Овощи-фрукты – конспект индивидуального лексико-грамматического занятия

Лексико-грамматические занятия для детей с ОНР (старшая группа) по теме «Овощи — фрукты»

Лексико-грамматические занятия для детей с ОНР (старшая группа)

по теме «Овощи — фрукты»

Пшеничная Олеся Васильевна

Тема: « Овощи»

Цели:

  1. Учить различать предлоги «В», «На»;
  2. Закреплять знания об огороде;
  3. Обучать навыку сравнивать овощи;
  4. Составлять рассказ с опорой на схему;
  5. Развивать логическое мышление, память, внимание.
  6. Воспитывать умение слушать ответы товарищей.

Оборудование: схема, картинки с овощами.

Ход занятия.

Сядет тот, кто назовет овощи.

  1. Объяснение нового.

Л. объясняет, что одни овощи растут на земле, другие в земле.

— Поставить на верхнюю полку овощи растущие:

  1. Составление рассказа по теме «Овощи» (схема) с помощью логопеда.
  2. Физкультминутка. «Мы морковку трем, …».
  3. Закрепление изученного.
  1. Круглый, красный, мягкий, сочный

Кислый, большой, гладкий, спелый. (помидор).

  1. Длинная, оранжевая, твердая, сладкая,

Вкусная, сочная, полезная. (морковь).

  1. Овальный, длинный, зеленый, твердый,

Вкусный, душистый, свежий. (огурец)

  1. И зелен, и густ на грядке вырос куст,

Покопай немножко, под кустом … (картошка).

  1. Овальный, фиолетовый, растет на кустике. (баклажан) и т.д.
  1. Итог занятия.

Тема: « Фрукты»

Цели:

  1. Учить образовавывать существительные мн. числа, употреблять сущ. в родительном падеже;
  2. Обогащать активный словарь детей, используя качественные прилагательные;
  3. Развивать слуховое внимание, зрительную память;
  4. Повторить и закрепить знания о фруктах;
  5. Воспитывать правильную осанку.

Оборудование: игра «Один много», предметные картинки.

Ход занятия.

Сядет тот, кто умеет повторять:

  1. Введение в тему.

Игра «Какие ты знаешь фрукты?». (назвать фрукты по памяти).

  1. Изучение нового.

Объяснение нового материала.

Игра «Один – много».

— груша – груши и т.д.

  1. Закрепление нового материала.

Игра « Расскажи, какой фрукт ты сорвал?»

В саду растут разные фрукты. Они разные по форме бывают твердые или мягкие, сладкие, или кислые.

(описание фруктов детьми по образцу) – яблоко красное, круглое, твердое, сочное и т.д.

  1. Физкультминутка. «Мы яблоко трем, трем…».
  2. Повторение нового материала.

Игра «Что у тебя?»

— У меня груша. Она овальная, твердая, зеленая, сочная». и т.д.

Тема: «Фрукты» (Занятие 2)

Цели:

  1. Учить угадывать предмет по его описанию, сравнивать фрукты по форме, цвету, вкусу.
  2. Закрепить навык построения сложноподчиненных предложений, образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  3. Повторить и уточнить знания детей о том, как созревают фрукты, умение составления рассказов по схеме.
  4. Развивать память, внимание, мышление.
  5. Воспитывать правильную осанку.

Оборудование: предметные картинки, схема описательного рассказа «Фрукты».

Ход занятия.

Сядет тот, кто отгадает загадку.

Тронешь пальцем – гладко.

А откусишь – сладко. (яблоко)

— Она овальная, синяя, мягкая,

сочная, с косточкой внутри. (слива)

— Он желтый, овальный, кислый,

твердый, сочный, сладкий. (апельсин)

— Много братиков на одной ветке висят. (виноград)

  1. Введение в тему.

— Яблоко, слива, апельсин, виноград – как назвать эти предметы одним словом? (фрукты).

— Сегодня будем говорить о фруктах.

  1. Сравнение фруктов.

Слива — Яблоко (беседа по вопросам)

  1. Игра «Скажи ласково»
  2. Физкультминутка «Мы яблоко трем ….»
  3. Составление рассказов по схеме. (образец рассказа логопеда)
  4. Детские рассказы.
  5. Итог занятия.

Тема: «Овощи и фрукты» (Занятие 1)

Цели:

  1. учить сравнивать овощи и фрукты между собой.
  2. Повторить и закрепить знания об овощах и фруктах, их общих свойствах и различиях.
  3. Развивать память, логическое мышление, внимание.
  4. Обогащать словарь детей глаголами, относительными прилагательными;
  5. Воспитывать правильную осанку.

