План-конспект НОД, лексическая тема Одежда

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме “Одежда и обувь”

Задачи:

  1. упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
  2. упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;
  3. упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;
  4. обучать пересказу небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин;
  5. развивать память, мышления, внимания, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

  1. игра «Чего нет?» с предметами одежды;
  2. предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов;
  3. конверты с письмами от сказочных героев;
  4. мнемодорожки для составления предложений;
  5. сюжетные картинки «Помоги Незнайке найти его шляпы», «Помоги Незнайке найти его вещи»;
  6. мнемозагадки об одежде, обуви, головных уборах;
  7. сундучок;
  8. игра «Магазин»
  9. мнемотаблица к отрывку из стихотворения З.Александровой «Мой мишка»;
  10. шаблоны «штанишки», карандаши, листы бумаги по количеству детей;
  11. серия сюжетных картинок «Таня шьет штанишки»

Ход занятия:

I. Оргмомент
Игра «Чего нет?» – образование Р.п.мн.ч.
Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

  • У меня нет платьев.
  • У меня нет брюк. И т.д.

Картинки с изображением предметов одежды, которых нет на столах у детей, помещаются на фланелеграф (Рисунок1)

II. Сообщение темы и задач занятия

  • О чем мы будем сегодня говорить?
  • Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки об одежде и обуви.
  • Я сегодня утром проверяла почту и нашла в почтовом ящике письма от сказочных персонажей и даже одну посылку. Хотите узнать, что они пишут?

III. Выполнение лексико-грамматических упражнений
1. Игра «Письмо от Незнайки»
а) упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций.
Логопед достает первое письмо от Незнайки.

  • Незнайка прислал нам фотографии своего дома. Он просит вас подсказать, куда подевались его вещи. (Рисунок2)

(картинка из книги Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2008. – 32с)

Дети рассматривают картинку и составляют предложения о том, где лежат Незнайкины вещи:

  • Портфель стоит под столом.
  • Свитер лежит на диване.

б) Упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам (Рисунок3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6)

  • Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп.
  • Какие шляпы подарили Незнайке друзья?

Дети составляют предложения по мнемодорожкам о том, кто какую шляпу подарил Незнайке: Знайка подарил голубую шляпу и т.д.

в) Упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций

  • Но Незнайка носил только голубую шляпу, а остальные просто разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Давайте поможем Незнайке. Рассмотрите картинку, найдите все шляпы в комнате и составьте предложения: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал красную шляпу из-под стола» (Рисунок7)

(картинка из книги Теремковой Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 32с.)

2. Игра «Письмо от портного Ежика» – упражнение в образовании относительных прилагательных

  • Следующее письмо пришло нам от портного ежика. Он решил для лесного народа сшить одежду. Хотите узнать, кому какую одежду сшил ежик?

Дети составляют предложения по мнемодорожкам. (в пустые клеточки приклеиваются кусочки материала, дети определяют, какой это материал и составляют предложения) (Рисунок8, Рисунок9, Рисунок10, Рисунок 11)
(В случае необходимости логопед подсказывает название материала:

  • Ежик сшил белке юбку из трикотажа. Какую юбку сшил ежик для белки?)

IV. Составление рассказов-описаний одежды по плану-мнемотаблице – Игра «Письмо от Василисы Премудрой»

  • Василиса Премудрая, как всегда, прислала нам свои мудреные загадки. На этот раз они о предметах одежды, обуви и головных уборах. (Рисунок12, Рисунок13, Рисунок14, Рисунок15)

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались
( Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки – это мужская обувь)

Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

V. Игра «Магазин» – упражнение в употреблении относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными, образовании Р.п.мн.ч. существительных.
А еще нам пришла посылка. Интересно, что в ней.
Логопед достает из сундук.

  • Кто же его прислал? (Али-Баба)
  • Хотите посмотреть, что в нем лежит?
  • Это же деньги для покупок в нашем волшебном магазине.

Логопед раздает детям «деньги». (Рисунок16)

  • Посмотрите внимательно, что можно «купить» в нашем магазине на эти деньги.

Дети выходят к фланелеграфу и «покупают» предметы одежды, обуви, головные уборы, составляют предложения:

  • Дайте мне много платьев.
  • Дайте мне синюю юбку.
  • Дайте мне джинсовый сарафан.

VI. Динамическая пауза. Игра «Письмо от неряхи»

  • Наша почта еще не кончилась. От кого же это письмо? Оно такое грязное.
  • Это письмо от неряхи. Он просит нам помочь постирать его одежду.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.

VII. Игра «Письмо от Тани»
1. Рассказывание стихотворения по мнемотаблице (Рисунок17)

  • Нам письмо прислала Таня. Послушайте, я его прочитаю.
  • Давайте вместе его прочитаем.
  • Кто хочет прочитать все письмо полностью?

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.

2. Пересказ текста по серии сюжетных картинок. (Рисунок18)

  • Таня просит нас помочь ей сшить штанишки для мишки.
    • Что нужно сделать сначала? (выкройку)
    • Давайте сделаем выкройку: обводим по шаблону штанишки.
    • Теперь выкройка готова. Как вы думаете что Таня должна сделать дальше?
    • Выкроить штанишки из ткани.

