Перспективный план работы по профилактике дисграфии и дислексии

Перспективный план работы по профилактике дисграфии и дислексии

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: В своей работе я хочу поделиться теми играми и упражнениями, которые я использую в своей работе для предупреждения и коррекции нарушений письменной речи.

Статья:

Упражнение №1. Работа со слоговыми таблицами

На уроке в случайном порядке учитель называет слоги таблицей и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать их. При выполнении этого задания учащимся ненужно раскладывать слоги на буквы, так как, произнесенные взрослым слоги дети запоминают целиком. Используя данные таблицы можно предложить детям следующие задания: 1. Прочитать слоги которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы; 2. Найти и прочитать слоги в которых есть мягкие согласные; 3. Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например, буква А или Ш; 4. Прочитать 1, 7, 5 строчку или столбик; 5. Найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово и т.д.

Так же можно осуществлять чтение в разных направлениях: в горизонтальном, в вертикальном и по спирали.

Проводя подобную работу, я использую игру «ЛОТО», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесенные учителем или выбранные учеником. Слоги нужно произносить с определенным интервалом: 2-3 секунды. После окончания игры проверяют результаты, кто из детей нашел все слоги.

Сг-гс

Мы

от

до

Сю

Ик

Ну

ве

Ах

Уф

Ёш

Ро

Ба

Лё

Га

Зя

эс

Пот

сыр

Кав

лый

Дол

Жив

Рук

Чан

Вон

Тёс

ЗИЛ

Шин

риж

Дей

под

Так

Бра

ичр

Арс

для

Сту

Пре

Чту

Евн

Кча

Шки

Явн

Вре

гти

Язг

трю

Овт

Слоговые таблицы можно использовать и по другому. Детям предлагаются таблицы и состоящие из слогов, входящих в таблицу: учитель называет слово, а учащиеся отыскивают в таблицах слоги из которых состоит это слово. Можно предложить детям маркировку слова определенным цветом, например: в слоге слова «коза» закрасить красным цветом, а «лужа»- зеленым и т.д.

Подобные упражнения дают хороший результат при регулярном систематическом применении, по этому тренировочные упражнения следует выполнять не только в школе, но и дома под контролем родителей.

Ежедневно школьники непроизвольно запоминают слоги, входящие в них, поэтому материал и задания должны систематически меняться.

БУК

КА

ДВО

СЛО

МА

БА

КИ

МО

ЛАН

ГИ

НОЧ

ЦА

СЫ

ЗИН

СО

ВИЛ

КУ

КРЫ

РИ

СА

ДЫ

ВЫ

КРУ

БРЮ

ГИ

НЫ

РЫ

ЗИ

СА

КА

ЗЫ

КИ

ПО

ГА

РО

ШИ

БУКВЫ СЛОНЫ

КУРИЦА МАГАЗИН

ЗИМА МОРОЗЫ

СОБАКА САПОГИ

ВИЛКА КРЫСЫ

САНОЧКИ КРУГИ

ДВОРЫ БРЮКИ

ЛАНДЫШИ

Упражнение №2. Чтение слов разной слоговой структуры или игра «ЛЕСЕНКА».

ВЫБОР

ВОСЕМЬ

ДЕВУШКА

КАЧЕСТВО

СТРОИТЕЛЬ

ОГРАБЛЕНИЕ

КРАЕВЕДЕНИЕ

1. прочти спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.

2.если встретил непонятное слово, остановись, узнай значение этого слова

3.если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.

4. найди «ХИТРЫЕ» буквы и подчеркни их.

5. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.

6. прочитай слова соответствующие определенной слоговой структуре. Например: согласный + согласный + согласный + гласный.

7.прочтаить слова с ударением на первом слоге, втором, третьем.

Упражнение №3. Подбери к слову схему.

ПИОН ∩ V V

РОЗА V V ∩ ∩

АСТРА ∩ – V

ГВОЗДИКА ∩ ∩

НАРЦИСС – V V

Подобные упражнения развивают звуко- слоговой анализ слов, внимания. Когда у детей автоматизировано чтение слогов разной структуры следует и усложнить речевой материал.

Упражнение №4. Чтение однокоренных слов.

Дает возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия это задание можно выполнять с раздаточным материалом., состоящим из набора слов с похожим звучанием. Детям предлагают карточки со словами, их необходимо разложить на два столбика по смыслу.

ГОРНЫЙ ГОРЮШКО

ГОРУШКА ГОРЕВАТЬ

ГОРИСТЫЙ ГОРЕМЫЧНЫЙ

ПРИГОРОК ПРИГОРЮНИЛСЯ

Упражнение №5

Помоги ёжику и белочке собрать грибы и ягоды.

Обведи предметы, на которых написаны слоги типа ССГ синим цветом, а слоги типа ГСС – красным.

