План итогового занятия с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте

Конспект итогового интеграционного занятия по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
puteshestvie_v_bukvolandiyu.docx56.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 Приморского района г.Санкт-Петербурга

Итоговое интегрированное занятие по подготовке к обучению грамоте

для детей старшего дошкольного возраста подготовительной группы

на тему: «Путешествие в Букволандию – страну грамотной речи»

Подготовила и провела

Дмитриева Наталия Ивановна

Направление: познавательно-речевое развитие.

Образовательная область: коммуникация.

Цель: закрепить знания по подготовке к обучению грамоте.

Интеграция: коммуникация, познание, социализация, здоровье.

– Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового, слогового, языкового анализа.

– Продолжать отрабатывать у детей правильную дикцию: закреплять правильное и отчетливое произнесение звуков речи.

– Совершенствовать навык слогового чтения.

– Продолжать упражнять детей в классификации предметов; активизировать словарь.

– Упражнять в умении вычленять часть из целого и составлять целое из

– Упражнять в определении родственных и неродственных слов.

– Продолжать формировать умение строить предложение и составлять их графические схемы.

– Развивать интеллектуальные способности детей.

– Развивать познавательные способности детей: мышление, наблюдательность, концентрацию внимания.

– Воспитывать любовь к родному языку.

– Продолжать формировать умение воспринимать словесную информацию, осмысленно отвечать на вопросы.

– Формировать умение излагать свои мысли последовательно, учиться убеждать, отстаивать свою точку зрения.

– Воспитывать умение сотрудничать (учимся слышать, понимать, подчиняться правилам); работать в подгруппах.

Методы и приемы:

– наглядный (пособия и картинки);

– словесный (совместная речевая деятельность);

– игровой (физкультминутка, сюрпризные моменты);

– практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

Словарная работа: закрепление понятий: «звук», «гласный», «согласный», «слог», «ударение», «слово», «родственные слова», «предложение».

Материалы и оборудование :

Куклы Буковка и Слыш, письмо королевы Грамоты в большом желтом конверте, украшенном буквами, костюм королевы (мантия и корона), импровизированный «ковер-самолет», кассета с записями детских песен, волшебный цветок с буквами, проектор для демонстрации слайдов, слайды: с рисунками деревьев с листочками, на которых написаны родственные слова; предметными картинками, картой города Буквограда, правилами поведения во время разговора, портретом Буквоеда; «Слоговая гусеница», шкатулка, призы: книги сказок из серии «Читаем сами» и раскраски с видом замка королевы Грамоты.

Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками и буквами, деление слов на слоги, звуковой анализ слов, составление графических схем слов, знакомство с ударением, с родственными словами; с предложением, составление графических схем простых предложений; отгадывание ребусов; чтение слогов, коротких слов и простых предложений.

Место проведения: помещение группы или музыкального зала (зависит от количества детей).

  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Педагог : «Дорогие ребята! Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними без слов – жестами и мимикой. (Дети приветливо улыбаются и машут руками, приветствуя гостей. ) Один ребенок читает стихотворение «Доброе утро»:

При встрече здороваться:

«Доброе утро!» (Дети и воспитатель хором.)

«Доброе утро!» – солнцу и птицам,

«Доброе утро!» – приветливым лицам.

Вы упорно трудились и многим из вас удалось достичь больших успехов в изучении нашего родного и любимого русского языка. Я очень этому рада.

Сегодня у нас необычное занятие: с Буковкой и Слышем (вашими постоянными помощниками) мы совершим увлекательное путешествие в страну грамотной и красивой речи и, возможно, встретимся с королевой Грамотой. Она прислала вам письмо. Послушайте его:

Здравствуйте, дорогие воспитанники 10-ой группы. Я долгое время наблюдала за вами, переживала за вас и радовалась вашим успехам в изучении грамоты. Вы очень прилежные ребята и достойны побывать в стране Грамотной и красивой речи. В моем звуковом царстве, Буквенном государстве случилась беда. Хитрый волшебник Буквоед пробрался в Букволандию, заколдовал всех жителей, и теперь у нас царит беспорядок. Свое заклинание он хранит в волшебном цветке. Оторвав лепестки цветка и прочитав магическое слово, вы сможете расколдовать жителей моего королевства. Я надеюсь на вашу помощь, но. Путь будет долгим и опасным. Ведь вам предстоит пройти Звучащу, перебраться через речку Звенящую, по буквенной дорожке пройти до Буквенного города, отгадать непростые загадки, повстречаться со Слоговой гусеницей. Если вы готовы мне помочь, то знайте, что в конце пути вас ждет награда. Удачи!

Ну что, ребята, согласны вы отправиться в долгое и опасное путешествие?

Педагог . Тогда давайте встанем в круг и соберем все свои знания и силы.

(дети проговаривают чистоговорку, взявшись за руки)

Мы спокойны всегда.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Что учили на занятиях.

Педагог . В конверте, кроме письма лежит портрет волшебника Буквоеда (врагов надо знать «в лицо», ведь кто знает, вдруг вы встретите его в Букволандии), карта города Буквограда, (чтобы вы не заблудились), подсказки и задания для вас. Итак, отправляемся в дорогу! А на чем же мы поедем?

Дети . На машине, поезде, самолете, велосипеде.

Педагог . Ребята, не забывайте, что страна волшебная, и транспорт, на котором мы сможем добраться, тоже должен быть волшебный, необычный, поэтому сегодня мы отправимся в Букволандию на ковре – самолете. Вот на таком. (Воспитатель показывает импровизированный ковер-самолет, сделанный из цветного платка большого размера.) Ну, что полетели?

