План-конспект речевого праздника: Путешествие в весенний лес

Конспект НОД по развитию речи “Путешествие в весенний лес”. Средняя группа

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети становятся в круг.
Воспитатель:
Посмотрите на меня внимательно. Я прочитаю вам стихотворение, а вы слушайте внимательно и скажите о каком времени года идет речь.

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…ВЕСНА.

Правильно весна.
Расскажите, какие признаки весны вы знаете?
(Солнце светит ярче, день становится длиннее, птицы прилетают, снег тает, текут ручьи, птицы поют, птицы строят гнеда, у них появляются птенцы, почки набухают, распускаются листочки, появляются первые цветы, первоцветы.)
Посмотрите к нам приплыл кораблик по весеннему ручейку. (воспитатель берет кораблик и разворачивает его)
А на нем что- то написано.
Это же письмо! От Лесовичка.
«Дорогие ребята! Весной, солнце светит все ярче и ярче, снег тает, и прорастают первые цветы! Но что-то пошло не так! Цветы никак не могут распуститься. Птицы никак не могут прилететь. Весна никак не может прийти в наш лес! Ребята! Помогите, пожалуйста, лесным зверям справиться с заданиями, чтоб первоцветы распустились во время и птицы прилетели!»
Ребята, медлить нельзя, нужно помочь лесным зверям, чтобы весна пришла вовремя в весенний лес.
(СЛАЙД1)
Я предлагаю вам отправиться в весенний лес. Давайте возьмемся все крепко за руки, потому что мы все дружные ребята.
Улыбнёмся друг другу желая удачи и отправимся в путь!
А вы все дружные ребята и справитесь со всеми заданиями!
(Присаживайтесь на пенечки)
Посмотрите зайка на пенечке сидит.
Скок-скок скок
Сел зайчишка на пенек,
Лапкой мячик бьет,

Поиграть с собой зовет. Поиграем ребята с зайчиком. Я буду называть слова, а вы должны сказать их ласково.

Игра «Назовите ласково» с мячом.
Лист – листочек,
ветка веточка,
пень – пенечек,
трава – травушка,
лес – лесочек,
дерево – деревце,
ручей – ручеек,
цветок – цветочек,
туча – тучка.

Молодцы, ребята, поиграли с зайчиком.

Воспитатель:
Э-э-э-э (имитация медведя, воспитатель достает Мишку)
Здравствуйте, ребята! Разбудили вы меня.
Не сердись Мишка, мы с ребятами помогать пришли, чтоб весна пришла вовремя.
Медведь: Тогда помогите, пожалуйста, животным найти свои домики.

Открыть шторку НА ПОНАБОРЕ.
Игра на доске (с передвижением)

Игра «Найди домик».
В каждом домике живет звук. В первом «з», во втором «с», в третьем «ж». Вам нужно расселить животных по своим домикам, четко проговаривая первый звук в слове (слон, жук, собака, заяц, жираф, зебра).

Медведь: спасибо вам ребята! Всех животных расселили по домикам. А я дальше пошел спать, лапу бурую сосать.
А сейчас я предлагаю немного размяться. Выходите все полянку.

Физминутка «Дружба» (ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ПОНАБОР НА ПОИНТ)
(Слайд 1)
Я рос, ты рос (дети стоят в парах)
У меня нос и у тебя нос (дотрагиваются до носа)
У меня уши и у тебя уши (показывают)
У меня щечки и у тебя щечки (дотрагиваются)
У меня плечи и у тебя плечи
Я дружу и ты дружишь – вместе мы друзья и нам сорится нельзя! (пожимают друг другу руку).

Продолжаем наш путь дальше.
Присаживайтесь все на пенечки.
(Белочка спрятана за пенек)

Отгадайте загадку:
Маленькая, быстрая.
На деревьях живет и орешки грызет.
Кто же это? (Белка).
(воспитатель сажает белку на пенек).
Ребята подумайте и скажите, как называется дом белки? (дети: в дупло). Прохлопайте, и скажите сколько слогов в слове дупло? (два).
Подумайте ребята, и скажите, есть ли у белки друзья, которые живут в лесу? (дети: заяц, волк, медведь, лиса).
Картинки на мольберте (друзья белки: заяц, волк, медведь, лиса).
Как называется дом волка (логово). Сколько слогов в слове логово (три)
Как называется дом медведь? (в берлоге). Сколько слогов в слове берлога?
Как называется дом лисы? (в норе). Сколько слогов в слове нора? (два слога)
Молодцы, ребята. Вот мы с вами и вспомнили, где живут друзья белки.

Лиса, волк, медведь, заяц, белка, – это все дикие животные.

Д/и “Назови одним словом”
бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза – это все насекомые;
берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр – это деревья;
скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка – это птицы;
брусника, земляника, малина, смородина это – ягоды;
ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек мать- и – мачеха– это цветы;

(Слайд 2. НАЖАТЬ!)
Ребята, посмотрите, что происходит в лесу!! ЛЕС ОЖИЛ!
Распускаются первые цветы: подснежники и мать-и мачеха. Прилетели птицы, вьют гнезда. Солнце светит ярко, текут ручьи. В лесу наступила….. весна.
Вы все большие молодцы! Справились со всеми заданиями.

