Педагогический проект: Использование сказки как метод коррекции речевых нарушений старших дошкольников

«Авторские логопедические игры как средство коррекции произношения у старших дошкольников»

Информационные сведения о методической разработке.

Автор: Лаврова Жанна Владимировна, учитель – логопед МОУ д/с N 393 Красноармейского района, г. Волгограда.

Актуальность

Как показывают результаты логопедических обследований за последние четыре года, нарушения произношения у детей увеличиваются как количественно ( в 2006 году нарушение произношения у детей подготовительной группы составляли 30%, в 2009 – 60%), так и качественно.

Наряду с усложнением произносительной патологии наблюдается низкий уровень сформированности у детей 6-7 лет фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи.

Недостаточно ясная речь детей с произносительными проблемами, а тем более с наслоением фонематической и лексико-грамматической недостаточности ограничивает речевое общение, может отрицательно влиять на полноценность всестороннего развития ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, чувства неполноценности). Если вовремя не уделить должного внимания устранению нарушений речи, то они превратятся в стойкий дефект и могут сказаться в дальнейшем на обучении в школе, на выборе профессии.
Этим обусловлена актуальность коррекционно-пропедевтической деятельности на логопункте. Основная цель при этом – сочетание работы по формированию произносительной стороны речи и работы по совершенствованию фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка.
Однако достижение этой цели связано с определенными трудностями, являющимися следствием усложнения произносительного дефекта, наслоения фонематических и лексико-грамматических несовершенств, неоднородности проявлений речевой недостаточности, а также низкого уровня активности детей при монотонности процесса автоматизации. Кроме того, усложняет задачу ограниченность во времени, отведенном на занятия на логопункте, и недостаточность участия и контроля со стороны воспитывающих взрослых.
В связи с этим на первый план выступают задачи: поиск наиболее эффективных путей коррекции нарушений произношения; поиск возможностей сочетания решения в коррекционном процессе произносительных и других речевых задач.
В значительной мере повышения эффективности коррекционной и пропедевтической работы можно добиться посредством активизации дошкольников на логопедических занятиях. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Необходимость проведения коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Именно благодаря тому, что педагог общается в этот момент с ребенком «на равных», преодолевается часто встречающаяся скованность и застенчивость детей на первом этапе работы. Создание на каждом из этапов логопедического воздействия целенаправленных игровых ситуаций, формирует у детей навыки правильной, самостоятельной речи, побуждает к познавательной активности.
Реализации поставленных задач максимально способствует применение дидактической игры как формы обучения и коррекции. Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, логопед может управлять игрой, процессами познавательной и коррекционной деятельности, поведением детей.
Применение игровой технологии в логопедической практике необходимо основывать на учете: ведущего вида деятельности дошкольников, этиологии, механизме и структуре нарушения звукопроизношения, состоянии фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка, связной речи, поэтапного использования наглядных средств обучения.
Поиск дидактических игр и упражнений, отвечающим целям и задачам коррекционно–пропедевтической работы привел к разработке собственных игр и игровых приемов.

Научная обоснованность

Выбор темы разработки во многом определялся целями и задачами коррекционной работы и опирался на изучение трудов Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н. по проблеме игрового обучения. Серьезно разрабатывали теорию игры К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, В.С. Мухина и многие другие. Как показывают исследования Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н. и труды многих других ученых практическая ценность игрового обучения “обеспечена” многовековым опытом самостоятельной игры человека и человечества, начиная с умственного развития в яслях и кончая процессом обучения в школе. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
В логопедической литературе таких авторов как В.И.Селиверстова, Фомичевой М.Ф., Рождественской В.И., Максаковой А.И., Тумановой Г.А. предложены игровые упражнения, которые можно использовать для коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи. Игры по автоматизации звуков предлагают такие авторы: Глухов В.П., Лопухина И.П., Пожиленко Е.А., Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. и другие. Игры по развитию мелкой моторики предлагает Цвынтарный В.В., Крупенчук О.И., Лопухина И.А, Рузина М.С., Узорова О.В., Нефедова Е.А.и др.
Изучение методологических основ коррекционной работы, теории игры, а также новинок, публикаций и достижений педагогической науки последних лет в вопросах коррекции речевых нарушений, речевого развития дошкольников, подготовки к школе послужило основой для разработки собственных авторских игр.

