Особенности логопедической работы при ДЦП

Речевые нарушения при ДЦП: причины и лечение

Детский церебральный паралич — заболевание, которое отличается типичными нарушениями двигательной активности, а также задержкой развития психики и речевых функций. Причина таких нарушений — повреждения отдельных структур мозга. Чем ярче выражен дефект нервной системы или зон мозга, тем сильнее проявляется функциональное нарушение.

Проблемы с формированием речи присутствуют во всех вариантах заболевания. А ведь наличие полноценной связной речи напрямую отражается на социальной адаптации, психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Поэтому одной из главных задач по компенсации состояния ДЦП является работа по развитию качественной речевой функции.

Причины возникновения ДЦП

ДЦП образуется в связи с различными функциональными отклонениями в работе мозга, которые могут возникнуть в период гестации, в периоде родов или первые месяцы жизни ребенка. Характерная особенность болезни — ее ранняя манифестация, а также отсутствие ухудшения состояния мозга в дальнейшем. Однако, конечно, без надлежащего ухода и своевременно принятых коррекционных мер, течение заболевания будет осложняться.

Основными причинами возникновения ДЦП являются:

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода.
  • Перенесенные матерью во время беременности инфекции (например, краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Осложненная наследственность.
  • Резус-конфликт.
  • Асфиксия или травма ребенка в результате сложных родов.
  • Перенесенные в раннем возрасте тяжелые инфекции, ЧМТ или токсическое отравление.

Симптомы ДЦП

К основным и наиболее типичным симптомам проявления этого заболевания относятся:

  • Напряженность или, наоборот, расслабленность мышц по причине нарушенного тонуса.
  • Неконтролируемые парадоксальные движения конечностей — неожиданные, резкие или замедленные.
  • Деформации скелета.
  • Проблемы со зрением или слухом.
  • Нарушенная функция глотания из-за неправильной работы мышц.
  • Задержка (на разном уровне) как развития речи, так и интеллектуальных и психических способностей.
  • Судороги.

Не все дети, имеющие диагноз ДЦП, имеют все перечисленные симптомы. Однако в определенной степени многие из них присутствуют и требуют коррекции для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в жизни.

Нарушения функции речи при ДЦП

Большой процент детей, имеющих диагноз ДЦП, имеет нарушения в формировании речи. Чаще они не выступают «в одиночку», временами даже сочетаясь друг с другом.

Основные речевые нарушения при ДЦП:

  • ЗРР — задержка речевого развития.
  • ЗПРР — задержка психоречевого развития
  • Дизартрия — неправильное звукопроизношение.
  • Алалия — абсолютное отсутствие или отставание формирования речи.

Речевые нарушения и отставания в развитии находятся в зависимости от степени поражения мозга, а также задержки в формировании отделов мозга, координирующих речевую деятельность. Само состояние ребенка обуславливает ограничение общения, получения знаний об окружающем и навыков бытовой деятельности, что, к сожалению, влечет за собой отставание от сверстников. Тем важнее становятся коррекционные меры, которые с раннего возраста помогали бы развитию ребенка и улучшали его способность к адаптации в социуме.

«Медвежью услугу» оказывает также чрезмерно заботливое семейное воспитание, когда родители во всем предвосхищают желания ребенка, отзываясь на его малейшие жесты и указания, не стимулируя его к правильному формированию речи.

Лечение ДЦП

В лечении детского церебрального паралича должна применяться комплексная терапия. Используются лекарственные препараты (для улучшения кровообращения мозга, сосудистые, миорелаксанты, аминокислоты и витаминные комплексы), лечебный массаж, физиотерапия, ортопедическая и динамическая коррекция. Однако помимо восстановления физиологических функций важно уделять большое внимание психическому и речевому развитию.

Здесь главная роль отдается психологам, неврологам и логопедам-дефектологам. Наиболее важный момент в коррекции — как можно более раннее начало. Мозг человека развивается очень активно и способен часть работы, которую не могут выполнять пострадавшие в результате заболевания зоны, делегировать другим отделам. А значит, состояние ребенка можно компенсировать и адаптировать его для жизни в социуме.

Коррекция речевых дисфункций

Работа над коммуникативной речью строится из нескольких последовательных этапов. Адаптационная стратегия вырабатывается исходя из особенностей и симптомов заболевания и уровня поражения речевого центра.

Направления работы логопеда-дефектолога:

  • Улучшение работы артикуляционного аппарата, занятия логопедической гимнастикой, курсы специального массажа;
  • Активизирование слухового внимания у ребенка;
  • Стимулирование голосовой реакции (вокализация выдоха, формирование «комплекса оживления», создание условий для возникновения у самого ребенка желания общаться);
  • Работа над моторными реакциями.
  • Наращивание не только пассивного, но и активного словарного запаса, улучшение понятийных функций, знакомство с грамматическим построением фраз;
  • Улучшение формирования связной речи.

Для достижения эффективности работы по развитию речи у ребенка с ДЦП логопед должен сотрудничать с другими специалистами — психологом и неврологом, ориентируясь на тактику лечения. В начале необходимо определить конкретный логопедический уровень ребенка и выработать план реабилитационных действий. Работа логопеда-дефектолога всегда строится индивидуально, так как дети с ДЦП могут иметь абсолютно разный уровень развития речи и сопутствующие дисфункции. Поэтому план занятий строится исходя из состояния ребенка и уровня нарушения нервной и мозговой деятельности.

Проблемой, осложняющей процесс коррекции речи у детей с детским церебральным параличом, является довольно позднее начало принятия реабилитационных мер. Специалисты способны диагностировать отклонения в работе мозга в возрасте до года, однако в большинстве случаев логопедическая работа откладывается до 4-5 лет. За это время мозг уже адаптируется к сложившимся условиям, а у ребенка формируется некоторое педагогическое отставание. Чем раньше будут начаты занятия по коррекции, тем выше шанс добиться необходимой адаптации ребенка.

Особенности логопедической работы при ДЦП

Требования к проведению дыхат-й гимна-ки: Нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движений диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота. Все дыхательные движения ребенок должен производить плавно, под счет или под музыку. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении. Комплекс дыхательной: пример дыхательной гимнастики

а) Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать через рот до того момента, пока он его не попросит произнести отдельные гласные звуки или слоги. б) Ребенка просят вдыхать через рот. Логопед кладет руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху в течение 1—2 сек. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху.

в) Ребенка просят как можно дольше задерживать вдох, добиваясь таким образом более медленного и глубокого вдоха, сопровождаемого медленным и продолжительным выдохом. Такие упражнения рекомендуется проводить ежедневно в течение 5—10 минут. Во время этих упражнений в момент выдоха ребенком воздуха логопед произносит различные гласные звуки. При этом он варьирует громкость и тональность голоса. Затем он просит ребенка подражать ему. Рекомендуется произнесение следующих рядов гласных (шепотом и громко):

Затем ребенок стимулируется к произнесению щелевых согласных изолированно и в сочетании с гласными:

а также глухих и звонких взрывных согласных и других звуков.