Но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте все встанем возьмемся за руки, закроем глаза и дружно произнесём волшебное заклинание Крабле – Крабле – Крокс! Открывайте глаза, вот мы и в детском саду.

Итог занятия:
-Ребята, что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем путешествии? (ответы детей).
Всем большое спасибо.

“Путешествие в весенний лес”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Итоговое НОД по обобщению знаний детей за учебный год в форме путешествия

Скачать:

ВложениеРазмер
itogovoe_razv.rechi_._2013_.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк»

с Мильково Камчатский край

составитель – Безносенко Оксана Валентиновна

Занятия с детьми

Весеннее путешествие в лес

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте); «Познание (формирование целостной картины мира), «Безопасность», Музыка», «Социализация», «Физическая культура».

Цель Систематизировать знания детей о характерных признаках весны и диких животных

Закрепить с детьми название транспорта и умение группировать его по группам

Закреплять с детьми характерные признаки весны,

упражнять в умении устанавливать простейшие причинно – следственные связи;

закрепить знание детьми диких животных и их детенышей,

-развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание

-развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание

– развивать эстетическое восприятие красоты природы.

– расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе

– воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе

– воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

– доставить детям радость и удовлетворение от занятия.

Картинка – синица, аудиозапись голоса синицы, иллюстрации – транспорт, строительный модуль, времена года – презентация, ватман, мольберт, маркер, макет тропинки, ручейка, лужи, геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, мяч, дерево, круги красного и синего цвета, утка – иллюстрация, раздаточный материал – круги красного и синего цвета.

1.Вводное слово воспитателя.

Воспитатель: – Здравствуйте, дети. Я очень рада вас приветствовать в это теплое, весеннее утро. Давайте поздороваемся с окружающим нас миром:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, малый тополёк!

Мы живем в родном краю,

Я любовь ему дарю!

Детям показывается картинка сороки.

-Ребята, к нам в группу залетела птица. Кто знает, как она называется? /Синица/

-Синица нам на хвосте принесла какую-то новость. Давайте послушаем ее /включается аудиозапись/.

3 Проблемная ситуация

– Синица рассказала, что в весеннем лесу случилась беда: Весна никак не может добраться до леса, поэтому цветочки не распускаются, медведь не просыпается, птицы не поют. Колдунья заколдовала лес, а Весна не может справиться одна с заданиями. Все лесные жители ждут нашей помощи. Ну что поможем Весне? Тогда в путь!

– А на чем мы можем, отправимся в путешествие? (ответы детей)

– Как называется это одним словом? (транспорт)

– На какие группы делится транспорт? (водный, воздушный, наземный)

– Смотрите, весь транспорт перепутался, давайте, его разделим на группы

– Я предлагаю вам разделиться на 3 команды

1 команда – собирает воздушный транспорт

2 команда – водный транспорт

3 команда – наземный транспорт

4. Решение проблемы

– Молодцы, ребята. Хотите узнать на каком транспорте мы можем добраться до леса?

По волнам дворец плывёт

Команду моряков везёт

Правильно, мы поплывём на корабле, только сначала его надо построить

4.1 . Постройка корабля из строительного модуля

-Молодцы, ребята! Но, дело в том, что наш корабль не простой, а волшебный. В него сядет только тот, кто назовёт правила поведения в лесу (дети называют и рассаживаются, на корабле)

Плывёт, плывёт кораблик

Кораблик не простой

Везёт, везёт кораблик

В волшебный лес чудес

– Смотрите, лес нас встречает чудной картиной «Времена года» (презентация)

– Какие времена года, вы здесь видите? (ответы детей)

– А какое сейчас время года? (весна)

Какие признаки весны, вы знаете?

– Хотите поиграть в игру «Угадайка»? Вы будете отгадывать, а я зарисовывать.

4.2. Игра «Угадайка» (признаки весны)

  • Что весной греет, светит, припекает? (солнце)
  • Что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)
  • Что весной темнеет, тает, водой убегает (снег)
  • Что весной бежит, журчит, поёт (ручеёк)
  • Цветок, растущий из под снега (подснежник)
  • Птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают (перелётные)

– А кто по этой картине – схеме может составить рассказ о весне?

4.3. Составление детьми рассказа о весне по плану ребёнка

-Молодцы, ребята! Вы справились с первым заданием. Ура!

– Дальше нам нужно идти пешком.

Речь с движением «По тропинке в лес пойдем…»

По тропинке в лес пойдем, (Дети шагают)

Лужу мимо обойдем, (Обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеек, (Перепрыгивают через «ручеек»)

Посмотрели мы налево, (Смотрят налево)

Посмотрели мы направо, (Смотрят направо)

Посмотрели вверх на солнышко (Смотрят вверх, стоя на носочках)

Ах, какая красота! (Удивляются, разводят руки в сторону)

4.4 . Дидактическая игра «Заколдованные звери»

– На лесной полянке нас должны встретить лесные жители, а вместо них, какие-то фигуры. Что это за фигуры, ребята? (геометрические)

– Всё ясно, это колдунья превратила животных в геометрические фигуры. Давайте попробуем отгадать, в какой фигуре кто заколдован, при правильном ответе животное появиться на лесной поляне (мягкие игрушки)

4.5 . Игра с мячом «Большие и маленькие».

