Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с нарушениями речи (cтаршая группа)

Перспективный план работы по развитию пространственной ориентировки в старшей группе для детей с нарушением зрения

Анна Чильдинова
Перспективный план работы по развитию пространственной ориентировки в старшей группе для детей с нарушением зрения

Формирование представлений о собственном теле, ориентировка на собственном теле.

Учить детей обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела, активно использовать в речи пространственные термины.

Совершенствовать представление детей о схематичном, условном изображении предметов, соотношение игрушки и натуральных предметов с их условными изображениями.

Учить словесно обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя.

Учить находить и располагать игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства. Ориентировка на цветовые и звуковые ориентиры.

Микроориентировка на поверхности листа бумаги «от себя». Использование тактильных ощущений.

Учить определять стороны предметов, наполняющих пространство (Шкаф.).

Продолжать учить передвигаться в заданном направлении.

Обозначать направления движения соответствующими терминами.

Учить ориентироваться в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры.

Передвижение в названном направлении. Зрительные, тактильные ориентиры.

Учить находить дорогу к другим группам и кабинетам детского сада, к выходу на участок.

Учить рассказывать, как пройти в то или иное помещение детского сада.

Учить определять помещения по характерным запахам и звукам, покрытию пола.

Закрепить и уточнить знание детьми значения слов (далеко, близко, дальше, ближе).

Продолжать знакомить с формой окружающих предметов (тарелка круглая, зеркало овальное).

Развивать умение

зрение и осязание.

Расширять представления детей о величине предметов (большой-маленький, больше-меньше,длиннее-короче).

Учить сравнивать с помощью зрения и осязания игрушки по величине; находить предметы названной величины; словесно обозначать величину предметов.

Ориентироваться на участке; определять и словесно обозначать пространственное расположение оборудования (веранда справа от меня, качели впереди, горка слева от меня… и т. д.)

Ориентироваться с помощью слуха, осязания, обоняния, температурной чувствительности (различать шум листвы, дождя, ветра, крик птиц)

Учить узнавать на ощупь игрушки, окружающие предметы, оборудование участка.

Учить располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола слева направо в названных направлениях (слева, справа, вверху, внизу, посредине).

Определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов и игрушек в микропространстве.

Развивать умение соотносить реальные предметы с их условными обозначениями. Познакомить с простейшей схемой пространства (кукольная комната).

Учить соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.

Учить располагать предметы в реальном пространстве по схеме; словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами: слева, справа, впереди, посредине, сзади, вверху, внизу).

Моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала.

Моделирование простейших пространственных отношений с помощью предметов- заместителей.

Развитие пространственных представлений при почтении плана помещений (группы, спальни, муз. зала).

Развитие пространственных представлений при прочтении плана открытого пространства.

Развитие пространственных представлений в открытом пространстве. Р

азвитие пространственных представлений при изображении направления движения на готовом схеме.

Закрепить умения детей ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.

Закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве, словесно обозначать их соответствующими терминами (справа -направо; слева –налево….).

Календарно-тематическое планирование в группе раннего возраста Сентябрь 1 неделя: “Здравствуй, детский сад!” 2 неделя: “Здравствуй, детский сад!” 3 неделя: “Семья”. 4 неделя: “Части тела”. Октябрь 1.

Тематическое планирование образовательного процесса по программе «Детство» в средней группе Тематическое планирование образовательного процесса по программе «Детство» для детей средней группы Сентябрь 1 неделя. Диагностическое.

Перспективный план работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения (старшая группа).

Анна Чильдинова
Перспективный план работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения (старшая группа).

Учить узнавать знакомые здания на реальных изображениях.

Закреплять умение размещать дома на фланелеграфе.

Тема: «Мы по улице идем».

Продолжать учить различать с помощью зрения группы предметов, расположенные в пространстве.

Развивать зрительное внимание, память.

Учить находить овощи заданного цвета (оттенка) в окружающего мире.

Развивать моторные навыки в использовании трафаретов для изображения фруктов, различных по форме и пространственному положению.

Тема: «Замечательные фрукты».

Продолжать зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками.

Учить целенаправленному, осмысленному зрительному наблюдению за деревьями на участке.

Тема: «Люблю березку русскую».

Формировать пространственные представления и практическую ориентировку на микроплоскости.

Закреплять умение зрительно обследовать и различать диких животных по их основным признакам.

Тема: «Как Умка нашел себе друга».

