Особенности психологической готовности к школе детей с ОВЗ

Особенности психологической готовности к школе детей с ОВЗ

Библиографическая ссылка на статью:
Мещерякова М.В. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/08/6981 (дата обращения: 07.02.2019).

Поступление в школу – это переходный период для каждого ребенка, а для ребенка с ОВЗ особенно. Трансформируется положение, в котором он существовал, приобретая при этом кардинально новую роль в обществе, у него формируются другие отношения как со сверстниками так и со взрослыми. Указанные специфические условия жизни и деятельности ребенка предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям. Обучающийся должен ответственно относиться к учебе, сознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Поэтому проблема подготовленности детей к обучению в школе во все времена была очень актуальной среди исследователей психологии, педагогики и физиологии.

Большое внимание особенностям психологической готовности к школьному обучению уделяется в научных трудах Л.И. Божович (1998), Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова (1991), Н.Г. Салмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадрикова (1999, 2001), Д.Б. Эльконина (1981, 1989), А. Анастази, Я. Йирасек и других; изучением вопросов школьной адаптации занимались такие ученые как А.О. Зоткин, С.А. Беличева, И.А. Коробейников, Г.Ф. Кумарина, М.М. Безруких, Т.В. Дорожовец, Г.М. Чуткина и другие.

Несмотря на разные подходы к проблеме формирования подготовленности детей с ОВЗ к школе указанные авторы полагают, что процесс обучения влечет за собой развитие, поэтому обучение возможно начать, когда задействованные в нем психологические функции еще не созрели[1]. Они признают и тот факт, что эффективность школьного обучения будет только в том случае, когда учащиеся обладают качествами необходимыми и достаточными для начального этапа обучения, которые в последующем развиваются в учебном процессе.

На современном этапе имеется изрядное количество разных подходов по решению проблем психологической готовности детей к школе, но многие разработки содержат утверждение – к моменту поступления в школу ребенок должен достигнуть определенного уровня интеллектуального, речевого и личностного развития, что приведет к успешной адаптации ребенка в 1 классе[2].

У детей с ОВЗ обычно наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, памяти, внимания, мышления, развития личности.

Так, клинико-психологическая структура развития личности у детей с нарушениями слуха и зрения содержит несколько одинаковых признаков: пониженный фон настроения, астенические черты, тенденции к аутизации, формирование невротических свойств личности. Поэтому, на первоначальном этапе работы с указанной категорией детей, прежде всего непременно надо проконсультироваться с врачами, узкими специалистами. Так же следует определить конкретные цели, которые необходимо достичь в процессе обучения. Таким образом, перед началом обучения ребенка следует обследовать и составить трехэтапную программу обучения: на первом этапе ребенку объясняют, что он должен сделать; на втором – оказывают ту или иную помощь (по необходимости); на третьем – создание ситуации успеха и поощрения за выполнение задания.

Для того чтобы создать детям ситуацию успеха, необходимо: предлагать детям более разнообразные короткие задания, чередуя их с разнообразными видами деятельности; начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха; новые более трудные задания нужно сочетать с уже известными заданиями, более легкими; в программу обучения следует включать развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций. Принципиально важно чтобы и в семье ребенка сохранилось единство и согласованность всех требований к ребенку с ОВЗ. Различные подходы могут вызвать эмоциональный стресс у детей. Уменьшение же требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье должно быть сведено к минимуму.

Требование организации охранительного режима, оказывает щадящий и в то же время укрепляющий нервную систему ребенка эффекты. Так как формирование необходимых привычек происходит медленно, то соблюдение режима освободит родителей и детей от ненужных усилий по их отработке.

Вся деятельность детей с ОВЗ должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. Предметы окружающего мира познаются в разных ситуациях: на рисунке, в книге, в процессе рисования, лепки, ручного труда. Так, например, в процессе игры с ребенком взрослым следует комментировать его действия, повторять фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).

Многие дети с ОВЗ обладают повышенной чувствительностью к музыке. Это можно использовать для общего эмоционального тонуса ребенка, для развития его речи: петь с ним песенки, разучивать стихи, сказки, с обязательным объяснением их смысла.

Работая с детьми с ОВЗ необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким ступенькам.

При обучении детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта необходимо учитывать, что внимание у детей данной категории неустойчивое, привлекается только внешним видом предмета. Следовательно, необходима частая смена видов деятельности.

По мере взросления ребенка количество времени на каждый вид деятельности увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается. Следующий принцип – повторяемость программного материала. Повторение одних и тех же заданий должно происходить в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. На этой основе у детей возникают более обобщенные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Важным условием организации занятий оказывается игровая форма занятий.

Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Из практики известно, что для проведения интересной непосредственно образовательной деятельности необходим разнообразный обучающий материал.

Способ решения данной проблемы — это использование в работе с детьми современных информационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности образования[3].

Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности. Это новый подход к использованию информационно — коммуникационных технологий в работе с детьми[4].

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников[5]. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

1) дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

2) глубже постигаются понятия числа и множества;

3) быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве:

4) тренируется эффективность внимания и память;

5) воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

6) развивается воображение и творческие способности;

7) развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления[6].

Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Таким образом, вопрос о формировании готовности к школе детей с ОВЗ имеет огромное значение не только с научной точки зрения, но и с практической.

Работа по формированию готовности к школе у детей с ОВЗ должна проводиться совместно учителями-дефектологами, психологами и логопедами. Она может быть организована:

– на специальных занятиях;

– во время занятий по развитию речи;

– вне специальных занятий: во время свободного общения детей с педагогами и сверстниками, во время игр и т.д.

Работа по развитию готовности детей с ОВЗ должна осуществляться по следующим направлениям:

– развитие умения контролировать свои эмоции;

– развитие умения доводить начатые задания до конца;

– формирование познавательных и личностных мотивов общения;

– предложение ситуативности в контактах со взрослыми;

– стимулирование активности дошкольников;

– развитие навыков речевого общения и нормативного речевого поведения.

Применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с ОВЗ и значительно повысить эффективность образовательной деятельности.

Организованная таким образом работа по формированию у детей с ОВЗ готовности к школе позволит успешно обучаться в школе.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья

Алена Салтанова
Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья

Чаще всего под “людьми с ограниченными возможностями“‘ в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: “дети с проблемами”, “дети с особыми нуждами“, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “аномальные дети”, “исключительные дети”. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Комплексное изучение детей с ОВЗ показало, что одной из проблем у данной категории детей оказывается неготовность к школьному обучению по всем параметрам. Отмечается, что одним из основных признаков ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости – несформированность деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. По данным эпидемиологических исследований эти дети составляют 50% от числа детей, испытывающих трудности в обучении. Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы; в частности дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Дошкольники с ОВЗ характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

Несформированность интеллектуальной и личностной готовности к школьному обучению детей с ОВЗ зачастую усугубляется ослабленным общим физическим состоянием и функциональным состоянием их нервной системы, обусловливающим низкую работоспособность, быструю утомляемость и отвлекаемость.

Перечисленные выше особенности дошкольников с ОВЗ приводят к тому, что эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе. Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что нарушения у детей носят парциальный характер и могут поддаваться психолого-педагогической коррекции.

Значительный интерес представляет собой исследование психологической готовности к обучению детей с ОВЗ 7 лет, с которыми в дошкольном возрасте проводилась специальная коррекционно-развивающая работа.

Повышение уровня умственного и речевого развития младших школьников достигается всей системой их обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы.

Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться в рамках целостного подхода к развитию психических свойств ребенка.

В процессе обучения важно формировать у ребенка общеинтеллектуальные умения (анализ, сравнение, группировку, классификацию, общение, общедеятельностные умения (планирование, самоконтроль, самооценка, устную монологическую речь.

Достижение указанных целей возможно в том случае, когда учитель при организации обучения опирается как на знание общих возрастных и типологических особенностей развития этих способностей, так и на понимание индивидуальных особенностей каждого ученика. При этом индивидуальный подход к ребенку осуществляется на основе максимальной активизации его развития, т. е. развития тех функций и психических свойств, которые находятся на стадии формирования и которые могут быть реализованы ребенком только под руководством взрослого, в сотрудничестве с учителем, при его помощи.

Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является его хорошая дошкольная подготовка. Готовность к школе требует от ребенка в первую очередь достаточного уровня интеллектуального и речевого развития.

На начальных этапах школьного обучения не все дети имеют необходимый запас школьных знаний, навыков и умений, который способствует усвоению учебных программ.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ.

Этапы развития личности – это этапы постепенного включения ребенка в многообразные социальные отношения с одновременным формированием целостной и иерархиезированной структуры личности. Другими словами, в процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим.

Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития – естественного (биологического) и социального (культурного). Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка.

Таким образом, задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития ребенка могут быть нарушениями психофизиологической организации детского организма, так и отклонениями, в собственно культурном развитии ребенка.

Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и самим собой.

Отмечая отклонения в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте детей с ОВЗ, следует также иметь ввиду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет прежде всего складываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка.

Читайте также:  Совместная деятельность логопеда с детьми (ОНР-III, второй год обучения)

Особенности коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ имеют тягу к контакту с детьми, более младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

В результате неблагополучия межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности. В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвержения или неудач дети с ОВЗ реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти правильный выход из положения они не могут.

Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь общаться и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять контроль. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая готовность детей к школе определяется произвольностью, сформированностью всех психических процессов, личностных качеств развития. Все это выражает необходимость организации специальной коррекционной работы по повышению уровня их общего развития.

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно.

Методическая разработка Тема: «Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе» Обоснование. Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Развитие личностной и социально-психологической готовности детей к обучению в школе Занятие: “Ориентировка в пространстве” 1. Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по.

Развитие психологической готовности к школе детей 5–7 лет посредством игровых технологий Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае.

Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (МБДОУ № 22 “Сказка”, г. Сургут, ХМАО-Югра). Образовательная деятельность.