Логопед выставляет на фланелеграф первую картинку.

  • Что сделала Таня.
  • Таня выкроила штанишки из ткани.
  • Что нужно сделать потом?

Логопед выставляет на фланелеграф вторую картинку.

  • Что делала Таня после?
  • Таня строчила на швейной машинке.
  • А что делал мишка в это время?
  • Мишка внимательно следил за Таниной работой.
  • Как вы думаете, что произошло дальше?

Дети высказывают свои предположения.
Логопед выставляет следующие картинки.

  • Таня примеряет штанишки и сажает мишку за стол

3. Послушайте, как Таня сшила обновку
Однажды Таня решила сшить мишке новые штанишки. Она выкроила их из ткани. Потом строчила на швейной машинке. Мишка внимательно следил за Таниной работой. Шортики готовы! Таня примерила мишке обновку и усадила его за стол.

4. Рассказы детей

VIII. Подведение итогов занятия
Оформление сундучка знаний в групповой комнате: Дети рассказывают о том, чему они научились на занятии, а логопед помещает на стенки сундучка мнемотаблицы, серию сюжетных картинок.

Конспект НОД по лексической теме «Одежда»

Нина Сибатрова
Конспект НОД по лексической теме «Одежда»

Рассказывать детям о профессии (швеи); о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Прививать чувство благодарности к человеку за его труд.

Расширять знания детей об одежде. Конкретизировать знания о том, для чего человеку нужна разная одежда (в холодную и тёплую погоду, для работы, отдыха и праздника, называть детали одежды, материал. Закрепить обобщающее понятие «одежда».

Упражнять в классификации: летняя, демисезонная, зимняя, праздничная, для отдыха, спецодежда; составлении узора на платье, в выкладывании силуэтов одежды на математическом планшете.

Познакомить с элементами чувашского орнамента на одежде.

Коррекционные задачи: Активизировать словарь по теме: джемпер, жилет, плащ, кофта, сарафан, шуба, дубленка, куртка, комбинизон, шорты и др. Упражнять в образование множественного числа имен существительных, имен прилагательных (летняя, зимняя, праздничная и др.) Развивать связную речь, мелкую моторику рук, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать береженое отношение к одежде, желание выглядеть опрятно. Воспитывать внимательное отношение к своей речи и речи сверстников.

Рассматривание, примерка одежды, выделение особенностей конструкции, формы, материала. Обогащённая практика узнавания и моделирования комплектов одежды по признакам назначения и функции. Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряженье, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций.Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду», «О чём может «рассказать» одежда?», «Один – много», «Назови ласково».

Наборы предметных карточек с изображением одежды (для защиты тела, работы, занятий спортом и пр., куклы, кукольная одежда, игра «Один- много», математический планшет, резинки, образцы одежды, игра «Маленькие модельеры», карточки с изображением- солнца, зонтика, снежинки, картина «Портной», швейная машина, нитки, иголка, выкройки, кусочки ткани, ножницы, мяч.

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2015.

2. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей» Москва, 2010г.

3. Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам».

4. С. И. Карпова, В. В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет» С-Петербург, 2010г.

5. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» С-Петербург, 2009г.

6. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром»

7. Л. Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет»

8. Журналы «Дошкольное воспитание» за 2014-2015 год

9. Журналы «Ребенок в детском саду» за 2014-2015 год

10. Журналы «Дошкольная педагогика» за 2014-2015 год

11. Журналы «Старший воспитатель» за 2014-2015 год

1. Организационный момент. (Чтение стихотворения – загадки)

2.Беседа: «Нужна ли одежда человеку и для чего она нужна?»

3. Рассматривание предметов необходимых для работы швеи.

4. Приглашение на выставку «Одежды».

5.Игра : «Разложи одежду по сезонам».

6. Показ и обсуждение разных видов рабочей одежды.

7.Игра : «Один – много».

8.Игра: «Сосчитай и скажи правильно».

10.Игра : «Выложи одежду» (работа на математических планшетах).

11.Игра: «Модельеры».

12. Рассматривание куклы в национальном костюме (чувашском).

13. Заключительная беседа, возвращение в детский сад.

Ход занятия: Ребята, послушайте стихотворение-загадку.

– Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Читайте также:  Звук (И) - конспект занятия

Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?

– Правильно, это загадка- стихотворение о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом – одежда.

– Беседа: «Нужна ли одежда человеку и для чего она нужна?»– Ответы детей: Нужна. Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.

– А кто шьет нам одежду? Ответы детей.

_ Правильно одежду шьет швея или портной. Давайте рассмотрим, что им надо для работы. (На столе расставлены предметы: швейная машинка, катушка ниток, ножницы, иголка, выкройки, кусочки ткани, сантиметровая лента).

– Теперь мы знаем, кто нам шьет одежду и сколько времени и труда на это уходит.

– В нашем городе проходит выставка одежды. Вы хотите пойти?

(Проходят в выставочный зал, где на столах разложены карточки с одеждой и куклы в одежде по временам года.)

