Памятка: Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Рекомендации по обучению дошкольников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида умению составлять рассказы по картинке

Обучение рассказыванию по картине занимает важное место в системе работы по развитию речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

Картина может служить одним из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание, наблюдательность. Зрительные ряды, особенно репродукции с полотен известных художников, обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья VIII вида затрудняются самостоятельно составлять рассказ по картине, адекватно передавать наглядно представленный сюжет, пропускают те или иные моменты действия, т.е. у детей не сформирована планирующая функция речи.

Особенности работы по формированию навыка составления рассказа по картине обуславливаются спецификой этого вида обучению рассказыванию. С одной стороны, наглядные образцы картины облегчают ребенку задачу построения отдельных фраз-высказываний, с другой – при составлении рассказа-повествования по картине отсутствует опора на готовый языковой материал и определяемую сюжетом последовательность событий.

Для лучшего восприятия и понимания детьми картины проводится вводная беседа, в которой используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, близких изображенным на картине. Иногда предварительно включается чтение и пересказ литературных произведений, слушание музыки по соответствующей теме.

Разбор содержания картины включает в себя беседу по картине и ее анализ. Сюда входят следующие упражнения:

  1. Рассматривание картины без предварительной установки педагога.
  2. Рассматривание картины под музыкальное сопровождение.
  3. Мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины (“Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую мы рассматриваем”).
  4. Объяснение названия картины (“Как вы думаете, почему картина так называется?”).
  5. Придумывание названия картины (“Придумайте свое название картины. Почему вы назвали ее именно так?”).
  6. Выделение и характеристика отдельных элементов картины, способствующих созданию образа. Сюда относится определение изображенного на картине, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение. Отвечая на вопросы: “Кто больше назовет живых объектов? Кто больше назовет неживых предметов? Опишите героя картины. Выберете какой-нибудь предмет и скажите, какой он?” Дети называют изображенные на картине предметы определенного цвета, материала или назначения по предложению педагога. При выполнении задания “Кто самый внимательный?” дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом, опираясь на картину.
  7. Нахождение связей между объектами на картине. Педагог соединяет линией два предмета: “Расскажи, как связаны они между собой?”, “Кто лучше запомнил?” – ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи. “Представьте себе, что могло произойти до того момента, который изображен на картине? Что могло случиться позже?” – так происходит выстраивание временной последовательности событий на картине. На данном этапе детям предлагались задания: “Выбери какого-нибудь героя. Придумай, что он делал раньше до появления на картине, что будет делать потом”.
  8. Разные точки зрения. Детям предлагается выбрать какого-нибудь героя, представить себя в его состоянии и описать окружающие его предметы с позиции этого персонажа. Далее предлагается описать от лица персонажа в другом состоянии или от лица другого героя в ином состоянии.
  9. Анализ взаимоотношений персонажей: используется прием обыгрывания детьми в пантомиме действий персонажей картинки с последующим их оречевлением. Здесь используется применение дидактических игр творческого характера, где каждые ребенок превращается в один из объектов на картине, объясняя словами свое нахождение относительно других объектов, изображенных на картине и составляет рассказ на тему: “Что я слышу, вижу, чувствую”. Также применяется использование образно-тематических и динамико-пластических этюдов, которые развивают умения движением, мимикой, позой передавать настроение персонажей, характерные особенности предметов, изображенных на картине. Сочетание в этюдах движений и слов позволяет детям осознать некоторые слова, различные эмоциональные состояния, далее идет использование данных слов при составлении рассказа по картине, что позволяет многократному уточнению словаря. Например, образно-шумовой этюд “Гроза”. Одна группа детей пластически изображает тучу с молнией, раскаты грома, шум ветра, гул, капли дождя, а другая – озвучивает это с помощью музыкальных инструментов.
  10. Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникших под ее воздействием. Используются вопросы: “Какие краски преобладают в картине? Почему именно эти краски? Какое настроение вызывает картина? Почему?”
  11. Исследование картины на полисенсорной основе. На этом этапе предлагаются следующие задания: “Закрой глаза и представь, что ты попал в картину. Что ты слышишь?”, “Подойди к картине. Дотронься до предметов, которые попадаются тебе на пути. Что ты почувствовал?”, “Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал?”, “Попробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения?”
  12. Копилка образных сравнений. Дети отвечают на вопросы: “Скажи, какой предмет? Что такое же?”

На этапе разбора содержания картины проводится работа, направленная на обогащение словаря за счет глагольной лексики, слов-определений, наречий. Здесь же проводится работа по формированию грамматического стоя речи – овладение детьми определенными грамматическими закономерностями языка, нормами употребления словоформ; по развитию синтаксиса – идет практическое усвоение навыков построения и использования в речи различных синтаксических конструкций.

На следующем этапе по обучению составления рассказа по картине используются общепринятые методические приемы: образец рассказа педагога по картине или отдельной ее части, наводящие вопросы, а затем предваряющий план рассказа; составление рассказов по фрагментам картины и коллективное составление рассказа детьми.

Перспективным направлением совершенствования процесса обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида составлению рассказов по картинам, на наш, взгляд, является использование наглядного моделирования.

