Основы актерского мастерства для старших дошкольников

Программа “Театр маленького актера” для детей 5–7 лет

Педагогическое развитие ребенка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении ребенка с окружающим, углубляются познания и детская деятельность.

Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин).

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Работая в течение ряда лет воспитателем в логопедической группе, я заметила, что дети плохо усваивают программный материал. Проанализировав причины, пришла к выводу: плохая речь, неустойчивое внимание дошкольников, их быстрая утомляемость, раздражительность не дают им возможность усваивать программу полностью. Да еще накладывается плохая координация движений тела и рук, пальцев. Чаще всего такие дети необщительны, стесняются, плохо адаптируются к незнакомой среде. Что нужно сделать для того, чтобы заинтересовать воспитанников, удерживать их внимание на протяжении всего занятия, помочь развить воображение, память, связную речь, расширить эмоциональный словарь? Ответ прост – играть! Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний. Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми разного возраста. Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Театрализованные игры как нельзя лучше способствуют расширению опыта ребенка.

Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам. Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического восприятия и, в первую очередь, это необходимо детям логопедической группы. Исходя из этого, мною была разработана дополнительная модифицированная программа «Театр Маленького Актера», целью которой является развитие речи, артистических способностей детей через театрализованную деятельностью. Отсюда решаются следующие задачи:

  • формирование выразительности речи;
  • совершенствование артистических навыков детей;
  • развитие эмоционального словаря;
  • создание атмосферы творчества и доверия, в условии которой дать возможность каждому ребенку высказаться в процессе игры;
  • поощрение импровизации, умения свободно чувствовать себя в роли;
  • развитие координации движений;
  • формирование коммуникативных навыков.

Принципы данной программы:

  1. гармоничное развитие личности ребенка;
  2. доступность;
  3. систематичность и последовательность;
  4. игровой принцип;
  5. обеспечение эмоционального благополучия.

Дополнительная модифицированная программа «Театр Маленького Актера» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает «Концепции дошкольного воспитания».

В чем же состоит актуальность данной программы? Не секрет, что ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Первая тенденция – театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть хорошим «артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.

Вторая тенденция – невмешательство взрослого. Правда, на практике оно перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети представлены сами себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок персонажей сказок.

Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем, музыкальный руководитель предлагает к очередной «знаменательной» дате новый сценарий спектакля…Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем уже не осталось… Противоречия между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки практико-ориентированной педагогической технологии. Таковы исходные теоретические положения, вывод из которых: нужна специальная программа по театрализованной деятельности со спецификой целей, задач и содержанием работы воспитателя с детьми.

Автор программы стремилась к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не надо заучивать с детьми текст роли, позы, жесты, движения. Театрализованная игра нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену. Главное – это понимание смысла и атмосферы пьесы. Надо, чтобы дети, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позы, жесты, песенные и танцевальные импровизации. «Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или импровизируемые ими в процессе творчества. Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые, написанные взрослыми, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества. Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» (Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» – М., Просвещение, 1991).

Работа по театрализованной деятельности строится по трем направлениям:

  1. Куклотерапия;
  2. Азбука актерского мастерства;
  3. Социоигры.

Эффективная система работы с использованием различных видов кукольного театра позволяет сфокусировать внимание педагога на развитие личности каждого ребенка. В «куклотерапии» используются самые разнообразные виды театров: наряду с традиционными (би-ба-бо, настольный, фланелегреф), «в ходу» театры, изготовленные своими руками: варежковый, перчаточный с головками-шариками от пинг-понга, марионеточный, пальчиковый, театр на прищепках, теневой , а также «Сказки из ведерка», персонажи которых изготовлены из баночек и бутылочек от детского питании.

Кукольный театр может быть прекрасным инструментом в коррекции и развитии речи, воспитании ораторских способностей. В действиях кукол дети могут увидеть свое отражение. Ребенок смотрит на себя как бы со стороны, а что может быть более наглядным и действенным в воспитании! Важно также и то, что театральная кукла является своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем, особенно у детей логопедических групп (трудность в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т.д.). Ребенок как бы прячется за куклу и таким образом чувствует себя более защищенным. Для многих детей кукольные герои становятся настоящими помощниками: помогают снять психическое напряжение, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому.

Занятия «по актерскому мастерству» включают в себя:

  • упражнение на артикуляцию;
  • упражнения на развитие речи;
  • развитие мимики;
  • творческие упражнения;
  • упражнения на воображение;
  • упражнения на развитие пластической выразительности;
  • актерские этюды;
  • развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения.

На эту деятельность отводится 30 занятий по разработанным конспектам (28 основных и 2 занятия итоговых). Часто дети поначалу совершенно не владеют своей мимикой, не могут изобразить самых простых чувств: гнев, удивление, страх. «Проигрывая» эмоциональное состояние через персонажей театра, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства. Этому способствуют такие формы работы: мимическое упражнение «Антошка» (под знакомую песню дети показывают эмоциональное состояние Антошки), беседа «Гномики» (по карточкам-пиктограммам придумывают сказки или рассказы о внутреннем состоянии братьев-гномов), этюд «Колобки» (на изображение колобка, у которого есть только нос, дети накладывают брови, глаза, рот, объясняя при этом, какого колобка придумали они и что их колобок чувствует). детям начинают подчиняться мышцы лица и они с удовольствием разгадывают настроение друг друга и взрослого. Развитию воображения способствуют игры: «Сказочный салат», игра с использованием полифункционального макета «Проведи своего героя по разным сказкам», сочинение сказок, в которых ребенок отождествляет себя с неодушевленным предметом, природой: «Если бы я был пуговицей», «Если бы я была катушкой от ниток», «Я-подснежник», «Я-обломанная ветка» и т.д. На занятиях театрализованной деятельности исполняются музыкально-ритмические упражнения (разные группы детей под звуки одной мелодии выполняют движения своих персонажей, например, :под музыку «Танец маленьких утят» одни дети должны двигаться как котята, другие – как обезьянки, третьи – как медвежата, четвертые – как лягушата и т.д.), развивающие слуховые и зрительные восприятия, чувство ритма и выразительность движений.

В социоиграх (составлен сборник из 60 игр) развиваются:

  • коммуникабельность;
  • логическое мышление;
  • средства речевой выразительности;
  • зрительная память;
  • координация движений;

Есть игры-разминки, которые используются, как физминутки («Человек к человеку», «Четыре стихии», хороводные игры) для того, чтобы настроить детей на рабочий лад; сконцентрировать внимание детей можно предложив игры «Встань по пальцам», «Эхо», «Замри», «Двадцать»; для творческого самоутверждения подойдут игры «Костюм-превращение», «Рассказ по карточкам», «Дровосек», «Стихи по ролям» и т.д.

