Осень – план-конспект НОД

Конспект НОД “Золотая осень”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Коррекционно-образовательные:

• Образовывать множественное число имен существительных.

• Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

• Учить образовывать относительные прилагательные;

• Подбирать прилагательные к существительному;

• Учить подбирать слова-антонимы;

• Согласовывать существительные с числительными.

• Развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

• Закреплять использование в речи понятий «деревья, кустарники»,

• «Осенние листья», «ягоды», «грибы». • Уточнять знания детей признаков осени.

• Расширение и активизация словаря.

• Формирование связной речи детей.

Коррекционно – развивающие:

• Развивать чувство языка у детей.

• Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать умение выражать своё мнение.

• Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_osen.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по лексической теме :

Во время обучения детей для того чтобы дети лучше усваивали приметы времен года были изготовлены четыре куклы – «королевы» символизирующие времена года, каждая кукла отображает основные признаки года. Дети легче запоминают то, что есть четыре волшебницы, и они помогают детям справляться различными заданиями.

  • Образовывать множественное число имен существительных.
  • Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Учить образовывать относительные прилагательные;
  • Подбирать прилагательные к существительному;
  • Учить подбирать слова-антонимы;
  • Согласовывать существительные с числительными.
  • Развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
  • Закреплять использование в речи понятий «деревья, кустарники» ,
  • « Осенние листья » , «ягоды» , «грибы» .
  • Уточнять знания детей признаков осени .
  • Расширение и активизация словаря.
  • Формирование связной речи детей.
  • Развивать чувство языка у детей.
  • Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывать умение выражать своё мнение.
  • Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.

МЕТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ : кукла «Королева Осень » , аудиозапись с голосом королевы « Осени » , волшебная полочка. Музыкальные фонограммы для проведения игр. Фланелеграф, картинки по теме осень . Вырезанные листья из цветной бумаги (рябины, березы, клена, осины, дуба) . Картинки с изображением осени , листьев, грибов.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия .

Вносится кукла «Королева осень » и рассказывает детям историю :- Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, узнали меня. Я пришла к вам из страны, а какая это страна вы должны догадаться. Как вы думаете кто она? (кукла, изображающая осень ) .

А как вы догадались, что это осень ?

Она одета золотое платье , на ней есть желтые листочки и т. д.

Какая это осень , если платье у осени золотое ?

Это «Королева Осень » . Она приглашает нас в путешествие.

Мы с вами сейчас сядем на волшебный ковер, закроем глаза и чтобы полететь вместе скажем. Проговариваем стихотворение вместе с детьми. (Ковер из листьев) .

Листья золотые падают , летят,

Листья золотые устилают сад .

Много на дорожках листьев золотых ,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

Вот мы и очутились в гостях у осени , в сказочной стране « Осенина »

Где мы сейчас очутились? (Картина « Осенний лес » ).

Что мы с вами видим в лесу?

Королева – « Осень » загадывает вам загадки.

Скажите, какие деревья растут в этом лесу? (Загадки о деревьях) .

Я из крошки бочки вырос, корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч. Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок – ничего, что плод мой мелок. (Дуб) .

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина) .

И садам украшенье. И дроздам угощенье. (Рябина) .

А какие еще вы знаете деревья?

Березы, липы, сосны, клены и т. д.

Королева – « Осень » вас спрашивает, а чем отличается

осеннее дерево от летнего дерева?

Осенью на деревьях желтеют листья, а летом они зеленые.

Сидели листочки на дереве все лето, и вот настала осень листочки , что сделали? (полетели) .

Ветер по лесу летал, (волнистые движения руками) .

Ветер листики считал :

Вот дубовый, (загибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца) .

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой ,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Посмотрите, какие листочки у королевы осени на ковре .

Давайте посмотрим, с каких деревьев слетели эти листочки.

(вырезанные из бумаги листочки лежат на полу) .

Читаем стихотворение и рассматриваем листочки.

На что похожи листья?

На мою ладошку лист похож у клена,

Осенью оранжевый , летом он зеленый.

Словно перышки листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья как монеты.

У каштана – словно опахала.

Было листьев очень много летом.

Осенью их стало очень мало

Королева – « Осень » предлагает вам поиграть в игру : голос королевы.

Давайте поиграем в игру.

Игра : «1, 2, 5,» (с опорой на картинки) .

один дуб, два дуба, пять дубов.

(клен, тополь, лист)

Одна липа, две липы, пять лип.

(сосна, калина, осина) .

Физминутка : вот налетел ветер и листочки полетели.

«Мы листочки, мы листочки

Мы на дереве сидели,

Дунул ветер – полетели

И на землю тихо сели».

А что это спрятала королева – « Осень » в траве под деревьями?

Чтение стихотворения «Грибок» . (Голос королевы.)

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем

В шапочке нарядной

Ты не прячь грибок,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

Какие грибы выросли в этом лесу?

Подберезовики, подосиновики и т. д.

А теперь поиграем. Игра «Чего не стало?» (картинки – грибы) .

Предлагается детям закрыть глаза и назвать чего не стало.