В процессе отработки речевого дыхания большое значение имеют специальные упражнения-игры: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек и т.д. Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста и характера нарушения дыхания. С различными вариациями могут быть использованы те игры, которые описаны в логопедической литературе. Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном единстве; большое значение в этой работе имеют специальные логоритмические упражнения и игры.

Занятия по логоритмике целесообразно проводить как с детьми дошкольного, так и школьного возраста. На этих занятиях упражнения по развитию общей и артикуляционной моторики, дыхания и голоса проводятся под музыкальное сопровождение. Многие наблюдения говорят о том, что музыка способствует общему и локальному мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений, согласованности и координации движений. Среди логоритмических упражнений выделяют: вводные, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, специфически речевые. В качестве иллюстрации приведем фрагменты логоритмических занятий. Эти упражнения можно проводить как с детьми дошкольного, так и школьного возраста.

Упражнение 1. Развитие темпа движений. Инструкция: «Когда звучит медленная музыка, шагай медленно на месте», «Когда музыка быстрая, убыстряй шаг до бега». При тяжелых двигательных нарушениях дети проделывают эти упражнения сидя. При этом важно, чтобы дети опирались на всю стопу, удерживая голову в прямом положении, не открывали рта во время упражнений.

Упражнение 2. Отработка звуков и развитие голоса. Инструкция: «После музыкального проигрыша произносить хором слоги: са, со, су, сы». Упражнение проводится с убыстрением темпа.

Работа по развитию силы, тембра и высоты голоса. Одним из примеров подобных упражнений может быть счет десятками (десять, двадцать, тридцать и т.д.) с постепенным усилением (прямой счет) и с ослаблением (обратный счет) голоса, а также произнесение букв в алфавитном порядке, чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса. Для развития высоты и тембра голоса большое значение имеют различные логопедические игры, чтение сказок по ролям, инсценировки и т.д. Разыгрываемые детьми игры-инсценировки помогают также развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости и модуляции голоса. При подборе речевого материала необходимо учитывать следующие факторы: структуру дефекта, возраст, интеллект, конкретную логопедическую задачу, а также воспитание нравственно-этических сторон личности. При работе с дошкольниками широко используются стихотворения К.И. Чуковского «Телефон», «Муха-цокотуха», стихотворения С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова. При работе с детьми школьного возраста полезно использовать басни И.А. Крылова, стихотворения А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова. В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как отхлопывание и притоптывание. Допускается отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Особенности логопедической работы при ДЦП

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что словарный запас ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки (ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, не дифференцирует их). В дальнейшем объем словарного запаса начинает существенно отставать от возрастной нормы. Также нарушении словаря затрудняется… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Особенности логопедической работы при ДЦП ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ДЦП
    • 1. 1. Речевые нарушения при ДЦП
    • 1. 2. Особенности развития речи и его нарушения
    • 1. 3. Речевое развитие при ДЦП
    • 1. 4. Дизартрия. Этиология, клиника и патогенез
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
    • 2. 1. Коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с дизартрией
    • 2. 2. Методические рекомендации по развитию словаря
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Небольшой процент детей допускали ошибки в задании, где требовалось изменить предложенное слово путём добавления или замены звука, однако эти ошибки исправлялись самими детьми.

Проведя первичную диагностику детей экспериментальной и контрольной групп и сравнив полученные качественные и количественные результаты, можно выявить следующие особенности звуковой стороны речи у старших дошкольников с дизартрией: наличие сопутствующей неврологической симптоматики (саливация, изменение цвета кожных покровов, синкинезии); нарушение четкости и темпа выполнения движений, длительный поиск нужной позы или же уподобление поз; множественные искажения и замены звуков как в изолированном состоянии, так и в составе слов и предложений; наличие различного рода фонематических расстройств: трудности в воспроизведении простых и сложных ритмов, большое количество ошибок в различении слов, близких по звуковому составу, нахождении асемантичных звукосочетаний, воспроизведении слогов и слов с оппозиционными звуками, множественные ошибки в звуко-слоговом анализе и синтезе слов, недостаточный уровень развития фонематических представлений.

Таким образом, недостаточная иннервация мышц речевого аппарата у детей с дизартрией действительно создаёт предпосылки для сужения и ограничения объёма, чёткости и темпа выполняемых артикуляционных движений, что приводит к своеобразным нарушениям звукопроизношения и фонематических процессов.

2. Методические рекомендации по развитию словаря Современная методика рассматривает словарную работу как целенаправленную педагогическую деятельность, обеспечивающую эффективное освоение словарного состава родного языка. Под развитием словаря понимается долгий процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирования умений употреблять их в конкретных условиях общения (Шашкина Г. Р., Зернова Л. П. , Зимина И.А.).

Особенности словарной работы в дошкольных учреждениях состоят в том, что они связаны со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащается словарь в процессе познания окружающего мира, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Благодаря работе над словом оформляются представления ребенка, углубляются его чувства, организуется социальный опыт. Все это играет важную роль в дошкольном возрасте, потому что именно в этот период закладывается основа процессов развития мыслительных операций и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Тихеева Е.И. разработала задания, направленные на обогащение словаря и содержания слов: составление предложений с отдельным словом, со словами синонимического ряда, объяснения значения слов, замена слов более удачными выражениями с точки зрения условий контекста.

Развивая различные положения в работе по формированию словаря дошкольников, исследователи большей частью уделяют внимание обозначениям словами предметов или явлений окружающей действительности на основе их наглядного целостного восприятия (Е.А. Флерина, И. О, Соловьева, М. М. Конина , А.М. Леушина).

Вопросами содержания и методики словарной работы с дошкольниками занималась также Соловьева О. С. , считающая, что в первую очередь «необходимо выказывать заботу тому, чтобы дети овладевали названиями всего того, с чем им приходится иметь дело в повседневной жизни». Отсюда автор выделяет группы слов, которые должны усвоить дошкольники. Также, ей было отмечено то, что важным остается не только количественный рост словаря, но и его качественное обогащение, под которым понимается изменение значений слов в зависимости от контекста и места в лексической системе.

Другим направлением словарной работы является подход к усвоению дошкольниками содержания слов, связанных с процессами развития элементов понятийного мышления (школа Логиновой В.А.): складывание словарного запаса тесно связано с развитием у дошкольников умений выделения признаков предметов и явлений, необходимые для обобщения. Должен установится процесс постоянного углубления знаний, представлений дошкольников о мире. Исходя из этого, Логиновой В. И. предлагается в ходе формирования словаря детей опираться главным образом на их познавательную деятельность.

