Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы

Методические рекомендации для педагога «Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы»

Краткая аннотация: Данные методические рекомендации раскрывают теоретические и практические основы формирования коммуникативной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Разработанным комплексом игр и упражнений могут воспользоваться логопеды, дефектологи, воспитатели дошкольных учреждений, а также родители.

Методические рекомендации для педагога «Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы»

Данные методические рекомендации раскрывают теоретические и практические основы формирования коммуникативной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Разработанным комплексом игр и упражнений могут воспользоваться логопеды, дефектологи, воспитатели, а также родители.

Коммуникативные способности, как сказал доктор психологических наук, Немов Роберт Семёнович –это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.

Развитие общения – необходимое условие для формирования готовности к школьному обучению. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и дети с задержкой психического развития оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков.

У большинства детей старшего дошкольного возраста обнаружен низкий уровень сформированности коммуникативных умений.

Во взаимодействии друг с другом дети не обращают внимания на партнера, эмоциональная незрелость детей с ЗПР ведет к эмоциональной поверхностности контактов, слабому сопереживанию и сочувствию; контакты таких детей ситуативны, неустойчивы.
Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в череду аффективных реакций (крик, ссоры, драки, бурная обида и т.д.), а также неадекватных способов выхода из конфликта. Аффективные реакции быстро закрепляются и затем могут повторяться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов.

Актуальность развития коммуникативных навыков возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры. Очень важно именно в период дошкольного детства уделять большое внимание развитию коммуникативных навыков у детей, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, развивается эмоционально-волевая сфера личности, речевые навыки, формируется продуктивный опыт повседневного общения

Таким образом, в целях приоритетного направления развития общения дошкольников, следует считать разработанный комплекс коммуникативных и речевых игр, объединённых общим названием «Школа юных волшебников». Где дети с большим удовольствием перевоплощаются в юных волшебников, принимая активное участие в занимательных играх, как в свободной деятельности, так и на занятиях.

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам игровых технологий.

Задачи:

  1. Повышение потребности общения со сверстниками и взрослыми
  2. Развитие способности к самоконтролю
  3. Развитие способности к эмпатии
  4. Повышение культуры вербального и невербального взаимодействия
  5. Обогащение запаса знаний об окружающем

Одним из направлений развития коммуникативных навыков следует считать ряд игр, направленных на развитие внимания, интереса к партнеру по общению

Игра «Кто говорит?»

Дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить.
Ведущий должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

Игра «Пожелание»

Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Оставайся всегда добрым», «Желаю тебе не болеть»и т.д.

В нашей школе все юные волшебники очень внимательные и добрые по отношению друг к другу. Помогают им в этом волшебные очки.

Игра «Волшебные очки»

Надев волшебные очки, сразу можно разглядеть в товарище только положительные качества и с большим удовольствием обменяться комплиментами, подняв друг другу настроение, создавая тем самым благоприятную атмосферу в группе.

Следующим направлением развития коммуникативных навыков следует считать игры, направленные на умение входить в контакт, вести диалог.

Дети с большим удовольствием принимают участие в игре «Телефон».

Игра «Телефон»

Имитируя диалог на заданную тему, например «Как пригласить друга на День рождение» или «Как договориться о встречи». Часто используются игры-ситуации «У тебя не получается застегнуть пуговицу, попроси товарища помочь тебе» или «Тебе хочется поиграть в игрушку, в которую играет другой ребенок, попробуй найти выход из этой ситуации». Полученные знания, закрепленные в играх, дети используют и в свободной деятельности, избегая конфликтных ситуаций в группе.

Неотъемлемой частью развития коммуникативных умений следует считать так же развитие речевых навыков детей, что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

Имея под рукой необходимые волшебные атрибуты (шляпу волшебника, волшебную палочку), дети с удовольствием превращают большие предметы в маленькие (зонт в зонтик, корабль в кораблик), открытые в закрытые, злые в добрые. Закрепляя при этом навык употребления слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом и антонимов.

Ещё одним немало важным аспектом развития общения следует считать невербальное общение (язык жестов, мимика, эмоции, чувства). Рассматривая иллюстрации, изображающие те или иные чувства, дети делятся своими эмоциями, приводят примеры из личного опыта: когда и в какой момент можно испытывать те или иные чувства, делятся впечатлениями, делают выводы. С помощью мимики и жестов передают разные чувства, наблюдая за которыми можно с легкость догадаться что дети имели в виду.

Также ярким примером развития невербального общения можно считать игру «Кто ты?» .

Игра «Кто ты?»

В волшебной школе происходят разные вещи, порой юные ученики превращаются в живые и неживые предметы. И чтобы их снова вернуть к реальной жизни нужно с помощью выразительных движений, мимики попытаться показать, изобразить кем или чем же они стали. То есть в кого или во что их превратили. При этом показывающий не должен произносить ни одного слова. В проведение подобного упражнения поможет всем известная игра «Друг-Утюг».

Анализируя опыт использования игр и упражнений из цикла «Школа юных волшебников» можно сделать вывод о том, что дети с ОВЗ стали общаться, взаимодействовать со сверстниками, овладевая при этом новыми для них способами общения, а также повышая собственную речевую культуру. А также стали более уверенными в общении в условиях общеобразовательных групп.

Формирование коммуникативных компетенций у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Модернизация системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Отличительной особенностью новых образовательных стандартов являются установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.

Рассмотрим формирование коммуникативной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Коммуникативная компетенция – это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также коммуникативная компетенция – это владение определенными знаниями и умениями.

Особенности развития коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям.

