Пальчиковая гимнастика в логопедической ритмике

Пальчиковая гимнастика в логопедической ритмике

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем “Сорока-Ворона. “. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице). У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет “рассказывать руками” целые истории (пример смотрите далее). 7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения? В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев: поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз; разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк; растирать пальчики спиралевидными движениями. Затем можно выполнять некоторые упражнения в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики. Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений ребёнка нужно учить: катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера; рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Пальчиковая гимнастика : Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно. Когда упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания: Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше. Например: “Коза” – “Улитка”. Ребёнок переключается с позиции “коза” на позицию “улитка” (3-4 раза). Можно предлагать любую последовательность упражнений. “Рассказывать руками” маленькие истории, сказки и стихи. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу. Например: “В одном чудесном месте протекала речка (изображаем “речку”). В ней жила маленькая рыбка (изображаем “рыбку”). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение “пароход”), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки (“река”), росло дерево (упражнение “дерево”) и т. д. Пусть каждая минута совместных занятий вернётся к вам сторицею! Желаем успеха!

Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька – для утят
Эта долька – для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат –
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик – отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по полу)
Если дам иголки – съедят меня волки.
(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб – оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его – хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках – острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки – жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.
(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик
(шаркаем ладонью об ладонь)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.
(указательные пальцы шаркают друг об друга).

На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,(шагать пальчиками по столу)
Прямо по дорожке.
Вы шагайте – топайте,(постукивать пальчиками)
По лужам не шлёпайте,(погрозить пальчиком)
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.

Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками “идем” по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками “комок”)
Птичек крошками кормили (“кормим птичек “)
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели (“едим суп”),
спать легли (ладошки под щечку).

Вот улей, (показываем кулачек)
Здесь живут пчелы.
Вот они показались из домика,
(поочередно отгибаем пальчики)
Одна, две, три, четыре, пять!
З-з-з-з-з-з. ” (щекочем ребенка)

Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой – молоток.

Мастер, мастер,
Помоги –
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди –
Мы пойдем сегодня
В гости!

Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить,меняя положение ладоней)
Круглый,крепкий,очень гладкий.
(показывают круг,гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, (“подбросить”,посмотреть вверх)
Два – поймаем. (” ловят”, приседают)
Три – уроним (встают, “роняют”)
И … сломаем! (топают)

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)

Один, два, три, четыре, пять –
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять –
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп,
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
В миску молока налью, (наливаем молоко)
Положу туда крупу (насыпать крупу)
И поставлю на плиту.(поставить на плиту)
Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)
Вдруг, ворона выбегает, (пальчики “бегут” по столу)
Каркает:”Вот и обед”
(указательный и большой пальчики “каркают”.)
Глядь (разводим ручками),
а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).

Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)

Логоритмика для детей: упражнения для занятий дома и в детском саду

Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Коррекция речевых нарушений

Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

  1. Развитие речевых процессов, их коррекция
  2. Создание мотивации к речевой деятельности
  3. Стимуляция фонематической активности
  4. Активизация словаря
  5. Развитие орального праксиса
  6. Развитие фонематического слуха
  7. Развитие памяти зрительной, слуховой
  8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки животных, птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.
Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Читайте также:  Конспект урока по теме 'Приставки в семантическом поле слова 'Грел'

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

  • Идем в огород

Используются картинки с изображением огородных овощей, садовых фруктов. Сначала следует провести беседу, рассказать дошкольникам о том, где растут овощи, фрукты, какого они цвета, как пахнут и т.д.

Затем изображается сценка похода в огород за урожаем. Можно использовать игрушки-фрукты, которые ребята будут срывать с деревьев, собирать с грядок. Подойдет игра соревнование: дети разбиваются на 2 команды, игрушечные плода раскладываются по комнате. Педагог просит каждую команду найти как можно больше плодов одной группы: например, овощи. Дети по очереди ищут, приносят в свою корзинку.

Методика Екатерины Железновой

Авторская программа занятий логоритмикой включает в себя музыкальные, речевые, физические упражнения одновременно. Малыш танцует, подражает звукам, поет.

Для проведения игры необходимы пособия, минусовки с записями музыкального сопровождения. Логоритмика Железновой используется для развития речи, фонематического слуха детей 3-4 лет и старше.