Значение и особенности организации игр с водой и песком для детей с ограниченными возможностями здоровья Несомненно, игры с песком и водой привлекают детей, доставляют им удовольствие. Детям нравится трогать песок, пересыпать его ручками или.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Детский сад компенсирующего вида второй категории для детей часто и длительно болеющих. Слайд 1

Вся деятельность опирается на нормативно-правовую базу. Слайд 3

В представлении Концепции модернизации российского образования министр образования А.Фурсенко говорил о предшкольном образовании, которое призвано решать задачи подготовки к школьному обучению и обеспечению мягкой адаптации в школе.

В литературе существует множество определений психологической готовностик школьному обучению, но мы придерживаемся определения Венгеров.

“Быть готовым к школе уже сегодня -не значит уметь читать писать и считать,

Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться!”Слайд 4

Готовность к школьному обучению – это сложное образование, которое предполагает высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Слайд 5

Важный аспект личностной готовности связан со взаимоотношениями ребенка и взрослого. Т.к. к концу дошкольного детства ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные ситуативные отношения с ним, но и на определенные нормы и правила.

Готовность к школьному обучению нельзя рассматривать однозначно,так как может быть развита интеллектуальная готовность ,но отсутствует мотивационная.

Ребенок может владеть навыками счета, чтения, но постоянно конфликтует с детьми, или огромное желание получать знания, но дома нет карандашей, пластилина, а ножницы по словам мамы опасны.

По статистике в начальную школу приходят дети с навыками счета, чтения, но при этом 10%- имеют проблемы с общением,

  • 40%- не развита мелкая моторика,
  • 60%- устная речь;

70% не сформировано умение организовать свою деятельность.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Слайд 6

  • Дети соматически ослабленные
  • ЧДБ (часто и длительно болеющие)
  • Ситуативно и временно болеющие
  • Дети-инвалиды

Структура заболеваний детей со второй группой здоровья Слайд 7

Структура заболеваний детей с третьей группой здоровья Слайд 8

Анализируя состояние здоровья детей можно сделать вывод, что необходима о комплексное сопровождение детей и работа всех специалистов ДОУ.

Основу организации образовательного процесса определяют следующие принципы

  • обеспечение двигательной активности;
  • разнообразные ,игровые формы обучения;
  • использование игровых ситуаций для создания эмоционально значимых ситуаций;
  • формирование детской группы, обеспечивающей чувство комфортности каждому ребенку;
  • взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей и их самостоятельной деятельностью.

При правильной организации сопровождения детей с ОВЗ дети легко внедряются в группы и быстро адаптируются.

Система подготовки к школе представлена взаимодействием всех сотрудников ДОУ и родителей Слайд 9

Каждый участник образовательного процесса работает над своей задачей

  • Воспитатель – всестороннее развитие личности;
  • Психолог – развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и умений;
  • Логопед – развитие речи и правильное звукопроизношение;
  • Инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель-развитие крупной моторики,восприятия, воображения,

Системам включает себя Слайд 10

  • индивидуальную диагностику;
  • групповую;
  • входную;
  • итоговую.

Методики Слайд 11

Результаты диагностики показывают, что готовность у разных групп детей разная,

самые высокие показатели вербальные и невербальные имеют дети с соматическими заболеваниями,(переболевшие за год 1-2 раза), принятые за группу “условно здоровые” низкие показатели имеют дети с неврологическими заболеваниями. Слайд 12

Когда мы говорим о вербальном показатели то имеем ввиду развитую речь осведомленность, умение находить сходство и различие предметов,

Сложным заданием для выполнения оказывается для детей графические диктанты и ориентировка на листе, поэтому проводиться работа по развитию мелкой моторики по средствам пластилина и глины, что помогает снятию эмоционального напряжения и утилизации агрессии.используются не простые дидактические игры, а коррекционные игры для развития сенсорных ощущений, арт -терапевтические методы также включены в занятия и ведут ребенка к познанию мира, дают возможность выражать свои чувства через рисунок и чувствовать себя комфортно.

Такие дети часто не могут сидеть на месте, выполнять какое-то задание, бывают плаксивы раздражительны, при неудаче обижаются, бурно реагируют.

Бывают и другие дети- боязливые, тревожные, боятся выполнять задания, заранее знают, что у них не получится .Такие дети плохо спят, возможны тики, ночное недержание мочи, выдергивание волос, кусание ногтей.

Нельзя сказать ,что родители не обращают внимание на подобное состояние ребенка. Часто они считают это плохой привычкой, капризами, вредным характером.

.Родители не понимают истинных причин, не всегда верно выбирают стратегию своего поведения и тактику воздействия на ребенка. А нарушение поведения связано не с характером, а состоянием здоровья ребенка.

Но рекомендации показать ребенка детскому неврологу или психиатру вызывает бурную реакцию и протеста и обиды. А если родители ведут ребенка на диспансеризацию перед школой, то с одной единственной целью- не сказать ничего, убедить себя и доктора в том ,что ребенок здоров. Часто родители спешат отдать ребенка в школу с шести лет, не учитывая психологические особенности ребенка и его состояние здоровья. И такой ребенок обречен на тяжелую адаптацию в школе, на целый комплекс проблем- и в результате на срыв здоровья.

Опыт нашей работы показывает, что уровень готовности к школьному обучению зависит от ряда факторов: слайд 13

  • состояния здоровья и лечения основного заболевания
  • системы работы ДОУ;
  • условий в семье и отношения родителей к ребенку.

