Особенности готовности к чтению дошкольников с нарушением речи

Особенности готовности к школьному обучению детей с нарушением речи

В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, которые могут сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории детей с нарушениями в развитии – о детях с речевыми нарушениями.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) [24].

Исследования А.П. Вороновой [8], Р.И. Лалаевой [13], Р.Е. Левиной [15], М.Е. Хватцева [24], Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой [25] в области логопсихологии показывают, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, аф­фективно-волевой сферы. Для детей с речевыми нарушения­ми характерен пониженный уровень общей осведомленности об окружающем мире. Наблюдается недостаточный уровень развития познавательных процессов, их произвольности. Рассмотрим подробнее особенности интеллектуальной сферы детей с нарушением речи.

Внимание детей с речевым недоразвитием характери­зуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низ­ким уровнем показателей произвольного внимания, труд­ностями в планировании своих действий. Такие дети с тру­дом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач; им гораз­до труднее сосредоточиться на выполнении задания в усло­виях словесной, чем зрительной инструкции (наблюдает­ся большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположе­нию фигур) [16].

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто несформированы или зна­чительно нарушены, причем больше всего страдает уп­реждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контро­ля. Особенности произвольного внимания у детей с недо­развитием речи ярко проявляются в характере отвлечений [23].

Как показывают исследования у детей с нарушением речи при относительно сохранной смыс­ловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания: дети забывают сложные ин­струкции, элементы и последовательность заданий, для запоминания требуется большее число предъявлений. Еще более затруднительно для детей с нарушениями речи длительное удержание слуховой информации и воспроизведение ее [23].

Важную роль при подготовке к школьному обучению играет восприятие. Зрительное восприятие у дошкольников с речевой пато­логией отстает в развитии от нормы и характеризуется не­достаточной сформированностью целостного образа пред­мета. Простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы.

Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (уз­навание предметов в условиях наложения). В реализации за­дачи по перцептивному действию (приравнивание к этало­ну) дети данной категории чаще пользуются элементарны­ми формами ориентировки, т.е. примериванием к эталону.

Дети с недоразвитием речи нередко при приравнивании фигур ориентируются не на их форму, а на цвет. А.П. Воронова (1993) [8] отмечает, что они в большинстве случаев име­ют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом. При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий (А.П.Воронова, 1993) [8]. Для детей с речевой патологией характерно своеобразие учебной деятельности. Например, для заикающихся детей характерна зависимость качества учебной работы от условий, в которых она протекает. Изменение привычных условий приводит к неустойчивости деятельности, рассеиванию внимания. Затруднения вызывают задания, связанные с переключением с одного вида деятельности на другой. При выполнении заданий, требующих интеллектуального и волевого усилий, наблюдается переход с заданного вида работы на более привычный, освоенный ранее. У некоторых наблюдается неумение самостоятельно проконтролировать результаты как собственной, так и чужой работы. Дети с трудом анализируют образец, сопоставляя написанное с печатным текстом, с трудом находят ошибки. Эти дети испытывают определенные трудности на занятиях, когда нужно, обдумывая собственный ответ и приготовив соответствующие примеры, следить за ответом своих товарищей, помогать им в случае затруднений исправлять неправильные ответы. В процессе чтения они не замечают собственных ошибок, ошибок своих товарищей, при чтении «по ролям» диалогов произносят «свои» слова несвоевременно, иногда читают слова других лиц. Характерные для заикающихся неустойчивость деятельности, слабость переключения, пониженный самоконтроль не могут не отразиться на их общей организованности: они с трудом «входят» в работу, не прилагают для этого достаточных эмоционально-волевых усилий [8].

Необходимо остановиться на особенностях мышления детей с нарушением речи. Исследования Р.И. Лалаевой [13] показывают, что нарушения речи отрицательно влияют на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с речевой патологией обнаруживаются недостаточная гибкость и динамичность мыслительных процессов, замедленный темп интериоризации умственных действий, повышенная психиче­ская истощаемость, недостаточная оперативность мышления.

Зачастую они длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания.

Другие дети выполняют задания, но быстро утрачива­ют к ним интерес, не заканчивают их и отказываются ра­ботать, даже в случаях правильного выполнения заданий. При этом возможности осуществления мыслительных опе­раций у таких детей, как правило, сохранны, что выявля­ется при расширении запаса их знаний и упорядочении самоорганизации (В.А. Ковшиков).

В целом дети с нарушениями речи обладают полноценными предпосылками для овладения мыс­лительными операциями [7].

Важным компонентом готовности к школе является ре­чевая готовность. Результаты исследований таких ученых, как Р.И. Лалаева [12, 13, с.17-21], Р.Е. Левина [15], М.Е. Хватцев [24], Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова [25, с.17-24] и др., позволя­ют сделать вывод о том, что несформированность речевой дея­тельности в дошкольном возрасте закономерно приводит к на­рушениям чтения и письма. Недостаточный уровень речевой готовности обусловливает стойкие и выраженные затруднения при усвоении учебного материала, а также недоразвитие регу­лирующей и коммуникативной функций речи. Комплексное диагностическое обследование детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, проведенное Л.С. Волковой и С.Р. Исмаиловой [3], позволило выделить и описать уровни речевой готовности данной категории детей к школе.

– Первую группу составили дети с очень низким уровнем речевой готовности, не обеспечивающим возможность обуче­ния в массовой школе.

– Вторую группу- дошкольники, уровень речевой готов­ности которых был оценен как низкий. Дети этой группы мо­гут освоить школьную программу, но только при условии до­полнительной коррекционно-педагогической помощи.

– В третью группувошли дошкольники со средним уров­нем речевой готовности, у которых выраженных и стойких за­труднений в процессе усвоения дошкольной и школьной про­граммы не отмечено.

– « Дети с высоким уровнем речевой готовности составили четвертую группу.Они успешно обучаются и усваивают про­грамму массовой образовательной школы.

Особенности развития высших психических функций, в том числе речи, у детей с речевыми нарушениями приводят к недостаточному уровню сформированности интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

У детей с речевой патологией отмечается своеобразие личностной сферы: заниженная самооценка, нестабильность уровня притязаний, нарушения волевой регуляции поведения. Нарушения речи отражаются на уровне сформированности общения и сотрудничества: дети не умеют обращаться с просьбами, задавать вопросы по ходу объяснения.

Итак, у детей с речевыми нарушениями наблюдается нарушение всех компонентов готовности к школьному обучению [4].

Следовательно, анализ специальной литературы показал, интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, рациональный подход к деятельности, логическое запоминание, интерес к знаниям, процессу их получения, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию, применению символов.

