Памятка: Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Развитие творческого рассказывания у детей с ОВЗ с использованием сказки

Ключевые слова: ОВЗ , старший дошкольный возраст , дети с ОНР , развитие творческого рассказывания

Творческое рассказывание занимает особое место в системе коррекционно-логопедической работы по формированию связной монологической речи детей дошкольного возраста. Овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности (Л.А.Горбушина, Т.Р.Кислова, Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева). Основной контингент детей, посещающих логопедические группы, имеют диагноз ОНР различного уровня или ОНР и ЗПР. Практическое исследование состояния монологической речи старших дошкольников с ОНР выявило следующие проблемы: недостатки в формировании связных речевых высказываний (затруднения при определении замысла и составлении рассказа, описания, нарушение структуры высказывания, отсутствие связующих элементов, выпадение смысловых звеньев, стереотипность использования лексических средств языка, аграмматизмы). Особые трудности вызывает овладение творческим рассказыванием. Указанные проблемы объясняются системным речевым недоразвитием, недостаточностью представлений об окружающем, инертностью процессов воображения. Всё это определяет необходимость и важность работы по формированию и развитию связной речи и особенно творческих рассказов.

Поиск новых направлений совершенствования коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи непосредственно связан с изменением требований к содержанию дошкольного образования. Особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы освоения детьми системы родного языка, формирование речевой деятельности, развитие на этой базе творческих возможностей ребенка применительно к обучению детей с различными речевыми нарушениями.

Для обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста современные отечественные исследователи (Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко) рекомендуют использовать сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать свой вариант.

М.Кольцова считает: «Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то свое, новое. В этом и есть залог развития творческих способностей человеческого ума» [9, с. 86]

Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Использование сказок развивает речевую активность детей, словесно – логическое мышление, творческое воображение и рассказывание, насыщает речь выразительными средствами языка.

Учителями – логопедами нашего детского сада была разработана программа «В сказку играем – речь развиваем. Развитие творческого рассказывания с использованием сказки у детей с ОНР старшего дошкольного возраста».

Цель программы – развивать творческое рассказывание у детей с ОНР на материале сказок.

Задачи программы:

  • упражнять в пересказе сказок: с изменением времени, места, действия и лица рассказчика, с изменением сюжета, придумывать новую концовку, начало или собственные сказки; активизировать практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;
  • совершенствовать произношение, темп, ритм, дикцию, интонационную выразительность, эмоциональную окрашенность детской речи;
  • воспитывать стремление к сопереживанию героям сказок и применять накопленный опыт в доброжелательных взаимоотношениях с окружающими.

Данная программа позволяет дополнить систему коррекционно-развивающей работы по речевому развитию (раздел творческое рассказывание) в старшей и подготовительной к школе логопедических группах. Мы рекомендуем использовать сказку в качестве образца для овладения дошкольниками творческим рассказыванием и самостоятельной, связной, грамматически правильной речью. Предлагаемая программа предназначена учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп для работы по развитию творческого рассказывания с использованием сказки у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР или ОНР, ЗПР и может быть использована для развития самостоятельной связной речи детей с нормой в развитии при подготовке к школе. Она составлена на основе программ: Нищевой Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»; Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В., Мироновой С.А. «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей»; Шевченко С.Г. «Программа для детей с ЗПР».

Программа содержит теоретический и практический разделы. В теоретическом разделе отражены проблемы, актуальность, научная методологическая и методическая обоснованность программы. Описаны психологические особенности участников программы, цели и задачи разработки. Практический раздел содержит систему задач по развитию творческого рассказывания, начиная с третьего периода (апрель–май) старшей группы и полный год в подготовительной к школе группы, Каждая подгруппа задач по периодам соотносится с предполагаемыми ожидаемыми результатами. В программе описываются основные методы и приемы: практический, наглядный, словесный. Прилагается примерное содержание тематического планирования по развитию творческого рассказывания и подробные конспекты непосредственно-образовательной деятельности, разработанные в соответствии с ФГОС ДО. В тематическом планировании прослеживается чёткая взаимосвязь между лексической темой недели, творческим заданием, используемым текстом. Данная программа содержит рекомендации для работы воспитателей и родителей.

В ходе реализации программы дошкольники поэтапно упражняются в оформлении связных высказываний: восстанавливают деформированные тексты с опорой на картинки, пересказывают сказку по частям и в целом, пересказывают с изменением действующего лица, времени и места действия, изменяют концовку, придумывают новые эпизоды, самостоятельно придумывают сказку. При выполнении творческих заданий учитываются индивидуальные речевые возможности детей, предлагаются наглядные и словесные опоры (схемы, иллюстрации, слова подсказки на выбор ребёнка), что способствует выполнению цели программы – развитие творческого рассказывания у детей с ОНР на материале сказок.

Взаимодействие логопеда с детьми при помощи сказки проходит очень интересно и плодотворно. Совместная деятельность строится на игровом сюжете, где дети выполняют определённые задания на развитие творческого рассказывания. Эта замечательная форма позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта у дошкольников. Кроме того у воспитанников появляется возможность реализовать свои творческие замыслы, у них развиваются коммуникативные умения, обогащается и активизируется словарный запас.

