Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с нарушениями речи (cтаршая группа)

Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с нарушениями речи (cтаршая группа)

Коррекционно-профилактическая программа по развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи

  1. Пояснительная записка

В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между нарушениями речи у дошкольников и трудностями усвоения чтения и письма на начальных этапах обучения грамоте существует тесная взаимосвязь. Таким образом, одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения – это работа профилактика нарушений письменной речи и коррекция ее предпосылок. Анализ реальной ситуации, сложившейся в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи показал, что среди детей данной категории процент воспитанников, имеющих отклонения в овладении оптико-пространственными представлениями, остается стабильно высоким. Эти дети составляют группу риска по школьной неуспеваемости.

Одной из причин нарушения формирования оптико-пространственных представлений у детей с различными речевыми патологиями, является нарушение вербализации пространственных отношений между предметами и собственным телом, также с особенностями состояния общей и мелкой моторики, так как двигательные затруднения бывают сопутствующими при речевом дефекте. Только на основе обогащения и осознания воспитанниками с нарушением речи своего двигательного опыта, собственной позиции среди окружающих предметов может быть построено их обучение. В своей работе в дошкольном учреждении учитель-логопед постоянно обращается к таким заданиям, но системности и структурированной коррекционной программы методов и приемов в логопедической работе пока нет.

Данной проблемой занимались такие исследователи, как Б.Г. Ананьев (1990), М.М. Безруких (1995), Е.В. Гурьянов (1999), А.Н. Корнев (1997), И.Н. Садовникова, Л.Н. Ефименкова (2005) и т.д. Исследования ученых показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его общего речевого и интеллектуального развития: у него нарушается графическая деятельность, при конструировании ребенку бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму.

В рамках логопедической диагностики по речевой карте с 1 по 15 сентября 2011 года нами было проведено обследование дошкольников старшей и подготовительной групп, занимающихся на логопункте (количество воспитанников старшей группы – 16, подготовительной – 9, из них мальчиков – 14, девочек – 11, с ФФН – 19, с ФН – 6). Полученные данные показали, что у таких детей нарушено восприятие схемы собственного тела – формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее (75%), чем у нормально развивающихся сверстников, также нарушено восприятие целостного образа предмета: не могут сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала 6 – 8 предметов (80%). Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Они заменяю эти слова обозначениями «большой» или «маленький» (широкая река – большая река, тонкий стебелек – маленький стебелек) (85). Дети данной категории не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог «над», затрудняются в дифференциации предлогов «к» – «у», «в» – «на» (к дому – у дома, в столе – на столе) (90%). Дети этой категории смешивают предлоги «перед» – «после» – «за», что является следствием несформированности пространственных отношений. Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы» (65%).

Имеющиеся экспериментальные данные указывают на необходимость разработки и проведения специального коррекционно-профилактического воздействия, направленного на преодоление у детей с нарушением речи несформированности субъективных представлений о пространстве и способствующего полноценному овладению категориями пространства в устной речи.

Для повышения эффективности коррекционно-профилактической работы с дошкольниками с речевыми нарушениями, имеющими особенности пространственной ориентировки, в 2011 году была разработана и реализована экспериментальная программа «Учусь ориентироваться». Итоги реализации программы «Учусь ориентироваться» позволили принять ее как рабочую с сентября 2012 г. в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детского сада №146 городского округа Самара.

Программа «Учусь ориентироваться» призвана помочь воспитанникам в освоении «Основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №146 городского округа Самара» и в некотором объеме реализует ее направления и главную цель, связанную с формированием предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Также реализация программы «Учусь ориентироваться» отражает контекст приоритетной цели «Программы развития» МБДОУ детского сада № 146 городского округа Самара в режиме непрерывного целостного и разностороннего развития воспитанников, поскольку обеспечивает профилактику затруднений обучения в школе.

В результате освоения Программы «Учусь ориентироваться» воспитанниками значительные достижения будут получены в образовательной деятельности по реализации образовательной области «Коммуникация». Дошкольники научатся вести беседу, включающую данные о пространственном расположении объектов; играть в пальчиковые игры, с вербализацией изменений положения рук и пальцев в пространстве; успешно осваивать настольные дидактические игры, требующие высокой четкости оптико-пространственной координации.

Программа «Учусь ориентироваться» структурирована в соответствии с направлениями, целями, задачами и разделами «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (2010), принятой за основу для работы на логопункте в МБДОУ №146.

Практическая значимость разрабатываемой программы заключается в системном использовании наработанных материалов учителями-логопедами, воспитателями, родителями. Новизна и теоретическая значимость программы заключается в том, что решена проблема профилактики нарушений письменной речи у дошкольников, занимающихся в условиях логопункта, с учётом современного понимания психологического содержания процесса письма. Изучены, систематизированы и дифференцированы средства профилактической логопедической работы с указанной категорией детей.

