План-конспект подгруппового логопедического занятия на тему Игрушки

Подгрупповое логопедическое занятие по теме: “Игрушки”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Логопедическое занятие для старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование представлений об игрушках, их назначении.

Задачи:

· уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Игрушки»;

· закрепить знания о предложении;

· совершенствовать грамматический строй речи;

· развивать диалогическую речь;

· развивать зрительное внимание, мышление, общую и тонкую моторику;

· воспитывать культуру общения и поведения на занятиях;

· формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Тип занятия: комбинированное.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Логопедическое занятие “Игрушки15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие

(старший дошкольный возраст)

Учитель-логопед Гришунина В.В.

Цель: формирование представлений об игрушках, их назначении.

  • уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Игрушки»;
  • закрепить знания о предложении;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • развивать диалогическую речь;
  • развивать зрительное внимание, мышление, общую и тонкую моторику;
  • воспитывать культуру общения и поведения на занятиях;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Тип занятия: комбинированное.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

1. Организационный момент:

Дети стоят, взявшись за руки

Логопед: «Вдохнули через носик хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения. Молодцы!»

2. Упражнение «Повтори правильно».

Кукла – мяч – танк;

Матрёшка – мишка – ведро;

Машина – кубики – юла;

Неваляшка – пирамидка – мозаика;

Лото – дудочка – домик.

Логопед: «Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?» (Об игрушках).

3. Беседа об игрушках.

Логопед: «Вы все любите игрушки, играете с ними, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки? Их делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидку – из дерева или пластмассы, лото – из бумаги, мишку – из ткани, машинку – из железа. Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими».

4. Артикуляционная гимнастика:

1. «Лошадка». 3. «Язычок вышел погулять»

2. «Кошечка». 4. «Змейка» и т.д.

5. Отгадывание загадок.

Круглый, гладкий и пузатый – Косолапые ноги,

Больно бьют его ребята. Зимой он спит в берлоге.

Почему беднягу бьют? Догадайся, ответь,

Потому, что он надут. Что это за зверь?

7. Упражнение «Из чего сделана игрушка?».

(образование относительных прилагательных)

Машина сделана из железа, она – железная;

Самолёт сделан из пластмассы, он…;

Матрёшка сделана из дерева, она…;

Мишка сделан из плюша, он…;

Кукла сделана из резины, она… и т. д.

8. Упражнение «С какой игрушкой ты играл?»

(усвоение глаголов 3 лица единственного числа прошедшего времени по картинкам). Ребёнок отвечает полным ответом.

9. Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Слоговой анализ слов:

Пирамидка, неваляшка, машинка, мишка, кукла, кубики, шарики, дом… (определить самое короткое и длинное слово).

10. Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану:

– Из каких частей состоит? .

– Из какого материала сделана.

11. Упражнение «Скажи ласково».

Кукла – куколка, мишка – …, дом -…, машина – …, самолёт – …, матрёшка – …, заяц – …, птица – …, корабль – … и т. д.

12. Игра «Один – много».

Одна кукла, а много – …(кукол),

Одна коляска, а много – …,

Один мишка, а много – …,

Один велосипед, а много – …,

Одно колесо, а много – … и т.д.

Чуть ударишь этот мячик –

Начинает он скакать.

Скачет, скачет, скачет, скачет

И не хочет перестать.

(поочерёдное соединение всех пальцев с большим пальцем)

14. Работа в тетрадях.

15. Подведение итогов занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект группового логопедического занятия в средней группе по лексической теме “Игрушки”.

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы с ТНР на тему «Игрушки».

Цель:- расширение и активизация словаря,развитие связной речи.

Занятие по теме “Игрушки” для дошкольников старшего возраста.

Данное занятие может быть использовано при формировании лексико-грамматических представления у дошкольников с ОНР.

В занятии используются игры на развитие внимания, логического мышления, связной речи. Представлены тексты загадок, упражнение на развитие фонематического слуха.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ОНР по теме «Игрушки»

Методическая разработка — конспект логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи на тему «Игрушки». На данном занятии обогащаем словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме «Игрушки». Предлагаемый практический материал может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на подгрупповых занятиях с детьми старшего возраста.

  • Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, частях, из которых они состоят.
  • Закрепление обобщающего понятия «игрушки».
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными; согласование числительных 2 и 5 с существительными, образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами),
  • образование слоговой структуры слова,
  • обучение фонематическому анализу слова,
  • развитие пространственных представлений.
  • Развитие диалогической речи, мышления, зрительного внимания, физиологического дыхания, общей моторики.
  • Формирование навыков сотрудничества, бережного отношения к игрушкам.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Уточнение и расширение словаря по теме « Игрушки », образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, развитие диалогической речи.

