Пиктограммы для детей с ОНР

Учимся составлять рассказы при помощи пиктограмм

Пиктогра́мма (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Методика Использование пиктограмм для развития ребенка используется довольно давно. Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т. д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является: метод наглядного моделирования, в состав которого входит метод пиктограмм.
Использование пиктограмм при составлении небольших рассказов и пересказе сказок .

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях.

Использование пиктограмм в работе по обучению рассказу и пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Этапы обучения: 1. 1.Подготовка к пересказу. В начале, необходимо учитывать требования к литературному произведению:

  • доступное и полноценное и содержание;
  • четкая композиция;
  • небольшой размер;
  • изложение на простом, но богатом языке;
  • жанровое разнообразие.

Не следует пересказывать произведение, не исследовав его.

2. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятия текста детьми.

3. При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пересказом После повторного прочтения необходимо побеседовать с ребенком по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы должны быть тщательно подобраны. Цель беседы – усвоение содержания произведения. В этом помогут и следующие приемы работы над текстом:

  • рассматривание иллюстраций, картинок;
  • выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;
  • выделение из текста фраз к каждой картинке;
  • знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;
  • нахождение пиктограммы согласно тексту.

4. После третьего прочтения ребенку дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы. При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью); передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.

Пиктограммы для пересказа русских народных сказок.

Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т. к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Игры с пиктограммами.

Пиктограммы можно использовать для игр:

«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», взрослый читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

«Продолжи рассказ», взрослый раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.

«Расставь правильно», взрослый расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы.

«Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно должен самостоятельно составить рассказ.

Пиктограмма сказки «Колобок».

Пиктограмма сказки «Машенька и медведь»

При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми с ОНР. Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Методика «Пиктограмма», Лурия А.Р. (опосредованное запоминание)

Цель: исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

Материал: чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция (вариант для детей): “Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово.

Инструкция (вариант для взрослых): “Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы Можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве “узелка на память” любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний.”

После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: “Что ты рисуешь?”, “Как это поможет тебе вспомнить слово?” и т.п. Все высказывания испытуемого заносятся в протокол. Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется через 40-60 минут или более. По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.

Примерный набор слов и словосочетаний:

1. Веселый праздник

2. Тяжелая работа

5. Смелый поступок

1. Глухая старушка

3. Строгая учительница

4. Голодный человек

5. Слепой мальчик

7. Девочке холодно

9. Больная женщина

11. Веселая компания

Интерпретация. При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами заучивания 10 слов (смотри методику “10 слов”).

Содержание самих рисунков отражает запас знаний и предложений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию. Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого.

Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.

Абстрактные изображения (А) – в виде линий, не оформленных в какой- либо узнаваемый образ.

3наково-символические (3) – в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.);

Конкретные (К)– конкретные предметы.

Сюжетные (С)– изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.

Метафорические (М) – изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово “радость” изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. 3атем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения.

Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу “мыслителя”. Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логическоrо мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных, конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10-11 лет, второе – руководящим работникам, учителям.

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам. Кроме того, следует обратить внимание на проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого.

Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.

Примеры

В этой пиктограмме абстрактные символы чередуются с эмоционально-насыщенными, живыми, образными:

В данной пиктограмме могли бы насторожить очень абстрактные ассоциации к словам “разлука” и “справедливость”. Однако общая ее живость и разнообразие, легкость и простота оформления, наконец, полное воспроизведение всех заданных слов убеждают в том, что и эти две ассоциации были не выхолощенными, а подлинно абстрактными символами.

Совершенно иначе выглядят пиктограммы, составленные больными шизофренией с выхолощенностью и бессодержательностью ассоциации:

Этой больной были предложены те же слова, но их нет надобности здесь расшифровывать. Ни в момент составления пиктограммы, ни при воспроизведении (которое оказалось совершенно невозможным, несмотря на то, что при заучивании 10 слов больная обнаружила хорошие возможности удержания) она не могла объяснить, почему “веселый праздник” она сможет вспомнить по крестику, а “развитие” — по галочке, “болезнь” — по двум точкам, а “дружбу” по одной. Некоторые испытуемые (в большинстве случаев это свойственно больным шизофренией, но в нескольких случаях за десятки лет такие пиктограммы составляли и перенесшие энцефалит и страдавшие эпилептическими припадками) пытаются ассоциировать понятие с различными очертаниями линии. Так, например, больной символизирует “веселый праздник” округлыми очертаниями извилистой линии (вверху) и разлуку— угловатой зигзагообразной линией (внизу). Он никак не объясняет, почему обозначает “счастье” прямой линией, упирающейся в бесформенный комок над “разлукой”, а “сомнение” — прямой линией, упирающейся в зигзаг.

