Отчет о проведении Недели логопедии

Отчет о проведении Недели логопедии

Логопедическая олимпиада: 14.00

В среду 24 февраля состоялось открытие «Логопедической недели» на рабочей школьной линейке, которое носило увлекательно-информационный характер. Были объявлены все намеченные конкурсы, чтобы ребята в течение недели могли подготовиться к ним и принять активное участие. Во второй половине дня совместно с детьми оформлен стенд «Логопедическая газета», прошел эфир радиовещания «Старт логопедической недели» в 13.20, 14.20.

В четверг 25 февраля в первой половине дня, начиная со второй перемены, проходили радиовещания с интересными и познавательными заданиями. На конкурсе «Логопедические распевки» разучивали распевки с разными слогами: «Зы-зы-зы стало скучно без козы. Зе-зе-зе я нарвал травы козе. Зу-зу-зу- я привёл домой козу. За-за-за – у меня живёт коза». Лучшими были учащиеся 1 класса и 4 класса.

В конкурсе «Логопедические загадки» – дети отгадывали речевые загадки, записывали ответы. Отмечены были: Бутин Виктор, Мельничук Максим, Никончук Руслан, Корешев Александр. Учащиеся 1 класса рисовали ответы на речевые загадки.

В передаче «Логопедические истории» – слушали поучительную радиосказку «Синие листья» В. Осеевой. Детям был задан вопрос «А, какой бы ты подарил листок своему другу?». Самыми интересными были ответы в виде рисунков, так как картины получились очень добрыми и эмоциональными.

Во второй половине дня было проведено игровое мероприятие «Всё и обо всём, угадай-ка!». В гости к детям приходил герой мультфильма «Дядя Фёдор» с мешком конкурсов «Угадай-ка», «Где щи, там нас и ищи», «Буква заблудилась», «Мульти-пульти». В конце мероприятия совместно с героем мультфильма распевали песенки «Антошка», «Два веселых гуся», «В лесу родилась елочка» и посадили в пластиковые стаканчики фасоль.

В пятницу 26 февраля в первой половине дня, проходили радиовещания с занимательными и развивающими заданиями: «Логопедическая гимнастика» – воспитанники школы выполняли артикуляционную гимнастику и вырезали картинки с любимыми героями мультфильмов, «Логопедические песенки» – прослушивали речевые песни для детей и взрослых песенки «Жу! Шу! Щу!» и «Что это такое!» и рисовали угаданных животных. На третьей перемене состоялась викторина в виде стенгазеты с заданиями: ребусами, кроссвордами, шарадами, анаграммами и другим занимательным материалом. Задания викторины дети решали совместно со своим учителем. Наибольшее количество баллов заработали: Смирнова Александра, Коршунова Дарья, Лебедев Андрей, Балита Пётр, Гаврилов Елисей, Аксёненко Константин, Ланцова Наталья, Сакс Игорь, Никончук Руслан, Черников Максим, Майморов Роман, Обложкин Алексей.

Во второй половине дня «Логопедический кинотеатр» – прошёл сеанс мультфильма «Приключения точки и запятой». Были заданы интересные вопросы.

В понедельник 29 февраля – в первой половине дня, проходили радиопередачи: «Логопедический скороговорщик», «Логопедические частушки». Обучающиеся соревновались в произношении скороговорок: «Пошла Поля полоть в поле», «У пенька опять пять опят», «Уж и ужи уже в луже», «Наш Сеня накосил стог сена» и пели шуточные частушки: «Мы расселись по порядку. Дружно делаем зарядку. Не ногами, не руками. А своими язычками».

Во второй половине дня для учащихся 4 класса прошло познавательное шоу «Логопедический гимнаст» – дети соревновались, в дыхательной гимнастике с воздушными шарами, составлением и произношением скороговорок. Четвёртый класс удивил своим знанием скороговорок, умением произносить их четко, внятно, умением состязаться друг с другом, умением читать свою скороговорку.

Во вторник 1 марта среди начальных классов была проведена радиоигра «Логопедические лабиринты». Ребятам были предложены разные задания – дороги по лабиринтам через буквы, слоги, слова, предложения. Со всеми заданиями ребята справлялись и были готовы к новым более сложным испытаниям. Отмечены были учащиеся 3 класса: Смирнов Роман, Худорожкина Анастасия, Абушенко Полина.

В среду 2 марта для учащихся 6 класса подготовлены радиопередачи: «Логопедический рассказчик», «Логопедический певец». Слушали короткие рассказы и записывали ответы: «Утром Белла собиралась в школу. Кто. Что делала. Она положила в портфель: яблоко, бублик, баранку, и большой бутерброд с колбасой. Что положила. Бабушка засмеялась и сказала: — Учебники-то положить не забыла? Кто. Что сказала. Что ответила Белла? Самые активные: Соколов Павел, Филатов Роман, Ланг Данил.

