Письмо об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования

Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Программа коррекционной работы

( для детей с ОВЗ)

На 2015 – 2020 годы

Содержание.

2. Цели, задачи, направления коррекционной работы.

3. Нормативно-правовые документы регламентирующие работу с детьми ОВЗ.

4. Описание условий организации образовательного процесса для детей с ОВЗ.

5. Принципы проектирования и реализации программы.

6. План-график проведения диагностических мероприятий.

7. Поэтапный план реализации коррекционной работы.

8. Механизм реализации программы.

9. Условия реализации программы.

10. Планируемые результаты.

Введение.

Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным о6разовательным стандартом общего образования и основного образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сегодня важно, чтобы обучающиеся усвоили не только и не столько предметные знания, умения, навыки, сколько систему ценностей, норм, социальных ролей, которые помогли бы им успешно реализовать себя в современном мире.

Именно школа выступает для ребенка одной из первых и основных моделей социального мира, способной помочь в дальнейшем интегрироваться в общество, что особенно значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья

Цели, задачи, направления коррекционной работы.

Цели:создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Задачи:

· своевременное выявление детей с трудностями в обучении и адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья, в том числе, через взаимодействие с муниципальной психолого-медико-педагогической комиссией и учреждениями здравоохранения; осуществление индивидуально-ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей;

· разработка и реализация индивидуальных учебных планов, планов внеурочной деятельности, организация индивидуальных и групповых занятий для детей ограниченными возможностями здоровья, в том числе, на основе внутриведомственного взаимодействия;

· определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

· обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг на основе взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта;

· оказание в сотрудничестве с учреждениями здравоохранения консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

· осуществление мониторинга успешности освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования.

Направления:

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

· диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

· коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом/психологическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

· консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции развития и социализации обучающихся;

· информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность и информирование по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;

· экспертная работа включает в себя анализ рабочих программ учебных предметов, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения в аспекте учета особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

· профилактическая работа содействует полноценному психическому/психологическому и физическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Нормативно-правовые документы регламентирующие работу с детьми ОВЗ.

Программа коррекционной работы (для детей с ОВЗ) МАОУ лицей № 42 на 2015-2020 учебные года разработана на основе следующих нормативных документов.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6 “О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития”

Приказ Министерства образования РФ от 22.10.99. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».

4. Письмо №552/01-18 от 29 февраля 2012 г. «Об эффективности использования рабочего времени педагога-психолога».

Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

6. «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении. »

7. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16

8. Приложение к письму Минобразования России т 27.06.03 № 28-51-513/16 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования

Письмо об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования

Аннотация: В последние годы наблюдается стремительный рост количества детей с нарушениями письменной речи.

Статья:

В последние годы наблюдается стремительный рост количества детей с нарушениями письменной речи. В настоящее время в начальной школе до 50% школьников испытывают специфические трудности в овладении письмом и чтением. Причем у большинства из них данные нарушения сохраняются и в более старших классах. Поэтому работать над преодолением и профилактикой дисграфии надо начинать с детского сада.

Р. И. Лалаева дает следующее определение: дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Процесс письма является психической деятельностью, которая реализуется благодаря совместной работе различных зон мозга и имеет сложную психофизиологическую организацию. Письмо младших школьников заимствует структуру и характеристики устной речи. Это не совсем письменная речь, а лишь приспособленная к ее целям и условиям устная, поэтому свойства этих двух видов речи на первом этапе обучения детей письму существенно не различаются. Развитая письменная речь представляет собой деятельность построения целостных по смыслу высказываний, текстов, она выступает как специфическое средство общения и обобщения опыта.

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов – речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. Также при письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.

Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:

Акустический (услышать и выделить звук).

Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков).

Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки).

Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.

Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил.

При письме ребёнку нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности.

У детей, овладевающих письмом, этот процесс развернут по составу выполняемых операций и осуществляется на произвольном уровне. По мере освоения письма, изменения его роли и значения в жизни школьника происходит не только объединение и автоматизация операций процесса письма, но и меняется его психологическое содержание. «Техника» письма отступает на второй план, письмо начинает функционировать как письменная речь – высшая ступень речевого развития. Однако не всегда это происходит полноценно и своевременно. Одной из возможных причин нарушения такого «перехода» является дисграфия .

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций

Каковы же причины возникновения дисграфии:

Предпосылки:

в семье говорят на двух или более языках;

Существенной для диагностики и организации психолого-педагогической коррекции дисграфии представляется ее дифференциация с позиции развития дефекта, предложенная С.Ф.Иваненко (1984). Автор выделила следующие четыре группы нарушений письма (и чтения) с учетом возраста детей, этапа обучения грамоте, степени выраженности нарушений и специфики их проявления.

1. Трудности в овладении письмом . Показатели: нечеткое знание всех букв алфавита; сложности при переводе звука в букву и наоборот, при переводе печатной графемы в письменную; трудности звукобуквенного анализа и синтеза; чтение отдельных слогов с четко усвоенными печатными знаками; письмо под диктовку отдельных букв. Диагностируются в первом полугодии первого года обучения.