Закреплять умение классифицировать и словесно обозначать величину, устанавливая взаимосвязь между ними.

Тема: «Кто к кормушке прилетел?».

Закреплять умения различать и называть формы геометрических фигу, расположенных в разных пространственных положениях.

Тема: «Вся семья вместе- и душа на месте».

Учить целенаправленно, осмысленно рассматривать книги.

Тема: «Книжки в подарок малышам».

Закреплять умение зрительного обследования и умение анализировать предметы и материалы, их разнообразные свойства и качества.

Тема: «Замечательные игрушки».

Учить выделять и словесно обозначать расположение предметов и объектов на картине о зиме.

Упражнять в составлении цветных картинок по образцу.

Развивать зрительное внимание при рассматривании картины, выкладывании фрагментов картины.

Учить словесно обозначать признаки предметов, изображенных на картине.

Тема: «Новогодний праздник».

Упражнять в составлении цветных картинок по образцу.

находить животных по

зрительно

воспринимаемыми,но

и воспринимаемыми

на слух признаками.

Учить зрительному анализу величины зимующих птиц, упражнять в ранжировании и соотненсении предметов по величине.

Тема: «Поможем птицам зимовать».

Учить различат, называть предметы, соотносить с изображением на картине, силуэтным изображением.

Закреплять умение зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками (цвет, форма, величина и пространственное расположение).

Тема: «Как Карандаш и Самоделкин мебель делали».

Закреплять умение зрительно различать и называть

группы предметов посуды с однородными признаками (цвет, форма, величина, пространственное положение).

Тема: «Такая разная посуда».

Закреплять умение зрительно обследовать и анализировать предметы

По их основным признакам (цвет, форма, величина).

Формировать пространственные представления и умение ориентироваться на микроплоскости.

Закреплять умение зрительно обследовать предметы.

Учить классифицировать предметы по их основным признакам.

Тема: «Путешествие во времени».

Учить анализировать расположение предметов на картине, называть предметы, расположеные ближе, дальше.

Учить целенаправленному осмысленному зрительному наблюдению предметов и явлений окружающей действительности.

Тема: «К нам весна шагает».

Формировать представление о цвете как о постоянном признаке некоторых предметов.

Тема: «Как машины людям помогают».

Продолжать учить классифицировать предметы по их основным признакам.

Продолжать учить находить животных по описанию, уметь оперировать не только зрительно воспринимаемыми на слух признаками.

Тема: «В гости в Африку».

Развиивать зрительное внимание при рассматривании картины, выкладывании фрагментов картины.

Тема: «Космическое путешествие».

Учить зрительному анализу величины домашних животных, упражнять в ранжировании и соотненсении предметов по величине.

Тема: «Помоги пастушку собрать стадо».

Учить зрительному анализу величины домашних птиц, упражнять в ранжировании и соотненсении предметов по величине.

Упражнять в нахождении предметов заданного цвета и оттенка в окружающем мире.

Тема: «Разноцветный магазин».

Упражнять, активизировать зрительные функции при узнавании объектов в контурных, силуэтных изображениях, узнавать целый цветок и его части.

Тема: «Соберем цветы для букетов».

Учить целенаправленному, осмысленному наблюдению за насекомыми.

Формировать заинтересованность и положительное отношение к поиску, анализу.

Тема: «Как муравьишка искал себе друзей».

Учить анализировать расположение предметов на картине, называть предметы,

расположеные ближе, дальше.

Календарно-тематическое планирование в группе раннего возраста Сентябрь 1 неделя: “Здравствуй, детский сад!” 2 неделя: “Здравствуй, детский сад!” 3 неделя: “Семья”. 4 неделя: “Части тела”. Октябрь 1.

Перспективный план работы по развитию пространственной ориентировки в старшей группе для детей с нарушением зрения Сентябрь 1-я неделя 2-неделя Обследование Обследование 3-я неделя Формирование представлений о собственном теле, ориентировка на.

Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 03.05.2015 2015-05-03

Статья просмотрена: 5322 раза

Библиографическое описание:

Бурачевская О. В. Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1235-1238. — URL https://moluch.ru/archive/89/18277/ (дата обращения: 28.02.2020).

В статье представлен обзор приемов и методов психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Рассматриваются причины необходимости психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР. Описываются промежуточные результаты исследования. Приводятся примеры использования арт-технологий, интерактивных и компьютерных средств обучения в коррекционной работе по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений.

