов. Рекомендации по работе воспитателей в

4 летний период. IV. Работа с родителями 1. Доведение до сведения родителей результатов логопедического обследования 2. Индивидуальное консультирование 3. Выступление на родительских собраниях: «Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий», «Роль родителей в формировании правильного звукопроизношения»; «Осталось совсем немного времени до Январь поступления ребенка в школу, а речь отстает от возрастной нормы»; обучения детей с нарушениями речи. Рекомендации родителям на летний период». 4. Тренинги: «Физиологическое и речевое дыхание»; «Массаж рук с помощью нетрадиционных 2016г Ноябрь Март способов и природных материалов». 5. Открытые логопедические мероприятия По плану 6. Наглядная агитация: папка-передвижка «Упражнения для папка-передвижка «Игровые упражнения для развития дыхания» V. Оснащение кабинета 1. Оснащение кабинета современными. техническими средствами: магнитофон, компьютер, магнитно-меловая доска. 2. Замена мебели в соответствии с современными требованиями. 3. Пополнение учебно-методического комплекса: новинками методической литературы; пополнение консультаций для педагогов и родителей; пополнение имеющихся картотек по коррекционной работе с детьми. 4. Пополнение канцелярии По необходимости в

5 VI. Работа по повышению квалификации Участие в МО учителей-логопедов Участие в педсоветах, семинарах МБДОУ Просмотр открытых занятий, мастерклассов. Отслеживание и изучение новинок в методической литературе, журналах «Дошкольное образование, «Логопед в ДОУ» и т.д. Работа по теме самообразования: «Ознакомление с ФГОС. Приведение коррекционно-образовательного процесса и документации учителя-логопеда в соответствии с ФГОС». Посещение курсов повышения квалификации по теме «Сотшеменные подходы к организации логокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО» Ноябрь по 02 декабря 2015г

Годовой план организации коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда в средней группе компенсирующей направленности
материал по логопедии (средняя группа) на тему

Пример годового плана организационной работы учителя -логопеда в нашем детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
godovoy_plan_holodova_o.s.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Годовой план организации коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда в средней группе компенсирующей направленности на 2015-2016 учебный год.

  • Заполнение речевых карт
  • Разработка рабочей программы, планов :годового, календарно-тематического, календарного; циклограммы, графика индивидуальной работы.
  • Оформление тетрадей индивидуальной работы с детьми
  • Оформление тетради взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями
  • Составление индивидуальных планов развития.

Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии (выявления уровня актуального речевого развития).

Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников логогруппы) отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Участие в ПМПк ДОО с целью определения педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии.

Сентябрь, ноябрь, февраль,

Проведение индивидуальной работы по формированию фонетико-фонематических процессов, по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.

Проведение фронтальной и подгрупповой коррекционно – развивающей организованно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.

Блок профилактической и консультативной работы с родителями

Выступления на родительских собраниях:

  • « Цели и задачи коррекционного обучения в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий».
  • « Подведение итогов коррекционного обучения в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Рекомендации родителям на летний период».

Приглашение родителей на индивидуальные занятия с целью ознакомления с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей.

Привлечение родителей к участию в совместном проекте «Волшебный ветерок» по развитию речевого дыхания.

Индивидуальное консультирование родителей, беседы с целью налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребенка взрослым. Уточнение амнестических сведений, анкетных данных, объяснение необходимости участия родителей в формировании мотивационного отношения ребенка к деятельности учителя-логопеда.

  • «Учим ребенка общаться»
  • «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»
  • «Развитие речевого дыхания» – круглый стол
  • «Зачем логопед задаёт домашние задания?»
  • «Развитие фонематического слуха. С чего начинать?»
  • «Речевые игры ребенка дома»
  • «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
  • «Развитие правильной речи ребёнка в семье»
  • «Рекомендации учителя – логопеда на лето родителям»

Печатные консультации( буклеты, памятки, папки-передвижки ) и методические рекомендации для родителей на стенде «Советы логопеда ».

  • «Сказки веселого язычка» – показ комплексов артикуляционной гимнастики для постановки различных групп звуков.
  • «Пальчиковый игротренинг» – обучение родителей способам развития мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях.
  • «Речевое дыхание — основа правильной речи» – обучение родителей игровым способам развития речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи.
  • « Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ».

Консультирование родителей по вопросам коррекционно-образовательной работы в формате информационной системы – «Сетевой город. Образование» /с использованием ЦОР/

Индивидуальное консультирование родителей с использованием интернет-сайтов:

  • http: //www.logopunkt.ru/
  • http: //www.detiangeli.ru/
  • http: //www.defektolog.ru/
  • http: //www.pofunde.ru/
  • http: //www.disartrik.narod.ru/
  • http: //www.krok.ru/
  • http: //www.logoburg.ru/
  • http: //www.logopedihka.narod.ru/
  • http: //www.logopunkt.ru
  • http: //www.logopedy.ru/portal

Показ открытого логопедического занятия для родителей средней группы

План организационно-педагогической работы учителя-логопеда в средней группе

Годовое планирование деятельности

учителя-логопеда в МДОУ

“Детский сад №14 общеразвивающего вида”.