2. Нарушение формирования процесса письма. Показатели: смешения письменных и печатных букв по различным признакам (оптическим, моторным); трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда; затруднения при слиянии букв в слоги и слиянии слогов в слово; чтение побуквенное; списывание письменными буквами с печатного текста уже осуществляется, но самостоятельное письмо находится в стадии формирования. Типичные ошибки в письме: написание слов без гласных, слияние нескольких слов или же их расщепление. Диагностируется во втором полугодии первого и в начале второго года обучения.

3. Дисграфия. Показатели: стойкие ошибки одного или разных видов. Диагностируется во втором полугодии второго года обучения.

4. Дизорфография. Показатели: неумение применять в письме орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения; большое количество орфографических ошибок в письменных работах. Диагностируется на третьем году обучения.

Выделяют 5 форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии .

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2. Акустическая форма дисграфии .

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. ( регуляторная дисграфия )

– Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:

– пропуски букв и слогов;

– перестановка букв и (или) слогов;

– написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»);

– повторение букв и (или) слогов;

– контоминация – в одном слове слоги разных слов;

– слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.

4. Аграмматическая дисграфия .

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия .

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;

– добавление лишних элементов;

– пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

– зеркальное написание букв.

Последствия (вторичные трудности) – слайд

Наличие дисграфии у детей приводит к целому букету печальных последствий, серьезность которых зависит от степени выраженности дефекта:

Читайте также:  Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по профилактике нарушений игровой деятельности

невозможность освоения программы по русскому языку, чтению и литературе

существенные затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов учащихся

большая часть дисграфий тесно связана с проблемами в усвоении математики (выражается в виде перестановки цифр в числе, непонимании различий между «больше на…» и «больше в…», неусвоении классов числа)

трудности в обучении приводят к информационной блокаде и, как следствие, к вторичному интеллектуальному отставанию

психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка)

Все эти проблемы я наблюдаю у своих учеников, с которыми у нас ведётся работа в Центре и большинство из них посещают так же и занятия с психологом (куклотерапию, нейропсихологические занятия, песочная терапия)

Профилактика дисграфии с точки зрения психологии

Своевременная диагностика детей дошкольного возраста

Формирование психологической базы речи у дошкольников:

Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги

Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином

Развитие произвольного внимания, памяти, воображения, восприятия

(для тех психологов, которые занимаются подготовкой к школе)

Взаимосвязь коррекционной работы учителя-логопеда и педагога-психолога при преодолении дисграфии

Известно, что психологической службе в системе образования уже более двадцати лет. За все это время сфера деятельности психолога расширяется, его необходимость в школе ни у кого не вызывает никакого сомнения. В настоящее время в общеобразовательных организациях возросло количество детейс различными нарушениями устной и письменной речью.

Взаимодополняемость работы учителя-логопеда и педагога-психолога, тесное их сотрудничество во всех направлениях работы, является необходимым условием обеспечения результативной работы при преодолении дисграфии.

И педагог – психолог, и учитель – логопед в своей работе решают разные задачи, но пути и способы достижения оказываются у них общими.

Основные задачи логопедической деятельности при преодолении дисграфии:

Исправление нарушений в устной речи;

Пропедевтика нарушений в письме, развитие письменной речи, а также их исправление;

Развитие речедвигательных представлений учащихся;

Развитие зрительно-двигательных представлений учащихся;

Развитие произвольного зрительного, слухового внимания.

Работа психолога заключается:

в коррекции и развитии высших психических функций;

в активизации познавательных процессов учащихся.

Таким образом, когда педагог-психолог и учитель-логопед, выделяют основные направления своей коррекционной работы (психолог — активизацию познавательной деятельности, логопед — развитие устной и письменной речи) то, они параллельно работают над развитием личности ребенка в целом.

Благодаря совместной работе специалистов, удаться своевременно достичь положительной динамики развития у детей, у которых были трудности с речью и развитием эмоционально-волевой регуляции.

Балаева
Татьяна Александровна

Нормативно правовая база

Международные:

Федеральные:

Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва);

Специальная документация

Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:

Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.

Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.

Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.

Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.

Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.

Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно:

Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

Организационно-методическая документация

В организационно-методическую документацию входят:

хронометраж рабочего времени практического психолога;

годовой план работы;

дифференцированный план работы на месяц.

бланки психологических запросов.

Журналы учета видов работы:

развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);

развивающая и коррекционная работа (групповая);

Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.

Альбом диагностических методик.

Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.

Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.

Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.

Рекомендуемый комплект рабочей документации

Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, использовать при оформлении документации предложенные ниже формы:

План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная).

План работы на месяц, рабочую неделю (Форма № 2А по желанию).

Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3).

Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж, обязательные):

Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В);

Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г);

Просветительская работа (Д);

Организационно-методическая работа (Е);

Экспертная работа (Ж).

Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 А, обязательная).

Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная) .

Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 6 А – Г, обязательная).

Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 7, обязательная для классов КРО и ККО).

Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8, обязательная).

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9, обязательная).

Требования к оформлению коррекционно-развивающих программ, используемых в работе педагога-психолога.

Требования к авторским программам (Форма № 10).

Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий.