Программа апробирована в структурном подразделении «Детский сад Журавушка» в 2012–2013 учебном году и используется по настоящее время.

Сравнительный анализ данных в начале и в конце обучения по программе свидетельствует об улучшении творческого рассказывания детей экспериментальной группы.

Средний балл уровня развития творческого рассказывания на начало обучения составил 21%. В конце обучения повысился на 52% и составил 73%.

В конце обучения дети успешнее пересказывали сказки от имени главных героев, изменяли время и место действия, добавляли новые эпизоды в сюжет, составляли сказки по данному началу, началу и концу сказки, и самостоятельно составляли небольшие сказки.

Применение программы «Развитие творческого рассказывания с использованием сказки у детей с ОНР старшего дошкольного возраста» в общем комплексе коррекционных мероприятийспособствовало развитию у детей связной, грамматически правильной монологической речи, речевого творчества, становлению самостоятельности речевых высказываний.

Список литературы

1. Белинский В.Г. Ст. «О детских книгах». Собр.соч.:В 9Т.- М.: Худож. литер., 1978-Т.3-с.-62-63.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебн. для студ. средн. и высш. пед. учебн. завед. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. С.137.
3. Венгер Л.А. Как ускорить процесс понимания сказки. Дошкольное воспитание. 1991. № 5. С. 45—49.5.
4.Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: 2015.
5.Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию. Дошкольное воспитание. 1991. № 2. С. 2—10.
6. Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991.
7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. М.: Аркти 2004
8. Гуськова А.А. Формирование словаря и связного высказывания детей с ОНР на материале сказок. ( Журнал “Логопед” №4, 2008.).
9. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М.: «Сов. Россия», 1973.
10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников (формирование лексико-грамматического строя речи), СПб.: Союз,1999.
11. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет – Санкт- Петербург, 2016.
12. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников – М.: «ТЦ Сфера» 2008 .
13. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет. Дошк. восп. №5, 2000.
14. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: в 2 Т-М., 1974.-Т.1.- С.145-159.
15. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Туманова Т.В. Миронова С.А. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М.: “Просвещение” 2008.
16. Шорохова О. А. Играем в сказку. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

Памятка: Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Автор: Козлова Светлана Геннадьевна

Организация: ГБОУ Школа №1353

Населенный пункт: г. Москва

Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОВЗ освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии, таких как «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни», Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» и др. В программе коррекционного обучения и воспитания шестилетних детей с общим недоразвитием речи приводятся рекомендации по формированию их связной речи в соответствии с периодами обучения. В начале обучения) они должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Затем совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их серии, рассказов-описаний, простых рассказов. Наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе – с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного и выразительного пересказов литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинениям из собственного опыта.

Очень важна роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относятся обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и т.д.)и устному сочинению по воображению.

Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приемы. Рассмотрим основные особенности работы по формированию связной монологической речи старших дошкольников с ТНР и ЗПР в процессе разных занятий по обучению рассказыванию.

1. Занятия по пересказу

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваивается построение отдельных предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию «чувства языка» – внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

В начале обучения они овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. К числу облегчающих приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления пересказа. Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. Затем они учатся составлять пересказ по плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа. В конце обучения дети должны овладеть пересказом без опоры на наглядный материал.

В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной работе по формированию у ребенка грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний.

Работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает:

  • усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур; упражнения в правильном употреблении фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применением полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа;
  • развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.

2. Обучение рассказыванию по картинам

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОВЗ. Уделяется особое внимание приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.

В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников с ОВЗ рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

  • Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;
  • Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин.
  • Рассказывание по сериям сюжетных картинок.
  • Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам).
  • Описание пейзажной картины.

3. Обучение описанию предметов

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.

При обучении старших дошкольников с ОВЗ описанию предметов ставятся следующие задачи:

  • формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов,
  • развитие обобщенных представлений о построении рассказа-описания предмета;
  • овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
Читайте также:  Практический материал учителя-логопеда для работы с неговорящими детьми

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предметов по основным признакам; закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

4. Обучение рассказыванию с элементами творчества

Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка-дошкольника к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему.

Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, развитие сюжетного действия, концовка, определение времени и места событий и т.д.). Поэтому обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у них определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, о предмете и др.).

Исходя из всего выше перечисленного, учебная и внеучебная работы по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями комбинированных групп, должна включать: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию. Все это определяет необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников с ОВЗ составлению рассказов и применению адекватных приемов обучения с учетом особенностей этих детей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
  2. Жукова Н. В., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1989.
  3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
  4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
  5. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. М., 1989.
  6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. №4.
  7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.
  8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.
  9. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. М., 1994.
  10. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. I, II периоды. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., М., 2000.
  11. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. III период. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., М., 2000.
  12. Характеристика связной речи детей 6-7 лет/ Под ред. Т. А. Ладыженской. М.,

О формировании умения составлять рассказы по картинке или серии последовательных картинок у дошкольников с ОВЗ

В данной статье рассматривается проблема формирования связной речи в логопедической работе. Авторы отмечают, что также необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Для более успешной работы в этом направлении необходимо использовать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания.