Основные направления логопедической работы по программе «Учусь ориентироваться»:

Обучение детей с нарушениями речи рассчитано на два года, поэтому аналитико-синтетический метод профилактики несформированности оптико-пространственных представлений целесообразно разделить на два периода:

1. Первый год обучения – безбуквенный период. Проводится формирование оптико-пространственных представлений на основе ориентирования в собственном теле, в окружающем пространстве, на материале каких-либо форм, предметов.

2. Второй год обучения – буквенный период. Формирование оптико-пространственных представлений происходит на материале букв и их элементов.

Коррекционно-логопедическая работа проводится в три этапа: подготовительный, основной и заключительный этап. Задания направлены на формирование ориентировки в схеме тела, ориентировки в окружающем пространстве, восприятия квазипространственных отношений между предметами, ориентировки на плоскости, развитие процессов анализа и синтеза, а также зрительно-моторной координации.

Задания и упражнения учитывают возможности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, поэтому предлагаются в игровой и наглядной форме. Система упражнений основана на принципе постепенного усложнения заданий. Занятия построены с учётом чередования разных видов деятельности, что способствует сохранению интереса детей к происходящему на протяжении всего занятия. Используются здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения, самомассаж, пальчиковая гимнастика. Методы коррекционно-логопедической работы: метод беседы, наблюдение, наглядные, словесные, практические методы.

Цель программы «Учусь ориентироваться» – создание условий для профилактики нарушений графомоторного навыка у дошкольников с ФФН в процессе формирования у них полноценной фонетической системы родного языка и развития оптико-пространственных представлений, позволяющих подготовить ребенка к обучению грамоте.

Задачи программы «Учусь ориентироваться»:

– развивать устойчивую и концентрацию внимания, способность к переключаемости и распределяемости зрительного и слухового внимания.

– развивать слуховую память и слухо-моторную координацию;

– развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза; – корректировать нарушения в звукопроизношении и слоговой структуре слова;

– формировать фонетически грамотно оформленную связную речь дошкольников;

– сформировать умения ориентироваться в собственном теле и в окружающем пространстве;

– совершенствовать уровень зрительно-моторной координации, а также процессов анализа и синтеза;

– сформировать оптико-пространственные представления как базовую предпосылку к овладению графомоторным навыком письма.

Особенностью программы является систематичное сочетание в процессе коррекции как заданий на формирование фонетико-фонематических представлений и умений, так и методов и приемов по развитию оптико-пространственных представлений в образовательной деятельности старших дошкольников.

Объем часов. Программа «Учусь ориентироваться» рассчитана на 2 учебных года, планируется 132 индивидуальных логопедических занятия с воспитанниками старшей группы и 136 – с воспитанниками подготовительной группы. Частота проведения занятий – 2-3 раза в неделю в зависимости от периода коррекционно-развивающей работы. Общая продолжительность занятия составляет 25 минут, что соответствует гигиеническим требованиям к проведению занятий с детьми 5-6 летнего возраста.

  1. Содержание коррекционно-профилактической логопедической программы по формированию оптико-пространственных представлений

Коррекционно-профилактическая логопедическая работа включает два периода (безбуквенный, буквенный), в каждом указано по три этапа (подготовительный, основной, заключительный). Каждый этап включает шесть направлений: ориентировка в схеме тела, окружающем пространстве, в отношениях между предметами, на плоскости, формирование процессов анализа и синтеза, зрительно-моторной координации.

Таблица 1. Распределение часов по программе «Учусь ориентироваться»

Направление коррекционно-развивающей деятельности

Количество часов в разных возрастных группах воспитанников с ФФН в зависимости от этапа организации образовательной деятельности по коррекции оптико-пространственных представлений

Федеральный
институт
развития
образования

  • Главная /
  • Образование /
  • ФГОС и проф. стандарты /
  • Комплексные образовательные программы дошкольного образования /
  • Программа Н.В. Нищевой

Программа Н.В. Нищевой

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую Закону Российской Федерации «Об образовании» и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроены система коррекционной и образовательной работы в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.

Рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2018. – 240 с
Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ»
  • Содержание
  • Пояснительная записка
  • Отзывы

Содержание

  1. Целевойраздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы

  • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия
  • Взаимодействие с семьями воспитанников
  • Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
  • Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

  1. Содержательныйраздел

2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность

  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Образовательная область «Познавательное развитие»
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • Образовательная область «Физическое развитие»

2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений

2.5. Культурно-досуговая деятельность

  1. Организационныйраздел.

