Особенности работы с неговорящими детьми младшего возраста

Логопедическая работа с неговорящими детьми.
статья по логопедии (младшая группа)

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
logopedicheskaya_rabota_s_negovoryashchimi_detmi.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа с неговорящими детьми дошкольного возраста.

Работа с неговорящими детьми носит долгий и кропотливый труд. Прежде чем начать работать с ребенком, нужно четко представлять и понимать что от логопеда требуется, ожидания родителей и способности ребенка.

Якунина Н.В. выделила особенности неговорящих детей: отсутствие общеупотребительной речи.

-Речь отсутствует или наблюдаются элементы.

-Дети пользуются для общения лепетными словами, звукоподражаниями или искажёнными формами слов.

-Наличие нескольких простых звуков, плохо артикулируемых в речи.

-Чаще всего выражен только один ударный компонент.

-Недоступны навыки языкового анализа и синтеза, не сформировано фонематическое восприятие.

-Не умеют в речи выражать словоформы слов, пользуются морфемами. Слова многозначны.

-Нет связной речи.

Логопеды практики и теоретики ставят следующие задачи работы:

-Развивать понимание речи. Преодолевать речевой негативизм (развивать речевую активность, вырабатывать мотивацию к общению).

-Развивать речевое звукоподражание.

-Формировать у ребёнка первичный словарь, обеспечивающий минимальное общение.

-Переходить от отдельных слов к словосочетаниям и отдельным фразам.

-Вырабатывать у ребёнка элементы грамматизации, первые грамматические обобщения и противопоставления.

Развитие понимания речи.

Неговорящие дети, прежде чем научиться пользоваться речью, должны пройти известную подготовку, выражающуюся в развитии пассивного запаса, т.е. понимания речи.

В процессе знакомства с окружающим миром дети учатся понимать названия предметов, действий, признаков, качеств, с которыми они встречаются, всевозможные словесные просьбы, приказания, вопросы, различные выражения, характеризующие конкретные явления или отношения. Постепенно формируется предметная отнесённость слова и его обобщённое значение.

Формирование пассивной речи имеет в виду не только пополнение речевого запаса новыми словами: на основе понимания жизненных явлений и их словесных понятий, грамматические формы и категории практически наполняются конкретными значениями.

Усвоение лексики и грамматического строя теснейшим образом связано с развитием слухового восприятия, которое у неговорящих детей находится на очень низком уровне. Без навыка свободного различения на слух характерных элементов слова (звуковых, слоговых), их порядка и последовательности усвоение новых, незнакомых слов, грамматических форм и связей оказывается для ребёнка малодоступным.

Задания, которые предлагаются ниже, предназначаются для работы с детьми, которые с трудом понимают обращённые к ним элементарные просьбы:

– показ по инструкции и по памяти отдельных игрушек, предметов, действий в процессе игр;

-ответы на вопросы, адресованные к существительным в косвенных падежах (показ соответствующей картинки);

-выполнение действий с игрушками по словесной инструкции;

– соотнесение предложений с соответствующими картинками.

Основная задача логопедического воздействия заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются их игрушки; части тела; предметы одежды; предметы туалета; предметы домашнего обихода, с которыми ребёнок ежедневно соприкасается ; отдельные названия предметов и явлений из окружающей его жизни; названия животных, которых ребёнок часто видит.

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребёнок совершает сам ( спит, ест, сидит, стоит, идёт, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовёт, рисует, несёт, везёт, падает ). Кроме того, ребёнок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди. Этот словарь может ограничиваться названиями только тех действий, которые ребёнок неоднократно наблюдал, или действий, совершающихся дома, на улице. У детей с недоразвитием речи глагольный пассивный словарь может быть намного меньше предметного пассивного словаря. Поэтому необходимо как можно скорее начать обучать их понимать названия действий, а также понимать вопросы, задаваемые по поводу происходящих действий: где? куда? что? кому? откуда? для кого?

На первых этапах развития понимания речи мы не требуем от детей точности понимания отдельных слов, а поэтому не ставим задачу различать такие слова, как там – тут, здесь – там, открой – закрой, куда – откуда, чем – с чем и т.д. При обучении пониманию вопросов где? куда? кому? откуда? и т.д. дети первоначально опираются не на различное звуковое выражение этих слов, например куда – откуда, чем – с чем, а на широкий языковой контекст вопроса. Для этого в вопросах логопеда должны быть «подсказывающие слова», хорошо знакомые детям; только после того как дети хорошо научатся понимать эти вопросы, из них постепенно убираются все «подсказывающие» слова. Поэтому первоначально со сходными по звучанию вопросительными словами логопед употребляет разные названия действий и предметов, например: откуда достал (книги), но куда положил, кому отдал. Точно также мы просим одеть куклу, если она раздета, или закрыть дверь, если она открыта, но не просим совершить действие, ставя ребёнка перед выбором одного действия из двух, например: застегни пальто кукле – расстегни пальто кукле, возьми ложку – возьми ложкой. На следующих этапах логопедической работы разные вопросительные слова будут употребляться при одинаковых глаголах: откуда приехал – куда приехал, чем ешь – с чем ешь и т.д.

Итак, в самом начале логопедической работы дети ориентируются на понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием, а не на звуковые различия слов.

С неговорящими детьми, плохо понимающими обращённую к ним речь, логопедическая работа начинается с многократного проговаривания ситуации. Взрослый, используя ситуативные моменты режимных процессов, прогулки и т.д., называет предметы, которые берёт ребёнок, называет действия, которые совершает ребёнок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребёнок (холодно, тепло, вкусно и т.д.). Взрослый говорит короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы. Одни и те же словосочетания он повторяет по 2-3 раза, одни и те же слова употребляет в разных грамматических формах, которые отражают различные взаимоотношения называемых предметов. Все слова проговариваются естественными интонациями, без скандирования слов по слогам, но с обязательным, несколько нарочитым выделением ударного гласного, для чего ударный гласный немного растягивается. Вся речь логопеда насыщена вопросами, обращёнными к ребёнку. У детей должна создаваться потребность общаться с взрослыми с помощью тех речевых средств, которые имеются в их активном словаре (восклицаний, отдельных слогов, звукоподражаний, обрывков слов, жестов).

