План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы средней логопедической группы

План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы средней логопедической группы

На конец года в результате логопедического обследования установлены заключения:

ОНР 4 уровня – 9 человек

Дизартрия – 5 человек

ЗПР – 2 человека

Выводы по коррекционно-логопедической работе:

Почти все дети группы 14 (100%) показали положительную динамику развития словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова и в развитии связной речи, перейдя с одного уровня развития на другой уровень. Таким образом, поставленные коррекционные задачи на 2018 – 2019 учебный год, выполнены.

Работа с родителями

Цель – активизировать родителей, вовлечь их в коррекционно-образовательный процесс ДОУ.

Победа над речевыми дефектами возможна, несомненно, только усилием всех участников процесса коррекционного обучения и значимую роль в этом процессе играют родители. Поэтому, планируя работу с родителями, старалась разнообразить формы и методы привлечения родителей к речевой деятельности с детьми.

В течение учебного года с родителями проводилось родительское собрания по теме: «Задачи и содержание коррекционной работы с детьми 6-го года жизни на учебный год. Ознакомление родителей с результатами обследования детей». Проводились индивидуальные беседы и консультации с родителями.

В группе ДОУ оформлен логопедический уголок для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка. На каждый запрос родителей (состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т. д.) даны рекомендации и советы по всем вопросам.

Методическая работа

В течение 2018 -2019 учебного года принимала участие в методических объединениях ДОУ, ПМПК и ПМПконсилиумах.

В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями, создавалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете.

В феврале подтвердила высшую квалификационную категорию.

Проведен подбор методической и коррекционной литературы и пособий.

Работа с педагогами и специалистами

Успех работы учителя-логопеда во многом зависит от тесного контакта с педагогами и специалистами, от того какие выработаны единые требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих занятия логопеда.

Совместная работа с педагогами осуществляется на всех этапах работы с ребенком, начиная с первичного обследования, о результатах которого педагоги ставятся в известность. Систематически информируются педагоги о специфике и содержании коррекционно-развивающей работы с детьми.

Самообразование

Логопедическая работа требует: терпения, активности, корректности, доброжелательности, творческого подхода, профессионального мастерства.

И действительно, горы перечитанной литературы, советы коллег, курсы усовершенствования, семинары, районные методические объединения, собрания и консультации для родителей и педагогов, приобретение наглядных пособий – все работало и работает на приобретение опыта.

Продолжаю работу по теме самообразования «Развитие связной речи детей с использованием приёмов мнемотехники »

Проанализировав проделанную работу за учебный год можно наметить пути реализации поставленных целей:

• продолжить привлечение педагогов и родителей к коррекционно-развивающей работе через разнообразные формы;

• использование новых технологий в логопедической работе, что поможет разнообразить коррекционную работу и улучшить результаты работы.

Подводя итоги за 2018 – 2019 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей старшей группы заметно вырос. Дети показали хорошие результаты. Сравнительный анализ результатов показал, что использование в течение года метода мнемотехники по развитию связной речи детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью. Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.

Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности. Таким образом, годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.

В.О.Йощенко сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в доу

Автор-составитель: Йощенко В.О., старший преподаватель кафедры развития ребенка младшего возраста ККИДППО

Приходько Е.Г. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ФППК КубГУ

Брюшкова И.А. – учитель-логопед отделения круглосуточного пребывания детского реабилитационного центра детей с ограниченными возможностями здоровья «Сказка»

Киселева Н.А – кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии и специальной психологии ФППК КубГУ

Пособие представляет собой сборник примерных формведения обязательной и рекомендательной документации. В основу его создания легла идея систематизациидокументов и практических материалов, в соответствии с которыми строится диагностическая, профилактическая и коррекционно-организационная работа с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, стольнеобходимых в повседневной работе логопеда. Адресовано учителям-логопедам, заведующим, старшим воспитателям ДОУ, студентам высших и средних педагогических учебных заведений.

Йощенко В.О., 2007-08-07

Содержание

Пояснительная записка

I. Документация дошкольного логопункта

1.1. Текущая документация

– Перечень оборудования логопедического кабинета

– График работы учителя-логопеда

– Годовой план работы учителя-логопеда

– Перспективный план мероприятий

– Стартовая логопедическая диагностика

– Список коррекционной группы по полугодиям

– План коррекционно-речевой работы

– Экран коррекции звукопроизношения

– Журнал посещения детьми логопункта

– Журнал учета проводимых консультаций

– Журнал учета движения детей логопедического пункта

– Логопедические данные, представляемые на педагогический совет

– Схема построения индивидуального логопедического занятия

Примерный план на 10 занятий

– Отчет о проделанной коррекционной работе логопункта

– Перспективный план работы логопеда на летне-оздоровительный период

– Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы

при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи

– Логопедическая карта обследования (при фонетико-фонематическом недоразвитии речи)

– Протокол обследования (при фонетическом недоразвитии речи)

