Перспективный план работы по профилактике дисграфии и дислексии

Планирование работы по профилактике дисграфии и дислексии.
консультация по логопедии

При планировании работы по профилактике дисграфии и дислексии помимо патогенетического принципа опираемся на принцип учёта «зоны ближайшего развития ребёнка», по концепции психолога Льва Семёновича Выготского.

Скачать:

ВложениеРазмер
planirovanie_raboty_po_profilaktike_disgrafii_i_disleksii.docx14.68 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы по профилактике дисграфии и дислексии.

При планировании работы по профилактике дисграфии и дислексии помимо патогенетического принципа опираемся на принцип учёта «зоны ближайшего развития ребёнка», по концепции психолога Льва Семёновича Выготского. В зону ближайшего развития входят те психические свойства, которые ещё только могут быть реализованы ребёнком под руководством взрослого, в сотрудничестве с педагогом. Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы, принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции. Также мы учитываем принцип системности, онтогенетический принцип, принцип поэтапного формирования психических функций, принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушения чтения и письма, принцип учёта психологической структуры процесса чтения и письма. Расскажем, как мы представляем работу по предупреждению дисграфических и дислексических ошибок. Профилактику обеспечивает пропедевтическая работа в системе от чётких артикуляционных кинестезий в сочетании с пальцевыми, от слуховых и зрительных ощущений к правильному восприятию: звук — буква — слог — слово — предложение. Надо создать условия, чтобы ребёнок мог услышать, подметить усвоить, истинное звучание звука и выделение его в слове. Необходимое условие профилактики дисграфии — правильность и четкость артикулем. С первых занятий привлекаем внимание детей к работе речевого аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучаем оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков. При отработке гласных звуков особое внимание уделяем сравнению артикуляции а-о, о-у, ы-и, так как многие ошибки письменной речи связаны с нарушением артикуляции этих звуков. Например, а-о, если верхняя губа «не держится», звук получается смазанный между а–о. Такой ребёнок будет писать ударный звук неверно. Важно, чтобы ребёнок при становлении речи и обучении грамоте осознавал кинестезии, то есть натяжение или расслабление мышц речевого аппарата. Правильности и четкости артикулем способствует артикуляционная гимнастика для детей. Если движения сочетать с упражнениями для развития мелкой моторики, можно одновременно помогать становлению речедвигательных и рукодвигательных кинестезий. В структуру занятия мы включаем упражнения для одновременного развития мелкой моторики и движения языка. Например, имитация ходьбы пальчиков — указательного и среднего — сопровождается движениями языка: вверх-вниз. Для детей это трудно. Из 12 человек лишь 2-3 могут после нескольких занятий воспроизвести точно эти движения. Детям трудно одновременно контролировать движения пальцев рук и языка. Упражнения проводим в определенной последовательности: сначала по словесной инструкции с показом, потом только по словесной инструкции. Для развития кинестетических ощущений детям предлагаем выполнить эти упражнения с закрытыми глазами. Развитие ручной моторики у дошкольников имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению письмом. Для развития пальцевой моторики используем: альбомы для раскрашивания, для снятия напряжения пальцев, во время печатания, проводим пальчиковую разминку, применяем опыт тамбовского логопеда Коробовой Н.Ф. Это самомассаж с ручкой, когда ручку катают между ладонями и пальчиковые упражнения с ручкой. Вот одно из них: ручка просунута под указательным пальцем и мизинцем, безымянный и средний ходят по столу. При обучении грамоте используем игровой прием «Пальчики в гостях у букв». Сначала дети чертят схему слова разноцветными карандашами. Проговаривая вслух каждый звук, касаются поочередно каждым пальцем соответствующего окошка схемы. Пальцы двигаются, как по клавишам пианино, по схеме. Движения пальцев начинаются с левого мизинца. Это сопряженная гимнастика языка и рук, когда пальцы и рот стимулируют друг друга. Все перечисленные упражнения не только способствуют совершенствованию статической и динамической координации движения кисти и пальцев рук, но и активизируют речевую моторику, подготавливают детей к овладению грамотой и помогают в предупреждении специфических нарушений письма и чтения. Для профилактики дисграфии необходима более углубленная работа в детском саду по анализу речевого потока. Обучение грамоте осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу, предложенному в 1847 году как способ Бёме. Поэтому овладевающий грамотой ребёнок ещё до начала записи предложения должен уметь выделить в нём отдельные слова, уловив границы между ними, и определив звуко-слоговой состав каждого слова. Работу, подготавливающую ребенка к звуковому анализу слова, начинаем в раннем дошкольном возрасте. Интерес к отдельным звукам появляется у детей в период от 3-4 лет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно.

Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корн.

Методическая разработка по профилактике дисграфий и дислексий у детей с ТНР с использованием сохранных анализаторов..В работе представлены некоторые виды заданий и дидактических пособий для профилакти.

Система работы по профилактике дисграфии и дислексии.

1. Проблема. В последнее время учителя начальных классов отмечают значительный рост детей со стойкими нарушениями чтения и письма. В основе дисграфии и дислексии лежит повреждение речевых механизмов. .

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.Одним из основных этапов формирования грамматически правильной ус.

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист.

План работы, по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза (60 часов)
календарно-тематическое планирование на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
disgrafiya_yazykovoy_analiz_i_sintez_na_60_chasov.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза

В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Поэтому основными задачами обучения являются:

1. Развитие фонематического анализа и синтеза;

2. Развитие слогового анализа и синтеза;

3. Развитие языкового анализа и синтеза.

Программа рассчитана на 60 часов. Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные 1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-синтетический метод.

Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР.

План работы, по преодолению дисграфии,

обусловленной нарушением языкового анализа

1. Звук. Гласные-согласные звуки

Знакомство с речевыми звуками. Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах

2. Гласные I ряда

Знакомство с гласными (ряда. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Образование гласных 1 ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков с буквами. Знакомство со схемой. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места гласных 1 ряда во всех позициях в слове. Развитие звукового анализа и синтеза

3. Гласные II ряда

Знакомство с гласными II ряда. Развитие фонематического восприятия, слуха. Соотношение со схемой и символом. Знакомство со звуковой схемой слова. Работа по звуковому анализу и синтезу. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Развитие неречевых процессов

Роль мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение слов со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического

мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному анализу

5. Согласные звуки

Знакомство с согласными звуками. Развитие фонематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов

Знакомство со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Определение положения определенного слога. Знакомство с одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со слоговой схемой

7. Ударение. Ударная гласная

Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. .Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам

8. Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я)

Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов

9. Родственные слова. Корень слова

Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень,

близость значения. Закрепление знаний о безударных гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по словообразованию. Выделение корня в словах

10. Образование слов при помощи суффиксов

Знакомство с суффиксами. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффиксов в словах. Соотнесение со схемой. Работа на морфологическом уровне. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением)

11. Словообразование слов при помощи приставок

Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании ( в — из, под — над, из — под, с — со, на — над . ). Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов

12. Приставки и предлоги

Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов

13. Морфологический состав слова

Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами слов. Развитие неречевых процессов

IV. Словосочетание и предложение

14. Состав предложения

Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Работа

Планирование работы по предупреждению дисграфии в период обучения грамоте

Планирование работы по предупреждению дисграфии

в период обучения грамоте

Дисграфия– частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

К специфическим ошибкам письма относятся ошибки, не связанные с применением орфографических правил.

Виды специфических ошибок.

Нарушение структуры предложения:

-отсутствие границ предложения;

-слитное написание нескольких слов в предложении, особенно предлогов;

-раздельное написание слова, особенно приставок и корня.

Искажение звуко -буквенной структуры слова:

-пропуски согласных и гласных(особенно в стечениях согласных);

-перестановка букв, лишние буквы;

-перестановка слогов, лишние слоги;

Замена букв, обозначающих фонетически близкие звуки:

-по звонкости –глухости (т -д, б -п);

-аффрикаты и их составляющие(ч-т, ц -с);

-сонорные (р -л, м -н);

-гласные 1-го и 2-го ряда(а- я, о -ё);

-йотированные гласные (ё- ю, ё -я).

