Особенности детей с ЗРР на начальном этапе школьного обучения

“Особенности обучения детей с задержкой психического развития”

Содержимое разработки

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Термин « задержка психического развития »

предложен Г.Е. Сухаревой.

Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Причины задержки психического развития:

длительное ограничение жизнедеятельности ребенка

неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка

асфиксия и травмы при родах

Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения

заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка

Основные клинические типы ЗПР

(Лебединская К. С., 1982)

ЗПР конституционального происхождения

ЗПР психогенного происхождения

ЗПР соматогенного происхождения

ЗПР церебрально – органического генеза

ЗПР конституционального происхождения

Психический и психофизический инфантилизм: инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики.

Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения; в школьном возрасте преобладают игровые интересы

Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны, очень быстро устают от учебной деятельности.

Длительные хронические заболевания

(хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов)

Физическая и психическая астения (у детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость)

Врождённые и приобретенные пороки развития соматической сферы (например, сердце);

ЗПР психогенного происхождения

Неблагоприятные условия воспитания (асоциальная семья, воспитание по типу гиперопеки, неблагополучные социальные условия)

Стойкие отклонения нервно – психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности.

Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений

ЗПР церебрально – органического происхождения

Органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза (конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка).

При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС (гидроцефалии, нарушений черепно – мозговой иннервации, выраженной вегето – сосудистой дистонии).

Факторы риска

  • Наследственность
  • Патология беременности или родов матери
  • Хронические заболевания у родителей
  • Неблагоприятная экологическая обстановка
  • Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка
  • Курение матери во время беременности
  • Алкоголизм родителей
  • Неполная семья
  • Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе

  • Активизация познавательной деятельности учащихся
  • Активизация познавательной деятельности учащихся
  • Повышение уровня их умственного развития
  • Повышение уровня их умственного развития
  • Нормализация учебной деятельности
  • Нормализация учебной деятельности
  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития
  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития
  • Социально-трудовая адаптация
  • Социально-трудовая адаптация

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения

Диагностика

Диагностика

Консультирование родителей

Характерные особенности детей

  • Снижение работоспособности;
  • Повышенная истощаемость;
  • Неустойчивое внимание;
  • Своеобразное поведение;
  • Недостаточность произвольной памяти;
  • Отставание в развитии мышления;
  • Дефекты звукопроизношения;
  • Бедный словарный запас слов;
  • Низкий навык самоконтроля;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • Слабая техника чтения;
  • Трудности в счёте и решении задач по математике.

Диагностика

Консультирование родителей

Консультирование педагогов

Принципы обучения ребенка с ОВЗ

  • Коррекционная направленность обучения
  • Воспитывающее и развивающее обучение
  • Научность и доступность обучения
  • Систематичность и

  • Связь обучения с жизнь
  • Наглядность в обучении
  • Сознательность и активность учащихся
  • Индивидуальный и дифференцированный подход
  • Прочность усвоения знаний умений и навыков

Диагностика

Консультирование родителей

Консультирование педагогов

Коррекционно-развивающая работа

1. Обогащение детей с особенностями развития разнообразными знаниями об окружающем мире

Основные задачи коррекционной работы

  • Развитие у них наблюдательности и опыта практического обобщения

3. Формирование умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Диагностика

Консультирование родителей

Консультирование педагогов

Психологическое просвещение и образование педагогов

Коррекционно-развивающая работа

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР

  • Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности
  • Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР
  • Индивидуальный подход
  • Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями
  • Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий
  • Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий
  • Использование многократных указаний, упражнений
  • Проявление большого такта со стороны учителя
  • Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы
  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
  • Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций

Диагностика

Контроль за организацией психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Консультирование родителей

Консультирование педагогов

Проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся

Психологическое просвещение и образование педагогов

Коррекционно-развивающая работа

ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  • общая коррекционная направленность процесса обучения,
  • увеличение срока обучения,
  • малая наполняемость класса,
  • щадящий режим,
  • соответствующий учебный план,
  • увеличение количества часов на трудный раздел программы,
  • использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,
  • создание положительной атмосферы на уроке,
  • постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,
  • создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,
  • опора на игру,
  • целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.

Организация работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в СП “Лекотека”
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме

Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в условиях Лекотеки

Скачать:

ВложениеРазмер
Особенности организации работы учителя -лолгопеда с детьми с ОВЗ в Лекотеке21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Зинякова Галина Гелиевна – учитель- логопед, дефектолог

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29»

Что такое Лекотека?

Лекотека – это такая новая форма дошкольного образования.

Само слово «лекотека» произошло от шведского слова leco- игрушка и греческого theke- хранилище.

Лекотека – это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

Иными словами она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей с особенностями развития не имеющими возможности посещать дошкольное учреждение.

Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребенка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.

Для чего нужны Лекотеки?

