Особенности работы логопеда с онкопациентами

Особенности работы логопеда с онкопациентами

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Приоритетная задача учителя-логопеда в работе с детьми с аутизмом – формирование и совершенствование языковых средств и формирование возможности использования речи как инструмента коммуникации.

Статья:

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Термин «аутизм» был введен швейцарским психиатром О.Блейлером.

На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась:

по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.

АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ

В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается редко,

5-7 случаев на 100 человек.

Почему АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ?

«Людьми дождя” их звали задолго до одноимённого фильма. Было замечено, что в большинстве своём аутисты очень любят смотреть на дождь – только без грозы, грома и молнии. Для примера: все “нормальные” люди, когда хочется побыть наедине, тоже к дождю неравнодушны.

Аутисты “наедине” всегда.

болезнь или гениальность?

Большинство аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя у каждого конкретного аутиста уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс.

К слову сказать, в США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» – аутисты.

Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди.

Расстройства аутистического спектра – это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи.

Приоритетная задача учителя-логопеда в работе с детьми с аутизмом – формирование и совершенствование языковых средств и формирование возможности использования речи как инструмента коммуникации. На сегодняшний момент данное заболевание недостаточно изучено, а широкий спектр проявлений затрудняет его диагностику. Очень важно, как можно раньше выявить у ребенка аутизм и скорректировать навыки общения еще до поступления в школу.

В общепринятой практике коррекционная работа с аутичными детьми проводится рядом специалистов: логопедов, дефектологов, психологов. Такое комплексное взаимодействие приводит к положительному результату. Если педагоги знают закономерности развития аутичных детей, то они могут многому научить их. При коррекционной работе с аутичным ребенком необходимо учитывать его возрастные особенности (настоящий возраст, соответствующий развитию, а не дату рождения), чутко дозировать нагрузку приспосабливая ее к внутреннему миру ребенка. Сам коррекционный процесс с ребенком с аутизмом начинается с установления контакта тактильного и вербального. В связи со специфическими психическими особенностями детей с аутизмом, установление контакта происходит весьма длительное время. Как правило, аутичный ребенок вначале никак не реагирует на инструкции, задания логопеда, предложенные игры. Но постепенно можно переходить к тактильному контакту с ребенком: пробовать взять его руки в свои, погладить пальчики. При этом, попробовать проговаривать слова какой-либо потешки или детской песенки.

Если это вызывает сопротивление, игру следует прекратить, а на следующем занятии вновь предпринять попытку тактильного контакта. Если игра не вызывает отторжения, мы ее включаем в занятие и используем длительное время, не оставляя попыток ввести новые игры. Разученные игры должны включаться и в домашние занятия с ребенком родителями.

Начиная занятия с ребенком с аутизмом не нужно стремиться к быстрому установлению контакта, чтобы не испугать его. Учитель-логопед находится как бы на расстоянии, предлагая ребенку задания и игры с учетом его желания. Если игра не вызвала отклика, то заменяем ее на другую. Запас различных вариантов игр и заданий в арсенале педагога всегда должен быть наготове. На первых этапах в построении занятия мы следуем за ребенком, его желаниями и предпочтениями. Если ребенок отказывается заниматься за столом, мы предлагаем попробовать на ковре, но при этом пытаемся привлечь его внимание к столу, оставляя там заинтересовавшие ребенка игрушки, картинки и другие вещи с прошлых занятий. Есть вероятность, что малыш подойдет к столу и даже сядет на стульчик. При любом негативном отношении аутичного ребенка к заданию, игре или игрушке, их сразу стоит отложить. Но в следующий раз мы опять пробуем вновь ввести их. При спокойной, доверительной обстановке и постепенном привыкании у ребенка исчезнет страх, чувство скованности, он будет легче принимать новую ситуацию.

Для самых первых игр лучше всего выбрать различные пирамидки, матрешки, кубики, рамки-вкладыши, простые конструкторы, объемные буквы, цифры. С таким игровым материалом ребенок способен играть длительное время и с большим удовольствием. Если у ребенка что-либо не получается, педагог тактично и очень ненавязчиво подсказывает или оказывает необходимую помощь. Ход игры мы сопровождаем речью. Голос при этом спокойный, негромкий, убаюкивающий.

Одна из значительных трудностей в работе с ребенком с аутизмом – это установление вербального контакта. Очень редко у таких детей наблюдается полноценная речь. Чаще всего это монотонные звукоподражания. В связи с этим, все усилия учителя-логопеда направлены на развитие речи как средства коммуникации.

Как показывает опыт, для достижения эффективности в логопедических занятиях с ребенком с аутизмом, необходимо продумать четкий план занятия и следовать ему. Данное условие способствует уверенности и спокойствию ребенка. Даже небольшие отклонения от плана могут вызвать бурную негативную реакцию. Особенно на первых порах, когда контакт с ребенком еще только налаживается. Очень хорошо себя зарекомендовали в этом плане картинные варианты предстоящих заданий. Данные картинные планы, по мере их выполнения, можно убирать или переворачивать обратной стороной к ребенку. Главное, чтобы подобных заданий было немного, особенно на первых этапах. Постепенно можно пробовать добавлять новые карточки-задания. Если реакция на их введение негативная, откладываем карточку до следующего занятия. Данный процесс может пройти быстро, а может и затянуться на несколько месяцев. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Если у ребенка совсем отсутствует речь, то на первых этапах работы, важно добиться какой-либо голосовой реакции на стимул, то есть преодолеть речевой барьер. Мы используем самые разнообразные пособия: игрушки, картинки, предметы-заместители. Простейшие звукоподражания (самолет летит: У-У-У! птичка поет: ИИ-И! волк рычит: Ы-Ы-Ы! стиральная машина гудит: Н-Н-Н! ежик фырчит: Ф-Ф-Ф!) будут способствовать накоплению активного словаря у ребенка на первом этапе логопедической работы с ним. Обязательным условием, которое будет способствовать эффективности логопедической работы на данном этапе, является многократное повторение одного и того же речевого материала. Всякое проявление речи следует поощрять и постараться избегать слов «скажи», «повтори», так как на эти просьбы у ребенка уже могла выработаться негативная реакция. Учитывая, что у детей с аутизмом снижена подражательная речевая деятельность, нужно стремиться создать такие условия, при которых у малыша возникла бы потребность произнести самые элементарные звуковые комплексы.