Оборудование: предметные картинки, схема описательного рассказа, картинки соков.

Ход занятия.

Сядет тот, кто умеет повторять .

— сад, огород, дерево;

— яблоня, груша, тыква;

— компот, сок, варенье;

— ветки, цветы, плоды. И т.д.

  1. Изучение нового.

— Кто выращивает овощи? Фрукты? (овощевод, садовод)

-Что делают овощеводы: сажают, рыхлят, копают, срывают, удобряют, опрыскивают.

— Что делают садоводы: сажают, оказывают, опрыскивают, белят, собирают, собирают урожай.

  1. Повторение пройденного.

Сравнение овощей и фруктов по схеме.

  1. Физкультминутка «Мы морковку трем …»
  2. Рассказы детей по схеме.
  3. Игра «Какой сок ты любишь?» (по картинкам).
  4. Итог занятия.

— О чем говорили на занятии?

Тема: « Овощи и фрукты» (Занятие 2)

Цели:

  1. Учить сравнивать овощи и фрукты, отгадывать загадки об овощах и фруктах.
  2. Повторить и закрепить знания о фруктах и овощах, расширять активный словарь детей.
  3. Развивать память, внимание, логическое мышление.
  4. Воспитывать любовь к художественному слову.

Оборудование: загадки, схема описательных рассказов, картинки, дидактическая игра «Какой сок пьём?»

Ход занятия.

Сядет тот, кто отгадает загадку.

  1. Круглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

Луку брат. (чеснок)

Весь в обложке золотой,

Не с конфетной фабрики –

Из далекой Африки. (апельсин)

В сорок пеленок. (капуста)

  1. Повторение ранее изученного.

Дидактическая игра «Повара»

— Что можно варить из овощей, фруктов (варенье, повидло, джем, пюре, компот, суп, борщ и т.д.).

— Я варю из яблок варенье, пюре и т.д.

  1. Физкультминутка «Мы яблоко трем . . . »
  1. Работа над связной речью.

Сравнение овощей и фруктов с опорой на схему.

Образец рассказа логопеда, затем рассказы 2 – 3 детей.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи по теме “Сад. Фрукты”

Разделы: Логопедия

  1. Расширять и активизировать словарь по теме.
  2. Учить образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными в роде и числе.
  3. Учить согласовывать существительные с числительными.
  4. Учить составлять простые осложнённые однородными членами предложения.
  5. Развивать мелкую и общую моторику, зрительное внимание, восприятие, логическое мышление.
  6. Воспитывать умение слушать и слышать учителя, уважительное отношение к отвечающему товарищу.

Оборудование: бассейн с фасолью, фрукты, муляжи фруктов, предметные картинки, две корзины, нож, изографы, цветные карандаши.

1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовёт любой овощ.

2. Знакомство с темой.
Сейчас я вам загадаю загадки. Картинки на доске помогут их отгадать.

Я на лампочку похожа
И на Ваньку-встаньку тоже.
У меня румяный бок,
А откусишь – брызнет сок.
(Груша)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)

Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далёкой Африки.
(Апельсин)

– Апельсин, яблоко, груша – что это? (Фрукты)
– Какие ещё фрукты вы знаете? Назовите их.

3. Лексико-грамматическая работа.
(На столах детей бассейны наполненные фасолью)
(развитие мелкой моторики)
– Опустите руки в бассейн. Найдите, какие фрукты я там спрятала. Опишите фрукты, которые вы нашли по цвету, форме, на ощупь, на вкус.
( Дети достают фрукты рассматривают их, пробуют на вкус)
– Что у тебя?

Дети: У меня яблоко красное, круглое, гладкое, сладкое.
У меня груша жёлтая, гладкая, сладкая.
У меня апельсин оранжевый, круглый, шершавый, сладкий.
У меня лимон жёлтый, овальный, шершавый, кислый.
У меня слива синяя, круглая, гладкая, сладкая.

Дидактическая игра «Ёжик-садовник»
(К детям с двумя корзинами приходит ребёнок в костюме ёжика)

Ёжик: Эти фрукты я собрал для своих детей. И теперь не знаю, хватит их или нет. Помогите мне посчитать фрукты в корзинах.
Подойдите ко мне, и мы посчитаем, сколько фруктов в маленькой корзине.

Дети: В маленькой корзине два яблока.
В маленькой корзине два апельсина.
В маленькой корзине два лимона.
В маленькой корзине две груши.
В маленькой корзине две сливы.
– А теперь посчитаем, сколько фруктов в большой корзине.

