Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы

«Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
статья на тему

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.

Вот почему основная задача педагога – вырастить и воспитать ребёнка, владеющего коммуникативными умениями и навыками, умеющего адаптироваться в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_k_prezentatsii.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.

Вот почему основная задача педагога – вырастить и воспитать ребёнка, владеющего коммуникативными умениями и навыками, умеющего адаптироваться в социуме.

В.А. Сухомлинский говорил, что одной из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста является введение его в мир человеческих отношений.

Это является значимым, так как способствует формированию личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную адаптацию детей в современном социокультурном пространстве.

Содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания и направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах.

Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.

Коммуникативная компетентность дошкольников рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения)

Коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными умениями и навыками как:

• слушать и слышать;

• воспринимать и понимать информацию;

Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка.

У детей с недостатками речи нарушена как звуковая её сторона, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь часто ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. Дети используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами.

У детей отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, стеснительность, робость, нерешительность и даже агрессивность в общении с другими. Все это порождает такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с ОВЗ спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Коррекция недостаточно развитой коммуникативной компетентности детей с ОВЗ направлена на изменение системы ценностных ориентаций личности ребенка и включает в себя воздействие на мотивационную сферу дошкольника с ОВЗ, его коммуникативную деятельность, коммуникативную культуру на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми в соответствии с требованиями ФГОС.

Основные задачи коррекции:

1. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.

2. Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

3. Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения.

4. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию.

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ обусловлено социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией воспитательно-образовательной работы, спецификой пространства общения.

Для формирование коммуникативных способностей детей в ДОУ, повышения уровня их коммуникативной готовности необходимые коррекционно-педагогические условия:

– наличия базы, создание условий для работы с детьми, организацию предметно-развивающей среды, эмоциональной атмосферы;

– интегрированного подхода и учёта особенностей состояния их коммуникативной сфер

– использования самых разнообразных форм работы с дошкольниками;

– взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ;

– работы с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент коммуникативной культуры у детей.

Учитывая психофизиологические особенности детей дошкольного возраста межличностные отношения рассматриваются как динамическая игровая деятельность.

Важнейшие стороны развития личности, формирования коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях.

С систему коррекционной работы включаются различные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учатся различным средствам вербальной и невербальной коммуникации, учатся определять разные эмоциональные состояния людей.

Это могут быть такие задания как:

• инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний;

• свободное и тематическое рисование;

• чтение художественных произведений и обсуждение стихов;

• упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

• сочинение историй и т.п.

Игровые методы, направленные на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста имеют своей основной целью активизацию коммуникации в детской группе:

– для развития умения устанавливать контакт с собеседником;

– для совершенствования у детей общаться без слов;

– для совершенствования умения ясно и четко произносить слова;

– для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации;

– для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения;

– для закрепления коммуникативных умений у детей.

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста осуществляется через создание благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников. Этому способствует развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых умений.

Эффективность созданных педагогических условий в наибольшей степени способствует эффективному развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОВЗ и более оптимальному развитию связной речи, её предпосылок.

В группах и кабинетах специалистов имеются игровые, музыкальные уголки, уголки по ИЗО.

Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков в группах, которые включают полки и стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей.

Важное значение имеет сотрудничество с семьей с целью взаимопомощи и взаимоподдержки в развитии коммуникативной компетентности дошкольника с ОВЗ.

Эффективность работы по формированию компетенций дошкольников возрастает во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. Необходим комплексный подход в педагогическом просвещении родителей и взаимодействии ДОУ с семьей.

С этой целью проводятся родительские собрания по различным проблемам, дни открытых дверей, анкетирование родителей, индивидуальные беседы, консультации, совместные праздники, выставки.

Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.

Только систематическая и целенаправленная работа может привести к изменению показателей уровня сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил у дошкольников.

В результате коррекционного воздействия многие коммуникативные трудности, свойственные детям с ОВЗ значительно уменьшаются, что в дальнейшем поможет детям реализовать свой потенциал и постепенно овладеть более высоким уровнем общения, коммуникативной готовностью к школе.

Развитие коммуникативных качеств детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

В статье раскрывается понятие “коммуникативные качества”, представлены направления социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО, особенности коммуникации детей с ОВЗ; рассматриваются методы развития коммуникативных качеств через игру, беседы и творческую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_kommunikativnyh_kachestv_detey_s_ovz.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ “ГИМНАЗИЯ №1637”

111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А тел.(495) 672-02-35

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет
ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л.С.

Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. Дети стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов.

Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого качества.

Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ.

Итак, что же это за качества:

– желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей

– знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими

– умение организовывать общение и слушать собеседника

– умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации

Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.

Направления социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования (2.6.)

«. Социально-коммуникативное развитие направлено на

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

« Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

… ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты» (4.6.).

Дети с ОВЗ — это особая группа детей, которые имеют физические и (или) психические недостатки, препятствующие их нормальному развитию.

Особенности коммуникации детей с ОВЗ:

– снижение потребности в общении, большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;

– речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;

– нежелание вступать в контакт;

– трудности понимания обращенной речи;

– часто ребенок не знает, как подойти попросить, что сказать (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);

– замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;

– трудности в употреблении невербальных средств общения – выразительных движений, мимики, жестов;

– при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);

– некоторые дети неактивны в ходе диалога со взрослым, ограничиваются невербальным или односложным ответом;

– другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.

