Педагогический проект: Использование сказки как метод коррекции речевых нарушений старших дошкольников

Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений

Максимальный эффект в коррекции речевых возможностей ребенка-дошкольника достигается тогда, когда в обучении применяются сказки. Чтение сказок, их сочинение, разыгрывание сказочных сюжетов повышает эффективность логопедической работы с деть­ми, формируют положительную мотивацию к занятиям. Занятия-сказки максимально ориентированы на потребность ребёнка в эмоциональном общении, в них дети одновременно авторы, участники и зрители происходящего.

Просмотр содержимого документа
«Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений»

МДОУ № 548, г. Екатеринбург

Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений

Правильное произношение звуков в словах и самостоятельной речи, их артикуляция и различение на слух – обязательные условия для успешного овладения грамотой. Все этапы коррекционной работы над исправлением нарушенного звукопроизношения и устранением таких речевых недостатков, как ограниченный словарный запас, аграмматичное построение фразы, фонематическое несовершенство, трудности овладения связной речью с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи II – III уровня, как правило, имеют длительный период. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, дошкольники с речевыми нарушениями часто нестабильны в психоэмоциональном отношении, с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка – дошкольника с ТНР достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов. Для повышения эффективности коррекционной работы с деть­ми с ТНР, мотивации на логопедических занятиях, в своей работе мы используем логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста. Сказка максимально ориентирована на потребность ребёнка в эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно участники и зрители происходящего. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность. В занятие-сказку легко и органично включаются задания на развитие психофизической сферы детей: игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие всех анализаторных систем. Использование сказочного сюжета позволяет добиваться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. При отборе сказок учитываются речевые, физиологические и психологические особенности детей группы. Нередко логопеду приходится адаптировать сюжет сказки с учётом вербальных и невербальных возможностей детей.

Занятие-сказка включает следующие элементы:

– логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т. Буденной, О. Крупенчук, Т. Воробьёвой;

– чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков (по мере их постановки в речи);

– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;

– упражнения, этюды под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

– фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

– песенки, стихи, потешки, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

– игры и упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей, закрепление лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи;

– кукольный (настольный) театр, игры драматизации.

Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы, варьируется от поставленных задач к занятию.

Этапы работы со сказкой:

Знакомство со сказкой. На данном этапе используются – картинный материал, фланелеграф.

Работа со сказкой (знакомство с героями, беседа по содержанию). Используются мягкие игрушки, картинный материал.

Пересказ сказки. Для наилучшего запоминания сюжетной линии – используются мнемотаблицы и схемы-модели (по методу мнемотехники, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания» автор Т.В. Большёва. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает сказки (рассказы) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На таблице изображены нецветные символы, так как дети старшего возраста (для младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная).

Развитие творческих способностей у детей (театрализация (драматизация) сказки, как результативность проделанной работы с детьми). Разнообразие видов театра при работе с одной сказкой сохраняет заинтересованность детей в этом процессе деятельности. На каждое занятие с детьми используются различные виды театров: пальчиковый, настольный разных подвидов – резиновый, деревянный, матерчатый, вязаный, конусный, плоскостной, теневой.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Положительными результатами работы можно назвать следующее:

– процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление их в речи происходит в увлекательной форме и без принуждения. Речь ребёнка становится значительно грамотнее, лексически обогащённой. Улучшается просодическая сторона речи: голос у детей становится более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.

– использование занятий–сказок в логопедической работе с детьми помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении. Гиперактивных детей сказка дисциплинирует, а пассивные и робкие в ней «оживают» и активизируются.

– заинтересованность в положительном результате оптимизирует работу всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.

Таким образом, сказка является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе логопеда.

Борякова Н.Ю., Соболева, А.В., Ткачёва, В.В., Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.

Быстрова, Г.А, Сизова Э.А, Шуйская Т.А. Логосказки. СПб., 2002.

Быстрова, Г.А, Сизова Э.А, Шуйская Т.А.. Логопедия в диалогах. СПб., 2004

Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1998.

Мастер-класс для педагогов “Лого сказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников””
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Цель: повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе ознакомления с технологией сказкотерапии на примере логопедического занятия.

Задачи: раскрыть понятие сказкотерапия, на примере логопедического занятия обучить методам и приемам применения сказкотерапии в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
logoskazka.docx261.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Лого сказки как метод коррекции речевых нарушений

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка – психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи : развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам.

Коррекционно – развивающие задачи : развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Коррекционно – воспитательные задачи : воспитание духовности, любви к природе, отзывчивости, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма и т.д.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

Приглашаю всех на занятие в старшую группу №6, где на примере логопедического занятия, познакомлю с некоторыми играми и упражнениями, которые используются в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Тема: Логосказка «Золушка».

Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений.

Коррекционно-образовательные : учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; закрепить знания цветов; закрепить знания по теме «одежда».

Коррекционно-развивающие : развитие артикуляционной моторики; развитие познавательных процессов, мышления; развитие общей и мелкой моторики, развитие фонематического восприятия, развитие связной речи.

Коррекционно-воспитательные : воспитание отзывчивости, воспитание чувства доброты, желания помочь.

Методы и приемы:

Метод стимулирования мотивации познавательной деятельности:

  • создание ситуаций занимательности;
  • создание ситуаций успеха;
  • познавательные игры;
  • поощрение.

