Основные направления профилактики речевых нарушений

Профилактика речевых нарушений

Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых нарушений и, возможно, даже предотвратить некоторые из них.

Первичная профилактика. Предупреждение речевых нарушений.

Вторичная профилактика. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.

Третичная профилактика. Социально – трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.

Первичная профилактика начинается еще до рождения, создание благоприятных условий матери( питание, прогулки, социальный и психологический микроклимат в семье и ее близком окружении), здоровье детей зависит от экологии и экологических факторов. Если место, в котором вы живете имеет неблагоприятную экологическую среду, то есть смысл, если возможно, переехать хотя бы на время беременности в более благоприятное место, так как экология влияет на иммунную, нервную и многие другие системы организма. Качество здоровья родителей падает, а при отягощении дети в 2 раза чаще страдают речевыми нарушениями.

Существуют генетические консультации будущих родителей, если есть семейное отягощение, родителей информируют о мерах профилактики. Важно психолого – педагогическое просвещение родителей. На ребенка в период внутриутробного развития оказывают влияние травмы, инфекции, перенесенные матерью во время родов ( асфиксии, кесарево сечение и многие другие). Необходимо начинать формирование характера и личности ребенка с самого раннего возраста. Сон, крик, слух, зрение движения и другие физиологические реакции организма отражают сохранность и уровень зрелости нервной системы ребенка. Следовательно, родители и специалисты должны внимательно следить за становлением этих реакций.

Существует понятие «фактор риска»: различные условия внешней среды( биологические и социальные) и индивидуальная реактивность организма, в большей или меньшей степени способствующие развитию тех или иных патологических состояний. Между биологическими и социальными факторами риска прослеживается тесное взаимодействие.

Биологические факторы риска – патологические факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы после родов, наследственная отягощенность.

Дети с первичной патологией (нарушение слуха, зрения). В процессе работы с ребенком, относящихся к группе риска происходит компенсация дефектов сенсорных функций, что способствует нормализации его дальнейшего речевого развития.

речевые нарушения генетического характера – леворукость. Профилактика – запрещается насильственное переучивание.

Семейная отягощенность речевой патологией. Профилактика – ограничить общение человека с речевой патологией и ребенком.

Социально – психологические факторы. К социально – психологиеским факторам риска относят психологическую депривацию детей (недостаточное удовлетворение основных потребностей детей (эмоциональное и сенсорное восприятие)), отделение от матери (больница, детский дом). Нервно – психическое здоровье зависит от отношения в семье (педагогическая запущенность, наказания). Мать и другие лица должны общаться с ребенком, стремясь вызвать ответную реакцию.

Формирование речи тесно связано с моторным развитием ребенка, особенно с моторным развитием рук. Необходимо следить за правильным физическим развитием ребенка. В первые годы жизни, ребенок должен слышать 1 язык. Необходимо оградить ребенка от различных стрессовых, конфликтных ситуаций. Разговаривать с ним с нормальной скоростью, спокойно, четко, договаривая окончания.

Большую роль играет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности. Средствами является: изучение окружающей среды и игра. Для дальнейшего обучения грамоте важно развивать слух фонематическое восприятие. В дошкольный и ранний школьный период надо соблюдать режим. Важна психологическая готовность ребенка к школе.

Вторичная профилактика. Нарушение речи отражается на психическом развитии ребенка, формирует его личностные и поведенческие реакции( вторичные расстройства). В коррекционной работе должны обязательно участвовать родители. Они должны знать, что слабый или сиплый голос, малая двигательная активность, недостаточный сосательный рефлекс и т. д. говорит о поражении головного мозга. Глубокие расстройства речи ( алалия, афазия) оказывают влияние на умственное развитие в целом ( это происходит в силу функционального единства речи и мышления). В этом случае, нельзя ограничивать общение с ребенком, страдающего речевыми расстройствами или разговаривать с ним жестами, с целью облегчить взаимное понимание. Этим наносится вред речевому и психологическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то окружающие его люди должны как можно больше с ним разговаривать для накопления словарного запаса, необходимого для развития речи.

Учитывая индивидуальные особенности психического развития детей с речевыми нарушениями, коррекционная работа должна направляться на преодоление как неречевых, так и речевых нарушений.

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов, а также звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового запаса слов. Это может стать причиной трудностей в овладении детьми грамотой. Отставая в обучении, дети с речевыми расстройствами, как правило, теряют интерес к обучению.

В процессе воспитания детей с речевыми нарушениями, родителям и педагогам, необходимо постоянно осмысливать свое поведение и свои позиции. Когда у детей наблюдаются психологические осложнения типа личностных переживаний, связанных с речевым дефектом ( страх речи, уход от речевой ситуации), необходимо усилить психотерапевтический акцент в работе. Этот акцент и формы психотерапии будут зависеть от возраста ребенка и особенностей индивидуально – психологического реагирования.

Третичная профилактика. Некоторые дефекты речи ограничивают возможность выбора профессии. Задача третичной профилактики – профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи. Основным направлением является учет личностных возможностей и интересов каждого ребенка, страдающего тяжелым нарушением речи. У них должна быть возможность выбора, с помощью педагогов, психологов, врачей, пути обучения, которые позволяют достичь наилучших результатов.

Снижение здоровья, сиротство, бродяжничество, ведущие к полиморфным отклонениям в психическом и речевом состоянии делают необходимым создание медико – психолого – педагогических реабилитационных центров, центров надомного обучения и других детских реабилитационных учреждений.

Организация профилактической логопедической работы.

Массовая диспансеризация позволяет направленно проводить широкую программу профилактики мероприятий среди детей с фактором риска речевых нарушений. На первом году жизни ребенок должен быть осмотрен ( кроме педиатра) психоневрологом, окулистом, ортопедом, лором. В возрасте двух лет – стоматологом. В 3-5 лет теми же специалистами и логопедом. Такие осмотры позволяют выявить возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе.