Главным новообразованием в дошкольном возрасте является формирование произвольности. Наглядно – образное мышление – основной вид мышления в старшем дошкольном возрасте, но формируется наглядно – логическое.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей интеллектуальной сферы. Для детей с речевыми нарушения­ми характерен пониженный уровень общей осведомленности об окружающем мире; внимание характери­зуется неустойчивостью, более низ­ким уровнем показателей произвольного внимания, труд­ностями в планировании своих действий; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; зрительное восприятие отстает в развитии от нормы и характеризуется не­достаточной сформированностью целостного образа пред­мета. Нарушения речи отрицательно влияют на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

Таким образом, недостаточный уровень речевой готовности обусловливает стойкие и выраженные затруднения при усвоении учебного материала.

Тексты для обучения чтению дошкольников с картинками, задания по чтению

Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям — чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье.

Возрастные особенности дошкольников

Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:

  • Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
  • Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
  • Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
  • Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
  • Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
  • Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.

Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.

Как работать с текстами

Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:

  1. Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений.
  2. Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
  3. Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
  4. Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
  5. Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.




Тексты для детей 4-5 лет

Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.

Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.

Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный.

Общие рекомендации

  • Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
  • В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
  • Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
  • Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.





Задания

После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:

  1. Короткий пересказ.
    Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.
  2. Ответь на вопросы.
    Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
    Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.
  3. Нарисуй картинку.
    Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание.
  4. Что было дальше?
    Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.

Тексты чтения с картинками и заданиями:








Тексты для детей 6-7 лет

Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.

Общие рекомендации

  • Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
  • После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
  • Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.

Тексты с хвостами:





Задания

После знакомства с отрывком предложите дошкольникам следующие занимательные занятия, направленные на развитие способности точного понимать информацию, интерпретировать ее.

  1. Краткий пересказ.
  2. Ответы на вопросы по содержанию.
  3. Подбери синонимы.
  4. Сначала прочитай предложение, потом скажи его по-другому.

Тексты с дырками:








Работа с текстом при подготовке к школе должна использовать на логопедических, развивающих занятиях по разным темам. Включите чтение в повседневную жизнь будущего первоклассника. Пусть читает объявления на подъезде, вывески и рекламы в магазинах, сказку себе на ночь вместе с родителями по очереди. В этом случае автоматизация складывания слогов, слов и понимание прочитанной информации станет для дошкольника простой задачей.

Читайте также:  Подгрупповая непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития

Трудности в обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи

Автор: Чурикова Ольга Николаевна учитель-логопед МАДОУ №21 города Губкина Белгородсой области
Чтение – это сложнейший вид речевой деятельности, восприятие печатного или рукописного текста, понимание содержания прочитанного. Этот психофизиологический процесс осуществляется при участии речедвигательного, зрительного, речеслухового анализаторов. Начинается процесс чтения со зрительного восприятия, различения, узнавания букв, соотнесения их со звуковым образом, прочитывания и понимания значения слова, предложения или рассказа.

Дети 5-6 летнего возраста без нарушений в развитии речи обладают определенной готовностью к обучению чтению благодаря достаточному уровню общего и речевого развития. Они могут быстро запомнить буквы, соотнести их со звуками речи, легко усвоить слияние звуков, передать смысл прочитанного слова или предложения.
Дети с речевой патологией такой готовностью к обучению чтению не обладают. Поступая в школу, они являются потенциальной группой риска в отношении полноценного овладения навыком чтения. На основе несформированных психических процессов, обеспечивающих механизм чтения в норме, у детей с дефектами речи часто появляются стойкие нарушения чтения, выражающиеся в повторяющихся ошибках – это дислексия.

Перед логопедами, работающими с детьми с общим недоразвитием речи в подготовительной группе, стоят такие задачи: сформировать необходимую готовность к обучению в школе, научить детей чтению и письму.
Дислексия и неудачи при овладении чтением могут закрепить в характере ребёнка отрицательные черты: неуверенность в себе, робость, тревожность или озлобленность, агрессивность, другие негативные реакции. Ребенок, который научился читать, чувствует себя более взрослым, умным, ему становится доступна многая информация: он на улице читает надписи на зданиях, книги, умеет прочитать и напечатать короткий текст.

Дети с дислексией неизбежно столкнутся с трудностями при дальнейшем обучении в школе, так как у них будут множественные ошибки на письме, трудности в понимании прочитанного, замедлен общий темп работы на уроке, они могут отставать от детей.

Основными причинами затруднений детей с речевой патологией при обучении чтению является недоразвитие фонематических процессов, полиморфные нарушения в звукопроизношении, бедный словарь, многочисленные ошибки при употреблении лексико-грамматических категорий, трудности в связной речи, при построении самостоятельных высказываний. Как следствие, дети с нарушениями речи с трудом учатся звуковому анализу и синтезу слов, у них возникают проблемы при запоминании букв и соотнесению их со звуком речи. Некоторые из них даже при осуществлении совместной работы логопеда, воспитателей, родителей по обучению грамоте длительный период времени не могут освоить способ слияния гласных и согласных. В дальнейшем они читают очень медленно, допускают большое количество ошибок, плохо понимают и не могут объяснить прочитанное или подобрать картинку, которая обозначает смысл прочитанного.

Своеобразие психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи требует от логопеда творческого подхода, умения так организовать учебный процесс, чтобы заинтересовать детей, вызвать желание научиться читать. В основе коррекционно-логопедического процесса по обучению грамоте детей лежит игра, так как это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. При ознакомлении детей с буквой проводится специфическая работа в игровой форме по закреплению ее образа и соотнесению со звуком.
1. Знакомство с печатной буквой, рассматривание различных вариантов ее изображений.
2. Стихотворное, иллюстрированное описание буквы.
3. Сопоставление печатной буквы с рисунком и выявление характерной
особенности каждой буквы (буквы-колеса – О, С, Э; буквы — ракеты Л, А, Д; буквы – лестницы Н, Е, Ё; буквы-заборы – Ш, Ц, И, П).
4. Заучивание стихотворения о букве.
5. По трафарету обвести, раскрасить букву и картинку, которая начинается с этой буквы.
6. Напечатать букву в тетради по образцу.

Помогают детям запомнить буквы дидактические игры и задания, которые им очень нравятся: вылепить букву из теста, пластилина, выложить из палочек или спичек, сложить разрезанную букву, «оживить букву», превратив её в живой предмет.
В коррекционно-логопедической работе с детьми использую плакаты, которые изготавливаю из цветного картона для закрепления образа изученных букв. Детям такие «картинки» очень нравятся, они называют, из каких букв составлены изображения, на что похожи.

Роль логопедического массажа в коррекции речевых нарушений

Светлана Карпенко
Роль логопедического массажа в коррекции речевых нарушений

Роль логопедического массажа

в коррекции речевых нарушений.