Ключевые слова: зрительно-пространственный гнозис, ориентация в пространстве, ощущения, восприятие, представления, общее недоразвитие речи (ОНР).

Исключительную значимость для развития ребенка представляет своевременное формирование пространственных функций. Пространственное восприятие и пространственные представления тесно взаимосвязаны как со становлением познавательной деятельности в целом, так и с развитием специфических школьных умений и навыков. Установлено, что в развитии пространственного восприятия и пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) имеется ряд особенностей [1]. Данный процесс у детей старшего дошкольного возраста с ОНР осуществляется медленнее и в более поздние сроки, чем у сверстников с нормальным речевым развитием [6].

Недостаточность пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела — формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия дети осваивают только в ходе специального обучения. Дошкольники данной категории затрудняются в понимании предлогов, наречий и предложно-падежных конструкций, отражающих пространственные отношения [1]. У большинства дошкольников с ОНР страдает восприятие целостного образа предмета: дети затрудняются сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала. Дошкольники с ОНР испытывают трудности при использовании прилагательных и наречий с противоположным значением («длинный — короткий», «высокий — низкий», «широко — узко»), заменяя их обозначениями «большой» или «маленький» (широкая река — большая река, длинный коридор, узкий коридор — маленький коридор). Часто у них наблюдается запоздалое формирование схемы тела [8].

Читайте также:  Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОВЗ

Трудности понимания предлогов и предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения отмечаются у 90 % старших дошкольников с ОНР. У 95 % детей с ОНР отмечаются ошибки в употреблении предлогов и предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения. Для 40 % старших дошкольников с ОНР характерны трудности в ориентировке в «схеме собственного тела»; а 95 % детей затрудняются ориентироваться в «схеме тела» человека, стоящего напротив. Ошибки ориентировки в окружающем пространстве отмечаются у 85 % детей с ОНР. 95 % старших дошкольников с ОНР испытывают трудности в ориентировке на плоскости (листе бумаги) [1].

Имеющиеся недостатки восприятия пространства и пространственных представлений можно исправить методами психолого-педагогической коррекции. Выявление данных нарушений в дошкольном возрасте поможет корректировать особенности пространственного восприятия и пространственных представлений, а также не допустить развитие выраженных и стойких расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии), нарушений счета, которые могут наблюдаться при речевых расстройствах. Выявленные в раннем возрасте пространственные нарушения у детей с нарушениями речи лучше поддаются коррекции [7], а в результате реализации коррекционно-развивающей программы в сензитивный, для развития пространственного восприятия и пространственных представлений период, характеризуются определенной динамичностью и тенденцией к компенсации [12, c.64–89].

Все это свидетельствует о необходимости своевременной и тщательной психолого-педагогической работы по развитию у дошкольников с ОНР пространственного восприятия и пространственных представлений. На поисково-практическом этапе исследования изучены приемы и методы психолого-педагогической коррекции пространственного восприятия и пространственных представлений, оценена их эффективность и разработана психокоррекционная программа по развитию восприятия пространства и формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [1].

Исходя из результатов экспериментального исследования, в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо решать коррекционные задачи, направленные на развитие восприятия пространства и формирование пространственных представлений, которые включают такие направления, как: развитие зрительного и осязательного восприятия форм (различение, называние, классификация, трансформация форм); развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений (понимание, называние, ориентирование, трансформация); развитие зрительного и осязательного восприятия величин (различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине); развитие зрительного восприятия цветов (различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета) [1; 6; 8].

В основу психолого-педагогических исследований таких авторов как А. П. Воронова, Г. Н. Градова, О. Б. Иншакова, В. А. Калягин, Е. М. Мастюкова, И. Н. Моргачева, Г. А. Пичугина, Ю. А. Харебашвили, Н. В. Пятибратова, Н. П. Рудакова, Н. Я. Семаго, Т. А. Шорыгина и др. легли проблемы изучения особенностей и разработки методов и приемов коррекционной работы по развитию различных познавательных процессов дошкольников с ОНР.

Проанализировав данные исследований различных психических функций у детей с ОНР, Т. Н. Волковская и Г. Х. Юсупова [3] отмечают недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного и пространственного у лиц данной категории. С целью коррекции данных нарушений авторы предлагают использовать психокоррекционные занятия. И. Н. Моргачева [8] считает, что в конспект коррекционного занятия необходимо включать комплекс заданий, направленных на развитие всех когнитивных процессов, а также на снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивных проявлений и развитие психических процессов.