– План индивидуальной коррекционной работы

1.2. Консультативная работа

– Работа с родителями

– Консультации для родителей

– Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье

Приложения

– Организация работы дошкольного логопункта

– Заявление о зачислении на логопедический пункт

– Заявление об отказе посещения ребенком логопедической группы

II. Документация логопедической группы

2.1. Текущая документация

– Годовой план организации коррекционно-педагогической работы

– Алгоритм написания годового плана организационно-методической

и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ

– График работы учителя-логопеда

2.2. Документация диагностического блока

– Слоговая структура слова

– Лексико-грамматические средства речи

– Стартовая / итоговая диагностика

– Речевой профиль группы (общая ведомость)

2.3. Документация блока планирования коррекционно-речевой работы

– Задачи коррекционно-речевой работы (индивидуальный план работы)

– Список детей по подгруппам

– Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР

– Примерное планирование работы логопеда в старшей группе

– Распределение подгрупповой и индивидуальной работы с детьми

– План коррекционной работы на фронтальных занятиях по лексическим темам

– Календарный план фронтально-групповых логопедических занятий

– Анализ и самоанализ современного логопедического занятия

2.4. Документация консультативно-методического блока

работы учителя-логопеда

– Плановые консультации (лекции, беседы, открытые занятия)

для педагогического коллектива

– Текущие консультации для педагогического коллектива

– Взаимопосещение и анализ занятий специалистов МДОУ

– Плановые консультации (собрания, семинары, беседы, открытые занятия) для родителей

– План работы учителя-логопеда с родителями

– Рекомендуемые темы родительских собраний

– Анкеты для родителей

– Рекомендации к заполнению речевых карт

2.5. Формы речевых карт

– Схемы логопедического обследования детей с дислалией, дизартрией, алалией

– Индивидуальная речевая карта

III. Частные рекомендации

– Рекомендации к оборудованию логопедического кабинета

– Рекомендации к взаимосвязи логопеда и воспитателей в

– Примерный план взаимосвязи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (старшая группа)

Приложения

– Должностные обязанности учителя-логопеда (учителя-дефектолога)

– Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда

– Инструкция по охране труда логопеда (дефектолога, педагога-психолога)

– Критерии оценки кабинета логопеда

– Диагностическая программа изучения уровня профессионального мастерства

– Экспертные заключения (материалы к аттестации)

– Положение «Об отношении к детям с речевыми нарушениями в ДОУ»

– Положение «О взаимодействии учителя-логопеда с родителями детей,

имеющих нарушения речи»

– Положение «О взаимодействии логопеда со специалистами дошкольного

Организация коррекционно-речевой работы в условиях логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС

Разделы: Логопедия

1. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования содержание образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» находят своё отражение как в общеразвивающей программе детского сада, так и в коррекционной деятельности в условиях логопедического пункта.
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи. Срок реализации – 1 год.

1.2. Цель программы:

– обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей и осуществления своевременного и полноценного личностного развития;
– предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

1.3. Основные задачи коррекционного обучения:

– устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
– развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
– развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
– уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников;
– формирование грамматического строя речи;
– развитие связной речи старших дошкольников;
– развитие коммуникативности, успешности в общении.

1.4. Принципы формирования программы

1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего
выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского
о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий
одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог
должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт
возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

1.5. Характеристики особенностей детей с нарушениями в речевом развитии

На коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами, утвержденными ПМПк (или психолого-медико-педагогическим консилиумом детского сада) на начало учебного года:

1.6. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ФФН.

Дети умеют:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • владеют интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ОНР.

Дети умеют:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

Планируемые результаты логопедической работы у детей с НВОНР.

Дети умеют:

  • свободно составлять рассказы, пересказы;
  • владеть навыками творческого рассказывания;
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
  • владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
  • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
  • владеть правильным звуко-слоговым оформлением речи

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ФНР.

Дети умеют:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки

2. Содержательный раздел программы

2.1. Учебно-тематическое планирование:

  • подгрупповые занятия, с детьми старшей группы, имеющими ФФН проводятся 2 раза в неделю;
  • с детьми старшей и подготовительной групп, имеющими ОНР (3-4 у,) коррекционная работа проводится на занятиях в микрогруппах 2-3 раза в неделю;
  • с каждым ребёнком, зачисленным в логопункт, индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения проводится 2-3 раза в неделю.

Задачи по формированию звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий, обучение связной речи, подготовка к обучению грамоте решаются в комплексе на каждом занятии с детьми, имеющими ОНР, у детей с ФФН, ФН каждое занятие включает в себя формирование звукопроизношения, подготовку к обучению грамоте.