_ Посмотрите сколько здесь много разной одежды.

– Сейчас я вам буду показывать карточки, а вы мне скажите, какое время года она обозначает.

(Выставляются карточки с изображением сезонных изменении – Снежинка, солнце, дождь).

– Какой это знак? (Снежинка)

– К какому времени года относится? (к зиме)

– Какую одежду мы носим зимой? (тёплую)

– Найдите и покажите карточки с зимней одеждой и разложите ее к кукле

– Посмотрите, все правильно разложили?

– Как называется твоя одежда? (Зимняя).

(Аналогично с солнцем (летняя, с дождём (демисезонная).

_ А теперь я вам покажу одежду, а она «расскажет» нам о том, кто её надевает. (Показ и обсуждение разных моделей рабочей одежды).

– Кто это? – повар, пожарный.

– Как вы догадались? Почему у пожарного именно такая рабочая одежда?

От чего она защищает? (это спецодежда, она защищает его от огня, она не горит).

– Зачем повару для работы нужны халат? (он работает с продуктами и чтобы не запачкать свою одежду, чтобы микробы не попали на продукты). Колпак? (Чтобы волосы не попали в пищу).

– Как можно назвать всю одежду для работы? (Рабочая, специальная одежда).

– Найдите и покажите карточки с рабочей одеждой людей.

– Кто работает в этой одежде? (парикмахер, строитель, водитель, врач, продавец и т. д.).

– Молодцы. После работы всегда хочется отдохнуть.

– Как вы любите отдыхать? (заниматься спортом, ходить в гости, в театр, путешествовать и т. д.).

– А теперь найдите и покажите карточки с одеждой, в которой люди могут отдыхать.

– Куда можно сходить в такой одежде? Как отдохнуть?

Покажите праздничную одежду.

(Карточки раскладывают к куклам в соответствующей одежде).

– Пришло время поиграть с мячом.

Мы — волшебники немного

Был один, а станет много.

Игра «Один — много» (с мячом)

Шарф – шарфы рубашка – рубашки

носок – носки перчатка – перчатки

шапка – шапки юбка – юбки

– А сейчас я попрошу вас сосчитать одежду.

Игра «Сосчитай правильно» (согласование числительных с существительными: пять шорт, пять рубашек, четыре платья и др.)

И в мастерскую шить пойдём-

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки, Показываем на одежду.

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.

– Я предлагаю вам стать конструкторами одежды. Здесь на столах приготовлены математические планшеты. Придумайте свою одежду.

– Игра «Выложи одежду» (на математических планшетах.)

_ Мы с вами пришли в мастерскую. Каждый из вас будет модельером

и сошьёт для Кати новое платье.

Игра «Модельеры» (Дети выкладывают узор на платьях). Молодцы, красивые получились платья. В таких платьях можно пойти на праздник или в гости.

— А вы знаете, что бывают платья с национальным узором (чувашским) в таких платьях ходили ваши прабабушки. Рассматривание куклы в чувашском наряде.

– Теперь мы с вами знаем для чего нам одежда, какая бывает одежда, кто нам ее шьет. А теперь скажите, как за ней надо ухаживать? (Ответы детей)

– Возвращение в детский сад.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Профессии» Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Профессии» Ильина Валентина Александровна Детский сад №43 л. Липецк Тема: «Профессии.

Конспект НОД в старшей группе по лексической теме «Насекомые» Цели: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые.

Конспект открытого занятия по лексической теме «Посуда» Программное содержание: Коррекционно-образовательные цели: Совершенствовать представления детей о посуде, о классификации посуды по принципу.

Конспект открытого занятия по лексической теме «Продукты питания» Цель: формирование лексико-грамматических категорий. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Активизировать предметный словарь по теме «Продукты.

Конспект занятия по лексической теме: «Фрукты» Конспект занятия по лексической теме «Фрукты» Коррекционно-образовательные цели: уточнить и расширить представление о фруктах. Уточнить.

Конспект занятия по лексической теме: «Рыбы» Ход занятия:1. Отгадай загадки про обитателей рек и озёр 2.”Какой житель живёт в озере?” (Узнай рыб по первому звуку. Развитие у детей фонематического.

Конспект занятия по РМП в подготовительной группе по теме «Одежда» Конспект занятия по рмп в подготовительной группе по теме «одежда» Программное содержание: -учить детей сравнивать предметы по длине, располагая.

Конспект занятия по теме «Одежда» в старшей группе. Цели: 1. Развивать умение правильно составлять описательные рассказы об одежде. 2. Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя,.

Конспект занятия по теме «Одежда» Конспект занятия тема «Одежда» Цель: Развитие лексико –грамматических категорий речи детей и развитие связной речи детей. Задачи: 1. Уточнить.

Составление рассказа по сюжетной картине по коллективно составленному плану на примере лексической темы «Одежда» (старшая гр) Цель Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине по коллективно составленному плану. Задачи 1. Формировать целостное впечатление.