Педагог. Вместе с нами отправятся Буковка и Слыш – ваши друзья и помощники. Давайте возьмемся руками за «ковер-самолет», посадим на него Буковку и Слыша. Звучит команда: «Пристегните ремни. Мы начинаем наш полет в Букволандию. Температура воздуха за бортом –5 градусов, в салоне ковра-самолета + 20. Закройте глаза, расслабьтесь и… представьте, что вы летите на ковре-самолете. (В это время звучит музыка – песня «Где водятся волшебники».)

Вот мы и прилетели, но выйти из ковра-самолета сможет тот, кто правила красивой речи назовет. Итак, кто скажет мне, как надо вести себя во время разговора?

– Не кричи, не повышай голос, если перед тобой не глухие.

– При разговоре смотри на собеседника.

– Не перебивай того, с кем разговариваешь.

– Не разговаривай во время еды.

– Не вмешивайся в чужой разговор, не сказав «простите», «извините».

– Не размахивай руками, не держи руки в карманах.

  1. Закрепление пройденного материала.

Педагог . Молодцы, а теперь вам надо занять место за столом, для этого найдите на столе карточку со своим именем. Все нашли свое место? Хорошо, а теперь представьтесь нашим гостям и ответьте на мои вопросы. (Дети называют свое имя и отвечают на разные вопросы, например, сколько гласных букв в твоем имени, сколько слогов, почему имя написано с большой буквы.)

Дети, мы прибыли к тому месту, откуда начинается страна Грамотной и красивой речи. А вот и волшебный цветок с заданиями. Сосчитайте, сколько лепестков? (Дети считают.) Верно, шесть. Значит, и заданий тоже будет шесть. Только выполнив задание, можно оторвать лепесток и прочитать букву, а в конце путешествия – слово целиком, расколдовать жителей страны и победить хитрого Буквоеда.

Надо отгадать загадки о жителях страны Грамотной речи.

Один мягкий и свистит

Другой твердый и шипит

Третий вовсе запоет,

Только кто произнесет. (Звук).

Черные птички на белой страничке

Кто их прочитает. (Буквы).

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу,

То его потом прочту. (Слово).

Его можно сказать,

А можно взять и написать,

Но для этого надо буквы знать.

Работа со словом.

Педагог . Отрываем первый лепесток от волшебного цветка. Это задание связано со словами. Мы так привыкли к словам. Читаем, пишем, разговариваем, шутим…

Помните, дети, мы с вами играли в игру «Слово на ладошке»:

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке…

Удивительно, конечно, но слова оказывается можно найти везде.

Задание-шутка. Давайте с вами проведем один эксперимент: постарайтесь найти в нашей комнате такой предмет, который никак не называется. Дети не могут найти такой предмет, и педагог подводит их к выводу: безымянных предметов и вещей вокруг нас нет. «Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету». (А. Шибаев.) Чем больше человек знает слов, тем легче подбирает нужное слово. Про такого человека говорят: «За словом в карман не лезет».

Вредный Буквоед старательно уничтожает буквы, чтобы слов было меньше. Давайте позлим его немножко и покажем, как много хороших слов мы с вами знаем.

Давайте поиграем в игру «Какие бывают слова».

Дидактическая игра – соревнование «Какие бывают слова»:

Педагог предлагает детям подумать, какие бывают на свете слова (громкие, тихие, красивые, легкие, теплые, страшные, светлые и т. д.).

Педагог: Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть кислое слово – лимон,

Есть слово лесное – синица,

Есть слово пушистое – снег,

Есть слово веселое – смех!

Дети делятся на команды (за каждым столом сидит команда: 3 игрока и капитан). Капитаном становится тот, кто вытащит карточку с буквой «К», игроками, – вытащившие карточку с буквой «И».

Капитаны по очереди подходят к волшебному солнышку и отрывают лучик солнца с заданием:

Задание 1 . Назвать «громкие» слова (гром, стук, барабан, взрыв, стук).

Задание 2. Назвать «красивые» слова (цветок, природа, узоры, украшения).

Задание 3 . Назвать «теплые» слова (печь, огонь, шуба) или «сладкие» – (конфеты, сахар).

Задание 4. Назвать «страшные» слова (монстр, привидение, призрак).

Команды совещаются, потом капитаны по очереди называют придуманные слова. Побеждает команда, назвавшая большее количество слов. Мы попросим наших гостей – воспитателей выступить в роли жюри и подвести итоги игры-соревнования и вручить призы.

Следующая игра называется «Назови лишнее слово». Сейчас я вам назову много разных слов, а вы мне скажете, какое из них будет лишним.

Игра «Назови лишнее слово»:

Слова: повар, парикмахер, строитель, дворник, ребенок, учитель.

Вопрос: какое слово лишнее и почему?

Дети. Слова: повар, парикмахер, строитель, дворник, учитель обозначают профессии. Слово «ребенок» – это не профессия, поэтому оно лишнее.

Педагог. Правильно. Ребенок – это один ребенок. А когда их много, как мы их назовем? (Дети).

Отрываем второй лепесток с буквой.

Физкультминутка о словах «Ложка – это ложка»:

Ложка – это ложка,

(Шагаем на месте.)

Ложкой суп едят.

(Хлопаем в ладоши.)

Кошка – это кошка,

(Шагаем на месте.)

У кошки семь котят.

(Хлопаем в ладоши.)

Тряпка – это тряпка,

(Шагаем на месте.)

Тряпкой вытру стол.

(Прыжки на месте.)

Шапка – это шапка,

(Шагаем на месте.)

(Прыжки на месте.)

А я придумал слово,

(Руки в стороны – на пояс.)

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова:

(Наклоны туловища влево – вправо.)

Вот прыгает и скачет

(Прыжки на месте.)

(Шагаем на месте.)

И ничего не значит

(Прыжки на месте.)