В четверг состоялось закрытие недели логопедии. Были подведены итоги всех викторин и конкурсов. Победители награждены подарками и призами. Проведение «Логопедической недели» сближает всех ребят, активизирует их, дает эмоциональный настрой для обучения. Такая форма работы способствует развитию коммуникативных способностей учащихся-логопатов, развитию познавательных и психических процессов, вызывает интерес к обучению и в дальнейшем помогает их социализации в общество. Положительным достижением «Логопедической недели» можно считать то, что по сравнению с прошлым учебным годом активность участников образовательного процесса значительно возросла.

Отчёт о проведении недели логопедии «Сказка в гости к нам стучится!»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №35

РОССИЯ 141503 Московская область г. Солнечногорск ул. Красная д. 37 А

о проведении недели логопедии

«Сказка в гости к нам стучится!»

о проведении недели логопедии

Основная идея: формирование речевой культуры у дошкольников, их родителей и педагогов через средства логопедических игр, досугов, информационной деятельности, через анализ собственной речевой деятельности и через общение с другими людьми.

Цель: Показать многообразие организационных форм логопедической работы, её развивающий характер и разнообразие методических приёмов, используемых в каждой области логокоррекционной работы.

Воспитанники группы старшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, формировать выразительную речь, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный) ; совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

2. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.

3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

Огромной любовью пользуется у детей сказка.

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.

На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.

– проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

– знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;

– знать различные виды театров и уметь показывать их;

– уметь использовать различные средства выразительности;

– уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

1. Яркое завершение проекта – костюмированный праздник: показ сказки-спектакля «Теремок»

2. Иллюстрирование сказки.

В понедельник прошло открытие недели логопедии. Именно в этот день учитель-логопед Надежда Леонидовна рассказала о том, чем ребята будут заниматься в течении этой недели, познакомила детей с темой недели логопедии.

Был намечен план движения к поставленной цели, который обсуждался и с детьми, и с родителями, и с педагогами ДОУ. Задачи детей на этом этапе реализации проекта: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки? » через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.

Распределение задач между педагогами ДОУ.

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1.Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, авторских) .

2.Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.

3.Пересказ прочитанных произведений.

4.Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками.

6.Инсценировки сказок, игры-драматизации.

7.Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок.

8.Сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, коммуникативные игры с элементами волшебства.

9.Викторина «Сказка в гости к нам стучится! ».

10.Организация выставки рисунков детей по прочитанным сказкам.

11.Использование сказок в режимных моментах, на занятиях.

12.Организация выставки книг «Сказки моего детства».

13.Изготовление вместе с родителями атрибутов, костюмов сказочных персонажей.

Во вторник проходила викторина “Сказка в гости к нам стучится”.

    Совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию; Формировать выразительность речи; Развивать слуховое, сравнение, обобщение, классификацию; Формировать артистические способности; Воспитывать уважение к культурному наследию России; Формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

Викторина прошла под девизом: “На каждую загадку есть своя отгадка.”

В четверг – Выставки творческого взаимодействия детей и родителей:

– конкурс рисунков «В гостях у сказки»;

– выставка книг «Сказки моего детства»;

– выставка рисунков и аппликаций по прочитанным сказкам.

Творческое взаимодействие родителей с детьми по теме: неделя логопедии

“Сказка в гости к нам стучится!”

Дидактические игры: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой? », «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет? », «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя».

– Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Ванюша и лебеди», «Волк и поросята».

Пятница. Логопедический досуг.

Стоит в поле теремок, теремок.

Он ни низок, не высок, ни высок!

1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.

2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

ПРОЕКТ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗОВАН.

Коммуникация – Составление творческих рассказов: «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про … », сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти.

– Придумывание загадок к сказкам, заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок.

– Викторина «Ах, уж эти сказки! ».

– Коммуникативные игры: «Кто чем приметен», «Путаница».

– Обогащение словаря детей.

Чтение художественной литературы – Чтение произведений: «Гадкий утенок» , «Как аукнется, так и откликнется» (р. н. с., «Снегурушка и лиса» (р. н. с., «Сивка – бурка», «Хаврошечка», «Конек-горбунок» П. Ершов и других.

– Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.

– Пересказ прочитанных сказок.

– Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Художественное творчество – Рисование героев сказок «Конек-горбунок», Снегурочка», «Курочка Ряба»; сюжетное рисование «Три медведя».