Методы организации познавательной деятельности:

  • метод словесной передачи и смыслового восприятия (объяснение);
  • методы наглядной передачи зрительного восприятия (видео презентация);
  • методы практической передачи и тактильного, кинестетического восприятия (трудовые действия);
  • методы ведущего вида логики (разрезные картинки).

Методы контроля и самоконтроля:

  • текущий и итоговый;
  • индивидуальный, фронтальный;
  • самоконтроль.

Предварительная работа: чтение сказки «Золушка».

Оборудование: магнитофон, ноутбук, телевизор, картинки для артикуляционной гимнастики: «Окошко», «Блины», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Иголочка», «Утюжок», «Веник»; картинки: Золушка в рабочем и нарядном платье; разрезные картинки: три платья, три пары туфель, три шляпки красного, желтого и зеленого цветов; семена гороха и чечевицы, тарелочки, колпачок.

1. Организационный момент:

Дети сидят на ковре.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждут сказочные приключения, увлекательные игры и еще много всего интересного.

(Звучит тихая волшебная музыка.)

Чтобы в сказку нам попасть

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться.

Вновь подняться, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть,

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, сказка и игра!»

Логопед: Глазки откроете тогда, когда услышите колокольчик:

Сказку я вам расскажу,

В гости в сказку приглашу.

Жила семья на свете:

Муж, жена, три дочки с ними.

Дочки были уж большими.

Только две из них лентяйки,

Неряхи, задиры, зазнайки…

Лишь одна из них была

И сердечна и мила

Это…(кто?) (Звучит колокольчик, дети открывают глаза, отвечают) Золушка была. ( Появляется Золушка на экране, видео снять заранее.)

Золушка (видео): Во дворце сегодня бал, всех король туда позвал. А злая мачеха, столько работы мне задала, боюсь одной мне не справиться, помогите мне, пожалуйста!

Логопед: Ребята, поможем Золушке? (Да)

Логопед: Надо Золушке окна помыть (упражнение «Окошко»), блинов испечь (упражнение «Блинчик»), варенья наварить (упражнение «Вкусное варенье»), чай в чашки налить (упражнение «Чашечка»), одежду починить (упражнение «Иголочка»), потом ее погладить (упражнение «Утюжок»), пол подмести (упражнение «Веник»).

Развитие мелкой моторики. Золушка устала, а мачеха не унимается, новые задания придумывает. Говорит: «Посиди, семена перебери». Ребята, давайте поможем Золушке. Вам надо отделить горох от чечевицы. (Дети сортируют чечевицу и горох).

Складывание из частей целого, закрепление названий цветов. Только Золушка с одной работой управится, как сестры с мачехой ей новую работу придумывают. Посмотрите ребята, они все наряды свои на кусочки порезали, помогите все починить

(Дети собирают наряды: платья, туфли, шляпки, подбирают их по цветам).

Развитие грамматического строя. Но мачеха с сестрами снова недовольны, говорят, им наряды велики. Но у меня есть волшебный колпачок. Колпачок кто надевает, все предметы уменьшает (Ребенок (до 9 человек) выходит, надевает колпачок и называет уменьшительно-ласкательную форму слов: шляпа, платье, туфли).

Мачеха с сестрами уехали на бал и наказали Золушке одежду постирать и погладить, выходите ребята, поможем Золушке.

Физминутка (развитие общей моторики).

Дети выполняют движения под музыку Е. Железновой «Стирка».

Развитие речевого дыхания и слухового внимания.

Ребята, теперь надо помочь Золушке попасть на бал, для этого надо свечи в доме задуть и отстучать ритм который бьют волшебные часы. Если справитесь, то Золушка попадет на бал. Готовы? Возьмите свечи и задуваем. Послушайте и повторите.

Золушка (видео) Спасибо ребята за вашу помощь.

Логопед. Ребята, Золушка благодаря вам отправилась на бал, а нам с вами надо возвращаться в детский сад, вы готовы? Тогда глазки закрываем дружно всем сказать пора:

«До свидания сказка,

Детский сад ура!».

Итог. Ребята, в какой сказке мы с вами побывали? С какой работой помогли справиться Золушке? Тяжелая у Золушки работа? А интересная? Золушка в благодарность за вашу помощь, оставила для вас полезные витамины, нам же друзья, на прощанье, осталось сказать «До свиданья!»

Я считаю, что именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

Елена Королёва
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи детей. Дошкольников имеющих различные речевые патологии, становится все больше, проблема речевого развития – одна из самых актуальных в современном детском саду.

Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

В рамках коррекционной работы с дошкольниками широко применяются логосказки.

Сл. 2 Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Основная идея логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.

Сл. 3 Выделяют несколько видов логосказок:

• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

• Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука автоматизация, дифференциация звуков).

• Лексико – грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

• Сказки, способствующие формированию связной речи.

• Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Сл. 4 Для постановки сказок подходят различные виды театров:

Сл. 5 рукавичный,

• куклы на палочках,

Сл. 6 театр «Притворщик»

Артикуляционные сказки.

Сл. 7 Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.

Сл. 8 В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания.

В сказке «Три поросенка» дети дуют на «соломинки», на карандаши – ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы.

В сказке «Колобок» дети помогают колобку с помощью воздушной струи добраться от одного сказочного героя к другому, «пробежаться» с Колобком по дорожке.

Сл. 9 В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией – на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.