Основной целью лекотеки является социализация ребенка, развитие сенсорных навыков, развитие речи, психологическая помощь родителям детей с ОВЗ. Посещать такие учреждения могут малыши от 2 месяцев до 7 лет не имеющие возможности по разным причинам посещать дошкольные учреждения.

Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосылок к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей, оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в коррекционно – обучающей форме игровой деятельности, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Преподаватели лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.

ИГРА – основной метод лекотеки

Деятельность лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. Эти средства должны перекрывать все основные потребности ребенка с особыми нуждами, связанные с организацией его игровой деятельности.

Основные формы работы лекотеки

Консультация–это встреча специалиста лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.

  • Диагностический игровой сеанс

Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам диагностики составляется сезонный план сопровождения семьи.

  • Терапевтический игровой сеанс

Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом сеанса и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями).

  • Групповой родительский тренинг

В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно–это тренинги по общению, игре, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие.

Организация работы учителя – логопеда

Основной формой проведения занятий в условиях лекотеки должна стать игра: стимуляция и поддержка игровой ситуации позволяют детям усваивать новую информацию, развивать коммуникабельность, способствовать развитию и регуляции эмоционально-волевой сферы. Желательно не навязывать детям игры, а быть лишь организатором, партнером, собеседником, который направляет игровые действия в нужное педагогу русло и не более того.

Основные направления логопедической работы в условиях лекотеки с детьми с тяжёлыми нарушениями речи:

  • развитие мелкой моторики;
  • артикуляционной моторики;
  • стимуляция голосовых реакций;
  • обогащение словарного запаса;
  • формирование грамматического строя речи.

Важную роль в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи играют логопедический массаж и логоритмика. Массаж следует проводить индивидуально по медицинским показаниям, а логоритмику с учетом структуры речевого дефекта.

Работа планируется поэтапно: I этап – сентябрь, октябрь, ноябрь; II – декабрь, январь, февраль; III – март, апрель, май.

На I этапе идет работа над пропеванием гласных: вокализы, попевки на слоги (например, ма-мэ-ми-мо-му). В распевания включаются упражнения на развитие дыхания, голоса, скороговорки, пословицы, загадки, потешки, знакомые стихотворения. Они произносятся громко, тихо, высоко, низко, в разном темпе и ритме, например, голосовые игры «Самолет», «Трамвай», «Поезд». Особое внимание на первом этапе работы уделяется нормализации мышечного тонуса, развитию творческих способностей ребенка.

Благоприятный эмоциональный момент создают игры с именами, проводимые в начале занятия. На этом этапе большое внимание уделяется упражнениям без пения (маршировка, ходьба, ориентирование). Дети учатся ходить по одному и в парах, спиной вперед, ориентироваться в пространстве.

На II этапе в работу активно внедряются упражнения с пением на развитие артикуляции, мимической мускулатуры.

III этап посвящен работе над инсценировками, играми-драматизациями.

Игра со словом способствует решению многих коррекционных задач, но в первую очередь координации движений со словом, что очень трудно дается детям с нарушением речи. Весьма полезны танцы с пением и хороводы, помогающие координации пения с движением, упорядочивающие темп движений. Их можно использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, способствующей развитию координации слуха, голоса и движения. Целесообразно использовать и детские музыкальные инструменты, игра на которых способствует развитию движений кисти руки.

Упражнения для развития творческой инициативы стимулируют воображение и фантазию детей, решают музыкально-двигательные и коррекционные задачи. Практический опыт логоритмической работы показывает ее большой коррекционный и терапевтический эффект в работе с детьми с различными речевыми недостатками.

Логопедическое воздействие происходит в направлениях:

  • коррекция психосоматических нарушений;
  • коррекция отклонений в психоэмоциональной сфере;
  • активизация творческих способностей;
  • профилактика и коррекция речевого недоразвития.

Структурными составляющими при планировании логоритмического занятия в условиях лекотеки являются упражнения:

– в ходьбе и маршировке;

– на развитие голоса, дыхания и артикуляции;

– чувства темпа, ритма, метра (размера);

– общей, мелкой и артикуляционной моторики;

– регулирующие мышечный тонус;

– пение, слушание музыки;

Перечисленные компоненты занятия, кроме первого и последнего, можно менять местами в зависимости от клинико-педагогического диагноза ребенка и целей занятия.

При создании определенной развивающей среды на занятиях в лекотеке необходимо все тщательно спланировать и организовать таким образом, чтобы облегчить адаптацию ребенка и способствовать эффективности коррекционной работы. Занятия можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Содержание и методы деятельности лекотеки определяются индивидуально-ориентированными программами с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данную игру можно провести на заседании методического объединения учителей-логопедов. Она способствует повышению теоретического уровня педагогов по вопросу .

Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой.

Презентация к выступлению.

За последние десятилетия специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития детей. В коррекционной педагогике, в зависимости от цели и н.