В современной научно-методической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализиева Л.М. и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников, способствует развитию возможности представлять в уме то, о чём говорит взрослый. Применяя наглядные модели, педагог может существенно увеличить эффективность процесса формирования связного речевого высказывания по картине.

Обучая детей умению составлять рассказ по картине, педагогу следует дать некоторую теорию построения высказывания, т.е. элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представления о связях между предложениями и структурными частями высказывания. План рассказа, представленный моделями: предметными карточками, графическими схемами, устанавливает последовательность и определяет содержание рассказа, давая детям наглядно воспринимаемое конструирование текста (рассказа). Построить сообщение с опорой на заданные компоненты содержания (набор предметных изображений) с одновременной опорой на наглядный план легче.

Сначала используется предметный план, который представляет собой ряд предметных карточек с изображением эпизодов картины, персонажей и выступает в качестве “опорных точек” при построении рассказа по картине. Называние предлагаемых педагогом наглядных опор напоминает детям о так называемых ключевых словах рассказа (рис.1).

В дальнейшем используется графический план, представляющий собой ряд графических символов, каждый из которых символизирует структурные компоненты рассказа. На начальном этапе проводится коллективное совместно с педагогом составление плана будущего рассказа. Детям предлагаются вспомогательные вопросы: “О чём будем говорить в начале?”, “О чём нужно рассказывать дальше?” и т.п., в соответствии со словесным обозначением пунктов плана выставляется графический план (рис.2).

Более усложнённый вариант – графический план-схема, где графические символы заменяются условно-схематическими изображениями (рис.3).

Таким образом, использование моделирования при обучении дошкольников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида составлению рассказов по картинам существенно повышает качество их речевой продукции, активизирует речемыслительную деятельность, позволяет детям осознать структуру связного высказывания.

В процессе же рассказа ребёнка, в случае какой-либо его ошибки, лучше пользоваться подсказом слова или предложения, исправлением допущенной ошибки, что менее нарушит связность, плавность рассказа, чем вопрос. Нужно помнить, что неисправленная ошибка – это лишнее подкрепление неправильно сложившейся речевой формы, которая может перейти в привычку.

Оценка – обучающий приём. Смысл её применения в том, чтобы дети подражали тому, что похвалил педагог, и избегали того, что он осудил. Оценка должна влиять не только на ребёнка, рассказ которого оценивается, но и на последующие рассказы других детей. Поэтому оценки, даваемые в конце занятия, по существу бесполезны; кроме того, детям трудно запомнить, каково было качество всех прослушанных рассказов; к концу занятий они утомляются и не могут воспринять указаний педагога.

В процессе систематической работы по обучению детей рассказыванию по картинам с использованием методов и приёмов, упражнений, плана-схемы рассказа, представленного в виде предметных карточек и графических символов дети усваивают структуру текста-повествования. У них формируются навыки планирования данного текста и воспроизведения его в устной речи. Дети с ограниченными возможностями здоровья VIII вида учатся анализировать и обобщать изображённое на картине, у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображённой ситуации.

  1. Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М., 1988. -198с.
  2. Глухов В.П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1990. -№6.- с.61-65.
  3. Ивченко С. Картинки-помощники //Дошкольное воспитание. -2005. -№2. с.45-47.
  4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: Секачёв В.Ю., ТЦ “Сфера”, 2007. -128с.
  5. Леон Лоренсо С., Хализиева Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребёнка-дошкольника /Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. – М., 1997. -201с.

Памятка: Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Автор: Козлова Светлана Геннадьевна

Организация: ГБОУ Школа №1353

Населенный пункт: г. Москва

Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОВЗ освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии, таких как «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни», Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» и др. В программе коррекционного обучения и воспитания шестилетних детей с общим недоразвитием речи приводятся рекомендации по формированию их связной речи в соответствии с периодами обучения. В начале обучения) они должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Затем совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их серии, рассказов-описаний, простых рассказов. Наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе – с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного и выразительного пересказов литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинениям из собственного опыта.

Очень важна роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относятся обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и т.д.)и устному сочинению по воображению.

Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приемы. Рассмотрим основные особенности работы по формированию связной монологической речи старших дошкольников с ТНР и ЗПР в процессе разных занятий по обучению рассказыванию.

1. Занятия по пересказу

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваивается построение отдельных предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию «чувства языка» – внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

В начале обучения они овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. К числу облегчающих приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления пересказа. Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. Затем они учатся составлять пересказ по плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа. В конце обучения дети должны овладеть пересказом без опоры на наглядный материал.

В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной работе по формированию у ребенка грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний.

Работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает:

  • усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур; упражнения в правильном употреблении фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применением полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа;
  • развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.

2. Обучение рассказыванию по картинам

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОВЗ. Уделяется особое внимание приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.

В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников с ОВЗ рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

  • Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;
  • Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин.
  • Рассказывание по сериям сюжетных картинок.
  • Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам).
  • Описание пейзажной картины.

3. Обучение описанию предметов

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.

При обучении старших дошкольников с ОВЗ описанию предметов ставятся следующие задачи:

  • формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов,
  • развитие обобщенных представлений о построении рассказа-описания предмета;
  • овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предметов по основным признакам; закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Читайте также:  Творческий рассказ по четверостишию - конспект логопедического занятия

4. Обучение рассказыванию с элементами творчества

Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка-дошкольника к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему.

Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, развитие сюжетного действия, концовка, определение времени и места событий и т.д.). Поэтому обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у них определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, о предмете и др.).

Исходя из всего выше перечисленного, учебная и внеучебная работы по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями комбинированных групп, должна включать: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию. Все это определяет необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников с ОВЗ составлению рассказов и применению адекватных приемов обучения с учетом особенностей этих детей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
  2. Жукова Н. В., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1989.
  3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
  4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
  5. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. М., 1989.
  6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. №4.
  7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.
  8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.
  9. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. М., 1994.
  10. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. I, II периоды. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., М., 2000.
  11. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. III период. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., М., 2000.
  12. Характеристика связной речи детей 6-7 лет/ Под ред. Т. А. Ладыженской. М.,

Статья «Интерактивные формы обучения рассказыванию детей с ОВЗ по картинам М.В. Нестерова»

Аннотация статьи. В соответствии с ФГОС духовно-нравственное воспитание школьников должно пронизывать весь образовательный процесс и носить целостный характер. Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс образовательных организаций в условиях инклюзивного пространства возможно и на логопедических занятиях. Достаточно эффективным является раскрытие образа Сергия Радонежского как средство развития речи младших школьников с ОВЗ посредством рассматривания полотен М.В.Нестерова.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, Сергий Радонежский, совместная логопедическая деятельность, полотна М.В.Нестерова, обучение рассказыванию.

Для того чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Для нашей культуры и нашего человека определяющую роль в его мировоззрении играет православная вера и православный уклад жизни. Надо дать воспитанникам возможность обретения духовно-нравственного опыта через приобщение их к истокам православной культуры, ориентирующим их на добро, истину, любовь и веру в образцах православной жизни.

Древняя Русь имела много мыслителей и проповедников. Один из них – игумен подмосковного Троицкого монастыря Сергий Радонежский (в детстве Варфоломей). Жизненный путь великого старца очень необычный. Он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча – но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей. Удивительна и сама тайна, окружающая имя Сергия. Почти во всех великих событиях эпохи мы чувствуем его незримое присутствие. А между тем до нас не дошло ни его собственных писаний, ни точной записи его бесед. Дошли же до нашего времени рассказы о его жизни талантливых русских писателей, житие в красках, созданное великими художниками.

На логопедических занятиях можно обратиться к жанру жития и его традициям в русском искусстве. Примером может служить использование на занятиях репродукций картин М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею», «Юность Преподобного Сергия», «Труды Преподобного Сергия», «Преподобный Сергий Радонежский» в сочетании с очерком Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» и с самим «Житием Сергия», что прививает детям интерес к живописи, развивает наблюдательность, обогащает их новыми яркими впечатлениями, повышает мотивацию к исправлению речи.

Обращение к образу Сергия Радонежского на логопедических занятиях в младшем школьном возрасте, прежде всего, преследует следующие воспитательные цели:

1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

2. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

3. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

4. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.

5. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

А обращение к полотнам М.В.Нестерова, на которых запечатлена жизнь и деяния Преподобного Сергия, позволяет решать и коррекционно-развивающие задачи:

1. Развитие связной монологической речи детей с ОВЗ.

2. Формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения через воспитание отзывчивости на произведения художника М.В.Нестерова.

3. Совершенствование умения составлять рассказы о содержании картины.

Большинство картин, созданных М. В. Нестеровым в 1890–е годы, посвящены жизни Сергия Радонежского.

Для Нестерова образ Сергия был воплощением идеала правильной, чистой и подвижнической жизни, но имел в его глазах и общественное значение.

Первым произведением этого цикла была картина «Видение отроку Варфоломею», появившаяся на восемнадцатой Передвижной выставке. Работать над нею М. В. Нестеров начал в 1889 году.

При работе над картиной можно использовать как стихотворный, так и прозаический тексты.

Об этом знать должны все дети:
Давным-давно на белом свете
Жил отрок. Он молился Богу,
Просил в учении подмогу.
Однажды отрок Старца встретил,
И тот сказал: «Ты духом светел.
Ты сможешь хорошо учиться
И перед Богом отличиться».

(Р.Запесоцкая.. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО)

«…Теперь он – удручённый неудачами – нашёл не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черноризца». Очевидно, старец его понял.

-Что тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слёзы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей – через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частичку просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.

-Это даётся тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей …».

(Б.Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский).

Он стал отшельником, монахом;
В лесу с ночным боролся страхом,
Молитвой бесов прогоняя,
Природу светом наполняя.
С годами он в лесу прижился,
С медведем даже подружился.
Был сердцем чист, молился много.
И этим угодил он Богу.

(Р.Запесоцкая.. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО)

Когда о Сергии узнали,
К нему тянуться люди стали.
Сперва ученики-монахи
К нему слетелись, словно птахи.
И вот работа закипела.
Все так старались сделать дело:
Обитель Божию построить
И жизнь на Божий лад настроить.

(Р.Запесоцкая.. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО)

Интерактивные формы обучения рассказыванию по картинам М.В.Нестерова

1. Опора на жизненные и художественные ассоциации.