Собери морские звезды

Составь слова из слогов и обведи их разными цветами. Речевой материал: кит, дельфины, акула, медуза, осьминог, черепаха.

ЗА

А

ПА

МЕ

ФИ

РЕ

Цель этих игр: закрепление умения различать слоги по составу.

Упражнение №5. Для закрепления слогового анализа и анализа слов.

«Доберись до острова сокровищ»

.

Составь слова и закрась их соответствующими цветами. Речевой материал: материк, острова, океан, экватор, рифы, скалы, пещера, пираты, джунгли.

Составь слова и соедини их с картинками.

Для разнообразия и повышении мотивации к урокам русского языка и литературного чтения и создания благоприятной атмосферы можно использовать и другие игры.

Цель. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, определения слов, обозначающих предметов и действия; развитие зрительного внимания и зрительно- моторной координации, устойчивости и концентрации внимания.

Составь и прочитай слова. Назови сначала предметы, потом слова-признаки, затем слова- действия.

ПИ ЧКА

СВИ ЩУ ПАТЬ

ПРОТА ПАЛЬЦА

ШУ ДИЩЕ

ШЕП ЧУ ДЕСНЫЙ

ОТВЕ ТКИЙ

Соедини слоги и прочитай сначала названия фруктов, а потом овощей.

Авторская программа “Профилактика Дисграфии и дислексии у детей с ОНР”
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Данная авторская программа расчитана на детей 5-6 лет с ОНР. В программе расписаны занятия на 2 учебных года.

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_po_disgrafii.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сада « Терем – теремок »

Дополнительная общеразвивающая программа по профилактике дисграфии и дислексии коррекционной направленности для детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи «Пиши – читай – ка»

Кудинова Е.А. – учитель-логопед

СП «Детский сад «Терем-теремок»

Содержание изучаемого курса.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

«Дисграфия никогда не возникает «из ничего»!

Необходимость профилактики специфических нарушений процесса чтения и письма возникла на основании обследования письменных работ учащихся начальных классов. Выяснилось, что дети, имеющие общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте чаще других допускают специфические ошибки, осложняющие усвоение учебной программы. Понимание этого обстоятельства говорит о том, что профилактические мероприятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, еще задолго до начала обучения ребенка грамоте. И основные усилия здесь должны быть направлены на «выравнивание западающих звеньев», то есть на устранение уже имеющихся предпосылок дисграфии. Если это будет сделано в дошкольном возрасте, то в дальнейшем не придется говорить о преодолении самой дисграфии и дислексии, поскольку для ее возникновения просто не останется почвы.»

Дополнительная общеразвивающая программа по профилактике дисграфии и дислексии для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи имеет коррекционную направленность.

Программа разработана на основе: раздела развития речи «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада». Методических рекомендаций по предупреждению ошибок чтения и письма: «Нарушения чтения и письма» А.Н.Корнева, «Предупреждение и устранение дисграфии у детей» Л.Г.Парамоновой, «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет» 1 и 2 части О.Б.Иншаковой, «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей» Л.Г.Милостивенко.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленной профилактике всех видов дисграфии и дислексии. Используются современные образовательные технологии. Она позволяет углубленно изучать звукобуквенный анализ и синтез, систематизировать и расширять задачи по развитию графо-моторных умений и навыков, формировать навыки оптико-пространственной ориентировки. Программа основана на наглядности, позволяет развивать когнитивные процессы (внимания, памяти, восприятия, мышления) воспитанников.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы по профилактике дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с ОНР заключается в том, что с каждым годом повышается количество школьников с дисграфией и дислексией.

Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью оказания помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии детей.

В профилактическую работу включены: целенаправленное развитие высших психических функций, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графо-моторных навыков. Эта работа проводится в игровой форме с интеграцией межполушарного взаимодействия, что оказывает влияние на развитие познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование ВПФ, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Цель программы – профилактика специфических нарушений процесса чтения и письма.

– Формирование навыка фонемного распознавания, а именно четкой слуховой дифференциации ребенком акустически близких речевых звуков;

– Формирование слуховой дифференциации звуков, а именно устранение «косноязычия»;

– Формирование фонематического анализа и синтеза;

– Формирование зрительно-пространственных представлений (т.е. представлений о форме и величине предметов, об их расположении в пространстве друг к другу) и зрительного анализа и синтеза;

– Формирование грамматического строя устной речи;

– Формирование лексического строя речи;

– Формирование зрительно-моторной координации;

– Формирование элементарных графических навыков.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является использование:

– современных образовательных технологий;

– компьютерных речевых игр и упражнений;

– здоровье сберегающих технологий.

Система обучения включает в себя занятия с целыми подгруппами и индивидуально.

Учебная программа рассчитана на 2 года. Первый год для детей 5-6 лет, второй год для детей 6-7 лет.

Занятия проводятся 2 раза в неделю (в вечерние часы). Продолжительность занятий в старшей группе 20 – 25 минут, в подготовительной 25 – 30 минут. Занятия могут проходить группой и индивидуально.