Коррекционно-развивающая работа с детьми 6 – 7 лет, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), является составной частью образовательного процесса специальной группы детского сада, предусматривающего полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Планирование коррекционно-развивающей работы во всех пяти направлениях развития и образования детей дошкольного возраста (образовательных областях – в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией детей в период пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и медицинской сестры. При этом особое внимание уделяется всестороннему развитию ребенка, предусмотренному основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад №14 общеразвивающего вида», которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, коррекцию недостатков в психическом развитии детей, обеспечивающих социальную успешность детей ( Схема 1 ).

Планирование и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи:

определяется коррекционной программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1993), программно-методическими рекомендациями Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (М., 2009) и ряда авторов (Н.С.Жукова, Л.Н.Ефименкова, Т.А.Ткаченко, В.П.Глухов, Г.А.Волкова, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, Л.С.Соломаха, Н.В.Нищева, Е.Д.Худенко, С.Н.Шаховская и др.);

обеспечивает единство обучающих, воспитательных, развивающих и коррекционных целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие;

предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

строится с учетом возраста детей от 6 до 7 лет и структурой их речевого недоразвития.

При построении системы коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей учитываются общедидактические принципы , отражающие общие закономерности усвоения речи (М.М.Алексеева, Л.П.Федоренко, О.П.Короткова, В.И.Яшина и др.). К наиболее важным из них относятся:

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.

Принцип постепенности подачи учебного материала.

Принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

В основу организации образовательного процесса с детьми 6-7 лет, имеющих ОНР, положены следующие принципы коррекцинно-развивающего воздействия (Р.Е.Левина):

Учет закономерностей развития детской речи в условиях онтогенеза.

Анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития.

Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

Взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языковой системы.

Дифференцированный подход к содержанию, направлению и приемам коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими различную структуру речевого нарушени я.

Учет взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают взаимозависимость формирования речевых и психических процессов в ходе общего коррекционного воздействия.

Основные условия эффективности коррекционно-развивающего воздействия заключаются в следующем:

коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия на логопедических занятиях;

необходимость одновременной работы над всеми компонентами речевой системы: фонетико-фонематической стороной речи и лексико-грамматическим строем;

установление оптимального соотношения фронтальных и индивидуальных методов преодоления речевых нарушений в процессе коррекционного обучения;

развитие у детей максимальной речемыслительной активности и самостоятельности путем подбора игр и упражнений;

обязательное протекание коррекционного обучения в атмосфере доброжелательности с положительным эмоциональным откликом детей.

Цель коррекционно-развивающей работы : коррекция общего недоразвития речи путем использования поэтапной системы формирования речи и предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

Формировать у детей связную, грамматически правильную речь, фонетическую систему языка и элементы грамоты с целью подготовки значительной части детей к обучению в общеобразовательной школе.

Воспитывать интерес к занятиям, укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.

Развивать познавательную активность и познавательные интересы детей, совершенствовать деятельность сохранных анализаторов с целью благоприятного развития компенсаторных возможностей дошкольников.

Корригировать недостатки в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленные особенностями речевого дефекта.

Оптимизировать коррекционно-логопедическую работу как развивающую индивидуально-ориентированную систему воспитания и обучения путем подбора учебно-дидактического материала и коррекционных упражнений, стимулирующих и регулирующих мыслительную и речевую деятельность детей и содержащих элементы занимательности и игры.

Совершенствовать диагностический инструментарий, методы и приемы коррекции и развития слоговой структуры слова и ее предпосылок как составной части устранения речевых дефектов.

Пополнять оборудование логопедического кабинета и речевых зон групп за счет собственного творчества и помощи родителей.

Использовать различные формы работы с педагогами образовательного учреждения с целью развития коммуникативной компетентности детей всех возрастных групп в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ.

Реализация данных требований достигается через постановку образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных задач , осуществляемых логопедом, воспитателями и музыкальным руководителем на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также в совместной деятельности взрослых с детьми. В детском саду создан единый речевой режим в виде контроля над речью детей в течение всего дня.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с ФГОС дошкольного образования носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Годовой план логокоррекционной работы на 2013 – 2014 учебный год

Цель ДОУ :
Построение целостной воспитательно-образовательной системы, обеспечивающей укрепление здоровья детей, их полноценное развитие и достижение прогностических результатов в сфере коррекции речи.

Задачи :
1. Создание условий образовательно-оздоровительного пространства, обеспечивающего воспитание культуры здоровья, способствующего формированию потребности и мотивации к сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Формирование речевой активности детей в процессе обучения правилам дорожного движения.

Цель методического объединения :

Содействие развитию учитель-логопед – профессионал в организации коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Задачи:
1. Повышать информационную культуру учителей-логопедов в условиях внедрения ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации.
2. Обеспечить эффективное использование современных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда.

