Особенности работы по формированию словаря в разновозрастной группе

Особенности формирования словаря у детей в условиях разновозрастных групп

Этапы развития словаря у детей раннего возраста и особенности работы в этом направлении в детском саду. Исследование уровня сформированности словаря у детей 2-3 лет в условиях разновозрастной группы и разработка методических рекомендаций воспитателям.

РубрикаПедагогика
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления17.04.2011
Размер файла647,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу.

В случае комплектования групп детьми близких, смежных возрастов лучше реализуется принцип максимального учета возрастных возможностей детей, на основе которого в выделены возрастные группы по годам жизни ребенка (третий, четвертый, пятый. ). В каждой такой группе необходимо вести работу по двум возрастным группам. Дифференцированная работа с двумя подгруппами посильна каждому воспитателю и, в то же время, позволяет значительно повысить качество воспитания и обучения, особенно старших детей.

Продуктивность занятий с детьми раннего возраста во много зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путем повторения закрепления знаний и умений у детей, следует заботиться и о том, чтобы сохранить у них интерес к занятиям, активное, положительное отношение к выполнению заданий.

В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, они не могут заставить себя делать то, что не вызывает интереса. Поэтому их успехи на занятиях определяются не только доступностью и занимательностью предлагаемого программного материала, но и эмоциональным отношением к занятиям, заинтересованностью.

Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика проведения занятий с детьми, является применение наглядности в сочетании со словом. Когда воспитатель называет предмет, его качество или действие с ним, ребенок получает не только зрительные впечатления, но и улавливает на слух словесные обозначения их. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами.

Важно соблюдать принцип активности детей на занятиях. Дети раннего возраста осваивают окружающие их предметы и явления действенным путем: видя заинтересовавшую вещь, стремятся взять ее в руки, пытаются что-то с ней сделать – подвигать, погладить, бросить, поднять, попробовать на вкус. Для ребенка это путь накопления чувственного опыта, путь ознакомления с реальным миром. Воспитатель используется эту свойственную маленьким детям познавательную активность в дидактических целях [14].

Соотношение наглядно-действенных и словесных приемов не может и не должно быть всегда одинаковым, оно определяется тем, какая задача поставлена на том или ином занятии. При этом важно помнить, что с детьми следует говорить короткими фразами, избегая лишних слов, так как длительные, многословные объяснения недоступны их пониманию. Важную роль играют четкость, правильность произношения, эмоциональность речи взрослого. Большое значение имеет организация детей на занятиях с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. На коллективных занятиях детей следует постепенно приучать спокойно сидеть, выслушать объяснения воспитателя, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Занятие тем больше будет приносить пользы, чем скорее дети приобретут необходимые навыки организованности.

На коллективных занятиях детей второго года разделяют на подгруппы в соответствии с возрастом. Однако при этом надо учитывать и индивидуальный уровень развития детей. В младшую подгруппу могут быть включены 1-2 ребенка, которые немного старше полутора лет, и наоборот, к старшим можно присоединить детей, еще не достигших 1г. 6 мес., но способных усваивать усложненный материал. В течение годы дети до 1 г. 6 мес., которые успешно выполняют задания, могут быть переведены в другую, более старшую подгруппу.

Если в группу поступает новый ребенок, его привлекают к активному участию в занятиях после того, как он освоится в новой обстановке. Воспитатель первое время уделяет ему особое внимание, помогает выполнять задания.

Воспитатель, соблюдая дидактические принципы и внимательно, продуманно организуя детей на занятиях (по возрасту и по уровню развития), обеспечивает прочное усвоение сведений и умений детьми всей группы. Решающую роль играет при этом тщательная подготовка к занятию.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. Следует отметить и те преимущества, которые характерны именно для разновозрастной группы: общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний и взаимного обучения. Однако достичь этого можно лишь при правильной организации обучения.

В.Н. Аванесова предложила три типа организации детей на занятиях в малокомплектном детском саду.

Опыт работы показал правомерность этого предположения на занятиях в разновозрастной группе:

I – все дети заняты одним видом деятельности;

II – комбинированные занятия;

III – занятия с одной (подготовительной) подгруппой по общепринятой методике [2].

Эти занятия обеспечивают правильное выполнение режима дня в разновозрастной группе, глубокое усвоение знаний, влияют на успешное решение образовательных задач

Глава II. Эмпирическое исследование уровня сформированности словаря у детей 2-3 лет в условиях разновозрастной группы

словарь детский сад воспитатель

2.1 Организация исследования уровня сформированности словаря у детей 2-3 лет в условиях разновозрастной группы

Цель эмпирического исследования: изучение уровня сформированности словаря у детей 2-3 лет в условиях разновозрастной группы.

· Подбор и проведение методик на изучение уровня сформированности словаря у детей раннего возраста.

· Рекомендации воспитателям по формированию словаря у детей 2-3 лет в условиях разновозрастной группы.

Исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 33 с. Вознесенское. В исследовании приняло участие 2 подгруппы детей разновозрастной группы:10 детей с 2 до 2лет 11 мес; 10 детей с 3 -до 3,5 дет

Нами была изучена медицинская документация детей. Анамнестические сведения включили данные о здоровье родителей, наличие речевой патологии у членов семьи или у родственников. Уточнили протекание беременности и родов матери (не было ли травм, серьезных заболеваний, акушерских манипуляций и т.п.), общего раннего развития (какие заболевания перенес, не было ли физических или психических травм). Особенно важны для нас были сведения о раннем речевом и моторном развитии: в срок, замедленное или ускоренное; сроки появления основных движений, гуления, лепета, первых слов, фраз. Уточнили состояния слуха, зрения, интеллекта. Анализ медицинской документации показал, что у обследуемых детей патологий нет.

Возраст от 2 до 3 лет является периодом интенсивного речевого развития. Поэтому диагностике речевого развития в этом возрасте следует уделять более пристальное внимание, чем на предыдущих этапах. Особенно быстро в это время развивается активная речь ребенка. Вместе с тем, количество произносимых речевых звуков и слов не является главным и единственным показателем нормального речевого развития. Важно, чтобы между активным и пассивным словарями ребенка существовала тесная взаимосвязь, а каждое слово было наполнено определенным смыслом. Поэтому при диагностике речевого развития главное – учитывать гармоничность развития разных его аспектов.

Для изучения уровня сформированности словаря детей раннего возраста мы применили комплекс методик, разработанный Бородич А.М. (Приложение 1):

1. «Изучение понимания речи».

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого, развитие пассивного словаря.

2. « Найди игрушку».

Цель: выявить понимание речи взрослого, развитие пассивного словаря.

Цель: выявить объем активного словаря.

4. «Беседа по картинке».

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи.

Для оценки успешности выполнения заданий нами использовалась балльная система (см. приложение 1). По сумме набранных баллов мы определили уровень сформированности активного и пассивного словаря ребенка раннего возраста.

По структурным компонентам языковой системы (восприятие и понимание речи, словарный запас) нами были введены обозначения уровня сформированности словаря: высокий уровень, выше среднего уровень, средний уровень, низкий уровень, очень низкий уровень.

Высокий уровень – 17- 19 баллов: активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.

Выше среднего уровень -14-16 баллов: активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции при однократном повторении.

Средний уровень – 10-13 баллов: незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения, понимание инструкции при 2-3-х повторениях, выполнение 50 % заданий.

Низкий уровень – 6-9 баллов: ребенок не проявляет активности и инициативности при общении, отсутствие интереса к заданию, невнимателен, частичное понимание инструкции при 2-3-х повторениях, выполнение 30 % заданий.