План-конспект НОД по лексической теме «Одежда»

Данный план-конспект НОД составлен с учетом требований ФГТ. В нем изложен материал, изучаемый в рамках лексической темы «Одежда», отражены формы и методы совместной деятельности логопеда и детей. Логика образовательной деятельности выстроена с учетом ожидаемых результатов детей. По окончании прохождения темы предлагается итоговое мероприятие.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.

Тема: «Платье для Золушки».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура».

  • уточнить представление детей о предметах одежды, деталях, материале и орудиях труда, необходимых для ее изготовления («Познание»)
  • обобщить и активизировать словарный запас по теме («Коммуникация»)
  • развивать навыки связной речи при построении сложного распространенного предложения и составлении рассказа-описания («Коммуникация»)
  • упражнять в использовании антонимов и падежном словоизменении («Коммуникация»)
  • формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности ( «Познание»)
  • совершенствовать навыки звукового анализа состава слова («Коммуникация»)
  • воспитывать умение работать в группе, способность выслушивать друг друга, учитывать мнение партнера («Социализация»)
  • развивать творческие способности посредством изображения одежды для сказочных персонажей («Художественное творчество»)
  • способствовать формированию потребности в двигательной активности («Физическая культура»)Методы и приемы:

Практические: физминутка «Пилим дрова»; пальчиковая гимнастика «Переберем крупу»; дидактическая игра «Чудесный мешочек»; составление слов из букв с опорой на цвет; моделирование бального платья путем подбора деталей; рисование одежды для сказочных героев; выкладывание звуковой схемы слова при помощи звуковых фишек.

Наглядные: рассматривание одежды куклы Золушки, демонстрация ее переодевания; наблюдение за действиями логопеда в процессе эксперимента; демонстрация и просмотр таблицы для определения параметров платья; предметные картинки; рассматривание орудий труда для изготовления одежды.

Словесные: загадки; речевая ситуация «Кто принес нам письмо»; игры « Скажи наоборот», «Добавь словечко», «Бесконечное предложение»; составление рассказа-описания.

Материалы и оборудование: кукла Золушка (одна в простой одежде, испачканной золой, другая в бальном платье); оборудование для эксперимента (палочки, щепки для сжигания на металлическом подносе); конверт с буквами разного цвета, картинкой хрустальных туфель, волшебной палочкой ; мешочек с предметами для шитья (подушечка с иголками, наперсток, катушка с нитками, ножницы, утюжок); образцы тканей; кубик с цифрами; таблица параметров платья; мисочки с разной крупой, картинки с изображением сказочных персонажей, карандаши, бумага.

Формы организации совместной деятельности

Деятельность детей

Логика образовательной деятельности

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Обращает внимание детей на конверт, лежащий на подокон-нике:Кто-то бросил нам в окно необычное письмо.Может это воробьишка, пролетая, обронил,

Может кто письмо, как мышку, на окошко заманил?

Обращает внимание детей на то, что на конверте изображенна фея с волшебной палочкой;

Достает из конверта разноцветные буквы и озвучивает задание феи: выложить буквы в том же порядке, в котором распола-гаются цвета радуги, тогда узнаем, в какую сказку попадем.Рассматривают буквы, вспоминают последовательность цветов радуги, выкладывают название сказки:красный – Зоранжевый – О

Вносит куклу Золушку, поет от ее имени:

В кухне я тружусь- тружусь,

С печкой я вожусь-вожусь,

Силы не жалея, от того в золе я.

Надрываюсь я с утра до глубокой ночи.

Всякий может приказать,

А «спасибо» мне сказать

Ни один не хочет.

Побуждает детей к рассматриванию одежды и внешнего вида Золушки: холщевая юбка, кофта, испачканный фартук, лицо и руки испачканы в золе.

Рассматривают куклу, ее одежду, внешний вид, слушают песню.

Сформировано эмоциональное восприятие сказки, созданы предпосылки для формирования нравственных чувств, симпатий, сопереживаний.

Предлагает Золушке рассказать о своей работе. Дидактическое упражнение «Добавь словечко».Заканчивают фразу путем подбора слова в винительном падеже ед. и мн. ч.:Золушка: я готовлюДети: обед

Побуждает помочь Золушке( подводит детей к выполнению физминутки)1. «Пилим дрова» — речь в движении.

На теплую лежаночку.

( встают в пары, двигают перекрещенными руками, имитируя пилку дров.

2. Работают по трое, разбирают перемешанную крупу:

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (от лица Золушки достает мешочек для шитья и загадывает загадки:Птичка-невеличка, носик стальной, хвостик льняной (иголка с ниткой).Инструмент бывалый, не большой не малый, у него полно забот, он и режет и стрижет (ножницы).

На пальце одном ведерко вверх дном (наперсток).

Кошка лапой меня катала, и мне все нитки размотала (катушка с нитками).

Логопед поворачивает куклу спиной к детям (она как бы шьет), проводит словесную игру «Бесконечное предло-жение».Составляют предложение, определяют количество слов, распространяют его за счет введения однородных членов:Золушка шьет.Добрая, трудолюбивая Золушка шьет.