Пробудить интерес и желание родителей заниматься со своими детьми дома.

детский сад, детский сад, Вам сегодня очень рад .

Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС.

Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда по преодолению социальной депривации у воспитанников детского дома через использование оборудования «Лекотека»

Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда по преодолению социальной депривации у воспитанников детского дома через использование оборудования «Лекотека»

Вопрос поддержки детей в условиях депривации в настоящее время является актуальным.

Специфика поведения детей, воспитывающихся вне семьи, состоит:

  1. в несформированности внутреннего, психического плана действий,
  2. в ориентации мышления,
  3. мотивации их поведенческих реакций в основном на внешнюю ситуацию.

Наши дети отличаются:

  • бедностью словарного запаса,
  • незрелостью форм высшей интеллектуальной деятельности,
  • низкой продуктивностью мышления,
  • слабым вниманием и мнестической деятельностью.

Социальная депривация, наряду с нейрофизиологическими нарушениями является основной причиной нарушений гармонического развития личности ребенка.

Осознавая важность данной проблемы, мы все должны видеть свою миссию не только в создании определенного жизненного пространства для социально-трудовой адаптации ребят, способствующей их бесконфликтной интеграции в общество, но и в реализации права жить и воспитываться в семье.

Помочь ребенку адаптироваться в системе социальных отношений, обрести новую семью или вернуться в кровную — задача для всего коллектива детского дома, в том числе и специалистов, работающих с оборудованием лекотеки.

Лекотека — это одна из новейших технологий, которую мы используем в своей работе. Лекотека детского дома–библиотека игрушек для детей с особыми потребностями, преобразованная впоследствии в программу раннего вмешательства. Это центр интегративного и инклюзивного воспитания детей. (Модуль помощи).

Оборудование Лекотеки предназначено для работы со следующими категориями лиц:

  1. воспитанниками структурного подразделения «Мать и дитя – будем вместе» (от 0 до 2лет);
  2. воспитанниками дошкольного и младшего школьного возраста (от3 до 8 лет);

В рамках данной технологии реализуются следующие направления работы:

1.Сенсорное и сенсомоторное развитие, которое предусматривает: развитие перцептивных возможностей: зрительной, тактильной и слуховой чувствительности; развитие межанализаторных систем, их взаимодействия; буквенный и цифровой гнозис; конструктивный праксис; двигательная сфера; кинезиологические основы движения;

2.Формирование пространственно-временных отношений: формирование собственно пространственных представлений; формирование квазипространственных представлений.

3.Умственное развитие: формирование мнестических процессов (представление и память) и приемов мнестической деятельности; формирование приемов умственной деятельности; развитие интеллектуальной сферы.

4.Нормализация ведущей деятельности возраста: формирование функции программирования и контроля собственной деятельности

5.Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи: слово и предложение; текст; пересказ (устная речь); самостоятельные рассказы (устные сочинения); формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

6.Формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Наша «Лекотека» — это игровое пространство со множеством специально подобранных методических пособий, развивающих и сюжетных игр, игрушек и дидактических материалов.

Пространство лекотеки обустроено в соответствии с зонами, которые разделяются по своему содержанию и функциональной пригодности.

• зона сюжетно – ролевых, театрализованных игр
• зона строительных игр
• зона активных игр.
• зона интеллектуальных игр для развития высших психических функций
• зона релаксаций
• зона игр по развитию мелкой моторики
• зона для рисования и прикладной деятельности
• музыкальная зона

Наша Лекотека- это естественное игровое взаимодействие ребенка со взрослыми, в процессе которого у него в раннем возрасте формируются базовые структуры личности, основы различных психических сфер.

Занятия с детьми раннего возраста осуществляется в рамках деятельности структурного подразделения «Мать и дитя – будем вместе».

Игры – занятия с малышами проводятся по сенсорному воспитанию, развитию мелкой и общей моторики, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи через зоны лекотеки.

Наша Лекотека- это предметная среда для выявления и коррекции особенностей развития социально-депривированных детей, проживающих в условиях детского дома.

Воспитанники (от 3 до 8 лет) приобретают в Лекотеке:

  1. Навыки общих движений, ручной моторики и зрительно-моторной координации,
  2. Создают мир образов.
  3. Развивают язык.
  4. 4.Совершают открытия.
  5. Выстраивают межличностные отношения.
  6. Формируют физическое и психическое «Я».
  7. Укрепляют интерес и концентрацию внимания.
  8. Исследуют предметный мир.
  9. Узнают роли взрослых.
  10. Перестраивают и уточняют свои знания.

Все это создает благоприятные условия для личностного роста, всестороннего развития детей на данном этапе жизни, укрепления его психического здоровья с помощью игр.

Наша Лекотека – это структурированное пространство для общения воспитателей, приемных родителей с ребенком – обучающей базы для развития семейных отношений, детско-воспитательской, детско-родительскообщности.