Формирование связной речи у детей с ОНР является одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Для детей с ОНР характерно отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, бедность речевых и языковых средств, смысловые пропуски. Таким образом, в работе с детьми с ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее – сказуемое), наличием слов-повторов («ну». «потом». «вот». и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.

Из отзывов педагогов можно сделать вывод, что более неинтересного занятия, чем составление рассказа по картине, нет. Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты. Однако мы позволили себе усомниться в том, что:

1) надо обязательно заставлять детей слушать однообразные рассказы;

2) рассказы, составленные воспитателем и детьми, которых вызывают первыми, должны служить примером для подражания другим ребятам;

3) именно такая форма занятия по составлению рассказов позволяет эффективно решать задачи речевого развития, не говоря уже о том, чтобы способствовать формированию творческих способностей детей.

Возникшее противоречие мы попытались решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса дошкольника к этому виду деятельности.

Предлагаемая методика рассчитана на два типа рассказов по картине.

Описательный рассказ с целью: развитие связной речи на основе отображения увиденного и творческое рассказывание по картине (фантазирование) с целью учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

Виды рассказов: фантастическое преобразование содержания; рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию – дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия. Предлагаемое пособие включает в себя игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины. Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть – опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения. Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.

Также трудности вызывает и работа по составлению рассказов по серии последовательных картинок. При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного высказывания: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. При этом используются следующие приёмы работы: рассматривается и описывается каждая картина из серии; выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета; высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

Наша работа основывается на составление рассказа по юмористическим картинкам. Юмористические картинки нами выбраны не случайно, именно юмор и юмористическое отношение к сложной ситуации помогает преодолеть все трудности в нашей непростой жизни. Детям с ОНР очень сложно концентрировать своё внимание и на наш взгляд именно юмор поможет им легче усвоить лексико-грамматический материал.

Цель данной методики: развитие связной речи через понимание юмористического в художественных произведениях (живопись, литература). При работе мы используем книгу «Рассказы в картинках» замечательного русского художника-карикатуриста Н.Э. Радлова. В содержание обучения детей связной речи входят задания по составлению рассказов и оценок по юмористическим картинкам. Передача содержания картинки в устной речи – в форме рассказа или сказки – ведет к более осознанному постижению комических сюжетов, образцов и т.д. Через рассказы и сказки дети наиболее полно и мотивированно выражают свое ассоциативно-эстетическое отношение к картине, активнее приобщаются к области комичного. Рассказывание по юмористической картине развивает у них чувство юмора, удовлетворяет потребность в веселье и шутке.

Лучшему знакомству с картинкой способствует живая, лаконичная, эмоционально воздействующая на детей, беседа. Обычно она проводится после того, как дети сами ознакомятся с картинками и поделятся своими первыми впечатлениями. Показу картинок должно предшествовать вступительное слово. Оно оказывает заметное влияние на весь ход восприятия картины и на беседу о ней. Содержание вводного слова зависит от содержания картинного материала. Затем детям предоставляется возможность самим рассмотреть картину, заметить в ней наиболее комичные детали. Беседу не следует начинать с традиционного вопроса «Про что эта картина?», так как он не включает детей в процесс восприятия комического, а с одного из следующих вопросов – «Чем развеселила вас эта картина?» и т.п. Такой вопрос вызывает непринужденные, свободные и развернутые высказывания. В ответах отражается личное отношение ребенка к изображенному, ведь вопрос побуждает к передаче своего собственного восприятия комического в картине.

Влияние литературно-художественных произведений на речевую деятельность огромно. Когда дети от беседы по картине переходят к изложению ее содержания, они могут практически во многом опираться на знакомые им веселые рассказы и сказки, используя разнообразные языковые средства и приемы построения комического сюжета. Задача педагога заключается в том, чтобы доступно и понятно для детей установить связь между анализируемой картиной и литературным произведением. Важным педагогическим приемом, опять же, являются указания воспитателя. В конце беседы детям следует четко сказать, что именно – рассказ или сказку – требуется составить по картине. Примером может послужить следующее указание: “Вы с интересом рассмотрели картинки, и вам так же интересно будет составить веселую сказку про то, что здесь нарисовано”. Затем педагог конкретно формулирует тему рассказа, предлагает обдумать его от начала до конца, а уже после рассказать. Постепенно у детей накапливается опыт рассказывания по рассматриваемым картинкам и картинам, и составления по ним рассказов и сказок. Для дальнейшего повышения детской активности и самостоятельности предусматривается такая методика занятий, при которой дошкольники сами могут почерпнуть из картины дополнительный материал для своих выступлений. Отметив в беседе самые существенные моменты сюжета, предлагается детям самим найти в картине еще много интересного и рассказать об этом.

При работе по обучению рассказыванию по сюжетным юмористическим картинкам старших дошкольников с общим недоразвитием речи мы выделили три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Следовательно, можно утверждать, что работа по формированию умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи составлять рассказы по картине или серии последовательных картинок будет эффективной, если педагог создаст такие методические условия, которые были бы интересны и увлекательны самому ребёнку.

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Рубрика: Подготовка к школе

Дата публикации: 02.09.2020

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Помешкина, Ю. В. Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ / Ю. В. Помешкина, М. Н. Лукина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5497/ (дата обращения: 07.01.2021).

Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное — это научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но, как показывает опыт, это не гарантирует успешного обучения.

Готовность ребенка к обучению в школе — определяют как уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья [2].

Согласно исследованиям психолога Л. А. Ясюковой, современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, кто обладает вполне определенными характеристиками. Как социальный институт школа со своими нормами и ценностями, ролевыми отношениями, предъявляет к ребенку определенные требования, которым может соответствовать не каждый ребенок, так как детство у всех разное и возможности для развития тоже. Поэтому многим детям приходится приспосабливаться к школе путем специальной подготовки [8].

Наибольшие трудности в первые годы обучения в школе испытывают дети с ОВЗ. Это обусловлено не только наличием у них хронических заболеваний (атопический дерматит, бронхиальная астма, нарушения ОДА, множественность диагнозов и т. д.), но и нарушениями психического развития. Чаще всего это проявляется как недоразвитость понятийного мышления, резкой дисгармоничностью интеллекта ребенка с недостаточным развитием его вербальных структур (крайние «визуалы» и «кинестетики»), наличием отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребенка (элементы невротизма, аутичности), неврологические отклонения, легкая органика, функциональные отклонения в работе мозга, снижающие общую работоспособность, нарушение внимания, речевые нарушения и т.д К сожалению, количество таких детей с каждым годом увеличивается и педагоги находятся в постоянном поиске новых технологий и методик работы с данной категорией детей.

При подготовке детей с ОВЗ к школе необходимо в первую очередь сделать акцент на развитии познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления. Гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, а это в свою очередь повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В связи с этим была разработана и апробирована программа занятий по подготовке к школе для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Скоро в школу». Содержание программы, нагрузка на детей рассчитаны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и нормами СанПиН 2.4.1.3049–13

Цель данной программы — создание для детей с ОВЗ комфортной зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуального, эмоционального, речевого развития, развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям обучения;

Задачи:

– развитие любознательности, как основы познавательной активности детей дошкольного возраста;

– развитие психических процессов — восприятия (его основных каналов: визуального, аудиального, кинестетического), памяти, внимания, воображения, наглядно-образного и логического мышления;

– развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений и операций (сравнение, анализ, синтез, классификации, обобщения);

– развитие зрительно-моторных координаций;

– развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процессов общения;

– развитие произвольности психических процессов;

– формирование позитивной мотивации к обучению.

Программа реализуется по следующим этапам: диагностический, коррекционно-развивающий и контрольный.

Диагностический этап. Диагностика детей проводится в два этапа: сентябрь, май, что позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении учебного года, своевременно оказать ему квалифицированную помощь.

При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:

– «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека;

– Методика «Готовность к школьному обучению» Л.Ясюкова

Коррекционно-развивающий этап включает в себя коррекционно-развивающие занятия, направленные на решение вышеперечисленных задач.

Контрольный этап. Контрольная диагностика проводится в целях изучения динамики развития детей. Результативность работы будет оцениваться по результатам анкетирования родителей и по результатам итоговой диагностики.

Программа рассчитана на 8 месяцев (октябрь-май).

Основными методами обучения являются:

  1. Дидактические, развивающие игры.
  2. Продуктивные виды деятельности.
  3. Пальчиковые игры и упражнения.
  4. Психологические игры и упражнения.
  5. Работа в тетрадях.

Принципами построения программы являются:

  1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей
  2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы
  3. Личностно-ориентированный подход к детям.

Ожидаемые результаты.

Данный систематический курс должен создать условия для развития у детей познавательных интересов. Вызвать у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Предполагается становление у детей достаточно развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезновение боязни ошибочных шагов, снижение тревожности.

– элементарные приемы запоминания;

– правила и нормы поведения обучающихся в школе;

– приемы концентрации внимания.

– произвольно запоминать 8 предметов;

– решать логические задания (учитывая возрастные особенности):

– выполнять задания на произвольность внимания;

– выполняют мыслительные операции обобщения, систематизации, классификации.

Особенности проведения занятий.

Основная форма занятий — групповое развивающее занятие. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут подгруппой в количестве 10 человек. Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку с ОВЗ, учитывая его возрастные особенности.

Все занятия начинаются с коммуникативных игр или игр — оптимизаторов. Это способствует не только положительному настрою детей на занятие, созданию положительного самовосприятия, но и сплочению детского коллектива.

Основная часть — коррекционно-развивающая. В этой части все упражнения нацелены на формирование и развитие психических функций. В каждом занятии представлены упражнения невербального и вербального характера, направленные на формирование и развитие мышления, речи, пространственных представлений, произвольности. Занятия и упражнения на развитие речевого мышления проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимулирующего материала, который частично представлен в тетради, поэтому его можно сопровождать процессом рисования.

Все рисунки в тетради представлены в черно-белом варианте, это позволяет ребенку не отвлекаться на яркие образы, а по окончании занятия проявить фантазию, раскрасив их по своему желанию или в соответствии с инструкцией педагога. Завершающим этапом данной части является упражнение на совершенствование мелкой моторики и развитие графических навыков.