Что-то погода испортилась. Что случилось?

Пошел дождик. Упражнение «Дождик» . Под аудиозапись.

Дождь по улице идет,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы ,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Давайте посмотрим, что это в корзинке у осени ?

Игра «Большой – маленький» (картинки)

Лесовичок – он маленькийв его стране про все говорят ласково

Лист – листочек, солнце- солнышко,

Дерево- деревце, куст-кустик,

Лес – лесочек, трава-травка,

Игра «один- много» .

Дерево -деревья, куст – кусты,

Лист – листья, лужа – лужи,

Дождь – дожди, ветка – ветки,

Сук- сучья, туча – тучи.

Игра «Наоборот» . (картинки) .

Дерево высокое – низкое,

Лист – широкий – узкий,

Ствол толстый – тонкий,

Деревья мокрые – сухие,

Дорожка грязная – чистая,

Осенью день короткий – летом длинный,

Игра : «Подбери признак» .

Осень какая ? – ранняя, поздняя, золотая , дождливая,

солнечная, урожайная, холодная …

Игра : «Четвертый Лишний» .

Береза, осина, сирень, дуб.

Шиповник, орешник, сирень, липа

Давайте посмотрим, что с собой принесла осень в своей красивой коробке.

Ягоды, грибы, овощи и фрукты.

Ходит осень в нашем парке ,

Дарит осень нам подарки :

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам .

Погостили у осени , а теперь мы с вами отправимся на нашем ковре обратно в детский сад. Закрываем глаза и говорим заклинание. Стихотворение, которое говорили в начале занятия .

Вот мы и оказались в детском саду.

Ребята, какое же у нас с вами замечательное получилось путешествие. У кого мы сегодня были в гостях?

Дети : мы побывали в гостях у королевы – « осени » .

Я думаю, что вы запомнили приметы осени . Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего?

Мне понравилось, как вы работали. Наше занятие окончено , всем спасибо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной техники лепки (пластилинография).

Сценарий для проведения осеннего праздника в старшей группе.

Фото и небольшое описание проведения праздника.

Конспект Сценария осеннего утренника в средней группе.

Педразвитие

Автор: Сарычева Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ “Солнышко
Населённый пункт: п.Новосёлки, Ульяновская область, Мелекесский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД “Осенняя история”
Дата публикации: 05.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД для подготовительной группы на тему:

Цель: закреплять представления детей о характерных признаках осени и

осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой

природы: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно-

• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе,

используя образные слова и выражения, развивать внимание, связную речь,

расширять словарный запас (черешок, кромка, хлорофилл).

• Закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе и

умения делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения,

устанавливать причинно-следственные связи)

• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые

• Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии

зеленого вещества в листьях.

• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа

от его величины и формы.

• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного

Используемые формы организации познавательной деятельности детей:

групповая, подгрупповая и индивидуальная

Оборудование и материал: развивающая игра “Четыре сезона. Осень”, карта

маршрута, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, две коробки с

сухими и свежими листьями, кусочки белой ткани, сложенные пополам,

деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие разной формы.

• Наблюдать на прогулке как опадают листья с деревьев.

• Сбор листьев разной формы и окраски.

• Беседы об осени;

• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-

Микитов; стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

• Разучивание стихов и поговорок об осени;

• Пение песен об осени и слушание музыки;

• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней

• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной

художественной деятельности различных деревьев;

• Наблюдение за деревьями на прогулке;

• Поделки из природного материала;

Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают,

делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать

предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и

доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в

решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель: Ребята, я получила письмо от «Осени», адресовано оно нам –

воспитателю и детям группы, давайте прочитаем его:

Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже

наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье?

Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет?

Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?

Пойдем искать доказательства.

Ответ детей – (пойдем искать доказательства).

Воспитатель: На карте первая остановка, «жёлтый лист», нам нужно найти

Остановка №1. Игра «Приметы осени»

Задание: Объясните, как эта картинка связана с осенью, начните своё

объяснение со слов «Осенью…(дети берут картинки с нарисованными

приметами осени и называют их)

(Я использовала картинки из серии «Развивающая игра “Четыре

Воспитатель: как называются осенние месяцы? Какие названия им придумал

Дети: осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь;

1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником?

(потому что в это время появляется рябина).

2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Куда нас дальше ведёт карта?

Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят

Воспитатель читает задание:

Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про

температуру воздуха, направление ветра, дождь, снег, туман.

– Дети, а можно узнать какая будет погода по самой природе?

Дети называют приметы осени, которые позволяют определить погоду:

– Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.

– Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет,

а низко – так мало снега будет.

-У зайцев шерсть побелела – зима близко.

-Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.

– Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.

-Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы.

Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет,

позволяющих предсказать погоду.

Воспитатель: Куда нам двигаться дальше?

Остановка №3 Игра «Я начну, а ты закончи». (На карте

изображен оранжевый лист, воспитатель читает задание на обратной стороне

«Листа». Воспитатель начинает поговорку, дети заканчивают или дети сами

называют поговорки осени, передавая осенний листок.