2.2. Задачи, планирование логопедической работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи (старшая группа)

Задачи логопедической работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Планирование логопедической работы

Основное содержание работыI период обученияII период обученияIII период обучения
Звуки
Подготовка к звуковому анализу и синтезу
Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи

2.3. Задачи, планирование логопедической работы с детьми старшей группы, имеющими ОНР ( 3 уровень)

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:

  • понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
  • произносительной стороны речи;
  • самостоятельной развернутой фразовой речи;
  • подготовка к овладению элементарными навыками
Читайте также:  Логопедическое итоговое развлечение: Путешествие на воздушном шаре

Планирование логопедической работы

2.4 Задачи, планирование логопедической работы с детьми подготовительной группы, имеющими НВОНР

Задачи:

  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
  • подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Логопедическая работа

2.5. Задачи, планирование индивидуальных коррекционно-логопедических занятий с детьми, имеющими общее, фонетико-фонематическое, фонетическое, фонематическое недоразвитие речи

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии –дислалии, ринолалии, дизартрии и др.

Задачи коррекционно-логопедических занятий:

  • формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков;
  • постановка, автоматизация звуков;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • отработка лексико-грамматических категорий.

2.6. Мониторинг образовательного процесса

2.7. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Участниками коррекционно-образовательного процесса в логопедическом пункте являются ребёнок, родитель, учитель-логопед, педагоги детского сада.
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Организационный раздел программы

3.1. Организация деятельности логопедического пункта

Коррекционно-логопедическая работа в логопункте детского сада строится на основе:

– образовательной программы детского сада;
– Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.;
– Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

В логопедическом пункте одновременно занимается 20 детей, сроком, определяемым логопедическим обследованием. Сроки коррекционной работы и частота занятий в логопункте обусловлены тяжестью и структурой речевого дефекта.

Основной формой организации коррекционно-образовательной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми в логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от занятий в режиме дня или посредством чередования логопедических занятий с непосредственно-образовательной деятельностью при организации их по подгруппам (с воспитателями и другими специалистами детского сада).

Форма организации занятий – подгрупповая, в микрогруппах, индивидуальная.

Объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Из детей с речевой патологией комплектуются следующие группы:

– с ОНР (111-4 уровень)-3-4 ребёнка;
– с ФФН илиФНР-3-6 детей.

Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН 2.4.1.3049 – 13.

В соответствии СанПиН продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН (полиморфная дислалия) – 1 год; ОНР-III-IVур.р. – 1-2 года.

С учётом индивидуальных особенностей некоторых воспитанников, состояния здоровья (дети с ОВЗ) сроки коррекционно-логопедической работы могут быть продлены.

3.2. Документация:

  • в период обследования детей логопед ведёт журнал регистрации обратившихся за логопедической помощью;
  • информационные листы с диагностикой речевого развития детей;
  • речевая карта на каждого ребёнка;
  • журнал посещаемости занятий на логопедическом пункте;
  • журнал учёта движения детей;
  • перспективные планы работы, в которых отмечается последовательность работы, её содержание;
  • общий план методической работы на год (Приложение 1);
  • ежедневные планы работы (в виде карточек, конспектов);
  • индивидуальные планы коррекционной работы (Приложение 2);
  • тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения;
  • расписание занятий групп, индивидуальных занятий, утверждённое руководителем учреждения дошкольного образования;
  • паспорт логопедического кабинета или картотека с перечнем оборудования и пособий;
  • отчёт о проделанной работе за год (Приложение 3).

Планирование коррекционно-развивающей работы со школьниками

Содержимое публикации

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы Ш к о л а № 1468

_________________________________________________________________________________________

Годовой план коррекционной работы

на 2019/2020 учебный год

Школьное отделение

Учитель-логопед

Савина Любовь Викторовна

ЦЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1.Оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи,испытывающим трудности в общении и обучении, способствуя развитию личности и формированию положительных личностных качеств.

2. Обеспечение коррекции недостатков в речевом и познавательном развитии детей и оказание им помощи в освоении адаптированной общеобразовательной программы с учетом целевых ориентиров ФГОС.

3. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы общеобразовательной школы, обусловленных индивидуальными особенностями развития школьников.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ЦПМПк и ПМПк комплекса);

3. Обеспечение возможности освоения детьми с ОВЗ адаптированной образовательной программы дошкольного образования на доступном им уровне и их дальнейшая интеграция и социализация в образовательном учреждении.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО ОКАЗАНИЮ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ:

Выявление детей с ОВЗ, состояние здоровья которых препятствуют освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения;

Организация сопровождения детей с ОВЗ и оказание им коррекционной помощи в условиях общеобразовательного учреждения;

Выявление детей с минимальными парциальными нарушениями и организация своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения усложнения данных проблем и обеспечение успешного усвоения ими общеобразовательной программы.

Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в поддержке со стороны учителя-логопеда, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-педагогической работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами;

Оценка результатов помощи детям и определение уровня сформированности их речеязыковой компетенции;

Формирование у педагогического коллектива и родителей информационной готовности к коррекционно – педагогическому процессу, оказание информационной помощи, координация усилий педагогов и родителей в усвоении детьми общеобразовательной программы;

Диагностико-аналитическая деятельность

Проведение обследования речи детей, поступающих в школу;

Выявление структуры речевого дефекта и степени его выраженности;

Определение индивидуально-психологических особенностей ребенка;

1. Первичное обследование устной речи учащихся 1 классов.