– Помощь в оформлении выставок в группе.

Социальное развитие – Проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр с элементами волшебства.

– Помощь семьи, сотворчество детей и родителей в конкурсе поделок и рисунков «В гостях у сказки».

– Самостоятельное детское творчество, создание своих проектов по теме.

– Занятия по правовому воспитанию. Использование сказок в разъяснении прав ребенка (Конвенция о правах ребенка) .

– Участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Мир сказок» (Санкт-Петербург) в номинации «Вместе с педагогом».

Здоровье и физическая культура – Проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок с элементами игр из сказок.

Познание – Самостоятельное создание проекта группой детей по инсценировке сказок.

– Использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических дидактических играх.

Читайте также:  Театрализованная деятельность в работе логопеда

– Использование волшебства в познании окружающего мира (вопросы, создание проблемы) .

– Сочинение экологических и математических сказок.

– Дидактические игры: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой? », «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет? », «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя».

Трудовое обучение – Подготовка атрибутов и декораций к спектаклям (эстетический вид) .

– Конструирование. Оригами «Лиса», «Заяц».

– Ручной труд. Поделки из природного материала.

Театрализованная деятельность – Инсценировка сказок: «Колобок», «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Теремок», «Колосок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и других.

– Различные драматизации и спектакли с использованием разных видов театра и кукол.

– Костюмированный праздник «Маскарад сказок».

Работа с родителями Выставки детского творчества, сотворчество детей и родителей:

– конкурс рисунков и поделок «В гостях у сказки»;

– выставка книг «Сказки моего детства»;

– выставка рисунков и аппликаций по прочитанным сказкам.

Подготовка родителями атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок.

Проведение тематического родительского собрания «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников». Проведение викторины для родителей «Ах, уж эти сказки! »

Консультации для родителей по данной тематике «Сказкотерапия».

Организация ННОД учителем-логопедом в условиях реализации ФГТ

Я предлагаю материал по реализации образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация» в моделях организации образовательного процесса, включающих:

  • совместную партнёрскую деятельность взрослого и детей;
  • учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.

В настоящее время новые ФГТ вносят существенные изменения и в структуру планирования воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому при планировании совместной деятельности с воспитанниками я учитываю следующее:

– решение образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время,

– планирование образовательного процесса с учётом интересов детей,

– использование партнёрской позиции и партнёрской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности),

– сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Несколько тем по организации ННОД:

I. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
II. Звуки [с, с*].
III. Автоматизация звука [л].

Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

– дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу;

– развивать подвижность губ, языка, используя специальные упражнения;
– развивать слуховое внимание, речевой слух, фонематическое восприятие;

– воспитывать стремление произносить звуки правильно.

Оборудование: ширма, бумага, вода, кружка, ложка, мишка с погремушкой, зайка с барабаном, кот с бубном, предметные картинки: банан, яблоко, зелёные и красные круги.

Ход совместной работы:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по городу Красивой речи.

2. Сообщение темы и цели совестной работы.

Наше путешествие мы начнем со стихотворения:
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи –
Мы их тоже знать должны.

На наших занятиях мы будем учиться слушать, слышать и различать звуки.

3. Развитие слухового внимания.

Логопед за ширмой производит разнообразные действия:

– переливает воду;
– снимает бумагу;
– стучит по столу;
– мешает ложкой в чашке.

Дети должны отгадать и назвать действия.

4. Артикуляционная гимнастика.

Губы: смыкание — размыкание — «поцелуй»;
Щеки: «надуй в ротике шарик»;
Кончик языка: «накажем язычок», дотронуться до губ, до зубов;
Пение гласных: а, о, у, ы, э, и.

5. Развитие слухового внимания.

Логопед сажает на стол плюшевого мишку с погремушкой, зайку с барабаном, кота с бубном. Предлагает детям послушать и запомнить как звучат инструменты. Затем за ширмой звенит погремушкой, бубном, стучит в барабан. Дети отгадывают, что звучит и кто хозяин игрушки.

6. Динамическая пауза.

При звоне бубна — бежать на цыпочках по кругу, а при громких хлопках маршировать по кругу.

7. Развитие фонематического восприятия.

А сейчас мы играем в игру «Верно или нет?». Если вы слышите правильное название предмета, то поднимите зеленый круг, если неправильное — красный. Логопед показывает предметные картинки и произносит звукосочетания, а дети выбирают правильно произнесенное слово.

Что изображено на картинке? Логопед демонстрирует предметную картинку банана.

Звукосочетания: панан, ббаман, паман, банан, бамам.