Дети: В большой корзине пять яблок.
В большой корзине пять груш.
В большой корзине пять слив.
В большой корзине пять лимонов.
В большой корзине пять апельсинов.

Ёжик: Спасибо! Теперь я знаю, что фруктов хватит моим сыночкам, дочке и мне, и жене. Вас я тоже хочу угостить этими фруктами.
Из этих фруктов мы сможем сварить компот, сок, варенье. Давайте расскажем, как мы это будем делать.

Физкультминутка. ( развитие общей моторики)
(Дети маршируют, образуют круг)

Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, («крошат»)
Грушу будем мы рубить. («рубят»)
Отожмём лимонный сок, («отжимают»)
Слив положим и песок. («кладут)
Варим, варим мы компот. (приседают)
Угостим честной народ. (хлопают в ладоши)
(Н.В. Нищева)

Дидактическая игра «Что приготовим?»

– А теперь расскажите, что мы будем варить из этих сочных, ароматных фруктов.
– Из груш сварим сок (какой?) грушевый.
– Из яблок сварим сок (какой?) яблочный
– Из слив сварим компот (какой?) сливовый.
– Из яблок сварим варенье (какое?) яблочное
– Из груш сварим варенье (какое?) грушевое.
– Из слив сварим варенье (какое?) сливовое

4. Работа с изографами (развитие зрительного восприятия, мелкой моторики)

– Теперь вы многое знаете о фруктах. Поэтому успешно выполните моё следующее задание.
– Откройте тетрадь. Посмотрите. Что вы видите?

Дети: Мы видим фрукты: яблоко, грушу, лимон.

– Обведите, а потом раскрасьте только грушу.

5. Итог занятия.
– О чём мы сегодня говорили на занятии?
– Назовите, какие фрукты вы знаете?

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: “Овощи”
план-конспект занятия по теме

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изучении лексической темы «Овощи». Игры-презентации разработаны учителем-дефектологом Яковлевой Л.Г.

Читайте также:  Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с синдромом Дауна)

Скачать:

ВложениеРазмер
v_dannom_zanyatii_pedagog_ispolzuet_multimediynye_igry.docx32.55 КБ
_ovoshchnoy_magazin_ovoshchi_i.sushch.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изучении лексической темы «Овощи».

Занятие 1. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: “Овощи”

  1. Активизировать пассивный и расширить активный словарь по теме: “Овощи”
  2. Учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
  3. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
  4. Развивать пространственный гнозис, внимание и мышление.
  5. Развивать мелкую, общую моторику.
  6. Воспитывать познавательный интерес, обще-учебное поведение.

Оборудование : компьютер, проектор, наборное полотно картинки с изображением овощей и фруктов, корзинка, свежие овощи, таблица для коррекции зрения, пластилин, доски для лепки, мультимедийная дидактическая игра-презентация «Назови ласково. Овощной магазин», мультимедийная дидактическая игра-презентация «Повар и овощи» (приложение).

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление).

2. Игра «Сядет на свое место тот, кто правильно ответит на вопрос».

-Назовите овощи, которые вы знаете.

II. Основная часть.

  1. Дидактическая игра “Что лишнее” (проводится с использованием проектора).

Картофель, свекла , груша, помидор;

Морковь, лиса , огурец, капуста

– Что лишнее? (Лисичка; груша.)

– Почему? (ответы детей)

– Сегодня мы поговорим об овощах.

– Где растут овощи? (На огороде)

2. Рассказ педагога по новой теме с элементами беседы.

-В огороде много гряд

Тут и репа и салат.

Тут свёкла и горох

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

(Выставляются картинки овощей.)

– Овощи на огороде растут по-разному:

– У моркови, свёклы, картофеля, репы – плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;

– У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;

– У помидора, гороха, перца, баклажанов плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)

-Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить. Ребята, где в нашем городе можно взять овощи? (Правильно можно купить в магазине или на рынке).

-По пути в детский сад я зашла в овощной магазин и купила свежие овощи.

(Свежие овощи на подносе).

3. Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Назови ласково. Овощной магазин».

Цель игры: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, обогатить словарный запас.

Речевой материал: помидор – помидорчик, огурец – огурчик, лук – лучок, чеснок – чесночок, капуста – капусточка, баклажан – баклажанчик,.