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности

3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование

3.5. Рекомендации по написанию части основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений

3.6. Методический комплект к программе

3.7. Специальная и методическая литература

Пояснительная записка

«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Первое издание Программы, вышедшее в свет в 2007 году, было первой попыткой в истории отечественной коррекционной дошкольной педагогики создания комплексной программы, объединяющей действия педагогов, детей с тяжелыми нарушениями речи с трех до семи лет и их родителей.

Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех педагогов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), из возможности и потребности. В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Читайте также:  Новогодний праздник - конспект логопедического занятия

В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.

В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в методический комплект Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса во всех возрастных группах, разработанные кандидатом психологических наук Н. В. Верещагиной.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Впервые в практике отечественной коррекционной педагогики к Программе разработан полный методический комплект, включающий в себя все необходимые педагогам методические пособия, наглядно-дидактический материал, дидактические настольно-печатные игры; картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики; методические материалы для родителей, рабочие тетради.

В работе над образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие) принимала участие музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, отличник общего образования Гавришева Л. Б.; в работе над образовательной областью «Физическое развитие» принимала участие руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории, аспирант СПб НИИ ФК Кириллова Ю. А., пособия которой включены в методический комплект к Программе.

Также в методический комплект включена программа Н. В. Дубровской «Цвет творчества» (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011).

В 2006 году Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в первой редакции была рассмотрена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербург) и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.

В 2012 году Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи во второй редакции была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

С 2014 года по настоящее время Программа в третьей редакции, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, представлена на официальном сайте Федерального института развития образования в разделе «Навигатор программ».

На протяжении последних десяти лет Программа использовалась учителями-логопедами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Ярославля, Брянска, Кирова, Тулы, Рязани, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Казани и Республики Татарстан, Ижевска, Глазова и республики Удмуртия; Мурманска, Сыктывкара и Республики Коми; Челябинска, Озёрска и Челябинской области; Екатеринбурга, Свердловской и Тюменской областей; Новосибирска и Новосибирской области, Надыма, Сургута, Нового Уренгоя, Великого Новгорода и Новгородской области, Пскова и Псковской области, Волгограда и Волгоградской области, Красноярска и Красноярского края, Кургана, Краснодара и Краснодарского края. В настоящее время Программу осваивают учителя-логопеды Крыма. В этих регионах автором неоднократно проводились семинары для учителей-логопедов и других специалистов, работающих по Программе.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста. Она создавалась для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. Программа для каждой возрастной группы является самостоятельным документом, то есть обучение ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР) может осуществляться, начиная с трех, четырех, пяти или шести лет.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы

Отзывы

Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено организации предметно-развивающей среды.

Интерес представляет и идея автора в проведении интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи, которые проводятся большим количеством взрослых (учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и др.), что позволяет всем участникам образовательного процесса объединить свои усилия в создании условий для развития ребёнка, имеющего нарушения речи.

Кандидат педагогических наук доцент, заведующий кафедрой дошкольного, дополнительного, специального и инклюзивного образования Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» Хабарова Татьяна Валерьяновна

Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию общеобразовательных программ. Программа построена логично, с учетом особенностей детей дошкольного возраста, специфики психического развития детей с общим недоразвитием речи, а также требований, предъявляемых к уровню знаний и умений детей, поступающих в школу.

Особую ценность представляет подробно описанный автором системный подход при коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.

Так как программа гармонично и построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития, она естественным образом включается в жизнь ребенка-дошкольника, охватывает все сферы его деятельности.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, Коноваленко С. В., г. Москва

Основным достоинством программы мы считаем взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
Данная программа помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь всех специалистов педагогического и медицинского персонала ДОУ в коррекционно-развивающей работе.

В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знаний и умения и обеспечивает поступательное развитие, что приводит к высоким результатам коррекционно-развивающей работы в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Программа и методический комплект к ней широко используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений г. Сыктывкара и Республики Коми, востребованы практиками, помогают достигать высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с нарушениями речи (cтаршая группа)

учреждение города Новосибирска

“Детский сад № 391

комбинированного вида “Елочка”


НазадВпередПечать Версия для слабовидящих

Раздел программы “Содержание коррекционной работы”

Раздел программы «Содержание коррекционной работы»

I. Перечень, содержание и план реализации коррекционных мероприятий.

1. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения в условиях образовательного процесса.

а) Психолого-медико-педагогическое обследование детей.

б) Мониторинг динамики развития детей.

в) Планирование коррекционных мероприятий.

2. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

а) Безбарьерная среда.

б) Специальные образовательные программы, методические пособия и дидактические материалы.

д) Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий.

в) Технические средства обучения.

г) Предоставление услуг ассистента (тьютор).

II . Взаимодействие специалистов.

III . Содержание консультативной и информационно-просветительской работы.