Геометрическая символизация понятий вообще очень часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Так, например, больной шизофренией, составивший пиктограмму из одних геометрических форм, символизирует “сомнение” как круг, но затем начинает сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он говорит, что “круг — это неуверенность”, и совершенно серьезно спрашивает экспериментатора: “Как по-вашему, будет ли “неуверенность” уже или шире “сомнения” по площади?”.

Приведем примеры еще двух выхолощенных пиктограмм, составленных больными шизофренией. Символические зигзаги (больного шизофренией):

Пиктограмма больного шизофренией:

Их нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные штрихи—символы (на рис. 2.6 в центре спираль, поднимающаяся кверху, обозначает “счастье”, а спускающаяся вниз рядом — “болезнь”). В основном же стрелки, галочки, линии, крестики и кружочки лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания; попытки прочитать свою пиктограмму, т. е. припомнить заданные слова оказываются безуспешными. Следует также привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном психологическом анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления. На рис.2.7 изображена пиктограмма больной шизофренией с вербальным галлюцинозом. Ассоциации больной носят конкретный, содержательный характер, но они поражают своей стереотипией как в содержании, так и в исполнении рисунков.

Последняя пиктограмма носит также конкретный характер. Расстройства мышления обнаруживаются здесь не в рисунках, а в объяснениях больной (шизофрения, дефектное состояние)

Некоторые слова больная воспроизводит приблизительно, другие не может вспомнить. Объяснения ее свидетельствуют о причудливом расплывчатом характере ассоциаций и одновременно о значительной инертности их, так как на выбор некоторых новых образов влияют предшествующие образы и мысли больной (болезнь — труд, пьяница—забор).

В целом методика “пиктограммы” очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.

Экспериментатор отмечает тип каждого рисунка, а затем подсчитывает частоту использования каждого из типов:

Если преобладают абстрактные и знаковые изображения (более 55%), то человек может быть отнесён к группе «мыслителей», которые нацелены на синтез получаемой информации, обобщение. Такие люди обладают высокой степенью развития абстрактно-логического мышления.

При часто встречающихся сюжетных и метафорических рисунках можно сделать вывод о творческом мышлении школьника. Подобных испытуемых называют «художниками». Такой результат характерен в основном для детей 12–14 лет.

Когда изображения в большинстве своём представлены определёнными предметами окружающего мира, это говорит о преобладании конкретно-действенного способа мышления. Такие люди стремятся к решению всех вопросов подходить с точки зрения рациональности. Их называют «практиками». Но обычно подобные результаты наблюдаются лишь у взрослых людей (чаще всего у учителей и руководящих работников).

Сделать заключение об уровне сформированности понятийного аппарата можно по тому, как свободно испытуемый воспроизводит слова по изображениям в финале тестирования.

Ещё один дополнительный параметр, который можно определить, — общительность. Если испытуемый рисует человечков и без заминок вспоминает слова, то он, вероятно, любит находиться в окружении людей. А вот когда по рисункам-человечкам ребёнку трудно сориентироваться, это говорит об инфантильности тестируемого.

Автор методики, кроме диагностики качества запоминания, предложил ещё оценивать истощаемость внимания. Для этого полагается проанализировать твёрдость нажима, а также нарастающую небрежность в выполнении задания. Чем ярче выражены изменения в этих характеристиках, тем выше истощаемость.

Оценка качественных показателей мышления проводится по 4 критериям:

Адекватность. Для понимания этого свойства достаточно посмотреть на 1–2 рисунка. Иногда требуется обратить внимание и на комментарий автора. Если заметна логичная и обоснованная связь между понятием и изображением, то экспериментатор отмечает пиктограмму знаком «+», при отсутствии таковой – «-». Нормой считается более 70% положительных отметок.

Умение восстанавливатьобразы спустя определёное количество времени. Оценивается количество правильно названных слов в финале тестирования. Полностью воспроизведенный стимул оценивается в 1 балл, неверно воспроизведенный стимул – 0 баллов. Норма — больше 80% слов и словосочетаний.

Конкретность–абстрактность.Соответствие пиктограммы реальному объекту. Конкретные рисунки оцениваются в 1 балл, абстрактные — в 3 балла. Если изображение сложно классифицировать, то засчитывается 2 очка. Затем определяется средний показатель. Норма — больше 2 баллов.

Читайте также:  Конспект занятия на автоматизацию и дифференциацию звуков (Р)-(Рь)

Оригинальность. При совпадении сюжета рисунков у нескольких тестируемых изображение оценивается в 1 балл, что говорит о заурядности подхода к выполнению поставленной задачи. Если пиктограмма уникальна, то за неё ставится 3 балла. Промежуточный вариант заслуживает 2 баллов. Нормой, как и в предыдущем случае, считается результат в 2 балла.