– Мне пришла посылка. Посмотрите на окно, догадались, кто её прислал? (на окне изображение Деда Мороза).

– Скоро праздник, и Дед Мороз начинает дарить подарки. Хотите узнать, что в посылке? Отгадайте загадки.

Его пинают,
А он не плачет,

Его бросают-
Назад не скачет.

– Верно. Мяч сделан из резины, значит он какой?- резиновый. Мяч, какой по форме, какого цвета?

– Резиновый, круглый, большой, разноцветный.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка.

– Правильно. Матрёшка какая?

– Деревянная, новая, красивая, яркая.

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?

– Верно. Машина какая?

– Бумажная, маленькая, оранжевая, легковая.

Что всё это значит?
Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать
День, и два, и даже пять.

– Верно. Кукла какая?

– Пластмассовая, красивая, маленькая, разноцветная.

Что за игрушка-непоседа
Танцует, бегает по следу? –
Я нажала, завела,
Закружилась вдруг…

– Правильно. Юла сделана из металла. Какая юла?

Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу.

– Верно. Мишка какой?

– Молодцы. Отгадали все загадки правильно.

II. Тема занятия.

– Что прислал нам Дед Мороз, назовите, одним словом.

– Правильно. Кому нужны игрушки? Для чего? Как можно играть с мячом? А с куклой? А с машинкой? С юлой? С мишкой? С матрёшкой?

Дети рассказывают, как играют с игрушками.

– Как надо относиться к игрушкам? (не ломать, не пачкать, не разбрасывать, убирать на место).

III. Игра «Сосчитай-ка».

(согласование числительных 2 и 5 с существительными).

– Давайте сосчитаем, сколько матрёшек.

Дети разбирают матрёшку и пересчитывают.

Далее дети бросают кубик, на котором написаны цифры от 1 до 5 и пересчитывают другие игрушки.

IV. Игра «Превращения».

(образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

– Давайте поиграем с игрушками в «превращения».

На экране компьютера дети «превращают» большие игрушки в маленькие.

– Я превратил мяч в мячик.

– Я превратил машину в машинку.

– А я превратила куклу в куколку.

– Я превратил паровоз в паровозик.

– А я превратила пирамиду в пирамидку.

V. Игра «Живая игрушка».

(развитие связной речи, общей моторики).

– Давайте «оживим» игрушки. Дети берут по одной игрушке, называют её, сообщают, какие действия она может выполнять и показывают.

– У меня юла. Она может кружиться. ( Ребёнок кружится)

– А у меня мяч. Он умеет прыгать и скакать. ( Ребёнок прыгает)

– У меня неваляшка. Она умеет качаться. ( Ребёнок качается)

– У меня кукла. Она умеет танцевать. ( Ребёнок танцует)

– У меня мишка. Он умеет рычать. ( Ребёнок изображает мишку)

VI. Игра «Собери пирамидку».

(развитие фонематического восприятия, формирование навыков фонематического анализа).

– В коробке лежит ещё одна игрушка. (Логопед достаёт из коробки пирамидку без колец)

– Пирамидка без чего?

– Верно. Дед Мороз придумал для вас задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите колечко. Дети называют первый звук в названии игрушек, определяют какой он и прикрепляют на доску магнит соответствующего цвета (гласный – красный, согласный твёрдый – синий, согласный мягкий – зелёный).

Предлагаются картинки с изображением: мишки, автомобиля, куколки, мышки, домика.

VII. Формирование слоговой структуры слова, обучение слоговому анализу.

– Ребята, дедушка Мороз просит помочь отправить игрушки, распределив их правильно по вагонам поезда. В 1-ом вагоне «отправим» игрушки, в названии которых одна часть (один слог), во 2-ом – две части, в 3-ем – три части, в 4-ом – четыре.

VIII. Игра «Четвёртый лишний».

(развитие зрительного внимания, мышления).

– О чём мы говорили на занятии?

– Верно. И я хочу проверить, как хорошо вы знаете игрушки.

Дети выбирают лишний предмет на экране компьютера. Если выбор сделан правильно, предмет исчезает.

IX. Организация окончания занятия.

– Молодцы. Вы помогли Деду Морозу. Во что вам понравилось играть, а что было трудным? В коробке есть ещё мешочек. Я думаю, что это подарки от Деда Мороза для вас. Дети на ощупь определяют, что находится в мешочке.