Хочется отметить, что при комплексном сопровождении ребенка, т.е медицинском, педагогическом и психологическом каждый ребенок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Изучение психологической готовности к школьному обучению детей с ОВЗ.

Программа психолого-педагогического диагностирования включает следующие этапы:I. Изучение общих анамнестических сведений о ребенке. II. Диагностика состояния готовности ребенка к школьному обучению. III. Составление карты состояния готовности ребенка к школе. IV. Заключение об индивидуальных особенностях готовности ребенка к школе. V. Психолого-педагогические рекомендации.

Для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению составлена система методик, по каждой разработаны шкальные оценки в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет. Каждая методика представлена в соответствии с единым алгоритмом: 1) название методики; 2) автор методики или ее модификации; 3) назначение методики; 4) оборудование для исследования по методике; 5)инструкция для обследуемого; 6) процедура обследования, его продолжительность и форма проведения; 7) обработка результатов обследования; 8) шкальные оценки результатов; 9) возрастные нормы; 10) интерпретация результатов.

По каждой психологической позиции и по каждой методике разработана система определения уровня развития ребенка. Выделяется пять уровней по следующей значимости: 1 уровень – очень высокий; 2 уровень – высокий; 3 уровень – средний (норма); 4 уровень – низкий; 5 уровень – очень низкий (уровень педагогической озабоченности).

В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать внимание на ряд общих моментов.

Понимание ребенком инструкции. Характер деятельности при выполнении задания. Обратить внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью. Реакция ребенка на результаты, общая эмоциональная реакция на факт обследования. Нарушения речи фиксируются в процессе проведения психологического обследования.

Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должно быть по возможности краткими – экспресс-методиками, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка. Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным. Необходимо применять разные модификации в соответствии с возрастом детей и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры, т.к. дети не умеют описывать свои чувства, им легче их выразить в рисунках. После проведения первичного знакомства с ребенком, можно начинать собственно психодиагностическое обследование.

Мышление (4й лишний), причинно-следственные связи (нелепицы), соотношение мышления и речи (рассказ по картинкам), память (запоминание картинок), фонематический слух, эмоционально-волевая сфера (тест Люшера – Дорофеевой), волевая регуляция (монотонная деятельность, закрашивание кружков), исследование работоспособности (Модификация методики Озерецкова, вычеркивание фигур), изучение сформированности общих представлений и умений (рисование фигуры человека, срисовывание букв, точек), исследование мотивационной готовности ребенка к школе (диагностическая беседа) и др.

3. Требования ФГОС к ведению мониторинга развития ребенка в ДОО

На основе требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (п. 1.5., раздел 1 «Общие положения», по:

«обеспечению государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования … по построению вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребёнка, осуществляющегося … через оценку индивидуального развития детей»,

Пункт 3.2.3., ФГОС ДО раздела III. «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования», гласит:

«при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (поддержки ребенка, построения его образовательной траектории, профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Мониторинг отвечает задачам Стандарта индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей. Программа мониторинга отвечает экологическим принципам охраны и защиты прав ребёнка и его семьи, а также принципам конфиденциальности.

Мониторинг социокультурного развития ребёнка – дошкольника описывает социальный портрет ребенка на разных этапах его развития, даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития и скорректировать работу с группой воспитанников.

ФГОС ориентирует современное дошкольное образование на индивидуализацию и социализацию ребёнка – дошкольника. Социализация, духовно – нравственное и социокультурное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе проведения активных форм обучения. Общая картина по группе позволяет выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога.

Читайте также:  Работа логопеда с родителями в условиях дошкольного логопункта

Отечественными учёными для Стандарта дошкольного образования были разработаны целевые ориентиры, которые стали критериями оценки качества дошкольного образования. В целевых ориентирах появились такие качества как положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешать конфликты, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Оценка становления основных характеристик развития личности ребёнка осуществляется с помощью заполнения педагогами дневников развития. Дневник развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.

Использование дневников развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребёнка с продвижением группы в целом. Включенные в Дневник показатели основных характеристик развития личности ребёнка по пяти аспектам качества образования выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизнедеятельности, при решении образовательныхзадач в свободной деятельности, в ситуациях общения.

В Дневнике педагог отражает сложившийся образ ребёнка, те сведения, которые получены по пяти аспектам качества образования и накопились за определённое время наблюдений (первое или второе полугодие учебного года).

Дневник развития как диагностический инструмент дает возможность педагогу одновременно оценить качество текущего образовательного процесса и составить индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с заданными целевыми ориентирами.

Периодичность проведения оценки развития основных характеристик позволит оценить динамику их развития у каждого ребенка, что важно для анализа эффективности созданных психолого-педагогических условий, образовательного процесса.

Таким образом, одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов, направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях.

В Стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т. е. верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 450 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Актуальные направления коррекционно-педагогической работы по подготовке к школе детей с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Первомайский детский сад»

Доклад

в рамках августовской педагогической конференции

по подготовке к школе детей

с ограниченными возможностями здоровья»

МБДОУ «Первомайский детский сад»

Калгушкина Марина Юрьевна

Общеизвестно, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии.

Воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья необходима особая методическая и дидактическая помощь, которую осуществляют учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели учреждений. Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, можно отметить основную черту – низкую познавательную активность, которая проявляется неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления детей с нарушением интеллекта.

Так же замечено, что дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются незрелостью и нарушением эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, что является серьезным фактором неготовности к школьному обучению по достижении возраста 7 лет. Для того, чтобы начало школьного обучения детей с ОВЗ стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Неготовность ребенка к школе влечет за собой неуспеваемость, расстройство нервно-психической сферы и в целом неблагополучно сказывается на здоровье ребенка.

Одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к школе.

Именно дошкольное образование дает стартовые возможности детям для дальнейшего успешного развития в школьные годы, обеспечивает доступность образования для детей.

Главная цель, на реализацию которой направлена деятельность нашего ДОУ, включает формирование у детей с ОВЗ мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, формирование элементарных знаний о мире, развитие творческой активности, адекватной восприимчивости к окружающим.

Только при грамотной организации процесса преемственности на этапах дошкольного и начального школьного детства будет реализована единая линия развития, воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

В своей работе педагоги детского сада делают акцент на такие подходы в обучении детей с ОВЗ, как:

– создание развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и обеспечивающей инициативность, самостоятельность и субъективную позицию ребёнка;

– использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности, в том числе игровые;

– взаимодействие детей и взрослых при наличии партнёрской позиции;

– широкое использование психолого-педагогических методов и приёмов, развивающих психические процессы, введение в обучение элементарных задач открытого типа, предлагающих альтернативные варианты решений;

– формирование комфортного психологического климата в детском сообществе.

В настоящее время модель деятельности педагогов нашего ДОУ по сопровождению процесса подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к систематическому обучению выглядит следующим образом:

I блок – Работа с детьми. Этот блок содержит три направления.

Развивающая работа с детьми.

С детьми, имеющими отклонения в развитии, проводятся занятия, направленные на развитие познавательных психических процессов с использованием новых технологий в компьютерно-игровом комплексе.

Диагностика.

В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности детей с нарушением интеллекта, уровень их развития, усвоение программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Анализ результатов позволяет определить и осуществить коррекционную работу, а также дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации.

В январе месяце проводится динамическая диагностика готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно-развивающей работы, а также служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь. В апреле выявляется итоговый уровень подготовки детей к школе.

Коррекционно-развивающая работа (групповая и индивидуальная) с детьми.

Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, формируются коррекционные подгруппы детей. Занятия в коррекционных группах направлены на развитие психических функций, создающих основу для успешного обучения, коррекцию имеющихся отклонений, формирование познавательной мотивации и на развитие основы детей в целом. Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии связаны общей темой, героями или сюжетом.

Коррекционная логопедическая работа по исправлению нарушений речи включает в себя дыхательные упражнения, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, так же позволяет компенсировать отставание в речевом развитии детей с нарушением интеллекта и подготовить их к поступлению в школу.

II блок – Работа с родителями

Этот блок содержит три направления.

Психологическое просвещение родителей по подготовке ребенка к школе.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Родителей наших будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка с отклонением в развитии к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Одной из основных задач педагогов ДОУ является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащение воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке детей к школе.

На родительских собраниях, семинарах проводится работа с родителями по таким вопросам как: психологические особенности детей с отклонением в развитии старшего школьного возраста; развитие определенных психологических функций, создающих основу для дальнейшего обучения; готовность детей с нарушением интеллекта к обучению в школе; готовность ребенка к школе как условие его успешной адаптации.

Так же проводятся тематические консультации, обновляется информация в родительских уголках, разрабатываются памятки для родителей.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной, рекомендации родителям носят конкретный характер, легко укладываются в семейный стиль взаимодействия с ребенком.

2.Индивидуальное консультирование

Индивидуальные встречи с родителями наших будущих первоклассников назначаются и проводятся после предварительной диагностики готовности ребенка к школе. В ходе таких консультаций педагог освещает итоги диагностики конкретного ребенка; дает родителям рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии, если есть на то причины – советует обратиться к другим специалистам, готовит родителей к возможным проблемам адаптационного периода и совместно с ними намечает стратегию сопровождения ребенка с ярко выраженными особенностями развития. Сначала следует отметить позитивные моменты в развитии ребенка, а затем озвучить то, над чем необходимо поработать, и как это делать.

3.Нетрадиционная форма организации работы с родителями.

Для того, чтобы помочь родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья достойно пройти период подготовки и начало школьного обучения педагогом-психологом был разработан тренинг для родителей будущих первоклассников «От дошкольника к школьнику», целью которого является подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе. Так же в ДОУ проводятся такие формы общения с родителями как:

совместные досуги, праздники; участие родителей в выставках; игры с педагогическим содержанием; организация мини-библиотеки.

III блок – Работа с педагогами по вопросу подготовки детей к обучению в школе.

Этот блок содержит 4 направления работы.

Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению.