Очень низкий уровень – 0 – 5 баллов: не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения, понимание речи носит ситуативный характер; отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов

Высокий уровень – 27-30 баллов: развернутая фразовая речь, использование в речи простых распространенных и сложных предложений, правильно употребляет простые грамматические формы, объем активного словаря соответствует возрастным нормам, интонационная выразительность, активность ребенка в общении.

Выше среднего уровень – 21-26 баллов: развернутая фразовая речь, аграмматизмы, объем активного словаря соответствует возрастным нормам, интонационная выразительность, активность ребенка в общении.

Средний уровень – 15 – 20 баллов: активная речь – простые предложения из 2-3 слов, правильно употребляет простые грамматические формы, неточное употребление глаголов, пропускает и заменяет предлоги; в активном словаре заметно преобладание существительных.

Низкий уровень – 7-14 баллов: простая фраза из 2-3 слов; простые конструкции предложений; высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий, грамматический строй речи не сформирован, ограничен активный словарь, ошибки в употреблении действий и признаков.

Очень низкий уровень – 0 – 6 баллов: фраза отсутствует; ребенок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами, звукоподражаниями, словарный запас резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены.

Уровень развития словаря в целом:

Высокий уровень – 44 – 49 баллов.

Выше среднего уровень – 35-43 баллов.

Средний уровень – 25-34 баллов

Низкий уровень – 13-24 баллов.

Очень низкий уровень 0-12 балла

Таким образом, нами с помощью комплекса методик была проведена оценка качественных и количественных показателей сформированности словаря детей третьего года жизни.

2.2 Выявление уровня сформированности словаря у детей раннего возраста

В результате исследования уровня сформированности словаря детей раннего возраста каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития. (см. табл. 1, 2).

Таблица 2 Уровень сформированности словаря у детей раннего возраста (от 3 лет до 3, 5 лет)

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Рубрики

Свежие комментарии

  • Юлия к записи Темы по самообразованию: физическое развитие дошкольников
  • Лариса к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
  • admin к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
  • Лариса к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
  • admin к записи Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
  • Популярные записи

    Страницы

    Развитие речи дошкольников в разновозрастной группе

    Методика речевого развития дошкольников в разновозрастной группе в целом будет традиционная. В таких группах обучение осуществляется по трем типам занятий: общегрупповые (фронтальные), групповые (подгруппы по одному возрасту) и индивидуальные.
    Наибольшую сложность для воспитателя представляет не только планирование , проведение общегруппового (фронтального) занятия, так как содержание, методические приемы, дидактический материал необходимо готовить для каждой возрастной группы. Поэтому эффективнее взять для работы общую для всех возрастов тему. Но продолжительность работы с детьми и уровень заданий будут различны.
    Варианты проведения фронтального занятия:
    1. Сначала занимается одна возрастная подгруппа и решаются специфические для данного возраста задачи, затем включается другая по возрасту подгруппа и решаются общие для всех детей задачи.
    Например, занятие по ЗКР. Звуки Р-Л. Задача для 4 летних — формировать умение четко и правильно произносить звуки, различать на слух слова с ними; для 6-летних — определять место звука в слове, упражнять в подборе слов с данными звуками. В конце — использовать для всех игру.
    2. Или — занимается вся группа, затем младшие уходят играть, старшие продолжают заниматься. Например, работа со сказкой . Педагог спрашивает о том, какие сказки дети помнят, могут ли назвать, какие среди них любимые. Рассказывает или читает новую. Отпускает играть младших. Со старшими работает по содержанию сказки, речевым задачам, инсценирует отдельные моменты.

    3. Возможна и такая организация занятия, когда дети выполняют специфические для каждого возраста учебные задания . Например, рассказ по картине. Задача для детей 4 лет – формировать умение составлять рассказ из 2-3 предложений; для 6-летних — формировать умение составлять развернутый рассказ, при описании указывать место и время действия, используя различные типы предложений, продолжать учить выделять звуки в словах. На таких занятиях практикуется дифференцированная постановка заданий: «Сейчас будут говорить только старшие, а малыши послушают».
    Или – 5-летние дети отгадывают загадки об овощах, 6-летние заняты самостоятельным придумыванием загадок на ту же тему, а младшие в это время раскрашивают овощи в книжке-раскраске.

    По эффективности и результативности проведение фронтальных занятий по развитию речи в разновозрастных группах имеет отрицательные и положительные моменты.
    Отрицательные моменты:
    а) затрудняется решение тех речевых задач, которые являются конкретными для каждого возраста. Следует напомнить, что основные задачи обучения родному языку, общепринятые в дошкольном образовании (воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи) решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе содержание речевой работы постепенно усложняется, меняются и методы обучения;
    б) младшие дети в основном включены в процесс восприятия готовых знаний, а все задачи за них охотно решают старшие;
    в) педагог вынужден снижать верхний предел заданий, усреднять, делать доступными для понимания малышей.

    Но есть и положительные моменты:
    а) особенно ценным является межвозрастное взаимодействие дошкольников, позволяющее использовать принцип взаимообучения. Это дает больший эффект, чем прямое влияние педагога. Но важно, чтобы старшие владели тем учебным содержанием, которое будут передавать младшим, и чтобы оно было доступным последним;
    б) можно использовать и такую форму организации взаимообучения при которой дети объединяются в пары, происходит прямое взаимодействие;
    в) разновозрастный состав группы создает благоприятные условия для общения старших детей с младшими и является важнейшим фактором речевого развития. В совместной деятельности формируются новые формы и функции речи.

    Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

    Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

    Разновозрастная группа в детском саду и особенности её организации

    Разновозрастные группы в дошкольном образовании существовали всегда. Детские сады в сельской местности, где мало детей, вынуждены были формировать группы смешанного типа. Но в большинстве случаев, в ДОУ практикуется создание одновозрастных групп. Дети одного возраста имеют близкое психофизическое развитие, у них одинаковый режим дня, они занимаются по одной программе. Поэтому организовать деятельность такой группы проще. И хотя есть исследования, говорящие о преимуществах нахождения ребёнка в разновозрастной группе, отношение воспитателей к работе с ними не всегда однозначное. От педагога требуется учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов. Он должен так запланировать свою деятельность, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Это требует дополнительных усилий и знаний от воспитателя, затрат собственного времени.

    Виды разновозрастных групп и проведение занятий с ними

    Нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик.

    Читайте также:  Конспект фронтального логопедического занятия - Тема: Звук и буква Ш

    Сложность при организации таких групп в том, что нужно учитывать дифференциацию учебной и физической нагрузки для детей разного возраста. Если игры, занятия продуктивной деятельностью, прогулки и экскурсии проводятся совместно, то при организации НОД, чаще проводят деление на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту дошкольника.

    Как проводить деление, зависит от состава и количества детей. Планируя занятия, педагог учитывает деление хотя бы на две подгруппы:

    • Младшие — от двух лет до четырёх.
    • Старшие — от пяти до семи.

    Если ли же в разновозрастной группе представлены все возрасты дошкольников и детей много, лучше разделить её на три части, в каждую из которых определяют детей смежного возраста:

    • Младшая — два-три года.
    • Средняя — четыре-пять.
    • Старшая — шесть-семь.

    Но это деление достаточно условно. Для каждого занятия педагог продумывает план его проведения и работу с подгруппами: если изучаемая тема лёгкая, дети средней группы могут работать со старшими, если же сложная, то с младшими. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: кто лучше усваивает знания, тот может перейти в старшую группу; кому сложнее даётся учёба — к младшим.

    Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада

    В дошкольном образовании обучение детей базируется на двух видах деятельности: игра и занятия НОД. В смешанной подгруппе при хорошо организованной пространственно-обучающей среде, игра даёт больший положительный эффект, чем в одновозрастной. В значительной степени присутствует самостоятельный и взаимообучающий компонент. Воспитатель организовывает и играет с детьми; дошкольники, участвуя в игре, получают новые знания или закрепляют уже изученное.

    При организации образовательных занятий возникают трудности ввиду различия в продолжительности занятий и умственной сложности. И тем не менее, эти уроки могут проводиться во всех формах учебных занятий:

    • Индивидуальные занятия.
    • Групповые.
    • Фронтальные.

    Таблица: организация занятия с разновозрастной группой

    Форма организации.Когда применяется
    Вся группа занята одним видом деятельности
    • Введение в тему.
    • Объявления общих правил и условий.
    • Разъяснение поэтапных шагов задания.
    • Деятельности, связанной с языком и речью (наблюдение, изучение, игра-драматизация и т.д.).
    Один вид деятельности, но индивидуальные задания даются с учётом возраста.Используется для творческих и практических групповых проектов. Например: Создание аппликации «Букет». Младшие наклеивают простые детали, предварительно вырезанные воспитателем, средние сами вырезают и наклеивают детали, старшие изготавливают объёмные детали и добавляют в общую работу.
    Занятие проходит одновременно у всех, но каждая группа выполняет свои задания.Учебная деятельность по одному разделу программы, но с различным изучаемым материалом. Такое занятие подразделяется на несколько этапов, на каждом из которых одна подгруппа работает с воспитателем, а вторая выполняет самостоятельную работу.
    Работа с одной подгруппой. Остальные дети занимаются другим видом деятельности под присмотром помощника воспитателя.Используется при изучении особенно сложных тем по математике или обучении грамоте.
    Совместная работа с двумя подгруппами.Применяется для проведения однотипных учебных занятий. Чтобы продолжительность занятия соответствовала возрасту ребёнка, его проводят со ступенчатым началом или окончанием урока. Схема организации такого вида представлена ниже.

    Воспитатель поэтапно работает с двумя разновозрастными подгруппами. Можно организовать урок, поэтапно начиная его с разными группами.

    Схема не одновременного начала занятия

    Можно использовать другую схему — заканчивать занятия по очереди с каждой группой.

    Окончание занятия по очереди в каждой группе

    Предметно-развивающая среда в разновозрастной группе

    Обстановка, окружающая ребёнка на протяжении его пребывания в дошкольном учреждении, играет значительную роль в его развитии и её организации необходимо уделять серьёзное внимание. При планировании предметно-развивающей среды для разновозрастной группы необходимо учитывать не только требования ФГОС, но и сочетание предметов обстановки для разных возрастов.

    Для правильного физического развития ребёнок должен принимать правильную позу, а это невозможно при неверно подобранной мебели. В смешанной группе размещается мебель разного размера (три — четыре размера), с соответствующей маркировкой, чтобы детям было проще ориентироваться.

    Цвет маркировки в зависимости от роста дошкольника

    Лучше расставлять её по возрастным группам, тогда будет проще контролировать выполнение временного режима для разных возрастных подгрупп.

    Метки для дошкольников на их шкафчиках, вешалках принято присваивать по следующему правилу: для самых младших берутся картинки, для среднего возраста — геометрические фигуры, а для старших обозначение даётся буквами или цифрами. Каждый год метка обновляется, чтобы ребёнок чувствовал — он стал старше, у него больше обязанностей, чем у младших детей.

    При размещении дидактических игр, пособий и другого материала в уголках различной направленности, можно руководствоваться следующим: нижние полки предназначены для самых младших, верхние — для старших. Желательно сразу приучать малышей возвращать игрушку на своё место, а старшие дети могут контролировать выполнение этого требования. При такой организации можно для каждого возраста обеспечить соответствующее наполнение.

    Видео: разновозрастная группа

    Проведение занятий

    По какой схеме организовываются занятия в разновозрастной группе, было рассмотрено выше. Здесь представлены планы-конспекты уроков, в которых занятия организованы по подгруппам.

    • Конспект познавательного занятия для разновозрастной группы «Дикие и домашние животные», в котором хорошо представлено различие в подборке заданий для разного возраста.
    • Конспект открытого занятия в разновозрастной группе на тему «Зима. Зимние забавы«. Занятие подробно разобрано для разных возрастных групп, есть много иллюстраций.

    Ниже представлен конспект урока, в котором занятие заканчивается поэтапно для разных групп.

    Таблица: конспект открытого занятия в разновозрастной группе детского сада по теме «В лесу геометрических фигур», автор Филиппова Ольга

    Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Физическая культура».
    Цель.
    Упражнять детей в счёте. Развивать умение ориентироваться в пространстве. У детей 2 младшей группы закрепить знания о геометрических фигурах, учить классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру. У детей средней и старшей группы закреплять знания о цифрах и умение соотносить цифру с количеством.
    Материал.
    Фланелеграф, карточки с цифрами, геометрические фигурки, вырезанные из бумаги варежки с геометрическим рисунком, фигурка гномика, счётные палочки. Деревья из геометрических фигур, «полянка цифр», рисунок «ковра-самолёта» (см. приложение).
    Музыка по выбору воспитателя.
    Ход занятия.
    Воспитатель. Ребята, как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?
    (Ответы детей.)
    Наше путешествие сказочное, поэтому мы будем передвигаться на сказочном ковре-самолёте. Давайте его рассмотрим. (На ковре-самолёте нарисованы разноцветные геометрические фигуры)
    (Воспитатель задаёт вопросы по геометрическим фигурам на ковре-самолёте).
    Отправляемся в путешествие. Встаём в круг, берёмся за руки и произносим волшебные слова:
    Очутиться в новой сказке
    Мы хотим, мы хотим.
    На ковре, на самолёте
    Полетим, полетим.
    Вот мы и прилетели. Мы очутились в лесу геометрических фигур. (На фланелеграфе выставлены деревья из геометрических фигур). Назовите, какие фигуры вы видите?
    Посмотрите, кто нас встречает на опушке? Наш знакомый Гномик. Он приготовил для нас много игр.
    Первая игра называется «Собери фигурки на тарелочку».
    Воспитатель. Гномик гулял с друзьями в лесу, и они растеряли варежки.
    Игра «Найди свою пару».
    Задание: Силуэты варежек лежат на полу. Под музыку дети идут друг за другом. Музыка замолкает, дети берут одну варежку. Затем ищут свою пару.
    Воспитатель. Ничего не говорите, лишь руками покажите: «Высоко! Далеко! Низко! Близко! Слева! Справа! Широко! Узко!»
    (Дети 2 младшей группы уходят играть с варежками.)
    А мы продолжаем своё путешествие. И вышли мы с вами на поляну цифр. (На фланелеграфе полянка цифр.) Гномик предлагает вам отгадать загадки про цифры:
    (Загадываются загадки).
    Игра «Цифры перепутались».
    Задание: построить числовой ряд.
    Задание «Посмотри на цифру и отсчитай столько же палочек».
    Итог занятия: Гномик хвалит детей за работу.
    Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмёмся за руки и повторим волшебные слова:
    На ковре, на самолёте,
    Полетим, полетим.
    Очутиться в нашей группе
    Мы хотим, мы хотим.
    Подведение итогов.