Хлуднева Ольга Владимировна,
учитель-логопед,
ГБДОУ детский сад № 106
Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей логопедической группы по теме «Игрушки»

Светлана Насонова
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей логопедической группы по теме «Игрушки»

Тема: «Игрушки»

уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, форму, цвет, материал;

образовывать существительные родительного падежа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их в роде с существительными;

составлять описательные рассказы по игрушкам;

развивать зрительную и слуховую память;

Оборудование: демонстрационный материал – таблица на развитие зрительного внимания, картинно-графический план по теме «Игрушки», игрушки – мяч, пирамида, машина, медведь, кукла.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Сядет тот,кто повторит за мной цепочку слов: кукла – мяч – танк; матрешка – собака – ведро; машина – кубики – юла; неваляшка – пирамида – мозаика; домино – лото – ракетка; велосипед – дудочка – самокат.

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (Об игрушках.)

Круглый, гладкий и пузатый

Больно бьют его ребята.

Почему беднягу бьют?

Потому что он надут. (Мяч.)

– Какой он формы, какого цвета? (Ответы детей)

– Из какого материала сделан? (Ответы детей)

– Как с ним можно играть? (Ответы детей)

Игровое упражнение «Какой игрушки не хватает

Цель – развитие зрительного внимания.

Матрешка пирамидка мяч

Пирамидка мяч матрешка

(Выставляется пирамидка).

– Из каких частей состоит пирамидка? (Ответы детей)

– Каких цветов части пирамидки? (Ответы детей)

– Из какого материала она сделана? (Ответы детей)

– Как с ней можно играть? (Ответы детей)

Игровое упражнение «Что изменилось?»

(между мячом и пирамидкой выставляется машина)

Цель – уточнить, где находится машина,используя предлоги: за, перед, между, рядом, около.

Зимой он спит в берлоге.

Что это за зверь? (Медведь.)

– Что есть у игрушечного медведя? (Ответы детей)

– Из какого материала сделан? (Ответы детей)

– Какой он? (Ответы детей)

– Как с ним можно играть? (Ответы детей)

Воспитатель открывает коробку и выставляет куклу. (Вопросы аналогичны.)

Дидактические игры «Скажи ласково», «Сосчитай»

(по карточкам с изображением игрушек)

На большом ковре и в ряд Дети маршируют на месте,

Куклы Танины стоят останавливаются,

Два медведя, Буратино изображают персонажей,

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять прыгают,

Вместе мы пойдем гулять маршируют, уходят с ковра.

Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану

– Из каких частей состоит?.

– Из какого материала сделана?.

– Как с ней можно играть?.

Пример рассказа взрослого:

– Вы все любите игрушки, играете с ними, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки. Их делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамиду – из дерева, лото – из бумаги, мишку из ткани, которую называют плюшем, машины делают из железа или пластмассы. Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.

Итог занятия

– Вы сегодня хорошо занимались, и, я думаю, сейчас мы можем поиграть с вашими любимыми игрушками.

Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми раннего возраста по теме «Игрушки» Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. Цель: развитие экспрессивной речи,.

Конспект логопедического занятия по теме «Игрушки» Старшая группа. Фронтальное занятие Занятие по развитию лексико – грамматического строя языка. Тема: «Игрушки». Цели; 1. Расширять и.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Игрушки» Логопед: Здравствуйте, дети. Сядет на место тот, кто правильно повторит за мной ряд слов. Кукла – мяч – танк; матрёшка – мишка – ведро;.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]». ЦЕЛЬ: учить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. ЗАДАЧИ: • Развивать.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Овощи» Ход занятия: 1. Организационный момент -Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение: Ах, какое было лето! Не осталось и следа, Все в.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Комнатные растения» Коррекционно-образовательные цели: – уточнение,активизация и актуализация словаря по теме; – совершенствование грамматического строя речи;.

Конспект программы открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе с детьми с ОНР III уровня «Профессии» Тема занятия: «Профессии» Цели: Образовательные: закрепить понятие о профессиях, их деятельности; расширить понятие о пользе профессий для.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Игрушки» Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Игрушки» Цели: — активизация словаря по теме; — упражнение в составлении простого.

Примерный конспект подгруппового логопедического занятия для детей 5–6 лет с ТНР по теме «День защитника Отечества» Цель: расширение представлений детей о Дне Защитника Отечества. Коррекционно – образовательные задачи: расширять и активизировать словарь.

Комплексное логопедическое занятие по теме “Игрушки” в старшей группе для детей с ОНР

Цели:

Образовательные:

  • Активизация и обогащение словарного запаса по лексической теме «Игрушки». Совершенствование умения согласовывать слова в предложении, составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
  • Закрепление понятий «предмет», «признак предмета», «действие предмета». Совершенствование умения выполнять звуковой и слоговой анализ и синтез слов.
  • Закрепление умения работать над предложением: выполнять графическую схему предложения; составлять предложения к заданной схеме.

