Открытое логопедическое занятие по теме Космос

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Космос».

Ольга Тяпугина
Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Космос».

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме: «Космос».

1.Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.

Упражнять в образовании новых слов.

Согласование существительных, прилагательных с числительными в единственном и множественном числах;

Расширение тематического словаря: космос, космический, планета, астроном, созвездие, атмосфера, спутник, скафандр, космодром, планетный, планетарий, инопланетяне

2.Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

Развитие фонематического восприятия;

3.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Ход занятия:

Логопед: Совсем недавно наша страна отметила праздник День космонавтики.

Это праздник всех людей, а особенно космонавтов и людей которые участвуют в создании космических ракет.

– Как называют людей летающих в космос? (космонавты, астронавты, летчики, инженеры)

– Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым)

– Ребята вы любите смотреть на небо ночью? (Да)

– Что можно увидеть на небе ночью? (Звезды, луну)

– Сколько звёзд на небе? (очень много)

Чтобы наблюдать за звёздами ученые придумали специальные приборы – телескопы. Ученые узнали, что в космосе много разных планет.

– Какие планеты вы знаете? (Земля, Луна, Солнце, Марс)

Первым человеком, который побывал в космосе был наш соотечественник Ю. А. Гагарин. 12 апреля 1961 года

В космической ракете,

С названием «Восток»

Он первый на планете

Подняться к звёздам смог!

– А вы бы хотели стать космонавтами? (да)

Тогда приглашаю вас в школу будущих космонавтов, где мы с вами пройдем специальную подготовку. Приглашаю вас в космический класс. Для начала скажем с вами главное правило экипажа.

Дети вместе с логопедом проговаривают:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

Никогда мы не спешим.

Дети проходят и садятся за столы.

Л: Космонавты должны быть очень умными, согласны? Поэтому приступим к первому заданию.

Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны их угадать.

1. В черном небе до зари

Тускло светят фонари

Меньше, чем комарики. (звезды)

2. Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все… (Солнце)

3. Блин в окошке виден нам

То он в масле, то в сметане.

Кто-то край уже отъел

Поделиться не хотел. (Луна)

4. Есть специальная труба,

В ней вселенная видна

Видно звёзд калейдоскоп

Что же это… (Телескоп)

5. Планета голубая,

Она твоя, она моя

И называется…. (Земля)

6. Специальный космический есть аппарат

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд

И как одинокий путник

Летит по орбите (спутник)

7. Кто смотрит всегда в телескоп,

С космосом близко знаком

Обнаруживает черные дыры,

Любуется созвездием Лиры? (астроном)

8. Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд. (ракета)

9. Не шофер и не пилот,

Водит он не самолет,

А огромную ракету

Дети кто скажите это? (космонавт)

Игра «Один – много»

Следующее задание для вас это игра с метеоритом (мяч). Я буду передавать вам метеорит и называть один предмет, а вы передавать метеорит обратно и называть много предметов.

Слова: звезда, космонавт, спутник, ракета, комета, планета, орбита, станция, метеорит, телескоп, астроном.

Игра «Скажи наоборот»

А теперь я буду передавать вам метеорит и говорить слово, вы должны сказать его противоположное значение.

Чтоб ракетой управлять

Нужно смелым, ловким стать.

Слабых в космос не берут,

Ведь полёт – нелёгкий труд.

Ребята давайте сделаем зарядку космонавтов.

Игра «Фотографы»

Следующее задание для будущих космонавтов.

Мы должны сфотографировать на Земле определённые места. Подумайте, что мы должны сфотографировать?

Логопед называет два слова, дети отгадывают.

1. яблоня, сад (яблоневый сад)

2. сосна, лес (сосновый лес)

3. глубина, море (глубокое море)

4. топь, болото (топкое болото)

5. густота, лес (густой лес)

6. высота, горы (высокие горы)

7. широко, поле (широкое поле)

8. широко, река (широкая река)

9. чисто, озеро (чистое озеро)

10. снег, вершина (снежная вершина)

Наши глазки немножко устали, давайте сделаем гимнастику для глаз. Внимание на экран.

Игра «Багажное отделение» (деление на слоги).

Следующее задание ждёт вас в багажном отделении. Надо все предметы разложить по полочкам. На верхней полочке должны лежать предметы в названии которых 1 слог, на средней полочке предметы в названии которых 2 слога, на нижней полочке предметы в названии которых 3 слога.

Дети по очереди выходят к доске, выбирают картинку и размещают на необходимой полке.

Игра «Фантастическое животное»

Космонавты пролетали мимо незнакомой планеты и увидели на ней фантастическое животное. У нас есть фотографии частей тела этого животного. Сейчас вы их увидите. Составим предложение об этом невиданном звере,которое будет начинаться так: «У этого животного…»

На экране изображение:

1.(хвост лисы) У этого животного лисий хвост.

2.(нос свиньи) У этого животного поросячий нос.

3.(горб верблюда) У этого животного верблюжий горб.

4.(копыта лошади) У этого животного лошадиные копыта.

5.(глаз кошки) У этого животного кошачьи глаза.

6.(рога барана) У этого животного бараньи рога.

7.(шерсть овцы) У этого животного овечья шерсть.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть со мной в игру «Запрещённое движение».