Важной задачей работы лекотеки является оказание всесторонней помощи педагогам, родителям по воспитанию, всестороннему развитию ребенка.

Работа с оборудованием лекотеки направлена на содействие созданию в детском доме, семье атмосферы комфорта и уважения, благодаря чему ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.

В процессе деятельности знакомим с оборудованием лекотеки, местом его расположения, правилами его использования.

Чтобы научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей, сочувствовать, мы знакомим детей с языком эмоций. Учим пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других. Для решения этой задачи эффективно использовать игру «Найди пару».

Для данной игры приглашают 2 детей.

Задание: перед вами планшет с фишками. Под каждой фишкой изображение эмоции. Вам нужно поднимать по 2 фишки, открывая эмоции.

Если вы видите одинаковые картинки – вы выиграли и забираете фишки себе. Если картинки не совпали – кладете фишки обратно. Другой игрок поднимает фишки и должен тоже найти пару. Игра сопровождается изучением эмоции: ребенок называет эмоцию, описывает её, показывает при помощи мимики, если малыш затрудняется – педагог ему помогает.

В процессе игры происходит развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, мелкой моторики, речи. Ребенок учится различать, описывать эмоции, работать над мимикой лица. Игровой процесс приносит радость и удовольствие участникам, а положительные эмоции – это внутреннее благополучие ребенка, его душевное и физическое здоровье!

2. Для успешной адаптации ребенка в новой социальной ситуации: детский сад, школа, приемная семья… важно, чтобы ребенок умел сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением, поэтому одной из задач коррекционной работы в Лекотеке, является обучение умелой, искусной, эффективной речи. Для решения этой задачи эффективно использовать в игре куклы Бибабо, драматизацию сказок, настольный театр, пальчиковый театр.

Речь «ребенка» с дизартрией монотонна и маловыразительна. Неправильное использование интонации может привести к нарушению коммуникации и неадекватному пониманию высказывания.

Задание: Надев, куклу Бибабо, на руку от ее имени произнесите предложения: «К нам приехали гости» с разной интонацией (вопроса, утверждения, восклицания, удивления, угрозы). Повторяйте высказывание в вопросительной форме, утвердительной, восклицательной, в форме удивления. Основная цель – научить ребенка чувствовать разницу между тоном высказывания.

3. Для детей, испытывающих затруднения в активном использовании эталонов цвета и формы, тонкости и целенаправленности движений предлагаем игры: «Блок Искусства», «Забава с кривыми» «Океан» (вдохновленный сценами постоянно меняющегося океана).

Этот набор блоков включает цвета неба, морской воды и облаков в простые геометрические образы треугольника и квадрата.

Задачи: развитие моторики, внимания, памяти, воображения; развитие пространственных и логических умений и навыков. Создание положительного эмоционального настроения.

Задание: Используя образец, выполните узор кубами «Забава с кривыми»

4. У ребенка наблюдается запаздывание в области синтаксиса и содержания высказываний. Обобщение и классификация на низком уровне. Отставание в области метафорического мышления. Для коррекции данных нарушений неоценимую помощь оказывает пособие «ЛОГИКО-Малыш», которое позволяет:

  • Быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей;
  • В игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка;
  • Комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь;

Задание: Внимательно рассмотрите карточку. На ней шесть изображений на основном поле (они отмечены кружками или стрелками под цвет фишек) и шесть изображений в правом вертикальном ряду. Между ними нужно найти логическую связь — подобрать пару.

Выберите одно изображение основного поля, найдите фишку соответствующего цвета и передвиньте ее к правильному ответу в правом вертикальном ряду карточки. Таким образом, выполните все остальные задания.

Осуществляйте речевое проговаривание действий на каждом этапе своих действий.

5. У ребенка не сформированы приемы мнестической деятельности (выделения и совмещения признаков объекта).

Для развития логического мышления, внимания, памяти используем модифицированный для дошколят вариант работы с пособием «Логические блоки Дьенеша». (Логоп. Каб.)

Предлагается девятиклеточная таблица и объемные фигуры.

Задание: Задание: расположите фигуры в таблице так, чтобы узор не повторялся ни по горизонтали не по вертикали.

6. Игра «Математический планшет».

Простой в использовании и в тоже время функциональный игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животные. «Рисование резиночками» дает ребенку уникальную возможность «почувствовать пальцами» форму геометрических фигур, изображаемые силуэты. Играя с математическим планшетом ребенок учится ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметами и явлениями окружающего мира и его абстрактным изображением, развивает логику, воображение, усидчивость, внимание.

7. Игра «Умные цыплята».