Коррекционные:

  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.
  • Закрепление грамматических категорий по теме «Игрушки»:
    – Словоизменение: согласование существительных с числительными «два» и «пять».
    – Словообразование: образование притяжательных прилагательных.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие логического мышления.
  • Развитие связной речи.

Воспитательные:

  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
  • Воспитание умения слушать друг друга.
  • Создание положительных эмоций.

Оборудование: фланелеграф; кружк , обозначающие звуки слова; игрушки: машинка, кукла, мишка, пирамидка, кот, ёжик, кубики, мячик, ослик, зайчик, робот; пособие «телевизор»; серия сюжетных картинок (размер 40 х 25 см.); карточки, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета; «звуковые кубики», ширма.

Раздаточный материал: счетные палочки, звуковые линейки, звуковые пеналы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости (педагоги ДОУ). Чтобы они с вами познакомились, сейчас каждый из вас громко назовет свое имя и скажет, сколько в нем слогов.

Дети называют свои имена и определяют в них количество слогов. (Например: «Меня зовут Миша, в моём имени 2 слога»).

2. Загадки об игрушках.

– А теперь попробуйте угадать, кто же еще пришел к вам в гости.

(Логопед загадывает загадки):

«Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко.
Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).

«Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу». (Медвежонок).

«Что все это значит? Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять». (Кукла).

«Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик).

«Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все с начала начинаю». (Кубики).

(После каждой отгаданной загадки из-за ширмы достаётся соответствующая игрушка).

– Ребята, назовите одним словом, кто же еще пришел к нам в гости? (Игрушки).

– Для чего нужны игрушки? (Ответы детей)

3. Образование притяжательных прилагательных:

– Из чего могут быть сделаны игрушки? (Игра с мячом)

Кубики из дерева (какие?) – деревянные
Мячик из резины (какой?) – резиновый
Мишка из плюша (какой?) – плюшевый
Мышки из меха (какие?) – меховые
Кукла из соломы (какая?) – соломенная
Ведёрко из железа (какое?) – железное
Пирамидка из пластмассы (какая?) – пластмассовая

4. Сюрпризный момент.

Вот еще одна загадка: «Что это такое?» (Вносится пирамидка без колец).

Ребята, а вы знаете, почему у пирамидки нет колец? Сейчас я вам расскажу: жадный Бегемотик (показ соответствующей игрушки) забрал у нас все колечки и не хочет отдавать. Он согласился отдать кольца только при условии, если вы выполните все его задания. За каждое задание – одно колечко. Согласны?

5. Выделение 1-го звука из слов, характеристика данного звука.

Первое задание Бегемотика:

– Вы должны определить первый звук в названии игрушек и наклеить соответствующий звук – кружок на фланелеграф.Самосвал, мишка, кубики, ослик, зайка, пирамидка, робот»).

(Гласный звук – кружок красного цвета; согласный твёрдый – кружок чёрного цвета; согласный мягкий – кружок синего цвета).

6. Пальчиковая гимнастика. (Развитие мелкой моторики рук)

«На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать».

7. Звуковой анализ.

Следующее задание: выполнить звуковой анализ клички котенка – ВАСЬКА.

(Дети выполняют звуковой анализ с помощью звуковых линеек и пеналов).

Один ребенок выполняет задание у доски с помощью пособия «звуковые кубики», рисует на доске слоговую схему слова.

8. Фонематический синтез.

Игра «Живые звуки».

Дети выбирают кружки с символами звуков: [з], [а], [й], [к], [а], становятся по заданному порядку и произносят «свой» звук.

Остальные должны «прочитать» загаданное слово. При правильном ответе предъявляется игрушка «зайка» и возвращается очередное колечко.

9. Динамическая пауза.

А) «Мячик мой» (координация речи с движением):

«Друг весёлый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хорошо мячом играть» (В.Волина)

(Логопед «надувает» шарики: дети встают, длительно произнося звук: «с-с-с…».

Затем шарики «протыкают»: дети медленно приседают, произнося звук: «ш-ш-ш…»).

10. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Игра «Телевизор».

На наборном полотне рассказ, составленный по серии сюжетных картинок («Кораблик»). Две картинки перепутаны. Дети должны установить правильную последовательность. Затем все картинки (по очереди) вставляются в пособие «телевизор».

– Дети, сейчас мы с вами посмотрим интересный мультфильм. Но вот беда: сломался звук. Нам надо выбрать диктора, который бы озвучил наш мультфильм. (Диктор выбирается считалочкой, которую произносят все дети:

«Мы со звуком [ш] играем. Слово к слову подбираем:
«шапка, шуба, шкаф, жетон! Выходи из круга вон!»).