Песенки для занятий логоритмикой Екатерины Железновой:

Комплекс для детей 3-4 лет

Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

  • Кто как поет?

Кошка песенку поет:
Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют:
Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает:
Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).

Рубка в речке не поет:
Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.

Дети встают в ряд, идут по лесу искать грибы.
Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению),
А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках),
Мухомор – красный (разминаем указательный палец),
Очень он опасный.
А второй лисичка (трогаем следующий палец),
Рыжая косичка.
Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)
Третий гриб – волнушка.
А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик),
Бородатый старичок.
Ну, а пятый гриб, каков?
Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

Используются музыкальные занятия. Дети обучаются дыхательной гимнастике. Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

  • Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

Комплекс для детей 5-6 лет

  • Двигательные упражнения
    Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают),
Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
Все равно тебя найду

  • Физическая разминка

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно),
Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного),
И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх),
Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном. Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок.

Рекомендации по проведению занятий

  • Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников
  • Проводите урок во второй половине дня
  • Меняйте тему занятий каждую неделю
  • При подборе материала опирайтесь на лексические темы
  • Используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений
  • Занимайтесь каждый день
  • Точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите закачеством исполнения заданий.

Мультики

В свободное время от занятий предложите ребенку вместо обычных мультфильмов, мультики с логоритмическими песенками. Они наверняка понравятся малышу.

Чтобы решить речевые проблему детей не обязательно ждать помощи от учреждения дошкольного образования, занимайтесь с ребенком в домашних условиях. Методика логоритмики проста для усвоения любому родителю.

Комплексы пальчиковой гимнастики

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение.

Еще В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». А великий немецкий мыслитель И. Кант сравнивал руку с «как бы вышедшим наружу головным мозгом».

Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими. Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах.

Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи.

Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста. Как можно больше с детьми в детском саду необходимо проводить активные игры: складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками, учить лепить из пластилина, работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить, определять на ощупь материал: песок, бумага, мех и т.д. Необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой.

К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок. Полезно использовать специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины формы, игры: «Почтовый ящик», доски Сегена, «Волшебный мешочек». Полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой.

В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, готовность руки к письму. В своей речевой группе мы вместе с воспитателями регулярно проводим работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук. И многолетние наблюдения показывают насколько эффективна эта работа для развития речи детей.

Использование этих упражнений, пальчиковых игр позволяет:

  1. регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
  2. совершенствовать внимание, память;
  3. облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;
  4. установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;
  5. подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями массовых и логопедических групп.

При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует:

  1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической.
  3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
  4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.
  5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).
  6. Упражнения выполняются непродолжительно.
  7. Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ устранять. Моя практика показывает, что по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речи стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Из личного опыта с уверенностью могу сказать, что чем раньше выявляются отклонения в психомоторном развитии у детей с речевыми нарушениями и начинается работа по устранению, тем быстрее положительный результат и сокращаются сроки работы с этими детьми.

Детям 5-7 лет я предлагаю «поиграть на рояле», выполнить : «кулак, ладонь, ребро», показать «ножницы», «козу», «кольцо», скрестить указательный и средний пальцы, поочередно разгибать пальцы обеих рук, проверяю навыки работы с карандашом, ручкой с целью выявления патологии мелкой моторики рук.

В своей работе использую разные формы работы: самостоятельная деятельность, развлечения, праздники, специальные занятия, в игре, в быту, на прогулке. Это и пальчиковая гимнастика, и пальчиковые игры, и игры-сказки, и физкультминутки, и теневые игры, и отработка элементарных графических навыков. Активно вовлекаю в этот процесс воспитателей, родителей.

Как правило, работа по развитию мелкой моторики рук положительно влияет на развитие речи детей: намного быстрее идет постановка, автоматизация, звуков, речь становится более грамотной, эмоциональной, повышается общее интеллектуальное развитие ребенка, дети гораздо легче и быстрее овладевают навыками письма, что решает многие проблемы во время обучения в школе.

В речевой группе детского сада мы вместе с воспитателями проводим регулярную работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук. Важное место по развитию тонкой моторики у детей занимает ритмическая организация движения. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание деревянной палочкой по столу и т. д.