Струниной Е.М. была предложена методика, развивающая у старших дошкольников элементарное осознание содержательной стороны слова. По мнению автора, раскрытие семантических связей между словами должно помогать уточнению понимания семантики отдельных слов, что способствовало сформированности умения отбирать выразительные и точные языковые средства в зависимости от условий речевой ситуации.

Читайте также:  Нарушение голоса при ЧМТ

При проведении логопедической работы по развитию лексики дошкольников необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуру значения слова, закономерности лексики в онтогенезе, особенностях у дошкольников с речевой патологией.

Лексика у большинства детей с нарушениями речи полноценно не формируется в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.

Тем не менее интеграция ребенка с нарушенным речевым развитием в среду сверстников не столь проблематична, как для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ.)

Лексическое развитие детей с нарушениями речи (НР) — задача вполне выполнимая при условии учета образовательных потребностей данной категории детей. Особые образовательные потребности (ООП) детей с нарушениями речи включают как общие, свойственные всем детям с отклонением развития, так и специфические.

Для своевременного учета ООП детей с отклонениями речевого развития необходимо следующее:

• раннее выявление детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;

• организация обязательного этапа логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением, которые должны быть ориентированы на нормализацию или возможно полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

• получение качественного обучения в условиях учреждения массового или специального типа, адекватного образовательным потребностям дошкольника и степени тяжести его речевого недоразвития;

• создание условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе обеспечения комплексного подхода при изучении детей с речевыми нарушениями и коррекции их нарушений: координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве логопеда, учителя, психолога и врачей разных специальностей;

• постоянный (пошаговый) мониторинг результативности и сформированности жизненной компетенции учащихся, уровня и динамики развития речевых процессов исходя из особенностей первичного речевого дефекта;

• применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы;

• профилактика и коррекция социокультурной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов, обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;

• психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

ДЦП представляет собой резидуальное состояние с непрогрессирующей паталогией. Но в процессе развития ребенка, уже с раннего возраста, клинические симптомы могут видоизменяться. Это следует связывать с возрастной динамикой морфофункциональных взаимоотношений патологически развивающегося мозга, нарастанием декомпенсации. Это определяется растущим несоответствием возможностей нервной системы и требованиями, которые начинает предъявлять окружающая среда к растущему организму.

Речевое развитие ребенка с ДЦП связано с различными факторами, как внутренними так и внешними. Уже в доречевом периоде можно обнаружить отклонения артикуляционно-моторных рефлексов, влияющих на развитие речевых нарушений. Дизартрия является основным и часто встречающимся речевым нарушением у детей с ДЦП. Виды дизартрии завися от форм и тяжести параличей и парезов. Это необходимо учитывать при диагностике и планировании коррекционных и лечебных мероприятий.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что словарный запас ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки (ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, не дифференцирует их). В дальнейшем объем словарного запаса начинает существенно отставать от возрастной нормы. Также нарушении словаря затрудняется формирование на должном уровне и грамматического строя речи (при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка оказываются «неуловимыми»). Таким образом, у ребенка возникает целый комплекс нарушений: фонетико-фонематические и лексико-грамматические, которые впоследствии могут привести к общему недоразвитию речи.

Реализация модели коррекционно-речевой работы педагогов ДОУ и качественное овладение ими широким спектром профессионально значимых знаний и умений, их применение в условиях ДОУ общеразвивающего вида выдвигает необходимость курсовой подготовки воспитателей по данной проблематике. Сегодня остро нужны специалисты нового поколения, знакомые с основами коррекционной педагогики и психологии, с основами логопедии, восстановительного обучения.

Liberoff M.S. Общение и церебральные паралич в кн.: Церебральный паралич, лечение и реабилитация. — Буэнос-Айрес.: 1985. — 47−53с.

Бадалян Л.О., Журба Л. Т. , Тимонина О. В. Детские церебральные параличи.

Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. РГПУ им. А. И. Герцена . — СПб.: 1993. — 45с.

Данилова Л. А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. — М.: 1997. — 89 с.

Дети с острым церебральным параличом //Руководство по образованию/ под ред. Хеннинг Рай и Мириам Скьюфтен. — М.: 1989. С.

Иппалитова М.В., Бабенкова Р. Д. , Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей. — М.: 1993. — 4с.

Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов , В. И. Селиверстов , С. Н. Шаховская , Ю. А, Костенкова; Под ред. Б. П. Пузанова . — 3-е изд., доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. С. 56 -75.

Крыжановский Г. Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство.

— М.: Медицина, 1997. — 352с.

Лалаева Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей. — СПб.: 1990. — 4с.

Лалаева Р.И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие.

— СПб.: Из-во «СОЮЗ», 2001. — 24 — 87с.

Левченко И.Ю., Приходько О. Г. технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. С.192

Логопедия / под ред. Л. С. Волковой . — М.: Просвещение, 1995. С.

528 (6, “https://referat.bookap.info”).

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд. 3, 2000. С.

Малофеев Н. Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом //Дефектология, 1985, № 1. С.

Мамайчук И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология, 1976, № 3. С.

Мамайчук И. И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами ДЦП. Журнал невропатологии и психиатрии.

Мастюкова Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с ДЦП // Дефектология. — М.: 1973, № 6. С.

Мастюкова Е. М. Особенности педагогической работы при ДЦП // Логопедия / Под ред. Л. С Волковой. — М.: 1989. С.

Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с ДЦП.

Мастюкова Е.М., Московкина А. Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, № 2. С.

Носенко Н. П. Развитие речи детей дошкольного возраста (в схемах, таблицах). Учебное пособие. — Краснодар, 1997. — 87с.

Осипенко Т.Н., Стацевич Е. Е. , Ночевка Л. А. Психологические и психотерапевтические проблемы при нарушениях развития у детей // Альманах «Исцеление». — М.: 1993. С.

Панченко И. И. Речевые расстройства у детей с церебральными параличами в поздней резидуальной стадии и особенности логопедической работы с ними. В кн.: Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. — Ташкент: 1979. — 434−460с.

Панченко И. И., Щербакова Л. А. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральными параличами, и особенности приемов логопедической работы. В кн.: Нарушения речи и голоса у детей. — М.: 1975. — 17−42с.

Панченко И. И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними. Авт. канд. дис. — М.: 1974. — 133−145с.

Правдина О. В. Дизартрия (псевдобульбарная). В кн.: Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 1. — М.: 1960. — 20−21с.

Раменская О. Л. Психологическое изучение личности дошкольников с церебральным параличом. Авт. канд. дис. — М.: 1980. — 68−71с.