Прежде чем приступить к «озвучиванию» мультфильма, ребенок должен объяснить, почему слово «жетон» оказалось лишним.

11. Согласование числительных «один», «два» и «пять» с существительными.

Детям предлагается положить на стол одну оранжевую палочку, две зеленые и пять белых.

Задание: “Игрушки перепутались и их надо сосчитать”.

Дети считают игрушки. Палочки служат зрительной опорой. (Можно сказать, что игрушки превратились в палочки).

Образец: “Одна кукла – две куклы – пять кукол”

кубик –
юла –
машинка –
мяч –
шарик –
пирамидка –
погремушка –
мишка –
самолётик –
зайчик –
матрёшка –
собачка –

12. Выполнение графической схемы предложения; составление предложений к заданной схеме.

– А теперь самое сложное задание:

Бегемотик хочет, чтобы вы составили предложение. Но не просто так, а чтобы первое слово обозначало признак предмета , второе – предмет , а третье – действие предмета .

(Дети придумывают слова, педагог выбирает лучшие. Затем рисуют схему предложения. Например: «Пушистый котик спит»).

13. Дифференциация звуков [р] – [л] (на слух)

“Молодцы! Вы собрали всю пирамидку! Но чего-то не хватает… (Верхушки). Сейчас вы попробуете догадаться, кто прячет верхушку нашей пирамидки”.

Педагог поочередно прикасается к игрушкам, произнося над каждой из них определённый слог: “ ра – ра – ра – ра – ла – ра – ра…”

(Верхушка пирамидки у мишки, так как над этой игрушкой был произнесен слог “ла”).

14. Итог занятия.

– Молодцы! Вы выполнили все задания, собрали всю пирамидку. Наши гости – игрушки наблюдали за вами, и им очень понравилось! Поэтому они решили остаться и поиграть с вами.

(Дети убирают рабочий материал со своих рабочих столов и берут игрушки).

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Серия конспектов логопедических занятий по теме “ИГРУШКИ”.

Кириллова Ю., учитель-логопед.

Цель: – расширение и активизация словаря.
Задачи: – образовывать множественное число существительных;
– учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
– учить подбирать прилагательные к существительным;
– учить употреблять в речи притяжательные местоимения;
– развивать координацию речи с движением;
– развивать мелкую моторику;
– развивать слуховое внимание;
– выполнять и оречевлять 1-2х ступенчатую инструкцию.

Оборудование: картинки с изображением игрушек, мяч, игрушки.
Ход занятия:

1 . Орг. момент. Пальчиковая гимнастика “ИГРУШКИ”
На большом диване в ряд, (попеременно хлопаютв ладоши и
Куклы Катины сидят: стучат кулачками)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате (попеременно хлопаютв ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками).

2. Введение в тему. (картинки с изображением игрушек, игрушки)
Что считали в пальчиковой гимнастике? (игрушки)
Назовите свою любимую игрушку.
Всем хочется чтобы игрушек было много?
Давайте поиграем.

3. Игра “Один- много”
Мяч – мячи слон – слоны
Машина – машины кукла – куклы
Уточка – уточки мишка – мишки
Зайчик – зайчики кубик – кубики
Матрешка – матрешки совок – совки
Барабан – барабаны ведро – ведра

4. Игра “Большой – маленький”
Игрушек стало много, а теперь назовем их ласково.
Мяч – мячик – мячики слон – слоник – слоники
Машина – машинка – машинки кукла – куколка – куколки
Утка – уточка – уточки самолет – самолетик- самолетики
Заяц – зайчик – зайчики ведро- ведерко – ведерки
Матрешка – матрешечка- матрешечки совок – совочек – совочки

5. Игра “Что из чего”.
У Незнайки много игрушек, но он не знает, из чего они сделаны. Игрушки сделаны из разного материала. Поможем Незнайке.
Кто знает из чего делают игрушки? (из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги,…).

Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная)
Если игрушка сделана из железа, она какая? (железная)
Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)
Если игрушка сделана из резины, она какая? (резиновая)
Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (бумажная)
Если игрушка сделана из плюша, она какая? (плюшевая)
Если игрушка сделана из стекла, она какая? (стеклянная)

6. Физкультминутка “Мячик”.
Раз, два, прыгай, мячик. (взмахи правой ладонью, как
. бы удары по мячу)
Раз, два, и мы поскачем. (ритмичные прыжки на
Девочки и мальчики носочках, руки на поясе)
Прыгают, как мячики.