Итогом обучения по программе является:

– отсутствие предпосылок возникновения дисграфии и дислексии;

– овладение первоначальными навыками чтения и письма без ошибок.

Данная учебная программа устраняет риск возникновения специфических нарушений чтения и письма у детей в младших классах школы, что облегчает усвоение учебного материала.

Результаты успешного освоения программы.

Для контроля за ходом работы по программе имеются следующие виды проверок:

  • Текущая – на каждом занятии проводится оценка деятельности детей;
  • Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. В конце каждого учебного года проводятся родительские собрания в форме соревнования родителей с детьми командами.

К концу 2-х лет обучения дети должны овладеть элементарными навыками чтения и письма без ошибок.

Перспективный план работы по профилактике дисграфии и дислексии

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Погорелова Надежда Николаевна

Многих родителей беспокоит речевое развитие своих ненаглядных чад! Некоторые из них, едва малышу исполнилось 3 годика, бегут к логопеду на занятия, а некоторые не замечают речевых проблем своего ребенка вплоть до школы. И только когда ребенок начинает плохо писать, читать, только тогда родители обращаются за консультацией к логопеду. Сегодня для всех родителей мы предлагаем окунуться в проблемы Ваших детей и поговорить о профилактике дисграфии и дислексии, которую необходимо начинать еще в детском саду с 4-5 лет,

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Ошибки чтения и письма носят стойкий характер, их возникновение не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его посещения детского сада. Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения, а так же нарушениями фонематического слуха, который в свою очередь отвечает за различение звуков родного языка. Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи.

Дисграфия и дислексия являются не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влекут за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения). Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе. И действительно, довольно часто мы замечали, что ряд ошибок из детсадовской тетради по грамоте перекочевывает в школьную тетрадь. Вот почему еще в раннем дошкольном возрасте надо вводить ребёнка в звуковую систему языка.

Для того, чтобы приучить детей к слушанию как особому виду речевой деятельности, укрепить внимание, связи между слухоречевой и речедвигательной сторонами, научить звуковому анализу и синтезу слов, необходимо, как это не банально звучит, играть с детьми. Ведь последовательный и систематически проводимый звукослоговой анализ является одним из условий успешного овладения грамотой.

Нам хочется поделиться с Вами играми, которые помогут Вашему ребенку овладеть грамотой и в дальнейшем учиться только на «отлично». Прежде чем начать, дорогие мамы и папы, внимательно ознакомьтесь с правилами проведения данных игр.

  1. Называйте, пожалуйста, звуки, а не буквы. Звук «М», а ни в коем случае не «МЭ» или «ЭМ», так как в дальнейшем при анализе слов детям очень трудно разобраться в названии букв и звуков. И так как мы работаем на развитие фонематического слуха в первую очередь, то мы слышим звуки, а не буквы!
  2. Давайте детям такие слова для звукового анализа и синтеза, написание которых не расходиться с произношением (мак, лук и т.д.).
  3. Помните, что звонкие согласные оглушаются в конце слова (паровоз мы слышим – паровос, зуп и т.д.)

Игра первая «Встречу слово по дороге – разобью его на слоги»

Бросить ребенку мяч, назвав любое слово, он отбивает мячом количество слогов.

Игра вторая «Слог да слог и будет слово, мы в игру играем снова. »

Взрослый называет ребенку первый слог любого слова, а ребенок должен досказать слово: Са – (ша, хар, пог, лют).

Игра третья «Кто в домике живет?»

Ребенку предлагаются картинки (по желанию можно сгруппировать их по темам: «Животные», «Посуда», «Игрушки» и т.д.), а он должен их «расселить» — кто с кем «живет» в домике, в зависимости от количества слогов в данном слове: вместе «живут» ма-ши-на, со-ба-ка, са-мо-лет.

Игра четвертая «Звуки разные встречаем, по дороге вновь шагаем»

Называем ребенку односоставные слова — состоящие из одного слога (мак, сок, суп, дым и т.д.), и длительно тянем гласный звук – мААААк. Просим ребенка определить, какой звук «тянется», «поется»?

Игра пятая «Кто первый?»

Называем ребенку слова, он угадывает, на какой звук начинается данное слово.

С остальными играми, которые помогут вам в профилактике дисграфии и дислексии у Вашего ребенка, мы Вас познакомим в следующей консультации. Надеемся на плодотворное сотрудничество!

Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников как условие результативной деятельности учителя-логопеда

Кравец С.Г., гл. методист отдела специального коррекционного образования

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантией доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения преимущественно в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений. Развивая речь и умственные способности детей с различными отклонениями в развитии, педагог способствует переходу данной категории детей в массовые образовательные учреждения.

Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников.

Профилактика дислексии и дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Не во всех школах города дети могут продолжить занятия у логопеда, так как нет широкой сети школьной логопедической помощи. Поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни.

Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Как показали исследования А.Н. Корнева (1995 г.), при выявлении дислексии в возрасте 6-7 лет и проведении профилактики чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1-2-м классах — это происходит в 46% случаев.

Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения грамоте, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных, естественных – идёт речь, когда имеют в виду патологию.

Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи при обучении чтению и письму, показывает роль и значение профилактики дислексии и дисграфии. Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем.

Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок соотносит буквы с этими образами и благодаря этому понимает читаемый тест.

Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.

Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав. Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав был достаточно чёток и ребёнок умел их правильно произносить.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у них наблюдается неконтекстное восприятие фразы. Сущность его заключается в том, что дети при чтении воспринимают слова во фразе изолированно. Они не учитывают характерных лексико-граматических связей слов, а если и учитывают, то не всегда имеют достаточную речевую подготовленность к их восприятию. Они часто не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости. Это приводит к тому, что чтение нередко превращается в угадывание, что способствует замене суффиксов, окончаний, приставок. Недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга.

Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу.

Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева (1995 г.), В.И. Гордиловой, М.З. Кудрявцевой (1995 г.), Г.А. Глинка (1996 г.), Т.А. Ткаченко (1999 г.), в среднем у дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа.

Важными условиями предупреждения дислексии и дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.

Основные направления логопедической работы:

Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа над звукопроизношением . Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

В устной речи детей наиболее заметно выступают недостатки произношения звуков, неотчётливое, смазанное произношение слов и искажение их слоговой структуры. Недостатки словарного запаса и грамматического строя обычно меньше заметны, так как дети стараются пользоваться только хорошо знакомыми словами, выражениями.

Естественно, что при обучении чтению возникнет много ошибок, обусловленных недостатками произношения и неумением анализировать звуковой состав слова – замены, пропуски, перестановки букв и слогов, а иногда и грубое искажение прочитанного.

Используя в работе методик Т.А. Ткаченко (1997/99 г.), Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (1993 г.), Г.А. Глинка (1996 г.), Л.П. Успенской и др., устранение недостатков устной речи и пропедевтика чтения ведётся аналитико-синтетическим звуковым методом.

В первую очередь специальными логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. При устранении недостатков звукопроизношения следует соблюдать строгую последовательность в работе над звуками одной фонетической группы с тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход от более лёгких по артикуляции звуков к более сложным.

Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по развитию звукового анализа и синтеза.

Независимо от того, с детьми какого уровня общего недоразвития речи (III – II) ведётся работа, возникают следующие задачи:

а) направить внимание учащихся на звуковую сторону речи;

б) научить различать звуки на слух, развивать слуховое восприятие;

в) отработать и уточнить артикуляцию сохранных звуков, т.е. тех звуков, которые изолированно произносятся правильно, но в речи обычно звучат недостаточно отчётливо, смазано;

г) ввести в речь те звуки, которые будут вновь поставлены;

д) отдифференцировать и закрепить в речи те звуки, которые смешивались между собой, научить правильно пользоваться соответствующими буквами;

е) закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с которыми дети пришли на логопедические занятия, а затем постепенно подвести их к усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза.

Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и развивающиеся навыки звукового анализа и синтеза позволяют детям не только отчётливо произносить целые слова, выделять из них число и последовательность звуков, но и правильно прочитывать их.

В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии целесообразно разделить на два этапа:

Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.

Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.

Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

На основании вышеизложенного следует отметить, что в коррекционных группах с общим недоразвитием речи созданы все условия для преодоления речевых дефектов и подготовки детей к школьному обучению.

Необходимо продолжать и расширять работу по совершенствованию звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, потому что велика вероятность проявления дислексии у детей с общим недоразвитием речи.

Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. – М., 1995.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.

Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – С.Пб., 1995.

Ткаченко Т.А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997.

Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб., 1999.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.,1993.

Организация логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии

Организация и проведение коррекционных логопедических занятий. Планирование занятий (перспективное, индивидуальное, тематическое). Документация и оборудование логопедического пункта. Методическая работа учителя-логопеда. Работа логопеда с родителями. Основные принципы логопедической работы при коррекции нарушений письма и чтения. Комплексное преодоление нарушений письма и чтения. Коррекция нарушений устной речи и фонематического восприятия. Формирование языкового анализа и синтеза. Коррекция нарушений зрительного восприятия, зрительного гнозиса, зрительно-моторной координации, пространственных представлений. Развитие общей и мелкой моторики рук.

Устранение дислексии (вербальной, литеральной). Формирование предпосылок, лежащих в основе орфографически и грамматически правильного письма, предупреждение дисграфии и дислексии. Анализ существующих методик коррекции дисграфии и дислексии у детей.

Моторные формы афазии: дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз; специфика обследования, принципы и методы восстановительного обучения

Эфферентная моторная афазия. Динамическая афазия. Афферентная моторная афазия.