Пальчиковые логопедические сказки.

Сл. 10 Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Фонетические сказки.

Сл. 11 Основной задачей фонетических сказок является работа над изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях и спонтанной речи.

Сл. 12 Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук.

Сл. 13 Например, по просьбе педагога, они могут дать определенные имена героям или выполнить другие подобные задания.

В имени зайца должен присутствовать звук С, а имени лисы – З.

У зайки были игрушки, в названии которых есть звук С, а у лисы – звук З.

Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком.

Найти слова со звуком Ч в предложении: Сидит зайчик на пенечке и плачет.

Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его.

Лексико – грамматические сказки.

Сл. 14 Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.

Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например, сказка «Заюшкина избушка», дети называют зайчика маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым, грустным, удивленным, трусливым.

Игра: «Где прячется Маша?» (По сказке: «Маша и медведь»)

Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

– Маша прячется от медведя, назови, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью и т. д.)

Сл. 15 По сказке «Репка» можно отрабатывать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД.

Образование антонимов быстрее отрабатывается в упражнении «Все наоборот» (У девочки была матушка добрая, а мачеха -(злая) и т. д.).

Сл. 16 Чтение и пересказ русской народной сказки «Заяц – хваста» поможет ребенку освоить образование существительных с помощью суффикса –ищ.

Сказки, способствующие формированию связной речи.

Сл. 17 Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки, сочиненные логопедом, воспитателем и созданные вместе с детьми. Особое внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетных рассказов, придумыванию сказок, сказочных историй.

Приемы сказкотерапии при формировании связной речи:

– Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой надо изменить окончание по своему усмотрению.

– Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?»

– Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» – в первом случае волк – злобное животное, в другом – верный и надежный помощник, друг.

Сл. 18 – Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.

– Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.

– Придумывание новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Например, «Теремок» – новое название «Дружный домик», «Домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок».

Рассказывание сказок сопровождается действиями на фланелеграфе, магнитной доске, в настольном театре.

Сл. 19 Ребенку легче овладеть навыком пересказа, если сказка короткая, забавная и в ней четко выражен сюжет. Полезно сопровождать пересказ текста показом героев сказки с помощью рук («Покажи сказку руками»).

Сказки для обучения грамоте.

Сл. 20 Играя со сказочными персонажами Слыш и Буковка, дети знакомятся с гласными и согласными звуками и буквами. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.

Сл. 21 Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, они с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию. Например, такие задания: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т. д. В сказке «Три поросенка» дети мимикой показывают злого волка, счастливых поросят и испуганных поросят.

Сл. 22 У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.

Сл. 23 Для родителей по данной теме на стендах регулярно пополняется и обновляется информация, Сл. 24 выпускается газета «В мире правильной речи», Сл. 25 составляются различные буклеты, чтобы родители имели возможность забирать их домой.

Сл. 26 Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи:

– совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;

– лексико-грамматический строй речи;

– развивать связную речь;

– мелкую и общую моторику;

– все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);

– создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству логопеда, воспитателя с детьми.

Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Дата публикации: 06.04.2019

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Симонова О. В. Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №4. — С. 27-30. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/122/4108/ (дата обращения: 28.02.2020).

Актуальность

Как сделать занятие по коррекции звукопроизношения интересным, разнообразным для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Решить эту задачу можно с помощью логопедической сказки в игровой деятельности.

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми.

Всем известно, что для ребенка дошкольного возраста игра — это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Логосказки — целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Детям старшего дошкольного возраста с нарушением речи, в силу своих психо — физиологических особенностей, предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям, им требуется больше времени на закрепление полученных навыков. Сказка всегда удивительна и загадочна, дети могут по несколько раз слушать ее, не теряя интерес к происходящему, переживать и даже участвовать в приключениях героев, изменять сюжет.

Логопедическая сказка «Братец Кролик и братец Лис» — фонетическая сказка. Предложенная сказка — это интересная, форма дифференциации звуков [Р] и [Л]. Она рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с нарушениями устной речи (звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов) и рекомендуется только после полной автоматизации (ведения в самостоятельную речь ребенка) данных звуков.

Цель: создание благоприятного эмоционального состояния для формирования звуковой стороны речи, всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Формировать правильное, четкое произношение звуков [Л, ЛЬ, Р, РЬ], умение дифференцировать данные звуки в речи;
  2. Совершенствовать речевую моторику.
  3. Обогащать и активизировать словарь.

Коррекционно — развивающие задачи:

  1. Развивать высшие психические функции детей (внимание, память, логическое мышление).
  2. Развивать фонематические процессы.

Воспитательные:

  1. Развивать интерес к занятиям.
  2. Воспитывать чувство доброты, желание прийти на помощь, приучать детей заботиться о тех, кто слабее или попал в беду.

В ходе чтения сказки взрослый предлагает ребенку выполнить задания, в результате которых дети учатся различать звуки [Р — Л] на слух и в процессе произношения слов, предложений. Происходит уточнение артикуляции звуков [Р] и [Л], формируется фонематический слух, воспитывается умение слушать и четко выполнять инструкции взрослого, формируется контроль за собственной речью, развивается внимание (Игра «Раз, два, три, четыре, пять — будем слово выбирать!», игра «Лабиринт», игра «Урожай», игра «Угощенье» — карточки для заданий содержатся в приложениях).