Потребность в повышении эффективности коррекционно-образовательного процесса натолкнула на поиск и разработку новых технологических приемов Г. Н. Градову и Ю. Г. Воронину [4]. В практике работы по формированию пространственных представлений у дошкольников авторы используют ряд арт-технологий, которые синтезируют визуальные, звуковые, световые, речевые и художественные знаки, создавая художественный образ действительности. Использование некоторых арт-технологий обуславливает более успешное формирование восприятия пространства. Это объясняется тем, что само восприятие произведений искусства связано с развитием пространственного гнозиса [5].

Внедрение в практику разнообразных видов арт-технологий (изо-технологии, сказочная арт-технология, музыкальная арт-технология, песочная арт-технология, драма-технологии и др.) предполагает развитие всех основных каналов приема информации: аудиального, визуального, кинестетического восприятия. А это в свою очередь оказывает положительное воздействие на состояние других психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.). Так, изо-технологии способствуют развитию зрительно-пространственного восприятия, зрительно-двигательной координации, тонкой моторики, музыкотерапия — развитию фонематического слуха и так далее. В этом Г. Н. Градова и Ю. Г. Воронина [4] видят потенциальные возможности использования арт-технологий, как средства формирования представлении о пространстве.

Кроме того, коммуникативно-рефлексивная функция арт-технологий обеспечивает коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы, которые зачастую выступают препятствием для развития познавательных процессов в целом, и пространственного восприятия и пространственных представлений в частности. Нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, снижение мотивации к деятельности — эти отклонения, присущие детям с ОНР, обуславливают необходимость использования в работе по оптимизации познавательных процессов, в том числе формирования восприятия пространства, инновационных методов.

Т. Б. Мазепина разработала ряд игр и тренингов, направленных на развитие пространственно-временных ориентиров ребенка [7]. Данные игры и упражнения можно включать в занятия психолога, логопеда и воспитателя детей старшего дошкольного возраста с ОНР с целью коррекционного воздействия. В рамках экспериментального обучения Г. Н. Градова [4] разработала методический комплекс по освоению ребёнком ориентировки в пространстве, основанный на приемах арт-технологий. Он включает в себя серию игровых упражнений, которые, не зависимо от содержания, имеют сенсорную и речевую основу.

Также с целью оптимизации процесса усвоения дошкольниками с ОНР предлогов и речевых конструкций с пространственным значением, в практике рекомендуется активно использовать короткие стишки — «рифмовочки», помогающие ребёнку запомнить предлог в его лексическом и грамматическом значении. В разработке таких стихотворений Н. П. Рудакова [11] рекомендует руководствоваться требованиями, предъявляемыми к стихам в работе с дошкольниками с ОНР, в которых указывается на краткость стиха, простоту и чёткость ритма, доступность передаваемого образа. Углублённо работая в этом направлении, Н. П. Рудакова, О. П. Панина сделали ряд выводов о значении стихотворных текстов для психологической и логопедической практики по коррекции нарушений употребления предлогов [9; 11].

Еще одним способом коррекции нарушений восприятия пространственных отношений и их вербализации является коррекционный блок «Нарисуй предлог», предложенный И. П. Рудаковой [11]. Ребенку старшего дошкольного возраста предлагается схематически изобразить (либо выбрать из предложенных вариантов) отношения 2-х предметов. При этом предметы обозначаются геометрическими фигурами. Предмет, месторасположения которого описывается, изображается красным кругом, а предмет, относительно которого описывают положения другого предмета — синим квадратом.

Для того чтобы работа по развитию зрительно-пространственного восприятия носила систематический характер, на коррекционных занятиях в старшей и подготовительной группах Г. А. Пичугина и Ю. А. Харебашвили [10] предлагают использовать специальные демонстрационные таблицы (каждая из них представляет собой определенное упражнение). В клетках могут быть изображены предметы, группы предметов, геометрические фигуры, буквы, слоги, цифры, которые ребенок должен назвать по словесной инструкции (например: «Что находиться справа от мяча?»). Такая таблица может использоваться в процессе других коррекционных занятий.