Учащиеся с ОВЗ имеют определенные особенности развития коммуникативной компетенции:

  • в процессе коммуникативного взаимодействия могут не учитывать мнение и позицию участников;
  • в межличностных отношениях проявляют эгоцентризм;
  • могут испытывать сложности в обосновании и доказательстве своего мнения.

Для учащихся с ОВЗ характерен низкий уровень овладения коммуникативными средствами и способами взаимодействия. Им сложно согласовывать действия по выполнению общих задач, организовывать взаимоконтроль, взаимопомощь. Недостаточно сформирована речевая инициативность, умение аргументировать свою позицию, убеждать, вести дискуссию. Учащиеся с ОВЗ не всегда владеют набором вариантов коммуникативно-речевых стратегий общения, навыком передачи информации; демонстрируют неумение слушать, поддерживать беседу. Школьники данной группы испытывают значительные трудности выбора адекватных языковых средств.
Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир – необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя.

К составляющим компонентам коммуникативной культуры относят:

  • творческое мышление;
  • культуру речевого действия;
  • культуру самонастройки на общение;
  • психоэмоциональную регуляцию своего состояния:
  • культуру жестов и пластики движений,
  • культуру эмоций.

Критериями коммуникативной культуры является ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно-значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству.

Одной из задач своей педагогической деятельности я считаю не только развитие потенциала ребенка, но и сохранение, и укрепление психологического здоровья.

Для этого необходимы факторы:

  • создание ситуации успеха;
  • обеспечение атмосферы комфорта;
  • формирование адекватной гибкой самооценки;
  • развитие рефлексии;
  • повышение стрессоустойчивости при взаимодействии с социумом.

Начиная работать с ребенком с ОВЗ, наблюдая за ним, постоянно идешь на контакт, ищешь точки соприкосновения, интересные дела и темы.

Как объединить в группу и разговорить этих детей, помочь им раскрыться, быть полноценными членами нашего общества, не чувствуя ущербности, не испытывая чувства стыда?

Решению этих задач способствовало:

  • знакомство детей друг с другом;
  • создание условий для раскрепощения;
  • их сближение и объединение;
  • осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;
  • развитие коммуникативных навыков и умений;
  • снижение эмоционального напряжения.

Развитие коммуникативной компетенции включает в себя речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные и учебно-познавательные аспекты, каждый из которых состоит из определенных компонентов. Это и обогащенный словарный запас, и широкий кругозор, а также умение высказываться и завоевать аудиторию, умение отвечать, взаимодействовать с другими лицами, воспитанность, толерантность, знание этики и многое другое.

Этика общения в формировании коммуникативной компетенции

Одним из компонентов для развития навыков общения является этика. К ней также относится и этикет общения. Ребенок с детства должен узнать от взрослых, какое поведение приемлемо и как общаться в той или иной среде. От коммуникативной компетенции зависит будущее каждого человека, ведь все мы живем в социальной среде, которая диктует нам определенные правила поведения.

На уроках безопасности в сети Интернет обращаю внимание детей на этику общения в глобальной сети. На уроках информатики при изучении темы «Работа с электронной почтой» учу правильному оформлению текста письма учителю.

Способы развития коммуникативной компетенции

Навыки общения должны постоянно развиваться комплексно. Желательно, чтобы ребенок с ОВЗ каждый день познавал что-либо новое и пополнял свой лексикон. Для формирования коммуникативной компетенции школьнику с ОВЗ необходимо привить любовь к знаниям. Широкий кругозор, начитанность увеличивают словарный запас, формируют чистую красивую речь, учат ребенка размышлять и анализировать, что сделает его более уверенным в себе и собранным. С такими детьми сверстникам всегда будет интересно общаться, и они сумеют выразить вслух то, что хотят донести другим.

Немаловажную роль играют групповые занятия, мероприятия, игры. Они помогают ученикам с ОВЗ адаптироваться в обществе и чувствовать себя частью социальной среды. Такие занятия улучшают коммуникативные компетенции школьников, делают их более раскованными и общительными.

В школе мы организуем для учащихся очные и дистанционные мероприятия. Дистанционная форма позволяет нам взаимодействовать с учащимися других отделений Школы дистанционного образования.

Мною была разработана и проведена Интеллектуальная игра «Информатика. Компьютеры. Интернет» с участием ребят двух отделений школы. Учащиеся нашего филиала собрались в школе очно, а другую команду подключили через сервис Skype.

Надо было придумать название команды, девиз, выбрать капитана. Команды формировались из ребят разного возраста – от второго до девятого класса, но это не помешало каждому достойно продемонстрировать свои знания. Игра в составе команды учит сплоченности, достижению победы общими усилиями. Интеллектуальные игры способствуют расширению кругозора учащихся с ОВЗ, учат размышлять и анализировать, принимать решение.

Коммуникативная компетенция улучшается в разы, когда школьники с ОВЗ пробуют себя в актерском мастерстве, участвуют в постановке спектаклей, концертов. В творческой атмосфере дети будут более раскованными и общительными, нежели в рамках урока.

В нашей школе учащиеся включены в процесс организации и проведения внеклассных мероприятий – в роли ведущего или какого-либо героя. Для подготовки к мероприятию проводим репетиции, используем скороговорки для улучшения дикции, игру голоса и т.д. В программе Skype образуем группы из нескольких собеседников для обсуждения сценария и репетиций.

Одно из итоговых мероприятий, которые проводим в конце каждого учебного года, мы назвали «Наше авиапутешествие». Здесь ребята первый раз попробовали себя в роли ведущих. После первой пробы учащиеся сами проявили инициативу в организации и проведении следующего праздника. Это был День знаний, посвященный году кино в России.

