План-конспект открытого занятия по теме Одежда

План-конспект открытого подгруппового занятия для детей старшей группы с ОНР — Лексическая тема: «Одежда»

Данный конспект разработан для детей дошкольного возраста, обучающихся в подготовительной логопедической группе второго года обучения.

План-конспект открытого подгруппового занятия для детей старшей группы с ОНР

Лексическая тема: «Одежда»

Цели:

1. Коррекционно-образовательные цели:

– расширение и активизация словаря по теме;

– совершенствование грамматического строя речи;

– закрепление навыков образования существительных множественного числа;

– закрепление употребления притяжательных местоимений — мой, моя;

– закреплениенавыков слогового анализа слова.

2. Коррекционно-развивающие цели:

– развитие зрительного внимания и восприятия,

– развитие речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

3. Коррекционно-воспитательные цели:

– формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

– воспитание бережного отношения к вещам, одежде.

Оборудование: Наборное полотно, картинки с изображением одежды, мяч, модель мальчика, одежды и атрибуты к ней из цветного картона.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Глаза смотрят и все видят,

Ушки слышат и все слушают,

Голова думает, а ручки помогают,

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим!

– Спинка прямая, руки на столах. Если знаем ответ на вопрос, поднимаем руку.

2. Артикуляционная гимнастика (Презентация 1).

Логопед раздает детям зеркала. Включается презентация 1. На экране высвечиваются артикуляционные упражнения. Дети выполняют.

– Теперь, сделаем гимнастику для нашего язычка. Возьмите зеркала. Как мы пользуемся зеркалами (осторожно)? Почему (это очень опасный предмет)? Как держим? Посмотрите на экран.

3. Голосовое упражнение. Игра «Вьюга».

– Какое сейчас время года (зима)? Какая погода зимой (холодная, ветреная)? Вы знаете, что такое вьюга? Вьюга – это сильный ветер со снегом. Мы сейчас поиграем в игру «Вьюга». Как шумит вьюга (У-У-У-У-У)? Когда палочка внизу мы говорим тихо. Чем выше поднимается рука, тем громче мы говорим.

4. Введение в тему (Презентация 2 — слайд 1-4).

– Ребята, посмотрите на экран и послушайте. В одном далеком, сказочном королевстве был замечательный, чудной красоты замок. В нем жили принц и принцесса. Однажды, в сказочный замок ворвалась снежная королева со своим помощником драконом и заморозила замок. Принц и принцесса просят у вас помощи. Вам нужно выполнить задания, чтобы разморозить дворец. Вы поможете принцу и принцессе?

5. Игра «Чья? Чьё? Чей?»(слайд 5-6).

(Согласование существительных с притяжательными местоимениями: моя, моё, мой, мои).

– Итак, задание один. В королевстве бушует вьюга. Она раскидала ваши вещи. Давайте разберем, чьи это вещи. Я сейчас буду доставать вещи по одной, а вы должны угадать, чья это вещь и сказать имя ребенка. Например: Если это вещь Ани, то вы говорите Анина. А если это будет вещь Левы, вы говорите – Левина.

(Логопед открывает чемодан, достает по одному одежду детей)

– Чья это куртка (свитер, брюки, кофта, ботинки)?

– Как называются одним словом вещи, которые раскидала вьюга (одежда)?

– Зачем людям нужна одежда?

– Какую одежду вы знаете? Назовите по одной.

– Какую одежду мы носим зимой?

8. Дидактическая игра «Скажи ласково» (слайд 7-9).

– Приступаем к 2 заданию. Посмотрите на экран, я называю слово, вы называете это слово ласково. Например: свитер – ласково свитерок.

6. Упражнение «Прохлопай слова» (слайд 10).

– Итак, приступим к 3 заданию. Кто это к нам приехал (поезд)?

Логопед раздает детям предметные картинки.

– Посмотрите на картинки внимательно. Мы все знаем, что слова делятся на слоги, как мы это определяем (прохлопываем слова)? Посмотрите, к нам подъехал поезд. Нам нужно загрузить одежду по вагончикам. Посмотрите сколько вагончиков в поезде (три)? В первом вагончике мы кладем слова, которые состоят из 1 слога, во втором вагончике слова, которые состоят из 2 слогов, в третьем вагончике слова из 3 слогов. Например, слово шарф. Сколько слогов в слове шарф? Значит, в какой вагончик кладу картинку?

7. Физминутка.

– По дороге в снежное королевство, мы очень устали. Давайте немножкоо разомнемся.

8. Игра с мячом «Один-много» (слайд 11).

– Пришло время четвертого задания. Мы – волшебники немного. Был один, а станет много. Я называю предмет и бросаю вам мяч, а вы ловите и говорите, как они будут называться, если их много.

9. Упражнение «Исправь ошибку» (слайд 12).

– Приступаем к пятому заданию. Злой дракон узнал, что мы помогаем принцессе с принцем и решил вас запутать. Он специально неправильно называет фразы — заклинания. Давайте, мы исправим его ошибки, чтобы заклинание не сбылось. Я буду говорить фразы. А если вы услышите ошибку, вы меня исправите.

10. «Четвертый лишний» (слайд 13-14).

– Пришло время выполнить 6 задание. Лошадка принесла нам новое задание. Посмотрите, назовите одежду. Теперь назовите лишнюю картинку.

11. Игра «Одень мальчика».

– Настало время последнего, решающего задания, которое мы должны выполнить, чтобы победить королеву. Когда мы тепло одеты, нам не страшнылютые морозы и дажечары Снежной королевы теряют свою силу.

Логопед прикрепляет на магнитную доску плоскостные изображения мальчика и одежды.

– Давайте мы с вами тепло оденем мальчика, чтобы разрушить злое колдовство. Посмотрите на доску. Какую одежду вы видите? Вы по одному выходите и одеваете мальчика. Отвечаем полным ответом – называем одежду и цвет одежды. Например, мальчик надел белую футболку.Какую

одежду сначала должен надеть мальчик? (Мальчик надел комбинезон. мальчик надел красную куртку. мальчик надел желтую шапку. Мальчик надел желтый шарфик. Мальчик надел синие варежки).