Также с целью коррекции восприятия пространства и пространственных представлений как психологом, так и другими специалистами могут быть использованы интерактивные и компьютерные средства обучения. Использование компьютера в психолого-педагогической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, установлению контакта с современным ребенком, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач на занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу психолога, учителя-логопеда и воспитателя [2]. Во время коррекционных занятий можно использовать готовые компьютерные программы, которые специально разработаны для дошкольников. М. Г. Власова специально для детей дошкольного возраста (4–6 лет) разработала мультимедийную игру «Веселые котята». Данная игра позволяет решать следующие психокоррекционные задачи: формировать правильное употребление предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР; уточнять и развивать пространственные представления, выражаемые в речи посредством предлогов; учить дифференцировать предлоги между собой; запоминать схематическое изображение предлогов; развивать зрительное внимание и память; исправлять нарушения грамматического оформления высказывания и способствовать развитию связной речи; формировать положительное отношение к занятиям. Мультимедийные игры-занятия направлены на знакомство с 15 предлогами пространственного значения и их дифференциацию. Таким образом, дети узнают, что такое «маленькое слово», сколько предлогов, чем они отличаются, как изображаются в схемах и многое другое. Двигающиеся картинки на экране монитора помогают ребенку легко понять местонахождение котят, что гораздо труднее сделать на картинном материале, т. к. плоское, статическое изображение на картинке не дает возможности ребенку точно соотнести выделенные признаки с его смысловым содержанием. В тоже время показ объемных изображений в движении удобный и эффективный способ предоставить информацию об окружающем пространстве. Сочетание динамики, звука, красочного изображения значительно улучшает восприятие информации ребенком дошкольником. Для лучшей дифференциации все предлоги даются парами. Правильный ответ на вопрос вознаграждается веселой музыкой, что формирует положительное подкрепление по отношению к занятиям и вербализации пространственных отношений. Также для детей старшего дошкольного возраста можно использовать элементы других компьютерных программ, разработанных для детей с нормальным речевым развитием и направленных на развитие восприятия пространства. В этом случае необходимо самостоятельно подбирать уровень сложности материала и адаптировать задания для детей с ОНР.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечиваются взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе различных видов деятельности ребенка, направленных на активное познание окружающей действительности [1]. В связи с этим развитие пространственного восприятия и формировании пространственных представлений у дошкольников с ОНР должны осуществляться на основе межанализаторных связей с опорой на общедидактические и специфические принципы. Построение коррекционно-развивающих программ в соответствии с указанными принципами должно обеспечивать исправление недостатков познавательной сферы дошкольников с помощью специальных средств психолого-педагогического воздействия.

В целях психолого-педагогической коррекции особенностей пространственного восприятия и пространственных представлений дошкольников с нарушениями речи важно объединять усилия различных специалистов: психологов, логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей и врачей, базируясь на системном подходе. Важно, чтобы психолого-педагогическая коррекция, во-первых, носила опережающий, предвосхищающий характер и ориентировалась на перспективу развития. Во-вторых, разрабатываемые психолого-педагогические коррекционные программы должны зависеть от типа детского учреждения или группы, в которой обучается и ребенок, а также иметь гибкую структуру, давая возможность подстроиться под индивидуальные особенности каждого ребенка. В-третьих, важно, чтобы данная программа была согласована с программами других специалистов, работающих с ребенком.

Читайте также:  Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда

Таким образом, в ходе дальнейшей разработки данной темы на втором и третьем этапах исследования разработана и апробирована психокоррекционная программа по развитию восприятия пространства и формированию пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР.

1. Бурачевская, О. В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 840–846.

2. Василенко, А. В. Информационные технологии и развитие пространственного мышления / А. В. Василенко // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 4. — С.73–77.

3. Волковская, Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Г. Х. Волковская, Т. Н. Юсупова — М.: Книголюб, 2004.

4. Градова, Г. Н. Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР / Г. Н. Градова, Ю. Г. Воронина // Логопед в детском саду — 2006. — № 5. — С. 46–49.

5. Гончаров, О.А., Возрастная динамика зрительного восприятия /О. А. Гончаров // Вопросы психологии — 2005 — № 6 — С. 12 -20.

6. Иншакова, О. Б. Пространственно-временные представления / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова. — М.: В. Секачев, 2006.

7. Мазепина, Т. Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах/ Т. Б. Мазепина. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.

8. Моргачева, И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений / И. Н. Моргачева. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

9. Панина, О. П. Игровые приемы формирования предложно-падежных конструкций / О. П. Панина // Логопед. — 2012. — № 8. — С.76–78.