Дети выходят, становятся в круг, логопед проводит игру.

Дыхательная гимнастика. Логопед предлагает детям подуть в султанчики.

Игра «Подбери признак»

Логопед предлагает детям картинки на выбор. Дети садятся за столы.

Ребята посмотрите на картинки, которые вы выбрали, расскажите какие это предметы.

1 Солнце – яркое, большое, тусклое, горячее, лучистое

2 Луна – большая, холодная, яркая

3 Ракета – большая, быстрая, огромная, крепкая

4 Космонавт – сильный, умный, храбрый, смелый

5 Астроном – умный, внимательный

6 Небо – огромное, темное, звёздное, ночное

7 Звезда – яркая, далёкая

8 Планета – далёкая, незнакомая, голодная

9 Спутник – быстрый, большой

10 Земля – огромная, родная, большая, круглая

11Телескоп – большой, мощный, стеклянный

12 Скафандр – крепкий, прочный

Итог: Ребята вот вы и прошли обучение в космическом классе. Я хочу предложить вам звёздочки с весёлыми и грустными личиками. Если у вам хорошее настроение выберите весёлую звёздочку, если вам грустно тогда грустную. Разместим наши звёзды на облачке и посмотрим каких звёздочек больше.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Профессии» Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Профессии» Ильина Валентина Александровна Детский сад №43 л. Липецк Тема: «Профессии.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Транспорт» Конспект логопедического занятия по теме «Транспорт» (старшая группа) Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт». Задачи:.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Грибы» Коррекционно-образовательные цели: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» Коррекционно-развивающие цели: Развитие.

Конспект открытого занятия по лексической теме «Посуда» Елена Караганова Лексическая тема «Посуда». Цель: выучить стихотворение о посуде. Задачи: 1. Запомнить стихотворение о посуде, используя.

Конспект открытого занятия по лексической теме «Продукты питания» Цель: формирование лексико-грамматических категорий. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Активизировать предметный словарь по теме «Продукты.

Конспект занятия логопедического кружка по лексической теме «Посуда» Конспект занятия логопедического кружка «Говоруша». Лексическая тема «Посуда». Цель: развитие пассивного и активного словарного запаса.

Конспект занятия по лексической теме: «Фрукты» Конспект занятия по лексической теме «Фрукты» Коррекционно-образовательные цели: уточнить и расширить представление о фруктах. Уточнить.

Конспект занятия по лексической теме «Фрукты» Программное содержание: Цель: расширение и активизация словаря. Задачи: 1. Учить образовывать от существительных прилагательные. 2. Учить.

Конспект занятия по лексической теме «Лес. Ягоды» Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация.

Открытое логопедическое занятие по лексической теме “Космос”
план-конспект занятия по логопедии на тему

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме “Космос”

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytoe_zanyatie_kosmos.docx21.75 КБ
puteshestvie_v_kosmicheskie_dali.pptx2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе

Цель : Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».

  • Уточнять и расширять знания детей о космосе;
  • Активизировать словарь по данной теме;
  • Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
  • Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память;
  • Развивать интерес к выполнению заданий;
  • Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете.

Интеграция образовательных областей:

  • « Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Развитие речи»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Физическое развитие».

Введение в тематику занятия

Логопед: Ребята, сегодня мы попробуем полететь в космос. Но для начала скажите мне: кто летает в космос? (космонавты) Верно. А какими должны быть космонавты? (сильными, смелыми, храбрыми, внимательными, осторожными…) А кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин) Молодцы! Какой праздник мы отмечаем 12 апреля? (День Космонавтики). Ребята, а вы знаете, что животные тоже летали в космос? (ответы детей)

Рассказ о первых животных в космосе:

Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на «разведку» животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы. Собаки более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги. Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась. Потом летали в космос Белка и Стрелка. В 1960 году 19 августа их запустили в космос на прототипе космического корабля »Восток». Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно. Так ученые доказали, что полет в космос возможен.

Ребята, а хотели бы вы превратиться в настоящих космонавтов и отправиться в космос? (ответы детей). Посмотрите, у вас на столах лежат части от ракеты. Давайте попробуем собрать ракету, на которой мы отправимся в наш полет( дети собирают ракету).

К запуску ракеты приготовиться! ( Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)
Дети. Есть, приготовиться! (повторяют его движения)
Логопед: Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук).
Д.: Есть, включить контакты!
Логопед: Завести мотор!
Д.: Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет).
Все: 5,4,3,2,1 , ПУСК! (сомкнутые руки вверх).

Ребята, смотрите, кто это?(Ответы детей).

Это Громозека. И мне кажется, у него для нас есть какие-то новости (появляется загадочное письмо)

«Ребята, на моей планете случилась беда- куда-то исчезли все жители. И если нам не спасти мою планету, то мне негде будет жить и я погибну.»

Логопед: Ребята, мы поможем Громозеке? (ответы детей). Но для этого нам нужно выполнить несколько заданий. Вы готовы?(ответы детей)

  1. Игра с «мячом-метеоритом».

Внимание! Опасность ! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети встают в круг.

Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.

Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна.

  1. Входим в зону турбулентности. Занять свои кресла!(дети садятся). Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.
    Упражнение «Четвертый лишний»

Солнце, Луна, звезда, лампа
Марс, Земля, ракета , Сатурн
Ракета, спутник, луноход, самолет

  1. Дидактическая игра «Составь предложение».