Многие мероприятия и праздники уже стали традиционными, а учащиеся помогают подготовиться к ним – придумывают сценки и конкурсы. Выход за рамки привычного окружения у ребят с ОВЗ происходит на встречах со взрослыми инвалидами, ведущими активный образ жизни, встречах с волонтерами добровольческого движения из городского молодежного центра, коллективном посещении городской детской библиотеки. И однажды возникает момент, когда проявляет себя ребенок, который всегда отмалчивался, просто слушал, а в данный момент решил высказаться, согласился на роль, даже просто улыбнулся.

Умение улаживать конфликты

Формирование коммуникативной компетенции школьников включает в себя также умение решать спорные вопросы, ведь в будущем такие моменты вряд ли кого-нибудь обойдут стороной, а для успешного диалога нужно быть готовым к различным поворотам. Для решения спорных вопросов необходимо умение выслушать, войти в положение оппонента, подходить к проблеме разумно. Не стоит забывать в таких случаях об этике и манерах, особенно в формальной обстановке. Ведь многие вопросы решаемы. Умение сохранять свое спокойствие и мудрость в конфликтных ситуациях поможет в большинстве случаев одержать победу над оппонентами.
С нашими учащимися проводим Уроки доброты, говорим о толерантности. Рассматриваем задачи-ситуации, где ребята должны высказать свою точку зрения, как бы они поступили в данной ситуации. Выслушиваем всех желающих. Если происходит спорная, конфликтная ситуация, разбираем ее – как можно было поступить?
Обязательно в конце каждого мероприятия проводим рефлексию.

Читайте также:  Конструктор Bunchems на логопедических занятиях

Результаты работы показывают, что у всех детей наблюдается положительная динамика, которая заключается в следующем: учащиеся с ОВЗ становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 28.10.2016 2016-10-28

Статья просмотрена: 4432 раза

Библиографическое описание:

Баштырева, С. В. Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Баштырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 854-857. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34525/ (дата обращения: 07.01.2021).

Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков. Хотя потребность в общении выражена очень ярко, обучающиеся часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимости передать или воспринять от них информацию, организовать коллективную работу. В связи с этим актуально использование в работе развивающих игр и упражнений, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной деятельности. В педагогике термин «коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение обучающегося в общение. Исследования ученых доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития. От уровня развития коммуникативных способностей зависит и уровень дальнейшей социализации.

Важнейшими качествами эффективной коммуникации являются:

  1. Речевая компетентность: умение говорить точно, бегло, конкретно и кратко.
  2. Умение и желание слушать собеседников.
  3. Внимание и восприимчивость к невербальной информации (мимика, жесты, поза).
  4. Наблюдательность, умение замечать тонкие нюансы поведения.
  5. Эмпатия, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников.
  6. Гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации.
  7. Удачный выбор времени, места, окружающей обстановки для общения.

Для формирования перечисленных качеств целесообразно пользоваться технологиями психологического тренинга, подразумевающими игровое моделирование ситуаций, где проявляются и тренируются важные для общения качества, а также обсуждение и рефлексия получаемого при этом жизненного опыта. Поэтому одной из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности является игра. Она обладает одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков обучающихся, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.

Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков:

  1. Совмещение элементов игры и учения, переход от игр — забав через игры — задачи к учебно–познавательной деятельности.
  2. Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры.
  3. Повышение умственной активности обучающегося, формирование вербального (речевого) и невербального (неречевого: связанного с позами, мимикой, жестами и т. п.) общения в игровой деятельности.
  4. Единство обучающих и воспитательных воздействий.

Коммуникативные игры делятся на три группы:

  1. Игры, направленные на формирование у обучающегося умения увидеть в другом человеке его достоинства и дать ему вербальное или невербальное поглаживание;
  2. Игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
  3. Игры, обучающие умению сотрудничать.

Игровые методы, направленные на развитие коммуникативных навыков обучающихся имеют своей основной целью активизацию коммуникации в коллективе. При этом важно отметить, что наиболее значимым условием формирования навыков общения в игре является последовательное руководство ими со стороны воспитателя.

Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных видов деятельности. В течение дня каждый обучающийся получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей обучающегося, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности.

Формы игровых занятий различны, но все они направлены на достижения поставленных целей. Я хочу отметить, что все формы проведения занятий взаимосвязаны. Методика организации и проведения помогает определить его содержание. Содержание может зависеть от возраста воспитанников, а также целей и задач, поставленных воспитателем. Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы: игры-инсценировки, игры-забавы, игры — соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игры-хороводы, беседы, в процессе которых обучающиеся учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

Театрализованные игры имеют огромное значение. Они в полном объём развивают речь, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.

Сюжетно — ролевые игры являются источником формирования социального сознания и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

Игры с правилами — дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться.

Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.

Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, так как они развивают еще эмоциональную сферу.

Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития обучающегося, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом воспитатель становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми.

Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития. Повышает социальную активность обучающихся, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У них развивается уверенность в своих силах при этом, полученные навыки могут быть применены в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

Предлагаю несколько упражнений и игр для работы над формированием коммуникативных навыков.

Игра «Свет мой, зеркальце! Скажи».

Цель: психологизация работы в правильности оценки своего партнера; выделение в нем главных, индивидуальных качеств, высказывание своего мнения о партнере, а также правильное оценивание мнения о себе.

Участникам игры предлагается вспомнить сказку А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Поупражняться в мимических движениях: поднять брови, опустить, нахмурить брови. Сдвинуть, надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться.