Программа ТМА рассчитана на 2 года обучения театрализованным играм (старшая и подготовительная). Начиная с 5 лет и до выпуска из детского сада, дети последовательно знакомятся с различными видами кукольных театров. Для этого используются этюды, обучающие детей приемам управления куклами различных систем. Когда дети освоят приемы кукловождения, приступаем к постановке кукольного спектакля.

Параллельно в каждой возрастной группе идет обучение детей «основам актерского мастерства». Прививаются навыки, необходимые для отображения различных эмоций и настроений, черт характера. Начиная со П полугодия в старшей группе идет объединение кукольного спектакля с театрализованной игрой в единое целое. Этот вид деятельности интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая часть участвует в драматизации. Дети сами выбирают вид деятельности (кукольный театр или драматизацию).

Но в подготовительной группе дети уже освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх, не «прячась за куклу», поэтому роль кукольного театра уменьшается, а сами драматизации отличаются более сложными характеристиками героев, сложными мизансценами.

Таким образом, организация работы по программе «Театр Маленького Актера» будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Количество занятий в старшей группе

Консультация «Актёрское мастерство для дошкольников»

мотошкова юлия
Консультация «Актёрское мастерство для дошкольников»

Актерское мастерство для дошкольников

Обучение мастерству актера – это не только и не столько возможность получить профессиональный навык, сколько приятное и развивающее времяпрепровождение. Посещение драмкружков и участие в самодеятельных спектаклях рекомендуют детям с заниженной самооценкой и задержкой развития коммуникативных навыков, а также речевого развития. Выступления на сцене и упражнения по актерскому мастерству для детей способствуют преодолению страха публичных выступлений и страха оказаться в центре внимания, раскрепощают и помогают ребенку поверить в свои силы.

Полноценный курс актерского мастерства – это комплекс общих физических (хореография и пластика, речевых (вокал и сценическая речь) и специальных (мастерство актера и история театра) дисциплин. Таким образом, ученик театральной студии, выполняя интересные актерские упражнения для детей, развивается всесторонне: приобретает новые знания, учится владению голосом и телом, а также сценическому творчеству. Актерским мастерством можно заниматься дома в семейном кругу. В этой статье мы собрали рекомендации для детей разного возраста, которые позволят родителям организовать домашний драмкружок, не прибегая к помощи репетиторов и детских театральных студий.

Для детей до 3 лет. Важнейшие направления в развитии детей от 1 года до 3 лет – мелкая моторика и развитие речи. Казалось бы, эти два понятия совсем о разном: мелкая моторика – это точность и координация движений рук, манипуляции с мелкими предметами, а речь – освоение новых слов, постановка и автоматизация звуков. Однако моторная и речевая зоны головного мозга расположены очень близко друг к другу, и активность одной из них стимулирует активность другой.

Развитие мелкой моторики и речи в играх

Совместить речевые упражнения с упражнениями на моторику очень просто. Для этого выберите шуточное детское стихотворение, в котором описываются какие-либо активные действия, которые можно проиллюстрировать или сопроводить движениями рук. Например:

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять писать начнем!

Это стихотворение читаем вслух вместе с ребенком и пальчиками показываем, как мы писали, как устали, и т. д. Чем больше мелких движений используется в упражнении, тем лучше. Стихи лучше всего учить наизусть, таким образом мы развиваем и моторику, и речь, и память ребенка. Выбирайте стихи и скороговорки на свое усмотрение. Не забывайте также про традиционные пальчиковые игры и считалочки:

«Мальчик с пальчик».

От 3 до 5 лет. В 3-5 лет рекомендуется активно знакомить ребенка с хорошей литературой – детскими стихами и сказками. Дети демонстрируют феноменальную память в этом возрасте, самое время разучивать тексты наизусть и пробовать читать их с выражением. Только родители могут привить ребенку любовь к слову, будьте для него примером: учите стихи, декламируйте отрывки из прозы, организуйте с ребенком первую простую постановочную сценку. Сюжет лучше всего взять из любимой сказки вашего малыша.

Не требуйте от ребенка слишком многого на этом этапе. Достаточно того, что он впервые прочел текст наизусть перед публикой (домочадцев, разумеется) от имени своего персонажа. Это новый опыт и немалое достижение для малыша, не забудьте наградить его похвалой. С этого момента активно занимайтесь с ребенком чтением по ролям, заведите традицию давать одно небольшое представление каждую неделю. Если есть возможность – подключите к этому занятию других детей. Делайте все, чтобы ребенок полюбил ваш маленький театр, поощряйте его инициативу и обязательно хвалите за каждое достижение.

Упражнения на развитие актерского мастерства у детей 3–5 лет сводятся к активному знакомству ребенка с хорошей литературой – детскими стихами и сказками. Дети демонстрируют феноменальную память в этом возрасте, самое время разучивать тексты наизусть и пробовать читать их с выражением. Только родители могут привить ребенку любовь к слову. Будьте для него примером: учите стихи, декламируйте отрывки из прозы, организуйте с ребенком первую простую постановочную сценку. Сюжет лучше всего взять из любимой сказки вашего малыша.

Не требуйте от ребенка слишком многого на этом этапе. Достаточно того, что он впервые прочел текст наизусть перед публикой (домочадцев, разумеется) от имени своего персонажа. Это новый опыт и немалое достижение для малыша, не забудьте наградить его похвалой. С этого момента активно занимайтесь с ребенком чтением по ролям, заведите традицию давать одно небольшое представление каждую неделю. Если есть возможность, подключите к этому занятию других детей. Делайте все, чтобы ребенок полюбил ваш маленький театр, поощряйте его инициативу и обязательно хвалите за каждое достижение.

От 5 до 7 лет. Привив ребенку вкус к выступлениям и установив в семейном кругу добрую традицию, не следует останавливаться на достигнутом. В возрасте 5–7 лет ребенок уже перерос простое чтение текста с табуреточки – пора учить его новым, более сложным и интересным упражнениям на осмысленную работу с текстом, импровизацию и внимательность. В этом возрасте ребенок делает первые шаги к артистизму в профессиональном понимании этого слова. Но не забывайте, что все новые знания и навыки могут быть усвоены дошкольником только через игру. Превращайте все актерские тренинги для детей в увлекательные игровые приключения.