Заключение

Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии, и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения.

Недостатки развития познавательной деятельности у детей с задержкой речевого развития, особенно мышления и речи, не позволяют использовать такие методы, как школьная лекция и учебные дискуссии. В то же время коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности детей, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления. Поэтому в процессе обучения используются, в частности, некоторые продуктивные виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций), но применение их ограничено.

У детей с задержкой речевого развития отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т. д. Игровые методы часто используются для закрепления пройденного.

В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности у детей с задержкой развития. Они не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается, не запоминается, а следовательно важно сочетать эти методы. Однако в связи с тем, что у детей с задержкой речевого развития связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом, требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь.

Большое значение имеет сочетание разных методов. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения выбирается те или иные методы для конкретного занятия.

Список литературы

1. Белякова Л. И. Нарушение функциональной системы речи при заикании // Невропатология и психиатрия. 1976. Вып. 10.

2. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство. – М.: Медицина, 1997. – 352с.

3. Куссмауль А. Расстройство речи. Опыт патологии речи //Киев, 1990

4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1990. – 250 с.

5. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой – – М.: Просвещение, 1995. – 528с.

6. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л,В, Кузнецова, Л,И, Переслени, Л,И Солнцева и др; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – 2-е изд, стер. – М.: Издательский цетр «Академия», 2005 г.

7. Ушакова Т. Н. Проблема внутренней речи в психологии и психофизиологии // Психологические и психофизические исследования речи / Отв . ред. Т.Н. Ушакова. М., 1985

8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.

Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 2116 | Нарушение авторских прав

Деление слогов на слоги. Перенос

ГРУППОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО ТЕМЕ: «СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ.
ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА (2-3 КЛАССЫ)»

Задачи:
повторить отличительные признаки гласных и согласных через дидактическую игру «Мяч»;
развивать умение слышать и выделять гласные звуки из слов, дифференцировать звуки и слоги через работу по карточкам «Волшебный ананас»;
закреплять навык выделения 1-2-3-сложных и многосложных слов на слух; совершенствовать умение определять количество, порядок и последовательность слогов в словах с опорой на вспомогательные средства и в умственном плане;
закреплять умение изменять в словах количество слогов.
закреплять полученные знания в письменной речи.
учить дифференцировать слова из одного, двух, трех слогов, соотносить их со слоговой схемой через работу с графическими схемами и игру «Волшебный мешочек»;
закреплять навыки переноса слов через практическую работу на занятии;
способствовать расширению и обогащению словаря через работу по речевой теме «Овощи, фрукты, ягоды», «Наш сад»;
закрепить навыки образования притяжательных и относительных прилагательных через дидактические игры «Мяч» и «Чьё это?» и работу с предметными картинками;
развивать способности к анализу, синтезу, логическому мышлению через работу в упражнениях на аналитико – синтетическую деятельность;
способствовать развитию умения расчленять задания по частям и планировать работу поэтапно;
способствовать развитию зрительно – моторной координации и пространственной ориентировки на этапе структурирования слов;
способствовать воспитанию мотивацию обучающихся к получению новых знаний посредством практической направленности заданий;
способствовать воспитанию критичности и адекватности отношения к результатам своей деятельности; умению слушать и слышать речь учителя и товарищей; способствовать воспитанию взаимопомощи при выполнении различных видов деятельности;
содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через использование двигательной активности для различных групп мышц; соблюдение охранительного педагогического режима.
Оборудование: мяч, предметные картинки, карточки с текстом, картинки с ананасом, карточки со схемами, предметные картинки, слоговые таблицы, карточки-подсказки для самопроверки, дидактическое пособие «Паровозик», полоски бумаги. ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Орг. момент
-Настроимся на работу, помогите закончить стихотворение:
Говорим всегда ….. (красиво),Чётко и неторопливо,Вспоминаем обязательно,Что учили ….(на занятиях).
– Чем будем заниматься на занятии? Определи по схемам.
________ _____/_______ _______/_______/_______
– Какие задачи себе поставим?
2. Повторение ранее изученного.
-На какие группы делятся звуки?
-А согласные?
Игра «Мяч» (учитель-логопед кидает мяч ребёнку, он его возвращает с ответом) – назови гласные буквы, звуки; согласные- звонкие, глухие, мягкие, твёрдые, парные непарные. Преврати мягкий звук в твёрдый и наоборот.
3.Слоговой анализ и синтез слов.
а). Деление слов на слоги.
-Из первых букв слов-картинок собери слово: собака, лось, осень, гриб (слог).
– Что знаете о слогах? Что образует слог?
– Как узнать, сколько слогов в слове? Какие бывают слоги?
Дидактическая игра «Волшебный ананас» (на картинке найти и раскрасить жёлтым цветом только слоги). Дополни слог до слова, запиши его.
Проверка слов.

Читайте также:  Технологическая карта логопедического занятия по повторению и систематизации изученного материала

Работа по группам:
1 группа (работает совместно с учителем–логопедом)
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (на ощупь вытащить овощ, фрукт, ягоду) и записать в соответствующий столбик: с 1-м слогом, с 2-мя слогами, с 3-мя слогами, многосложные слова. Выполнить графическую схему слова. Поставить ударение, выделить гласные красным стержнем, выделить ударный слог (дугой).
-Отхлопать это слово (ударный слог сильнее).
Например:
1 сл. 2сл. 3сл. Многосл.
малина
/
2310765163195 __а _/__и___/__а___

2 группа (работает самостоятельно)
Дидактическая игра «Паровозик» (распределить картинки по вагончикам -в зависимости от количества слогов). Выполнить графическую схему слов. Поставить ударение, выделить гласные красным стержнем, выделить ударный слог (дугой).
Взаимопроверка