2. Первичное обследование устной и письменной речи учащихся 2-х классов (3-их и 4-ых по запросу).

3. Углубленное обследование устной и письменной речи учащихся, зачисленных на занятия.

4. Проведение обследования речи детей, поступающих в школу.

1. Изучение уровня сформированности звуковой стороны речи.

2. Изучение уровня сформированности фонематических процессов, процесса языкового анализа и синтеза.

3. Изучение уровня сформированности лексико-грамматической стороны речи.

4. Изучение уровня сформированности связной речи.

5. Изучение уровня сформированности графо-моторных навыков.

6. Изучение особенностей формирования психологической базы письменной и устной речи.

– Организация посещения обучающимися ЦПМПк и ПМПк комплекса;

– Выявление у учащихся уровня сформированности: фонетико-фонематических и познавательных процессов.

– Определение уровня владения школьниками лексико-грамматическими средствами языка.

– Анализ развития связной речи; определение уровня сформированности психологической базы речи.

– Выявление детей с ОВЗ и детей с минимальными парциальными нарушениями.

Предполагаемый результат:

– Установление причин речевых нарушений, квалификация их характера и степени выраженности.

– Своевременное выявление достижений и трудностей в реализации индивидуальных коррекционных программ для установления приоритетов коррекционно-педагогического воздействия.

– Подведение итогов образовательного коррекционно-развивающего процесса и оценка динамики коррекционно-развивающей работы в течение учебного года.

– Формирование групп детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Организация и проведение ЦМПК с целью определения статуса «ребенка с ОВЗ», формирование групп.

Коррекционно-образовательная деятельность

Цель: Коррекция и развитие психомоторных, познавательных, речевых процессов по средствам организации образовательной коррекционной деятельности.

1. Осуществление сопровождения школьников с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной коррекционной программой обучения и воспитания.

2.Проведение занятий с детьми с ОВЗ и детьми группы риска, прошедшими ЦПМПк и ПМПк комплекса.

1. Формирование фонематических процессов.

2. Формирование навыка языкового анализа и синтеза.

3. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

4. Формирование связной речи.

5. Коррекция высших психических функций.

– Организация образовательной деятельности с учетом специфики тем и в соответствии с календарным планом.

– Восполнение пробелов в формировании фонематической стороны речи.

– Формирование навыка анализа и синтеза звукобуквенного, слогового состава слова.

– Формирование навыка языкового анализа и синтеза.

– Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.

– Формирование стойкого динамического стереотипа грамматических закономерностей родного языка.

– Упорядочение представлений о звуковой стороне речи.

– Обучение разным видам монологической речи.

– Развитие внимания, памяти, работоспособности, моторной ловкости, представлений о пространственных и временных отношениях, пространственного анализа и синтеза, эмоционально-волевой сферы.

Предполагаемый результат:

– Повышение уровня сформированности речеязыковой компетентности школьника.

– Сформированность психомоторных, познавательных и речевых процессов.

– Успешное усвоение обучающимися основной общеобразовательной программы.

– Успешное усвоение обучающимися специальной коррекционной образовательной программы.

– Осуществление эффективного развития детей с учетом индивидуальных особенностей.

Первичная диагностика 01.09.19.-15.09.19.

по запросу родителей и педагогов

В течение учебного года

Консультативная деятельность

Цель: Оказание консультативной помощи педагогам, родителям детей с проблемами в обучении.

1. Информирование семьи об особенностях развития ребенка.

2. Оказание консультативно-методической помощи учителям общеобразовательного учреждения в вопросах коррекционно-развивающего обучения.

3. Определение совместных (ребенок – логопед- педагоги) оптимальных путей воздействия на выявленные нарушения.

– Знакомство родителей с особенностями развития речи ребенка, с причинами их возникновения.

– Рекомендации по организации коррекционно-обучающей работы с ребенком.

– Консультации педагогов по результатам обследования с целью выработки единой направленности в коррекционно-воспитательной и образовательной работе.

Предполагаемый результат:

– Организация коррекционно-развивающей работы.

– Установление совместных требований к общему и речевому развитию ребенка.

– Установление взаимодействия семьи и педагогического коллектива.

– Превращение педагогического коллектива школы и семьи в активный субъект коррекционного процесса.

Индивидуальные, групповые консультации по запросу родителей и учителей

Профилактическая деятельность

1. Предупреждение патологического развития речи ребенка.

2. Выявление детей с речевой патологией.

1. Пропаганда логопедических знаний.

2. Оказание своевременной логопедической помощи.

3. Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи.

– Раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в состоянии здоровья, врожденных и приобретенных заболеваний, которые сказываются на развитии речи и дальнейшей школьной успеваемости.

– Создание условий, обеспечивающих нормальное усвоение детьми основной общеобразовательной программы.

Предполагаемый результат:

П овышение педагогической компетентности родителей, педагогов в вопросах возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Методическая деятельность

Цель: Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1.Организация мониторинга коррекционно-образовательного процесса.

2.Своевременное составление и изменение индивидуальных образовательных маршрутов.