    В разновозрастной группе при совпадении тем, занятия можно проводить и одновременно со всеми детьми, расчитывая его продолжительность на средний возраст, чтобы отклонение от нормы было незначительным:

    • Занятие по математике на тему «Квадрат заблудился», автор Дикунова Виктория.
    • Открытое занятие в разновозрастной группе детского сада «Правила личной гигиены» (Старшие дети участвуют в постановке сценок).

    Паспорт разновозрастной группы детского сада по ФГОС

    Паспорт разновозрастной группы в детском саду включает следующую информацию:

    • Образовательная программа.
    • Сведения о воспитателях.
    • Список группы.
    • Режим дня (отдельно летний и зимний).
    • Расписание занятий.

    Его можно представить на подобном стенде, для ознакомления родителей с режимом дня и программой занятий их ребёнка.

    Паспорт группы можно разместить на стенде

    Рабочая программа для разновозрастной группы детского сада

    При разработке рабочей программы для разновозрастной группы учитываются требования ФГТ и основной образовательной программы данного ДОУ. Можно воспользоваться рекомендациями программы «От рождения до года» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа должна быть нацелена на разностороннее развитие дошкольников, способствовала воспитанию нравственности и духовному развитию. Особенность программы в том, что она не устанавливает жёсткие требования по знаниям детей, делая упор на развивающем обучении.

    Основные цели программы для разновозрастной группы:

    • Обеспечение комфортных условий для нахождения в дошкольном учреждении.
    • Воспитание культурно-нравственных основ личности.
    • Создание условий для обеспечения психического и физического здоровья ребёнка и его дальнейшего развития в соответствии с возрастными и личностными качествами.
    • Подготовка к общению в современном социуме, к дальнейшему обучению.

    Примеры рабочих программ для разновозрастной группы:

    • Подробная программа для разновозрастной группы с перечислением видов деятельности по всем направлениям работы.
    • Рабочая образовательная программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы (2–7 лет) по ФГОС ДО, автор Сивцева Л.Е. В этой статье кроме самой программы, даётся подробный план работы на год для всей группы.

    Режим дня в разновозрастной группе детского сада

    Правильный режим дня для малышей способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. В условиях смешанной группы невозможно абсолютно точно выполнить санитарные нормы временного режима для каждого возраста. При включении в группу нескольких возрастов график распорядка дня ориентируется на средний возраст. Для смешанной группы с детьми от трёх до семи лет это — пятилетние дети. Всегда выполняется правило: работу с младшими и медлительными детьми начинают первыми, их первыми одевают на прогулку, первыми готовят ко сну, первыми начинают кормить (при необходимости еда подготавливается заранее — делится на кусочки котлета или рыба). Исключение составляет только пробуждение послеобеденного сна — первых поднимают старших детей. Такая последовательность действий сведёт затраты времени на ожидание своей очереди к минимуму.

    В предложенной таблице показан распорядок дня, учитывающий разницу в выполнении режимных моментов разных возрастных групп:

    Режим дня учитывает возрастные особенности детей

    Утверждённый режим дня группы, обязателен для выполнения педколлективом и детьми. Только в этом случае он становится воспитательным фактором и будет способствовать организации поведения детей, что для смешанной группы особенно важно.

    При организации функционирования разновозрастной группы возрастает роль младшего воспитателя. И дело не только в важности выполнения его основных обязанностей: уборка помещения, помощь в одевании и раздевании детей, раздача пищи, контроль работы дежурных, а при проведении занятий — контроль выполнения заданий одной из подгрупп. Необходима слаженная работа педагогов при выполнении каждого пункта режима дня группы. Это позволит организовать учебно-воспитательную деятельность детей в полном объёме и выполнить задачи, стоящие перед ДОУ,

    Отношение к организации разновозрастных групп в детских садах в последнее время изменилось. Если раньше такие группы создавались только в малокомплектных детских учреждениях, то теперь появилась тенденция формировать в ДОУ одновременно как одновозрастные, так и смешанные группы. Ребёнок, воспитывающийся в среде детей разного возраста, находится в более естественных и комфортных условиях, он быстрей развивается, ему проще входить в другую социальную среду, отличную от детского сада. И, хотя изменения только начинаются, возможно, в будущем,организация воспитательного процесса в ДОУ будет смещаться в сторону разновозрастных групп.

    Особенности речевого развития детей 2–4 лет

    Особенности речевого развития детей 2–4 лет

    Начиная со второго полугодия третьего года жизни речь ребенка становится понятной для окружающих вне конкретной ситуации и речевого контекста, а это свидетельствует о том, что после 2 лет 6 месяцев малыш овладевает необходимым минимумом речевых умений.

    Исследователи фиксируют качественный скачок в развитии речи ребенка в период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет. Показатели речевого развития детей, характерные для этого возрастного этапа, действительно значительны.

    Качественно меняется соотношение между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его «двигательным ответам» (малыш показывает нужный предмет, приносит названную взрослым игрушку и т. п.), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей его деятельностью, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

    Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Если у ребенка 2 лет он составляет примерно 300 слов, то к трем годам достигает уже 1000–1200 и более слов. На четвертом году словарь пополняется значительно медленнее и равномернее.

    На третьем году жизни дети часто используют глаголы. Активное употребление глаголов связано с совершенствованием умения общаться (дети начинают согласовывать друг с другом свои действия в игре). Кроме того, у ребенка формируется умение сопровождать речью свои действия. После 2 лет 6 месяцев в активном словаре возрастает количество прилагательных и наречий; широко представлены местоимения (личные и притяжательные). Все это помогает малышу словесно оформлять свои впечатления, делать простые обобщения, умозаключения.

    На разных этапах младшего дошкольного возраста заметны различия в речевой активности детей. Средняя речевая активность (количество самостоятельных высказываний ребенка за 30 минут игры) составляет 25–28 слов у детей 2 лет – 2 лет 6 месяцев, 70–80 слов – у детей 2 лет 6 месяцев – 3 лет, 110–115 слов – у детей 3 лет – 3 лет 6 месяцев (данные Г. Ляминой).

    На третьем году жизни ребенка начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой. Ученый-лингвист А. Гвоздев подчеркивал, что этот процесс особенно бурно протекает во второй половине третьего года жизни. Данные исследований свидетельствуют, что возраст 3–4 года, открывающий третий период формирования грамматического строя речи (по А. Гвоздеву), весьма незначительно отличается от возраста 2 лет 6 месяцев – 3 лет.

    Во втором полугодии третьего года жизни дети активно осваивают служебные слова (союзы и предлоги), необходимые для выражения синтаксических отношений. В их речи появляются сложные союзные предложения, количество которых на протяжении четвертого года жизни существенно не меняется.

    Для звукопроизношения детей в возрасте 2 лет 6 месяцев – 4 лет характерны общие особенности. В это время – «период усвоения звуков» (А. Н. Гвоздев) – наряду с правильным произношением звуков наблюдаются их искажение, пропуск, замена, смягчение.

    Известно, что каждый возрастной период детства имеет свои приоритеты. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.

    О том, что речь малышей 2–4 лет развивается полноценно, свидетельствуют следующие показатели:

    • в 2 года – 2 года 6 месяцев дети способны выполнять простые словесные поручения, воспринимать несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.); начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте;

    • у детей 2–4 лет хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и фразы (простые и более сложные);

    • в 3 года – 3 года 6 месяцев дети начинают активно стремиться к речевому общению со взрослыми, выражая с помощью уже имеющегося у них и интенсивно пополняющегося словарного запаса свои впечатления, мысли, желания;

    Читайте также:  Логопедическая зарядка по теме Домашние животные

    • дети с готовностью откликаются на предложение взрослого почитать им, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.