12. Итог занятия (слайд 16-17).

– Молодцы ребята! Вы выполнили все задания. Значит, мы победили чары Снежной королевы? Замок растаял. Кому мы помогли (принцу и принцессе)? Что сделала королева (заморозила замок)? Какие задания вам понравились?

Афанасьева Виталина Трофимовна.
учитель-логопед,
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Какая бывает одежда?»

Содержимое публикации

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему:

«Какая бывает одежда?»

Программное содержание:Закреплять знания об обобщающем понятии « одежда »; п ознакомить с классификацией одежды по сезонам (зимняя, летняя, демисезонная); названиями одежды ; рассказать о свойствах ткани (толстая, тонкая, разноцветная, однотонная, прочная); Познакомить с названиями наиболее распространенных видов ткани и способах их получения.

Материал и оборудование: картинки с изображением людей, одетых в разную сезонную одежду, с изображением стада овец, уборки хлопка, ткацких станков, предметные картинки с изображением предметов одежды для разных времен года (пальто, куртки, платья и т.д.) лоскуты разной ткани на каждый стол (шерстяной хлопчатобумажный и шелковый), ножницы, емкость с водой.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку:

«У меня одеться рад

И артист и депутат.

Ловко шью своей иглой –

Ведь недаром я… (портной)».

Воспитатель: Что делает портной?

Воспитатель: Правильно, портные шьют много разной одежды . О некоторых из них я загадаю вам загадки.

Черна, а не земля,

пушиста, а не снег,

греет, а не печка (шуба).

Воспитатель: Правильно, это шуба. Вторая загадка.

У нее есть капюшон,

пышным мехом опушен (куртка).

Воспитатель: Правильно, это куртка. Следующая загадка.

Если день стоит погожий,

Он не выйдет из прихожей.

Если дождик моросит,

Он на улицу бежит (плащ).

Воспитатель: Правильно, это плащ. И последняя загадка.

Дуйся, не дуйся, через голову суйся.

Попляши день-деньской и пойдешь на покой (рубашка).

Воспитатель: Правильно, это рубашка. Скажите, как называют одежду , которую носят летом, зимой?

Воспитатель: Как можно назвать одежду и для осени и для весны?

Воспитатель: Про такую одежду можно сказать демисезонная, т. е. ее носят между сезонами – между летом и зимой. Предлагаю вам поиграть в игру «Времена года». У меня на столе лежат картинки с изображением разной одежды . Сейчас вы подойдете к столу и выберете картинку. Теперь посмотрите на доску, здесь есть картинки с изображением времени года. Попробуйте определить к какому времени года подходит «ваша» одежда.

(Дети по очереди подходят к доске и ставят картинки с одеждой под определенное время года).

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, что одежду можно разделить на три группы: зимнюю, летнюю и демисезонную. По какому признаку мы разделили одежду ?

Ответы детей: потому, в какое время года ее носят.

Воспитатель: Из чего шьют одежду ?

Ответы детей: из ткани.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам, ребята, отправиться на швейную фабрику (ателье), где шьют разную одежду. У вас на столах лежит несколько лоскутов ткани. Рассмотрите их и определите свойства ткани. Сомните ткань в кулачке, что вы видите?

Воспитатель: Разрежьте пополам каждый кусочек ткани и сравните, легко ли работать ножницами. Попытайтесь разорвать кусочки ткани руками, легко это или тяжело? Опустите ткань в емкость с водой, как впитывается влага?

Воспитатель: А теперь мы можем сделать вывод о свойствах ткани.

Воспитатель: Какую же ткань можно использовать для пошива летней одежды, поднимите лоскуток этой ткани.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Почему вы подняли этот лоскуток?

Воспитатель: Какую же ткань можно использовать для пошива зимней одежды, покажите. Почему вы выбрали именно этот лоскуток?

Воспитатель: Поднимите лоскутки ткани, которая для демисезонной одежды.

Дети выполняют задание.

Мы – портные, мастерицы (поочередное поглаживание рук снизу вверх).

Вам костюм сошьем сейчас (провести руками по телу сверху вниз и присесть).

Сложностей не побоимся (повороты головы в стороны сидя).

Нарядим, украсим враз! (подпрыгнуть, показать большие пальцы).

Для начала мы замерим (руки вперед – в стороны).

Сколько нужно тканей нам,

Раскроим и вновь проверим,

Немало ли будет вам (наклоны в стороны, руки на поясе).

Вырежем из ткани ровно (руки вперед – ”ножницы”).

И сошьем все по краям, (имитировать движения с иголкой).

А теперь украсим пестро (руки в стороны, пальцы врозь).

Перья, бусы, ленты, тут и там (хлопки справа, слева, над головой).

Вот теперь- то можно точно (руки на пояс поворот вокруг себя ).

Нарядится и на бал!

Полюбуемся – все прочно

И красиво сшито вам! (руки на поясе, поочередное выставление ног на пятку).

Воспитатель: Ребята, а кто же делает ткань, вы узнаете, отгадав загадку?

Летают пальцы птицами —

Поток струится ситцевый.

Летают пальцы пчелками —

Поток струится шелковый.

Воспитатель: Для зимней и демисезонной одежды люди часто используют шерстяные ткани, а делают они их из шерсти овец.

(Воспитатель выставляет картинку с изображением стада овец или предметную картинку).

Воспитатель: В определенное время овец стригут и из этой шерсти получают ткани. Они называются шерстяные — от слова «шерсть». Попробуйте найти у себя на столе лоскуток шерстяной ткани поднимите его.

Дети поднимают лоскутки.

Воспитатель: Почему вы решили, что именно этот лоскуток — шерстяная ткань?

Ответы детей. Потому что он толстый, плотный.