В настоящее время наблюдается постоянное увеличение числа детей с проблемами речи и слаборазвитыми психическими процессами. Объективные осмотры в большинстве случаев не выявляют патологии у этих детей, но их проблемы иногда практически не решаются. Среди них большое количество пробелов в произношении звука, которые могут быть как органическими, так и функциональными, вызванными двигательными расстройствами расстройства различной степени тяжести. В этой ситуации актуален системный и комплексный подход к коррекции речевого развития ребенка. В настоящее время широко используются нетрадиционные методы, такие как массаж, фитотерапия, хромотерапия, звуковая терапия, ароматерапия и многие другие. Целесообразность использования массажных техник в логопедии ни у кого не вызывает сомнений, особенно в случае таких серьезных нарушений, как дизартрия, ринолалия, заикание.

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Логопедический массаж является одним из методов логопедической терапии, которые способствуют нормализации произношения стороны речи и эмоционального состояния людей, страдающих нарушениями речи. Его можно проводить на всех этапах корректирующих действий, но его использование на начальных этапах работы особенно значимо

Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой. При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями.

Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц шеи, головы, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щек, мягкого неба.

При наличии временной и технической возможностей можно выполнять полный массажный комплекс — все виды массажа рефлексогенных зон, сегментарно-рефлекторный и точечный. Это займет 50—60 минут. К сожалению, логопеды в образовательных учреждениях не имеют такой возможности, поэтому, как правило, выполняется от одного до двух видов массажа. Естественно, что в этом случае время воздействия на ребенка сократится. В комплексе можно проводить отдельно точечный или сегментарно-рефлекторный массаж, но оптимальным является совмещение обоих их видов.

В массажный комплекс входят:

1. Развитие ручного праксиса.

2. Развитие тактильных (осязательных) ощущений.

4. Собственно массаж.

5. Дифференцированная артикуляционная гимнастика.

Основными задачами логопедического массажа являются

– нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях —уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: дрожание и отклонение языка в сторону, повышенное слюноотделение, синкенезии – дополнительные движения нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка, гиперкинезы -непроизвольные, неритмичные, насильственные движения мышц языка)

– активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

– стимуляция проприоцептивных (кинестетических) ощущений;

– подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;

– укрепление глоточного рефлекса;

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп, заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами, особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него “синеет” носогубный “треугольник” или отмечается тремор подбородка.

Основные приемы массажа

1.Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное.

4. Вибрация и поколачивание.

5. Плотное нажатие.

Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждый массажный комплекс.Значение приема заключается в следующем: при

поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

В логопедическом массаже применяются в основном три приема поглаживания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомогательного приема граблеобразное поглаживание.

Растирание. Этот прием проводится, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

Разминание. Этот прием выполняется так же, как и растирание, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимна-стикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе.

Вибрация и поколачивание. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Плотное нажатие. Как правило, этот прием, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевоймускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация.

Виды логопедического массажа:

1 классический ручной массаж.

2 точечный массаж.

3 зондовый массаж.

4 аппаратный массаж.

5 самомассаж.

Классический ручной массаж применяется при массаже воротниковой зоны, шеи, лица, языка и рук.Основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Точечные массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки (БАТ). Воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом.

Зондовый массаж проводиться с помощью специальных зондов или зондозаменителей,каждый из которых воздействует на определенную зону: мышцы языка, скул, щек, губ, мягкого неба.

Комплекты зондов разработаны Е. В. Новиковой, О. И. Крупенчук, С. М. Томилиной, Ф. А. Рау и др.

Аппаратный массаж проводиться с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов. В логопедии применяется вибромассажеры.

Самомассаж – массаж, выполняемый самим пациентом. На занятиях с детьми применяется самомассаж лица в сопровождении веселых стихов и механический массаж рук с помощью су – джок, массажных мячиков, шишек и т. п.

Использование логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно при формировании произношения стороны речи. Благодаря использованию этого метода механического воздействия, которое приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произношения звуков может происходить в некоторых случаях самопроизвольно. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное влияние на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, которые играют основную роль в речедвигательном процессе.

1. Е. А. Дьякова «Основные принципы использования логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе»

2. Е. А. Дьякова «Логопедический массаж». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

3. Ю. В. Микляева «Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением»

4. Е. Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии».

5. Е. Ф. Архипова «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии».

6. Е. Н. Краузе «Логопедический массаж и артикуляторная гимнастика».

7. Е. В. Новикова «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения»

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Педагогический проект «Здоровейка-неболейка» по укреплению здоровья детей посредством игрового массажа Проект «Здоровейка-неболейка» Введение. Физическое развитие-один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно.

Планирование игрового массажа в младшей группе Игровой массаж, младшая группаСентябрь: Мяч-«ёжик»(су-джок-терапия) Я мячом круги катаю, Взад-вперёд его гоняю. И сожму его немножко, Как.

Планирование игрового массажа в средней группе Планирование игрового массажа в средней группеСентябрь: «Дождик» .Массаж спины под песню Е. Поплянской (сб. «А мы на уроке – играем») (Встать.

Планирование игрового массажа в старшей группе Планирование игрового массажа в старшей группеСентябрь: “Разотру ладошки сильно” Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

В последние несколько десятилетий западные и российские исследователи проявляют повышенный интерес к новым нетрадиционным технологиям, которые широко используются: (в том числе и в логопедии) фитотерапия, звукотерапия, музыкотерапия, массаж и т.п. Они воздействуют на процессы происходящие в организме ребенка (улучшают метаболизм, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают качество его речи. Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющие основную роль в речедвигательном процессе.

В современной логопедии массаж применяется при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия (при которой отмечается паретичность артикуляционной и мимической мускулатуры), ринолалия, заикание, а также при поведенческих проблемах, которыми страдает большинство детей с речевой патологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
logopedicheskiy_massazh_v_korrektsii_rechevyh_narusheniy.doc434 КБ

Предварительный просмотр:

ЯГКУ СО ЯО Реабилитационный центр «Здоровье» для детей

и подростков с ограниченными возможностями

В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Сергеева Екатерина Витальевна

Глава 1. Метод массажа в коррекции речевых нарушений

1.1. Страницы массажной летописи………………………………………………………. 3

1.2. Физиологическое действие массажа……………………………………………………6

1.3. Основные цели логопедического массажа и его значение в коррекции речевых нарушений………………………………………………………………………………..…. 7

Глава 2. Методики и техники логопедического массажа

2.1. Виды массажа, используемые в логопедической практике………………………. 8

2.2. Гигиенические основы проведения логопедического массажа……………………..10

2.3. Основные приёмы классического массажа………………………. …………………12

2.4. Основные методы сегментарно- рефлекторного массажа…………………………. 14

2.5. Методика использования точечного массажа………………………………. ………15

2.6. Использование самомассажа в логопедической практике………..…………………17

2.7. Логопедическая гимнастика (пассивная, активная)………………………………….18

Здоровье – «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков». Всемирная организация здравоохранения.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.