Как развивать коммуникативные качества детей?

Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:

1) в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры)

2) через беседы, обсуждения литературных произведений

3) в творческой деятельности

1) Словесные дидактические игры являются одним из важных средств формирования и развития диалогической речи. В ходе таких игр дети решают разнообразные мыслительные речевые задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, группируют предметы, учатся строить диалог с педагогом и друг с другом. В таких играх развиваются не только психические процессы, но и умение договариваться, умение бесконфликтно убеждать и доказывать свою точку зрения.

Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно-ролевой игры являются следующие:

1. Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.

2. Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.

3. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.

4. Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.

5. Учить рассуждать, аргументировать, выражать свои чувства.

6. Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.

7. Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.

8. Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и с взрослыми.

9. Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.

10. Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.

11. Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

12. Расширять общий кругозор детей

Театрализованные игры развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать им. Кроме того, такие игры позволяют ребенку решать свои проблемные ситуации от лица персонажа, помогают преодолевать застенчивость, робость, неуверенность в себе.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется и пополняется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно и четко изъясняться.

Любые игры соревновательного характера (например, эстафеты) учат ребенка работать в команде, сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели. Кроме того, поскольку в таких играх подразумевается победа или поражение, это хорошая тренировка для контроля своих эмоций: победитель должен вести себя тактично, а проигравший достойно принимать поражение.

2) Детей полезно приучать к слушанию сказок, рассказов из детских книг и обсуждению их содержания. Беседуя по материалам прочитанного, важно показать ребенку, что ситуации, которые описаны в книге, имеют место и в жизни детей. При этом взрослый должен высказать свое отношение к конфликтам и событиям, которые имели место в группе детей на занятиях.

Кроме того, сочинение сказок детьми по одной фразе (друг за другом) помогает научиться терпеливо слушать, не перебивая, улавливать сюжет, привносить новое и связно выражать свои мысли.

3) Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность (лепка, рисование, конструирование). В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребенка становится партнером, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи.

Хорошо влияет на развитие коммуникативных качеств дошкольника или младшего школьника общение с людьми разного возраста. Это позволяет ему освоить параллельно несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них. Все это служит основой для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.

Необходимо развивать как вербальные, так и невербальные средства общения. Детям со зрительной патологией важно научиться самостоятельно и правильно использовать мимику, жесты и интонацию с целью:

– в своих действиях и поведении не выделяться среди нормально видящих;

– передавать адекватными речевыми и неречевыми средствами свое эмоциональное состояние.

Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Очень важно работу по развитию коммуникативных качеств детей с ОВЗ продолжать в семье. Родителям наравне с педагогами необходимо тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с коллективом младшей школы.

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Зорина С.С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения. Специальное образование, №4, 2010.

3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Елисеенкова О.М. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Современные проблемы науки и образования, №3, 2014.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возникновение педагогического опыта связано с потребностью создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в общество. С каж.

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возмож.

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание удел.

В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос.

В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматрива­ются с позиций обучения практическим умени­ям, формирования у детей жизненной ком.

Инклюзия в дополнительном образовании.

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле.

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Дата публикации: 28.10.2016 2016-10-28

Статья просмотрена: 3490 раз

Библиографическое описание:

Баштырева С. В. Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 854-857. — URL https://moluch.ru/archive/125/34525/ (дата обращения: 28.02.2020).

Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков. Хотя потребность в общении выражена очень ярко, обучающиеся часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимости передать или воспринять от них информацию, организовать коллективную работу. В связи с этим актуально использование в работе развивающих игр и упражнений, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной деятельности. В педагогике термин «коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение обучающегося в общение. Исследования ученых доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития. От уровня развития коммуникативных способностей зависит и уровень дальнейшей социализации.

Важнейшими качествами эффективной коммуникации являются:

  1. Речевая компетентность: умение говорить точно, бегло, конкретно и кратко.
  2. Умение и желание слушать собеседников.
  3. Внимание и восприимчивость к невербальной информации (мимика, жесты, поза).
  4. Наблюдательность, умение замечать тонкие нюансы поведения.
  5. Эмпатия, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников.
  6. Гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации.
  7. Удачный выбор времени, места, окружающей обстановки для общения.

Для формирования перечисленных качеств целесообразно пользоваться технологиями психологического тренинга, подразумевающими игровое моделирование ситуаций, где проявляются и тренируются важные для общения качества, а также обсуждение и рефлексия получаемого при этом жизненного опыта. Поэтому одной из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности является игра. Она обладает одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков обучающихся, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.

Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков:

  1. Совмещение элементов игры и учения, переход от игр — забав через игры — задачи к учебно–познавательной деятельности.
  2. Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры.
  3. Повышение умственной активности обучающегося, формирование вербального (речевого) и невербального (неречевого: связанного с позами, мимикой, жестами и т. п.) общения в игровой деятельности.
  4. Единство обучающих и воспитательных воздействий.

Коммуникативные игры делятся на три группы:

  1. Игры, направленные на формирование у обучающегося умения увидеть в другом человеке его достоинства и дать ему вербальное или невербальное поглаживание;
  2. Игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
  3. Игры, обучающие умению сотрудничать.

Игровые методы, направленные на развитие коммуникативных навыков обучающихся имеют своей основной целью активизацию коммуникации в коллективе. При этом важно отметить, что наиболее значимым условием формирования навыков общения в игре является последовательное руководство ими со стороны воспитателя.

Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных видов деятельности. В течение дня каждый обучающийся получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей обучающегося, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности.

Формы игровых занятий различны, но все они направлены на достижения поставленных целей. Я хочу отметить, что все формы проведения занятий взаимосвязаны. Методика организации и проведения помогает определить его содержание. Содержание может зависеть от возраста воспитанников, а также целей и задач, поставленных воспитателем. Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы: игры-инсценировки, игры-забавы, игры — соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игры-хороводы, беседы, в процессе которых обучающиеся учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

Театрализованные игры имеют огромное значение. Они в полном объём развивают речь, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.

Сюжетно — ролевые игры являются источником формирования социального сознания и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

Игры с правилами — дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться.

Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.

Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, так как они развивают еще эмоциональную сферу.

Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития обучающегося, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом воспитатель становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми.

Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития. Повышает социальную активность обучающихся, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У них развивается уверенность в своих силах при этом, полученные навыки могут быть применены в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

Предлагаю несколько упражнений и игр для работы над формированием коммуникативных навыков.

Игра «Свет мой, зеркальце! Скажи».

Цель: психологизация работы в правильности оценки своего партнера; выделение в нем главных, индивидуальных качеств, высказывание своего мнения о партнере, а также правильное оценивание мнения о себе.

Участникам игры предлагается вспомнить сказку А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Поупражняться в мимических движениях: поднять брови, опустить, нахмурить брови. Сдвинуть, надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться.

Представить мимический образ партнеру (каждый свой).

Ведущий: «В сказке есть слова, которые произносит царица, сидя перед зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи». Мы сегодня попросим «зеркальце» рассказать, какие мы. Роль «зеркальца» выполнит кто-нибудь из вас. Посмотрите друг на друга, подумайте и решите, кто из вас будет «зеркальцем», а кто будет его спрашивать (участники разбиваются на пары). «Зеркальце» внимательно посмотрит на партнера и вспомнит все о нем, подумает, как и что о нем можно рассказать. По порядковым номерам и сигналу ведущего пара занимает почетное место. Один спрашивает: «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду расскажи обо мне». А зеркальце в ответ: «Ты прекрасна (прекрасен) спору нет. И красива (красив) ты и»… (идет творчество).

Ведущий: «Итак, мы попали в страну, где «зеркальца» умеют говорить и где можно узнать всю правду о себе.

Установка к игре! Ответы «зеркальца» не должны сводиться только к описанию внешнего портрета. Больше качественных характеристик, оценивания жизненных проявлений, ситуаций, поступков. Все секреты личности рассматривают «зеркала».

Упражнение «Рисунки на спине».

Обучающиеся разбиваются на группы по три человека в каждой, образуя одну гигантскую звезду. Каждая группа становится одним из лучей этой звезды, для этого необходимо сесть на пол в один ряд, друг за другом, повернувшись спиной к ведущему. Ведущий показывает сидящим ближе всего к нему картинки фигур, а им необходимо будет ее нарисовать на спине сидящих перед ними обучающемуся. Второй в ряду постарается «прочитать» своей спиной рисунок и должен будет нарисовать то же самое на спине того, кто сидит перед ним. И так далее. Когда картинка «дойдет» до сидящего в вершине своего луча, он должен будет нарисовать на листе бумаги, тот рисунок что «дошел» до него.

Упражнение «Ботинки».

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы класса. Все встают, берутся за руки.

Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?

Упражнение Волшебное слово «Да».

Цель: работа с различными стереотипами, Выход из привычного отношения к себе.

Инструкция: Ведущий готовит основной перечень вопросов (далее участники могут предлагать вопросы сами).

Пример:

− У тебя есть миллион рублей?

− Тебе нравиться океан?

− Ты творческий человек?

− У тебя бывают рваные носки?

− Тебе нравится танцевать?

− Ты любишь кого-нибудь?

На любой вопрос ведущего, вне зависимости от «правильности» ответа, каждый участник должен ответить «Да». Это упражнение с одной стороны, способно вызвать всеобщий смех, а с другой — посмотреть на себя и свои привычки другими глазами, задуматься над стереотипами отношения к самому себе.

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.
  2. Логинова А. А. Книга моих размышлений. Москва «Просвещение» 2014.
  3. Прутченков А. С. Тренинг коммуникативных умений: метод. Разработки занятий. М. Новая школа. 1993.
  4. Хухлаева О. В. Тропинка к своему я: Уроки психологии в средней школе — 3-е изд. — М. Генезис, 2010.
  5. Щуркова Н. Е. Классное руководство: Игровые методики — М.: Педагогическое общество России, 2004.
  6. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.

Похожие статьи

Развитие коммуникативных способностей через игровую.

‒ картотека игр и упражнений для развития коммуникативных способностей.

Моя деятельность предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в

‒ воспитывать коммуникативность, коллективизм, сотрудничество.

Развитие коммуникативных навыков общения младших.

игра, ребенок, умение, навык, друг, действие, воспитанник, чувство коллективизма, игровая деятельность, реальная жизнь.

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших.

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы).

Совершенствование коммуникативных навыков во внеурочной.

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы).

Игры и игровая деятельности на уроках английского языка.

Библиографическое описание: Бибиева З. И., Темирбулатова Л. Ш. Игры и игровая деятельности на уроках английского языка

Стандарты современного школьного образования ориентируют на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.