– Молодцы, ребята. А теперь встаньте в кружок на нашу опушку, давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч, называть дикое животное. Вы будите ловить мяч и называть детеныша и возвращать мяч мне.

Я мама белка – ты мой бельчонок,

Я мама зайчиха – ты мой зайчонок

Я мама лиса – ты мой лисёнок

Я мама медведица – ты мой медвежонок

и т. д. (Если дети затрудняются в названии детенышей, воспитатель им помогает).

– Ура! Вы справились с заданием.

– Продолжаем наше путешествие

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под её ногами

Чёрные проталинки на полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны

4.6. «Дерево звуков»

– Какое-то интересное дерево нас встречает

– Что на нём растёт? (круги красного и синего цвета)

– Как вы думаете, что обозначают круги красного и синего цвета? (гласные и согласные звуки)

– А, какие вы знаете гласные (согласные) звуки.

– Смотрите, под деревом спряталась утка, она для вас задание приготовила, надо разобрать слово утка по звукам, справитесь?

4.7. Звуковой анализ слова (утка) 1 ребёнок у доски

-Какой 1 звук в слове утка?

– Какой звук согласный или гласный?

– Какой фишкой будем обозначать синей или красной?

– В какое окошко будем помещать 1 звук? (в первое) и т.д.

– Сколько всего звуков в слове утка? (4)

– Сколько гласных (согласных) звуков? (3 согласных и 1 гласный)

– Какой звук первый? И т.д.

Все задания мы выполнили и теперь, Весна может смело заходить в лес.

А нам пора возвращаться домой, идём на корабль, а пока будем плыть, посмотрим, как Весна шагает по лесу.

Аудиозапись и презентация весенний лес.

– Вам понравилось путешествие?

– Где мы сегодня были?

– Что вам понравилось?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические задачи:-«Познание»:-формировать представления детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится теплее, тает снег, изменяется одежда людей;-показать связь из.

Дети отправляются в весенний лес в гости к Лесовичку, читают стихи, поют песни, играют с Лесовичком.

Дети ран. воз. под аккомпанемент входят друг за другом и размещаются на закрепленных местах у стульев). После размещения детей ран. воз. – входят дети младшей группы и выстраиваются дугой у центрально.

«Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст).

1.Цель мероприятия.2.Задачи.Материалы.4.Ход развлечения.

Весна-прекрасное время года. С приходом весны природа преображается. Вокруг царит неописуемая красота. Ребята отправились на веселом паровозике в весенний лес.

Данный материал поможет в работе музыкальным руководителям доу.

«В весеннем лесу» конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы

Коротаева Юлия Сергеевна,

Шваб Ольга Леовна, воспитатель,

МАДОУ детский сад №162 города Тюмени

Цель: Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны, развитие речи детей, развитие музыкальных и творческих способностей детей.

Задачи:

1. Углубить представления о сезонных изменений в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему таят снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки), развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас слов; развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.

4.Развивать творческие способности детей. Импровизировать характерные танцевальные движения под музыку польки.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о временах года; чтение загадок о временах года; разучивание пословиц о временах года; беседы: «Времена года», «Скоро весна», «Приметы ранней весны»; прослушивание отрывков А. Вивальди «Времена года», П. И. Чайковского «Времена года»; разучивание песен о весне.

Словарная работа:

Обогащение: оттепель, телеграмма; активизация: капель, ранняя весна, лесовичок

Ход занятия.

Дети входят в зал.

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Скажем “Здравствуйте!” друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем “Привет!” и “Добрый день!”;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО. (обращаемся к гостям)

А сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее отгадайте.

Солнце ярче светит.

Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко капают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла…

Дети: (весна).

Начинает тихо звучать музыка А.Вивальди « Весна».

Воспитатель: Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Дети слушают мелодию А. Вивальди «Весна»

Воспитатель: Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Дети: О весне.

Воспитатель: Почему вы так решили, ребята?

Дети: Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

(Весна играет за шторкой на треугольнике и выходит Весна)

Весна: Идет весна по свету,

И вот уж нет зимы.

По радостным приметам

Здравствуйте, ребята, слышала, вы обо мне говорили.

Я рада встрече с вами, хочу вас пригласить к себе в гости в весенний лес. В лес попасть очень просто. Нам поможет мой волшебный цветок.

Ты цветок кружись-кружись,

Лес весенний покажись.

(Цветок крутиться, дети кружатся, в это время открыть шторы, на экране изображение весеннего леса, небольшие декорации лесной поляны).

Весна: Давайте по лесу погуляем,

Голоса леса мы узнайте.

Музыкальная игра «Наши дети по утру».

(игра на музыкальных инструментах).

Цель: закреплять умения детей подыгрывать на музыкальных инструментах, развивать чувства ритма.

Воспитатель: Весна, мои ребята много знают о жителях весеннего леса.

Ведь лес большой дом для всего живого и у каждого из них есть свой дом.

Игра « Кто, в домике живет?»

(интерактивная, проводит воспитатель)

Цель: в игровой форме закрепить знания детей о жилищах диких животных.

Воспитатель: Молодцы, ребята все правильно рассказали. Ребята, кто весной к нам возвращается из теплых стран? (Ответы детей)

Весна: Правильно, молодцы. Для того чтобы они поскорее вернулись домой, дятел послал им телеграмму. Давайте приготовим свои ладошки и поможем дятлу отправить поскорей телеграмму.