Третья часть — заключительная. Это элемент рефлексии. Здесь мы совместно обсуждаем итог занятия: чему научились, что теперь знаем и умеем. Дети сами оценивают свою работу на занятии. Для этого мы используем смайлики, которые в зависимости от оценки раскрашиваются детьми в нужный цвет.

В течение всего занятий (2–3 раза) используем упражнение на проверку внимания. Это могут быть вопросы: «Кто меня слышит — поднимите руки вверх» или использование карточек-символов: «солнце» — молчание, «туча» — хлопаем в ладоши. Проведение таких упражнений позволяет не только организовать внимание детей, но и поддерживать с ними обратную связь.

В работе с детьми категории ОВЗ мы сориентируемся на небольшое количество заданий, делая акцент на постепенном усложнении задач с ними. Так, например, игра «Не пропусти растение», может моделироваться и в другие: «Не пропусти профессию», «Не пропусти животное» и т. д., использоваться может любая лексическая тема. Таким образом, тренируется и слуховое внимание и закрепляются представления ребенка в рамках изучаемой темы.

Следующая степень усложнения, когда не педагог перечисляет слова, а сам ребенок выступает в качестве ведущего. Далее, увеличиваем сложность, и в целях тренировки переключения внимания, вводим два обобщающих понятия и соответственно два разных действия на их обозначение. Например, животные — хлопок, растения — руки вверх.

Считаем, что целесообразно проводить параллельно упражнения вербального и невербального характера для решения конкретной задачи. Например, формирование операции «исключение» можно начать с использования зрительных образов и далее закрепить ее при помощи слуховых.

Рассмотрим ниже план одного из занятий.

  1. Развивать групповую сплоченность в детском коллективе, уверенность в себе.
  2. Развивать мыслительные операции: обобщения и исключения.
  3. Расширять объём внимания.
  4. Активизировать тактильное восприятие.
  5. Развитие произвольного внимания, самоконтроля.
  6. Развитие графических навыков: рисование геометрических фигур по контуру.

Упражнение 1. «Волшебный стул»

На стул приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой…); говорят о внешних достоинствах, например: красивые волосы.

«Волшебный стул» позволяет говорить о товарище как бы со стороны, придаёт элемент таинственности в игре, на ребёнка смотрят как бы впервые. Игра проводится неоднократно, чтобы «момент возвышения» прошёл каждый член группы.

Упражнение 2. «Волшебный мешочек»

Ведущий: «Ребята, у меня в руках волшебный мешочек. Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нём лежит.

Упражнение 3. «Кто без чего не обойдётся”.

Ведущий зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему. Без садовника… собаки… забора… земли. Почему?”

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради5

Упражнение 4.«Запретный номер»

Выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши. Далее дети считают по очереди до 10. Можно выбрать две запретные цифры (4,7). Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

Упражнение 5. «Геометрические фигуры»

Дети обводят по контуру геометрические фигуры на нелинованной бумаге. Затем эти же фигуры увеличивают, либо уменьшают по обведенному уже контуру.

Упражнение 6 «Дорисуй до целого»

Упражнение 7 «Соедини точки»

Соедини точки так, чтобы получился самый большой прямоугольник и самый маленький. Чтобы получилось 8 одинаковых треугольников.

На протяжении всего курса занятий проходят индивидуальные консультации для воспитателей и родителей. Сведения о выявленных результатах диагностического обследования родители получают в ходе индивидуальных консультаций. Родителям предлагают рекомендации, как вести себя с ребенком и закреплять в домашних условиях сформированные на занятиях умения и навыки. Для воспитателей разрабатывается психологическая карта группы, в которой показывается результат обследования, расписываются рекомендации по работе с группой в целом и с каждым ребёнком в отдельности.

Результаты констатирующей и итоговой диагностики показывают положительную динамику в развитии познавательных процессов детей. Анкетирование родителей, анализ особенностей адаптации к школе выпускников групп, прошедших курс подготовки к школе также показывает хорошую результативность работы по нашей программе.

Сценарий комплексного развлечения для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Сценарий комплексного развлечения для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «Кафе «Осеннее»

  • социально-коммуникативное,
  • познавательное,
  • физическое,
  • речевое,
  • художественно-эстетическое развитие.
  • расширить знания об осени как времени года
  • формировать и развивать у детей представления об осенних изменениях в природе;
  • закрепить знания об овощах и фруктах;
  • формировать умение поддерживать собственное здоровье в осенний период, показать значение употребления в пищу овощей и фруктов;
  • воспитывать бережное отношение к миру природы;
  • расширить словарь прилагательных по теме;
  • упражнять в изменении существительных по падежам;
  • побуждать детей составлять рассказ из личного опыта;

Содержание образовательной деятельности:

Дети сидят за столиками, оформленными на тему «Кафе» Осеннее».

Ведущий: Здравствуйте, гости ! Добро пожаловать в кафе «Осеннее». Сегодня у нас праздник урожая, а хозяйкой будет королева Осень.

Под песню «Листья желтые» в зал входит Осень.

Осень: Добрый день, ребята! Я очень рада побывать на вашем празднике урожая. Вчера я приготовила для вас подарки-угощения, положила в корзинку. Когда стала выходить, обнаружила, что корзинка пуста- только осенние листочки в ней остались. Если вы соберете разрезные картинки, то узнаете, какие угощения были приготовлены.