Румянцева Е. Ю. Некоторые аспекты совершенствования коррекции дизартрии у детей с церебральными параличами в процессе логоритмического воспитания. В кн.: Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррекция.

— СПб.: 2001. — 207−218с.

Семенова К. А., Мастюкова Е. М. , Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М.: 1972. — 54с.

Семенова К. А. Детские церебральные параличи. — М.: 1968. — 13−18с.

Симонова Н. В. Психолого-педагогическая оценка детей с церебральными параличами в раннем возрасте. Авт. канд. дис. — М.: 1974. — 90−98с.

Симонова Н. В. Характеристика словарного запаса у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. — 1985, № 3. С.67−71.

Симонова Н. В. Формирование предпосылок к обучению родному языку дошкольников с церебральным параличом // Дефектология.

Смирнова И. А. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральным параличом. В кн.: Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. — СПб.: 1999. — 19−27с.

Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

Примерное перспективное планирование
работы по формированию
лексико-грамматических категорий
и развитию связной речи
у детей 5-7 лет (ОНР-3 уровень)

Составила: Лоскутова Н.П.,
учитель — логопед МБДОУ ЦРР –
д/с №12 «Родничок»
г. Краснокаменск

Распределение лексических тем (I год обучения)

МесяцI неделяII неделяIII неделяIV неделя
СентябрьОбследование речи детейОбследование речи детейОгород. ОвощиСад. Фрукты
ОктябрьОсень. Грибы и ягодыОсень. ДеревьяИгрушкиДетский сад
НоябрьДикие животныеКак лес к зиме готовитсяПерелётные птицыЗимующие птицы
ДекабрьДомашние животныеДомашние животные и птицы, их детёнышиЗима. Зимняя одеждаЗимние забавы. Новый год
ЯнварьКаникулыЧеловек. Части телаТранспортТранспорт. Правила дорожного движения
ФевральПосуда. Продукты питанияМатериалы и инструментыЗащитники ОтечестваКомнатные растения
МартМамин праздник. СемьяРанние признаки весны. Первые цветыМой дом. ГородВесна в природе
АпрельТруд людей веснойКосмосВозвращение птиц. НасекомыеМебель
МайДень ПобедыДеревья и кустарникиЦветыВремена года

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 128 с.0
2. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: ст. группа дошкольных спец. (коррекц.) образовательных учреждений: пособие для логопеда / О.А.Козырева, Н.Б.Дубешко. — М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с.
3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003. — 208 с.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 528 с.
5. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1,2,3,4 / Н.Э.Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 32 с.
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-6 летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.: 1991.
7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов с нарушением речи. – М.: МГОПИ, 1993.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ I период

    Валентина Ефремовская 3 лет назад Просмотров:

1 КЛНДНЫЙ ПЛН ПОВДНИЯ ФОНТЛНЫХ ЛОГОПДИЧСКИХ ЗНЯТИЙ ПО ФОМИОВНИЮ ЛКСИКО-ГММТИЧСКИХ КТГОИЙ И ЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ ЧИ I период с 1 по 15 сентября проводится обследование детей М е с я ц п/п Тема занятия Подготовка к звуковому анализу Лексико грамматические игры и упражнения Оборудование С Н Т Я Б 1 азвитие слухового восприятия 2 азвитие слухового восприятия азличение неречевых звуков по высоте, силе, тембру азличение близких по звуковому составу слов Договаривание предложений по демонстрации действия Договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок Музыкальные инструменты (большой и маленький): бубен, барабан, колокольчик, дудочка, губная гармошка, детское пианино, гармонь, металлофон. Звучащие предметы: стакан, стакан с водой, бумага, мяч, ложки металлические и деревянные, 2 погремушки, 2 молотка. Ширма. Сюжетные картинки: «Дети катают снежный ком», «Строится дом», «Продаются бананы», «У девочки на голове банты». дом, дым, бинт, бант, панамы. Фланелеграф. 3 Звук [у] Выделение начального ударного и Ответы на вопросы: утка,

2 безударного гласного звука [у]: а) в потоке гласных звуков; б) в звукосочетаниях [уа], [уи]; в) в обратных слогах ум, ут, уп; г) в словах умный, утро, улица Кто это? Что это? Договаривание предложений по предметным картинкам утята, ухо, муха, туфли, утюг, паук, улитка, губка, умывальник, кубики, автомат, бублики. Фланелеграф или панно. звуков. О К Т Я Б 4 Звук [а] Выделение первого ударного и безударного гласного звука [а]: а) в потоке гласных звуков; б) в звукосочетаниях [ау], [аи]; в) в обратных слогах ак, ах, ап, ам; г) в словах айва, аист, ня Составление простых нераспространенных предложений по однофигурным сюжетным картинкам с помощью вопроса Что делает? автомат, альбом, антенна, автомобиль, ухо, утюг, ива, вата, мак, аист, мальчик, девочка. Сюжетные картинки: «Мальчик едет», «Девочка поет», «Девочка подметает», «втомобиль едет», «Девочка идет», «втомобиль стоит». Панно. звуков. 5 Звук [а], [у] Звуковой анализ звукосочетаний [ау], [уа]. Воспроизведение звуковых рядов: ау-уа, уа-ау, аау, ауу, уаа, ууа Закрепление согласования количественных числительных один, одна с существительными в роде. Постановка вопросов к однофигурным сюжетным картинкам Предметные картинки см. 3, 4 занятия. Сюжетные картинки см. 4 занятие. «Утка стоит», «Утка летит». Панно. звуков. 6 Звук [и] Выделение первого ударного и безударного гласного звука [и]: а) в потоке гласных звуков; б) в звукосочетаниях [иа], [аи], [иау], [иуа]; в) в обратных слогах им, ин, ит, их, ик; Составление предложений по предметным картинкам и опорным словам ива, липа, лифт, бинт, улитка, калина, павлин, малина, дельфин, пингвин, девочка, мальчик. Панно. звуков.