Протоколы (Формы 11 А-В), материалы тестовых обследований.

Сводные таблицы по скринингу.

Материалы в виде итоговых заключений по видам работ.

Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения.

Представление педагога-психолога для школьного консилиума (Форма № 12).

Выписка из медицинской карты (Форма № 13).

Форма регистрации применяемых диагностических методик.

Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 15).

Формы документации по созданию и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Формы № 16 – 21).

Ориентировочная форма договора с родителями о разрешении на работу с детьми (Формы № 22).

Документация и организация работы

С учётом современных подходов и требований к организации коррекционно-развивающей работы ведётся следующая документация логопедического пункта:
  1. Годовой план — Смотреть*
  2. Перспективный план — Смотреть*
  3. Рабочие программы:

1 — Смотреть* ; 2 — Смотреть* ; 3 — Смотреть*

  1. Ежедневный план работы
  2. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся — Смотреть*
  3. Журнал учета деятельности логопедического пункта (посещаемость групповых занятий, индивидуальных занятий, консультации, учёт рабочего времени) /Соответствует ФГОС/ — Смотреть*
  4. График работы — Смотреть* , расписание занятий — Смотреть*
  5. Речевые карты — Смотреть* , протоколы к речевым картам — Смотреть*
  6. Индивидуальные карточки учащихся — Смотреть*
  7. Список обучающихся, имеющих недостатки в развитии устной и письменной речи — Смотреть*
  8. Паспорт кабинета — Смотреть*
  9. Рабочие тетради детей — 1 — Смотреть* , 2 — Смотреть*
  10. Отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте за год — Смотреть*
  11. Мониторинг коррекционно — развивающей работы — Смотреть*
  12. Копии приказов о зачислении (отчислении) учащихся на логопункт

Логопедическая работа строится на основании нормативных документов :

  • Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
  • Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.)

Деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Логопедический пункт существует в МБОУ «Средняя школа № 18» с 2003 года.

Цель работы логопедического пункта:

  • коррекция недостатков в развитии устной и письменной речи учащихся МБОУ «Средняя школа № 18»

Основными задачами логопедического пункта являются:

  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Этапы работы :

I этапдиагностический (1 сентября – 15 сентября)

II этапкоррекционный (15 сентября – 15 мая)

III этапоценочный (15 мая – 31 мая)

I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.

Задачи:
  • выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
  • определение структуры речевого дефекта;
  • формулировка речевого диагноза;
  • планирование коррекционной работы на основе диагностических данных (учёт программных требований по русскому языку)

Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.

II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)

Задачи:
  • устранение речевых нарушений;
  • развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться.

Длительность данного этапа коррекционного обучения каждого конкретного ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.

Основные задачи коррекционных занятий:
  • формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко – слоговой структуры;
  • развитие навыков звуко –слогового анализа и синтеза;
  • формирование лексико — грамматического строя речи;
  • совершенствование связной речи;
  • предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)

Публикации по логопедии

Преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога как способ оптимизации процесса гармоничного развития личности обучающихся

• Центр диагностики и консультирования г. Рубцовска и г. Барнаула
• Краевая школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи
• Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи
Учитель-логопед• Родители
• Педагог-психолог
• Педагоги начальной школы
• Администрация школы
• Комитет по образованию Администрации Егорьевского района
• МУЗ «Егорьевская ЦРБ»

Рисунок 2.
Обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда и педагога-психолога

Направления преемственности
Организационное обеспечение
Для родителей:
• консультации
• открытые занятия
• родительские собрания
Для педагогов:
• мастер-классы
• семинары
• круглые столы по актуальным вопросам
• взаимопосещение уроков и занятий
Педагогическое обеспечение
Кадровый состав преемственности укомплектован полностью.
В нашей школе работают:
• 2 педагога-психолога (первая и высшая квалификационные категории)
• учитель-логопед (первая квалификационная категория)
Конечная цель преемственности: система мероприятий для детей, педагогов, администрации и родителей, нацеленная на создание оптимальных условий для развития обучающихся.

Дальнейшего рассмотрения и решения требуют вопросы проектирования основных направлений работы. На предложенном рисунке мы попытались компактно, но наглядно показать основные линии/векторы деятельности специалистов.
Рисунок 3.
Направления работы специалистов школы

ДиагностическоеКоррекционно-развивающееАналитическое
Задачи
• Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 6-7 лет;
• Выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования;
• Составление общей карты развития ребенка.
• Разработка интегрированного перспективного плана коррекционно-развивающих занятий;
• Составление индивидуального плана занятий с учетом особенностей взаимодействия специалистов и возможностей ребенка.
• Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы;
• Мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы.
Предполагаемый результат
1. совместный диагностический блок методик;
2. критерии факторов риска;
3. общая карта развития ребенка.
1. интегрированный план коррекционно-развивающих занятий;
2. эффективные методы и приемы взаимодействия специалистов.
1. Лист динамики развития ребенка с учетом выделенных факторов риска;
2. критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