От простейших звукоподражаний постепенно пробуем переходить к более сложным: девочка заблудилась: АУ! малыш плачет: УА! ослик кричит: ИА! собачка ест: АМ! девочка спит: БАЙ! и т.п.

Накопив достаточное количество звукоподражаний можно переходить к произнесению простейших слов, а затем и простейшим фразам.

В качестве примера хочется выделить игры на подражание, которые я активно использую в работе с детьми с аутизмом:

1. Игра «Покажи нос»

2. Игра «Что пропало»?

3. Игра «Сделай, как я»

Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра длительна во времени. Глубина аутистических расстройств не позволяет учителю-логопеду сразу приступить к развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией необходима предварительная работа по установлению контакта с ребенком, развитию понимания обращенной речи. Как показывает опыт работы – начальному этапу логопедической работы с детьми с РАС важно уделить особое внимание и время. И при этом сделать все, чтобы у ребенка формировался интерес – это один из важных показателей эффективности логопедической работы.

На всех этапах работы для логопеда часто более важно сформировать у

ребенка желание общаться чем добиться усвоения учебного материала.

Аутичный ребенок нуждается в строго расписанном распорядке дня.

Логопедическая работа отличается от традиционной в виду специфичности речевых расстройств. В работе с аутичными детьми не всегда применимы традиционные логопедические приемы.

Особенности поведения ребенка-аутиста.

-не смотрит в глаза,

-не играет со сверстниками,

-не испытывает радость,

-не нуждается в контакте и общении с окружающими,

-повторяет одни и те же слова или предложения,

-выполняет одни и те же механические движения,

-играет только с определенными игрушками,

-общается только с одним членом семьи,

-избирателен в еде.

Рекомендации по работе с детьми – аутистами

-взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому,

-принимайте его таким какой он есть,

-придерживайтесь определенного режима дня,

-соблюдайте ежедневные ритуалы,

-не повышайте голос и не издавайте громких звуков,

-все общение и обучение вести через игрушку, значимую для ребенка.

Особенности логопедической работы с аутичными детьми

Елена Сафонова
Особенности логопедической работы с аутичными детьми

МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок»

(с использованием компьютерной презентации)

«Особенности логопедической работы с аутичными детьми».

Учитель – логопед

Сафонова Елена Геннадьевна

• Определение понятия аутизм.

• Практическое ознакомление с особенностями логопедической работы с аутичными детьми.

• Выяснение трудностей в работе логопеда с ребенком с синдромом Каннера

• Ознакомление с этапами работы логопеда.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация.

Что такое аутизм?

Аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а так же ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трех лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относятся к расстройствам аутистического спектра. Аутизм – это тяжелое нарушение развития, которое сохраняется на протяжении всей жизни.

Актуальной проблемой отечественной коррекционной педагогики продолжает оставаться создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом. Тот факт, что и в России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляет специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом. Синдром аутизма нередко входит в состав сложного дефекта, где играет роль не меньшую, чем другие нарушения, — например, интеллектуальная, речевая, двигательная недостаточность. Это связано с тем, что нарушения коммуникации как таковой являются основным препятствием для развития всех психических функций, даже при их потенциальной сохранности. Мы остановимся на некоторых аспектах работы с детьми с тяжелыми и осложненными формами аутизма.

У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и очень часто именно логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития аутичного ребенка и скоординировать семью для дальнейших действий.

Напомним, что основные симптомы задержки и искажения речевого развития различаются в зависимости от группы аутизма.

Так, у детей первой группы мы наблюдаем почти полное отсутствие внешней речи. Редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта, позволяют предположить, что он понимает речь хотя бы частично.

Для речи детей второй группы характерны эхолалии, есть также небольшой набор стереотипных коротких фраз, либо полученных ребенком в какой-то аффективной ситуации. У детей второй группы есть стереотипные просьбы и обращения, в которых глагол используется в инфинитиве («Сок пить», «Дать печенье», а о себе ребенок говорит во втором или третьем лице («Саша будет рисовать»). Но часто такие дети предпочитают обращаться и просить не обычным образом, а криком или просто стремятся подвести взрослого к нужному месту и ткнуть его руку в интересующий их предмет.

Читайте также:  Правильная речь - ступень к успешному обучению в школе

Дети третьей группы, обладают развернутой литературной речью, но при этом почти не способны к диалогу, не слышат собеседника, хотя цитируют целые страницы любимых книг или рассуждают на любимую тему.

У ребенка четвертой группы мы встречаемся с тихой, нечеткой речью и эхолалиями, иногда отсроченными во времени. Такой ребенок просит и обращается, как правило, с помощью речи, но пересказ для него труден.

При работе с детьми с диагнозом РАС, РДА нельзя говорить только лишь о коррекционном воздействии, как все привыкли понимать работу логопеда. Коррекция – значит исправление; но невозможно исправлять звукопроизношение или начинать работу по улучшению лексико – грамматических навыков, если нарушены именно коммуникативные особенности речи ребенка.

Основные задачи логопедической работы при аутизме:

• установление эмоционального контакта с ребенком;

• выяснение уровня контактности ребенка с незнакомым человеком (т. е. логопедом)

• первичное обследование речи (ее понимания);

• обучение понимания речи;

• обучение экспрессивной речи.

Логопед осуществляет первый шаг первичной диагностики – наблюдение за ребенком. Этот метод дает возможность составить первичные представления про объект наблюдения или проверять исходные положения, связанные с ним. Поэтому методу наблюдения отводится определяющая роль в поиске критериев дифференциальной диагностики.