Локализация поражения, диагностические симптомы, степень выраженности речевых и неречевых симптомов. Особенности содержания обследования этой формы афазии. Этапы, принципы и методы комплексной психолого-медико-педагогической восстановительной работы Длительность восстановительного обучения.

Сенсорные формы афазии: дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз; специфика обследования, принципы и методы восстановительного обучения

Акустико-гностическая сенсорная афазия. Акустико-мнестическая афазия. Амнестико-семантическая.

Локализация поражения, диагностические симптомы, степень выраженности речевых и неречевых симптомов. Особенности содержания обследования этой формы афазии. Этапы, принципы и методы комплексной психолого-медико-педагогической восстановительной работы Длительность восстановительного обучения.

Логопедические практикумы

Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями речи

Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду. Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в логопедических группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием. Знакомство с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета. Специфика деятельности воспитателя логопедической группы. Коррекционная направленность занятий воспитателя с детьми. Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя.

Индивидуальные формы логопедической работы

Принципы организации индивидуальной работы с детьми. Система планирования и проведения индивидуальных логопедических занятий с детьми. Специфика индивидуальной работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией. Направления индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Планирование, разработка и проведение студентами индивидуальных занятий по развитию артикуляционной моторики, фонематического восприятия, постановки, автоматизации и дифференциации звуков. Принципы отбора речевого и дидактического материала. Структура занятия. Заполнение речевых карт. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Анализ индивидуальных занятий и фрагментов занятий.

Фронтальные формы логопедической работы

Содержание и организация фронтальных занятий. Составление перспективных и текущих планов фронтальных форм логопедической работы. Отбор и структурирование речевого, дидактического, наглядного и другого материала к конкретному занятию. Разработка моделей (фрагментов) фронтальных занятий. Проведение студентами фрагментов занятий по разработанным моделям. Разработка планов-конспектов.

Логопсихология

Теоретические основы логопсихологии

Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи: слуховая агнозия, зрительная агнозия, астереогноз, особенности мнестической деятельности, нарушения мыслительных операций, личностные особенности детей с нарушениями речи.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Понятие о дефекте и компенсации в специальной психологии

Понятие о дефекте. Частный и общий дефект. Структура дефекта: первичные и вторичные нарушения. Специфичность вторичных отклонений. Положительные возможности лиц с отклонениями в развитии. Компенсация нарушенных функций. Формы компенсации: внутрисистемная, межсистемная. Учение о сверхкомпенсации (А.Адлер, Л.С. Выготский).

Специальная психология: предмет, задачи, методы, связь с другими науками

Специальная психология как наука. Задачи специальной психологии. Методы специальной психологии: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседа, тестирование, анкетирование, интервью. Связь специальной психологии с другими науками: неврологией, генетикой, философией, отоларингологией, специальной педагогикой, возрастной и детской психологией.

Психолого-педагогическая диагностикаРАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Профилактические мероприятиия дисграфии у дошкольников

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связано с его плохой обучаемостью и недостатком знаний. Причина ошибок при написании слов – нарушение формирования высших психических функций, задействованных в устной и письменной речи.

  • Характеристика нарушения
  • Правила профилактики дисграфии
  • Упражнения для профилактики дисграфии у дошкольников

Дисграфия в большинстве случаев диагностируется одновременно с дислексией, поскольку механизм развития указанных речевых расстройств идентичен.

Количество детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих дисграфией, постоянно растет. А проблемы с чтением и письмом делают невозможным дальнейшее обучение в школе.

Кроме того, речевое расстройство негативно сказывается на характере малыша. Он становится неуравновешенным. В психологии это называют аффективным наслоением. Поэтому маленькому пациенту требуется помощь логопеда. А вот предупредить нарушение под силу родителям. Профилактика дисграфии у дошкольников потребует значительно меньше времени и усилий, чем ее коррекция после поступления в школу.

Характеристика нарушения

Дисграфия основывается на недоразвитии способностей различать и сопоставлять предметы, ориентироваться в пространстве, проводить анализ и синтез. В результате ребенок подменяет буквы или пишет их неправильно. Таким образом, причина дисграфического расстройства – нарушение зрительного гнозиса или его несформированность.

Русские буквы содержат общий набор элементов, включающий палочки, крючки и круги, а также несколько особенных. Комбинация этих элементов формирует различные буквенные символы.

Дети с расстройством письменной речи не видят разницы в написании букв, что ведет к проблеме с их написанием и распознаванием.

Чаще всего при написании букв наблюдаются такие ошибки:

  • Пропуск составных элементов буквенного символа (недостающее количество крючков или палочек). Например, «и» вместо «ш» или «п» вместо «т».
  • Прибавление несуществующих элементов. В результате ребенок путает «ж» и «х», «щ» и «ш», «м» и «л».
  • Пропуск соединительного звена в буквах «ю», «а».
  • Зеркальное написание букв. Особенно страдают «з» и «э».