Представить мимический образ партнеру (каждый свой).

Ведущий: «В сказке есть слова, которые произносит царица, сидя перед зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи». Мы сегодня попросим «зеркальце» рассказать, какие мы. Роль «зеркальца» выполнит кто-нибудь из вас. Посмотрите друг на друга, подумайте и решите, кто из вас будет «зеркальцем», а кто будет его спрашивать (участники разбиваются на пары). «Зеркальце» внимательно посмотрит на партнера и вспомнит все о нем, подумает, как и что о нем можно рассказать. По порядковым номерам и сигналу ведущего пара занимает почетное место. Один спрашивает: «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду расскажи обо мне». А зеркальце в ответ: «Ты прекрасна (прекрасен) спору нет. И красива (красив) ты и»… (идет творчество).

Ведущий: «Итак, мы попали в страну, где «зеркальца» умеют говорить и где можно узнать всю правду о себе.

Установка к игре! Ответы «зеркальца» не должны сводиться только к описанию внешнего портрета. Больше качественных характеристик, оценивания жизненных проявлений, ситуаций, поступков. Все секреты личности рассматривают «зеркала».

Упражнение «Рисунки на спине».

Обучающиеся разбиваются на группы по три человека в каждой, образуя одну гигантскую звезду. Каждая группа становится одним из лучей этой звезды, для этого необходимо сесть на пол в один ряд, друг за другом, повернувшись спиной к ведущему. Ведущий показывает сидящим ближе всего к нему картинки фигур, а им необходимо будет ее нарисовать на спине сидящих перед ними обучающемуся. Второй в ряду постарается «прочитать» своей спиной рисунок и должен будет нарисовать то же самое на спине того, кто сидит перед ним. И так далее. Когда картинка «дойдет» до сидящего в вершине своего луча, он должен будет нарисовать на листе бумаги, тот рисунок что «дошел» до него.

Упражнение «Ботинки».

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы класса. Все встают, берутся за руки.

Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?

Упражнение Волшебное слово «Да».

Цель: работа с различными стереотипами, Выход из привычного отношения к себе.

Инструкция: Ведущий готовит основной перечень вопросов (далее участники могут предлагать вопросы сами).

Пример:

− У тебя есть миллион рублей?

− Тебе нравиться океан?

− Ты творческий человек?

− У тебя бывают рваные носки?

− Тебе нравится танцевать?

− Ты любишь кого-нибудь?

На любой вопрос ведущего, вне зависимости от «правильности» ответа, каждый участник должен ответить «Да». Это упражнение с одной стороны, способно вызвать всеобщий смех, а с другой — посмотреть на себя и свои привычки другими глазами, задуматься над стереотипами отношения к самому себе.

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.
  2. Логинова А. А. Книга моих размышлений. Москва «Просвещение» 2014.
  3. Прутченков А. С. Тренинг коммуникативных умений: метод. Разработки занятий. М. Новая школа. 1993.
  4. Хухлаева О. В. Тропинка к своему я: Уроки психологии в средней школе — 3-е изд. — М. Генезис, 2010.
  5. Щуркова Н. Е. Классное руководство: Игровые методики — М.: Педагогическое общество России, 2004.
  6. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.

Похожие статьи

Развитие коммуникативных способностей через игровую.

‒ картотека игр и упражнений для развития коммуникативных способностей.

Моя деятельность предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в

‒ воспитывать коммуникативность, коллективизм, сотрудничество.

Развитие коммуникативных навыков общения младших.

игра, ребенок, умение, навык, друг, действие, воспитанник, чувство коллективизма, игровая деятельность, реальная жизнь.

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших.

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы).

Совершенствование коммуникативных навыков во внеурочной.

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы).

Игры и игровая деятельности на уроках английского языка.

Библиографическое описание: Бибиева З. И., Темирбулатова Л. Ш. Игры и игровая деятельности на уроках английского языка

Стандарты современного школьного образования ориентируют на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.

Влияние интерактивных форм работы на развитие.

[3] Развитие коммуникативных навыков посредством интерактивных форм работы

Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

Развитие коммуникативных навыков у подростков.

Развитие коммуникативных навыков у подростков

Развитие коммуникативных навыков у подростков. Автор: Мурзин Андрей Равильевич.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.

Развитие речевых и коммуникативных навыков старших дошкольников в певческой деятельности.

Развитие коммуникативных универсальных действий младших.

Библиографическое описание: Евфимовская А. В. Развитие коммуникативных

Без слушания невозможно общение в повседневной жизни, невозможно

Одним из главных элементов такой игровой деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала.

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные. »

—актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого обучающегося и студента.

развитие навыков доброжелательного общения.

Полный жизни. Владеющий собой. Выражающий чувства. Систематичный. Без системный.

Коммуникативные навыки у детей с ОВЗ и возможности их формирования посредством альтернативной коммуникации Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырвачева Лариса Анатольевна, Мерущенко Светлана Сергеевна

В данной статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных навыков детей с особыми образовательными потребностями и возможности их формирования различными системами альтернативной коммуникации .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырвачева Лариса Анатольевна, Мерущенко Светлана Сергеевна

Текст научной работы на тему «Коммуникативные навыки у детей с ОВЗ и возможности их формирования посредством альтернативной коммуникации»

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Мерущенко С.С., магистрант КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;

Сырвачева Л.А., канд.псих.н,. доцент кафедры коррекционной педагогики ИСГТ КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.