I. П еречень, содержание и план реализации

1. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения в условиях образовательного процесса

В принятых Правительством Российской Федерации документах отмечается, что дети с ограниченными возможностями должны обеспечиваться квалифицированным психолого-педагогическим сопровождением. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и восстановления детей с ограниченными возможностями, в том числе и детей-инвалидов.

Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольном учреждении комбинированного вида представляет собой деятельность, направленную на создание условий для коррекции нарушений психофизического и социального развития дошкольников с нарушениями зрения, способствующих успешному развитию каждого ребёнка, необходимых для успешной интеграции в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения включает три взаимосвязанных компонента:

· Изучение личности детей с нарушениями зрения;

· Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;

· Непосредственную коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями зрения.

а) Психолого-медико-педагогическое обследование детей

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения включает в себя обязательное медико-педагогическое обследование. Оно направлено на выявление своеобразия психического развития и поиск его потенциальных сторон для обеспечения коррекционно-компенсаторного развития.

Цель обследования – выявление имеющихся отклонений в разви­тии его познавательной деятельности для последующей их коррекции и контроля над происходящими изменениями.

Диагностическое об c ледование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами (офт альмолог, тифлопедагог , логопед).

В начале учебного года проводится психолого-педагогическое обследование детей, изучается различная документация (заключения МПК, общая медицинская и офтальмологическая карты). По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей, заполняются индивидуальные карты. В процессе обследования определяется готовность детей к обучению, индивидуальные особенности познавательной деятельности, возможности коррекции нарушений и компенсации зрительной недостаточности. При проведении обследования учитель-дефектолог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины. Все эти данные позволяют понять, на что опираться в коррекционном обучение, определить степень и характер необходимой помощи, наметить основные этапы обучения. Промежуточное обследование в середине учебного года проводится с детьми, испытывающими особые трудности в обучении. В конце учебного года анализируются и обобщаются данные всех проведённых обследований, позволяющие проследить динамику развития каждого ребёнка.

Используются следующие методики:

· «Методика нейропсихологической диагностики детей» Л.С. Цветкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. Методика является необходимой и достаточной, чтобы получить общую картину состояния психической сферы ребёнка, как бы составить «психологический портрет» ребёнка и получить ответ на конкретные вопросы.

· «Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста» Э.Д. Гейци. – Новосибирск, НГПУ, 2006. Данное пособие содержит изучение психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также исследование готовности детей к обучению в школе.

· «Проверьте развитие ребёнка» Т.В. Чередникова. – СПб., 2004. Данная методика позволяет эффективно изучать интеллектуальное развитие детей, отслеживать соответствие этого развития возрастным нормативам, выявлять возможные отклонения с тем, чтобы своевременно оказывать необходимую помощь тем, кто в этом нуждается.

· «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: 2001. Данный комплект материалов направлен на исследование исключительно познавательной сферы.

· «От диагностики к развитию» С.Д. Забрамная, О.В. Боровик – М.: Институт гуманитарных исследований, 2004. Данный материал предлагается для проведения первичного психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста. Предлагаемые задания позволяют выявить сформированность таких качеств психической деятельности, как: произвольность, восприятие (величина, форма, цвет, пространственные отношения), способность создавать целое из частей, способность делать обобщения на основе установления сходных признаков, понимание причинно-следственных зависимостей, тех или иных закономерностей и т.д. в ходе обследования устанавливается также бытовой и социальный опыт детей.

· «Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения» Е.Н. Подколзина // Вестник тифлологии. – 2010. – № 1. – С. 3-20. Данная методика позволяет выявить имеющиеся отклонения в развитии познавательной деятельности для последующей их коррекции и контроля над происходящими изменениями.

· «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет» М. Безруких, Л. Морозова. – М.: Новая школа, 1996. Данная методика представляет собой комплексный тест для определения уровня зрительного восприятия и способствует решению задачи: вовремя выявить трудности зрительного восприятия, найти их причину и по возможности скорректировать их.

Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Фрукты, Сад для детей старшей логопедической группы

· «Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет и стимульный материал» А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ «Сфера», 1991. Данная методика содержит методы диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми, а также подробные разработки игр, упражнений и занятий для развития и коррекции внимания.

· «Адаптация диагностических методик по изучению Л.И. Солнцева // Дефектология. – 1998. – № 6. – С. 9-16.

· Принципы адаптации диагностических методик при обследовании детей разных возрастных групп с нарушениями зрения (Приложение №1)

б) Мониторинг динамики развития детей

Мониторинг представляет систему диагностических методик, проводимых в различные периоды с целью отслеживания результатов педагогических воздействий на здоровье, психическое развитие дошкольников с нарушениями зрения.