После того, как ребёнок слышал много раз названия предметов, которые он брал, ощупывал и рассматривал, или слышал названия действий, которые сам совершал (ел, пил, вставал ит.д.), можно попросить принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом. Если ребёнок не понимает то, о чём его просят, взрослому надо самому взять этот предмет и ещё раз его назвать, а затем назвать совершающееся с этим предметом действие.

На первых порах учитель должен сделать вид, что хорошо понимает первые робкие и недостаточно ясные слова ребёнка и слушает их внимательно. Этот момент в педагогической работе с неговорящими детьми надо особенно учитывать, чтобы окончательно не отбить желание общаться с помощью слова. Необходимо позаботиться о том, чтобы в процессе учебной работы у ребёнка появилось желание и мотивы говорить.

Как указывал автор Е. А. Янушко в своей статье вся работа с неговорящими детьми строится согласно определенной последовательности и принципов.

Развитие общего и речевого подражания в играх.

Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря неговорящих детей раннего возраста, перед логопедом стоит важная задача – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений. Данная статья описывает систему логопедических игр, в основе которых лежит развитие у детей общего и речевого подражания. Эти игры проводились автором статьи в ходе логопедической работы с детьми с задержкой развития речи и общим недоразвитием речи, и показали очень хорошие результаты. Кроме этого, описанные ниже игры с успехом применялись в работе с детьми раннего возраста, имеющими другие нарушения: ЗПР (задержка психического развития), отставание в умственном развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы.

Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2-3 лет с нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи. Так как занятия с неговорящими детьми раннего возраста обладают рядом особенностей (см. ниже), можно утверждать, что организация игр для развития подражания в данном случае является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе логопедической работы.

Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед должен знать психологическую характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т.д. Также следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: может иметь место повышенная утомляемость, невнимательность и т.д. С учетом перечисленных параметров, логопедические занятия с детьми 2-3 лет имеют ряд специфических особенностей.

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста.

Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т.д. С ребенком пока невозможно договориться при помощи речи, поэтому педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться. Кроме этого, в таких играх ребенок получает возможность проявить активность, а логопед может наглядно видеть, как действует ребенок, как он повторяет слова, усвоил он материал, или нет.

Элементы обучения необходимо вводить в ходе организации специальных игр .
Внимание ребенка 2-3 лет непроизвольно. Продуктивно заниматься он может только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.
Также следует учитывать психологические и физиологические особенности детей раннего возраста – длительность занятия не должна превышать 15-20мин., необходима смена видов деятельности на занятии. Поэтому в одном занятии используются несколько разных игр, каждая из которых длится всего несколько минут, играть можно на ковре, на улице, а не только за столом и т.д.

Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком .
Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции ребенка. Для достижения этого, логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязнь речи.

Необходимо многократное повторение словесного материала.
Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется механизмом обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется. Поэтому надо дать малышу возможность усвоить новые слова. Помните, что часто малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Игры для развития общего подражания.

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого, тем более у ребенка с нарушениями развития.

Под понятием «общее подражание» мы понимаем подражание движениям, действиям, мимике. Способность малышей подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. Мы предлагаем следующую последовательность развития общего подражания:

  • Начинать следует с отдельных простых движений . Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимают руки вверх, топают ножками, бегают и т.п.
  • Затем можно учить детей выполнять несколько движений. Например, в игре «Птички» дети машут крылышками и бегают, клюют зернышки. В некоторых играх движения следует выполнять в определенной последовательности.
  • Следующий этап развития общего подражания – выполнение действий с предметами и игрушками. Например, в игре с куклой мы учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т.д.

Игры для развития речевого подражания.

В предложенных играх ставятся задачи развития как общего, так и речевого подражания, но в данном разделе подражание речи взрослого выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.

Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:

  • Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре.
  • Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие при этом собственную смысловую начинку. К таким словам относятся подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам – би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова, которыми малыш может заменять любые слова, которые еще не может произнести целиком.
  • Повторение слов. Вначале это простые короткие слова – дай, на, ляля, миша, киса и т.д. По мере развития речи ребенок учится воспроизводить двух-, трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.
  • Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов. Например: Где мама? Там мяч. Это ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

Варианты речевого подражания в ниже перечисленных играх мы предлагаем именно в этой последовательности: звуки – аморфные слова – слова – фразы. На наш взгляд, такая форма предложения материала является наиболее удобной, т.к. позволяет педагогу гибко подбирать подходящий вариант, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста.

Помните, что на начальном этапе логопедической работы с неговорящими детьми допустимы любые ответы ребенка, в зависимости от его возраста и речевых возможностей. Не следует требовать от ребенка 2-3 лет точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

Развитие глагольного словаря.

Особое внимание следует уделить обучению детей употреблению слов-глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.
Детям раннего возраста можно предлагать более легкие («детские») варианты некоторых глаголов. Например: спит – БАЮ-БАЙ; встаёт – АП-АП; кушает – АМ-АМ; моет – БУЛЬ-БУЛЬ; гуляет – ТОП-ТОП; упал – БУХ; качается – КАЧ-КАЧ; купается – КУП-КУП; смеётся – ХА-ХА-ХА и др.

Из опыта работы с неговорящими детьми – советы логопеда

Проблема неговорящих детей: когда бить тревогу. Рекомендации родителям, чьи дети в 2,5-3 года еще не разговаривают. Роль логопеда.

  • Работа с родителями
  • Светы родителям неговорящего ребенка
  • Работа логопеда

Работа с родителями

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: “Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только “машина, полотенце”.

Светы родителям неговорящего ребенка

В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

Советы родителям

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа “Дай ручку”, “Где ножка?” Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: “Ух ты”! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребенке о его отставании.
  9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа “Сорока-белобока”.

Работа логопеда

Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым “скажи”. На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой , заинтересовавшей ребенка. Игры типа “Делай, как я” (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.