В данной статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных навыков детей с особыми образовательными потребностями и возможности их формирования различными системами альтернативной коммуникации.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, тяжелая умственная отсталость, альтернативная коммуникация.

Роль коммуникативных навыков в нашей жизни чрезвычайно велика. Через коммуникацию совершается усвоение человеком языка, знаний об окружающем мире, культурных и нравственных ценностей, норм принятых в обществе. В процессе общения происходит вхождение в коллектив, социализация. Коммуникативные навыки способствуют психическому развитию ребенка, (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин) [3, 7]. Отсутствие элементарных коммуникативных навыков затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс общения в целом.

В литературе (С.В. Проняева, Е.Г. Савина, Л.Р. Мунирова, Н.С. Глуханюк) даны различные определения коммуникативным навыкам. В нашей работе, вслед за О.А. Синицыной, под коммуникативными навыками мы будем понимать сложные и осознанные коммуникативные действия учащихся и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [6].

навыков в младшем школьном возрасте имеет особое значение. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен уметь контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, благодаря которым он может быстро приобщиться к группе сверстников.

Читайте также:  Использование пальчикового театра в формировании связной монологической речи у детей с ОНР III уровня

Коммуникативные навыки выступают как необходимые универсальные способности,

характеризующие целостное развитие младшего школьника. Они являются важным показателем

готовности обучающегося к участию в образовательном процессе, получению и передаче информации при усвоении предметных знаний и успешного формирования доступных навыков [1].

Именно развитие коммуникативных навыков является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития ребенка [3, 8].

Однако не все дети легко проходят этап формирования коммуникативных навыков. Очень сложно это дается детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, т.к. они уже изначально испытывают трудности в вербальном общении.

К категории детей с ОВЗ относятся лица, имеющие различные отклонения психического или физического плана, обусловливающие нарушения общего развития и не позволяющие детям вести полноценную жизнь. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят и детей с интеллектуальным недоразвитием (умственной отсталостью).

Несмотря на то, что большинство работ отечественных дефектологов, так или иначе, затрагивает проблему общения лиц с умственной отсталостью, в специальной литературе практически не рассматриваются вопросы, связанные с изучением коммуникативных навыков у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью. Накоплен большой опыт по изучению и формированию коммуникативной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями (Л.Б. Баряева, Г.В. Кузнецова, О.К. Агавелян, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицина и др). и авторы констатируют возможность использования различных средств поддерживающей и альтернативной коммуникации, однако работ по изучению у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью коммуникативных навыков и формированию их посредством альтернативной коммуникации у данной категории детей нам найти не удалось. Удалось лишь найти работу О. А. Синицыной, в которой автор отмечает, что у детей с тяжелой умственной отсталостью грубое недоразвитие речи и ее функций (коммуникативной, познавательной, регулирующей), что мешает полноценному формированию коммуникативных навыков. Более 40 % детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не имеют навыков разговорной речи или во время общения используют свою собственную «речь», которая часто является непонятной для окружающих [6].

В связи с вышесказанным актуальность работы обусловлена увеличением численности детей с тяжелой умственной отсталостью, недостаточной степенью изученности особенностей коммуникативных навыков и возможных способов их формирования у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью. Актуальность работы обусловлена, в том числе с вступлением в сентябре 2016 года в силу Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [4].

В соответствии с требованиями стандарта была разработана примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью, в которой учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. Один из таких курсов — это курс «Альтернативная коммуникация».

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людей, если они

не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться [10]. Использование дополнительных знаков способствует развитию

абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. Все не голосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации используется как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней [5].

Альтернативная коммуникация позволяет человеку чувствовать себя более включенным в общение с людьми, в социум, больше управлять собственной жизнью, а значит, альтернативная коммуникация должна облегчить жизнь детям с ограниченными возможностями.

В мире известны разнообразные альтернативные системы и средства коммуникации. К выбору альтернативной коммуникации необходимо подходить, учитывая многие аспекты. Рекомендуют учитывать когнитивные, лингвистические,

психосоциальные и моторные возможности ребёнка [10]. Выбор основного коммуникативного компонента обусловлен задачей общения и возможностью его достижения.

Система альтернативной коммуникации включает в себя: систему жестов, систему символов, глобальное чтение, систему коммуникации при помощи карточек PECS и Программу Макатон.

Главное отличие Макатона от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ.

Внедряя средства альтернативной коммуникации нужно помнить о принципах дополнительной коммуникации, таких как:

• «От более реального к более абстрактному».

При обучении ребенка сначала необходимо

предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом— рисунок с объектом, и затем— пиктограмму.

• «Избыточности символов» (совмещение различных систем коммуникации— жестов, картинок и, например, написанного слова).

Использование как можно большего количества дополнительных знаков затрагивает все анализаторы, способствуя, таким образом, развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.

1. Показываем картинку «дом» и игрушку

2. Используем напечатанное слово «дом», проговариваем слово «дом»

3. Показываем жест «дом».

• «Функционального использования в коммуникации».

Вывести использование системы

дополнительной коммуникации за пределы занятия, класса и школы и начать использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности ребенка, что и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации [9].

Альтернативная коммуникация служит для выстраивания работающей системы коммуникации, для развития навыка самостоятельно доносить до собеседника нужную информацию, для развития умения выражать мысли с помощью символов и жестов.

В связи с несформированностью коммуникативных навыков и невозможностью понять «неговорящего» человека обучение детей альтернативной коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

В связи с этим, считаем актуальным проведение в дальнейшем экспериментального исследования с целью изучения коммуникативных навыков у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью, изучения возможности использования систем альтернативной коммуникации для формирования коммуникативных навыков у детей данной категории.