  • исследовать закономерности
  • сравнивать и распознавать
  • находить признаки сходства и различия
  • анализировать
  • обобщать
  • добиваться поставленной цели
  • зрительную память
  • смысловую память
  • внимание
  • наблюдательность
  • логическое мышление
  • мелкую моторику рук
  • наглядно – образное мышление
  • зрительное восприятие
  • цветовосприятие

1.Перед вами скорлупки, которыми будете играть. Они двуцветные.

Цыплята распределены по гнездам. Одно гнездо свободно.

Покажите «цвета» цыплят (донышко фигурки) всем (играющим) для запоминания.

1.первый игрок берет и переворачивает одну скорлупку, чтобы узнать ее пару цветов.
2. Задача игрока найти двух цыплят, вылупившихся из скорлупок (цвет дна фигурок должен совпадать с цветами скорлупы).
3. Выберите первого цыпленка и покажите его «цвет» всем игрокам.
3.1 . Если «цвет» цыпленка совпал с одним из цветов скорлупки, то вы можете перейти к выбору второго цыпленка.
3.2.Если «цвет» второго цыпленка совпадает с цветом на скорлупке, то вы забираете скорлупку себе и выбираете новую, начиная игру. Только не забывайте пересаживать цыплят в новые гнезда.
3.3. Если вы неверно выбрали второго цыпленка, то вы должны пересадив обоих цыплят в новые гнезда, позволить следующему игроку найти нужного цыпленка.
3.4. Если «цвет» первого цыпленка не совпал ни с одним цветом на скорлупке, то вы должны пересадить цыпленка в новое гнездо и позволить следующему игроку найти для данной скорлупки верную пару цыплят.
Победитель тот, кто выиграет большее количество скорлупок.

8.У ребенка на низком уровне зрительное внимание и память. Нарушен фонематический слух, слоговая структура. Для коррекции используем игру: «Подарки для Буратино и Мальвины».

Для выполнения задания предлагаем отправиться в магазин игрушек.

Задание: отбери в магазине для Буратино игрушки, в названии которых два слога, для Мальвины — игрушки, в названии которых 3 слога.

9. Игра «Размышляйка» развивает:

  • зрительное восприятие
  • внимание
  • память
  • логическое мышление

Инструкция: Художник рисовал картинки. Что он нарисовал сначала, что потом? Разложи картинки по порядку»

Инструкция ко 2 варианту игры: разложите картинки, ребенок запоминает, отворачивается, что изменилось?

Из опыта организации лекотеки. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

светлана ильдеркина
Из опыта организации лекотеки. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Важнейшей задачей модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос психолого – педагогического сопровождения детей на разных этапах их развития.

Наиболее распространенной формой получения образования детьми с ОВЗ в настоящее время в России является специальное (коррекционное) образование. Здесь специализированная коррекционная помощь, как правило, оказывается дошкольникам с пяти лет и только в отдельных случаях с трех лет. Для ребятишек раннего возраста, имеющих особенности в психофизическом развитии или риск отставания, практически нет специальной службы раннего стимулирующего развития и консультационной помощи их родителям.

В последние годы, в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. В Письме Минобразованя РФ от 16 января 2002 г. №03–51–5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и образовании детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» особое внимание уделяется интеграции детей раннего возраста, способствующей достижению ребенком с ОВЗ равного или близкого возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

С этой целью в системе дошкольного образования создаются различные варианты инклюзивного образования. Одной из форм оказания образовательных услуг семьям детей с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, где ребятишки по каким – либо причинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, является организация в ДОУ лекотеки. Слово «лекотека» («Lekotek») образовано из шведского слова «leko», что значит «игрушка» и «tek»«собрание», «коллекция».

По своей сути, лекотека – новая форма работы с детьми, позволяющая проследить успехи и трудности каждого ребенка, пошагово сделать анализ его достижений, наметить этапы, поставить реальные задачи, подобрать современные формы работы, и в конечном результате отнивелировать имеющийся у ребенка недостаток до минимального его проявления.

Целью создания лекотеки в нашем учреждении явилось обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

Работа лекотекинаправлена на решение ряда задач:

– реализовать образовательную программу, разработанную исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;

– проводить психопрофилактику, психотерапию и психокоррекцию средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья;

– обучать родителей (законных представителей, специалистов Учреждения методам игрового взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

– проводить психопрофилактическую и психокоррекционную работу с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья;

– проводить психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья при наличии согласия родителей (законных представителей);

– оказать содействие в социальной интеграции детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья;

– помогать родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;

– поддержать инициативу родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.

Организация работы лекотекистроится на следующих принципах:

1. Принцип индивидуального подхода.

2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).

3. Принцип социального взаимодействия.

4. Принцип междисциплинарного подхода.

5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

6. Принцип динамического развития образовательной модели лекотеки. образовательного процесса.

7. Принцип взаимодействия с родителями, как равноправными участниками воспитательно – образователного процесса.