Воспитатель . Для летней одежды ткань делают совсем по-другому. Для нее выращивают специальное растение — хлопок. Растет хлопок только в жарких странах. Цветок хлопка похож на коробочку, заполненную ватой. Вата — это и есть хлопок, только специально очищенный. Люди достают хлопок из коробочек, а потом специальные машины делают из него ткань — ситец, сатин, байку. Вот посмотрите на мои кусочки ткани — сатин плотный, ситец потоньше, а байка мягкая, ворсистая.

Воспитатель: Теперь посмотрите на лоскутки, которые лежат у вас на столе, най­дите ткань из хлопка и попробуйте ее назвать.

Читайте также:  Использование проектного метода в профилактике речевого недоразвития у детей младшего дошкольного возраста

Дети выполняют задание. Если они забывают название ткани, вос­питатель им напоминает.

Воспитатель: Мы узнали, что шерстяную ткань делают из шерсти овец, летнюю — ситец, сатин, байку — из хлопка. Но у вас на столе лежит еще один лоскуток. Эта ткань называется шелк. Опишите мне, что это за ткань.

Ответы детей. Ткань тонкая, легкая, разноцветная, гладкая.

Воспитатель. Для какой одежды ее можно использовать?

Ответы детей. Для летней.

Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает, как делают шелк?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Шелк, ребята, людям дают гусеницы шелкопряды, они прядут шел­ ковую нить. Таких гусениц разводят специально, питаются они лис тьями только одного дерева — тутового. Тутовые деревья растут в миролюбивых странах, их выращивают для гусениц-шелкопрядов, (первые таких гусениц стали разводить в Китае. Китайцы долго хранили секрет изготовления шелковой ткани, и поэтому шелк считается одной из самых дорогих тканей. Эти шелковые нити обрабатывают и потом делают шелковые ткани. Они очень легкие, приятные на ощупь и в них нежарко летом. Поэтому из шелка шьют одежду в жарких странах — Японии, Индии.

Воспитатель: Итак, ребята, мы сегодня с вами поговорили об одежде и тканях. Что нового, вы узнали об одежде? А что нового вы узнали о ткани?

Конспект познавательного занятия по теме “Одежда”

Цель: закрепить знания детей об одежде и обуви.

Программные задачи:

1. Расширить представления детей о названиях предметов одежды и обуви.

2. Учить сравнивать, группировать, классифицировать.

3. Закрепить сезонные понятия: зимняя, весенняя, летняя, осенняя одежда; мужская, женская, детская одежда и обувь.

4. Упражнять в образовании относительных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

5. Развивать связную речь, зрительное восприятие, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

6. Воспитывать бережное отношение к одежде и обуви.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением одежды и обуви.

2. Загадывание и отгадывание загадок по теме.

Оборудование:

1. Предметные картинки с изображением предметов одежды и обуви.

2. Разноцветная гуашь, ватные палочки, салфетки.

3. Контурные рисунки одежды и обуви, разрезные картинки.

Ход занятия.

Беседа на тему: «Наша одежда»:

– Что вы видите на мольберте? (платье, юбка, кофта, брюки, шуба).

– А как можно назвать одним словом? Правильно, одежда.

– А что вы видите на другом мольберте? (сапоги, туфли, тапочки, босоножки).

– А как можно назвать одним словом? Правильно, обувь.

– Как называется одежда, которую носят мужчины, женщины, дети? Правильно, мужская, женская, детская.

– Какое сейчас время года? (зима) Значит нужна какая одежда в это время года? (зимняя)

– А летом, весной, осенью? (летняя, весенняя, осенняя).

– Дети, из чего шьют одежду? (из шерсти, хлопка и др.)

– Где шьют одежду? (на швейной фабрике).

Сейчас поиграем в игру «Самый внимательный продавец».

Ребята, я буду покупателем, называть то, что хочу купить. А вы, как хорошие продавцы, должны запомнить все мои покупки, то есть повторить и положить картинки, которые назвала.

Тапки, туфли, кроссовки.

Сапоги, ботинки, туфли.

Туфли, сланцы, босоножки.

Кроссовки, ботинки, сапоги.

Ботинки, тапки, туфли.

– Дети, как можно эти предметы назвать одним словом? Правильно, обувь.

Пальчиковая гимнастика.

Посчитаем в первый раз (хлопки ладонями)

Сколько обуви у нас ( удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки (загибаем по 1 пальчику)

Для Наташки и Сережки.

Для нашей Валентинки.

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Загадывание загадок об обуви.

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом за столом,

А ночью под кроватью (тапки).

Чтобы прыгая по лужам, не промокли ножки

Надо на ноги надеть новые (сапожки).

А летом свернулся (шарф)

Работа с раздаточным материалом «Разрезные картинки».

Ребята, у вас на столах лежат разрезные картинки. Давайте попробуем их собрать. Ребенок собирает картинку и называет ее части. Например: это рукав, это воротник и т.д. Воспитатель следит, чтобы ребенок правильно называл части одежды и обуви.

Игра с мячом «Какой одежды много продается в магазине».

Необходимо назвать одежду во множественном числе. Например: юбка-юбки, кофта-кофты, шуба-шубы и т.д.

Игра «Мы – модельеры».

Дети садятся за стол. У каждого гуашь разного цвета и ватные палочки, рисунки с изображением контурной одежды. Представьте, что вы модельеры, которые будут придумывать новую одежду и обувь. Нужно раскрасить рисунки и рассказать, как выполнили работу. За контуры стараться не выходить, аккуратно пользоваться красками, салфетками. После выполнения, рассказать о том, что дорисовали. Например: у моего платья есть рукава, они зеленого цвета. Так же есть манжеты, они белые, воротничок, пояс, пуговицы – это так же части платья.

Итог занятия: О чем мы сегодня разговаривали? Что вам больше всего понравилось на занятии?

Раздается стук в дверь. Под музыку входит снеговик. Он поздравляет детей с первым днем зимы и угощает их.