Педагог-психологи и учителя-логопеды выступают на педагогических советах, семинарах, проводят тематические консультации по теоретическим вопросам, касающимся особенностей развития старших дошкольников с отклонением в развитии здоровья, освещают точки зрения различных ученых по подготовке к школе.

Индивидуальное консультирование педагогов.

В ходе него дается информация по итогам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя и воспитателя по физической культуре возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. Важно, чтобы все педагоги одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи, только в этом случае коррекция недостатков у детей с ОВЗ будет осуществляться системно.

3.Нетрадиционная форма организации.

К такой форме относится семинар-практикум в форме тренинга «Дети с отклонением в развитии здоровья на пороге школы», в ходе которого отрабатываются навыки работы по подготовке детей к школе, ведется поиск новых эффективных приемов и способов общения и обучения.

4.Связь со школой.

Проводятся встречи с учителями начальных классов, логопедами, педагогами-психологами, на которых обсуждаются индивидуальные особенности детей, перспективы их дальнейшего развития, оптимизация адаптационного периода.

Каждый ребенок постепенно учится понимать самого себя и окружающих, а для детей с ОВЗ эти представления формируются только с помощью взрослых. Именно у этой категории детей преобладает дефицит знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отмечается слабая речевая регуляция, ограниченность словарного запаса. Это мешает их полноценному процессу социализации.

Для успешной учебной деятельности будущего первоклассника очень важна его физическая подготовленность. В нашем дошкольном учреждении созданы все условия, чтобы воспитанники получили достаточную физическую подготовку, которая даст возможность правильно развиваться и обеспечить в дальнейшем базу для успешной учебы в школе.

Известно, что отклонения в физическом развитии отрицательно сказывается на поведении ребенка, тормозят его умственную деятельность.

Умеренная физическая тренировка и физический труд укрепляют нервную систему, улучшает соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, создают у ребенка уравновешенное нервно-психическое состояние.

Перед специалистами нашего учреждения стоит задача сформировать у детей с ОВЗ навыки и умения необходимые им в быту.

Формирование элементарных умений по самообслуживанию и культурно- гигиенических навыков включает в себя:

1. Формирование навыков еды: учим детей сидеть за столом, пользоваться ложкой, брать пищу понемногу, пользоваться салфеткой, есть аккуратно.

Формирование навыков умывания. При обучении используются совместные действия ребенка и взрослого, а так же их чередование. Формирование навыков одевания. Предлагается определенная цепочка действий для овладения навыком. Педагоги применяют как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок завершает процесс. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке. Привлекаем детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Дети с помощью воспитателей учатся убирать игрушки после игр. Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений. Мы учим детей здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; воспитываем заботливое отношение к людям и товарищеские взаимоотношения друг с другом. Учитывая данную категорию детей невозможно получить быстрый результат, но детей необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха. в цепочку бытовых действий.

Читайте также:  Материал для родителей по лексической теме Лето, луг, цветы

К школьному возрасту дети с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от здоровых детей, приходят с еще более разным багажом опыта: знаниями, умениями, навыками, привычками. Предшкольная подготовка детей будет успешной, если родители не будут иметь завышенные или заниженные ожидания от ребенка и предъявлять неадекватные требования к нему. При совместной работе родителей и педагогов детского сада дети достигают положительных результатов в обучении и формировании функциональных навыков, необходимых для социализации и адаптации в обществе.

Вывод. Актуальность работы по сопровождению процесса подготовки детей с ОВЗ к школе в современных условиях очевидна. Она дает положительные результаты, а главное, оказывает реальную действенную помощь детям с отклонением в развитии и их родителям.

Особенности психологической готовности к школе детей с ОВЗ

В настоящее время во всем мире большое внимание уделяется инклюзивному образованию. Изучаются не только его концептуальные идеи, историко-теоретические основы, ведущие методы и приемы работы, но и его влияние на всестороннее развитие детей с особыми возможностями здоровья, их социальную адаптацию и коррекцию имеющихся нарушений. Исследование результатов обучения в условиях дошкольного инклюзивного образования автор связывает с психологической готовностью детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению. Этим обусловлена актуальность научной работы. В статье рассматривается сущность и содержание понятия «психологической готовности к школе», экспериментально изучается психологическая готовность к школе детей с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся в специальных (коррекционных) условиях, и детей, обучающихся в условиях инклюзивного образования. Статья представляет ценность для учащихся высших учебных заведений по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю подготовки «Логопедия», «Специальная психология», а также по педагогическим наукам. Материалы статьи могут быть включены в содержание лекционного курса при изучении инклюзивного образования, а также в научно-исследовательские работы.

Распространение инклюзивного образования в мире привело к пересмотрению существующей системы специального и общего образования, разработке новых форм и методов работы с детьми, имеющими нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелые нарушения речи или какие-либо другие особенности; подготовки соответствующих педагогических кадров, повышению культурного уровня жизни, социальной и государственной защиты людей с особыми возможностями здоровья [1]. Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к обучению всех детей, независимо от каких-либо особенностей развития, расы, языка, религии. Такое обучение предполагает совместное обучение здоровых и особых детей в одном классе, формирование у одних ценных качеств личности: толерантности, гуманности, ответственности, а у других – способностей к социальной адаптации в обществе, возможности жить полноценной жизнью [7].