– Осень – перемен восемь.

– Осень – запасиха, зима – прибериха.

-Осень – время собирать урожай.

-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.

-Осенью и воробей богат.

– Ноябрь — ворота зимы.

– В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.

– Осенью ложка воды ведро грязи.

– А вы молодцы ребята много знаете примет осени.

Физминутка осень пришла

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать

руками большой круг)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: – Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья

в разных красках

– Не вы их раскрашивали?

– А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья

желтеют и опадают? И как они опадают?

Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Воспитатель: Чтобы ответить на все эти вопросы я хочу пригласить вас в

проводят различные исследования и опыты. Как вы думаете, как называется

это место? (ответы детей)

настоящие ученые проводить опыты, наблюдать, делать выводы. Проходите

в нашу лабораторию.

Дети садятся вокруг стола – лаборатории, надевают белые халаты.

Остановка №4 (на карте «Исследователь»).

На каждого ребёнка приготовить набор: лупа, большой сухой лист, бел.

ткань, дерев. кубик. зелёный лист герани)

Воспитатель: А еще в лаборатории есть правила:

– точно выполнять все указания,

– аккуратно работать с оборудованием,

– в конце опыта делать выводы.

– Кто запомнил правила? Повтори, пожалуйста.

Воспитатель: – А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Воспитатель – А вам интересно узнать, как устроен лист?

А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?

Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и

Исследование №1 строения листа с помощью лупы:

Рассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие

трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки

листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая

она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет

лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Воспитатель: Листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу.

Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

Дети предлагают – Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам

кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по

листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

(Дети: на ткани появились зеленые пятна).

– Это зеленое вещество из листочка называется – хлорофилл, оно и

окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья

Воспитатель: проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Вывод (делают дети): Когда наступает осень и становится холоднее и

меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается,

пока не пропадает совсем. Тогда листья меняют свой цвет и становятся:

желтыми, оранжевыми, красными, коричневыми.

Воспитатель: проблемный вопрос: «Почему листья опадают?»

Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том

месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке,

появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки.

Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания

черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как листья опадают».

Приготовить большие и маленькие листьями на подносе.

(Можно попросить одного ребёнка отпустить большой лист, а другого

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному.

Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья

падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх

и выпустите листик из пальцев.

Воспитатель – Пока лист летел, что вы заметили?

Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся.

Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Исследование №4: Что же случается с опавшими листьями?

Ответ детей: Они высыхают.

А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших

Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не

Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.

Что Вам больше всего понравилось? Ответы детей.

Остановка № 5 ИГРА (да, нет)

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?

Конспект НОД по теме:”Осень”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию по теме “Осень”.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_osen.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №63 «Лесная полянка» комбинированного вида города Белова »

Конспект НОД по познавательному развитию

Воспитатель: Соколова О.Г.

Программное содержание : уточнить и закрепить знания детей об осенних изменениях в природе, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней.

Материалы: иллюстрации: «Как звери готовятся к зиме», муляжи фруктов, письмо в конверте.

Ход занятия: I Орг. момент.

– Ребята, к нам пришло необычное письмо. (Дети рассматривают конверт необычной формы, оклеенный осенними листочками.)

Куда : Детский сад

Кому : Детям старшей группы

От кого : От зайца из пригородного леса

Здравствуйте дорогие ребята!

На заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получился спор. Одна половина зайцев считает, что уже пора менять летнюю шубку на зимнюю, а другая половина зайцев доказывает, что еще рано, до зимы далеко. Одни показывали, что небо уже хмурое, а другие, что трава еще зеленая. Одни говорили, что осень уже наступила, а другие спорили, что осень еще далеко. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, ребята! Вы уже взрослые, умные, много в детском саду узнали. Объясните нам, далеко ли осень и скоро ли она будет в нашем лесу. Предоставьте нам убедительные доказательства. Ведь менять шубки для зайцев дело непростое! Надеюсь на вашу помощь.

Заячье собрание из пригородного леса.

Воспитатель удивляется, что, действительно у зайцев из пригородного леса серьезные проблемы.

– Ну, что, поможем предоставить заячьему собранию убедительные доказательства? ( Дети соглашаются.)

– Тогда давайте вместе вспоминать, что же такое – «осень».

II Игра « Исправь ошибки»

Скажите, ребята, что я говорю об осени правильно, а что неправильно.

– Осенние месяцы – февраль, июнь и март.

– Осенние месяцы – сентябрь, октябрь и ноябрь.

– Осенью листья на деревьях желтеют и опадают.

– Осенью птицы вьют гнезда и выводят птенцов.

– Осенью перелетные птицы улетают в теплые края.

– Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги.

– Осенью погода ясная, солнечная, теплая.

– Когда бывает такая погода: в начале или в конце осени?

– Осенью погода холодная, дождливая, пасмурная.

III Рассказ воспитателя, (с опорой на иллюстрации).

– Ребята, зайцы нам прислали письмо из леса, а давайте и мы заглянем в осенний лес, и посмотрим, чем там всякая живность занимается.