    Обеспечить необходимый уровень речевого развития детей педагогу поможет решение следующих задач:

    • интенсивное развитие понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения; организация развивающей речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных наглядных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение детям художественных текстов; пение с малышами песенок и т. п.);

    • целенаправленное развитие речи как средства общения посредством специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, игры, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.

    Эти общие задачи предусматривают решение частных задач, важных для речевого развития младших дошкольников.

    • Обогащение, уточнение и активизация словаря. Говоря об интенсивном количественном и качественном росте словаря, характерном для ребенка 2–4 лет, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

    – ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи;

    – узнает и называет предмет (действие, качество или др.) лишь в привычных для него словосочетаниях и условиях (ножницы нужны, чтобы стричь ногти );

    – понимает и правильно использует слова в любых доступных связях и отношениях.

    К трем годам в словарном запасе ребенка есть почти все части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия).

    • Помощь в овладении грамматической структурой речи (правильное употребление глаголов, падежных форм имен существительных (с предлогами и без них), различение форм единственного и множественного числа имен существительных, форм настоящего и прошедшего времени глаголов).

    • Воспитание звуковой культуры речи. У большинства детей 2–4 лет речь характеризуется общей смягченностью, недостаточно отчетливым или неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так, многие дети заменяют твердые свистящие звуки (з, с) мягкими (зь, сь), шипящие (ж, ш, ч, щ) – свистящими (з, с).

    Темпы овладения речью у детей разные. Одни малыши начинают говорить рано, другие, хорошо понимая речь окружающих, молчат. Если к концу третьего года жизни ребенок не начал говорить, необходима консультация специалиста.

    • Воспитание желания и потребности слушать произведения художественной литературы, рассматривать рисунки в книгах.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий (В. В. Гербова, 2009)

    Пособие адресовано работникам дошкольных учреждений, в которых есть разновозрастные группы детей 2–4 лет. Цель пособия – помочь воспитателям в планировании работы по развитию речи и приобщению детей к художественной литературе.

    Оглавление

    • От автора
    • Особенности речевого развития детей 2–4 лет
    • Особенности работы по развитию речи в младшей разновозрастной группе
    • Планы занятий

    Из серии: Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий (В. В. Гербова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    Особенности работы по развитию речи в младшей разновозрастной группе

    Анализ существующей методической литературы, наблюдения за поведением и самочувствием детей разного возраста, пробные занятия, на которых выявлялись варианты объединения детей разного возраста (2–4 года, 2–3 года, 3 года 6 месяцев – 4 года), показали, что в младших разновозрастных группах возможны совместные однотемные занятия. Они предполагают разный характер заданий для дошкольников с разным уровнем речевого развития.

    Совместные занятия с детьми 2–4 лет необходимо сочетать с занятиями по возрастным подгруппам, а также с индивидуальными формами работы в свободное от занятий время.

    Совместные однотемные занятия проводят, как правило, раз в неделю. Их продолжительность не должна превышать 15 минут. В настоящем пособии некоторые занятия имеют несколько вариантов. Воспитатель может выбрать тот, который сочтет наиболее целесообразным.

    Средняя продолжительность занятий с возрастными подгруппами – 6—10 минут (зависит от количества детей в подгруппе и сложности учебной задачи). Такие занятия организуются в удобное для воспитателя время. На них формируют речевые умения, особенно важные для того или иного возрастного периода.

    Естественно, своевременное и полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий, которая предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного материала: подвижные игры с использованием стихотворных текстов, хороводные и дидактические игры, игры-драматизации и др. Игры проводятся с небольшим количеством детей разного возраста в любое время дня (до завтрака, перед занятиями, перед прогулкой, на прогулке, перед полдником и т. д.).

    Один из важнейших факторов успешного овладения речью – общение старших детей с младшими. При доброжелательных отношениях в коллективе старшие дошкольники, подражая педагогу, обучают маленьких по собственной инициативе. Приведем пример.

    «Смотри, это бегемот. А это крокодил плохой», – говорит девочка, показывая картинки девочке помладше. Малышка закрывает крокодила ладошкой и что-то лопочет. «Не бойся, крокодил тебя не съест. Не дам!» – и юная учительница снимает руку девочки с картинки и решительно перелистывает страницу книжки.

    При каждом удобном случае следует предлагать кому-нибудь из старших детей проверить, как справился с заданием младший. При этом ребенок должен почувствовать уважение со стороны воспитателя, отношение к себе ка***омпетентному человеку, например: «Митя, если тебе не трудно и ты сейчас свободен, проверь, какие фрукты собрал Андрейка. Если он что-то напутал, не ворчи на него, а помоги исправить ошибки». Спустя какое-то время можно сказать: «Как дела? Спасибо тебе, Митя, за помощь!»

    Разнообразить общение с детьми помогают стихотворения, народные песенки и потешки, прочитанные к месту и ко времени. (В планах занятий даны стихотворения, которые сделают общение с детьми содержательнее в тот или иной отрезок времени: при умывании, приеме пищи, в процессе игры, на прогулке.)

    За завтраком (полдником) можно напомнить малышам потешку «Травка-муравка», на прогулке под текст соответствующей потешки попросить детей показать, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегут маленькие ножки (топ, топ, топ). Потешка «Ладушки, ладушки…» помогает воспитателю завязать с малышами разговор о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала их, чем угощала.

    Приведем еще несколько примеров того, как можно использовать стихотворения в ходе общения с детьми.

    Воспитатель наблюдает за играющими детьми. Затем говорит: «Ой, ребята, что-то Ванечку не вижу. Не украл ли его кто?» Дети смеются, говорят, что Ванечка здесь. «Подойди ко мне, дружок, – обращается воспитатель к мальчику. – Где же ты был?» Выслушав ответ, педагог обнимает ребенка и декламирует стихотворение Н. Пикулевой «Лисий хвостик»:

    Воспитатель отпускает от себя малыша, но остальные, уже поняв, что им предложена игра, то прячутся от педагога, то подбегают, радуясь возможности снова послушать стихотворение.

    Воспитатель баюкает куклу. Возле него собираются малыши. Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:

    Тихо. Тихо. Тишина.

    Кукла бедная больна.

    Кукла бедная больна.

    Просит музыки она.

    Спойте, что ей нравится,

    И она поправится.

    Дети поют песенки, используя и домашний репертуар.

    Пение и игра воспитателя на музыкальных инструментах (гитара, металлофон, пианино, балалайка, домбра и др.) очень благоприятно сказываются на настроении, поведении и развитии детей. Петь детям надо много и часто, не стесняясь своего исполнения. Музыкальные работники отмечают, что малыши, с которыми работают поющие воспитатели, заметно отличаются от сверстников. Они умеют слушать пение и игру на инструменте, без труда и с удовольствием подпевают взрослым. Поэтому не случайно в настоящем пособии дается подборка песенок с нотами (см. Приложение).

    Следует ежедневно читать детям произведения художественной литературы, как новые, так и уже знакомые.

    Очень важно наполнять жизнь детей интересными, нестандартными ситуациями, поэтому каждый раздел пособия, посвященный новому календарному месяцу, начинается с описания игр-сюрпризов. Их проводят, чтобы порадовать, позабавить, удивить детей, чтобы позже они могли рассказать о сюрпризе сотрудникам дошкольного учреждения, родителям.