В месте с детьми вспоминает (с опорой на картинки) других сказочных персонажей и предлагает стать Волшебниками-портными и сшить (нарисовать) для них необычную одежду :Ивану-Царевичу – расписную рубашку;Аленушке – русский сарафан;

Кащею- Бессмертному – пуленепробиваемый комбинезон;

Итоговое мероприятие по теме: организация выставки «Юные модельеры». Представляется одежда, смоделированная детьми совместно с воспитателями, родителями в виде рисунков, аппликаций, кукол, одетых в разные костюмы.

Читайте также:  Логопедический досуг 'Город мастеров'

Дорожкина Светлана Александровна,
учитель-логопед,
МКДОУ № 324, г. Самара

Конспект логопедического занятия по теме “Одежда” в старшей группе детского сада

Тема «Одежда» часто встречается в содержании занятий по развитию речи для дошкольников. Данный конспект логопедического занятия по теме “Одежда” может быть использован в старшей группе для фронтального урока или индивидуальных бесед.

Задачи

Занятие позволяет решить следующие образовательные задачи:

  1. Обогащение словаря по теме Одежда.
  2. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картинок.
  3. Тренировка умения придумывать загадки-описания.
  4. Автоматизация шипящих, а также сонорных звуки в речи.
  5. Формирование основ совместной учебно-игровой деятельности воспитанников.
  6. Развитие произвольного внимания и других познавательных процессов.

Методические приемы

  • Чередование фронтальной и индивидуальной работы
  • Проведение речевых игр с наглядным материалом разного типа
  • Использование загадок, сюрпризных моментов
  • Составление рассказа-описания по образцу
  • Применение мнемотаблиц

Материал

  • большая иллюстрация к стихотворению Маршака «Вот какой рассеянный» (с изображением главного героя в нелепой одежде);
  • серия картинок «Как растет хлопок»;
  • сюжетная картина «Откуда взялась рубашка»;
  • набор предметных картинок «Одежда»;
  • несколько комплектов игры «Рабочая одежда»;
  • мяч;
  • сковородка.

Ход занятия

Введение

Педагог просит детей занять свои места. Звучит веселая музыка. Воспитатель говорит: «Похоже, что сегодня к нам пришел необычный гость. Посмотрите, пожалуйста, что он оставил в раздевалке (достает сковородку)! Как вы думаете, кто заглянул к нам сегодня?». Дети предлагают свои варианты (повар, Масленица, Колобок).

Воспитатель показывает им иллюстрацию к стихотворению Маршака «Вот такой рассеянный» и читает стихотворение. Затем она спрашивает: «Чем же оказалась сковородка для Рассеянного? Правильно, головным убором. Конечно, он надел ее на голову вместо шляпы по ошибке. Давайте исправим его оплошность, вспомним все, что можно надевать на голову в разные сезоны».

Игра «У меня на голове»

Дети передают друг другу мяч и называют головные уборы, приговаривая: «У меня на голове…». Все отвечают по очереди. Победителем становится тот, кто вспомнит нужное название последним.

Тема головные уборы уже встречалась в программе курса по развитию речи в старшей группе, поэтому на этом занятии материал закрепляется.

Игра «Отгадай, что меня на голове»

Педагог говорит: «Вы вспомнили и назвали много разных головных уборов, а теперь мы попробуем отгадать тот, который каждый из вас увидит на картинке». Затем она раскладывает предметные карточки с головными уборами перед собой, вызывает каждого ребенка, просит выбрать одну из иллюстраций, но не называть ее. Ребенку предлагается рассказать о загаданном предмете. Другие дети должны угадать тот элемент гардероба, о котором идет речь.

Артикуляционная гимнастика

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть самим, но сделать гимнастику для язычка по сказке “У бабушки с дедушкой”

Беседа по картине «Откуда берется рубашка»

Педагог показывает картину, дети рассматривают иллюстрацию.

Затем воспитатель спрашивает: «Скажите, люди каких профессий делают одежду?». Дети перечисляют специальности: ткачиха, швея, модельер, закройщица. О каждой из них воспитатель уточняет:

  • Что делает этот работник?
  • Зачем он это делает?
  • Где его рабочее место?
  • Какие инструменты помогают ему трудиться?

«Почему на картинке есть люди, которые собирают что-то в поле? Разве одежда растет в поле?». Дети отвечают, педагог дополняет рассказ о хлопке (с демонстрацией хлопковой коробочки, а также хлопчатобумажной ткани).

Составление рассказа картинкам

Педагог берет по одной картинке из серии для логопедического занятия по теме Одежда. Затем обсуждает с группой, то, что на ней нарисовано. Дети дополняют рассказ. Все картинки выкладываются по порядку. Затем они перемешиваются и воспитатель предлагает кому-нибудь разложить их снова, повторяя рассказ полностью.



Игра «Шьем одежду мишке»

Все садятся в круг. Воспитатель предлагает всем передавать друг другу лоскуток хлопковой ткани, называя одежду, которую могли бы сшить из него игрушечному медвежонку.

Заучивание и повторение скороговорок

Педагог просит вспомнить скороговорки про одежду. Предлагает несколько для заучивания. Например:

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон – Как в капюшоне он смешон!