Влияние интерактивных форм работы на развитие.

[3] Развитие коммуникативных навыков посредством интерактивных форм работы

Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

Развитие коммуникативных навыков у подростков.

Развитие коммуникативных навыков у подростков

Развитие коммуникативных навыков у подростков. Автор: Мурзин Андрей Равильевич.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.

Развитие речевых и коммуникативных навыков старших дошкольников в певческой деятельности.

Развитие коммуникативных универсальных действий младших.

Библиографическое описание: Евфимовская А. В. Развитие коммуникативных

Без слушания невозможно общение в повседневной жизни, невозможно

Одним из главных элементов такой игровой деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала.

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные. »

—актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого обучающегося и студента.

развитие навыков доброжелательного общения.

Полный жизни. Владеющий собой. Выражающий чувства. Систематичный. Без системный.

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырвачева Лариса Анатольевна, Мерущенко Светлана Сергеевна

В данной статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных навыков детей с особыми образовательными потребностями и возможности их формирования различными системами альтернативной коммуникации .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырвачева Лариса Анатольевна, Мерущенко Светлана Сергеевна

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Мерущенко С.С., магистрант КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;

Сырвачева Л.А., канд.псих.н,. доцент кафедры коррекционной педагогики ИСГТ КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.

В данной статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных навыков детей с особыми образовательными потребностями и возможности их формирования различными системами альтернативной коммуникации.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, тяжелая умственная отсталость, альтернативная коммуникация.

Роль коммуникативных навыков в нашей жизни чрезвычайно велика. Через коммуникацию совершается усвоение человеком языка, знаний об окружающем мире, культурных и нравственных ценностей, норм принятых в обществе. В процессе общения происходит вхождение в коллектив, социализация. Коммуникативные навыки способствуют психическому развитию ребенка, (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин) [3, 7]. Отсутствие элементарных коммуникативных навыков затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс общения в целом.

В литературе (С.В. Проняева, Е.Г. Савина, Л.Р. Мунирова, Н.С. Глуханюк) даны различные определения коммуникативным навыкам. В нашей работе, вслед за О.А. Синицыной, под коммуникативными навыками мы будем понимать сложные и осознанные коммуникативные действия учащихся и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [6].

навыков в младшем школьном возрасте имеет особое значение. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен уметь контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, благодаря которым он может быстро приобщиться к группе сверстников.

Коммуникативные навыки выступают как необходимые универсальные способности,

характеризующие целостное развитие младшего школьника. Они являются важным показателем

готовности обучающегося к участию в образовательном процессе, получению и передаче информации при усвоении предметных знаний и успешного формирования доступных навыков [1].

Именно развитие коммуникативных навыков является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития ребенка [3, 8].

Однако не все дети легко проходят этап формирования коммуникативных навыков. Очень сложно это дается детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, т.к. они уже изначально испытывают трудности в вербальном общении.

К категории детей с ОВЗ относятся лица, имеющие различные отклонения психического или физического плана, обусловливающие нарушения общего развития и не позволяющие детям вести полноценную жизнь. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят и детей с интеллектуальным недоразвитием (умственной отсталостью).

Несмотря на то, что большинство работ отечественных дефектологов, так или иначе, затрагивает проблему общения лиц с умственной отсталостью, в специальной литературе практически не рассматриваются вопросы, связанные с изучением коммуникативных навыков у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью. Накоплен большой опыт по изучению и формированию коммуникативной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями (Л.Б. Баряева, Г.В. Кузнецова, О.К. Агавелян, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицина и др). и авторы констатируют возможность использования различных средств поддерживающей и альтернативной коммуникации, однако работ по изучению у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью коммуникативных навыков и формированию их посредством альтернативной коммуникации у данной категории детей нам найти не удалось. Удалось лишь найти работу О. А. Синицыной, в которой автор отмечает, что у детей с тяжелой умственной отсталостью грубое недоразвитие речи и ее функций (коммуникативной, познавательной, регулирующей), что мешает полноценному формированию коммуникативных навыков. Более 40 % детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не имеют навыков разговорной речи или во время общения используют свою собственную «речь», которая часто является непонятной для окружающих [6].

В связи с вышесказанным актуальность работы обусловлена увеличением численности детей с тяжелой умственной отсталостью, недостаточной степенью изученности особенностей коммуникативных навыков и возможных способов их формирования у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью. Актуальность работы обусловлена, в том числе с вступлением в сентябре 2016 года в силу Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [4].

В соответствии с требованиями стандарта была разработана примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью, в которой учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. Один из таких курсов — это курс «Альтернативная коммуникация».

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людей, если они

не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться [10]. Использование дополнительных знаков способствует развитию

абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. Все не голосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации используется как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней [5].

Альтернативная коммуникация позволяет человеку чувствовать себя более включенным в общение с людьми, в социум, больше управлять собственной жизнью, а значит, альтернативная коммуникация должна облегчить жизнь детям с ограниченными возможностями.

В мире известны разнообразные альтернативные системы и средства коммуникации. К выбору альтернативной коммуникации необходимо подходить, учитывая многие аспекты. Рекомендуют учитывать когнитивные, лингвистические,

психосоциальные и моторные возможности ребёнка [10]. Выбор основного коммуникативного компонента обусловлен задачей общения и возможностью его достижения.