    Организация игр-сюрпризов – часть работы по созданию в группе развивающей речевой среды. Многие игры помогут на достаточно длительное время занять одну подгруппу детей, пока педагог работает с другой частью группы.

    В планах занятий представлены задания и упражнения, которые дети готовы выполнять охотно и многократно, что, в свою очередь, обеспечивает необходимую эффективность обучения и оптимальную речевую плотность занятия.

    Рассмотрим подробнее разные виды заданий и упражнений:

    • чередование хоровых ответов детей с индивидуальными (малыши предупреждают кого-то об опасности; утешают, баюкают куклу и т. п.; при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Индивидуальных и хоровых ответов должно быть достаточно для того, чтобы малыши могли овладеть осваиваемым навыком. Так, например, куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, далее только мальчики, которые обещают не обижать ее, наконец, один ребенок, который предлагает спеть для нее, почитать и т. п. (5–6 индивидуальных приглашений). (Когда дети говорят хором, надо следить за тем, чтобы они не кричали);

    • задания, предполагающие ответ действием (найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то). Эти задания не только оживляют занятие, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют воспитателю выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка;

    • специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. Они вызывают у детей эмоциональный отклик, предупреждают утомление, способствуют формированию игровых умений и развитию творческих способностей;

    • разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов (русские народные песенки «Тили-бом!», «Заинька, походи…», «Ладушки, ладушки…»; рассказ К. Ушинского «Гуси» и др.). Слова в сочетании с жестом чрезвычайно важны для становления речевой и умственной деятельности детей. Жест наполняет слово конкретным содержанием. В занятия включены также народные игры, в процессе которых один ребенок (водящий) или несколько детей (договорившись между собой) показывают какое-то движение, а все остальные повторяют его. Особой популярностью у самых маленьких детей пользуется русская народная игра «Зеркало», а у детей постарше – игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»;

    • драматизации. Чаще всего их проводят на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. В процессе этих игр важно научить детей не только произносить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать его действия мимикой, жестами, движениями. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи;

    • вопросы и задания, побуждающие детей к самостоятельным инициативным высказываниям.

    Известно, что в работе с малышами эффективны занятия, которые или целиком проходят в форме игры, или значительная часть которых посвящена игре. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т. п.).

    В системе планирования занятий наиболее уязвимое звено – работа с самыми маленькими и самыми старшими детьми в группе. Малыши 2 лет – 2 лет 6 месяцев из-за возрастных особенностей не могут полноценно участвовать в совместных фронтальных занятиях. Вместе с тем у воспитателя нет времени провести все занятия по развитию речи, рекомендуемые для этого возраста. Однако, как показали исследования, дети этого возраста не только не отстают в речевом развитии, но и опережают сверстников из одновозрастных групп. Причин несколько. В разновозрастных группах детей моложе 2 лет 6 месяцев, как правило, бывает немного (от двух до пяти человек) и их опекает весь коллектив дошкольного учреждения. Малыши подражают речи и поведению старших по возрасту детей, наблюдая за их деятельностью и участвуя в совместных играх.

    С детьми 3 лет 6 месяцев – 4 лет необходимо проводить особую работу. Их нужно готовить к переходу в старшую разновозрастную группу. Рассмотрим основные направления этой работы.

    1. Развитие фонематического слуха. Упражнения, способствующие его развитию, вводятся во второй половине года. Детей учат различать на слух и называть слова с определенным звуком. Пока воспитатель отрабатывает с младшими детьми произношение какого-либо звука, дети 3 лет 6 месяцев – 4 лет самостоятельно выполняют более сложные задания, например, находят предметы (картинки, названия которых начинаются на определенный звук [1] ).

    С подгруппой четырехлетних детей следует отдельно проводить занятия по отработке трудных для произношения свистящих звуков. Занимаясь в маленьком коллективе сверстников, ребенок легче и быстрее осваивает звуки, а воспитателю проще планировать индивидуальные задания, отбирать речевой материал, определять, кто из детей нуждается в дополнительных занятиях.

    2. Подготовка детей к обучению рассказыванию. В ходе специальных занятий детей учат рассматривать сюжетные картины и игрушки в определенной последовательности. При этом беседу с детьми необходимо строить таким образом, чтобы основная тема делилась на микротемы, например: «Наша кукла очень симпатичная… Наша кукла – музыкальная игрушка». На каждое высказывание педагога, характеризующее игрушку, дети подбирают «доказательства». Воспитатель обобщает все, что говорилось детьми, в маленьком рассказе. Далее он повторяет рассказ, предлагая младшим дошкольникам договаривать отдельные слова и фразы. В заключение дети 4 лет рассказывают об игрушке самостоятельно (1–2 ответа). Как правило, дети нуждаются в помощи при переходе от одной микротемы к другой. Подсказывать им следует целую фразу, например: «Наша кукла очень красивая. Продолжай…»

    Итак, предложенная система работы по развитию речи у детей 2–4 лет включает:

    – индивидуальные занятия с детьми.

    В каждом месяце предусмотрено проведение 4 фронтальных занятий и нескольких занятий с возрастными подгруппами (их количество может быть разным).

    Предполагается, что фронтальные занятия будут проводиться со всей группой детей, но если есть необходимые условия, то их можно провести поочередно с двумя подгруппами малышей (при наличии спальни, раздевалки или любой другой свободной территории, где дети могут самостоятельно играть под присмотром взрослого).

    В настоящем пособии предусмотрено только четыре фронтальных занятия, в то время как «Программа воспитания и обучения в детском саду» (издание 5-е) рекомендует проводить 8 занятий в месяц с детьми 2–3 лет по развитию речи и приобщению к художественной литературе. Дело в том, что с детьми 2–3 лет нужно обязательно повторять занятия, на которых решаются новые программные задачи. Идеальная схема повторения материала – через 2–3 дня, затем – через неделю, потом – в конце месяца. Но схема может быть изменена, если педагог увидит, что материал усвоен или нужны дополнительные занятия для решения той или иной задачи.

    Воспитатель может повторять с детьми 2–3 лет как материал фронтальных, так и подгрупповых занятий.

    В заключение этого раздела приведем несколько советов педагогам, работающим в разновозрастной группе.

    • Очень важно приучать малышей положительно реагировать на просьбу воспитателя не шуметь, не греметь игрушками, разговаривать потише, пока он занимается с подгруппой детей. Позже надо обязательно поблагодарить малышей за соблюдение договоренности, объяснив, что их товарищам (младшим или самым старшим) удалось быстро и продуктивно позаниматься. При этом не следует читать детям нравоучения.

    • Разговаривая с ребенком, нужно проявлять выдержку и терпение. Если на вопрос не последовало ответа, следует повторить его и подсказать ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести слово или фразу.

    • Если занятие «не получилось» и этот материал важен для детей, необходимо повторить занятие, проанализировав причины неудачи (воспитатель не очень внимательно прочитал рекомендации к занятию; завысил требования к детям; взял слишком быстрый темп; неудачно разместил детей и др.).

    • От воспитателя зависит настроение и самочувствие маленьких детей. Следует почаще хвалить малышей, радоваться их успехам, вносить в жизнь детей что-то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.

    Читайте также:  Логопедическая зарядка по теме «Осень. Лес. Деревья. Грибы»

    Спокойное, терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого малыша – залог формирования добрых взаимоотношений у детей разного возраста. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослым. Чтобы ребенок знал, что им довольны, что у него все получается, воспитатель должен замечать его успехи на речевых занятиях (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе, воспроизвел движение).