На каждый стол выдается задание, дети должны собрать разрезную картинку и дать ответ.

Звучит музыка, в зал забегают « дары осеннего урожая» в костюмах и читают стихи.

Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я – витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!

Я – морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей!

Я – и свежий, и соленый.
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок.

А красивый самый — я!
Мухомор зовут меня!
Вы меня домой возьмите,
Хоть солите,
Хоть суп варите!

Я — крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное –
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!

Осень: Ребята, а вот и мои угощения! Ах, проказники, зачем вы разбежались из корзинки! Я была расстроена. Ведь мне пришлось придти в гости « с пустыми руками»! Но что-то здесь не так…., какое то угощение я в корзинку не складывала. Дети дают ответ, что мухомор лишний, это несъедобный гриб и в пищу его употреблять нельзя. Дети –герои занимают места за столиками.

Вед: Внимание, уважаемые гости! Сегодня в нашем кафе проводится аукцион. Я- продавец, вы – покупатели. Я показываю овощ, фрукт или гриб, а вы должны назвать блюдо, которое можно приготовить из него.

Вед: Сейчас приглашаю 2 команды. Игра-аттракцион «Назвался груздем- полезай в кузов!»

Осень: Теперь выполните моё задание.

Игра «Подбери слово-признак».

Несколько детей встают в одну линию, каждый получает муляж фрукта, овоща, гриба. По очереди каждый ребенок называет слова-признаки, на каждое определение делает шаг вперед.

Вед: Ребята, отгадайте загадку:

Малый немалый
Внутри алый.
А кафтан зеленый, полосатый.

– Правильно, это самая большая ягода- арбуз. Помогите собрать арбуз.

Игра «Собери арбуз».

Осень: В вашем кафе очень вкусно пахнет, откуда идут ароматы?

Дети дают ответ.

– Я тоже хотела выбрать лучшего повара в мою лесную столовую.

– Перед тем, как приступать к приготовлению блюд, давайте вспомним правила чистоты и здоровья.

Подвижная игра «Кулинарная разминка».

Руки мыть перед едой — круговые движения кистями рук
Правило для нас с тобой. присесть, подняться,
Овощи и фрукты- руки поднимаем вверх
Важные продукты!
Не забудь и их помыть руки на поясе, повороты вправо-влево.
И стишок заучить.
Яблоко я щеткой тру, руки сжать в кулак, тереть костяшка пальцев друг о друга.
Помидоры полощу, руки опустить свободно вниз, движения влево-вправо (полоскание) .
Виноград с черешней руки вперед перед собой, разжимать и нежно сжимать кулаки.
Моем- моем
Все помой, прополощи, круговые движения кистями рук
А потом гостей зови! руки в стороны и наклоны вперед.

Презентация любимого блюда из «даров осени» «Смак» (использование ИКТ)

– Какие вы замечательные помощники, столько интересных и вкусных рецептов нам показали.

Вед: В нашем фруктовом саду этой осенью большой урожай яблок. На яблонях поспели яблочки наливные. Помогите собрать урожай.

Конкурс «Сбор яблок».

Осень: Спасибо, ребята, за помощь в сборе урожая. Я хочу оставить яблочки, пусть повара приготовят в кафе вкусные блюда из них. Мне пора собираться в обратный путь, ведь еще много дел надо сделать: урожай собрать, к зиме готовить животных и растения, украсить деревья в разноцветные наряды. А вам оставляю мои гостинцы.

Вед: Осень, мы приглашаем тебя на танец осенних листочков. Все дети получают по 2 листика и вы под музыку выполняют за физ. инструктором упражнения.

Кружимся, летаем,
Тихо опадаем.
Желтые и красные,
Мы самые прекрасные!

Вед: Понравилось вам, ребята, в кафе? Буду рада еще раз вас увидеть!

1. Зиганшина Р.Н.,
инструктор по физической культуре
2. Лебедева А.Н.,
учитель-логопед
3. Спасенова Г.Н.,
учитель-логопед

Мероприятие «Игра-путешествие по сказкам» для детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Ольга Петришена Ганибаевна
Мероприятие «Игра-путешествие по сказкам» для детей с ТНР старшего дошкольного возраста

воспитатель: Петришена Ольга Ганибаевна

Мероприятие: «Игра- путешествие по сказкам»

Учить детей использовать в речи детей обобщающее понятие «Транспорт»;

Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток»;

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

Учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.

Развивать навыки общения в игровой деятельности;

Продолжать знакомить с элементарными правилами поведения, этикой приветствия и общения.

Развивать речь детей;

Формировать представления о литературных произведениях;

Образовательная деятельность: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное, Физическое.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать у детей положительное отношение к друг другу (сверстникам). Вызывать радость от совместной деятельности.

чтение литературных произведений: «Колобок», «Приключения Буратино», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Красная Шапочка»

разучивание динамической паузы «Сизый чиж»;

Игра «Части суток»;

Карточки-кружки четырех цветов (желтый, красный, голубой, черный);

Иллюстрации «Время суток»;

Билеты с геометрическими фигурами;

Стульчики по количеству детей со значками;

4 картинки сказочных героев;

Иллюстрации со сказочными героями из сказок.