Система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов коррекционной работы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей на каждом этапе коррекционного воздействия.

Основная задача мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут коррекционно-образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг представляет полную информацию о процессе психического развития, происходящем в результате коррекционной работы.

Мониторинг включает в себя оценку физического развития ребёнка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.

Мониторинг динамики развития детей проводится не реже 2-3 раз в год: на начало года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей, в конце – с целью сравнения полученного и желаемого результатов. Возможна и промежуточная диагностика – с целью корректировки содержания индивидуальных образовательных маршрутов. Долгосрочные наблюдения и контроль за качественными характеристиками психического развития детей способствуют составлению прогноза возможных изменений в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения. В проведении мониторинга участвуют педагоги и медицинские работники.

При наличии достоверной информации об уровне развития психических процессов имеется возможность отслеживать результаты диагностики на протяжении 4-х лет пребывания ребёнка в детском саду, делать выводы об их динамике, прогнозировать успешность коррекционной работы.

Критерии для определения уровня развития коррекционных видов деятельности у дошкольников с нарушениями зрения (Приложение №2)

В ходе мониторинга педагоги заполняют таблицы (Приложение №3)

в) Планирование коррекционных мероприятий.

Содержание коррекционной работы в ДОУ определяется системой коррекционных мероприятий, обеспечивающих целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции потенциальных возможностей детей с нарушениями зрения. В содержание работы включается фактический материал, который должны усвоить дети, и на базе которого они смогут адекватно войти в общеобразовательный процесс. Направленность коррекционных мероприятий обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоения содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушениями зрения, способствует формированию практических умений и навыков. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметами и явлениями реального мира.

Цель работы в данном направлении – коррекция и компенсация нарушений в разных сферах жизнедеятельности детей с нарушением зрения; выявление и развитие резервных возможностей и компенсаторных механизмов у каждого ребенка.

· создание дополнительных офтальмо-гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения;

· формирование и коррекция высших психических функций в процессе специальных занятий с детьми;

· преодоление и предупреждение у дошкольников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;

· развитие компенсаторных механизмов;

· формирование способов ориентировки в окружающей действительности и социального опыта взаимодействия с людьми.

Направления работы учителя-дефектолога:

1. Тифлопедагогическое обследование детей.

2. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.

3. Участие в методической работе дошкольного учреждения.

4. Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.

Планирование коррекционных мероприятий включает:

§ составление перспективно-тематического плана

занятий (тифлопедагог, учитель-логопед, воспитатель,

руководитель по изо, музыкальный руководитель);

§ составление плана коррекционно-педагогических

мероприятий с педагогами ДОУ ;

§ составление плана коррекционно-педагогических

мероприятий с родителями ;

§ составление календарного плана и плана индивидуальных

занятий с детьми;

Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях:

· специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, социально-бытовой и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;

· включение коррекционных упражнений в различные виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение художественной литературы) в совместной деятельности педагогов с детьми, самостоятельной деятельности детей, а также в ходе режимных моментов.

· Включение кор мероприятий в общеразвивающие занятия.

Под влиянием коррекционного воздействия (специальных методов, приёмов, средств коррекции) происходит нормальное развитие детей и восстановление связей с окружающей действительностью.

Система планирования коррекционной работы строится в соответствии с единым тематическим планом детского сада (Приложение №4) . Комплексно-тематическое планирование систематизировано с учётом этапов лечения и лексических тем. Для проведения коррекционных занятий учителя-дефектологи составляют перспективно-тематический, календарный планы и план индивидуальных занятий. Тематическое планирование отражает совместную работу педагогов ДОУ по всем разделам образовательной программы.

При организации и планировании своей работы учитель-дефектолог руководствуется имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями, исполь­зует также экспериментальные и авторские материалы.

Учителем-дефектологом проводятся специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, формированию социально-бытовой и пространственной ориентировки, развитию мелкой моторики и осязания, развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения).

Сетка специальных коррекционных занятий учителя-дефектолога

Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4–6 лет с ОНР

Лариса Слободчикова
Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4–6 лет с ОНР

Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4-6 лет с ОНР.

В связи с качественными изменениями обучения и воспитания в детском саду возникла необходимость применения нетрадиционных методов в организации образовательного процесса. В коррекционной работе логопед развивает как речевые, так и не речевые функции у детей с нарушениями речи. Использование новых игровых методов позволяет сделать процесс обучения более разнообразным и интересным. Формирование правильной речи дошкольника – одна из важнейших задач в воспитании и обучении в детском саду. В связи с этим разработка новых методов и приемов организации и проведения логопедических занятий, а также занятий во время коррекционного часа с детьми весьма актуальна. В условиях современной информационной насыщенности обычные логопедические игры и задания не редко становятся скучными и однообразными. Ребенок ждет чего то яркого, неординарного и необычного. С этой целью на своих занятиях я решила применить элементы скрапбукинга.