Число логопедических групп в ДОУ, коррекционных классов в школах, всевозможных реабилитационных центрах заметно увеличивается. Однако, по утверждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемых результатов.

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

В последние несколько десятилетий западные и российские исследователи проявляют повышенный интерес к новым нетрадиционным технологиям, которые широко используются: (в том числе и в логопедии) фитотерапия, звукотерапия, музыкотерапия, массаж и т.п. Они воздействуют на процессы происходящие в организме ребенка (улучшают метаболизм, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают качество его речи. Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющие основную роль в речедвигательном процессе.

В современной логопедии массаж применяется при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия (при которой отмечается паретичность артикуляционной и мимической мускулатуры), ринолалия, заикание, а также при поведенческих проблемах, которыми страдает большинство детей с речевой патологией.

Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М.Б.Эйдиновой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и др. Тем не менее, приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику.

Несмотря на то, что существуют отдельные публикации, в которых описываются различные виды массажа при речевых нарушениях, до настоящего времени очень мало учебных пособий, представляющих логопедический массаж в качестве целостной системы приемов, используемых при той или иной форме речевой патологии.

Обучение специализированному логопедическому массажу не носит целенаправленного, систематизированного характера. Известно, что многие логопеды, работающие в социально – педагогических учреждениях, не достаточно грамотно владеют приёмами логопедического массажа так как, не имеют возможности получить квалифицированных знаний в этой области. А это значит, что дети с такими сложными речевыми диагнозами как дизартрия, ринолалия, заикание – лишены такого эффективного метода, как логопедический массаж. Однако целесообразность использования массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения.

Актуальность выбранной темы вызвана необходимостью систематизировать и целенаправленно применять логопедический массаж в практической деятельности, с целью повышения уровня логопедического воздействия в комплексной реабилитации детей с речевыми нарушениями.

ГЛАВА 1 . Метод массажа в коррекции речевых нарушений.

1.1.Страницы массажной летописи

Целью данной главы является доказательство того, что массаж, пройдя проверку временем, не утратил своей актуальности. Напротив, за последние десятилетия интерес к нему значительно возрос.

Массаж — один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека — может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей.

Установить точно, где и когда начали осознанно применять массаж, невозможно. До нас дошло множество источников (наскальные рисунки, письмена и пр.), достоверно доказывающих, что он возник на заре человечества и использовался практически во всех уголках Земли. Люди, зачастую не имея других средств врачевания, прибегали к единственному, которое было доступно, — рукам.

О том, что массаж был знаком первобытным людям, говорят сведения о его применении народами, обитавшими на островах Тихого океана.

В древнеиндийских медицинских трактатах — «Аюр-Веды» — подробно описаны приемы массажа. В основном в те времена им занимались священнослужители. Умение исцелять с помощью рук вызывало у людей восхищение и суеверный страх.

Искусство массажа еще до нашей эры распространилось и в соседних с Индией Непале и Цейлоне. Письмена древних индусов рассказывают, что в 1000 году до н. э. на территории Непала существовали медицинские школы, в которых обучались этому методу врачевания.

Заимствовали его у индусов и китайцы. Но их массаж отличался от индийского включением приемов с применением растягивания суставов. Древнейшая из дошедших до нас книг о массаже — «Конг-фу» появилась в 2698 году до н. э. в Китае. В VI веке здесь впервые в мире был создан государственный медицинский институт, где массаж изучался как обязательная дисциплина. В каждой провинции Древнего Китая имелись врачебно-гимнастические школы, в которых готовили врачей – «таоссе», практикующих массаж и гимнастику. В XVI веке была издана энциклопедия «Сан-Тсай-Ту-Госи» (64 тома). В ней изложены техника и методика китайского массажа, систематизированы приемы.

Известно, что массаж с XII века до н. э. использовали в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют сохранившиеся папирусы, алебастровые рельефы, некогда украшавшие царские дворцы, надписи в пирамидах..

Из Египта массаж вместе с «умащиванием» маслами и мазями, широким использованием бани попал в Древнюю Грецию — колыбель европейской цивилизации. Величайшие врачи Древней Греции считали массаж обязательным элементом эллинской культуры, в которой телесное развитие ценилось превыше всего.

Первое научное обоснование массажа попытался дать Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.). Первым пропагандистом массажа для больных и здоровых людей является Геродикос (484— 425 до н.э.). Сам он прожил около ста лет и всю свою жизнь ежедневно занимался гимнастикой и массажем.

Благодаря Асклепиаду (128—56 до н.э.) — выдающемуся древнеримскому врачу — массаж получил особенно широкое применение и в медицине, и в физическом воспитании. Именно Асклепиад первым разделил массаж на сильный и слабый, кратковременный и продолжительный, с применением смазывающих средств и без них (сухой).

Выдающийся древнеримский врач Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200 н. э.) описал методику основных массажных приемов (поглаживание, растирание, разминание). Он первым рекомендовал начинать массаж со слабых поглаживаний, постепенно их усиливать, растирая, разминая участки тела, и заканчивать процедуру также легкими поглаживаниями. (Предписания Галена сохранились до нашего времени практически без изменений.)

Своеобразный массаж практиковался и у славянских народов. Его называли «хвощевание», то есть нахлестывание тела веником во время мытья в бане. Такой массаж способствовал закаливанию организма. (По свидетельству современников, древние славяне, жившие в условиях сурового климата, отличались крепким здоровьем.)

С XIX века, особенно во второй его половине, медики пытались дать научное обоснование массажу.

В России в конце XIX века ведущие врачи-клиницисты принимали активное участие в научных разработках методики массажа, широко внедряя его в лечебную практику. Неоценимый вклад в развитие европейского массажа внесли М.К.Барсов, И.В.Заблудовский, В.В.Гамолицкий, Е.Н.Залесова, Н. И.Рачинский, В.К.Крамаренко, К.Г.Соловьев, И. П. Каллистов, А. В. Янченко, И. М. Саркизов-Серазини.

Самая большая заслуга в развитии теории и практики массажа в России до революции принадлежит русскому ученому, приват-доценту Военно-медицинской академии в Петербурге И. В. Заблудовскому. Он создал стройную научно обоснованную систему, ставшую основой современного лечебного, спортивного и гигиенического массажа, в связи с чем его по праву называют отцом современного массажа.

История точечного массажа, как и история других его видов, уходит корнями в глубокую древность. Существует множество легенд о возникновении точечного массажа, достоверность которых до сих пор не доказана. Но известно, что около 5 тысяч лет назад в Китае народные врачеватели эмпирическим путем обнаружили на коже человека точки (зоны), раздражение которых уколами (акупунктура) или прижиганием приводило к исчезновению болезненных явлений в организме, восстановлению его нарушенных функций (Хуанди-ней цзин, III в. до н. э.). Этот метод, основанный на философских принципах перемещения жизненной энергии ци (чи), называется «чжень-цзю». В 1026 году появился первый «Атлас точек» (Ван Вэй-и 600 активных точек).