Очень эффективны и увлекательны следующие упражнения для развития кистей и пальцев рук. Например, мы с детьми имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача — вызвать у детей ощущение контраста. Также используем рисование в воздухе кистями и пальцами рук.

Упражнение «Радужные брызги» развивает воображение, способствует формированию культуры эмоционального переживания, повышает общий физиологический тонус. Очень любят дети «лепить» руку. Это упражнение способствует развитию воображения, уверенности в себе, активизации биологически активных точек кожи. Это своего рода массаж. Дети-«скульпторы» лепят умелую и уверенную руку. Сначала «руку-глину» разминают, добиваясь ее пластичности. Затем разминают, разглаживают каждый палец.

Также предлагаем детям с усилием давить на воображаемую стену, разглаживать воображаемую поверхность, рисовать ладошками форму прямоугольника, квадрата, круга, совершать движения по воображаемому стеклу.

Уже несколько лет в своей работе я использую 10 комплексов пальчиковой гимнастики, составленных мною. Эту гимнастику мы проводим ежедневно в течении 3-5 минут в начале занятия, либо в его середине в форме физкультминутки.

Начинается она с разминки пальцев рук — сжимание в кулак и разжимание пальцев. Затем используем упражнения для расслабления пальцев и кистей рук. Далее даются задания на удержание позы кисти руки.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Можно помогать детям принять необходимую позу, поддержать руку. Постепенно задания усложняются. Мы приступаем к работе двумя руками одновременно.

Упражнения по удержанию позы проводятся по подражанию, по речевой инструкции. Важно, чтобы указания логопеда, воспитателя были ясными, четкими, содержали элементы ободрения, оценки действия детей. Каждый комплекс разучиваем в течение недели, затем повторяем.

Один комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Рекомендую логопедам, воспитателям, родителям.

10 комплексов пальчиковой гимнастики

1 комплекс пальчиковой гимнастики

  1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)
  2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз, два, три»).
  3. «Пальчики здороваются» (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
  4. «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
  5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Мальчик-Пальчик, где ты был? (показать большой палец правой руки, обращаясь к нему) С этим братцем в лес ходил. (прикасаться кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца)

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

2 комплекс пальчиковой гимнастики

  1. «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
  2. «Козлята» (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
  3. «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
  4. «Зайцы» (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
  5. «Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Сидит белка на тележке, (левой рукой загибать по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца)

Продает она орешки, Лисичке-сестричке,

Кому в роток, кому в зобок,

А кому в лапочку.

3 комплекс пальчиковой гимнастики

  1. «Флажок» (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
  2. «Птички» (поочередно большой палец соединяется с остальными).
  3. «Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
  4. «Цветок» (то же, но пальцы разъединены).
  5. «Корни растения» (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка «Этот пальчик..»

Этот пальчик – дедушка, (согнуть пальцы левой руки в кулачок, по очереди разгибать пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

4 комплекс пальчиковой гимнастики

  1. «Пчела» (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
  2. «Пчелы» (то же упражнение выполняется двумя руками).
  3. «Лодочка» (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
  4. «Солнечные лучи» (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
  5. «Пассажиры в автобусе» (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Этот пальчик хочет спать, (поднять левую руку ладонью к себе)

Этот пальчик – прыг в кровать! (загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца)

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми, (обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики) Братиков не разбуди …

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

5 комплекс пальчиковой гимнастики

  1. «Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»).
  2. «Лиса и заяц» (лиса «крадется» – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» – перебирая пальцами, быстро движутся назад).
  3. «Паук» (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
  4. «Бабочка» (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
  5. «Счет до четырех» (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка «Hу-ка, братцы, за работу!»

Hу-ка, братцы, за работу! (дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы)

Покажи свою охоту.

Большому – дрова рубить,

Печи все – тебе топить,

А тебе – воду носить,

А тебе – обед варить,

А малышке – песни петь,

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

6 комплекс пальчиковой гимнастики

  1. «Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу).
  2. «Стол» (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).
  3. «Кресло» (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).
  4. «Ворота» (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).
  5. «Мост» (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).
Читайте также:  Задания логопеда для совместной деятельности детей и родителей

Потешка «По грибы»

1, 2, 3, 4, 5, (дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца)

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот – в миску все кидал,

Этот пальчик все-все съел,

Оттого и потолстел!