С целью выяснения картины целостного развития ребенка логопед может использовать диагностической карту, разработанную К. С. Лебединской и О. С. Никольской. Исследуя сферу общения, логопеду необходимо обратить внимание на визуальный контакт, особенности комплекса оживления, узнавание близких, формирование привязанности к близким людям, реакцию на нового человека, контакт с детьми, отношение к физическому контакту, реакцию на словесные обращения, отсутствие отклика на имя, избирательность ответных реакций на речь, отсутствие адекватного жеста, поведение в одиночестве, отношение к окружающему, “отсутствие” дифференциации одушевленного и неодушевленного.

Большинство логопедических методик остаются не приспособленными для диагностики уровня речевого развития детей с аутизмом, когда основное внимание следует уделить обследованию понимания речи и ее коммуникативного использования. Описание логопедического обследования и коррекционной работы, построенной на методических основах прикладного поведенческого анализа мы можем увидеть у С. С. Морозовой в разделе «ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ И НАВЫКАМ ОБЩЕНИЯ».

Направления логопедической коррекции при аутизме.

1. Обследование понимания речи (импрессивиая речь).

В первую очередь, понимание ребенком речи обследуется в спонтанной ситуации. Изучают, понимает ли ребенок высказывания, которые содержат аффективно значимые для него слова. Что имеется в виду? Путем наблюдения или в беседе с родителями выясняют, что ребенок любит, что является для него особенно значимым.

Затем проверяют,выполняет ли ребенок словесные инструкции: а) в контексте происходящего; б) вне контекста происходящего. В первом случае ребенка просят сделать что-либо в русле того, чем он занят. Например, если он играет с железной дорогой,можно сказать: «Поставь вагон на рельсы».

Во втором случае ребенку дают инструкции, не связанные с тем, чем он занят,например: «Подойти сюда», «Дай кубик» и т. п. При обследовании понимания инструкций следует избегать помощи (например, жестов) для получения более точной информации. Инструкции должны предъявляться в разных контекстах и ситуациях.

Если поведение ребенка изменится видимым образом — например, он повернет голову в сторону говорящего или подойдет к нему, можно предположить, что он хотя бы частично понял высказывание.

Во время наблюдения за спонтанным поведением ребенка фиксируются различные вокализации и звуки внегортанного происхождения. Обращается внимание на наличие спонтанного подражания различным звукам, словам; выражение требований или отказа; фиксируются эхолалии; отмечаются собственные спонтанные высказывания ребенка.

После наблюдений за ребенком, они могут быть неоднократными, логопед начинает выстраивать план работы. Для этого он составляет индивидуальную программу, где фиксирует свои этапы работы.

2. Развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий, сюжетное рисование). Логопед, участвующий в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с аутизмом, должен научиться осуществлятьэмоционально-смысловой комментарий как необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи.

Перед тем, как начать обучение, надо проанализировать весь спектр речевых навыков, имеющихся у ребенка. Обучение начинают с наиболее простых для него навыков; степень сложности определяется индивидуально.

Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи»). Эти инструкции понадобятся для обучения пониманию названий предметов.

3. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи).

• При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую мы должны восстановить и развить. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми (первая группа либо смешанный случай с признаками как первой, так и второй группы).

4.Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях:

• Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого.

• Такое непроизвольное подражание может стать предпосылкой подражания произвольного – звукового, а затем и словесного.

5. Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции.

• В подходящий момент игры, когда удалось сосредоточить внимание ребенка на своем лице, можно, например, состроить гримасу удивления, конечно, с подходящим комментарием. Вообще, нам важно добиться того, чтобы неговорящий ребенок как можно чаще смотрел на наше лицо, на рот именно в тот момент, когда мы что-то произносим. Этого мы добиваемся с помощью физических ритмов, ритмов движения ребенка. Эта работа занимает очень много времени. В большинстве случаев это длится до полугода.

6. Формирование навыков экспрессивной (активной) речи

• Данный этап начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.

• Выбирать звуки и артикуляционные движения следует индивидуально, предпочтительно использовать те из них, которые встречаются в спонтанном поведении ребенка.Примеры артикуляционных движений: открыть рот, показать язык, почистить зубки, надуть щеки, подуть и т. п.

Изучение полученных результатов работы педагогов-практиков показало, что особая речевая терапия является одной из важнейших в коррекции аутистического поведения, эмоционального и психического недоразвития у детей с ранним детским аутизмом.

Список использованной литературы.

1. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

2. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. — М. : Теревинф, 2006.

3. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма.

Презентация к докладу «Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью» Доклад;”Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью” Проблема воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью на.

Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена.

Особенности логопедической работы по коррекции связанной речи у дошкольников с задержкой психического развития Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов.

Особенности логопедической работы с дошкольниками при общем недоразвитии речи Особенности логопедической работы с дошкольниками при общем недоразвитии речи (ОНР). Следует отметить важнейшую задачу логопедической работы.

Особенности работы детского психолога с детьми «группы риска» Учащиеся “группы риска” – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

Особенности работы с детьми 5–6 лет в процессе формирования конструктивных умений Особенности работы с детьми 5-6 лет в процессе формирования конструктивных умений на основе обучения приемам нетрадиционного прикладного.

Особенности работы с одаренными детьми Особенности работы с одаренными детьми. Все мы родом из детства. Дети растут, развиваются, превращаются в самостоятельных взрослых. Детская.

Консультация «Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста» Статья: “Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста”. При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо.

Особенности использования театрализованных игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в.

Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста . Сологуб Елена Николаевна. В настоящее время все больше молодых матерей отдают своих маленьких детей в детские ясли. Очевидно, что этот.

Особенности работы логопеда с детьми с расстройствами аутического спектра

Полное отсутствие речи или ее нарушения – один из признаков расстройства аутического спектра. Поэтому все дети с РАС нуждаются в занятиях с логопедом. Мы расскажем, как правильно выстраивать работу с такими клиентами.