Применение дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Игры с кубиками Игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величин, на гранях которых различные символы для дидактических упражнений. Игровое.

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории» Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Консультация для педагогов «Тестопластика в коррекционно-логопедической работе» Тестопластика в коррекционно – логопедической работе При осуществлении коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Коррекционно-развивающая программа «Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми» ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Цель: знакомство с группой; изучение психомоторного развития детей, диагностика дыхания; снятие эмоционального напряжения,.

Мастер-класс «Применение игровых приемов с использованием Су-Джок терапии в коррекционно-логопедической работе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Теремок» с приоритетным направлением художественно – эстетического развития.

Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Известно, что дети развиваются в движении.

Применение куклотерапии в логопедической работе с детьми «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В настоящее время отмечается неуклонный рост числа.

Скрапбукинг в логопедии
статья

Использование некоторых материалов и инструментов, применяющихся в технике скрапбукинга, для нужд коррекционной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
skrapbuking_v_logopedii.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Скрапбукинг в логопедии.

В течение ряда лет мы наблюдаем увеличение количества детей со сложной структурой нарушений. Комплексность и в то же время стертость, размытость дефекта неимоверно усложняют задачу специалиста по коррекции различных направлений развития ребенка и его реабилитации. В тяжелых случаях мы сталкиваемся с проблемами обследования и постановки диагноза, мотивации, отсутствием интереса к различным видам деятельности и коммуникации.

В настоящее время все чаще и больше в образовательно-коррекционный процесс работы с детьми с нарушениями в развитии входят интегрированные занятия. Технология арт-терапии эффективно используется на занятиях педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, воспитателей.

Арт-терапия – это психотерапевтический метод воздействия, осуществляемый при помощи искусства и творчества. В дошкольной педагогике – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – всего того, что интересно и близко детям. В этом и состоит одно из преимуществ использования арт-терапии. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста, а также для детей с различными уровнями развития коммуникации.

Познавательный цикл только тогда будет полным, когда в структуре логопедического занятия будут присутствовать следующие этапы:

I этап – основан на чувствах и рождает восприятие, представление. Здесь многое зависит и от эмоциональности педагога, и от его умения задействовать сразу несколько анализаторов;

II этап – Логическое осмысление объекта рождает у ребенка понятие, суждение о нем;

III этап – Практика, обязательный завершающий этап, который подтверждает правильность сформированного понятия.

В качестве практического опыта для закрепления материала в системе коррекционно-логопедической работы с детьми мы используем элементы сказкотерапии, театрализованных игр и песочной терапии, а чаще всего – арт-терапии в виде изобразительного искусства (рисования, лепки, аппликации).

Мы понимаем, что неговорящие дети, большую часть которых составляют дети с аутистикоподобными нарушениями, не способны создать самостоятельно качественную картинку, образ предмета. Поэтому картинку для занятий творчеством тщательно выбирает взрослый.

Картинка должна быть простой, содержать один объект на листе формата А 4 или А5, который можно легко изобразить, а также очень желательно, если в самом изображении заключена возможность упрощения или усложнения задания. Для этой цели подходят изображения отдельных животных, цветов, предметов посуды, еды и т.п.

Другая группа – это изображение явлений и состояний природы: времена года, дождь и солнце, радуга и т.д.

Третья группа изображений подбирается как иллюстрация к какому-либо четверостишию, которое логопед произносит в процессе творчества и продолжает изучаемую лексическую тему, например:

«Ручеек бежит, поет,

По ручью корабль плывет,

Вот какой отважный –

Кораблик мой бумажный!» В.Шипунова.

Четвертая группа – иллюстрация к известным мультфильмам – например, «Умка» и «Осьминожки» и сказкам – «Колобок», «Репка».

Особое внимание здесь хочется уделить использованию аппликации в качестве арт-терапевтической техники. Это сама по себе одна из самых сложных техник в исполнении, как для взрослых (сложно приготовить детали аппликации в большом количестве), так и для детей. И здесь у нас есть большие помощники – фигурные дыроколы. Это специальные дыроколы, которые применяются для декора страничек, открыток, коробочек и других объектов в скрапбукинге.

Скрапбу́кинг , скрэпбу́кинг ( англ. scrapbooking ← scrapbook от scrap «вырезка» + book «книга», букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства , заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов .

Но логопеды и другие специалисты могут использовать возможности фигурных дыроколов в своих интересах.