Замена графически и оптически сходных букв:

-замена букв, имеющих сходный первый элемент и отличающихся следующим элементом (л -м, п -т);

-замена букв, включающих одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами(и -ц);

-зеркальное написание (э -с, З-Е);

-замена букв ,состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (б -д, д -в).

Учителю необходимо вовремя обратить внимание на учеников, имеющих трудности в овладении письмом и направить на консультацию к логопеду. Но известно, что легче предупредить ошибки ,чем впоследствии их устранять. В предупреждении специфических ошибок играет роль работа учителя в период обучения грамоте. Чтобы правильно писать, ребёнок должен полностью овладеть навыками звуко -буквенного анализа, отчётливо представлять звукослоговую структуру слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различные признаки букв. Систематическая работа учителя в период обучения грамоте способствует предупреждению дисграфии.

Тема профилактической работы

Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.

Понятие о звуке и букве.

Понятие о предложении. Анализ состава двусловных предложений.

Предмет и слово.

Анализ предложений из трёх, четырёх слов.

Письменная речь. Слог, ударение. Деление слов на слоги.

Слоговой и фонематический анализ.

Гласные и согласные звуки

Дифференциация гласных и согласных.

Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков буквами.

Дифференциация понятий «звук»и «буква».

Гласный звук[ а]. Буквы А, а.

Дифференциация о -а, а -д.

Гласный звук [о]. Буквы О, о.

Дифференциация о -а, о -с. (графическое сходство)

Дифференциация о -у, о -ё. (по произношению).

Гласный звук [и]. Буквы И, и.

Дифференциация и -ш, И -Ш, и-у.(графическое и оптическое сходство).

Гласный звук [ы]. Буква ы.

Дифференциация [и -ы ]по произношению.

Гласный звук [у]. Буквы У, у.

Дифференциация у -ю (графическое сходство).

Согласные буквы Н, н, обозначающие звуки [н], [н]

Дифференциация Н -Ю, н- ю, Н-К, н -к.

Согласные буквы С, с.

Дифференциация [с -з],[с -ц],[с -ш].

Дифференциация с –о ,с- э, С-Э

Согласные буквы К, к.

Дифференциация [к -г],[к -х].

Согласные буквы Т, т.

Дифференциация [т -д],[т-ч].

Согласные буквы Л, л.

Дифференциация л -м, Л -М, л -я.

Дифференциация [л -р].

Согласные буквы Р ,р.

Согласные буквы В, в.

Гласные буквы Е, е.

Буква е -показатель мягкости.

Дифференциация согласных по твёрдости-мягкости.

Согласные буквы П, п.

Согласные буквы М, м.

Согласные буквы З, з.

Дифференциация[ з-с], [ з-ж].

Согласные буквы Б, б.

Согласные буквы Д, д.

Гласные буквы Я, я.

Буква я -показатель мягкости

Дифференциация согласных по твёрдости-мягкости.

Разделительный мягкий знак

Дифференциация слов с разделительным мягким знаком и слов без него

Согласные буквы Ш, ш.

Дифференциация[ ш -ж], [ з -ж],[ ш -щ].

Дифференциация ш -т, ш -и, ш -щ..

Согласные буквы Ж, ж.

Дифференциация[ ж -ш], [ ж-з].

Дифференциация ж –х.

Гласные буквы Ё, ё.

Дифференциация [ ё -о], [ ё -ю].

Дифференциация Ё –З.

Буква ё -показатель мягкости

Дифференциация[ ё -о].

Дифференциация согласных по твёрдости-мягкости.

Согласные буквы Й, й.

Дифференциация [ й -е].

Согласные буквы Х, х.

Дифференциация [ х -г], [ х -к].

Дифференциация х –ж.

Гласные буквы Ю, ю.

Дифференциация [ ю -у], [ ю -ё].

Буква я -показатель мягкости

Дифференциация [ ю -у].

Согласные буквы Ц, ц.