-На какие группы можно разделить эти слова? Что это? (овощи, фрукты, ягоды).
– Какой сок, компот и какое варенье можно из них приготовить? (игра «Мяч»- устно: груша, яблоко, мандарин, виноград, томат (помидор), вишня, персик; яблок, ананас, груша, банан, вишня, апельсин).
б). Перенос слова. Работа в парах.
– Назовите правила переноса слов.
– На доске записаны «заколдованные слова», в каждом слове лишний слог. Нужно «расколдовать» слова, в подарок – вкусное слово, которое получилось. Его записать для переноса.
КОРАНФЕТЫ БУРИБЛИКИ ПЕРЕЧЕНЬЕ ХАРАЛВА МАРМЕРИЛАД БАЛИРАНКИ ПИНОРОЖКИ СУГРОХАРИ СМОКАРОДИНА МЕСЛИВА ЕЖЕМЯВИКА АРФУБУЗ
в). АНИМАЦИОННАЯ ФИЗМИНУТКА «ВЕСЁЛЫЕ МАРТЫШКИ»
г). Работа со слоговыми таблицами. Дидактическая игра «Угадай, чьё это?».
– С помощью слоговых таблиц (Приложение 1) зашифруй на листочках три своих любимых сладких слова. Положи полоски бумаги в вазу (учитель-логопед достаёт полоску, ребята угадывают слово и обучающиеся определяют, чьё это сладкое слово).
Например:
74РТ
67Н-35-113
26-55Р

д). Работа с текстом.
-Выпиши ту часть рассказа, в которой говорится о том времени года, которое у нас сейчас. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни многосложные слова. Запиши слова с ь для переноса.
-Как такие слова переносим?
Самопроверка по карточкам-подсказкам.
Наш сад.
Хорошо в нашем саду. Весной распускаются белые и розовые цветы на вишнях и яблонях. Летом на деревьях и кустарниках созревают фрукты и ягоды. Мы собираем вкусные вишни, яблоки, груш… и малину. Осен…ю лист..я на дерев…ях желтеют и облетают. Сад тих и прозрачен. Зимой метель оденет дерев…я в белые пуш….стые шубы. Укроет снежными шапками кусты.
4.Итог занятия. Рефлексия.
5.Пароль на выход.
Работа по карточкам: подпиши слово к его схеме.

  • delenie_slogov_na_slogi._perenos
    Размер файла: 926 kB Загрузок: 14

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ПЕРЕНОС СЛОВ ПРИ ПИСЬМЕ»

    Никита Волчков 4 лет назад Просмотров:

1 Торгонская Ирина Николаевна Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казённое учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида 1», г. Усолье Сибирское КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ПЕРЕНОС СЛОВ ПРИ ПИСЬМЕ» Тема: «Перенос слов при письме». Цель урока: 1. Изучить правила переноса слов при письме; 2. Закреплять навыки деления слов на слоги; 3. Развивать звуковой анализ и синтез; 4. Обогащение словарного запаса. Задачи урока: Обучающие: Совершенствование навыка письма; формировать умения и навыки переносить слова. Коррекционно-развивающие: Развитие внимания, памяти; развитие общей и мелкой моторики. Оборудование: Дидактический материал, учебник. Ход урока. I. Организационный момент Прозвенел звонок, Начинаем наш урок.

2 II. Гимнастика для рук – Прежде, чем начнём писать, мы сделаем гимнастику для рук. «Рыбки под водой резвятся: Обе ладони выпрямлены, пальцы Вместе плавают, кружатся. прижаты друг к другу. Волнообразными движениями ладоней изображать плывущих рыбок. И ныряют раз, два, три Ладонями делать «ныряющие» Как им весело, смотри!» движения. Кистями рук изображать движение «Прилетели к нам вороны, крыльев ворон. Сели рядышком на клёны. Руки стоят на столе, опираясь на локти. Большой, указательный и средний пальцы обеих рук сложить в щепотку (клювы ворон) и качать вверх вниз. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Стали громко каркать, спорить, Разъединяя пальцы, показывать, как открываются и закрываются клювы ворон. Стали дом из веток строить». Пальцами («клювом») брать со стола «палочки», «веточки» (карандаши, ручки) и из них складывать «гнездо». III. Чистописание Буква Л (л), М (м). Прописывание буквы Л и М: В воздухе; На ладошке; В тетрадях.

3 Работа с карточкой с элементами букв. Задание: Составить из элементов буквы (б, в, а, д). IV. Повторение Работа над делением слова на слоги. – На прошлых уроках мы учились делить слова на слоги. Вспомним правило, как делятся слова на слоги. Вывод: В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков. Учитель показывает картинки, а учащиеся называют слова, определяют количество слогов в слове и отхлопывают ладошками. Лу-на, слон, тра-ва, ма-ли-на, во-ро-на, лось, че-ре-па-ха, бан-ка, го-роши-на, собака. V. Словарная работа Какие из названых слов словарные? – Ворона, малина, собака. Запись и работа со словарными словами. Гимнастика для глаз «Восьмёрки». VI. Сообщение нового материала – Мы научились делить слова на слоги. А для чего нам это необходимо делать?

4 – Представьте себе такую ситуацию. Мы пишем с вами диктант. Вы дописали до конца стоки и вот беда слово не помещается на строчке. Что вы будите делать? (переносить на другую строчку). На доске записан рассказ. Прочитайте его, найдите те слова, которые не поместились на строчке. Скажите, как перенесены слова? – Мы узнали, что если слово не помещается на строчке, то их надо переносить. Разберём это на конкретных примерах. – Как звали собаку? ЛА-ДА. – Что с ней случилось? ЗА-БО-ЛЕ-ЛА (забо-лела, за-болела, заболе-ла) – Что прибавило сил собаке? ЛАС-КА Учебник стр. 70, чтение верхнего правила. Рассмотрите картинки. Найдите картинку с одним слогом. Как узнали, что один слог? Как вы думаете можно ли перенести это слово? Почему? Учебник стр. 70, чтение правила. 1. Слова с одной строки на другую переносятся по слогам. 2. Слово из одного слога не переносится. Например: кот. VII. Физкультминутка «Шли по крыше три кота Три кота Василия. (Ходьба.) Поднимали три хвоста Прямо в небо синее. (Поднять руки вверх.) Сели киски на карниз, Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.) И сказали три кота: – Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.) VIII. Закрепление учебного материала Работа над переносом слов. Учебник стр. 69, упр. 2 самостоятельно.