Ход игры- путешествия:

Воспитатель : Какое сейчас время суток? (утро)

– Что можно делать утром? (умываться, чистить зубы, собираться в детский сад, играть и. т. д).

-Сколько всего частей суток?

Дети:Четыре: утро, день, вечер, ночь. -1 слайд

– А как вы думаете, какого цвета у нас буде означать утро? (предлагается

4 цветовых кружка: желтый, красный, голубой, черный).

Дети: Желтый. День (красный, вечер (голубой, ночь (черный).

-Что мы делаем днем? Вечером? Ночью? – 2 слайд.

– Хотите отправиться в путешествие по сказкам, там мы сможем разгадывать загадки, и выполнять задания. (Да).

– Частей суток у нас всего – 4. Значит станций и сказок у нас тоже будет? (4).

Ну, что отправляемся на праздник сказок (Да)

Игра «на каком транспорте поедем»

– А на чем мы с вами можем отправиться в путешествие, на каком виде транспорта? (Самолете, автобусе, паровозе, автомобиле и т. д.) – 3 слайд

Загадка про паровоз

Я стучу, стучу, стучу

Далеко тебя качу,

А над речкой, на мосту

Просигналю всем «Ту -ту!»

На вокзал тебя привез.

Знаешь, кто я? (Паровоз) -4слайд

Значит, на чем мы с вами отправимся (На паровозе).

аудио запись «Паровоз» (мр3)

– А кто же ведет паровоз? (Машинист).

– А кто проверяет билеты? (Кондуктор) -5 слайд

– Сейчас, по считалке распределим роли машиниста, кондуктора, и кассира по продаже билетов.

Воспитатель использует считалку.

1,2,3, – в кружочек встали,

Где начало? Где конец?

Выйдет тот, кто молодец!

Воспитатель: Встаем друг за другом к кассе и покупаем билеты. Обратите внимание билеты не простые, а с геометрическими фигурами, необходимо найти свое место по билету (дети занимают свои места).

аудио запись «Паровоз» (мр3, (дети занимают места на стульчиках)

1 станция. 1конверт с загадкой.

Вот румяный привереда.

Убежал от бабки с дедом.

По дорожке скок – да скок

Покатился….(Колобок). -6 слайд.

Попробуем вспомнить сколько героев всего в этой сказке(1. Дед, 2. Бабка, 3. волк, 4. заяц, 5. медведь, 6. лиса, и 7. Колобок, (7 героев). -7 слайд

Что бывает в окружении нас по -7? (7 дней в неделе, 7 цветов радуги,

– Отправляемся на след. Станцию, занимайте места в паровозе.

2 станция. 2 конверт с загадкой

-У отца был странный мальчик,

На земле, и под водой,

Ищет ключик золотой,

Кто это?. (Буратино). -9слайд

Воспитатель: А сколько же в этой сказке героев, кто сможет их перечислить?

(1. Буратино, 2. Папа Карло, 3. Карабас-Барабас,4. Дуремар, 5. Кот Базилио,

6. Лиса Алиса,7. Мальвина, 8. Артемон, 9. Черепаха Тортилла, 10. Пудель(10героев). -10 слайд.

Воспитатель: Молодцы, и на этой станции смогли все разгадать.

Пора сделать разминку. Игра называется «Сизый чиж»

По дубочку постучим – постучим.

Прилетает сизый чиж,

Чижик по полю летал.

Левой ножкой все кивал

(Прыгаем на правой ноге, а левой машем,

Чижик по полю летал.

Теперь правой все кивал (прыгаем на левой ноге, а машем правой)

Чиж, чиж не кивай, себе пару выбирай.

(Дети разбегаются и становятся парами)

Педагог просит встать пару спиной друг другу.

Воспитатель: Размялись, пора отправляться.

Отправляемся на какую по счету станцию? (На третью).

3 станция. 3 конверт с загадкой

Загадка про Чебурашку

Постучался в нашу дверь,

Он в коричневой рубашке,

Его имя …. (Чебурашка) – 11 слайд.

Воспитатель: А сколько же на этой картинке сказочных героев, кто сможет их перечислить?

(1. Чебурашка, 2. Крокодил Гена, 3. Старуха Шапокляк, 4. Крыска Лариска,

(4 героя). – 12 слайд

4 станция. 4 конверт с загадкой.

Бабушка, девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла свое,

А, ну, подскажите имя ее?. (Красная Шапочка) -13слайд.

Воспитатель: А сколько же в этой сказке героев, кто сможет их перечислить?

(1. Девочка – Красная Шапочка, 2мама, 3. Бабушка,4. волк, 5 и 6 – Охотники) (6героев). – 14слайд

– Молодцы, справились со всеми заданиями.

Пора расселять сказочных героев по вагончикам, отправлять их домой.

-Сколько же сказок мы с вами разгадали? -15слайд

– Кого заселим в первый вагончик? (Колобка). Какой он по счету? (Первый). -16слайд.