Что изображено на картинке? Логопед демонстрирует предметную картинку апельсина.

Звукосочетания: песин, асин, аеьсин, апельсин, син.

Что изображено на картинке? Логопед демонстрирует предметную картинку яблока.

Звукосочетания: абоко, локо, яко, ябоко, яблоко.

8. Подводится итог совместной работы.

Вот наше путешествие и подошло к концу.

– Мы сегодня учились …
– Преодолевать все трудности нам помогали …
– Справились с заданиями …

Мы убедились, что вокруг нас большое количество разнообразных звуков. И скоро мы начнем с вами знакомиться со звуками речи.

Туркина Наталья Владимировна,
учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 141»
ОАО «РЖД», город Пермь

Организация ННОД учителем-логопедом в условиях реализации ФГТ

  • Главная
  • Этапы развития речи в норме
  • Причины и виды нарушений речи
  • Исправление звукопроизношения
    • Артикуляционная гимнастика
    • Родителям: работа над звукопроизношением
    • Лингвистический материал
  • Формирование лексико-грамматических операций
  • Предупреждение и преодоление нарушений письма
  • Авторские находки
    • Проекты
    • Презентации
    • Конспекты занятий
    • ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕГ
  • Развитие фонематических процессов
  • Отзывы и предложения
  • Заикание. Как поставить развернутое заключение

Тема «Совместная партнёрская деятельность учителя – логопеда и воспитанников в условиях реализации ФГТ»

Автор: Туркина Наталья Владимировна,

учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 141 ОАО «РЖД» г. Пермь

Совместная партнёрская деятельность предполагает:

1. Пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.

2. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников

Общая цель включает в себя два вида постановки и решения задач:

*первый вид – постановка и решение педагогических задач;

*второй вид – постановка практической задачи перед детьми.

3. Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, либо распределены.

Функции органа организации и руководства:

*Ответственность за общий результат.

4. Разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером целей, средств и условий, составом и уровнем квалификации участников.

5. Возникновение межличностных отношений, проявляющихся в общении, обмене действиями, информацией, желаниями.

Вот два варианта реализации партнёрской позиции:

Партнёр – модель

Партнёр – сотрудник

Я предлагаю материал по реализации образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация» в моделях организации образовательного процесса, включающих:

  • совместную партнёрскую деятельность взрослого и детей;
  • учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.

В настоящее время новые ФГТ вносят существенные изменения и в структуру планирования воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому при планировании совместной деятельности с воспитанниками я учитываю следующее:

– решение образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время,

– планирование образовательного процесса с учётом интересов детей,

– использование партнёрской позиции и партнёрской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности),

– сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Я работаю в детском саду, который принадлежит ОАО «РЖД», поэтому его посещают 95% детей, чьи родители трудятся на предприятии данной организации. И на территории нашего детского сада железнодорожная тематика при организации видов деятельности актуальна.

Тема ННОД: «Я б в железнодорожники пошёл – пусть меня научат!»

Цели:

– воспитывать интерес и уважение к профессии железнодорожника, желание в будущем работать на железнодорожном транспорте;

– воспитывать желание говорить правильно и красиво;

– знакомить детей старшего дошкольного возраста с железнодорожным транспортом и железнодорожными профессиями;

– дать представления о их значимости;

– расширить представления детей о железнодорожных профессиях и закрепить уже имеющиеся знания;

– учить соотносить профессию и орудия труда, необходимые для этой профессии;

– активизировать внимание и речь, развивать логическое мышление;

– развивать фонематический слух и восприятие;

– развивать мелкую моторику;

– развивать артикуляционную моторику.

Оборудование:

Карточки: машинист, помощник машиниста, железнодорожная форма, проводник; карта для артикуляционной гимнастики; мяч; раскраски с железнодорожными профессиями; карандаши; восковые мелки; предметные картинки с изображением людей железнодорожных профессий; атрибуты железной дороги.

Ход совместной деятельности:

  1. Мотивационный момент.

(Дети стоят возле стола, на котором железнодорожные составы.)

Взрослый: Ребята, я знаю, что вы у меня очень любознательны и многие ваши родители работают на железнодорожном транспорте. Поэтому наш с вами разговор сегодня пойдёт о железной дороге.

Расскажите, кем работают ваши родители?

Взрослый: Скажите, какие разновидности поездов вы знаете?

Дети: Пассажирские и товарные.

Взрослый: В чём их отличие?

  1. Сообщение темы и цели совместной работы.

Взрослый: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места и послушайте загадку.

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь – сороконожка,

По дорожке той ползёт,

Весь обоз один везёт.