Для улучшения восприятия и повышения интереса к материалу, в содержание сказки, включены задания с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы.

Данный материал могут использовать логопеды на занятиях, воспитатели в процессе игровой деятельности и родители в домашних условиях.

Данную сказку можно использовать в полном объёме как итоговое занятие с целью закрепления полученных знаний и умений.

Сюжет логосказки вызывает положительные эмоции, развивает нравственные качества. Уникальная возможность жанра сказки, так любимого всеми детьми, помогают осуществлению реализации коррекционно-образовательной программы в формам, специфических для детей с нарушением речи данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, как ведущего вида деятельности дошкольника, познавательной активности, что способствует творческому воображению и развитию детской речи.

«Братец Кролик и Братец Лис»

На лесной опушке, в маленьком домике жил Братец Кролик. Братец кролик был озорным весельчаком и хитрым малым.

Он любил веселиться, радовался любому празднику, дружил со всеми жителями леса: ежом, бобром, оленем, енотом, глухарём, белкой, медведем, лосем, черепахой, барсуком, вороной. Но не ладил с братцем Волком, а особенно с братцем Лисом, который жил рядом.

Братец Лис все время спорил с братцем Кроликом, а Братец Кролик выигрывал. Братец Лис не мог перехитрить братца Кролика и обиделся на него. С тех пор они стали врагами.

Игра «Раз, два, три, четыре, пять — будем слово выбирать!»

Кролик с Лисом враждовали

И картинки выбирали.

Кролик брал со звуком [Р],

Ну, а Лис со звуком [Л]:

рак, ракета и ведро,

лак, лошадка и дупло,

белка, лайка и баран,

кенгуру и барабан,

рамка, радуга, кровать –

Помоги им выбирать.

(Приложение № 1 — карточки со звуком [Р] и звуком [Л])

Братец Лис соревновался с братцем Кроликом по любому поводу и пытался поймать Кролика, но Братцу Кролику всегда удавалось ускользнуть от его лап.

Игра «Лабиринт» (Помоги братцу Кролику убежать от братца Лиса. Пройди по лабиринту, четко произнося звук [Р] и звук [Л]в словах-картинках).

У братца Кролика был огород, огороженный забором. Возле забора росли подорожники, а возле дома была клумба с тюльпанами и ромашками. В огороде он выращивал баклажаны, лук, помидоры, редиску, картошку, репку, огурцы, капусту, укроп и морковку. Еще там росли крыжовник и малина. А рядом с кустом крыжовника — крапива. Братец Кролик всегда делал запасы на зиму, а братец Лис от него не отставал.

Игра «Собери урожай»

Кролик с Лисом убирали

Урожай в сентябре.

И корзины наполняли

Рано утром на заре:

помидор, укроп, картофель,

перец, редька и горох,

огурец, морковь и репа –

Урожай у них неплох!

Но делить решили звери

Заготовки по частям.

Что возьмёт в корзину Кролик?

А что Лис себе припас?

Задание: разложить в корзинки овощи. В корзинку братца Кролика овощи, в названии которых звук [Р] — твёрдый, а в корзинку братца Лиса [Р’] — мягкий. (Приложение № 2 — предметные картинки «Овощи», корзинки)

Братец Кролик больше всего любил морковку. Радовала морковка всех лесных жителей своей красотой. В такт ветру она развивалась днем и укрывала от росы и холода добрых букашек ночью. Братец Кролик приходил к ней каждый вечер поговорить, укрывал от сильного ветра, гладил ее шуршащие волосы и радовал брызгами воды, когда дождь где-то задерживался. Ни у кого в лесу не было такой морковки. У нее был самый веселый и звонкий хруст, и она придавала сил. Конечно, слух о такой замечательной морковке разлетелся быстро по лесу, и все стали приходить к братцу Кролику. Братец Кролик был добрым и всех встречал с радостью. Только братец Волк и братец Лис не пришли.

Они услышали от сестрицы Вороны о волшебной морковке и подумали, что братец Кролик такой хитрый, потому что каждый день ест ее за завтраком.

Братец Лис поспорил с братцем Волком:

— Я украду у братца Кролика волшебную морковку, съем ее и стану сильным и хитрым.

Это очень легко, как воровать кур в деревне. Я могу утащить даже жирного поросёнка.

— На тысячу миль в округе не найти ни одного лиса, способного на такое дело — ответил братец Волк.

— У меня получится! Братец Кролик сам подарит мне ее!

Однажды рано утром Братец Кролик проснулся, улыбнулся, потянулся, умылся, посмотрел в окошко. Решил прогуляться немножко. Но сначала решил позавтракать. Вышел в огород, насобирал моркови: раз морковка, две морковки, три морковки. Помыл, нарезал и украсил стол. После завтрака вышел во двор, прогулялся вокруг дома. Поработал в огороде, и не заметил, как настал вечер. И вдруг за бочкой с холодной водой во дворе он увидел рыжий хвост.

— Это же братец Лис прячется. Надо его перехитрить — подумал братец Кролик. И сделал вид, что не заметил братца Лиса.

— Как хорошо, что братец Лис не знает о волшебной траве в огороде, которая рядом с кустом крыжовника. Узнал, украл бы, дотронулся до нее и стал самым сильным в лесу — сказал он вслух, чтобы братец Кролик его услышал.

— Пойду я прогуляюсь перед сном на лесной полянке.

