План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. Тема Животные жарких стран

Занятие по лексической теме «Животные жарких стран» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.
  • Закрепление грамматических форм существительных родительного падежа единственного и множественного числа, названий детенышей.
  • Упражнение в согласовании существительных с прилагательными.
  • Закрепление слов сложной слоговой структуры.
  • Закрепление умения образовывать сложные слова путем сложения основ.
  • Повторение схемы составления рассказа-описания животного.
  • Развитие умения сравнивать животных по существенным признакам.
  • Развитие связной речи (умения составлять рассказ-описание).
  • Развитие слогового анализа и синтеза.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие плавного длительного выдоха.
  • Развитие внимания.
  • Воспитание познавательного интереса к фауне жарких стран.
  • Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям.
  • Оборудование: большая объемная снежинка, бумажные снежинки для детей (размером с детскую ладонь), спичечные коробки с изображениями животных внутри, 2 игрушечных телефона, проектор, презентация.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Оргмомент.

    Слайд 1. Заставка. Звучит музыка.

    Логопед: Послушайте, ребята, одну удивительную историю. Жила-была маленькая Снежинка. (Слайд 2.). Снежинка очень любила зиму (щелчок), любила кружиться и танцевать в морозном воздухе. Но еще Снежинка умела мечтать. И мечтала она совсем не о зимних забавах. По ночам Снежинке снились необыкновенные сны.

    Что может, ребята, присниться Снежинке?
    Она не расскажет – расскажут картинки.

    Составление детьми предложений о том, что снится Снежинке. Поощряется вариативность ответов.

    Снятся Снежинке хорошие сны:
    Африка снится, львы и слоны.
    Доброе солнце, жаркое лето,
    Снится земля зеленого цвета.

    Снежинка очень грустила, что не может увидеть наяву таких необыкновенных животных. Ведь в наших лесах не водятся страусы и фламинго.

    Кого еще нет в наших лесах?

    – В наших лесах нет черепах и кенгуру (слайд 4)

    – В наших лесах нет обезьян и жирафов (слайд 5)

    – В наших лесах нет крокодилов и носорогов (слайд 6)

    2. Постановка цели занятия.

    – И вот однажды Снежинка решила совершить опасное путешествие – в жаркие страны. Почему оно было опасным для Снежинки?

    – Потому что от жары она может растаять.

    – Правильно, молодцы. …Снежинка отправилась к своему другу Ветерку и попросила его помочь. …Сегодня мы тоже совершим путешествие с нашей Снежинкой, а потом расскажем обо всем, что видели и слышали.

    3. Основная часть.

    • Упражнение на развитие длительной и плавной воздушной струи.

    Логопед раздает детям вырезанные из бумаги снежинки, дети дуют на них, соблюдая правила не раздувать щеки и не поднимать плечи.

    • Актуализация словарного запаса. Согласование существительных с прилагательными.

    – Пока Ветерок нес Снежинку, он рассказал ей о джунглях. А что он ей рассказал, ребята? Что такое джунгли? Какие растения растут в джунглях?

    – Джунгли – это влажный и жаркий лес. В джунглях растут пальмы и лианы.

    – Верно. Именно так и сказал Снежинке Ветерок. …Но вот Снежинка в джунглях. Она приземлилась на верхушку пальмы и увидела

    …веселую длиннохвостую… (обезьяну). Слайд 8, щелчок 1

    Потом она заметила…

    …чешуйчатого острозубого… (крокодила). Слайд 8, щелчок 2

    Затем она увидела …

    полосатого хищного… (тигра). Слайд 8, щелчок 3

    – “Я хочу увидеть и других животных!” – радостно закричала Снежинка. И тогда Ветерок понес ее в Африку.

    И снова он рассказывал маленькой Снежинке. Что же он рассказал ей об Африке, ребята? Слайд 9, два щелчка.

    – В Африке есть пустыни, покрытые песком, а есть саванны, покрытые травой.

    – Правильно. А еще Ветерок рассказал, что в Африке живет

    • двугорбый … (верблюд) Слайд 10, щелчок 1
    • гривастый царственный … (лев). Щелчок 2
    • длинношеий пятнистый … (жираф). Щелчок 3
    • большеухие серые … (слоны). Щелчок 4
    • толстокожий воинственный … (носорог). Щелчок 5
    • полосатая … (зебра). Щелчок 6

    И пока Ветерок говорил это, Снежинка очутилась в Африке.

    • Сравнение животных, выделение характерных признаков.

    – Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканский гусь! Он такой же длинношеий!

    – Ребята, разве это гусь? Давайте поможем Снежинке разобраться!

    Дети сравнивают гуся и жирафа:

    И у жирафа, и у гуся длинная шея. НО:

    Гусь – это водоплавающая птица, а жираф – это сухопутное животное.

    Гусь живет в наших краях, а жираф – в Африке.

    Гусь покрыт перьями, а жираф нет.

    У жирафа пятнистая шкура, а у гуся пятен нет.

    – Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканский кот! Он очень похож на кота!

    – Ребята, докажем Снежинке что это не кот?

    Дети сравнивают льва и кота (аналогично). Отмечается сходство кота и льва. Логопед напоминает, что кот, тигр, пантера и леопард относятся к семейству “кошачьи”.

    – Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканская лошадь! У лошади такая же грива и такие же копыта!