Источники и литература:

1. Агаева, И.Б. Проблема формирования коммуникативных навыков в системе образования лиц с умеренной умственной отсталостью/ И.Б. Агаева, М.В. Вечер // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2016. – № 1. – С. 95 – 98.

2. Козырева, О.А. Инклюзивное образование: от теоретической модели к практике реализации/ О.А. Козырева// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2015. – №2(40). – С. 10-16.

3. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.

4. Малофеев, Н.Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции/ Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская О.И. Кукушкина // Дефектология, 2013. – № 1.

5. Мирошниченко, М.Н. Альтернативные средства общения с неговорящими

детьми / М.Н. Мирошниченко. – ГБОУ «Центр диагностики и консультирования». – Краснодар, 2011. -38 с.

6. Синицына, О. А. Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ О.А. Синицина, Е.А. Савина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 269271.

7. Сырвачева, Л.А. Влияние эмоциональной направленности общения на формирование взаимодействия со взрослыми дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / Л.А. Сырвачева, А.В. Шевцова. -Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. -Красноярск, 2016. 120 с.

8. Сырвачева, Л.А. Психологические аспекты

адаптации детей с ОВЗ в процессе инклюзии / Л.А. Сырвачева// Школьный логопед, 2014. – № 4. – С. 5872.

9. Течнер, С. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты, графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра / С. Течнер, Х. Мартинсен. – М: Теревинф, 2014 – 432 с.

10. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация: методический сборник / Е.А. Штягинова. – Городская общественная организация инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ». -Новосибирск, 2012. – 30 с.

Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ и инвалидностью

Дошкольное, общее образование для детей от рождения до момента получения общего образования

Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки физического и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. По своему составу категория учащихся с ОВЗ неоднородна, что определяется различными нарушениями, имеющимися у детей этой группы: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, нарушения интеллекта, эмоционально-волевой сферы, множественные нарушения развития. Спектр различий в развитии детей с ОВЗ очень широк: от относительно нормально развивающихся учащихся, которые испытывают временные или легко преодолимые трудности в обучении, до учащихся с множественными нарушениями, обусловленными тяжелым поражением ЦНС. Один ребенок может обучаться совместно со здоровыми детьми при правильно организованной психолого-педагогической поддержке, другой сможет обучаться только по адаптированной образовательной программе или специальной индивидуальной программе развития.

Каждая содержательная область образования учащихся с ОВЗ имеет два компонента: “академический” и “жизненной компетенции”. Соотношение этих двух компонентов определяется после выявления возможностей и ограничений учащегося с ОВЗ и уточнения степени активности и независимости жизни, к которой готовится ребенок с ОВЗ.

Компонент “жизненной компетенции” предполагает овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми ребенку в бытовой жизни. Одним из важнейших навыков является коммуникативный.

Сформированная в начальной школе, коммуникативная компетентность становится базой коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) в средней и основной школе. Школьники используют коммуникативные навыки в различных ситуациях. Этот навык предполагает умение адекватно оценивать коммуникативные условия. Важным является умение определять цель, форму, средства общения, уметь регулировать его, правильно выражать чувства, отношение к содержанию общения и к участникам общения.

Школьники с ОВЗ имеют определенные особенности развития коммуникативной компетенции.

Учащиеся с ОВЗ в процессе коммуникативного взаимодействия могут не учитывать мнение и позицию участников. В межличностных отношениях проявляют эгоцентризм. Учащиеся могут испытывать сложности в обосновании и доказательстве своего мнения.

Для учащихся с ОВЗ характерен низкий уровень овладения коммуникативными средствами и способами взаимодействия. Им сложно согласовывать действия по выполнению общих задач, организовывать взаимоконтроль, взаимопомощь. Недостаточно сформирована речевая инициативность, умение аргументировать свою позицию, убеждать, вести дискуссию. Учащиеся с ОВЗ не всегда владеют набором вариантов коммуникативно-речевых стратегий общения, навыком передачи информации; демонстрируют неумение слушать, поддерживать беседу. Школьники данной группы испытывают значительные трудности выбора адекватных языковых средств.

Особые трудности обнаруживаются в овладении самостоятельной письменной речью. Несформированность речевых функций обусловливает нарушение чтения и письма. Учащиеся допускают ошибки в написании букв, обозначающих звуки, сходные по акустико-артикуляционному признаку: замена и смешение гласных, согласных. Следующая группа ошибок – ошибки звукового анализа, пропуски, перестановки букв. При несформированности зрительно-моторных функций отмечаются неточности в передаче зрительного образа буквы. Несформированность моторных функций приводит к ошибкам графического поиска при написании букв и ошибкам кинестетического запуска. Достаточно часто встречаются ошибки грамматического оформления: несоблюдение границ предложения, слитного написания предлогов со словами.

При наличии системного недоразвития речи у учащихся могут наблюдаться трудности формирования навыка чтения. Главные проблемы представляет формирование навыка понимания прочитанного, овладения продуктивными способами чтения. Учащиеся данной группы имеют незначительную положительную динамику в техническом компоненте чтения, читают значительно медленнее своих сверстников, для них характерна низкая скорость переработки зрительной информации, дети могут использовать в основном побуквенный способ чтения.

Дети с нарушением чтения не могут использовать его для надлежащего самоконтроля и самопроверки письма.

Учащиеся со снижением интеллекта, с расстройством аутистического спектра, общим недоразвитием речи сложно строить монологическое высказывание, вести продуктивный диалог, разрешать конфликтные ситуации.