5 Индивидуальная работа по карточкам со слабоуспевающими учащимися. – Я буду называть слова, а вы будете записывать их, разделяя для переноса. КА ША, МА ШИНА, МАШИ НА, СОМ. – Проверим, что у нас получилось. – Назовите слова, которые можно перенести: КАША, МАШИНА. – Назовите слово, которые нельзя разделить для переноса: СОМ. – Почему? IX. Подведение итогов – Что мы сегодня учились делать на уроке? (Переносит слова). – Какое правило переноса мы должны запомнить? 1. Слова переносятся по слогам. 2. Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую. 3. Нельзя переносит слово из одного слога. Задание «Найди слово» Из картинок составить по первым буквам слово МОЛОДЦЫ. VII. Домашнее задание: стр. 70 выучить правила.

Перенос слов и деление на слоги – список заданий и упражнений

Допиши слог так, чтобы получилось слово.

Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова.

Облака, кора, отмель – … Пальма, орлы, ерши – …

Сало, ступа, вата – … Муза, поезда, удача – …

Купи, перо, снежок – … Много, чучело, носок – …

Упражнение 3

Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово.

Пример: каша, река, тарелка – карета.

колос, рота, ваза – ___________________________

молоко, невод, таракан – _____________________

коса, лото, боксёр – __________________________

баран, рана, банка – __________________________

Раздели слова, где можно, на слоги.

Утро, торт, труба, крот, работа, прыгуны, галстук, спорт, выставка, ураган, сосны, лисица, лист, волк, дубок, ствол, брусника, тропы, бор, туманы.

Запиши предложения, расставляя знаки препинания. Раздели на слоги имена детей.

Подчеркни слова, которые нельзя переносить:

Крайний, змейка, ежи, оса, олени,
сказка, ёжик, Игорёк, печаль, юла.

Укажи слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса:

Ле – йка, май – ка, оси – на, гу – лять, гу – лять,
уро – жай, э – таж, угол – ьки, Иль-я, Жа-нна.

Упражнение 8

Прочитайте текст. Раздели слова для переноса.

Сегодня холодная погода. На солнышке ярко горят кружевные снежинки. На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают.

Упражнение 9

Запиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни слова, которые нельзя делить для переноса.

Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие лампы вот что придумал человек.

Упражнение 10

Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса.Придумай свои два примера.

Дом – __________, ____________ – ______________ ,

клён – __________, ____________ – ______________ .

Упражнение 11

Выпиши слова, в которых встречается буква с. Раздели эти слова для переноса.

Я – ластик, я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста –
Помарку стёрла я с листа.

Упражнение 12

Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли, глядим в окно.
Снег ложится белый – белый…
Отчего же так темно?

Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно – красен,
И реки блестят извивы.

Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя.

Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью,
угольки, платье, горький, шьёт, банька, пень.

Прочитай пословицы. Слова с буквами Й, Ь разбей для переноса.

Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.
Без собаки зайца не поймать.
Без хозяина – двор, а без хозяйки изба плачет.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.
Бобы не грибы, не сеешь – не взойдут.
Не зная броду, не суйся в воду.

Прочитай пословицы. Подчеркни слова, которые не переносятся.

У кого жить, тому и служить.
Умей шутить, умей и отшучиваться.
Что ни день, то новость.
Семь дел в одни руки не берут.
Добро и во сне хорошо.
Худ обед, коли хлеба нет.

По определению угадай слова с двойными согласными . Запиши их. Раздели для переноса.

Солёная вода для засолки овощей – ________________ .

Помещение в школе, где идёт урок – _______________ .

Шестой день недели -__________________________ .

Обучение животных послушанию – ________________ .

Игра в мяч, который бросают друг другу через сетку ракеткой – __________________________________ .

Асфальтированная дорога – ______________________ .

Игра с мячом или шайбой на льду – ________________ .

Прочитай народные приметы. Раздели слова для переноса.

В марте воробьи гнёзда вьют.
Парит – перед дождём.
Солнечный дождь быстро пройдёт.
Снег прилипает к деревьям – к теплу.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Большая роса в мае – к урожаю огурцов.

Упражнение 19

Разбейте на слоги следующие слова. В скобках дайте деление тех же слов на части для переноса. Выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.

Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.

Упражнение 20

Проверь правильно ли разбиты слова на слоги. Запиши в две колонки: правильные и неправильные.

люб-овь, дяд-енька, реб-ята,паст-ух, мор-оз, лопа-та, пи-к-ник, ли-ло-вый, мор-оз-ный, кра-си-вый, сол-нце, со-н.

Читайте также:  Логопедическое занятие в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи III уровня по произношению "Звук (И)"

Упражнение 21

Разбейте на слоги данные слова; в скобках разделите эти же слова для переноса; выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.

Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.

Упражнение 22

Поиграем в игру “Назови одним словом”. Запишите слова, соблюдая правила переноса слов.

День недели после пятницы (суббота).
Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).
Результат сложения (сумма).
Место, где продают билеты (касса).

Упражнение 23

Запишите слова, разделив их на слоги. Охарактеризуйте слоги. Разбейте слова согласно правилам переноса. Определите, соответствуют ли слоги переносу слов.

Осенний день. Поблекли травы. Сырой, туманный холодок.
И вдруг нежданно у канавы Расцвел шиповника цветок.