Ход игры: «Маленькая девочка со своей мамой решили сварить суп. Ребята, что нужно для того, чтобы сварить суп? (Овощи). Посмотрели в холодильник, но оказалось, что овощи закончились. Пошли они в овощной магазин. Как называется магазин, где продают овощи? (Овощной). Когда они пришли туда, начали выбирать овощи. Мама клала в корзину большие овощи, а девочка – маленькие. Ребята, какие овощи купили мама и маленькая девочка? Как они называются? Как назвать ласково помидор, огурец, лук и т.д.?».

В огород пойдём

Мы моркови натаскаем

И картошки накопаем

Срежем мы кочан капусты

Круглый сочный, очень вкусный

Щавеля нарвём немножко

И вернёмся по дорожке.

5. Развитие пространственного гнозиса.

– Посмотрите на доске картинки овощей и фруктов, нужно собрать только овощи в корзину, что находится справа от вас.

(Дети выходят по цепочке и собирают овощи в правую корзинку)

6. Мультимедийная дидактическая игра-презентация “Повар и овощи”.

Цель: образование относительных прилагательных от существительных.

Ход игры: «Собрали овощи в корзину, приготовим из них что-нибудь вкусное. Сделаем из овощей салат. Какой получился салат? (Получится овощной салат). Салат из капусты? (Капустный). Из свёклы? (Свекольный). Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая). Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное). Из помидор сделаем сок – томатный сок. Много вкусных блюд можно приготовить из овощей».

7. Гимнастика для глаз (с использованием таблицы) .

Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз – вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

8. Развитие мелкой моторики.

А сейчас поработаем с пластилином, разомнём наши пальчики. Сегодня будем лепить овощ, а какой вы узнаете, если доскажите словечко –

– Ох,ох,ох – слепим мы… ( горох) !

– Положите горошины на салфетки.

III. Итог занятия.

– О чём мы говорили на занятии?

– Что вы нового узнали об овощах?

-Что вам больше всего понравилось?

– Ребята, вы работали на занятии очень активно, молодцы!

– Дома обязательно обратите внимание, какие блюда мама или бабушка готовят из овощей, а на следующем занятии по развитию речи мы это обязательно обсудим.

-Занятие закончено, спокойным шагом идём в групповую комнату.

Конспект занятия по лексической теме [Фрукты]

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Фрукты. Сад»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

Цель: расширение и активизация словаря.
Задачи:

1. Образовывать множественное число существительных.
2. Учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксам.
3. Учить согласовывать существительные с прилагательными.
4. Учить образовывать относительные прилагательные.
5. Развивать фонематическое восприятие.
6. Развивать мышление, координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Развивать зрительно-предметный гнозис.
9. Развивать связную речь, учить составлять предложения по картине.
Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч.

I. Организационный момент

Логопед встречает детей с контейнером в руках и по его просьбе дети выбирают из контейнера по одной предметной картинке, а затем садятся на стульчики.

1. Логопед: – Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно.

Родилась она зеленой

На цветущей белой кроне.

А потом росла, краснела.

Как созрела – посинела. (Слива)

Колобок висит все лето

Среди зеленых веток.

Ударит гулко оземь,

Когда наступит осень. (Яблоко)

Кисти ягод над дорожкой

На лозе повисли кисти,

И от них укрылись листья. (Виноград)

Ты на лампочку похожа

И на Ваньку-встаньку тоже.

У тебя румяный бок,

А откусишь – брызнет сок. (Груша)

Логопед: – Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

Логопед: – Как можно это назвать одним словом?

– Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

– Какие еще фрукты вы знаете?

– Где растут фрукты?

– Сегодня мы поговорим с вами о фруктах.

II. Игра «Поможем кукле»

(На наборное полотно выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).

2. Логопед: – Ребята, посмотрите на картинки, внимательно. Помогите кукле Ане разложить картинки с изображением овощей в миску, а картинки, где нарисованы фрукты в тарелку.

Дети выбирают картинки, описывают овощи и фрукты и прикрепляют

на ковролин. (Это круглый оранжевый апельсин. Это длинная оранжевая морковка.)

Логопед: – Молодцы, вы все сделали верно. Кукла Аня благодарит вас.

3. Игра «Чего не стало?»

Логопед: – Я положила на стол 4 картинки с изображением фруктов. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одну картинку, а вы скажете, чего не стало.

4. Игра «Какой сок, салат» (с мячом)

Логопед: – Сейчас я буду называть фрукт и бросать вам мяч. А вы будете отвечать какой сок из него можно приготовить.
Сок из яблока – яблочный Сок из апельсина – апельсиновый
Сок из сливы – сливовый Сок из арбуза – арбузный
Сок из груши – грушевый Сок из граната – гранатовый
Салат из ананаса – ананасовый Сок из винограда – виноградный

5. Составление предложений по картине «Сбор фруктов»

Логопед: – Ребята, посмотрите на картину.