Система альтернативной коммуникации включает в себя: систему жестов, систему символов, глобальное чтение, систему коммуникации при помощи карточек PECS и Программу Макатон.

Главное отличие Макатона от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ.

Внедряя средства альтернативной коммуникации нужно помнить о принципах дополнительной коммуникации, таких как:

• «От более реального к более абстрактному».

При обучении ребенка сначала необходимо

предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом— рисунок с объектом, и затем— пиктограмму.

• «Избыточности символов» (совмещение различных систем коммуникации— жестов, картинок и, например, написанного слова).

Использование как можно большего количества дополнительных знаков затрагивает все анализаторы, способствуя, таким образом, развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.

1. Показываем картинку «дом» и игрушку

2. Используем напечатанное слово «дом», проговариваем слово «дом»

3. Показываем жест «дом».

• «Функционального использования в коммуникации».

Вывести использование системы

дополнительной коммуникации за пределы занятия, класса и школы и начать использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности ребенка, что и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации [9].

Альтернативная коммуникация служит для выстраивания работающей системы коммуникации, для развития навыка самостоятельно доносить до собеседника нужную информацию, для развития умения выражать мысли с помощью символов и жестов.

В связи с несформированностью коммуникативных навыков и невозможностью понять «неговорящего» человека обучение детей альтернативной коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

В связи с этим, считаем актуальным проведение в дальнейшем экспериментального исследования с целью изучения коммуникативных навыков у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью, изучения возможности использования систем альтернативной коммуникации для формирования коммуникативных навыков у детей данной категории.

Источники и литература:

1. Агаева, И.Б. Проблема формирования коммуникативных навыков в системе образования лиц с умеренной умственной отсталостью/ И.Б. Агаева, М.В. Вечер // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2016. – № 1. – С. 95 – 98.

2. Козырева, О.А. Инклюзивное образование: от теоретической модели к практике реализации/ О.А. Козырева// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2015. – №2(40). – С. 10-16.

3. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.

4. Малофеев, Н.Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции/ Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская О.И. Кукушкина // Дефектология, 2013. – № 1.

5. Мирошниченко, М.Н. Альтернативные средства общения с неговорящими

детьми / М.Н. Мирошниченко. – ГБОУ «Центр диагностики и консультирования». – Краснодар, 2011. -38 с.

6. Синицына, О. А. Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ О.А. Синицина, Е.А. Савина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 269271.

7. Сырвачева, Л.А. Влияние эмоциональной направленности общения на формирование взаимодействия со взрослыми дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / Л.А. Сырвачева, А.В. Шевцова. -Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. -Красноярск, 2016. 120 с.

8. Сырвачева, Л.А. Психологические аспекты

адаптации детей с ОВЗ в процессе инклюзии / Л.А. Сырвачева// Школьный логопед, 2014. – № 4. – С. 5872.

9. Течнер, С. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты, графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра / С. Течнер, Х. Мартинсен. – М: Теревинф, 2014 – 432 с.

10. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация: методический сборник / Е.А. Штягинова. – Городская общественная организация инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ». -Новосибирск, 2012. – 30 с.

Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ и инвалидностью

Дошкольное, общее образование для детей от рождения до момента получения общего образования

Формирование коммуникативных умений у детей с ОВЗ

Статья посвящена формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в мл.школьном возрасте. В статье описаны: цель, задачи, даны практические приемы и советы по формированию коммуникативных умений. Статья будет интересна учителям, психологам, дефектологам, работающим с детьми с ОВЗ.

Формирование коммуникативных умений у детей с ОВЗ.

Понятие “коммуникативные умения” объединяет широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в обществе, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Последняя, по мнению ряда исследователей, является врожденной, генетически обусловленной. Она “подталкивает” ребенка к общению, стимулирует его к овладению коммуникативными умениями и дальнейшее их совершенствование.

Опыт работы показывает, что овладение элементарными способами общения, как, впрочем, и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходят в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся, а у некоторых детей не происходит вообще: дети не проявляют интереса к общению, или ограничивают круг контактов только с хорошо знакомыми людьми, что говорит о необходимости включения детей в более широкую систему коммуникативных связей.

Основная цель работы в данном направлении – формирование навыков коммуникации для удовлетворения индивидуальных потребностей. Задачами педагогической работы являются: обучение адекватным реакциям и действиям на обращения знакомых людей; обучение использованию доступных знаковых систем для их реализации в играх, быту, для сообщения информации о своем состоянии, выражения просьб и др.; воспитание элементарных социальных умений в общении.

Работа по формированию коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: обучение, игру. Формирование коммуникативных умений является как самостоятельной задачей обучения, так и средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребенка, т.е. обучение происходит непрерывно в самых разнообразных видах деятельности.

Большинство детей с ОВЗ не владеет речью, речь не развивается. А что значит развитие речи?

Дети учатся слушать и понимать то, о чем им говорят, воспроизводить звуки, а затем – произносить слова и использовать их в речевых комбинациях. Понятие речи включает в себя не только устную речь: эффективное общение затруднено, если ребенок не понимает языка жестов и мимики, не может использовать информацию, получаемую при зрительном контакте.