  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: «Академия», 2006.
  • Бондаренко А. Н.. Словесные игры в детском саду. 2-е издание. – М.: Просвещение . 1977.
  • Выготский Л.С. “Воображение и творчество в детском возрасте” – М.Просвещение, 1991г.
  • Глухов В.П. использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников / Дефектология N 4, 1993г.
  • Зуева Л. Н. и др. Думай – говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. Кн. Для воспитателей дет. Сада, педагогов и родителей. – М.; Просвещение, 1996.
  • Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. АПН РСФСР, 1958.
  • Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя. М.,1983.
  • Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников / Дефектология N 3, 1995г.
  • Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. М.,1968.
  • Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М.,1981.
  • Серова К.Ю. Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР посредством игровой мотивации./ Логопед N6, 2009г.
  • Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.
  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1980.
  • Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.; Аквариум , СПб., Дельта, 1996.
  • Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1988
  • Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей / Дошкольное воспитание N3, 1966г.

Цели и задачи

Целью описываемой в методической разработке деятельности является – повышение эффективности коррекционной работы посредством активизации дошкольников в процессе преодоления нарушений звукопроизношения на основе учета:
– ведущего вида деятельности дошкольников,
– этиологии, механизма и структуры нарушения звукопроизношения,
– поэтапного использования наглядных средств обучения.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи:

  • Поиск наиболее эффективных путей коррекции звукопроизношения.
  • Профилактика и преодоление стертых речевых нарушений у дошкольников.
  • Поиск возможностей сочетания решения в коррекционном процессе речевых и пропедевтических задач.

Технология

Авторские игры этапа автоматизации звуков

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

  • Главная
  • Публикация на сайте
  • ПЕДАГОГАМ
  • РОДИТЕЛЯМ
  • Нацпроект «ОБРАЗОВАНИЕ»
  • Методические подсказки
  • Библиотека
  • Карта сайта
  • Мои книги
  • СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ
  • Темы по самообразованию

Рубрики

  • ПЕДАГОГАМ
    • Архив вопросов-ответов
    • Аттестация педагогов
    • Важные документы
    • Методические подсказки
    • Музыкальное развитие
    • Нацпроект “ОБРАЗОВАНИЕ”
    • Познавательное развитие
    • Ранний возраст по ФГОС ДО
    • Речевое развитие
    • Социально-коммуникативное развитие
    • ФГОС дошкольного образования
    • Физическое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    • Английский язык
    • Занятия
    • Игры
    • Исследовательская деятельность
    • Коррекционная педагогика
    • Логопедия
    • Мастер-класс
    • Методические материалы
    • Музыкальные занятия и праздники
    • Проектная деятельность
    • Психология
    • Работа с родителями
    • Развлечения
    • Ранний возраст
    • Физкультурные занятия и праздники
  • РОДИТЕЛЯМ
    • Игры для детей
    • Консультации для родителей
  • СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ
  • Темы по самообразованию
  • Свежие комментарии

    • Любовь к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • Популярные записи

    • Актуальные темы в дошкольном образовании
    • Темы по самообразованию: речевое развитие дошкольников
    • Темы по самообразованию: ранний возраст
    • Содержание образовательных областей по ФГОС ДО
    • Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
    • Темы по самообразованию для старших воспитателей
  • Страницы

    • Библиотека
    • Карта сайта
    • Мои книги
    • Мои услуги
    • О сайте
    • О себе
    • Публикация на сайте
    • Рекомендую
  • Использование художественной литературы в коррекционной работе учителя-логопеда

    Из опыта работы

    «Использование художественной литературы в коррекционной работе учителя-логопеда»

    «Чтение книг – тропинка,

    по которой умелый, умный,

    думающий педагог находит

    путь к сердцу ребёнка»

    Гриценко Светлана Эдуардовна,

    учитель-логопед МБДОУ № 34,

    Детская книга в педагогике рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания.

    Средствами художественного слова маленький ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка. В рассказах дети понимают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.

    Художественная литература:

    — способствует развитию речи;

    — помогает осваивать грамматические нормы родного языка;

    — речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

    Знакомство с художественной литературой помогает дошкольнику узнать много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к услышанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой язык усваивается в его эстетической функции.

    Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Звук (Р), Путешествие на сказочный остров

    Огромное значение художественная литература имеет и в логопедической практике.