-Кого заселим во второй вагончик (Буратино). Какой он по счету? (Второй) -17 слайд

– Кого заселим в третий вагончик? (Чебурашку). Какой он по счету? (Третий) – 18 слайд

– Кого заселим в четвертый вагончик? (Красную Шапочку).

– Какая она по счету? (Четвертая). -19 слайд

– Молодцы! Ну, что и нам пора отправляться в детский сад! Занимайте места. Что вам больше понравилось?

-А вы захотите еще отправиться в путешествие по сказкам.

– Спасибо за внимание! – 20 слайд

Прикреплённые файлы:
putesh-po-skazkam-fyemp-petrishenoi-o-g-2018g_1f9ev.pptx | 2799,6 Кб

«Путешествие будущих первоклассников». Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста Рекомендации по использованию «Электронного учебно-методического материала» «Путешествие будущих первоклассников» УММ «Путешествие будущих.

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: “Путешествие по сказкам К. И. Чуковского” Составила воспитатель:.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД составлен на основе материалов с сайта МААМ. RU Цель: закрепление знаний детей о творчестве детского писателя К. И. Чуковского.

Конспект образовательного мероприятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Космос» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос».

Конспект викторины «Путешествие по сказкам» (коми и русские народные сказки) для старшего дошкольного возраста ЦЕЛЬ: обогащение творческих способностей детей. ЗАДАЧИ: (Парма) – (общение) Совершенствовать внеситуативно – личностное общение детей как.

Лэпбук по развитию речи «В гости к сказкам» для детей раннего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста Целью данного лэпбука является активизация знаний детей о русских народных сказках. Развитие познавательных способностей детей.

Музыкально-спортивное развлечение для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №26 «Родничок» Музыкально – спортивное.

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста для детей с ТНР КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА. Выступление Казьминой Т. А. на городском методобъединении на базе.

Спортивное развлечение «Путешествие по сказкам» для детей старшего возраста Цель: формирование положительных эмоций, здоровья детей. Оборудование: обручи, метла, корзины, мячики, косынки, шишки, гимнастические.

Театрализованная игра-развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на воздушном шаре» (проводится в летний период на участке с зелёными насаждениями) Площадка украшена яркими вертушками и спиралями. Звучит аудиозапись песни.

Перспективный план развлечений в подготовительной группе с ТНР

1 неделя
(познава-

4 неделя (физкультур-

1 неделя
(познава-

4 неделя (физкультур-

1 неделя
(познава-

4 неделя (физкультур-

1 неделя
(познава-

4 неделя (физкультур-

4 неделя (физкультур-

1 неделя
(познава-

4 неделя (физкультур-

1 неделя
(познава-

4 неделя (физкультур-

1 неделя
(познава-

3 неделя
(познава-

4 неделя (физкультур-

1 неделя
(познава-

Квест – игра «День Победы – 9 мая»

Закреплять двигательные умения: бег по прямой, «змейкой», прыжки поочередно, пролезание в туннель, прыжки через стойки, перетягивание каната. Поднять эмоциональный настрой у детей. Воспитывать умения договаривать друг с другом, действовать сообща. Воспитывать уважение к празднику 9 мая.

4 неделя (физкультур-

Конспект совместной деятельности «Создание новогодней открытки»

Конспект совместной деятельности «Создание новогодней открытки» Цель: развитие взаимодействовать в группе застенчивых детей при дизайне новогодней открытки. 1. Социально-коммуникативные: – Формировать готовность к.

Программа самообразования педагога на 2020 – 2021 учебный год. Тема:…

Программа самообразования педагога на 2020 – 2021 учебный год Тема: «Культура питания – как составляющая здорового образа жизни» Индивидуальный план самообразования Должность Воспитатель ФИО Носкова.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Аппликация…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Аппликация «Цыплёнок»

Досуг для детей младшего дошкольного возраста «Масленичные гулянья» …

Досуг для детей младшего дошкольного возраста«Масленичные гулянья» Цель: Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках. Задачи: – познакомить с народным обрядовым.

Конспект проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по патриотическому…

Конспект проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по патриотическому воспитаниюТема: «Наша родина – Россия» Цель: систематизировать знания детей о России.

Программа краткосрочной образовательной практики «Конструирование пенала – матрёшки из картона»

Программа краткосрочной образовательной практики «Конструирование пенала – матрёшки из картона» Актуальность программы. Конструирование из картона дают детям возможность экспериментировать, развивать детское творчество.

Комментарии

  • Юлия

В блогах

“Новогодняя веранда”

Зима-прекрасное время года! Ведь именно в это замечательное время года мы все ждем наступление любимого праздника Нового Года. А Новый Год уже не за горами. Дети ждут ежегодную сказку, а волшебство начинается 31 декабря.Впервые в нашем детском саду проходит конкурс самой.

Опыт работы «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего возраста»

Театр для детей – это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность.

Проект “Формула любви”

Проект в младшей группе «Любовь в семье» Воспитатели: Дмитренко Е.П., Топтыгина Я.Н. Участники проекта: воспитанники младшей группы родители, воспитатели. Срок реализации проекта: 3 недели. Тип проекта: познавательно- творческий Актуальность : в основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Любовь маленького.

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию Подбери цвет. Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях. Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что.

Ссылка на основную публикацию