(Шагаем на месте.)

Ой, что это? На нашем пути Звучаща. Ребята, как вы думаете, почему она так называется?

Дети . Там звучат разные звуки.

Педагог . А какие бывают звуки?

Дети . Звуки от разных предметов и звуки, при помощи которых

мы разговариваем. Они называются звуками речи.

Педагог . Если Звучаща находится в стране Грамотной и красивой речи, значит там звучат только красивые и правильные речевые звуки или как мы их ласково называем Звуковички. Звук или Звуковичка, можно проговорить и услышать, но нельзя увидеть и поймать. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? Правильно, гласные.

Ребенок читает стихотворение о гласных.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке ребенка качать.

А есть еще в нашем языке звуки, при произнесении которых, воздух встречает во рту какую-нибудь преграду. Что это за звуки такие? Правильно, – это согласные звуки.

Давайте послушаем стихи о согласных звуках.

2-ой ребенок читает стихотворение о согласных.

А согласные – согласны

Шелестеть, шептать, свистеть.

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Скажите, а вы уже все звуки научились произносить красиво? Чисто говорить мы учимся при помощи скороговорок, чистоговорок и считалок. Давайте порадуем Слыша – любителя послушать разные звуки речи и вспомним скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит». Попробуем произнести эту скороговорку в форме диалога с разным выражением: 1-ый ребенок спрашивает, 2-ой – отвечает с утвердительной интонацией, а теперь, используя «сказочную» интонацию:

неторопливо, загадочным тоном, пользуясь жестами, мимикой.

Молодцы, язычки работают отлично, но впереди вас ждет новое испытание.

Перед нами звучаща. Что за слово такое странное и сложное? Кто знает, что такое «чаща»?

Дети . Это густо посаженные деревья.

Работа с родственными словами

Педагог . Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо-деревья, которые выросли из маленьких слов. Это дерево выросло из слова «вода», а это – из слова «лес». Вы когда-нибудь встречались с такими чудо-деревьями?

Дети . Да, это деревья, на которых растут родственные слова.

Педагог . А что такое родственные слова?

Дети. Слова родные друг другу, у них общий смысл.

Педагог. Ребята, посмотрите, что-то эти деревья выглядят больными. Наверное, на них появились листочки-слова, не родные им? Давайте им поможем и полечим деревья, оторвав ненужные больные листочки. Разделитесь на две группы, прочтите слова на листочках и скорее найдите не подходящие, т.е. не родственные словам «лес», «вода». Чтобы ответить правильно, надо вспомнить, какие слова выросли из слов «лес» и «вода».

Вода – водный, водяной, водопад, (завод), водолаз, наводнение, волна.

Лес – лесной, лесник, лесовоз, (лесенка), лесоруб.

Педагог . Почему, вы решили, что эти слова не родственные?

Дети . У них другой смысл.

Педагог. Ну, молодцы. Теперь деревья перестанут болеть, а нам пора отправляться дальше. Отрываем от цветка третий лепесток и в путь.

Перед нами река Звенящая. Здесь записка!

Река Звенящая вас ждет,

Но не пройти ее вам вброд.

Из букв сложите мостик

И поспешите в гости.

Ребята, буквы так испугались, что попрятались кто куда: за забор, в дом. Найдите их и подумайте, как их можно сложить, чтобы получился хороший прочный мост? ( Дети выполняют индивидуальное задание на листочках.)

Надо сложить слово «мост». (Дети складывают слово « мост» и как бы проходят по нему. Отрывают четвертый лепесток от цветка.)

Закрепление навыков звукового анализа.

Вы загадки разгадали,

Очень быстро пробежали.

Но смотрите, впереди

Очень мощные замки!

Ребята, что же делать, как нам пробраться в город, как открыть замок? Здесь снова записка: «Ключ к замку ты подбери, в город поскорей войди!»

Чтобы открыть первый надо правильно поставить ударение в слове «замок».

Дети объясняют постановку ударения и ставят ударение на картинке с изображением замка в слове «замок».

Давайте немного отдохнем и сделаем пальчиковую гимнастику под названием ЗАМОК .

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

(Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.)

(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)

(Пальцы сцеплены в замок. Дети стучат ладошками друг о дружку.)

Закрепление навыков звукового анализа.

Чтобы открыть второй замок, надо назвать общий звук в словах на картинке. ( Предлагается несколько картинок ключей с буквами. Надо выбрать ключ с буквой «Ж»). Что же это за звук Ж ? С помощью сигнальных карточек дайте характеристику звука.

Дети отвечают : «Согласный, в слове ЖУК – твердый и показывают синюю квадратную карточку, звонкий – показывают желтую карточку со звонком, шипящий – показывают белую карточку со змеей».

Дети, выполнив задание, отрывают пятый лепесток с буквой от волшебного цветка.

Педагог . Молодцы! Вот и город под названием Буквоград.

Закрепление навыков слогового анализа.

У входа в город нас встречает гусеница и гусеница необычная.

( Девочка в маске гусеницы читает стихотворение):

Я – гусеница не простая,

В слова превращаться,

Пропущу я тех вперед,

Кто слова во мне найдет.

Для того, чтобы выполнить следующее задание, надо знать буквы. Следы, которые оставляют Звуковички или Звуки, касаясь ножками бумаги, называются буквами. Буквы мы можем увидеть, написать и …

Посмотрите, как оживилась Буковка – ваша помощница и советчица: она очень любит такие задания.

Перед вами слоговая гусеница с написанным на ней словом.

Вредный Буквоед переставил местами слоги, и спрятал окончание слова, чтобы слово невозможно было понять и прочитать. Помогите сказочной гусенице: поставьте слоги на место, найдите хвост и прочитайте слово. (Слово « гусеница »). Молодцы! А теперь скажите, это длинное слово или короткое? Как его можно измерить? Может быть линейкой?