Древнейшие литературные источники свидетельствуют о том, что точечный массаж был широко распространен в Китае, Корее и других странах Востока уже в I—II веках, а с VIII века был признан официально.

Европа же узнала о чудесных точках на теле человека от миссионеров и путешественников лишь в XIII веке. Восточный метод массажа на европейской почве приживался трудно. По-настоящему им заинтересовались только в XIX веке. В России первые упоминания об акупунктуре (иглоукалывании) можно встретить в научных работах ряда авторов XIX—начала XX века (П.Г.Чаруховский, 1828; А. А. Татаринова, 1853; П. А. Корниевский, 1863, 1878; А.Я.Виолина, 1903; В.В.Корсаков, 1928). Серьезное изучение и применение этого метода в нашей стране началось с 1957 года. В XX веке не только совершенствовались методы акупунктуры, но и получили развитие новые системы воздействия на определенные активные точки (зоны), в том числе на зоны ушной раковины (Эрчжень-ляо, аурикулопунктура, П. Ножье), стоп и кистей рук (Су-джок, Ч. В. Пак).

Массаж стоп и кистей, ушных раковин (аурикул) и волосистой части головы как метод естественного оздоровления с глубокой древности был известен многим народам, представителям различных культур. Сегодня трудно сказать, где именно зародилась такая форма терапии. Она, вероятно, так же стара, как акупрессура и акупунктура. Из поколения в поколение передавались отдельные приемы этого метода исцеления, которые по прошествии веков образовали систему приемов массажа рефлексогенных зон.

В гробнице египетского врача из Саккары на стене изображена сцена массажа рефлексогенных зон на стопах и кистях человека.

Индейцы при лечении больного органа применяли массирование стопы. Может быть, им уже с давних времен была известна концепция рефлексогенных зон, но возможно, ее применяли и неосознанно.

Труд американского врача Н. Фицджеральда (1872—1942) «Терапия зон» (1917) послужил фундаментом для существующей сегодня столь эффективной и плодотворной терапии рефлексогенных зон.

Другой американский врач, Д. Рейли, открыл терапевтические возможности этого метода. Ученица Рейли — Юника Ингам, интенсивно применявшая этот метод в своей практике, написала две книги, в которых отображала состояние терапии рефлексогенных зон того времени.

Из Америки этот метод распространился в немецкоязычные страны. Сегодня его используют тысячи врачей, физиотерапевтов и целителей во всем мире.

Массаж рефлексогенных зон является эффективным и простым методом достижения психического и физического расслабления человека, а также сохранения и умножения сил его организма.

О влиянии массажа рефлексогенных зон существует много различных мнений, но во всех подчеркивается связь между подлежащими воздействию зонами (стопы, кисти рук, уши, волосистая часть головы и т.д.) и общими процессами, происходящими в организме человека. Об этой связи известно еще с древних времен из учения об энергиях китайской медицинской философии. Поскольку, например, на стопах имеется более 70 тысяч нервных окончаний, то объяснение, что после воздействия массажа на эти зоны приходят в возбуждение связанные с ними функции тела и органов, звучит достаточно убедительно.

Особенно большой интерес к массажу в России возник несколько десятилетий назад. Углубленное теоретическое и клиническое его изучение провели И. Н. Асадчих, А. В. Сироткина, Г. Р. Ткачева, В. И. Дубровский и др. В. И. Дубровский организовал в Москве школу массажа, в которую приезжают учиться из различных городов России и других стран.

Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности.

Показания, эффективность и тонкости проведения логопедического массажа

В логопедии массаж используют для прямого воздействия на нужную область с целью улучшения состояния мышечного тонуса и активизации работы речевых центров при помощи особых приспособлений или пальцев. Его выполняют зондами, шпателями, зубной щеткой (выбирать нужно с мягкой щетиной). Существуют различные виды логомассажа, чтобы использовать некоторые из них не нужно получать специальное образование. Для более серьезных разновидностей процедуры нужно окончить специальные курсы.

  • Какая от него польза
  • Недостатки
  • Кому противопоказано
  • Виды логомассажа
  • Организационные моменты
  • Продолжительность занятий
  • Основные приемы в логопедическом массаже
  • В каких случаях рекомендован
  • Особенности проведения расслабляющего массажа
  • Особенности проведения стимулирующего массажа
  • Особенности и рекомендации по проведению массажа мышц языка
  • Описание авторской массажной методики Новиковой Е. В.
  • Массаж чайными ложками
  • Самомассаж

Логопедический массаж обычно назначают детям, имеющим сложные речевые нарушения. К ним относятся:

  • дизартрия;
  • алалия;
  • афазия;
  • заикание;
  • расстройства голосообразования.

Назначает курс логомассажа специалист после диагностики. Проводить его можно как в специально обустроенном кабинете, так и в домашних условиях, соблюдая все важные организационные моменты.

Какая от него польза

Массаж является лечебной процедурой, так как воздействуя на определенные точки, влияет на работу некоторых систем организма. Логопедический массаж направлен на стимуляцию органов, участвующих в артикуляции звуков, чтобы логопед смог исправить у ребенка звукопроизношение.

Какая польза от этой процедуры детям с речевыми расстройствами?

  • Нормализуется тонус мышц артикуляционного аппарата.
  • Снижается влияние парезов и параличей на мимику и формирование речи.
  • Удается преодолеть или максимально скорректировать гиперкинезии, синкинезии.
  • Улучшается артикуляционная моторика.
  • В создании речи принимают участие все мышцы речевого аппарата.
  • Удается сформировать умение координировать движения артикуляционных органов.

Кроме узконаправленного воздействия, логомассаж оказывает и более обширное влияние на организм. Ведь во время процедуры задействуются нервные окончания, оказывающие влияние на работу других систем организма. Также наблюдаются следующие эффекты:

  • Улучшается кровообращение и лимфоотток.
  • Мышечные волокна становятся эластичнее.
  • Воздействие на биологически активные точки благоприятно влияет на работу всего организма, а не только речевых центров коры головного мозга.

Также мягкие расслабляющие движения помогают ребенку успокоиться, настроиться на релаксацию, а более энергичные приемы помогают получить заряд бодрости. Из-за большой пользы логопедический массаж является важной частью коррекционных занятий.

Недостатки

У данной процедуры имеются и недостатки. Она оказывает воздействие только на мышцы, поэтому, делая лишь ее, родители не скорректируют речь ребенка. Также, у некоторых детей имеется повышенная тактильная чувствительность, процедура может вызывать у них дискомфорт и негативные реакции. Поэтому специалисту нужно будет искать в работе с такой категорией детей альтернативу логопедическому массажу.