7. Игра “Сделай, что скажу, и скажи, что сделал”.
– Катя возьми машинку со стола, и отдай её Тимуру.
– Что ты сделала?
– Тимур, что ты сделал?
– Алина возьми куклу со стола, и отдай её Жене.
– Что ты сделала?
– Женя, что ты сделал?
– Никита возьми мяч со стола, и отдай его Грише.
– Что ты сделал?
– Гриша, что ты сделал?
– Паша возьми мишку со стола, и отдай его Лере.
– Что ты сделал?
– Лера, что ты сделала?
– Вова возьми зайчика со стола, и отдай его Ульяне.
– Что ты сделал?
– Ульяна, что ты сделала?
– Кирилл возьми цыпленка со стола, и отдай его Ане.
– Что ты сделал?
– Аня, что ты сделала?

8. Игра “Какой, какая,какие”
Скажем, какие у нас игрушки.
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые….
Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….
Машина (какая?) – красивая, большая, легковая, грузовая,….
Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…
Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый ,…
9. Игра “Мой, моя, моё, мои”.(по картинам)
Мой – мяч, самолет,….
Моя – кукла, машина,….
Моё – ведро,….
Мои – игрушки, кубики, куклы,….

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
“Помоги Андрюшке”.

Цель: – развитие связной речи.
Задачи: -усвоить категории родительного падежа;
– учить согласовывать существительных с числительными;
– дифференцировать предлоги на, под;
– закрепление умения подбирать прилагательные к
существительным;
– учить составлять предложения по образцу;
– учить составлять рассказ – описание;
– обучать отгадыванию загадок;
-развивать внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением игрушек, мяч, игрушки.
Ход занятия:

2 . Игра “Чего не стало?”
(картина на фланелеграфе).

3 . Игра “Какой, какая, какие”
Скажем, какие у нас игрушки.
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые, резиновые, деревянные….
Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….
Машина (какая?) – красивая, большая, легковая, грузовая,….
Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…
Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый ,…

4 . Игра “Что из чего”.(составление предложений по образцу)
Игрушки сделаны из разного материала.
Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная.
Машинка сделана из железа, значит она железная.
Кубик сделан из пластмассы, значит он пластмассовый.
Мяч сделан из резины, значит он резиновый.
Самолетик сделан из бумаги, значит он бумажный.
Мишка сшит из плюша, значит он плюшевый.
Собачка сделана из стекла, значит она какая? (стеклянная)

5. Игра “Где игрушки”
(составление предложений по демонстрируемому действию)
Кубик на столе, а машина под столом.
Кукла на столе, а матрешка под столом. И т. п.

6. Физкультминутка “Мячик”.
Раз, два, прыгай, мячик. (взмахи правой ладонью, как
бы удары по мячу)
Раз, два, и мы поскачем. (ритмичные прыжки на
Девочки и мальчики носочках, руки на поясе)
Прыгают, как мячики.

7. Игра “1, 2, 5”
Один мяч, два мяча, пять мячей. (слон, кубик, совок, барабан, зайчик,
мишка)
Одна машина, две машины, пять машин. (кукла, уточка,
матрешка)
одно ведро, два ведра, пять ведер.

8. Составление описательного рассказа .
Это – кукла Маша. У куклы есть голова, светлые волосы, синие глазки, черные ресницы и брови. Есть туловище, руки и ноги. На ней белое платье и белые туфельки. Кукла Маша – игрушка. С ней играют. С
куклой нужно обращаться аккуратно.

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Игрушки»

Для детей старшей группы компенсирующей направленности.

Цели:

  • Формирование устной речи и навыков общения с окружающими.
  • Формирование общих представлений об игрушках, их назначении
  • Обучение детей перессказыванию текста, составленного из трех-четырех простых предложений, с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними.

Материал: игрушки (поезд, машинки, зайка, кукла, кубики, мяч, петрушка, мишка).

Ход занятия

Организационный момент

Психогимнастика.
Упражнение “Заводные игрушки”
Дети стоят по кругу, логопед говорит: сейчас вы превратитесь в заводные игрушки и со словами “вокруг себя повернись и в заводную игрушку превратись”. Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку играющего на барабане, веселого Петрушку. Затем игрушки сломались и застыли в определенной позе.

– Почувствуйте напряжение, а сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую, туловище. Вам жаль сломанных игрушек, покажите, как вы огорчены. Папа починил игрушку, вы рады? Покажите, как вы радуетесь.

Основная часть

Игра “Что звучит?”

Развитие слухового внимания.

Рассматривание звучащих игрушек, сравнение их по звучанию. Узнавание игрушек по звуку. Логопед сажает на стол мишку с погремушкой, зайца с барабаном, кота с бубном. После этого логопед предлагает детям послушать и запомнить, как звучат инструменты.