Упражнение 24

Запишите слова, исправив ошибки в переносе слов. Какие правила переноса слов здесь нарушены? Есть ли слова, в переносе которых ошибок допущено не было? Разбейте слова на слоги, охарактеризуйте слоги в 1-м и 2-м словах.

По-ддержал, на-двязать, доп-латить, про-следить, дос-мотр, nepec-мотреть, там-оженники, бес-крайний, станц-ия, касс-ир, пое-здка.

Упражнение 25

Как вы думаете, какие слова здесь написаны? Из скольких слогов состоят эти слова? А теперь запишите эти слова, разделив для переноса. Сколько способов переноса в словах из трех слогов?

Жин, ки, сне; лен, ка, дарь

Упражнение 26

Произнесите слова по слогам. Затем запишите их, разбивая для переноса. Какие из данных слов перенести нельзя?

Родители, отец, ребенок, сирота, семейство, родные, мать, семья, племянник.

Прочитайте шуточное стихотворение. Выпишите слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

Едва
Я перенёс:
е-два
И получил
За это «кол».
Опять
Я перенёс:
о-пять.
И получил
За это «два».
Укол
Я перенёс:
у-кол
Теперь, надеюсь,
Будет «пять».
(А. Шибаев)

Разбейте на слоги следующие слова. В скобках дайте деление тех же слов на части для переноса. Выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.

Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.

Тест по теме “Правила переноса слов”

1. Может ли слог сотоять из одного звука?

1) Нет, в слоге должно быть не меньше двух звуков
2) Да, слог может состоять из одного звука

2. Сколько слогов в слове ЯМА?

3. Сколько слогов в слове УРОКИ?

4. Как правильно перенести ЗНОЙНЫЙ?

1) Зной-ный
2) Зно-йный

5. Как правильно перенести ЛИНИЯ?

1) Лини-я
2) Ли-ния

Раздели слова на слоги.

Воробей, ежик, молоток, Аня, письмо, горка, зверь, имя, чайник, пальто, радуга, Юра, стол, ручейки, юла, конфета, душистый, фонарь, шарик, сказка, коньки, хор, Оля, земля, Москва, январь, Яна, домик.

Упражнение 30

Впиши в слова пропущенный слог и поставь знак ударения.

Виш___, шко___, уче___, пода___, ма___на, я___да, тюль___, птен___, руч___, кон___та, фиал___, каст___ля, ко___нок.

Раздели слова на слоги.

Скамейка, деревня, рубашка, чайник, большой, лужайка, Лидия, Елена, продукты, тишина, очки, улей, кот, девочка, ворота, гнездо.

Раздели слова на слоги для переноса и поставь знак ударения.

Школьник, берег, цветок, столб, мальчик, Олег, русский, чайка, улица, лесной, ребята, снеговик, телефон, оса, майка.

Упражнение 33

Подчеркни слова, которые нельзя перенести.

Вечер, яма, юбка, слон, шью, глина, снегирь, слива, ежевика, фрукт, аист, тополь, дуб, серебро, якорь, ветер, хвост, снежок, язык.

Составь слова из слогов.

Кук, гу, нок, си, лоч, за, коз, бе, ка, ле, ла, мок.

Спиши. Раздели слова на слоги.

В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы. Стала Ася рвать розы. А там шипы. У Аси заноза.
На дереве лежит большая рыжая кошка. У кошки зелёные глаза и пушистые кисточки на ушах. Сильные лапы зверя впились в ствол. Это рысь.

Упражнение 36

Перепиши, разделяя слова на слоги для переноса.

Школа, дружба, читайте, ручейки, улица, девочка, муравей, слушайте, птичка, принесла, клетка, комната, растение, окно, заяц, узоры, Яблоко, урожай, увидели.

Упражнение 37

Подчеркни слова, которые нельзя перенести.

Якорь, книга, слои, кошка, майка, узор, аист, зверь, тетрадь, яма, чиж, Учитель, ложка, ежи, вилка, ёлочка, карандаш, май, усы, слой, азбука, чайка, мост, цветы, юла, океан, Оля, куст, Алёна, поезда, пост, Ирина, лей, Юля, мяч, Игорь, луч, Евгений, Яша, чай, Арина, брат, слойка, лейка, мёд, олень, ёжик, Юра, отец.

Упражнение 38

Раздели слоги для переноса всеми возможными способами.

Упражнение 39

Измени слова так, чтобы их можно было перенести.

Дуб___.
Лист___.
Гриб___.
Крот___.
Мышь___.
Конь____.
Куст___.
Мак___.

Упражнение 40

В каждом слове найди лишний слог. Из получившихся слогов составь слово. Раздели слова на слоги для переноса всеми возможными способами.

Стаукан, саморолёт, узокиры.

Упражнение 41

Выбери слова. Прочитай и запиши их. Собери все слоги. Составь из них слова и запиши. С каждым словом составь и запиши предложения. Запиши их.

Зи, осень, дожди, ма, скучно, цветы, луг, парк, ро, мо, ветер, ты, реч, туча, зы, урожай, и, ка.

Упражнение 42

Какие знаки препинания ты поставишь в конце предложений? Почему? Спиши текст, грамотно оформляя каждое предложение. Выдели слоги в подчёркнутом слове.

Мы долго бродили по лесу у тропинки лежала кучка рыхлой земли это нора крота а где хозяин.

Упражнение 43

Какими другими словами можно заменить выражение крепкий морозец? Спиши. Вставь подходящие по смыслу слова. Последнее слово каждого предложения раздели для переноса. Запиши свои ответы на вопросы: Чему рады мальчики? Что подарил им дедушка? Запиши все случаи переноса слова МАЛЬЧИКИ.

Звонкий ручей сковало _____. Алёша и Яша вышли на _____. _____ рады крепкому морозцу. Дедушка подарил им ____.

Слова для справок: мальчики, коньки, льдом, крыльцо.