Физминутка

Проводится за столом.

  • Хлопок дружно собирали, (активно двигаем руками, «собираем» коробочки)
  • Ткань мы из него соткали, (двумя руками двигаем вперед-назад, имитируем работу ткацкого станка)
  • Раскроили. («режем» ножницами)
  • Будем шить, («строчим» на машинке)
  • Чтоб в обновках всем ходить! (руки на талию, слегка поворачиваемся в стороны)

К любому логопедическому занятию в старшей и подготовительной группе имеет смысл подбирать подходящие по смыслу стихи для физкультурной паузы.

Знакомство с мнемо-таблицей

Воспитатель: «Сейчас мы с вами будем играть в загадки. Вот таблица-подсказка, она нам поможет. Давайте внимательно посмотрим на те небольшие рисунки, которые есть на ней. Если я хочу рассказать вот об этой зимней шапке, то таблица не даст мне ничего забыть!»

Педагог составляет краткое описание о зимней шапке, опираясь на пиктограммы. (Это надевают на голову, это головной убор — Его носят все — Мы надеваем такой головной убор в холодное время года — Он связан из шерсти, он теплый — Эта вещь разноцветная, с полосками). Затем воспитатель предлагает поиграть с картинками и таблицей.

Игра «Опиши-отгадай»

Педагог раскладывает картинки с изображениями предметов одежды. Дети (по очереди) подходят к столу, каждый из них открывает одну картинку, описывает изображение, но не называет его. Остальные отгадывают то, о чем ведущий увидел.


Игра «Одежда для работы»

Воспитатель рассказывает группе о том, что люди разных профессий на работе одеваются особым образом. Затем она просит всех разделиться на подгруппы, раздает каждой из них одну карточку с изображением атрибутов профессии, а также полный набор картинок-изображений разных предметов одежды. Каждая группа отбирает нужные карточки из набора. В конце игры педагог показывает всем отобранные предметы одежды для каждой специальности, все обсуждают правильность подбора карточек.


Минутка поэзии

Воспитатель: «Мы с вами поговорили о той одежде, которую носят люди на работе. А какая одежда нужна тому, кто целый день стоит на улице зимой? А если это не человек, а снежная баба? Ее нужно одевать?» Дети отвечают, а затем педагог читает стихотворение С.Черного «Снежная баба» и просит ответить на вопросы:

  • Почему мальчик решил вынести снежной бабе одежду?
  • Что он выбрал для нее?
  • Как он оделся сам, чтобы выйти на улицу?
  • Что будет утром?
  • Что вы сказали бы мальчику, если бы снежной бабой были вы?

Игра «Собираемся на прогулку»

Вся группа рассаживается по кругу. Дети передают друг другу мяч, называя предметы зимней одежды, зимнюю обувь, головные уборы.

Занятие заканчивается. Педагог благодарит всех за ответы, еще раз напоминает тему прошедшего занятия, предлагает задание на дом (нарисовать себя или кого-то другого в любимой одежде).

Данный конспект занятия может быть полезен для логопедов, а также педагогов, занимающихся развитием речи детей в старшей группе детского сада. Часть упражнений может пригодится родителям, дети которых посещают логопедическую группу.

Одежда
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект НОД по лексической теме “Одежда” для старшей логопедической группы .

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_nod_odezhda.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по лексической теме «Одежда» в старшей группе.

Подготовила и провела учитель-логопед Курбатова Юлия Владимировна

МБДОУ д/с «Светлячок» г.Котельники

  • Учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
  • Активизировать и расширять словарь по теме.
  • Развивать связную речь
  • Воспитывать у детей аккуратность, умение ухаживать за предметами одежды.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов одежды. Конверты с разрезными картинками (предметы одежды) по количеству детей.

  1. Организационный момент:

Загадка: Летом легка, да тонка,

Зимой толста, тепла, да широка. (Одежда)

  1. Объявление темы занятия:

Л.: – Посмотрите друг на друга, на всех вас что-то надето.

Д.: Футболка, шорты, юбка, платье и т.д.

Л.: Как одним словом можно назвать то, что вы перечислили?

Л.: Правильно, одежда. Сегодня мы с вами о ней поговорим.

3. Вводная беседа:

Одежда возникла в глубокой древности. С ее помощью человек спасался от холода, жаркого солнца, дождя. Первую одежду люди делали из шкур животных, на которых охотились.

Предметы одежды делятся на мужские и женские. Люди носят одежду, чтобы чувствовать себя комфортно: сохранять тепло тела в мороз или защититься от летнего зноя. Какую одежду надеть, зависит от погоды и от того, что человек собирается делать.

4. Л.: Давайте проведем викторину:

– Какую одежду надевают на улицу? (Верхнюю).

– Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (Праздничная?).

– Как называют одежду, которую мы надеваем каждый день? (Повседневная).

– Как называют одежду, которую мы надеваем летом? (Летняя).

– Как называют одежду, которую мы надеваем зимой? (Зимняя).

А вы знаете, что такое демисезонная одежда? (Ответы детей). Это та одежда, которую мы носим между летом и зимой, между сезонами.