Что тянет состав.

Дети: локомотив или тепловоз.

Взрослый: Назовите профессии людей, которые работают на локомотиве.

Дети: машинист и помощник машиниста (слова закрепляются на доске).

Воспитатель: Чем занимается машинист?

Дети: Машинист ведёт состав и следит за сигналами.

Воспитатель: А помощник машиниста?

Дети: Следит за исправностью локомотива, за сигналами.

Взрослый: В каком костюме они ходят на работу?

Дети: В железнодорожной форме (закрепляется на доске).

Взрослый: Ребята, давайте выберем железнодорожную форму для машиниста и помощника машиниста.

Взрослый: Какими качествами должны обладать машинист и помощника машиниста?

Дети: Внимательными, умелыми и смелыми.

3. Артикуляционная гимнастика.

Взрослый: А ещё они должны обладать хорошей дикцией, так как им часто приходиться общаться по рации с диспетчерами станции.

« Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

О чём говорили на занятиях!»

Наш волшебный локомотив провезёт нас по парку артикуляционной гимнастики.

Как гудит локомотив или тепловоз или электровоз?

Взрослый: Молодцы, вот и проехали мы по парку артикуляционной гимнастики.

  1. Формирование грамматического строя речи.

Взрослый: Послушайте, ещё одну загадку.

Этот дядя или тётя

Дома здесь и на работе,

Полку нужную укажет

Про дорогу всё расскажет.

Чай душистый принесёт,

И в вагоне подметёт.

О ком эта загадка?

Взрослый: Чем занимается проводник?

Взрослый: Как вы думаете тяжёлая или лёгкая работа у проводника и почему?

Взрослый: Каким должен быть проводник?

Взрослый: Ребята, давайте выберем железнодорожную форму для проводника.

5. Динамическая пауза: «Кому, что нужно для работы?»

Взрослый: А сейчас, я предлагаю вам всем встать в круг и поиграть в игру «Кому, что нужно для работы?».

Я буду бросать вам мяч и называть железнодорожную профессию, а вы возвращать мяч и называть инструменты, необходимые для работы.

Машинист, помощник машиниста – локомотив;

Проводник – пассажирский вагон;

Осмотрщик вагонов, ремонтник – молоток;

Кассир – деньги, билеты.

6. Продуктивная деятельность.

Взрослый: Ребята, на ваших столах лежат раскраски, изображающие фигуры людей железнодорожных профессий. Я предлагаю вам выбрать любую и раскрасить. В рисунке постарайтесь передать цвет, характер людей этих профессий.

(Дети рисуют под музыку).

Взрослый: Да, чтоб обслужить железную дорогу,

Специалистов нужно очень много.

Сам машинист, помощник машиниста,

Кассир, министр и даже зам. министра,

Обходчик путевой внимательный,

Диспетчер чёткий, обязательный.

За то, что тёплый вагон,

Им всем сердечно кланяемся в пояс.

7. Итог совместной деятельности.

Взрослый: Сегодня в ходе совместной работы мы говорили только о двух железнодорожных профессиях. Каких?

Но железнодорожных профессий много, о них мы и будем говорить.

А сейчас послушайте внимательно стихотворение, которое вам приготовили ваши товарищи.

1 ребёнок: Мы пока, что подрастаем,

Детский садик посещаем.

А как только подрастём –

И на транспорт мы придём!

2 ребёнок: Кто-то будет машинистом,

Кто пойдёт в диспетчера

Может, выучусь на мастера!

1 ребёнок и 2 ребёнок: Все профессии нужны!

Все профессии важны!

Взрослый: И сегодня всем ребятам призы за хорошую работу! Приготовили железнодорожники и передали в небольшом локомотиве!

статья “Работа учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО”

Лебедева Н.Н., учитель-логопед

Читайте также:  Осень - логопедическое занятие

ГБОУ школа-интернат №67

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Работа учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО.

Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка и программ гуманитарного цикла. Несвоевременное формирование языковых и речевых навыков ведёт к нарастанию трудностей в общем обучении, усвоения тех или иных школьных предметов, являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении.

ФГОС НОО учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом нормативный срок освоения основной образовательной программы НОО может быть увеличен с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

ФГОС направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы НОО, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Для детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребенком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная во время обучения в школе. Исходя из этого вытекают цели и задачи коррекционно-логопедической работы.

Целью работы учителя-логопеда в рамках ФГОС является оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей.

Содержание коррекционно – развивающей работы строится в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. Для этих учащихся характерны особенности развития: нервно-психической сферы, познавательной деятельности, трудности поведения. Недоразвитие общей и мелкой моторики, лексико-грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха.