    Сравнение лошади и зебры (слайд 16). Логопед хвалит детей за внимательность и говорит, что зебра и лошадь тоже представители одного семейства.

    • Развитие слогового анализа.

    – Снежинке так понравились животные, что ей сразу же захотелось рассказать о них своей сестре Дождинке. Как же ей рассказать? Ведь Африка очень далеко!

    – Можно отправить письмо, телеграмму или позвонить по телефону.

    – Правильно. Именно так и поступила Снежинка. Она отправила телеграмму. Но некоторые слова в ней написаны неразборчиво. Что хотела сообщить Снежинка? Давайте разбираться!

    Дети подбирают с помощью прохлопывания названия животных к схеме и доказывают правильность своего выбора.

    • Динамическая пауза.

    Снежинка увидела много нового и слегка утомилась. Давайте вместе с нею сделаем веселую звериную зарядку!

    Слайд 18 с музыкой. Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни.

    • Дидактическая игра “Фотоохота”. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных и названий детенышей животных. Развитие мелкой моторики.

    – И тут Снежинка вспомнила про другую свою сестру – Пылинку. Надо и ей что-нибудь интересное рассказать. Пожалуй, я сделаю много чудесных фотографий! …Ребята, мы отправляемся на фотоохоту. Но будьте внимательны, животные любят прятаться. …Ой, смотрите-смотрите, кто это там спрятался за деревом?

    По очереди слайды 19, 20,21. Дети составляют предложения: За деревом спрятался жирафенок. И т.п.

    Логопед раздает детям “фотоаппараты” (спичечные коробки), дети “фотографируют”, открывают коробки и называют, кого они сфотографировали. Логопед хвалит ребят и добавляет:

    И Снежинка старалась,

    Но что получилось?

    Что в кадр поместилось?

    Слайд 22. После каждого щелчка дети говорят полными предложениями. Например: Снежинка сфотографировала тигриную пасть. И т.д.

    • Составление рассказа-описания.

    – Посмотрела Снежинка на получившиеся фотографии и решила, что ничего Пылинка не поймет. Надо, пожалуй, ей позвонить.

    Логопед выставляет игрушечный телефон. Сам играет роль Пылинки, а ребенок – роль Снежинки, которая отвечает на вопросы.

    С: Здравствуй, дорогая Пылинка! Я увидела столько необыкновенных животных!

    П: Расскажи мне, пожалуйста!

    С: Вот, например, жираф.

    П: Чем покрыта его шкура?

    С: Шкура жирафа покрыта коричневыми пятнами разной формы.

    П: Что интересного есть в его теле?

    С: Жираф – очень длинношее животное. На голове у жирафа рожки. Сзади – хвост, а на конце хвоста – маленькая кисточка.

    П: Ух, как интересно! А чем питается жираф?

    С: Жираф питается листьями с кустов и деревьев. Поэтому ему очень нужна длинная шея.

    П: А кто у жирафа детеныш?

    С: У жирафа рождается маленький жирафенок.

    П: Где можно увидеть жирафа?

    С: Жираф живет в Африке.

    П: Как много интересного ты увидела, Снежинка! Спасибо тебе за рассказ! Пока!

    С: Пока! Увидимся!

    – Ребята, а вам понравился рассказ Снежинки? Что еще можно рассказать о жирафе?

    4. Закрепление.

    • Самостоятельный рассказ.

    Логопед имитирует звонок Пылинке, говоря ей, что дети хотят рассказать еще об одном животном. Один-два ребенка рассказывают о выбранном животном.

    Сопровождение рассказа ребенка – слайд 23. Второй ряд эффектов – для дополнительной помощи детям в составлении рассказа.

    • Припоминание алгоритма составления рассказа-описания.

    – А теперь вспомним, на какие вопросы ответила Снежинка, чтобы ее рассказ получился красивым и интересным? (Дети вспоминают, задают вопросы.)

    Слайд 23 (третий ряд эффектов).

    5. Обобщение.

    Логопед просит детей сказать, что им особенно понравилось в занятии и почему.

    6. Итог.

    Логопед хвалит детей и просит их дома нарисовать любое животное, которое живет в Африке, найти вместе с мамой и папой стишок и составить рассказ об этом животном.

    Конспект открытого логопедического занятия по теме “Животные жарких стран”
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya_po_teme_zhivotnye_zharkikh_stran.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад г. Нижневартовска № 80 « Светлячок»

    Конспект открытого логопедического занятия по теме: “Животные жарких стран”

    Выполнила: учитель-логопед Белых А.О.

    Нижневартовск 2014 г.

    Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и обучение грамоте по теме «Животные жарких стран».

    – активизация и актуализация словаря по теме занятия;

    – совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, образование множественного числа существительных, формы родительного падежа со словом «много»);

    – развитие фонематических представлений, зрительного гнозиса, логического мышления, внимания, памяти, воображения;

    – развитие навыков звукового анализа слов;

    – развитие общей, артикуляционной моторики;

    – формирование навыков сотрудничества, взаимодействия;

    – воспитание доброжелательности, самостоятельности, любознательности, инициативности, эмоциональности.

    Оборудование: картинки с изображением животных жарких стран, волшебный мешочек с игрушками животных по теме занятия, индивидуальные карточки для игры “Путаница”, звуковые схемы слов (лев, слон), смайлы (веселые и грустные), презентация Power Point.