Какое время года изобразил художник?

Как вы догадались, что это осень?

Что делают дети?

Логопед: – Молодцы, хорошо рассказали о картине. Следующая игра.

6. Логопед: – Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.

Много нас, Показывают 10 пальцев.

А он один. Показывают один палец.

Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,

Эта долька – для стрижа. начиная с большого на левой руке.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас – беда. Сжимают кулаки и прижимают к груди.

Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.

7. Игра «Назови ласково»

Логопед: – Я буду называть фрукт, а вы будете называть этот фрукт ласково.
Апельсин – апельсинчик; абрикос – абрикосик;
Мандарин – мандаринчик; виноград – виноградик;
Банан –бананчик; арбуз – арбузик;
Яблоко –яблочко; дыня – дынька;
Лимон –лимончик; груша – грушка.

– Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

8. Игра «Один – много»

Логопед: – Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.

Яблоко – яблоки Арбуз – арбузы
Банан – бананы Дыня – дыни
Апельсин – апельсины Лимон – лимоны
Мандарин – мандарины Груша – груши
Слива – сливы

9. «Четвертый лишний»

Логопед: – Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

Груша, картошка, яблоко, персик.

Огурец, груша, кабачок, тыква.

Апельсин, мандарин, огурец, слива.

Яблоко, груша, баклажан, слива.
10. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ТНР по теме: «Овощи — Фрукты».

Светлана Валерьевна Горбанева
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ТНР по теме: «Овощи — Фрукты».

Тема: «Овощи – Фрукты».

Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

– Уточнить знания детей об овощах и фруктах; о труде овощевода и садовода.

– Учить образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -еньк-, -оньк-.

Коррекционно-развивающие:

– Упражнять в образовании и употреблении относительных прилагательных.

– Совершенствовать умение детей в подборе слов-признаков, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Развивать память, мышление, зрительное внимание, мимическую мускулатуру, общую и мелкую моторику.

– Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.

– презентация «Играем со Смешариками»

– презентация «Зрительная гимнастика с Копатычем»

– игра «Приготовим сок»

– 2 корзины для сбора овощей и фруктов

– муляжи овощей и фруктов

– конверт, 2 картинки с изображением овоща и фрукта (по количеству детей)

Предварительная работа: Рассматривание муляжей овощей и фруктов. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот», физкультминутки «В огород пойдем …». Проведение сюжетно-ролевой игры «Повара».

Игра на внимание «Исправь ошибку».

синий помидор красный баклажан квадратный огурец

треугольная капуста сладкий чеснок прямоугольная репа

сладкий лимон овальная вишня треугольный персик

2. Объявление темы.

– Сегодня на электронную почту пришло письмо. Посмотрим от кого оно?

Я знаток огородных наук,

Всех Смешариков я верный друг.

Часто я беру лопату,

А зовут меня … (Копатыч).

– Кто это? Вы узнали?

– Интересно, что он нам написал?

Мы сами сажали весной огород.

Мы сами сажали, пололи и вот …

Расселся, разлегся в большущей корзине

И красный, и желтый, зеленый и синий

Здоровый такой разноцветный народ.

– Что же это за народ? (Овощи.)

– Назовите овощи красного цвета (желтого, зеленого, синего цвета).

– Копатыч очень любит трудиться и в огороде, и в саду. У него всегда богатый урожай овощей и фруктов.

Чтение стихотворения В. Волиной.

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

– Как одним словом назовем эти подарки осени? (Фрукты.)

– А еще он пишет: «Передаю вам привет от всех Смешариков и высылаю вам веселые игры и задания».

– Вы, ребята хотите поиграть со Смешариками?

3. Вводная беседа.

– Прежде чем играть со Смешариками, давайте с вами вспомним.

– Где растут овощи?

– Когда убирают овощи? (Летом, осенью.)

– Кто выращивает и убирает овощи? (Овощевод.)

– Что делают овощеводы, чтобы овощи выросли крупные, сочные, красивые?

(Поливают, удобряют, рыхлят, пропалывают сорняки.)

– Где растут фрукты? (На деревьях в саду.)

– Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые деревья.)

– Кто ухаживает за фруктовыми деревьями? (Садоводы.)

– Когда созревают фрукты?

– Теперь можно посмотреть, какие игры прислал Копатыч со своими друзьями.

4. Игра «Четвертый лишний».

– Крош собрался варить суп. Он взял картофель, апельсин, морковь, капусту. Что лишнее взял Крош? Почему?