Преимущества работы с дыроколами очевидны. Из опыта работы могу сказать, что детям нравится работать с таким привлекательным материалом. И работы выходят просто загляденье! Мы отдаем поделки детям, и я прошу родителей отрабатывать по ним домашнее задание. И здесь очень важно качество материала для занятий. Мы не используем обычную цветную бумагу, она тонкая. Вместо нее берем более плотную фактуру – картон цветной, фольгированный, металлизированный, бумагу для черчения, бумагу для акварели и для пастели или похожую по плотности. И дополнительные украшения – стразы, пайетки, бусины, перья, помпоны, ленты.

Что мы получаем в результате?

  • Особый вид коммуникации с безречевым ребенком, возможность диалога;
  • Возможность обследовать ребенка в процессе совместной творческой деятельности;
  • Развитие и коррекцию высших психических функций с опорой на несколько анализаторов;
  • Усвоение ребенком учебного материала в наиболее мягкой и доступной для себя форме.
  • Формирование волевых качеств личности детей, стремления к достижению цели;
  • Осознание собственного «Я» (мы вместе, «рука в руке» подписываем имя ребенка, который творил вместе с педагогом – «Это ты сделал, сам!»);
  • Возможность для ребенка, постоянно переживающего ситуацию неуспеха, почувствовать уверенность в себе, повысить свою самооценку;
  • Подарок как результат занятия (картинка или поделка);
  • Профилактика эмоционального выгорания педагога.

Наше хобби нам в помощь! Мне нравится работать с бумагой, поэтому я чувствую себя комфортно, когда что-то творю в этой технике. Если вам это не нравится – попробуйте найти что-то свое и использовать в работе.

Итогом арт-терапевтического воздействия является коммуникация, активное сотрудничество, творческий диалог, партнерство. Развитие речевых и коммуникативных навыков происходит спонтанно, без принуждения, в процессе совместной деятельности со взрослым.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образованияпо декоративно – прикладному творчеству . Урок выбран из учебного плана первого года обучения. Урок пр.

СкрапбукингВряд ли сохранилось в истории имя того, кто первым придумал совместить фотографии, открытки, памятные записи и милые сердцу мелочи в «одном флаконе» и создать из обычных вещей совершенно не.

Презентация к мастер-классу в которой представлены виды техники скрапбукинга, варианты оформления скрап-странички, этапы работы.

Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей.

Логопедия – наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек.

МОЙ ПОРТРЕТ

2. Дата рождения_________________Полных лет, месяцев_________

3. Домашний адрес________________Телефон __________________

4. Мать (Ф.И.О., возраст, место работы)_________________________

5. Отец (Ф.И.О., возраст, место работы)_________________________

6. Краткий анамнез (беременность, роды, раннее физическое и речевое развитие)

РСШКТ
РЬСЬЖКТЬ
Л3ЧГ-ГЬД
лЗЬщХ- ХЬД Ь
ИЦДругие звуки

8. Фонематический слух (память, восприятие) ______________

9. Голос (темп, плавность, сила, запинки) _____________________

10. Артикуляционный аппарат:

11. Словарный запас _________________________

12. Фразовая речь_____________________________

13. Обобщающие понятия _____________________

ДОМИК ЗВУКОВ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Жил-был. Проснулся он рано утром. Открыл . Посмотрел налево, направо, вниз, нет ли луж, вверх (движение языком, рот открыт), есть ли солнышко. Закрыл (закрыть рот). Открыл снова. Жарко стало (о. о. ). Холодно стало (д. д. ). Закрыл окошко. Побежал в ванную комнату. Прибежал. Открыл (н. н. и движение рукой). Включил свет (чик). Открыл воду (чик-чик-чик и движение кистью). Полилась горячая вода (шшш). «Ой», — испугался и отдернул руки. (Покажите, как он испугался.) Надо открыть какую воду? Правильно, холодную (чик-чик-чик и движение кистью). Водичка соединилась и стала теплой (ссь. ) . почистил зубы (упражнение). Умылся (круговые движения языка по губам). Закрыл холодную воду (чик-чик-чик). Закрыл горячую воду (чик-чик-чик). Закрыл (ннн. ). И побежал на кухню завтракать. А на кухне мама блинчики печет. «Здравствуй, мама! —весело крикнул . — Я тебя очень люблю!» «Здравствуй, ! Я тебя тоже очень люблю. Помоги мне тесто месить» (упражнение). Наконец тесто готово. Мама испекла и дала Язычку (упражнение «Блинчик») с вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Выпил молока вот из такой (упражнение), поблагодарил и спросил: «Мамочка, можно я пойду погуляю?» «Конечно, можно, — ответила мама. — Только не опаздывай к обеду». Вышел на крыльцо . А вокруг длинный (упражнение «Заборчик»). Наверху труба (упражнение «Дудочка»). В трубе живет веселый ветер: «У. У. Привет,!» Побежал в конюшню к своей любимой лошадке. «Здравствуй, погладил ее Язычок (движение рукой), — поедем кататься». «Иго-го. », —обрадовалась и Вскочил на и поскакал (упражнение).