Открытое занятие. Тема “Одежда”

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ладушки» МР «Нижнеколымский район»

Открытое занятие по родному языку

для детей с русским языком воспитания и обучения

Подготовила педагог родного языка

Кривошапкина Мария Дмитриевна

Конспект занятия по обучению детей якутскому

разговорному языку

Тема: «Одежда»

Возрастная группа: Старшая и подготовительная к школе группы.

Цель:Формировать речевые умения и навыки на родном языке. Развивать устную речь детей.

Программные задачи:

Обучающие: Расширять словарь детей, закрепить знания детей о цвете.

Развивающие: Работать над обогащением словарного запаса; развивать познавательную деятельность; закреплять умение рассуждать, объяснять.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к одежде.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы

Методы: наглядные, словесные, игровые.

Приемы: художественное слово, вопросы к детям, дидактические игры, поощрение.

Наглядные средства обучения: презентационный материал, раздаточные карточки с рисунками одежды, раскраски с изображением рукавицы.

Ход занятия:

Вводная часть (дети заходят в кабинет)

Педагог: Здравствуйте, ребята! Дорооболоруҥ оҕолор!

Педагог: Ребята, сегодня я получила необычное письмо в синем конверте. Это письмо написала нам бабушка Ааныс (педагог читает письмо «Приехали ко мне в гости мои внуки – Сардаана и Сэмэнчик. Нам надо идти на якутский праздник Ысыах. Достала я из сундука наряды и не знаю, что им подойдет. Помогите мне, пожалуйста, с нарядами и одеть внуков».

Поможем бабушкеАаныс внуков Сардаану и Семенчика нарядить? (Дети: Да!)

Педагог: Ребята, а для этого нам надо отгадать загадки. Если вы отгадаете загадки, то сможете одеть наших друзей. Итак, внимание.

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл. (Штаны – ыстаан)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

Дуйся – не дуйся,

А через голову — суйся.

Попляши день – деньской,

И пойдешь на покой.

Посмотрите на Андрюшку:

У него четыре ушка!

Но никто не говорит:

«У Андрюшки странный вид!»

У меня они все разные:

Ситцевые и атласные,

И для дома, и для сада,

Для театра, и парада,

Для зимы есть и для лета

Так во что же я одета. (Платье – ырбаахы)

В них упрячешь две ноги –

И в мороз гулять беги. (Торбоза-этэрбэс)

Чтобы не замерз никто,

Не обойтись нам без.. . (Пальто – сон)

Мы зимою по привычке

Надеваем … (рукавички – ʏтʏлʏк)

Чтобы голову закрыть,

Надо всем её носить! (Шапка-бэргэhэ)

– Ребята, встаньте, пожалуйста. Давайте повторяем за мной (дети встают полукругом).

Бу ʏтʏлʏк (ладошки поднимаем вверх, покачивания)

Бу бэргэhэ. (ладошки прилаживаем к голове, покачивания головой)

Бу сон. (проводим рукой по себе и кружимся)

Бу мин (руки прилаживаем к груди и наклон вперёд)

-Молодцы ребята! (дети садятся).

Педагог: Ребята, давайте поиграем д/и “Чего не стало?”.

– Посмотрите, что изображено на экране? (Дети: пальто – сон, сапоги-саппыкы, рукавицы-ʏтʏлʏк, ботинки-бачыыҥка). Хорошо. А сейчас закрываем глаза. (педагог убирает одну из предметов). Открываем глаза. Иван, чего не стало? (сон).

– Скажите, что теперь изображено на экране. (Дети: шапка-бэргэhэ, рубашка-ырбаахы, штаны-ыстаан, пальто-сон). Молодцы. А сейчас закрываем глаза. (педагог убирает одну из предметов). Открываем глаза. Ксюша, чего не стало? (Задание выполняется по аналогии с предыдущим).

(Дети встают в круг. Играет якутская мелодия, под музыку дети выполняют танцевальные движения)

Педагог: Ребята, продолжим наши игры. Сейчас я раздам вам разного цвета карточки. На карточках изображена одежда. Я назову цвет, а вы поднимите руку с карточкой вверх, если у вас карточка такого же цвета. Давайте попробуем – красный, синий (кыhыл, кʏɵх).

– А теперь я усложню нашу игру. Я назову не только цвет, но и определённый предмет. Попробуем? (Дети: да)

Педагог: кыhыл ʏтʏлʏк, кʏɵх бачыыҥка, кыhыл ырбаахы и т. д.

Педагог: Бабушка Ааныс ждет свою внучку и внука на Ысыах. Давайте, оденем их и отправим на праздник.

Педагог: Ребята, а ведь в конверте для вас ещё что-то имеется. Бабушка Ааныс прислала вам свои чистые рукавички. Она просит вас беречь любую одежду, бережно относиться к одежде. А вот эти рукавички бабушка Ааныс просит вас раскрасить дома.

– Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили (об одежде).

Конспект логопедического занятия по теме “Одежда” в старшей группе детского сада

Тема «Одежда» часто встречается в содержании занятий по развитию речи для дошкольников. Данный конспект логопедического занятия по теме “Одежда” может быть использован в старшей группе для фронтального урока или индивидуальных бесед.

Задачи

Занятие позволяет решить следующие образовательные задачи:

  1. Обогащение словаря по теме Одежда.
  2. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картинок.
  3. Тренировка умения придумывать загадки-описания.
  4. Автоматизация шипящих, а также сонорных звуки в речи.
  5. Формирование основ совместной учебно-игровой деятельности воспитанников.
  6. Развитие произвольного внимания и других познавательных процессов.