Правильная организация и проведение коррекционной работы помогает справиться с имеющимися у обучающихся, нарушениями речи и способствует успешному усвоению общеобразовательной программы.

Для этого необходимо решение следующихзадач:

своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;

определение особенностей коррекционно-развивающего процесса в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося, структурой нарушения речи и степенью его выраженности;

развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза;

развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения, текста;

развитие и уточнение пространственно-временных представлений;

коррекция и развитие познавательных процессов и психических функций: слухового и зрительного внимания, памяти, мышления;

развитие коммуникативной функции, формирование связной речи, обогащение словарного запаса.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности в новых условиях ФГОС обеспечивается реализацией следующих принципов:

опоры на сохранное звено нарушенной психической функции

учёта механизма данного нарушения

учёта «зоны ближайшего развития»

опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

личностно-ориентированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, создание условий для реализации способностей в условиях школьного обучения

системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматику.

приемы мнемотехники (облегчают процессы запоминания, создают алгоритмы для накопления нового словаря).

Реализация поставленных задач коррекционно – логопедической работы возможна лишь при соблюдении определенных этапов, а именно:

I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова.

Работа над развитием фонематического анализа и синтеза проводится в следующей последовательности: на 1-м этапе выделяется звук на фоне слова, определяется место звука (начало, середина, конец) с предварительной отработкой этих понятий на предметном уровне; на 2-м этапе происходит развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков в слове, определение места звука по отношению к другим звукам в слове).

На следующем этапе формируется фонематическое восприятие (дифференциация фонем). Начинается работа с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Эта работа подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков. Дифференциации смешиваемых звуков проводится на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

II. Коррекция дефектов звукопроизношения.

III. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.

Данный вид работы направлен на уточнение значения слов, имеющихся у детей, формирование и обогащение словарного запаса. Необходимо совершенствовать и развивать грамматическое оформление речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, различными способами словообразования и словоизменения на практическом уровне. Работа начинается с развития представлений о речи, предложении, слове, как основной языковой единице.

Далее последовательность работы по восполнению лексических средств следующая:

– практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов;

– практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок;

– обогащение словаря подбором родственных слов;

– формирование представлений о предлогах и способах их использования;

– дифференциация приставок и предлогов;

– практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления.

Содержание коррекционной работы строится с учетом возможностей и состояния здоровья.

Систематическая коррекционно-логопедическая работа позволяет учащемуся быть успешным в школе и избежать школьной дезадаптации.

Необходимость учета обозначенных этапов корррекционно-логопедической работы очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач, и содержание обучающей и развивающей деятельности детей с речевыми нарушениями. Обозначенные в рамках новых стандартов цели и задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционной работы с обучающимися начальной школы.

Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.

Проект «Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми с ОНР в условиях реализации ФГТ»

Марина Тимофеева
Проект «Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми с ОНР в условиях реализации ФГТ»

Актуальность т емы

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно – психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 70% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Пробл ема

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими ОНР, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. ОНР у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

У детей при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

В связи с этим возникают проблемы руководства работой педагогов узкого профиля и организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования: обеспечение бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка, создания для нее комфортных условий пребывания в детском саду психоневрологов, логопедов, педагогов.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

ЦЕЛЬ ПРОЕ КТА

Совершенствовать систему взаимодействия специалистов ДОУ в работе с детьми с общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГТ.

1. Создать единое коррекционно-образовательное пространство, стимулирующее речевое и личностное развитие детей.

2. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи.

3. Разработать конкретные механизмы внедрения модели психолого -педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в практику работы дошкольного учреждения.

4. Проанализировать эффективность применения модели психолого- педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи.

Предполагаемые результаты взаимодействия по сопровождению детей коррекционных групп таковы:

– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;

– осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;

– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;

– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе.

В нашем детском саду был создан проект модели взаимодействия специалистов. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия специалистов, для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

Тесная взаимосвязь педагогов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов.

В исправлении ОНР у детей большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя логопедической группы. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ОНР.

В группах компенсирующей направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание НОД организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы логопеда по разделам программы.

Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития дошкольника с ОНР. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные НОД, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно – речевой среде.

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно- развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и НОД, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения,что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Читайте также:  Конспект НОД по логоритмике

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную, в содержание других видов деятельности, а так же в режимные моменты.

Психолог включает следующие направления: коррекционно – развивающая работа с детьми с ОНР по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющих отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На логоритмике совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма, просодическая сторона речи

Медицинский работник изучает и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы ребёнка с ОНР в соответствии со средневозрастными критериями.