Следующий этап — привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:

  • развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);
  • побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;
  • побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова);
  • работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; Моя комната);
  • развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);
  • стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.

О важной роли речи в произвольной регуляции деятельности говорит Е.М. Мастюкова в своей книге “Лечебная педагогика”: “При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения”.

Чем старше ребенок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям и сразу отворачиваются, уходят от контакта. Например, Артем Н. (3 года) говорил коротко “Неа” и утыкался головой в сложенные на столе руки. А как только чувствовал, что речевая угроза миновала, опять веселел и был готов играть. В случае с Артемом С. (4 года) приходилось проявлять строгость и настойчивость: “Все равно не отпущу, пока не выполнишь задание. Выполняй, работай”. А он при малейшей сложности сразу начинал плакать.

Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию активного словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит). Услышанная у Антона А. (3 года) фраза “дядя ити” (дядя починит) повторялась и в обычном, и в детском звучании, переносилась в другую ситуацию. Ребенок радовался, узнавал свои слова, смелее начинал говорить.

Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг появляется нормально произносимое слово: у Максима Л. (3 года 3 мес.) — самолет, у Ильи П. (3 года 3 мес.) — машина, у Артема С. (4 года 4 мес.) — куры, у Артема Н. (3 года 4 мес.) — упал. Ребенок несколько дней ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим. Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.

Приобретению речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребенка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нем, помогает ребенку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Неговорящие дети: как заниматься?

Поделиться с друзьями

Мы продолжаем разговор, адресованный родителям неговорящих детей. С проблемой подобного рода трудно справиться в одиночку. Без помощи специалиста не обойтись. Точно так же, как и без постоянных практических занятий с ребенком. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ряд практических упражнений и советов логопеда.

С чего начать занятия с логопедом?

Как всегда, с обследования (наблюдение за ребенком, беседы с родителями), установления контакта. Далее логопедическую работу следует строить в нескольких направлениях, очередность в выборе которых зависит от того, что является первичным препятствием:

  • Формирование языкового механизма (развитие собственно речи)
  • Потребности в речи
  • Формирование благоприятной микросоциальной среды (работа с ближайшим окружением, семьей)
  • Развитие социальных навыков (ждать, одеваться и т. д.)
  • Преодоление негативизма

Для преодоления негативизма большое значение имеет развитие мотивации, желания ребенка. Для каждого человека важна успешность. Эти дети, в большинстве случаев, не понимают, правильно ли они поступают. Это означает, что у них нет ощущения успешности, что им незачем учиться Мало того, они не получают то, что хотят, то, что любят, потому что не могут попросить, а если получают, то сразу в больших количествах. В результате этого снижается ценность: любимая игрушка или еда перестает быть таковой.

Выявляем, что для каждого конкретного ребенка может стать мотивацией для занятий. Стоит понять, что в данной ситуации маленький кусочек любимого ребенком мармелада становится не сладостью, а помогает ребенку понять, что он делает правильно, а что нет.

Как это работает?

Сидит спокойно 5 секунд — получает мармелад. В следующий раз ребенок просидит несколько дольше и тоже получит мармелад.

Важно помнить, что поощрение должно быть значимым для ребенка, то есть в обычное время он не должен получать мармелад (или любимую игрушку). Поощрение не должно быть в больших количествах. Игрушку не оставляем у него надолго (забираем, предупреждая: сейчас я заберу, возможен обратный счет ).

Одним из важных моментов является развитие речевого слуха, слухового восприятия, слуховой памяти и понимания речи. Одновременно занимаемся развитием социальных навыков.

Стоит учитывать, что эти дети не выделяют из звукового потока отдельные звукокомплексы (слова, словосочетания и т. д.), соответственно не понимают смысловой нагрузки, которую они несут. То есть вопрос об обучении выделения, узнавания звукокомплексов стоит на одном из первых мест.

Для развития слухового восприятия и понимания речи необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была при общении с ребенком наиболее простой, односложной.

Упражнения на развитие понимания отдельных слов

Этот навык нужен для развития понимания названий предметов, действий, людей. Обучаем:

  1. Выполнение простых команд, инструкций: «жди», «встань», «покажи», «дай» и других. Не стоит забывать, что ребенок НЕ ПОНИМАЕТ, что вы говорите, и что означает соответствующий звукокомплекс (инструкция). Поэтому каждый раз необходимо помогать ребенку сделать соответствующее действие. Например: «покажи». Складываем из пальцев ребенка указательный жест, направляем его в нужную сторону. Постепенно ослабляем свое воздействие. Повторяем то же самое со всеми действиями.
  2. Понимание названий предметов, изображений. Кладем перед ребенком 1 предмет (картинку). Называем его. Ребенок при этом должен любым образом показать вам, что узнал его название (распознал звукокомплекс). Он может подать его вам, показать пальцем или скинуть. Возможно, сначала он будет это делать с помощью взрослого. Далее кладем уже известный предмет и новый (с которым еще не работали с ребенком). Стоит учитывать уровень развития зрительного восприятия конкретного ребенка: некоторые не отличают ложку и зубную щетку. В таких случаях предлагаем ребенку значительно отличающиеся предметы (ложка и расческа). Также следует обращать внимание на развитие мелкой моторики ребенка: может ли он взять лежащий определенным образом предмет? Может, его стоит перевернуть или положить под другим углом. Следующим этапом можно начать раскладывать предметы на соответствующие изображения (соотнесение картинка — предмет), инструкция: «положи». Далее можно предложить ребенку собрать предметы, команда: «дай». Постепенно будем расширять фразу: «Дай корову» или «Дай красный кубик».
  3. Узнавание имен и названий людей. Обучение по той же схеме, но уже с людьми: «Где мама?» или «Мама», помогая ребенку показать, подойти к этому человеку или отдать предмет называемому человеку.