10. Пичугина, Г. А. Развитие зрительно-пространственного восприятия у дошкольников с ОНР /, Г. А. Пичугина, Ю. А. Харебашвили // Логопед — 2006. — № 3 — С. 64–67

11. Рудакова, Н. П. Обучение старших дошкольников с ОНР предложно-падежным конструкциям /Н. П. Рудакова // Воспитание и обучение — 2004. — № 11. — С.74–78.

12. Шипилова, Е. В. Основы логопсихологии / Е. В. Шипилова. — Ростов н/Д:Феникс, 2007.

Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с нарушениями речи (cтаршая группа)

Учебный фильм-пособие по освоению бесплатного Baidu Antivirus 2013 Beta для дома и школы.

Рабочая программа логопеда по курсу “Развитие речи”

Перспективный план работы учителя-логопеда

Индивидуально-ориентированная программа “Коррекция фонетического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста”

Рабочая программа коррекционной работы с учащимися 1-4 классов КРО с ОНР и ЗПРв

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

В приложении представлены перспективные и календарные планы.

Рабочая программа логопеда для работы с детьми 5-7 лет с ОНР

Планирование логопедических занятий в подготовительном классе

Планирование логопедических занятий в подготовительном классе (1 четверть)

Стойкие специфические ошибки при письме называются дисграфиями. Учитель – логопед, работая в детском саду, должен особое внимание уделяет пропедевтике дисграфий. Чем раньше начать работу, тем лучше будет результат.

Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста

Индивидуальное календарно-тематическое планирование по коррекции дисграфии с учащимся

Оформление тетрадей в начальной школе по ФГОС: правила, требования, примеры

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2020 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

сервис вебинаров

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Коррекционная работа с нарушениями в речевом развитии детей

Согласно ведомственному перечню государственных услуг, оказываемых государственными организациями, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы обучающимся, имеющим проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации; испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, предоставляется психолого-педагогическая и социальная помощь в образовательной организации (услуга №138). Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, нуждающимся в индивидуальной программе реабилитации или в адаптированной образовательной программе, предоставляются специальные условия образования (реализуется государственная услуга №139).

Согласно п.5 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» и п.1 ст.6 Закона г. Москвы №16 от 28.04.2010 г. «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» органы государственной власти города Москвы создают для лиц с ограниченными возможностями здоровья дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Обучающимся с сохранным интеллектом, имеющих проблемы в фонетическом, фонематическом или в фонетико-фонематическом развитии, и в связи с этим, испытывающих временные трудности в освоении основных общеобразовательных программ, предусматривается оказание помощи в образовательной организации (в рамках реализации услуги №138). В связи с этим, необходимо отразить работу по коррекции этих речевых нарушений в основной общеобразовательной программе в части формируемой участниками образовательных отношений.

Создание специальных условий для коррекции и формирования коммуникативных способностей воспитанников с речевыми нарушениями, способствующих освоению основной образовательной программы дошкольного образования и предупреждению возможных трудностей в освоении программы начальной ступени образования.

1. Преодоление недостатков в речевом развитии.

2. Своевременное предупреждение речевых нарушений.

3. Обеспечение своевременного и эффективного развития речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка.

4. Осуществление своевременного и полноценного личностного развития обучающегося дошкольного возраста с речевым недоразвитием.

5. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала.

6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекции, формирования и развития речи детей.

7. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанника и сотрудниками образовательной организации, оказание необходимой консультативной помощи педагогам.

Коррекционная программа включает в себя:

1. Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития.

2. Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению имеющихся нарушений.

3. Проведение непосредственно коррекционно-развивающей работы.

4. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.

В процессе коррекционно-развивающей деятельности на первое место выходит личностно-ориентированный подход, использование таких видов психолого-педагогической деятельности, как поддержка, помощь, адаптация, коррекция, формирование и развитие.

Формы организации коррекционно-развивающей деятельности – подгрупповая и индивидуальная, которая проводится по следующим направлениям:

1. Развитие фонетико-фонематической системы языка:

• развитие просодической стороны речи;

• коррекция произносительной стороны речи;

• работа над слоговой структурой слова;

• совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.

2. Формирование коммуникативных навыков.

Коррекционное обучение детей предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на определённом возрастном этапе. На материале правильного произношения звуков осуществляется:

• развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

• воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

• развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;

• развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

• развитие произвольного внимания и памяти.