На новый лад. Цель упражнения – научить ребенка искать разные варианты прочтения одного текста. Для этого выберите уже известный малышу текст, например, из числа уже поставленных в вашем домашнем театре. Этот текст необходимо отрепетировать и прочесть совершенно по-новому. Не придумывайте за ребенка новый вариант прочтения, но помогайте и направляйте его поиски. Подготовка должна быть тщательной, важно, чтобы ребенок понимал, чем именно новый вариант чтения отличается от старого.

Читайте также:  Гласные звуки и буквы - конспект занятия в старшей логопедической группе

Говорим по телефону. Это первый опыт импровизации. Игра заключается в изображении ребенком телефонного разговора: он держит в руке трубку, из которой якобы слышит вопросы, отвечает на них, сам задает вопросы, слушает ответы и т. д. Игра прекрасно тренирует воображение и навыки импровизации, играйте в нее часто и отмечайте успехи ребенка (непринужденность, реалистичность, длительность разговора и т. д.).

Зеркало. Это упражнение – своего рода пантомима. Заключается оно в том, что два человека – ребенок и взрослый – встают друг напротив друга, взрослый начинает делать движения, а ребенок повторяет за ним. Сложность упражнения может регулировать взрослый соответственно успехам ребенка. Парное упражнение по актерскому мастерству для детей хорошо развивает внимательность, реакцию, интуицию и чувство партнера.

Отгадай героя. Очень веселое игровое упражнение. Ребенок загадывает себе персонажа и без слов показывает его зрителям. Задача зрителей – угадать, какого персонажа загадал маленький артист. Если вам кажется, что упражнение слишком сложное, начните с более легкого варианта: предложите ребенку изобразить животных или близких людей (маму, папу, бабушку и т. д.). Это упражнение требует внимательности к характерным чертам, умения их улавливать и передавать. Со временем можно усложнять упражнение, например, переключиться на неживые предметы.

От 7 лет. Основное направление занятий по актерскому мастерству с детьми от 7 лет – работа над ролью и образом. В этом возрасте развиваем воображение и творческие качества. Начинать следует с обсуждений. Если вы готовите новый маленький спектакль, подробно проговаривайте с ребенком его роль, но не навязывайте свое видение. Предоставьте малышу свободу воображения, спрашивайте его, каким он видит своего персонажа: от мельчайших деталей внешнего вида, до характера, мыслей и желаний на момент действия пьесы. Предложите ребенку нарисовать персонажа на бумаге и придумать ему прошлое, которое не описано в произведении. Обязательно спросите ребенка о его отношении к персонажу: что ему нравится в нем, а что не нравится, и почему. Спросите ребенка, что бы делал он сам, окажись на месте персонажа, которого играет в спектакле.

Такая работа над ролью должна стать нормой, с нее следует начинать подготовку к каждому выступлению. Помимо занятий в домашнем театре, подключайте воображение ребенка к каждому прочитанному литературному произведению. Если это сказка, обсуждайте поведение героев, причины этого поведения, додумывайте произошедшее с героями до начала действия сказки, придумывайте ей продолжение или даже меняйте концовку на свой лад. Переноситесь вместе с малышом в мир сказки, которую только что прочитали, и совершайте воображаемое путешествие по этому миру. В конце концов, просто мечтайте, но не забывайте обсуждать мечты в мельчайших подробностях.

Беседа «Актерское мастерство» Тема: «Сказка в гости к нам приходит». Учитывала возраст и индивидуальные особенности детей. Данное занятие соответствует тематическому.

Деловая игра «Педагогическое мастерство педагога» Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать.

Консультация «Физминутки для дошкольников» Физминутки для дошкольников Занятия с детьми по обучению грамоте, математике, изобразительной деятельности и т. д., настольные игры, да.

Фотоотчет о конкурсе «Театральное мастерство» 2019 год Указом Президента РФ объявлен годом театра. В нашей школе составлен план мероприятий, приуроченный к году театра 2019. Во время.

Консультация для педагогов. Консультация для педагогов «Формирование графомоторных навыков у дошкольников» Консультация для педагогов. Формирование графомоторных навыков у дошкольников В отечественной педагогике и психологии старший дошкольный.

Консультация «Закаливание дошкольников» Закаливание детей дошкольного возраста Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его. Для этого можно.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! “Мастерство.

Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 07.05.2017

Статья просмотрена: 541 раз

Библиографическое описание:

Григорьева Д. В. Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 18-21. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12420/ (дата обращения: 28.02.2020).

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений дошкольников.

Ключевые слова: актерские умения, театральная деятельность самостоятельность, дошкольное образовательное учреждение, игра-драматизация

Постановка проблемы. Cовременная жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, зачастую требуя от человека не строго определенных, шаблонных действий, а активности, гибкости мышления, быстрой и успешной адаптации к новым условиям. В настоящее время одной из наиболее важных проблем является проблема развития детского творчества и диагностики детского таланта на раннем этапе его развития, а именно — в дошкольном детстве. Главным условием успешного решения данной проблемы является наличие благоприятного «климата» в детском коллективе, основанном на взаимном доверии и уважении, где возможность проявить себя и эмоциональное благополучие каждого ребенка — фундамент будущего успеха.

Анализ литературы. Перечисленные выше задачи подробно описаны в трудах Михайловой Е. М., где автор описывает методы формирования самостоятельности актерского мастерства у дошкольников через систему последовательных действий. В настоящее время в педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал, посвященный развитию самостоятельности актерских умений у дошкольников посредством театральной деятельности (Антипина Е.А, Зимина И., Доронова Т.Н, Фурмина Л.С, Чурилова Э.Г, Артемова Л. В.).

Цель статьи: осветить проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста с помощью театральной деятельности.

Изложение основного материала. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в театрализованной игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [3, с.42].

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Актерские умения — понимание эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характера выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.

В специальном исследовании, посвященном формированию театрального творчества, Л. С. Фурмина дает такое определение: «Театральное детское творчество — это создание и раскрытие драматургом, режиссерами, актерами (детьми) игровых существенных образов, объединенных единым замыслом» [6, с.25]. Она высказывает мысль о том, что если в театрально-игровой деятельности сочетаются три направления — сочинение собственных сценариев, исполнительское и оформительское творчество, то этот случай следует расценивать как высшее достижение в художественно-творческом развитии детей. Именно такое творчество, по мнению автора, и следует развивать.