    I. Вводно-организационный этап.

    Логопед: “Доброе утро, ребята. Дети, к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними. А сейчас покажите, какие вы, когда у вас веселое настроение, а когда – грустные, а если вас кто-то разозлит, представьте что вы очень долго шли по ступенькам вверх, а когда вам хочется узнать очень-очень интересное. А хотите узнать интересное?

    Дети, послушайте стихотворение, подумайте и скажите, о ком мы будем говорить сегодня на занятии!”

    Гул и звон везде летит,

    Если слон во всю трубит.

    А у жирафа шея длинная,

    И все видать ему вокруг.

    У зебры грива лошадиная,

    Она для всех хороший друг.

    А по пустыне поутру

    Легко скакала кенгуру.

    В далекой Африке за всех

    Отвечает храбрый лев.

    Логопед: “О ком это стихотворение? (ответы детей). Правильно.

    II. Мотивационно – побудительный этап.

    «Догадались, о ком мы будем говорить? А вы любите разгадывать загадки? Подумайте и скажите, о ком они»

    III. Информационно-аналитический этап.

    Грива есть, но он не лошадь? Нет короны, а он царь (лев). Все – львы. А много – львов.

    Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он. (жираф). Все – жирафы. Много жирафов.

    По реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит. (крокодил). Все – крокодилы. Много – крокодилов.

    Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку (леопард). Все – леопарды. Много – леопардов.

    Он в трубу свою дудит и как дом большой бежит. (слон). Все – слоны. Много – слонов.

    Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог). Все – носороги. Много носорогов.

    В жаркой Африке живёт, отрастил большой живот. Чтобы от жары укрыться, забирается в водицу (бегемот). Все – бегемоты. Много – бегемотов.

    Люблю дразниться и кривляться, и на лианах кувыркаться (обезьяна). Все – обезьяны. Много обезьян.

    Что за коняшки — на всех тельняшки? (зебры) Все – зебры. Много – зебр.

    Нас скакать учить не просит,
    А на брюшке сумку носит,
    В эту сумку, как в нору,
    Деток прячет . (кенгуру).

    IV. Практический этап.

    Логопед: А теперь давайте превратимся в некоторых животных и изобразим их. Открываем зеркала, повторяем за мной. (Выполнение артикуляционной гимнастики).

    1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

    Бегемот ( широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости).

    Бегемот разинул рот,

    Булку просит бегемот.

    Упражнения для языка:

    Жираф жует листочки ( покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя).

    Обезьянки качаются на лианах ( рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опускается вниз).

    Сигнал опасности у обезьянок ( щелкать языком, изменяя форму рта “улыбка-трубочка”)

    2. Развитие фонематического анализа.

    Д/и «Назови первый звук в слове» (лев, жираф, верблюд, носорог, бегемот, крокодил, тигр, слон, зебра, горилла)

    Физкультминутка «У жирафов…»

    Дети встают в круг. Логопед включает музыкальное сопровождение.

    У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

    У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    Есть на носу, на животах, коленях и носках.

    (Показывают части тела).

    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    Есть на носу, на животах, коленях и носках.

    (Показывают части тела).

    У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

    У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

    (Делают стряхивающие движения).

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    Есть на носу, на животах, коленях и носках.

    (Показывают части тела).

    А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

    А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    Есть на носу, на животах, коленях и носках.

    (Показывают части тела).

    3. Игра «Кто здесь лишний?» с использованием презентации Power Point.

    Логопед: «Назовите лишнюю картинку и скажите почему»

    4. 3вуковой анализ слова « слон».

    Развитие навыков звукового анализа, зрительного гнозиса.

    Подойдите к доске и найдите звуковую схему слова «слон». Давайте, проверим ваш выбор (характеристика каждого звука).

    5. Дидактическая игра «Чья? Чей? Чьи?» Совершенствование навыков образования притяжательных прилагательных (с использованием презентации Power Point и индивидуальных карточек)

    Логопед: “Дети, давайте поиграем в игру “Путаница”. Животные запутались, но вы можете видеть их лапы, хвосты, копыта. Расскажите, чьи это части тела?”.

    Я вижу крокодилий хвост, обезьянью голову, слоновий хобот, тигриные лапы, верблюжьи горбы, львиную голову.

    V. Заключительный этап.

    Подведение итогов. О ком мы сегодня говорили на занятии? Какие задания вам запомнились? Перед вами лежат 2 смайла – веселый и грустный. Кто считает, что справился с заданиями самостоятельно, поднимает вверх веселого смайлика, а у кого были затруднения – грустного.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого интегрированного занятия “Путешествие в жаркие страны” образовательная область “Познание” коструирование и мир природы подготовительная группа.

    Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима».

    Коррекционно – образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра.

    Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Р для детей подготовительной группы на тему:»Путешествие в страну звуков». Коррекционно-образовательные цели: -уточнять произношение звука .

    Коррекционно – образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра.

    Занятие направлено на:- уточнение и актуализация словаря по теме «Животные»- совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных)- употребление в речи п.

    Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и обучение грамоте по теме «Животные жарких стран».Задачи:1. Коррекционно-образовательные- активизировать и актуализировать словарь .