Сделал вид, что убежал, а сам спрятался за забором и стал наблюдать за братцем Лисом.

Тем временем Братец Лис размышлял над словами братца Кролика.

— Зачем мне морковка, лучше украду волшебную траву, — решил братец Лис.

Он осторожно, медленными перебежками пробрался через двор в огород. Стал разглядывать, что там растет и искать волшебную траву. Было темно, и он увидел крапиву рядом с крыжовником и чуть не воскликнул от радости. Со всех сил он разогнался, добежал до крыжовника и сорвал крапиву. Вдруг его руки загорелись, как от уколов иголкой. Старый Лис подумал, что это волшебство на него действует. И побежал в обратную сторону, с огорода во двор. Он так спешил, что не заметил бочку с холодной водой, опрокинул ее и облился. Покатился вниз с горки. А братец Кролик остался доволен. Прибежал братец Лис домой и стал ждать, когда станет самым сильным в лесу. Но не дождался. Заболел.

Братец Лис всерьёз заболел,

Братец Лис не встаёт с постели.

Братец Лис совсем покраснел,

И забыл с Волком о споре.

Слухи о болезни братца Лиса быстро разнеслись по всему лесу. Дошли и до братца Кролика. Пожалел он братца Лиса, потому был добрым.

Спросил у братца Черепахи, чем помочь братцу Лису. Братец Черепаха нашел лечебную травку для него-подорожник.

Братец Кролик готовит суп

Понаваристей для больного,

Чтоб поправился рыжий плут

И устроил погоню снова.

Сварил братец Кролик суп с подорожником, налил его в термос, взял с собой бутылочку малинового варенья и отправился вместе с лесными жителями к братцу Лису. Накормили его супом из подорожника, напоили чаем с малиновым вареньем. А братец лис угостил всех соком и леденцами. А потом пригласил на пикник.

Игра «Угощенье»

Приглашает Лис зверят,

Накрывает всё подряд:

лимонад, желе, малину,

пирожок, пюре, калину,

торт, зефир, кефир и квас,

салат, селёдку, ананас,

бутерброды и творог,

йогурт, рыбу и сырок.

Отгадай, что на пикник

Приготовил старый Лис.

(Приложение № 3 — предметные картинки со звуками [Р-РЬ-Л-ЛЬ], тарелки). Задание: разложить блюда, в названии которых слышится тот или иной звук по тарелкам.

Вот и выздоровел братец Лис, попросил прощение у братца Кролика и понял, что настоящее волшебство делают не морковка, не трава, а друзья.

Вот так и стали они не врагами, а друзьями!

  1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2015. — 320 с.
  2. Харрис, Д. Ч. Сказки дядюшки Римуса [Текст]/Д. Ч. Харис. — М.: АСТ, 2016. -190 с.

Похожие статьи

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Знакомство детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Познакомить дошкольников с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», учить пересказывать текст сказки по схеме.

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми.

Сказка — наиболее универсальный и комплексный метод воздействия в коррекционной работе с детьми.

Сказка в жизни ребёнка играет огромную роль. Знакомство с ней начинается с первых лет его жизни.

Используется огромное количество игровых методик, сказки реже.

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств.

Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи

То, что ребенку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для

«Замок»: 1- ладони вместе, 2 – пальцы соединяются в замок. «Лиса крадется»: все пальцы как.

Конспект занятия в средней группе «Приключения. »

«Дорогие ребята, мой братец превратился в козленочка и чтобы вернуть ему человеческий облик необходима волшебная вода, которая есть у злой Бабы Яги. Пожалуйста, помогите мне достать ее, а иначе мой братец навсегда останется козленочком… Аленушка».

Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей

— С этим братцем в лес ходил

При использовании су-джок-терапии у детей повышается речевая активность — это проявляется при разучивании стихотворений, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывание коротких сказок.

Волшебные предметы помощники героя в структуре волшебной.

Появление в волшебной сказке предметов, наделенных волшебными свойствами исторически связано с первобытными верованиями

Так, в народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вода наказывает героя: «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в Волшебный. »

Дети: — Сказку Колобок. Воспитатель: — Картинки все перепутались местами и вам нужно расставить их в нужной последовательности.

(Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по.

Са-са-са — под кустом сидит лиса, Ма-ма-ма — на дворе сейчас зима, Ша-ша-ша — мама моет малыша

Основные термины (генерируются автоматически): волшебная вода, воспитатель, ребенок, заколдованный лес, ребята, волшебный сундучок, детский сад, мой братец, III, Яга.

Логосказки как способ коррекции и развития речи у дошкольников

Дзюба Лариса Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 281 комбинированного вида»

Логосказки как способ коррекции и развития речи у дошкольников

Речевая патология – это нарушение важных психических функций человека. Развитие мышления и речи есть непременное условие развития всех остальных человеческих способностей, а это побуждает речь к дальнейшему совершенствованию. Таким образом, получается саморегулирующее круговое замыкание – два взаимовозбуждающих потока усиливают друг друга и регулируют процесс формирования человека. Задержка одного компонента (мышления или речи) может вызвать или задержку всего развития или даже его остановку. В последнем случае процесс становится необратимым – уже нельзя какой-либо усиленной стимуляцией догнать упущенное время.