Нормативно-правовая база обеспечения преемственности представлена в виде следующих законов и законодательных актов:
• Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12 ФЗ.
• Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образование)». Принят Гос.Думой 02.06.1999 г.
• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ (в ред. от 20.07.2000 г.).
• Письмо МО РФ «Об учителях логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» от 22.01.1998 г. № 20-58-07-ИН/20-4.
• Распоряжение Правительства РФ «Социальные нормы и нормативы» (о наполняемости специальных групп, специальных классов) от 18.07.1996 г. № 861Г.
• Письмо МО РФ от 14.12 2000 №2 «Об организации работы логопункта ОУ».
• Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886-6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

Читайте также:  Использование метода биоэнергопластики при дизартрии

Анализируя практический опыт преемственности специалистов нашей школы за последние 2 года, можно отметить следующие результаты:
• Педагогом-психологом регулярно проводятся семинары для педагогов по темам:
1. Педагогическое мастерство и имидж учителя.
2. Кризисы профессионального развития личности учителя.
3. Педагогическая компетентность и гибкость как факторы профессионального развития личности учителя.
• Мастер-класс учителя-логопеда: Дисграфические ошибки: причины и пути их устранения;
• Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: Использование ИКТ на логопедических занятиях;
• Диссеминация опыта работы педагогам соседних районов. 14 мая прошлого года и 15 апреля 2011 г. на базе нашей школы проводились методические дни для педагогов соседних школьных округов, на которых присутствовали соответственно 24 и 35 педагогов из Волчихинского и Рубцовского школьных округов. В рамках открытых методических дней педагоги посетили открытые уроки и развивающие занятия, семинары и мастер-классы.
Хочется обратить внимание на то, что педагогические и организационные условия преемственности специалистов обеспечивают формирование креативности и вызывают потребность в повышении профессиональной компетентности. Реализуя данные компетентности, принимаю участие в различных конкурсах профессионального мастерства, выставках не только районного и окружного, но и краевого уровней. Тем самым пополняя копилку достижений нашей школы дипломами победителя, сертификатами участия (планируется отобразить награды на слайде ___ за 2 года).
В заключении необходимо сформулировать основные выводы по результатам преемственности:
1. У обучающихся сформирована стабильно высокая мотивация к развивающим занятиям учителя-логопеда и педагога-психолога, которая отражается на качестве речевой продукции на итоговом этапе обучения;
2. Количество детей с исправленными нарушениями речи (75%) и улучшенной речью (25%) – от общего числа учащихся, зачисленных на логопедический пункт;
3. Средние числовые значения уровня развития речевых компонентов стабильно увеличиваются;
4. Повысились числовые показатели уровня развития внимания (произвольного и послепроизвольного), памяти (словесно-логической и зрительной);
5. Учащиеся чувствуют себя более комфортно и адаптировано к обучению в школе. Уровень общей и ситуативной тревожности значительно снизился по сравнению с данными первичной диагностики.

Такое построение системы психологического и логопедического сопровождения развития детей, по нашему мнению, является необходимым условием организации процесса преемственности, особенно в начальной школе. Практическое изучение указанной проблемы со всей очевидностью говорит о том, что только в случае согласованной деятельности всех участников образовательного пространства возможно достижение цели.
Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

6. Бадаева, Н. Е. Мониторинг коррекционно-логопедической работы Текст. / Н. Е. Бадяева, Н. В. Десюкова // Логопед. – 2005. – № 5. – с.62-65.
7. Бездухов В. П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Текст. / В. П. Бездухов, C. Е. Мишина, О. В. Правдина. — Самара: Изд-во Самара. ГПУ, 2001.
8. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2000.
9. Ершова Е. П. К вопросу рациональной организации логопедической работы в общеобразовательной школе. Текст. / Е. П. Ершова, М. Я. Гамерман // Дефектология. – 1987. – № 2. – с.50-54.
10. Ефименкова Л. М. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. Текст. : Пособие для логопеда / 2011.
11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
12. Новикова Г.Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1-ый класс общеобразовательной школы (по результатам нейропсихологического обследования).// Дефектология, 2000, №2.
13. Селиверстов В. И. Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. Текст. /В. И. Селиверстов. – М: Изд-во МГПИ, 1993.

Показания, эффективность и тонкости проведения логопедического массажа

В логопедии массаж используют для прямого воздействия на нужную область с целью улучшения состояния мышечного тонуса и активизации работы речевых центров при помощи особых приспособлений или пальцев. Его выполняют зондами, шпателями, зубной щеткой (выбирать нужно с мягкой щетиной). Существуют различные виды логомассажа, чтобы использовать некоторые из них не нужно получать специальное образование. Для более серьезных разновидностей процедуры нужно окончить специальные курсы.

  • Какая от него польза
  • Недостатки
  • Кому противопоказано
  • Виды логомассажа
  • Организационные моменты
  • Продолжительность занятий
  • Основные приемы в логопедическом массаже
  • В каких случаях рекомендован
  • Особенности проведения расслабляющего массажа
  • Особенности проведения стимулирующего массажа
  • Особенности и рекомендации по проведению массажа мышц языка
  • Описание авторской массажной методики Новиковой Е. В.
  • Массаж чайными ложками
  • Самомассаж

Логопедический массаж обычно назначают детям, имеющим сложные речевые нарушения. К ним относятся:

  • дизартрия;
  • алалия;
  • афазия;
  • заикание;
  • расстройства голосообразования.