Научно доказано, что в результате работы над музыкальными сказками дошкольники уверенно справляются со сложными творческими заданиями. Это, как правило, дети с высоким уровнем музыкальных способностей, склонные к импровизации, они коммуникабельны и раскрепощены. Высокий уровень проявления самостоятельности актерских умений позволяет выпускникам детского сада успешно продолжать обучение в хореографических и музыкальных школах, театральных студиях. Это дошкольники с ярко выраженными актерскими способностями, способные чувствовать, понимать искусство, проявлять творческую инициативу, фантазию [4, с.33].

Участвуя в театральной деятельности, дети старшего дошкольного возраста знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы мотивируют их обобщать, делать выводы, анализировать. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Чтобы работа педагога по развитию актерских способностей была результативной, необходимо наладить контакт с детьми, умело строить с ними партнерские отношения. Для этого необходимо изменить характер воспитательного процесса: отказаться от прямых указаний, больше времени уделять косвенным воздействиям через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства. Основная цель педагогического руководства на данном этапе — «будить» воображение ребенка, создавая условия для изобретательности, творчества детей.

На основании цели и задачи исследования, нами было проведено экспериментальное изучение уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 20 детей старшей группы «Сказка» МБДОУ «Первомайский детский сад № 1 «Семицветик». Перед тем, как приступить к планированию работы, было проведено анкетирование родителей и предварительная беседа с детьми.

Диагностирование уровня развития актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста проводилась на основе творческих заданий. Диагностика уровня актерских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста проходила в два этапа: наблюдение за проявлением актерских умений в повседневной жизни, а также выявление актерских умений и навыков с помощью предложенных этюдов и упражнений.

На первом этапе наблюдение проводилось в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. С помощью анализа полученной информации можно узнать, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях. Вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ребенка в театральной деятельности с использованием этюдов и упражнений. Например, ребенку предлагается передать содержание фразы с учетом интонации, с которой она была произнесена или рассказать один и тот же текст разными интонациями (удивленно, радостно, сердито, ласково). Кроме того, использовались различные пантомимические этюды. Например, как радуется Карлсон или танцует добрая Фея на балу у Золушки. В творческих заданиях на выявление актерских умений дети легче справлялись с заданиями на пантомиму «Покажи». Тяжелее дались задания на изменение тембра речи.

В результате работы над музыкальными сказками дошкольники уверенно справляются со сложными творческими заданиями, они музыкальны, прекрасно импровизируют, пластичны, общительны и незакрепощены. Высокий уровень проявления творческой активности позволяет выпускникам детского сада с успехом продолжать обучение в музыкальных и хореографических школах, театральных студиях. Это дети с ярко развитой музыкальностью, эмоциональной и певческой культурой, способные чувствовать, понимать и воспринимать музыку, проявлять творческую инициативу и фантазию.

Анализ результатов группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию актерских способностей детей. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий, дают вполне ощутимый положительный результат. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень позиции «актер» повысился на 20 %, уровень развития актерских способностей детей повысился на 35 %.

Развитие творческих возможностей — процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. У всех ребят исследуемой группы произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию самостоятельного решения. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. У детей продолжают развиваться нравственно — коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца), формируется положительное отношение к театрализованным играм. Происходит постепенный переход ребенка от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов. Конечно, все эти особенности отмечаются у детей пока еще только на занятиях. Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. Появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи, мимике, пантомиме). Появилось желание придумать сказку, историю, сочинить танец.

Выводы: Театральная деятельность способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности дошкольника и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки. В театрализованных играх ребенку открываются нормы нравственного поведения, а в реальных отношениях происходит собственно их усвоение.

Развивая актерские способности, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных особенностей, мы должны чутко улавливать особенности каждого ребенка, строить все воздействия с их учетом. Результаты проведенного формирующего эксперимента с использованием указанных выше диагностических методов убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной игры для развития актерских способностей. Экспериментальная группа улучшила свои результаты по всем пунктам проводимого исследования.

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. — М., 2003. — 200 с.
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 2000. — 180 с.
  3. Караманенко Т. Н., Ю. Г. Кукольный театр — дошкольникам. — М., 1992. — 160 с.
  4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: Сфера, 2001. — 202 с.
  5. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. — 1983. — № 4.

“Уроки перевоплощения”, Из опыта работы педагога дополнительного образования по актёрскому мастерству Терентьевой Елены Юрьевны г. Биробиджан, 2012 год

Влияние театральной деятельности на развитие личности ребенка 3 стр.
Занятие по сценической речи ………………………………………………………. 4 стр.

Игровые упражнения по актерскому мастерству …………………..…….. 6 стр.

Влияние театральной деятельности

на развитие личности ребенка

Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним!

Театр может все или почти все. Он творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности ребят, корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, ораторские способности детей, придает уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: — игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс — взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в подготовительной группе и группе первого года обучения, выступают как способ адаптации ребенка к окружающей среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу.

Основной формой проведения занятий является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе театральной деятельности младших студийцев, представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь), являющихся, по мнению К.С. Станиславского, основополагающими компонентами актёрской деятельности.

Занятие по сценической речи

Тема: Развитие речевого аппарата

Цель: Развитие диапазона голоса. Использование голосовых регистров. Воспитание начальных навыков фонации. Наблюдения за ростом в обучении.

Задачи: Освоение основ словесного действия. Проверка голосовых возможностей учащихся. Работа со звукорядом, упражнения по голосоведению.

Форма: Тренинговые упражнения.

Разминка. Артикуляционная гимнастика для губ, языка.

«Строим дом». Групповое упражнение на площадке. Учащиеся в хаотичном порядке ходят по площадке и строят дом в своем воображении, выстраивая стены дома, фасад, прорисовывая ногами на полу, при этом громко считают вслух.

Практическая часть. Тренинг

«Мы – деревья». Найдем правильное звучание звука «М», проверим вибрацию. Итак: мы – деревья. Подул ветер, и задрожали корни со звуком «м-м-м». Звук самый низкий. Теперь – ствол дерева с этим же звуком. Звук средний. Но вот зашумела крона дерева, листва. Звук «м-м-м» самый высокий.

«Хочу – не хочу». Со звуком «м-м-м», рассматриваем свои кисти, колени, бедра при этом в определенной последовательности:

Не хочу работать

Увидели что-то вкусненькое

Удивляемся от услышанной новости

Что-то изменилось в нашем поведении?