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды.

Мы, Земля, живем, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

  1. Физкультминутка

Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим

Ходьба на месте
Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками вперед-назад
Ходьба на месте

    Логопед. Мы пролетаем мимо незнакомой планеты. Рассмотрите внимательно животное, которое живёт здесь. Его части тела напоминают известных нам животных. Давайте составим предложения об этом невиданном звере, которые будут начинаться так: “У этого животного…”
    Логопед с помощью инструмента “лупа” выделяет нужную часть тела.

Дети. У этого животного крокодилий хвост.
У этого животного птичьи лапы.
У этого животного поросячий нос.
У этого животного верблюжьи горбы.
У этого животного лошадиные копыта.

    Развитие внимания и связной речи по теме “Космос “

Прекрасная тренировка рассказа – сравнения может происходить с помощью картинок с заданием “Найди отличия”

  1. Подведение итогов занятия

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи “Школа космонавтов”

Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Уточнить и расширить знания по теме “Космос”.

Задачи:

  • Учить понимать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения.
  • Учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
  • Упражнять в умении делить слова на слоги и подбирать родственные слова.
  • Развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, карточки с заданиями, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

Организационный момент

– Скажите, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, веселое, радостное, отлично)
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение:

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (все вместе)

Логопед: Назовите слова, подходящие к теме “Космос”.

Упражнение “Подумай и ответь”
– Что мы отмечаем 12 апреля? Почему?
– Кто такой Юрий Алексеевич Гагарин?
– Кто летал в космос до Юрия Гагарина?
– Как называется одежда для полета в космос?

– Как называют человека, который летал в космос?
– Как называется аппарат для полета в космос?
– Почему Юрия Гагарина и других космонавтов называют героями?
– Как вы думаете, какой человек может стать космонавтом? (Смелый, находчивый, умный, бесстрашный, отважный, здоровый, тренированный, волевой, целеустремленный)

– Вы хотите стать космонавтами? Я предлагаю вам пройти обучение в школе космонавтов.

1 урок логопедический

Потому что все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо. (Часики)

Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся. (Улыбка)
Зубки он почистил. (Почистим зубы)
Блинчик он покушал. (Блинчик)

Выпил чаю чашку. (Чашечка)
Запачкался вареньем. (Вкусное варенье)
На качелях покачался. (Качели)
И на горке покатался. (Горка)

2 урок-история

Беседа о Дне космонавтики.
Рассказать детям о космосе и космонавтах, демонстрируя картинки. Мы живем в космическую эру. Она началась, когда в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли. Потом в космосе побывали животные – собаки, мыши, обезьяны. Ученые изучали их поведение в космических условиях жизни.

12 апреля 1961 года в космос впервые поднялся человек. Это был гражданин нашей страны, которая тогда называлась Советский Союз, летчик- космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор весь мир отмечает День космонавтики.

Юрий Гагарин

После Ю. А. Гагарина в космос полетели и другие наши космонавты. Герман Степанович Титов сам управлял ракетой и первым начал проводить в космосе научные исследования. Валентина Владимировна Терешкова стала первой женщиной-космонавтом, летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов в специальном скафандре впервые вышел из корабля в открытый космос.

Теперь наша страна и другие страны посылают в космос ракеты и людей, чтобы изучать космическое пространство, Луну и планеты Солнечной системы.
На Луне побывал автоматический аппарат луноход, который передвигался по Луне. С его помощью изучалась поверхность Луны. Американский космонавт Нейл Армстронг первым из людей прошел по ее поверхности.

Сейчас в космосе постоянно работает Международная космическая станция, на которой космонавты проводят различные научные исследования и изучают космическое пространство. С помощью спутников, которые летают вокруг Земли, мы можем смотреть передачи из разных стран, общаться через Интернет, разговаривать по мобильным телефонам.

Подняв голову к небу, мы часто задаем себе вопрос: “Где начало и где конец космоса?” Мир звезд богат и разнообразен. В безоблачный, ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные горячие, огненные шары, похожие на Солнце. Мы живем на планете, которая называется? (Земля)

Вокруг нашего солнца еще 7 планет, а каких мы сейчас с вами назовем.

Пальчиковая гимнастика

По порядку все планеты назовет любой из нас (все вместе): Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля, четыре – Марс, пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн, семь – Уран, за ним Нептун.

Планеты солнечной системы

“Раздели на слоги”
Давайте мы с вами попробуем разделить каждую планету на слоги

Физкультминутка

Дети выполняют движения по тексту под музыку.
Вы сегодня космонавты.
Чтоб отправиться в полет,
Надо сильным быть и ловким.

Начинаем тренировку:
Штангу с пола поднимаем,
Крепко держим и бросаем.
Быстро бегаем бегом,

Приседаем и встаем.
Теперь отправимся на Марс.
Звезды, в гости ждите нас.
Три, два, один. летим!

В невесомости плывем
Мы под самым потолком.
К Марсу путь был очень длинным,
Стоп! Выходим из кабины.
Повороты влево-вправо –

Все рассмотрим мы с тобой
И отправимся домой!
Из полета возвратились
И на Землю опустились.
Переменка…..время для игры

3 Урок астрономии

Игра с мячом “Семейка слов”.

Логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову “звезда”. Я буду бросать вам мяч, а вы образовывать слово. Как можно назвать звезду ласково?

Дети: Звездочка!
Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?
Дети: Звездное.

Логопед: Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова “звезда”.
Дети: Звездолет.
Логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово! Человек, который считает звезды это.

Дети: Звездочет!
Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды “падают” с неба?
Дети: Звездопад.

Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
Дети: Созвездие.
Логопед: Молодцы! Вот видите, какая большая “семейка” получилась у нас к слову “звезда”. Давайте еще раз вспомним все слова.
Дети: Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.
Опять урок…

Упражнение “Закончи предложения”

  • Комический корабль – это аппарат, в котором .
  • Космонавт – это человек, который .
  • Скафандр – это одежда, которую .
  • Луноход – это аппарат, который .

Дидактическая игра “Что лишнее?”

  • Солнце, Луна, лампа.
  • Марс, Сатурн, ракета, Меркурий.

Игра “Скажи наоборот”
Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

Например:
далекий – близкий взлетать – .
большой – . улетать – . темный – . яркий – .
высокий – .
включать – . подниматься – .

Игра “Составь предложение
Послушайте предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звезды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полет, отправляется.
Падает, с , комета, неба, хвостатая.

4 Урок математики
Игра “Сосчитай-ка”

Цель: развивать грамматический строй речи. (согласование существительных с числительными)
Например:
Один большой метеорит, два больших метеорита. пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда .
Одна быстрая ракета .
Один опытный космонав .
Одна далекая планета .

Индивидуальная работа

Дети, чтобы полететь в космос, давайте нарисуем ракету. (Дети рисуют ракету по клеткам)

Итог занятия
Логопед предлагает каждому ребенку рассказать, на какую планету полетит его ракета.

Документация учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Екатерина Харламова
Документация учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

«Документация учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения»

1. Нормативные документы (должностные инструкции, положение о логопедическом пункте, инструкции по технике безопасности учителя-логопеда);

2. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем;

3. Расписание занятий учителя-логопеда;

4. Список детей, зачисленных на занятия, утвержденный приказом по детскому саду;

5. Речевая карта на каждого ребенка, взятого на занятия, с указанием даты ввода и окончания занятий, с планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода;

6. Сетка занятий с детьми на логопункте, утвержденная руководителем;

7. Журнал обследования речи детей (с 3 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение;

8. Журнал регистрации всех детей, нуждающихся в логопедической помощи;

9. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми;

10. Перспективный план работы на год;

11. Календарный план индивидуальных занятий с детьми;

12. Индивидуальные тетради для занятий с детьми;

13. Журнал регистрации консультаций с родителями;

14. Журнал регистрации консультаций с педагогами;

15. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя;

16. Копии отчетов об эффективности коррекционной работы за учебный год (за последние 3 года);

17. Материалы для работы с воспитателями, специалистами, родителями (консультации семинары, направленные на профилактику речевых расстройств у детей);

18. Паспорт кабинета.

Прикреплённые файлы:
dokumentacija-logopeda_eb310.pptx | 307,99 Кб

Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно.

Документация воспитателя по организации образовательного процесса Документация по организации образовательного процесса • Календарно-тематический план (ежедневный) – планирование осуществляется по образовательным.

Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения Многолетний опыт работы показывает, что семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны,.

Материал для конкурса «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» Материал На районный этап профессионального конкурса «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения – 2018» Березуцкой Татьяны Викторовны.

Направления работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социумом С целью обогащения кругозора детей с учетом их возрастных особенностей творческой группой педагогов МБДОУ «Детский сад №8 «Тундровичок».

Система работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста В Федеральном государственном стандарте основного общего образования указывается на необходимость формирования «патриотизма, основанного.

Статья «Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения» В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для.

Тайм-менеджмент современного руководителя дошкольного образовательного учреждения Работая руководителем детского сада, необходимо быть всегда в форме и начеку. Режим постоянной готовности – основная черта руководителя.

ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Результаты и сроки проведения коррекционно-речевой работы зависят не только от узкопрофессиональных, но и общепедагогических, организационных умений логопеда. В этом контексте особенно важным представляется вопрос рационального оформления документации, которая отражает, с одной стороны, этапные и текущие задачи и содержание всей деятельности логопеда, а с другой — уровень его профессиональной подготовки.

Основными отчетными документами учителя-логопеда являются:

  • — речевые карты и программы индивидуальной коррекционной работы с воспитанниками на учебный год;
  • — план работы логопеда на учебный год;
  • — календарный план групповых (подгрупповых) логопедических занятий;
  • — индивидуальные тетради (логопедические дневники) детей;
  • — тетрадь учета посещаемости логопедических занятий;
  • — журнал рабочих контактов логопеда и воспитателей логопедической группы;
  • — отчет о результатах коррекционной работы за учебный год.