Психические функции при аутизме развиваются не в направлении взаимодействия и решения реальных жизненных проблем, а скорее как средство аутостимуляции, средство ухода от взаимодействия с окружающей средой и другим человеком. Учащиеся с РАС часто демонстрируют установку на сохранение постоянства в окружающем пространстве и стереотипность собственного поведения.

Наряду с перечисленными сложностями школьники с ОВЗ имеют низкий уровень адаптивных возможностей:

  • Несформированность учебной мотивации;
  • Низкий уровень (несформированность) произвольной регуляции;
  • Несформированность социальных норм поведения.

Трудности формирования коммуникативных компетенций определяют особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ, которые заключаются в специальных методах формирования эффективной речевой коммуникации, подборе адекватных способов достижения образовательных целей. В связи с этим особое значение приобретает умение учителя-логопеда (учителя) моделировать речевые ситуации, выбирать адекватную речевую форму, создавать для учеников условия, приближенные к реальным. Адекватное использование этих компетенций позволяет педагогу достигать необходимых образовательных результатов.

Важным представляется владение навыком эффективного слушания. Педагог должен постоянно повышать свой уровень вербально-коммуникативной компетенции.

В общении с учениками необходимо чередовать диалоговые стратегии взаимодействия и монологическое воздействие.

При планировании занятия полезно продумывать речевые способы и формы выражения эмоционального отношения к содержанию и учащимся.

Во время урока необходимо достигать не только познавательные, воспитательные и коррекционно-развивающие цели, но и коммуникативную цель, направленную на решение следующих задач:

  • Взаимодействие учителя и ученика
  • Взаимодействие учителя и учащихся класса
  • Взаимодействие ученика и ученика
  • Общение в малых группах

На занятиях следует не только многократно отрабатывать речевой материал, но и специально автоматизировать навык использования речевых способов организации в различных бытовых ситуациях. Для учащихся с ОВЗ нужно регулярно предоставлять определенные готовые алгоритмы речевых действий и модели вариантов решения различных бытовых задач. Например, посещение музеев, театров, медицинских учреждений, банков, многофункциональных центров.

При работе с детьми с расстройствами аутистического спектра развитие коммуникативных навыков должно быть индивидуально дозировано. При реализации компонента “жизненных компетенций” в АОП необходимо точно определить возможную степень усложнения коммуникативной среды, полезной для учащегося, не оказывающей отрицательного влияния на его развитие. Это позволит предотвратить возможное формирование грубой формы патологической аутистической защиты, блокирующей его развитие. Условия обучения должны обеспечивать сенсорный и эмоциональный комфорт учащегося. При отработке средств коммуникации важно не допускать их механического накопления и использования для аутостимуляции. В процессе индивидуальной программы обучения следует находить и использовать имеющееся у учащегося с РАС избирательные способности.

Особое значение для учащихся с ОВЗ имеет формирование умения взаимодействовать с педагогическим персоналом по вопросам медицинской помощи в случае необходимости и создания специальных условий в образовательном организации, о своих потребностях и правах в организации учебного процесса.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию речи на тему Профессии

В заключение, перечислим основные задачи по формированию коммуникативной компетенции учащихся с ОВЗ:

  • Развитие устной и письменной речи
  • Предупреждение и коррекция нарушения чтения и письма, обусловленного речевой недостаточностью
  • Предупреждение и коррекция чтения и письма, обусловленного несформированностью зрительных функций
  • Формирование и коррекция смыслового компонента чтения
  • Накопление опыта эффективного взаимодействия с другими людьми;
  • Формирование умения преодолевать актуальные жизненные проблемы, используя вербальную и невербальную коммуникацию в качестве средства достижения цели
  • Формировать умение вести беседу, сформулировать вопрос, выразить личную позицию, просьбу, дать совет
  • Формировать умение корректно выразить, несогласие, проявить сочувствие, признательность, осваивать традиционные культурные, социально-нормативные формы выражения своих эмоций
  • Формировать умение передавать или использовать полученную информацию в процессе коммуникативного взаимодействия
  • Расширять (индивидуально-дозированно) круг коммуникативно-речевых ситуаций во внеурочной деятельности, вне образовательного учреждения (экскурсии, театры, музеи, кружки, секции)

Реальное эффективное взаимодействие учителя, учителя-логопеда, специалистов разного профиля в процессе формирования коммуникативной компетенции будет способствовать успешной реализации программы коррекционной работы, в случае необходимости, индивидуальной или адаптированной образовательной программы для учащихся с ОВЗ.

Список литературы.

  1. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. М., Просвещение, 2014.
  2. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. М., Просвещение, 2014.
  3. Черкасова Е.Л. Коммуникативная стратегия учебного взаимодействия – неотъемлемое условие пропедевтики и коррекции нарушений письменной речи//Ребенок с нарушениями письма и чтения: образовательные траектории и возможности сопровождения. Материалы Третьей международной конференции Российской ассоциации дислексии. М., Российская ассоциация дислексии; МГПУ, 2007. С 126-131.
  4. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей с ограниченными возможностями здоровья на уровне общего образования. Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачевой. М., Национальный книжный центр, 2014.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Ольга Шиляева
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

Общение – одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Развитие и жизнь человека невозможна без общения и взаимодействия с другими людьми. В дошкольном возрасте без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы, нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, а в будущем – различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми.

В связи с введением сегодня инклюзивного образования в детских садах увеличивается количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Исследования показали, что в коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, где проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения.