Обучение в школе требует психологической готовности не только здоровых детей и их родителей, но и детей с отклонениями в развитии, для которых переход из дошкольного учреждения в первый класс школы представляет значительные трудности. Особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями речи, у которых затруднены контакты с окружающим миром вследствие органических поражений речевых зон коры головного мозга или анатомо-физиологических особенностей в строении периферического речевого аппарата.

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют сохранный слух и первично сохранный интеллект. Из-за сложных нарушений в речевом и соответственно психическом развитии они с трудом адаптируются к новым условиям, устанавливают контакты со сверстниками, имеют трудности в формировании навыков саморегуляции и самоконтроля. Для них характерными является нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость [6].

Дети данной категории могут не понимать обращенной к ним речи, например, в случае сенсорной алалии. Степень нарушения их экспрессивной речи может быть различной, но при этом нарушенными являются все компоненты языковой системы: лексический и грамматический уровень, связная речь, фонетические и фонематические процессы [9].

Без ранней организации обучения в условиях дошкольного инклюзивного образования дети с тяжелыми нарушениями речи оказываются психологически не готовыми к школе.

Материалы и методы

Психологическая готовность – это психическое состояние, характеризующееся мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий. [8].

В структуре психологической готовности можно выделить несколько компонентов.

Личностная (мотивационная) готовность выражается в отношении ребенка к школе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает новыми возможностями, интересами, общением, познавательной деятельностью. Личностная готовность – это принятие новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей, а также определенный уровень развития эмоциональной и мотивационной сферы. Будущему первокласснику необходимо обладать эмоциональной устойчивостью, умением контролировать свое поведение, управлять познавательной деятельностью. На основе этого возможно благоприятное протекание учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка запаса определенных знаний, сформированность основных логических операций. Ребенок должен уметь сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать. Также интеллектуальная готовность включает рациональный подход к действительности, интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий, развитие мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций, овладение на слух разговорной речью и способность к ее пониманию.

Эмоционально-волевая готовность предполагает умение ребенка ставить цель, принимать решение, намечать план действий, преодолевать препятствия усилиями воли; при возникновении различных школьных ситуаций регулировать свое поведение, эмоции, проявлять эмоциональную устойчивость, управлять настроением; откликаться на прекрасное, чувствовать, сопереживать [5].

Социально-психологическая готовность к школьному обучению связана с сформированнностью у детей функции общения с другими детьми, учителями. Будущий школьник должен обладать умением устанавливать взаимоотношения с другими людьми, действовать совместно с другими, умением уступать и защищаться. Данный компонент психологической готовности предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение жить в коллективе.

Физическая готовность объединяет в себе все показатели общего физического развития: рост, вес, мышечный тонус, состояние зрения, слуха, мелкой и общей моторики, состояние нервной системы ребенка и другие показатели [3].

Речевая готовность – одна из важнейших составляющих психологической готовности, которая предполагает сформированность всех компонентов речевой системы: звукопроизношение, фонематическое восприятие, грамматический строй речи, связная речь, лексический запас, элементарные навыки письма и чтения.

Таким образом, психологическая готовность – это системное образование, охватывающее различные стороны развития ребенка. Изучение психологической готовности детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению предполагает исследование каждого ее компонента в отдельности.

В исследованиях принимали участие дети предшкольного возраста (семи лет), имеющие тяжелые нарушения речи: дизартрия, алалия, ринолалия. Первую экспериментальную группу составили дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, обучающиеся в специальных (коррекционных) учреждениях, вторую – дети этой же категории, но обучающиеся в условиях инклюзивного образования. Контрольную группу составили дети данного возраста, не имеющие речевых нарушений.

Заключение о физическом развитии детей составлялось врачом-педиатром, в соответствии с которым физическая готовность к школьному обучению детей с тяжелыми нарушениями речи определялась как средняя. По сравнению с детьми контрольной группы, у них отмечалась недостаточная сформированность общей и мелкой моторики, повышенный либо пониженный мышечный тонус. Возрастные показатели роста, веса при этом совпадали.

Речевая готовность к школьному обучению определялась исходя из логопедического заключения дошкольников, периода их обучения, уровня овладения устной речью (оценивалось звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура слова, лексико-грамматический строй речи, связная речь) и элементарными навыками письма и чтения.

По результатам проведенного исследования было выявлено, что речевая готовность к школьному обучению в первой экспериментальной группе приближена к среднему уровню: отмечались ошибки в употреблении лексико-грамматических категорий, различении слов, сходных по звучанию, звукопроизношении, построении предложений; во второй экспериментальной группе речевая готовность находилась на уровне выше среднего: отмечались ошибки в звукопроизношении, слоговой структуре слова, но лексико-грамматических ошибок и недочетов в построении простых фраз было выявлено меньше, чем в предыдущей группе. В контрольной группе преобладал высокий уровень развития речи детей.