Что такое расстройства аутистического спектра (РАС)?

Под расстройствами аутического спектра понимают общее нарушение развития, при котором ребенку трудно взаимодействовать с людьми, выстраивать социальные связи. У детей с РАС ограничен круг интересов, они часто повторяют одни и те же действия, не распознают и не чувствуют эмоции окружающих. Все это ведет к трудностям в социализации, а иногда и к полной ее невозможности без длительной коррекционной работы.

Какие нарушения речи сопровождают РАС?

В работе логопеды чаще всего сталкиваются со следующими проблемами, присущими детям с аутизмом:

  • мутизмом – полным отсутствием речи;
  • эхолалиями – повторением сказанных окружающими людьми слов, фраз;
  • использованием слов и фраз-штампов;
  • фонографичностью речи, то есть запоминанием и воспроизведением слов, фраз, даже целых стихотворений, песен и отрывков прозаических текстов без понимания их смысла;
  • неспособностью вести диалог, отсутствием обращений даже при развитой монологической речи;
  • поздним появлением в речи личных местоимений и неумением их правильно использовать (например, ребенок может говорить о себе «ты», а о других «я»);
  • автономностью речи – общением ребенка на «своем» языке, который строится по отличным от языка взрослых принципам;
  • проблемами с семантической стороной речи: использованием неологизмов, сужением или расширением смыслового наполнения слов и т. д.;
  • нарушениями в произношении звуков;
  • нарушениями связности речи, неумением строить словосочетания, предложения;
  • неправильной постановкой ударений, проблемами с интонацией и т. д.

Основные этапы логопедической работы

Из-за глубины и сложности РАС работа логопеда с детьми с аутизмом не может начинаться без предварительной подготовки, в которой участвуют специалисты разных профилей. Педагоги, психологи, дефектологи принимают активное участие и в дальнейших этапах логопедической коррекции. И, конечно, в процессе участвуют родители или опекуны.

Предварительный этап обучения

Сначала нужно установить с ребенком эмоциональный контакт. За эту задачу отвечает психолог. Он развивает способности к контакту с людьми, формирует первоначальные навыки социального взаимодействия. Когда ребенок начинает идти на контакт с окружающими, в работу постепенно включается учитель-логопед. Сначала он просто присутствует на занятиях с психологом, а затем начинает общаться с ребенком.

Этап формирования первичных учебных навыков

Логопед и психолог продолжают формировать у ребенка навыки взаимодействия со взрослыми, но уже в более формальных ситуациях. Его учат работать за столом, использовать разные материалы, выполнять задания. При этом учитываются интересы и предпочтения ребенка, каждое действие сопровождается эмоционально-смысловыми комментариями. Важно, чтобы на этом этапе ребенок научился выполнять простые просьбы, в том числе «дай» и «покажи». Без этого не получится, к примеру, познакомить малыша с названиями предметов на карточках.

Этап обучения пониманию речи

Перед тем, как начать работать над речевыми навыками ребенка, логопед анализирует текущий уровень их развития. Специалист продумывает не только процесс обучения речи, но и процесс переноса каждого навыка в повседневную жизнь. Поэтому в первую очередь обучают тем словам, которые используются в жизни ежедневно. После знакомства с названиями предметов ребенок учится понимать названия простых движений, действий. Для этого используются картинки, фотографии, наглядные примеры.

Читайте также:  Практикум для родителей по обучению грамоте

Этап обучения экспрессивной речи

Когда у ребенка появляются начальные навыки понимания речи, его можно обучать экспрессивной речи. Начинают работу с подражания звукам и артикуляционным движениям. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова.

Если у ребенка есть нарушения в строении речевого аппарата, в том числе вторичные, возникшие из-за многолетнего молчания, стоит задействовать артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Клинический логопед

Логопеду часто приходится использовать в своей работе различные методики для достижения результата. Часто они сочетают в себе медицинский и педагогический аспект.

В учреждениях здравоохранения в основном работают клинические логопеды. Эти специалисты помогают восстановить речь у взрослых или сформировать её у детей с тяжёлыми нарушениями речи, ликвидировать патологии глотания и жевания, скорректировать поведение и обучаемость ребёнка.

Поэтому у многих сложилось впечатление, что логопед, работающий в медицинской сфере, является врачом.

Это не так, потому что логопед – это в первую очередь педагог. Но в процессе своей коррекционной работы логопедам приходится сталкиваться с пациентами (детьми, подростками и взрослыми), у которых есть медицинские проблемы. Чтобы их решить, важна комплексная работа логопеда с целой группой других специалистов – хирургов, неврологов, отоларингологов, психиатров и т.д.

В результате этого сформировалась относительно новое направление – клиническая логопедия. Чтобы соответствовать всем требованиям, специалист должен обладать хорошей теоретической базой и практическими навыками в таких направлениях, как:

  • Центральная нервная система: анатомия и физиология.
  • Виды заболеваний ЦНС.
  • Основы клинической и нейропсихологии.
  • Методы логопедической реабилитации, в том числе лиц с заболеваниями мозга.
  • Логопедический массаж.

А также постоянно проходить повышение квалификации по данным дисциплинам.

Где учат на клинического логопеда?

Обучением специальности «Клинический логопед» занимается несколько высших учебных заведений, при этом все они являются педагогическими. Наиболее известны московские МПГУ и МГПУ, а также РГПУ им. Герцена, расположенный в Санкт-Петербурге. В каждом из этих университетов есть дефектологические факультеты, которые занимаются обучением этих специалистов.

После окончания обучения, дипломированный логопед может выбрать 3 направления своей дальнейшей деятельности – социальная защита, педагогика и медицина. Собственно, те, кто выбирает медицину и становятся клиническими логопедами. Критерии диагностики и коррекционной работы постоянно меняются и совершенствуется, поэтому специалист должен оставаться в курсе последних тенденций. Поэтому крайне важна переподготовка клинического логопеда, которая позволяет ему совершенствовать свои навыки и умения.