Пиктограмма Лурии позволяет оценить не только качество и скорость запоминания информации, но также составить представление о способности выстраивать ассоциативные связи между понятием и его образом и о таком важном показателе внимания, как истощённость. Таким образом, за короткий промежуток времени экспериментатор получает полную картину развития основных свойств мышления тестируемого.

Для нормальных детей в методике “пиктограмм” характерно :

– способность выбрать образ на подавляющее большинство понятий,

– среди образов выбираемых здоровыми людьми преобладают атрибутивные и конкретные, но не имеющие индивидуальной значимости. Отсутствие геометрических символов – обычное явление в протоколах здоровых людей.

– высок показатель адекватности, обязательным является наличие по крайней мере 2-х или 3-х стандартных образов,

– высока продуктивность запоминания,

– для здоровых людей характерна “нормальная” упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик. Размеры рисунка таковы, что вся методика в подавляющем большинстве случаев умещается на одной стороне тетрадного листа.

Для детей со сниженным интеллектом (также и при ограниченных заболеваниях головного мозга) при проведении пиктограмм характерными являются :

– не понимания смысла задания,

– не возможность выбора образа на абстрактные понятия,

– отсутствие геометрических и грамматических символов, оригинальных образов,

– снижение числа атрибутивных и метафорических образов (встречаются лишь самые банальные),

– в структуре конкретных образов преобладают фотографические,

– чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые многократные повторения одного и того же образа,

– как проявление недостаточного понимания задания – появление “выхолощенных символов”.

Педагогический опыт «Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»

Авторы: Зюзина Алена Ильинична, Сидорова Ирина Ивановна, воспитатели МБУ Детский сад №93 «Мишутка» (г. Тольятти)

«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» (Р. Эмерсон).

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний предъявляет иные требования, чем были 30-40 лет назад. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие.

Актуальность темы исследования.

В настоящее время в системе специального образования актуальной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, в частности, с общим недоразвитием речи (ОНР). Актуальность данной темы определятся тем, что связная речь, особенно монологическая речь описательно-повествовательного характера, является одной из наиболее сложных видов речевой деятельности.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Ещё Л.С. Выготский в своей статье «Предыстория развития письменной речи» высказывал следующую мысль: «Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии связной речи. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей. Дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей и графических знаков.

Так как овладение устной речью трудно дается детям с ОНР, необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворить потребность неговорящего ребенка в общении, является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм.

Пиктограммы для развития ребёнка используются довольно давно. Сам метод был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной и Н.Н. Поддьяковым. Для обучения дошкольников грамоте его использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова. Наглядные модели служили для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения.

Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы схемы слова помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце). Схемы предложения помогают определять количество слов, развивать интерес к общению, совершенствовать речемыслительную деятельность, овладевать операциями анализа и синтеза.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи детей с ОНР. При использовании различных схем меняется характер деятельности дошкольников: они не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова, причем не механически, а в процессе их активного использования.

Применение пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а затем и сам пересказ с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказа.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. Со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

— дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

— применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

— применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

— как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться;

— как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем;

— как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);

— как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

В системе работы с детьми с ОНР пиктограммы применяются в организации предметно-развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.

Этапы обучения работе с пиктограммами

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания.

Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине).

Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).

Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.

Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.

Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).

Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функциями.

Составить из пиктограмм пару. Предложить ребёнку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Пары могут быть такими: кукла – играть, яблоко – есть. Можно показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши, пить — вода.

Выбрать те из пиктограмм, которые относятся к одной тематической группе.

Дидактические игры «Четвёртый лишний».

Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать, глаза – смотреть).

Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.

Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.

Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками.

Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.

Составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование следующей логической цепочки:

Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) – Обобщающее понятие – Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – Самостоятельная ориентировка в системе знаков.

В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми с ОНР.

Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков

  • Главная
  • Этапы развития речи в норме
  • Причины и виды нарушений речи
  • Исправление звукопроизношения
    • Артикуляционная гимнастика
    • Родителям: работа над звукопроизношением
    • Лингвистический материал
  • Формирование лексико-грамматических операций
  • Предупреждение и преодоление нарушений письма
  • Авторские находки
    • Проекты
    • Презентации
    • Конспекты занятий
    • ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕГ
  • Развитие фонематических процессов
  • Отзывы и предложения
  • Заикание. Как поставить развернутое заключение

Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков

Автор: Красакова Ольга Александровна,
учитель-логопед ДОУ Детского сада №257 г.Новокузнецк

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.

Для малышей занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны. К тому же, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи.

Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

Материал для автоматизации преследует не только цели закрепления правильного звука, но и развитие мелкой моторики и активизации межполушарного взаимодействия.

Пальчиковые шаги – Данная методическая разработка способствует развитию статических и динамических движений пальцев рук. Ребёнок при выполнении этого задания должен не только удерживать пальцы рук в позиции «ушки», но и попеременно переставлять пальцы по кружкам, ступенькам.