– Кто пришел и что принес? (за ширмой производит звук, дети отгадывают, что звучит и кто хозяин игрушки)
– Вы правильно отгадали и назвали все инструменты. Молодцы!

Динамическая пауза.

Дети встают около своих стульчиков. Логопед читает стихотворение, содержащее словесные команды. Ребята совершают соответствующие действия.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики,
Ножками топают, ручками хлопают,
Головкой кивают, все вместе отдыхают.

Логопедическое занятие в старшей группе

Игра “Верно или нет”

Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.
– В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово.

– Сейчас слушайте меня внимательно, я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы поднимите зеленый флажок, когда услышите правильно сказанное слово, если неправильное – красный: зайка, дайка, зуйка; туколка, куколка, муколка; витамин, митамин, фитамин, виталим; баман, панам, банам, банан; альбом, айбом, аньбом, авьбом.

Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию

Входят дети, с которыми логопед заранее оговаривал, какие действия необходимо им произвести. Мальчик берет кубики и начинает строить башню, девочка кормит куклу, сидящую на стуле. Логопед предлагает всем внимательно смотреть на то, что сейчас произойдет. Дети манипулируют игрушками.

Когда дети посмотрели выполненные мальчиком и девочкой действия, логопед задает вопросы, на которые просит отвечать полно и точно:
– Кто вошел в группу?
– Что взял Миша?

– Что взяла Алиса?
– Что строил Миша?
– Кого кормила Алиса?

Логопед объясняет, что сейчас ребята будут подбирать слова и за каждое правильно сказанное слово они получают фишку. Далее говорит: “Миша выстроил башню, а что еще можно строить?”

Дети подбирают слова: строят дом. (гараж, дачу, магазин, школу и т.д.)
Логопед продолжает: “Алиса кормила куклу Таню, а что еще можно делать с куклой?”
– А сейчас вы услышите рассказ. Не торопясь, четко, громко и выразительно логопед рассказывает.

– Миша и Алиса вошли в группу. Миша взял кубики. Алиса взяла куклу Таню. Миша строил башню. Алиса кормила куклу Таню. Дети играли.
Логопед просит детей самих рассказать о том, что они видели. Пересказывают трое-пятеро детей. Вы очень хорошо справились с рудным заданием, молодцы!

Игра “Собери игрушки”

Логопед предлагает детям собрать на ковре игрушки, в названиях которых есть звук Ш и положить их в корзинку.
Дети берут игрушку, четко произносят название, выделяя звук Ш, и кладут в корзинку. (Шайба, мышка, мишка, лошадка, шар, машина, шашки, шахматы)

Игра с мячом “Подбери семейку слов”

Логопед предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч.
– Давайте подберем слова из одной семейки к слову игрушка. Что можно делать с игрушками? (Играть)
– Как можно назвать маленькую игрушку? (Игрушечка)

– Что лежит в коробке на столе? (Игра)
– Как называется шкаф с играми у вас в группе? (Игротека)
– Молодцы! Вы подобрали семейку слов: игрушка, играть, игрушечка, игра, игротека.

Игра “Волшебный сундучок”

– Сегодня я принесла на занятие “волшебный сундучок”, что же в нем лежит?
Дети открывают сундучок и достают карточки со словами: Тани, гномик, у.
Миша, Алиса и Ксюша возьмите по одной карточке и прочитайте. (Дети читают)

– А ты, Сашенька, подойди к магнитной доске и попробуй составить предложение из этих слов. (Ребенок с помощью других детей и логопеда составляет предложение)
– Прочитай предложение, Саша. (Ребенок читает: У Тани гномик)
– Возьми магнитную точку и поставь ее в конце предложения.

– Мы с вами говорили, что в конце предложения ставится точка.
– Давайте все вместе прочитаем предложение. (Дети читают)
– Молодцы ребята, вы справились с заданием.

Итог занятия

Логопед убирает сундучок и предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно делать. Затем логопед оценивает работу каждого ребенка, подбадривает тех, кто затруднялся.

Конспект занятия “Игрушки”

Конспект занятия по альтернативной коммуникации

«Формирование умения понимания слов,

обозначающих предметы по л.т. «Игрушки»

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия.

Предмет: Альтернативная коммуникация

Класс:

Учитель:

Дата:

Тема: « Формирование умения понимания слов, обозначающих предметы по л.т. «Игрушки» ».

Цель

Задачи

Планируемый результат

Коррекционно-образовательная:

Развитие импрессивной речи через игровую деятельность

Коррекционно-развивающие:

Активизация мыслительной и речевой деятельности

Коррекционно – воспитательные:

Развитие учебной мотивации к логопедическим занятиям .