Практика предусматривает вариативность подходов к оформлению перечисленных документов. Часть из них может быть представлена в свободной и удобной для использования конкретным специалистом форме. Например, планы индивидуальных коррекционно-речевых занятий часто включаются в логопедический дневник (тетрадь) воспитанника. Журнал рабочих контактов логопеда и воспитателей также может быть оформлен по-разному. Планы консультативно-методической работы с педагогическим коллективом ДОУ и родителями на учебный год и по самообразованию могут быть представлены как самостоятельно, так и включаются в план работы логопеда на учебный год.

К другим же документам предъявляются унифицированные требования, закрепленные в специальных (коррекционных) образовательных программах для детей с нарушениями речи и методических рекомендациях. В первую очередь это относится к индивидуальным речевым картам. В настоящее время предпринимаются попытки их дифференциации в соответствии с возрастом и структурой речевого дефекта детей, поэтому они отличаются степенью развернутости и детализации диагностических процедур. Отсюда их различное название — карта комплексного обследования ребенка, карта логопедического и психолого-педагогического обследования, индивидуальная карта развития ребенка с нарушением речи и т.д. Однако при всем разнообразии названий и форм карт есть и определенные позиции (разделы), которые остаются неизменными (табл. 10).

Положительная тенденция постоянного совершенствования речевых карт логопедами приводит к интересным формам систематизации и обобщения с их помощью диагностических данных не

Структура индивидуальной речевой карты

Фамилия, имя ребенка, дата рождения, дата зачисления в группу и т.д.

Сведения о семье

ФИО родителей, домашний адрес, телефон, условия жизни и воспитания ребенка в семье и т.д.

Состояние здоровья ребенка

Заключение ПМПК (ПМПк), данные обследования ребенка невропатологом, окулистом, сурдо-логом, ортопедом и другими специалистами

Характеристика речевого развития

Данные о раннем речевом развитии; актуальном состоянии фонетико-фонематической и лексикограмматической сторон речи

Характеристика познавательной и эмоционально-волевой сферы

Сведения об особенностях восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; особенностях поведения и эмоционального отклика на различные ситуации и т.д.

Характеристика двигательной сферы

Данные о развитии общей произвольной моторики, мимической и артикуляционной мускулатуры, тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук

Программа индивидуальной коррекционной работы

только в начале учебного года, но и в течение всего времени пребывания ребенка в логопедической группе. Так, Ю.Ф. Гарку-ша предлагает такую форму «Индивидуальной карты развития ребенка с нарушением речи» [17], сведения из которой позволяют каждому взрослому, участвующему в воспитании и обучении ребенка, получить целостное представление о динамике его развития, согласовать и, если необходимо, скорректировать необходимые психолого-педагогические воздействия в процессе оказания помощи ребенку и его семье. Периодичность внесения данных в «Индивидуальную карту развития ребенка» (2—3 раза в год) может быть согласована участвующими в коррекционном процессе специалистами и зависит от многих факторов (особенностей психофизиологического развития ребенка, степени выраженности отклонений в его развитии, прогноза в отношении необходимого периода их коррекции или компенсации и т.д.).

Индивидуальная карта развития ребенка с нарушением речи

С какого возраста посещает детский сад?_

Где воспитывался до поступления в специальную группу?

Сведения о семье_

Особенности перинатального развития_

Особенности развития ребенка в раннем возрасте_

I. Психофизическое развитие 1. Физическое развитие

Развитие двигательных функций

2. Познавательная сфера

3. Особенности адаптации ребенка в дошкольном учреждении

II. Характеристика условий воспитания

к речевому нарушению, другим отклонениям в развитии ребенка

III. Становление личности и индивидуальности ребенка, его социальное развитие

1. Особенности индивидуально-личностного развития

Интересы и склонности

Проявления темперамента и характера

2. Особенности общения

Особенности общения со взрослыми

Особенности общения со сверстниками

3. Развитие разных видов деятельности

Другие виды деятельности

4. Особенности обучаемости ребенка, краткая характеристика его зоны ближайшего развития

Особенности обучаемости, зона ближайшего развития

IV. Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы (указывается дата внесения записи каждым специалистом)

Рекомендации для родителей

Инструктор по физической культуре

Заполнение индивидуальной карты развития ребенка с нарушениями речи позволяет сформулировать заключение об уровне речевого и общего развития ребенка, а обобщение диагностических данных, полученных разными специалистами, дает основание наметить индивидуальную программу комплексной коррекционной работы на долгосрочную перспективу (учебный год). Эта программа включает, как правило, несколько разделов (табл. 11), представленность которых определяется возрастом, структурой и степенью выраженности у ребенка дефектов речи и других отклонений в развитии.