7 комплекс пальчиковой гимнастики

  1. «Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
  2. «Тюльпан» (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
  3. Сжимание и разжимание кистей рук на счет: 1-2.

Потешка «Алые цветки»

Наши алые цветки (ладони соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки. (пальцы медленно раскрываются)

Ветерок чуть дышит, (производятся плавные покачивания кистями рук)

Наши алые цветки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка)

Тихо засыпают, (производятся покачивания головой цветка)

8 комплекс пальчиковой гимнастики

  1. «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).
  2. «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху).
  3. «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).
  4. «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).
  5. «Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).

Потешка «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин, (начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы)

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для чижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка – кожура. (показать пустую ладошку)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда. (спрятать руки за спину)

9 комплекс пальчиковой гимнастики

  1. «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами).
  2. «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им).
  3. «Дом» (соединить наклонно кончики правой и левой рук).
  4. «Бочонок с водой» (слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие).
  5. «Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней).

В прятки пальчики играли (сжимание и разжимание пальцев рук)

И головки убирали.

Вот так, вот так, И головки убирали.

10 комплекс пальчиковой гимнастики

1. «Птички летят» (пальцами обеих рук производить движения вверх, вниз).

2. «Птички клюют» (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).

3. «Гнездо» (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши).

Сорока, сорока, кашу варила, (ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

Этому дала, (сгибает поочередно каждый палец, кроме мизинца)

А этому не дала

– Ты дров не рубил,

Ты воду не носил?

Нет тебе ничего!

Кузнецова Елена Александровна, учитель-логопед высшей кв. категории, МБДОУ комбинированного вида № 5, Краснодарский край, станица Отрадная

Логопедическая ритмика в домашних условиях

Логопедическая ритмика в домашних условиях

В настоящее время существуют множество методов преодоления речевых нарушений у детей и взрослых. Например, хорошо зарекомендовала себя логопедическая ритмика не только как доступный метод коррекции речи, но и как эффективный.

Данный способ коррекции речевых недостатков заключается во взаимосвязи речи со следующими составляющими гармоничного развития ребенка, такие как мелкая и общая моторика, зрительное и слуховое восприятие, а также непосредственная их совместная работа. Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специалистов.

С 30-х годов по настоящее время логопедическая ритмика является составной частью коррекционной работы логопеда по преодолению заикания и многих других речевых нарушений.

Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак — Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе – ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений. Основные положения этой теории легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране.

Эффективность данного метода коррекции речевых нарушений была доказана многими авторами и по ныне продолжает закреплять за собой нишу эффективного средства не только коррекции речевых нарушений, но и непосредственного развития ребенка.

В настоящее время логопедическая ритмика и ее элементы можно обнаружить как на логопедических занятиях, так и в других видах деятельности. Следовательно, можно закрепить и статус доступности не только для педагогов, но и для родителей детей с речевыми нарушениями. Логоритмические занятия дома проводить очень полезно!

Одной из составляющих гармоничного развития ребенка является комплексность, это касается не только работы педагогов и специалистов, но и самих родителей. Также в процессе жизни ребенок развивается не избирательно, а комплексно. Так и воздействие со стороны взрослого должно затрагивать все аспекты зон ближайшего и актуального развития.

Логопедическая ритмика дает возможность сочетанного развития как речи, так и моторики и восприятия в целом. На мой взгляд занятия логопедической ритмикой и ее элементами может заинтересовать ребенка в условиях дома, дети гораздо охотнее выполняют игры и задания основанные на движении и в помощь родителя существуют различные музыкальные композиции помогающие и родителю и ребенку выполнить упражнение. Так что же необходимо, чтобы организовать занятие по логопедической ритмике дома?

Первым этапом может стать подготовка комнаты, среды в которой будет проходить действие. Убедитесь, что там достаточно места, что ничто не будет отвлекать ребенка от действия. также следует обратить внимание на опору (пол), она должна быть устойчивой (не скользкой). Желательно перед занятием одеть удобную спортивную форму, чешки, во избежание травматизма и дискомфорта. После подготовки среды, нужно подумать о содержании, т. е. какие игры и упражнения вы будете использовать.