    • Следует ежедневно индивидуально заниматься с детьми, испытывающими трудности в овладении родным языком. Организовать общение с ребенком помогут следующие пособия:

    – наглядно-дидактические пособия для детей 2–4 лет (Гербова В. В. Правильно или неправильно. Для занятий с детьми 2–4 лет. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2008; Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 2–3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008; Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 3–4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008);

    – разнообразные игры на развитие мелкой моторики рук.

    Оглавление

    • От автора
    • Особенности речевого развития детей 2–4 лет
    • Особенности работы по развитию речи в младшей разновозрастной группе
    • Планы занятий

    Из серии: Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий (В. В. Гербова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    Работа с разновозрастной дошкольной группой

    Хотите понять, каких взглядов на работу с детьми придерживается воспитатель, педагог или психолог? Просто спросите у него, в какую группу детского сада лучше отдать ребенка, скажем, четырех лет. В одновозрастную или в разновозрастную? Так как дополнительной информации в этой задачке нет, специалист начнет подсчитывать все плюсы и минусы, а фундаментом для этих размышлений станут его педагогические принципы.

    Сейчас многие передовые педагоги транслируют противоположные взгляды на этот вопрос, а щедрую порцию масла в огонь споров подливают наследники советских принципов воспитания. Вот мы и оказываемся в таком бурлящем пространстве идей, где кто-то кричит одно, кто-то – другое. Поэтому, отвечая на этот вопрос, кто-то скажет, что обучаться малыш должен только в группе одногодок. А кто-то уверен, что разновозрастная группа – это самое плодородное поле для взращивания самых красивых цветов, а также для других смелых экспериментов. Но обо всем по порядку.

    Что такое разновозрастная группа?

    Разновозрастная группа – это группа детей внутри образовательного учреждения или какого-нибудь досугового центра, которые отличаются друг от друга возрастом, а также, как правило, уровнем предшествующей подготовки и интеллектуального развития. Если мы обратимся к истории, то увидим, что первоначально, когда педагоги начинали работать с разновозрастными группами, причина для этого была одна – экономическая. В маленьких городах или селах, где сложно собрать полноценную одновозрастную группу, намного легче объединить несколько одновозрастных мини-групп в одну большую, но разновозрастную. Внутри таких групп один педагог отдельно работал с каждой мини-группой, происходило разновозрастное общение, но не было разновозрастного обучения.

    Разновозрастное обучение – образовательная система, при которой программа строится таким образом, что разновозрастные дети изучают один и тот же материал, но старшие дети – более углубленно. Разновозрастное обучение также предполагает делегирование старшим детям некоторых педагогических задач: самостоятельно объясняя какие-то вещи младшим товарищам, старшие дети получают возможность «закрепить» изученный материал. Именно разновозрастное обучение лежит в основе современных разновозрастных групп.

    Независимые исследования разновозрастных групп

    В 1984 году американский психолог Доран Френч из университета Пердью провел интересный эксперимент, пытаясь понять, чем отличается социальное восприятие самих себя и окружающих у детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в одновозрастных и разновозрастных группах. Френч показал двум группам подборку фотографий, на которых были запечатлены самые обычные дети. Некоторые из детей на фотографиях были очевидно старше юных респондентов, некоторые – младше. Тогда исследователь попросил каждого ребенка из каждой группы присвоить детям с фотографий определенные роли, соотнести каждый портрет с ярлыком, на котором написаны какие-то качества. После этого в разговоре с психологом дети могли прокомментировать и объяснить свой выбор – это было важно для чистоты эксперимента.

    Что же удалось выяснить? Оказалось, что абсолютно все воспитанники одновозрастных групп, рассматривая фотографии старших детей, называли их «лидерами», говорили, что эти дети сильнее и умнее, что именно они должны быть ведущими во всех играх. Младшим же детям доставались ярлыки со словами «маленький», «слабый», «ведомый» и тому подобными. В разновозрастной группе результаты эксперимента оказались очень похожими, но все-таки с одним принципиальным отличием. Воспитанники разновозрастной группы в процессе распределения ролей и при последующем общении с психологом называли старших детей «помогающими», а младших – «нуждающимися в помощи». Этот эксперимент показал, что дети из разновозрастной группы воспринимали себя как часть социальной ячейки, смотрели на младших детей с ответственной позиции помощников, а при взаимодействии со старшими ребятами хорошо понимали, что у этих детей можно чему-то учиться. Это было не первое и не последнее исследование, автор которого пришел к выводу, что разновозрастная группа – это оптимальная среда для воспитания ребенка, если ваша цель – вырастить человека, который хорошо ориентируется в социуме, умеет действовать «на вклад» и стремится помогать другим. Цель, согласитесь, достойная.

    Преимущества разновозрастных дошкольных групп

    Но давайте договоримся сразу: единственного верного ответа на вопрос о том, какое устройство детского коллектива выигрышнее, нет. Просто нет. Под руководством чуткого и вдумчивого преподавателя в одновозрастной группе дошколята могут получить максимум и даже больше. При этом взрослому очевидно легче выстроить работу именно в такой группе: в помощь и одинаковый уровень развития детей, и мировой педагогический опыт, описанный во многих книгах. В разновозрастной группе педагогу предстоит столкнуться с определенными трудностями, но и преимуществ у этого формата – вагон и маленькая тележка. Например:

    • В разновозрастной группе младшие дети будут развиваться быстрее, ориентируясь на успехи старших участников.
    • Старшие дети в разновозрастной группе могут учиться ответственности, помогая младшим.
    • Участники такой группы получают ценный опыт общения с детьми, которые на три-четыре года старше или младше их самих. Этот опыт, часто недоступный для детей, у которых, например, нет братьев и сестер, очень важен для развития эмпатии и эмоционального интеллекта.
    • Разновозрастная группа – живая модель социального организма, в котором естественным образом происходит распределение ролей. Такое пространство может стать очень благоприятным для развития лидерских качеств в детях уже этого возраста, если, конечно, ведущий группы вовремя проведет грамотный анализ и работу.

    Кроме того, от педагога работа в разновозрастной группе требует неформального подхода, живого ума, чуткого сердца и быстрой реакции. А поэтому, если педагог успешно справляется с работой в разновозрастной группе, ему можно доверить многое. Вот только по-настоящему справляются далеко не все.

    Грамотная теория не всегда переходит в практику

    Самые «модные» образовательные стратегии, которые предполагают работу в разновозрастных группах, – это, пожалуй, Вальдорфская педагогика и педагогика Монтессори. Популярные принципы этих методик – индивидуальный подход, поощрение естественного развития, уважение свободы и выбора ребенка – косвенно оказали влияние даже на тех воспитателей, которые никогда не работали в Вальдорфских садиках, или на тех преподавателей, которые никогда не работали в школе Монтессори.

    Но как прекрасна ни была бы теория, она не всегда переходит в столь же прекрасную практику. Поэтому, пообщавшись с разными людьми, которые своими глазами видели, как проходит день в условном садике Монтессори, вы услышите как восторженные отзывы, так и критические замечания. К примеру, от критиков порой приходится слышать, что мягкий, «либеральный» подход оборачивается отсутствием в занятиях какого-либо подобия порядка, дисциплины и, как следствие, результатов для детей. А ведь они достойны самых лучших результатов.

    Но, как мы уже говорили, единственного правильного ответа нет. Это значит, что нет одного подхода, одной педагогики. Но каждый преподаватель, каждый воспитатель должен сам найти путь, следуя по которому, его или ее подопечные достигнут самых лучших результатов. А чтобы не заблудиться в процессе поисков, все-таки нужно уметь ориентироваться в дорожных знаках, то есть понимать, какие вещи обязательно должны осуществляться на практике, чтобы работа не завела в тупик.