«Колокол». Учащиеся встают в круг. В центр круга встает один из ребят. Все распевают звук «м», раскачивая при этом стоящего в центре. Вибрации в голосе ни у кого не должны измениться, имитируя звук колокола.

Читайте также:  Трудности младших школьников при обучении русскому языку и чтению

«Зверята». Представим себе, что мы зверята и немного пообщаемся по звериному. Встанем на корточки, и мы превратились:

Львята. Звук «р». Порычим друг на друга.

Змея . Звук «ш». Раскачиваемся из стороны в сторону. Выдох ровный.

Сороки – сплетницы . Передайте услышанную сплетню дальше со звуком «трр». Нафантазируйте о чем говорите. Ощущаете резкие движения? Хорошо. Диафрагма сама делает такие движения, какие указывает ей пррода.

Собака . Вообразите, что вы стали собакой. Жарко, скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Клонит ко сну. Вдруг скрипнула калитка… Неожиданная радость: вернулся хозяин. Поприветствуйте его звонким лаем: «ав-ав!», что в переводе на язык людей означает: «я здесь!».

Звукоряд. Повторим звуки: и, э, а, о, у, ы Распев звуков, резкий выброс звуков, растягивание звуков.

К каждому из звуков добавляем звук «б». получаем: -би-бэ-ба-бо-бу-бы. «Печатаем на компьютерной клавиатуре».

«Давай. Давай». Ребята встали в круг. Бегут по кругу, подгоняя другого: «Оля! Давай, Давай!, Таня! Давай. Давай! И тд.»

Работа со скороговорками. Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!

Рассказать как великий сыщик

Рассказать как диктор новостей

Рассказать как страшную историю

Рассказать как речевку в строю. (Ребята встают в строй и маршируя читают скороговорку).

Вот мы и подошли к финалу нашего занятия. Какие открытия вы для себя сделали?

Игровые упражнения по актерскому мастерству

УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИ

Цель: Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на стулья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)

Ход игры: По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.

Цель: Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Ход игры: Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

КТО ВО ЧТО ОДЕТ?

Цель: Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Ход игры: Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народ ной песни «Как у наших у ворот».

Для мальчиков: В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет?

Для девочек: Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

Цель: Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры: Дети распределяются на три группы — медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.

Цель: Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают. Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам через ручей и т.п. Обязательно делить детей на команды, причем каждая команда придумывает свой вариант.

ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ. РАСТЕТ — НЕ РАСТЕТ

Цель: Развивать внимание, координацию.

Ход игры: Педагог или водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает — опускают руки вниз. Если растет — поднимают руки вверх, не растет — охватывают себя двумя руками.

Цель: Развивать внимание, выдержку, ловкость.

Ход игры: Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, — убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во — о-ро — о…». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре. Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остается на месте.

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Ход игры: Один ребенок — водящий ходит по залу, делая произвольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей (3—5 человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы сорвать цветок; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т.д.

Цель: Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.

Ход игры: С помощью считалки выбирается ведущий — «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним — «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ (ухо, нос, хвост)

Цель: Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Ход игры: Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

Цель: Развивать память, внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность движений, закрепить знание алфавита.

Ход игры: Между детьми распределяются буквы алфавита, причем некоторым детям достаются две буквы. Ведущий задает любое слово, например «кот», и говорит: «Начали». Первым хлопает в ладоши ребенок, которому досталась буква «к», вторым — ребенок с буквой «о» и последним — ребенок с буквой «т». Конец слова обозначает вся группа общим хлопком или вставанием.

УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ

УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?

Цель: Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры: Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок

ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ

Цель : Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию

Ход игры: Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание

I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II группа — задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III группа — задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:

в) кузнечика и т.д.

ИГРЫ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ, НЕ СКАЖЕМ, НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ!

Цель: Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры: Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое—пятеро внучат», с другой стороны — остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три — догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата». В загадках, дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.

Цель: Развивать навыки действия с воображаемыми пред метами,»воспитывать доброжелательность и контактность в от ношениях со сверстниками.

Ход игры: С помощью считалки выбирается ребенок, который, приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Цель: Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры: По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство

Цель: Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры: По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.

Цель: Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.

Ход игры: Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

Цель: Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук — лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон, будто делом занят он.

На заре и на закате все не слезть ему с кровати.

Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер стараются как можно больше расслабиться.

Цель: Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.

Ход игры: Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.

Цель: Развивать произвольное слуховое внимание и быстро ту реакции.

Ход игры: Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том, чтобы среагировать на хлопок педагога и хлопнуть практически одновременно с ним. Педагог предлагает «поймать» то маленький мячик, то цветок, то монетку.

1.Никитина А.Б. Театр где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.

2. Шульпин А.П. Театральные каникулы. Проблемы развития детского и юношеского театра. Сборник статей и материалов. М.: ГРДИТ, 2004г

Конспект занятия по актерскому мастерству для детей 7-12 лет

• самостоятельная коллективная работа в группах

IV. Заключительная часть
Итог занятия
IV. Рефлексия
Оценка занятия учащимися посредством упражнения «До свидания».

I. Приветствие. Организационный момент
1) Упражнение-игра «Здравствуйте».
– Здравствуйте, ребята!
Педагог здоровается с воспитанниками, проявляя какое-либо состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательно. Учащиеся повторяют за педагогом.

II. Часть. Разминка
1) Артикуляционная гимнастика (традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики).
Начинаем наше занятие с традиционной гимнастики на развитие артикуляционного аппарата. Напомните мне, пожалуйста, какие органы входят в его состав?
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (гортань, язык, мягкое и твёрдое нёбо, зубы , губы, носоглотку) необходимые для правильного звукопроизношения.

Статистические упражнения
Упражнение «Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить и положить на него нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении 10 сек., выполнять 6-8 раз
Упражнение «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Динамические упражнения
Упражнение «Вкусное варенье».
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Выполнять упражнение 6-8 раз.
Упражнение «Орешек».
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики – “орешки”

Упражнение для речевого аппарата «Звукоряд»
Описание упражнения:
Произнесите поочередно гласные звуки, стараясь максимально удлинить каждый звук на одном выдохе: и- э- а- о- у –ы –и. Старайтесь чтобы звуки произносились на одном дыхании, постепенно усложняя упражнение количеством произнесенных звуков на одном дыхании.
Дикционное упражнение, упражнение на силу голоса на основе скороговорки.
Описание упражнения:
Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговорке.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

2) Разминка.
Упражнение «Пластилин»

Описание упражнения:
Представим, что мы пластилиновые фигурки, стоящие на солнце. Покажите, как вы будете медленно плавиться.
Упражнение 4 «Марионетки».
Для выполнения этого упражнения следует представить, что вы кукла-марионетка, висящая в шкафу на гвоздике после выступления. В начале представьте, что вас подвесили за шею, потом за руку, за ухо, за палец, за плечо и тому подобное. При этом ваше тело зафиксировано в одной точке, а все остальное расслаблено болтается. Упражнение выполняется в произвольном темпе. Можно выполнять даже с закрытыми глазами.