Дети с ОВЗ часто не поддерживают зрительный контакт со взрослыми и другими детьми, не умеют подражать другим, не понимают обращенную речь, что накладывает определенные проблемы в развитии речевых навыков. Зрительный контакт, подражание, понимание речи жизненно важны для развития речи. Чтобы понять суть общения, научиться ждать своей очереди в разговоре и понимать эмоции собеседника, ребенок должен смотреть собеседнику в лицо. Для обучения произношению слов, словосочетаний, составления целых предложений, необходимо уметь подражать другим. В процессе подражания ребенок учится копировать жесты взрослых и различные звуки. Дети с ОВЗ не сразу понимают, что изображение предмета символизирует реальный объект. От понимания картинок дети переходят к осознанию того, что “звуки”. т.е слова, тоже отражают и представляют реальные предметы.

Практические советы и игры по установлению зрительного контакта.

  1. Перед тем как начать игру или занятие, всегда устанавливайте зрительный контакт с ребенком. Установив его, немедленно награждайте ребенка игрушкой и похвалой. Чтобы привлечь внимание ребенка к своему лицу, можно: широко и часто улыбаться, издавать забавные звуки, надевать маски, экстравагантные шляпы, раскрашивать лицо и др. Можно легонько подуть в щечку или, наоборот, сидеть очень тихо, неподвижно. Перемена в поведении может привлечь больше внимания, чем самая кипучая активность.
  2. Игры с предметами: взять и поднести предмет к лицу ребенка, он последует взглядом за ним. Чтобы вознаградить ребенка, отдайте ему игрушку, а затем закрепите успех тем же предметом.

“Спрячем игрушку за пазуху”. Уберите игрушку за пазуху, дождитесь, пока ребенок установит зрительный контакт, и затем покажите игрушку. Можно использовать любимые игрушки ребенка, игрушки-пищалки, муз. предметы.

“Прятки”. Закрывайте и открывайте лицо себе и ребенку, можно использовать следующие вещи: шарфы, полотенца, простыни, одежду, нагрудник, фартук, свои руки и руки ребенка. Во время игры следует что-нибудь напевать вроде:

Я иду тебя искать!

Где ты прячешься? Тук-тук,

Отворяй скорей на стук!

Игра “Мы едем, едем, едем”. Сажайте ребенка к себе на колени так, чтобы он смотрел прямо на вас и пойте ему, например:

(Имя ребенка) в ямку – бух!

Практические советы и игры на подражание и понимание речи.

  1. Дети учатся подражать взрослым, когда видят, как взрослые подражают им.

Подражайте действиям ребенка, он воспримет это как игру и в ответ начнет копировать взрослого. Подражать можно звукам, которые издает ребенок, копировать его жесты и мимику(улыбки, гримасы). Если он трясет игрушкой, складывает кубики в коробку или бросает игрушку, нужно делать то же самое. Снова и снова нужно подражать действиям ребенка, и в один прекрасный день он начнет подражать вам.

Стихи и песни, развивающие умение копировать жесты:

Где были? -У бабушки!

А что пили? – Бражку.

На головку сели!

Скоро выстроим домок!

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка,

Сладкие два пряничка!

  1. Ребенку необходимо осознать, что те звуки, которые он слышит от взрослых, имеют значение.

Игры с элементами прогнозирования: “Шалтай-Болтай”, “Баба сеяла горох”, “Щекоталки”, “Ехали мы – ехали. ” , “На старт, внимание, марш!”. В этой игре главное дать понять ребенку, что вслед за словом” марш” обязательно будет что-то интересное. Например, при слове “марш” бросайте мячик, толкайте машинку или можно обрушить дом из кубиков. Главное, чтобы ребенку нравилось.

  1. Стимуляция звуков.

У детей с ОВЗ в связи с общим недоразвитием двигательной сферы, нарушены артикуляционные движения, что также влияет на доступность понимания окружающими речевой продукции. Поэтому необходимо проводить коррекционные упражнения на подвижность артикуляционного аппарата.

Игры на вдох и выдох. Выдувание мыльных пузырей через соломинку. Дуйте на обрывки бумаги, кусочки тканей, легкие шарфы, мыльные пузыри, перья и пр. Свист в свисток, игры на губной гармошке, трубение во всевозможные рожки, дудки и т.д. Во время игры или занятия произносите побольше звукоподражательных слов: “мяу”, “гав-гав”, “тик-так” и др. Звукоподражательные междометия часто становятся первыми словами ребенка.

Можно использовать музыкальные игрушки, включающиеся от громких звуков. Они дадут ребенку прекрасную мотивацию для упражнений в речевом мастерстве.

У некоторых детей в процессе обучения происходит зарождение речи: появляются звукоподражательные или “лепетные” слова.

Для совершенствования понимания речи важным является характер совершаемых действий, сопровождаемых речью:

* на уровне совместных (рука ребенка в руке педагога) и совместно распределенных действий взрослого и ребенка “Возьмем мишку (куклу. ), посадим его (ее) за стол, будем кормить мишку, (куклу). Где тарелка, где ложка? Поставим тарелку пред мишкой и т.д.

* действия по подражанию;

* действия по образцу (показ, образец);

* действия по расчлененной, последовательной инструкции;

* организация самостоятельной деятельности ребенка на основе речи.

Для части детей с ОВЗ, не владеющих речью, начальный этап обучения можно условно назвать довербальным, так как при специальном обучении у них можно сформировать способность к элементарным речевым высказываниям в форме слова, простой фразы, научить использовать речь для общения. А что значит довербальная коммуникация?