Если сложности с письмом и чтением своевременно не выявлены, а родители не могут или не хотят помочь ребенку, это вызывает трудности с дальнейшим школьным обучением и приводит к эмоциональным переживаниям. У детей появляется немотивированная агрессия (вербальная или физическая), они не хотят делать уроки или выполняют задания только под угрозой наказания.

Состояние аффекта – результат скрываемой тревожности и снижения самооценки. Такие изменения характера могут стать необратимыми. Вот почему предупреждение дисграфии стоит начинать не после поступления в школу, а в дошкольном возрасте до начала обучения грамоте.

Правила профилактики дисграфии

Главное условие успешности превентивных занятий – ранее выявление симптоматики нарушения речи. Коррекционная работа организовывается в зависимости от механизма и причин расстройства.

В 3-4 года малыша обязательно проверяют на способность различать фонемы на слух. Если возникают сложности, следует работать над развитием навыков дифференциации звуков. Важно завершить коррекцию до начала обучения письму.

С дошкольниками отрабатывают правильную артикуляцию сложных фонем, предупреждая подмену звуков другими из схожих фонетических групп, формируют образное восприятие чужой речи. Если малыш пропускает слоги или меняет их местами, это свидетельствует о предпосылках развития дислексии и дисграфии в более старшем возрасте.

Логопед в детском саду проводит углубленное исследование свободной речи дошкольников. Коррекционные упражнения направлены на создание четких стереотипов произношения слов. Это помогает малышу овладеть не только устной, но и письменной речью. Воспитатель проводит занятия по развитию способностей пространственного и образного мышления. По окончании коррекционной работы малышей повторно тестируют для определения уровня сформированности речи.

Как и любое нарушение, дисграфию легче предупредить, чем затем скорректировать. Поскольку обычного школьного обучения грамоте недостаточно для устранения расстройства речи. Логопедическая работа направлена на формирование высших психических функций, которые требуются для овладения навыками чтения и письма. Для этого проводят коррекционные занятия, включающие дидактические игры и выполнение специальных упражнений. Направлены логопедические занятия на развитие у дошкольников:

  • понятий о геометрической форме предмета, его цвете и размере;
  • зрительной памяти (для этого ребенка просят назвать, какой предмет пропал или нарисовать увиденную картинку по памяти).

Для развития ориентации в пространстве, а также способностей выразить словами пространственные отношения, малышей учат использовать предлоги, а также понимать их смысловое значение (вверх, вниз, слева, справа, за или перед (чем-то)).

Упражнения для профилактики дисграфии у дошкольников

Все упражнения направлены на достижение конкретной задачи. Для повышения внимательности, умения концентрироваться:

  • просят малыша назвать, что нарисовано на картинке;
  • разделить карточки по группам – «мебель», «домашние животные», «одежда»;
  • найти предмет нужной геометрической формы;
  • выбрать ряды с одинаковыми фигурами;
  • найти одинаковые предметы на черно-белых и цветных изображениях;
  • угадать контур чего изображен на картинке;
  • найти силуэт к каждому изображению;
  • на время отыскать 5, 6 или 10 отличий на картинках;
  • назвать предметы, нарисованные друг на друге;
  • выбрать лишнее изображение в ряду (оно не соответствует остальным по форме, размеру, групповой принадлежности);
  • отыскать одинаковые изображения, расположенные в разных частях картинки;
  • отгадать, что хотели изобразить на незаконченной картинке;
  • найти ошибки на рисунке;
  • отыскать «спрятанные» изображения;
  • сопоставить форму изображения с геометрической фигурой;
  • соединить части одной картинки или фотографии (пазлы, разрезанное изображение);
  • узнать, что нарисовано по деталям;
  • ответить, какая картинка или предмет исчезли;
  • правильно найти выход из лабиринта.

Улучшить зрительное восприятие и запоминание помогают такие упражнения:

  • посмотреть, как расположены игрушки и по памяти выстроить их так же;
  • посмотрев несколько секунд на нарисованные геометрические фигуры, изобразить их, не подглядывая, сохранив порядок и цвет;
  • найти картинке пару;
  • запомнить порядок расположения картинок и повторить его;
  • найти отличия в двух похожих изображениях;
  • запомнить фигуру, сложенную из счетных палочек или спичек и восстановить ее по памяти (на запоминание выделяется 10-15 секунд).