III. Основная часть.
1)Теоретическая часть.
Итак, мы с вами готовы, чтобы воспринимать новую информацию.
Тема нашего занятия «Освоение умений и навыков актерского мастерства с помощью театральных этюдов». Это очень непростая, но удивительно интересная тема.

Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах?
Ожидаемые ответы воспитанников.

Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене.
Вопрос: чем отличается этюд от упражнения?
Ожидаемые ответы воспитанников.
Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.
Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.
Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Театральные этюды имеют свои правила и композицию.

Этюд состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);
2. События;
3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
Вопрос: Какие этюды мы с вами уже выполняли?
Ожидаемые ответы воспитанников:
– этюды оживления
– этюды на память физических действий
– этюды на артистическое воображение;
– Этюды «Животные»

Давайте вспомним некоторые сыгранные вами этюды.
– Этюд на оживление «Баскетбольное кольцо» – Кира и Лиза
– Этюд «Животные» «» – Кира
– Этюд на память физических действий «Перегоревшая лампочка» – Таня

Педагог: Обратите внимание у меня на экране изображение кошек, мышек. У каждой свой характер, свои повадки. У кого дома есть кошки, мышки, хомяки? Значит, вы не понаслышке знаете, как ведут себя ваши питомцы. Тем лучше, потому что познакомиться с новыми видами этюдов и разобраться во всех премудростях нам сегодня помогут кошки и мышки.

Читайте также:  Дидактические игры для развития звукового восприятия

2) Практическая часть «Работа над этюдами»
1) Первый этюд на проявление эмоций; для этого я приглашаю вас всех встать в круг.
Раннее утро. Мышки спят. Покажите, как они подложили под щёчку ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают.
Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глазки, а на улице дождь. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек.
Сначала они удивились, потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех. С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись. И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи, в глазах опечаленный вечер.
И слёзы вот-вот побегут. Но тут лучик солнца украдкой
По щёчке скользнул нежно-гладкой. И всё засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись. Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали: Ура! Ура!
(Е. Алябьева.)
Ребята, назовите какие эмоции, вы показали мимикой и жестом? (удивление, обида, печаль, радость).
Попробуем изобразить ещё несколько эмоций:
• Сладкая конфета
• Горькое лекарство
• Кислый лимон
• Грязная бумажка
• Красивая игрушка

Подвести итог упражнений: справились-не справились, где возникли трудности, над чем стоит поработать.
2) Следующий этюд на основе литературного произведения. Я прочитаю вам текст, а ваша задача как можно точнее ближе к тексту разыграть предложенную историю (выбираем кота и мышей 6-7человек).
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Громко, настойчиво кушать просил,
Да чуть потише на печке храпел-
Вот Вам и все что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
– Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот: “Брысь!»
– И врассыпную они понеслись.
(А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что)
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом, чуть потише, смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, внезапно громко чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.
Обсуждение выполненного этюда, используя наглядный материал, что получилось, что не получилось, почему.
4) Самостоятельная работа.
А теперь поработаем самостоятельно. Делимся на 2 группы. Я даю каждой группе тему, а вам предстоит придумать и разыграть этюд самостоятельно.
• Собака и коты
• Кот и голуби
Осуществление контроля за соблюдением творческих заданий.

4. Заключительная часть. Подведение итогов
Итак, мы познакомились на занятии с двумя новыми видами театральных этюдов. Какими? (ответы детей). Вам понравилось разыгрывать этюды? Что оказалось самым трудным? Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет? Что не вызвало трудности?

5. Рефлексия.
Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания».
Цель: показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания.
Педагог: Наше занятие окончено. Спасибо большое за работу. И традиционно заканчиваем наше занятие упражнением «До свидания». Покажите, какие эмоции были у вас во время занятия произнося фразу «До свидания». А теперь попрощайтесь теми эмоциями, с которыми вы уходите после занятия.
Учащиеся прощаются друг с другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие…) , с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

Тренинги актерского мастерства для детей 4-16 лет с лучшей подборкой тематических игр.

Как раскрепостить детей, раскрыть их творческие способности, научить без стеснения общаться со сверстниками? Один из вариантов – участие в актерском тренинге для детей, лучшие упражнения которого будут подробно описаны в этой статье. Вы научитесь проводить занятия на развитие актерского мастерства, узнаете, какие навыки дает каждое задание, и как это помогает школьникам в повседневной жизни. Предложенная подборка игр учит подростков свободно общаться, выстраивать межличностные отношения, снимать зажатость, управлять эмоциями и понимать друг друга без лишних слов.

Игра «Насос и мяч»

Игра-импровизация «Насос и мяч» вырабатывает навык взаимодействия.

Это упражнение входит в большинство тренингов на снятие зажима, такие актерские трюки помогают убрать напряжение, учат перевоплощению, концентрации внимания.

Практические занятия проходят в парах. Напротив ребенка может стать кто-то из родителей, ведущий или, например, одноклассник. Никакого дополнительного инвентаря не требуется. Главное – правильно понять задачу, включить фантазию и проявить свои творческие способности с первых минут.

Распределение ролей: один из участников будет Насосом, второй – полиэтиленовым Мячом.

Все начинается с того, что сдутый Мяч сидит на корточках, наклонив голову и опустив руки. Его поза говорит о том, что мячик неподвижный, безжизненный, обмякший. Второй игрок делает вид, что надувает Мячик насосом. Тот в свою очередь постепенно встает, разбухает, становится большим и упругим. Руки при этом поднимаются, щеки надуваются, грудная клетка наполняется воздухом, ноги становятся крепче. Одновременно с двигательной активностью участник-Мяч меняет выражение лица, проявляя эмоции удивления, радости, гордости за себя.

Когда Мячик будет надут, Насос переходит к оценке результата. Он критически осматривает свою работу, недовольно качает головой, понимая, что перекачал. «Выдергивает» шланг и наш раздутый товарищ начинает сдуваться, постепенно возвращаясь в исходное положение. Затем участники тренинга актерского мастерства меняются ролями.