О социально-психологической готовности к школьному обучению мы судили по умению детей устанавливать контакт с незнакомым человеком (сначала взрослым, затем ребенком). Испытуемым предлагалось поиграть с представленными предметами (игрушками) в новых условиях. Нами было выявлено следующее: дети из первой экспериментальной группы с трудом шли на контакт, предпочитали действовать с предъявляемыми игрушками в одиночку, при этом отмечались случаи речевого негативизма (нежелании отвечать на какие-либо вопросы окружающих). Социально-психологическая готовность в этом случае была оценена как низкая.

Результаты наблюдений во второй экспериментальной группе значительно отличались от результатов, полученных в первом случае. Дети обменивались игрушками, пытались общаться, отвечали на вопросы незнакомого взрослого, вели себя непринужденно. Социально-психологическая готовность к школе данной группы была оценена как средняя.

В контрольной группе дети сами организовывали общение, задавали вопросы, охотно выбирали игрушки и играли как с другими детьми, так и с взрослыми, что позволяет говорить о сформированности данного компонента психологической готовности.

При изучении интеллектуальной готовности оценивался уровень развития внимания, памяти, мышления, восприятия, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации. Оценка развития познавательной деятельности детей проводилась с помощью диагностического альбома Н.Я. Семаго и М.М. Семаго.

Для обследования мелкой моторики применялась диагностическая методика Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой, для исследования зрительно-моторной координации – зрительно-моторный Гештальт-Тест Лоретты Бендер. По результатам проведенных методик в обеих экспериментальных группах был выявлен средний уровень интеллектуальной готовности к школьному обучению, в контрольной группе отмечался достаточно высокий уровень развития данных процессов.

При изучении эмоционально-волевой готовности применялись методики Д. Б. Эльконина («Графический диктант», «Домик»), направленные на исследование умения следовать инструкциям, работать по образцу; методика Т. А. Нежновой «Беседа о школе», направленная на выяснение отношения к школе и определение сформированности внутренней позиции детей. По результатам проведенных методик было выявлено, что для контрольной группы характерны высокие показатели эмоционально-волевой готовности к школе. В первой экспериментальной группе показатели эмоционально-волевой готовности приближены к среднему уровню, во второй экспериментальной группе показатели данного вида готовности к школьному обучению – выше среднего уровня. При выполнении заданий большинство детей, обучающихся в условиях коррекционного образования, имели представления о школе, но придерживались мнения остаться в детском саду, начатые пробы с трудом доводили до конца, допуская ошибки и опираясь на помощь взрослого. Дети, обучающиеся в условиях инклюзивного образования, были настроены на переход из дошкольного учреждения в школу, изъявляя желание учиться вместе со своими друзьями по детскому саду. При выполнении заданий возникали трудности и ошибки, дети пытались самостоятельно довести начатую пробу до конца, хотя за помощью взрослого также обращались.

Исследование личностной (мотивационной) готовности проводилось по методике Л. А. Венгера «Мотивационная готовность к школьному обучению». Детям предлагалось ответить на ряд вопросов, разработанных данным автором. По результатам проведенных опросов было выявлено, что в контрольной и второй экспериментальной группах мотивационная готовность к школе сформирована: школьное обучение привлекает этих детей своими новыми возможностями, новой деятельностью, дети осознают себя как будущих первоклассников. В первой экспериментальной группе дети менее заинтересованы обучением в школе, для них характерно чувство страха будущей деятельности, недостаточная самооценка и отсутствие желания становиться взрослее. Личностная готовность в данной группе сформирована недостаточно.

Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень психологической готовности к школе детей с тяжелыми нарушениями речи, обучающиеся в условиях дошкольного инклюзивного образования, значительно выше, чем в группе детей с таким же нарушением, но обучающихся в условиях специального (коррекционного) образования. В частности, во второй экспериментальной группе выше показатели речевой, социально-психологической, эмоционально-волевой и личностной готовности к школьному обучению.

Психологическая готовность – важная составляющая успешного обучения и социальной адаптации всех первоклассников, особенно тех, кто имеет отклонения в развитии, в частности, тяжелые нарушения речи.

Формирование компонентов психологической готовности к школьному обучению – главная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения любого вида.

Большую роль в овладении этими компонентами играет не только программное содержание образования, но и условия, в которых осуществляется обучение детей с тяжелыми нарушениями речи, в частности, условия инклюзивного образования [2]. Инклюзивное образование – это такая образовательная система, где дети с особыми возможностями здоровья и дети, не имеющие каких-либо физических, психических, языковых и других особенностей, обучаются в одном классе общеобразовательной школы, или в одной группе общеобразовательного дошкольного учреждения, где для каждого ребенка, каждой личности созданы наиболее оптимальные условия обучения и воспитания [4].

Изучение психологической готовности дошкольников, обучающихся в различных учреждениях (группах), показало, что условия инклюзивного образования способствуют формированию ее «социальных» компонентов, которые в первую очередь составляют основу положительной социальной адаптации будущих школьников: социально-психологическая, эмоционально-волевая и личностная готовность.

Исходя из вышесказанного, следует вывод о благоприятном влиянии инклюзивного образования на развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и их готовности к обучению в школе.

Рецензенты:

Нигматов З.Г., д.п.н., профессор кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань;

Хузиахметов А.Н., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой методологии обучения и воспитания Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Ссылка на основную публикацию