Вопросы, обращённые к эмоциональным воспоминаниям:

-Видели ли вы подобную красоту в жизни?

-Доводилось ли вам испытывать такой восторг перед красотой в жизни?

-Какая музыка могла бы сопровождать ваш рассказ о картине знакомым?

-Составьте предложения по картине.

2. Определение состава картины.

Цель : упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, давать им соответствующие названия.

Материал : рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации телескопа.

Ход: каждый ученик по очереди рассматривает картину в «телескоп» и называет только один объект.

3. Установление взаимосвязи между объектами.

Игра «Кто с кем, что с чем?».

Цель : установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами.

Материал : рассматриваемая картина.

Ход: ученик называет пары живых/ неживых объектов на картине.

Упражнение «Почувствуй другого и себя».

Цель : учить детей ориентироваться в пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопрос о местонахождении объекта.

Ход : каждый ученик «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в пространстве относительно других объектов.

-Определи своё место в пространстве картины. Где бы ты встал? С кем бы ты был рядом? Где бы ты хотел (не хотел) находиться? Что бы сделал (сказал)? Как бы себя чувствовал?

-Попробуйте карандашами выразить своё настроение в данный момент.

4. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств (слух и зрение). Игры «Что я слышу?», «Что я вижу?»

Цель : научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Ход: всматриваясь в объекты, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине».

Составление рассказа от лица разных героев. Игра «Расскажу о себе»

Цель : учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Ход: Предложить детям «превратиться» в кого-нибудь или что-нибудь
(целый объект или его часть). Выбрать специфическую характеристику объекта. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного
объекта.

5. Лексико-грамматические упражнения.

-К данным именам существительным подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные.

Тишина …, горизонт …, холмы …, краски …, природа …, берёзка …, трава …, ели …, небо …, осень … .

-Вставить подходящие по смыслу глаголы, обозначающие трудовые процессы.

Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всём пример. Сам … … брёвна, … воду в гору, … хлебы, … пищу, … одежду, обувь. (Б.Зайцев.)

Епифаний Премудрый в конце «Жития Сергия Радонежского» написал: «Отворите мне ворота правды, и я войду в них…». В этих словах сама суть личности старца, его жизненного пути. Сколько людей увлёк Сергий за собой! И, возможно, познакомившись с ним, дошкольники встанут на путь любви ко всем людям.

1. Добрынина, Е.В. «Житие Сергия Радонежского» в школьном изучении // Халёх шкуле. -2006. -№6. –С.34-38.

2. Зайцев Б. Белый свет: Проза. -М., 1990. -С.188.

3. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. -Новосибирск, 1991. -С.8.

Развитие речи старших дошкольников с ОВЗ с использованием серий сюжетных картинок.

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это одна из сложных задач в овладении программным материалом дошкольников с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи старших дошкольников с ОВЗ с использованием серий сюжетных картинок.»

МБДОУ № 159 г. Ульяновска

Жарухина Светлана Юрьевна

Развитие речи старших дошкольников с ОВЗ с использованием серий сюжетных картинок.

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств. Во – первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Полноценное овладение связной речью рассматривается как стержень формирования личности ребенка-дошкольника. Оно предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. В формировании связной речи особенно отчетливо выступает связь развития речи и интеллекта. Связная речь – это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать. Отбирать основные признаки, устанавливать различные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их различными способами связей.

Одним из средств развития связной речи является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит, формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об окружающем, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. В старшем дошкольном возрасте ставится задача учить детей самостоятельно составлять повествовательный рассказ по содержанию картины, предполагается развитие умений необходимых для построения данного типа высказываний. Использование серий сюжетных картин, объединенных общим сюжетом, способствует формированию у детей умений развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец. Всеми этими умениям дети должны овладеть до поступления в школу.

Овладение родным языкам является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Поэтому развитию речи в ДОУ уделяется особое внимание. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует выявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литерной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.

Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи. Решение же остальных задач направлено на совершенствование связной речи, т.е. именно уровень ее сформированности выступает основным показателем уровня общеречевого развития ребенка.

Рассказывание по серии сюжетных картин является одним из компонентов развития связной речи. Элементы рассказывания по сюжетным картинам присутствуют в работе с детьми с младшего дошкольного возраста и совершенствуются в процессе овладевания навыками рассказывания вплоть до подготовительной группы.

Большое значение обучению рассказыванию по картине уделяли в своих трудах видные педагоги: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, М.М. Конина, А.М. Бородич, Э.П. Коротковой и др. Важное значение для методики обучения рассказывания по картине имеет знание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах Л.С. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной. Особенности методики обучения связной речи с использованием серий картин, объединенных общим сюжетом, нашли отражение в трудах О.С. Ушаковой, Е.А Смирновой, В.В. Гербовой, Т.А. Ткаченко.

В связи с тем, что овладение связной речью является одной из ключевых проблем развития речи дошкольников, тема рассказывания по серии сюжетных картин была и остается достаточно актуальной. Данной темой в разное время занимались такие ученые как Н.Н. Паддъяков, Ф.А. Сохина, О.С. Ушакова, Е.И. Тихеева, В. Гербова и другие.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК.