– А для компота Ёжик взял яблоко, сливу, репу, грушу.

– Что лишнее взял Ёжик для компота? Почему?

– Давайте Ёжика научим варить компот из фруктов.

5. Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком»)

Фруктов много нужно. Вот: (правой имитируют помешивание в нем)

Будем яблоки крошить, (начиная с большого, загибают пальцы на обеих руках)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот – (опять «варят» и «помешивают»)

Угостим честной народ.

6. Игра «Приготовим сок».

– А теперь с вами хочет поиграть Нюша.

– Здравствуйте, дети! Приезжайте к нам в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье. Я для вас приготовлю очень вкусные и полезные соки.

– Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить. (Дети исправляют.)

– А давайте для Нюши сами приготовим соки из фруктов и овощей.

– Какая бытовая техника поможет нам быстро сок выжать? (Соковыжималка.)

(Проводится игра «Приготовим сок». Например: «У меня ананасы. Из ананасов получится ананасовый сок» и т. д.)

– Нюше понравилось, как вы готовите соки. Она хочет приготовить сок для своих друзей. Но только когда она приходит на огород и в сад, то овощи и фрукты прячутся.

– Ребята, поможем Нюше найти овощи и фрукты?

7. Игра «Что спряталось?»

– Я вижу зеленую капусту, крупный баклажан, хрустящую редиску. И т. д.

– Мы нашли с вами овощи и фрукты, а теперь Копатыч просит вас помочь ему собрать урожай.

В огород пойдем, (шаги на месте)

Мы моркови натаскаем («таскают»)

И картошки накопаем. («копают»)

Срежем мы кочан капусты, («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко («рвут»)

И вернемся по дорожке. (шаги на месте)

Овощи и фрукты –

(наклониться вниз, достать до пола руками (огород)

выпрямиться, потянуться руками вверх (сад)

(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)

(наклоны вниз, достать руками до пола (собираем урожай на грядках)

(выпрямиться, потянуться руки вверх (собираем урожай в саду)

для еды я их найду

(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)

– Представьте, что Крош попросил почистить вас горький лук. А Ёжик дал попробовать кислый лимон. Копатыч угостил сладким ароматным яблоком.

9. Развитие лексико-грамматических категорий.

– Вот какой урожай мы собрали. (Логопед показывает «чудесный мешочек» с муляжами овощей и фруктов.)

– Теперь мы должны разложить овощи и фрукты по корзинкам.

(Каждый ребенок достает овощ или фрукт из «чудесного мешочка» и комментирует: «У меня спелый банан. Это фрукт» и т. д.)

Игра «Большой – маленький».

– Я буду говорить о больших овощах и фруктах, а вы о маленьких.

кислый помидор – кисленький помидорчик

сочный огурец – кислый лимон –

круглый лук – спелый банан –

твердый баклажан – вкусная груша –

вкусный перец – крупный апельсин –

сладкая морковь – сочное яблоко –

красный перец – оранжевый апельсин –

спелый кабачок – сладкий мандарин –

Игра «Попробуем овощи и фрукты».

У каждого ребенка на столе конверт, а внутри 2 картинки с изображением овоща и фрукта.

– Что ты съешь сначала, а что потом?

(Сначала я съем красненький помидорчик, а потом сладенький мандаринчик.)

– Ребята, вам понравилось играть со Смешариками?

– Смешарикам тоже очень понравилось с вами играть. Они угощают вас фруктами и овощами.

Прикреплённые файлы:

ovoschi-i-frukty-2_q31l4.pptx | 17678,09 Кб

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Посуда» Закрепить и обобщить знания детей о посуде через составление описательных рассказов. Тема: Посуда. Составление рассказа о предмете посуды.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме «Овощи» Тема: Овощи. Задачи: расширение и уточнение словаря по теме; образование сложных слов; определение формы овощей; образование относительных.

Конспект логопедического занятия «Сказка о весёлой пчеле» по совершенствованию лексико-грамматических категорий Конспект логопедического занятия «Сказка о весёлой пчеле»[/b] Конспект логопедического занятия «Сказка о весёлой пчеле» по совершенствованию.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий «Путешествие в страну зверей» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в старшей разновозрастной группе комбинированной.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе Кончакова Т. М. учитель-логопед «Детский сад № 204 ОАО «РЖД», г. Абакан Цель: закрепление представлений об овощах. Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Путешествие на остров Бармалея» Цель: формирование лексико – грамматических категорий у детей Коррекционно – образовательные задачи: – учить словообразованию прилагательных.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей группы 1. Организационный момент. Логопед обращается к детям: сегодня, ребята, мы поговорим с вами о лете, побывав в сказке: «Дудочка и кувшинчик».

ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме «Мебель» Лексическая тема «Мебель». Тип занятия- закрепление. Цель: закреплять представления детей о видах мебели, ее назначении, принадлежности.

Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Овощи» Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: «Овощи». Цель: закреплять, уточнять и расширять.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия. Лексическая тема недели «Фрукты».

Лексическая тема недели «Фрукты».

Краткое содержание: в данном занятии представлены разнообразные коррекционно-развивающие, речевые игры и упражнения, наглядные модели, раздаточный материал, которые стимулируют развитие познавательного интереса детей, позволяют успешно коррегировать психические процессы и речь детей с нарушениями ОДА, речи и интеллекта в рамках изучаемой лексической темы.

Цель занятия: закрепление и обобщение знаний и умений детей по теме «Фрукты», повторение речевого материала по теме «Овощи».
Задачи занятия: 1) учить детей распространять предложение, заканчивать начатое предложение, правильно согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже, изменять существительные по падежам и числам, активизировать словарь качественных прилагательных, производить звуковой и слоговой анализ слов, составлять звуковые и слоговые схемы, обводить по шаблону и контуру и штриховать в заданном направлении, учить составлять слова из букв и читать их;
2) коррегировать, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход, произвольное восприятие, внимание, мыслительные операции анализа, синтеза, сопоставления, обобщения, долговременное запоминание, развивать связную устную речь, активизировать словарный запас, формировать речевое дыхание, умение регулировать силу голоса, фонематический слух, анализ и синтез, пространственную и временную ориентировку, мелкую и общую моторику;
3) воспитывать учебную мотивацию, познавательный интерес, элементарное учебное поведение, знания, умения и навыки.
Оборудование: таблица многофункциональная «Фрукты», натуральные фрукты, их муляжи и предметные картинки, сумка хозяйственная, дорожка массажная, таблицы с «зашумленными» и наложенными друг на друга контурными изображениями фруктов, подушки, мячик с шипами, индивидуальные наборные полотна и фишки звуковые, шаблон «банан», простые карандаши и 2 листа А-5, лазерная указка, таблица «Стрелки», игры на печатной основе «Расшифруй слово», «Прочитай слово по первым буквам», « Развитие речи старших дошкольников», «Классификационное лото».
Ход занятия:
1. Организационный момент (на ковре).
– Дети заходят в кабинет по массажной дорожке.
– Дыхательное упражнение «Звуковая гимнастика»:
Дети поднимают руки через стороны вверх и также их опускают, одновременно проговаривая цепочку из четырех звуков (в стороны-а, вверх-о, в стороны-у, вниз-и).
( Дети садятся на подушки на ковре.)
2. Вступительная беседа:
– Какое сейчас время года?
– Какой сегодня день недели?
– Какая сейчас часть суток?
– Какой сейчас месяц?
– А чем нас радует осень? (разноцветными листьями, последними цветами, последними теплыми ясными деньками и, конечно, богатым урожаем).
-Урожай чего собирают люди осенью? ( грибов, ягод, овощей, фруктов).
– Сядет тот на свое место, кто повторит за мной: банан, абрикос, апельсин; персик, лимон, груша, яблоко.
3. Знакомство с темой и задачами занятия.
– Вы проговорили слова. Что они обозначают?
– Сегодня на занятии мы повторим материал по темам «Фрукты», «Овощи».
4. Зрительная гимнастика с лазерной указкой и таблицей «Стрелки».
5. Основная часть занятия.
а). Игра с мячиком с шипами «Продолжи предложение»:
– Я начинаю предложение, а вы по очереди его продолжаете. Когда вы будете обдумывать свой ответ – катайте мячик между ладонями.
– Овощи – это: огурец,
– Фрукты – это: персик,
б). Речевая игра на классификацию «Овощ или фрукт?».
Перед детьми выкладываются обобщающие таблицы «Овощи», «Фрукты». Карточки с изображением овощей и фруктов в «Волшебной коробочке».