  1. Л.: Сейчас давайте рассмотрим части одежды:

Платье: рукав, лиф, подол, оборка.

Рубашка: воротник, рукав, манжета, карман, пуговицы, петли, планка.

  1. А теперь поиграем в игру «Чего нет?» (сравнение одежды)

Рубашка и футболка,

Платье и сарафан,

Пальто и куртка.

  1. Физкультминутка.
  2. Игра «Что из чего?»:

Перчатки из кожи, какие? Кожаные.

Шуба из меха, какая? Меховая.

Кофта из шерсти, какая? Шерстяная.

Блузка из шелка, какая? Шелковая.

  1. Ребята, но ведь кроме одежды для взрослых, есть одежда и для детей – детская.

Игра оденем взрослого и ребенка .

Взрослому оденем кофту, а ребенку – кофточку. (пальто – пальтишко, шубу – шубку и т.д.).

  1. Вам понравилось играть? (Да). Тогда поиграем еще немного. Откройте ваши конверты и соберите части картинки в целую картинку (пазлы – предметы одежды).
  2. Итог занятия.
  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.
  2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  3. Зырянова Л.Н. занятия по развитию речи в ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность с учетом интеграции образовательных областей.

Родителям даны рекомендации в рамках образовательной работы, Предлагаются задания, которые можно выполнить в домашних условиях.

Содержание деятельности:Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государстваРассказать об одежде, ее видах и предназначенииПоказать отличия одежды казака – воина и воина армии.А.

На сегодняшний день важным аспектом жизнедеятельности ДОУ является охрана детского здоровья. В рамках нашего проекта, мы углубленно изучим тему «одежда», для того, чтобы у детей и родителей было сформ.

Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».г. Тамбов д/с «Радуга» Воспитатель.

Конспект ООД в средней группеТема: Зимняя одежда. Предметы зимней одежды. Программные задачи: уточнение и активизация предметного слов.

Короткая презентация, закрепляющая знания детей об одежде и обуви в игровой форме.Ориентирована на зимнее время года. Возрастная группа – 1 группа раннего возраста.

План-конспект НОД, лексическая тема Одежда

автор: Луц Елена Михайловна

воспитатель МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 77

Конспект занятия по развитию речи «Словообразование » (Лексическая тема «Одежда»)

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе.

Лексическая тема одежда

Составила воспитатель 1 к.к Луц Е.М.

Цель: Формирование навыка словообразования; понимания и употребление в речи антонимов.

Задачи : Формировать понимание и умение образовывать и употреблять в речи уменьшительно-ласкательную форму существительного

Строить фразу по отработанным моделям.

Формировать навык составления сложносочиненного предложения с союзом А.

Формировать навык употребления в предложениях антонимов холодно- тепло, хорошо-плохо, глагола надеть

Оборудование : Кукла, одежда для куклы, изображения большой и маленькой кукол, парные предметные картинки с изображением одежды, различающейся по величине( большой-маленький), погремушка.

Собрались ребята в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Молодцы ребята, а сейчас сядет тот, кто ответит на мой вопрос.( показываю на предмет одежды ребенка и спрашиваю: « Что это?» ( Это платье, это шорты и т.д.

Помоги кукле

Сегодня к нам в гости пришла Кукла-Катя. Давайте ребята с ней поздороваемся.

Ребята, да Катя плачет, вы не знаете почему?

Ответы детей

Катя говорит: «Мне холодно и плохо. Помогите мне, ребятки.».

Ребята, как же мы ей поможем?

Правильно, надо дать ей одежду.

Упражнение « Что это».

По одному показываю предметы одежды и называю их: кофта, юбка и т.д.

Показываю на одежду и спрашиваю: « Что это?» ( дети отвечают индивидуально и хором)

Это платье, это юбка и т.д.

Как можно назвать все это одним словом? ( Все это одежда)

«Одень куклу»

Ребята, наша Катя, еще совсем маленькая и не умеет одеваться, давайте ей поможем.

Вася ,помоги Кате надеть кофту.

Послушайте ребята, как я скажу: « Катя надела кофту.»

Что надела Катя? (дети повторяют Катя надела кофту ) и т.д.

Ребятки, а почему Катя плакала? ( Ей было холодно и плохо)

Мы дали кукле одежду и ей стало тепло и хорошо.

Как стало кукле? ( тепло и хорошо)

Какая одежда есть у вас дома?

Как вам в одежде? ( тепло, хорошо и удобно)

Это платье для Наташки (4 поворота вправо-влево, руки на поясе)

Красные горошки (4 прыжка на двух ногах)

А на платье два кармашка («рисуют» на животе 2 кармашка)

Спрячем в них ладошки (прикладывают ладошки к животику)

Эти брюки для Илюши (2раза топают правой, потом левой ногой)

Сшила бабушка из плюша (показывают, как бабушка шила)

Ходит в них гулять Илья, (шагают)

Он большой, как ты и я (поднимают руки вверх и тянутся на носочках)

Вот ботинки для Маринки (выставляют вперед правую потом левую ногу)

Не ботинки, а картинки (2 ритмичных прыжка на обеих ногах)

Чтобы в них гулять ходить, (шагаем)

Бегать, прыгать и шалить! (бегут на месте и делают 2 прыжка на обеих

ногах)
Назови ласково

Ребята у нашей куклы Кати, есть подружка Даша, она еще очень и очень маленькая.