Методические приемы

  • Чередование фронтальной и индивидуальной работы
  • Проведение речевых игр с наглядным материалом разного типа
  • Использование загадок, сюрпризных моментов
  • Составление рассказа-описания по образцу
  • Применение мнемотаблиц

Материал

  • большая иллюстрация к стихотворению Маршака «Вот какой рассеянный» (с изображением главного героя в нелепой одежде);
  • серия картинок «Как растет хлопок»;
  • сюжетная картина «Откуда взялась рубашка»;
  • набор предметных картинок «Одежда»;
  • несколько комплектов игры «Рабочая одежда»;
  • мяч;
  • сковородка.

Ход занятия

Введение

Педагог просит детей занять свои места. Звучит веселая музыка. Воспитатель говорит: «Похоже, что сегодня к нам пришел необычный гость. Посмотрите, пожалуйста, что он оставил в раздевалке (достает сковородку)! Как вы думаете, кто заглянул к нам сегодня?». Дети предлагают свои варианты (повар, Масленица, Колобок).

Воспитатель показывает им иллюстрацию к стихотворению Маршака «Вот такой рассеянный» и читает стихотворение. Затем она спрашивает: «Чем же оказалась сковородка для Рассеянного? Правильно, головным убором. Конечно, он надел ее на голову вместо шляпы по ошибке. Давайте исправим его оплошность, вспомним все, что можно надевать на голову в разные сезоны».

Игра «У меня на голове»

Дети передают друг другу мяч и называют головные уборы, приговаривая: «У меня на голове…». Все отвечают по очереди. Победителем становится тот, кто вспомнит нужное название последним.

Тема головные уборы уже встречалась в программе курса по развитию речи в старшей группе, поэтому на этом занятии материал закрепляется.

Игра «Отгадай, что меня на голове»

Педагог говорит: «Вы вспомнили и назвали много разных головных уборов, а теперь мы попробуем отгадать тот, который каждый из вас увидит на картинке». Затем она раскладывает предметные карточки с головными уборами перед собой, вызывает каждого ребенка, просит выбрать одну из иллюстраций, но не называть ее. Ребенку предлагается рассказать о загаданном предмете. Другие дети должны угадать тот элемент гардероба, о котором идет речь.

Читайте также:  Дифференциация гласных А-Я в словах, предложениях

Артикуляционная гимнастика

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть самим, но сделать гимнастику для язычка по сказке “У бабушки с дедушкой”

Беседа по картине «Откуда берется рубашка»

Педагог показывает картину, дети рассматривают иллюстрацию.

Затем воспитатель спрашивает: «Скажите, люди каких профессий делают одежду?». Дети перечисляют специальности: ткачиха, швея, модельер, закройщица. О каждой из них воспитатель уточняет:

  • Что делает этот работник?
  • Зачем он это делает?
  • Где его рабочее место?
  • Какие инструменты помогают ему трудиться?

«Почему на картинке есть люди, которые собирают что-то в поле? Разве одежда растет в поле?». Дети отвечают, педагог дополняет рассказ о хлопке (с демонстрацией хлопковой коробочки, а также хлопчатобумажной ткани).

Составление рассказа картинкам

Педагог берет по одной картинке из серии для логопедического занятия по теме Одежда. Затем обсуждает с группой, то, что на ней нарисовано. Дети дополняют рассказ. Все картинки выкладываются по порядку. Затем они перемешиваются и воспитатель предлагает кому-нибудь разложить их снова, повторяя рассказ полностью.



Игра «Шьем одежду мишке»

Все садятся в круг. Воспитатель предлагает всем передавать друг другу лоскуток хлопковой ткани, называя одежду, которую могли бы сшить из него игрушечному медвежонку.

Заучивание и повторение скороговорок

Педагог просит вспомнить скороговорки про одежду. Предлагает несколько для заучивания. Например:

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон – Как в капюшоне он смешон!

Физминутка

Проводится за столом.

  • Хлопок дружно собирали, (активно двигаем руками, «собираем» коробочки)
  • Ткань мы из него соткали, (двумя руками двигаем вперед-назад, имитируем работу ткацкого станка)
  • Раскроили. («режем» ножницами)
  • Будем шить, («строчим» на машинке)
  • Чтоб в обновках всем ходить! (руки на талию, слегка поворачиваемся в стороны)

К любому логопедическому занятию в старшей и подготовительной группе имеет смысл подбирать подходящие по смыслу стихи для физкультурной паузы.

Знакомство с мнемо-таблицей

Воспитатель: «Сейчас мы с вами будем играть в загадки. Вот таблица-подсказка, она нам поможет. Давайте внимательно посмотрим на те небольшие рисунки, которые есть на ней. Если я хочу рассказать вот об этой зимней шапке, то таблица не даст мне ничего забыть!»

Педагог составляет краткое описание о зимней шапке, опираясь на пиктограммы. (Это надевают на голову, это головной убор — Его носят все — Мы надеваем такой головной убор в холодное время года — Он связан из шерсти, он теплый — Эта вещь разноцветная, с полосками). Затем воспитатель предлагает поиграть с картинками и таблицей.

Игра «Опиши-отгадай»

Педагог раскладывает картинки с изображениями предметов одежды. Дети (по очереди) подходят к столу, каждый из них открывает одну картинку, описывает изображение, но не называет его. Остальные отгадывают то, о чем ведущий увидел.


Игра «Одежда для работы»

Воспитатель рассказывает группе о том, что люди разных профессий на работе одеваются особым образом. Затем она просит всех разделиться на подгруппы, раздает каждой из них одну карточку с изображением атрибутов профессии, а также полный набор картинок-изображений разных предметов одежды. Каждая группа отбирает нужные карточки из набора. В конце игры педагог показывает всем отобранные предметы одежды для каждой специальности, все обсуждают правильность подбора карточек.


Минутка поэзии

Воспитатель: «Мы с вами поговорили о той одежде, которую носят люди на работе. А какая одежда нужна тому, кто целый день стоит на улице зимой? А если это не человек, а снежная баба? Ее нужно одевать?» Дети отвечают, а затем педагог читает стихотворение С.Черного «Снежная баба» и просит ответить на вопросы:

  • Почему мальчик решил вынести снежной бабе одежду?
  • Что он выбрал для нее?
  • Как он оделся сам, чтобы выйти на улицу?
  • Что будет утром?
  • Что вы сказали бы мальчику, если бы снежной бабой были вы?