Анализируя речевые нарушения, имеющиеся у воспитанников детского сада, могу отметить увеличение количества детей со сложными речевыми нарушениями. Дети, посещающие коррекционно-образовательное учреждение, имеют тяжелые нарушения речи, осложненные ММД (минимальной мозговой дисфункцией), алалией, ДЦП (детским церебральным параличом), нарушениями слуха, зрения и др. Часто у таких детей нарушены основные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), словарный запас отстает от возрастной нормы, у многих отсутствует речь. Это может быть обусловлено следующими причинами: органические, функциональные и социально-психологические нарушения, а именно большая занятость родителей на работе вызывает дефицит общения с детьми; большой поток визуальной информации (телевизор, компьютер и т.д.), которую получают дети без словесного обсуждения, комментариев взрослых; малое количество грамматически и орфоэпически правильной речи (отсутствие образца речи); мало внимания уделяется чтению книг.

Чтобы речь у ребенка развивалась правильно и вовремя, чтобы малыш рос коммуникабельным, активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих, нужно повышать результативность коррекционной работы, делая каждое занятие разнообразным и творческим.

Это все зависит от желания и возможностей логопеда. Общение логопеда с детьми должно происходить на благоприятном эмоциональном фоне. Поэтому нужно организовать такую среду, в которой ребенок будет хотеть и стремиться сделать свою речь правильной, грамотной и красивой. Решить все это поможет инновационный метод – логосказки. Разнообразие в преподнесении учебного материала будет способствовать спонтанному развитию связной речи, поддержанию эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, улучшению результативности в усвоении знаний.

Методы работы со сказками активно используются в коррекционной педагогике. Использование сказочного материала позволяет достичь определенного эффекта при коррекции психологических проблем личностного развития ребенка. Достаточно активно сказочный материал может применяться в содержании педагогической работы, в том числе и в логопедической практике. В сказочном материале изначально содержатся элементы, которые привлекательны для детей дошкольного возраста, обладают воспитывающим, развивающим и образовательным потенциалом. Малыш с радостью погружается в воображаемый нереальный сказочный мир, активно действует в нем, творчески преобразуя его.

Способы работы со сказкой разнообразны, как сама жизнь. Все, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем», – писал В. А. Сухомлинский. Участие детей в игровой деятельности на основе сказочного материала может использоваться в логопедической работе как диагностический способ, который позволяет выявить и оценить следующие качественные и количественные характеристики в развитии детей: активность/пассивность, миролюбивость/агрессивность, уверенность/беспокойство, хорошо/плохо, внимательность/невнимательность.

Использование сказочных сюжетов помогает речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации звуков). Проведение сказочных занятий, на которых они знакомятся с чувствами, эмоциями, побуждениями, повышает двигательную активность ребенка. Использование сказок в коррекционной работе с детьми способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений, событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторы системы.

«Логосказки» решают множество задач. В предлагаемых «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Есть невидимая, незаметная на первый взгляд работа, а именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств. Наиглавнейшими действиями являются развитие произвольного внимания и обучение искусству расслабления. На «сказочных» занятиях дети, во-первых, учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания, а во-вторых, постепенно овладевают «телесным осознанием».

Мне, как логопеду, известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбужденным, двигательно расторможенным ребенком. У него непослушный не только язык, но не послушно все тело. Он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. И таких детей в логопедической группе обычно много. Очень нелегко автоматизируются звуки. Недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других. Проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое.

Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретает уверенность в себе и хотя бы частично избавляется от сомнений и страхов, то постановка и автоматизация звуков пойдет гораздо успешнее. Ребенок меньше устает на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он способен к усвоению большего объема информации, чем раньше.

Если у гиперактивного ребенка проснется живой интерес и разовьется чувствительность, то это означает, что у логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь. Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возрастная чувствительность очень поможет логопеду в такой области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.

В «сказочных» занятиях уделяется внимание не только речи, но и активизации процессов мышления, улучшения моторики пальцев рук, также большое внимание уделяется общему движению тела и совершенствованию эмоционально-волевых процессов. Игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания (вглядывание в постоянно изменяющееся движение куклы, вслушивание в звуки природы), увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.

В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабления с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам и состоянием. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций, дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Особенность «логосказки» состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речи. «Логосказки» – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных, эмоциональных состояний.

Развитие личности и речи дошкольников по «логосказкам» осуществляются по следующим направлениям:

1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамики музыкальных образов через обоснование собственной точки зрения в речи – доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове через совместное состояние словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.

6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

Направления «логосказки» логически связаны и осуществляются в комплексе. «Логосказки» представляют собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения и музыкальные зарисовки.

Подготовка к занятиям.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

Для этого я предлагаю три техники расслабления: расслабления по контрасту с напряжением; расслабление с фиксацией внимания на дыхании; расслабление-медитация.

Расслабление по контрасту с напряжением. При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением я привлекаю внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловище, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова: твердый – мягкий, сильный – слабый, холод – тепло, сосулька – водичка, движение – сон, страх – доверие, злой – добрый.

Использую следующие варианты упражнений:

Руки. Детям предлагаю максимально напрячь и сделать твердыми пальцы рук («коготки тигра»). Подержать в таком положении. Обхожу детей, проверяю, достаточно ли твердыми стали пальцы и кисти рук. Затем предлагаю расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми («мягкие лапки»).

Лицо. Детям предлагаю крепко-крепко зажмурить глазки, подержать их в таком положении, почувствовать, как трудно удерживается напряжение, а затем открыть глазки, расслабить мышцы, ощутив в них легкость и спокойствие.