Кому противопоказано

Как и у любой лечебной процедуры, у логопедического массажа имеются ограничения к применению:

  • повышенная температура тела;
  • простудные вирусные заболевания;
  • конъюнктивит;
  • кожные заболевания;
  • обострение лабиального герпеса;
  • стоматит.

С большой осторожностью и только после разрешения лечащего врача его проводят детям с эпилептическим синдромом. Обязательно нужно остановить сеанс, если у ребенка появляются негативные реакции в виде крика, агрессии, плача. Также тревожным показателем является посинение носогубного треугольника, тремор подбородка. Перед проведением логопедического массажа обязательно нужно обращать внимание на физическое состояние ребенка.

Виды логомассажа

Существуют как классические методики массажа, так и авторские разработки. Популярной авторской методикой является зондовый массаж, разработанный Новиковой Е. В. Какой использовать вид массажа, выбирает специалист, исходя из индивидуальных особенностей ребенка:

  • Ручной или классический – его делают на нужной области или рядом с ней. Включает в себя поглаживания, пощипывания, постукивания, надавливание. Делать такой логомассаж можно при помощи шпателя, соски или зубной щетки с мягкой щетиной.
  • Точечный – это локальный вид массажа, потому что специалист воздействует на определенные точки, влияющие на работу речевых центров.
  • Аппаратный – для его проведения используют аппараты, которые могут создавать вибрацию или вакуум.
  • Зондовый – авторская методика, разработанная Новиковой Е. В. Для его выполнения нужен специальный набор зондов.
  • Самомассаж – его ребенок может делать самостоятельно, после показа нужных движений взрослым. Сюда же можно отнести и артикуляционные упражнения.

Чтобы процедура была максимально безопасной для ребенка, нужно пройти обучающие курсы или изучить профессиональную литературу (например, для самомассажа). Только тогда получится выполнить его правильно.

Организационные моменты

Независимо от того, где будет проходить сеанс, нужно создать правильные условия для его проведения:

  • В помещении должна быть комфортная температура.
  • Перед массажем его нужно проветрить.
  • Подготовить и продезинфицировать все нужные приспособления (зонды, шпатели и др.).
  • Подготовить стерильные одноразовые перчатки.
  • Ребенок должен принять правильное положение тела: лежа с положенным под шею валиком (плечи приподняты, голова откинута назад), руки вдоль туловища, ноги слегка согнуты (для удобства можно также предложить положить валик). Или полусидя в кресле с откидывающейся спинкой.

Обстановка в комнате/кабинете должна способствовать расслаблению, чтобы ребенок на сеансе чувствовал себя комфортно.

Продолжительность занятий

Логопедический массаж проводится курсами, включающих как минимум 10 занятий, иногда 15-20. Процедуры проводятся ежедневно с постепенным увеличением времени. Начинают с 2-х минут, а максимальная продолжительность сеанса подбирается в соответствии с возрастом ребенка.

С детьми до 3-х лет логомассажем занимаются до 10 минут; в возрасте от 3-х до 5-ти – до 15 минут, а со старшими дошкольниками и школьниками – до 20 минут. Если есть необходимость, курс повторяют через 1,5-2 месяца.

Основные приемы в логопедическом массаже

Во всех разновидностях логомассажа применяют такие же движения, что и в классическом массаже:

  • Поглаживание – этот прием используют для расслабления. Рука или зонд плавно скользит по определенному участку кожи. После этого действия не должно быть покраснений. Данным приемом пользуются на начальном и завершающих этапах процедуры.
  • Растирание – массажист сминает, собирает кожу в складки, передвигает ее в разные стороны. Нужно не вдавливать ее вглубь, а перемещать в стороны. Выполнять растирание нужно интенсивно, так как оно оказывает стимулирующее воздействие.
  • Разминание – сюда входят надавливающие движения, сжатия, пощипывания.
  • Вибрация – специалист создает колебательные движения на массируемом участке. Они могут быть различной амплитуды и интенсивности. Этот прием также является стимулирующим.

Некоторые специалисты включают в свою методику проведения логопедического массажа плотное нажатие. Его используют для того, чтобы путем воздействия на особые точки повлиять на работу речевых центров. Специалист выбирает подходящие приемы в зависимости от результатов диагностики.

В каких случаях рекомендован

Показателем для выбора вида логопедического массажа является состояние мимической и артикуляционной моторики. Вначале логопед смотрит на мышцы, когда они находятся в расслабленном состоянии. Для этого ребенку лучше всего находиться в положении лежа.

Если мышцы имеют нормальный мышечный тонус, то они слегка напряжены, а кожа будет мягкая и эластичная. Все манипуляции не вызывают дискомфортных ощущений. Если тонус повышен – отмечается большая напряженность, манипуляции проводятся с затруднениями; если понижен – мышцы находятся в вялом и дряблом состоянии. Для первого варианта нужно делать массаж на расслабление, а при гипотонусе – стимулирующий.

Также показание к назначению этой процедуры – наличие парезов, параличей. В этом случае один уголок губ может быть выше, чем другой или челюсть смещена в сторону. Но работать специалист начинает с наиболее сохранных участков. Воздействовать на пораженные области нужно аккуратно, чтобы свести к минимуму возможные дискомфортные ощущения.

Чтобы определить в каком состоянии находятся мимические и артикуляционные мышцы, обследуют:

  • состояние мимических мышц и кожи;
  • состояние артикуляционной моторики;
  • состояние мягкого неба;
  • произносительную сторону речи.

По результатам диагностики логопед решает, нужен ли ребенку курс логопедического массажа и какие приемы он будет использовать в работе.

Особенности проведения расслабляющего массажа

Показанием для его проведения является повышенная напряженность мышц. В этом случае главная цель курса массажа – их расслабление. Все движения выполняют медленно, плавно, процедура состоит из поглаживаний, растираний и легкой вибрации.

Начинают работу со снятия напряжения мышц шейного и плечевого отделов. Потом переходят к массажу лица (лоб, волосистая часть головы, область глаз, носогубная область, подбородок). И завершающий этап – мышцы языка.

Чтобы ребенок смог максимально расслабиться, массаж нужно выполнять предметами, имеющими теплую температуру. Можно дополнительно включить релаксационную музыку, чтобы создать успокаивающую обстановку.

Особенности проведения стимулирующего массажа

Логопед выбирает такой вариант, если мышцы вялые, дряблые, большая их часть оказывается незадействованной в мимике и артикуляции. Все манипуляции направлены на восстановление их активности, укрепление. Массажные действия выполняются в быстром интенсивном темпе.