Не владея речью, ребенок вынужден сообщать о своих потребностях и нуждах другими способами. Он указывает на предмет, который хочет получить, глазами, рукой, указательным пальцем. Т.е. речь формируется на основе заместителей речи. Это могут быть жесты, мимика, пиктограммы, рисуночные изображения. Пиктограммы и рисуночные символы могут быть бытового значения, обозначать эмоциональные состояния ” Я рад”, ” Мне хорошо”, “Я злой” и пр., желания ” Я хочу играть”, ” Слушать музыку” и пр. Работа с пиктограммами должна разворачиваться последовательно от года к году, с учетов программы обучения, индивидуальных особенностей ребенка.

Существуют знаковые системы для работы с детьми с ОВЗ. Знаковые системы представляют собой естественное развитие языка жестов. Детей с ОВЗ часто обучают “Макатону”, системе, в которой произносимое слово сопровождается знаком. Знаки “Макатона” взяты из британского языка глухонемых и модифицированы с целью большей простоты и выразительности: в этой системе используются широкие, размашистые движения рук, доступные и детям с нарушениями тонкой моторики. Ребенок воспринимает речь мультисенсорным путем: одновременно слышит слово и видит соответствующий знак.

Практические советы на понимание значения слов.

*Речь педагога должна быть четкой и простой. Ребенок снова и снова должен слышать одно и тоже слово в связи с одним и тем же предметом, действием, понятием, чтобы начать понимать существующую связь между ними.

*Говорить нужно здесь и сейчас, не рассуждая об абстрактных понятиях.

*Если ребенок выражает свои желания невербально, “переводите” его сообщения на язык слов: ” Хочешь послушать музыку”

*Используйте фотографии, пиктограммы, рисунки знакомых предметов, явлений и пр. Просите показать одно изображение из двух или трех.

*Рассматривайте с ребенком книжки с иллюстрациями. Они должны быть простыми и легко узнаваемыми.

*Взрослый должен использовать повседневные события для развития познаний ребенка. Например, лексику, связанную с одеждой, можно изучать следующими способами:

– одевая ребенка, называть предметы одежды

– вырезать из журналов и каталогов картинки с одеждой и вместе с ребенком делать книжку

– одевать куклу или мишку

– спрашивать, где тот или иной предмет одежды

-предоставлять ребенку выбор (Например, какую рубашку ты оденешь?)

-притворяться, что забыли название того или иного предмета одежды, и ждать от ребенка “подсказки”

– задавать простые вопросы (“Где мишка?”, ” Где кукла?”).Давать простые задания (“Дай мишку”)

-делать забавные “ошибки”. Например, одевать носки на уши и ждать, чтобы ребенок вас поправил.

Дети с ОВЗ, понимающие значения слов, чей словарный запас достаточно развит, могут переходить к словосочетаниям из двух или трех слов, пониманию абстрактных понятий.

Развитие речи детей с ОВЗ является стержневым для всех разделов коррекционной работы. Формирование речевых умений носит многоаспектный характер и в зависимости от уровня сформированности речи включает в себя:

– коррекционные упражнения и игры на: установление зрительного контакта, подражание, понимание речи, подвижность артикуляционного аппарата

– произнесение “звукоподражательных”,” лепетных” слов

– формирование умений связного высказывания

– ответить на вопросы в игровой и бытовой ситуации

– построение фраз о наблюдаемом или выполняемом действии

– выражение в речи просьбы, желания, состояния

К важнейшим достижениям в формировании коммуникативных умений, в создании предпосылок к развитию речи, можно отнести следующие:

– адекватные реакции на обращения, просьбы, интонации, жесты

– сопровождение разных видов деятельности доступными видами речи: вокализациями, звукокомпексами, словами, простой фразой

– умение принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы с помощью речи или знаковых заместителей.

Педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков является необходимой в рамках развития и дальнейшего обучения детей с ОВЗ, поскольку именно общение является движущей силой развития ребенка.

  1. Бгажнокова И.М. Проблемы и перспктивы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология, 1994г.
  2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями.М- 2010г.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.- М.-,1994г.
  4. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителей. Спб., 2004г.

Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы

Организация условий формирования коммуникативного компонента у детей с ОВЗ в рамках их социальной адаптации

В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – это отношение окружающих к ребенку и к семье в частности. Вторая – это получение доступного и достойного образования для ребенка У человека, который никогда не сталкивался с проблемами обучения детей с нарушениями развития, могло сложиться мнение, что наша система специальных дошкольных учреждений и школ охватывает всех детей с ограниченными возможностями. Но в реальности ситуация такова, что попасть в дошкольное учреждение и школу для того чтобы воспитываться и получать образование могут только дети с некоторыми нарушениями, а часть детей не могут попасть в дошкольное учреждение, а в дальнейшем и в школу. Растущее же количество детей с множественными нарушениями остается без возможности реализации своего права на образование.

Для детей с сочетанными диагнозами, и детей которые по медицинским показаниям не могут посещать дошкольное учреждение или школу, как правило, предусмотрена индивидуальная форма обучения.

В этом случае с проблемой сталкивается педагог, создание специальных программ крайне затруднено из-за огромного количества вариантов проявления дефекта, и поэтому программа должна создаваться для каждого ребенка индивидуально, Другую, не менее серьезную проблему составляет обширная категория детей с тяжелыми формами психических нарушений. Если незначительная часть таких детей, имеющая сохранный интеллект и приемлемое поведение, может посещать дошкольное учреждение, обучаться индивидуально при различных типах школ, то основная масса лишена возможности получить образование из-за серьезной задержки умственного развития вторичного характера и «сложностей поведения», крайне затрудняющих пребывание ребенка в коллективе.