– Ребятки, рассмотрите внимательно таблицы, которая лежит перед вами. Влад, что нарисовано на твоей таблице?(огурец) А это овощ или фрукт? Значит ты будешь в пустые клеточки выкладывать картинки с изображением овощей. А у тебя, Саша? (груша) А это что? Значит ты на своей таблице будешь выкладывать только фрукты. В этой красивой коробочке лежат картинки. Будете их брать и комментировать по очереди.
в). Работа с таблицей «Фрукты».
– Что где находится? (Дети отвечают, употребляя пространственные термины.)
– Чего здесь не хватает? ( Дети называют любые недостающие фрукты.)
– Что здесь лишнее? Почему? (Лук лишний, т. к. это – овощ, а остальные фрукты.)
г). Работа над звуковым анализом слова «лук». ( С индивидуальными наборными полотнами, наборами звуковых фишек.)
– Какой звук в этом слове первый (второй, третий)?
– Сколько всего звуков в этом слове ( гласных, согласных)?
– Сколько в нем слогов? ( Считаем тремя способами.)
д). Игра «Подумай и узнай фрукт».
– Я сегодня заходила в фруктовый магазин. Как вы думаете, что я там купила и принесла вам на занятие в этой сумке?
– Правильно, это фрукты. А что это за фрукты, вы угадаете сами..
– Название этого фрукта начинается на звук г , а заканчивается на звук а, в нем 2 слога.
– Название этого фрукта начинается на звук б, а заканчивается на звук н, в нем 2 слога.
– Название этого фрукта начинается на звук а, а заканчивается на звук н, в нем 3 слога.
– Название этого фрукта начинается на звук ль, а заканчивается на звук н, в нем 2 слога.
( Выкладываются на демонстрационный столик 4 фрукта: груша, апельсин, лимон, банан.)
– Давайте еще раз разделим слова на слоги. Какое слово здесь лишнее? Почему? ( Апельсин, в нем 3 слога, а в других – по 2 слога.)
е). Игра «Узнай на ощупь».
– А остальные фрукты вы должны узнать на ощупь. ( яблоко, персик).
( Все 6 штук выкладываются в ряд на демонстрационный столик.)
ё). Дыхательное упражнение « Ах, как пахнет!».
– Выберите себе по одному фрукту. Вдыхаем аромат фрукта через нос. На выдохе повторяем за мной:
Ах! Ах, пахнет! Ах, как пахнет! Ах, как приятно пахнет! Ах, как фрукт приятно пахнет!
ж). Игра « Что изменилось?», «Чего не хватает?» (с этими же фруктами).
– Педагог меняет фрукты местами, убирает по одному фрукту, а дети угадывают, что это за фрукты.
з). Упражнение на коррекцию силы голоса «Тихо – громко».
( с предметными картинками с изображениями фруктов)
– Дети называют фрукт, нарисованный на предъявленной картинке то громким, то тихим голосом, ориентируясь на поднятую или опущенную руку педагога.
и). Игра «Узнай фрукт». ( На стол перед детьми выкладывается таблица с контурными изображениями фруктов, наложенными друг на друга).
– Дети, рассмотрите эту таблицу внимательно и назовите фрукты, которые вы узнали. Начинайте свой ответ словами: «Я узнал» и показывайте этот фрукт пальчиком, обводя его по контуру.
к). Игра «Расшифруй слово»(на печатной основе). (Таблица выставляется на наборное полотно, как опора).
а н б а н л к о б я о
4 3 1 2 5 3 5 4 2 1 6
– Дети, на этой таблице есть рисунки двух фруктов, названия которых зашифрованы на доске.
( Каждому дается индивидуальная карточка. Саше –банан, Владу – яблоко.)
После расшифровки производится проверка с помощью перевернутых предметных картинок с их изображением.
л). Речевая игра « Прочитай слово по первым буквам».
На столе перед детьми выкладывается таблица, где зашифровано слово «груша» с помощью рисунков ( гриб, ракета, улитка, шарик, аист).
– Ребята, перед вами зашифровано название фрукта. Я его спрятала в мешочек. Чтобы его расшифровать, вам надо произнести слово по звукам по очереди. После произнесения звука называйте букву, которая его обозначает, а я запишу её на доске.
м). Упражнение с шаблоном в штриховке в заданном направлении.
– Сейчас мы обведем по контуру простыми карандашами и заштрихуем получившееся изображение банана.
– Владик получает пустой лист бумаги, на котором он по шаблону обведет банан. Саша будет обводить банан по готовому контуру.
– Теперь Владик штрихует слева направо, не заходя за контуры, а Саша – сверху вниз.
6. Итог занятия.
– Что мы делали сегодня на занятии?
– Какие игры вам понравились больше всего?
– Какие фрукты я принесла из магазина в сумке?
– Молодцы, вы сегодня очень хорошо занимались. Занятие закончено.

  • 00076bba-7f37e723
    Размер файла: 42 kB Загрузок: 1

Ссылка на основную публикацию