Прежде чем брать первые попавшиеся упражнения, убедитесь из каких источников они взяты, стоит ли им доверять. После выбора содержания действия следует заинтересовать ребенка на выполнение заданий. Например, » День здоровья» или «Подготовим цирковое выступление». Мотивировать ребенка можно, зная его интересы и возможности.

При непосредственном выполнении действия следует четко давать ребенку инструкцию и пример действия. Помните о времени выполнения игр и упражнений, следите, чтобы ребенок не переутомился. В занятиях логоритмикой можно включать музыку, видео, использовать игрушки. Одним из очевидных плюсов занятий логоритмикой в услових дома является практическое отсутствие границ, вы фантазируете и придумываете то, что будет интересно именно вашему ребенку.

Таким образом, логоритмические занятия возможно проводить в домашних условиях , что даст положительные результаты. Помните, что даже простая разминка может являться элементом логоритмики. Для более подробного изучения данного вопроса, вы можете обратиться к логопеду.

Логоритмические упражнения

Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)
По узенькой дорожке (ходьба на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
И в ямку… бух! (сесть на пол на последнем слове)

Игра «Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма)

Взрослый сообщает ребенку, что пошел дождик. Для наглядности можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10-15 секунд.
Как стучат большие капли?
Правильно, они стучат медленно – кап, кап, кап, кап…
А маленькие капельки как?
Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…
Задача ребенка – проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.

Игра «Оркестр» (развитие слухового внимания)
Когда взрослый говорит «Дождь!» – ребенок произносит: «Ш-ш-ш…», в ответ на «Молния!» – звонит в колокольчик, а, услышав «Гром!» – громко топает ногами.
На слове «Тишина» – все смолкает.

Пальчиковая игра «Домик» (развитие мелкой моторики)
На поляне дом стоит (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики пальцев)
Ну а к дому путь закрыт (большие пальцы обеих рук подняты вверх, остальные пальцы – в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются)
Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем. (ладони поворачиваются параллельно друг другу, руки разводятся в стороны ладонями вверх)

Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи)
Выбирайте любую песенку и пойте ее вместе с ребенком, даже если считаете, что медведь наступил на ухо вам обоим.

Учитель-логопед

Айнетдинова Руфия Мяиновна

ГБОУ СОШ № 21

структурное подразделение № 57

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

Гласные

Образование гласных звуков, их отличие от согласных, слабая и сильная позиции гласных звуков, ударные и безударные гласные звуки и их обозначание буквами, слогообразование, орфограммы-гласные.

В русском языке 10 гласных букв 10: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е и всего
6 гласных звуков : [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит через гортань и ротовую полость между голосовыми связками и не встречает преград. Гласные звуки состоят из голоса при полном отсутствии шума.

Согласные звуки отличаются от гласных тем, что при образовании согласных воздух встречает в полости рта преграду, создавая шум. Согласные состоят из голоса и шума (звонкие) или только из шума (глухие).

Слова делятся на слоги. В состав слога обязательно входит гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных звуков. С делением слова на слоги связаны правила переноса слов.

Если слово состоит из нескольких слогов, от один из них звучит с большей силой, более четко, чем остальные. Такой слог называется ударным, а произнесение слога с большей силой и длительностью — ударением.
Гласный звук ударного слога — ударный звук, гласные безударных слогов — безударные гласные.

Положение под ударением — сильная позиция для гласных. Здесь гласные произносятся отчётливо. Различают 6 основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И].

Ударные гласные звуки и буквы, которыми они обозначаются.

ЗвукБуквыПример
[а]аазарт[азарт]
ямял [м’ал]
[о]онос [нос]
ёнёс [н’ос]
[у]утур [тур]
ютюк [т’ук],
парашют [парашут]
[и]итип [т’ип]
[ы]ымыло [мыло]
и после ж, ш, цжила [жыла]
шило [шыло]
цирк [цырк]
[э]эмэр [мэр]
елес [л’эс]

Позиция гласных в безударном положении — слабая позиция.
В безударных слогах гласные произносятся иначе, чем ударные, ослабленно, более кратко. Звук видоизменяется и может не соответствовать букве, которая используется при написании слова, поэтому безударные гласные — это признак орфограммы.
Без ударения различают меньше гласных звуков, чем под ударением – всего 4 гласных безударных звука: [А], [У], [Ы], [И].