Лабиринт – по нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки. На данной «дорожке» имеются «пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.

Улиточка – ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали – домику улитки.

Тир – ребенок бросает шарик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

Бусы – ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Пирамидка – ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Кнопочки – ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопку». Сколько кнопочек – столько повторов.

Су-джок – ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику или катает игольчатый мячик в ладонях, отрабатывая речевой материал.

Счеты – ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.

Ладошки. Логопед просит ребенка при произнесении звука ставить пальцы на кружки нарисованной ладони соответственно. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.

ЛОТО «ТРУДНЫЕ ЗВУКИ»

В данном лото каждая карточка направлена на автоматизацию конкретного звука (с,з,ц,ш,ж,р,л) в определенной позиции (в начале слова, в середине, в конце).

Ребенок отрабатывает речевой материал в стихотворной форме, опираясь на картинку.

Виноград, трамвай, топор,

Шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, Каркуша.

Крыжовник, курица, тетрадь,

Гриб, смородина, кровать,

Груши, грузовик, Петрушка,

Виноград, трамвай, игрушка.

Ребенок вылавливает удочкой картинки, называет свой улов, четко проговаривая автоматизируемый звук. Все картинки подобраны на конкретные звуки.

УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОС?

Спиной к детям стоит водящий, остальные по очереди подходят к нему и произносят стишки, отрабатывая трудные звуки. Водящий должен угадать, кто к нему подошел. Кто по голосу будет узнан, тот становится водящим.

Дам тебе я сахару,

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Вот лягушка по дорожке

Скачет высунувши ножки,

РАССКАЗЫ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ

Автоматизация звуков в связной речи.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Тишина

Цель . Автоматизация звука ш.

Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.

Колечко

Цель . Автоматизация звука ч во фразах.

Оборудование . Колечко.

Описание игры . Дети сидят, сложив руки лодочкой. У водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает колечко в руки. При этом он неторопливо рассказывает любой стишок. Когда водящий всех детей обойдет, он должен сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен быстро встать и отбежать от своего места. Все дети внимательно следят за действиями водящего и после его конечных слов должны удержать обладателя колечка. Если ребенку с колечком удастся выбежать, он становится водящим.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по звукопроизношению: Автоматизация звука (Р) в словах, словосочетаниях, предложениях

Чай Танечке

Цель . Автоматизация звука ч в предложениях.

Оборудование . Кукольный чайный сервиз, куклы, печенье, булочки, калачи из пластилина.

Описание игры. Дети сидят перед столом педагога. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят куклы. Педагог говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем педагог предлагает одному ребенку налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье».

Пильщики

Цель . Автоматизация звука з .

Описание игры. Дети становятся друг перед другом, соединяют крест-накрест руки и воспроизводят под счет педагога движения пилы по бревну, произнося длительно звук з. Того, кто неправильно произносит звук, выводят из игры и просят произнести правильно звук з. Педагог напоминает ребенку, как нужно держать язычок при произнесении этого звука.

Цель . Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Зажужжала, как пчела,

Наскочила на сучок,

Треснула и стала,

Бараны

Цель . Автоматизация звука р в тексте.

Ход игры. Несколько пар детей, стоя друг против друга, взявшись за руки, образуют ворота. Остальные (бараны) подходят к воротам, стучат в них <топают ногами).

Бараны . Тра-тра-тра, тра-тра-тра, Открывайте ворота!

Ворота . Рано, рано, вы, бараны, Застучали в ворота.

Бараны . Тра-тра-тра, тра-тра-тра, Пропустите в ворота!

Ворота . Вам куда? Вам куда? Не откроем ворота.

Бараны . На луга, где трава, А на травушке роса.

Ворота . Еще рано вам туда, Не откроем ворота.

Бараны . Тра-тра-тра, тра-тра-тра, До свиданья, ворота. Мы придем, когда высохнет трава. ( Уходят .)

Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.

Для малышей занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны. К тому же, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.

Игры на логопедических занятиях помогают разнообразить работу на одном из этапов постановки звуков, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи.

Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

Ниже мы приведём примеры упражнений на стадии автоматизации и дифференциация звуков.

1. Автоматизация изолированного звука

Закрепление поставленного звука осуществляется на вербальном и невербальном материале: последовательное договаривание ребенком стихотворных фраз, а также самостоятельное произнесение звука при выполнении упражнений со зрительной опорой:

Также для закрепления поставленного звука и для формирования правильного вдоха и длительного выдоха используются пособие «Дорожка». На данной «дорожке» имеются «пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.

При этом логопед обязательно следит, чтобы при вдохе ребенок не поднимал плечи и не делал так называемый «насыщенный» вдох, при котором кожные покровы лица начинают краснеть.