Какими знаниями должен обладать клинический логопед?

Профессиональные клинические логопеды должны разбираться с самыми различными вопросами. Вот основной перечень знаний, которые необходимы специалисту в его работе:

  • Анатомия ЦНС. Он должен разбираться, как именно устроен спинной и головной мозг. Также важно понимать степень выраженности нарушений в зависимости от локализации поражения и других факторов.
  • Физиология ЦНС. Основные особенности разных временных промежутков развития нервной системы. Понимание того, какие отделы мозга за какие функции отвечают.
  • Особенности заболеваний ЦНС. Основные особенности патологий, что именно приводит к их развитию. Необходимо знать, как именно заболевания ЦНС проявляют себя у лиц разного пола, возраста и т.д.
  • Основы клинической психиатрии. Особенности состояния психики при разных заболеваниях и состояниях.
  • Нейропсихология. Основная информация о межполушарных взаимодействиях, понимание основ нейрореабилитации.
  • Дизартрия. Формы и степени проявления. Методики коррекционной работы при различных формах дизартрии.
  • Ринолалия. Изучение нарушения звукопроизношения и голосообразования по причине дефектов функционирования и строения речевого аппарата. Основная классификация. Основные методики коррекционной работы.
  • Логоневроз. Понимание специфики заикания, степени проявления и формы. Основные способы работы с лицами разного возраста.
  • Афазия. Классификация, основные стадии и формы. Методики логопедической работы в зависимости от вида афазии.
  • Логопедический массаж. Основные виды массажа. Использование техник логопедического массажа при различных нарушениях речи. Инструментарий и его обработка.
  • Этические моменты. Специфика общения специалиста с детьми, с разными типами пациентов, а также с родителями детей.
  • Понимание юридической стороны вопроса, основных законов, касающихся его деятельности. Порядок заполнения документов и т.д.

Список достаточно большой, поэтому крайне важна правильная подготовка специалиста. Помимо обучения, нужно проходить профессиональные логопедические курсы для повышения своей квалификации.

Клинический логопед: обучение должно быть непрерывным!

Логопеду часто приходится работать на стыке двух наук: педагогики и медицины. Поэтому некоторые до сих пор считают логопедов, работающих в медицине, врачами. На самом деле это не так. Логопед — педагог. Но, работая в лечебном учреждении, ему приходится чаще контактировать с детьми, имеющими медицинские проблемы. Решать их в тесном сотрудничестве с докторами: невропатологами, хирургами, реабилитологами. В результате образовалась относительно новая специальность — клиническая логопедия. Она требует от педагога максимальной собранности, большой ответственности и непрерывного повышения собственной квалификации.

Обучают клинических логопедов несколько вузов

Все они педагогические. К самым известным относятся МГПУ (Москва), МПГУ (Москва), РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург). В каждом из них имеются дефектологические факультеты, занимающиеся подготовкой клинических логопедов. После получения диплома, логопед имеет право выбрать одно из трёх направлений: педагогика, соцзащита, медицина. Те, кто выбрал медицину и становятся клиническими психологами. Их диагностическая работа основывается на клинико-педагогической классификации речевых нарушений. Учитывая постоянные изменения диагностики и методов лечения, клиническому логопеду необходимо и самому постоянно совершенствовать свои навыки и умения, быть в курсе всех изменений.

Знания, которые необходимы клиническому логопеду

Анатомия центральной нервной системы (ЦНС). Как устроены головной и спинной мозг. Когда какие отделы формируются. Степени выраженности нарушений в зависимости от объёма поражений и места локализации поражения.

Физиология ЦНС — какие отделы мозга за что отвечают. Особенности разных периодов развития нервной системы. Типичные возрастные проблемы, относящиеся к нормальному развитию и отклонению от него.

Проявления заболеваний центральной нервной системы. Как развиваются и что приводит к их появлению. Характерные особенности. Изучаются основные нозологии, такие как черепно-мозговые травмы, онкологические заболевания мозга, болезни Альцгеймера, Паркинсона, Пика, нарушения мозгового кровообращения. Следует знать особенности проявлений у мужчин и женщин, детей и взрослых, престарелых.

Основы клинической психиатрии. Эпилепсия и шизофрения. Особенности психики при разных заболеваниях и состояниях. Изменения психики под влиянием алкоголя, наркотиков, других токсичных веществ.

Раздел нейропсихологии. Основные данные о функциональных блоках мозга и межполушарных взаимодействиях. Изучение основ нейрореабилитации как у детей, так и у взрослых.

Ринолалии. Изучение нарушения голосообразования и звукопроизношения вследствие дефектов строения и функционирования аппарата речи. Как вести коррекционную работу с речевой и неречевой симптоматикой. Классификации и методы лечения в соответствии с ними.

Заикание (логоневроз). Что представляет собой это речевое расстройство, его формы и степени. Нарушения речевые и неречевые. Основные техники устранения заикания как у детей, так и у взрослых.

Дизартрия. Её формы и степени проявления. Механическая и функциональная дизартрия, речевые и неречевые проявления. Основные направления коррекционной работы у лиц разного возраста.

Афазия. Основные формы, классификация, стадии. Особенности работы логопеда при разных видах афазии: эфферентной и афферентной, семантической и акустико-мнестической.

Реабилитация людей после сосудистой патологии (инсультов, инфарктов). Программа восстановления речи в зависимости от стадии процесса. Длительность реабилитации и ключевые моменты для самоконтроля. Рекомендуем почитать книгу профессора Визель Татьяны Григорьевны “Как вернуть речь: Инсульт и нарушения речи, афазия, дизартрия”

Логопедический массаж. Основные виды. Инструменты для логомассажа. Применение при различных заболеваниях и нарушениях речи.