Проводится речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма».

Дети (хлопают в ладоши в ритм стихам).

Дятел сел на ровный сук,

Всем друзьям своим на юг,

Телеграммы срочно шлет,

Что весна уже идет,

Что растаял снег вокруг,

Что подснежники вокруг,

Дятел зиму зимовал,

В жарких странах не бывал.

И понятно, почему

Скучно дятлу одному!

Весна: Молодцы, с вашей помощью телеграмма дойдет быстрее до перелетных птиц. А каких перелетных птиц вы знаете?

(Дети отвечают). Они скоро все вернутся домой, и будут нас радовать своим звонким пением.

Весна: Давайте поиграем птиц перелетных или зимующих отгадаем.

Музыкальная игра « Мы по лесу идем».

Цель: в игровой форме закрепить знания детей о птицах перелетных или зимующих; развивать певческие навыки.

Весна: Молодцы, ребята всех птиц вы угадали.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите продолжить путешествие по весеннему лесу? Тогда пойдемте на лесную полянку (Подходят к картинам, которые висят на магнитной доске).

Воспитатель: Какое время года изображено на картинках?

Дети: Весна!

Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?

Воспитатель: С чего начинается весна? Ответы детей (Солнышко стало пригревать сильнее, стало тепло).

Воспитатель: Произошли ли какие – то изменения со снегом по сравнению с зимой? (Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали).

Воспитатель: Изменились ли деревья?

Дети: Деревья стоят голые, но снега на них нет. На ветках можно заметить набухшие почки.

Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние приметы.

Воспитатель: Игра «Доскажи словечко».

Цель: закреплять названия весенних месяцев; развивать логическое мышление и внимание.

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

И называется он…(май).

Весна: Молодцы, ребята, вы много знаете обо мне. А знаете, кто еще живет в моем весеннем лесу? (Ответы детей). В моем лесу живет один сказочный герой, а зовут его Старичок – Лесовичок. Старичок – лесовичок рассказал мне, свой сон так понравился мне он. Давайте вместе играть и звонко песню распевать.

Инсценировка песни «Весенняя полька».

Цель: Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в музыкально-пластической деятельности.

Итог занятия:

Ребята, наше путешествие в лес подошло концу, пора возвращаться. Что нового вы узнали? (ответы детей). Что запомнилось? (ответы детей). Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли друг другу, и рассказали нашим гостям, что наступила ранняя весна.

Воспитатель: Солнце радостно смеётся,

Звон капели раздаётся.

Ручейки звенят, бегут.

Птицы весело поют.

Весна: – Солнце дарит всем улыбку и тепло своих лучей.

Маленькие солнышки возьмите поскорей. (Ребятам раздаются маленькие солнышки на ленточке).

Литература:

Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) – М.: Скрипторий 2003, 2007г. – 104с.

Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) – М.: Скрипторий 2003, 2007г. – 104с.

Детский сад: день за днем – Анисимова Г. И. – Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Ярославль: Академия развития,2009 – 96с.

Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников.: Скрипторий 2017 г. – 106с.

Приложение 1.

Игра « У кого, какой домик».

(интерактивная, проводить воспитатель)

Цель: в игровой форме закрепить знания детей о жилищах диких животных.

Материалы: изображение диких животных.

Ход игры:

Первый вариант: воспитатель называет животное, дети – его жилище.

Второй вариант: воспитатель называет жилище, дети – его хозяина.

У медведя – берлога;

у волка – логово;

И наоборот:

Кто живет в норе? Лиса.

Кто живет в речной хатке? Бобер.

После каждого ответа другой ребенок рассказывает о данном животном.

Лось – большой зверь с большими рогами. Лоси живут в лесах и питаются растениями. Зимой и ранней весной могут, есть молодые веточки деревьев.

Медведь – крупный дикий зверь. Медведь ест все, но любит рыбу. Зимой впадает в спячку.

Заяц – маленькое животное с длинными ушами и разной длины ногами. Зайцы любят прыгать, и есть траву. Зимой и ранней весной могут, есть молодые веточки деревьев.

Волк – крупный дикий зверь. Волк – хищник, охотится на зайцев, сурков, кабанов. Охотится стаей.

Белка – маленькое животное с пушистым хвостом. Белка живет в деревьях, в дупле прячет семена, орехи, ягоды.

Лиса – дикое животное с пушистым хвостом. Лиса меняет цвет шубки, охотится на мышей и других грызунов.

Игра «Доскажи словечко».

Цель: закреплять названия весенних месяцев; развивать логическое мышление и внимание.

Материалы: репродукции картин, доска.

Ход игры:

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

И называется он…(май).

– С чего начинается весна? Ответы детей (Солнышко стало пригревать сильнее, стало тепло).

– Произошли ли какие – то изменения со снегом по сравнению с зимой? (Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали. – А как вы думаете, изменились ли деревья? (Деревья стоят голые, но снега на них нет. На ветках можно заметить набухшие почки).

Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.

– Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро). Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).