Инструктор по ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций и специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве. Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.

Определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетные: педсоветы, консультации, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ НОД.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями.

Специалистами нашего детского сада разработан план по сопровождению детей коррекционных групп.

План работы педагогов по сопровождению детей коррекционных групп в ДОУ (см. Презентация)

Содержание работы согласно данному плану распределяется условно на три периода и осуществляется, учитывая все формы взаимодействия: с детьми, педагогами и родителями.

Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие специалистов в нашем дошкольном учреждении:

– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы,

– коррекционно-развивающая деятельность (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а психолог активизирует речевые высказывания детей);

– непосредственно образовательная деятельность с детьми;

– а также проводимая в рамках проекта «Школа педагогов», родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в специализированной группе многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Список литературы.

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб. : Издательство «Лань»,2003.

2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений Под ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М. : АРКТИ, 2002.

3. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография М. А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

4. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн. : «Аверсэв», 2005 Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

Коррекция речевых нарушений. Взаимодействие психолога и логопеда в НОД в условиях реализации ФГТ.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Необходимым условием реализации ФГТ является психологическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса. При этом должно происходить тесное сотрудничество педагогического коллектива с узкими специалистами: педагогом – психологом и учителем – логопедом. Это общее взаимодействие должно быть направлено на совместную психолого – педагогическую программу помощи ребенку, реализацию или изменение методов образовательного процесса, поиск исходной причины воспитательно – образовательных затруднений, а так же выявления позитивных сторон в развитии ребенка и опоры на его сильнейшие стороны.

Задачи коррекционной работы проводимой логопедом и психологом ДОУ тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. Это профессиональное взаимодействие предполагает привлечение специалистов к разрешению всех проблем возникающих в группе, тесное взаимодействие при планировании, предоставление специфической информации в области современной педагогики и психологии развития всем участникам педагогического процесса.

Речевая недостаточность у детей дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное взаимодействие на ребенка педагога – психолога и учителя – логопеда дает успешную динамику речевого развития и развития нервно – психической и познавательной деятельности.

Взаимодействие психолога и логопеда должно начинаться с обследования ребенка, которое направлено на раннее прогнозирование и оценку функционального развития ребенка (физического, психического и интеллектуального), а так же представление о состоянии его здоровья. Работа будет успешной только при обеспечении комфортного пребывания ребенка в ДОУ. Подобное обследование позволяет ответить на ряд вопросов:

  1. Есть ли у ребенка слабые звенья и факторы риска, которые требуют специальной компенсации или повышенного внимания специалистов и педагогов.
  2. Есть ли у ребенка сильные стороны, на которые можно опираться в ходе развития.
  3. Какой вариант обучения (программа, режим) будет в большей мере соответствовать особенностям и возможностям ребенка.
  4. Какие трудности в процессе обучения ребенка наиболее вероятны.
  5. Какие варианты компенсации и коррекции дадут наибольший эффект.

Такое обследование можно назвать интегральной диагностикой, которая позволяет развивать ребенка и обеспечивает разностороннее дальнейшее развитие: интеллектуальное, речевое, двигательное, функциональное и вообще развитие ряда интегративных функций.

Значительным и немаловажным фактором в комплексном обследовании специалистами ребенка является приобщение к этому процессу родителей. Пользуясь различными методами (анкетирование, беседы) можно получить от родителей большее количество информации необходимой для видения полной картины развития ребенка. Многие родители склонны к тому, что при понимании, что существует какая – то проблема они не пытаются вникнуть в суть и разобраться, чтобы помочь ребенку, а только напрасно раздражаются. Поэтому задача специалистов – приобщить родителей к полному разностороннему процессу и диагностики и развития, обеспечить их необходимой информацией, а главное показать пути дальнейших действий. Это позволит им увидеть ребенка с разных сторон, сделать работу специалиста более эффективной.

Из результата опыта предлагаемая совместная система заключает в себя чередование элементов и упражнений специалистами в непосредственно образовательной деятельности. В ходе этого чередования происходит многофункциональный характер, который ориентирован на успешную компенсацию психологических и речевых дефектов с учетом всего симптомокомплекса имеющейся недостаточности у ребят. Во время непосредственно образовательной деятельности используются такие приемы, как придумывание сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, пантомимические и ритмические загадки, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров.

Примерная схема совместного проведения специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог) непосредственно образовательной деятельности в ДОУ в группе компенсирующей направленности.

Этюды, игры, упражнения.

Закрепление речевого навыка

Показ предметных картинок.