Для ребятишек с ОВЗ и их родителей созданы все условия, чтобы в детском саду они чувствовали себя комфортно, безопасно и могли бы получить квалифицированную помощь специалистов учреждения.Для оказания образовательных услуг имеется ряд помещений: игровая комната, музыкальный зал, спортивный зал, бассейн, сенсорная комната, кабинет ИЗО, кабинеты узких специалистов (учителя – логопеда, педагога – психолога, социального педагога). В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 г. г. детский сад оснащен специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей с ОВЗ (установлены пандусные съезды при входе в детский сад, в здании оборудован лифт для подъема и спуска, детский сад оснащен сооружением системы противопожарной сигнализации и оповещения).

В лекотеке собраны развивающие и коррекционные игры и игрушки, авторские пособия известных педагогов (пособие Фребеля, блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, кубики Кооса и др., дидактические и раздаточные материалы, аудио – и видео материал, библиотека детских книг, методическая литература для специалистов и родителей.

В нашей лекотекеработает команда специалистов: старший воспитатель, учитель – дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, педагог по ИЗО, воспитатель группы.

Особенностью лекотеки является то, что работа с каждым ребенком строится по индивидуальной программе, учитывающей личностные, познавательные особенности ребенка, его стиль взаимодействия с окружением, его сильные и слабые стороны. Основной формой работы специалистов являются индивидуальные и групповые игровые сеансы.Наши педагоги в своей работе используют разнообразные направления: совместные музыкальные приветствия, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания О. В. Бурлакиной, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, координации и подражательности (элементы игровой кинезиотерапии, игры на развитие сенсорного восприятия, арт – терапевтические методы во всем своем разнообразии (сказкотерапия, музыкотерапия и другие, психогимнастику Чистяковой, тренинги раннего развития в паре мама – ребенок («Кенгуру» С. В. Ворониной, Р. Ю. Кухаренко; «Дитятко. 1 – 2 года» и «Счастливый малыш. 2 – 3 года» Е. В. Ларечиной, элементы логоритмики М. Ю. Картушиной, фонетической ритмики Т. М. Власова и А. Н. Пфафенродт, систему игр на формирование мышления у детей с ОВЗ Е. А. Стребелевой, разработки из индивидуально – ориентированной коррекционно-развивающей программы «Лекотека» (А. М. Казьмин, Е. А. Петрусенко, Г. А. Перминова, А. И. Чугунова, А. М. Пайкова, Склокина Н. А.) и многое другое. Каждая встреча специалиста с ребенком наполнена интересными, познавательными играми и приемами.

Посещают лекотеку дети раннего и дошкольного возраста, имеющие различное состояние здоровья и отличающиеся по уровню эмоционального, интеллектуального и речевого развития. Но всех их объединяет потребность в получении не меньшего внимания и заботы, чем получают ребятишки, посещающие обычные группы детского сада

Клиентами лекотеки становятся не только дети, но и их родители. Родители малышей с ОВЗ не знают о возможностях педагогической науки по работе с ребенком, боятся сделать что-то не так, не всегда способны найти подход к своему чаду, чтобы заинтересовать его выполнить необходимые задания с желанием, обучить дошкольника привнося элементы игры.

Сопровождение родителей в лекотеке включает в себя:

– информационную поддержку, которая предусматривает разъяснение особенностей развития ребенка, приемов и методов педагогической помощи детям;

– индивидуальные консультации родителей с сотрудниками лекотеки, имеющие целью гармонизацию детско-родительских отношений;

– групповые встречи семей, организуемые сотрудниками лекотеки, проводимые с целью взаимодействия и получения семьями взаимной поддержки.

Стоит помнить, что отношение в обществе к людям с особенностями развития, с ограничениями здоровья – это зеркало, отражающее истинный портрет нашего общества.

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Консультативный пункт в детском саду. Возможности и условия организации Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного.