    Конспект лексико – грамматического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: Животные жарких стран. Употребление предлогов в речи детей

    Совершенствование лексико – грамматических категорий: упражнять детей в составлении предложений с предлогами: около, между, справа, слева, под, над.

    1. Уточнять, обогащать и активизировать словарь детей по теме.

    2. Совершенствование грамматического строя речи: упражнять детей в подборе прилагательных к существительным; упражнять детей в составлении предложений с предлогами: около, между, справа, слева, под, над; упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

    3. Развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, речевое дыхание, чувство ритма.

    1. Уточнить названия животных жарких стран и их детенышей.

    2. Развивать память, внимание, мышление.

    3. Упражнять детей в порядковом счете.

    4. Развивать графомоторные навыки.

    5. Закреплять умение трансформировать буквы в нужной последовательности.

    Воспитательные: формировать инициативу, усидчивость, ответственность, взаимопонимание и взаимоуважение.

    2. Предметные картинки с изображением животных жарких стран (на каждого ребенка).

    3. Массажный мячик.

    4. Тетради детей.

    5. Простые карандаши.

    1. Чтение художественной литературы по теме.

    2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением животных жарких стран.

    3. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».

    4. Дидактическая игра «Где какое животное».

    5. Приобретение наглядно-дидактического материала по теме.

    6. Двигательные упражнения: «Большие – маленькие», «Обезьяны», «Кто как идет».

    7. Разучивание стихотворения С. Маршака «Воробей в зоопарке».

    8. Беседа с детьми об особенностях внешнего вида и условиях проживания животных в жарких странах.

    Лев – львица – львенок – львята, слон – слониха – слоненок – слонята, зебра – зебренок – зебрята, жираф – жирафиха – жирафенок – жирафята, кенгуру – кенгуренок – кенгурята, тигр – тигрица – тигренок – тигрята, верблюд – верблюдица – верблюжонок – верблюжата, черепаха – черепашонок – черепашата, гепард – котенок – котята, обезьяна, носорог, крокодил, бегемот, лама, антилопа.

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы занятия. Дидактическая игра «Какой, какая, какие».

    3. Чтение стихотворения «Воробей в зоопарке».

    4. Дидактическая игра «Зоопарк».

    5. Физминутка «Большие – маленькие».

    6. Упражнение на развитие речевого дыхания и чувства ритма «Тигренок».

    7. Дидактическая игра «Куда спряталось животное?».

    8. Дидактическая игра «Один – много».

    9. Пальчиковая гимнастика «Две обезьяны».

    10. Работа в тетрадях.

    11. Итог занятия.

    1. Организационный момент.

    Раз – два – три – четыре – пять – становитесь в круг играть.

    – Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня снова вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сейчас вы сделаете глубокий вдох через нос и вдохнёте в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнете через рот все обиды, злобу и огорчения.

    (Дети делают вдох и выдох три раза.)

    – А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать его друг другу правой рукой, держа его большим пальцем и мизинчиком – вот так.

    (Дети желают друг другу доброго утра.)

    – Доброе утро, дети. Подходите к столам. Но сядете на свое место тогда, когда услышите название животного, живущего в жарких странах. Слушайте внимательно.

    ОЛЕНЬ, ЛИСА, КОРОВА, ЖИРАФ.

    – Максим, когда ты сел на свое место? (Когда услышал название животного, живущего в жарких странах.)

    – Назови это животное. (Жираф.)

    2. Сообщение темы занятия. Дидактическая игра «Какой, какая, какие» – развитие зрительного гнозиса, мышления, расширение словаря прилагательных по теме.

    (На столах детей лежат картинки с изображением животных жарких стран.)

    – Возьмите картинки, переверните их. Задание: назвать животное, и сказать какое оно, например: у меня – зубастый крокодил.

    (Картинки выкладываются на доску в специальные клетки.)

    – Как называется место, где мы можем встретить разных животных? (Зоопарк.)

    3. Чтение стихотворения «Воробей в зоопарке» (Ксения.)

    4. Дидактическая игра «Зоопарк» – упражнять детей в порядковом счете.

    – Посмотрите на доску. Каждое животное в зоопарке находится в своей клетке или в своем вольере. Посмотрите внимательно и скажите, кого вы видите в первой клетке? (В первой клетке я увидел носорога.) Во второй? В третьей? В четвертой? В пятой? В шестой? В седьмой? В восьмой? В девятой? В десятой? Кого вы увидели в клетках? (Животных жарких стран.)

    5. Физминутка «Большие – маленькие» (по слову, а не по показу) – координация речи с движением, развитие общей моторики.

    – Скажите, ребята, а вы помните, как называются детеныши у животных жарких стран? Давайте проверим. Выходите на ковер.

    (Сначала логопед называет взрослых животных и их детенышей, а затем вызываются 2-3 ребенка.)

    – На название взрослого животного вы должны поднять руки вверх и встать на носочки, а на название детеныша – присесть. Внимательно слушайте то, что я вам говорю, а не смотрите на то, что я делаю.

    6. Упражнение «Тигренок» – развитие речевого дыхания.

    Раз, два – повернитесь, и в тигрят превратитесь. Я – мама – тигрица, а вы – мои тигрятки.

    Я зову девочек – тигрят: мяу – мяу – мур – мур – мур.