Назначает курс логомассажа специалист после диагностики. Проводить его можно как в специально обустроенном кабинете, так и в домашних условиях, соблюдая все важные организационные моменты.

Какая от него польза

Массаж является лечебной процедурой, так как воздействуя на определенные точки, влияет на работу некоторых систем организма. Логопедический массаж направлен на стимуляцию органов, участвующих в артикуляции звуков, чтобы логопед смог исправить у ребенка звукопроизношение.

Какая польза от этой процедуры детям с речевыми расстройствами?

  • Нормализуется тонус мышц артикуляционного аппарата.
  • Снижается влияние парезов и параличей на мимику и формирование речи.
  • Удается преодолеть или максимально скорректировать гиперкинезии, синкинезии.
  • Улучшается артикуляционная моторика.
  • В создании речи принимают участие все мышцы речевого аппарата.
  • Удается сформировать умение координировать движения артикуляционных органов.

Кроме узконаправленного воздействия, логомассаж оказывает и более обширное влияние на организм. Ведь во время процедуры задействуются нервные окончания, оказывающие влияние на работу других систем организма. Также наблюдаются следующие эффекты:

  • Улучшается кровообращение и лимфоотток.
  • Мышечные волокна становятся эластичнее.
  • Воздействие на биологически активные точки благоприятно влияет на работу всего организма, а не только речевых центров коры головного мозга.

Также мягкие расслабляющие движения помогают ребенку успокоиться, настроиться на релаксацию, а более энергичные приемы помогают получить заряд бодрости. Из-за большой пользы логопедический массаж является важной частью коррекционных занятий.

Недостатки

У данной процедуры имеются и недостатки. Она оказывает воздействие только на мышцы, поэтому, делая лишь ее, родители не скорректируют речь ребенка. Также, у некоторых детей имеется повышенная тактильная чувствительность, процедура может вызывать у них дискомфорт и негативные реакции. Поэтому специалисту нужно будет искать в работе с такой категорией детей альтернативу логопедическому массажу.

Кому противопоказано

Как и у любой лечебной процедуры, у логопедического массажа имеются ограничения к применению:

  • повышенная температура тела;
  • простудные вирусные заболевания;
  • конъюнктивит;
  • кожные заболевания;
  • обострение лабиального герпеса;
  • стоматит.

С большой осторожностью и только после разрешения лечащего врача его проводят детям с эпилептическим синдромом. Обязательно нужно остановить сеанс, если у ребенка появляются негативные реакции в виде крика, агрессии, плача. Также тревожным показателем является посинение носогубного треугольника, тремор подбородка. Перед проведением логопедического массажа обязательно нужно обращать внимание на физическое состояние ребенка.

Виды логомассажа

Существуют как классические методики массажа, так и авторские разработки. Популярной авторской методикой является зондовый массаж, разработанный Новиковой Е. В. Какой использовать вид массажа, выбирает специалист, исходя из индивидуальных особенностей ребенка:

  • Ручной или классический – его делают на нужной области или рядом с ней. Включает в себя поглаживания, пощипывания, постукивания, надавливание. Делать такой логомассаж можно при помощи шпателя, соски или зубной щетки с мягкой щетиной.
  • Точечный – это локальный вид массажа, потому что специалист воздействует на определенные точки, влияющие на работу речевых центров.
  • Аппаратный – для его проведения используют аппараты, которые могут создавать вибрацию или вакуум.
  • Зондовый – авторская методика, разработанная Новиковой Е. В. Для его выполнения нужен специальный набор зондов.
  • Самомассаж – его ребенок может делать самостоятельно, после показа нужных движений взрослым. Сюда же можно отнести и артикуляционные упражнения.

Чтобы процедура была максимально безопасной для ребенка, нужно пройти обучающие курсы или изучить профессиональную литературу (например, для самомассажа). Только тогда получится выполнить его правильно.

Организационные моменты

Независимо от того, где будет проходить сеанс, нужно создать правильные условия для его проведения:

  • В помещении должна быть комфортная температура.
  • Перед массажем его нужно проветрить.
  • Подготовить и продезинфицировать все нужные приспособления (зонды, шпатели и др.).
  • Подготовить стерильные одноразовые перчатки.
  • Ребенок должен принять правильное положение тела: лежа с положенным под шею валиком (плечи приподняты, голова откинута назад), руки вдоль туловища, ноги слегка согнуты (для удобства можно также предложить положить валик). Или полусидя в кресле с откидывающейся спинкой.

Обстановка в комнате/кабинете должна способствовать расслаблению, чтобы ребенок на сеансе чувствовал себя комфортно.

Продолжительность занятий

Логопедический массаж проводится курсами, включающих как минимум 10 занятий, иногда 15-20. Процедуры проводятся ежедневно с постепенным увеличением времени. Начинают с 2-х минут, а максимальная продолжительность сеанса подбирается в соответствии с возрастом ребенка.

С детьми до 3-х лет логомассажем занимаются до 10 минут; в возрасте от 3-х до 5-ти – до 15 минут, а со старшими дошкольниками и школьниками – до 20 минут. Если есть необходимость, курс повторяют через 1,5-2 месяца.