Из опыта работы учителя-дефектолога. Лекотека в детском саду

Задачи:
Формирование основ межличностных отношений, коммуникативных навыков;
Формирование и обогащение социальных представлений;
Развитие игровой, познавательной, продуктивной деятельности;
Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
Реализация задач:
1.Психолого-педагогическое обследование детей и детско-родительского взаимодействия;
2.Подбор оптимальных способов обучения ребенка(составление индивидуального маршрута);
3.Реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, принимаемой и реализуемой Лекотекой самостоятельно;
4.Оказание психолого-педагогической и консультативной помощи родителям.
Этапы становления и работы Лекотеки:
1-й этап –подготовительный: формирование банка данных детей, определение возможных и целесообразных форм работы с ними, установление контакта с семьёй, подготовка диагностических методик, определение дальнейшего образовательного маршрута ребёнка.
2-й этап –основной: осуществление работы специалистами (дефектолога, логопеда, музыкального руководителя, педагога по ИЗО), в следующих направлениях: непосредственное взаимодействие с детьми в специально организованных видах деятельности в т.ч. игровой, консультативно-просветительская работа с родителями, включение их в воспитательный процесс.
3-й этап –заключительный: предполагает подведение итогов работы.
Педагогогические кадры:
учитель-дефектолог – развивает познавательную деятельность детей;
учитель-логопед – занимается коррекцией нарушений речевого развития ребенка, стимулирует речевую активность детей;
педагог по ИЗО деятельности имузыкальный руководитель – развивают творческие, музыкальные и художественно-эстетические способности детей;
Отличительной особенностью Лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе. Посещать Лекотеку могут дети разного возраста, имеющие существенно разное состояние здоровья, разный уровень эмоционального, интеллектуального и речевого развития. Это делает невозможным использование единой образовательной программы. Специалисты Лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирают направления и конкретное содержание психолого-педагогической помощи.
По результатам обследования детей, а также учитывая общие закономерности онтогенеза, составлены индивидуальные образовательные маршруты на ближайшее время по основным линиям развития: социальное, познавательное, предметно-игровых действий, развитие речи и коммуникативных способностей, продуктивных видов деятельности и музыкального развития.
Для определения способов сотрудничества и создания комфортных для детей условий, проведены: родительское собрание, индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам организации игрового пространства в домашних условиях и условиях детского сада, созданы папки наглядных материалов, родители ознакомлены с маршрутом развития ребёнка и организацией деятельности Лекотеки.

Организация деятельности Лекотеки.
У Лекотеки есть два основных направления деятельности: работа с детьми и работа с родителями.
Организационные формы работы с детьми:
Групповые занятия;
Индивидуальные занятия (состоят из непосредственно общения с ребенком, коррекционно-развивающих игр, фазы свободной игры и специальных упражнений, активизирующих познавательную деятельность ребенка или снимающих психоэмоциональное напряжение);
Интегрированные занятия (проводятся одновременно несколькими педагогами с группой детей с целью повышения эффективности обучения);
Экскурсии, доступные уровню понимания наших воспитанников;
Праздничные мероприятия.
Занятия проходят как при участии родителей, где они не только помогают своим детям, но и сами обучаются методам взаимодействия с ребёнком.так и без их присутствия, когда при решении педагогической задачи от ребёнка требуется проявления самостоятельности.
Занятия с детьми в Лекотеке проводятся в индивидуальной, мало подгрупповой и групповой формах. Продолжительность индивидуального занятия длится от 15 до 20 минут. Общая продолжительность занятий до 2-2, 5 часов в день 2 раза в неделю. Так как, в детском саду нет свободного помещения для полного пребывания этих детей, мы выбрали модель группы кратковременного пребывания по обслуживанию детей в кабинетах специалистов во время тихого часа, т.е. с 13-00 до 15-00.
Организационные формы работы с семьей
Индивидуальные консультации педагогов по вопросам содержания, формам стимуляции развития и методам игрового взаимодействия с ребенком;
Групповые тематические семинары, проводимые педагогами;
Организационные родительские собрания;
Праздничные мероприятия;
Семейные творческие конкурсы.
Индивидуальная работа специалиста по консультированию родителей (законных представителей) проводится не чаще 2 раз в месяц. Продолжительность консультации составляет от 30 минут до 1 часа.
Продолжительность групповой работы специалиста с родителями (законными представителями) составляет 2 часа и проводится 1 раз в месяц.
Воспитанники Лекотеки стали активными участниками жизни всего детского сада. Их участие в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях вместе со всеми воспитанниками детского сада сокращает эмоциональную дистанцию. Главным стимулом развития, на наш взгляд, становится общение с обычными детьми. Впрочем, знакомство с особыми детьми идёт на пользу и здоровым детям. Они больше узнают об окружающем мире, о том, что в этом мире живут люди с ограниченными возможностями здоровья.
Мы часто говорим о формировании толерантного поведения у детей. Лекотека является прекрасным средством формирования у здоровых детей терпимости, развития эмпатии, понимания того, что есть разные люди и некоторым из них необходимо больше внимания и заботы.
Мы надеемся, что инициатива государства и общества по поддержке особых детей и их семей будет реализовываться и дальше, что то общественное внимание, какое в последнее время обращено в сторону этих детей, будет приводить к реальному улучшению их качества жизни. Именно для этого и создаются такие организации как Лекотеки, службы ранней помощи, психолого-медико-социальные центры. Стоит помнить, что отношение в обществе к людям с особенностями развития, с ограничениями здоровья – это зеркало, отражающее истинный портрет этого общества.
Всего ВАМ хорошего!

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

    Рубрика: Педагогика

    Дата публикации: 18.07.2017 2017-07-18

    Статья просмотрена: 2319 раз

    Библиографическое описание:

    Корнилаева, Л. В. Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) / Л. В. Корнилаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45109/ (дата обращения: 07.01.2021).

    Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Одной из важных задач модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. В связи с этим особую важность и актуальность приобретают вопросы психолого-педагогического сопровождения детей на разных этапах их развития. Наиболее распространенной формой получения образования детьми с ОВЗ и детей-инвалидов в настоящее время в России является специальное (коррекционное) образование.

    С этой целью в системе дошкольного образования создаются различные варианты инклюзивного образования. Одной из форм оказания образовательных услуг семьям детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста, где дети по какой — либо причине не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня пребывания, является организация в дошкольных учреждениях Лекотеки. Слово «лекотека» («Lekotek») произошло из шведского слова «leko», что значит «игрушка» и «tek»«собрание», «коллекция».

    Целью создания Лекотеки является обеспечение психолого- педагогического сопровождения социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, организации дошкольного образования, поддержки развития личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также оказания психолого-педагогической помощи их родителям (законным представителям).

    Основными задачами Лекотеки являются:

    – реализация образовательной программы, разработанной на основании особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;

    – проведение психопрофилактики, психотерапии ипсихокоррекции средствами игры удетей с ограниченными возможностями здоровья;

    – обучение родителей (законных представителей), специалистов Учреждения методам игрового взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

    – проведение психопрофилактической ипсихокоррекционной работы с членами семьи детей с ограниченными возможностями здоровья;

    проведение психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья при наличии согласия родителей (законных представителей);

    – оказания содействия в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;

    – помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;

    – поддержание инициативы родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.

    Основными формами работы Лекотеки

    Достижение целей и задач Лекотеки происходит в условиях индивидуальных и фронтальных занятий (продолжительность групповых занятий составляет от 1 часа до 1 часа 30 мин. в зависимости от возраста и сложности нарушений развития детей).

    Групповую работу может проводить специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. При работе с группой от 4 до 6 детей, в число которых входят дети с выраженными нарушениями или сложной структурой дефекта, возможно одновременное участие двух разных специалистов.

    Индивидуальная работа специалистов: педагога психолога, учителя-дефектолога, учителя — логопеда с детьми может проводиться в присутствии родителей (законных представителей). Продолжительность диагностического сеанса с детьми может составлять не более одного часа. При наличии у ребенка выраженного нарушения развития, не позволяющего регулярно посещать лекотеку, предусматривается выезд специалистов (педагога психолога, учителя — дефектолога, учителя — логопеда, воспитателя и др.) на дом. Продолжительность таких визитов может составлять не более трех часов. Один час используется для занятий с ребенком, остальное время на консультирование родителей (законных представителей).

    Для обследования семейных ситуаций, диагностики возможностей детей, анализа проделанной работы специалистам Лекотеки, допускается фиксирование индивидуальных и групповые занятий, консультаций на видеозапись. Целесообразность использования видеозаписи определяется самим специалистом и осуществляется только с письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка.

    Диагностический игровой сеанс — представляет собой совместную игру родителей с ребенком в специально оборудованном помещении. Специалист ведет наблюдение за происходящим. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам диагностического игрового сеанса составляется сезонный план сопровождения семьи.

    Во время терапевтического игрового сеанса (в пределах 30–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста Лекотеки с ребенком в присутствии родителей, а иногда — с их участием.

    В групповом родительском тренинге участие принимается добровольно. Групповой родительский тренинг — это тренинг по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. При необходимости родителям предлагается участвовать в тренинге на основании результатов диагностического игрового сеанса.

    Специалисты группы Лекотеки обязаны соблюдать требования конфиденциальности информации в отношении лиц, посещающих данную группу.

    Организация работы лекотеки строится на следующих принципах:

    1. Принцип индивидуального подхода.
    2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).
    3. Принцип социального взаимодействия.
    4. Принцип междисциплинарного подхода.
    5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
    6. Принцип динамического развития образовательной модели лекотеки. образовательного процесса.

    Основные методы лекотеки.

    Игра является основным методом Лекотеки. Для привлечения воспитанников с ОВЗ и детей — инвалидов в активную игровую деятельность для обучения и развития необходимы определенные вспомогательные средства. Материальная база Лекотеки должна быть разнообразной и включать в себя следующее:

    – игрушки для развития ручных навыков, тактильного, слухового восприятия, развития речи и языка, мышления;

    – игрушки для развития социально-эмоционального развития, игры с водой, песком;

    – оборудование для детей с нарушениями движений, для развития общей подвижности, средства для невербальной коммуникации.

    В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» необходимо оснастить образовательную организацию специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей сОВЗ (пандусные съезды, лифты для подъема и спуска, система противопожарной сигнализации и оповещения, тактильные таблички и т. д.). Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходимо создать особую предметно-развивающую среду, которая обеспечит положительное коррекционно-развивающее воздействие.

    Читайте также:  Проект 'Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях реализации ФГОС'
    Ссылка на основную публикацию