Игра «Собираемся на прогулку»

Вся группа рассаживается по кругу. Дети передают друг другу мяч, называя предметы зимней одежды, зимнюю обувь, головные уборы.

Занятие заканчивается. Педагог благодарит всех за ответы, еще раз напоминает тему прошедшего занятия, предлагает задание на дом (нарисовать себя или кого-то другого в любимой одежде).

Данный конспект занятия может быть полезен для логопедов, а также педагогов, занимающихся развитием речи детей в старшей группе детского сада. Часть упражнений может пригодится родителям, дети которых посещают логопедическую группу.

Составление описательных рассказов детьми в ДОУ

Фарахутдинова Эльвира Гилмхановна
Составление описательных рассказов детьми в ДОУ

Презентация по теме : «Составление описательных рассказов детьми в ДОУ».

1 слайд – Составление описательного рассказа

2 слайд – Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста.

При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значение самостоятельного оформления сюжета и подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка.

Составление рассказов требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствование всех познавательных процессов, а также усиленной и углубленной предварительной работы

3 слайд – По характеру литературного жанра рассказы бывают :

Описательные

Рассказы – рассуждения

4 слайд – Особенности описательного рассказа

В описательном рассказе отсутствует временная последовательность ;

Речь более образная, с большим количеством прилагательных и наречий ;

Описательный рассказ труднее для составления.

Речь более образная, с большим количеством прилагательных и наречий ;

5 слайд – Структура описательного рассказа

Название предмета или явления ;

Характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние) ;

Внешний вид (форма, цвет, размер, материал) ;

Назначение (где используется, как с ним взаимодействовать) ;

Какую пользу приносит ; отношение к предмету или явлению

6 слайд – Обучение дошкольников составлению описательного рассказа

Учить детей дошкольного возраста составлять описательный рассказ – важный аспект их развития.

Умение точно, лаконично и образно описывать предмет способствует развитию речи детей и их мышления и внимания.

Один из приёмов, который облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем.

Опорные схемы выступают в роли плана –подсказки.

7 слайд – Элементы модели описательного рассказа – символы –заместители качественных характеристик объекта:

Принадлежность к родовому понятию ;

Среда обитания или роста (для живых объектов) ;

Строение или составные части ;

Материал (для неживых предметов) ;

8 слайд –Лексическая тема: «Дикие животные»

План и схема рассказа.

9 слайд –Лексическая тема : «Животные»

План и схема рассказа.

10 слайд –Лексическая тема : «Игрушки»

План и схема рассказа

11 слайд –Лексическая тема : «Одежда»

План и схема рассказа.

12 слайд –Лексическая тема : «Овощи»

План и схема рассказа.

13 слайд – Образец описательного рассказапо лексической теме : «Овощи. Помидор»

План рассказа :

Форма (круглая, овальная, треугольная).

Каким является на ощупь и на вкус?

Описательный рассказ по теме : «Помидор»:

Помидор красного цвета.

Помидор круглой формы.

Этот помидор большой.

Помидор растёт на грядке, в огороде.

На ощупь помидор мягкий, гладкий. На вкус – сладкий и сочный.

Помидор едят сырым. Из него готовят салаты, соки. Его заготавливают на зиму – солят.

14 слайд –Лексическая тема : «Посуда»

План и схема рассказа.

15 слайд –Лексическая тема : «Осень»

План и схема рассказа.

16 слайд – При составлении описательного рассказапо опорным схемам следует обратить внимание на :

Полноту характеристики внешних признаков и свойств описания;

Логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

Связность текста (правильность согласование слов в предложении);

Образность (использование лексической выразительности).

17 слайд – Этапы работ по формированию у детей умения составлять описательный рассказ с использованием опорных схем

Первый этап работы – необходимо продемонстрировать детям схему по определённой лексической теме и объяснить содержание условных обозначений.

На втором этапе – необходимо дать детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме.

Третий этап – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.

18 слайд – Особенности построения описательного рассказав разных возрастных группах :

В младшей группе работа ведётся от «обратного» – дети пытаются доказать свою правоту, отвечая на вопросы и давая развёрнутые ответы.

В средней группе описательные рассказы строятся по опорным схемам.

В старшей группе описательные рассказы строятся по плану, который сами составляют.

В подготовительной группе сами составляют рассказы по плану, проводят анализ рассказа друзей и самоанализ.

19 слайд – Общие моменты в работе по обучению составления описательного рассказа :

Систематические речевые тренинги – тесно связанные с темой рассказа (сказки, басни, стихи, рассказы).

Лексические упражнения (подбор признаков и действий, синонимов и антонимов, родственных слов).

Грамматические упражнения (словообразование, составление предложений).

Совершенствование диалогической речи.

Обучение составлению плана, его запоминание.

Объединение предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.

Использование зрительных опор – схем.

20 слайд – Особое внимание заслуживает чёткое предварительное планирование занятий, продуманное формулирование и оттачивание каждого вопроса воспитателем с учётом содержания составляемого описательного рассказа, законов и норм литературного языка и ожидаемых, предполагаемых, смоделированных воспитателем ответов детей на его вопросы.

Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей »

Консультация для воспитателей

«Обучение детей составлению описательных рассказов

на основе схем-моделей »

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т. д. И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.

Слово, опирающееся на ясные и чёткие представления, обогащает ребёнка знаниями, развивает фонематические способности, помогает развитию мышления, памяти, внимания. Общение со взрослым формирует у ребёнка процессы социализации, приобщает его к общественным ценностям, активизирует словарный запас и общие коммуникативные навыки, что способствует успешному обучению в школе. Особо важной является работа по формированию связной речи посредством составления рассказов.