Измерить длинное слово?

Да это проще простого!

Сколько слогов в нем надо узнать –

Хлопать в ладоши пора начинать!

Педагог. Давайте попробуем. Замечательно. А сколько в этом слове гласных букв? А можно, зная количество гласных, определить сколько в слове слогов? Правильно, можно. Сосчитайте слоги. Получилось? Верно, 4 слога. Вы все сделали правильно, но это не всё. Слушайте ещё одно задание: перед вами предметные картинки. Вы берете по очереди по одной картинке каждый, проговариваете слово по слогам. Отхлопывая

слоги, определяете количество слогов в слове и кладёте картинку в кармашек гусеницы. Порядок складывания картинок такой:

в первом кармане – карточки с одним слогом, во втором – из двух слогов, в третьем, – из трёх, в четвёртом – из четырёх. Надо постараться

не ошибиться: слоговая гусеница пропустит только тех, кто всё сделает правильно.

(Дети выполняют задание и отрывают от цветка последний лепесток.)

План итогового занятия с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №44 «Золотой ключик»

Конспект открытого занятия

по подготовке детей к обучению грамоте
детей группы общеразвивающей направленности

7-го года жизни №14 «Радуга»

Тема «Итоговое занятие»

Подготовила воспитатель: Р.Р.Меленик

Цель занятия: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Закрепить у детей знания, полученные ранее.

Задачи: совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождения места звуков в слове. Развивать мышление и речь детей.

Образовательные: Закрепить разбор слова, работу над предложением, продолжать разгадывать ребусы.

Развивающие: Развивать внимание, память. Закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом.

Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей.

Предварительная работа: занятия по подготовке детей к обучению грамоте, подготовка атрибутов к занятию, дидактические игры «Поймай звук», «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)», «Нужные знаки», «Закончи слово».

Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог, звуковой анализ слова.

Демонстрационный материал: карточки со словами: РАКЕТА, КОБРА, КОЛОБОК, ОПУШКА, УЖИН. Картинка с изображением гуся.

Раздаточный материал: Карточки зеленые, красные, синие для обозначения звуков, цветные карандаши, ручки, чистые листы в клетку, конверты с карточками – заданиями для индивидуальной работы, ребусы.

Оборудование: напечатанные слова, схемы к предложению, ребусы, карточки с заданиями для индивидуальной работы детей.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.

Какое у вас сегодня настроение?

Хорошее, радостное, веселое.

Давайте возьмемся за руки и поделимся друг с другом своим хорошим настроением и добрыми пожеланиями.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся, улыбнемся им, пожелаем им хорошего дня.

А теперь присаживайтесь на ковер. Начнем наше занятие.

Беседа о времени года.
Какое сейчас время года? (Весна).
А кто назовет признаки весны?

Я тоже хочу назвать признаки весны, вернее спеть, а вы со мной?

Припев из песни С. Никитина «Весна»

Какие пословицы о весне вы знаете?

-много воды – много травы

-зима весну пугает, да сама тает;

– сегодня не тает, а завтра кто знает;

-весной сверху печет, а снизу морозит;

-март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Весна – замечательное время года! Все вокруг оживает, просыпается от зимней спячки.

Заносят конверт.

В: Интересно, для кого это письмо?

Читаю: для детей группы №14. Скорее откроем его!

В конверте письмо от Звуков и Букв.

Читаем письмо. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам звуки и буквы. Вы нас всех знаете. Хотим поздравить вас, ведь вы идёте в школу. Мы приготовили для вас задания. Они будут сложными, но интересными. В группе вы найдёте желтый портфель. В нем конверты с заданиями. Выполнив их правильно, вы сможете собрать слово, обозначающее предмет – сюрприз для каждого из вас. Желаем удачи! Даём подсказку: Портфель лежит там, где у вас хранятся шумящие, гремящие, свистящие инструменты. Вы любите на них играть».

Ребята, хотите сюрприз от звуков и букв получить? Тогда объявляю поиск чемоданчика.

Какие вы молодцы! А теперь нам нужно пройти и сесть на свои места. В качестве пропуска задание – нужно разделить свои имена на слоги хлопками.

(Дети делят свои имена на слоги и присаживаются на места).

Задание №1 «Составить звуковые схемы слов».

Давайте вспомним, чем отличаются звуки от букв? (звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются).

-А какими бывают звуки? (гласные, согласные).

– Гласные звуки это, какие? (Поются)

– А согласные? (произносятся с преградой)

Какими бывают согласные? Твердыми, мягкими.

Каким цветом обозначаются на звуковых схемах гласные, согласные звуки?

Гласные звуки живут в красных домиках. Согласные – в синих. Твердые согласные – в зеленых! Посмотрим, все ли это знают.

Достаньте из конверта карточки трех цветов.

В.: Я буду называть любой звук, а вы поднимите карточку того цвета, которым этот звук обозначить.

Молодцы! Достаньте из конверта карточки с картинками. В них нужно будет вписать буквы и звуки. – сделать буквенную, звуковую схему слов.

Ребята, сядьте все ровненько выпрямите спинки, ножки подружились, не забываем: расстояние между столом и вами, ваша ладошка, правильно держим карандаш, не забываем, что он должен смотреть вам в правое плечо. И так приступим:выполнение детьми задания.

Кто уже сделал, проверьте внимательно. Если все верно, нарисуйте солнышко на карточке. Если есть ошибки, – нарисуйте тучку. (Самооценка)

Один-два ребенка демонстрируют свои задания у доски.

Вместе с детьми делаю звуковой анализ слова гусь.