А теперь – стиснуть зубы, прищурить глазки или нахмуриться, сделать лицо злым и грубым и почувствовать появившиеся напряжение. Можно потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживают пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц.

Тело. Детям в положении «стоя» предлагаю «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Дотрагиваюсь до каждого ребенка, проверяю, насколько напряглись мышцы его тела. Затем ласково глажу каждого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагаю «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у детей свисают вдоль туловище, голова легонько падает на грудь. Проверяю расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая расслабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления.

Расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Почти все динамические упражнения, игры и танцы рекомендую заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полнее расслабиться. Живот во время вдоха должен подниматься, а во время выдоха опускаться. Внимание следует сосредотачивать на животе, добиваясь более полного и глубокого выдоха. Вдох происходит самопроизвольно и не требует особого внимания. Расслабление с фиксацией внимания на дыхании можно выполнять сидя или стоя, но лучше, если это происходит в положении лежа.

Расслабление – медитация. Для перевоплощения в сказочных героев детям нужно как можно ярче и выразительнее передать заданный образ. Для этого я предлагаю как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться, погружаться в то или иное состояние.

В своей работе я использую различные игровые методы и приемы:

I. Словесная режиссерская игра, в которую включаю и решаю три задачи:

а) воспитываю умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев, природных явлениях. Спрашиваю у ребенка: «какая музыка, грустная или веселая, быстрая или медленная, что можно делать под такую музыку, весело играть на полянке или плакать?» По характеру музыки дети начинают вспоминать, что происходит с героями сказки;

б) с помощью лексических средств (прилагательных, наречий) помогаю детям определить свои эмоции, чувства и выразительно интонировать голоса героев с разной силой голоса;

в) знакомлю с образными выражениями и сказочными повторами, активизирую в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов. Широко применяю игры, в которых ребята продолжают высказывание взрослого. На первых порах дети учатся подбирать противоположные по смыслу слова. Старшие дошкольники продолжают фразы взрослого, используя образные выражения и фразеологизмы из сказки.

II. Психогимнастика.

В использовании данного метода решаю две задачи:

а) побуждаю к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний детей, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Дети показывают не только эмоциональные состояния героев, но и передают через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления;

б) вместе с детьми отображаю эмоциональные образы в темпоритме. Выполняем упражнения на ритмизацию природных явлений, чувств и действий героев сказки, что способствует нормальному функционированию ритмических процессов, происходящих в организме ребенка.

III. Совместная импровизация с детьми.

Предлагаю разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

IV. Рисование.

Рисуем с детьми сказочных героев и ситуации для воссоздания мыслительно-представляемых эпизодов и эмоциональных. Обсуждаю с детьми, как можно воссоздать образ героя с помощью красок. Дети проникают в сферу мыслей героев, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого эмоционального подтекста.

Метод «логосказок» универсален и в том плане, что с его помощью можно решать проблемы детей любой социальной категории, будь это ребенок из социально-неблагополучной семьи, с задержкой психического развития или тяжелым нарушением речи.

«Логосказки» оказывают психокоррекционное воздействие как на внутренний, так и на внешний мир ребенка, что обеспечивает необходимую эффективность работы. Предложенная мною методика способствует формированию у детей интереса к сказке, сказочным героям и речевой деятельности, поддерживает положительные отношения к занятиям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в коррекционной работе, обучении и воспитании.

«Использование сказкотерапия с детьми, имеющими речевые нарушения, как средство развития связной речи»

Статья посвящена работе с детьми имеющие речевые нарушения. Использование сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Сказка – это волшебный мир, в который мы часто окунаемся.

Мы испытываем чувство грусти, радости. Сказка – это чудо!

Дети с тяжёлыми речевыми нарушениями, с которыми я работаю, испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи, обусловленные нарушениями основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематической, грамматической, лексической, а также недостаточной сформированностью, как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей, как правило, вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов также создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Все исследователи психологической природы связной речи отмечают её сложную организацию и указывают на необходимость специального речевого воспитания детей дошкольного возраста (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба). Тем актуальнее становится необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, поиск более новых и эффективных научно обоснованных путей развития связной речи у детей с нарушениями речи.

Это необходимо, как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами в последние годы и применяемых в работе с детьми дошкольного возраста, является использование сказки.

Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли советские психологи Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н.А. Погосова, М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.

Регулярность проведения коррекционной работы с использованием данного метода способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. При организации сказочно-игровых ситуаций идет постепенный переход от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом наращивается словарный запас ребёнка. Получая что-либо в игре от кого–либо, ребенок что-то отдает, так поддерживается его гармоничное развитие.

Целью моей работы является применение сказкотерапии в развитии связной речи у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

Предмет исследования: сказкотерапия как один из методов преодоления нарушения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

В соответствии с поставленной целью предстояло решить ряд задач:

– изучить проблему использования сказкотерапии в работе отечественных педагогов, психологов;

– разработать и апробировать систему работы по развитию связной речи с применением сказкотерапии;

– выявить эффективность применения сказкотерапии в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

В своей работе исходила из утвердившегося в психолингвистике положения, что речь представляет собой совокупность отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно. При этом опиралась на следующие принципиальные положения:

– принцип постепенного перехода от более простого к более сложному;

– принцип дифференциации, заключающийся в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний, накопленного им опыта, эмоциональной и познавательной сферы;

– принцип деятельности. В непосредственно образовательной деятельности ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний;

– принцип непрерывности и интегративности. Процесс развития связной речи не заканчивается в деятельности учителя-логопеда, а продолжается в совместной деятельности воспитателя и ребенка, ребенка и родителя.