2. Автоматизация звука в открытых и закрытых слогах

Материал для автоматизации преследует не только цели закрепления правильного звука, но и развитие мелкой моторики и активизации межполушарного взаимодействия. Логопед просит ребенка при произнесении звука ставить пальцы на кружки нарисованной ладони соответственно. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.

Используя пособие «Улитка» логопед имеет возможность в горизонтальной прорези квадрата, который находится в середине «улитки», помещать изображение комара (звук З), змеи (звук Ш) и т.д. Ребенок ставить указательный палец на начало «завитка улитки» и произносит заданный звук. При необходимости сделать дополнительный вдох – останавливается, делает вдох и продолжает движение пальца.

3. Автоматизация звука в открытых и закрытых слогах

Дидактическое упражнение «Пальчики здороваются»

Оборудование: связанные шерстяные наперстки с буквами.

Содержание: На каждый палец ребенка одеваются наперстки (4 — наперстка с согласной буквой на указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец, 1 — с гласной буквой, на большой палец). Педагог просит ребенка, прикасаясь противопоставленными пальцами к большому пальцу, начиная с указательного и заканчивая мизинцем, проговаривать нужный слог. Например, СА, ЗА, ЗЫ

Дидактическое упражнение «Ножки»

Данная методическая разработка способствует развитию статических и динамических движений пальцев рук. Ребёнок при выполнении этого задания должен не только удерживать пальцы рук в позиции «ушки», но и попеременно переставлять пальцы по кружкам. При этом указательный и средний палец выполняют роль «ножек», которые «идут» по дорожке: указательный палец «наступает» на зеленый кружок, если согласный звук мягкий, а средний – на красный кружок (гласный звук). На синий – если согласный звук твёрдый, — и на красный.

Например: «песенка маленького насосика» (звук Сь),- указательный палец на зелёный кружочек. Заданный гласный звук (Я, Ё, И и т.д.) средний палец на красный кружок.

Ребенок «ставит ножки» на линию старта и по команде логопеда начинает «звуковую дорожку». Если ребенок произнес автоматизированный звук неправильно – он возвращается к началу дорожки и начинает всё с начала.

4. Дифференциация звуков в словах

Для этого можно использовать стихи, в которых перед ребенком стоит выбор движения по стрелке. Взрослый читает четверостишие, а ребенок соединяет линией объект и предмет стихотворения. Примером может служить материал на различение звуков С – Ш.

В клетке живет старая, умная… КРЫСА
А у нашего дома совсем старая, дырявая… КРЫША
У строителя на голове … КАСКА
В кастрюле на обед …. КАШКА»

5. Определение звука в слове

Дидактическое упражнение «Домик»

Эту игру можно использовать для формирования звукового анализа.

Логопед предлагает ребенку разложить предлагаемые ему предметные картинки на два домика: в одном «живут» картинки, в предлагаемом варианте, со звуком Р, в другом – в которых нет этого звука.

Также мы предлагаем вашему вниманию разработанные нами логопедические игры:

Игра «Божья коровка»

Цель: Закреплять умение выделять в слове первый и последний звук.

Материал: Кружочки из картона черного цвета.

Взрослый называет слово. Ребенок определяет первый звук и кладет фишку (черный кружок) на левое крылышко, затем определяет последний звук и кладет фишку на правое крылышко.

Игра «Что за стук?»

Цель: Развивать динамический праксис, слуховое внимание.

1. Ребенка просят простучать ритм с опорой на одну из схем.

2. Взрослый стучит согласно одной из схем, а ребенок угадывает, какую мебель делает столяр (на каком дереве сидит дятел, кто из животных играет на барабане, какую обувь ремонтирует сапожник и т.д.)

Скачать логопедическую игру «Что за стук?»

Игра «Цветущий кактус»

Цель: автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в словах, развивать навыки самоконтроля.

Страницы 3 и 5 распечатывать на одном листе с двух сторон, аналогично поступить со страницами 4 и 6. Перед тем как начать игру, потребуется вырезать все цветочки.

Перед ребенком расположить цветы так, чтобы были видны только предметные картинки. Логопед просит ребенка отыскать только те картинки, в названии которых есть звук [Ш] (С, Р, Л). Если задание выполнено верно, то цветы окажутся одного цвета, если их перевернуть.

Когда все картинки будут перевернуты, ребенка просят вспомнить, что было изображено на картинке.

Ребенка можно попросить определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце).

1. Куликова Анна Владимировна, г. Архангельск

2. Катанова Нина Михайловна – г. Санкт-Петербург, ГБДОУ №41 Центрального района

3. Денисова Оксана Владимировна – г. Москва, ГБОУ ЦПМСС «Открытый Мир»

Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков

Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

    • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
    • недоразвитие фонематического восприятия;
    • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
    • грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
    • отклонения в нервно-психической сфере;
    • снижение уровня познавательной активности;
    • отклонения в поведении детей.