Раньше, в теплое время, на лесной дорожке можно было увидеть ящерицу или лягушонка. Как они готовятся к зиме? Как только похолодает, лягушки зарываются в тину на дне водоемов, ящерицы и змеи заползают под корни старых деревьев или под трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

Ёжик еле-еле передвигается, куда делись его быстрота и ловкость, спит на ходу. Он уже приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо это старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

– Ребята, а каких вы еще знаете животных, которые впадают в спячку? (Суслик, медведь)

– А где зимует медведь? Он тоже осенью роет себе глубокую нору?

– Медведь готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом. И такую мягкую постель приготовил себе в яме. А елочки, что по краям той ямы росли, он подгрыз, они наклонились и в шатер пушистый превратились. Надумает медведь спать укладываться, раздвинет лапами в хвое оконце, свернется калачиком и уснет до весны.

– Ребята посмотрите на картинку. Чем занимается белочка в осенние прохладные деньки?

– Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. Белочка очень хозяйственная. У нее в лесу кладовочки есть. Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. Еще найдет, в ту же ямку складывает. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает так много запасов, что за зиму сама не съедает.

– Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.

– Какие это животные? (Лиса, волк, заяц, рысь, олень).

– Всем этим животным щедрая осень «раздаривает» теплые пушистые красивые шубки. В таких шубках можно пережить морозы.

– Ребята, чем занимаются животные осенью, мы узнали, а как же люди готовятся к зиме? (Ответы детей).

– Правильно, это прежде всего сбор урожая.

Давайте вспомним, какие овощи поспевают осенью.

Я назову какой-то овощ. Если он растет под землей, вы садитесь на корточки, а если над землей, то встаете: морковка, капуста, и т.д.

– А, что еще поспевает осенью?(Фрукты.)

Игра «Что больше, что меньше».

Детям предлагается сравнить по величине фрукты и сказать, что из них больше (меньше): мандарин-апельсин, персик- абрикос, арбуз-ананас, вишня-слива.

– Ребята, скажите наступила осень или нет? Тогда, я думаю, нам пора писать письмо на заячью поляну, что осень уже наступила и что пора готовиться к зиме. А чтобы зайцы больше не спорили, давайте вместе им расскажем, что происходит осенью.

Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать.

– Осенью погода бывает…

– Люди осенью одеты…

– Листья на деревьях стали…

– Звери делают на зиму…

– Люди собирают в садах, полях и огородах…

Только что мы вместе составили рассказ об осени, теперь зайцы навсегда запомнят, что такое осень.

Теперь давайте запишем наш рассказ и отправим в лес на «Заячью поляну».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированная непосредственно-образовательная деятельность с детьми остается актуальной уже на протяжении нескольких лет.

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ и работой с природным материалом. Дети вспоминают стихи про осень, рассматривают пейзажи известных художников, и в дальнейшем создают свои коллаж.

Исмагилова О.Г. воспитатель МДОУ Детский сад №9 «Семицветик» НОД по образовательной области «Познание» . Формирование целостной картины мира.Пояснительная записка: Непосредственно-образовательная деят.

Звук С в слогах, в словах и предложениях.

Конспект совместной деятельности.

Конспект занятия для подготовительной группы по теме “Осенняя одежда, головные уборы”.

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим»

Методическая информация

Тема НОД, форма НОД

Тема «Осень, осень в гости просим».

Форма Беседа, игра, творческое задание.

Основная комплексная образовательная программа (парциальная), разработчик конспекта

Программа «Успех»

Разработчик конспекта НОД: воспитатель старшей группы №71 Данилова С.А.

Классификация НОД в системе образовательных мероприятий

Классификация: НОД, основана на деятельностном принципе – активное участие каждого ребенка в занимательной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познание» – развитие кругозора по данной теме; «Коммуникация» – развитие свободного общения со взрослым и детьми; «Социализация» -формирование представления о личностных возможностях детей. «Художественное творчество» – развитие продуктивной деятельности.

Форма организации детей – фронтальная.

Предварительная работа:

Ситуативные беседы по данной теме.

Разучивание песен, стихов, загадок осень.

Чтение стихотворения Маршака «Времена года»

Чтение стихов: Бунина «Листопад», Пастернака «Золотая осень», Фет «Осенью»

Подвижная игра «Плетень».

Рассматривание осенних пейзажей известных художников.

Беседы, наблюдения на прогулке за осенними явлениями в природе.

Формирование целостных представлений об осени.

Образовательные: Систематизировать и закрепить знания детей об осени.

Развивающие: развивать умение строить диалог со взрослыми и сверстниками.

развивать умение отгадывать и сочинять описательные загадки.

обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: Воспитывать любовь к родной природе.

Здоровьесберегающие: способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы на занятии.

По развитию навыков самопрезентации: развивать способность детей с удовольствием представлять окружающим результаты своей деятельности, стимулировать потребность детей обращаться к личному опыту для успешного осуществления новой деятельности, воспитывать чувство уверенности в себе и гордости за индивидуально значимые успехи и достижения.

Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель)

Развивать умения строить деловой диалог в процессе деятельности, умение задавать вопросы, опираясь на свои знания по теме осень.

Совершенствовать умение выразительно рассказывать стихи для сверстников.

Стимулировать стремление к достижению результата музыкальной деятельности (хорошо спеть песню) (Социализация, Коммуникация)

Развивать творческое воображение и творческую активность через передачу образов окружающего мира, явлений природы.

Развивать умение детей с удовольствием представлять окружающим результаты своей деятельности.

Формировать начальные умения рефлексии своей деятельности (мне было легко-трудно).

Развивать личностные качества ребенка: самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, уверенность в себе.

Необходимое оборудование и материалы

Демонстрационный материал: зашифрованное слово, мяч, волшебные листочки.

Раздаточный материал: материал для творчества, альбомы, акварель, мелки, кисточки, карандаши.

Средства ТСО:

– телевизор, запись песни «Осень», аудиозапись Чайковского «времена года» «Октябрь»

Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)

Этапы НОД

Подробное описание АМО (активные методы обучения)

Описание действий участников НОД

Воспитатель обращает внимание детей на волшебный экран, просит угадать, о каком времени года сегодня пойдет беседа.

Вхождение или погружение в тему

1. Д/И «Разгадай слово».

Цель: формировать умение определять количество слогов в слове, определять на слух местонахождения звука в слове, определять гласные и согласные звуки. Создание мотивационного настроя на взаимодействие.

Ребята, посмотрите на волшебный экран, здесь зашифровано слово, которое обозначает время года о котором мы будем сегодня говорить.

В – Это слово состоит из четырех звуков, но из пяти букв.

В -Это слово начинается с гласной буквы. Слово зима подходит под эту схему?

Д – Нет, потому что слово зима состоит из четырех звуков и первый звук согласный, а в нашем слове он гласный, и слово лето тоже не подходит.

Д – Это слово осень, оно состоит из пяти букв, и начинается с гласной буквы о, но в этом слове четыре звука почему?

Д – потому что ь мы пишем, но не слышим.

В – а почему не подходит слово весна?

Д – потому что, слово весна начинается с согласной буквы В.

В – правильно, ребята, вы догадались это слово и время года –Осень.

Конкурс чтецов: «Осенняя пора»

Цель: формировать умение выразительно рассказывать стихи, развивать способность детей с удовольствием представлять окружающим результаты своего художественного чтения, а также упражнять умение детей согласовывать содержание совместной творческой деятельности со сверстниками.

Викторина «Что ты знаешь об осени?»

Цель: систематизировать знания детей о характерных признаках осени, обобщить знания о деятельности насекомых и животных осенью.

Побуждать детям согласовывать совместную деятельность со сверстниками. Воспитывать чувство уверенности в себе и гордости за индивидуально значимые успехи и достижения.

Д/И «Угадай-ка»: Развивать способность детей с удовольствием представлять окружающим умения самостоятельно загадывать загадки своей деятельности, побуждать детей к новым успехам.

ДИ «Погода осенью».

Ц: Обогащение словаря: Дождливая, ветреная, хмурая и т.д.

Развивать умение объяснять сверстникам правила игры, воспитывать желание делится игровыми умениями со сверстниками.

Снять эмоциональное и мышечное напряжение, переключить внимание, обеспечит связь содержания с тематикой НОД, развить дружелюбное отношение друг к другу.

Рисование «Портрет Осени» и

самопрезентация продуктов творческой деятельности:

Цель: развивать умение представлять сверстникам свои умения, отражая достижения и причины затруднений, воспитывать чувство уверенности в себе и гордости за индивидуально значимые успехи и достижения.

В: Осень наступила

Вянет и желтеет

Травка на лугах

Туча небо кроет

Солнце не блестит

Ветер в поле воет

В – Сегодня я ее позвала к нам в гости, только вот что-то она задерживается, а может дорогу не может к нам найти? Как вы думаете, что мы можем сделать, чтоб осень нас услышала и поторопилась к нам?

Д – Спеть песню, рассказать стих.

В – Как нужно прочитать стихотворение, чтобы оно понравилось осени?

Д – выразительно, громко, с чувством.

В – Кто хочет рассказать стихотворение?

Дети по желанию рассказывают стихи про осень

Д -А еще можно спеть песню для осени.

В – Мы с вами много знаем песен про осень, а какую бы вы хотели ей спеть?

Дети сообща выбираю песню, воспитатель включает фонограмму, дети исполняют песню.

В – Послушайте, я слышу шаги, вы так хорошо спели песню и рассказали стихи, что осень нас наконец то нашла.

Заходит Осень – это ребенок.

О – Здравствуйте, ребята, спасибо вам за ваши стихи и песни слыша их я нашла дорогу к вам.

Стихи и песни вы про меня знаете, а что еще вы знаете про осень?

Вы знаете, что каждое время года состоит из трех месяцев, назовите пожалуйста осенние месяца.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

О: Молодцы, вы правильно назвали месяца года, а кто хочет рассказать, что происходит с природой в начале осени?