Интернет ресурсы:

Свидетельства публикации в СМИ» Серия А № 0006080-0006081

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

План-конспект речевого праздника: Путешествие в весенний лес

Подготовила учитель-логопед

Сигодина Наталья Александровна

МБОУ СОШ № 160 город Новосибирск

Описание занятия: Данный конспект занятия для детей 6-7 лет по теме «Весна». Материал подобран и структурирован согласно требованиям к данной возрастной категории, рассчитан на возможности детей данного возраста. Занятие обобщающее. Имеет развивающий и обучающий характер. На занятии использованы игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технологии личностно-ориентированного взаимодействия, технологии на основе деятельностного подхода.

Цель: Обобщение знаний о весне, о птицах.

Коррекционно-образовательные задачи:

Обобщить и расширять словарь детей по теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Работать над составлением предложений из заданных слов, по картине, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом; Совершенствовать фонематическое восприятие.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного звукопроизношения в свободной речи, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления и творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Вызывание положительных эмоций на изображённое на картинах. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе. Снятие эмоционального и телесного напряжения.

Оборудование: Аудиозапись муз отрывков «звуки природы», мячик, ребусы, репродукция сцены из сказки «12 месяцев», карточки со словами, альбом, краски, карандаши, доска маркерная, маркеры, предметные картинки, проектор, ноутбук.

Методы и приемы: Игровые приемы, описания, опросы, наглядно-демонстрационные, практические: сопоставление, выбор правильных формулировок. Активные методы рефлексии, кинезиологические упражнения. психогимнастика.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед предлагает ребятам занять свои места, называя по порядку месяца. (слайд 2)

Психогимнастика с элементами самомассажа

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

• И лицо теплом мы умываем ( ладонями проводить по лицу сверху вниз)

• Грабельками сгребаем все плохие мысли ( движения кончиков пальцев от середины лба к вискам)

• Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

• Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

• А потом бежим на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

• Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

• А потом от носа мы к губам стекаем ( движения пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта)

• И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

• Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

• А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи ладонью сверху вниз)

II. Основная часть

– Ребята, кто вспомнит, в какой сказке девочка побывала в гостях у братьев месяцев?

– А теперь закройте глаза, мы тоже отправимся в сказочное путешествие, в гости к временам года. (Звучат музыкальные отрывки (вьюга, зима, капель, весна)).

– У кого в гостях вы побывали? (зима, весна)

– Назовите зимние и весенние месяца.

– Какое время года закончилось? Какое началось? По каким изменениям в природе мы узнаём, что наступила весна?

– С кем мы можем сравнить зиму? весну? (даются слова: старик, бабушка, девушка,…) (слайд 3)

– Какая зима? Весна ? (Дети подбирают прилагательные к этим словам)

– Давайте поможем весне вступить в свои права. И вот первое задание.

Задание (слайд 4)

– Перед вами палитра красок. Составим палитру красок для зимы и весны.

– Какие зимние цвета? Весенние цвета?

(Дети выставляют под каждое время года цветные фишки и комментируют – Что бывает белое…, синее …., зелёное …, жёлтое …. .)

– Как меняются краски с приходом весны?

Логопед: – Ох уж эта зима, ни как не хочет уходить. ……. Придать силы весне, мы можем, выполнив следующие задания месяцев. А за правильное выполнение заданий вы будете получать лучики солнца, а вы знаете, чем ярче светит солнце, тем теплей. И в конце занятия мы выложим наше весеннее солнце.

Задание 1: «Скажите наоборот»

– Как всё меняется с приходом весны?

Зимой снег чистый, а весной – … грязный

Зимой дни холодные, а весной –

Зимой солнце тусклое, а весной –

Зимой погода часто пасмурная, а весной –

Задание 2: «Весенний лес»

(Рисование двумя руками – развитие графомоторных навыков и межполушарного взаимодействия)

Каждый ребёнок получает альбомный лист и два карандаша. Общий рисунок рисуем на доске.

– А сейчас нам предстоит нарисовать весенний лес. (солнце, облако, дерево, ручей, подснежник, сугроб, ….

– Молодцы, вы нарисовали прекрасный лес и за это получаете ещё один лучик.

Задание 3:

– Но мы забыли ещё кое-что нарисовать, а что, вы узнаете из стихотворения. (стихотворение).

К нам весна шагает

Верно, очень тёплые

(- Как вы понимаете это сравнение?)

– Какой признак весны вы услышали в стихотворении? (проталины появляются именно в марте месяце).

Задание 4: Выделение последнего звука в слове

– Давайте добавим в наш лес проталин. (карточки)

– В каком порядке будут появляться наши проталины? (Расположить проталины на доске по порядку (по последним звукам)).

Задание 5: Упражнение на согласование существительного с прилагательным

– Давайте посмотрим на наш лес и назовём всё, что видим со словом «весенний».

Задание 6: Упражнение на напряжение и расслабление «Лёд – вода»

Задание 7: Птицы (ребусы)

– Прислушайтесь, что вы слышите? (звучат звуки птиц). С приходом весны к нам возвращаются птицы. А какие птицы прилетели в наш лес, узнаете, отгадав ребусы. (слайды 5-9)

– Что могут делать птицы?

Динамическая пауза. (Дети называют и показывают действие птиц.)

(Птицы летают, вьют гнездо, клюют, чирикают, поют, …)

Задание 8: Игра «Измени слово» (слайд 10)

– В нашем лесу всё теплей и теплей. В моих словах с приходом весны начал таит звук «Р». Давайте назовём, какое слово останется.

Физкультминутка. «Весна» (Упражнение на координацию речи с движениями).