Упражнение 44

Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков. Раздели их для переноса. Слова в этом ряду измени так, чтобы Ь оказался в середине слова. Раздели первое слово для переноса с одной строки на другую. Придумай 2-3 слова с Ь в середине.

Листок, клён, красный, огонь, капель, уронил, пень, ручки, боль, день.

Упражнение 45

Запиши текст. Слова с удвоенными согласными раздели для переноса с одной строки на другую. От слова утро образуй несколько слов. Слово с удвоенной согласной раздели для переноса с одной строки на другую.

Летний рассвет.

Ранним утром стелется лёгкий туман. Прохладной росою покрыта листва на деревьях. Росинки выпадают в ранние утренние часы.

Упражнение 46

Найди слова, которые неверно разделены для переноса с одной строки на другую. Запиши их и раздели правильно. Составь и запиши 1-2 предложения. Используй данный слова.

Коль-цо, пь-ёт, ст-рой-ка, сил-ьный, у-тре-нний, я-года, о-сен-ний, ак-вар-иум.

Упражнение 47

Назови изображённые предметы. Запиши слова, разделяя их на слоги.

Упражнение 48

Перепиши, разделяя слова на слоги для переноса. Поставь ударение.

Дружба, ручейки, улица, заяц, комната, птица, Ира, слон, вилка, азбука, усы, брат, учитель, майка, большой, подъем, банты, алфавит, звонит, петля, щавель, квартал, шарфы, торы, свекла, сливовый сок, позвонит, тефтели, шофер, туфля, понял, красивее, баловать, инженеры, творог, договор.

Упражнение 49

Какое слово одинаково делится и на слоги и для переноса?

Читает, улитка, задание, лилия.

Упражнение 50

Раздели слова для переноса и на слоги. Подчеркни лишнее в каждой строке. Составь несколько предложений с данными словами.

Кресло, стул, шкаф, диван.
Волк, лиса, медведь, кролик.
Коров, коза, медведь, носорог.
Воробей, сорока, трясогузка, курица.

Уроки русского языка

Страницы

  • Главная
  • Библиотека, конспекты
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • Аттестация. 4 класс
  • ЕГЭ
  • ОГЭ
  • Задания, тесты
  • Наглядность
  • Разборы
  • Развитие речи
  • Проекты. Олимпиады
  • Важное и полезное
  • Портфолио
  • Содержание

суббота, 22 марта 2014 г.

Правила переноса

Ударные и безударные слоги.

  • из одного слога — односложные слова: лес, вес, ум, ель ;
  • из двух и более слогов — многосложные слова: ре|ка (2 слога — 2 гласные) , под|бе|ре|зо|вик (5 слогов) и т.д.

Открытые и закрытые слоги.

  • Открытые слоги заканчиваются на гласный: тр ава [тр а-ва], г ора [г а-ра], к ор ов а [ка-р о-ва], м олния [м о-лн’ и-й’ а], весна [в’ и-сна]. Таких слогов большинство.
  • Закрытые слоги заканчиваются на согласный :
  • в конце фонетического слова,
  • в середине слова при стечении двух и более согласных:
    • после [й’],
    • после непарных по звонкости-глухости [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], за которыми следует парный по звонкости-глухости согласный).

Деление на фонетические слоги

  1. глухие (состоят из шума) и звонкие ( состоят из шума и тона) — шумные
  2. сонорные (преобладание тона над шумом)
  3. гласные (голос без шума) звуки.
  • после [й’] перед любой другой согласной: сай-а, вой-на — слог, оканчивающийся на й — закрытый ;
  • после сонорных звуков (непарных звонких Л, М, Н, Р— [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]) перед следующим шумным (глухим или парным звонким звуком): кол|ба [кол|ба], лам|па [лам|па] ;
  • в остальных случаях слогораздел проходит после гласного звука, перед стечением согласных: молоко [мо|ло|ко], сестра [с’и|стра], весна [в’и|сна], волна[во|лна] .

Фонетический слог и слог для переноса слова

Причина несовпадения фонетического слога и слога для переносаСловофонетический слогслог для переноса
При переносе нельзя оставлять на строке или переносить на следующую строку одну букву,но фонетический слог существуетюлай’у-лАне переносится
идеяи-д’э-й’ане переносится
Одинаковые согласные при переносе разбиваются, а в фонетическом слоге дают один долгий согласный звуккассака-с:акас-са
При переносе учитывается морфемное строение словалеснойл’и-сной’лес-ной (лес — корень)
разбитьра-зб’ит’раз-бить (раз-приставка)
отличия при стечении согласныхпёстрыйп’о-стрый’пё-стрый, пёс-трый, пёст-рый

Список использованной литературы.

  • Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы: пособике для учащихся общеобразоват. учреждений , М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М. Шанского – 11 изд. – М.: Просвещение, 2009
  • Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x.
  • Русская грамматика; под ред. Н.Ю.Шведовой и др.- м.: Наука, 1980

  1. Правила переноса слов.
  2. Гласные
  3. Фонетический разбор. Начальная школа.
  4. Фонетическая шпаргалка
  5. Согласные.
1 комментарий:

Открыла для себя много полезного! Спасибо за нужный пост

Конспект НОД – Перелётные птицы

  • > Главная
  • > Получить Свидетельство
  • > Конкурсы
  • > Олимпиады
  • > Публикации
  • > Оплата

№ 4945 Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе. Тема: «Перелетные птицы»

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе

Тема: «Перелетные птицы»

Воспитатель: Рыбинцева Наталья Тахировна,

воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №10» г.Дальнереченск, Приморский край

  1. Расширить и закрепить представление детей о перелетных и зимующих птицах; аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
  2. Познакомить детей с понятиями «лететь клином», «цепочкой», «стайкой»
  3. Упражнять детей

– в образовании сложных прилагательных

– в составлении сложноподчиненных предложений

4.развивть умение логически мыслить, обобщать, делать выводы

5. воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе

Оборудование: иллюстрации перелетных. Зимующих птиц, аудиозапись голосов и пения птиц

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов; рассказов о птицах

Читайте также:  Рисование песком в работе логопеда

Воспитатель читает стихотворение

А. Плещеева «Скучная картина»

Дождик так и льется

Мокнет под дождем

В- Ребята, скажите пожалуйста о каком времени года говорится в стихотворении?