Основные приемы в логопедическом массаже

Во всех разновидностях логомассажа применяют такие же движения, что и в классическом массаже:

  • Поглаживание – этот прием используют для расслабления. Рука или зонд плавно скользит по определенному участку кожи. После этого действия не должно быть покраснений. Данным приемом пользуются на начальном и завершающих этапах процедуры.
  • Растирание – массажист сминает, собирает кожу в складки, передвигает ее в разные стороны. Нужно не вдавливать ее вглубь, а перемещать в стороны. Выполнять растирание нужно интенсивно, так как оно оказывает стимулирующее воздействие.
  • Разминание – сюда входят надавливающие движения, сжатия, пощипывания.
  • Вибрация – специалист создает колебательные движения на массируемом участке. Они могут быть различной амплитуды и интенсивности. Этот прием также является стимулирующим.

Некоторые специалисты включают в свою методику проведения логопедического массажа плотное нажатие. Его используют для того, чтобы путем воздействия на особые точки повлиять на работу речевых центров. Специалист выбирает подходящие приемы в зависимости от результатов диагностики.

В каких случаях рекомендован

Показателем для выбора вида логопедического массажа является состояние мимической и артикуляционной моторики. Вначале логопед смотрит на мышцы, когда они находятся в расслабленном состоянии. Для этого ребенку лучше всего находиться в положении лежа.

Если мышцы имеют нормальный мышечный тонус, то они слегка напряжены, а кожа будет мягкая и эластичная. Все манипуляции не вызывают дискомфортных ощущений. Если тонус повышен – отмечается большая напряженность, манипуляции проводятся с затруднениями; если понижен – мышцы находятся в вялом и дряблом состоянии. Для первого варианта нужно делать массаж на расслабление, а при гипотонусе – стимулирующий.

Также показание к назначению этой процедуры – наличие парезов, параличей. В этом случае один уголок губ может быть выше, чем другой или челюсть смещена в сторону. Но работать специалист начинает с наиболее сохранных участков. Воздействовать на пораженные области нужно аккуратно, чтобы свести к минимуму возможные дискомфортные ощущения.

Чтобы определить в каком состоянии находятся мимические и артикуляционные мышцы, обследуют:

  • состояние мимических мышц и кожи;
  • состояние артикуляционной моторики;
  • состояние мягкого неба;
  • произносительную сторону речи.

По результатам диагностики логопед решает, нужен ли ребенку курс логопедического массажа и какие приемы он будет использовать в работе.

Особенности проведения расслабляющего массажа

Показанием для его проведения является повышенная напряженность мышц. В этом случае главная цель курса массажа – их расслабление. Все движения выполняют медленно, плавно, процедура состоит из поглаживаний, растираний и легкой вибрации.

Начинают работу со снятия напряжения мышц шейного и плечевого отделов. Потом переходят к массажу лица (лоб, волосистая часть головы, область глаз, носогубная область, подбородок). И завершающий этап – мышцы языка.

Чтобы ребенок смог максимально расслабиться, массаж нужно выполнять предметами, имеющими теплую температуру. Можно дополнительно включить релаксационную музыку, чтобы создать успокаивающую обстановку.

Особенности проведения стимулирующего массажа

Логопед выбирает такой вариант, если мышцы вялые, дряблые, большая их часть оказывается незадействованной в мимике и артикуляции. Все манипуляции направлены на восстановление их активности, укрепление. Массажные действия выполняются в быстром интенсивном темпе.

Читайте также:  Развитие зрительного восприятия образа буквы А

Активизирующее воздействие создается растиранием, разминанием и сильной вибрацией. В данном случае чередуют интенсивные движения с расслабляющими поглаживаниями. Конечно, стимулирующих манипуляций должно быть больше расслабляющих. Алгоритм действий такой же, как и во время расслабляющей процедуры.

Особенности и рекомендации по проведению массажа мышц языка

Для его выполнения ребенок должен находиться в положении лежа. Для большей эффективности массажа можно дать малышу подержать во рту ромашковый отвар – это согреет мышцы языка. Эту процедуру нужно проводить только в одноразовых стерильных перчатках.

Если у ребенка нет никаких негативных реакций на использование зондов, шпателей, то лучше всего делать логомассаж языка ими. Также нужно учитывать и состояние рвотного рефлекса. Если он повышен, то язык должен находиться в ротовой полости. Если же он в пределах нормы – язык вытягивают вперед.

Весь массаж строится на выполнении движений по трем направлениям: по горизонтали, вертикали и поперек. Также если имеется отклонение языка в сторону, то делают упор на сторону, в которую он отклоняется. Ребенку нужно давать возможность проглотить слюну после каждого действия, особенно если у него имеется гиперсаливация.

Дополнить логомассаж языка можно артикуляционными упражнениями. В основе гимнастики должны быть базовые упражнения для губ и языка.

Описание авторской массажной методики Новиковой Е. В.