Упражнения на развитие зрительного узнавания

Часто у детей с данными нарушениями имеются проблемы в зрительном узнавании и распознавании предметов (визуальном восприятии и внимании). Чтобы помочь справиться с этой задачей, начинаем работу с ребенком с простых заданий (каждое новое задание начинаем, когда усвоено предыдущее):

  • по цвету (однородных, реже разных предметов);
  • форме (значительно отличающихся, например: кубики и колечки);
  • размеру (однородные предметы, например: большие и маленькие кубики).
  • выполнение простых построек из кубиков, брусков, начиная из двух: положить рядом, поставить, положить друг на друга.
  • Выполнение действий крупной моторики по подражанию: похлопай, потопай, положи руки на голову.

По мере развития понимания заданий ребенком, они усложняются. Предметы становятся разными, можно добавить качество предметов (деревянный, металлический и т. д.), сортировку по категориям и т. д.), усложнение построек (они могут стать из других материалов, стать совместной игрой со взрослым), движения можно выполнять под музыку (песенки Железновой, русские народные пестушки). Все это ребенок повторят с родителями дома. Хорошо, если это станет началом игры.

На всех этапах комментируем действия короткими, повторяющимися фразами. Поощряем понятным ему способом.

И, наконец, обучение собственно вокальной речи.

Развиваем вокальную речь

Давайте подумаем и понаблюдаем, как обычный взрослый человек изучает иностранный язык. Сначала он изучает фонемы, звуки нового языка и запоминает на слух слова, для этого используются предметы и картинки. Чаще всего это предметы обихода, быта.

Вторым этапом, становится соотнесение звукокомплекса (слова) с визуальным предметом.

Чтобы воспроизвести слово, человек припоминает картинку или предмет, а потом пытается вспомнить слово, которое это обозначает.

По этой же схеме мы обучаем языку детей с проблемами речи, у которых сензитивный период самостоятельного обучения речи прошел.

Соблюдаем при этом главное правило — к каждому ребенку подходим индивидуально. У одного ребенка могут начать первыми появляться гласные звуки (влияют на мелодику речи), у другого согласные (понятность слов). Если ребенок совсем невокальный, то мы предпочитаем начинать с согласных звуков. Или опираемся на имеющийся в репертуаре ребенка звуковой набор.

Этапы развития вокальной речи следуют один за другим, только после появления нужной реакции переходим к следующему этапу.

Упражнения на развитие вокальной речи

  1. Открыть рот, или вытянуть губы в трубочку, или потянуть в улыбке (инструкции соответствуют нужной артикуляции: «скажи А» или просто «А» или «открой рот» или «сделай как я» — поощрение «Молодец! Ты сказал „А“!» или (и) мотивационный предмет).
  2. Вызывание звука — потом кладем одну руку ребенка на его шею, другую на шею специалиста, снова произносим звук (инструкции как на первом этапе).
  3. Для автоматизации вызванных звуков мы подбираем соответствующие картинки, игрушки.
  4. Далее часто дети начинают говорить самостоятельно, в сложных случаях вызываем звуки согласно онтогенезу. В таких ситуациях всегда рассказываем ребенку, что именно мы собираемся делать, например: «Сейчас я закрою тебе рукой нос и рот, а потом открою». У нас не было случаев, когда дети сопротивлялись, но если ребенок отказывается, мы ищем другие возможности. Естественно, мы эмоционально поощряем: «Ты сказал П!» можно добавить существенное поощрение.
  5. Далее следует автоматизация звуков как в пункте 3.

Когда ребенок достаточно хорошо отвечает на инструкции, становится возможным выполнение элементов артикуляционной гимнастики, использование традиционных методов постановки, в том числе с помощью зондов, и автоматизации звуков.

Формирование потребности в речи

Стоит понимать, что ребенок и его окружение привыкли к определенному поведению. И теперь нужно сформировать новый его тип. Создать условия, чтобы у ребенка чаще возникала потребность в речи: убрать из доступа предметы, которыми ребенок может пользоваться сам и любит их. Каждый раз, когда ему будет нужно, он должен озвучит возможным способом. Захочет сок: О или ОК или СОК.

Требования должны быть одинаковыми на занятиях, в садике, дома. Тогда они будут привычными для ребенка, не будут вызывать агрессию и другого проблематичного поведения.

Все методы и направления работы могут и должны сочетаться. Желательно присутствие на занятии родителей и активное включение их в занятие, чтобы ребенок постепенно обобщал: все, что он делает на занятии с логопедом, он может делать с родителем дома. Помните: каким бы хорошим не был специалист, он с ребенком занимается в лучшем случае час в день, родители же рядом 24 часа в сутки.

Дайте вашему ребенку понять, что вы его любите. Удачи и счастья! Спасибо за внимание!

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ПОСОБИЕ ПО РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ. на основе методики логопеда эксперта Грузиновой Т.В.

    Анжела Пестова 2 лет назад Просмотров:

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 1 «СОЛНЫШКО» КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ» Рассмотрено: Экспертно-методический совет МДОУ «ДС 1 «Солнышко» Заключение от Представлено: Педагогический совет МДОУ «ДС 1 «Солнышко» Протокол от Утверждено: Приказ МДОУ «ДС 1 «Солнышко» от КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ПОСОБИЕ ПО РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ на основе методики логопеда эксперта Грузиновой Т.В. Автор: Быргазова Е.В., учитель-логопед 2017