Формировать умения воспроизводить действия с предметом.

Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением через прикосновение к предметам.

Воспитывать интерес к занятиям, усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Формирующиеся умения понимать слова обозначающие действия

Формирующийся навык умение внимательно слушать инструкцию, выполнять действия.

Формирующийся навык сотрудничества, самостоятельности.

Этапы занятия

Деятельность

логопеда

Деятельность обучающихся

Формируемые БУД

Орг.момент

Л: – Здравствуй… (без сопровождения жестом). – Здравствуй… (сопровождая жестом).

– Возьми колокольчик, поздоровайся.

Здоровается при помощи колокольчика.

Л. осознание себя как ученика.

К. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик).

Р. умение выполнять инструкции педагога;

Развитие

общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие речевого дыхания

Основная часть:

Развитие понимания речи

Развитие речевого подражания

Физ.

минутка

Сенсорное развитие

Восприятие речи

Итог

занятия

Двигательное упражнение.

Л: – Давай, поздороваемся под музыку, будем вместе делать движения:

– Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! (топают ногами)

Здравствуй, мой носик!

Л : – Посмотри какой у нас красивый мяч?

-Давай возьмем его, я сделаю тебе массаж. Хорошо, а теперь сам попробуй.

Массаж ладошек шипованным мячиком:

Здравствуй, мячик, ты, как ёжик,

У тебя есть много ножек.

Поиграем мы с тобой

И пойдём скорей домой!

Упр. «Веселый шарик»

Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился от тебя. Дуть нужно сильнее. Начали!

Л. – Мы поиграли ладошками, подули шарик, а теперь давай, посмотрим, что лежит в коробочке.

Л .- Это, игрушки.

Упр. «Поручение»

(учить находить названную игрушку среди 2-3 игрушек).

Л.- инструкция дай…

– Дай мне (слово подкрепляется жестом), куклу и т.д.

Игрушки: мяч-кукла, машина – мяч-кукла, мишка- машина – зайка, барабан-кукла-мяч-пирамидка.
Упр. «Найди пару»

Л:- Я даю тебе картинки, найди для каждой картинки свою пару.

Например : мячик к мячику, куклу к куколке и т.д.

Л:- Давай построим из кубиков дорожку для куколки.

– Пошла куколка гулять по дорожке. Кукла песенку поет :

Вызывание гласных звуков:

Л: Широко открывай рот, громко пой А-а-а!

Вытягиваем губы трубочкой, громко поем: —У-у-у

Предлагаем ребенку спеть вместе: -А-а-а!, затем У-у-у

Молодец. Хорошо получается.

(Е.Железнова «Танцы с мамой»).

Упр. «Игра с водичкой»

Л:- Давай, бросим мячик в воду? (сопровождая жестом). Перед ребенком лежит корзинка с мячиками, предлагается собрать мячики в корзинку при помощи ситечка (выполнение действий под музыку.)

Упр. «Наоборот» (кукла, мяч, кубик)

Л: «Где кукла большая, а где маленькая? Где мяч большой, а где маленький?

( перед ребенком разложены по 2 одинаковых игрушки: большие и маленькие)

Л: Дай большую куклу (показывает) Дай маленький (показывает) (действия сопровождаются речью.)

Л:- Молодец, у тебя все получается.

Л:- А, теперь давай соберем все игрушки.

Л : – Ты хорошо занималась, молодец! Ты выполнила все задания, ты хочешь печенье?

Покажи. Попроси. Молодец!

Ребенок совместно с логопедом выполняет движения под музыку.

Выполняет задания после объяснения

Выполнение упражнений совместно с логопедом.

Ребёнок указательным жестом выполняет инструкции педагога.

Побуждать произносить звукоподражания

Ребенок должен произносить гласные звуки.

Под музыку, совместно с логопедом ребенок пропевает попевку.

Выполняет действия: собрать мячики.

Ребенок должен посмотреть на стол.

Выполнение упражнений совместно с логопедом.

Ребёнок показывает на печенье, делает просительное движение руки, чтобы получить поощрение.

Л. осознание себя как ученика.

К. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

Р. умение выполнять инструкции педагога;

Л. осознание себя как ученика.

К. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

Р. умение выполнять действия по образцу и по подражанию, по алгоритму.

Л. осознание себя как ученика.

К. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Р. умение выполнять действия по образцу и по подражанию, по алгоритму.

Л. осознание себя как ученика.

К. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

Р. умение выполнять инструкции педагога;

Л. осознание себя как ученика.

К. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

Р.Использование по назначению учебных материалов

Читайте также:  Звук (З) - постановка и автоматизация
Ссылка на основную публикацию