Дифференциация [ ц -с], [ ц -ч].

Дифференциация ц –и, ц-щ.

Гласные буквы Э, э.

Дифференциация Э–С, э -с.

Согласные буквы Щ, щ.

Дифференциация [ щ-ш], [ щ -ч].

Согласные буквы Ф, ф.

Буква ъ. Твёрдый и мягкий разделительные знаки.

Дифференциация слов с разделительным твёрдым знаком и разделительным мягким знаком

Просмотр содержимого документа
«Планирование работы по предупреждению дисграфии в период обучения грамоте »

Планирование работы по предупреждению дисграфии

в период обучения грамоте

Дисграфия– частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

К специфическим ошибкам письма относятся ошибки, не связанные с применением орфографических правил.

Виды специфических ошибок.

Нарушение структуры предложения:

-отсутствие границ предложения;

-слитное написание нескольких слов в предложении, особенно предлогов;

-раздельное написание слова, особенно приставок и корня.

Искажение звуко -буквенной структуры слова:

-пропуски согласных и гласных(особенно в стечениях согласных);

-перестановка букв, лишние буквы;

-перестановка слогов, лишние слоги;

Замена букв, обозначающих фонетически близкие звуки:

-по звонкости –глухости (т -д, б -п);

-аффрикаты и их составляющие(ч-т, ц -с);

-сонорные (р -л, м -н);

-гласные 1-го и 2-го ряда(а- я, о -ё);

-йотированные гласные (ё- ю, ё -я).

Замена графически и оптически сходных букв:

-замена букв, имеющих сходный первый элемент и отличающихся следующим элементом (л -м, п -т);

-замена букв, включающих одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами(и -ц);

-зеркальное написание (э -с, З-Е);

-замена букв ,состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (б -д, д -в).

Учителю необходимо вовремя обратить внимание на учеников, имеющих трудности в овладении письмом и направить на консультацию к логопеду. Но известно, что легче предупредить ошибки ,чем впоследствии их устранять. В предупреждении специфических ошибок играет роль работа учителя в период обучения грамоте. Чтобы правильно писать, ребёнок должен полностью овладеть навыками звуко -буквенного анализа, отчётливо представлять звукослоговую структуру слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различные признаки букв. Систематическая работа учителя в период обучения грамоте способствует предупреждению дисграфии.

Тема профилактической работы

Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.

Понятие о звуке и букве.

Понятие о предложении. Анализ состава двусловных предложений.

Предмет и слово.

Анализ предложений из трёх, четырёх слов.

Письменная речь. Слог, ударение. Деление слов на слоги.

Слоговой и фонематический анализ.

Гласные и согласные звуки

Дифференциация гласных и согласных.

Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков буквами.

Дифференциация понятий «звук»и «буква».

Гласный звук[ а]. Буквы А, а.

Дифференциация о -а, а -д.

Гласный звук [о]. Буквы О, о.

Дифференциация о -а, о -с. (графическое сходство)

Дифференциация о -у, о -ё. (по произношению).

Гласный звук [и]. Буквы И, и.

Дифференциация и -ш, И -Ш, и-у.(графическое и оптическое сходство).

Гласный звук [ы]. Буква ы.

Дифференциация [и -ы ]по произношению.

Гласный звук [у]. Буквы У, у.

Дифференциация у -ю (графическое сходство).

Согласные буквы Н, н, обозначающие звуки [н], [н]

Дифференциация Н -Ю, н- ю, Н-К, н -к.

Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция

Материалы, собранные в этом разделе, будут полезными для работы с детьми, имеющими частичные нарушения в навыках чтения и письма. Здесь приведены конспекты занятий и НОД, полезные советы по профилактике дисграфии и дислексии.

Педагоги анализируют причины возникновения данных нарушений, приводят конкретные планы и программы вывода ребёнка из затруднительного положения, связанного с освоением чтения и письма. Приводится большое количество специальных дидактических игр, пособий, упражнений, помогающих в решении данных проблем.

Конкретные пути улучшения навыков чтения и письма.