    В первую очередь это коррекция звукопроизношения, пополнение словарного запаса, преодоление грамматических нарушений и развитие связной речи.

    В своей практике при коррекции речевых нарушений я использую чтение и пересказ художественных произведений, заучивание стихов, скороговорок, уточняю и объясняю смысл пословиц и поговорок. Также использую различные виды пересказа, в зависимости от сложности речевого дефекта у ребёнка.

    Применяя в коррекционной работе пересказы текстов отмечаю, что у детей развивается память, умение интонационно передавать диалог героев, логику, последовательность сюжета, пополняют и расширяют словарь, побуждают выразительно и фонетически правильно пересказывать содержание текста.

    Подбирая произведения для пересказа, я стараюсь, чтобы они были доступны детям по содержанию и объему. Если тексты используются для коррекции звукопроизношения, то они должны быть насыщены необходимым звуком. В произведении все слова должны быть знакомы ребёнку. Всем этим требованиям отвечают произведения Л.Н. Толстого и русские народные сказки.

    Для работы над пересказом используем красочные книжки-малышки, также дети создают свои книжки-малышки в рамках лексических тем. Дети являются как авторами, так и иллюстраторами своих работ.

    Например: «Как ёлочка из леса к детям на праздник пришла», «Зимующие птицы», «Моя дружная семья», «Полёт на звездолёте», «Весёлая буква», «Путешествие блюдечка», «Как щенок спортсменом стал».

    Самые любимые прочитанные книги дети стараются оживить, обыграть. Они участвуют в драматизации небольших русских народных сказок, при помощи игрушек, коврографа, разыгрывают сценки с использованием пальчикового театра, а это незаменимый вид развития монологической и диалогической речи.

    Знакомлю детей со стихами, потешками, прибаутками, скороговорками, обращаю внимание на ритмическую сторону речи, провожу коррекционную работу по автоматизации и дифференциации звуков, развивая слоговую структуру слова, просодику речи (темп, ритм, интонацию, дыхание).

    В своей работе использую подборку книг «Уроки логопеда в детском саду», поддерживая читательский интерес детей. Работая над стихами большое внимание уделяю развитию фонематического слуха, развитию у детей общей и мелкой моторики, сопровождая речь жестами и движениями.

    Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием и с неподдельным интересом слушают чтение нелепиц, дразнилок, скороговорок, что расширяет их кругозор, воспитывает чувства языка, расширяет лексическую сторону речи. Знакомство с этими формами художественной литературы помогает закрепить чёткую дикцию, отработать различные высотные, силовые, тембральное звучание голоса.

    Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Сначала мы скороговорки проговариваем в медленном темпе с хлопками, а затем, по мере заучивания, темп немного ускоряется. Для запоминания текстов я использую карточки-картинки, которые очень любят дети.

    В последнее время стараюсь увлечь детей чтением фольклорной литературы, а именно, ее малых форм пословиц и поговорок, что считаю, полезно и целесообразно. Значение иносказательных, метких и образных поучений, в которых раскрывается смысл, в краткой форме — точно, метко и сильно.

    Произнесённое кстати краткое изречение запомнится детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любое нравоучение и уговоры. Детям сложно понять смысл пословицы и поговорки, поэтому я всегда уточняю, как дети понимают выражение и предлагаю нарисовать картинку о пословице или поговорке.

    Со своими воспитанниками мы часто посещаем библиотеку, которая находится не далеко от образовательного учреждения. Здесь нам всегда рады. Наши дети участвуют в викторинах, литературных вечерах и являются активными читателями, посещая вашу библиотеку с родителями.

    Результаты работы:

    — отмечается коррекция звукопроизношения;

    — пополнился словарный запас;

    — положительная динамика в коррекции ЛГК, в развитии связной речи.

    Литературные произведения, как правило, лишены прямого нравоучения. Через чтение художественной литературы постепенно, не навязчиво мы, педагоги, вырабатываем и формируем художественный вкус у ребёнка, улучшаем его речь, прививаем любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитываем чувство языка.

    Логопедическое обследование устной речи дошкольника

    Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

    В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

    Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

    1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

    Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

    2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

    Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

    3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

    Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

    Повторение слогов с оппозиционными звуками:

    па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

    Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

    Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

    Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

    Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки – шашки, вечер – ветер, глаза – гроза, коза – коса, чеснок – щенок, миска – мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

    4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

    Выделение заданного звука из слов.
    Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

    5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

    Проверяем объем и точность понимания значения слов.

    Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

    • дифференциация единственного и множественного числа существительных
      Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
    • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

    Понимание словосочетаний и простых предложений.

    Покажи – палочкой карандаш, карандашом палочку.

    Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

    6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

    Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
    Назвать геометрические фигуры.

    Глаголы. Что делает? (по картинкам)

    (Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

    Прилагательные.
    «Назови цвета».
    Подбор определений к слову: еж – какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

    • Состояние словоизменения.

    Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

    Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

    Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
    У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

    • Состояние словообразования

    Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

    7. Обследование связной речи (С 38-40).

    Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

    Логопедическое обследование детей с ОНР

    На предварительном этапе логопедического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР неврологом, педиатром и другими детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития.

    Обследование речи детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи (слайд 2,3)- способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т.д.
    Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов
    – где проверяется способность понимания и использования ребенком предлогов (слад 4)
    – проверка способности образовать форму множественного числа имен существительных. Ребенку предлагается назвать пары картинок (слад 5)
    -проверка способности пользоваться суффиксальным способом словообразования, где предлагается назвать большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать ласково (слад 6)
    далее ребенок образует приставочные глаголы с опорой на картинки, продолжая рассказ начатый логопедом (слайд 7)

    -образование притяжательных и относительных прилагательных (слайд 8,9)
    – проверка способности согласовывать имена существительные с именами прилагательными (слайд 10)
    – проверка способности ребенка согласовывать имена числительные с именами существительными. Предлагается сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «сколько?» (слайды 11,12,13)
    – проверка навыков управления и согласования (слайды 14,15,16)

    Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
    – подбирается материал по разным лексическим темам, где выявляется способность ребенка к обобщению (слайды 17-30)
    – также предлагаются картинки с предметами для называния деталей составляющих данный предмет (слайд 31)
    – картинка для называния частей тела(слайд 32)
    – подбор слов-антонимов (слайды 33,34)
    – слов – синонимов (слайды 35,36)

    Читайте также:  Конспект НОД: В гостях у Волшебницы осени

    Состояние артикуляционной моторики – ученикам предлагается выполнить по подражанию серию упражнений: «Улыбка», «Хоботок», «Блинчик», «Иголка», «Заборчик», «Качели», «Лошадка». Отмечаются выполнение с точным соответствием всех характеристик движения: доступность движений; объём; тонус; темп выполнения и переключаемость; длительный поиск позы; отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы (слайд 37)
    Состояние звукопроизношения – подбирается картинный материал на все группы звуков, которые обследуются в разных позициях: в начале, середине, конце слова (слайды 38-57)
    – состояние слоговой структуры слов – сначала «выплывают» картинки в названиях которых более простая структура слов, затем сложная слоговая структура (слайды 58-59)
    Обследование фонематических процессов – ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком. Предоставляются картинки на дифференциацию различных групп звуков (слайды 60,61,62)
    Обследование навыков звукового анализа и синтеза – (на слайде 63) представлены картинки односложных слов, которые позволят выявить навыки звукового анализа и синтеза.
    – «Назови первый звук в слове сок …»
    – «Назови последний звук в слове мак…»
    – «Какой звук в слове нос слышен в середине?»
    – «Определи последовательность звуков в слове сом»
    – «Определи количество звуков в слове рак»
    – «Догадайся, какое слово загадано. В этом слове есть звуки: [к], [ о], [ т]
    Аналогично обследование навыков звукового анализа и синтеза происходит в сложных словах (слайд 64)

    Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с дизартрией). ОНР (общее недоразвитие речи) следует отличать от ЗРР (задержки речевого развития) при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
    Применение компьютерных технологий предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. В процессе занятия с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Диагностический материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание.

    Логопедическое обследование безречевых детей – первый этап

    В последнее время увеличилось количество детей, у которых отсутствует речь. Таких детей чаще всего называют «неговорящими» или «безречевыми».

    Группа безречевых детей достаточно неоднородна. Сюда входят дети с сенсорной и моторной алалией, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, нарушением слуха и т.д.