Структура и содержание плана работы логопеда на учебный год (табл. 12) определяется специальной (коррекционной) образовательной программой (для детей с фонетико-фонематическим, общим недоразвитием речи или заиканием) и конкретизируется на основе обобщения и анализа индивидуальных коррекционных программ. Нередко такой план отражает не только диагностико-коррекционные и профилактические аспекты деятельности логопеда, но и организационно-методические:

— проведение консультаций, лекций, семинаров, открытых занятий для воспитателей группы, других специалистов ДОУ; участие в работе педагогического совета;

Примерная индивидуальная программа комплексной коррекционной работы [90, с. 48—49]

Направление (вид) коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Укрепление соматического здоровья

Согласование лечебных процедур с педиатром, окулистом, оториноларингологом, врачом ЛФК

Констатация нервно-психического состояния, укрепление нервной системы

Направление на консультацию к невропатологу, психиатру, психотерапевту; согласование лечебных процедур и других видов помощи

Направление на консультацию к стоматологу-терапевту, стоматологу-хирургу, ортодонту; согласование лечебных процедур и других видов помощи

Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на Другое

Развитие тонких дифференцированных движений кисти и пальцев рук

Формирование психологической базы речи

Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения

Развитие речевого аппарата

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы

Развитие мимической мускулатуры

Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики

Формирование правильного зву-копроизношения

Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация (указать конкретные звуки/группы звуков)

Развитие фонематических процессов

Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи; определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове

Формирование слоговой структуры слова

Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности; уточнение, расширение и закрепление словаря по темам «Времена года», «Транспорт» и др.; активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов

Подготовка к обучению грамоте

Формирование умения устанавливать связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного

Индивидуальная помощь ребенку вне логопедических занятий

Нормализация общего и речевого режима в группе детского сада, семье; проведение воспитателем и родителями индивидуальной работы по заданию логопеда; реализация коррекционной составляющей деятельности всего педагогического коллектива ДОУ

Циклограмма деятельности учителя-логопеда в течение учебного года

Диагностико-коррекционная и профилактическая работа с детьми

Обследование речи детей ДОУ для выявления нуждающихся в помощи логопеда

Участие в работе

Обследование детей логопедической группы, заполнение речевых карт

Составление плана работы на учебный год, графика работы в течение недели

Проведение групповых, подгруппо-вых и индивидуальных логопедических занятий

Оценка итогов работы в течение года, организация выпуска детей

Методическая работа с педагогами

Консультирование и оказание практической помощи воспитателям группы

Участие в работе педагогического совета ДОУ

Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ

Проведение открытых занятий для специалистов ДОУ, городского методического объединения логопедов и т.д.

Укрепление взаимодействия с логопедом и учителями общеобразовательной школы

Консультативная работа с родителями

Участие в родительских собраниях логопедической группы

Работа в «Школе родителей детей с нарушениями речи»

Индивидуальные консультации, открытые занятия для родителей

Проведение консультации по теме «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста» на заседании клуба «Молодая семья»

Организационная работа и повышение квалификации

Участие в работе городского методического объединения логопедов, семинарах, научно-практических конференциях и т.д.

Работа над темой по самообразованию «Особенности формирования слоговой структуры слова у детей»

Пополнение логопедического кабинета методической литературой, профессиональными периодическими изданиями (журналами)

Изготовление и приобретение учебно-игрового оборудования

Календарный план групповых (подгрупповых) логопедических занятий — обязательный документ; в нем указываются тема и цель занятия, оборудование, примерный ход работы. Воспитатель группы обычно присутствует на занятиях логопеда, кроме тех случаев, когда сам проводит в это время подгрупповое занятие в соответствии со своим планом. Его главная задача — зафиксировать достижения детей и допущенные ошибки, чтобы позже проанализировать их вместе с логопедом.

Календарный план индивидуальных логопедических занятий часто включается в индивидуальные тетради (логопедические дневники) воспитанников. Логопед записывает дату проведения и примерное содержание занятия, а также речевой материал, который на нем отрабатывался и должен быть закреплен воспитателями во время коррекционного часа в ДОУ и родителями в семье. Здесь же может быть размещен иллюстративный материал: рисунки выполняет или наклеивает ребенок самостоятельно оо либо вместе с логопедом, родителями, воспитателями.

Тетрадь учета посещаемости логопедических занятий оформляется, как правило, в виде таблицы, в столбцах которой представлены список детей и даты логопедических занятий. С помощью условных обозначений (например, +, —, «б» и т.д.) логопед отмечает, кто из детей присутствовал на занятиях, а если отсутствовал, то по какой причине. Эти данные необходимы для объективной оценки результатов и сроков коррекционной работы.

Журнал рабочих контактов логопеда и воспитателей содержит информацию, позволяющую педагогам группы ежедневно проводить по заданию логопеда индивидуальную или подгрупповую коррекционно-развивающую работу с детьми в вечернее время. Форма ведения такого журнала достаточно свободна, но в ней обязательно должны найти отражение:

  • — дата проведения коррекционного занятия воспитателем;
  • — фамилии детей, с которыми он занимался;
  • — предложенный речевой и учебно-игровой материал (артикуляционные упражнения, слоги, слова, предложения и стихи для автоматизации и дифференциации звуков, отработки слоговой структуры слова, лексико-грамматические игры и упражнения, картинки для составления рассказов и тексты для пересказа, занимательные игры и упражнения для развития школьно-значимых функций и коррекции их недостатков и т.д.);
  • — краткий отчет о результатах работы (достижения и ошибки детей должны быть обязательно обсуждены с логопедом).