– Назовите все гласные звуки в этом слове

– Теперь назовите согласные.

– Назовите первый звук.

– Каким цветом мы его обозначим?

– Какой второй звук в слове?

– Какой это звук? Каким цветом мы его обозначим

– Какой третий звук в слове ? Какого цвета его домик?

– Какой следующий звук?

Ь – это не звук, это буква. Он смягчает и соединяет согласные звуки. На звуковой схеме мы го не обозначаем.

-Какой последний звук в слове?

– Сколько всего букв в этом слове?

– Сколько всего звуков в этом слове?

Молодцы! Вы получаете первую букву слова, обозначающего подарок для вас от звуков и букв! БУКВА Р.

Кинезиологическая физминутка:

Упражнение на расширение бокового зрения.

Задание №2 «Собери буквы»

– Вам даны элементы разных букв. Достройте их у себя в листочках. Вы конструкторы букв.

-На втором листе задания буквы рассыпались. Напиши в клеточках названия этих картинок.

Кто уже выполнил задание – поменяйтесь карточками. Проверьте друг друга. Если все верно – нарисуйте солнышко. .Если есть ошибки – нарисуйте тучку.

Вы получаете вторую букву названия предмета – сюрприза!

БУКВУ У помещаем на доске.

В. Умницы. А теперь, выходите ко мне, давайте поиграем.

Игра: «”Поймай звук”

Проходите на свои места.

Задание №3 « Подели слова на слоги»

А можно ли слово поделить? Как можно поделить слово на части,-слоги?

Достаньте из конвертов карточки с заданием. А для примера давайте разделим слово рыба.

Индивидуальная работа детей. Взаимопроверка.

Хорошо потрудились. Давайте отдохнем.

Выходите ко мне.

Физминутка: Земля – вода – небо – огонь.

Дети присаживаются на ковер.

В. Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей (летательный аппарат, который перемещается в пространстве)

Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК

КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)

Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА

КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)

Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ

ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)

Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА

УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)

Какие неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.

В. Молодцы! Получите третью букву: Ч

Присаживайтесь на свои места.

Задание №4 «Составить схему предложения».

Первая часть задания: в карточке соединить нужную схему предложения с портретом автора письма.

Молодцы, справились! Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга работы. Солнышко или тучка покажут результат.

А теперь вторую часть задания надо выполнить.

Я буду читать вам предложения, а вы на листочках делаете его схему. Ребенок у доски. Все проверяют.

Наступила весна.

Саша рисует красивый цветок.

Посадил дед репку.

Проверьте свои работы. Солнышко или тучку себе поставили?

А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. _______ _____ ______ ________.

Как пишется первое слово в предложении? ( Первое слово в предложении пишется с большой буквы). Что ставится в конце предложения? Ответы детей (точка) Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения? (! ?)

Лера, какое предложение придумала ты?

В. Молодцы! Выходите ко мне. (тихо, спокойно, быстро, громко, а теперь так, как будто в конце стоит вопросительный знак, радостно) произнесите это предложение.. Далее воспитатель спрашивает детей по отдельности.

Немного отдохнем, пройдите все на ковер. Поиграем с мячом в слова наоборот.

Старый-молодой, медленно – быстро, широкий – узкий, далекий –близкий.

Слабый мороз – сильная жара;

Взять много – отдать мало; Веселый дедушка – грустная бабушка.

– Молодцы, вы справились с этим заданием.

Кинезиологическая разминка. «Ленивые восьмёрки» Вытяните правую руку и сделайте горизонтальную восьмёрку вправо, влево, …
Теперь то же, но левой рукой, …Обеими руками. 3-4 раза.

Присаживайтесь на свои места

Вы так хорошо потрудились.! Молодцы! Четвертая буква: К ваша!

Задание №5 « Разгадать ребусы».

Давайте подготовимся, сделаем упражнения, которые улучшат наше внимание, способность ясно мыслить.

А теперь разгадываем ребусы. Прочитайте слово, составленное из первых звуков картинок.

Дорогие умники и умницы! Прикрепите последнюю букву слова, которое скажет нам – где сюрприз, приготовленный звуками и буквами для вас. Буква А. Что вам приготовили Звуки и Буквы? РУЧКИ !

Вот и прошли мы все испытания, конвертов с заданиями больше нет, да только не понятно где сюрприз? Давайте, заглянем в портфель. Да вот же они.

Ребята! Понравилось вам занятие?

Какие задания были самыми сложными для вас? Почему?

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: “В гостях у царицы Грамматики”

Разделы: Логопедия

Программное содержание.

  • Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  • Закрепить графический образ букв.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: Магнитофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; игра «Собери слово»; разноцветные слоговые цветочки; схемы для составления предложений

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

II. Сообщение темы занятия.

В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

III. Закрепление изученного материала.

Логопед: Ну что ребята поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:

– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Звучит волшебная музыка.

Логопед: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буква, вы узнали? (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов).

А вот и первый лепесток с заданием.

Первый лепесток.

Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали
Но смотрите впереди очень мощные замки.
Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.

Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Второй лепесток.

Если коврик вы сошьёте
Быстро дальше вы пойдёте.
Первый звук определяйте
Нитки с толком выбирайте.

На полотне расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, выбирает фишку соответствующего цвета и размещает её на полотне.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Третий лепесток.

Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Логопед. Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Четвёртый лепесток.

Впереди гора стоит,
Она из слов вся состоит.
Разобрать её вам нужно
Будет путь тогда открыт.

Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Пятый лепесток.

Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветок срывается
Слог на нём читается
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Шестой лепесток.

Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

Логопед. Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?

(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово – дружба).

Звучит волшебная музыка.

«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».

IV. Итог занятия.

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:

Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.

Логопед: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?

Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре»

Цель:

  • Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
  • Закрепить у детей знания полученные ранее.