2 Пояснительная записка Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности не говорящих детей. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Что делать, если малыш не умеет говорить? Как помочь ему выразить свои мысли? С этой проблемой я столкнулась, когда эти дети появляются в нашей группе. Мне пришлось задуматься, а как же правильнее организовать всю работу, чтобы устранить эту проблему. Как лучше помочь детям, их родным. Я переворошила кучу логопедической литературы, интернет сайтов касающейся этой проблемы и ознакомилась с методикой работы с не говорящими детьми Т.В. Грузиновой. Для развития внимания и речевой активности ребенка, на первом этапе, я подобрала коррекционно-развивающий материал, на вызывание и закрепление произношения непроизвольных согласных звуков в игровой ситуации, используя ассоциацию на движение предмета с жестом для возможности их произвольного воспроизведения ребенком. При этом, полученный в процессе игры звук сопровождается жестом, связанным с движением предмета, до формирования устойчивой взаимосвязи между конкретным звуком и конкретным жестом с предметом, причем жест и движение предмета должны обозначать один звук. Жест может быть похож: на произнесение звука; на способ образования; на игру. Ребёнок работает, т.е. учит новый звук ради игры. Игра должна быть интересна ребёнку. Основная цель логопедического воздействия на первоначальном этапе работы с не говорящими детьми активизация звукоподражания у неговорящих детей. Задачи: стимулировать речевую активности; развивать способность к подражанию действиям (эхопраксии) и речевому подражанию (эхолалии); формировать мотивационно – побудительный уровень речевой деятельности. создание условий для появления активной речи; Основные принципы работы: Речь взрослого должна постоянно варьироваться по громкости, тембру, высоте, что способствует активизации ориентировочной реакции ребёнка; У детей может быть нарушен слух, зрение, но тактильное ощущение сохранно, поэтому звук сопровождаем жестом, это подсказка детям; Начинать работу нужно с сопряжённого проговаривания с постепенным переходом к отражённому, а затем самостоятельному произнесению ребёнком звуков; Требуется многократное повторение инструкций; Работу нужно начинать со звуков раннего онтогенеза; Обязательна похвала (поощрение) ребёнка за выполненное задание (произнесение звука). Методические рекомендации Пособие предлагается логопедам, воспитателям и родителям для вызывания и закрепления произношения непроизвольных согласных звуков и обучения разговорной речи в игровой ситуации для работы с не говорящими детьми. Игровые упражнения могут быть использованы с детьми, в том числе и не имеющих речевых нарушений, начиная с раннего возраста. 2

3 В ежедневных играх важен положительный эмоциональный настрой. Учитесь радоваться вместе с ребенком. Поощряйте его, хвалите за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. Терпеливо относитесь к неудачам и помните о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле. Будьте терпеливы, доброжелательны, и ваш труд и терпение будут вознаграждены! Организация работы: Подберите игру, на вызов и закрепление произношения непроизвольных согласных звуков. Жест и движение предмета должны обозначать один звук (один звук один жест одна игра). Ребёнок должен видеть, сколько предметов присутствует в игре, чтобы знать, когда она закончится. На один звук приготовьте предмет разного цвета. Сначала выполняет задание взрослый, ребёнок смотрит. Взрослый показывает жест, ребёнок произносит звук. Ребёнок должен услышать звук, произнести и проконтролировать. ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ ФАКТОРЫ Поза готовности взрослого «Груша в руке» Ребёнок говорит Ф ФАКТОРЫ Груша дует Игровые упражнения с предметами (Приложение 1) Игра «Груша дует» на вызов звука Ф (Приложение 2) Предмет: Груша разных размеров, пенопласт, конфетти, вода. Жест: Движение рукой, как закручиваем крышку у банки. Ход игры: Подуть на руку, пенопласт, конфетти, вылить воду из груши, проговаривая: ФА – ФА – ФА; ФО – ФО – ФО; ФУ – ФУ – ФУ. Груша определённого размера «поёт» свою песенку. На звук Ф, также можно играть в игру «Закрути пробки». На каждый цвет пробки своя песенка. Игра «Весёлый петрушка» на вызов звука Х (Приложение 3) Предмет: Дергунчик «Петрушка» на палочке, разного цвета. Жест: Рука, согнутая в локте, смотрит вверх, ладонь сжать в кулак, действуем рукой вверх вниз (как будто дёргаем за палочку, показывая «Петрушку»). Ход игры: Дёргаем за палочку, показывая «Петрушку». У каждого «Петрушки» своя песенка: ХА- ХА – ХА; ХО – ХО – ХО; ХУ – ХУ – ХУ. Игра «Пулялки, стрелялки» на вызов звука П (Приложение 4) Предмет: Пистолет, стреляющая ручка, пробки. Жест: Ладонь в кулаке, на ПУ выбрасываем руку вперёд, разжимая кулак. Ход игры: Стреляя, произносим: ПУ -ПУ -ПУ; ПА- ПА -ПА; ПО -ПО -ПО. Игра с пробками. Пробка во рту. На звук пробка летит (выплёвываем изо рта) ПУ! Игра «Построй забор» на вызов звука К (Приложение 5) Предмет: Конструктор разного размера и цвета. Жест: Руки сжать в кулак и развести в стороны, на звук соединить кулаки. Ход игры: Соединяем конструктор горизонтально, строим забор. На каждый цвет конструктора, своя песенка: КА- КА – КА; КО – КО – КО; КУ – КУ – КУ. 3