Подготовительная работа включает в себя прослушивание рассказа, читаемого детям. После прочтения рассказа предлагаю выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующе картинки. При этом важно помочь ребенку осмыслить взаимосвязь событий, их временную последовательность. Детям задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.

Упражнение с деформированными предложениями помогает детям отличить законченную мысль от беспорядочного набора слов, находить логические связи между 2-3 фразами. Первоначально дети должны придать правильную форму, а затем, опираясь на предложенную сюжетную картинку, составить рассказ.

Многообразие сюжетных картинок способствует активизации речи детей, развитию навыков самостоятельной речи и позволяет работать над восприятием и воспроизведением детьми текстов различной сложности.

Дети испытывают большие трудности в последовательном изложении речевого материала. Серии картинок, являясь как бы планом рассказа, помогают ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете рассказа, не отклоняясь от его темы.

В начале занятий с помощью вопросов надо направить внимание детей на содержание рассказа. Затем детей приучают самостоятельно выделять те или иные моменты содержания картинки и выражать свое к ним отношение. Нужно обращать внимание на мимику, жесты персонажей, задавать вопросы аналитического характера, помогающие детям вскрывать причинно-следственные связи изображенных действий и явлений. Например: Зачем мальчик залез на дерево? Почему мальчик без шапки? Почему плачет?

Серии сюжетных картинок помогают продолжить работу над лексическим материалом. Новые слова уточняются, усваиваются уже не путем механического запоминания, а в процессе активного использования их в речи, в разных грамматических формах и связях.

Для речевого общения ребенок должен уметь пользоваться диалогом. При составлении рассказов по серии картинок детей нужно учить составлять реплики, диалоги к данной ситуации. Что спросила мама? Что ответил ей сын?

Серии картинок имеют также воспитательное и познавательное значение. Нужно, чтобы сюжеты картинок были близки и понятны детям, а картинки – просты по композиции, красочно оформлены. В зависимости от возраста и возможностей детей количество картинок для составления рассказа постоянно увеличивается от двух до шести и более.

Использование разнообразных приемов в работе с сериями сюжетных картинок способствует повышению речевой активности детей. Вот некоторые из этих приемов.

На столе раскладываются сюжетные картинки одной серии, и детям предлагается их рассмотреть. Затем детей знакомят с содержанием рассказа. Рассказ повторяется, а вызванный ребенок должен найти и показать соответствующую картинку. (Игра «Покажи нужную картинку).

Детям раздаются предметные картинки, а взрослый, показывая отдельные эпизоды из данной серии, сопровождает их рассказом. Дети подбирают к соответствующей серии предметные картинки, называя их, определяют их назначение.

Берутся картинки нескольких серий. Детям раздается по одной картинке из каждой серии. Остальные картинки перемешиваются и раскладываются стопкой на столе. Открывая по одной картинке, детей спрашивают: «Что здесь нарисовано?» (Например, на картинке изображен больной мальчик, лежащий на постели). «Кому дать эту карточку?» Ребенок смотрит на свою первую (начальную) картинку и определяет, подходит ли к ней картинка. Получив все картинки своей серии, каждый должен разложить их в нужном порядке и передать их содержание связным рассказом.

Взрослый читает рассказ и расставляет на наборном полотне картинки. Затем он снимает их и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и построить рассказ. В случае затруднений можно задавать наводящие вопросы.

На доске расставлены сюжетные картинки. Дети сами задают вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные связи.

Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Затем дается план рассказа, по которому дети должны разложить их в нужном порядке. Вслед за этим детям предлагается составить рассказ.

Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Взрослый начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.

Дети получают по одной картинке, и каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. В заключение один ребенок составляет полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей.

Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в последовательном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ.

Все картинки перемешиваются, каждому ребенку раздается по 2-3. Дети обмениваются картинками так, чтобы подобрать нужную серию.

Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.

Получив серию картинок, дети составляют рассказ. Затем они учатся задавать вопросы друг другу по содержанию картинок.

Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету. Составив рассказ по серии картинок, ребята придумывают к нему название, а также дополняют его описанием предыдущего или последующего события. После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети в лицах передают его содержание. Важно при этом учить детей строить не только повествовательные, но и описательные рассказы.

Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

пт., 24.11.2017

Горячкина Екатерина Владимировна

МАДОУ детский сад№ 8 “Огонёк” ХМАО г. Сургут

Семинар-практикум для воспитателей

Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные процессы, восприятия, наблюдательность. Учить ребёнка рассказывать — это значит формировать его связную речь (1).

В настоящее время одной из актуальных проблем детей старшего дошкольного возраста детей с «ограниченными возможностями здоровья» имеющими тяжелые нарушения речи остается развитие связной речи.

Развитие связной речи является наиправейшим и наиважнейшим условием для обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные рассуждения, воспроизводить содержание текстов, наконец (2) формирование у дошкольников умение преднамеренно, произвольно строить связное устное высказывание является основой письменной речи

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя и начинает развиваться уже с раннего возраста, когда ребёнок не научился правильно произносить все звуки, владеет небольшим объемом слов и не освоил сложные синтаксические конструкции.

Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений — это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить.

Таким образом, связная речь, аккумулируя успехи, достижения ребенка в усвоении всех сторон, всех уровней языковой системы, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладения языком — его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи (3).

Особым видом связной монологической речи является высказывание-описание, его коммуникативная задача состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определённой последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннеевоздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное сообщение.

При обучении старших дошкольников описанию предметов (одушевлённых и неодушевлённых)или описанию по предметным картинкамставятся следующие задачи:

– формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

– развитие обобщённых представлений о построении рассказа-описания предмета;

– овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа;

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работ:

– подготовительные упражнения к описанию предметов;

– формирование первоначальных навыков составления самостоятельного описания;

– описание предметов по основным признакам;

-закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий;

– усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов;

Структура таких занятий включает:

– введение в тему (рассказ педагога, лексико-грамматические задания (подбор признаков и действий к предметам, отгадывание загадок описаний, дополнение предложений однородными членами и др.)

-знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всем её символами);

– составление рассказа описания педагогом;

– подготовка детей к составлению рассказов;

– составление рассказов-описаний детьми;

– анализ и оценка детских рассказов;

Одним из приёмов, которые значительно облегчают ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем, где опорные схемы выступают в роли плана-подсказки.

Работу поопорным схемам необходимо проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, картинным материалом подобранных в соответствии с лексической темой.

Организация фронтальных занятий по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем:

1. Организационный момент.

Цель:предполагает организацию детей, введение в тему занятия, побуждение интереса к нему, создание эмоционального настроя.

Организационный момент можно проводить в разных вариантах.

Например, занятие на основе сюжета “В огороде” начинается с беседы: “Какое время года наступило? Как называется 2-ой месяц осени? Какой сегодня день недели? Что бывает перед осенью? Сколько месяцев осенью?” или с загадки: “Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)”, “Сто одежек – и все без застежек. (капуста)”, “Без окон, без дверей, полная хата людей. (огурец)” или чтения стихотворения.

В огороде много гряд.

Есть редиска и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

2. Введение в тему или сообщение темы.

Выставляются игрушки, картинный материал.

Например, тема занятия сообщается следующим образом: “Чтобы нам совершить путешествиев огород и узнать всё об овощах, важно сначала подружить слова”.

Игра “Подружи слова”.

Выросли, огород, в овощи.

Грядка, на, лук, вырос.

Капуста, мы, срезать.

Бабушка, из, морковка, тянуть, земля.

Мама, в горох, собирать, корзинка.

или “Будем учиться составлять рассказ об овощах, но сначала отгадайте загадки. ” или детям необходимо самим подбирать слова-признаки, например: “А Чипполино предлагает нам поиграть в игру “В овощном магазине”. Чтобы купить овощи, нужно назвать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос: “какой?” или “какая?”. Например: “Я хочу купить зелёный, длинный, вкусный, свежий огурец.””.

или можно предложить детям объяснить смысл пословицы “Каждому овощу свое время”, “Не смейся, горох, не лучше бобов: размокнешь, и сам лопнешь”.

3. Физминутка

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки:

– снятие усталости, напряжения;

– совершенствование общей моторики;

– закрепление чётких, точных, координированных движений во взаимосвязи с речью

-повышение эмоционального заряда.

Формы проведения физминуток могут быть различными:

– имитация трудовых движений;

– произнесение чистоговорок, сопровождающихся действиями;

– использование психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных;

– использование в игровой форме артикуляционной гимнастики.

4. Знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всеми её символами).

Например: “Составить рассказ об овоще нам поможет домик (схема). В домике есть окошки. Заглядывая в каждое окошко, мы будем знакомиться с “символом – условным знаком”, который поможет нам составить рассказ”.

С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений необходимо провести следующие игровые упражнения.

“Расшифруй знаки-символы”. Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок самостоятельно объясняет содержание символов.

“Исправь ошибку”. Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме и последовательно объясняет содержание условных изображений, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание ее условного обозначения.

“Покажи правильный символ”. Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Например, “Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве”. Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.

5. Составление рассказа-описания педагогом.

Педагог даёт детям образец описательного рассказа. Описывая предмет, педагог последовательно показывает на схеме клеточки.

При составлении описательных рассказов по опорным схемам, педагогу необходимо обращать особое внимание на:

– полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания;

-логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

– связность текста (правильность согласования слов в предложении);

– образность (использование средств лексической выразительности);

В некоторых случаях необходимо проведение подготовительных игровых речевых упражнений.

“Укрась слово”. Подобрать к предмету слова- эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отражали бы субъективное отношение ребёнка к нему. Например: “Кот – ласковый, пушистый, весёлый, красивый, игривый”.

“Какой, какая, какое?” Подобрать описательные слова признаки к предмету.

Например: “Яблоко” – красное, круглое, сочное, сладкое, полезное.

“На какую фигуру похож?”

Например: “морковка похожа на треугольник, арбуз похож на круг, картошка похожа на овал” (5).

Важно, на протяжении всего учебного года учить детей составлять рассказы по единой схеме.


Например: Овощ – морковка.

План рассказа

1. Название овоща.

2. Где растёт (в огороде)?