Существует ряд методик развития речи дошкольника (, , и др.). Однако, при обучении детей с общим недоразвитием речи использовать эти методики в полной мере невозможно. Для таких детей характерен скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания и несовершенством логического мышления.

Ведущий логопед г. Ткаченко разработала систему занятий для детей с ОНР по составлению описательных рассказов на основе схем.

Использование данных схем способствует совершенствованию связной речи и облегчает обучение детей составлению описательных и сравнительных рассказов.

Существует несколько видов составления рассказов:

1. Составление рассказа по демонстрируемому действию.

2. Составление рассказа по одной сюжетной картине.

3. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

4. Составление рассказа на основе сравнения предметов.

5. Составление описательного рассказа о предметах и временах года.

Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ о предмете, он вызывает наибольшие затруднения.

Вот основные из них:

1. Самостоятельно определить при рассматривании объекта его

главные свойства и признаки.

2. Установить последовательность изложения выявленных признаков.

3. Удержать в памяти эту последовательность, которая и является

обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

1. Один из таких факторов – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия.

Читайте также:  Составление детьми описательного рассказа по портретам

2. В качестве второго вспомогательного фактора автор выделяет создание плана высказывания, где в предварительной программе-схеме есть все конкретные элементы высказывания. Важно также, что каждое звено высказывания последовательно сменяется другим.

Остановимся подробнее на принципах составления и использования рекомендуемых схем.

Лист картона разделен на 6-8 квадратов (по количеству характерных признаков предметов либо времен года)

1. Цвет. В первом квадрате нарисованы цветовые пятна (красное, желтое, зеленое, синее). Важно, чтобы они не имели четкой узнаваемой детьми формы, тогда внимание концентрируется на цвете предмета.

2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировать именно на форме предмета. Если форма игрушки сложная (кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается белым листом.

3. Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что величина предметов – это не только понятия «большой-маленький», но и «тонкий-толстый», «высокий-низкий», «длинный-короткий».

4. Материал. На это окошко наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу, дерево.

5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная и части не разбираются (мяч, кубик), то этот пункт закрывается белым листом.

6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей ( например, машину можно катать, привозить в ней песок, отвозить песок на стройку, завести ее в гараж, ремонтировать и т. д.)

ОПИСАНИЕ ПОСУДЫ

1. Цвет. Нарисованы 3-4 цветовых пятна.

2. Форма. В квадрате нарисованы круг, квадрат, прямоугольник

3. Величина. Нарисованы большая и маленькая кастрюли (или миски)

4. Материал. На окошко наклеены фольга, пластмасса, и пленка «под дерево» соответственно металлической, пластмассовой (или стеклянной) и деревянной посуде.

5. Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды (донышко, ручка, крышка, носик).

6. Действия с посудой. Изображена кисть руки. Дети должны назвать, что можно делать с этой посудой (варить в ней компот, жарить картошку, наливать в нее воду, мыть ее и т. д.)

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

1. Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна (красный, желтый, синий, зеленый). Детям объясняют, что цвет фруктов или овощей может быть и другим.

2. Форма. Изображены геометрические фигуры: круг, овал, треугольник.

3. Величина. Изображены 2 яблока – большое и маленькое (напоминают, что овощи и фрукты могут быть длинными, крупными, мелкими).

4. Вкус. Нарисованы конфета и лимон – контрастные по вкусу объекты. Детям предлагают вспомнить вкус описываемого предмета.

5. Место произрастания. Изображены дерево и грядка. Имеется ввиду:

растет в саду или в огороде.

6. Как употреблять в пищу. В квадрате изображены тарелка, вилка,

ложка и нож. В предварительной работе уточняется, какие овощи и

фрукты можно есть сырыми, какие варят, жарят, консервируют.

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ОДЕЖДЫ

1. Цвет. В квадрате изображены 4 цветовых пятна (красный, желтый, зеленый, синий) Детям объясняют, что цвет одежды может быть разным (белым с синими цветочками, в клеточку, в желто-красную полоску и. т.д.)

2. Материал. В квадрате 3-4 кусочка ткани (шерсть, хлопок, капрон). Естественно, что до составления описательного рассказа целесообразно провести предварительную работу по ознакомлению детей с разными тканями, из которых шьется одежда.

3. Части одежды. Изображен костюм, все детали которого находятся на некотором расстоянии друг от друга. Предварительно детей знакомят с названиями всех деталей костюма (воротник, рукава, карман, манжеты, юбка, оборка, пояс и т. д.)

4. Сезонность одежды. В квадрате нарисованы солнце (символ лета), кленовый желтый лист (символ осени), подснежник (символ весны), и снежинка (символ зимы).

5. Назначение. В квадрате нарисованы дети (мальчик и девочка) и взрослые (мужчина и женщина). Под назначением понимается одежда для взрослых или для детей.

6. Действия с одеждой. Нарисована рука с разведенными пальцами. Дети рассказывают, как за одеждой ухаживают (гладят, чистят, стирают, сушат и т. д.).

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПТИЦ

1. Внешний вид. В квадрате – графическое изображение птицы. Ребенок называет птицу и части тела, цвет оперенья ( голова, два крыла, две ноги, хвост, покрыта перьями ).

2. Зимующая или перелетная. В квадрате изображена елочка со снежинками и пальма с солнцем. В предварительной работе уточняются зимующие и перелетные птицы, а также домашние они или дикие.

3. Где живет. В квадрате изображены скворечник и дупло. В предварительной работе уточняется место проживания: дупло, гнездо, скворечник, а также место обитания – сад, лес, озеро, болото и т. д.

4. Чем питается. В квадрате нарисована миска. В предварительной работе уточняется, чем питается конкретно каждая птица ( червячками, зернышками, семенами растений, ягодами, рыбой и т. д. )

5. Как выводит птенцов. В квадрате изображено гнездо с яйцами. В предварительной работе уточняется, как птица выводит птенцов (высиживает ли яйца, заботиться ли о птенцах).