Задачи:

  • Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звуков в слове.
  • Развивать мышление и речь детей.
  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Методические приёмы: словесный, игровой, практический.

Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог.

Ход занятия.

– Ребята, сегодня утром в наше окно залетел шар. Посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.

– Давайте откроем конверт и посмотрим что там. (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).

– В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём и тогда может быть узнаем от кого оно.(Дети собирают картинки, на картинке изображен волшебник).

-Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Воспитатель читает письмо).

“Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи. Даю подсказку:

Мячики лежат в лукошке,

лукошко у окошка”.

Ребята, давайте найдем корзину (дети находят корзину с мячами). Смотрите, на каждом мячике цифра, такие же цифры расположены по всей группе, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.

– Ну что ребята начнем путешествие? (один из ребят достаёт мяч.)
По ходу всего путешествия ребята достают мячи и выполняют задания.

Задание № 1 «Исправьте ошибку».

1. Юркий воробей собирать крошки.

2. Черный скворец поселиться в скворечнике.

3. Тетерев жить в лесу.

4. В лесу растут сосна.

– Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

Задание № 2 Игра называется «Кто внимательный».

– Я буду называть звуки. Если это гласный звук, вам надо поднять красную карточку, если согласный, то синюю. (Выполнение задания). Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

– Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? – Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

Задание N 3 Оно сложнее, надо постараться, чтобы выполнить задание. Задание называется «Раздели слова на слоги». Я вам буду показывать картинки, а вы будете называть слово, сколько слогов в этом слове и вкладывать в нужное окошко. (Выполнение задания). Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Задание № 4 Игра « Придумай слово с заданным звуком».

Послушайте внимательно: ммм ама, Ри ммм а, комм. Какой одинаковый звук слышится во всех словах? А теперь вы придумайте слово с этим звуком и скажите где находиться этот звук: в начале, середине или конце. (Выполнение задания). Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этим заданием.

Физкультминутка

Мы сначала будем топать,

А потом мы будем хлопать,

А потом мы повернёмся

И все вместе улыбнёмся.

Задание № 5. Оно называется «Выложи схему».

– Ребята нам нужно выяснить, сколько слов в предложении. Я буду говорить вам предложения, а вы выкладывать его схему.

2. Саша рисует красивый цветок.

А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три, два).

Задание № 6. Сколько звуков в слове «Дом». Какой первый звук? Второй? Третий? Замените первый звук в слове дом на звук С. Что получилось?

– Ребята, вот и прошли мы все испытания, кончились и все наши мячики, да только не понятно где клад? Давайте, заглянем в корзину. (Дети находят на дне корзины план). Ребята, да это же план нашей группы. И здесь показано, где находится клад. (Поиск клада).

– Ребята, здесь шкатулка и записка « Ребята, вы нашли клад, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Волшебник»

– Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы делали сегодня на занятии. (Ответы детей).

Конспекты способствующие обучению грамоте детей дошкольного возраста

Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи по обучению грамоте, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале “Дошкольник.рф”. Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru

Мы соцсетях – вступайте в группы – будем рады видеть Вас в наших рядах!

Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей логопедической группе с элементами экспериментирования «В гостях у Феи букв и звуков»
Обучение грамоте
Автор: Костылева Татьяна Прокопьевна
26.02.2020 05:31

Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей логопедической группе с элементами экспериментирования «В гостях у Феи букв и звуков»

Автор: Костылева Т.П. 25. 02. 2020.

Цель: Развивать познавательную активность, дифференцировать понятие «звук» и «буква»

Задачи:

  • Расширять знания детей о звуках, и распространении звуковых волн.
  • Формировать представление о характеристиках звука — громкости, тембре, длительности.
  • Закреплять знания о строении человеческого уха – органа, воспринимающего звуки.
  • Закреплять понятие – «звук», «буква».

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник.
  • Развивать умение говорить и слушать.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к процессу обучения, используя игру, как основную форму.

Материал: Музыкальные инструменты, листы с буквами, корзинки с бросовым материалом, мячики – ежики,

Рабочая тетрадь по образовательной области «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Обучение грамоте
Автор: Торопова Юлия Николаевна
21.02.2020 15:51

Рабочая тетрадь по образовательной области «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Для заботливых родителей и любознательных малышей 5-6 лет

Данное пособие предназначено для детей старшей группы в период подготовки к обучению грамоте.

Последовательность ознакомления с одним звуком, слиянием, словом и предложением составлены с учетом возрастных особенностей детей.

Материал поможет развить фонематический слух, овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза, расширить словарный запас, освоить основные лексико-грамматические категории русского языка.

Способствует развитию восприятия, внимания, памяти, связной речи, мышления.

Любое слово состоит из трех частей (не путать со слогами!):

Подробнее.
Обучение грамоте детей с ТНР (старшая группа).

Обучение грамоте детей с ТНР (старшая группа).

Я работаю учителем-логопедом в детском саду для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Сопутствующие недуги (нарушение памяти, неустойчивое внимание) не дают ребятам усвоить материал с первого раза. Требуется неоднократное его повторение, наглядная опора, много терпения и усердия.

Мамы и папы идут в ногу со временем, а современное общество требует подготовленного ребенка к школе. И главное, на что обращают внимание родители – умеет ли ребенок читать и считать.

Вывод напрашивается только такой – мы вынуждены делать для детей искусственную среду для того, чтобы они могли обучаться грамоте, учиться слышать звуки и распознавать буквы.

На родительском собрании в старшей группе я рассказываю родителям, что должен знать их ребенок для успешного обучения грамоте. Показываю схемы, которые помогут в усвоении и запоминании информации.