3. Своевременное составление и ведение документации (планирование, отчетность).

4.Постоянное совершенствование материально-технической базы.

– Изучение специальной, педагогической литературы.

– Участие в работе ГБОУ, обмен опытом.

– Выбор наиболее адекватных методов, приемов и содержания логопедической помощи. Определение индивидуального образовательного маршрута. Создание коррекционно-развивающих, индивидуализированных программ.

– Участие в работе педагогического совета.

-Оснащение логопедического кабинета методическими, дидактическими пособиями.

– Анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Предполагаемый результат:

Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающего процесса.

– Повышение профессионального уровня, обобщение знаний и передового опыта, совершенствование мастерства

– Разработка методических рекомендаций, учебно-дидактических пособий по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи у учащихся.

Документация

Цель: эффективная организация коррекционно-образовательного процесса

1. Журнал логопедического обследования

2. Индивидуальная и (или) групповая речевая карта

3. Перспективный/ календарно-тематический план

4. Расписание занятий

5. Журнал посещаемости занятий

6. Рабочие тетради

7. Годовой отчет

– Заполнение журнала обследования по результатам первичного обследования устной речи учащихся 1-х классов, устной и письменной речи учащихся начальной школы.

– Оформление индивидуальной и (или) групповой речевой карты на каждого учащего, зачисленного на занятия.

– Составление перспективного/ тематического группового плана коррекционно-развивающего обучения учащихся, зачисленных на занятия.

– Составление расписания занятий. Контроль посещаемости.

– Реализация индивидуального образовательного маршрута

Предполагаемый результат:

Выявление группы детей, нуждающихся в логопедических занятиях.

– Обеспечение коррекционно-образовательного процесса.

– Контроль результатов коррекционной работы.

Работа с педагогами

– Анализ результатов обследования, обсуждение и составление индивидуальных образовательных маршрутов (индивидуальных планов) совместно с психологом и педагогами.

– Планирование коррекционной и образовательной работы с учетом результатов обследования.

– Участие в педсоветах.

Работа с родителями

– Выявление уровня родительских притязаний к школьной успешности детей, заинтересованности в совместной коррекционной работе по преодолению трудностей. Адекватность родительской оценки детских возможностей. Сбор данных для речевого анамнеза.

– Обсуждение результатов коррекционной работы за год. Рекомендации на летний период. Разработка дальнейших перспектив в работе.

– Обучение активному и целенаправленному наблюдению за ребёнком в домашней обстановке. Информирование родителей о результатах обследования. Дать необходимые знания об особенностях развития ребёнка с нарушениями речи, обучить некоторым коррекционным приёмам работы в семье.

– Познакомить родителей с содержанием коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи; с организацией совместной работы в течение года.

– Познакомить родителей с итогами работы за 1-е полугодие; оценить роль семьи в системе комплексного коррекционного воздействия на ребёнка.

– Подведение итогов работы за учебный год; совместное планирование работы на следующий учебный год.

– Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.

Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета

Цель: Повышение эффективности коррекционной работы

– Изготовление и приобретение методических пособий.

– Приобретение методической литературы.

Методическая работа

Самообразование.

– Анализ и изучение научной, педагогической, психологической и методической литературы по теме «Предупреждение и устранение дисграфии и дислексии».

– Участие в работе ПМПк комплекса.

– Регулярное посещение методических объединений учителей-логопедов, семинаров по коррекционной работе.

– Участие в работе педсоветов, методических объединений учителей школы.

Участие в работе педагогических советов, семинаров, родительских собраний.

Картотека пальчиковых игр для детей 4 -5 лет.
картотека (средняя группа) на тему

Картотека пальчиковыхигр подобрана по темам для удобства поиска необходимого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
kartoteka_palchikovyh_igr_detey.docx42.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №476»

” Картотека пальчиковых игр для детей 4-5лет”

Лужина Ирина Александровна

«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

Развитие мелкой моторики – очень важное и нужное занятие. Работа пальчиков малыша напрямую связана с деятельностью головного мозга, стимулирует ее. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше и быстрее развивается ребенок.

Тема: Части тела

Это глазки. – Вот, вот.

Это ушки. – Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох! устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

«Весёлый человечек»
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.

«Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют, Указательный и средний “идут” по другой руке.
Эти – любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти – тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Тема: Наш детский сад, наша группа.

Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных – «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» – кулачки разжать,
В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)

«Наша группа»
В нашей группе все друзья. Ритмично стучат кулачками по столу
Самый младший — это я. Разжимают пальчики поочередно,
Это Маша, начиная с мизинца
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
«Дружба»
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.

«Как живёшь?»
– Как живёшь? – Вот так! (показать большой палец)
– А идешь? – Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? – Вот так! (протягивать открытую ладонь)
– Ждёшь обед? – Вот так! (кулачок подпирает лицо)
– Машешь вслед? – Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? – Вот так! (2 ладошки под щекой)
– А шалишь? – Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

«Девочки и мальчики»
Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

Листопад, листопад! Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону,

медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

« Осень»
Осень, осень, – трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, – трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, – движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, – по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, – разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, – скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: – похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. – кулак, ребро, ладонь

«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, – загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. – сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, – загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. – маршируем на месте
А в лесу полно чудес! – разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. – хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. – сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, – загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. – делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, – грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, – встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!