Основными принципами коррекционно-логопедической работы с детьми являются:

Индивидуализация логопедического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения учителем-логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии. Речевая работа с детьми осуществляется в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий, в самостоятельной деятельности детей в пространственно-речевой среде. Учитель-логопед и воспитатели имеют возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать индивидуальные задания. Задачи и содержание как индивидуальных, так и подгрупповых занятий определяются исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями.

Разносторонность (интегрально-личностный характер) логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, которые прямо и косвенно мешают нормальному развитию их речи. При этом обязательно должны быть приняты во внимание закономерности как общего психического, так и речевого онтогенеза. Нацеленность учителя-логопеда не только на устранение выявленного у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности – залог успешности логопедического воздействия.

Комплексностькоррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности. На основе рекомендаций учителя-логопеда и в тесном сотрудничестве с ним педагоги и родители создают обогащенную предметно-развивающую и поддерживающую речевую среду в дошкольном учреждении и в семье. Это позволяет оказывать коррекционно-логопедическую помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет активного привлечения внимания к речевому развитию ребенка близких ему взрослых и их равноправного партнерства в коррекционно-образовательном процессе.

Все перечисленные условия могут быть сведены на «нет» в том случае, если при оказании коррекционно-логопедической помощи детям не будет соблюдаться систематичность. Только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной и ежедневной работы дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов.

Эффективность решения стратегических тактических и оперативных задач коррекционно-образовательного процесса зависит от того, насколько четко педагогический коллектив представляет себе меру и характер собственной включенности в него. В целом логопедическая работа содержит два вида преемственной взаимосвязи учителя-логопеда и педагогов: они заключаются в развитии (коррекции) речи и в развитии (коррекции) внеречевых психических процессов и функций. Здесь важно учитывать, что основную работу по формированию правильных первичных речевых навыков проводит учитель-логопед, а педагоги включаются в нее на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых навыков.

Рассмотрим формы коррекционной работы с детьми в образовательной деятельности:

Виды образовательной деятельностиФормы работы с детьми
Непосредственно образовательная деятельность (НОД)– беседа; – рассказывание, – экспериментирование; – игры: игровые упражнения для постановки звука; игровые ситуации для решения конкретных задач по развитию речи, настольно-печатные и дидактические игры; – упражнения; – восприятие художественной литературы; – драматизация знакомых произведений; – рассматривание иллюстраций; – выполнение практических заданий в тетрадях; – продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация.
Образовательная деятельность в режимных моментах (ОДРМ)– ситуативный разговор, беседа; – анализ проблемных ситуаций; – речевые и артикуляционные гимнастики; – отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, чистоговорок; – подвижные игры с правилами; – игры на основе готовых сюжетов: игры – драматизации, театрализованные, подражательные игры; – развитие трудовых навыков, – музыкальная деятельность: слушание музыкальных произведений, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
Самостоятельная деятельность (СДД)– игры, с сюжетами придуманными детьми: игры – фантазии, игры-проекты, сюжетно-ролевые, режиссерские; – самостоятельная речевая, музыкальная и художественная деятельность.

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы в соответствии с целевыми ориентирами

Согласно ч. IV Стандарта, требования к результатам освоения программы представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В связи с этим, среди планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы детьми, можно отметить следующие характеристики:

• Ребёнок умеет содержательно и выразительно использовать диалогическую и монологическую формы речи.

• Ребёнок инициативен и самостоятелен в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности.

• Ребёнок наблюдателен, способен к экспериментированию со словом, к речевому творчеству.

• Ребёнок любознателен, умеет рассуждать, обосновывать выбор действия и объяснять полученный результат.

• Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, способен договариваться, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты.

• Ребёнок способен к волевым усилиям, может подчиняться разным правилам и социальным нормам, принимать собственные решения.

• Ребёнок владеет основными навыками ручной умелости, может контролировать свои движения и управлять ими.

Чтобы проанализировать освоение детьми коррекционно-развивающей программы, учитель-логопед проводит мониторинг в форме диагностики, результаты которой позволяют построить индивидуальную траекторию каждого ребенка; своевременно корректировать характер логопедического воздействия на ребёнка, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей; оптимизировать работу с группой детей.