По окончании занятия следует задать вопросы:

  • Что помогло сыграть роль мячика?
  • Тяжело ли было перевоплотиться?
  • Что ты чувствовал?
  • Помог ли тебе твой товарищ? Как?
  • Тяжело ли тебе было понять, что он собирается делать дальше?
  • На чем было сконцентрировано твое внимание?
  • Видел ли ты, что происходило вокруг или был полностью сосредоточен на выполнении задания?
  • Как ты считаешь, все ли у вас получилось?

Подведем итоги. Ответы на вопросы приводят к пониманию того, насколько важно уметь концентрировать внимание. Ведь это упражнение выполнялось без слов. При этом чаще всего обе стороны отмечают, что им не мешал ни посторонний шум, ни эмоции зрителей. Их мало волновало, как они выглядят, не смешно ли смотрятся со стороны. Главной целью было получить результат. Так, посредством актерского мастерства, школьники учатся активно взаимодействовать, понимать друг друга с полувзгляда, выполнять задания в любых, даже неблагоприятных, сложных условиях.

Когда роль Мяча не совсем удалась, и у героя не получилось справиться с задачей перевоплощения, обязательно отметьте его старание. Это важно. Он тоже заслужил положительной оценки! Для более замкнутых ребят это станет первым шагом на пути к развитию навыка раскрепощения и взаимодействия.

Актерская пантомимика

Следующее практическое задание направлено на развитие невербального общения, закрепление навыков командного взаимодействия.

В большинстве актерских тренингов для раскрепощения и развития мимики, жестов применяют именно эту игру. Обычно она проходит в яркой эмоциональной атмосфере. Подростки охотно проецируют забавные ситуации, быстро увлекаются, проникаются командным духом, здоровым соревновательным азартом. Чем активнее обстановка, тем лучше получается результат.

Учимся показывать эмоции

Пантомимная часть тренинга актерского мастерства проходит в игровой форме. Присутствующие делятся на команды одинаковой численности. Эти две группы будут конкурировать между собой. Задача каждой — переманить к себе как можно больше игроков команды-конкурента. В результате выигрывает та группа, где людей окажется больше.

Пантомимика стартует с жеребьевки. Команда, которая делает ход первой, приглашает к себе любого участника из соседнего коллектива и ставит ему задачу: изобразить без слов какой-либо предмет, животного, человека. Использовать можно мимику, жесты, любые движения, но издавать звуки запрещено. Когда актер подготовится, его отправляют показывать пантомиму своей команде. Если команда правильно разгадывает номер пантомимики, то ход переходит к ней, и теперь уже она приглашает к себе игрока из противоположной команды. При неправильном ответе актеру пантомимы дают еще две попытки, если и они будут неудачными, то он автоматически станет членом другой команды.

Задания для пантомимики могут быть разными. Например, показать курицу, кошку, учителя, паровоз – на что хватит фантазии. Чтобы повысить интерес и эмоциональный накал, задачу можно усложнить. К примеру, изобразить романтичную курицу, злую кошку, строгого учителя или радостный паровоз. Конечно, дословно отгадать загаданное получается крайне редко. Поэтому следует заранее договориться с участниками о том, что они будут засчитывать и близкие по смыслу определения. Например, не строгий, а сердитый учитель, не радостный паровоз, а веселый поезд.

Вопросы по окончании упражнения для обеих команд:

  • Чью пантомиму было отгадывать проще всего? Почему?
  • Что помогало вам изображать одушевленные, неодушевленные предметы?
  • Болели ли вы за свою команду?
  • Сообща ли вы принимали решения, делали выбор?
  • Помогают ли вам мимика и жесты в общении?
  • Приведите примеры.
  • Какую роль невербальное общение играет в жизни, театре, кино?

Итоги. Данное задание заставляет концентрировать зрительное внимание на объекте, человеке и понимать его без слов. В театре и кино это называется актерским мастерством — искусством передачи характера, настроения, чувств героя. А в реальной жизни помогает более ярко выражать свои мысли или, напротив, сдерживать эмоции и обходиться без слов.

Еще один навык, который дает тренинг актерского мастерства – это навык командной работы. Выполняя упражнение, все болели друг за друга, переживали, стремились работать на общий результат. Это игровая проекция общества, где каждый должен научиться чувствовать себя комфортно и приносить пользу. Упражнение положительно влияет на социальную адаптацию подростков.

Игра «Прогноз погоды»

Одно из любимых упражнений актерского тренинга «Прогноз погоды» обучает импровизации, групповой коммуникации, развивает выразительность речи, снимает страх перед публичными выступлениями. Навыки необходимые не только на сцене, но и в жизни!

Для «Прогноза погоды» понадобится заранее составленный прогноз погодных условий. Он может быть вымышленным, настоящим, с долей юмора или сказки. Смотрите по возрасту и интересам аудитории.

Роли распределяют следующим образом. Пять-семь самых смелых участников будут выступать на воображаемой сцене. Остальные слушатели тренинга актерского мастерства занимают места в зрительном зале и высказывают свои пожелания по смене образа, интонации, манере чтения прогноза погоды.

Урок актерского мастерства. Упражнение — прогноз погоды

Группе чтецов предстоит как можно лучше передать характер, темп, специфику речи, настроение воображаемого диктора. Например:

  • новостного тележурналиста;
  • спортивного комментатора;
  • диспетчера автовокзала;
  • учителя, диктующего текст ученикам;
  • докладчика на совещании;
  • двоечника;
  • сказочника;
  • полицейского и т.д.

Вы можете придумывать свои, более интересные варианты.

Чтобы усложнить задачу, ораторам дают задания прямо в процессе выступления. Им приходится на ходу перенастраиваться, вживаться в новый образ учителя, сказочника, двоечника и т.д. Быстрое переключение внимания делает выступление эмоциональным и интересным.

При этом чтецу непозволительно терять мысль, глотать звуки, нечетко проговаривать слова. Речь должна оставаться динамичной и чистой. Обычно всего по нескольким фразам сценичного актерского мастерства можно определить, удался образ или нет.

Игра дарит позитивные впечатления и тем, кто выступает, и тем, кто сидит в зале.

Дети всячески стараются поддержать своих товарищей, хоть частенько их аплодисменты и прерываются взрывами хохота.

Итоги подводим путем опроса «дикторов» прогноза погоды. Вопросы:

  • Чувствовали ли вы волнение?
  • Если да, то когда оно прошло?
  • Сложно ли было вживаться в чужие образы?
  • Что удалось лучше всего?
  • Кому бы вы поставили высшую оценку?
  • Страшно ли выступить вновь? Почему?