    Симметрия и баланс: принципы формирования и требования к организации разновозрастных групп

    Как коллектив, состоящий из сотни русских и одного китайца, нельзя назвать интернациональным, так и группу, в которой преимущественное число одногодок разбавлено парой-тройкой младших или старших детей, нельзя назвать разновозрастной. При формировании такой группы необходимо соблюдать «возрастную симметрию»: внутри одной большой группы должно быть примерно равное количество сверстников. Допустим, в одной возрастной группе занимаются 7 трехлеток, 6 пятилеток и 5 детей семи лет. Такую группу вполне реально поделить на несколько мини-групп, внутри которых окажутся маленькие представители всех возрастов. Оптимальное количество детей в дошкольной группе – 15. Но при формировании группы важно понимать, что в целях безопасности на одного даже очень опытного педагога не должно приходиться больше 15 детей. То есть если в группе занимается, к примеру, 20 детей, с этой группой должны работать два взрослых человека.

    Педагогу, который только начинает работать с разновозрастной группой дошколят, предстоит хорошенько подумать об обустройстве среды, в которой проходят занятия, и о режиме дня. Впрочем, второе относится только к детским садам и другим местам, в которых дети проводят большую часть дня. С первым пунктом все понятно: в комнате для занятий должна быть мебель, которая подходит детям разных представленных в группе возрастов. Необходима комфортная и безопасная среда. Но что делать, если в одной детсадовской группе находятся дети с разными потребностями, которые привыкли к разному распорядку дня? Что если младшим детям требуется больше времени на еду и сон? В продумывании расписания внутригрупповых активностей нужно соблюдать баланс затраченного времени. Если младшим детям требуется больше времени на прием пищи, пусть они первыми отправляются на обед, в то время как старшие, обладая большими ресурсами усидчивости и внимательности, могут задержаться на 10-15 минут и продолжить заниматься. Если младшим детям нужно больше времени на дневной сон, возможно, первыми будить стоит старших.

    Продумывая расписание, можно прибегать к разным стратегиям балансировки затраченного времени. Определите своеобразную «сердцевину» каждого занятия, его основную смысловую часть. Ориентируйтесь на эту сердцевину – это именно та часть программы, на которой должны присутствовать все дети всех возрастов. В остальное время вы можете прибегать к принципу вариативности, заботясь о самочувствии и потребностях своих подопечных.

    Практические шаги в организации работы группы

    Теперь перейдем к обсуждению практических шагов, которые должны реализовываться в работе с разновозрастной дошкольной группой. Для педагогов это кирпичики, лежащие в фундаменте дальнейшей работы – успешной, творческой, вдохновляющей, неформальной и глубокой. Эти шаги актуальны как для организации занятий в детском саду, где дети проводят ежедневно большую часть дня, так и для работы с детьми в кружках, студиях и группах дополнительного образования, где малыши могут проводить всего один час в неделю.

    1. Деление на мини-группы

    Неважно, сколько детей в группе. Важно, чтобы половину общего времени они проводили в мини-группах, состоящих из 3-5 человек. Причем состав этих групп желательно постоянно менять, придерживаясь лишь одного правила: в каждой группе должны оказаться разновозрастные дети. Почему? Представьте себе комнату, а в комнате – 20 детей дошкольного возраста, которым дали полную свободу, не привлекая их ни к какой организованной активности. Что они станут делать? Каждый будет играть в одиночестве, или вся маленькая двадцатка быстро приступит к одной игре? Очевидно, ни то и ни другое. Вполне естественно, что некоторые дети вообще не пожелают взаимодействовать с другими, а все остальные разделятся на небольшие группки. Но по какому принципу они разделятся? Часто дети без опыта взаимодействия со старшими или младшими друзьями выбирают в напарники по игре сверстников. А разновозрастная группа – это очень ценная возможность получить опыт совершенно другого взаимодействия. При регулярном делении большой группы на мини-группы у ведущих-педагогов будет возможность посмотреть, как каждый ребенок проявляет себя в разных компаниях, в разных ситуациях.

    2. Активности для всей группы и повторяющиеся ритуалы

    Итак, допустим, мы освоили первый шаг, и маленькие участники уже выполняют игровые, творческие и другие практики в мини-группах. Но от этого большая группа существовать не перестала, она по-прежнему остается живым социальным организмом. Мы можем это понимать, потому что прочли об этом в учебнике или почерпнули из собственного богатого жизненного опыта. Но дошкольники только начинают обучаться социальному взаимодействию, и важно напоминать им о том, что каждый из них – маленькая частичка большой команды. И совершать эти напоминания лучше всего в игровой форме во время необходимых перерывов между основными занятиями. Придумайте простые игровые ритуалы, которые с удовольствием будут выполнять дети, и регулярно возвращайтесь к ним. К примеру, дети только что закончили рисовать в мини-группах, и всей группе необходимо вместе переместиться в соседнюю комнату для игры. Сделайте минутную паузу, во время которой малыши вместе повторят простое стихотворение или совершат несколько хорошо знакомых всем физических упражнений. Такой простой прием поможет создать дисциплину и привнести в расписание упорядоченность.

    3. Индивидуальное общение

    Как бы ни были распределены роли внутри детского коллектива, главным лидером группы всегда остается взрослый ведущий. Поэтому катастрофически важно, чтобы каждый ребенок каждый раз получал порцию индивидуального и искреннего внимания. Опытный педагог всегда держит в голове, с кем из детей он уже пообщался лично, а с кем – еще нет. При этом речь вовсе не о длинных беседах тет-а-тет, а о маленьких деталях, из которых строится прочная связь наставника и ученика: о личных вопросах, о словах поощрения, об улыбке, о разных мимолетных формах вербального и невербального контакта.

    4. Обучение, творчество, игра

    Главная цель абсолютно любых дошкольных занятий, курсов, кружков – развитие в детях внимательности, усидчивости и стремления к познанию. Мало кто не согласится, что идеальное обучение – это приятное, интересное, игровое, ненасильственное обучение. Дети дошкольного возраста могут сохранять внимание на одном объекте или занятии в течение разного времени. В разновозрастной группе нужно учитывать возможности всех детей и на каждую отдельную форму деятельности выделять средний показатель комфортного времени. Допустим, в одной группе занимаются дети четырех лет, которые могут заниматься чем-то одним в течение двадцати минут, и шестилетки, которые сохраняют внимание более получаса. В таком случае ведущему группы стоит проконтролировать, чтобы участники занимались чем-то одним не дольше двадцати пять минут, а после этого переходили к другой форме.

    Формула успешного занятия: обучение + игра + творчество. Опытный преподаватель должен уметь совмещать эти формы в одном занятии. Допустим, вам необходимо изучить вместе с группой дошкольников названия основных цветов и их оттенки. Пусть занятие будет состоять из мини-лекции и чтения вслух тематической сказки, активной игры и рисования или лепки из пластилина. Если на каждую форму выделять выбранное комфортное время, занятие пройдет максимально комфортно и полезно для маленьких участников.

    Эти четыре правила работы с разновозрастной группой помогут начинающим преподавателям организовать работу с детьми. Но стоит помнить, что любая практика всегда идет дальше теории, поэтому многие опытные преподаватели воплощают в своей работе и другие эффективные принципы, которых очень и очень много.

  • Ссылка на основную публикацию