4 Игра «Манка сыпется» на вызов звука С (Приложение 6) Предмет: Манка в латке. Жест: Рука согнута в локте и сжата в кулак, движение вниз, как будто «накачаем колесо». Ход игры: Набираем манку в кулак и сыпем в тарелку, можно сыпать на руку ребенка. Манка сыпется, звук произносится С-С-С. Манка перестала сыпаться, звук перестали произносить. Игра «Забьём гвозди» на вызов звука Т (Приложение 7) Предмет: Доска, пластилин; можно использовать «гвозди перевёртыши». Жест: Удары ребром ладони или кулаком по поверхности (как будто забиваем гвозди). Ход игры: На доске слетите из пластилина гвозди (можно разного цвета). Забиваем «гвозди» ребром ладони, проговаривая: ТУ-ТУ-ТУ, кулаком ТА-ТА-ТА Игра «Ласковая игрушка» на вызов звука М (Приложение 8) Предмет: Мягкая игрушка. Жест: Погладить ладошкой по щеке. Ход игры: Погладить мягкой игрушкой по щеке: МА-МА-МА. Можно менять игрушки и песенки. Игра «На мяч» на вызов звука Н Предмет: Мяч (можно предмет по выбору) Жест: Ладошки вытянуть перед собой, как будто «даём предмет» – НА; ладошкой машем перед собой НЕ. Ход игры: Даём ребёнку мяч: НА-НА-НА мяч. (мяч можно катать). Ладошкой машем перед собой отказываясь от мяча НЕ-НЕ-НЕ. Игра «Заведём машину» на вызов звука В (Приложение 9) Предмет: Машинка, мост. Жест: Указательным пальце правой руки ударять по губам. (Можно губы вытянуть «хоботком»). Ход игры: Будем катать машину с моста. Заведём машину ВУ-ВУ-ВУ. Игра «Камушки в банке» на вызов звука Б (Приложение 10) Предмет: Железная банка, камушки разного цвета. Жест: Слегка ударить кулаком по щеке. Ход игры: Бросаем камушки в банку, на каждый бросок проговариваем звук. Песенка меняется на каждый цвет камней. Например, синие камни БУ-БУ-БУ; белые БА-БА-БА и т.д. Игра «Пчела летит» на вызов звука З (Приложение 11) Предмет: Вертушка пчела на палочке. Жест: Все пальцы кроме указательного прижать к ладони. Вращаем указательным пальцем по часовой стрелке. Ход игры: Пчела летит песня звучит З-З-З, пчела села (на части тела) и замолчала. Игра «Гусь гогочет» на вызов звука Г (Приложение 12) Предмет: Силиконовая прихватка (можно взять рукавицу). Жест: Сюжетная проба «Гусь» Ход игры: «Гусь гогочет» (клюв открывает) ГА-ГА-ГА, клюв закрыт гусь молчит. Песенку можно менять по заданию взрослого. 4

5 Игра «Строим дом» на вызов звука Д (Приложение 13) Предмет: Кубики разного цвета. Жест: Ставим кулак на кулак в высоту, как будто строим дом. Ход игры: Будем строить зелёный дом, ставить кубик на кубик, проговаривая ДА-ДА-ДА. Жёлтый дом ДО-ДО-ДО. Синий дом ДУ-ДУ-ДУ. Игра «Шар летит» на вызов звука Ш (Приложение 14) Предмет: Воздушный шарик. Жест: Положение руки, как будто в ней держат шар, постепенно поднимая её вверх. Ход игры: Надуйте воздушный шарик. Отпустите его. Шар летит песенка звучит Ш-Ш-Ш. Приложение 15 На следующем этапе работы игра уйдёт, а жест останется. С помощью жестов можно собирать слова. Интернет ресурсы: Вебинары АВА – Грузинова Т.В. и Е.Гурина «Как помочь ребёнку произносить звуки», «Игра и речь» 5

6 Приложение 1 Звук Предмет Жест Игра Груша разных Движение рукой, как «Груша дует» размеров, закручиваем крышку у Подуть на руку, пенопласт, конфетти, вылить пенопласт, банки. воду из груши, проговаривая: конфетти, вода. ФА – ФА – ФА; ФО – ФО – ФО; ФУ – ФУ – ФУ. Ф Груша определённого размера «поёт» свою песенку. На звук Ф, также можно играть в игру «Закрути пробки». На каждый цвет пробки Х П К С Т М. Н В Дергунчик «Петрушка» на палочке, (разного цвета) Пистолет, стреляющая ручка, пробки. Конструктор разного размера цвета. и Рука, согнутая в локте, смотрит вверх, ладонь сжать в кулак, действуем рукой вверх вниз (как будто дёргаем за палочку, показывая «Петрушку»). Ладонь в кулаке, на ПУ выбрасываем руку вперёд, разжимая кулак. Руки сжать в кулак и развести в стороны, на звук соединить кулаки. Манка в латке Рука согнута в локте и сжата в кулак, движение вниз, как будто «накачаем колесо». Доска, пластилин; можно использовать «гвозди перевёртыши». Мягкая игрушка. Мяч (можно предмет по выбору) Машинка, мост. Удары ребром ладони или кулаком по поверхности (как будто забиваем гвозди). Погладить ладошкой по щеке. Ладошки вытянуть перед собой, как будто «даём предмет» – НА; ладошкой машем перед собой НЕ. Указательным пальце правой руки ударять по губам. (Можно губы вытянуть «хоботком»). 6 своя песенка. «Весёлый петрушка» Дёргаем за палочку, показывая «Петрушку». У каждого «Петрушки» своя песенка: ХА- ХА – ХА; ХО – ХО – ХО; ХУ – ХУ – ХУ. «Пулялки, стрелялки» Стреляя, произносим: ПУ -ПУ -ПУ; ПА- ПА -ПА; ПО -ПО -ПО. Игра с пробками. Пробка во рту. На звук пробка летит (выплёвываем изо рта) ПУ! «Построй забор» Соединяем конструктор горизонтально, строим забор. На цвет конструктора, своя песенка: КА- КА – КА; КО – КО – КО; КУ – КУ – КУ. «Манка сыпется» Набираем манку в кулак и сыпем в тарелку, можно сыпать на руку ребенка. Манка сыпется, звук произносится С-С-С. Манка перестала сыпаться, звук перестали произносить. «Забьём гвозди На доске слетите из пластилина гвозди (можно разного цвета). Забиваем «гвозди» ребром ладони, проговаривая: ТУ-ТУ-ТУ, кулаком ТА-ТА-ТА «Ласковая игрушка» Погладить мягкой игрушкой по щеке: МА- МА-МА. Можно менять игрушки и песенки. «На мяч» Даём ребёнку мяч: НА-НА-НА мяч. (мяч можно катать). Ладошкой машем перед собой отказываясь от мяча НЕ-НЕ-НЕ. «Заводим машину» Будем катать машину с моста. Заведём машину ВУ-ВУ-ВУ.