    Что же является причиной отсутствия речи? Заговорит ли ребенок? Как часто с ним нужно заниматься? Сможет ли ребенок посещать школу совместно с нормально развивающимися детьми? Эти и другие вопросы волнуют родителей ребятишек с тяжелыми нарушениями речи. Однако однозначного ответа на них мы не можем дать.

    Чтобы сделать первоначальный прогноз, необходимо тщательно обследовать ребенка. Естественно, это делают специалисты. Но, нам кажется, что родители должны быть посвящены в вопросы медико-психолого-педагогического изучения их ребенка. Предлагаем детально познакомиться с тем, что же изучает логопед в процессе знакомства и обследования безречевого ребенка. Эти задания могут предлагать ребенку и сами родители.

    Содержание первого этапа логопедического обследования неговорящего ребенка

    Хочется отметить, что логопедическое обследование неговорящего ребенка носит комплексный характер и условно делится на три этапа, различающихся по своим целям.

    Первый этап – изучение импрессивной речи (понимания речи)

    Задание 1. Понимание названий предметов и действий

    Предложите малышу выполнить ряд поручений с игрушками. Например, «Покажи куклу», «Возьми мяч», «Покатай машинку» и т.д. Если ребенок выполняет поручения, следует перейти к узнаванию предметов на картинках: «Покажи шкаф, яблоко, чашку, мяч…».

    Задание 2. Понимание обобщающих слов

    Составьте перед ребенком предметы по классам, например, овощи, фрукты, посуда, игрушки и т.д. Предложите ребенку отыскать те или иные предметы: «Покажи посуду…».

    Задание 3. Знание частей тела человека и животных

    Попросите малыша показать свою руку, ногу, голову и др. части тела. После чего предложите ему определить части туловища животных (на муляжах), например, «Где хвост у лисы?», «Где лапа у медведя?».

    Задание 4. Соотнесение предметов с их функциональным назначением

    Расположите перед ребенком знакомые ему предметы, например, ложку, мяч, зубную щетку и т.д. Задайте вопросы типа «Чем ты ешь?», «Чем ты чистишь зубы?», «Во что ты играешь?».

    Задание 5. Понимание значений глаголов

    Перед ребенком расположите сюжетные картинки, на которых изображен, например, мальчик, которые совершает различные действия. Предоставьте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинки, после чего задайте ему вопросы типа «Где мальчик бежит?», «Где мальчик пьет?» и т.д.

    Задание 6. Понимание названий признаков предметов

    Предложите ребенку сравнить между собой предметы, расположенные в комнате. Задайте малышу вопросы типа «Где большой/маленький мяч?», «Покажи красный/синий/зеленый кубик», «Где длинная/короткая лента?» и т.д.

    Задание 7. Понимание форм единственного и множественного числа имен существительных

    Предложите ребенку выполнить ряд поручений типа «Дай кубик/кубики», «Где кукла/куклы?» и т.д.

    Задание 8. Понимание предлогов, отражающих пространственное расположение объектов

    Дайте ребенку задания типа «Положит мяч в коробку, под стол, за стул, на стол» и т.д.

    Задание 9. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов

    Предложите ребенку показать, где находится большой стол и маленький столик, коробка и коробочка, мяч и мячик, стул и стульчик и т.д.

    Задание 10. Определение источника звука в пространстве

    Ребенок закрывает глаза. Вы из разных пространственных точек подаете свой голос, а также звуки музыкальных инструментов и игрушек: барабана, гармони, дудочки и др. Ребенку необходимо определить источник звука и его место расположения.

    Задание 11. Определение гласного звука из ряда

    Предложите ребенку поднять руку, хлопнуть в ладоши в тот момент, когда он услышит звук А. Произнесите ряд звуков (не более трех), среди которых есть звук А. Услышав данный звук, ребенок должен выполнить заданное действие.

    Что включает в себя содержание второго и третьего этапов логопедического обследования безречевых детей, читайте в наших следующих статьях – Логопедическое обследование безречевых детей. Второй и третий этапы.

    Методика логопедического обследования детей по Акименко В.М.

    • Логопедическая диагностика дошкольников
    • Методика обследования речи Акименко
    • Исследование состояния фонематического восприятия
    • Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова
    • Исследование произношения и воспроизведения речи
    • Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи
    • Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).
    • Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников
    • Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи
    • Проверка неречевых психических функций
    • Анкета сбора данных анамнеза
    • Логопедическое обследование неречевого ребенка
    • Исследование состояния дыхательной и голосовой функций
    • Изучение невербальных компонентов коммуникации

    Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).

    Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.

    Логопедическая диагностика дошкольников

    Логопедическая диагностика состоит из следующего:

    • Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
    • Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
    • Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
    • Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.

    Логопедическая диагностика младшего дошкольника

    Методика обследования речи Акименко

    В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.

    Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.

    Исследование состояния фонематического восприятия

    Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание — повторить два звука: ка — га; па — ба ; ба — на. Затем происходит усложнение — повторить нужно не звуки, а слова: миска — мишка, лак — рак.

    Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова

    Соблюдение рисунка — это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка — мышка), или переставлять их местами (барелина — балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.

    Занятия ребенка с логопедом

    Исследование произношения и воспроизведения речи

    В исследование произношения и воспроизведения речи включают:

    • изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
    • состояние звукопроизношения;
    • воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.
    Читайте также:  Дифференциация звуков С-Ц, Весна в природе - конспект логопедического занятия

    В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.

    Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).

    Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.

    Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи

    На психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) проводится комплексное логопедическое обследование для детей с нарушениями речи с целью выставления правильного заключения и последующей коррекции в специализированном детском саду. Проведение обследования делится на этапы:

    1. Беседа с родителями и заполнение карты анамнеза (развитие ребенка до родов и первые 3 года жизни).
    2. Изучение моторики ребенка, его органов артикуляции. На данном этапе также отмечаются психические особенности ребенка (контактность, поведение) и вид дыхания, используемый малышом.
    3. Выявляется уровень нарушений звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи.
    4. Диагностирование нарушений в связной речи, а также определение объема пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря.

    Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).

    В логопедии у детей различают 3 типа дыхания: грудное (на вдохе грудь расширяется), диафрагмальное (нормальное) и ключичное (поднимаются плечи). Определяется в состоянии покоя, малыш должен сидеть, лежать или стоять.

    Объем и сила воздушной струи выявляются при помощи упражнений на выдох — подуть на одуванчик (в весеннее и летнее время) или специальный логопедический материал (можно распечатать цветок, и «посадить» на него божью коровку, которую необходимо сдуть).

    Плавность неречевого и речевого дыхания определяется логичностью остановок в речи ребенка. А длительность речевого выдоха — количеством слов, которые может произнести ребенок на выдохе (в четыре года это 5-7 слов в норме).

    Дополнительная информация! Дыхание ребенка важно активно развивать в младшем дошкольном возрасте. Сделать это можно при помощи специальных упражнений из дидактических пособий по ФГОС.

    Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников

    В возрасте 4-5 лет у малышей, как правило, стоят все молочные зубы. Несовершенства в звукопроизношении могут быть обусловлены малой подвижностью артикуляторных органов и особым строением артикуляционного аппарата.

    Считается нормой, если у дошкольника к 5-и годам еще не стоят сложные звуки, такие как «р», «ш» и «л». Через год-второй они могут встать у него самостоятельно, без логопедической помощи.

    Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи

    Состояние импрессивной речи проводится на дидактическом материале и специальных пособиях. Педагог называет предмет: «Покажи мне самолет», ребенок должен указать на него.

    Проверка неречевых психических функций

    К проверке неречевых психических функций относят следующие исследования:

    • состояние звукового восприятия (откуда идет звук, дифференциация музыкальных инструментов);
    • состояние зрительного восприятия (показать определенный цвет, форму);
    • полноты моторики (ручной, общей, мелкой, артикуляционной).

    Анкета сбора данных анамнеза

    В анкете сбора анамнестических данных основными вопросами являются следующие:

    • характер протекания беременности;
    • наличие хронических заболеваний у родителей и ближайших родственников;
    • травмы во время родов;
    • травмы в течение 3-х лет жизни;
    • основные умения (во сколько ребенок поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова).

    Логопедическое обследование неречевого ребенка

    Обследование должно нести ненавязчивый характер, т. к. неречевые дети зачастую подвержены агрессии. Нельзя говорить малышу: «Повтори, скажи». Вместо этого: «Покажи».

    Например: Состояние фонематического восприятия неречевого ребенка проверяется по наборам картинок.

    Задание: «Покажи, где миска? А где мишка?»