Активизирующее воздействие создается растиранием, разминанием и сильной вибрацией. В данном случае чередуют интенсивные движения с расслабляющими поглаживаниями. Конечно, стимулирующих манипуляций должно быть больше расслабляющих. Алгоритм действий такой же, как и во время расслабляющей процедуры.

Особенности и рекомендации по проведению массажа мышц языка

Для его выполнения ребенок должен находиться в положении лежа. Для большей эффективности массажа можно дать малышу подержать во рту ромашковый отвар – это согреет мышцы языка. Эту процедуру нужно проводить только в одноразовых стерильных перчатках.

Если у ребенка нет никаких негативных реакций на использование зондов, шпателей, то лучше всего делать логомассаж языка ими. Также нужно учитывать и состояние рвотного рефлекса. Если он повышен, то язык должен находиться в ротовой полости. Если же он в пределах нормы – язык вытягивают вперед.

Весь массаж строится на выполнении движений по трем направлениям: по горизонтали, вертикали и поперек. Также если имеется отклонение языка в сторону, то делают упор на сторону, в которую он отклоняется. Ребенку нужно давать возможность проглотить слюну после каждого действия, особенно если у него имеется гиперсаливация.

Дополнить логомассаж языка можно артикуляционными упражнениями. В основе гимнастики должны быть базовые упражнения для губ и языка.

Описание авторской массажной методики Новиковой Е. В.

Такой вариант логопедического массажа часто используют на занятиях с детьми, имеющими дизартрию и алалию. Чтобы его проводить, нужно окончить специальные курсы. Массаж выполняют при помощи зондового набора, в который входят:

  • зонд-«вилочка» − его используют для легких покалывающих, колебательных и вращательных движений;
  • зонд-«восьмерка» − нужен для надавливающих движений;
  • зонды-«саночки» (в наборе их 3 штуки) – также для надавливающих движений;
  • зонд-«топорик» − необходим для вдавливающих и скользящих действий;
  • зонд-«толкачик» − им осуществляют надавливающие движения в течение нескольких секунд, после которых наступает расслабление мышц языка.

Зондовый массаж противопоказан детям до 6 месяцев.

Продолжительность курса – 2-3 недели, каждое упражнение выполняют до 30 раз. Повторно его рекомендуют через 2 месяца. Но бывает, что детям достаточно и одного курса этого логомассажа. Родителям и логопеду нужно внимательно наблюдать за реакцией ребенка: есть категория детей, которым прикосновение металлических инструментов не нравится. В этом случае эффективней и правильней будет использовать другие приспособления для проведения массажа.

Массаж чайными ложками

Это вариант игрового массажа, автором которого является И. О. Крупенчук. Такой массаж подойдет детям, у которых возникают негативные реакции на зонды. При этом можно делать массаж с разной температурой: прохладный – для стимуляции, теплый – для расслабления.

Все манипуляции с ложками сопровождаются стихотворениями, потешками. Это позволяет ребенку усвоить слова, обозначающие части лица и тела, действия; освоить навык согласования слов в предложении и фразах. Все действия проводят по основным массажным линиям, применяют надавливания, поглаживания, растирания.

Нужно использовать гладкие чайные ложки, чтобы не поранить ребенка. Такой массаж дети могут делать самостоятельно.

Самомассаж

Перед проведением самомассажа ребенку показывают все основные приемы, которые будут применяться на сеансе. На первых занятиях взрослый делает эту процедуру ребенку сам, при этом оречевляя свои действия. Затем он берет руки ребенка и направляет его.

Потом взрослый показывает, что нужно делать, а малыш за ним повторяет. И когда он освоит алгоритм массажа, то сможет выполнять его, ориентируясь только на словесную инструкцию взрослого.

Но если у ребенка тяжелое речевое нарушение, тогда лучше делать зондовый массаж. Есть виды массажа для детей, имеющих не только трудности с речью, но и другие патологии. Например, массаж по методике Архиповой А. Ф., предназначенный для детей с ДЦП. Он направлен не только на улучшение артикуляционной и лицевой моторики, но и учитывает психофизиологические особенности таких детей.

Некоторые считают, что достаточно пройти курс логопедического массажа и у ребенка сразу исправится звукопроизношение. Нет, логомассаж обычно выступает в качестве дополнения к артикуляционной и дыхательной гимнастикам (в сложных случаях является основным направлением). Нормализовав мышечный тонус, нужно осваивать с ребенком новые артикуляционные движения. Только тогда получится исправить звукопроизношение и закрепить достигнутый массажем результат.

Логопедический массаж при дизартрии

Логопедический массаж является одним из основных элементов программы реабилитации пациентов, страдающих дизартрией. Реабилитологи Юсуповской больницы применяют различные виды массажа при дизартрии: зондовый, точечный, мышц лица, языка. В зависимости от вида, степени нарушения функции артикуляционной и мимической мускулатуры специалисты подбирают тот или иной вид воздействия.

Программа логопедического массажа при дизартрии у пациентов в острой фазе инсульта, черепно-мозговой травмы, при демиелинизирующих заболеваниях нервной системы обсуждается на заседании Экспертного Совета, в работе которого принимают участие доктора и кандидаты медицинских наук, врачи высшей категории. Медицинский персонал внимательно относится к проблемам пациентов с нарушением речевой функции.

Зондовый логопедический массаж при дизартрии

Логопедический массаж языка при дизартрии, выполняемый при помощи зондов, является уникальным методом коррекции нарушений речи, который способствует:

  • Нормализации мышечного тонуса;
  • Улучшению состояния голоса;
  • Постановке правильного произношения звуков;
  • Улучшению эмоционального и психологического состояния;
  • Нормализации речевого дыхания.

Зондовый массаж при дизартрии языка проводят по методике Е.Новиковой. Перед началом массажа выполняют гимнастические упражнения для языка:

  1. «Качели». Высунутый язык двигается от одного уголка рта к другому. Рот при этом открыт;
  2. «Дутьё». Пациент складывает губы в улыбку, язык укладывает на нижние губы и с усилием дует;
  3. «Лошадка». Необходимо «цокать» языком, обращая внимание на то, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Массаж языка проводится в положении лёжа, при максимальном расслаблении пациента. Массажист при помощи салфетки одной рукой удерживает язык в вытянутом положении. Массирующие упражнения выполняет от кончика языка к корню. Вначале массирует боковые части, затем середину, и, как можно ближе, к корню, насколько позволяет рвотный рефлекс. Каждый приём (прокалывание, катание, надавливание) выполняется с помощью специальных зондов. Их можно заменить маленькой ложкой, зубной щёткой.