6. Какую пользу приносит человеку. В квадрате изображен человек. В предварительной работе уточняется, как птицы помогают человеку (дятел лечит деревья, уничтожая вредных насекомых, курица несет яйца, которые человек использует в пищу и т. д.).

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

1. Внешний вид. В квадрате – графическое изображение животного. Ребенок называет животного и части тела (голова, 4 лапы, хвост, уши, покрыт шерстью или кожей и т. д.)

2. Место, где живет. В квадрате изображено здание. В предварительной работе уточняются места проживания животных: в норе, в берлоге, в логове, в конюшне, в коровнике, в доме и т. д.

3. Чем питается. Изображена миска. В предварительной работе уточняется, чем конкретно питается каждое животное (ягодами, растительной пищей, рыбой, мясом, мелкими зверьками).

4. Как зовут детеныша. В квадрате изображена детская коляска. Ребенок называет детеныша животного.

5. Какую пользу приносит человеку. В квадрате изображен человек. Этот пункт используется только для описания домашних животных (лошадь помогает человеку в хозяйстве, корова дает молоко и мясо и т. д.)

6. В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное. В квадрате – изображение телевизора и книги. Ребенок называет сказки, где данное животное является героем («Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Кот Леопольд», «Три поросенка» и т. д.)

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ВРЕМЕН ГОДА

Составлению рассказов по этой схеме предшествует предварительная работа, которая проводится на прогулках, и в свободное от занятий время. Это систематическое наблюдение за погодой и за сезонными изменениями в природе. Как показывает опыт работы, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например – пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава, – необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка.

Все рассказы можно начинать так: «Наступила осень» или «Пришла весна».

1. Солнце. В первом квадрате схемы нарисовано солнце. Дети рассказывают о солнце в определенное время года (светит жарко, светит, но не греет, часто бывает за тучами и т. д.)

2. Небо. Изображены облака. Имеется в виду внешний вид неба

(пасмурное, ясное, покрыто облаками и т. д.)

3. Земля. Нарисован клочок земли с травой. Дети рассказывают, как

выглядит земля в разное время года: покрыта снегом, опавшими

листьями или сырая от дождя, покрыта сухой травой или появилась

первая весенняя травка, цветут цветы.

4. Деревья. Изображено дерево без листьев. Ребенку предлагается

рассказать, как выглядят деревья в определенное время года: появились почки, появились листья, листья пожелтели и опали, деревья стоят в снегу и инее и т. д.

5. Одежда людей. На этой части схемы изображены мужчина и женщина.

Ребенок должен рассказать об изменениях в одежде людей и причинах такого изменения.

6. Изменения в жизни зверей. Нарисованы 2 знакомых детям зверя,

например, заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года ( «зимой заяц меняет серую шубку на белую, чтобы быть незаметнее на снегу» или «ранней весной просыпается медведь и выходит из своей берлоги»).

7. Изменения в жизни птиц. Изображены контурно 2 знакомые детям птицы, например ворона и ласточка. Дети в своем рассказе отражают изменения в жизни птиц («осенью ласточки, стрижи и другие перелетные птицы улетают в теплые края» или «зимой на деревьях можно увидеть воробьев, ворон, сорок, они ищут корм и человек заботится о них, ставит кормушки»)

8. Занятия и игры детей. В квадрате – снеговик, скакалка и бумажный

кораблик. Ребенок рассказывает, чем занимаются дети в то или иное

время года: катаются на санках, лепят снежную бабу, убирают опавшие

листья, купаются в реке, мастерят скворечники, сажают цветы и т. д.

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ

В предварительной работе у дошкольников должна быть достаточная информация об основных профессиях, которые ребенок знает в соответствии со своим возрастом.

1. Название профессии. В квадрате нарисован повар, готовящий обед.

2. Место работы. В квадрате – графическое изображение завода.

3. Что делает человек данной профессии. В квадрате нарисована ладонь.

4. Что нужно для работы (инструменты и оборудование). В квадрате нарисованы молоток, ложка и клещи.

Такие схемы могут быть составлены к каждой лексической теме и в ее рамках могут являться универсальными для любого предмета.

Как они могут быть использованы на занятиях?

Как часть занятия

1. В виде дидактической игры, например «Писатель», когда ребенку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» или «сказку» о звере, или птице, или посуде, или одежде в зависимости от изучаемого материала. Затем кто-либо из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает подготовленное им по опорной схеме описание картинки или предмета.

2. Игра «Самый главный» тоже хорошо воспринимается дошкольниками. Педагог раздает детям муляжи овощей или фруктов (или предметные картинки зверей, птиц,) и рассказывает сказку о том, как поспорили фрукты-овощи в саду-огороде (или звери-птицы в лесу), кто из них самый главный. Дети озвучивают героя, описывая его по схеме от первого лица и заканчивая словами «Я самый главный!». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные, и все они главные, среди них нет более или менее важных.

3. Еще одна игра «Загадки». В данном случае один ребенок загадывает предмет и описывает его по схеме, а остальные дети отгадывают, о чем он говорил. Ребенок, который первым отгадал название предмета, составляет следующий описательный рассказ.

В индивидуальной работе

Аналогично можно использовать дидактические игры «Писатель» или «Покупатель». Воспитатель предлагает побыть ребенку писателем или покупателем, а сам будет благодарным слушателем или продавцом. «Писатель» рассказывает «сказку» о предмете, а «Покупатель» описывает предмет, который хочет купить у продавца.

Итак, составление рассказов развивает монологическую речь, творчество, фантазию и способность к сочинительству.

Список изученной литературы

1. Гербова по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.,1987.

2. Ткаченко и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. – М.,2007.

3. Сохина речи детей дошкольного возраста. – М.,1979.

4. Источник: http://logoportal. ru/razvitie-svyaznoy-rechi-konsultatsiya/.html

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» п. Шумячи

«Обучение детей составлению сравнительных рассказов»

Ссылка на основную публикацию