7 Б З Г Д Ш Железная банка, камушки разного цвета. Вертушка пчела на палочке. Силиконовая прихватка (можно взять рукавицу). Кубики разного цвета. Воздушный шарик. Слегка ударить кулаком по щеке. Все пальцы кроме указательного прижать к ладони. Вращаем указательным пальцем по часовой стрелке. Сюжетная проба «Гусь» Ставим кулак на кулак в высоту, как будто строим дом. Положение руки, как будто в ней держат шар, постепенно поднимая её вверх. «Камушки в банке» Бросаем камушки в банку, на каждый бросок проговариваем звук. Песенка меняется на каждый цвет камней. Например, синие камни БУ-БУ-БУ; белые БА-БА- БА и т.д. «Пчела летит» Пчела летит песня звучит З-З-З, пчела села (на части тела) и замолчала. «Гусь гогочет» «Гусь гогочет» (клюв открывает) ГА-ГА- ГА, клюв закрыт гусь молчит. Песенку можно менять по заданию взрослого. «Строим дом» Будем строить зелёный дом, ставить кубик на кубик, проговаривая ДА-ДА-ДА. Жёлтый дом ДО-ДО-ДО. Синий дом ДУ-ДУ-ДУ. «Шар летит» Надуйте воздушный шарик. Отпустите его. Шар летит песенка звучит Ш-Ш-Ш. Приложение 2 Приложение 3 7

8 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 8

9 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 9

10 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 10

11 Приложение 15 МА МА МА-МА КО ФЕ КО- ФЕ ВА ТА ВА-ТА ХА ТА ХА-ТА 11

Из опыта работы с неговорящими детьми – советы логопеда

Из опыта работы с неговорящими детьми – советы логопеда

Проблема неговорящих детей: когда бить тревогу. Рекомендации родителям, чьи дети в 2,5-3 года еще не разговаривают. Роль логопеда.

Работа с родителями

Светы родителям неговорящего ребенка

Работа логопеда

К содержанию

Работа с родителями

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: “Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только “машина, полотенце”.

К содержанию

Светы родителям неговорящего ребенка

В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа “Дай ручку”, “Где ножка?” Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.

Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: “Ух ты”! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.

Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

Не говорите при ребенке о его отставании.

Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).

Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа “Сорока-белобока”.

Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым “скажи”. На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа “Делай, как я” (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.

Следующий этап — привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:

развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);

побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;

побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова);

работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; Моя комната);

развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);

стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.

О важной роли речи в произвольной регуляции деятельности говорит Е.М. Мастюкова в своей книге “Лечебная педагогика”: “При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения”.

Чем старше ребенок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям и сразу отворачиваются, уходят от контакта. Например, Артем Н. (3 года) говорил коротко “Неа” и утыкался головой в сложенные на столе руки. А как только чувствовал, что речевая угроза миновала, опять веселел и был готов играть. В случае с Артемом С. (4 года) приходилось проявлять строгость и настойчивость: “Все равно не отпущу, пока не выполнишь задание. Выполняй, работай”. А он при малейшей сложности сразу начинал плакать.

Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию активного словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит). Услышанная у Антона А. (3 года) фраза “дядя ити” (дядя починит) повторялась и в обычном, и в детском звучании, переносилась в другую ситуацию. Ребенок радовался, узнавал свои слова, смелее начинал говорить.

Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг появляется нормально произносимое слово: у Максима Л. (3 года 3 мес.) — самолет, у Ильи П. (3 года 3 мес.) — машина, у Артема С. (4 года 4 мес.) — куры, у Артема Н. (3 года 4 мес.) — упал. Ребенок несколько дней ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим. Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.

Приобретению речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребенка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нем, помогает ребенку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.

Запуск речи у неговорящих детей. Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3х лет.

Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3 лет.

Подготовили:

учитель- логопед Кочка Н.В.,

педагог- психолог Пронина С.А.,

воспитатель Щеренкова О.А.

муз. руководитель Шемчук Л.В.

старший воспитатель Чуприна А.В.

2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных. В настоящее время количество детей с задержкой речевого развития растет. Очень важно своевременно их выявлять и как можно раньше начинать оказывать коррекционную помощь.

Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста.

Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой и др.

Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение.

У.В. Ульенков отмечает, что развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:

  • развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка
  • овладение словарным запасом и правилами синтаксиса
  • активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается
  • овладение смысловой стороной речи.

В своих занятиях для развития речи детей младшего дошкольного возраста мы используем игровую форму занятий, ввели музыкальные игры, слушанье музыкальных произведений, музыка сопровождает все действия и речь взрослого и детей.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.

Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗРР

Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.

Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.

Т.Б. Епифанцева выделяет причины возникновения задержки речевого развития:

  • невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желание, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
  • замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически).
  • заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).
  • нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
  • различные заболевания впервые годы жизни.
  • наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
  • неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально — волевой сферы и дефициту в развитии речи.

О.Е. Грибова перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития:

  • Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
  • Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
  • Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
  • Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
  • Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
  • Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
  • Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
  • Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
  • Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития

(по Р. Е. Левиной)

Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы.

Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — ли, дедушка — де), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами (петух —уту, киска — тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей — ки).

В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.

Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность.

Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т. п.

Названия действий дети часто заменяют названиями предметов (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать).

Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой — открой).

Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.

На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (например, рамка — марка, деревья — деревня).

Фразовая речь у детей первого уровня речевого развития почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПРОГРАММЫ: дети 2-3 лет, родители.

В группу принимаются дети с ЗРР, ЗПР.

Противопоказания: дети с аутистическим спектром.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создать условия для запуска спонтанного речевого развития у неговорящих детей 2-3х лет.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

– развить общие речевые умения;
– расширить пассивный и активный словарный запас ребенка;
– способствовать повышению мотивации к общению;

– улучшить коммуникативные навыки.
Организация занятий: совместные детско- родительские групповые занятия 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из двух частей: 1 часть занятие логопеда, 2 часть – занятие психолога или логоритмиста.