Вопросы этики и деонтологии в логопедической практике. Порядок общения с разными пациентами, детьми и их родителями или законными представителями.

Актуальная документация в работе клинического логопеда. Требования и законы. Порядок заполнения. Проведение периодической сертификации и вопросы повышения квалификации.

Логопед для взрослых

Логопед работает не только с детьми, но и с взрослыми. Дефекты речи стараются исправить в дошкольном или школьном возрастном периоде, но иногда они сохраняются и в более старшем возрасте. Существуют речевые нарушения, свойственные только взрослым людям. В таких случаях обращаются за помощью к логопеду.

  • Виды нарушений и их этиология
  • Когда взрослые обращаются к специалисту
  • Куда обращаться
  • Особенности диагностики
  • Отличия взрослой логопедической практики от детской
  • Особенности коррекционной работы при разных нарушениях
  • Длительность занятий и возможный результат
  • Стоимость логопедических услуг для взрослых людей

Некоторые считают, что речевые недостатки нельзя исправить в более зрелом возрасте. Но при правильно составленной коррекционной работе специалист может их скорректировать. Взрослым людям нужно приложить больше усилий для коррекции, потому как неправильное произношение закреплялось долгое время. Но методики, подобранные с учетом индивидуальных особенностей, и квалифицированный специалист помогут скорректировать речь.

Виды нарушений и их этиология

В старшей возрастной категории встречаются не все виды дефектов речи. Чаще всего это неправильное произношение определенной группы звуков. Обычно к логопеду взрослые обращаются с просьбой исправить картавость или неправильное произношение звука Р. Реже – с нарушениями произношения свистящих, шипящих.

Этот дефект может быть проявлением стертой формой дизартрии, на которую не обратили внимание в детском возрасте, или это результат неправильной коррекционной работы.

Еще одна группа речевых нарушений, с которыми обращаются за логопедической помощью, – расстройства голоса и дикции. Они могут проявляться в:

  • нарушениях силы голоса (слабый, слишком громкий);
  • расстройствах тембра − у голоса назальный оттенок (гнусавое звучание);
  • ускоренном или замедленном темпе речи;
  • нечетком произношении звуков.

Причиной перечисленных расстройств является неправильная работа органов артикуляции или особенности их анатомического строения.

Более сложное речевое нарушение – заикание. Коррекция этого дефекта может занять длительное время, поэтому необходимо комплексное воздействие логопеда, невролога. Взрослым людям может понадобиться помощь психолога. Часто человек с заиканием стесняется своего дефекта и переживает, если после первых занятий нет заметного результата. Причины заикания:

  • появление судорог в артикуляционном аппарате во время речи;
  • несформированное речевое дыхание;
  • особенности нервной системы;
  • испуг.

При работе с заикающимися людьми важно создавать ситуацию успеха, объяснять важность и цель каждого занятия.

Еще одно сложное речевое нарушение – афазия, или распад речи. У человека сформированы речевые средства, но из-за органического поражения центров коры головного мозга возникает дефект произношения и понимания речи. Это может быть вызвано травмами головы или инсультом. В этом случае логопед заново учит человека общаться и составлять высказывания.

Реже к специалисту обращаются люди, имеющие дислексию и дисграфию – расстройства процессов чтения и письма. Обычно это клиенты, стремящиеся повысить свой уровень грамотности. Ведь ошибки при чтении и письме не всегда связаны с трудностями освоения грамматики. Логопед поможет скорректировать эти недостатки письменной речи.

Когда взрослые обращаются к специалисту

Если ребенка приводят к логопеду родители, или его речевое развитие обследуют в детском саду или школе, то взрослые люди самостоятельно обращаются за консультацией. Исключение – это афазия, потому что причины появления данного нарушения серьезные, ее лечат в медицинских учреждениях, где оказывают комплексную помощь.

Взрослые могут обратиться к логопеду, если человек:

  • стремится повысить качество своей речи;
  • выступает часто на публике или взаимодействует с людьми;
  • чувствует психологический дискомфорт из-за своего недостатка.

Основная задача специалиста – мотивация пациента к совершенствованию речи, создание ситуации успеха. Специалист уточняет причину, по которой взрослый человек обратился к нему за помощью, чтобы найти к нему подход, повысить эффективность коррекционной работы.

Куда обращаться

Некоторые полагают, что логопед работает только в детском саду, школах и развивающих центрах. Но система логопедической помощи есть в некоторых медицинских учреждениях. Взрослые люди чаще всего обращаются именно в поликлиники, медицинские центры.

Можно записаться на консультацию в развивающий центр. Но не все чувствуют себя комфортно, занимаясь в месте, где находится большое количество детей. Для улучшения дикции взрослые люди записываются на специальные курсы по ораторскому искусству или сценической речи.

Если вы решили воспользоваться услугами частного специалиста, который будет заниматься с вами на дому, обязательно проверьте наличие у него диплома, подтверждающего его квалификацию.

Особенности диагностики

Логопед беседует с клиентом, спрашивает, имелись ли у него проблемы с речью в детские и школьные годы; занимался ли он со специалистами. Поэтому взрослому человеку нужно подготовиться к консультации, пообщаться с родителями, чтобы больше узнать о своем речевом развитии в раннем возрасте. Такой подход поможет логопеду точнее определить речевое нарушение и причины его появления.

Читайте также:  Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста

Специалист смотрит на анатомическое строение органов артикуляционного аппарата и его работу. Затем просит выполнить задания на удержание определенной артикуляционной позы, дает динамические упражнения. Обращает внимание на сформированность речевого дыхания.

Логопед проверяет состояние произносительной стороны речи:

  • правильно ли человек произносит все группы звуков;
  • оценивает силу, тембр голоса;
  • смотрит на общее состояние дикции.

Проверяется работа фонематических процессов (умение различать звуки в речевом потоке, владение навыками звуко-буквенного анализа), сформированность слоговой структуры.