I. Роль сказкотерапии в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Одним из перспективных направлений в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи считаю метод сказкотерапии.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает мне развивать его связную речь.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому использование сказки обеспечивает мне комплексный подход в развитии ребёнка.

Сказкотерапия в системе коррекционной работы по развитию связной речи преследует:

– создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

– совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

– развитие просодической стороны речи;

– развитие диалогической и монологической речи;

– приобщение детей к истокам народной культуры.

Занятия по развитию связной речи с использованием приёмов сказкотерапии мною проводятся один раз в неделю в пятницу. В течение недели воспитателем ведётся предварительная работа: рассматриваются иллюстрации, обыгрываются проблемные ситуации с героями сказки, обсуждаются пословицы и поговорки, которые можно подобрать к сказке.

На занятии используются загадки по содержанию сказки, проводятся физминутки, подвижные игры с героями сказки, упражнения по развитию грамматических категорий, мнемотаблицы, мультимедийные презентации. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

II. Содержание коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Вся коррекционная работа по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи построена мной с учётом методических рекомендаций, изложенных в трудах В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Большевой, Р. И. Лалаевой, Е.М Мастюковой, Т.Б Филичевой, Л.Н Ефименковой, В.К.Воробьёвой.

Данная система работы включает в себя:

• Перечень сказок, используемых в коррекционной работе с детьми по развитию связной речи (приложение 1);

• критерии оценки уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (приложение 2);

• приёмы использования сказки в непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (приложение 3).

Система работы реализуется в три этапа: подготовительный или диагностический, основной или коррекционный и заключительный.

Подготовительный этап продолжается 2 недели. Его основной целью является проведение входящей диагностики.

– получить информацию об уровне развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;

– определить условия для развития речи детей.

Эта работа проводится в индивидуальной форме, позволяющей наиболее точно определить «проблемные зоны» в развитии связной речи каждого ребёнка. По завершению обследования выстраивается индивидуальный маршрут развития всех компонентов речи, в том числе и связной.

Основной этап длится 29 недель.

– совершенствовать умения детей пересказывать сказки;

– совершенствовать умения детей сочинять;

– совершенствовать умения показывать сказки другим детям разного возраста.

Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями.

Дидактическим материалом работы на данном этапе служат различные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф и драматизация сказок.

Непосредственно образовательная деятельность с применением приема сказкотерапии состоит из нескольких этапов.

На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке.

На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения содержания сказочного произведения.

На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами. Одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные ситуации.

На четвертом – творческое использование различных ситуаций в самостоятельной деятельности.

В соответствии с вышеизложенной системой работы со сказкой мною были определены дифференцированные задачи и разработана методика, способствующая реализации каждого этапа.

I этап. Цикл кратковременных наблюдений, разработанных в соответствии с содержанием сказочного произведения. Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию содержания сказки.

• развивать чувственное восприятие сказки и эмоциональное отношение к ней;

• побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций;

• выполнять трудовые действия, направленные на освоение сказки.

II этап. Знакомство со сказкой.

• подводить детей к пониманию содержания сказки, опираясь на непосредственный чувственный опыт, с которым дети встречаются в сказке;

• развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки;

• расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске;

• способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;

• развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;

• развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.

При чтении сказки использую эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). Во время беседы постоянно обращаюсь к личному опыту детей, поощряя их высказывания.

III этап. Путешествие по сказке.

• побуждать детей к видоизменению содержания сказки;

• использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем;

• развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников);

• воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку.

Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом “путешествия” по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом мною используются различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекаю детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки.

IV этап. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок.

• развивать у детей интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки;

• побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным лексическим темам;

• развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение (целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность);

• побуждать к творческому рассказыванию сказок лексического содержания, созданию несколько вариантов на одну тему.

Для этого мною используются разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок.

Заключительный этап длится 2 недели. Его цель – проведение контрольной диагностики.

– получить информацию об уровне сформированности связной речи;

– определить наиболее результативные приёмы сказкотерапи.

III. Эффективность коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Использование приема сказкотерапии в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня развития связной речи детей.

Данные диагностики показывают, что на начальном этапе обучения в 2014 году 2% детей группы показывали высокий уровень сформированности связной речи, 31% – средний, 67% – низкий. На конечном этапе обучения 77% группы детей показали высокий уровень сформированности связных высказываний, 21 – % средний, 2% – низкий. На начальном этапе обучения в 2014 году 8% детей показывали низкий уровень сформированности связной речи, 25% – средний, 67% – высокий. На конечном этапе обучения уже 84% детей показали высокий уровень сформированности связных высказываний, 16% – средний, низкий отсутствует.

Таким образом, на основании вышеприведенных материалов можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в коррекционной работе по развитию связной речи:

– у ребенка исчезают переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации;

– использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере;

– у детей улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматический строй, обогащается словарный запас.

Читайте также:  Игровые приемы в логопедической работе
Ссылка на основную публикацию