Ответы детей: Погода еще теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда.

О: Молодцы, ребята, а какая погода стоит в середине осени?

Ответы детей: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

О: А про позднюю осень вы что знаете?

Ответы детей: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

В – Осень, наши ребятки знают про тебя очень много и в этом ты сейчас убедишься хочешь вместе с нами поучаствовать в викторине про осень? ребята давайте с вами разобьемся на две команды, каждая команда сообща сначала будет придумывать вопрос про осень и задавать его другой команде, а та отвечать на этот вопрос и наоборот, какая команда задаст больше интересных вопросов про осень и ответит на них, та и победит.

Проводится викторина дети задают вопросы:

Д – Как называются осенние месяца?

Д – Куда осенью исчезают бабочки, комары, мошки?

Д – Как готовятся к зиме звери?

Д – Какие птицы перелетные какие нет?

Д – Что птицам страшнее зимой холод или голод?

Д – Как готовятся к зиме деревья? И т. д

Дети отвечают на вопросы друг друга.

Осень и воспитатель оценивает вопросы и ответы детей ,хвалят их, и за вопросы и ответы осень раздает волшебные листочки.

О – Ребятки, а загадки вы про осень знаете?

О – Кто хочет загадать нам свою загадку

Дети загадывают загадки друг другу:

Пусты поля, мокнет земля

Дождь поливает, когда это бывает?

Листья падают с осин

Мчится в небе острый клин

Осень хвалит детей, раздает за загадки волшебные листочки

О – Молодцы, ребята, а теперь я тоже хочу с вами поиграть в игру «Погода осенью».

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

В: Дети, а какая бывает погода осенью:

• Когда идет дождь – дождливая.

• Когда дует ветер – ветреная

• Когда бывает холодно – холодная

• когда тучи – пасмурная

• когда лужи – хмурая

• Когда светит солнце – ясная, солнечная.

О – Молодцы, ребята, а хотите со мной поиграть в подвижную игру «Плетень»?

Ответы детей: да

О – для этого нужно разделиться на четыре группы, выбрать себе в плетень друзей по желанию.

Дети по личным симпатиям делятся на четыре группы и проводится игра «Плетень»

В – Ребята, осень с нами играла, ей было интересно, а давайте мы осени тоже сделаем каждый подарок, я думаю, ей будет очень приятно, давайте каждый из вас нарисует портрет осени, только вы подумайте какая у вас осень будет на портрете, может она будет у кого-то хмурая, дождливая, ветреная, а у кого-то наоборот яркая, веселая, потом вы каждый расскажите про свой портрет осени.

Воспитатель включает фонограмму музыки Чайковского, дети рисуют.

В – Давайте рассмотрим ваши портреты осени, и вы расскажете какая у вас осень, что получилось, что нет.

Д – Я нарисовал осень добрую, яркую, спокойную, с деревьев тихо падают листочки, у меня хорошо получился ежик под деревом, он несет грибок и т.д.

Проработка содержание темы

1. Развитие образной памяти.

2. развивать способность с удовольствием представлять окружающим результаты своей деятельности, стимулировать потребность детей обращаться к личному опыту для успешного осуществления новой деятельности.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Что делали?

Ответы детей: К нам в гости приходила осень, мы проводили викторину, и ей рассказали все что знаем про осень, научились играть в игры «Плетень», «Погода осенью», потом рисовали портрет осени, у кого-то он поучился, хмурым, у кого-то ярким.

Рефлексия своей деятельности детьми с опорой на условные символы (волшебные листочки)

Воспитатель дает положительную оценку участия каждого ребенка в познавательно-игровой, творческой деятельности.

Воспитатель: А волшебные листочки помогут вам в этом убедится, возьмите волшебный листочек тот из вас , кто задавал и придумывал интересный вопрос, отвечал на вопрос, кто ответил правильно на вопросы осени и т.д.

Посмотрите, какие букеты из осенних листьев в ваших руках! Полюбуйтесь сами и покажите друг другу.

Дополнительная информация

Анализ и оценка воспитателем НОД с применением АМО (активные методы обучения)

Такие методы, как д/игры, беседы, художественное творчество расширяют знания и представления детей об осени.
Создают у детей радостное настроение , способствуют применению новых способов преобразования впечатлений и развивают творческое воображение, способность представлять окружающим результаты своей деятельности, радоваться своим успехам, и успехам других людей.

Использование АМО позволяет формировать ключевые компетентности дошкольника: познавательные, информационные, социально-коммуникативные, способствует развитию личностных качеств дошкольника.

Использованная литература, источники информации.

1. Программа «Успех» программа дошкольного образования. «Москва» Просвещение 2011г.