    Теперь я зову мальчиков – тигрят: мур – мур – мяу – мур – мур – мур.

    Всех зову: мур – мур – мур – мяу.

    Раз, два – повернитесь, и в ребят превратитесь.

    А теперь тихо идем за столы.

    7. Дидактическая игра «Куда спряталось животное?» – упражнять детей в употреблении предлогов: МЕЖДУ, ОКОЛО, НАД, ПОД, СПРАВА, СЛЕВА.

    – Посмотрите на доску. Скажите, между какими животными находится крокодил? Где находится зебра? И т.д.

    8. Дидактическая игра «Один – много» – упражнять детей в употреблении существительных в единственном числе и в родительном падеже множественного числа.

    (В кругу с мячом.)

    – Давайте выйдем из-за столов и поиграем в кругу. Раз, два, три, четыре, пять – будем мы с мячом играть.

    – Я буду называть животное, которое живет в жарких странах и бросать вам мяч, а вы мне скажете, как называются детеныши, когда их много и когда один. Задание понятно?

    Например: У льва один – львенок, у льва много – львят и т.д.

    9. Пальчиковая гимнастика «Две обезьяны» – развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

    – Проходите за столы и приготовьте руки, чтобы немного их размять перед работой в тетрадях.

    10. Работа в тетрадях – развивать графомоторные навыки, закреплять умение трансформировать буквы в нужной последовательности.

    – Внимательно посмотрите задание, вам нужно разгадать ребус. На первой строчке нарисованы геометрические фигуры и в них – буквы, на второй строчке – только геометрические фигуры. Вам нужно переместить буквы из геометрических фигур на первой строчке в точно такие же геометрические фигуры на второй строчке, и прочитать слово. Кто справится, поднимет руку, чтобы шепнуть мне на ушко ответ.

    11. Итог занятия.

    – О ком мы сегодня говорили?

    – Что вам понравилось на занятии?

    – В какую игру из занятия вы хотели бы поиграть со своими родителями?

    ОвчинниковаТ.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. КАРО. – 2006.

    Конспекты логопедических занятий.

    Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ТНР (ОНР). Тема: Животные жарких стран. Путешествие в Африку

    Лавренова О.А.
    учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 68

    Тема: Животные жарких стран. Путешествие в Африку

    – совершенствовать и активизировать словарный запас детей по данной теме;

    – упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, подборе эпитетов и родственных слов, согласовании числительного с прилагательным и существительным, составлении описательного рассказа по плану;

    – закреплять навыки слогового и звукобуквенного анализа слов;

    – развивать логическое мышление, память, внимание, эмоциональную выразительность речи.

    Оборудование: предметные картинки с изображением экзотических животных; мяч; карточки с цифрами 2, 5, 9; буквы для составления слов; карточки со словами из кроссворда или предметные картинки (гепард, бегемот, зебра, жираф, тигр, носорог); кроссворд; мягкая игрушка лев.

    I. Организационный момент

    II. Сообщение темы

    Я приглашаю вас сейчас по джунглям погулять.

    Кто в жаркой Африке живет? Давайте вспоминать.

    1. Игра «Маленький – огромный». Образование слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами

    Дети вспоминают названия экзотических животных и образуют от них слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, произносят слова с соответствующей интонацией (лаково и угрожающе). На доске выставляются предметные картинки с изображением называемых животных.

    Например: бегемот – бегемотик – бегемотище.

    2. Согласование числительного с прилагательным и существительным:

    Царь зверей, могучий лев

    Решил всех подданных собрать,

    Чтоб клыкастых и рогатых,

    И зубастых, и лохматых,

    Всех-всех зверей пересчитать.

    На доске карточки с цифрами 2, 5, 9. Каждый ребенок выходит со своей картинкой и составляет словосочетание.

    Например: 2-е рогатые антилопы, 5 рогатых антилоп, 9 рогатых антилоп.

    3. Игра «4-й лишний»:

    До чего же лев устал.

    Целый день зверей считал.

    Лев считал, но просчитался:

    Кто-то лишним оказался.

    Ну-ка, дети, раз, два, три!

    Помоги его найти!

     Зебра, слон, жираф, морж;

     Носорог, лошадь, обезьяна, жираф;

     Тигр, слон, лев, леопард;

     Мартышка, бегемот, гепард, носорог

    4. Динамическая пауза:

    1) Речь с движением:

    Жил да был огромный слон.

    Кланялся при встрече он,

    Длинным хоботом он с пальмы

    Доставал себе бананы.

    Утром рано на заре

    Душ устраивал себе.

    2) Игра «Мамы и детеныши» с перекидыванием мяча:

    Животные в жаркой Африке

    Живут-поживают, не тужат

    И между собою дружат.

    И каждое утро зверятки

    Играют на детской площадке.

    Приводят как в детский сад

    Звери своих зверят.

    — Тигрица ведет …(тигренка),

    5. Игра «Собери слово». Звуко-буквенный синтез:

    На ковре рассыпанные буквы (6 наборов – названия экзотических животных).

    Это было в воскресенье

    У слона на дне рождения.

    Гости пели, веселились,

    И вертелись, и кружились.

    Так кружились и вертелись,

    Что на части разлетелись.

    Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

    Помоги гостей собрать!