Какой эффект дает «Прогноз погоды»? Большинство участников-дикторов волнуются в самом начале, но потом отмечают, что полностью погружаются в образ и забывают о своих страхах. Этот опыт учит их контролировать эмоции и дает два инструмента по борьбе с волнением. Первый — хорошая подготовка, второй – концентрация внимания.

Следующий положительный момент данного этапа тренинга актерского мастерства – отработка дикции. В импровизированных, сложных условиях слушатели учатся говорить внятно и грамотно, несмотря на шум в зале, реакцию зрителей, собственное волнение. Такой навык ценится не только в искусстве, но и в повседневной жизни.

Этюды с воздушным шариком

Наиболее трогательное, выразительное упражнение актерского тренингаэтюды с воздушным шариком.

Они развивают пластику, повышают выразительность мимики, учат перевоплощаться, выражать эмоции, выстраивать сюжетную линию. Подключив воображение, участники готовят небольшие представления с вступительной, основной, кульминационной частями.

Чтобы выполнить задание понадобятся надутые воздушные шары, заготовки тем, по которым предстоит делать этюдные выступления. Игра может проводиться как группой, так и с одним участником.

Правила. Ведущий тренинга актерского мастерства просит школьников подготовить этюд на одну из тем. Например:

  • Мое отражение в зеркале.
  • Расставание с близким человеком.
  • Строгий начальник и подчиненный.
  • Признание в любви.
  • Восторг в зоопарке.
  • Однажды в магазине.
  • Шахматисты.
  • Футбольный болельщик.
  • Чувство вины.
  • Радостная весть.

В облегченном варианте темы выбирают сами участники. В более сложной версии тренинга актерского мастерства их раздает ведущий. На подготовку дают 10-15 мин. Каждый готовится, как считает нужным. Кто-то мысленно, а кто-то, сразу отрабатывая особо сложные моменты. По истечении времени все презентуют свои результаты. На этом этапе от исполнителей требуется раскрепощенность, оригинальность подачи, а от остальных — зрительное внимание плюс обратная связь.

Упражнение — воздушный шарик

После того как все продемонстрируют свой этюд, переходим к обсуждению.

Сначала ребята оценивают друг друга. В своей обратной связи они говорят, что понравилось, а над чем надо было бы еще поработать. Затем задаем вопросы:

  • Легко ли вживаться в образ, выступать перед всеми?
  • Было ли волнение?
  • Какую основную мысль ты хотел донести?
  • Как ты считаешь, справедливы ли замечания, которые тебе сделали на тренинге актерского мастерства?
  • Что бы ты изменил, вступая еще раз?

Резюме. Сложность этого игрового этапа состоит в том, что он требует индивидуальной подготовки и исполнения. Ребята сами продумывают сюжет и демонстрируют его на сцене. Зачастую им мешают излишняя зажатость, стеснение, неуверенность. Все эти негативные эмоции детям приходится преодолевать. А это очень ценный опыт, так как он учит управлять чувствами.

Следующий момент – оценка выступлений. Без обратной связи и правильной критики не бывает развития. Задача взрослых посредством таких тренингов актерского мастерства научить младшее поколение правильно на нее реагировать и использовать, как установку на исправление ошибок, совершенствование. Как и везде, здесь важна тренировка. Чем больше ребенок пробует, тем лучше у него получается, тем больше он верит в себя.

Пантомима «Признание в любви»

Игра, которая потребует особой концентрации. В упражнении подросткам предстоит спроецировать неприятные или психологически сложные ситуации, которые они либо сами когда-то переживали, либо видели со стороны. Это, своего рода, тренинг на память и актерские способности одновременно. Он поможет развить коммуникативные качества, закрепит навык межличностного общения.

Группу разбивают на пары мальчик-девочка. Время на подготовку — одна-две минуты.

Игра может проводиться несколькими способами.

Вариант первый. Каждая пара составляет пантомимный этюд на тему «Признание в любви». Юные актеры могут обыграть разные истории: взаимные и невзаимные чувства, любовь с первого взгляда, ситуацию от любви до ненависти один шаг, любовь и ревность и др. Для выражения своих чувств можно использовать весь запас эмоций, жестов, мимики, движений тела, но при этом нельзя издавать ни звука.

Второй вариант – без времени на подготовку. Тема та же. Условия признания в чувствах те же. Но все основано на полной импровизации, развитии внимания, концентрации и способности быстро подобрать нужные жесты, эмоции, взгляд.

Третья версия. Обеим сторонам дают время на подготовку, но не разрешают взаимодействовать. А потом смотрят на полученный результат. При таком формате тоже приходится импровизировать, так как все может пойти не так, как задумывалось первоначально.

Четвертая интерпретация упражнения – пантомима на другие темы. Например:

  • врач – пациент;
  • продавец – покупатель;
  • начальник – подчиненный;
  • ученик – учитель;
  • модель — модельер.

В этом случае ребятам придется отработать ситуации с разной эмоциональной окраской и сделать это максимально правдоподобно. Победителем станет та пара, которая покажет самую оригинальную, выразительную пантомиму.

4 версии данной игры с некоторыми отличиями в правилах обучают школьников чувствовать себя уверенно в разных ситуациях, смотреть на происходящее как бы со стороны и контролировать свое поведение.

После выполнения заданий переходим к следующей части тренинга актерского мастерства — обсуждению.

Важно, чтобы дети нашли ответы на следующие вопросы:

  • Что вы чувствовали, когда признавались в любви без слов?
  • Что помогло вам выразить чувства?
  • Поддерживали ли вы зрительный контакт?
  • Поняли ли вы друг друга?
  • Когда вы чувствовали дискомфорт?
  • Тяжело ли добиться понимания без слов?

Анализируя ситуацию, ребята обычно отмечают, что способны понять друг друга и без слов, но делать это сложнее. В числе наиболее трудных моментов – начало разговора, всплески эмоций собеседника и завершение беседы. То же самое происходит в реальных условиях. Поэтому, проигрывая историю признания в любви или какую-либо другую предложенную ситуацию, дети учатся преодолевать психологические барьеры.

А что касается актерского мастерства, то здесь эти навыки отрабатываются всесторонне. Такой опыт пригодится юным слушателям как для публичных выступлений, участия в мероприятиях, так и для общения со сверстниками в повседневной жизни.

Ссылка на основную публикацию