  1. Чем звуки отличаются от букв. Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем.
  2. Схема характеристики звуков.
  3. Звуковая схема составляется слева направо (То есть ребенок должен хорошо знать, где лево, а где право)
  4. Определение места звука в слове – начало, середина, конец.

В этом случае поможет обычная счётная палочка. Одна палочка = одно слово.

Обучение грамоте
Автор: Карпова Светлана Павловна
19.02.2020 20:21
Подробнее.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Кузя ищет буквы»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Кузя ищет буквы»

Цели педагогической деятельности:

Познакомить детей с праздником «Международный день родного языка», со значением языка в жизни людей. Прививать любовь и интерес к родному языку.

Планируемые целевые ориентиры образования:

Дети овладевают начальными культурными и социальными знаниями, проявляют любознательность и интерес к родному языку и культуре речи, в частности к обучению грамоте; владеют разными формами игр. Дети веселы, подвижны, эмоциональны.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Музыкальное развитие».

Обучение грамоте
Автор: Махмедова Светлана Владимировна Замотина Зинаида Григорьевна
09.02.2020 16:35
Подробнее.
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну Грамотляндию»

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну Грамотляндию»

Подготовила воспитатель подготовительной группы: Доминникова Татьяна Викторовна

Цель: в игровой форме обобщить и закрепить полученные знания.

Задачи:

  • закрепить навык звуко-слогового анализа слов;
  • закреплять умения составлять предложения по опорным схемам;
  • закреплять умение выделять из ряда слов слово, которое отличается по слоговой структуре;
  • закреплять умение определять первый звук в слове;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и мышление;
  • воспитывать чувство ответственности, сотрудничества;
  • формировать навык совместной работы в паре.
Обучение грамоте
Автор: Доминникова Татьяна Викторовна
23.01.2020 15:28
Подробнее.
Конспект подгруппового занятия по подготовке обучению грамоте «Звук «У. Буква У»

Конспект подгруппового занятия по подготовке обучению грамоте «Звук «У. Буква У»

Конспект разработан на детей компенсирующей группы (разновозрастная), имеющих сложную структуру речевого дефекта (ЗПРР, ОНР 1-2 уровня, РАС)

Цели:

  1. Закреплять четкое произношение звука [У](либо уточнение произношения звука «У»).
  2. Учить детей выделять гласный звук в словах.
  3. Условно обозначать гласные звуки (фишкой красного цвета).
  4. Развивать слуховое внимание, речевой слух.
  5. Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику, графомоторные навыки.

Оборудование: «красный» домик (домик гласных звуков), «девочка-звуковичок [У]», сюжетные картинки (утка, улитка, груша, курица, …), фишка (красный кружок для каждого ребёнка), рабочая тетрадь (индивидуальная), простые, цветные карандаши и карандаши красного цвета (на каждого ребёнка).

Ход занятия:

I. Организационный момент (конезеологическое упражнение):

Раз-два, раз-два (кулак-ребро)

Заниматься нам пора (кулак-ребро).

Раз-два-три, раз-два-три (кулак-ребро-ладонь)

Обучение грамоте
Автор: Балхина Светлана Юрьевна
08.01.2020 22:59
Подробнее.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лексико-грамматическому развитию. Тема: Использование игровых приемов при ознакомлении с дикими животными.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лексико-грамматическому развитию. Тема: Использование игровых приемов при ознакомлении с дикими животными.

Составила и провела воспитатель логопедической группы№1 компенсирующей направленности Ромашова Эрика Владимировна 2019 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад №7»

Цель: Продолжать систематизировать знания детей о диких животных через игровые приемы.

  1. Уточнять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах;
  2. Учить детей находить часть изображения к заданному животному;
  3. Закрепить знания о количестве и величине;
  4. Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа;
Обучение грамоте
Автор: Ромашова Эрика Владимировна
27.12.2019 16:28
Подробнее.
Статья: «Кружок по обучению грамоте»

Статья: «Кружок по обучению грамоте»

Проект кружка: «Буквы все от А до Я наши верные друзья»

Попова Татьяна Геннадиевна воспитатели детского сада №52 «Белочка» г.Якутска

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению и книге. На сегодня среди детей большинство не знают букв, не видели их в книгах. Представление же о звуках, в отличие от букв, до обучения чаще всего отсутствует в сознании ребенка. Поэтому мы решили создать кружок по обучению грамоте «Буквы все от А до Я, наши верные друзья». Вести кружок мы начали с начало учебного года. Охватили всех детей из нашей группы. В нашем кружке большое количество занятий проводятся в игровых формах. Ведь именно игра, ведущий вид деятельности детей. Через игру мы узнаем и познаем многое.

Внимание и запоминание – основные аспекты успешного усвоения материала детьми. А значит, наша задача поддержать развитие этих психических процессов таким обучающим материалом, который обеспечит увлеченность, любознательность, гарантирует устойчивый интерес к книге, занятиям чтением.

Занимаясь в кружке дети должны как бы играя, им на помощь приходят игры с буквами, словами, физкультминутки, считалки, загадки. Именно такой подбор материла позволит избежать утомления, разнообразит виды деятельности ребенка, обеспечит активность, обогатит впечатления и читательский интерес ребенка.

Обучение грамоте
Автор: Попова Татьяна Геннадиевна
21.12.2019 22:23
Подробнее.
Звук и буква «З» обучение грамоте.

Звук и буква «З» обучение грамоте.

Учитель-логопед Зотеева Елена Юрьевна.