«Осень2»
Ветер северный подул, – подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. – ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил, – постучать кулачками по столу
Снег потом припорошил, – плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. – ладони прижать крепко к столу

«Осень3»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый ( Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку ( Спокойно уложить ладони на стол)

20 замечательных пальчиковых игр для детей 4-5 лет

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет можно использовать, когда есть необходимость успокоить ребенка или развлечь его так, чтобы он не помешал окружающим.

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет развивают у детей мелкую моторику, речь, внимание, память, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.

Игра 1. Котята.

У кошечки нашей есть десять котят,
(ладошки складываем,
пальцы прижимаем друг к другу)

ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!

Сейчас все котята по парам стоят:
(покачиваем руками из стороны
в сторону, не разъединяя их)

Два толстых, два ловких,
(постукиваем большими , а потом
указательными пальцами друг о друга)

Два длинных, два хитрых,
(постукиваем средними , а потом
безымянными пальцами друг о друга)

Два маленьких самых
И самых красивых.
(постукиваем мизинцами друг о друга).

Игра 2. Зайцы.

Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
(руки свободно лежат на столе)

И двое вдруг сказали:
“Вон человек с ружьём”
(поднять вверх большие
пальцы обеих рук)

Двое закричали:
“Давайте убежим!”,
(поднять вверх указательные
пальцы обеих рук)
Двое прошептали
“Давайте помолчим!”,
(поднять вверх средние
пальцы обеих рук)

Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!”
(Поднять вверх безымянные
пальцы обеих рук)

А двое вдруг спросили:
«Он может сделать “Бах”?»
(поднять вверх мизинцы
обеих рук)

“Бах” — выстрелил охотник,
Нажав ружья курок,
(хлопнуть в ладоши)

И десять серых зайцев
Пустились наутёк.
(бежим всеми пальчиками по столу).

Игра 3. Дружные пальчики.

Эти пальчики щипают,
(большим и указательным пальцем
щипаем ладонь другой руки)

Эти пальчики гуляют,
(указательный и средний
«идут» по другой руке)

Эти — любят поболтать,
(средний и безымянный
трутся друг об друга)

Эти — тихо подремать,
(безымянный и мизинец
прижимаем к ладони)

А большой с мизинцем- братцем
Могут чисто умываться.
(крутим большим пальцем
вокруг мизинца).

Игра 4. Котёнок.

Шёл один я по дорожке,
(показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки,
(показываем два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка,
(показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!
(качаем головой)

У него четыре лапки,
(показываем четыре пальчика)

На лапках — острые царапки,
(царапаем ноготками по
столу или по коленкам)

Один, два, три, четыре, пять,
(на каждый счёт показываем
соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать!
(убегаем указательным и средним пальчиками).

Игра 5. Ласточка — Перепелочка.

Ребенок кладет правую ладонь на левую ладонь взрослого.

Взрослый водит пальцами правой руки по большому пальцу ребенка,
приговаривая: «Ласточка».

Затем переходит к другому пальцу, повторяя эти же движения
и это же слово.

Когда взрослый произнесет «Перепелочка», ребенок должен быстро
отдернуть руку, если он не успеет отдернуть руку, взрослый
ловит его за пальчики, и начинает трясти, приговаривая: «поймал».

Игра 6. Пальчиковая гимнастика.

1. «Ладони на столе»
(на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе)

2. «Ладошка — кулачок — ребро».

3. «Пальчики здороваются»
(на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук,
сначала начиная с больших пальцев, потом — с мизинцев)

4. «Коза»
(вытянуть указательный палец и мизинец правой руки,
затем левой руки)

5. «Очки»
(соединить большие и средние пальцы обеих рук)

6. «Зайцы»
(вытянуть вверх указательный и средний пальцы,
большой, мизинец и безымянный соединить)

7. «Пчела»
(указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг,
а потом вместе двумя руками, произнося при этом звук «Ж»)

8. «Солнечные лучи»
(пальцы рук соединить в замок, поднять руки вверх, вытянув пальцы вверх)

Игра 7. Семья.

А у нас семья живет:
(хлопнуть в ладоши, стукнуть
кулачками друг о друга)

Двое встали у ворот,
(загибать большие пальцы)

Две Настюшки съели плюшки,
(загибать указательные пальцы)

Два Антона
Сидят дома,
(загибать средние пальцы)

Два учиться захотели,
(загибать безымянные пальцы)

Двое плачут в колыбели.
(загибать мизинцы)

Игра 8. Моя семья.

Как я рад, что у меня

Дома милая семья:

Папа, мама, я, сестричка,

Братик — мальчик-невеличка.
(поднять руку ладонью к себе, затем
загибать пальцы при перечислении).