Для развития образного мышления, пространственного восприятия, умения ориентироваться на местности детей просят:

  • показать и правильно назвать верхние части тела человека на картинке, затем свои: вначале ребенок делает это, смотрясь в зеркало, затем без подсказок;
  • показать и назвать, что находится выше (или ниже) указанной вещи;
  • вспомнить, назвать и продемонстрировать, что можно сделать верхними (а затем нижними) частями тела: повороты, наклоны, махи, вращения, приседания, наклоны;
  • указать (сначала на зеркальном отражении или на другом ребенке, затем самостоятельно) и сказать названия частей тела, которые находятся сзади (спереди, слева или справа);
  • выполнять заданные логопедом или воспитателем движения только в одном направлении (вперед, назад, влево, вправо): наклоны головы или туловища, прыжки на одной или двух ногах, ходьба;
  • продемонстрировать и проговорить названия частей тела, расположенных с левой (правой) стороны;
  • дотянуться левой рукой до носка правой ноги, правой рукой до мочки левого уха и т. д.;
  • назвать все предметы, расположенные впереди от того места, где стоит ребенок;
  • не изменяя своего положения, называть, что находится ниже всего (выше всего, дальше или ближе всего);
  • без ошибок выполнять задания на движения: шаг вправо, два шага вперед, три – назад и четыре вправо;
  • нарисовать на бумаге или на доске геометрические фигуры с определенным расположением: в центре ромб, справа от него круг, в правом нижнем углу – квадрат, в левом нижнем – овал, справа от овала – треугольник;
  • карандашом прочертить линию, соединив два рисунка;
  • прописать крючки, овалы, палочки до конца строки, согласно данному образцу.

Также на групповых занятиях отрабатывают навыки употребления пространственных предлогов (за, над, под, перед, около, на, в, из-за) и понимания слов с противоположным значением (антонимов).

Чтобы дети смогли различать буквы, имеющие схожие элементы, зрительное восприятие графических символов должно быть доведено до автоматизма. Для этого малышей учат:

  • распознавать, называть буквы и пары букв;
  • искать и узнавать буквы, написанные с ошибкой;
  • дописывать недостающий элемент и называть получившиеся буквы;
  • искать заданную букву в тексте, вычеркивая ее;
  • находить слоги или слова в печатном тексте;
  • составлять слово из предложенных букв;
  • вставлять в слово пропущенную букву (слог).

Перечисленные упражнения направлены на развитие и закрепление умений распознавать буквы, что предшествует обучению чтению и письму. Логопед старается заинтересовать ребенка, поэтому занятия проводятся в игровой форме, с использованием дидактических картинок. При этом результат достигается незаметно, но полученные навыки закрепляются навсегда.

Технология «синквейн» как средство развития речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 15.09.2016

Статья просмотрена: 2679 раз

Библиографическое описание:

Снеговская, Т. А. Технология «синквейн» как средство развития речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) / Т. А. Снеговская, О. М. Генералова, М. П. Корнеева, О. П. Никитина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11015/ (дата обращения: 07.01.2021).

Проанализировав ситуацию, сложившуюся в настоящее время в системе дошкольного образования, выяснилось, что количество детей с общим недоразвитием речи неуклонно растёт.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в пересказывании текста, разучивании стихов, загадок, составлении рассказов по серии сюжетных картинок, что приводит к возникновению трудностей при обучении письму и чтению в школе. От грамотно поставленной и эмоциоанльно насыщенной речи зависит и социальный статус ребенка на протяжении всей жизни. Именно во время проведенная коррекционная работа приносит положительные результаты.

Учитывая принятый ФГОС ДО, мы выстраиваем коррекционную работу по образовательной деятельности таким образом, чтобы ребёнок являлся творцом, инициатором. Именно дидактическая технология «синквейн» способствует творческому самовыражению, обогащению словарного запаса, является инструментом для синтеза и обобщения информации, замечательной базой для подготовки к пересказу.

«Синквейн» в переводе с французского языка — нерифмованное стихотворение в пять строк. ㅤ

Схема составления «синквейна» следующая:

1 строчка (Кто? Что) — существительное — одно ключевое слово;

2 строчка (Какой? Какая? Какое) — два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) — три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка — предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка — одно слово-обобщение или словосочетание — ассоциация, синоним к предмету.

  1. ㅤЯблоко.
  2. ㅤЗеленое, ㅤсладкое.
  3. ㅤРастет, ㅤспеет, ㅤналивается.
  4. Я ем ㅤяблоко.
  5. ㅤФрукт.

На начальном этапе обучения детей по составлению «синквейна» была проведена следующая работа:

  1. Ознакомление с понятиями «неживой» и «живой предмет», «слова, обозначающие предмет», «слова, обозначающие действие предмета» и «слова, обозначающие признак предмета».
  2. Проводились дидактические игры и упражнения:

— «Какой? Какая? Какое?» (груша какая. желтая, спелая, вкусная, душистая);

— «Кто, что делает?»(лист…летит, кружиться, падает);

— «Угадай предмет по описанию?» (оно круглое, красное, спелое, сладкое…);

— «Назови части целого» (дерево … корни, ствол, ветки, листья);

— «Расположи картинки и составь мини-рассказ»;

— «Загадай загадку» (она фиолетовая, сладкая, висит на дереве, очень полезная…).