План – конспект НОД «Почему осенью листья опадают» подготовительная группа

А дминистрация Верещагинского муниципального района
Пермского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №89» г. Верещагино

«Почему осенью листья опадают»
Образовательная область «Познание»
Интеграция ОО: коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Ситникова Екатерина Павловна
МБДОУ «Детский сад № 89»
воспитатель
1 квалификационная категория
подготовительная группа

г.Верещагино
2013 г

Пояснительная записка
План – конспект НОД
тема: «Почему осенью листья опадают»
подготовительная группа
Образовательная область «Познание»
Направление: Познавательно-речевое
Интеграция ОО: коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, поисково-исследовательская деятельность
Цели:
Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
образовательные:
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях
• Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
развивающие:
Развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
воспитательные:
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом

Методы педагогической деятельности: словесные (беседа), проблемная ситуация, наглядные (демонстрация презентации), практические
Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран
Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.
Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.
• Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А.
• С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Вводная часть:
Дети под музыку заходят в зал: (Вивальди «Времена года»Осень)

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года … (Дети: осенью зовется)

Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете?
Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)
-Сейчас какая осень? (поздняя)
-Какой месяц осени идет? (Дети: октябрь)
Воспитатель : Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Раздаётся звонок электронной почты (общение через скайп)

Учёный: Здравствуйте, ребята! Я- учёный Иван Васильевич профессор биологических наук
– А вы знаете кто такие учёные? (Дети: это кто исследует, изучает объект и делает открытие).
– Я занимаюсь изучением растительного и животного мира на земле, и вот решил пообщаться с детьми из детского сада.
– А как ваш детский сад называется и в какую группу ходите? (Мы ходим в детский №89, в подготовительную группу «Ромашка»)

Учёный: -Осень красивое время года! А почему? (Дети: потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные)
– А какие приметы осени вы знаете? ( Дети: Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья – начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее)
Учёный: -А вы молодцы ребята много знаете примет осени.
-И вот я задумался, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
-Я предположил что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают
– А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете.

Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы ученого?
Ответы детей( нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)
Проблемный вопрос:
– А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
– Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.
– А что нам понадобится для наших исследований:
(Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
1. Опыт «Почему лист зеленый?»
– Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
– Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).
2. Опыт : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы
– Профессор предполагал , что листья опадают потому, что они плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают
-А я предлагаю сообщить наши предположения профессору (Общение через скайп)
-Из каких частей состоит лист?
-Почему листья зелёные?
-Почему листья меняют свою окраску и опадают?
-Как листья опадают?
Профессор: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад». Мне понравились ваши ответы, за это я высылаю вам по электронной почте сертификаты и присваиваю Вам звание младшего научного сотрудника лаборатории.
Рефлексия: А Вам понравилось общаться со мной? О каких явлениях природы вы ещё хотели бы узнать? (почему идёт дождь, снег, откуда берётся радуга). Я Вам оставляю адрес электронной почты обращайтесь в любое время. До новых встреч!

Конспект занятия “Осень”

Автор: Артемьева Майя Анатольевна

непосредственной образовательной деятельности

Подготовила: Артемьева Майя Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №27»

Цель: Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе .

Воспитывать любовь к живой природе, желание беречь её;

Воспитывать умение правильно вести себя в природе.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

Развивать воображение и творческую активность;

Развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружающем мире.

Формировать познавательные действия;

Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию;

Закрепить знания о знакомых деревьях, грибах, птицах.

Совершенствовать навыки аппликации.

Работа над словарем : черешок, кромка, жилки.

Создание среды для организации и проведения НОД :

Оформление уголка осеннего леса

Осенние листочки, скорлупа ореха, пластилин

Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья разноцветные разной формы

Картинки грибов, пенек.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая (игра-имитация «Дорога в лес»)

Коммуникативная (беседа, ответы на вопросы)

Двигательная деятельность ( физ. минутка)

Познавательно – исследовательская (рассматривание листочка)

Продуктивная (поделка кораблик из скорлупы ореха и листочка)

Музыкально-художественная (отрывок из Ф. Шопена « Осенняя мелодия»)

Чтение художественной литературы…др. ( загадка про белочку)

1.Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями

2. Имеет элементарное представление о строение листа;

3. Проявляет интерес к природе .

Критерии оценки деятельности детей на НОД

Проявление волевых усилий

Самооценка и др.

Интеграция образовательных областей

Развивать интерес к художественному творчеству

Принимать активное участие в деятельности

Развивать у детей творческие способности, воображение при изготовлении цветка

Формировать умения делать выводы, умозаключения.

Формировать умение детей решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

(беседа, игровые упражнения)

Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками.

Развивать мелкую моторику рук.

Беседа, ответы на вопросы

Формировать умение отвечать полным ответом

Создание мотива для деятельности детей (письмо от бельчонка)

Определение цели, выводы.

2. Основная часть:

Беседа о правилах поведения в лесу.

Игровая ситуация «Найди грибок»

Игровое упражнение «Для чего нужен пенек»

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Здравствуйте, ребята!
Кто-то бросил нам в оконце.
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
От кого пришло письмо?

Как вы думаете, ребята, от кого пришло письмо
Ответы детей: (от кошки, от воробья.)

Воспитатель: Нет, ребята.

Нам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться
Вам загадку отгадать.

Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
Ответы детей (белка, белочка, бельчонок)

Правильно, письмо от белочки.