(Коноваленко, “Фронтальные логопедические занятия”).

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала придумывать игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком. Чаще всего картинки я вырезала из старых списанных учебников по начальной школе.

1. “Построй домик”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) – 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” – построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

2. “Собери цветочек”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

4. “Собери яблочки”.

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

5. “Украсим елочку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

6. “Напои куклу чаем”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

7. “Кукла наряжается”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

8. “Украсим комнату флажками”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

9. “Собери бусы”.

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми – один ребенок собирает бусы с одного конца, другой – с другого.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача – автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

10. “Сложи пирамидку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

11. “Веселые матрешки”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

12. “Сложи снежинку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

13. “Подбери фигуры”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

Читайте также:  Игры с песком для развития звукового анализа с детьми с ОНР

Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку”.

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.
Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.
Чтобы наглядно увидеть, как можно использовать данные игры на подгрупповых занятиях с детьми, я предлагаю конспект одного из занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.

Тема: Звуки [З – З’], буква З.

  1. Познакомить с оппозиционными по твердости-мягкости звуками [з-з’], учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки, продолжать учить выполнять звуко – слоговой анализ слова, познакомить с буквой З, закреплять навык чтения и письма.
  2. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление.
  3. Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.

Предварительная работа: повторение сказки “Золушка”.

Оборудование: кукла Золушка, шкатулки с картинками, символы звуков, буква З, д/и “Укрась платье”, карандаши, картина “Зима”, схемы звукового анализа слов, буквы, мяч, д/и “ Зашифрованное слово”.

    Организационный момент

Логопед загадывает детям загадку: “Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Педагог показывает детям игрушку – Золушку в платье с заплатами).

Психогимнастика

Логопед предлагает детям вспомнить сказку и показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать, какое доброе лицо было у Волшебницы. Затем, просит детей помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.

Определение темы занятия

Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что одинаковый во всех словах – звук [з]. Далее называют картинки из второй шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в словах звук [з’]. Логопед спрашивает у детей, с какими звуками на занятии они будут знакомиться и какие звуки будут помогать выполнять задания злой мачехи? (Звуки [з, з’]).

Характеристика звуков

Логопед сообщает следующее задание злой мачехи и просит произнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [з, з’]. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [з]. (Синим) Какая мягкая пара у звука [з]? Каким цветом обозначается звук [з’]? (Зеленым). Почему?

Знакомство с буквой

Педагог знакомит детей с буквой “З”. Читает четверостишие:

На эту букву посмотри
она совсем, как цифра… три.

На что еще похожа буква “З”? Нарисуйте ее в воздухе, на ковре, изобразите с помощью пальцев.

Физминутка. Игра “Наоборот”

Чтобы работалось весело и быстро, педагог предлагает поиграть в игру “Наоборот”. Если учитель называет твердый слог, дети, наоборот, мягкий, если он называет мягкий, дети – твердый. Например “за – зя”.

Д/и “Укрась платья”

Логопед сообщает детям о том, что необходимо украсить платья сестер узорами, подбирая фигуры с картинками для каждого платья. Логопед спрашивает детей, какой звук должен слышаться в названии картинок на платье сестры Злюки? ([з]). А на платье сестры Разини? ([з’]). Для того чтобы выполнить быстрее следующее задание злой мачехи, дети делятся на две команды. После выполнения задания проводится взаимопроверка.

Работа по индивидуальным карточкам

Следующее задание злой мачехи заключается в том, что каждому ребенку надо рассмотреть свою картинку, определить, где в слове слышится звук [з] или [з’] (в начале, середине или в конце слова), и закрасить нужным цветом нужную клеточку в схеме слова. Детям предъявляются картинки: зонт, заяц, зебра, ваза, роза, газета. После выполнения задания дети проводят взаимопроверку.

Звуковой анализ слов

Логопед просит посмотреть на картину (зима) и догадаться, что это за слово? Подсказка – в этом слове слышится один из звуков, с которыми сегодня познакомились ребята. Дети делят слово на слоги, называют первый, второй слоги, выполняют звуковой анализ слова ЗИМА. Один ребенок работает у доски и дает полную характеристику звуков в слове.

Д/и “Разгадай слово”

Педагог предъявляет следующее задание. На карточке зашифровано слово – ЛЕЗАРКО. Каждая буква разного цвета. Чтобы получилось слово необходимо ориентироваться на подсказку в виде цветных вертикальных полос, которые стоят в том порядке, в котором надо поставить буквы. Дети разгадывают слово ЗЕРКАЛО. Логопед достает небольшое зеркало и сообщает, что теперь Золушка может привести себя в порядок, чтобы отправиться на бал, а ребятам надо выполнить последнее задание злой мачехи.