Такой вариант логопедического массажа часто используют на занятиях с детьми, имеющими дизартрию и алалию. Чтобы его проводить, нужно окончить специальные курсы. Массаж выполняют при помощи зондового набора, в который входят:

  • зонд-«вилочка» − его используют для легких покалывающих, колебательных и вращательных движений;
  • зонд-«восьмерка» − нужен для надавливающих движений;
  • зонды-«саночки» (в наборе их 3 штуки) – также для надавливающих движений;
  • зонд-«топорик» − необходим для вдавливающих и скользящих действий;
  • зонд-«толкачик» − им осуществляют надавливающие движения в течение нескольких секунд, после которых наступает расслабление мышц языка.

Зондовый массаж противопоказан детям до 6 месяцев.

Продолжительность курса – 2-3 недели, каждое упражнение выполняют до 30 раз. Повторно его рекомендуют через 2 месяца. Но бывает, что детям достаточно и одного курса этого логомассажа. Родителям и логопеду нужно внимательно наблюдать за реакцией ребенка: есть категория детей, которым прикосновение металлических инструментов не нравится. В этом случае эффективней и правильней будет использовать другие приспособления для проведения массажа.

Массаж чайными ложками

Это вариант игрового массажа, автором которого является И. О. Крупенчук. Такой массаж подойдет детям, у которых возникают негативные реакции на зонды. При этом можно делать массаж с разной температурой: прохладный – для стимуляции, теплый – для расслабления.

Все манипуляции с ложками сопровождаются стихотворениями, потешками. Это позволяет ребенку усвоить слова, обозначающие части лица и тела, действия; освоить навык согласования слов в предложении и фразах. Все действия проводят по основным массажным линиям, применяют надавливания, поглаживания, растирания.

Нужно использовать гладкие чайные ложки, чтобы не поранить ребенка. Такой массаж дети могут делать самостоятельно.

Самомассаж

Перед проведением самомассажа ребенку показывают все основные приемы, которые будут применяться на сеансе. На первых занятиях взрослый делает эту процедуру ребенку сам, при этом оречевляя свои действия. Затем он берет руки ребенка и направляет его.

Потом взрослый показывает, что нужно делать, а малыш за ним повторяет. И когда он освоит алгоритм массажа, то сможет выполнять его, ориентируясь только на словесную инструкцию взрослого.

Но если у ребенка тяжелое речевое нарушение, тогда лучше делать зондовый массаж. Есть виды массажа для детей, имеющих не только трудности с речью, но и другие патологии. Например, массаж по методике Архиповой А. Ф., предназначенный для детей с ДЦП. Он направлен не только на улучшение артикуляционной и лицевой моторики, но и учитывает психофизиологические особенности таких детей.

Некоторые считают, что достаточно пройти курс логопедического массажа и у ребенка сразу исправится звукопроизношение. Нет, логомассаж обычно выступает в качестве дополнения к артикуляционной и дыхательной гимнастикам (в сложных случаях является основным направлением). Нормализовав мышечный тонус, нужно осваивать с ребенком новые артикуляционные движения. Только тогда получится исправить звукопроизношение и закрепить достигнутый массажем результат.

Комплекс упражнений логопедического массажа
картотека на тему

Комплекс упражнений логопедического массажа

Скачать:

ВложениеРазмер
_rasslablyayushchiy_massazh.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений логопедического массажа

Необходимо сначала расслабить руки. Комплекс упражнений логопедического массажа проводится за час до еды и спустя 2,5 часа после еды. Комната, где будет проводиться массаж, должна быть хорошо проветрена. Свет должен быть неярким.

Цель: приведение мышц лба в состояние покоя.

Описание: легкое поглаживание лба от висков к центру.

Поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз (рисунок № 1).

Цель: расслабление лобных мышц.

Описание: выполняется точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба.
Методические рекомендации .

Вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук Вибрация должна проводиться в едином быстром ритме. При появлении неприятных ощущений и быстрой сонливости массаж приостанавливается или совсем прекращается. Движения выполняются 3–4 раза (рисунок № 2).

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.

Описание: проводится массаж точек, находящихся над линией бровей, от середины к периферии.

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц

Описание: поглаживание лба от середины к вискам.

Цель: обеспечение расслабления мышц лба.

Описание: легкое поглаживание от корней волос к линии бровей.
Методические рекомендации .

Поглаживающие движения выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз (рисунок № 5).

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.

Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы.

Цель: расслабление щечной мышцы.

Описание: проводят вращательное поглаживающее движение по поверхности щек.
Для достижения большего эффекта эти же движения можно осуществлять с

внутренней стороны щек.

Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. С внутренней стороны щек массаж осуществляется при помощи зонда «Шарик», указательного пальца, шпателя. Все движения выполняются 6–8 раз. Вращательные движения по часовой стрелке (рисунок № 7).

Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта.

Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа.
Методические рекомендации.

Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения повторяются 7—10 раз (рисунок № 8).

Цель: расслабление щечной мышцы и мышц, поднимающих угол рта.
Описание: легкое растирание от мочек ушей к крыльям носа.
Методические рекомендации .

Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающие напряжения в других группах мышц. Массажные движения осуществляются 3–4 раза (рисунок № 9).

Массаж скуловой мышцы

Цель: расслабление скуловых мышц.

Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка.
Методические рекомендации .

Поглаживание осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень легкими, выполняются 6–8 раз (рисунок № 10).

Цель: укрепление скуловой мышцы.

Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.
Методические рекомендации.

Поглаживающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Поглаживающие движения выполняются 8—10 раз (рисунок № 11).

Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта.

Описание: легкое пощипывание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.
Методические рекомендации.

Пощипывание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами. Массажные движения выполняются 6—10 раз. Движения должны быть очень легкими (рисунок № 12).

Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта.

Описание: легкое поглаживание губ от углов рта к центру.

Поглаживание осуществляется указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6—10 раз (рисунок № 13).

Цель: расслабление губ.

Описание: легкое описание губ от углов рта к центру.

Растирающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Растирающие движения не должны быть очень интенсивными. Движения выполняются 3–4 раза (рисунок № 14).

Цель: укрепление мышц губ.

Описание: поглаживание губ от середины к углам.

Цель: укрепление мышц губ

Описание: разминание губ от середины к углам.

Цель: укрепление и активизация мышц губ.

Описание: пощипывание губ от середины к углам.

Рис. 17

Цель: стимуляция мышц губ.

Описание: обкалывание губ от середины к углам.

Цель: максимальное расслабление круговой мышцы рта.

Описание: поглаживание круговой мышцы рта.

Поглаживающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз (рисунок № 19).

Цель: расслабление корня языка.

Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти.
Методические рекомендации.

Указательными пальцами обеих рук выполнять с нажимом вращательные движения в точках под углами нижней челюсти в течение 3–4 секунд(рисунок № 20).

Цель: расслабление мышц плечевого пояса.

Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз.

Поглаживающие движения осуществляются двумя руками.
Необходимо, чтобы движения были легкими, максимально расслабляющие мышцы. Следить за ответной реакцией в других группах мышц. Массажные, движения выполняются 6–8 раз (рисунок № 21).

Цель: расслабление передней части шеи (гортани) и корня языка.
Описание: производятся поглаживающие движения гортани сверху вниз.
Методические рекомендации.

Поглаживающие движения выполняют первыми фалангами пальцев. Массажные движения осуществляются 6—10 раз, (рисунок № 22).

Цель: расслабление мышц языка.

Описание: легкое поглаживание языка от кончика языка к его корню.
Методические рекомендации.

Поглаживающие движения осуществляются зондом «Шарик», указательным пальцем, шпателем. Массажные движения выполняются 6–8 раз (рисунок № 23).

Цель: расслабление поперечных мышц языка.

Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.
Методические рекомендации.

Поглаживающие движения осуществляются при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8—10 раз (рисунок № 24).

Цель: укрепление мышц языка.

Описание: проводится разминание языка.

Массаж осуществляется при помощи пальцев (обернутых в марлевую салфетку). Массаж выполняется по всей площади языка (проводится тщательное разминание языка во всех направлениях). Массажные движения выполняются не более 6–8 секунд (рисунок № 25).

Цель: укрепление и активизация продольных мышц языка.

Описание: поглаживание продольных мышц языка от корня к кончику языка.

Точечный массаж мимической мускулатуры при гиперкинезах

Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре.
Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется в точке на правой носогубной складке и в точке под углом губ слева.

Массажные движения выполняются подушечками указательных пальцев не более 10 секунд (рисунки № 1, 1а).

Массаж скуловой мышцы

Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу.

Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.

Спиралевидные движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук. Движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день (рисунок № 2).

Цель: укрепление мышц языка и увеличение объема артикуляционных движений языка.

Описание: проводится обкалывание языка от корня к кончику и по боковым краям языка.

Обкалывающие движения проводятся при помощи зонда «Игла». Движения должны быть очень осторожными, логопед должен наблюдать за состоянием ребенка. При появлении сонливости массаж следует прекратить. Обкалывающие движения можно проводить не более 10 секунд, 1 раз в день (рисунок № 3, 3а).

Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка.

Описание: проводится точечный массаж языка, поочередно в трех точках.
Методические рекомендации.

Массажные движения осуществляются при помощи зонда «Игла» (с тупым концом). Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 3 секунд на одной точке (рисунок № 4).

легкое поглаживание.глубокое поглаживание

лёгкое пощипывание глубокое пощипывание

лёгкое растирание глубокое растирание

вертикальное поглаживание вращательное поглаживание

лёгкое растирание глубокое растирание

точечная вибрация вращательное поглаживание с надавливанием

похлопывание сверху вниз и снизу вверх

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения логопедического массажа,комплексы массажных движенийМетодические указания к проведению расслабляющего массажа:массаж проводится в медленном темпеосновные приёмы – поглаживани.

Консультация для родителей.

Виды логопедического массажа.

Этот комплекс упражнений предназначен для самостоятельного использования родителями, при невозможности посещения занятий.

Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия.

В последнее время наблюдается рост детей с тяжёлыми расстройствами речи. Как правило у таких детей нарушена нормализация тонуса мышц (языка, губ, лицевых мышц, шеи). Для чистого звукопроизношения нужн.

laquo; Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике &raquo.

Ссылка на основную публикацию