    1) Составление слов из букв. Дети парами собирают каждая пара свое слово.

    2) Чтение слов. Кто был у слона на дне рождения?

    3) Поднимите руки, у кого названия хищников? У кого травоядные? У кого слово из 2-х слогов? Из 3-х? из 4-х?

    6. Кроссворд. Составление описательного рассказа по картинному плану.

    Тут еще одна напасть:

    Звери вздумали пропасть.

    Поиграть решили в прятки,

    Льву загадывать загадки.

    Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

    Помоги всех отыскать!

    У 6-ти детей карточка со словом или предметная картинка. Ребенок описывает своего животного по плану, не называя его. Остальные отгадывают. Заполняется кроссворд.

    Конспект открытого логопедического занятия по теме: “Животные жарких стран”
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya_po_teme_zhivotnye_zharkikh_stran.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого логопедического занятия по теме:

    “Животные жарких стран

    Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и обучение грамоте по теме «Животные жарких стран».

    – активизировать и актуализировать словарь по теме занятия;

    -совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных, образование множественного числа существительных, формы родительного падежа со словом «много»);

    – развивать фонематические представления, зрительный гнозис, логическое мышление, внимание, память, воображение;

    – развивать навыки звукового анализа слов;

    – развивать общую, артикуляционную моторику;

    – формировать навыки сотрудничества, взаимодействия;

    – воспитывать доброжелательность, самостоятельность, любознательность, инициативность, эмоциональность.

    Оборудование: доска, картинки с изображением животных жарких стран, волшебный мешочек с игрушками животных по теме занятия, индивидуальные карточки для игры “Путаница”, звуковые схемы слов (лев, слон), смайлы (веселые и грустные).

    I. Вводно-организационный этап.

    Логопед: “Доброе утро, ребята. К нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними. А сейчас покажите, какие вы, когда у вас веселое настроение, а когда – грустные (чередование эмоций).

    А хотите узнать интересное?

    Дети, послушайте стихотворение, подумайте и скажите, о ком мы будем говорить сегодня на занятии!”

    Гул и звон везде летит,

    Если слон во всю трубит.

    А у жирафа шея длинная,

    И все видать ему вокруг.

    У зебры грива лошадиная,

    Она для всех хороший друг.

    А по пустыне поутру

    Легко скакала кенгуру.

    В далекой Африке за всех

    Отвечает храбрый лев.

    Логопед: “О ком это стихотворение? (ответы детей). Правильно, о животных жарких стран.

    II. Мотивационно – побудительный этап.

    «Догадались, о ком мы будем говорить? А вы любите разгадывать загадки? Подумайте и скажите, о ком они»

    III. Информационно-аналитический этап.

    Грива есть, но он не лошадь? Нет короны, а он царь (лев). Все – львы. А много – львов.

    Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он. (жираф). Все – жирафы. Много жирафов.

    По реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит. (крокодил). Все – крокодилы. Много – крокодилов.

    Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку (леопард). Все – леопарды. Много – леопардов.

    Он в трубу свою дудит и как дом большой бежит (слон). Все – слоны. Много – слонов.

    Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог). Все – носороги. Много носорогов.

    В жаркой Африке живёт, отрастил большой живот. Чтобы от жары укрыться, забирается в водицу (бегемот). Все – бегемоты. Много – бегемотов.

    Люблю дразниться и кривляться, и на лианах кувыркаться (обезьяна). Все – обезьяны. Много обезьян.

    Что за коняшки — на всех тельняшки? (зебры) Все – зебры. Много – зебр.

    Нас скакать учить не просит,
    А на брюшке сумку носит,
    В эту сумку, как в нору,
    Деток прячет . (кенгуру).

    IV. Практический этап.

    Логопед: А теперь давайте превратимся в некоторых животных и изобразим их. Открываем зеркала, повторяем за мной. (Выполнение артикуляционной гимнастики).

    1 . Артикуляционная гимнастика

    Бегемот ( широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости).

    Бегемот разинул рот,

    Булку просит бегемот.

    Упражнения для языка:

    Жираф жует листочки ( покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя).

    Обезьянки качаются на лианах ( рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опускается вниз).

    Сигнал опасности у обезьянок ( щелкать языком, изменяя форму рта “улыбка-трубочка”)

    2. Развитие фонематического анализа.

    Д/и «Назови первый звук в слове» (лев, жираф, верблюд, носорог, бегемот, крокодил, тигр, слон, зебра, горилла).

    Физкультминутка «У жирафов…»

    Дети встают в круг. Логопед включает музыкальное сопровождение.

    У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

    У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    Есть на носу, на животах, коленях и носках.

    (Показывают части тела).

    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    Есть на носу, на животах, коленях и носках.

    (Показывают части тела).

    У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

    У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

    (Делают стряхивающие движения).

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    Есть на носу, на животах, коленях и носках.

    (Показывают части тела).

    А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

    А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    Есть на носу, на животах, коленях и носках.

    (Показывают части тела).

    3. Игра «Кто здесь лишний?»

    Логопед: «Назовите лишнюю картинку и скажите почему».

    4. 3вуковой анализ слова « слон».

    Развитие навыков звукового анализа, зрительного гнозиса.

    Подойдите к доске и найдите звуковую схему слова «слон». Давайте, проверим ваш выбор (характеристика каждого звука).