5. Форма (круглая, овальная, треугольная).

6. Растёт (на земле, под землёй).

7. Каким является на ощупь и на вкус?

8. Способ употребления (варят или жарят; употребляют сырым).

Рассказ по схеме:

1. Это – морковка.

2. Морковь растёт на огороде.

3. Это большая морковь.

4. Морковь оранжевого цвета.

5. Морковь треугольной формы.

6. Морковь растёт под землёй.

7. На ощупь морковь твёрдая, на вкус сладкая и сочная.

8. Морковь едят сырой и варят. Из неё так же готовят соки. Она очень полезная.

5. Подготовка детей к составлению рассказов(разбор схемы плана по наводящим вопросам).

6. Составление рассказов-описаний детьми.

– составление предложений по цепочке;

– объединение в рассказ;

– повторение рассказа детьми (вначале более сильный ребёнок, а потом остальные).

После того, как дети научаться свободно оперировать моделью описания отдельных предметов и явлений, им можно предложить составить сравнительное описание двух объектов одной лексической темы.

7. Подведение итогов и оценка детских рассказов.По итогам занятия педагог даёт только положительную оценку, отмечая активность каждого ребёнка.

На сайте http://www.liveinternet.ru/users/5117382/post266462455 предлагаются различные схему по темам:

Список литературы:

1. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. М., 2009.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления. М., 2003.

3. Сохина Ф.А.. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. М.,1979.

4. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М., 2000.

5. Волкова Ю.С. Название: Опорные схемы для составления описательных рассказов Издательство: Сфера Год: 2010

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0004529

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

«Обучение рассказыванию детей с ОВЗ (ЗПР) 5–6 лет с помощью вспомогательных средств»

Наталья Котова
«Обучение рассказыванию детей с ОВЗ (ЗПР) 5–6 лет с помощью вспомогательных средств»

Развитие связной речи является центральной задачей в системе коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития, так как это – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка, считает А. А. Леонтьев.

Особенности монологической речи детей с задержкой психического развития выражаются:

– в снижении потребности в речевом общении;

– нарушении лексико-грамматического структурирования речевого высказывания;

-недостаточной сформированности понимания предметно-содержательной стороны высказывания;

– недостаточном контроле в процессе речевой деятельности.

Поэтому, подход к формированию связной монологической речи у детей с отклонениями в развитии носит коррекционную направленность.

Дети с задержкой психического развития при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, которая способствует процессу речевого высказывания. В качестве второго вспомогательного средства выделяют моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выгодский, а так же педагоги В. К. Воробьёва и В. П. Глухов.

Поэтому, при обучении рассказыванию старших дошкольников с задержкой психического развития целесообразно использовать вспомогательные средства обучения, способствующие активизации речемыслительной деятельности, вызывающие интерес к процессу обучения, стимулирующие мотивацию к общению, позволяющие программировать речевое высказывание.

В работах Н. В. Нищевой, А. М. Леушиной, Т. А. Ткаченко, С. Н. Сазоновой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, О. С. Ушаковой и др. широко раскрывается специфика коррекционной работы по развитию связной речи детей, которая включает в себя формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.

К основным методам обучения детей связной монологической речи относятся обучение пересказу, рассказыванию о реальных событиях, рассказыванию по сюжетной картине, серии сюжетных картин и устному сочинению по воображению.

Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи имеет свои особенности и должен предполагать:

* формирование смысловой целостности высказывания;

* формирование лексико-грамматического строя речи;

* формирование контролирующей функции речи.

Рассмотрим основные виды обучения рассказыванию на занятиях в группе компенсирующего вида для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:

1. Занятия по пересказу.

Особая роль пересказа в формировании связной монологической речи детей подчеркивается многими исследователями: В. П. Глуховым, Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой, Э. П. Коротковой, Ф. А. Сохиным и др., как в общей дошкольной, так и специальной педагогике.

Сначала педагог читает текст и задаёт уточняющие вопросы по его содержанию. Затем даёт установку на прослушивание текста и читает второй раз. Далее дети воспроизводят по памяти содержание текста.

Чаще всего, дети с отклонениями в развитии испытывают значительные трудности при пересказывании текста без вспомогательных средств обучения, поэтому целесообразно использовать приём наглядного моделирования. Такая работа предполагает:

1) усвоение принципа замещения;

2)формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

3)передача последовательности эпизодов в соответствии с распо-ложением заместителей (сказки «Репка», «Колобок» и т. д.).

На занятиях по пересказу так же необходимо отрабатывать следующие ведущие структуры:

а) простые распространенные предложения из 3-5 слов с включением дополнения, обстоятельства места, определения;

б) осложненные конструкции – с двумя однородными сказуемыми или дополнениями;

в) сложносочиненные предложения с союзами “и”, “а” и сложнопод-чиненные с придаточными времени (с союзом “когда”, изъяснительными (с союзом “что”, причины, определительными (с союзом “который”);

г) построения предложений с несколькими однородными сказу-емыми, выраженными глаголами прошедшего времени совершенного вида, а также бессоюзных сложных предложений и сложноподчиненных с придаточными места (с союзом “где’, условия (с союзом “если”) и т. д.

2. Обучение рассказыванию по картинам.

Рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

1. Составление рассказов по сюжетным (многофигурным) картинам (“Семья”, “Зимние развлечения”, “Игры на детской площадке” и т. д.). Необходимо обеспечить целостное и фрагментарное восприятие картины детьми, формировать умение отвечать на вопросы по картине, развивать диалогическую речь.

Дети (сначала совместно со взрослым, а затем самостоятельно) учатся определять главных и второстепенных героев, предметы на картинах. Затем следует рассказ педагога по сюжетной картине, а далее выслушиваются рассказы, составленные детьми. После этого, педагог анализирует их и обобщает в своём рассказе. Здесь могут использоваться различные схемы, предметные картинки, графические планы для помощи в описании картин.

2. Рассказывание по сериям сюжетных картинок (по сюжетам Н. Радлова («Зонтик», «Тигр и зайчики» и др., В. Г. Сутеева (серия “Находка” и т. д., картинный материал В. В. Гербовой, серии картинок «Кот и Ёжик» Н. В. Дудаковой и др.)

Детям предлагается рассмотреть сначала каждую картинку и побеседовать по ней совместно с педагогом: определить главных героев; описать их внешний вид, действия. Затем необходимо установить логическую последовательность событий. С помощью педагога дети составляют описательный рассказ по каждой картине, превращая его в единый текст. После чего дети самостоятельно составляют рассказы.

3. Описание пейзажной картины. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.

Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

– выделение значимых объектов картины;

рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

– определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

– объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовки формирования навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать упражнение «Оживи». Эта работа является переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (дом, огород, дерево и т. п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

На данных занятиях уделяется внимание приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, воображения.

3. Обучение описанию предметов.

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет; форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит? за что нравится (не нравится?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

4. Обучение рассказыванию с элементами творчества.

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов, логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Методические разработки даны А. М. Бородич, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой, А. П. Николаичевой, Е. И. Тихеевой и др.

Обучение творческому рассказыванию представляет трудности, вследствие особенностей развития психических функций, играет важнейшую роль: в развитии словесно-логического мышления, воссоздающего и твор-ческого воображения, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей; осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствуя активизации знаний и представлений об окружающем и формирует навыки самостоятельного рассказывания.

К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему.

Особенности коррекционно-развивающей работы по обучению рассказыванию у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития заключаются в следующем:

– систематической и последовательной работе по коррекции нарушений речевого развития (дидактические игры и игровые упражнения на формирование речевого общения, лексико-грамматического строя и фразовой речи);

– применение вспомогательных средств обучения (наглядность: картинный материал, рисунки, игрушки, предметы; моделирование (планы – схемы, графические планы, геометрические фигуры, предметные картинки, силуэтные изображения, контрастные рамки, разрезные картинки).

Занятия по обучению рассказыванию детей 5-6 лет с задержкой психического развития оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного и речеслухового восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения. В процессе таких занятий они учатся программировать и реализовывать высказывания и контролировать их в речи.

1. Бойкова С. В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников:Картотека заданий с усложнением. – СПб.: КАРО, 2005.- 32+ 68 с. карточек: ил. – 100 с.

2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи – М.: Логос, 2006. – 429 с.

3. Глухов В. Л. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Слово, 2005. – 398 с.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи дошкольников. – М.: Просвещение, 2006. – 213 с.

5. Левина Р. Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004. – 234 с.

6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 329 с.

7. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2002. – 362 с.

Конспект занятия-игры с элементами ТРИЗ-технологии «Что такое хорошо и что такое плохо» Игра с элементами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – технологии «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Еременко Е. А., воспитатель ГБОУ СОШ №14 СПДС №18.

Игровое занятие «Транспорт» с элементами технологии ТРИЗ Тема: Предметный мир. Баба Яга и транспорт. Цель: Расширить представления о транспорте. Образовательные задачи: 1. Расширять знания детей.

Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной работе с элементами ТРИЗ «На что похожа вода» (средняя группа) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (линии развития) Физическое развитие. Продолжать развивать двигательную активность. Закреплять навыки бега и ходьбы.

Конспект занятия НОД по обучению детей творческому рассказыванию по картине с использованием ТРИЗ Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли,.

Конспект занятия с использованием технологии развивающих игр Б. П. Никитина с детьми старшей группы по теме «В космосе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 комбинированного вида» конспект проведения занятия с.

Методика проведения занятий по обучению рассказыванию по игрушкам и предметам в разных возрастных группах. Методика проведения занятий по обучению рассказыванию в разных возрастных группах и приемы обучения. Младший дошкольный возраст Занятия.

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ «Моя семья» Тема: «Моя семья» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников, является.

Программа коррекционно-развивающих занятий «Психогимнастика для детей раннего возраста» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста педагога-психолога Муниципального бюджетного.

Сценарий развлечения «В гостях у Огневушки-поскакушки» с элементами ТРИЗ-технологии для детей старшего возраста Воспитатель Кацук Тамара Аркадьевна, МБДОУ “Детский сад “Звёздочка” г. Рославль, Смоленская область. Программное содержание: закрепить.

Читайте также:  Технологическая карта ОУД по лексической теме 'Транспорт'
Ссылка на основную публикацию