Солнце наше высоко (тянуться вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания рук)

Тает снег от лучей, (расслабление)

Звонко побежал ручей.

Вы за ручейком бегите,

И друг другу улыбнитесь.

Задание 9: Упражнение на слуховое внимание и память

– А сейчас проверим, можете ли вы отличить весенние слова от других. Как только услышите слова, относящиеся к весне, сразу тянем руки к солнцу (вверх)!

(Шкаф, апрель, тепло, , кувшин, жара, тает, лужа, снегопад, цветы, подснежник, листики, зелень, сахар, мороз, февраль, трава, проталина, просыпается, водитель, капель.)

– Какие весенние слова вы услышали? Дети называют слово, прохлопывают и определяют количество слогов в словах.

(Апрель, тепло, тает, лужа, подснежник, листики, трава, проталины, просыпается, капель)

III. Рефлексия

Дети закрывают глаза и слушают аудиозапись “Звуки природы”.

Слова логопеда: «Ласково улыбается людям, животным, птицам и растениям весеннее солнышко. От его тепла всем становится тепло. Настроение прекрасное и хочется делать добро.» (все открывают глаза).

– С приходом весны всё меняется. Вспомним, что узнали сегодня о весне. Каждый раз, называя примету весны или изменение в природе, будем добавлять лучик нашему солнцу на доске.

Конспект занятия «Дифференциация звуков Щ— СЬ»

Алена Владимировна
Конспект занятия «Дифференциация звуков Щ— СЬ»

Тема. Дифференциация звуков Щ— СЬ

Цель: Закрепление навыка различения звуков Щ, СЬ в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

-Учить различать звуки Щ – Сь на слух и в письме в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

-совершенствовать навыки звуко -буквенного анализа;

-активизировать словарный запас.

Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Воспитывать усидчивость и внимательность.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот кто назовет слова со звуком Щ или Сь в начале слова. Ребята вы догадались с какими звуками мы будем сегодня работать?

1. Давайте повторим правильную артикуляцию звуков Щ, С’.

При Щ язык вверху, поднят за верхние зубы.

При Сь язык внизу, опущен за нижние зубы.

Установление различия и сходства между звуками. (Сь- свистящий,

Щ-шипящий.) Оба звука мягкие.

2. Проговаривание чистоговорок на звуки Щ, Сь

ща—ся—ся сю—сю—щу ос—ощ—ось

Ся-ща-ся — мы поймали карася.

Щу-сю-щу — я товарища ищу.

3. Дидактическая игра «Большое ухо»(Развитие фонематического слуха) Дифференциация звуков в словах.

У детей на столах карточки с написанными буквами.

– Сейчас я буду произносить слова, а вы, как только услышите, звук [ с’, щ’]. Поднимите соответствующую букву.

Щетка, ящик, плащ, ящерица, стол, синий, карась, сварщик, месяц.

4. Разбор слов на звуки. (Звуко-буквенный анализ слов). На доске.

5. Дидактическое упражнение.

На звук Щ надо называть слова, обозначающие предметы (Щетка, ящик щетина)

а на С’ — слова, обозначающие признаки или действия. (Сидеть, синий, скакать).

Этой щеткой чищу зубы, – одна рука на поясе, другой «чистим зубки»;

Этой щеткой – башмаки – наклон туловища вниз «чистим башмаки»;

Этой щеткой чищу брюки – наклоны туловища в стороны ;

Все три щетки мне нужны – руки в стороны, вверх, перед собой,

прижать к груди, перед собой.

7. Работа с учебником. (Стр 227)

Синий щит, сильный щенок, дощатый мостик, повесь плащ, веселые песни щегла, свист щегла, свежие овощи, вьющийся плющ, спящий щенок, сядь на ящик, тащат сети, осиновая роща, щедрый Сеня.

Вставить пропущенную букву Щ, Сь. (Стр 227).

….авель,. етка,. ито, …нег,. етина,. епка, … ёлка, о. ень, та. у,. ипцы,. и.

9. Графический диктант предложений. Работа у доски.

В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.

У Сени ящик.В тетради будет следующая запись: V C щ.

Сима варит щи. У Васи клещи.

Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.

10. Пальчиковая гимнастика.

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

1-4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком».

5-6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.

11. Работа в тетрадях.

1. Вставь в слова пропущенные буквы С’ – Щ.

__егол, товари__ ,та__ил__, по__е__ал, о__енний.

2. Вставь словосочетания пропущенные буквы С’-Щ.

3. Вставь в предложения пропущенные буквы С’-Щ.

В о__иновой ро__е пи__али __еглята.

Скуля__ий __енок __идел у ве__ей.