    5. Дидактическая игра «Чья? Чей? Чьи?» Совершенствование навыков образования притяжательных прилагательных

    Логопед: “Дети, давайте поиграем в игру “Путаница”. Животные запутались, но вы можете видеть их лапы, хвосты, копыта. Расскажите, чьи это части тела?”.

    Я вижу крокодилий хвост, обезьянью голову, слоновий хобот, тигриные лапы, верблюжьи горбы, львиную голову.

    V. Заключительный этап.

    Подведение итогов. О ком мы сегодня говорили на занятии? Какие задания вам запомнились? Что понравилось? Перед вами лежат 2 смайла – веселый и грустный. Кто считает, что справился с заданиями самостоятельно, поднимает вверх веселого смайлика, а у кого были затруднения – грустного.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

    Цель:формирование лексико- грамматических средств языка по теме: “Животные жарких стран”.

    Занятие направлено на:- уточнение и актуализация словаря по теме «Животные»- совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных)- употребление в речи п.

    Конспект коррекционно – развивающего занятия на тему: «Животные жарких стран» с детьми с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5 – 6 лет, с использованием мнемотаблиц.

    Данное занятие использовала при закреллении темы ” Животные жарких стран”, что способствует развитию речедвигательных способностей в сочетании с музыкой, а также развитию слухового вни.

    Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Животные жарких стран».Задачи:1. Коррекционно-образовательные- активизировать словарь по тем.

    План-конспект фронтального логопедического занятия по теме “Животные жарких стран&quot.

    Животные жарких стран

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей 5-7 лет.

    Просмотр содержимого документа
    «Животные жарких стран»

    Конспект логопедического занятия по развитию

    лексико-грамматических категорий с воспитанниками 5-6 лет

    Цель: познакомить с животными жарких стран.
    Задачи

    упражнять в образовании существительных множественного числа;

    учить называть детенышей животных жарких стран;

    упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм имен существительных;

    развивать артикуляционную и общую моторику;

    развивать зрительное внимание;

    воспитывать усидчивость на занятии;

    прививать любовь к диким животным.

    Оборудование: мяч, презентация на тему «Животные жарких стран», ноутбук, проектор, экран.

    1. Организационный момент

    – Встаньте у стола, ровно, красиво.

    Улыбнитесь друг другу, и садитесь на свои места.

    2. Артикуляционная гимнастика

    Упражнения: «Бегемот», «Обезьянка», «Лошадка».

    – Ребята, мы с вами изображали бегемота, обезьянку, а кто знает, где живут

    бегемоты и обезьяны? (Они живут в жарких странах.)

    – Ребята, посмотрите на экран и скажите, каких животных вы знаете.

    (Слон, зебра, обезьяна, лев, тигр, жираф, верблюд, носорог, крокодил).

    – Сегодня мы познакомимся с животными, которые живут в Африке, в Америке,

    в Австралии и других странах.

    – Их называют животными жарких стран.

    4. Знакомство с животными жарких стран (показ слайдов)

    – Я загадаю вам загадки, а отгадки вы увидите на экране, когда отгадаете.

    Он высокий и пятнистый,

    С длинной – длинной шеей,

    И питается он листьями –

    Листьями деревьев … (жираф)

    На носу большущий рог,

    Очень вкусные бананы

    Когда жара спадёт,

    Он выйдет из болота,

    И ужинать пойдёт,

    Вот жизнь у … (бегемота)

    В реках Африки живет

    Злой зеленый пароход.

    Кто б навстречу ни поплыл,

    Всех проглотит … (крокодил)

    Всю жизнь ношу я два горба,

    Имею два желудка!

    Но каждый горб – не горб, амбар!

    Еды в них на семь суток! (верблюд)

    Я на двух ногах скачу,

    Деток бросить не хочу,

    Я их в сумочку беру.

    Дилы – дилы – дилы – появились крокодилы.

    (Дети изображают дремлющего крокодила)

    Моты – моты – моты – появились бегемоты.

    (Дети показывают, как шагают бегемоты, широко открывая рот)

    Афы – афы – афы – жуют листики жирафы.

    (Дети тянутся вверх, изображают жирафов)

    Ны – ны- ны – водой брызгают слоны.

    (Надувают щёки, как бы набирая воду, затем, брызгают)

    Яны – яны – яны – по веткам скачут обезьяны.

    (Дети изображают скачущих обезьян)

    6. Упражнение с мячом «Один-много»

    – Ребята, на слайдах вы видели по одному животному, а сейчас мы попробуем назвать животных, когда их много. Я буду бросать мяч и называть животное, вам нужно поймать мяч, назвать животных, когда их много и бросить мяч мне.

    Слон – слоны носорог – носороги

    Лев – львы обезьяна – обезьяны

    Тигр – тигры верблюд – верблюды

    Жираф – жирафы бегемот – бегемоты

    7. Упражнение «Назови ласково»

    – Попробуем назвать наших животных ласково, например:

    Слон – слоник крокодил – крокодильчик обезьяна – обезьянка

    Жираф – жирафик бегемот – бегемотик леопард – леопардик

    8. Игра «Кто у кого?» (показ слайдов)

    – У всех животных есть детеныши. Будем учиться называть их.

    – Как зовут детенышей слона? (Слоненок, слонята.)