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие навыка связной речи.

Сказкотерапия, игры – фантазии, персказывание, чтение, придумывание (загадок, басен, сказок, небылиц), театрализованная деятельность

Педагог-психолог, учитель – логопед

Лексико – грамматические задания.

Игры и упражнения: «Составь предложение», «Назови ласково», «Что приготовим».

Итог непосредственно образовательной деятельности

Задания в виде вопросов.

Благодаря такой системе совместной работы улучшается качество образовательного процесса с детьми группы компенсирующей направленности, повышается эффективность развития, в частности, уровень подготовленности детей к обучению в школе. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности и ставит своей целью не столько формирование знаний, умений и навыков, а непосредственно развитие личности.

Отсутствие системы работы при традиционном обучении не дает возможности дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность и проявить творческую активность. Предлагаемая совместная система позволяет специалистам предоставить ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности посредством синтеза современных методов развития речи и личности дошкольника.

учитель-логопед, старший воспитатель

МДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №2» г. Валуйки

Скачать:

ВложениеРазмер
Совместная статья с педагогом – психологом20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция речевых нарушений. Взаимодействие психолога и логопеда в НОД в условиях реализации ФГТ.

Необходимым условием реализации ФГТ является психологическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса. При этом должно происходить тесное сотрудничество педагогического коллектива с узкими специалистами: педагогом – психологом и учителем – логопедом. Это общее взаимодействие должно быть направлено на совместную психолого – педагогическую программу помощи ребенку, реализацию или изменение методов образовательного процесса, поиск исходной причины воспитательно – образовательных затруднений, а так же выявления позитивных сторон в развитии ребенка и опоры на его сильнейшие стороны.

Задачи коррекционной работы проводимой логопедом и психологом ДОУ тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. Это профессиональное взаимодействие предполагает привлечение специалистов к разрешению всех проблем возникающих в группе, тесное взаимодействие при планировании, предоставление специфической информации в области современной педагогики и психологии развития всем участникам педагогического процесса.

Речевая недостаточность у детей дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное взаимодействие на ребенка педагога – психолога и учителя – логопеда дает успешную динамику речевого развития и развития нервно – психической и познавательной деятельности.

Взаимодействие психолога и логопеда должно начинаться с обследования ребенка, которое направлено на раннее прогнозирование и оценку функционального развития ребенка (физического, психического и интеллектуального), а так же представление о состоянии его здоровья. Работа будет успешной только при обеспечении комфортного пребывания ребенка в ДОУ. Подобное обследование позволяет ответить на ряд вопросов:

  1. Есть ли у ребенка слабые звенья и факторы риска, которые требуют специальной компенсации или повышенного внимания специалистов и педагогов.
  2. Есть ли у ребенка сильные стороны, на которые можно опираться в ходе развития.
  3. Какой вариант обучения (программа, режим) будет в большей мере соответствовать особенностям и возможностям ребенка.
  4. Какие трудности в процессе обучения ребенка наиболее вероятны.
  5. Какие варианты компенсации и коррекции дадут наибольший эффект.

Такое обследование можно назвать интегральной диагностикой, которая позволяет развивать ребенка и обеспечивает разностороннее дальнейшее развитие: интеллектуальное, речевое, двигательное, функциональное и вообще развитие ряда интегративных функций.

Значительным и немаловажным фактором в комплексном обследовании специалистами ребенка является приобщение к этому процессу родителей. Пользуясь различными методами (анкетирование, беседы) можно получить от родителей большее количество информации необходимой для видения полной картины развития ребенка. Многие родители склонны к тому, что при понимании, что существует какая – то проблема они не пытаются вникнуть в суть и разобраться, чтобы помочь ребенку, а только напрасно раздражаются. Поэтому задача специалистов – приобщить родителей к полному разностороннему процессу и диагностики и развития, обеспечить их необходимой информацией, а главное показать пути дальнейших действий. Это позволит им увидеть ребенка с разных сторон, сделать работу специалиста более эффективной.

Из результата опыта предлагаемая совместная система заключает в себя чередование элементов и упражнений специалистами в непосредственно образовательной деятельности. В ходе этого чередования происходит многофункциональный характер, который ориентирован на успешную компенсацию психологических и речевых дефектов с учетом всего симптомокомплекса имеющейся недостаточности у ребят. Во время непосредственно образовательной деятельности используются такие приемы, как придумывание сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, пантомимические и ритмические загадки, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров.

Примерная схема совместного проведения специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог) непосредственно образовательной деятельности в ДОУ в группе компенсирующей направленности.

Ссылка на основную публикацию