Сроки реализации: 8 месяцев

Адаптация детей к условиям логопедической группы
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Адаптация детей к условиям логопедической группы39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное образовательное Учреждение детский сад №72 комбинированного вида «Теремок»

Адаптация детей к условиям логопедической группы

Разработал Воспитатель первой квалификационной категории

Андреева Евгения Александровна

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Фамилия Имя ребенка , возраст (полных лет)________________________________ ________________________________________________________________________

2.Не было ли серьезных заболеваний, операций, травм в первые годы жизни Вашего малыша_________________________________________________________________

3.Есть ли еще дети в семье? (если да, то указать возраст)_______________________

4.Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка существуют речевые проблемы? Если да, то в чем они заключаются? (Невнятная речь, в речи запинки, не хочет говорить, нарушен грамматический строй речи, не умеет составлять предложения, рассказ, нарушено звукопроизношение, связная речь и т.д.)____________________________________________________________________

5.Если есть то, какие звуки или сочетания звуков являются у Вашего ребенка проблемными? __________________________________________________________

6.Как Вы в семье помогаете своему ребенку справляться с речевыми проблемами? (Исправляете, объясняете, занимаетесь индивидуально с ребенком, не обращаете внимания – со временем все само пройдет)________________________________________________________________

7.Каким образом реагирует ребенок на речевые трудности? (Плачет, обращается за помощью, наблюдает за Вашими действиями, молчит, не обращает внимания, затихает, «общается» с игрушками, повторяет за взрослыми речь) другое_________________________________________________________________

8.Какие отношения у ребенка с членами семьи?_______________________________

9.Кому в общении он отдает предпочтение?_________________________________________________

Чем это вызвано на Ваш взгляд? (По мере необходимости, желание самого ребенка, исполняет все желания) другое__________________________________________________________________

10.Как Вы можете определить характер Вашего ребенка? (Вспыльчивый, капризный, доброжелательный, упрямый, послушный, ласковый, спокойный)другое________________________________________________________
________________________________________________________________________

11.Легко ли контактирует с детьми, с взрослыми? Радуется ли, если к Вам приходят гости?__________________________________________________________________

12.Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок? (Книги, игрушки, игры, телевизор, компьютер, спортивные мероприятия, общаться со взрослыми) другое__________________________________________________________________

13.Есть ли у ребенка потребность в психологической разрядке?________________________________

Каким образом это проявляется? (Кричит, уединяется, затихает, «общается» с игрушками, пытается воспроизвести взволновавшие его ситуации, повторяет слова, действия взрослых, слушает музыку, смотрит телевизор, засыпает, рисует, конструирует) другое_____________________________________________________

14.Какие предложения, просьбы есть к сотрудникам, педагогам детского сада в разрешении Ваших проблем с ребенком (если есть таковые)________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

БЛАГОДАРИМ ЗА ВАШЕ УЧАСТИЕ В АНКЕТИРОВАНИИ!

Адаптация детей к условиям логопедической группы

В логопедическую группу поступают дети в основном из массовых групп детского сада. Если даже ребенок ранее и посещал детский сад, он все равно проходит период адаптации к новому коллективу, к новым формам занятий в логопедической группе. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои психологические особенности, которые особенно ярко проявляются в период адаптации. В логопедической группе особенные требования, поэтому детям приходиться адаптироваться еще и к новым видам занятий. Исходя из этого, очень важна целенаправленно организованная работа по адаптации детей к логопедической группе. От того, как пройдет адаптация, во многом зависит успех дальнейшей коррекционной работы.

С первых же дней сентября мы включаем в планы работу по адаптации. Работа проходит по нескольким направлениям:

-Работа с детьми,

-Работа с родителями,

-Совместная работа с логопедом и другими специалистами детского сад
Большую роль мы отводим созданию благоприятной атмосферы в группе. Очень важно встретить ребенка ласковым словом, дать почувствовать, что его любят и ждут, провести экскурсию по группе, рассказать интересную историю, заинтересовать играми, вовлечь ребенка в диалог.

Наша группа называется «Пчелка». Чтобы пчелам собрать мед, необходимо трудолюбие, приложить усилие, только тогда можно добиться желаемого. Каждое утро, приходя в группу, дети подходят к полянке «Здравствуйте, я пришел!» и вешает свою пчелку с фотографией на доску. Это помогает утром поднять настроение ребенку, почувствовать себя частичкой одного дружного коллектива.

В период адаптации проводятся различные игры на знакомство детей с воспитателями, друг с другом, на объединение детского коллектива, снятие тревожности, застенчивости. Часто это игры в кругу с мячом, с игрушкой, с использованием музыки, пальчиковые игры, динамические упражнения. Дети в этих играх знакомятся, проявляют себя, учатся общаться. Вместе со всеми детьми мы выполняем совместные творческие работы.

Когда начинаются фронтальные и индивидуальные занятия с логопедом важно вызвать у детей желание и интерес. В этом нам помогают стихи и рассказы о речи, которые читаем детям, например: Е.Чарушина “Как мальчик Женя научился говорить букву Р”, С. Михалкова “Сашина каша”. Многие дети не осознают дефектов своей речи и не понимают, зачем нужны трудные занятия в кабинете логопеда.

Здесь очень важна роль логопеда, его умение войти в доверие к ребенку, заинтересовать его, сделать так, что бы ребенок понял важность и необходимость логопедических занятий. В нашей группе кабинет логопеда мы называем «Волшебной комнатой», где дети как маленькие волшебники учатся правильно произносить звуки. В «Волшебной комнате» создана привлекательная атмосфера для поддержания интереса к занятиям, много разнообразных красочных пособий. После занятия ребенок обязательно получает поощрение, это может быть наклейка, маленькая конфетка (с разрешения родителей), возможность собрать мелкую игрушку из деталей или и т.д.

Наша работа всегда проходит в тесном контакте с родителями. Работу с родителями начинаем со знакомства с семьей, с особенностями ребенка. Родителей мы знакомим с особенностями логопедической работы, даем советы по лучшей адаптации ребенка, информируем об успехах ребенка, трудностях, как с ними справиться, как выполнять домашние задания. Для родителей мы проводим собрания, дни открытых дверей, совместные досуги, консультации, оформляем информационные стенды.

Такая работа помогает детям и родителям быстрее адаптироваться к условиям и требованиям логопедической группы, снять тревогу у детей и тем самым быстрее перейти к этапу коррекции речи .

Читайте также:  Дифференциация звуков К-Г - конспект
Ссылка на основную публикацию