VI. Подведение итога занятия.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» Конспект группового занятия по звуковой культуре речи с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности «Дифференциация.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ц]» 1. Повтори прямые слоги со звуками С – Ц. са – ца со – цо су – цу ца – са цо – со цу – су 2. Повтори обратные слоги со звуками С – Ц. ас.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Ход занятия. 1. Организационный момент. Дети стоят в кругу, логопед загадывает загадки: Красотка, звезда, И совсем не свинюша! Узнали.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» Тема: Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах, словах, фразах и предложениях Цель: Закрепление навыков дифференциации звуков [с] – [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]» Тема «Автоматизация звука (ль, дифференциация звуков (ль) – (й)». Цель: закрепить правильное произношение звука (ль) в словах, предложениях,.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]» Анастасия Стрельникова Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]». 1. Цель: – Воспитание самоконтроля.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Дифференциация звуков [б] — [п] в слогах, словах, предложениях» Конспект логопедического занятия 3 класс: Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах, предложениях. Цель: формирование умения различать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[В] в слогах и словах» Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Л-В в слогах и словах. Программные задачи: 1. Уточнить артикуляцию звуков.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» 1. Организационный момент Артикуляционная гимнастика «Улыбка – окошечко – трубочка» «Часики» «Чашечка» «Чистим верхние зубки» «Маляр» «Грибок».

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» (2018 год) Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №71 Центрального района города Санкт-Петербурга Конспект.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Сь, Щ.

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Сь, Щ в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя4

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, предметные картинки: щука, сельдь, гуси, щенок, плащ; карточки с текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1.Выделение звуков из качала слов по предметным картинкам.

Кто изображен на картинках? Как называются эти рыбы? Выделите первые звуки в названиях этих рыб. Охарактеризуйте звуки.

2.Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

3.Сопоставление звуков с их графическим изображением, Мнемонический прием.

Хватать, глотать умеют щуки Шел конь подковами звеня,

Другой не нужно им науки Как буква С следы коня.

III. Закрепление материала.

Дифференциация Сь, Щ.

1.В слогах.

а) Прочесть слоги по слоговой таблице.

ся-щасящщась
сё-щосещщось
сю-щусющщусь
си-щисещщесь

б) Повторите слоги, запомните, назовите их.

в) Запишите слоги в два столбика разными пастами:

ся, ща, щу, си, се, щё, ащ, ась, ущ, усь, ася, аща.

Прочтите слоги, .записанные в первой столбик, во второй.

2.Дифференциация Сь, Щ в словах.

а) Игра «Буква потерялась».

Гу. ёнок, по. ёлок, . етина, . ука, ле. о. сина, о. ень, . авель, о. ёл, . енок, гу. и.

б) Запись слов в два столбика разными пастами:

Поселок, щавель, пищит, сито, щетка, щеголь, присели, щеки, прощение, осенний, осел.

Прочитайте слова обоих столбиков.

в) Вставить пропущенные буквы С или Щ.

По…екотал, …яду, тре. ит, тря. ина, …ётка, по. еял, мор…ины.

3.Дифференциация Сь, Щ в предложениях.

а) Закончи предложения, используя картинки.

В сети попала . (ЩУКА).

На лугу пасутся . (ГУСИ).

В корзине пищит. (ЩЕНОК).

Сеня надел новый . (ПЛАЩ).

Прочтите предложения, найдите н назовите главные и второстепенные члены предложения.

б) Диктант (слуховой).

Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.

4.Дифференциация Сь, Щ в связной речи.

Работа с карточками.

Прочтите про себя текст, обратите внимание на то, каких букв больше в тексте Щ или С.

Верное средство.

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

«Я знаю верное средство, – щебечет щегол, – надо положить щенка, на щебень кверху лапами и щекотать пока не пройдет..»

«Глупости? – прервал его мышонок Мыша, – Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!»

«Да, это средство верное, но помогает, только мышам, – серьезно сказал, поросенок Персик, – А щенкам надо вот что. Поймать щуку, – открыть щенку рот и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет»

«Ага, и голову вместе с зубом оторвет! – хохотнула крыса Дылда. – Нет, вот я знаю средство – это да. Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке как. »

«Зубы надо чистить? – не выдержал ежонок. – Зубной щеткой. Вот это самое верное средство».

Каких букв больше встретилось в тексте С или Щ?

Ответьте на вопросы:

Что случилось со щенком?

Как друзьяхотели помочь ему?

Чье средство оказалось самым верным?

А теперь прочтите сказку по ролям.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 54.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.

Цели:

1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?

Игра «Сквозная буква»:

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.

а) Запишите слоги в две строчки, в первую – с буквой С, во вторую – с буквой Щ.

СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,

ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ

Прочтете записанные слоги.

б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.

2. Дифференциация Сь-Щ а словах.

а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.

Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.

б) Запись слов, их графический разбор:

Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.

Прочтите слова, назовите количество слогов.

в) Дополните слово.

ЩИ (ищи, пищит, щипцы)

СЕЛ (осели, подсел, насел)

Чистоговорки.

УСЬ-УСЬ-УСЬ – на лугу пасется гусь.

ЩА-ЩА-ЩА – мы несем домой леща.

АЩ-АЩ-АЩ – мы наденем плащ.

3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.

Предложения для анализа и записи:

Запишите предложения, разберите их графически.

На площади всегда много народа.

Костер освещал ряды сосен.

Пляшет синяя волна.

Трещит сердитый мороз.

1 предложение – Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?

2 предложение – Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?

3 предложение – Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?

4 предложение – Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставить в слова пословиц пропущенные буквы.

Весна да о…снь – на дворе погод во…емь.

…емь раз отмерь, один раз отрежь.

…ядем рядком, да поговорим ладком.

По …екрету в. ему свету

Ранняя птичка носик прочи…ает, а поздняя глаза продирает.

Грибы и…ут – по лесу ры…ут.