В процессе работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как учителя-логопеда, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных образовательных подходов, специальных условиях реализации программных требований и образовательных стандартов. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно принимать и учитывать. Этих детей необходимо научить выражать свои просьбы и озвучивать проблемы и нужды, научить общаться друг с другом, формировать коммуникативные компетенции.

Целью нашей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в рамках процесса их социализации, образовательных мероприятий, является организация помощи на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.

В нашем детском саду дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Это помогает в решении следующих задач:

  • создание условий для социализации и коммуникации детей с ограниченными возможностями
  • обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам
  • формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями
  • снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии
  • формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.

Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует вся коррекционно — развивающая деятельность, которая включает в себя: работу воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга. В рамках данной программы, формирования механизмов социальной адаптации детей с интеллектуальными проблемами, наши дети ежедневно во вторую половину дня со своими воспитателями выходят в общеобразовательные группы. Весь коллектив детей делится на несколько групп и занимается в разных общеобразовательных группах с учетом психического и физического состояния здоровья и личных привязанностей. В условиях расширения зоны коммуникации дошкольников педагогами организованы различные формы и виды совместной деятельности. Это может быть свободная игровая деятельность, в процессе которой все дети вместе выбирают игры, используют необходимые атрибуты, и даже обсуждают правила той или иной игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимой, а тем более ведущим видом деятельности.

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность, навык коммуникации в процессе коллективных методов работы.

Поэтому педагоги проводят различные по тематике совместные занятия по всем видам продуктивной деятельности.

В ходе коррекционно-развивающих мероприятий в свободном режиме социализации педагоги и специалисты групп организуют совместное чтение художественной литературы с последующей театрализацией прочитанных произведений.

Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей

В процессе занятий решаются следующие задачи:

  • развитие и коррекция основных видов движений
  • развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики
  • развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того, в структуру занятия включаются:

  • творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии
  • комплексные игры различной подвижности и разной направленности
  • релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

Группа детей с ОВЗ очень неоднородна, а групповая форма занятий им необходима в рамках социализации и подготовки к предстоящим школьным условиям. Поэтому индивидуальный и дифференцированный подход на каждом занятии является одним из основных компонентов коррекционно-развивающей деятельности.

При организации некоторых занятий в группе мы не разделяем детей, имеющих разные возможности здоровья и интеллектуальных возможностей. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации и коммуникации у одних и формирует толерантность и отзывчивость у других, что предоставляет возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общегрупповых, спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами детского коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.

При организации и проведении таких занятий использовались следующие принципы:

  1. принцип интегрирования (включение элементов музо-, изо-, танцевально-двигательной терапии);
  2. принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений социально-бытовой адаптации;
  3. принцип преемственности предусматривает согласование всех проводимых программ, мероприятий, а также их последовательную реализацию. При проведении занятий реализовывались различные формы (фронтальные и индивидуальные занятия) и методы работы (словесные и объяснительно-иллюстративные).

Цели, задачи и содержание занятий учитывали возраст детей, уровень интеллектуального и психического развития

Занятия специалистов проходят как по принципу полной интеграции, так и частичной.

Описанная выше комплексная, систематическая разноплановая деятельность показала, что включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации, успешной коммуникации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми разновозрастной группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум. Составление индивидуальной программы развития ребенка строится на результатах наблюдений за ребенком с ограниченными возможностями во всех режимных моментах. Наш опыт показал, что, более плавная адаптация ребёнка к условиям пребывания в детском саду происходит, если он посещает вечерние занятия в развивающей среде с воспитателем и специалистом. Особенно это актуально для детей со сложными и смешанными дефектами.

Анализ результатов обследования детей в ходе работы над программой дает возможность сделать вывод о том, что в начале учебного года большинство детей группы демонстрировали низкие показатели социальной нормализации и коммуникативных навыков у детей. У некоторых возникали трудности в общении, они не могли сконцентрировать свое внимание на работе, постоянно отвлекались по пустякам, не все дети могли планировать свою работу. Они не могли предложить свою помощь тем, кто нуждается в ней и обратиться с просьбой при необходимости.

В конце года уровень социальной нормализации, адаптации и коммуникативной компетенции детей группы находился в положительной динамике. Дети стали более спокойные, уравновешенные, все чаще стали проводить время в совместных играх. Если возникают конфликтные ситуации, то ребята сами или вместе с воспитателем находят выход из них. Снизился уровень тревожности. Это результат целенаправленной, систематической, правильно организованной работы и коррекции.

К концу учебного года планомерная реализация программы дала свои положительные результаты. У детей с ограниченными возможностями наблюдаются успехи в социальной адаптации и нормализации, а у детей нормально развивающихся формируется толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями.

Интегративный подход в воспитании и обучении действительно является одним из важных компонентов системы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в условиях ДОУ.

В перспективе мы планируем совершенствовать разработанную нами программу, более тщательно продумать работу с родителями, добиться выхода детей интегрированной группы на высокие показатели по социальной адаптации, коммуникативного развития и нормализации.

Читайте также:  Общешкольное мероприятие 'Маленькое путешествие по стране Речь'
Ссылка на основную публикацию