Прискакал в зоопарк. Там он встретил своих друзей: Болтливого (блбл-бл, упражнение),Упрямого Ослика (иа-иа-иа). Друзья покатались на автомобильчиках (дррр. ). Съели (лакательные движения языком). Надули воздушные (упражнение). Жарко. в зоопарке опустил свой длинный хобот в воду. Набирает водичку (упражнение). Язычок посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести (чик-чик-чик — упражнение). «Ой, меня же мама дома ждет», — и поскакал он домой. Вот такая история о. А вы придумайте свою.

Логопедическое пособие «Речевичок»

Терёхина Елена Александровна,

МАДОУ детский сад № 133 города Тюмени

Логопедическое пособие «Речевичок»

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи;

– автоматизация звуков в речи;

– развитие зрительного гнозиса;

– учить устанавливать логические связи между предметами;

– развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

– развитие навыков связной речи;

– развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

– развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

– развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя – логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Пособие «Речевичок», соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. Альбом на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

«Речевичок» может быть использован воспитателями на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Этот факт очень важен, потому что учитель – логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и специалистами детского сада).

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Ниже приводятся примеры использования пособия «Речевичок».

Игра «Приклей сам цветы и бабочки»

Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.

Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Какая картинка лишняя?», «Кто-что?», «Составь предложение».

Игра «Какие фрукты и ягоды ты знаешь?»


«Какие овощи ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по темам «Овощи, Фрукты и ягоды», соотнесение картинки с тенью. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Назови ласково». «Какой-какая?», «Какая картинка лишняя?», «Разложи по корзинкам».

Игра «Каких диких и домашних животных ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по лексическим темам «Дикие и домашние животные», «Животные тёплых стран». Закрепление навыков нахождения предметов по заданному силуэту, развитие зрительного восприятия. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Назови ласково», «Посчитай животных», «Накорми животных», «Большой – маленький», «Четвёртый лишний», «Составь предложение».

Игра «Сосчитай сам!»

Цель: обучение и закрепление счёта до 10. Закрепить порядковый счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развитие логического мышления.

Игра «Налево – направо»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Разложить картинки. Составление предложения. Например: Танк едет направо. Самолёт летит налево. Ребёнок считает предметы (один самолёт – два самолёта). Можно поиграть «Кто лишний?»

Игра «Домики»

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.

На дым выкладываются буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [З], Л-Р, С-Ш, ) называет картинки или подбирают игрушки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.

Игра «Он, она, оно»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.

Игра «Подбери орешки»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности. Логического мышления.

«Алфавит»

Цель: обучение алфавиту, определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».

В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Где звук С?», «Где звук Р?»

Цель: развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза определение места звука в слове;

Игра: «Волшебное дерево»

Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».

Ребёнок выкладывает на изображение дерева разных цветов листья, сов, жёлуди, яблоки и т.д. Автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Закрепление согласования числительных с существительными. Например: одна сова, две совы, ..5 сов. Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблок и т.д.

Игра «Помоги фее», «Какой? Какая? Какое?»

Цель: Развивать навык согласования прилагательного и существительного. Развивать фонематическое восприятие, обогащение словаря. Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу.

Игра «Найди картинку со звуком Л и Р»

Цель: Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Игра «Ромашка»

Цель: Расширение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Соотнесение числа с предметами, закрепление навыков употребления числительных с существительными. Так же можно играть в игры на автоматизацию звуков (1 мяч-2 мяча-5 мячей), игра «Один-много» (мяч-мячи).

Игра: «Помоги белкам собрать грибы»

Цель: соотнесение цифры и числа, развитие мышления и восприятия. Развитие связной речи.

Игра: «Насекомые»

Цель: обогащение словаря по лексической теме «Насекомые», формирование грамматического строя речи (формирование фразы, словоизменения). Согласование числительного с существительными в разных падежах. Закрепление предлогов.

Игра «Дни недели -поровозик»

Цель: закрепление знаний о днях недели и их порядку. Закрепляем цвета.

Игра: «Помоги ослику»

Цель: автоматизация звука Г в словах, обогащение словаря. Развитие мелкой моторики.

Игра: «Самолёт»

Цель: автоматизация звука С в словах, обогащение словаря. Развитие связной речи.

Авторским является само пособие (и некоторые задания к пособию), позволяющее учителю – логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Вывод: При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

Работа не прекращается, и я продолжаю совершенствовать свой «Речевичок»

Уважаемые коллеги! Желаю Вам удачи и творческих успехов в работе!

l«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004982

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Ссылка на основную публикацию