Что случилось вдруг в лесу

Все ни как я не пойму

Все листочки пожелтели

С ветки медленно слетели

Застелили всю округу

И пустились в пляс по кругу

Ребята, что случилось в лесу у белочки.

Предполагаемые ответы детей (листопад, осень)

Что же нам делать, как помочь белочке?

Надо в этом более подробно разобраться

Собирайтесь скорее .В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные .

В даль тропинка нас зовет.
А пока будем идти в лес, послушаем звуки природы.
( Звучит фонограмма звуков природы.)
Дети идут по коридору (ходьба змейкой между кубиками, прыжки из обруча в обруч, ходьба по скамейке).
Подходим к лестнице.
– А теперь наша тропинка спускается вниз. Идем осторожно, не толкаемся, держимся за перила.

Показ, комментирование, дискуссия.

Определение способа изготовления.

Обыгрывание Физкультурная пауза

Вот мы и пришли в лес. А знаете ли вы правила поведения в лесу?
Ответы детей: да.
Висят знаки (ветки не ломать, гнезда не разрушать, не шуметь, не сорить)

Тогда ответьте, что обозначают эти знаки?
Ответы детей (нельзя ломать ветки деревьев, нельзя разрушать гнезда птиц, нельзя трогать животных, они могут быть опасны)
Заходим в спортивный зал, украшенный, как осенняя полянка леса.
– Вот мы с вами и в лесу .

З дравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Здравствуйте, гости дорогие

Приглашаем вас мы в лес!

По дорожке мы пойдем, и грибочки мы найдем.

Вероника, какой грибок ты нашла.

Артем, а какой грибок тебе нравиться. Почему?

Семен, а ты какой грибок нашел, он съедобный или несъедобный

А мухомор – красивый гриб, съедобный или несъедобный. А для чего он нужен в лесу.

Ребята, а полянка, на которой растут грибы, как называется? (грибная)

Много грибов на полянке? (много) Молодцы!

Вот в лесу стоит пенёк

Он совсем не одинок

Как ты думаешь, спрошу

Для чего пенек в лесу.

Как вы думаете ребята? (Чтобы отдохнуть, присесть)

Я хочу вам что-то показать, подойдите поближе, мы сейчас заглянем за кору пенька, что вы там видите?.

Ответы детей (жука, гусеницу, муху, насекомых)

Правильно, ребята. Насекомые спрятались за кору пенька, чтобы пережить зиму, холода.

Посмотрите, какая красивая полянка. Как её можно назвать? Давайте назовем её «Полянка разноцветных листочков»

Что нам шепчут листья?

Подойдем и спросим

Осень, осень, осень

Ребята, а осень грустное или веселое время года? (веселое, грустное).

Каждое время года прекрасно по-своему!

А почему именно осенью так приятно гулять в парке? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые края. Полина, какие птицы улетели на юг? Алена, как называют таких птиц? Другие птицы прилетают к нам зимовать. Какие это птицы, Лиза? Как их называют, одним словом?

Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Чтобы ответить на вопрос белочки рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы лучше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
Край листа называется «кромка».

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. (хлорофилл) Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт «Почему лист зеленый?»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет.
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист, становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

Потанцуем с осенними листочками.

Один лист большой, один маленький

Мы, листики осенние (покачивание)

На ветках мы сидели

Мы летели, мы летели. (бег)

И на землю тихо сели (присесть)

Ветер снова побежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели (бег)

И на землю снова сели (присесть)

Ребята давным-давно, когда не было бумаги, люди писали письма на листочках. Они прижимали их к сердечку, шептали добрые слова и отпускали. Поэтому если листик залетел к вам в дом, значит, к вам в дом прилетело счастье. Берегите его.

Хотите мы, тоже напишем письма. Для этого мы прижмем листик к сердцу, прошепчем добрые слова (пожелание), и натянем парус у нашей лодочки, посмотрите как у меня. Скорлупа грецкого ореха это лодка. Зубочистка будет мачтой. А парусом будет наш листочек. Для этого мы лист сложим пополам, черешок соединим с кромкой и натянем на мачту. Наши лодки готовы к плаванию.

Как вы думаете, все лодочки смогут доплыть? Маша, а тебе какая лодочка понравилась?

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Ребята, где-то в этом лесу домик бельчонка, нам надо все ему объяснить. Ответить на его вопросы.

Нашли. А вот и телефон. Давайте позвоним. Вот номер. Вероника набирай

52413.Дети рассказывают, что узнали, Что интересно было им. Белка угощает орешкам и.

Нам пора возвращаться назад. Как вы думаете, у нас все получилось? Если вам понравилось в лесу, я предлагаю взять с собой зеленый листочек, если не понравилось, то красный, а если вам что-то понравилось, а что-то нет – желтый.

Читайте также:  Cтановление слоговой структуры слова в детском возрасте
Ссылка на основную публикацию
–> (63.0 Kb)20.05.2014, 15:08
Ситникова Екатерина Павловна
–> Воспитатель, –>МБДОУ детский сад №89 г.Верещагино Пермский край