Отчет о результатах коррекционной работы за учебный год позволяет оценить результативность проведенной работы. Он представляется в органы управления образованием, старшему логопеду района (города) и администрации ДОУ и содержит следующие данные [94]:

  • 1) дата комплектования;
  • 2) количество детей, поступивших в группу с указанием логопедического заключения каждого;
  • 3) количество выпущенных детей, из них:
    • а) с хорошей речью,
    • б) со значительным улучшением,
    • в) без значительного улучшения;
  • 4) рекомендовано направить:
    • а) в общеобразовательную школу,
    • б) специальную (коррекционную) школу V вида,
    • в) специальную (коррекционную) школу VIII вида,
    • г) группу общеразвивающей направленности;
  • 5) количество детей, оставшихся на повторный курс с указанием логопедических заключений для каждого;
  • 6) количество детей, выбывших по разным причинам в течение учебного года;
  • 7) выполнение мероприятий, включенных в план консультативно-методической работы.

Оформление и ведение документации учителя-логопеда доу

Оформление и ведение документации учителя-логопеда в ДОУ будет полезно для логопедов как ориентир ведения документации в логопедической группе.

Просмотр содержимого документа
«Оформление и ведение документации учителя-логопеда доу»

на районном методическом объединении

ОФОРМЛЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

Подготовила учитель –логопед

МАДОУ детский сад №22 с. Успенского

Коррекционная деятельность логопеда регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня:

федерального, регионального, локального

С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов:

— тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии;

— Речевая карта логопедического обследования ребенка;

— планы работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп;

— планы (конспекты) групповых занятий

— индивидуальные планы занятий с ребенком;(индивидуальные образовательные маршруты на детей инвалидов.)

— индивидуальная тетрадь ребенка;

— тетрадь учета посещаемости детьми занятий (табель посещаемости )

— тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей;

— план взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса; (в годовом плане)

— отчет учителя-логопеда за учебный год;

— паспорт логопедического кабинета;

— план самообразования учителя-логопеда.

–журнал проводимых консультаций с родителями.

Наличие основных видов документации — обязательное условие работы логопеда.

Основные виды документации учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

*Тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии ДОУ

протокол заседания ПМПк по набору детей в логопедическую группу

Фамилии, имя ребенка

Срок, на который ребенок зачислен в логопедическую группу

Особенности повеления ребенка в момент обследования

Рекомендации ПМПК при зачислен ИИ

Примерная форма протокола заседания ПМПк по выпуску детей из логопедической группы

Фамилия, имя ребенка

Речевое заключение при зачислении

Срок пребывания в логопедической группе

Речевое зaключение при выпуске

Рекомендации ПМПК при выпуске

Заполненные протоколы заседаний ПМПк и дубликаты заверяются подписями всех ее членов комиссии.

Для ДОУ протоколы ПМПк — основной документ, который позволяет определять совместный план действий с профильными специалистами по коррекции речевых нарушений, осуществляет планирование работы с детьми с учетом возраста и структуры речевого нарушения.

*Речевая карта логопедического обследования ребенка

Всестороннее обследование детей с нарушениями речи — первый и основополагающий этап логокоррекционной работы.

Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В нее вносятся изменения, дополнения, уточнения, обнаруженные в процессе обучения и воспитания ребенка в логопедической группе. В карте фиксируются ошибочные ответы детей, приводятся образцы детских высказываний с фонетическими, лексическими и грамматическими ошибками. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое вытекает из результатов обследования и определяется структурой речевого дефекта.

Если ребенку решением ПМПК предложено продолжить обучение в логопедической группе, то при повторном обследовании логопед в речевой карте фиксирует итоги работы за прошедший учебный год.

В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств.

*План работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп

Планирование логокоррекционной работы осуществляется на основе определенной специальной программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса.

Разделы плана охватывают все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание. Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределять во времени многообразные коррекционные задачи, регулировать объем речевого материала на групповых и подгрупповых занятиях и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.

Тематическое планирование лексического материала представлено с учетом требований общеобразовательных программ дошкольных учреждений и специальных (коррекционных) программ для логопедических групп. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий логопедом, воспитателями, родителями и профильными специалистами, работающими в группе.

Планы (конспекты) групповых занятий

Для повышения коррекционно-развивающего эффекта логопедических занятий необходимо большее внимание уделять их форме и содержанию.

При формировании речевой и познавательной деятельности, преодолении нарушений личностного развития, воспитании нравственных качеств, на современном этапе к организации, проведению и содержанию логопедических занятий предъявляются следующие требования:

— изменение форм организации занятий;

— включение специальных коррекционных упражнений по развитию речи и других высших психических функций;

— чередование видов деятельности с целью развития различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.п.;

— использование заданий в порядке нарастающей трудности с целью раскрытия потенциальных возможностей ребенка и заданий, требующих самостоятельного выполнения;

— создание проблемных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности;

— включение динамических и психорелаксационных пауз;

— обеспечение личностно-ориентированного подхода к ребенку;

— повышение мотивации к процессу обучения;

— воспитание нравственно-этических чувств.

В процессе логокоррекционной работы логопед составляет планы или конспекты групповых занятий в соответствии с годовым планированием. В них указываются тема, цели, основные этапы занятия, используемый лексический и дидактический материал. Логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно включать в конспекты, не только вопросы, но и предполагаемые ответы детей.

Индивидуальный план логокоррекционной работы

План логокоррекционной работы составляется логопедом на учебный год на основе анализа речевой карты ребенка.

В индивидуальном плане представлены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Основная задача индивидуальных логопедических занятий — формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.

Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

Индивидуальная тетрадь ребенка

Индивидуальная тетрадь (дневник) оформляется на каждого ребенка логопедической группы. В нее записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.

В настоящее время появилось большое количество печатных рабочих тетрадей для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения 1 . Логопед вправе сделать выбор: либо он совместно с родителями и ребенком ярко, красочно оформляет индивидуальную тетрадь, либо пользуется печатным изданием, внося в него коррективы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и динамики его развития. Если логопед отдает предпочтение готовым печатным изданиям, то к индивидуальным тетрадям прилагается тетрадь взаимосвязи с родителями, куда записываются дата, номера заданий, страницы, дополнительные виды работ с ребенком.

В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни. В рабочие дни воспитатель и логопед работают с ребенком по тетрадям.

Циклограмма посещений логопедических занятий где указывается число и время проведения индивидуального занятия .

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя

Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционной работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя 2 индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.

План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и медицинских работников, родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Отчет учителя-логопеда о результатах работы за учебный год

В конце учебного года логопед составляет статистический отчет о результатах проведения коррекционно-педагогической работы и сдает его администрации ДОУ и в городской (районный) отдел образования.

Образец статистического отчета

Фамилия, имя, отчество логопеда______________________________________________________

Дата составления отчета _____________________________________________________________

Речевое заключение

Количество детей на начало учебного года

Выбыло в течение учебною год

Прибыло в течение учебного года

Количество детей на конец учебного года

Количество выпущенных детей

Рекомендовано направить

Количество детей, оставленных для продолжения обучения

Документация учителя-логопеда и ее ведение

Для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте, предлагаются следующие виды документации:

Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт.

Журнал обследования устной и письменной речи.

Общая речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся.

Индивидуальные карточки учащихся.

Общий план методической работы на учебный год.

Перспективные планы работы на каждую группу учащихся на учебный год.

Ежедневные планы работы на каждую группу учащихся.

Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.

Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).

Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования.

Паспорт логопедического кабинета, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

Копии отчетов о проделанной за учебный год работе.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися представляет собой обычный классный журнал установленного образца, подписанный следующим образом:

ЖУРНАЛ учета посещаемости логопедических занятий

на логопедическом пункте при школе _____

____________ района __________ города (области)

в 200___ / ___ уч. году

В разделе журнала «Сведения об учащихся» логопед помещает список учащихся, зачисленных на логопедический пункт в текущем учебном году, с указанием класса и школы, даты зачисления на логопункт и (в конце учебного года) результата коррекционной работы («выпущен», «оставлен для продолжения коррекционной работы», «выбыл»).

На группу отводится 4 страницы, на подгруппу и каждого ученика, занимающегося индивидуально, – по 3.На левой половине страницы вверху указывается номер группы и логопедическое заключение, например: «Группа № 1: дисграфия на фоне общего недоразвития речи – III уровня».

На правой половине страницы вверху указываются дни и часы занятий с этой группой, например: понедельник, среда, пятница – 16-00 – 16-35. В остальном страницы заполняются аналогично классному журналу, т.е. на левой половине находится список детей данной группы, подгруппы или фамилия и имя ребенка, занимающегося индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии ученика на занятиях, а на правой – темы проводимых занятий, которые указываются в соответствии с рабочим планом. На страницах, отведенных для подгрупповых и индивидуальных занятий, на левой половине вверху вместо номера группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми ведется работа, в остальном они заполняются аналогично.

Журнал учета посещаемости заполняется в начале каждого занятия. Точкой (.) отмечается присутствие ученика на занятии, буквой «н» отмечаются отсутствующие ученики.

Примечание: если ученик два раза пропустил логопедическое занятие по неизвестной причине (на уроках в классе присутствовал, а на занятие к логопеду не явился), учитель-логопед ставит в известность об этом учителя и родителей ученика. На одной из последних страниц отводится место для учета рабочего времени логопеда в период обследования устной и письменной речи учащихся и в период каникул, например:

Работа в кабинете с документацией, подготовка Речевой карты, отбор материала для обследования.

Обследование учащихся 1-х классов, А,Б,В школы № 79.

Посещение городского методического кабинета (работа с картотекой)

Оценки в Журнал учета посещаемости не ставятся.

Для журнала обследования устной и письменной речи учащихся учитель-логопед использует общую тетрадь. Журнал обследования заполняется во время собеседования с учеником в ходе предварительного обследования в течение первой недели сентября и во время обследования письменной речи учащихся в конце мая. В процессе повторного обследования письменной речи учеников в период каникул в журнал вносятся дополнения.

При обследовании логопед записывает фамилию и имя ученика, класс, номер школы, домашний адрес и телефон, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение и принятые меры («зачислен в группу», «даны рекомендации родителям и учителю», «поставлен на очередь» и т.д.). В последней графе («Примечания») учитель-логопед отмечает конечный результат работы с данным ребенком. Если родители по каким-либо причинам отказались от логопедических занятий, то отказ также фиксируется в графе «Примечания».

Образец заполнения Журнала обследований устной и письменной речи учащихся

Читайте также:  Календарно-тематическое планирование логопедической работы в старшей группе ДОУ в условиях ФГТ
Ссылка на основную публикацию