В- Назовите характерные признаки осени?

Д- (желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы, дни короче, ночи длиннее, похолодало и т.д.)

В- А как называются птицы которые улетают на юг?

В- А которые остаются с нами зимовать?

Д- Зимующие, оседлые

В- Назовите перелетных птиц?

Д- Ласточка грач, цапля и т.д.

В- Назовите зимующих птиц?

Д- Воробей, сорока, снегирь, ворона

В- Отгадайте загадки :

  1. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда?
  1. Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины

Для птенчиков стелю на дно

  1. Это старый наш знакомый

Он живет под крышей дома

Он летает на охоту

За лягушками к болоту

В- Правильно вы отгадали загадки эти птицы тоже относятся к перелетным.

В- Сегодня мы с вами поговорим о наших пернатых друзьях-птицах

В- Назовите части тела птиц?

Д-(туловище, голова, хвост, клюв, лапки, крылья)

В- Ребята, У меня на магнитной доске изображены части тела птиц. Давайте соберем птицу, и скажем какая это птица зимующая или перелетная.

Ребенок выходит и из частей тела птицы собирает птицу-синицу

В- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному. Как же они их различают?

Д- По оперению, внешнему виду, величине

В- А что вы можете рассказать про соловья?

Д- Соловей-маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки.

Кукушка- небольшая птица, но крупнее чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка в отличие от других птиц никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Аист – большая птица белого цвета с большим клювом.

В- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Д- Потому что здесь наступают холода, нет насекомых зимой

В- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?

В- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, а другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянутое облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» все вместе, некоторые например, журавли выстраиваются «клином» в виде треугольника, другие выстраиваются «цепочкой» в одну линию. Наверное это зависит от повадок птиц, которые показывают дорогу.

В- А сейчас ребята мы с вами поиграем

Игра «зимующие – перелетные» на столе лежат карточки с изображениями птиц (перевернутые). Дети по одному берут и говорят какая эта птица перелетная или зимующая?

Д- (ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др)

В- Молодцы, ребята!

В- У сейчас дети встаньте все в круг, я буду вам бросать мяч, а вы мне будете его возвращать с правильным ответом

«упражнение «скажи одним словом»

– У аиста длинные ноги, он какой?

-У аиста длинный клюв, он какой?

– У ласточки длинный хвост, она какая?

-У ласточки острые крылья, она какая?

– Ласточка любит тепло, она какая?

-У соловья звонкий голос, он какой?

В-Молодцы, справились с заданием

В – А сейчас послушайте стихотворение

В. Туманского «Птичка»

Птичка под моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит,

То пушок в носу несет

Птичка домик сделать хочет

Солнышко взойдет, зайдет

Целый день она хлопочет

Но и целый день поет.

В- Послушайте как поют птицы?

(включают голоса птиц)

В-Как красиво поют птицы!

В- А где можно услышать голоса птиц в природе?

Д- В лесу, в парке

В- Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада.

В- А каких птиц вы видели у себя на участке?

Д- (воробья, синицу, голубя)

В – А какие это птицы?

В- Знаете, ли вы, почему мы называем птиц нашими пернатыми друзьями? Какую пользу они приносят?

В- Вот сейчас я вам расскажу о самом настоящем докторе леса, о ком догадайтесь сами !

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик

Он- Деревья лечит

Постучит и легче.

В- Когда идешь по лесу иногда слышно над головой – «тр-тр-тр». Будто по пустой бочке кто-то стучит. Может вы знаете, кто это поет?

В- Да, это песня дятла. Дятел- это древесная птица. Он долбит боль дерева и достает своим длинным языком жуков-вредителей и их личинки. Если много в лесу дятлов, значит, все деревья будут крепкими и здоровыми.

В- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Почемучка». Я вам буду называть предложения, а вы будете находить причину. Почему?

-Первыми осенью улетают на юг птицы которые питаются насекомыми? (потому что насекомые прячутся и им нечем питаться)

-Дятла можно назвать лесным доктором? (потому что он достает насекомых и их жучков из-под коры)

-Кукушка не высиживает своих птенцов? (потому что она не вьет себе гнезда)

– Все люди любят слушать соловья?(потому что он красиво поет, заливается)

В- Молодцы, справились с заданиями!

В- А сейчас я хочу проверить, кто из вас внимательный? Давайте посмотрим внимательно на фланелеграф. Здесь нарисованы птицы. Скажите, какая из них лишняя?

В- Почему ты так решила?

Д- Потому что здесь все птицы зимующие, а она перелетная

В- Да, действительно. Следующая – аналогично.

В- Птицы, наши – друзья, а друзьям нужно помогать. А как вы помогаете птицам?

Д- Кормушки, корм

В- А какой корм вы сыплете птицам? Все ли птицы любят одинаковый корм? Вот например, синичка какой корм любит?

Д- зернышки, ягоды

В- А особенно она любит лакомится ягодами.

В- А что же любит снегирь?

В- А какое лакомство у воробья?

Д- Семечки, хлебные крошки

В- А сейчас мы поиграем в игру « Птички на кормушке». Вы будете птичками, а я буду вас угощать кормом. Внимательно посмотрите на шапочки, вспомните какой корм она любит. Все птицы будут летать, но по моему сигналу, будут подлетать к кормушке, те птицы, которые этот корм любят.

(Птички летают под музыку)

– в понедельник я насыпала на кормушку хлебные крошки,. Зернышки, семечки

– Какие птицы прилетят к кормушке?