Игра 9. Моя семья.

(Пальцы сгибают по очереди, начав с большого, потом крутят кулачком)
Один пальчик — дедушка,
Другой пальчик — бабушка,
Средний пальчик — папочка,
Ну, а этот — мамочка,
Самый младший — я,
Это вся моя семья!

Игра 10. Пальцы гуляют.

Раз, два, три, четыре, пять —

Хотят пальцы погулять.
(сжимать-разжимать кулачки,
пошевелить пальцами, затем
на счет загибать их по одному)

Большой палец видит крошку,

Средний будет веселиться,

Безымянный пьет водицу.

Самый маленький не спит,

А вокруг себя глядит.
(пошевелить всеми пальчиками одновременно).

Игра 11. Помогаю маме.

Мыл посуду наш сыночек.

Вымыл кружки, миски, ножик.

Вытер вилки и тарелки —

Убежал играть в горелки.
(выполнять имитирующие движения по тексту).

Игра 12. Мамины помощники.

(Движения показывать в соответствии с текстом)

Мы — мамины помощники,

Ей будем помогать.

Помоем всю посуду

И приберем кровать.

А вечером все вместе

Мы сможем чай попить!

Игра 13. Моем посуду.

(сначала ударять кулачками друг о друга, выполнить круговые движения
ладошкой по ладошке, затем на счет предметов загибать пальчики)

Раз, два, три, четыре,

(ударять кулачками)
Мы посуду всю помыли:

Вилки, миски, поварешки,

Сковородочки и ложки.

Мы посуду всю помыли,

Только чашечку разбили,

Ножик тоже поломался,

У солонки бок остался.

Чайник чуточку сломали,

Дружно маме помогали.

Игра 14. Гармонь.

Стенка, стенка
(показывать на щеки)

Две ступеньки
(пальчиками «пошагать» по губам)

— Дзынь!
(надавить на нос)

Хозяин дома?
— Дзынь!
(надавить на нос)

Гармонь готова?
— Дзынь!
(надавить на нос)

Поиграть можно?
(легонько пощекотать ребенка)

Это наши глазоньки.
Вот, вот.
(показать глаза)

Это наши ушки.
Вот, вот.
(показать уши)

Это носик, это рот.
(показать нос, рот)

Сзади спинка.
Здесь живот.
(показать спину, живот)

Рученьками хлоп-хлоп.
(хлопнуть в ладоши)

Ноженьками топ- топ.
(топнуть ногами)

Ох, устали, вытрем лоб!
(провести ладонью по лбу).

Игра 15. Шарик.

(Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками.
В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара.
Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение)

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Игра 16. Мои игрушки.

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,
(указательный и большой пальцы каждой руки соединить
подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх
и слегка согнуть (гребешок)

Это зайка,
(средний и указательный пальцы правой руки
направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.
(ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса),
большой палец направлен вверх (ушко)

Вот машинка без колёс.
(правую ладонь сложить в виде пригоршни и
накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.
(руки рёбрами поставить на стол, ладони
прижать друг к другу, а затем раскрыть).

Игра 17. Юла.

(Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев,
от указательного до мизинца и наоборот.
Выполнять как правой, так и левой рукой).

Я юлу кручу, верчу,

Игра 18. Это я.

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!
(дети показывают части тела и выполняют
движения в соответствии с текстом).

Игра 19. Дружные пальчики.

Эти пальчики щипают,
(большим и указательным пальцем щипаем
ладонь другой руки (или мамину ладонь)

Эти пальчики гуляют,
(указательный и средний «идут» по другой руке)

Эти — любят поболтать,
(средний и безымянный шевелятся,
трутся друг об друга (шурша)

Эти — тихо подремать,
(безымянный и мизинец прижимаем к ладони)

А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
(крутим большим пальцем вокруг мизинца).

Игра 20. Варежка.

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал».
(жать пальцы в кулачок)

Маша варежку сняла:
(все пальцы разжать, кроме большого)

«Поглядите – ка, нашла!
(разогнуть большой палец)

Ищешь, ищешь и найдёшь,
(сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец)

Здравствуй, пальчик, как живёшь?

В какие пальчиковые игры для детей 4-5 лет, играете Вы со своими детьми?

” Картотека пальчиковых игр для детей 4-5лет”

  • Опыт работы (3)
  • Советы родителям (27)
  • Методическая копилка (8)

” Картотека пальчиковых игр для детей 4-5лет”

” Картотека пальчиковых игр для детей 4-5лет”

«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

(В.А. Сухомлинский)

Развитие мелкой моторики – очень важное и нужное занятие. Работа пальчиков малыша напрямую связана с деятельностью головного мозга, стимулирует ее. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше и быстрее развивается ребенок.

Пальчиковые игры по теме: «Овощи»

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке

(Дети делают ладошки «корзинкой».)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Помидор и огурец.

(Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Наша Зина – молодец!

(Показывают большой палец.)