Качество безударного гласного зависит от твёрдости или мягкости предшествующего согласного звука. Один и тот же безударный гласный звук может обозначаться разными буквами на письме.

В безударном положении не могут произносится звуки [о], [э] и обозначаемый буквой я звук [а] после мягких согласных. Буква о обозначает в безударном слоге звук [а], буквы е, э и я — в безударных слогах звук между [и] и [э].

Безударные гласные звуки [а], [у]. [и], [ы] и буквы, которыми они обозначаются

звукбуквыУсловиеПример
[а]ав начале фонетического слова,
после твердых согл.
артист[арт’ист];
корова [карОва];
шокирован [шак’ираван]
япосле парных мягких,
после [й’]
азарт[азарт]
опосле твердых,
в начале фонетического слова
тома [тама];
шокирован [шак’ираван];
окно [акно]
[у]ув начале слова,
после твердых и мягких ([ч’], [щ’])
урок [урок];
дуга [дуга];
шуметь [шум’эт’];
чудеса[ч’уд’эса]
юпосле парных мягких,
непарных твердых,
после [й’]
любит [л’уб’ит],
жюри [жур’и] ([ж’ур’и]),
ютиться [й’ут’ица]
[ы]ыпосле твердых согл. (кроме ж,ш), после цвымыть [вымыт’],
цыган [цыган]
епосле твердых согл.тестировать [тыст’ирават’],
желтеть [жылт’эт’],
шестой [шыстой’]
апосле твердых шипящих и цлошадей [лашыд’эй’]
иживот [жывот],
шишка [шышка],
циркач [цыркач’]
опосле твердых шипящих и цшоколад[шыкалат],
Цокотуха[цыкатуха]
[и]ив начале фон.слова,
после мягких согласных
игра [игра],
пирог[п’ирОк]
эв начале фон.словаэтаж [иташ]
апосле мягких согласныхчасы [ч’исы]
ележать [л’ижат’]
яряды [р’иды]
  • А, О, У, Ы, Э— буквы, которые обозначают один звук; согласные перед этими буквами (кроме всегда мягких [ч’], [щ’]) читаются твердо: лама [л ама], кора [кара], бутон [бутон], быт [быт]; но, [ч’ащ’а], часы [ч’исы].
  • Я, Ё, Ю, И, Е— буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц] ): миля [м’ил’а], тёрн [т’орн], любя [луб ‘а], ленив [лэнэиф]; НО, шишка [шышка], жёлтый [жолтыйэ], цирк[цырк].
  • Буквы Я, Ё, Ю, Е— йотированные. Могут обозначать один или два звука :
    • Если эти буквы стоят после согласных, то они обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [пэна].
    • Эти буквы согласный звук [й’]и соответствующий гласный звук (я — [й’а], ё — [й’о], ю — [й’у], е — [й’э]), если они стоят
      • в начале слова: яд [й’ат ], ёж [й’ош], юнга [й’унг], егерь [йэ ‘гер’];
      • после гласных: боевик [бай’эв’ик], паяц [пай’ац];
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: объем [абй’ом ], обезьяна [аб’из’й’ана], съезд [сй’эст].
    • [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
    • В транскрипции (в обозначении звуков) буквы Я, Ё, Ю, Е не используются.Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
  • Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]

Гласные звуки русского языка

В русском языке 6 основных (то есть тех, что произносятся под ударением) гласных звуков:

A О Э У Ы И

которые обозначаются на письме 10 буквами:

A Я О Ё Е Э У Ю Ы И

1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:

  • Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.
  • Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.
  • Звук [и] употребляется только после мягких согласных.
  • Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как [жы], [шы], [цы].
  • Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).
  • Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.

Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:

  • в некоторых иноязычных словах;
  • в некоторых сложносокращённых словах.

3. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.

  • Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.
Читайте также:  Логопедический проект 'Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями'

4. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:

  • не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю);

Исключение составляет звук [и]: в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы];

В изгнании [в ызгна́н’ии].

  • изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э).

5. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».

  • В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных [а], [о], [э] (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к [а]. В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [а], хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак [Λ].

Мой [мо́j] – моя [мΛjа́] или [маjа́], дал [да́л] – дала [дΛла́] или [дала́].