Читайте также:  Игровые и занимательные задания по теме: Дифференциация Г-К

3 г) в словах ива, индюк, иголка. Звуковой анализ звукосочетании (звукового ряда) [иау], [ауи], [уиа], [уаи] Н О Я Б 7 Звук [н] Выделение последнего сонора [н]: а) в обратных словах ан, ун, ин; б) в словах лимон, пион, бидон, пеликан Воспроизведение слоговых рядов: ан-ун-ин, ун-ин-ан, ин-ан-ун; Звуковой анализ и схемы обратных слогов ан, ун, ин 8 Звук [м] Выделение первого и последнего сонора [м]: а) в слогах ам, ум, им, ым, ма, му, мы, мо; б) в словах дам, дом, дым, мак, мох, мама. Воспроизведение слоговых рядов: ам-ом-ум-ым, ум-ым-ам-ом, ма-мо-му-мы, му-мы-ма-мо, ом-ум-ым-ам, ым-ам-ом-ум, мо-му-мы-ма, мы-ма-мо-му. Звуковой анализ и схемы обратных слогов ам, ум, им Составление предложений о индивидуальным предметным картинкам Составление предложений о индивидуальным предметным картинкам батон, диван, вагон, павлин, тюльпан, пингвин, дельфин, банан, мальчик, гном, девочка. Панно и согласных звуков мак, муха, дом, дым, альбом, майка, мойка, малина, малина, ванна, вата, батон, гном, девочка. Панно и согласных звуков II период

4 М е с я ц Д К Б п/п Тема занятия Первоначальные навыки звукового и слогового анализа 1 Звук [п] Выделение последнего глухого согласного [п]: Звуковой анализ, составление схем обратных слогов ап, оп, уп, ип, ып игра «Живые звуки». Деление слов на слоги игра «Прошагаем слова». Договаривание слов игра «Закончи слово» (сно. глу. хло. то. сто. су. пото. тулу. ) 2 Звук [т] Звуковой анализ, преобразование, составление схем обратных слогов ат, от, Лексико грамматические игры и упражнения картинкам и опорным глаголам покупать, поливать, петь, пить, пугать. Преобразование глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени во множественное число. Подбор парных сюжетных картинок (игра «Найди пару») картинкам и образцу. Оборудование панамы, павлин, паук, попугай, липа, пальто, пальма, тополь, плита, тюльпаны, кепки, тапки. Сюжетные картинки (парные): «Девочка поет», «Девочки поют», «Девочки пьет сок», «Девочки пьют сок», «Мальчик поливает каток», «Мальчики поливают каток», «Мальчик поливает тюльпаны», «Мальчики поливают тюльпаны», «Мальчик покупает лимоны», «Дети покупают лимоны» «Утка плавает», «Утки плавают», «Дельфин плавает», «Дельфины плавают», «Девочка подметает», «Дети подметают» «Паук плетет паутину», «Пауки плетут паутину». кот, кит, бинт, бант, букет, билет,

5 Д К Б ут, ит, ыт игра «Живые звуки». Деление слов на слоги игра «Телеграф». Договаривание слов игра «Закончи слово» (ко. ки. бан. бин. лиф. хобот. биле. буке. бале. паке. кюве. хвос. мос. кус..) Упражнение в согласовании числительных один, одна, два, две с существительными в роде. Подбор слов со звуком [т] к сюжетной картинке. бегемот, лифт, хобот, мак, паук, банан (упр. 5), мост, хвост, танк, туфли, тапки, тыква, утка, ветка, петух, конфета, кофта, батон, тахта, плита, автомат (упр. 8). Сюжетная картинка «Дети лепят..» Демонстрационные карточки с цифрами 1, 2 3 Звук [к] Звуковой анализ, составление схем обратных слогов ак, ок, ук, ик, ык игра «Живые звуки». Деление слов на слоги игра «Прошагаем слова». Договаривание слов игра «Закончи слово» (ма. вени. вено. като. бы. бу. то. индю. тан. бан. ) картинкам по образцу с отрицательным словом нет. Упражнение в употреблении родительного падежа единственного числа без предлога и с предлогом у. Подбор слов со звуком [к] к сюжетной картинке. кони, кот, танк, индюк, мак, венок, кухня, кубик, конфета, окно, гамак, веник, утка, кофта, туфли, майка, клюква, губка, Катя, Коля, панамы. Сюжетная картинка «Котята». Я Н В 4 Звуки [к] – [т] Выделение последнего глухого согласного в словах игра «Эхо» (бант, мак, кот, венок, лифт.. ) Звуковой анализ, преобразование обратных слов, составление схем игра «Живые звуки» Упражнение в употреблении родительного падежа множественного числа существительных. картинкам со словом много. Упражнение в постановке вопросов. кони, кот, мак, бинт, кухня, окно, майка, венок, туфли, батон, бант, петух, плита, Таня, Коля Два панно. 5 Звуки [п] – [т] Выделение последнего глухого согласного в словах игра «Эхо» (стол, балет, тулуп, Договаривание предложений по сюжетным картинкам на предлоги на, под. Предметные картинки тахта, батон, конфеты, туфли,

6 Я Н В Ф В Л 6 Звуки [п] – [т] – [т] бинт.. ) Звуковой анализ и синтез обратных слов. Преобразование обратных слогов в прямые, составление схем игра «Живые звуки» Воспроизведение слоговых рядов типа пата-ка. Договаривание слов игра «Закончи слово» (со. сту. биле. тулу. ) Звуковой анализ, составление схем обратных и прямых слов игра «Живые звуки» 7 Звук [х] Выделение начального согласного [и] игра «Эхо». Воспроизведение слоговых рядов (прямых и обратных). Деление слов на слоги игра «Телефон» Преобразование обратных слогов в прямые: ах-ха, ох-хо. Звуковой анализ, составление схем прямых и обратных слогов игра «Живые звуки» Составление предложений по двум опорным предметным картинкам с предлогами на, под. Составление предложений с предлогами на, под по двум опорным предметным картинкам. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными. Составление словосочетаний притяжательных местоимений и существительных. Счет 1-1 яхта, кухня, петух. панамы, павлин, кот, пауки, стол, стакан, тапки, попугай, пальма, мост, тыква, Поля, Толя. Сюжетные картинки:«стакан стоит на столе», «Кот лежит на тахте», «Мяч лежит под тахтой», «Кот спит под скамейкой», «Поля стоит у стола» туфли, кот, конь, попугай, павлин, тыква, панамы, батон, книга, конфета, венок, мак (на панно); тополь, тахта, подоконник (на столе у логопеда). Два панно. хобот, ухо, муха, петух, охотник, мох, кухня, тахта, хлеб, яхта, кот, венок, хвост. 8 Звуки [к]- [х] Воспроизведение слоговых рядов с конфликтными звуками [ка]-[ха], [хо]-[ко] Согласование количественных конь, числительных один, одна, одно с хобот, кот, книга, хвост, петух,