При афазии, расстройствах письменной речи логопед проверяет импрессивный и экспрессивный словарь; сформированность грамматического строя, связной речи. Особенность диагностики пациентов с афазией – определение сохранности речевых компонентов. Ведь именно на их основе будет строиться коррекционная работа.

При заикании логопед обращает особое внимание на психологическое состояние человека и деятельность моторной сферы. Одно из главных направлений работы при коррекции этого речевого расстройства – нормализация мышечного тонуса. Поэтому специалист оценивает общую и пальчиковую моторику.

При дисграфии, дислексии логопед проверяет письмо и чтение. Проверка в этом направлении включает следующие задания:

  • письмо под диктовку;
  • списывание;
  • чтение с использованием разных шрифтов;
  • написание буквы на разных сторонах и частях листа;
  • объяснение смысла прочитанного.

Существует несколько форм дисграфии и дислексии, обусловленных различными причинами. Необходимо сделать полное логопедическое обследование, чтобы определить точную этиологию и подобрать подходящие упражнения для коррекции.

Отличия взрослой логопедической практики от детской

Логопедическая работа со взрослыми имеет несколько важных отличий:

  • Продолжительность коррекционной работы, ее эффективность во многом зависят от заинтересованности, целеустремленности пациента.
  • Логопедические занятия проводятся в форме беседы – специалист не использует в работе игровые приемы.
  • На уроках применяют сложные методики, не подходящие для детской практики.
  • Особенности речевых нарушений – у взрослых они имеют длительный устойчивый характер. Поэтому исправление даже одного звука может повлиять на качество связной речи.

Перед началом занятий логопед должен четко ставить цель, объяснять для чего выполняется упражнение. Часто при работе со взрослыми людьми используют диктофон, чтобы наглядно продемонстрировать успехи коррекционной работы. Создание ситуаций успеха позволяет повысить результативность занятий.

Особенности коррекционной работы при разных нарушениях

При исправлении речевого дефекта нужно учитывать этиологию их появления. Устранив причину нарушения – вы устраните сам дефект. Структуру занятий логопед составляет после результатов диагностики.

  • При нарушении звукопроизношения основной упор делают на артикуляционную гимнастику, формирование речевого дыхания. Логопедическая работа в этом случае состоит из подготовительного этапа, постановки, автоматизации звука, дифференциации. Еще одно важное направление – работа над фонетико-фонематическими процессами.
  • При расстройствах голоса, тембра и дикции в занятия включают артикуляционную и дыхательную гимнастику; выразительное чтение, произнесение фраз с разной высотой голоса; проговаривание скороговорок с четким произношением звуков.
  • При заикании ведут работу по следующим направлениям: нормализация мышечного тонуса; формирование речевого дыхания; артикуляционная гимнастика; формирование коммуникативных навыков; создание речевых шаблонов для определенных ситуаций; коррекция темпо-ритмической стороны речи.
  • Коррекционная работа при афазии зависит от ее формы. Основная задача логопедической работы – это возвращение умения пользоваться речевыми компонентами.
  • При дисграфии и дислексии структура занятий зависит от формы нарушения. Упор делается на коррекции моторной сферы. Если необходимо, проводится работа над произносительной стороной речи, фонетико-фонематическими процессами или формированием оптико-пространственных представлений.

От правильно подобранных методик зависит результативность занятий. Также логопед дает задания на дом, чтобы взрослый человек мог закреплять полученные навыки.

Длительность занятий и возможный результат

Продолжительность коррекционной работы зависит от структуры речевого дефекта. Даже с легким нарушением занятия могут длиться несколько месяцев, потому что иногда возникают затруднения на этапе автоматизации в связной речи. При работе со взрослыми людьми немаловажную роль играет их целеустремленность, заинтересованность в совершенствовании речи.

Для большей эффективности объясните близким клиента важность логопедических занятий. Их поддержка окажет большую помощь в коррекции. Прогноз исправления дефекта зависит от его сложности и правильности подобранных методик.

Стоимость логопедических услуг для взрослых людей

Цена зависит от региона, квалификации специалиста, но в среднем стоимость составляет 1 400 рублей за 30-40 минут. В некоторых медицинских учреждениях по направлению от врача занятия с логопедом могут быть бесплатными.

Конечно, взрослый человек может попробовать самостоятельно исправить свою речь. Но логопед правильно определит причину появления дефекта, подберет подходящие коррекционные методики. Не нужно считать, что заниматься с логопедом можно только детям: и у взрослых есть возможность сделать речь грамотной и красивой.

Конспект логопедического речевого праздника для учащихся начальной школы VIII вида [Мы любим родной язык и изучаем его]

1. Дифференциация понятий о грамматических категориях языка.

2. Развивать мыслительную деятельность и умение замечать слова и ориентироваться в их значениях.

1. Обогащение словаря через овладение учащимися лексическими и морфологическими нормами родного языка, путём сравнения, противопоставления и выяснения значения слов и словосочетаний.

1. Воспитывать заинтересованное отношение к значению и употреблению слов в родном языке.

Оборудование: Стенд со словами, относящимися к разным частям речи, опорные карточки, сюжетные картинки к многозначным словам, картинки с изображением домашних животных и птиц.

1 ведущий: — Здравствуйте, ребята!

2 ведущий: — Добрый день! Взрослые!

Логопед: — Здравствуйте все. Начинаем речевой праздник «Мы любим родной язык и изучаем его».

1 ведущий: — Сегодня мы вспомним всё, что знаем о словах.

2 ведущий: — В жизни и труде люди общаются с помощью речи.

1 ведущий: — Все, что сделано, построено и посажено человеком — завод, дом, школа, сад — это всё сначала было задумано.

2 ведущий: — Потом выражено в словах и только после этого построено и посажено.

1 ведущий: — С помощью слова люди объединяются и дружат.

2 ведущий: — В школе мы тоже общаемся словами.

1 ведущий: — Все мы любим и изучаем родной язык.