Д/и “Зашифрованные слова”

Задание заключается в том, что каждый из ребят получает карточку с зашифрованным словом, которое должен разгадать и напечатать его в своей тетрадке (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными палочками, каждая из которых соответствует какой-то букве и стоит в необходимом порядке). Слова: БУЗ (зуб), ЗОКА (коза), ТОНЗ (зонт), АЗАВ (ваза), ЗАРО (роза), БРУЗ (зубр).

Итог занятия

Золушка появляется в красивом платье, благодарит ребят за то, что они помогли ей и она может отправляться на бал.
Логопед просит детей показать, какое настроение у Золушки сейчас. Спрашивает о том, какие звуки помогли справиться с заданиями злой мачехи.

Игра на автоматизацию звуков З-С-Ц – «свистящие» нам под силу!

Привет каждому, кто сейчас читает мои странички. Татьяна Сухих продолжает тему звукопроизношения и предлагает узнать, какая игра на автоматизацию звуков З-С-Ц поможет ребенку освоить правильное произношение свистящих и звука [Ц], который не является свистящим. Как известно, эта группа звуков часто вызывает сложности у малышей, вот и займемся ими сегодня.

Эти непослушные свистящие…

Как я уже писала в предыдущей статье о звукопроизношении, прежде чем приступать к играм на автоматизацию, нужно заняться постановкой звука. Пока малыш не научится изолированно, то есть – отдельно произносить С, З, Ц, дальнейшая работа не имеет смысла. Важно убедиться, что артикуляционный аппарат дошкольника «работает» в процессе проговаривания свистящих правильно.

Есть несколько способов ставить произношение: подражание (взрослый показывает малышу отчетливо все нюансы артикуляции и следит за тем, чтобы ребенок правильно повторил), артикуляционные упражнения, механическая постановка (логопед буквально пальцами или шпателем формирует правильное положения языка ребенка для произношения определенных звуков).

Начинать работы над свистящими и [Ц] нужно со звука [С], затем [З], поскольку по положению органов артикуляции он сходен с [С]. Потом черед [Ц], который по способу произношения близок к двум свистящим «собратьям». В детском саду постановкой звукопроизношения занимается логопед, но родители могут помочь ему, тренируя артикуляционный аппарат малыша с помощью специальной гимнастики (упражнения «Горка», «Футбол», «Улыбка-трубка» и т.п.).

После правильной постановки и твердого изолированного произношения свистящих звуков можно приступать к их автоматизации в слогах, словах, фразах. Игра нужна ребенку, чтобы легче, быстрее, с интересом усвоить что-то новое. Сами по себе логопедические занятия нельзя назвать увлекательными, это упорный труд, но обязательно нужно построить процесс так, чтобы не вызвать у ребенка протест против однообразных повторений.

Вооружаемся методически!

Вот, что я нашла по нашей теме в «УчМаге»:

  • «Звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет» – материал подан удобно, от простого к сложному, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
  • «Цепочки слов на свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц. Настольные логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет» – домино для автоматизации и дифференциации свистящих звуков, отличная дидактическая игра;
  • «Игры с парными карточками. Звуки С, З, Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет» – парные карточки с изображением одного предмета и нескольких таких же подойдут для работы со звуковой дорожкой или как самостоятельный дидактический материал;
  • «Звуки «С», «З», «Ц», я вас различаю! Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет» – интересный материал для работы с детками старшей и подготовительной группы;
  • «Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков С и З, С’ и З’» – здесь предложены хорошие игровые задания и упражнения на автоматизацию и дифференциацию.

Освоим звуки, играючи!

Чтобы развить фонематический слух дошкольника, научить звуковому анализу и, конечно, автоматизировать, а также дифференцировать звуки, логопеды советуют и сами используют дидактические игры. Я подобрала забавы, подходящие для детей 5-6 лет, так как в этом возрасте ведется особенно упорная работа над правильным звукопроизношением и избавлением от дефектов дикции.

Атрибуты обычно самые простые в таких играх, наиболее распространенные – в картинках:

  • «Угости Зою сладостями» – нужна иллюстрация с изображением девочки (да кого угодно: мальчика, котика, рыбки), из картона вырезаем заготовки в виде конфет. На одну сторону «конфеты» наклеиваем изображение предмета, название которого начинается на тот звук, который необходимо автоматизировать, например [С]. Предыстория: Зоя очень любит сладости. Давай ее угостим!

Ребенок должен выбрать те «конфеты», на которых изображен предмет на букву С. Произнес правильно слово, можно угостить Зою, нет – конфетку забирает взрослый.

  • «Ежику снится сон» – рисунок со спящим ежиком, а то, что ему снится, изображено на облачках, вырезанных из картона. Взрослый ставит задачу: ежик спит и ему снятся предметы, все на букву [З]. Найди его сны!