Зондовый массаж языка не выполняют при повышенном рвотном рефлексе. Иногда при проведении массажа возникает мышечный спазм. Он вызывает боль. Для снятия болевого синдрома следует заварить чёрный чай с крапивой в пропорции 1:2. Одну чайную ложку смеси заваривают стаканом кипятка и настаивают. Пациенту дают подержать тёплый настой во рту до снятия спазмов, затем предлагают выплюнуть.

Длительность курса зондового массажа языка варьирует от 10 до 320 дней. Через 1,5-2 месяца его нужно повторить. При желании родственники могут научиться делать массаж языка дома самостоятельно. Пациент может проводить самомассаж языка при дизартрии. Первые сеансы должны проходить под наблюдением логопеда.

Массаж лица при дизартрии

Для симуляции мышц пациентам, страдающим дизартрией, используются следующие приёмы:

  • Поглаживание и разминание лба. Логопед становится справа от массируемого и зигзагообразно движет разминающую правую руку поперек лба от носа до начала волос. Левую руку лёгким поглаживающим движением продвигает вдоль лба от лобных бугров до виска;
  • Разминание носа. Логопед ладонной поверхностью концевых фаланг большого и указательного пальцев правой руки производит слегка вибрирующее зигзагообразное движение от конца носа к его основанию и в стороны по крыльям носа, а левой рукой в это время поддерживает затылок;
  • Разминание скуловой области. Логопед двигает слабо сжатой рукой поперек лица массируемого от средней линии кнаружи и одновременно вверх от нижней челюсти к скуловым костям до нижнего века. Если приём выполняется на правой стороне лица, логопед находится справа от пациента. Массаж выполняют большим и указательным пальцами, согнутыми под прямым углом. Движение направлено от нижней челюсти и уха через скуловые кости до нижнего века.

Чтобы выполнить разглаживание лобных мышц, логопед становится сзади, производит поглаживание указательными и средними пальцами обеих рук поперек лба от средней его линии до височной области. Вибрация лица выполняется согласно алгоритму:

  • Логопед становится сзади;
  • Четыре пальца обеих рук, кроме больших, располагает между скуловыми костями и нижней челюстью;
  • Делает частые колебательные движения вперёд и назад;
  • После нескольких таких движений на одной части лица переносит руки на другую часть.

Для разглаживания мышц между губой и подбородком логопед стоит справа. Двумя большими пальцами он производит поглаживание под нижней губой, продолжая движение до восходящей ветви нижней челюсти.

Точечный массаж при дизартрии

Для восстановления речевой функции у пациентов с дизартрией рефлексотерапевты применяют точечный массаж. Его сочетают с двигательными упражнениями и самомассажем при дизартрии, так как активные двигательные упражнения повышают шансы пациента на выздоровление. Основным принципом лечения с помощью точечного массажа является восстановление проходимости и активация деятельности меридианов, нормализация циркуляции энергии и крови.

Для лечения дизартрии и контрактуры мышц языка рефлексотерапевты используют тонизующую методику точечного массажа. Воздействуют на следующие точки:

  • Сопряжения заднесрединного и наружного пяточного меридиана – находится на границе роста волос в мягкой части затылочного углубления;
  • Сопряжения переднесрединного меридиана и внутреннего поддерживающего меридиана» – находится под подбородком, на возвышении выступа гортани, под основанием языка (на верхнем крае щитовидного хряща;
  • Располагающуюся в углублении между сухожилиями локтевого сгибателя запястья и сгибателя пальцев (чтобы определить локализацию этой точки пациенту предлагают сжать кисть в кулак и пригнуть его к предплечью).

Точечный массаж пациент может также выполнять самостоятельно. Первые сеансы следует проводить под контролем рефлексотерапевта.

Приёмы массажа на стимуляцию паретических мышц

Логопедический массаж при паретическом синдроме проводится с целью укрепления мышц. Движения следует проводить интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания. Массаж лба выполняется с целью укрепления и стимуляции лобных мышц. Указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук выполняются поглаживание лба от середины к вискам. Массажные движения делают 6–8 раз, 2–3 раза в день. Следующее упражнение выполняют вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак. 6-8 раз дважды в день производят разминающие движения.

Растирание лба от середины к вискам осуществляется первыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев. При растирании кожный покров лба натягивают натягиваться. Растирающие движения выполняют 4–6 раз, дважды в день. Укрепление и стимуляцию лобных мышц можно осуществлять спиралевидными движениями от середины лба к вискам. Их выполняют подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук 4–6 раз, 1 раз в день.

Массаж щек проводится поглаживанием, растиранием, разминанием мышц щеки. Разминание и растирание щек проводится обеими руками в направлении от носа к щекам дважды в день в течение 6–8 секунд. Для стимуляции мышц, поднимающих угол рта, указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук дважды в день 8-10 раз осуществляют против часовой стрелки вращательные поглаживающие движения по поверхности щёк.

Активизация мышц, поднимающих нижнюю челюсть, осуществляется с помощью спиралевидного растирания жевательной мышцы от висков к углам челюсти. Движения выполняют подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук по спирали 8–10 раз, 2–3 раза в день.

Для укрепления и активизации мышц, поднимающих угол рта и верхнюю губу, производят пощипывание щёк. Пощипывающие движения делаются указательными, средними и большими пальцами обеих рук по кругу против часовой стрелки. Стимулирует паретические мышцы при дизартрии точечный массаж.

Массаж при стёртой дизартрии

Скрытая дизартрия относится к лёгким расстройствам речевой функции у детей. Логопедический массаж при дизартрии в картинках позволяет освоить упражнения, направленные на укрепление или расслабление артикуляционных мышц, стимуляцию проприоцептивных ощущений, родителям. В формировании импрессивной и экспрессивной речи имеют значение речевые кинестезии. Массаж при стёртой дизартрии усиливает мозговое кровообращение и обменные процессы в нейронах головного мозга, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (внимания, памяти), гармонизирует все процессы, которые происходят в целостном организме.

В работе с детьми, страдающими скрытой дизартрией, имеющими речевую патологию, логопеды и реабилитологи используют различные виды массажа рефлексогенных зон (стоп, кистей, волосистой части головы), сегментарно-рефлекторный, линейный, точечный массаж. Логопедический массаж является методом активного механического воздействия. Он изменяет состояние мышц, кровеносных сосудов нервов и тканей периферического речевого аппарата.

Под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила, объём и сократительная функция, работоспособность мышц. Массаж при скрытой дизартрии – один из методов энергетического и физического воздействия на тело человека. Он успокаивает, снимает боль, помогает победить болезнь, способствует физическому, умственному и физическому развитию детей.

Применение логопедического массажа при стёртой дизартрии позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию массажа формирование нормативного произнесения звуков в ряде случаев происходит спонтанно. Для того чтобы пройти курс точечного, расслабляющего или стимулирующего, зондового логопедического массажа при дизартрии, узнать цену, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Ссылка на основную публикацию