Цель: сформировать представление о звуке и букве З

Задачи:

Образовательные:

  • Учить различать букву З при чтение и на письме.
  • Научить конструировать букву З.
  • Формировать навык чтения слогов, слов, фраз с вновь изученной буквой З.
Обучение грамоте
Автор: Зотеева Елена Юрьевна
12.11.2019 22:23
Подробнее.
Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития

Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития

Я хочу поделиться своим опытом работы по использованию методики обучения чтению А. Н. Зайцева в работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Те, кто работает такими детьми знают, что к задержке психического развития приводят много причин и проявляется она у каждого ребёнка по разному, но есть и схожие черты- практически все дети испытывают значительные трудности в учебе из – за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи. У детей с задержкой психического развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности.

Обучение грамоте
Автор: Шевченко Оксана Анатольевна
10.11.2019 10:24
Подробнее.
Методическая разработка образовательной деятельности «В гости к госпоже Грамматике»

Методическая разработка образовательной деятельности «В гости к госпоже Грамматике»

Образовательная область «Речевое развитие»

Программа «Тропинки», раздел «Тропинка в мир правильной речи», подготовительная к школе группа

Азарова Н.А., воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка» города Губкина Белгородской области

Возраст детей / направленность группы Дети 6-7 лет/ группа общеразвивающей направленности

Форма проведения ОД Комплексное тематическое занятие

Приоритетные образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Обучение грамоте
Автор: Азарова Наталья Александровна
09.11.2019 22:32
Первая Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 13

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 7 (128) выйдет
1 марта 2020

Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

автор: Филатова Ирина Владимировна

воспитатель ГБОУ Школа 1376

Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

-Закрепить знания детей о понятиях «речь», «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

— Закрепить знания о слоговом составе слова, упражнять в делении слов на слоги.

— Упражнять в звуковом анализе слов.

Упражнять в подборе слов с заданным звуком.

— Составление и анализ предложения.

Игра: «Перекличка». На места проходят те ребята, в имени которых есть заданный воспитателем звук. (Называют свои имена и садятся на места).

А. Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Как это называется? (Ма ш ина)

Б. Домик есть и даже рожки
Бродит тихо без дорожки,
Лист зелёный ей,как плитка.
Это существо — … (Улит к а)

В. Очень, длинный и могучий
Он летит, пронзая тучи.
Громко в облаках ревёт
Пассажиров он везёт . (Сам о лёт)

Г. Он пускается в проказы,
Затевает сто затей,
Рассмешить умеет сразу
Всех – и взрослых, и детей.
Ты, конечно, знаешь, кто он –
Цирковой весёлый …. (К л оун)

Д. К своим ласкается,
На чужих ругается.
У своего теремочка
Сидит на цепочке . (Соб а ка).

— Определите значение слова «Школа».

— А кем вы станете, когда пойдете учиться в школу, узнаете, если соберете слово, которое рассыпалось (Нужно расставить буквы по цифрам и тогда узнаем, какое слово получилось).

— Какой ты будешь ученик? (любознательный, внимательный)

— Какая ты будешь ученица? (отзывчивая, усердная, аккуратная)

— Какими вы будете учениками? (дружными, послушными).

В.: И в школе для вас впервые прозвучит школьный звонок (закрывают глаза, воспитатель звенит звонком)

— Что вы услышали? (Звонок). Вы его увидели или услышали, как он прозвучал? (Услышали звук)

— Конечно, это звук. Звуков много и все они разные.

— Какие звуки вы знаете, слышите?

— Есть звуки природы: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест

листьев, звон ручья.

— Есть звуки, издаваемые различными предметами: скрип двери, удары

молотка, звон посуды, шелест газеты.

— Звуки, издаваемые различными музыкальными инструментами.

Все эти звуки мы слышим и слушаем, но есть еще одна группа звуков, которые мы не только слышим, но и произносим. Это?

Звуки речи. (вспомнить стихотворение)

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

— На какие группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные).

— Как же можно отличить гласные звуки от других звуков? (Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. Давайте назовем гласные звуки [а, о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6).

— Как мы произносим согласные звуки? (Коротко, пропеть их не можем, т.к. при произнесении возникает преграда: зубы, небо, губы, язык)

— На какие группы делятся согласные звуки? (согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие).

— Назовите согласные, которые не имеют мягкой пары ([ж],[ш],[ц]).

— Назовите согласные, которые не имеют твердой пары ([й‘],[ч‘],[щ‘]).

— Чем отличаются буквы от звуков?

— Ребята, вы так много знаете, и, конечно, скоро вы пойдете учиться в КОЛУ. (выложить на доске). Что же я говорю не так? Чего-то не хватает в моем слове?

(Дети исправляют и произносят слово правильно).

Выполняют звуковой анализ слова ШКОЛА , делят на слоги, проставляют ударение.

Под фонограмму песни «Алфавит» дети поют и выполняют музыкально- ритмические движения:

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы, На одной живут странице, а повсюду славятся.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки)

З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, (приседания)

П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, (подскоки)

Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! (показ руками).

Игра «Скажи наоборот». (После ответа ребенок проходит на свое место).

Высокий – низкий; горький — сладкий; длинный – короткий; грязный – чистый; весёлый – грустный и т.д.

— Что такое речь? Какая бывает речь? (устная и письменная).

— Когда речь называют письменной? (пишем, читаем).

— Когда речь называют устной? (говорим и слышим).

— Из чего состоит наша речь (из предложений, предложение из слов, слова из слогов, слоги из звуков).

— Как пишется начало предложения? (С заглавной буквы)

— С какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)

— Что ставится в конце предложения? (Точка, ?, !) О чем говорят нам эти знаки?

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)

Составьте предложение со словом «книга» из 2 слов, из 3 слов.

— Книга, стол, лежала, на. Что я назвала? (Слова). Составьте предложение из данных слов.

Книга лежала на столе. (Составляют схему предложения).

— Сколько слов в предложении? Как написали начало и какой знак в конце?

Читайте также:  Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста
Ссылка на основную публикацию