7 Ф В Л М Т Преобразование слогов игра «Наоборот» Звуковой анализ, составление схем слов пух, мак, мох игра «Живые слова». Договаривание слов игра «Закончи слово» (ма. ме. пу. песо. пету. вено. возду. ) 9 Звук [о] Выделение гласного звука [о] под ударением после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком [о] (по-то-ко-хо, то-ко-хо-по и др.) Звуковой анализ, составление схем слов кот, ток (выполняется коллективно) 10 Звук [хь] Преобразований слогов игра «Наоборот» (ха-ха-ха хя-хя-хя и другое). Деление слов на слоги игра «Телеграф». Составление схем слогового состава слов. 11 Звук [пь] Преобразование слогов и слов (замена [п]- [пь] игра «Наоборот») Деление слов на слоги игра «Прошагаем слова». Составление схем слогового состава слов. 12 Звук [ть] Преобразование слогов и слов (замена [т]- [ть] игра «Наоборот») существительными. Составление словосочетаний числительных один, одна, одно с существительными. Договаривание предложений по предметным картинкам (игра «Потерялись слова») Счет 1-1, (1-5) конь, муха, кухня. картинкам со словом много. Закрепление образования и употребления родительного падежа множественного числа существительных. Счет 1-10 (1-5) (двойка, окно) Образование именительного падежа множественного числа существительных (игра «Эхо»). Договаривание предложений (игра «Потерялись слова»). Преобразование деформированной фразы. Заучивание скороговорки Договаривание предложений (игра «Потерялись слова»). Счет 1-10 (1-5) (песня, пень, опенок). Спряжение в настоящем времени по образцу или отраженно: пилить пень Припоминание картинок на звук [ть] (игра «Телефон»). мак, муха, окно, майка, ухо, кухня, паук. Демонстрационная карточка с цифрой 1. дом, кот, кони, окно, пальто, венок, хобот, батон, кофта, туфли, мох, вата, бинт, совы, заяц, лица, сапоги, тапки, тахта, стул, кресло. муха, мухи, хек, петух, петухи, яхта, духи, хлеб, тахта, хобот, кухня, хвост. Мел, карандаши, листы бумаги. панама, пион, павлин, пеликан, петух, пальто, паук, попугай, липа, пень, плита, пять, степь, пес, опята, пятка. Мел, карандаши, листы бумаги сети, костюм, утюг, котята, паутина,

8 М Т Звуковой анализ, составление схем слов так, тик – игра «Живые слова» 13 Звук [кь] Преобразование слогов и слов (замена [к]- [кь] игра «Наоборот» ) Звуковой анализ, составление схем слов кот, кит, тик – игра «Живые слова» 14 Звук [ы] Выделение звука [ы] после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком [ы]: пы-ты-кы-хы, кы-хы-пы-ты, ты-кы-хы-пы, хы-пы-ты-кы. Звуковой анализ, составление схем слов дым, бык, сын Договаривание предложений по картинкам. Выделение слов со звуком [ть] из рассказа «Котята». Счет 1-10 (1-5) (котенок, утенок). Спряжение (отраженно): тянуть сети Договаривание предложений по предметным картинкам после припоминания картинок (игра «Потерялись слова») Спряжение по образцу: кинуть кепку (будущее время), кипятить кофе в кофейнике (настоящее время). Повторение скороговорки «Киска», выделение слов со звуком [кь] Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам и опорным словам. Образование именительного падежа множественного числа существительных игра «Эхо». Заучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит», выделение из нее слов со звуком [ы] туфли, тюльпаны, тень, утенок, телефон, утка, ботинки, пять. Сюжетная картинка «Котята». Наборы для составления схем васильки, кеды, букет, кот, кит, маки, кепки, кубики, ботинки, пауки, тапки, коньки, валенки, охотники. Наборы для составления схем дым, дыня, тыква, ягоды, билеты, бант, вагон, банты, вагоны, губы, панамы, буквы, тюльпаны, кот, коты, альбомы, лимоны, конфеты. Наборы для составления схем III период М е с я ц п/п Тема занятия Первоначальные навыки звукового и слогового анализа Лексико грамматические игры и упражнения Оборудование

9 П Л П Л 1 Звуки [ы]- [и] Выделение ударных гласных звуков [ы], [и] после согласных. Звуковой анализ слов дым, кит (игра «Живые слова»). Составление схем этих слов. Преобразование слогов 2 Звук [ль] Определение места звука [ль] в слове. Деление слов на слоги и прямоугольников на части по количеству слогов (составление схем слогового состава) 3 Звуки [ль]- [й] Преобразование слогов (игра «Наоборот»). Деление слов на слоги, составление схем слогового состава. Выделение ударного слога (игра «Эхо») 4 Звук [в] Выделение звука [в] перед гласными. Определение места звука [в] в слове (начало, середина). Деление слов на слоги, вычерчивание схем слогового состава Упражнение на закрепление образования именительного падежа множественного числа существительных (игра «Эхо»). Игра «Что с чем поменяли местами?» Закрепление образования и употребления относительных прилагательных (игры «Посадим аллеи», «Какая ветка, какой лист, какое полено!», «Приготовим кисель (коктейль, суфль. )») картинкам: а) закрепление согласования притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои с существительными; б) упражнение в употреблении предлогов в, на Словообразование полных имен (игра «Назови полным именем») Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам с предлогом в дым, дыня, тыква, губы, нитки, ягоды, липа, бинт, буквы, кубики, калина, малина, кит, тюльпаны, зубы, вагоны, конфеты, книга. апельсин, малина, калина, липа, клюква, бинокль, улитка, пальма, клен, тополь, аль, лимон, лес, поляна, поле, маяк, майка, юбка. Полоски (слова) для деления на слоги. Карандаши. цыпленок, олень, тюлень, павлин, соболь, юбка, лиса, дельфин, пеликан, лебедь, лес, поляна, поле, маяк, майка, ягоды, двойка, яхта, попугай, (воробей) вата, ванна, ива, вагоны, вафли, васильки, совы, валенки, клюква, буквы, весы, павлин, фундук, венок, ветки, букет. Листки бумаги, карандаши на столах у детей. Два панно.

10 М Й 5 Звук [ф] Определение места звука [ф] в слове. Деление слов на слоги. Вычерчивание схем слогового состава. Звуковой анализ слова миф. Составление схемы звукового состава. 6 Звук [фь] Определение места звука [фь] в слове. Деление слов на слоги. Вычерчивание схем слогового состава. Звуковой анализ слова миф. Составление схемы звукового состава. Закрепление употребления предлога в (игра «Потерялось слово») Упражнение с деформированной фразой на закрепление предлогов в, на (игра «Путаница») фундук, фонтан, вафли, лифт, туфли, телефон, кофта, шкаф, фокусник, фасоль, муха, флейта, буквы. Листки бумаги, карандаши на столах у детей. фикус, фен, фея, дельфин, кофейник, филин, финики, конфета, вафли, лифт, флейта. Набор для составления схем слов. И Повторение пройденного на индивидуально подгрупповых занятиях, в свободном общении, в играх, развлечениях, на прогулках, Ю праздниках. Н

Технология развития лексико-грамматической стороны речи Т. С. Гомзяк

  • Подготовка к школе (4)
  • Артикуляционная гимнастика (5)
  • Домашние задания(автоматизация звуков) (11)
  • Мероприятия, конкурсы (8)
  • Разработки (7)
  • Информация для педагогов (34)
  • Конспекты (22)
  • Технологии (7)

Технология развития лексико-грамматической стороны речи Т. С. Гомзяк

Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение детьми правильной речью. Коррекционная работа по обогащению лексического запаса проходит с учетом закономерностей развития речи детей. Применяю разнообразные способы конкретизации речи: ознакомление с неизвестным предметом или его изображением, соответствующим определенному слову; объяснение незнакомого предмета по аналогии со знакомым; воспроизведение имеющихся представлений, объяснение смысла слов и др. Работу по развитию и обогащению словарного запаса провожу на каждом занятии, индивидуальном или групповом. При работе использую методику О. С. Гомзяк.

Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, предусматривающей создание условий для коррекции недостатков речевого развития ребенка, подготовка к успешному обучению детей в школе и создание мотивированной потребности в речи как средстве общения и самовыражения.

  • обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;
  • устранять нарушения звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
  • устранить фонетико-фонематическую недостаточную;
  • сформировать навыки звукового анализа и синтеза;
  • устранить недостатки развития лексико-грамматического строя речи;
  • развивать связную речь дошкольников;
  • предупредить нарушения письма и чтения;
  • выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности
  • Раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности.
  • Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекции, речевого развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Технология охватывает все стороны речевого недоразвития (фонетическую, лексико-грамматическую и связную речь) и предполагает комплексное воздействие на ребенка.

Новизна заключается в единстве мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного компонентов коррекционного процесса.

В основу программы положены следующие принципы:

  • раннее воздействие на речевую деятельность ребенка с целью предупреждения вторичных отклонений;
  • развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме);
  • взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;
  • дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
  • учет особенностей речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями;
  • связь речи с другими сторонами психического развития.
Читайте также:  Звуки Х-Хь, буква Х - конспект

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является: ребёнок, хорошо владеющий устной речью, умеющий выражать свои мысли и желания, проявлять инициативу в общении, умеющий задавать вопросы, делать умозаключения, знающий сказки и умеющий их пересказывать, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, со сформированными элементарными навыками звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Эффективность коррекционно – воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя, воспитателя и специалистов ДОУ.

Организания коррекционно-воспитательной работы

Учебный год в логопедической группе начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Задачи логопедических занятий по периодам обучения

Развитие моторных функций

Развитие дыхательной и голосовой функции

Формирование фонетико-фонематических процессов

Грамматический строй речи

Развитие связной речи

Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма

Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда

Основной формой коррекционного обучения в специализированном детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

  • — фронтальных (подгрупповых) занятий;
  • — индивидуальных занятий;
  • — занятий подвижными микрогруппами.

Занятия проводятся логопедом после того, как проходит обследование детей группы в начале года.

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический подходы.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.

Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы:

  1. Занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи.
  2. Занятия по формированию и развитию связной речи.
  3. Занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

Основными задачами занятий по формированию фонетико – фонематической стороны речи являются: развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Специфика этого типа занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками.

Задачей занятий по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ – описание.

На занятиях по формированию лексико – грамматических категорий используется лексико – грамматический подход. При таком подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка. Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются грамматические представления. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

В старших группах изучение лексико – грамматических категорий выходит на 1 место, то есть, на одном занятии логопед планирует изучение только одной лексико – грамматической темы. Это обусловлено тем, что ни одна грамматическая категория не может войти в самостоятельную речь детей – логопатов без многократного сознательного использования ее в разных словосочетаниях и предложениях. Темы для лексико – грамматических занятий выбираются не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого – педагогическими особенностями формирования ребенка при ОНР.

Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Для этого можно подбирать лексико – грамматические игры и игры на развитие ВПФ со словами, насыщенными автоматизируемым звуком.

Индивидуальные занятия как правило включают в себя следующие этапы: артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, утрированного произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам. Требование здесь – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.

В результате применения технологии развит моторный праксис, выработаны ощущения от положения органов артикуляции, автоматизированы поставленные звуки, развитие мелкой моторики позволяет правильно удерживать карандаш, вырабатывается правильное речевое дыхание, дети умеют определять место звука в слове, делать звуковой анализ слов из 4-5 звуков, дифференцируют звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, расширяется словарь, совершенствуются навыки словообразования и словоизменения.

Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 5-7 лет

Указанные книги не участвуют в акциях “Последняя бесплатно” и “Скидка на колличество купленных книг”

Количество книг в заказе: 0

Общая стоимость: 0 RUB

Общая стоимость с учетом скидки: 0 RUB

Пожалуйста, введите доступный Вам адрес электронной почты. По окончании процесса покупки Вам будет выслано письмо со ссылкой на книгу.

Список удаленных книг:

Список удаленных книг:

  • Журналы
    • Естественные науки и математика
    • Здравоохранение и физическая культура
    • Информатика и вычислительная техника
    • История и исторические дисциплины
      • Отечественная история
    • Культура и искусство
    • Образование и педагогика
    • Политология и юриспруденция
    • Психология
    • Религиоведение
    • Сельское, лесное и рыбное хозяйство
    • Социология
    • Технические науки
    • Филология
    • Философия
    • Экономика и управление
    • Языкознание
  • Учебная литература
    • Автоматика и управление
    • Архитектура и строительство
    • Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды
    • Библиотечно-информационные ресурсы
    • Воспроизводство и переработка лесных ресурсов
    • Геодезия и землеустройство
    • Геология, разведка полезных ископаемых
    • Гуманитарные науки
      • Документоведение и архивоведение
      • Журналистика
      • Искусствоведение
      • История
      • Книжное дело
      • Культурология
      • Лингвистика
      • Международные отношения
      • Политология
      • Психология
      • Регионоведение
      • Реклама
      • Религиоведение
      • Физическая культура и спорт
      • Филология
      • Философия
      • Юриспруденция
    • Естественные науки
      • Биология
      • Ботаника
      • География и картография
      • Геология
      • Зоология
      • Физико-математические науки
      • Химия
      • Экология и природопользование
    • Здравоохранение
    • Информатика и вычислительная техника
    • Культура и искусство
      • Библиотечно-информационные ресурсы
      • Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
      • Дизайн
      • Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура)
      • Искусствознание
      • Киноискусство
      • Музыкальное искусство
      • Театральное искусство
    • Металлургия, машиностроение и материалообработка
    • Морская техника
    • Образование и педагогика
      • Естественно-научное образование
      • Педагогика
      • Русский язык и литература
      • Социально-экономическое образование
      • Технологическое образование
      • Физико-математическое образование
      • Филологическое образование
      • Художественное образование
    • Приборостроение и оптотехника
    • Сельское, лесное и рыбное хозяйство
    • Социальные науки
      • Социальная работа
      • Социология
    • Сфера обслуживания
    • Технология производства продовольственных продуктов и потребительских товаров
    • Транспортные средства
    • Физико-математические науки
      • Математика
      • Механика
      • Физика
      • Химия
    • Химия и биотехнологии
    • Экономика и управление
      • Менеджмент
      • Статистика
      • Экономика
    • Электронная техника, радиотехника и связь
    • Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
  • Художественная литература
    • Драматургия
    • Литературные обзоры. Критика
    • Мемуары, биографии, дневники
    • Очерки, эссе
    • Поэзия
    • Прочие литературные жанры
    • Романы, повести, рассказы, новеллы
    • Сборники различных произведений
    • Художественная литература для детей
    • Эпистолярные произведения
    • Юмор, сатира, пародия
  • Ноты
  • Авиационная и ракетно-космическая техника
  • Архитектура
  • Биологические науки
  • Ветеринария и зоотехника
  • Здравоохранение и медицинские науки
    • Здравоохранение
    • Лечебное дело
    • Организация здравоохранения
    • Сестринское дело
    • Фармакология
    • Фундаментальная медицина
  • Информатика и вычислительная техника
  • Информационная безопасность
  • Искусствознание
    • Изобразительное и прикладные виды искусства
  • История и археология
    • Археология
    • Всеобщая история
      • История Древнего мира
      • История Нового времени
      • История Средних веков
      • Современная история
    • Вспомогательные исторические дисциплины
      • Геральдика
      • Историческая география
      • Источниковедение
      • Палеография
      • Хронология
    • Отечественная история
      • История России в древности (до середины XII в.)
      • История России в средние века (середина XII – XVI вв.)
      • История России новейшего времени (XX в.)
      • История России нового времени (XVII – XIX вв.)
    • Теория и методология истории
    • Этнография
  • Культурология и социокультурные проекты
  • Математика и механика
  • Машиностроение
  • Международные отношения
  • Музыкальное искусство
  • Нанотехнологии и материалы
  • Научно-популярная литература
  • Науки о Земле
  • Образование и педагогические науки
    • История образования и педагогики
    • Общая педагогика
    • Педагогика и методика высшего образования
    • Педагогика и методика дошкольного образования
    • Педагогика и методика начального и среднего образования
    • Педагогика и психология
    • Социальная педагогика
      • Специальная педагогика
    • Школьная литература
  • Оружие и системы вооружения
  • Политические науки и регионоведение
  • Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
  • Промышленная экология и биотехнологии
    • Продукты питания
    • Экология
  • Психологические науки
    • История и теория психологии
    • Отдельные направления в психологии
    • Прикладная психология
  • Сельское, лесное и рыбное хозяйство
  • Сервис и туризм
  • Социология и социальная работа
    • Общая социология
    • Региональная социология
    • Социальная антропология
    • Социальная работа
  • Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
  • Сценические искусства и литературное творчество
  • Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
  • Техника и технологии наземного транспорта
  • Техника и технологии строительства
  • Технологии легкой промышленности
  • Технологии материалов
  • Техносферная безопасность и природообустройство
  • Управление в технических системах
  • Физика и астрономия
  • Физико-технические науки и технологии
  • Физическая культура и спорт
  • Философия, этика и религиоведение
    • Зарубежная философия
    • История философии
      • Современная философия
      • Философия Древнего Мира
    • Отдельные направления и философские школы
    • Отечественная философия
    • Политическая философия
    • Религиоведение
    • Религиозная философия
    • Философия науки
    • Эстетика
    • Этика
  • Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
  • Химия
    • Химические технологии. Химические производства
  • Экономика и управление
    • Банковское дело
    • Коммерция
    • Менеджмент
      • Антикризисное управление
      • Государственное и муниципальное управление
      • Менеджмент организации
      • Управление персоналом
      • Экономика и управление на предприятии
    • Регионоведение
    • Статистика
    • Товароведение и экспертиза товаров
    • Экономика
      • Банковское дело
      • Бухгалтерский учет, анализ и аудит
      • Маркетинг
      • Математические методы в экономике
      • Мировая экономика
      • Налоги и налогообложение
      • Национальная экономика
      • Страховое дело
      • Таможенное дело
      • Теория экономики
      • Финансы и кредит
      • Экономика труда
      • Экономическая теория
  • Электро и теплоэнергетика
  • Электроника, радиотехника и системы связи
  • Юриспруденция
  • Ядерная энергетика и технологии
  • Языкознание и литературоведение
    • Издательское дело и редактирование
    • История всемирной литературы
    • История филологии
    • Общее языкознание
    • Перевод и межкультурная коммуникация
    • Теория литературы
    • Фольклор и культурная антропология
    • Языки мира
      • Азербайджанский язык
      • Английский язык
      • Арабский язык
      • Армянский язык
      • Белорусский язык
      • Болгарский язык
      • Венгерский язык
      • Восточные языки
      • Вьетнамский язык
      • Греческий язык
      • Грузинский язык
      • Датский язык
      • Древние и мертвые языки
      • Иврит
      • Испанский язык
      • Итальянский язык
      • Казахский язык
      • Киргизский язык
      • Китайский язык
      • Корейский язык
      • Латинский язык
      • Латышский язык
      • Литовский язык
      • Молдавский язык
      • Немецкий язык
      • Нидерландский язык
      • Норвежский язык
      • Польский язык
      • Португальский язык
      • Румынский язык
      • Русский язык
      • Сербский и хорватский языки
      • Таджикский язык
      • Татарский язык
      • Турецкий язык
      • Туркменский язык
      • Узбекский язык
      • Украинский язык
      • Финский язык
      • Французский язык
      • Хинди
      • Чешский и словацкий языки
      • Шведский язык
      • Эстонский язык
      • Японский язык

В пособии представлен материал для работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, по лексико-грамматической теме «Мебель». Методическое пособие включает пояснительную записку; задачи и содержание коррекционно-развивающей работы по лексико-грамматической теме «Мебель»; перечень основных умений и навыков, которыми должны овладеть дети; примерный перспективный и календарный планы занятий по совершенствованию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР 1-го и 2-го года обучения в логопедической группе; перечень отрабатываемых лексико-грамматических категорий по данной теме; перечень демонстрационного материала и CD-диск с демонстрационными играми для фронтальных и подгрупповых занятий. В комплект входит рабочая тетрадь для закрепления отработанных навыков на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателем или родителями. Практическое пособие адресовано логопедам и дефектологам дошкольных образовательных учреждений, воспитателям детских садов, студентам педагогических вузов, родителям.

Ссылка на основную публикацию