– Прилетели воробьи и склевали весь корм

– Во вторник я положила кусочки не соленого сала. Какая же птичка любит сало?

– Полетели синички на кормушку

– В среду я положила ягоды. Ребята, кто же прилетит к кормушке?

– Прилетели снегири и склевали весь корм

– В четверг я насыпала орех. Какие птицы прилетят?

– В пятницу я насыпала много разного корма для всех птиц. Слетелись все птицы и стали клевать каждая свой корм

– Ты какая птичка? А что ты любишь?

– Склевали птицы весь корм и улетели.

Ну молодцы! Хорошо играли, знаете птиц, чем они питаются, знаете как нужно о них заботится.

– Ребята, скажите, о чем мы беседовали на занятии?

– О каких перелетных птицах вы узнали?

– Что интересного вы узнали о кукушке?

– Как птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

– Как вы помогаете нашим пернатым друзьям?

Улетели наши птицы в теплые края и оставили вам подарки. Всем ребятам да Киндер-сюрприз.

Конспект НОД на тему: “Перелетные птицы”; 6-7 лет

Цель:

Расширение, систематизация и закрепление знаний о перелётных птицах на примере птиц Ленинградской области.

Тип занятия:

Материалы и оборудование:

телевизор, презентация по теме, предметные картинки перелётных птиц, аудиозапись «Голоса птиц», подборка видеоматериала «Перелетные птицы».

На бумаге подготовлен фон, аппликация деревьев;

приготовлены вырезанные по трафарету птицы, скворечник для дальнейшей художественной деятельности;

Для экспериментальной деятельности: перышки, емкости с водой; халаты или фартуки; увеличительные стекла; растительное масло; салфетки.

Задачи:

  • ( познание) Научить классифицировать перелетных птиц на основе связи между характером корма и способом его добывания, закрепляя умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • (развитие речи). Развить речевую активность, зрительное восприятия и внимания, творческое воображения.
  • Пополнить литературный багаж детей стихотворением.
  • (Социально-коммуникативная). Развивать стремление детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  • Воспитать бережное отношения к природе, к пернатым друзьям. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умения договариваться, помогать друг другу.
  • (Художественно-эстетическая). Воспитать желание участвовать в совместной творческой деятельности, радоваться результатам коллективного труда.
  • (Экспериментальная деятельность) Доказать опытно-экспериментальным путем особенности перьевого покрова водоплавающих птиц.
  • Развивать наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • Формировать бережное отношение к окружающей среде;
  • Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Предварительная работа.

1.Чтение художественной литературы о птицах.

2. Рассматривание иллюстраций с птицами, прослушивание записи из серии «Голоса птиц».

3.Работа над понятием «орнитолог» (совместно с родителями).

4. Рассказ педагога о перелетных птицах в свободной деятельности, почему их называют перелетными.

5. Рассматривание с детьми слайдов, видеофильма «Перелетные птицы».

5.Наблюдение за птицами во время прогулок.

8.Приготовление фона, вырезание по трафарету птиц, деревьев, листьев из бумаги.

Структура НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Вводная часть

Воспитатель ставит аудиозапись с голосами птиц, когда дети входят в группу

Воспитатель говорит: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их!

Воспитатель включает аудиозапись пения ласточки.Слайд1

Послушайте, какие чудесные звуки раздаются, как вы думаете, кто так поет?

А может эта та птичка, которую мы видели на прогулке, хотите узнать, кто это?

Предлагаю всем пройти на ковер.

Посмотрите на картинки, найдите эту птичку.

Проходят на ковер

Узнают птицу по голосу (ласточка)

2.Основная часть

Ребята, а как называются люди – ученые изучающие птиц?

Сейчас мы произнесем волшебные слова, а вы повторяете за мной и хлопаем в ладоши.

Раз, два, три, четыре, пять,

хотим орнитологами стать!

А теперь, ребята, предлагаю вам сесть на стульчики

Дети произносят слова

Садятся на стульчики

На экране демонстрируются слайды с фотографиями птиц.

2 слайд Воспитатель говорит:

Кто знает, что за птица?

Правильно, это белый аист.

Белый аист крупная болотная птица нередко гнездится возле человеческого жилья.
Излюбленной пищей аиста являются лягушки, жабы, ужи и гадюки, а также крупные кузнечики и саранча.

А издает аист клацающие звуки, послушайте.

Воспитатель ставит аудиозапись с голосом аиста

3 слайд

Кто знает, что за птица?

Зяблик, а назвали ее так, потому что перед дождем она всегда хохлится, будто зябнет и тихонько выговаривает «рюм-рюм». В народе говорят: зяблик рюмит к дождю. Зяблик подбирает семена, щиплет ростки, поедает жуков и гусениц.

4 слайд

А это что за пестренькая птичка?

Правильно, кукушка

давайте ее послушаем

Аудиозапись с голосом кукушки

5 слайд

А это что за красавица?

Мухоловка-пеструшка

А как вы думаете, почему ей дали такое название?

6 слайд

а эта птичка жительница парков

Чечевица

она живет в дубравах и старых парках. Питается чечевица семенами, ягодами, цветами и в небольшом количестве насекомыми. А в песенке отчетливо слышатся слова «чечевица», послушайте Аудиозапись с голосом чечевицы

7 слайд

Кто узнал ,что за птица?

Скворец,

Скворцы имеют длинный, сильный, прямой клюв прямой короткий хвост.
Гнездится в дуплах. Питается крупными насекомыми гусеницами и кузнечиками. Потребляет также виноград, вишни, черешни и плоды других плодовых деревьев.

Они охотно селятся в специально устраиваемых для них «скворечниках», В неволе скворец скоро привыкает к растительной пище.

Особенность его в том, что скворец легко заучивает отдельные слова и простые мотивы. Он может пролаять как собака, или мяукать, как кошка. Молодые скворцы по вылету из гнёзд образуют большие стаи.

Ссылка на основную публикацию