Цель работы учителя-логопеда :

Создание условий полноценного развития детей и успешной коррекции речи через организацию совместной деятельности всех субъектов коррекционно-педагогического пространства.

Задачи:
1. Создавать на коррекционных занятиях комфортную предметно-пространственную и здоровьеформирующую среду с целью сохранения и укрепления соматического и психологического здоровья детей.
2. Развивать речевую активность детей среднего дошкольного возраста через элементы театрально – игровой деятельности.
3. Формировать лексико – грамматический строй речи у детей с ОНР при ознакомлении с правилами дорожного движения через целевые прогулки и экскурсии.

Направления логопедической работы

Диагностические методики и разработки:

1. Иншакова О.Б. Альбом обследования устной речи.
2. Волкова Г.А Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи.
3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.
Коррекционно-развивающие программы:
1. Логинова В.И., Бабаева Н.Н. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду.
2. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей
3. Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).

Задачи:

  • обследовать устную речь воспитанников; определить степень сформированности всех речевых компонентов каждого ребенка;
  • определить возможные причины дефекта посредством анализа анамнестических данных, заключений врачей-специалистов, речевого окружения и т.д.;
  • разделить детей на коррекционные подгруппы в соответствие с уровнем речевого развития;
  • осуществлять коррекцию нарушений устной речи воспитанников, зачисленных в логопедическую группу;
  • направлять детей с осложненной речевой патологией на консультации к врачам-специалистам (хирургу-стоматологу, невропатологу, оториноларингологу, ортодонту и т.д.);
  • обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, состояния здоровья, структуры речевого дефекта;
  • посещать занятия воспитателей с целью отслеживания речевой активности воспитанников.

Задачи:

  • планировать коррекционную работу для каждой подгруппы воспитанников в соответствие с видом речевого нарушения;
  • принимать участие в совещаниях, в работе ПМПК в ДОУ, городского МО учителей – логопедов;
  • выступать на педсоветах, родительских собраниях, проводимых в ДОУ;
  • посещать консультации, семинары для учителей-логопедов, проводимые на базе КРИПК и ПРО;
  • поддерживать взаимосвязь с психологом, воспитателями с целью комплексного воздействия на состояние речи ребенка и личность в целом;
  • повышать уровень знаний, умений и навыков путем самообразования, обмена опытом работы с логопедами общеобразовательных учреждений;
  • совершенствовать и дополнять методический комплекс кабинета.



Задачи:

  • проводить индивидуальные консультации для воспитателей и родителей по результатам диагностики;
  • организовывать тематические консультации для воспитателей и родителей с целью пропаганды логопедических знаний;
  • оказывать методическую помощь педагогам и родителям по овладению доступными способами предупреждения и устранения речевых нарушений у детей.

1-15 сентября. Обследование устной речи воспитанников средней группы

Посещение занятий с целью речевой диагностики

С 16 сентября -коррекционные занятия по расписанию.

Рекомендации родителям по консультированию нуждающихся детей врачами-специалистами.
Посещение занятий с целью диагностики развития мелкой и общей моторики.
Коррекционные занятия по расписанию.

Посещение занятий для отслеживания речевой активности воспитанников.

Коррекционные занятия по расписанию.

Обработка результатов обследования. Установочный педсовет. (Круглый стол) ПМПК. Разработка индивидуальных коррек -ционно-образовательных маршрутов. Согласование действий участников коррекционно-педагоги-ческого пространства.
Родительское собрание. Тема «Взаимодействие ДОУ и семьи в преодолении речевых нарушений

МО учителей-логопедов. Тема: « Современные подходы к постановке заднеязычных звуков»
Работа над созданием коррекционно-методического комплекса кабинета.

Совещание при заведующей «Эффективность организации учителей-логопедов по коррек –ционно – развивающей деятельности.»
Педагогический совет «Формирование привычки к здоровому образу жизни»
(Методический диалог)
Работа над созданием коррекционно-методического комплекса кабинета.

Индивидуальные консультации для родителей по результатам обследования устной речи детей.
Консультация для педагогов по итогам речевой диагностики.
Консультация для родителей воспитанников, зачисленных в логопедическую группу. Тема: « Тетрадь домашних заданий и значимость их выполнений »

Консультация для педагогов. Тема «Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР» Консультация для родителей. Тема «Значимость оказания медицинской помощи специалистами (невролог, стоматолог, ортодонт, оториноларинголог, психиатр) при коррекции ОНР» Индивидуальные консультации по запросу родителей и педагогов, по результатам посещения занятий.

Консультация для педагогов. Тема « Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья ребёнка»
Консультация для родителей Тема «Речевые игры на кухне, способствующие развитию словаря»
Индивидуальные консультации по результатам посещения занятий для родителей и педагогов.
Логопедический уголок. Тема «Комплекс дыхательных упражнений»

Читайте также:  Составление рассказов об осени - конспект
Ссылка на основную публикацию