Катя-большая кукла , А Даша маленькая куколка. ( Выставляю иллюстрации большой и маленькой кукол) У Куколки тоже есть одежда.

Послушайте, как ласково мы ее будем называть. Платьице, брючки, рубашечка, шортики, курточка и .т.д. ( дети повторяют каждое слово хором)

« Что у куклы, а что у куколки» .( игра с мячом.)

Давайте встанем ребята в круг и поиграем . Я буду бросать мяч и называть одежду большой куклы. Кому мяч достанется, бросит его мне и назовет одежду маленькой куколки ласково.

У куклы юбка-а у куколки юбочка, и т. Д

Итог занятия.

Какие ребята вы молодцы, помогли кукле, а еще научились называть предметы одежды ласково.

Музыкотерапия как средство коррекции речевых нарушений
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

В статье дан анализ коррекции речевых нарушений у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты. Для детей актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции. Поэтому в целях социализации и коррекции данной категории дошкольников мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств. К традиционным относится логоритмика (тесная связь слова, музыки и движения), в процессе которой активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, развивается мышечная активность и метроритмическое чувство следующими средствами:

• Музыкально-ритмические движения и речевые игры со словом (развитие координации движений, метроритмического и темпового восприятия).

• Пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации);

• Игра на музыкальных инструментах (развитие чувства темпа и ритма, мелкой моторики, координации движений, самоконтроля).

• Музыкально-игровая деятельность (в соответствии с психофизическим развитием дошкольников нарушенное дыхание при выполнении двигательных заданий у детей с ТНР легко поддается коррекции в игре при исполнении ребенком речитатива или песни с движением).

• Музыкальные упражнения для развития творческой инициативы (поисковая творческая активность детей в певческих, двигательных и инструментальных импровизациях является залогом психологической устойчивости, обогащает и расширяет эмоциональные переживания.

• Пальчиковая гимнастика с пением (координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления).

Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы включают в себя:

• Прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра. При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Мажорная динамичная мелодия тонизирует ц. н. с., поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.

• Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования, профилактики бронхо-легочных заболеваний. Методика основана на взаимосвязи между голосом, акустической вибрацией и нервными центрами. Воздействие гласных звуков и нот звукоряда на организм различно, т.к. характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних – подзаряжает энергией, других – успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является массажем внутренних органов, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям. Методика пропевания: заняв позу балерины, сделать глубокий вдох (животом), задержать дыхание и, пропевая звук, использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью.Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.

• Звуковые игры с согласными звуками. Позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию. Являются оздоровительным средством при простудных заболеваниях, снимают усталость и напряжение. Примеры: Игра «Самолет». Полезно выполнять при начинающемся насморке. Нужно закрыть глаза, раскинуть руки, сделать вдох и звучать, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче), затем звучит очень громко, затем «самолет удаляется». Типична звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Игры со звуком «Ж» («Жуки»), снимают кашель, со звуком «З» — лечат горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор»), «Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик») и т.д.

• Двигательные ритмические упражнения, танцы. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, обладая психотерапевтическим эффектом.

• Психогимнастические упражнения и этюды под музыку. Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, игры на устранение отрицательных эмоций, релаксационные упражнения и этюды с музыкальным сопровождением развивают мимику и выразительность движений, снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние маскулатуры. Пример: этюд на расслабление мышц «Штанга». Дети поднимают воображаемую штангу, напрягая мышцы рук, затем бросают ее, расслабляя мышцы.

• Массаж, самомассаж под музыку. Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров. Пример: «Паучок» Паучок ходил по ветке (движение «краб» по спине партнёра) А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (постукивание по спине ладошками) Паучка на землю смыл. (стряхивание со спины ладошками) Солнце стало припекать, (поглаживание спины) Паучок ползёт опять. (движение «краб» по спине партнера) А за ним ползут и детки, Чтобы погулять на ветке. Проводится повторный массаж со сменой партнера.

• Музыкальная гимнастика для глаз. Способствуют развитию концентрации внимания, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

• Музыкально-психологические формулы. Песенки-приветствия (создают доброжелательный настрой), «прощальные» песенки (подводится итог прошедшей деятельности, создается настрой на предстоящую деятельность), музыкальные формулы самовнушения на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья. Пример: «Я — хороший, ты – хороший» Я, я, я самый умный. Я, я, я самый добрый. Я, я, я просто чудо. Я люблю всех вас! Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты просто чудо. Я люблю вас всех! Таким образом, эффективность применения традиционных и альтернативных форм музыкотерапии в организованной и самостоятельной деятельности, режимных моментах состоит в коррекции психоэмоциональных состояний и речевых нарушений детей с ТНР, музыкально-художественном развитии и профилактике простудных и других заболеваний.

Ссылка на основную публикацию