Мониторинг проводится в процессе наблюдения при создании специальной игровой ситуации, организованной игровой деятельности, непосредственно образовательной деятельности, организованной деятельности в режимных моментах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Организация коррекционной логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЛев Самокрутов

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Организация коррекционной логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО.” — Транскрипт:

1 Организация коррекционной логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО

2 Задачи Что предполагает ФГСО ДО Отличия ФГТ и ФГСО ДО Организация коррекционной логопедической работы с учетом требований ФГСО ДО: – Требования к планированию – Требования к структуре, содержанию коррекционных логопедических занятий

3 Причины введения: Временные требования устарели; Изменения норм российского законодательства; Тенденция к стандартизации образования; Понимание важности дошкольного образования; Обеспечение равного старта при поступлении в школу.

4 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. «Стандарт-это требования к педагогу, к условиям предметно-развивающей среды»

6 Коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения в контексте реализации ФГОС ДО 1. В разделе ФГОС ДО прописано, что содержание коррекционной работы включается в содержательный раздел Образовательной программы ДОУ. Данный раздел должен содержать: – специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ (группы компенсирующей направленности); – использование специальных образовательных программ (программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной), использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития.

7 Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие

8 o 2. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Образовательная область в структуре коррекционного обучения Овладение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной культурой, детской литературы Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

9 3. Задачи других образовательных областей, решаемые в ходе коррекционной деятельности СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ – развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, развитие социального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности. Весь процесс коррекционного обучения имеет коммуникативную направленность, что чётко прописано в программе по преодолению ОНР Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – развитие интереса, любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия понимания произведений искусства (словесного), мира природы, стимулирование сопереживания персонажам. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – приобретение опыта в различных видах двигательной деятельности, направленной на развитие правильного дыхания, координации, Развитие крупной и мелкой моторики.

10 В ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРАХ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ обозначены характеристики речевого развития ребенка Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения Может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности

11 На этапе завершения коррекционной логопедической работы в соответствии с программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной по преодолению ОНР Ребенок понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы Фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи Правильно передает слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи Пользуется в самостоятельной речи ПРП и СП, владеет навыками объединения их в рассказ Владеет элементарными навыками пересказа Владеет навыками диалогической речи Владеет навыками словообразования Грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка Использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий Владеет элементами грамоты

12 Планирование коррекционной работы o Перспективное планирование в соответствии с программой по преодолению ОНР у детей Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной o Календарно-тематическое планирование занятий по формированию фонетической стороны речи, лексико- грамматических категорий, развитию связной речи с учетом перспективного планирования и блочно- тематического планирования ДОУ

13 Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи и обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Месяц Неделя Тематичес кий блок Тема занятия Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Развитие лексико- грамматического строя речи Работа над предложением. Связная речь Навыки звукового анализа и синтеза Навыки чтения и письма

14 Календарно – тематическое планирование фронтальных занятий по обучению детей, имеющих ОНР грамоте и формированию навыков звукового анализа, навыков чтения и письма в подготовительной группе компенсирующей направленности Месяц Неделя Тематический блок Тема занятия Навыки звукового анализа и синтеза Навыки чтения и письма

15 Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми, имеющими ОНР в подготовительной группе компенсирующей направленности Месяц Неделя Тематическ ий блок Тема Формирование лексико- грамматических категорий Связная речь

16 Примерная схема конспекта коррекционного занятия Конспект _________________________________________________ Тема _____________________________________________________ Образовательная область – Речевое развитие Задачи: Коррекционно-образовательные Коррекционно-развивающие Коррекционно-воспитательные Методы, приёмы, технологии __________________________________ Оборудование ________ Использование ТСО (аудиозаписи, презентации) __________________ Мотивация (личностная, познавательная, социальная)______________

17 Ход занятия Структура ЭтапСодержан ие Примечание (требования в рамках ФГОС) I Вводная часть 1. Организационный момент – цель занятие должно проходить на фоне благоприятной эмоциональной направленности детей 2. Сообщение темы, постановка цели 3. Гимнастика посредством создания проблемной ситуации – цель: активизировать познавательную и речевую активность, мотивировать детей на занятие. II Основная часть 1. Беседа по теме 2. Активизация словаря по теме 3. Выполнение упражнений в зависимости от поставленных 4. Динамическая пауза 5. Первичное закрепление Учить детей делать выбор III Заключитель ная часть Итог занятия Рефлексия Чему научились? Что узнали?

18 Рефлексия Как в ходе организации коррекционной логопедической реализуется ФГСО ДО? Новизна в организации коррекционного логопедического занятия в ходе реализации Стандарта ДО?

Читайте также:  Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя
Ссылка на основную публикацию