    Лев – львенок, львята кенгуру – кенгуренок, кенгурята

    Тигр – тигренок, тигрята жираф – жирафенок, жирафята

    Слон – слоненок, слонята верблюд – верблюжонок, верблюжата

    – Ребята, о каких животных мы сегодня говорили? (О животных жарких стран.)

    – Где живут эти животные? (В Африке, в Америке.)

    – Сегодня мы много говорили о животных, а как люди должны относиться к этим

    животным? (Люди должны беречь и охранять их.)

    – Каких животных вы запомнили?

    (Зебра, слон, лев, тигр, кенгуру, бегемот, носорог, леопард…)

    Конспект логопедического занятия

    по развитию связной речи с воспитанниками 5-6 лет

    Тема: животные жарких стран.

    Цель: упражнять в составлении рассказа по схеме.

    – расширять представление о животных жарких стран;

    – упражнять в составлении описательных рассказов с опорой на схему;

    – упражнять в образовании слов-антонимов.

    – развивать зрительную память, внимание, мелкую моторику;

    – развивать связную речь.

    – воспитывать чувство заботы о животных;

    – формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания.

    Оборудование: презентация на тему «Животные жарких стран», ноутбук, проектор, экран, запись голосов животных, силуэты животных для штриховки, простые карандаши, картинки детенышей животных.

    1. Организационный момент

    В жарких странах носороги

    Просто ходят по дороге.

    Мокнут в речке бегемоты.

    Львы выходят на охоту.

    Зебры, жители саванны.

    И тропические птицы…

    Есть чему тут подивиться! (В. Нищева)

    – Мы с вами оказались в джунглях. Посмотрите, сколько вокруг животных.

    Назовите их. А чьи голоса вы сейчас слышали?

    Я слышал, как трубил слон. А я слышал рычание тигра.

    Мне слышалось рычание льва. Были слышны крики обезьяны.

    3. Составление рассказа о животных (Слайды 2-6)

    – Раз уж мы оказались в джунглях, давайте расскажем о животных, которые гуляют вокруг нас. Посмотрите на схему и давайте вместе назовем пункты, по которым нужно рассказать о животном.

    – Сначала нужно назвать животное, потом рассказать какое оно по размеру, какого цвета, какие особенности внешнего вида можно у него отметить, как называются его детеныши, чем оно питается, какую пользу приносит людям.

    – Послушайте, какой рассказ я составила про слона:

    Это слон. Слон – самое крупное Африки. Слоны бывают серого и светло-коричневого цвета. У слона большие уши, длинный хобот и толстые лапы. Хобот служит слону рукой. При помощи хобота слоны достают еду и кладут ее себе в рот. Хоботом можно переносить тяжести, и захватывать разные предметы. Тело слона покрыто толстой морщинистой кожей, за это его иногда называют толстокожим. Питаются слоны травой, листьями, овощами, фруктами и другой растительной пищей.

    У слонихи рождается один детеныш – слоненок. Живут слоны стадами, взрослые животные заботятся о слонятах. Одомашненные слоны очень верные и добрые животные. Они помогают людям переносить тяжести и служат средством передвижения. А люди охраняют и берегут слонов.

    Рассказы детей о других животных.

    4. Пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа

    Где обедал воробей? (Машут перекрещенными ладошками)

    В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают раскрывшуюся пасть)

    (На каждое название животного выполняют массирующие движения пальцев)

    Пообедал я сперва

    За решеткою у льва.

    Подкрепился у лисицы,

    У моржа попил водицы,

    Ел морковку у слона,

    С журавлем поел пшена.

    Погостил у носорога,

    Отрубей поел немного.

    Побывал я на пиру

    У хвостатых кенгуру.

    Был на праздничном обеде

    У мохнатого медведя.

    А зубастый крокодил

    Чуть меня не проглотил. (Опять изображают раскрывшуюся пасть)

    5. Игра «Скажи наоборот»

    – Следующая игра вам знакома. Учимся подбирать слова «наоборот». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.

    У жирафа длинная шея, а у бегемота…

    У обезьяны тонкий хвост, а у тигра…

    У слона большие уши, а у зебры ..

    У бегемота широкая спина, а у зебры….

    – Я буду вам показывать детенышей животных, вы должны назвать их и сказать кем они будут, когда вырастут.

    – Например: Это кенгуренок. Он превратиться в кенгуру.

    7. Упражнение «Кто скорее?»

    – Выберите себе любой силуэт животного, а потом заштрихуйте его простым карандашом прямыми вертикальными линиями, расположенными очень близко друг к другу. Постарайтесь выполнить задание быстро и аккуратно.

    Дети выполняют задание. Логопед предлагает им определить того, кто выполнил задание быстрее и аккуратнее всех.

    8 Подведение итогов

    – Ребята, мы побывали в джунглях, где живут разные животные. Назовите животных, которых вы запомнили. (Слоны, жирафы, бегемоты, обезьяны и т.д.)

    – Почему люди должны беречь этих животных?

    (Что количество этих животных не уменьшалось.)

    – Можете забрать ваши заштрихованные рисунки себе на память, чтобы всегда помнить, что мы должны любить и охранять окружающий мир.

    Читайте также:  Обучающие компьютерные программы в коррекционной работе с детьми
    Ссылка на основную публикацию