Не откладывай дела в долгий я…ик.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 55

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ — С

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ща — сящу — сущё — сёщи — си
ся — щасю — щусё — щёси — щи
ащ — асьощ (ощь) — осьящ — ясь
ющ — юсьищ — исьещ (ещь) — есь
ась — ащось — ощ (ощь)ясь — ящ
юсь — ющись — ищесь — ещ (ещь)

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С прямыми слогами.

Щёки, щётка, мощёный, щука, угощу, щи, щит, щель, щепка, ищейка, щавель, трещина, щипать, щегол, щенок, щетина, посёлок, гусёнок, сито, кисель, сети, семья, сила, Сеня, сено, семена, осень, сеять, Сима, косилка, носилки, лисята, поросята.

2. С обратными слогами.

Лещ, вещь, овощ, плащ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, навесь, авось, злюсь, карась, брысь, брось, колосья.

3. Слова со звуками щ и с.

Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать, сгущенный, щурился, блестящий, настоящий, освещение, восхищение, светящийся.

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусёнок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь в шкаф. В пруду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают летом и осенью.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал,

Ещё бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пёс —

Рыбалка

Дядя Семён и мой товарищ Вася взяли меня удить рыбу в пруду. Дядя Семён поймал леща и карася. Лещ и карась жирнущие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щепки. Дядя Семён ещё удит.

В мороз береги щёки и нос

Вася и Сеня возвращались домой. Они были в роще. В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был сильный мороз. Он щипал щёки и нос. Вася тёр щёки, а Сеня не тёр. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Вася увидел, что щека у товарища побелела.

— У меня руки не двигаются, замёрзли, — говорит Сеня.

Вася стал тереть товарищу щёку варежкой. И щека покраснела.

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Целый день поёт щегол

В клетке на окошке,

Третий год ему пошёл,

А он боится кошки.

А Маша не боится

Ни кошки, ни щегла.

Щеглу дала напиться,

А кошку прогнала.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Щегол Фома

Приехал ко мне внук. Купил я ему клетку со щеглом. Понравился щегол внуку, и он назвал его Фомой. Давал внук Фоме подсолнух. Щегол щёлкал семечки, но скорлупа была твёрдой. Щегол сердился. Зато ему нравились семена репея. Кот Васька пытался поймать щегла. Но Фому защищала клетка. Потом Васька свыкся с Фомой. А щегол постепенно перестал обращать на него внимание. Мы любили слушать щебет щегла.

Летом внук выносил клетку в сад. На клетку садились другие щеглы. Подбирали семена. И попадались в ловушку. Фома сердился на щеглов-новосёлов. Внуку они тоже не нравились. Пели хуже. Он дарил щеглов товарищам.

Раз Фома едва не попался. Соседская кошка подкралась к клетке. Фома привык к Ваське. Потому не обращал внимания на кошку. Но другие щеглы всполошились. И кошка не успела схватить Фому.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ — Ш

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ща — шащу — шущи — шише — ще
ша — щашу — щуши — щище — ше
ащ — ашющ — юшещ — еш
аш — ащюш — ющеш — ещ

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Ща — ша

гуща — туша пищать — лишать чаща — чаша трещать — решать роща — пороша щавель — шалфей помещать — помешать обещать — мешать навещать — вешать укрощать — украшать

Щё — шё

щёлк — шёлк щётка — шёрстка щёки — шёпот лущёный — тушёный мощёный — гашёный

Щу — шу

пищу — пишу угощу — укушу щука — шубка прощу — прошу помещу — спешу

Щи — ши

пищи — пиши защита — зашита плащи — наши трещи —реши лещи —ерши вещи —ваши

Ще — ше

щепка — шейка ищет — пишет вращение — решение щебет — шелест пуще — тише

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Суши мокрые вещи. Паша идёт в рощу. У Гриши щенок. У Даши болит щека. Саша щёлкает орехи. Щёки у Маши розовые. Сук под Мишей затрещал. Щи да каша — пища наша. Мы наловили лещей и ершей. Плащи вешают в шкаф. Хороша уха из щуки и ершей. Тётя Даша угощала Машу. Ты ведь обещал не мешать. На площади шумит народ. Мы рвали щавель и шалфей. Птичка верещала, думать мне мешала. Мы решили возвращаться. Шелестит листва, и ще-бечут птицы. В реке только ерши, а в озере только лещи. Ищешь, ищешь — не найдёшь, не разыщешь — так пойдёшь. Под кувшинками в тиши ходят важные лещи.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

У шуба толстая.

Вышел из рощи на шоссе.

не любит, чтобы её чесали

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

В роще

Миша и Паша — хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Щенок бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок испугался и запищал. Мише и Паше было смешно.

Ледоход

Шура и Маша пошли на реку. Они смотрели ледоход. Трещал лёд. Стоял страшный шум. Мощная сила ломала льдины. Почему-то маленький щенок побежал к реке. Шу-ра кинулся и оттащил щенка. Щенок пищал, но Шура его не слушал. Шура и Маша потащили щенка домой.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться.

Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно рас-топырил едва прораставшие крылышки.

Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким гро-мадным чудовищем должна была ему казаться собака! Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки он не усидел йа ветке.

Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой пташки. (По Я. С. Тургеневу.)

Читайте также:  Игры с песком для развития звукового анализа с детьми с ОНР
Ссылка на основную публикацию