Пальчиковые игры по теме: «Фрукты»

Как у нашей Зины фрукты в корзине:
(Дети делают ладошки «корзинкой»)

Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы –
До чего красивы!
Посмотрите на ранет!
(Сгибают пальчики, начиная с мизинца.)
Вкуснее наших фруктов нет!
(Гладят живот.)

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
Фрукт для вас и для нас.
(Показывают ладошками вокруг и на себя.)

«Соберу грибы»

Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.
Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»
(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)
Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь –
Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)
А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!
(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)

Пальчиковые игры по теме: «Ягоды»

Ягоды – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
(Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.)
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит?
(Приподнимают плечи, удивляются.)
Я – молодец!
(Большой палец вытягивают вперед.)

Пальчиковые игры по теме: «Хлеб»

Муку в тесто замесили,
(Сжимают и разжимают пальчики.)
А из теста мы слепили:
(Прихлопывают ладошками, «лепят».)
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечем в печи.
(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.)
Очень вкусно!
(Гладят живот.)

Пальчиковые игры по теме: «Мебель»

Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)
Много мебели назвал –
Десять пальчиков зажал!
Поднимают зажатые кулачки вверх.

Пальчиковые игры по теме: «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила.
(Показывают большой палец.)
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

Пальчиковые игры по теме: «Поздняя осень»

Солнышко греет уже еле-еле;
Перелетные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).
Река покрывается льдом в ноябре –
(Руки сжимают в «замок»).
Поздняя осень стоит на дворе.
(Разводят руками перед собой.)

Пальчиковые игры по теме: «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
Новогодние игрушки,

Праздник приближается, елка наряжается.
(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
(Крутят ладошками в воздухе – «фонарики».)

Пальчиковые игры по теме: «Игрушки»

У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.)

Пальчиковые игры по теме: «Круглый год»

Круглый год, круглый год!
(Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.)
За зимой весна идет,
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим –
Идет за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.
Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой.

Пальчиковые игры по теме:«Транспорт»

Будем пальчики сгибать –
(Сжимают и разжимают пальчики.)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.)
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Пальчиковые игры по теме: «Наша армия»

Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой!
(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.)

Пальчиковые игры по теме: «Книги»

Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».)
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.
(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)

Пальчиковые игры по теме: «Дикие животные»

Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
(Вращают большим пальцем.)

Пальчиковые игры по теме: «Домашние птицы»

Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
(Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.)
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
(Показывают пальчики, играя ими.)

Пальчиковые игры по теме: «Домашние животные»

Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.)

Пальчиковые игры по теме: «Перелетные птицы»

С юга птицы прилетели!
(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)
Прилетел к нам скворушка –

Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»).

Пальчиковые игры по теме: «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!
(Делают ладошку у лба «козырьком».)
Что ты видишь, милый друг?
(Приставляют пальцы колечками у глаз.)
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

«Какие бывают рыбы?»

Мы в подводном мире, друг,
(Выполняют движения руками, как будто плывут.)
Рыбы плавают вокруг:
(Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.)
Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила,
Рыба-удильщик и рыба-игла.
(Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Пальчиковые игры по теме: «НОВЫЙ ГОД»

Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, – верхушка «ёлочки».
Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» – сжатые кулачки и «иголочки» – растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» – кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» – сложенные ладони со сведёнными пальцами.
Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» – сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» – положение «ушки» вниз

Пальчиковые игры по теме: «Дружба»

Дружат в нашей группе пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать. соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями)

Пальчиковые игры по теме: «Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком,
(Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом.
(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
Звери будут в доме жить,
(Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить
(Соединяют руки в «замок»)
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок слепили. Дети “лепят”.
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз — подбросим, “Подбрасывают”.
Два — поймаем, “Ловят”.
Три — уроним “Роняют”.
И. сломаем. Топают.

Пальчиковые игры по теме: «Зимующие птицы»

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело?
Мы расскажем. Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

«Моя семья»
Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья: и в соответствии с текстом
Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:
Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя, средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

Пальчиковые игры по теме: «Мамин день»

«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем».
Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

Пальчиковые игры по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»

Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

Пальчиковые игры по теме: «Обувь»

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Пальчиковые игры по теме: «Насекомые»

Прилетела к нам вчера машут ладошками
Полосатая пчела. на каждое название насекомого
А за нею шмель-шмелек загибают пальчик.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков
Пожужжали, полетали, подносят к глазам.
От усталости упали. роняют ладони на стол.

Пальчиковые игры по теме: «Жук»

Я веселый Майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу…

Пальчиковые игры по теме: «Посуда»

Раз, два, три, четыре,
(удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга)

Пальчиковые игры по теме: «День Победы»

Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.
Я – отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук
Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)

Аты — баты, аты — баты!
(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.

Пальчиковые игры по теме: «Мир профессий»

Повар готовил обед, Ребром ладони стучат по столу.
А тут отключили свет. Загибают большой палец на левой руке.
Повар леща берет
И опускает в компот. Загибают указательный палец.
Бросает в котел поленья, -средний
В печку кладет варенье. – безымянный
Мешает суп, – мизинец
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он! Разводят руками.

Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

Ссылка на основную публикацию