    Материал для задания: миска, мишка, почка, бочка, рак, лак, глаза, гроза, коза, коса.

    Для повышения интереса современных детей к занятиям, вместо обычных дидактических материалов в картинках можно сделать презентацию на электронных носителях.

    Исследование состояния дыхательной и голосовой функций

    В состоянии дыхательной и голосовой функции отмечается тип дыхания (грудной, ключичный, диафрагмальный), сила и плавность воздушной струи и количество слов, произносимое на выдохе (норма к 5 годам — 5-7 слов).

    Изучение невербальных компонентов коммуникации

    В качестве невербальных компонентов коммуникации неречевые дети чаще всего пользуются жестами (показывают пальцами, рукой), мимикой и звукоподражаниями или звуко комплексами (на один звук, например «та» может приходиться несколько определений — кукла, собака, машина и т. д.). Для развития речи не стоит углубляться в их изучение, а необходимо обратить внимание на упражнения, «запускающие» речь ребенка.

    Дополнительная информация! Хорошим пособием для домашних занятий станет книга Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения», предназначенная для дошкольников 4-7 лет.

    Невербальные компоненты коммуникации

    Логопедическое обследование — важная часть развития и становления речи детей. В процессе определяются возможные речевые нарушения и сразу же назначаются методы их коррекции (занятия с педагогом, или направление в специализированный детский сад).

    Образец логопедического заключения

    Дано на воспитанника МБДОУ № 322 – **, родившегося ** ** 2007 г.

    Поступил в речевую группу — 08.07.2015 г.

    С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

    Направляется: на консультацию к психиатру.

    Выявлено:

    речь — нарушения произношения заметны, но речь понятна окружающим;

    темп речи – нормальный;

    голос – нормальный;

    подвижность органов артикуляционного аппарата – «смазанная», сжатая, неточная;

    выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный. Страдает дифференциация и точность движений, амплитуда движений снижена. Отмечается слабость мышц языка;

    подъязычная связка – норма;

    саливация – умеренная;

    мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

    произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм;

    фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

    слоговая структура — воспроизводит правильно;

    словарный запас – глагольный словарь соответствует возрасту. Предметный словарь и словарь признаков неточный. Испытывает трудности в подборе прилагательных-антонимов;

    грамматический строй речи – испытывает трудности в словоизменении и словообразовании: употребление формы род.п. множ. числа, согласование имен существительных с числительными два и пять, образование относительных и притяжательных прилагательных;

    связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить предложение по картинке, рассказ — по серии картинок. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов и пересказе небольших текстов, требуется помощь в форме наводящих и побуждающих вопросов.

    На занятиях – малоактивен, медленно включается в работу, задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (или подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время. К середине занятия отмечается спад работоспособности, вялость и полное прекращение работы.

    Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за год пребывания в речевом детском саду.

    Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.

    «30» сентября 2015 г.

    Заведующая МБДОУ № _____________

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На * * *, родившегося ** ** 2007 г. Поступил в речевую группу — ** **.2015 г.

    С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

    Направляется: на ПМПК.

    Выявлено:

    речь — речь разборчивая, понятна окружающим;

    темп речи – нормальный;

    голос – нормальный;

    подвижность органов артикуляционного аппарата – неточная;

    выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный, слабость мышц языка;

    подъязычная связка – норма;

    саливация – умеренная;

    мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

    произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм; на данный момент: идет работа по автоматизации звука [ш] в словах, потешках; звуков [ж, л] в слогах, словах; дифференциация звуков [с-ш];

    фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

    слоговая структура — не нарушена;

    словарный запас – соответствует возрастной норме;

    грамматический строй речи – употребляет в речи имена существительные множ. числа в Р.п., уменьшительно-ласкательные формы имен существительных, согласует имена существительные с числительными, образует приставочные глаголы, относительные прилагательные, допускает ошибки в образовании притяжательных прилагательных;

    связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить рассказ по серии картинок. Испытывает трудности при составлении рассказа по картинке и пересказе, требуется помощь в форме наводящих вопросов.

    На занятиях – пассивен, не принимает активного участия в деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит), задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время, отмечается неустойчивость внимания, плаксивость.

    Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за два года пребывания в речевом детском саду. Программу подготовительной группы усвоил недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом.

    Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.

    Ссылка на основную публикацию