Логопед: — Сегодня на утреннике мы вспомним: правила речи, пословицы о языке, будем стараться чётко и правильно говорить, вдумываться в значения слов и покажем, что мы знаем, что слова разные, каждое имеет свой смысл и значение.

Мы будем играть в речевые игры со словами. А комиссия будет оценивать ваши ответы. В конце утренника активные получат призы.

Появляется заяц с книгой.

Заяц: — Ребята! Я зайка-незнайка из вот этой книжки. Вы любите заниматься по ней? (Да). Помогите мне вспомнить пословицы о языке.

3 класс: — Язык мой — друг мой.

– Человек без речи, что птица без крыльев.

– Кто читает, тот много знает.

– Хорошее слово согревает, плохое — морозит.

– Хорошую речь хорошо слушать.

Заяц: — Спасибо, ребята!

Ученица: — Зайка-незнайка, а правила речи ты знаешь?

Заяц: — Знал, но забыл.

Ученица: — Какой ты зайка-незнайка забывчивый. Ладно, мы тебе поможем.

4 класс: — Все звуки и слова надо говорить правильно.

– Следует ясно произносить окончания слов.

– Необходимо соблюдать ударения в словах.

– Речь должна быть понятна.

– Говорить надо нормально не быстро и не медленно.

– Каждый ученик должен помогать товарищу говорить правильно.

Заяц: — Спасибо, ребята !

Логопед: — А ребята первого класса расскажут нам стихотворение о правилах речи.

– Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Ученица: — Зайка, а ты знаешь, что обозначают слова?

Ученица: — Точно знаешь?

Заяц: — Это знает каждый ученик и я тоже. Слова обозначают предметы, действия, признаки.

Ученица: — Зайка, да ты хороший ученик.

Логопед: (показывает на стенд) — Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы Кто? Что?

– Слова, которые обозначают действия, отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?

– Слова, обозначающие признак предмета, отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое?

– А чтобы употреблять эти слова правильно в речи, нужно знать их значения. Среди слов обозначающих предметы, действия, признаки есть слова-друзья, которые имеют одинаковое значение, слова-враги, которые имеют противоположное значение, слова- родственники, слова-многозначные, имеющие много значений, и
добрые слова, от которых становится тепло и радостно на душе у человека.

Заяц: — А играть мы сегодня будем? Я очень люблю играть в разные игры!

Ученица: — Да, Зайка, сейчас мы будем играть в речевые игры со словами.

Ведущий логопед: l) — Даже животные и птицы умеют произносить слова. Ребята 0 (нулевого) класса нам расскажут об этом.

Поочередно с места поднимается ребёнок, показывает картинку с изображением домашних животных и птиц.

Ответ: — Корова умеет говорить слово My… и т.д.

Логопед: – 2) А ребята первого класса назовут нам добрые слова и найдут им место на стенде.

Ребята зачитывают слова парами спасибо-благодарю и т.д. и располагают эти слова на стенде.

Логопед – 3)- Ребята 2 класса найдут нам слова-родственники:

слову сад (садовод, садовник, посадки);

слову свет (светить, светлый, светло);

слову час (часы, часовщик, часовой);

слову цветок (цветы, цветник, цветной).

На стенде предметные картинки с подписью слова, обозначающего её (сад, свет — свет от фонарика, цветок, часы), учащийся находит родственное слово и размещает его на стенде.

Ребёнок читает слово и говорит: «Слово садовник родня слову сад».

Логопед:4) Ребята 3, 4 класс. Для вас игра «Разложи слова и объясни, что они обозначают».

На стендах таблички слов, обозначающих предметы, признаки, действия с вопросами; на столиках слова парами с антонимами и синонимами. Задание: взять по 6 пар слов и расположить их на стенде соответственно части речи.

Ответы участников: Кто? Врач. Кто? Доктор. Эти слова обозначают предметы. Имеют одинаковое значение. Поэтому эти слова-друзья и т.д. (За правильные ответы даются фишки).

Зайчиха: — Зайка, где ключ?

Зайчиха: — Как в лесу? Он же на гвоздике висел.

Зайка: — Как родник может висеть на гвоздике?

Зайчиха: — Да не родник, а дверной ключ. Где он?

Зайка: — Я его в ключе потерял, т.е. утопил.

Ведущий логопед: — Мама зайчиха и зайчик не могут понять друг друга, потому что слово ключ многозначное. Мама спрашивала зайку о металлическом ключе, а зайка говорил о ключе (роднике), бьющем из-под земли. В русском языке много многозначных слов, вот некоторые из них.

На стенде под табличкой «Многозначные слова» слова: ключ, овсянка, ручка, лисичка, лук, коса, кран, плитка, каток, норка, язык.

Ведущий логопед: — Игра «Объясни значение слова».

Ребята, на столике предложения с многозначными словами. Найдите предложения со словом овсянка. О какой овсянке, ручке и т.д. говорится в предложениях?

На стенде многозначное слово, а рядом несколько предметов, обозначающихся им: каша в тарелке (овсянка), крупа (овсянка), птица овсянка и т.д. На столике расположены полоски с предложениями. Задание: найти предложение об этом предмете (показ птицы овсянки) и т.д.

Ответы: (зачитывает предложение ученикам) — В этом предложении говорится о птице овсянке (и показывает на предмет)…

Ведущий логопед: — Молодцы ребята! Вы хорошо играли в речевые игры. Следили за своей речью, были внимательны, различали слова и правильно называли их значения. И наш утренник заканчивается. Помогали вести праздник (каждый участник называет свою роль Ф.И.)

Итог: — Все участники и ведущие праздника потрудились на славу. Показали, что они знают, что обозначают слова и какое они имеют значение. И надеемся, что эти знания помогут вам правильно понимать слова при чтении и употреблении их в речи.

Удачи вам в изучении родного языка!

Сорокина Н. И., учитель-логопед.
Криковцова М.П., учитель-логопед.

Ссылка на основную публикацию