  • В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и]. В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и], хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [э] – [и э ].

Ср.: взял [вз’а́л] – взяла [вз’и э ла́] или [вз’ила́], нёс [н’о́с] – несла [н’и э сла́] или [н’исла́], бел [б’е́л] – бела [б’и э ла́] или [б’ила́].

  • Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.
  • Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией: сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.

Итак, в I слабой позиции на месте [а], [о], [э] после твёрдых согласных звучит звук, близкий к [а] – [Λ], после мягких согласных – звук, близкий к [и] – [иэ].

6. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц]:

  • после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ы э ]);

Жалеть [жы э л’э́т’], лошадей [лъшы э д’э́j], двадцати [двъцы э т’и́].

  • на месте буквы е после [ж], [ш], [ц] звучит звук, средний между [ы] и [э], – [ы э ];

Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].

  • после твёрдых [ж], [ш] на месте [а] звучит звук, близкий к [а] – [Λ], как и после других твёрдых согласных звуков.

7. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.

  • Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией: сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.
  • В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.
  • В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] – после твёрдых согласных, «ерь» [ь] – после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)

— после твёрдых согласных: домовой [дъмаво́j], рыба [ры́бъ], крыша [кры́шъ], целиком [цъл’ико́м];

— после мягких согласных: рядовой [р’ьдаво́j], поле [по́л’ь], часовщик [ч’ьсΛфщ’и́к].

8. Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова [а], [о]. На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» [ъ], а звук, близкий к [а] – [Λ], как в I слабой позиции после твёрдых согласных.

Огурец [Λгур’э́ц]; обезьяна [Λб’иэз’jа́нъ].

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Обобщающее занятие: “Гласные звуки [а],[о],[и],[у],[э],[ы].Буквы А,О,И,У,Э,Ы.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_v_podgotovitelnoi_gruppe.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Образовательная область: «Коммуникация»

Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Закреплять знания детей о гласных звуках.

Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

Продолжать учить определять количество слогов в слове.

Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.

Учить составлять предложение.

Развивать речь, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Словесный (вопросы, объяснение).

Наглядный (картинки, показ артикуляции).

Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).

Наблюдение за работой детей, советы.

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков(звуковички), кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

I. Организационный момент.

– Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

– Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

– Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

– Ребята, какое сейчас время года? (осень)

– Назовите приметы осени? (желтеют листья. )

– Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон – звуки осеннего леса)

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

– Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

– Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

– Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

– Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

– Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

– Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

– Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

– Что нам помогло узнать звуковичков?

– Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

– Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

– Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

– Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

– Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

– Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

– Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

– Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

– Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

– А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

– Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

– А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

– Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо))

– Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

– Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

– Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

– Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)

– А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

– Правильно! Это листопад.

– Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

– С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим – [э], . [и], . [ы] .

– На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

– Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

– Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

– Докажите! Что нужно сделать?

– Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

– Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

– Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

– Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

– Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

– Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV. Физкультминутка «Дождик».

– Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

– Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бег с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

– Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

– Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

– Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

– Правильно! Это слово АУ.

– Произнесём это слово тихо. а теперь громко.

– Никто не откликается.

– В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

– Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я – на доске.

– Сколько слогов в слове АУ? (2)

– Из скольких звуков состоит это слово?

– Какой первый звук?

– Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

– Какой второй звук в слове АУ?

– Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

– Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы – протяжно поёте каждый звук в слове.

– А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

– Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

– Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

– Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

– Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

– Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

– Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

– Кто это? (Маша, Медведь)

– А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

– Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

– Предложение – это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

– Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)

VI. Итог занятия.

– Какие звуки мы вспомнили?

– Какие это звуки? Почему?

– С каким новым словом познакомились?

– Чем звуки обозначаются на письме?

– Чем звуки отличаются от букв?

– Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

– Что вызвало трудности?

– Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

– Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

– Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы] умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове. Учить придум.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: – закреплять понятие «гласный звук»; – закреплять навы.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.

Конспект занятия -путешествия. Цели: Развитие умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.Совершенствование навыков звукового анализа в процессе выделения глас.

Занятие по развитию речи и начала грамоты. Диференциация гласных звуков и букв.

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с тяжёлями нарушениями речи. Актуализация знаний по теме: “Гласняе звуки и буквы&quot.

Конспкт фронтального занятия по закреплению темы.

Ссылка на основную публикацию