  • «У Карлсона День рождения» – иллюстрация с Карлсоном, заготовки в виде упакованных подарков, на обратной стороне подарка – изображение предметов. Нужно выбрать в подарок те, названия которых начинаются на свистящий звук. В принципе, предыстория, картинки могут быть о чем угодно. Но важно, чтобы во время занятия присутствовал игровой, сюрпризный, наглядный моменты.
  • «Звуки в домиках» – модульная игра, основа которой – вырезанные или нарисованные домики. К домику добавляется звуковая схема, где обозначено положение слога с изучаемым звуком в слове. Еще нужны картинки с предметами, названия которых соответствуют звуковым схемам и такие, которые не соответствуют. Понятно, что задача – «поселить» в домик нужные картинки.

Игры на автоматизацию свистящих и [Ц] с разными атрибутами

  • Мне нравится такая развивающая игра «Ленты». Берутся ленты или бантики около 1 м в длину. Наносим печатью или рисуем вручную маркером изображения разных предметов, в названиях которых есть свистящие звуки, а также звук [Ц]. Сматываем в рулончик ленту. Ребенок свободный конец сматывает в другой рулончик и «по пути» видит изображение, называет его, четко проговаривая слова.
  • Игры с мячиком, дартс и т.п. – сочетаем физическую активность и логопедические упражнения. Бросил мячик или дротик в цель, произнес звук, слог или слово. Это сочетание прекрасно закрепляет в памяти информацию.
  • Чашечки и блюдца. Здесь не обойтись без хорошего воображения: ставим три блюдца в ряд, а чашечка у нас одна. Взрослый называет слово, а ребенок определяет место положение слога, где есть заданный звук в словах. Если в начале слова – ставим чашку на первое блюдце, середина – на среднее, в конце – на последнее.
  • Хорошая игра на свистящие «Шкатулка с драгоценностями». Берем шкатулочку, отдельно много украшений и безделушек. Задание непростое: найти «драгоценности», в названиях которых есть свистящие, но это не все. Найдя такой предмет, перед тем, как положить его в шкатулку, нужно произнести: золотой или серебряный браслет, золотой шарик, серебряное кольцо.
  • Задания на добавление деталей к заготовке рисунка: чудесная игра, которую можно использовать не только на логопедических занятиях. Итак, на бумагу ставим отпечатки пальцев, измазанных негусто краской, в произвольном порядке. Предлагаем дальше дорисовать такие детали к отпечаткам, чтобы получились предметы или живые существа, в названиях которых есть нужные для автоматизации звуки.

  • Еще хорошая забава: делаем заготовку рыбки с отверстиями для чешуек. Нарезаем чешуйки двусторонние, их должно быть в два раза больше, чем отверстий. Половина чешуек с одной стороны золотая, на второй стороне – рисунок на букву З. Вторая половина чешуек серебряная, а с другой стороны картинки на С.

Если ребенок правильно выберет все чешуйки, то рыбка будет одного цвета – золотая или серебряная.

Как дифференцировать трудные звуки?

Игры на различение звуков сводятся к тому, чтобы дошкольник понял разницу в произношении сходных звуков и научился не путать их. Этот этап работы проводится после того, как ребенок автоматизировал звуки, например, свистящие и шипящие. А затем мы их сопоставим, поскольку чаще всего дети путают С-Ш, Ц-Ч и т.д.

Самое простое, что можно предложить ребенку: поупражняться на внимание. Читаем стишок:

Песня суслика – свистит,

У змеи она шипит.

Ты послушай и узнай,

Эти песни отгадай.

Теперь картинки отдельно суслика изображающие, отдельно – змею. Показываем по очереди то суслика, то змею. Ребенок должен на суслике длинно произносить звук [С], а на змее – [Ш]. По такому же принципу дифференцируем другие сходные звуки. Хорошо помогают понять различия звуков стихи-путаницы:

Кошка ловит мышку на виду у детворы,

Мама моет миШку, крыСу красят маляры,

Пожарный носит каШку, Саша ела каСку,

Конфету дали МаСке.

Думаю, пока достаточно на эту тему. Если появятся вопросы – буду рада помочь разобраться. А сейчас традиционная просьба: делитесь материалом в соцсетях, а также подписывайтесь на новости.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Логопедические занятия с детьми дошкольного возраста

Здравствуйте, с вами Татьяна Сухих! Сейчас наблюдаем все больше детей-логопатов, наш…

Развитие связной речи у дошкольников – как мыслим, так и говорим

Бодрого и доброго всем времени суток! В эфире Сухих Татьяна….

Методика развития связной речи — преодолеваем преграды

Всем привет, и с вами снова Татьяна Сухих, помогаю вам…

Ссылка на основную публикацию