В соответствии с ФГОС дошкольного сегодня существует потребность в формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

Главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

Многие дети с ОВЗ испытывают трудности в общении со сверстниками, не умеют обратиться к другому человеку, не могут поддержать установившийся контакт, согласовать свои действия с партнером или адекватно выразить свою симпатию. В то же время умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека.

Формирование навыковобщения дошкольников со сверстниками на первых этапах должно базироваться на следующих принципах:

Любая оценка способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. Отказ от реальных предметов и игрушек.

Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного момента в играх.

Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкуретность и ориентацию на оценку окружающих.

Итак, игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

Главной целью развития навыков общения дошкольников со сверстниками является формирование общности с другими и возможности видеть в сверстнике друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть партнера является тем фундаментом, на котором строится общение между сверстниками. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.

Для правильной организации работы по преодолению недостатков коммуникативного поведения необходимо организовать наблюдение за процессом общения детейс окружающими по следующим параметрам:

1) Характеристика коммуникативной активности.

– легко ли, ребенок вступает в контакт со взрослыми и детьми, отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли инициатором общения, с удовольствием ли участвует в играх.

2) Предпочитаемый адресат общения.

-направлен на взрослого или на сверстника. Занял ли сверстник ведущее положение по сравнению с взрослым в поле восприятия, по какому принципу отдает предпочтение сверстникам (эмоциональному, игровому, познавательному).

3) Содержание общения.

– наблюдать за содержанием общения ребенка с взрослым (о чем спрашивает, что сообщает).

4) Характеристика используемых в процессе общения неречевых средств.

– анализ невербальных коммуникативных средств (мимика, жесты). Как активно использует при недостатке речевых средств.

5) Анализ речевых средств.

– уровень общей речевой активности ребенка (виды коммуникативных высказываний, имеют ли вопросы познавательную направленность).

Проводить коррекционную работу целесообразно по трем направлениям:

Первое направление: – развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятие сверстника в качестве объекта взаимодействия. Формирование восприятия на положительном эмоциональном уровне.

развитие у ребенка способности воспринимать и использовать различные вербальные и невербальные коммуникативные средства.

– формирование у детей социальных представлений, осознание и восстановление в игре различных видов социальных отношений.

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ средствами изодеятельности В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей – инвалидов в лучшую сторону.

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Проект: «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Тип проекта: творческий,.

Развитие социально-коммуникативных навыков детей посредством различных форм взаимодействия детского коллектива (Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение) «Бакчарский детский сад №2 общеразвивающего вида» Презентация «Развитие.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей от 3 до 7 лет с ОВЗ «Весна пришла» Конспект занятия Весна пришла 1. Игра: «Солнце, Дождь, Ветер». Психолог детям: на три разных сигнала (показ картинок: ветра, тучи, солнце).

Мастер-класс «Сказка как метод формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ» Сказка как метод формирования социально- коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Цель: презентация опыта работы со сказкой в формировании.

Применение методики Железновых «Музыка с мамой» для развитие речи, внимания и коммуникативных навыков детей 3–4 лет Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания,.

Программа профессионального саморазвития «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность темы: Одно из любимых занятий ребенка – рисование. Рисунок – это язык детства. На смену ему приходит речь, письмо и другие.

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или.

Опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе экспериментирования» В статье раскрыта роль экспериментальной деятельности детей при ознакомлении их со свойствами и качествами материалов рукотворного мира.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей средствами проектной деятельности. Из опыта работы Развитие социально-коммуникативных навыков у детей через проектную деятельность Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

В настоящее время характерной является проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.

Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, воспитатели учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Сопровождение осуществляется следующими специалистами: социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, психологи и педагоги.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;

создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;

своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;

повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;

изучение индивидуальных особенностей детей [1, с.22].

Вышесказанное позволяет полагать, что для включения ребенка в образовательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка.

Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:

1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания.

При этом применяются такие методы как: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, документация, анкетирование родителей.

2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.

На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.

3. Консультативно – проективный этап. На этом этапе заключается договор между родителями и центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, родитель пишет согласие с выбором формы специального образования. Специалистами предварительно изучается медицинская карта развития ребенка. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы: развитие, речевое развитие, общение, личностная сфера, навыки деятельности.

Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.

4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:

– индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;

– наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;

– позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;

-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.

5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. Авторы указывают на то, что этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения.

В итоге основываясь на данных, полученных в итоговой диагностике различными специалистами, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ [2, с.16].

Заслуживает быть отмеченным, что значимым аспектом в системе сопровождения являются отношения ребенка со сверстниками. Специалистам сопровождения необходимо решать проблемные ситуации ребенка, связанные с непринятием его обществом, из-за различных стереотипов, которые можно условно назвать «барьерами», препятствующими полноценному общению детей. Решение подобных ситуаций призывает проводить работу, как с детьми по преодолению у них негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои собственные силы. Это является важным так как детский коллектив для ребенка является мощным ресурсом. Ведь, от того как будут относится к нему его же сверстники, во многом, будет зависеть его душевное состояния и мотивация к учебе.

Анализ этой проблемы предполагает, что для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, существенную роль имеет индивидуальный подход, а, следовательно, обучение необходимо организовать, так чтобы можно было удовлетворить особые образовательные потребности каждого ребенка. Добиться хороших результатов поможет создание программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Ведь, полноценное развитие любого ребенка является одной из важнейших задач общества на современном этапе развития, требующее поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно взаимодействуют родители, медицинские работники, педагоги и психологи.

1. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.

2. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексного

психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010. — 67 с.

Ссылка на основную публикацию