После трудоемкой предварительной работы мы предложили детям несколько схем составления «синквейнов»:

  1. Алгоритм «ёлочка»:

Серый прямоугольник — неживой (неодушевленный) предмет,

зелёный прямоугольник — живой (одушевленный) предмет.

Два жёлтых квадрата — прилагательные

Три красных треугольника — глаголы

Грустный и весёлый смайлики — предложение, показывающаее отношение автора к предмету

Знак вопроса — слово-обобщение

Работа по составлению «синквейна» первоначально велась индивидуально, поскольку дети испытывали трудности, а затем по подгруппам. В процессе, когда дети полностью освоили технологию, мы решили детям предложить графически изображать «синквейны», что способствовало проявлению еще большего интереса со стороны детей.

Например, дети рисуют земляничку. Затем перечисляют признаки, отвечая на вопрос «Какая она?» (Красная, сладкая, сочная, вкусная, полезная, съедобная, ароматная, любимая, душистая). Выбираем только два слова.

Затем дети отвечают на вопрос: «Что делает земляничка?» (Растёт, цветёт, прячется, радует, краснеет, пахнет, падает). Выбираем три слова.

— «Что можно сказать о земляничке, составьте предложение (фразу)?»

(«Мама вырастила ягоды», «В земляничке много витаминов»). Выбираем одну фразу.

— «О чём думаете, глядя на рисунок или представляя земляничку — скажите одним словом» (Ягода).

С целью обобщения и закрепления знаний по каждой лексической теме была составлена картотека «синквейнов–загадок»: на карточке с «синквейном» пропущен один из этапов, задача ребенка обобщить уже известные сведения о предмете и восстановить потерянный этап.

Дидактический «синквейн» можно использовать:

‒Для закрепления изученной лексической темы.

‒ 2. Тонкая, кудрявая.

‒ 3. Растет, зеленеет, цветет.

‒ 4. Ягоды рябины любят снегири.

‒Для придумывания рассказа, используя слова из «синквейна».

  1. Белка.
  2. Пушистая, рыжая.
  3. Прыгает, скачет, заготавливает.
  4. Белка живет в дупле.
  5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

‒Для сравнения разных характеристик предмета.

Осень

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья.

Осень

Дождит, шуршит, хмурится.

Люди смотрят в окна.

Осень.

Украшает, провожает, печалит.

Осенью природа ложится спать.

Осень.

Наряжает, изумляет, радует.

Поражает своей дивной красотой.

Осень

Наступает, раскрашивает, грустит.

Мне нравится золотая осень!

В ходе работы по данному направлению мы совместно с детьми придумали «лесенку успеха», поднимаясь по которой каждый ребенок постепенно сможет добиться результата. «Лесенка успеха» как и «синквейн» состоит из пяти ступенек, где перечислены последовательные шаги к достижению цели.

К работе с дидактическим «синквейном» активно подключаются родители. Для них организованы выставки, проведены совместные мероприятия (конкурс «Знайки»; «Вечер поэзии»; викторина «Знаете ли вы сказки?»). Результатом совместной работы с родителями стала «Книга синквейнов» по лексической теме «Осень, осень, в гости просим…»

Все это позволяет добиваться хороших результатов. У детей поддерживается интерес, положительный настрой и желание творить.

Результаты обследования детей показывают, что использование технологии «синквейна» сказалось на результативности речевого развития: словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.

Похожие статьи

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Библиографическое описание: Сорокожердева И. Н. Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи

Развитие речи рассматриваю в непрерывной связи с деятельностью детей. Слово закрепляет каждый действенный навык, усвоенный ребёнком.

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

«При общем недоразвитии речи отмечается позднее её появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и

Ребенку предлагается найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву (например «А»). Ребенок должен двигаться строго по строчке.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего.

Схемы для составления описательных рассказов на темы: «Дикие животные» «Игрушки». На этом этапе метод наглядного моделирования способствует

Основные термины (генерируются автоматически): наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи.

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Обучение составлению описательных рассказов дошкольников.

Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, схема

Технология наглядного моделирования в коррекции общего. наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи.

Формирование словоизменения имён существительных у детей.

Логопед задаёт вопросы о расположении различных предметов (мебели) и просит детей использовать слова справа, слева, спереди, позади.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей.

‒ по сезонам (с примерами). для осениосенняя.

Основные термины (генерируются автоматически): брюки, одежда, платье, ребенок, мама, игра, грамматический строй, родительный падеж, общее недоразвитие речи, целостное восприятие предмета.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале.

Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к

Связь слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи.

Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного.

Ключевые слова: глагольный словарь, общее недоразвитие речи, методика обследования, технология, программа.

Придумай к словуслово-действие, «Что делает предмет

Шерстова, О. Б. Формирование глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи.

Читайте также:  Роль игры в формировании у дошкольников психологической базы речи
Ссылка на основную публикацию