Показаны публикации 1-10 из 204 .
Все разделы | Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция

Консультация для родителей «Семь вопросов и ответов о дисграфии» Консультация по предмету «Абвгдейка» «Семь вопросов и ответов о дисграфии» Задачи: • познакомить родителей с понятием, механизмом дисграфии, а также видами дисграфических ошибок; • познакомить родителей с игровыми упражнениями, способствующими устранению дисграфических ошибок на.

Дисграфия у младших школьников Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма. Признаки: 1 .В.

Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция – Мастер-класс для педагогов «Знакомство старших дошкольников с образом буквы для профилактики оптической дисграфии»

Публикация «Мастер-класс для педагогов «Знакомство старших дошкольников с образом. » Мастер – класс для педагогов «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии» Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с практическими приемами работы с детьми при обучении грамоте (знакомстве с графическим образом буквы.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Кинезиология как способ решения трудностей нарушения памяти дисграфии, дисорфографии у воспитанников с девиантным поведением В государственном специальном учебно-воспитательного учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Кемеровской специальной общеобразовательной школы» имени народного учителя СССР Э.Г. Фельде проводится комплексная коррекционно-развивающая работа по развитию памяти.

Формирование фонематического восприятия как метод профилактики акустической дисграфии Формирование фонематического восприятия как метод профилактики акустической дисграфии. Акустическая дисграфия – нарушение письма, обусловленное несформированностью слуховой дифференциации звуков речи. Проявляющаяся в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При.

Дисграфия. Коррекционная работа в дошкольном возрасте Еще в 1997 году Р.И. Лалаева дала следующее определение дисграфии – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, проявляющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Несформированность процессов.

Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция – Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии

Статья «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для. » «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии» Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с практическими приемами работы с детьми при обучении грамоте (знакомстве с графическим образом буквы. Методы: беседы, практическая.

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: учитель – логопед Райвич Людмила Евгеньевна Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Г.А. Каше;.

Методические рекомендации по использованию коррекционных игровых ситуаций на шахматной доске для профилактики дисграфии Актуальность На сегодняшний день дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у обучающихся массовых школ. По данным Л.Г.Парамоновой, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30%. Она является серьёзным.

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Нарушение письма является весьма распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста. Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации, отклонений в поведении учащихся. Проблеме.

Программа логопедических занятий по коррекции дисграфии в младших классах специальной (коррекционной) школы. Тематическое планирование

Программа логопедических занятий по коррекции дисграфии в младших классах специальной (коррекционной) школы.

Автор: учитель-логопед высшей

квалификационной категории Зимаева М.В.

Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ.

Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи.

В процессе письма фонема соотносится с определенным зрительным образом буквы. Для правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация звуков, чем для устной речи. Небольшая недостаточность слуховой дифференциации в устной речи может восполняться за счет закрепленных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов. В процессе же письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, являющихся смысло-различительными.

Для правильного письма необходим достаточный уровень функционирования всех операций процесса различения и выбора фонем. При нарушении какого-либо звена (слухового, кинестетического анализа, операции выбора фонемы, слухового и кинестетического контроля) затрудняется в целом весь процесс фонемного распознавания, что проявляется в заменах букв на письме. Поэтому с учетом нарушенных операций фонемного распознавания можно выделить следующие подвиды этой формы дисграфии: акустическую, кинестетическую, фонематическую.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Проявление на письме: искажение структуры слова и предложения. Особенно распространены при этом виде дисграфии искажения звукобуквенной структуры слова.

Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, перестановки букв, пропуски, добавления, перестановки слогов.

Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами; раздельное написание слова; раздельное написание приставки и корня слова.

Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи. Этот вид может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний; нарушении предложных конструкций; изменении падежа местоимений; числа существительных; нарушении согласования; отмечается нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще, заменяются графически сходные рукописные буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве, включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами, зеркальное написание букв, пропуски элементов особенно при соединении букв включающих одинаковый элемент, лишние и неправильно расположенные элементы.

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.

Читайте также:  Структура открытого логопедического занятия
Ссылка на основную публикацию